Избранный народ: иудаизм

Дэвид Харли

Иудаизм - старейшая из трех великих монотеистических религий мира, от него произошли и христианство, и ислам. Самую суть иудаизма составляет вера в то, что существует один единственный Бог, который сотворил весь мир и властвует в нем. Он - трансцендентен и вечен. Он провидит все и всезнающ. Учение свое он раскрыл (первые пять книг Библии, Тора) еврейскому народу и избрал евреев быть маяком и примером всему человечеству.

"И сказал Господь Авраму:
Я произведу от тебя великий народ,
И благословлю тебя, и возвеличу имя твое,
И будешь ты в благословении.
Я благословлю благословляющих тебя
И злословящих тебя прокляну;
И благословятся в тебе все племена земные".

Бог избирает народ: Бытие 12:1-3

Народ

Началось избрание еврейского народа Богом, когда прародитель евреев Авраам переселился из Ура Халдейского в землю Ханаанскую. Согласно библейскому повествованию, Бог явился Аврааму и сказал: "Пойди из земли твоей... в землю, которую я укажу тебе: произведу я от тебя великий народ, и благословлю тебя... и благословятся в тебе все племена земные".

Спустя несколько столетий в истории исхода из Египта народа Израиля записали, что Бог сказал израильтянам: "Вы будете у Меня народом избранным из всех племен; вы будете у Меня царством священным и народом святым". Это значит, что призвание евреев - находиться в особом отношении с Богом и нести особую роль перед лицом остального человечества. Быть избранным народом - огромная честь, но это также и огромная ответственность. Ведь они должны были стать "царством священным", которое служит единственному истинному Богу, и они должны были быть и "народом святым", в котором характер этого Бога отражен в их собственной жизни - личной, социальной и народной. Сегодня во всем мире живут около 131 миллионов евреев: 6 миллионов в Соединенных Штатах Америки, 3 миллиона в Израиле, а остальные рассеяны по всему миру, особенно по России и Восточной Европе. У них могут быть заметные различия в обычаях, литургии, образе жизни, даже пунктуации в иврите, но это один народ, сплоченный общностью их предков - Авраама, Исаака и Иакова.

Страна

Бог дал Обет Аврааму не только превратить его и потомков в великий народ, но также отдать им "во владение вечное"- землю Ханаанскую. Эта страна занимала (позднее она стала известна как Палестиина, или Израиль) главное место в мышлении евреев. Даже во времена пленения и изгнания помыслы их обращались к ней и к святому городу Иерусалиму. Столетиями преследования со стороны христиан вели евреев к понимаю того, что у них, как религиозного меньшинства, есть единственный способ избежать страданий - жить вновь в своей собственной стране. Такие устремления привели к появлению сионизма и, в конечном итоге, к основанию Государства Израиль.

Закон

Иудаизм не имеет формального символа веры, однако сущность веры выражена в "Шма",- это название трех строф Библии, которые ежеутренне и ежевечерне прочитываются каждым благочестивым евреем (Слово "шма" на иврите значит "слушай"). далее

Синагога

Большинство евреев объединяются в синагогах, хотя это вовсе не значит, что в синагогу приходят каждую неделю. Синагога (от греческого слова "дом собрания") переводится словосочетанием бейт-кнессет. Нет точных сведений о возникновении синагоги - возможно, она появилась в то время, когда евреи были в пленении вавилонском, после захвата Иерусалима вавилонянами в 586 году до н.э. Когда они вернулись из плена, то возвели на родине синагоги - дома религиозного обучения для изучения Торы. В Иерусалиме в зоне Храма синагог было немало, и после разрушения Храма в 70 году н.э. именно синагога заняла важную роль хранителя и продолжателя иудаизма. далее

Праздники

Новый год

Религиозный год у евреев содержит ряд праздников и постов. Первым является день Нового года (Рош-Гашана - на иврите "голова года"), и приходится он на сентябрь или октябрь месяц. Это праздник в ознаменование сотворения мира Богом и дарования ему суда. Еврейский молитвенник говорит: "В этот день сотворен мир. В этот день свершает он суд над каждым существом". В синагоге трубят в бараний рог (шофар), призывая людей обращаться к Богу; следующие десять дней предназначены для самопознания и раскаяния. Принято есть яблоко, макая его в мед, и желать всем доброго и радостного года. далее

Разделы