Наука, искусство и культура в исламе

Лотар Шмальфус

Ислам дал миру не только знаменитых военачальников и государственных деятелей, ярких поэтов, музыкантов, архитекторов и строителей, но и мусульманских философов и естествоиспытателей, достижения которых в период между девятым и четырнадцатым столетиями заложили краеугольный камень современной науки, на котором строилась наша цивилизация.

Мусульмане, приступая к изучению мира, нуждались в "сверхъестественном" стимуле. Считая Аллаха Непостижимым, Недоступным, ислам учил, что и творение его также непостижимо. Такой стимул и появился у Мамуна, бывшего в 813-833 гг. халифом Багдада. Во сне Мамуну явился дух Аристотеля, доказавшего ему, что между религией и разумом противоречия нет. Поэтому не обремененный больше никакими колебаниями Мамун распорядился построить Дом мудрости. В этой библиотеке надлежало собрать образцы всех имеющихся в мире книг.

Труды греческих, персидских и индийских ученых были собраны вместе и переведены на арабский язык, а извлеченное при этом знание - исследовано, воспроизведено и развито; отправной точкой и основой исламского знания явилось греческое учение, что за зримым хаосом Вселенной скрыт порядок, подвластный человеческому разуму и подчиняющийся общим законам. Таким образом, научная деятельность решает в первую очередь философские задачи, открытие основных законов Вселенной.

Мусульманские врачи продолжили дело своих предшественников в Древней Персии, обогащая их опыт и знания. Они открыли принцип кровообращения, разработали методы лечения оспы и проводили операции без боли, применяя анестезию. Труды великого Авиценны (Ибн Сины, философа и врача) служили в качестве важнейшего учебника в университетах Европы до XVII столетия.

В области математики исламские ученые усваивали знания индийцев. От них переняли десятиричную систему счисления, а также - заимствовали ноль. Они именовали его сифр, "пустой". Леонардо Пизанский (он учился у арабов), перевел это иноземное понятие как сифирум, а затем оно превращалось от зефиро до зеро. Именно арабы создали алгебру как раздел математики, используя символы для представления неизвестных величин.

С древнейших времен арабы пользовались звездами для ориентировки в пустыне. Когда они в восьмом веке познакомились с сочинением Птолемея, то тоже занялись исследованиями небосвода. Названия звезд и астрономические термины, такие как зенит, надир и азимут, служат свидетельством их вклада. Ученые все свои знания по географии вложили в атласы и путеводители, нанося на карты главные дороги всех известных им стран, а также названия и расположение крупных городов, расстояния их друг от друга. Они вычислили окружность и диаметр Земли.

Мировое влияние

В период расцвета своей культуры знание мусульман простиралось на все области без исключения. В Европе они вызывали огромный интерес. При любом контакте Запада с Востоком Запад учился. Центром арабской философии и науки стал двор Фридриха II Штауфена в Сицилии. В Леванте рыцари-крестоносцы приобщились к восточному образу жизни. Но прежде всего контакт этот происходил в исламской Испании. Уже в десятом веке города процветали. В Кордове было свыше 500000 жителей и 700 мечетей, 300 общественных бань и 70 библиотек. далее