Праздники

Новый год

Религиозный год у евреев содержит ряд праздников и постов. Первым является день Нового года (Рош-Гашана - на иврите "голова года"), и приходится он на сентябрь или октябрь месяц. Это праздник в ознаменование сотворения мира Богом и дарования ему суда. Еврейский молитвенник говорит: "В этот день сотворен мир. В этот день свершает он суд над каждым существом". В синагоге трубят в бараний рог (шофар), призывая людей обращаться к Богу; следующие десять дней предназначены для самопознания и раскаяния. Принято есть яблоко, макая его в мед, и желать всем доброго и радостного года.

Судный день

Судный день (Йом-Кипур) считается самым святым днем еврейского религиозного года. Он наступает в завершение времени покаяния, которое начинается в день Нового года. В этот день молятся, постятся и исповедуются в грехах. Согласно традиции, в этот день первосвященник делал жертвоприношение за грехи народа Израиля и входил внутрь "святая святых" Храма (а еще раньше - внутрь Суккота). Сейчас не стало Храма и не приносятся жертвы, но через раскаяние верующие стремятся обрести покаяние себе. Благочестивый верующий в течение двадцати четырех часов постится, весь день проводит в синагоге, одет в белое платье - символ чистоты и могилы. В конце этого дня он сочтет себя духовно возродившимся.

Суккот

Через пять дней после Судного дня наступает праздник Кущей (Суккот), который длится неделю. Это одно из трех аграрных празднеств в еврейском календаре (остальные - Песах и Шавуот). Он послужил прототипом также и для христианских аграрных торжеств. Во время этого праздника евреям предоставлена возможность вспомнить о том, что Бог не оставил свой народ, когда он сорок лет странствовал по пустыне. В собственном саду или возле синагоги строят временное обиталище типа шалаша (куши или сукка) и покрывают ветвями лиственных деревьев. Внутри этого шалаша проводят трапезы и даже спят в них - впрочем, это в зависимости от климата, потому что сквозь кровлю должно обязательно просвечивать небо.

Праздник Торы

После праздника Кущей (Суккота) приходит "Радость Торы", или Симхат-Тора. В течение года полностью прочитывается весь текст Торы, первых пяти Книг Библии. В этот праздничный день чтения завершаются последним отрывком Второзакония и начинают все снова, с первых строчек Книги Бытия. Молитвенная служба сопровождается большим ликованием и завершается ходом вокруг синагоги с песнями и танцами.

Праздник Освящения

Примерно в то время, когда христиане празднуют свое Рождество, евреи отмечают праздник Освящения, или Ханука. Этим праздником знаменуется победа Иуды Маккавея над сирийцами и очищение в виде освящения заново Иерусалимского Храма в 164 г. до Рождества Христова. Этот праздник длится восемь дней, и во многих еврейских семьях зажигают восьмисвечник или менору. В нем на самом деле девять свечей, но от одной, добавочной, которая называется "ханукия" (шамаш - ивр.), зажигают каждый день на одну свечу больше, так что на восьмой день они горят все.

Пурим

В феврале-марте настает Пурим, праздник в ознаменование событий, описанных в Книге Есфири. Пурим значит "жребий", который бросал Гаман, чтобы выбрать таким образом день для уничтожения всех евреев в Персидской империи. В синагоге читается в этот день Книга Есфири, и при каждом упоминании имени Гамана каждый присутствующий шумит принесенной специально для этого трещоткой или топает ногами. В семьях - это время для веселья, часто в маскарадных костюмах, и для угощения выпеченным из теста по этому случаю гаманташем.

Прохождение

Праздник Прохождения (Песах) - наиболее известный из всех еврейских праздников. Он совпадает приблизительно с христианской Пасхой и установлен в честь освобождения народа Израиля от египетского рабства. В домах совершают особую трапезу Седер ("распорядок"). На стол подаются традиционные блюда, поются песни и рассказывается история освобождения от Египта. Самый младший из детей должен задать вопрос: "Почему этот вечер отличается от всех вечеров?" - а отец семейства в ответ рассказывает о событиях из библейского Исхода, размещаемых в особой очередности, которая называется Хагада (Хагада означает "рассказ" или "повествование"). По традиции за столом оставляется одно незанятое место и ставится бокал вина для пророка Элиягу. Ожидают, что он придет как провозвестник начала мессианского века.

Накануне Прохождения в каждом еврейском доме проводится тщательная уборка, чтобы нигде не оставалось ничего квасного (дрожжевого).

Питаются, вместо обычного, плоским, пресным, неподошедшим хлебом (мацой). Маца - это напоминание о "хлебе скорби", такой хлеб ели еврейские рабы в Египте, его еще называют "хлебом свободы". Праздник этот известен еще как Праздник Опресноков.

Шавуот

После Прохождения длится период траура в течение семи недель. Связан он с провалом восстания против Рима во II столетии до Рождества Христова и со смертью из-за чумы многочисленных еврейских ученых в то же приблизительно время. Праздник Пятидесятницы называют еще "недели": он отмечает пятьдесят дней со дня Прохождения и дарование Богом на горе Синай Торы Моисею. В синагоге совершают молебени читаются Десять Заповедей, а некоторые евреи проводят всю ночь за изучением Торы. Еще одно название Шавуота - "день первых плодов". Синагогу украшают цветами и растениями, питаются в этот день молочными продуктами.

День траура

День Тиша Б'ав (девятый день еврейского месяца Ав - примерно, июль-август) еврейским народом отмечается как разрушение римлянами Храма в 70 году Рождества Христова. Некоторые связывают этот день с разрушением первого Иерусалимского Храма Навуходоносором в 586 г. до Рождества Христова. Это день траура и поста, и все украшения в синагоге убираются.

Земля, обетованная Богом людям как наследие, имела огромное значение для еврейского народа всегда. Плодородная долина реки Иордан, простирающаяся от севера Израиля до Мертвого моря на юге, лежит в ее центре.