Единство и разнообразие в исламе

Дэвид Керр

В исламе существует два основных направления - суннизм и шиитизм. Происхождение их берет начало от решения вопроса, возникшего перед мусульманами первого поколения: как получилось, что Мухаммед, "Пророк Аллаха", оказался во главе всей мусульманской общины? Этот вопрос всегда был для мусульман и религиозным, и политическим.

Сунниты - согласие общины

Ответ на этот вопрос у суннитов, которые образуют мусульманское большинство (90%), вкратце можно свести к следующему. Нет того, кто мог бы стать преемником Мухаммеда, ибо Коран есть завершенное и высшее проявление откровения, духовного наставления, и объявил об этом сам Мухаммед, "Пророк Пророков". По этой причине любой воспреемник Мухаммеда был не в состоянии оказаться кем-либо более значительным, нежели хранитель наследия Пророка. Он может быть халифом, главой верующих, нести ответственность за общину во исполнение Корана. Община выбирает себе халифом мужчину племени курейш, из которого был сам Мухаммед.

После кончины Мухаммеда в 632 году начался ряд халифов-воспреемников от Абу Бекра (632-634), к Омару (634-644), затем Осман (644-656) и Али (656-661). Все они "истинные четыре халифа" и считаются ближайшими сподвижниками самого пророка.

Постепенно сунниты сформировали универсальную систему общественного права, шариат. Общество было сцементировано этим сводом законов, но допускалось существование четырех ортодоксальных правовых школ - маликис, ханафис, шафирис и ханбалис. Однако главным оставался принцип "иджма". Понятийно "иджма" есть консенсус всего общества (общины), хотя на практике он реализуется в кругу юристов. В период после "истинно направляющихся" халифов сам халифат стал рассматриваться как хранитель шариата, но был отменен в 1924 году. В современном суннитском исламе иджма понимается следующим образом: если шариат соблюдается национальными правительствами мусульманских государств, то нет необходимости в восстановлении транснационального института халифа.

Шииты - авторитет и личное руководство

Главной фигурой религиозной власти для шиитов-мусульман является имам. Мухаммед, "Пророк Пророков", завершил цикл пророчеств, и уже невозможны дальнейшие боговдохновенные откровения. Но шииты верят, что он назначил своим преемником имама. Имам, наделений особой духовностью и безгрешностью, имел право толковать Коран. Поэтому шииты считают, что они люди "предназначения и определенности". далее

Два измерения

В исламе сунниты и шииты отражают разницу в реакции мусульман на божественное откровение. Ислам суннитского чина сосредоточен на сохранении традиции в обществе, на создании и сохранении структуры, в рамках которой общине удастся исполнить свои богоданные обязанности.

Шиитский ислам ведет свое начало от мученичества Али и его сына Хусейна; шииты всегда сохраняли сознательное отношение к страданию и отчужденности людей в жизни. На свои вопросы они ищут ответы в более эзотерическом понимании Корана и шариата. Сунниты озабоченно думают о внутренней, а шииты - о внешней стороне жизни. Более того, важная мистическая традиция суфизма прослеживалась в слиянии шиитского и суннитского сознания.

Суфизм

Главнейшие доктринальные направления ислама представлены суннизмом и шиизмом. Суфизм же есть обозначение внутренней жизни и того и другого. Приверженцы суфизма - это не секта: это те мусульмане - сунниты или шииты - кто стремятся ближе к Аллаху посредством дисциплины духовного очищения. далее

Разделы

  • Основные течения ислама