« Назад

Жизнь в еврейской семье

Дэвид Харли

Рождение и Бар-мицва

Согласно ортодоксальному еврейскому закону, евреем признается ребенок, рожденный еврейской матерью, хотя можно стать евреем и путем обращения в веру. На восьмой день после рождения еврейскому мальчику проводится обрезание. Это религиозный обряд, исполняемый могелом, специально подготовленным и аттестованным. При обрезании мальчик получает ивритское имя, которое понадобится, когда он будет Бар-мицва, при обручении и на намогильном камне его.

В раннем детстве за религиозное воспитание отвечает мать. Как только он научится говорить, его обучают молитве Шма (см. главу "Избранный народ: иудаизм"). В возрасте примерно пяти лет его определяют в религиозный класс синагоги, занятия там ведутся после уроков в школе по обычным дням и с утра в воскресенье. Главнейшим делом в религиозном классе является изучение иврита и священных книг. Девочкам важно также научиться еврейскому домоводству.

В возрасте тринадцати лет мальчик становится Бар-мицва (сын заповеди): после дня рождения в шабат его вызывают впервые во время службы читать со свитка Тору. После службы в синагоге обычно проводится вечеринка в семье для друзей. С этого момента он считается полностью ответственным за все поступки. Ожидается, что он исполнит все обязанности как еврей, он считается уже одним из тех десяти взрослых, которые нужны для кворума в общественной молитве (миньен).

Еврейская девочка становится ответственной за свои поступки по исполнении двенадцати лет, ее зовут Бат-мицва (дочь заповеди). Все чаще это событие стараются отметить торжественно.

Молитва

Благочестивый еврей молится трижды на день - утром, в полдень, а также вечером дома либо в синагоге. При молитве он обычно покрывает голову шляпой или облегающей шапочкой (называется ермолка, или кипа). При утренней молитве носят молитвенную накидку (талит), у которой на четырех углах пришиты кисти или бахрома в знак послушания заповедям Торы. В будничные дни молящийся также может надеть филактерии (тфилии). Это черные коробочки из кожи, где содержатся четыре отрывка из Писания: Исход 13:1-10 и 11-16: Второзаконие 6:4-9 и 11:13-21. С помощью ремешков одна коробочка пристегивается на лоб, другая налагается на левое предплечье. далее

Кашерная пища

Долг каждой еврейской домохозяйки беречь религиозную чистоту домашнего очага, и одной из многих ее обязанностей является забота о том, чтобы все потребляемое в доме питание было кашерным (правильным, или чистым, в соответствии с еврейскими законами питания). далее

Шабат

Шабат рассматривается как важнейший из всех еврейских религиозных праздников. Он отмечает и сотворение мира, и освобождение народа Израиля из Египта. Он сыграл значительную роль в сохранении иудаизма. Этот день отмечается в особой атмосфере радости и умиротворенности и видится как грядущее предвкушение века. далее

Брак и развод

В иудаизме брак рассматривается как священный обет невесты и жениха. Перед церемонией жених подписывает брачный контракт (ктуба), в котором перечисляются его обязательства перед невестой. Во время церемонии пара должна стоять под расшитым балдахином, поддерживаемым четырьмя колоннами, что символизирует их будущий дом. далее

Кончина и воскрешение

Последние слова умирающего еврея либо произносимые другими, если он слишком немощен - это слова Шма, те самые, которые первыми учатся детьми: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един..." На похоронах в знак глубокой скорби близкие слегка разрывают на себе одежду, выражая горе. Похоронный ритуал, которому присуща простота даже и в богатых семьях, проводится как можно скорее, желательно в пределах двадцати четырех часов после кончины. далее



« Назад