« Назад

Ветви иудаизма

Марвин Уилсон

Большинство евреев во всем мире ведут свое начало либо от ашкеназов, либо сефардов. Ашкенази происходят из центральной Европы, в основном Германии ("Ашкенази" означает "Германия") и Франции, затем они попадали в Польшу и в Россию. Евреи ашкенази сформировали идиш (средневековый немецкий) в качестве своего языка и создали богатую культуру - в искусстве, музыке и литературе.

Евреи сефарды ("Сефард" означает "Испания ") создали язык ладино (смесь испанского и иврита). До своего изгнания из Испании при инквизиции 1492 года сефарды были тесно вовлечены в мусульманский мир. Это предоставило им возможность создать неповторимую интеллектуальную культуру. Очень большое различие в культурной основе, существовавшее между ашкенази и сефардами, особенно заметно в современном Израиле, где в зависимости от этого каждый оказывает поддержку своему раввину.

Ясно, что евреи не представляют собой отдельной расы. И не является неизменным как институт иудаизм. Из-за смешанных браков, обращения в веру, а также рассеяния среди народов на протяжении столетий имели место "ответвления". Как следствие этого, среди евреев появились громадные культурные различия. Так, например, существует огромный разрыв между евреями индейцами в Мексике и чернокожими евреями фалашами в Эфиопии.

Параллельно с этими культурными группировками внутри современного иудаизма можно заметить различия ряда религиозных ответвлений. Современный иудаизм берет начало в раввинском (Талмудическом) иудаизме, а оба они произошли от иудаизма библейского.

Ортодоксальный иудаизм - подчиненность Закону

Сам ортодоксальный иудаизм рассматривает себя как единственно верный иудаизм, оформление его в четко определившееся движение протекало на протяжении первой половины девятнадцатого столетия. Он стремился сберечь традиционный (классический) иудаизм на фоне нарастающего Реформаторского движения в восточной Европе. далее

Реформаторский иудаизм - ответ на перемены

Свое начало реформаторский иудаизм берет в Германии. Просвещение в восемнадцатом столетии делало упор на разуме и прогрессе. И произошедшая в следующем столетии эмансипация сделала евреев открытыми к духовным свободам, к равноправию как граждан и новым перспективам в познании светского общества. далее

Консервативный иудаизм - сбережение народа

Коренные перемены, внесенные реформаторским иудаизмом, вызвали неудовлетворение среди евреев-европейцев. В конце девятнадцатого столетия Консерватизм возник как новое движение. Он выражал стремление к акцентированию положительных исторических элементов в еврейской традиции. далее

Прочие ветви

Хасидизм является ультраортодоксальным крылом иудаизма. Эти евреи, живя отдельно от иноверцев, последовательно идут путем педантичного исполнения Торы на каждом этапе жизни. У них имеется свой отличительный стиль в одежде (куда входят сюртук мерного цвета, пейсы), а также - празднично-веселая форма молебна (пение и танец). Основал это движение в Европе Исраэл Баал Шев Шем Тов (1700-1760). У хасидов множество сект рассеяно по всему миру, во главе каждой из них стоит свой реббе. Самые влиятельные в Соединенных Штатах - секты Любавич и Сатмар.

Новейшая ветвь иудаизма известна как Восстановление. Ее основал Мордекай Каплан (1881-1983 гг.), который в иудаизме усматривал становление религиозной цивилизации. В этом случае равное значение придается религии, этике и культуре.

События последнего времени

Распад Советского Союза привел к ускорению еврейской иммиграции в Израиль. Из-за существовавшего ранее советского ограничения религиозной свободы многие из этих иммигрантов прибыли в Израиль с тяжелейшей ограниченностью в понимании иудаизма и в практике его обрядов. Безработица, нуждаемость в жилье и политические беспорядки в отношениях израильтян и палестинцев создали дополнительные испытания, связанные с возвращением в страну. далее

Разделы

  • Теодор (Биньямин Зеев) Герцль (1860-1904)


« Назад