« Назад

События в иудаизме

Джеффри Каулинг

Эллинистический иудаизм

Когда произошло принятие иудеями за границей греческого языка в качестве своего родного, за этим последовали и неизбежные перемены в мировоззрении. Греческий язык служил средством, с помощью которого передавались идеи Греции, ее отношения и способы мышления. Конечно же, не все эти идеи оказывались глубокими. Сокровища греческой классической культуры разводились не особенно ценными материалами, перемешивались и даже в какой-то степени обесценивались. И тем не менее это был сильный, дающий вдохновение и стимул опыт переживаний. Люди, которые были в состоянии читать по-гречески, - особенно из числа проживавших в Александрии, - могли иметь счастье прочесть великих философов в оригинале. Однако, видимо, грекоязычных евреев было не просто оторвать от колеи своих обычаев настолько, чтобы заставить переживать всерьез тех, кто опасался такого отрыва. Они, как всегда, навещали Иерусалим, чтобы отметить в Храме свои праздники.

Римская Империя стала домашним очагом эллинистического (грекоязычного) иудаизма, были также и ответвления в Палестине. Из всех результатов греческого мышления важнейшим является сознательное применение логических правил мышления. Вместо упований, возложенных на личную харизму, раввины в своем учении сочинили правила, предписывавшие, какие из методик библейского толкования надлежало считать действительными. Так же, черпая из идейных запасов Греции, эллинистические евреи сами пытались повлиять ответно. Но у них ничего не получилось из этого: слишком большое неведение об иудаизме проявляют авторы данного периода, не являющиеся евреями.

Дать объяснение Библии с точки зрения греческой философии стремился Филет Александрийский. Сам же Филет был не философом, а проповедником и комментатором. Великие события из истории Израиля он объяснял как аллегорическое отображение вечных истин и адаптировал концепцию стоиков о Разуме (Логос), что было им названо "вторым Богом", посредником между Богом и Вселенной.

Многие еврейские труды, такие как Книга Мудрости, написаны в расчете на читателей-греков. В таких трудах критика греческих идей никогда не заходила далеко, ведь самый крупный разрыв между еврейским и греческим мирами был в решении вопроса о поклонении идолам, как пропагандистские эти труды были ненужными.

Общинная жизнь

Синагога выступала центром жизнедеятельности рядового еврея, проживавшего в грекоязычных кварталах. Там оказались все дела, связанные с верой, с чисто практическими вопросами. Устраивали жилье для приезжих, помогали бедным, налагали дисциплинарные взыскания, проводили общественные собрания и учили детей - все это в синагоге. Власть была в руках управляющего синагогой.

При синагоге имелся "дом учения". Здесь изучалась Библия и были библиотеки для учащихся. Синагога явилась первым еврейским центром поклонения Богу, где не было ритуала жертвоприношения. Поклонение состояло из молитвы, пения и чтения писания.

Талмуды

Талмуд - это обширное собрание сочинений, которые содержат учения раввинов. Основа его - собрание раввинских учений, выполненное Иудой Принцем (Мишна). Гемара (Гмара) составляет большую часть Талмуда. Реально существуют два Талмуда - Палестинский и Вавилонский. В первом записаны обсуждения, проведенные в раввинских школах Галилеи, особенно Тиберийской, на протяжении четвертого века Рождества Христова. Записи же последнего доводят до нас взгляды вавилонских школ (они не были завершены) до седьмого-восьмого столетий.

Оба Талмуда имеют много общего - в них параллельно ведется наступление на одни и те же вопросы. Больше того, эти два Талмуда нередко цитируют друг друга, имея, естественно, различия в толкованиях и в заключениях.

Mopе знания

Основное содержание Талмуда составляют исчерпывающие обсуждения Мишны, цитируются мнения самых разных раввинов и делаются выводы из их взглядов. Библейские тексты принимаются как авторитетные: но открыты для полемики и оставлены вопросы о том, который текст применим к той или иной проблеме. Общая картина - наглядный показ огромной изобретательности. Аргументация выбрана точно и очень глубока по содержанию в отношении к действительным философским и этическим проблемам. Хотя и есть места поверхностные.

Авторы (раввины) приводят в своих доводах всяческие документированные свидетельства, что придает Талмуду весомость энциклопедического масштаба. В писаниях этих возможно обнаружить аллюзии на весь запас раввинского познания - от народных выражений, фольклорных преданий, анекдотов, каламбуров, грез и сновидений - до научного знания того времени.

Традиционная методика овладения Талмудом - непрестанно его читать с помощью комментариев, возражать и выдвигать толкования до той поры, пока все это не станет полностью знакомым. Традиционные же методы Запада стали применяться лишь с недавних пор, т.е. - использовать содержание, алфавитные указатели и т.п. В настоящее время имеется разрыв между традиционной ученостью с ее глубоким знакомством с материалом и ученостью современной, где есть практическая проницательность, но знания нет.

Мы вынуждены быть очень осторожными, принимая чье-либо мнение о Талмуде как "учении иудаизма". В Талмуде записаны все взгляды авторитетного меньшинства, и, следовательно, есть необходимость в установлении того, кто именно и что сказал, насколько это было авторитетным, приняли ли это авторитеты позднее и какие именно были высказаны об этом комментарии!

Столетия понадобились на то, чтобы во всех общинах просто узнали о существовании Талмудов, не говоря уж о том, чтобы их принять. Талмуд Вавилонский обрел преимущество по причине бурного расцвета иудаизма внутри мусульманской империи, где вавилонский иудаизм преобладал над палестинским. Талмуд Палестинский оказался наиболее влиятельным в Италии и в Египте, местах, тесно связанных с Палестиной.

В возрасте 13 лет еврейский мальчик становится Бар-мицва ("сын заповеди"), принимая в полном объеме роль взрослого и ответственность внутри общины. Девочки достигают Бат-мицва ("дочь заповеди") в 12 лет. Здесь видна групповая церемония Вар-мицва, проводимая у западной Стены Плача в Иерусалиме.

Философия иудаизма

По причуде истории еврейская философия достигла своего расцвета в период девятого-двенадцатого столетий именно благодаря Арабской империи. Арабская империя собирала воедино богатства мысли цивилизаций прошедших времен, совершая перевод на арабский язык различных учений из Греции, Персии и даже Китая и Индии. Еврейскими учеными было проделано немало самобытного труда во всех областях философии, естественных наук, математики и медицины. Многие из них при этом занимались религиозной философией. далее

Еврейский мистицизм

Мистицизм проходит заметной нитью в иудаизме. Он состоит в вере в некий тип непосредственного видения божественной сути, способ переживания вещей и событий иначе, чем через наши обычные ощущения. Мистицизм может иметь дело с такими же идеями, как и философия, но полагается он не на аргументы или мышление, а на мистический опыт. далее

Хасидизм

Хасидизм возник в Польше в восемнадцатом столетии. С самого начала это движение было народным. Людям запуганным, обездоленным и безвольным он придавал надежду, интерес и радость. Движение Лаббетай привело людей к явному разочарованию, а "молитва через учебу" - по-раввински - тоже не приносила им утешения. А вот хасидизм был как раз тем движением, где слились эмоциональность со служением. далее



« Назад