Ислам: путь пророка

Монтгомери Уатт

Ислам возник в Мекке около 610 г. Рождества Христова. Господствовшей в это время религией в Аравии была одна из форм древней семитской веры с повсеместным распространением алтарей разных богов и богинь. И, видимо, существовала также вера в высшего или верховного бога, Аллаха. Остальные боги считались ангелами, и к ним обращались с просьбой заступиться перед верховным богом.

Большинство арабов были кочевниками, и их вера в человеческие добродетели была сильнее, нежели в божественную силу. Они верили в то, что все происходящее с ними предопределено Судьбой, являющейся, по их разумению, не существом, которому поклоняются, а простым "ходом событий". Ряд племен, полностью или частично, приняли христианство, имелись иудаистские общины в Медине и иных местах западной Аравии. Так что большинству арабов были знакомы идеи христианства и иудаизма.

Послания Аллаха

Ислам возник не среди кочевников, а среди городских мещан, занимавшихся торговлей. К концу шестого столетия купцы из Мекки добились монополии на торговлю с народами, населяющими берега Индийского океана и Средиземного моря, и верблюжьи караваны начали обходить западное побережье Аравии. В Мекке находилась святыня, храм Кааба, древний центр паломничества, а вся прилегающая местность являлась священной. Это благоприятствовало развитию торговли, но богатство, плывущее в Мекку, вызывало социальные трения, в особенности среди молодежи. далее

В Медину

Сторонников Мухаммеда начинают преследовать их многочисленные враги, иногда даже собственные родственники. Стало невозможно дальше заниматься религиозной деятельностью в Мекке, и в 622 году, вслед примерно за семьюдесятью мужчинами вместе с их семьями, он эмигрировал в Медину. Эта эмиграция, или хиджра, стала событием, ознаменовавшим собой начало исламской эры. Медина - плодородный оазис, в котором жители разделялись на две враждующие группировки. Большинство приняло Мухаммеда как пророка и согласилось вместе с эмигрантами из Мекки образовать общину, или федерацию. Они, вероятно, были готовы принять Мухаммеда, потому что слышали от евреев о том, что ожидается приход мессии. Они также питали надежду, что это положит конец их распрям. далее

Взрывоподобное распространение ислама

В западном направлении мусульмане завоевали северную Африку до Атлантического океана, прошли по Испании и несколько лет удерживались в южной Франции близ Нарбонна. При знаменитой битве под Пуатье в 732 году мусульманский экспедиционный корпус потерпел поражение от французов, что не ослабило позиций мусульман в Испании, которые доходили до Константинополя (современный Стамбул), но завоевать Малую Азию (Турция) не сумели. На восточном направлении, после захвата целиком Персии и Афганистана, они внедрились в Центральную Азию и перешли границу на реке Инд (современный Пакистан). Вплоть до 750 года эта огромная территория была единым государством, где правили халифы династии Омейядов. далее

Консолидация

В 750 году Омейядская династия халифов с центром в Дамаске прервалась. Следующие 500 лет правила багдадская династия Аббасидов. Но завладеть исламской Испанией им так и не удалось. Аббасиды постепенно теряли свое влияние и в прочих провинциях. Местные правители, стоя во главе войска, обычно настаивали на передаче должности своему человеку, сохраняя лишь весьма слабые связи с халифом. далее

На Восток

С 750 года военная экспансия замедлилась и практически единственным направлением ее стало продвижение в глубь Индии. Здесь своего зенита исламское владычество достигло в эпоху Великих Моголов, с 1556 до 1707 г. С индусами обращались, как с "людьми Писания", ведь их философы (не самые заурядные из индусов) являлись монотеистами. При том, что случаи группового обращения в ислам иногда происходили, большинство населения оставалось индуистским. далее

Влияние Европы

Примерно в 1500 году наступила новая эра в истории ислама. Португальский мореплаватель Васко да Гама, обогнув мыс Доброй Надежды и нарушив деловые контакты мусульман на побережье восточной Африки, в 1498 году добрался до Индии. Европа начала оказывать свое влияние на восточные территории исламского мира. На его западе же рухнувший еще в 1258 году халифат был восстановлен в период Османской империи, покорившей значительную часть юго-восточной Европы и южного побережья Средиземного моря в пятнадцатом и шестнадцатом столетиях, наладившей военные, дипломатические и торговые связи с государствами Европы того времени. В полную силу, однако, влияние со стороны Европы не ощущалось до периода, наступившего вслед за промышленной революцией. Историческим рубежом можно считать вторжение Наполеона в Египет в 1798 году. далее

Разделы

  • Мухаммед
  • Коран