Просвещение в древней руси. мероприятие в начальной школе просвещение в древней руси о первых школах и книгах бабаева о с. Просвещение в Древней Руси о первых школах и книгах
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Просвещение, книжность и общественная мысль Древней Руси. Просвещение в древней руси


§ 15 - Христианское просвещение на Руси

 

Святой Феодосий Печерский

Святой Феодосий Печерский. Икона XVII века

Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и просветительную деятельность церкви. Она была многообразна. Прежде всего просветительное значение имели те практические примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины подвижников — монастыри. Затем просветительное влияние оказывала письменность, как переводная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просветительное значение имели те предметы и памятники искусства, которые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.

Примеры благочестивой христианской жизни являли как мирские, так и церковные люди. Летописец говорит, что сам князь Владимир после крещения стал добрым и милостивым, заботился об убогих и нищих, думал о книжном просвещении. Среди его сыновей были также благочестивые князья. В среде простых людей на первых же порах после принятия новой веры являются христиане в самом высоком смысле слова. Таков, например, Иларион, из священников села Берестова (около Киева), поставленный в сан русского митрополита за свое благочестие, ученость и удивительный ораторский талант. Таков инок святой Феодосий, игумен Печерского Киевского монастыря, с детства проникнутый Христовым учением, оставивший зажиточный дом для монашеской убогой жизни и стяжавший себе славу подвижника, писателя и проповедника. Влияние подобных людей в русском обществе было очень велико и благотворно. Вокруг них собирались их последователи и ученики и образовывали целые общины, называемые монастырями. Древние монастыри не всегда были похожи на нынешние. Удаляясь из городов в лесную глушь, тогдашние монахи составляли свое особое поселение как бы в пустыне, не имея до времени ни храма, ни монастырских стен. Их община кормилась своими трудами и терпела нужду даже во всем необходимом до той поры, пока не получала известности и не привлекала благочестивых поклонников. Строгая жизнь и трогательное братство иноков, способ хозяйства их, совершенно новый для языческой среды, основанный на личном бескорыстии иноков и на их неустанном труде на пользу братии, — все это очень сильно действовало на умы тогдашних людей. Они желали помочь благочестивой братии чем могли: строили в монастыре храмы, дарили монастырю земли и рабов, жертвовали золото и драгоценности. Скромная община монахов превращалась в богатый и благоустроенный монастырь и делалась религиозным и просветительным средоточением для своей области. Монастырь учил не только вере, но и «книжному почитанию», и хозяйственным приемам. В монастырях образовывались целые библиотеки и процветала грамотность; почти все знаменитые писатели Киевской Руси вышли из монастырей. Хозяйство монастырей устраивалось по византийским образцам и руководилось византийскими законами и правилами. В этом хозяйстве не было рабов, потому что церковь не допускала у себя рабства, и рабочий люд пользовался гражданскими правами, хотя и был прикреплен к церковной земле. На обширных землях монастырей все хозяйственные порядки установлялись сообразно указаниям греческого закона и отличались правильностью и стройностью. Поэтому монастырское (и вообще церковное) землевладение становилось образцом не только для частных, но даже и для княжеских земельных хозяйств.

В первое время христианская письменность на Руси не была обширна. Книги, принесенные на Русь вместе с крещением, представляли собою болгарские переводы Библии, богослужебных книг, поучений, исторических книг, Кормчей книги и т.п. Под влиянием этой болгарской письменности создалась и собственная русская письменность, в которой главное место занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими исключениями, не отличалась ни ученостью, ни литературным искусством. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми, обладавшими некоторою начитанностью. Они подражали переводным образцам так, как умели, без школьной учености и риторического искусства. Тем не менее их произведения оказывали заметное влияние на духовную жизнь наших предков и содействовали смягчению нравов на Руси.

Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот в области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери, получивший название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание «десятину» (то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом в Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других главнейших городах Руси были созданы вслед за Десятинною церковью. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были, конечно, греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Развилось, таким образом, национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером и поэтому известно в науке под именем русско-византийского.

rushist.com

2.1 Письменность и просвещение. Культура Древней Руси

Похожие главы из других работ:

"Серебрянный век" русской культуры

Глава 1. Просвещение

Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения. К чести правительства...

Закономерности развития культуры Нового времени

5. Просвещение в России

XYIII век в России, или «век Русского Просвещения», - период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре XIX века)...

Западноевропейская культура эпохи Просвещения

Французское Просвещение

Оно представлено именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. Во Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество"...

Западноевропейская культура эпохи Просвещения

Просвещение в Германии

Руссо был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Он оказал огромное влияние и на современную духовную историю Европы с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры...

Западноевропейская культура эпохи Просвещения

Русское Просвещение

Русское Просвещение унаследовало проблематику Европейского Просвещения, но осмысливало и развивало ее вполне самобытно, в контексте с исторической ситуацией, сложившейся в российском обществе того времени...

Культура в эпоху Просвещения

2. Просвещение в России

...

Культура в эпоху Просвещения

2.2 Просвещение в российских условиях

Но многовековой путь развития России во многом отличался от европейского, и семена Просвещения, попав на русскую почву, принесли иные плоды, нежели на Западе. Во второй половине 18 столетия Франция уже была на пороге великой революции...

Культура в эпоху Просвещения

2.2.1 Екатерина II: Культура и Просвещение

В увлечении науками и изящными искусствами проявилась еще одна сторона многогранной, богато одаренной натуры императрицы. Екатерина занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты)...

Культура Древней Руси

2.1 Письменность и просвещение

Письменность существовала на Руси еще в дохристианский период. Сохранились упоминания о "чертах и резах" в сказании "О писменех" (рубеж IX-X вв). Автор, черноризец Храбр, отмечал, что славяне-язычники используют рисуночные знаки...

Культура и просвещение России первой четрверти XVIII века

2.1 Просвещение

Впервые при Петре 1 образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления задуманных им реформ нужны были образованные люди. Одним из величайших достижений Петра I в том, что он заставил российское дворянство учиться...

Особенности древнеегипетской культуры

3. Письменность, просвещение и наука в Древнем Египте

Египетская письменность - одна из древнейших в мире и проделывала свою обычную эволюцию - от пиктографии к идеографии (где рисунок обозначает слово или понятие), а затем к слоговому и алфавитному письму. Как всегда...

Расцвет русской культуры в XVIII в.

2.1 Просвещение и наука

Настойчивая потребность в специалистах, которых церковная школа дать не могла, приводит к созданию светского образования. Петр I заставил российское дворянство учиться. И это его величайшее достижение...

Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур

1.1 Просвещение

На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в...

Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское Просвещение

1.1 Европейское Просвещение

Просвещение по сути своей -- рационалистический тип культуры. Это нисколько не противоречит тому, что и во Франции, и в Англии...

Серебряный век русской культуры

1. Образование и просвещение

Система образования в России рубежа XIX--XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты)...

cult.bobrodobro.ru

История культуры древней Руси. Просвещение. Часть 1

История культуры древней Руси. Просвещение. Часть 1

Просвещение в древней Руси рано достигло значительного развития. Об этом свидетельствуют, например, сведения о деятельности князя Ярослава по распространению книг, несомненно, обусловленной не только личными склонностями князя, но и возраставшими потреб­ностями киевского общества в знаниях. Известно, что Ярослав не только сам «книгам прилежа и почитая е [их] часто и в нощи, и в дне», но «собра писце многы и прекладаше [переводил] от Грек на Словеньское письмо, и списаша книгы многы». Он же положил начало библиотеке при Софийском соборе в Киеве: «[Ярослав] любим бе книгам, и многы, написав, положи в святей Софьи» (Лавр, л., 1037). Как мы видели выше (гл. 6), в состав литературы вре­мени Ярослава с необычайной быстротой входят русские оригинальные произ­ведения, впервые освещающие судьбы и значение Руси и русского народа. Сыновья Ярослава, Святослав и Всеволод, представляются весьма образован­ными людьми своего времени; последний, например, «дома седя, изумеяше пять язык». И в дальнейшем случаи большой образованности в княжеской среде не­редки. Владимир Мономах, автор известного Поучения, имел широкое образо­вание и был, несомненно, знаком с иностранной литературой (в частности, греческой и латинской). Один из князей Ольговичей, Никола Святоша, сделав­шийся в начале XII в. монахом, собрал много книг,— они составили впослед­ствии значительную часть библиотеки Киево-Печерского монастыря. «Книж­ным» князем был и один из героев Слова о полку Игореве — Ярослав галицкий. Братья Андрея Боголюбского, Михаил и Всеволод, бывшие некоторое время в Греции, также знали несколько языков. Сын Всеволода «Большое Гнездо» — Константин, окружил себя учеными людьми, занимался переводами с греческого и собрал, подобно Николе Святоше, большую библиотеку. Есть свидетельство, что князь Роман Ростиславич (конец XII в.) будто бы даже разорился от покупки книг.

Положение духовенства и значительная идеологическая роль последнего в феодальном обществе превращали его в древней Руси, как в Византии и в Западной Европе, в «ученое сословие» средневековья. Если князья и высшая феодальная знать могли, как это бывало, оставаться мало образованными, а иногда и вовсе неграмотными, то для духовенства, особенно высшего, не только грамотность, но и подлинная образованность были совершенно необходимы и обязательны.

И действительно, среди духовенства мы видим весьма крупных писателей и просвещенных людей, авторов оригинальных литературных произведений, главным образом поучений и проповедей. Среди них надо назвать киевского митрополита Илариона, новгородского епископа Луку Жидяту, Феодосия Печерского, летописцев Нестора, Сильвестра и других, Кирилла туровского, Авраамия смоленского, написавшего много книг «ово своею рукою, ово многими писцы», наконец, Даниила Заточника и др. Все это были русские люди, их сочи­нения были написаны на русском языке. Этим преимуществом не обладали греки, возглавлявшие русскую митрополию и епископские кафедры, так как они обычно не знали русского языка и должны были действовать при помощи пере­водчиков. В числе «книжных людей» могут быть названы и рядовые попы и мо­нахи. Известно, что ими окружил себя князь Ярослав и поощрял пх к переводу греческих книг на русский язык. Монахи часто посещали Константинополь, Афон и Иерусалим в качестве богомольцев и сообщали затем своим русским ноотечественипкам разнообразные сведения, собранные в специальных описаниях путешествий.

Весьма образованными были иногда также и отдельные представители княжеской дружины и боярства. Таков, например, некий черниговский боярин, Федор, блестяще обучивший дочь местного князя Михаила, Ефросинию. И жития последней узнаем, что она «не во Афинех учися, но афинейски премудро­сти изучи», т. е. освоила весь круг тогдашних знаний: «философию, риторию и всю грамматикию» под руководством своего светского наставника. Можно упомя­нуть женщин высшего феодального круга, стоявших почти на одинаковом культурном уровне с мужчинами, например, сестру князя Ярослава Предиславу, дочь полоцкого князя Георгия — Ефросинию; образованными, повидимому, были и дочери Ярослава, бывшие замужем за французским, шведским и вен­герским королями.

Сознание необходимости просвещения, а также его качественная высота в киевском обществе ярко выявляются из суждений современников. «Велика бо бывает полза от ученья книжного,— говорит, например, летописец,— книгами бо кажеми [наставляемы] и учпми есмы пути покаянью; мудрость бо обретаем и воздержанье — от словес книжных. Се бо [т. е. книги] суть рекы, напаяющи вселеную, се суть исходища [т. е. источники] мудрости. Книгам бо есть неищетная глубина... Аще бо иоищеши в книгах мудрости прилежно,— продолжает летописец,— то обрящешп велику ползу души своей» и т. д. (Лавр, л., 1037). «Подобны суть книги глубине морской,— читаем в одном из сборни­ков, так называемом Измарагде,— ныряя в которую износят дорогой бисер». О значении книжного чтения «некий калугер [монах]», открывающий своим Словом Изборник Святослава 1076 г., говорит в образных сопоставлениях сле­дующее: «Узда — коневи правитель есть и въздержание; правьдьнику же — книгы. Не составить бо ся корабль без гвоздий, ни правьдник — бес почитания книжьнаго. Красота воину — оружие и кораблю — ветрила; тако и правьдь­нику — почитание книжьное». Иногда среди указанных суждений современ­ников слышатся требования серьезного и внимательного отношения к содер­жанию книг: «Со многим прилежанием почитай словеса, а не тщися листы токмо обращати,— читаем в одном из популярнейших в то время сборников, Про­логе,— аще ти [тебе] есть требе [нужно] не ленися, но и двакраты прочитай словеса, да разумевши силу их». Наконец, слышится и речь, осуждающая по­верхностное отношенпе к чтению и усвое­нию знаний. «Повежь ми [скажи мне], убо, нечестиве и неразумиве, — гневно обращается к читателю неизвестный автор одного поучения,— что ся хвалиши книги чтя и вся проходив, а разума чтомому не ведая, и кориши разум книжный?» «Ум без книг, аки птица опешена. Якож она взлетети не может, такоже и ум недомыслится совершена разума без книг»,— заключает один из русских книжников конца XII в. (сборник Пчела).

img020...jpg

Подпись дочери Ярослава, французской королевы Анны на жало­ванной грамоте Суассонскому мона­стырю

Таково было отношение к книгам и просвещению в древней Руси. Далее из слов первого киевского митрополита из русских Илариона, что «не к неве­дущим бо пишем, но преизлиха насыщьщемся сладости книжныа»,— можно предположить, что обыкновенной, рядовой грамотностью и просвещенностью были охвачены не только высшие круги русского общества XI в., но, возможно, и более широкие слои городского населения. Раскопки в древнерусских горо­дах, особенно в Новгороде, приносят все больше и больше ремесленных изде­лий и бытовых предметов XI—XII вв., снабженных надписями мастера или владельца. Особенно интересны надписи новгородских сапожников на колод­ках заказчиков, помеченных их именами. Все это свидетельствует, что грамот­ность глубоко проникла и в городскую ремесленную среду. Развитие город­ских ремесл, торговля с Востоком и Западом требовали с возрастающей настоя­тельностью грамотности, например, от купцов и некоторых ремесленников. Но все же необходимо подчеркнуть, что образованность была главным образом привилегией княжеско-боярских и церковных слоев. О классовой ограничен­ности просвещения, о его преимущественной принадлежности феодалам и об его большом значении именно для них прекрасно говорит один из блестящих ораторов и образованных людей XII в.— Кирилл туровский: «Аще бо мира сего властители, иже в житейских вещах труждаются, прилежно требуют книж­ного почитания», то, продолжает Кирилл,— «кольми паче нам подобает учиться в них и всем сердцем взыскати сведения словес божиих о спасении душ наших писанных».

В XII—XIII вв. число центров просвещения увеличивается: наряду с Кие­вом и Новгородом выступают Ростов и Суздаль, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Галич. Главными очагами образованности в этих городских центрах были епи­скопские кафедры, монастыри, а часто и княжеский двор, где сосредоточивались книжные богатства, которые затем, после переписки, в копиях («списках») расходились отсюда в разных направлениях.

Любители и собиратели книг известны и в княжеской и в дружинной среде. Своего рода «библиофилом» был, например, курский посадник, у которого про­ходил отроческое служение Феодосий Печерский. В Киево-Печерском патерике рассказывается о печерском иноке Григории, у которого была целая биб­лиотека («книгы»), принесенная им, очевидно, с воли и подвергшаяся даже нападению «татей».

Сфера влияния этих центров просвещения не простиралась, однако, далеко за черту названных городов. Внегородские монастыри были в рассматриваемый период очень редки, бедны книгами и образованными монахами. Массы сельского населения, сопротивлявшиеся христианству, спутнику их закабаления и пора­бощения, долго еще продолжали питаться старыми религиозными представле­ниями, сложившимися еще в условиях первобытно-общинного строя. Известно, с какой враждебностью была встречена пропаганда христианства в отдаленных от Киева местностях и землях (см. гл. 3).

Христианизация расширила и углубила связи древней Руси с Византией и южным славянством, и усилила ее связи со странами Западной Европы. Лишь в середине XI в., после официального разрыва между Константинополем и Римом, под влиянием появляющейся на Руси полемической литературы, постепенно слагаются враждебные отношения к «латинянам». Однако эти враж­дебные отношения никогда не достигали в домонгольской Руси той степени, как позже в Московской Руси. Впрочем, и в это время не обходилось без крайно­стей. Так, Поликарп причисляет к проявлению «беснования» уменье говорить на иностранных языках — еврейском, греческом, латинском и др. Размах по­литических и экономических связей Руси отразился в едва ли преувеличенных похвалах летописца, когда он говорит, что Владимир Святославич «бе живе съ князи околними миром с Болеславом Лядьскым, и с Стефаномь Угрьскымь и с Андрихомь Чешьськым, и бе мир межю ими и любы» (Лавр, л., 996) или что «слава великая» Владимира Мономаха «ко странам дальним, рекуще и греком, и к угром, и ляхом, и чехом, дондеже и до Рима пройде». Католические Поль­ша, Венгрия и Чехия являлись ближайшими странами, с которыми древняя Русь поддерживала постоянные связи. Ими объясняется появление в Галицко- Волынской летописи, например, сведений о различных католических святых. Поэтому понятно знакомство русской феодальной среды не только с греческим и латинским, но и с современными им западноевропейскими языками.

Н.С. Чаев

Источник: Академия наук СССР. История культуры Древней Руси. Под общей редакцией академика Б.Д. Грекова и проф. Артамонова. Том 2. - М., Издательство академии наук СССР, 1951.

STSL.Ru

18 Марта 2018

www.stsl.ru

Просвещение, книжность и общественная мысль Древней Руси.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 24Следующая ⇒

Вопрос о характере, содержании, уровне и формах древнерусской образованности составлял один из важных предметов напряженной полемики в русской общественной мысли на протяжении последних пяти царствований. В начале 19 века именно он впервые разделил отчетливо два основные русла – славянофилов и западников. В конце 19 века обсуждение этого вопроса находилось на острие "борьбы за школу", своеобразного русского "культуркампфа" Оценку роли Церкви в деле просвещения России, в русской культуре связывали с вопросом о мере участия Церкви в деле просвещения в дальнейшем. Сторонники укрепления влияния Церкви на русскую школу стремились показать, что ее участие в деле просвещения во все периоды русской истории было успешным и плодотворным. Противники (либералы, социалисты) отстаивали тезис о том, что, имея в своих руках все русское просвещение на протяжении веков, русская Церковь так и не сумела его хорошо организовать, а значит, в дальнейшем не должна допускаться к организации школьного дела в России либо радикально изменить собственные подходы к образованию.

 

В идеологии петровских и послепетровских образовательных реформ последовательно проводится мысль о полном невежестве допетровской России. Просвещение насаждается на девственной почве, перенимается от образованных европейских народов, где уже дает обильные плоды. Русским следует осваивать плоды просвещения и скорее укоренять его на своих пажитях. Это светское просвещение, оно способствует росту изобилия и совершенствованию нравов, правильному устроению гражданской жизни и пользе государства. Прежнее русское просвещение для решения этих задач бесполезно, оно ограничено исключительно вопросами веры и церковной жизни, распространяется в пределах священнического сословия, и в этих границах и должно оставаться. Идеология эта распространяется тем успешнее, что одно из первых лиц в Церкви – Феофан Прокопович – активный проводник этих идей.

 

Точку отсчета, исходя из которых данная идеология может быть подвергнута конструктивной критике, а вместе с тем и точку построения научной методологии исследования образованности в русской культуре задает И.В. Киреевский. Анализируя его работы "19 век" (1832 г.) и "о характере просвещения Европы и его оношении к просвещению России" (1852), мы видим, что, отказываясь от противопоставления "образованного Запада" и "непросвещенной России", он предлагает идею "типа" образованности и обращает внимание на то, что в Древней Руси,, несмотря на видимое отсутствие систематического школьного образования, мы встречаемся с высокой культурой нравственного просвещения народа, источником которого является Церковь. Он полагает, что возрожденческий поворот Запада к систематическому образованию по типу античности не может оцениваться однозначно положительно. Этот поворот означал отказ от святоотеческой традиции духовного просвещения, которая не только целиком вбирает в себя систематическую школу античности, но и восполняет ее, образуя новый тип, органично сочетающий "внешнее" (система, логика, дисциплина ума) и "внутреннее" (нравственное, "сердечное") просвещение. Киреевский связывает перспективу развития просвещения в России с утверждением его на основаниях святоотеческой традиции.

 

Тем не менее, во второй половине 19 века направление исследований и оценок состояния древнерусской образованности связано с поиском систематически организованной школы античного образца (6, 8, 11, 13, 15, 22, 23). В ряде работ защищается точка зрения, что по крайней мере в Киевский период такая школа не только существовала, но была повсеместно развита. Первой весьма основательной и всеми замеченной монографией этого направления было исследование Н.Лавровского (11), выполненное на большом круге летописных источников, обзору которых он посвящает отдельное научное сообщение (12). Лавровский стремится доказать повсеместное распространение тесно связанных с Церковью начальных училищ с систематическим набором дисциплин, а также определить состав обучения, опираясь на свидетельства русских летописей и аналогии с византийской и западной школой времен Карла Великого. По реконструкции Лавровского, в состав дисциплин входили чтение, письмо, пение, грамматика, счисление. Книга вызвала большой общественный резонанс; отчетливо обозначив проблему, она стимулировала научный поиск как последователей, так и противников заявленной позиции. В русле выводов Лавровского лежат суждения митр. Макария в его "Истории русской Церкви" (СПб, 2857), на них опираются работы М.Д.. Хмырова ("Народная школа", 1869 – 22), Миропольского (СПб, 1894 – 1896 – 15), Лебедева Н.А (СПб, 1874 – 13).

 

Н.Г.Чернышевский оспоривает выводы Лавровского и полагает, что из приведенных летописных свидетельств нельзя извлечь никаких выводов, кроме того, что книжное дело и грамотность на Руси поддерживались за счет каких-то культурных механизмов, однако определенного вывода об их характере сделать нельзя. Он резко критикует Лавровского за произвольное толкование свидетельств, в частности, за интерпретацию глагола "учити". "Глагол "учити" значил не только учить, но также и поучать, назидать. Все места летописей, свидетельствующие о том, что пастыри церкви назидали свою паству в благочестии и благонравии, он перетолковывает в том смысле, что они заводили училища и были наставниками в качестве школьных учителей, а не в том качестве, как повсюду и всегда каждый священник называется наставником своей паствы"(23, С.689-690).

 

Первый русский систематик всемирной истории педагогики – Л.Н.Модзалевский, намереваясь включить отечественную педагогическую историю в мировой контекст, в наброске о допетровском периоде русской образованности предлагает такую схему: византийская образованность в Киевский период, затмение просвещения и отсутствие даже простой грамотности после монгольского завоевания, заимствование модели западноевропейского схоластического образования (западнорусская и Московская ученость 15-17 вв), решительный переход к западноевропейским моделям после Петра (14, с. 321-347). В Киевский период Русь сумела вполне воспринять византийскую образованность, как со стороны уровня достигаемой учености, так и по характеру организации учебного процесса. Он описывает весьма обширный план дисциплин подготовки, но ничего не говорит о широте распространения этой образованности, однако особо отмечает такую характеристику древнерусской педагогической культуры, как ее преимущественную направленность на нравственное развитие личности – черта, утраченная в период схоластической западной учености, сконцентрированной на внешнем освоении суммы познаний, и с трудом обретаемая в современной (речь идет о 60-х гг. 19 века) школе. Детей, по словам митр. Михаила, следует учить "словесем книжного разума, также и благонравию, и в правде, и в любви, и зачалу премудрости – страху Божию, чистоте и смиренномудрию; учити же их не яростию, не жестокостию, не гневом, но радостовидным страхом и любовным обычаем и сладким поучением, и ласковым рассуждением, противу коегождо силы, и со снисхождением, на не унывают… на пользу души же и телу" (14, с. 328). Византийская образованность разрушена в результате монгольского завоевания. В Московский период книжная грамота неизвестна не только народу, но зачастую князьям (Дмитрий Донской, Василий Темный не научены грамоте и книжному чтению), даже в священники часто ставят неграмотных людей (вывод опирается на постановления Стоглавого собора 1551 г.).

 

Другую схему предлагает в "Истории русской Церкви" Е.Е. Голубинский (6; М, 1880). Просвещение по греческому образцу было водворено у нас очень ненадолго в высшем (боярском) сословии и быстро угасло, выродившись в простую грамотность, поддерживающую начетничество, в границах почти только священнического сословия. Причиной тому было вовсе не монгольское завоевание, но неудачный выбор способа, посредством которого это просвещение насаждалось. Владимир Великий, выбрав веру и крестив Русь, имел намерение в полной мере приобщить страну к греческой просвещенности в самом широком смысле, включая ее ученость и ее художественную жизнь. Однако эта попытка не удалась. Школы, едва появившись, угасли. Владимир, Ярослав, его дети – вот поколения, в границах которого окончилось, едва начавшись, русское просвещение. В этих поколениях мы встречаем привезенных греческих учителей, владеющих систематически научной подготовкой, включающей риторику, диалектику, грамматику и передающих ее русским ученикам. Пример такого блестящего ученичества – митр. Илларион, "Слово о законе и благодати" – безукоризненное риторическое произведение. Однако позднейшие писатели демонстрируют совершенный упадок школы, являя одну только грамотность. Причина этому была в том, что способ поддержания просвещения, принятый в стране древней классической образованности, какой была Византия, русской культуре оказался не по силам. Современное просвещение поддерживается посредством казенных, содержимых правительством, училищ, однако этот способ поддержания и распространения просвещения – сравнительно недавний, явившийся на Западе в начале новейших времен. В греческой же классической традиции школы опирались на частную инициативу, порождаемую развитыми в культуре потребностями в учености и художествах. В культуре же варварского народа, каким был русский, эти потребности не развились, и частной инициативе не на чем было расти. Голубинский полагает, что Владимир, набрав частных учителей, не собрал их вместе и не образовал казенных училищ с систематическим курсом обучения, поддерживаемых за счет государственного обеспечения и контроля. Он отдал призываемых им боярских детей в частное обучение к вольно практикующим греческим ученым, и, поскольку ни воля правительства, ни сила традиции не поддерживали полный курс систематический обучения, он быстро выродился до простого научения книжной грамотности. Попытка Владимира была единственной, и никто ее более не возобновлял. Грамотность, однако, на Руси привилась и монгольское завоевание ее не нарушило. На Западе развитие образования, подхватившего западную классическую традицию, Голубинский связывает с деятельностью Карла Великого, сделавшего организацию просвещения в народах варварских правительственной инициативой. Древняя же русская история не выдвинула такого монарха, который бы взял в свои руки продолжение традиции восточной греческой образованности на почве нового варварского народа. Такой монарх явился лишь в новое время, однако образованность, для насаждения которой он использовал силу государства, была заимствована уже не из древней Византии, но с современного Запада (6, с. 583-596).

 

П.Ф. Каптерев (8) предлагает схему трех периодов развития отечественной педагогики – церковного, государственного и общественного, интегрируя в рамки церковного периода Киевскую и Московскую эпохи. Характеристику церковного периода он строит почти исключительно на материале московского периода, полагая, что достоверную характеристику киевской эпохи получить трудно из-за недостатка свидетельств. Основываясь почти целиком на известном Послании архиепископа Новгородского Геннадия (19) и на постановлениях Стоглавого Собора, он крайне низко оценивает уровень грамотности на Руси. В этих документах отражена неудовлетворенность состоянием грамотности в среде духовенства (речь идет не о систематическом просвещении византийского образца, но о способности читать богослужебные книги) и требование широко развернуть дело подготовки священнослужителей в части церковной книжной грамотности. Впрочем, свидетельства этих же документов могут быть проинтерпретированы и в другом ключе: вследствие бурного роста церковных приходов и монастырей в 15 веке появилось большое количество священнослужителей из других сословий (из крестьян, ремесленных людей), в семейные традиции которых не входило приобщение к грамоте. Для их-то обучения потребовалось быстро организовать училища, и Церковная власть (иерархи и Собор) направляет силы Церкви на решение этой проблемы. Вместе с тем, отмечает Каптерев, состояние книжной культуры в Московский период вовсе не такое уж низкое. Мы встречаем и монастырские библиотеки с богатым набором книг, и домашние библиотеки, и обширную переписку, и крепкую летописную традицию, и жанровое развитие русской словесности. В этой книжной культуре, однако, нет следов систематической школы. Каптерев характеризует этот тип учености как "начетничество" - совокупность познаний, приобретенная в силу обширного, но недисциплинированного и некритического чтения, руководимого не школой, но предпочтениями и пристрастиями.

 

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Просвещение в Древней Руси о первых школах и книгах

С этим файлом связано 83 файл(ов). Среди них: zib5.doc, yanvar2008.rar, Vodyanizkaya2.doc, vodyanizkaya.doc, Vneurochnaya.zip, vishivka_lentami.docx, Viktorina4.doc, Viktorina3.doc, Viktorina2.doc, Viktorina.doc и ещё 73 файл(а).Показать все связанные файлы МОУ «Стригуновская средняя общеобразовательная школа»

Подготовила: учитель начальных классов

Бабаева Оксана Сергеевна

Стригуны, 2010

Просвещение в Древней Руси: о первых школах и книгах

Цели.

1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историей происхождения алфавита; с первым печатником на Руси Иваном Федоровым.

2. Расширить представление учащихся о школе, которая образовалась во времена Московской Руси (16 век).

Задачи.

Образовательные.

1. Формировать мировоззрение учащихся о жизни русского народа во времена Московской Руси.

2. Повторить понятия “летописец”, “летопись”, изученные в 3-м классе.

3. Продолжить работу по развитию речи учащихся:

а) обогащать словарный запас;

б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;

Развивающие.

1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.

2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира.

Воспитательные.

1. Воспитывать уважение к культуре русского народа.

2. Формировать у учащихся бережное отношение к книге.

3. Формировать умение работать в группах.

Оборудование.

  • костюм летописца, чернильница, гусиное перо, подсвечник со свечой;
  • аудиозапись с композицией “Кострома” группы “Иван Купала”
  • раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы, карточки для оценивания детьми своего эмоционального состояния на уроке.
Ход урока:
  1. Организационный момент.

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

- Подтвердите или опровергните высказывание: “Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу”. (Ответы детей.)

- Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до Х века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.

- Вспомните, к каким векам относится период существования Древней Руси? (Древняя Русь существовала с VIII по XIII век.)

- Посмотрите на репродукцию А.М. Васнецова ''Московский Кремль при Иване Калите. 1921.( слайд 1)'' К какому веку относится этот исторический период? Что вы можете сказать о тех временах? Какой была Москва? Вы верно сказали, что времена Древней Руси относятся к VIII – XIII векам, а Московская Русь существовала с XIII по XVI век, что дети в то время не учились в школах. Но чему-то ведь они учились!

- Чему учились дети и у кого?

Предполагаемый ответ: во времена Древней и Московской Руси дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер умению трудиться, умению проявлять уважение к старшим и о том, как заботиться о младших. Чтобы научить какому – нибудь мастерству, полезному делу, ребёнка отдавали в ученики к взрослому мастеру. Помогая ему, подросток обучался различным умениям: шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб. Часто дети владели тем ремеслом, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.

Вывод: верно, так дети учились в то время, не зная грамоты и не имея книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.

2. Формулирование темы урока.

- Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?

Верно, ( слайд 2,3) сегодня мы поговорим о просвещении в Древней Руси, узнаем многое о первых школах, о том, как возник русский алфавит, и о том, кто напечатал первую книгу.

III. Повторение опорного материала.

1. Театрализация.

- Сейчас перед вами появится необычный человек. Ваша задача - узнать, кто это и чем он занимается.

В классе гаснет свет, на столе зажигается свеча, и ученик, который одет в костюм монаха, с гусиным пером в руке, изображает, периодически макая пером в чернильницу, пишущего по свитку (свернутая трубкой рукопись) человека и декламирует наизусть переделанное стихотворение М. Богдановича:

На девственном листе, под узеньким окном,Не спешно буковки вывожу я перомИ между ярко-красными рядамиВставляю я строку; веселыми цветамиИ разноцветными головками зверейИ птиц невиданных – фантазией своейИскусной вязью, - вдоволь есть сноровки –Украшу я заставки и концовкиИ заголовки все, - ведь некуда спешить!Порою труд прерву, чтоб лучше заостритьПеро гусиное … и гляну: радость – солнцеСтолпами падает на стол через оконце;И чудится: в них вовсе не остылЧуть синеватый дым невиданных кадил!

Словарь: кадило – металлический сосуд на цепочке для окуривания ладаном церковного помещения при богослужении.

2. Беседа.

- Ребята, вы узнали кто это? (Летописец.) (Слайд 4)

- Верно, это летописец. Почему его так называют, какой документ он писал? (Летопись.) Что там записывалось? (Исторические события того времени.)

- От каких двух слов произошло слово “летопись”? (Лето – год, писать.)

3.Работа со словарем учебника.

Итак, что же такое летопись? Давайте обратимся к словарю ( слайд 5)

Словарь: летопись – рукописная книга, в которой в далеком прошлом записывались все события, случившиеся за лето. Словом лето в Древней Руси назывался год.

А знаете ли вы, что записи, которые рассказывали о событиях одного года, назывались статьёй? В летописи могло быть много статей, одна от другой отделялась красной строкой. Вся летопись могла иметь общее название. Например, «Рассказ об Александре Невском». Летописцы сами участвовали во многих событиях: ходили с князем в походы, присутствовали на разных собраниях

- Какого известного летописца времен Древней Руси вы знаете? (Нестор).

- Верно, это был монах Киево-Печерской Лавры - Нестор. Какой документ он написал? (Летопись “Повести временных лет”.)

Верно. ( слайд 6)Летопись является литературным памятником. Именно из таких литературных памятников мы узнали, откуда пошла русская земля, кто был первым Киевским князем и каким стало русское государство. Таким литературным памятником является «Повесть временных лет. Она составлена летописцем Нестором и рассказывает о событиях, которые происходили на Руси до 12 века

IV. Новый материал.

1. Вводное слово учителя.

Сейчас мы в нашей уютной школе изучаем эти литературные памятники и удивляемся разным событиям. А как же раньше выглядела школа? Ученые считают, что первые школы на Руси были открыты ещё в X веке, и связано это с указом князя Владимира. В летописи “Повести временных лет” сказано: “Князь Владимир посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное”. Это произошло в 988 году. Обратите внимание на репродукцию Б. М. Кустодиева ,который посвятил свою работу исторической теме “Школа Московской Руси”. (слайд 7)

- Как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?

- Что особенного в этом классе?

- Что делают ученики?

- Как одеты ученики?

- Сколько их? ( Сначала классы были маленькие в них учились по 4 -6 учеников)

- Какой вывод вы можете сделать. Кто учился в таких школах?

(Правильно сначала классы были маленькие в них учились по 4 -6 учеников в них учились только дети богатых бояр, дружинников князя, придворных. Но постепенно число грамотных людей росло.)

- Можно ли сказать, как они относятся к учению?

Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной, а сейчас послушайте стихотворение о школе Древней Руси Н.Кончаловской, которое нам расскажет Олег. Прослушав его, вы скажите о тех отличиях школ, о которых мы еще не говорили.

2 ученик: чтение стихотворения “И в старину учились дети” наизусть.

И в старину учились дети –Их учил церковный дьяк, -Приходили на рассветеИ твердили буквы так:А да Б – как Аз да Буки,В – как Веди, Г – ГлаголыИ учитель для наукиПо субботам всех порол.Вот какой чудной в началеНаша грамота была!Вот каким пером писали -Из гусиного пера!Этот нож не без причиныНазывался перочинный:Очиняли им перо,Если не было остро.Трудно грамота даваласьНашим предкам в старину,А девицам полагалосьНе учиться ни чему.Обучались лишь мальчишки.Дьяк с указкою в рукеНараспев читал им книжкиНа славянском языке.Так из летописей старыхЗнали дети москвичейО литовцах, о татарах,И о Родине своей.

Итак, что еще вы узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения? (Учились дети на рассвете. Обучались в школах только мальчики. Их учил дьяк на славянском языке. По субботам учеников пороли. Раньше писали не ручкой, а гусиным пером.)

Физминутка.(слайд 8)

Под русскую народную песню “Кострома” в исполнении группы “Иван Купала” дети танцуют, повторяя движения за учеником, танцующим у доски.

Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука. Нам так привычно смотреть, как учитель пишет мелом на доске задания, а вы переписываете их ручкой на лист бумаги. Задумывались ли вы когда – нибудь на чём писали древние люди, когда не было бумаги? О том, на чем и как писали, нам расскажет Афина.

3 ученик: сообщение “На чём и как писали?”

Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, ( слайд 9) иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.

Есть такое растение – папирус. Растет оно в Африке по берегам рек и болот. Вдвое выше человека и ствол в руку толщиной. Из его коры делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов делали корабли. Прославился папирус тем, что на нем писали первые книги. ( слайд 10)

Было это свыше шести тысяч лет назад.

Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, которые склеивали в длинный – предлинный свиток. Так появились книги – свитки.

На Руси писали на пергаменте. (слайд 11) Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.

- Так чем же раньше писали люди и на чём?

Дополнение учителя к докладу ребенка:

В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью.

Тетрадь – (греч. – четвёрка) свернутые вчетверо листы, на которых писали.

4. История возникновения алфавита.

Вводное слово учителя.

Но прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит? Об этом нам расскажет Катя.

4 ученик: историческая справка “Кто придумал русский алфавит”.

Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. ( слайд 12) Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев.

Учитель: Но интересно как был составлен первый учебник для обучения грамоте: на первой странице давались 45 букв алфавита. На второй странице буквы были напечатаны в обратном порядке. А дальше алфавит повторялся третий раз, но буквы уже шли в разбивку. Обучение начиналось с того, что ученик должен был заучить все буквы, а затем отдельные слоги. Обучение без книг было очень тяжёлым, поэтому необходимы были печатные книги. Но а теперь давайте познакомимся с человеком, который первый начал создавать печатные книги.

Это был немецкий мастер Иоганн Гутенберг, который в XV веке придумал буквы-литеры, оставлявшие четкий отпечаток на бумаге. А о том, кто был первым печатником на Руси, расскажет нам Лера.

5 ученик: рассказ “Первый печатник на Руси”.

А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Первым выпустил печатную книгу Иван Федоров.( слайд 13) Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том, как создать печатный станок.

Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Федорову. Так на Никольской площади в Москве появился Печатный двор с первой типографией. (слайд14)Первая книга, которую создал Иван Федоров, называлась “Апостол”. (слайд 15,16)Она была напечатана в 1564 году, вторая книга “Часовник” - в 1565 году. Иван Федоров является создателем первой азбуки.

Учитель: «Апостол» - это объёмистая книга церковного содержания. Выход «Апостола» и принято считать началом книгопечатания на Руси.

«Часовник» являлся сборником молитв, который использовался при богослужении, по нему же и обучали на Руси грамоте детей.

- Кто был первым печатником книг на Руси? (Иван Фёдоров.)

- Где появилась первая типография на Руси?( На Никольской площади в Москве)

- Какой русский царь помог Ивану Фёдорову открыть первую типографию? (Иван Грозный.)

- Как назывались первые книги, которые создал Иван Фёдоров?

V. Обобщение материала.

- Вспомните, как назывался первый русский алфавит, кто является его создателем?

(“Кириллица”, авторы – братья Кирилл и Мефодий.)

- Что вы узнали о летописи и летописце? (Летописец - это человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Он был очевидцем многих событий, которые он описывал. События одного года назывались статьей.)

VII. Закрепление пройденного материала.

1. Работа по группам. (У каждой группы карточки-задания.)

Первая группа.

1 задание: о каком человеке идет речь?

Как пояснял он царственному тезке,Как сушить печатные листы,Как хранятся для печати доскиДа какие буквы отлиты.

(Иван Федоров).

2 задание: объясните пословицу. “Азбуку учат, во всю избу кричат”.

3 задание: отгадайте загадку.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,Не человек, а рассказывает.(Книга).

Вторая группа.

1 задание: объясните значения слов.

Пергамент - … специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать.Берестяные грамоты - …верхний слой коры берёзы, на которой палочкой продавливали буквыКириллица - … алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев. 2 задание: объясните пословицу. “Продавай кафтан, да купи буквицу”.

3 задание: отгадайте загадку.

Семя плоско, Поле гладко,Кто умеет,Тот и сеет,Семя не всходит,А плод приносит.

(Бумага и написанные на ней слова.)

Третья группа.

1 задание: попытайтесь объяснить значение слова “Азбука”, используя значения букв.

“Аз” – я,“Буки” – буква,“Веди” – ведать, знать,“Глагол” – говорить,“Добро” – добро.

2 задание: объясните пословицу. “Грамоте учиться – вперед пригодится”.

3 задание: отгадайте загадку.

Носила меня мать, Уронила меня мать,Подняли меня люди,Понесли в торг торговать,Отрезали мне голову, стал я питьИ ясно говорить.

(Гусиное перо).

2. Работа с пословицей.

Красна птица опереньем, а человек – ученьем.

- Что это означает?

VIII. Итог урока.

- Что мы теперь знаем о происхождении письменности в Древней Руси?

- Какое значение имеет книга в жизни человека?

IX. Оценивание урока детьми.

- У вас на столах листы, с нарисованными на них “Пушистиками” (слайд17) с разным настроением. Раскрасьте того “Пушистика”, настроение которого соответствует вашему. ‹Рисунок 1›.

VI. Домашнее задание. (слайд 18)

  1. Повторить материал по учебнику стр. 61-70.
  2. По рабочей тетради №2 на печатной основе “Учимся познавать мир” №18-21.
перейти в каталог файлов

urok.zodorov.ru

Культура Древней Руси

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » История отечества - полный курс лекций » 6. Культура Древней Руси

    Культура Древней Руси
     

    Просвещение в Древней Руси

    Ключом к появлению на Руси новой культуры стало христианство (вспомни, как оно появилось на Руси). В значительной мере культура развивалась в религиозном русле. Первыми книгами, появившимися на Руси были евангелия. Мастера-иконописцы писали иконы. Архитекторы строили церкви и соборы. Но существовала и народная культура: народные песни, пляски, театр скоморохов, искусство строить жилые дома и хоромы и многое другое. Близкой искусству была и деятельность многих ремесленников, создававшие чудесные украшения из золота и серебра, плотников, рубивших затейливые церкви, кузнецов, ковавших редкой красоты оружие. Именно в Древней Руси были заложены основы великой культуры русского, украинского и белорусского народов, потрясшей и завоевавшей весь мир в XIX-XX веках. Христианство принесло на Русь новый взгляд на человека и его судьбу в этом мире. Языческие представления дольше сохранялись в сельской местности, а в городах влияние византийской культуры, самой мощной цивилизации той эпохи, было значительно сильнее. Русские люди в церкви с удивлением и радостью смотрели на иконы, расписные стены храма, слушали церковную музыку и молитвы. Очень важно для Руси то, что церковная служба и религиозные книги велись на родном славянском языке. В Западной Европе служба велась на латыни, которую простые люди не понимали. Еще начале в IX веке путешественники говорят о попытках создания своего письма на Руси. Так в Херсонесе видели евангелие, начертанное оригинальными славянскими буквами – чертами и резами. Кто мастер его создавший, откуда оно – неизвестно. Зато доподлинно известно о том, что византийские монахи Кирилл и Мефодий в IX веке создали славянский алфавит. По имени Кирилла он получил название кириллица. Основой для него послужил греческий алфавит, ведь в Византии говорили и писали по-гречески. Братья придумали и немало новых букв для обозначения тех звуков, которые есть в славянских языках, но нет в греческом (в основном это шипящие). Кирилл и Мефодий, а также их ученики просвещали славян в Македонии, Болгарии, Чехии. После принятия христианства на Руси именно из Болгарии попало на Русь множество книг на церковнославянском языке. Именно церковнославянский стал основой языка на Руси. При дворах князей появились знатоки греческого языка. Любители чтения проводили за книгой целые ночи. Ярослав Мудрый и его сыновья собирали собственные библиотеки. По желанию князей переводчики переводили на славянский язык греческие, латинские, болгарские книги. В основном, это религиозные книги, рассказывавшие об устройстве мира, истории земли. Создавались и первые русские произведения. Это «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Житие Бориса и Глеба». Великим памятником древнерусской литературы стало «Слово о полку Игореве», повесть о неудачном походе князя Игоря на половцев в XII веке. Из Византии на Русь приезжали священники и строители, иконописцы и ремесленники. Грамота на Руси проникла в самые широкие слои населения. Пергамент, на котором писали летописи, был очень дорог, поэтому простые люди писали на бересте, выдавливая буквы специальными палочками. А учились писать на простых дощечках, покрытых воском. Слой воска легко стереть и снова нанести. Сотни берестяных грамот найдены в Новгороде, которые сохранились благодаря особой почве и климату в этом городе. Важными центрами просвещения стали монастыри. Они находились, в основном, возле городов. Здесь прочнее христианство и сильнее власть князя. Читать книги считалось в монастыре делом благочестивым, а переписывать их – подвигом. По несколько месяцев монахи-писцы переписывали на пергамент одну книгу, украшая ее яркими рисунками, выводя каждую букву. В одной старинной рукописи монах так написал о своих чувствах при завершении труда: «Как радуется жених на невесту, так радуется писец, видя последний лист. Как радуется купец, получив большую прибыль, или кормчий, войдя в тихую гавань после бури, или странник, придя в свое отечество, - так радуется и переписчик книги, дойдя до конца ее». Уже готовую книгу украшали дорогим окладом из золота, серебра, драгоценных камней. Такая книга стоила целое состояние, ее уважали и почитали как святыню.  

    Русские летописи.

    Первые исторические труды на Руси – летописи, появились в монастырях. Вначале за образец для летописей наши книжники брали византийские хроники. Но преобразовали их по-своему и получились не сухие записи событий по годам (летам), а яркие художественные своды знаний. В летописях мы видим не только сообщения о войнах, князьях, событиях на Руси, но и старинные устные рассказы, предания, завещания князей, описания путешествий. Чувства и эмоции летописца, его горе и радость отражаются на страницах летописи. Самая древняя дошедшая до нас летопись – это «Повесть временных лет». Ее составлял в начале XII века в Киево-Печерском монастыре монах Нестор. Цель своего труда он написал в заголовке: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве первым начал княжити и откуда Русская земля стала есть». Нестор использовал летопись своих предшественников (до нас не дошедшую), документы княжеского архива. Оттуда он скопировал договоры первых русских князей с Византией. Все наши знания о Древней Руси во многом основаны на этой летописи. Когда Русь распалась на несколько княжеств, центры летописания появились и в других городах: Галиче, Владимире, Полоцке, Чернигове… Каждый князь был заинтересован, чтобы добрая память о нем осталась на века, а его злые дела были забыты. Поэтому князья направляли деятельность летописцев в нужную им сторону. До нас дошла летопись, в которой описаны только добрые дела Владимира Мономаха (он сам лично контролировал летописца), осуждаются его враги. Наверняка в летописи, которая писалась в Чернигове под контролем его врагов, жизнь Мономаха описана совсем по-иному, но эта летопись до нас не дошла. Свою роль играл и местный патриотизм. Новгородские летописцы искренне считали, что Новгородская земля древнее киевской, а киевские были уверены в том, что родоначальник княжеской династии на Руси вовсе не князь Рюрик, а Кий – основатель Киева. Летописи – первые патриотические сочинения на Руси.  

    Искусство Древней Руси

    Русская держава возникла на перекрестке цивилизаций. Культурное влияние Византии и Востока, Кавказа и Западной Европы, Степи и Скандинавии переплавились в нечто новое и удивительно своеобразное. Русь сумела создать уникальную культуру, которой по сей день восхищается весь мир. В чем же особенности и отличия русского искусства эпохи Древней Руси? Мы рассмотрим лишь малую часть высших достижений этого искусства в архитектуре и живописи. Первые русские храмы были деревянными. Из дуба была построена Новгородская София в 989 году. Но мощь большого государства и власть великого князя отразились в первых каменных соборах. Их, конечно, строилось намного меньше, чем деревянных; зато некоторые дошли до наших дней. На Руси строились крестово-купольные храмы по типу византийской церкви. Однако русские мастера переработали сам тип такого храма, добавили в него элементы архитектуры деревянных церквей. Наши храмы стали многоглавыми и пирамидальными. Взгляните на любую старую церковь в вашем городе. Идеи Древней Руси живут в ее формах. Современники не случайно называли Киев вторым Царьградом. В нем имелось до 400 церквей и 8 больших рынков. Город был удивительно красив. Настоящей жемчужиной, центром красоты, был каменный Софийский собор с 13 куполами. Он был воздвигнут в XI веке при князе Ярославе Мудром. Знаменитый путешественник древности Павел Алеппский сказал, увидев Святую София в Киеве, что ум человеческий не силах ее обнять. Этот собор стал центром жизни русского общества той эпохи. Расположенный на высоком берегу Днепра, ярко блестя свинцовыми куполами, он господствовал над окрестностями. Внутри храм был не менее великолепен, чем снаружи. Пол покрывала замечательная мозаика. В мозаичных изображениях Христа, Богородицы более 1000 оттенков цвета. Когда свет лился через окна сверху, мозаика оживала. Стены и все своды расписаны фресками. Мозаику составляли из тысяч цветных камушков (смальты). Фрески – это роспись красками по сырой штукатурке. Фрески покрывали все стены и своды Святой Софии и изображали сцены из жизни Христа, быта людей Древней Руси. До наших дней дошел портрет дочерей князя Ярослава Мудрого, идущих с горящими свечами. На другой фреске мы видим охоту на медведя, на третьей кулачный бой и скоморохов – артистов народного театра. Церковные службы были очень длинные, и нередко скучающие горожане писали на стенах свои мысли. По преданию, молодой князь Владимир Мономах однажды нацарапал на стене: «Ох, тяжко мне». Такие простые надписи - также культурное наследие той эпохи. Во время больших праздников никто, конечно, не отвлекался, в храме Святой Софии царила атмосфера торжества: слышалось прекрасное пение певчих, возгласы духовенства, сверкала золотом и драгоценными камнями церковная утварь, ликовали золотом мозаики, перед иконами горели сотни свечей. Молящиеся люди чувствовали себя не на земле, а на небе. Именно грандиозный Софийский собор стал усыпальницей киевских князей. В Новгороде был свой собор святой Софии. Он отражал независимость и северную красоту Новгородской земли. Замечательными и необычными для того времени стали соборы во Владимире (Успенский и Дмитриевский, построенные в XII веке). Самый поэтичный храм Древней Руси – это дошедший до наших дней храм Покрова-на-Нерли. Эта церковь построил Андрей Боголюбский чтобы унять свою печаль после кончины любимого сына Изяслава и в память о нем. До нас дошло небольшое число древнерусских храмов, но и они полны удивительной красоты, в них продолжает жить душа русского человека той дальней эпохи. Мастера Древней Руси создавали не только мозаики и фрески в храмах, миниатюры к книгах, они еще писали иконы – картины на религиозные темы, написанные на деревянных досках. Иконопись (писание икон) пришла на Русь из Византии. Русские мастера вложили свою душу в это искусство. Наши иконы отразили мысли, чувства, идеалы русских людей. Очень почитались на Руси сюжеты, изображающие Богородицу с младенцем Христом на руках. Во многих городах были свои иконы этого типа, считавшиеся чудотворными, то есть способными творить чудеса: обращать войско врага в бегство, унимать пожары и эпидемии. Смоленская и Тихвинская, Феодоровская и Боголюбская образы Богородицы с младенцем Христом и сейчас почитаются в России. Для Руси – деревянного царства, икона стала на многие века главным и важнейшим произведением искусства. Иконы окружали всю жизнь любого русского человека. В каждом доме в красном угле висели иконы. Это – наше национальное сокровище. Икона считалась посредником между человеком и Богом. Поэтому ее искренне любили всей душой, обращаясь к ней со своими печалями, молитвами и благодарностями. Изображения на иконах: Христа, Богородицы, сюжеты из жизни других праведников и мучеников – все это должно было пробудить лучшие качества в человеке: доброту, смирение, великодушие. Настоящий шедевр мировой живописи – византийская икона, названная на Руси «Владимирская Богоматерь». В XII веке она находилась во владимирском Успенском соборе. Гениальный мастер вложил в лики Богородицы и младенца Иисуса невероятную красоту печали, сострадания и любви к человеку. И по сей день – это наиболее чтимая на Руси икона. Первым великим русским иконописцем, упомянутым в летописи, считается Алимпий – монах Печерского монастыря. В летописи содержится много чудесных историй о его жизни. Вероятно, некоторые из них придуманы уже после его смерти. В этих легендах отразилось глубокое уважение к работе иконописца. Его труд считался священнодействием, вдохновленным Богом. Перед написанием иконы мастер несколько дней молился и постился (отгонял от себя дурные мысли), чтобы свет его души отразился в ликах святых. Алимпий учился у греческих мастеров, украшавших алтарь церкви в его родном Печерском монастыре в 1084 году. По преданию, ему было там видение – лик Богородицы на иконе внезапно стал испускать лучи, как солнце, а затем из него выпорхнул белый голубь. После этого видения пораженный Алимпий постригся в монахи и за свою жизнь создал много замечательных икон (до нас не дошла ни одна). Даже игумен (глава) монастыря был удивлен добродетелью Алимпия, его «смирением, терпением, чистотой и незлобием сердца». Днем мастер писал иконы, а по ночам часто стоял в храме на молитве. Им двигала только любовь к своему искусству и богу. Свой заработок он делил на три части. На одну часть он покупал краски и другие материалы для иконописи, вторую отдавал в монастырь, а третью раздавал бедным людям. В старости Алимпий тяжело заболел и не смог написать заказанную ему икону. В назначенный срок пришел заказчик за иконой и увидел, что она не готова, а мастер лежит больной. Очень огорчился этот человек и ушел ни с чем. Тогда по легенде в келью Алимпия явился светлый юноша – ангел и за три часа написал икону. Когда заказчик вновь пришел, то был потрясен, увидев готовую икону и умирающего Алимпия. На Руси считали, что заменить мастера-иконописца мог только ангел. Во всех проявлениях своего творческого гения: литературе, архитектуре, живописи – Древняя Русь создала оригинальную великую культурную традицию, на основе которой развивалась русская национальная культура всех последующих эпох.   Вопросы для самоконтроля

    1. Какие имеются точки зрения на проблему происхождения восточных славян? 2. Каковы специфические факторы образования Древнерусского государства? 3. В чем сущность норманнской теории? Какова роль варяжского фактора в образовании Древнерусского государства? 4. В чем значение двух центров в образовании Руси? 5. Охарактеризуйте основные категории населения Древней Руси. 6. Каковы причины появления многочисленных городов на Руси? 7. Какие культурные национальные традиции появились в ту эпоху?   Литература

    Вернадский Г.В. Киевская Русь. — М., 2000. Гумилев Л.Н. От Руси к России. — М., 1992. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. — М., 1990. Россия и мир: Учебная книга по истории. Ч. 1. — М., 2002. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. — М., 1987. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. — Л., 1980; другие издания.  

    Лекция, реферат. Культура Древней Руси - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    1. История как наука. Принципы изучения истории2. Концептуальные модели истории3. - ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IХ — ХII ВЕКАХ4. Образование государства Древняя Русь5. Социально-экономические отношения в Древней Руси6. Культура Древней Руси7. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В XIV — XVI ВЕКАХ7.1 Нашествие Батыя7.2 Возвышение Москвы. Дмитрий Донской7.3 Русь в XV веке. Создание централизованного государства8. РОССИЯ В XVI — XVII ВЕКАХ. МОСКОВСКОЕ ЦАРСТВО8.1 Россия в XVI веке8.2 Ливонская война и опричнина8.3 Жизнь и быт русского народа8.4 Смутное время (1598 — 1613)8.5 Россия в XVII веке8.6 Соборное Уложение 1649 года и политический строй России8.7 Религиозный кризис9. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ9.1 Реформы Петра I и начало модернизации Российского общества9.2 Россия в эпоху дворцовых переворотов9.3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II9.4 Военно-полицейский режим Павла I10. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX ВЕКЕ10.1 Либеральные реформы Александра I10.2 Отечественная война 1812 г.10.3 Российское государство и общество в эпоху реакции (20 - 50-е гг. XIX века)10.4 Реформы и контрреформы 60 – 90-х гг. XIX века10.5 Идейные течения и общественно-политические движения XIX века. Западники и славянофилы11. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА11.1 Социально-экономическое развитие России в конце XIX — начале ХХ вв.11.2 Буржуазно-демократическая революция 1905 — 1907 гг. в России и ее последствия11.3 Думская монархия и реформы П.А. Столыпина12. Первая мировая война — катализатор мирового исторического процесса. Россия в 1917 г.13. Первая мировая война: ее причины, характер, последствия для мирового исторического процесса. Назревание общенационального кризиса в России13.1 Назревание общенационального кризиса в России13.2 Революция 1917 г. и падение самодержавия. Проблема выбора пути цивилизационного развития России13.3 Приход большевиков к власти: причины и последствия. Конец демократической революции14. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ14.1 Причины и периодизация гражданской войны в России14.2 Расстановка социально-политических сил во время гражданской войны14.3 Белый и красный террор14.4 Итоги и уроки гражданской войны. Причины победы большевиков15. ПОИСК СОВЕТСКИМ РУКОВОДСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗМА: «ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ», НЭП15.1 Военный коммунизм, его сущность, причины, хронологические рамки, значение, итоги15.2 НЭП, его истоки, сущность, оценки, итоги16. Советское общество в период форсированного строительства социализма16.1 Выбор пути экономического развития СССР во второй половине 20-х гг.: борьба альтернатив16.2 Политика и практика форсированной индустриализации в СССР: замыслы, итоги16.3 Сплошная принудительная коллективизация в СССР: причины, цели, итоги16.4 Итоги коллективизации16.5 Формирование тоталитарного режима в СССР: сущность, причины, проявления17. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1939 — 1945 гг.17.1 Истоки войны17.2 Смысл второй мировой войны17.3 Великая Отечественная война17.4 Итоги войны18. СССР В ПОСЛЕВОЕННОМ МИРЕ (1945 — 1985 гг.)18.1 Внешнеполитическая стратегия18.2 Социально-экономическое развитие СССР в послевоенные годы18.3 Эволюция политического режима19. ЧЕТВЕРТАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1985 — 1990-е гг.)19.1 Сущность революции, хронологические рамки и периодизация. Проблема начала революции.19.2 Распад СССР19.3 После СССР19.4 Россия в конце 90-х. Приход к власти Владимира Путина19.5 Основные положения государственного образовательного стандарта<br />по курсу «Отечественная история»20. Дополнительные материалы20.1 Древнерусское государство по «Повести временных лет»20.2 Система наказаний по «Русской правдЕ»20.3 РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ХIV – ХVI вЕКАХ20.4 Учреждение опричнины (по никоновской летописи)20.5 С. Платонов о деятельности Ивана IV20.6 С. Платонов. Смута в Московском государстве20.7 Из «Краткого известия о Московии» Исаака Массы20.8 Э. Геркма. из сочинения20.9 Соборное Уложение 1649 г. (извлечение)20.10 Г. Котошихин о приказах21. Примерные вопросы для экзамена по отечественной истории

    « назад Оглавление вперед » 5. Социально-экономические отношения в Древней Руси « | » 7. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА В XIV — XVI ВЕКАХ

     

    Похожие работы:
    Древние цивилизации - культура Древней Греции

    21.12.2010/реферат

    Зарождение классового общества, государства и цивилизации на греческой почве. Деление истории Древней Греции на две большие эпохи: микенская (крито-микенская) дворцовая и античная полисная цивилизация. Культура Эллады, "темных веков" и античного периода.

    История первых государств в Корее

    9.02.2010/курсовая работа

    Первобытнообщинный строй на территории Кореи и процесс его разложения. Создание и развитие государства Пэкче. Высокоразвитая китайская культура древнего Чосона. Процесс объединения ряда родоплеменных групп под эгидой Когурё. Развитие земледелия в Силла.

    Киевская Русь

    16.12.2003/курсовая работа

    Образование древнерусского государства в IX веке. Древняя Русь конца IX – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Развитие феодальных отношений на Руси. Проблемы государственного единства Руси. Культура Древней Руси.

    Предмет Культурологии

    1.06.2008/дипломная работа

    Культура – это процесс, в котором человек может выступать в качестве Творца, Носителя и Потребителя культурных ценностей. Культура двуедина, потому что в процессе созидания материальных или духовных ценностей человек совершенствует самого себя.

    Розвиток природничих наук в стародавньому Єгипті

    7.02.2011/курсовая работа

    Самобутня культура Древнього Єгипту з незапам'ятних часів залучала до себе увагу всього людства. Дослідження Єгипетської цивілізації до Греко-Римського періоду. Які науки природничого циклу були характерні для Єгипту та набули найбільшого розвитку.

    Социально-экономическое и политическое развитие БССР во второй половине 50-х – в 80-ые гг. ХХ века

    24.12.2010/реферат

    Общественно-политическое и социально-экономическое развитие республики в середине 50-х – середине 80-х гг. Образование, наука и культура данного периода, этапы и направления его становления. Народное хозяйство Беларуси в середине 80-х – начале 90-х гг.

     

referatwork.ru

Книжное просвещение в Древней Руси / XI век / История церкви / Мир. Человек. Слово.

 

До принятия христианства на Руси существовала письменность, но она была неорганизованной. Древний летописец отмечает, что «славяне писали чертами и резами, но без устроения». С христианством на Русь пришла письменность иного рода. Это была письменность с устроением: со знаками препинания, с определенной грамматикой и разделением на слова. Она практически сразу стала письменностью богатейшего литературного языка.

Одним из первых славянских переводов, после перевода богослужебных книг, стал «Источник знания» святого Иоанна Дамаскина. Из него древнерусский книжник мог узнать об основных понятиях философских систем Аристотеля, Платона и других античных мыслителей. Здесь же содержались сведения об основных науках. Таким образом, с принятием христианства Русь получила доступ к сокровищнице знаний христианской Европы и Византии, за которыми стоял тысячелетний опыт античной цивилизации.

В то же время, Древняя Русь очень быстро перешла от усвоения опыта других народов к самобытному развитию. Уже в середине XI века, при Ярославе Мудром, в творчестве русских зодчих, художников наметился свой, оригинальный почерк, проявилось ни с чем не сравнимое собственное «лицо» — взять хотя бы Новгородский собор святой Софии, построенный в 1050 году.

То же можно сказать и о древнерусской литературе. Уже в 1045 году, всего через пол столетия после обретения письменности, появилось «Слово о законе и благодати». Оно было написано священником Иларионом, будущим первым Киевским митрополитом русской национальности.

В форме торжественной проповеди, разделенной на три части, Иларион развивает три идеи: о духовном превосходстве Нового Завета (то есть «благодати») над Ветхим Заветом («законом»), о великом значении крещения Руси и роли князя Владимира в достижении величия земли Русской. Постепенно переходя от общего к частному, Иларион соединяет богословскую мысль и политическую идею. Его рассуждения представляют стройное и органическое развитие одной идеи — прославления Руси. В то же время, Илариону чужда мысль о национальной ограниченности. Он все время подчеркивает, что русский народ есть только часть человечества. «Слово о законе и благодати» произведение единственное в своем роде. Таких трудов не знала Византия. Это историософское сочинение, утверждающее существование Руси, ее связь с мировой историей, ее место в мировой истории. Из него, как из семени, выросло гигантское древо русской литературы и философской мысли.

Другим знаменитым древнерусским мыслителем был митрополит Климент Смолятич, о котором летописец говорит, что такого мудрого философа Русь еще не видывала. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь одно его сочинение, которое свидетельствует о блестящем знании автором греческих и александрийских источников. Работ другого древнерусского мыслителя — епископа Кирилла Туровского — сохранилось значительно больше. По его проповедям видно, что это был выдающийся оратор, подражавший знаменитым греческим риторам. На севере Руси выделялся Новгородский епископ Лука. Его стиль не так изящен, как у южан, зато этика поучительна, предметна, конкретна. Следует отметить, что на севере Руси богословская и философская мысль выражалась не столько в литературных памятниках, сколько в храмостроительстве и иконописи, достигших большого художественного совершенства.

Огромное значение для русской культуры имели летописи. Подобно «Слову» Илариона, летописание было проникнуто стремлением осознать текущие события через обращение к прошлому. Поэтому интерес монахов-летописцев к истории своего народа выразился не только в прославлении деяний христианских подвижников, но и подвигов древних языческих князей.

Летописцы в своем повествовании опирались как на исторические документы, так и на устные предания. Для них характерен народный фольклор, прямая речь героев, использование пословиц и поговорок. В начале XII века киево-печерский монах Нестор собрал летописные своды воедино. Этот свод получил название «Повесть временных лет» и является основным источником сведений для современных ученых-историков.

На Руси понимали необходимость книжного учения. Вот как оценивает летописец важность книги: «Великая польза от книжного учения. Книги есть пища обильная, реки, питающие всю вселенную, в них неизмеримая глубина. Из книг мы учимся, в словах книжных обретаем мудрость, ими утешаемся в печали, они — узда воздержания». Неслучайно умение читать и переписывать книги расценивалось в Древней Руси как великая добродетель, дело угодное Богу.

Один из солунских братьев святой Кирилл, создав славянскую азбуку, сказал: «Славянское племя летит теперь вперед, словно на крыльях». Доказательством этому служит краткий, но потрясающий по своему культурному взлету, период древнерусской книжности, названный «золотым веком древнерусской литературы».

 

www.mir-slovo.ru