Культура и наследие Древнего Египта. Памятники культура древнего египта


Памятники истории и художественной культуры древнего Египта. Народная музыкальная культура Египта

Культура Древнего Египта имеет свои яркие отличительные черты, делающие ее уникальной и узнаваемой. Если Вы видели хотя бы раз традиционные египетские фрески, то никогда не спутаете их ни с какими другими. Особенности художественной культуры Древнего Египта заключаются в очень точной проработке деталей, будь то в живописи, в литературе, в гончарном ремесле или в архитектуре. Мы везде увидим кропотливое соблюдение канонов и внимание к любым мелочам. Именно это делает памятники культуры Древнего Египта такими притягательными как для исследователей самого различного профиля, так и для туристов. Народная культура Египта, сложившаяся за тысячелетия – это уникальная возможность прикоснуться к прошлому нашей цивилизации.

Духовная культура Древнего Египта отражена, главным образом, в мифологии и религии. Пантеон богов, имеющих черты, как животных, так и людей, мифы о создании самой земли и жизни на ней, отношения богов между собой и культ фараона, как живого бога, очень подробное описание загробного мира и странствий умерших сразу после смерти.

Музыкальная культура Древнего Египта сопровождала как культовые обряды, так обычные жизненные ситуации. Изучая древние папирусы и фрески, можно обнаружить многочисленные сцены с певцами и музыкантами. Основные инструменты: арфа, флейта, лютня, кларнет.

Египетское влияние распространилось и вглубь Африки и Азии, поэтому основные черты культуры Древнего Египта, такие, например, как поклонение богам с телом человека и головой животного, мы можем найти и в других странах.

Культура Египта это удивительное явление, которое вобрало в себя множество различных источников: древнеегипетские корни, культуру христиан, иудеев и арабские традиции. Находясь на улицах этой страны и помня о том, что основной религией здесь является ислам, невольно удивляешься обилию всевозможных лавочек, в которых продаются статуи и портреты – ведь по закону шариата изображать людей и животных строго запрещено, но, с другой стороны, эти изображения стилизованы под древнеегипетские и являются сувенирами вроде бы другой культуры, в которой это, наоборот, поощрялось.

История культуры Египта – это, по сути, история многочисленных завоеваний, которым подвергалась эта страна в разные периоды и все они внесли свою лепту. Например, Александр Македонский заложил город Александрию, правда, он умер раньше, чем она была построена. Сейчас этот город считается культурной столицей Египта.

Культура и искусство Египта также влияли, в свою очередь, на завоевателей, что привело к «увлечению Египтом» в Европе после похода Наполеона. Именно поэтому культура современного Египта тоже вызывает немалый интерес у европейцев.

Особенности культуры Египта в том, что здесь терпимо и бережно относятся и к древности, и к современным тенденциям, удачно сочетая строгие традиции ислама и поддержку древних ремесел и народных промыслов, которые присутствовали еще до арабского вторжения. Культура Египта благодаря своему многообразию самобытна и интересна.

Справочная информация

В числе достижений древних египтян были горнодобывающее дело, полевая геодезия и строительная техника, использовавшиеся в сооружении монументальных пирамид, храмов и обелисков; математика (весь мир сегодня использует арабские цифры), практическая медицина (ярчайшим представителем которой стал Абу Али ибн-Сина - Авиценна), ирригация, сельское хозяйство, кораблестроение, египетский фаянс, технология производства стекла, новые формы в литературе и самый древний известный мирный договор.

Египет оставил долговечное наследие. Его искусство и архитектура широко копировались, а его древности вывозились во все уголки мира. Его монументальные руины вдохновляли воображение путешественников и писателей в течение многих столетий. Новый интерес к древностям и археологическим раскопкам, возникший в XIX веке привел к научному исследованию египетской цивилизации и большему пониманию ее культурного наследия для мировой цивилизации.

Кроме всего прочего, стоит отметить, что египетская столица Каир является ведущим центром производства арабской кинопродукции и современной арабской музыки.

travelnetplanet.com

Культура быта, архитектурные памятники и письменность Древнего Египта

Вводные замечания

Любая великая мировая держава обычно в своем развитии проходит несколько этапов. Египет как великая страна в этом отношении и не оказался исключением. Это мощное и развитое государство внесло значительный вклад в мировое наследие в различных областях культуры, науки и искусства:

  • письменности,
  • литературе,
  • философии,
  • математике,
  • астрономии,
  • медицине,
  • архитектуре,
  • и т.д.

Древние египтяне оставили множество следов для археологов: благодаря раскопкам, постоянно проводимым на территории современного Египта, ученым удается воссоздать приблизительную картину повседневной жизни, быта, и государственного устройства в тот далекий период.

Культура быта

Знакомство с повседневной жизнью древних египтян дает нам представление о культуре народа в тот или иной период. Уже известно, что египтяне были очень внимательны к собственной внешности. Детям, например, до двенадцатилетнего возраста сбривали волосы. К этим годам мальчикам делалось обрезание. Мужчины тщательно следили за собой, отличались повышенной чистоплотностью, избавляясь от любой растительности на теле. Женщины ежедневно накладывали макияж, подкрашивая веки малахитовым порошком. И мужчины, и женщины. подводили глаза черной растительной краской.

Замечание 1

Чтобы создать адекватные условия для жизни, египтяне вынуждены были, в связи со сложным географическим положением своей страны, тяжело и много работать. Их ежедневный рацион состоял в основном из фруктов и овощей, а также хлеба и пива.

Архитектурные памятники

Архитектурные памятники Египта до сих пор древние скрывают в себе множество тайн и загадок, неразрешимых для наших современников. Древнеегипетские храмы, скульптуры и пирамиды известны во всем мире, они представляют нам египтян одними из величайших строителей и архитекторов всей истории человечества. Одним из 7 чудес света и единственным сохранившимся являются монументальные гробницы фараонов или пирамиды. Однако особого внимания заслуживают древнеегипетские храмы.

К сожалению, созданные египетскими зодчими жилища богов плохо сохранились, однако современные археологи тщательно изучают то, что осталось от них, - развалины храмов, среди которых храмы Амона Ра, Хатшепсуп, Рамсеса ІІІ. Эти раскопки дают нам возможность представить себе эти величественные сооружения, созданные древними египтянами. Так, теперь нам известно, что храмы, размеры которых впечатляют, представляют собой сложные комплексы из огромных помещений и просторных дворов.

Территория, которую занимает храмовый комплекс, может быть сопоставима по размерам с крупными поселениями, где пальмы на фоне гигантских строений, воспринимаются как маленькие тростинки. По мнению археологов, например, на верхушке только одной колоны может уместиться 100 человек. Эти храмы украшались огромным количеством статуй с изображением богов, сфинксов, царствующих фараонов, статуэток, изображающих представителей животного мира, были выполнены из камня или бронзы.

Другое подтверждение удивительного мастерства египетских архитекторов – дворцы фараонов, которые по размерам и убранству не уступали храмам и пирамидам.

Замечание 2

К сожалению, до нашего времени дворцы почти не сохранились, сегодня можно увидеть только развалины дворца Эхнатона.

Египетская письменность

На протяжении всего существования египетского государства и самого народа развивались язык и письменность, причем письменность прошла очень долгий путь развития, который можно проследить благодаря тому, что египтяне писали на камне, и такие памятники письменности сохранились до нашего времени. Исследователи считают, что письменность появилась в Египте на основе рисуночного письма в $IV$ тысячелетии.

Ко $II$ в. до н.э. рисунки упростились и превратились в то, что позже стало называться иероглифами, которые изображались на камне, позже на папирусе, глиняных черепках и деревянных дощечках. Со временем из 700 значков-иероглифов выделился 21 простой знак; они передавали только согласные звуки и уже представляли собой алфавит, привычный нам. На основе этих знаков начала развиваться письменность и в соседних государств.

Замечание 3

Благодаря иероглифической письменности дошло до нас устное народное творчество древних египтян в виде нескольких песен, притч и поговорок.

Со временем начинают создаваться произведения, которые вошли в сокровищницу мировой литературы.

spravochnick.ru

Памятники культуры древнего египта

В истории Египта прослеживаются четыре основных периода, от каждого из которых остались замечательные памятники материальной культуры.

Первый из них - фараонический период, продолжавшийся до IV века до н.э. Далее следует греко-римский, до конца IV века н.э. Сравнительно небольшим - всего два с половиной века - был византийский период, называемый еще коптским. И, наконец, с VII века в истории страны начался период исламский, продолжающийся по сей день.

В период Древнего царства (2800-2250 до н.э.) было возведено около сотни пирамид, больших и малых, дошедших до нас либо в виде сохранившихся конструкций, либо в виде каменных нагромождений.Три великие египетские пирамиды, расположенные на плато Гиза в пригородах Каира, - Хеопса, Хефрена и Микерина - единственное из семи чудес света, дошедшее до наших дней. С ними соседствует гигантский сфинкс, самая большая статуя в мире, высеченная из единого монолита. Все плато вокруг великих пирамид - гигантский некрополь, где захоронены близкие родственники фараонов и высокопоставленные представители древнеегипетской знати.

В период Среднего царства (2050-1750 до н. э.) происходит возрождение архитектуры и изобразительного искусства. Повсюду сооружаются дворцы и храмы. К периоду Нового царства (1550-1070 г. до н.э.) относится строительство грандиозных храмов в Карнаке, Луксора,,Абу-Симбеле, Абидосе и гробниц в Долине царей в Фивах.

Храмовый комплекс на острове Филе - один из трех вместе с Эдфу и Дендера наиболее сохранившихся архитектурных сооружений времен Птоломеев.

В Александрии, являвшейся в греко-римский период истории Египта центром эллинского мира, также сохранились замечательные образцы древней архитектуры. Там же, как и в христианском Каире, есть прекрасные памятники византийского периода. С мусульманской культурой, воплотившейся прежде всего в строительстве мечетей, лучше всего ознакомиться в исламском Каире.

32. Характерные особенности культуры Древнего Китая.

Хотя культурная история Китая восходит к рубежу III-II тыс. до н.э., межэтническое культурно-политическое единство складывалось постепенно. В эпоху Западного Чжоу ван (царь) был провозглашен сыном Неба и его единственным земным воплощением, тем самым сохранялась преемственность в сакрализации власти правителя, как это наблюдалось в Шанский период, и создавались основы для этнического самосознания. «К середине I тысячелетия до н.э. образуется устойчивый этнокультурно-политический комплекс средних царств (чжунго) и возникает представление об их превосходстве над остальной периферией «варваров четырех стран света».

Период формирования культурного типа (культурных оснований) Древнего Китая охватывает так называемую эпоху «Воюющих царств» V--II в. до н.э., когда в конгломерате сражающихся между собой государств выделяются «семь могущественнейших», эпоху Цинь (когда была создана огромная империя, во главе которой в 221 г. до н.э. стал Цинь ши хуанди -- первый император Цинь), эпоху Хань (когда императоры старшей и младшей династий Хань смогли сохранять единство, могущество и целостность Китая вплоть до 220 г. н.э.).

Эпоха Хань в полной мере реализовала культурные установки, проявившиеся уже в первую из этих эпох - Чжаньго. Культурная преемственность этих трех эпох позволила создать уникальный, неповторимый культурный тип древней цивилизации, который можно рассматривать как разновидность ирригационной культуры, с единой системой административно-хозяйственного управления, т.е. централизованной властью и бюрократической системой управления, сакрализацией власти императора - Сына неба.

Создание единой системы ирригационных сооружений предполагало наличие деспотической власти, которая обеспечивала бы необходимую для этого централизацию государственного и административного управления. Но складывалась эта власть в существенно иной период, чем это было в гидравлических цивилизациях Малой Азии.

Существенные изменения в политической и культурной жизни Китая произошли к середине I тысячелетия до н.э., когда наступил век железа и наметились значительные сдвиги в развитии земледелия, ремесел, торговли. Это был прорыв в осевое время и, хотя его знаменует век яселеза (что и объясняет прогресс в создании гидротехнических сооружений), это было время рождения личностного, рефлексивного сознания, его перехода от магического к рациональному, создания системы рационального управления, организации строительных работ, обоснования социально-политических систем и индивидуального образа жизни.

Культ Неба и сакрализация власти правителя шли от культурной архаики, но уже создание административной системы предполагало рациональный принцип ее формирования, а не опору на существующие дворцовые и храмовые хозяйства, как это было в ближневосточных культурах. «Поскольку в Древнем Китае культ верховного божества - Неба - принял в основном форму почитания «Сына Неба», т.е. священной особы чжоуского правителя, а важнейшие культы предков были сосредоточены внутри патриархальной семьи, здесь не создалось сколько-нибудь значительных храмовых хозяйств, которые стали бы основой для создания гражданско-храмо-вых общин. Не выработалось здесь и городской автономии в тех масштабах, как в Средиземноморье и даже на Ближнем Востоке» .

Китай не заложил основы замкнутой касты жрецов и сановников, хотя и создал тип городской рациональной культуры, но он рационализировал административное управление, сформировал рациональный тип чиновника-управленца.

Рационализм как культура управления был неискореним в истории Китая, в определенной степени с ним была связана ритуализация общественного поведения («китайские церемонии»).

Синтез прежней архаической культуры, первобытных магических обрядов и новой рациональности состоялся. Он воплотился в системе управления и в ритуальных общественных нормах, но в то же время стал частью общего рационального миропонимания, в основе которого лежало признание естественного порядка как единства социального и природного порядков, как полноты и самодостаточности бытия, как органического, самовоспроизводящегося порядка. Задачей разума было не его изменение и разрушение, а следование всеобщему Пути (дао), распознание этого порядка как вычитывание его в книге человеческой жизни, в природе, приобщение человека к нему, гармоническое единство человека и Неба.

Соответственно, Император удерживал мировой порядок, «смотря па все четыре стороны света» и не вмешиваясь в события, где естественный порядок должен лишь поддерживаться. И долг каждого человека (а император подобен главе большой семьи) следовать должному. Значимость этого культурного образца запечатлена в словах великого китайского мудреца Конфуция: «Правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном»

Несмотря на деспотический строй, достижения древнекитайской культуры и искусства, в том числе музыкального, были значительны.

Достижения китайской культуры, оформившейся на основе культурного переворота в эпоху осевого времени и получившей исходные импульсы к последующему развитию, поражают воображение: это шелк, бумага, компас, порох и т.д.

Но Китай не только в области культуры добился успехов, без которых немыслим сегодняшний мир, ему принадлежит честь создания науки, которую известный английский науковед Дж. Нидам называет «организмической» в отличие от европейской «механистической».

Можно также подчеркнуть свойственный китайской культуре традиционализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, «оживотворение» природы). Соединение их с рационализмом дает уникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть в ее малейших проявлениях - целое. Человек в этой культурной системе стремится не к подчинению природы, а к жизни во всей ее природной полноте и рациональной устроенности.

Практические потребности вызвали появление письменности и способствовали зарождению наук. Китайская письменность появилась в глубокой древности. Уже в надписях на костях (II тысячелетие до н. э.) ученые подсчитали свыше 2000 иероглифов, что указывает на значительно более раннее появление письменности.

Развитие китайской иероглифики в общих чертах сходно с историей древнеегипетской письменности. В первоначальном рисуночном письме определились некоторые рисунки, закрепившиеся в качестве графических эквивалентов слов устной речи. Таковы иероглифы «человек», «ребенок», «женщина», «дерево», «верх», «низ» и др. Комбинации этих простейших иероглифов позволили затем получать новые иероглифы для новых понятий (например, два иероглифа дерева дают понятие «лес»).

В дальнейшем (в конце II - начале I тысячелетия до н. э.) китайцам удалось усовершенствовать систему письменности путем соединения в одном иероглифе ключа-детерминатива, указывающего, к какому классу явлений относится понятие, выраженное данным иероглифом, и фонетической части, указывающей на его произношение.

С установлением первой централизованной монархии Цинь письменность была унифицирована, а во времена Хань в связи с введением нового материала для письма - шелка, а затем бумаги (до этого писали на деревянных дощечках) приобрела тот вид, в котором, за малыми исключениями, известна до сих пор. Пережитком письменности на узких дощечках является то, что китайцы до недавнего времени писали только по вертикальным, а не по горизонтальным строкам.

Составление календаря, необходимого для ведения сельского хозяйства, потребовало астрономических наблюдений, в которых древним китайским ученым удалось добиться больших успехов. Так, за 200 лет до Гиппарха китайские ученые установили факт предварения равноденствия, т. е. передвижения точки весеннего равноденствия по эклиптике. При Циньской династии был составлен один из первых в мире солнечных календарей. Правда, он не был применен для практических нужд, и китайцы пользовались лунным календарем. Древним китайцам была известна периодичность солнечных затмений. Китай. История, экономика, культура.Китаю принадлежит честь открытия компаса. Древние китайские ученые обладали солидными математическими знаниями, в частности знали свойства квадратного и кубического корней. До наших дней дошли сочинения по агрономии, содержащие в себе свод агротехнических сведений древних. В них содержатся приемы обработки и удобрения полей, сведения о культуре различных растений, советы земледельцам.Высокого совершенства достигли китайские ремесленники в изготовлении художественных тканей, изделий из бронзы, железа, кости, лака и самоцветов.В области изобразительного искусства китайские мастера создали немало выдающихся произведений. Барельефы древних погребений, скульптуры, немногочисленные дошедшие до наших дней памятники архитектуры указывают на высокое мастерство древних мастеров.Неувядаемое обаяние сохранили до наших дней произведения художественной литературы. В конце IV--начале III века до н.э. жил и творил первый великий поэт Китая, выдающийся государственный деятель царства Чу-Цюй Юань.

Прочная связь с народной поэтической традицией дает этому блестящему сановнику и аристократу веру в могучие силы народа. Проза Сыма Цяня и мастера исторического портрета Бань-Гу в течение тысячелетий сохранили значение непререкаемого образца. В их произведениях (Шицзин, Цяньханьшу) обработаны народные легенды, предания, собрано множество пословиц, поговорок, отрывков народных песен.

Большую роль в жизни древних китайцев играла музыка. Пляски, пение под аккомпанемент разнообразных инструментов пользовались широкой популярностью.

__

Читайте также:

lektsia.com