Древняя греция культ тела


Древняя Греция- культ красоты.

Количество просмотров публикации Древняя Греция- культ красоты. - 140

Само слово ʼʼкосметикаʼʼ идет от греков, оно означает ʼʼпорядокʼʼ или ʼʼприведение в порядокʼʼ. Этот термин толковался, как искусство поддерживать здоровье, совершенствовать красоту тела и исправлять недостатки. Древняя Греция была цивилизацией красоты, её влияние на более поздние западные культуры оказалось столь велико, что культура и искусство сформировали так называемый классический идеал красоты. В отличие от Египта стремление к красоте здесь разделяли все слои общества. Также греки распространили в Европе множество косметических средств и рецептов, а также культ тела и бани и понятия о красоте. Наибольшее внимание уделялось уходу за телом. Женщины и мужчины занимались спортом, т. к. каноны греческой эстетики не допускали ни пышных форм, ни объёмной груди. Пристрастия по уходу за телом материализировались в банях. Банной процедуре предшествовали разнообразные физические упражнения. Важную роль здесь играл и массаж тела. Греческие философы признавали красоту одной из доблестей человека, полагая, что красота и здоровье - главные достоинства, а благосостояние относили на третье место.

Косметика в Древней Греции и Риме была обязательным дополнением костюма. О разнообразных косметических средствах упоминается во многих древнегреческих памятниках, в т.ч. и в ʼʼОдиссеюʼʼ Гомера. Также о секретах женской красоты говорят сведения отца Медицины Гиппократа, который утверждал, что красоту можно сохранить с помощью умеренного питания, соблюдения диеты, массажа, занятием спортом и активного отдыха. Сохранились и изображения гречанок и римлянок за совершением туалета.

Грим в Греции и Риме был умеренным, человечным, т. к. чрезмерное употребление косметики являлось уделом публичных женщин, которых было много в Древнем Мире. Рождение христианства умерило страсти и приучило женщин совсем не украшаться и избегать тщеславного соблазна, быть красивой душой и сердцем, а не губами, считавшимися исчадием порока. Но, тем не менее, именно грекам мы обязаны появлением белой пудры на базе свинца, которой пользовались вплоть до 19 века. Ее накладывали толстым слоем на лицо, и она придавала человеку томный и заманчивый вид, одновременно скрывая последствия кожных заболеваний, хотя свинец, в конце концов, довершал разрушения, причиненные недугом. Основу макияжа гречанок составляли черная и голубая краски для глаз, щеки румянили кармином, губы и ногти окрашивали в тон, употребляли огромное количество белил, пудры для плеч и рук, лица, порошки для ресниц и глаз, духи. Ароматические эссенции, духи, цветочные масла помещали в керамические изящные флаконы. Полированные бронзовые зеркала были предметом роскоши и стоили очень дорого. Косметические средства хранились в красиво расписанных сосудах, которые часто являлись произведениями искусства. В Древней Греции не только женщины, но и мужчины следили за своей внешностью.

Рим- продолжение эстетических традиций Древнего Египта и Греции.

В разные периоды развития Римского государства, особенно во времена Империи, на косметические товары тратились баснословные суммы денег. Благодаря торговым связям с Египтом и Средним Востоком, в Рим стекалось огромное количество экзотических белил, теней для век, средств для удаления или окраски волос, кремов, втираний и экзотических мазей. Особенно ценились порошки и мази, которые якобы придавали коже отблеск золота, привезенные из Египта. Им приписывали магические свойства. Таким образом, казна пустела и денежные средства таяли, Римский Сенат, чтобы остановить утечку денежных средств, ограничил ввоз парфюмерных товаров извне. Римский ученый Плиний старший писал, что Индия, Китай, страны Аравийского полуострова, по самым скромным подсчетам, выкачивают из римской казны ежегодно сто миллионов сестерций.

referatwork.ru

Реферат Культ тела в Древней Греции

Министерство образования и науки Российской Федерации

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: «Культ тела в Древней Греции»

Введение

В Древней Греции существовал культ здорового, крепкого тела. Древние греки не стыдились обнажаться до определенных пределов. Им было что показать. А что мы имеем сегодня. Затянутых во всевозможные одежды мужчин. Они стараются закрывать свое хилое, изнеженное тело. Им просто нечего показать, а показывать слабость и дряблость не хочется. Вот тогда и начинает свирепствовать болезнь…

Тогда - в древности, во времена Гиппократа - вольно или невольно большей части мужской половины населения приходилось укреплять свое тело физически. Хочешь ты или не хочешь, но когда на государство нападают враги, то государство приходится защищать. Защищать с мечом и щитом. А и щит и меч весили немало. Слабый человек их просто не поднимет. А приходилось ведь не просто поднимать - приходилось бегать с этими воинскими принадлежностями..

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъективность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Античные Олимпийские игры

Олимпийские игры (греч. τὰ Ὀλύμπια) — величайшие из эллинских национальных празднеств.

Они происходили в Олимпии на Пелопоннесе и, по древнейшему сказанию, возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорождённого Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Существовали ещё и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).

История Олимпийских игр

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии) ещё во времена Павсания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 884 до н. э., по другим — 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью «Олимпиада (хронология)»).Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (греч. έκεχειρία), которое объявлялось особыми герольдами (греч. σπονδοφόροι) сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ίερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники, — чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты (греч. θεωροί) которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.Тем не менее женщины, могли стать олимпийскими чемпионами заочно — просто прислав свою колесницу. Так например первой олимпийской чемпионкой стала Киниска — родная сестра спартанского царя Агесилая.Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (άγών Όλυμπιακός, άέθλων άμιλλαι, κρίσις άέθλων), другая часть — религиозным обрядам (греч. έορτή) с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.О видах соревнований на Олимпийских играх см. статью «Соревнования Античных Олимпийских игр».

Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались Έλλανοδίκαι; они были назначаемы по жребию из местных элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец со 108-ой олимпиады до Павсания их считалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд άλύται, с άλυτάρκης во главе. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке (греч. προγυμνάσματα)и дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в Олимпийской гимназии предварительно показать своё искусство перед элланодиками.Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески (греч. λεύκωμα). Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Наградой за победу служил венок из дикой оливы (греч. κότινος), победителя ставили на бронзовый треножник (τρίπους έπιχαλκος) и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял ещё и своё государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. Афины давали победителю денежную премию, впрочем, сумма была умеренная. С 540 г. до н. э. элейцы разрешали ставить статую победителя в Альтисе (см. Олимпия). По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными способами; в Афинах победитель Олимпиады имел право жить на казённый счёт в Пританее, что считалось очень почётным.Олимпийские игры были запрещены христианами в 1-м году 293-й Олимпиады (394 г.) императором Феодосием как языческие и были заново возрождены лишь в 1896 г.

Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности

Проведение игр сопровождали определенные условия. Итак, олимпиада имела место быть раз в четыре года при первом полнолунии после летнего поворота солнца (обычно в конце июля — начале августа). Еще весной во все стороны рассылались гонцы-спондофоры с объявлением даты грядущей олимпиады, назначенной специальным комитетом. Распорядителями и судьями игр с 572 г. до н. э. были избираемые из граждан области Элида элланодики числом в 10 человек. Жестким условием проведения олимпиады являлось всеобщее перемирие (т. н. божественный мир — экехерия) — никаких военных действий и никаких смертных казней. Экехерия длилась два месяца, и нарушение ее каралось крупным денежным штрафом. Так, в 420 г. до н. э. независимые спартанцы вели в Элиде боевые действия с участием тысячи гоплитов, за что были подвергнуты штрафу — 200 драхм за каждого воина. Отказавшиеся платить, они были отстранены от участия в играх.

Тренировавшиеся в течение года атлеты за месяц прибывали в Олимпию, где участвовали в отборочных мероприятиях и продолжали тренировки в специальном гимнасии, представлявшем собою окруженный колоннадой двор с дорожками для бога, площадками для метаний, борьбы и т. п., палестрой и жилыми помещениями для спортсменов.

Состав участников и зрителей также регламентировался особыми правилами. С 776 до 632 гг. до н. э. состязаться на олимпиадах имели право лишь свободные граждане греческих полисов не старше определенного возраста, не совершившие преступления или святотатства. Позже к участию стали допускаться и римляне, если им удавалось подтвердить с помощью хитроумно составленных генеалогий, что они — потомки чистокровных греков. С 632 г. до н. э. (37-я олимпиада) вводятся соревнования и между мальчиками. Варвары и рабы (под надзором хозяев) допускались только в качестве зрителей. Женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования, хотя девочкам этого не запрещалось. Ослушниц ждало весьма суровое наказание — их сбрасывали с горы (наверное, намек на несчастного Миртила). Однако исполнения подобной кары не зафиксировано. В истории античных Олимпийских игр известен один лишь случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях. В 404 г. до н. э. некая гречанка по имени Каллипатейра, тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Эвкла Родосского, пришла на стадион, облачившись в мужской плащ-гиматий. В порыве радости от победы отпрыска Каллипатейра, совершив неосторожное движение, явила миру свои первичные половые признаки. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений: поскольку ее отец, три брата, племянник и сын были олимпийскими победителями, судьи все же избавили ее от наказания. Однако внесли в правила проведения олимпиад следующее условие — отныне тренеры спортсменов-участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными.

В течение почти трехсот лет Олимпийские игры продолжались три дня. Первый и последний дни были посвящены торжественным церемониям, процессиям и жертвоприношениям, состязаниям отводился всего лишь один день.

С 724 г. до н. э. в программу соревнований включается двойной — на более длинные дистанции — бег (диаулос), и они продляются до трех дней. Беговая дорожка стадиона в Олимпии имела 192 метра в длину, на ней проходило три забега: на одну длину дорожки, на две и на 20 или 24. В 720 г. до н. э. к уже указанным видам бега добавился еще один — долгий (долихос) — 12 концов в обе стороны стадиона. Много позже — с 65-й олимпиады — добавился еще бег в полном вооружении — гоплитодромос.

На 18-й олимпиаде (708) появляется пентатлон — пятиборье: метание диска и копья, прыжки в длину, бег и борьба (пале). С 23-й олимпиады (688) — кулачный бой (пюгме), с 25-й (648) — бег на колесницах с четверкой лошадей и панкратий (панкратион) — комбинация борьбы с кулачным боем. Кроме перечисленного, в программе соревнований присутствовали иппические состязания: верховые скачки на взрослых лошадях; кальпа — попеременный бег и скачка на колеснице; синорида — бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми; бег колесниц, запряженных четырьмя жеребятами; верховые скачки на жеребятах, а также бег колесницы, запряженной мулами — апены. Проводились также состязания в военных танцах (пиррихии), в красоте среди мужчин (эвандрии), в искусстве (мусические агоны), эстафеты с факелами (лампадодромии). В программе праздника, кроме собственно спортивных игр, присутствовали выступления поэтов, ораторов, музыкантов, а также театрализованные представления.

У женщин были свои атлетические игры — Гераи, посвященные культу Геры. Основательницей олимпийских игр для девушек считали Гипподамию — жену Пелопса, если вы помните, не так уж легко ему доставшуюся. Игры проводились каждые четыре года независимо от Олимпийских. Женщины бегали с распущенными волосами в коротких туниках. Для бега им предоставлялся олимпийский стадион, только дистанцию укорачивали. Победительницы увенчивались венками из ветвей маслины и получали часть коровы, принесенной Гере в жертву. Также они могли поставить статую с высеченным на постаменте именем.

Пятидневные празднества Олимпиад проводились следующим образом. В первый день производился тщательный осмотр участников, а также торжественная клятва атлетов и элланодиков на алтаре Зевса Горкия в булевтерии. Первые брали на себя обязательство состязаться честно, не нарушать правил и подчиняться решению судей, которые, в свою очередь, клялись судить по совести и правилам, без предубеждения к спортсменам. Элланодики имели при себе раздвоенные в виде вилки на конце тонкие длинные деревянные палки, ударами которых они могли наказывать провинившихся. Участников с помощью жребия разделяли на группы по четыре человека. Затем следовало торжественное жертвоприношение Зевсу и открытие Игр. Во второй день происходили соревнования в группе мальчиков: бег и борьба, пентатлон, кулачный бой. Третий день отводился состязаниям взрослых атлетов — бегу, борьбе, кулачному бою, панкратию и пятиборью. Четвертый день был целиком посвящен иппическому агону, а пятый — награждению победителей и закрытию Игр.

Немного подробнее о самих состязаниях, которые отличались некоторым своеобразием. Например, состязания борцов (пюгме, панкратий, пале) по сравнению с современным могут показаться довольно варварскими. Вместо боксерских перчаток руки спорсменов обматывались гимантами — специальными кожаными ремнями (позднее с металлическими бляхами), а сами борцы были обильно смазаны оливковым маслом, что, согласитесь, усложняло борьбу. Бить соперника позволялось как угодно, но поскольку удары по корпусу не имели значения, то целью являлась голова противника. Запрещалось лишь кусаться и бить в уши и глаза. Понятия "весовая категория" не существовало. Поединок мог длиться довольно долго, поражением считалось падение на землю или просьба о пощаде. Бывало, что проигравший платил жизнью, не говоря уже о многочисленных травмах. Если на земле оказывались оба борца, то судьи засчитывали ничью. Боец, трижды коснувшийся земли и прекративший борьбу, назывался триадденом.

Самым курьезным и трагическим за всю историю Олимпийских игр можно назвать поединок в панкратии на 53-й Олимпиаде в 564 г. до н. э. Противник трехкратного чемпиона Аригиона Фигалетского сдавил ему горло ногами, намереваясь задушить. Из последних сил Аригион сломал сопернику щиколотку, заставив его просить пощады, тем самым признавая себя побежденным. Однако это отчаянное усилие стоило Аригиону жизни. Судьи, оказавшиеся в довольно затруднительном положении, поскольку один из борцов сам признал поражение, а второй умер, после продолжительных прений нашли оригинальный выход: тело Аригиона было поставлено на пьедестал почета, и на голову трупу надели оливковый венок.

Поскольку, как было сказано выше, спортсмены смазывали свои тела маслом, то образовавшуюся после состязаний грязь приходилось соскребать специальными приспособлениями — стригилами.

Прыжки в длину (обычно серия из нескольких следующих один за другим) — гальма — совершались без разбега со специального возвышения — батера. Для большего размаха при прыжке спортсмены использовали каменные или свинцовые гири — хальтеры, которые следовало уронить до приземления. То есть, прыжок совершался приблизительно так: при отрыве от земли атлет взмахом направлял руки с хальтерами вперед, перед приземлением отводил их назад, а при касании земли отбрасывал хальтеры совсем. Использование хальтеров было необязательным, но они давали прыгуну некоторый импульс в начале упражнения, а также способствовали сохранению равновесия и получению более четкого отпечатка пяток. Кроме того, поскольку спортивные состязания определялись особенностями военного искусства того времени, эти гири в руках прыгуна символизировали оружие, с которым греческому воину приходилось перепрыгивать канавы, рвы и прочие препятствия. Все мероприятие могло сопровождаться аккомпанементом флейты.

Бег являлся старейшим, а до 13-й олимпиады и единственным, состязанием в Олимпийских играх. Атлеты бежали обнаженными (отсюда название упражнений – гимнические, гимнастические, от греч. gymnoi — нагой). А длина арены — один стадий — дала название и площадке — стадион. Но об этом позже. Беговая дорожка не была круговой, как сейчас — атлеты бегали по прямой, туда и обратно, как во время броска воинского соединения. Бег с оружием — гоплитодромос — наиболее наглядно демонстрировал это.

Дискометание известно еще из поэм Гомера как одно из любимых упражнений греков не только в мирной жизни. Атлеты-дискоболы метали диск без раскручивания, что было обусловлено сомкнутым строем воинов — метание могло производиться только в вертикальной плоскости.

Помимо уже упомянутых бега, борьбы, прыжков в длину и метания диска в пентатлон входило еще и метание копья. Кстати, согласно греческой мифологии, пентатлон был изобретен Ясоном — легендарным предводителем аргонавтов. В Олимпийских играх бег и борьба проводились как в пентатлоне, так и отдельно, в то время как прыжки в длину и метания диска и копья — только в пятиборье. Очень интересным было определение победителя в пентатлоне. Оно осуществлялось на основе принципа выбывания. Поскольку бег, прыжки и метания копья и диска требовали разных физических усилий, чаще всего победителей было четверо — по одному в каждом виде. Иногда один участник становился победителем в двух видах состязаний, а в двух других достигались равные результаты. Или два участника побеждали каждый в двух видах соревнований. В таких случаях состязания в борьбе проводились обязательно — для определения финального победителя. А если в трех видах пентатлона побеждал один и тот же участник, то пятый вид состязаний не имел значения.

Любимым состязанием многих мифических героев было копьеметание. Оно также обязано своему происхождению боевым упражнениям. Копье имело кожаную рукоятку, при помощи которой копьеметатель в момент броска сообщал ему вращательное движение вокруг оси. По оценке результатов копьеметание делилось на два вида: “экеболон”, где определяющей была дистанция, которую пролетело копье, и “стохастикон”, где судили по поражению специальной цели.

Надо полагать, что самыми зрелищными и захватывающими были иппические состязания. За победу в них чествовался не возница, а владелец коней и колесницы. Именно поэтому состоятельные греки из всех видов соревнований отдавали предпочтение конным. Более того, атлетом мог быть любой грек (с небольшими оговорками, о которых шла речь ранее), то есть богатый аристократ запросто мог встретиться в схватке с простолюдином из захолустного городишки, да еще и не получившего хорошего воспитания. А вот выставить колесницу с достойными лошадьми было под силу даже не каждому богачу. Древние историки (Исократ, Плутарх) почти хором рассказывают о честолюбии Алкивиада, пославшего на Олимпиаду семь (!) колесниц. Столько, кроме него, не посылал никто — ни частное лицо, ни царь. Он получил первую, вторую и четвертую, по словам Фукидида, награды. Еврипид же указывает, что и третья тоже досталась Алкивиаду. Конные состязания проводились на ипподроме, располагавшемся южнее стадиона, который был длиной в 4 стадия — около 770 м.

В более позднее время Игры продолжались семь дней, а в период римского владычества веками установившимся правилам следовали уже не столь строго. В 65 г. н. э. император Нерон превратил Олимпиаду практически в фарс, участвуя в скачках в сильнейшем подпитии и приказав не выпускать зрителей при своем выступлении на мусическом агоне. Вы, наверное, удивитесь, но Нерон стал победителем. Конец Олимпийским играм древности — на 293-й олимпиаде — положил набожный римский император Феодосий I в 394 г. н. э., усмотрев в них несовместимое с христианской верой язычество.

Программа Олимпийских игр. Олимпионики

Спортсмены и их наставники съезжались в Олимпию за месяц до начала Игр для отборочных тренировок. Сами игры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1-й день, когда участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения; во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков, в 3-й состязания мужчин, в 4-й конные ристания, 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Первым победителем на Олимпийских играх считался элеец Кореб (776 до н. э.), который выиграл состязание в коротком беге на 1 стадий (192,27 м). В 14 Олимпиаду (724 до н. э.) в программу Игр вводится двойной, т. е. на 2 стадия, бег-диавлос, в 15-ю (720 до н. э.) длинный бег-долихос (от 7 до 24 стадиев), с 18-й (708 до н. э.) борьба и пятиборье, или пентатлон, состоявшее из прыжков, бега, борьбы и метания копья или диска. С 23 Олимпиады (688 до н. э.) появляется кулачный бой. В 25-ю впервые вводится бег колесниц, запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, в 33 (648 до н. э.) верховые скачки на взрослых лошадях и панкратий (борьба без правил и состязание на кулаках). В 65-ю Олимпиаду (520 до н. э.) в программу включен бег в полном вооружении гоплитодром. В 70-ю Олимпиаду (500 до н. э.) появляется бег апены (колесницы, запряженной мулами), в 71-ю (496 до н. э.) кальпа (попеременный бег и скачка на колеснице), в 93-ю (408 до н. э.) синорида (бег колесниц, запряженных двумя взрослыми лошадьми), а с 99-й Олимпиады (384 до н. э.) бег колесниц, запряженных молодыми лошадьми. В 131 Олимпиаду (256 до н. э.) введены верховые скачки на жеребятах, а в 145 (200 до н. э.) панкратий для мальчиков.

С 720 до н. э. атлеты, ранее выступавшие в набедренных повязках, состязались обнаженные. Состязания проходили по группам, на которые спортсменов разделяли по жребию (по 4 человека). Победителю элланодики вручали пальмовую ветвь, с которой он должен был прийти на вручение наград.

Имя победителя-олимпионика, имя его отца и отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Олимпионики были столь знамениты, что год олимпиады часто назывался по имени победителя. С 7 Олимпиады (752 до н. э.) атлеты награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков», по преданию, посаженной еще самим Гераклом; с 60-й им позволялось поставить в Альтисе свою статую. Во время пира, следовавшего за состязанием, в честь олимпиоников пелись торжественные гимны-эпиники, составленные знаменитыми поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др. Древние греки считали победу знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к городу, откуда он родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и почитались как местные герои.

Традиция зажжения Олимпийского огня

История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.

Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса.

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда – континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей. Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.

Значение олимпийских игр

Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира, священные послы теоры представляли в Олимпии все греческие государства. Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города устраивали у себя игры по подобию Олимпийских или сооружали храмы Зевса Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах и др.).

В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю Грецию. Имя, торжественно объявленное на Олимпийских играх, становилось известно всему грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историк Тимей Сицилийский предложил вести летосчисление по Олимпиадам, четырехлетним временным отрезкам, от одной Олимпиады до другой.

Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, все больше превращаясь в событие местного значения. В 85 до н. э. римский полководец Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес Игры в Рим (175-я Олимпиада-80 до н. э.), но через 4 года они возобновляются в Греции. С великой пышностью состязания были восстановлены римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4 г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока, приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого.

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

Заключение

Олимпийские игры в ХХ столетии стали одним из многочисленных денежных шоу, превратившись в средство низкопробной массовой национальной пропаганды, вовремя и без сбоев поставляя необходимую норму адреналина в застоявшуюся кровь уставшего человечества.

Но на заре своего существования Олимпийские игры имели принципиально другое значение. Это был комплекс ритуалов и спортивных состязаний, направленный на религиозное и культурное объединение Эллады.

Подобные игры были распространены в XI-IX веках до н.э. Спорт той эпохи можно назвать аристократическим, потому что в состязаниях участвовали в основном представители знати. Состязания проводились, видимо, от случая к случаю: не существовало специального места проведения соревнований, не было системы правил, института судей. Призы выдавались всем участникам соревнований, даже если они занимали последнее место, причем победа в заезде на колесницах, в кулачном бою или борьбе оценивалась гораздо выше, чем все остальные, так как эти виды спорта считались наиболее благородными.

В проведении игр существует некая закономерность: в гомеровский период состязания устраивались по воле какого-либо знатного человека или царя, позже соревнования стали устраиваться как бы по установлению богов, в местах, связанных с чудесами. Например, Пифийские игры, проводившиеся в Дельфах, были посвящены Аполлону, который, по преданию, после своей победы над гигантским драконом Пифоном учредил музыкальные соревнования, а позже к ним добавились поэтические, атлетические и конные.

Каждый год в Греции проводились масштабные культовые мероприятия, большинство из них считалось "государственными" праздниками. Подобные общие собрания в определенных культовых местах, посвященных какому-либо богу, сопровождавшиеся жертвоприношениями, играми и т.п., назывались панегиреями. Олимпийские игры считались главнейшими и важнейшими среди всех панегирей, так как Олимпия была святилищем Зевса, и соответственно все остальные религиозные центры Эллады негласно подчинялись ему.

Система проведения и идейная направленность Олимпийских игр, разработанный кодекс правил, четкая шкала ценностей - все это вместе повлияло на создание образа "kalos kagatos", т.е. в дословном переводе прекрасно-благого человека. Это был идеал всесторонне развитого человека, прекрасного телом и душой. Такой герой мог потягаться с богами, если бы не был взращен на идее почитания богов и обязательной верности заветам предков. Этот образ волновал и скульпторов, и писателей античности в течение столетий. В изобразительном искусстве каноном совершенства считается статуя Поликлета, изображающая юношу-копьеносца. Одним из примеров такого типа в литературе является образ Исхомаха в произведениях Ксенофонта.

Когда в IV веке начались бесконечные внутренние войны, распри и предательства, греки стали использовать религию как сильнейшее средство воздействия на противника. Дельфийский оракул работал почти по заказу, вера утратила чистоту, ясность и смысл, это не могло не сказаться и на проведении игр. Участие в них теперь принимали только профессиональные борцы, которые уже не верили в помощь богов, а рассчитывали только на собственную силу и хитрость. Были введены денежные призы, тогда как в классическую эпоху уже один лавровый венок олимпионика символизировал все почести и преимущества, которые атлет приобретал вместе с победой.

Иссяк поток красочных процессий, люди все больше разубеждались во всесильности богов и все чаще бросали им вызов. К концу тысячелетия случалось, что игры не на что было проводить. Царь Ирод, посетивший Олимпию в 12-8 гг. до н.э., восхитился самой идеей подобных соревнований. Узнав, что святилищу не хватает средств на былой размах, он учредил специальный денежный фонд для проведения игр. Несмотря на частые подачки со стороны взбалмошных вельмож, Олимпия влачила жалкое существование.

Спустя несколько столетий сюда пришли христиане, разграбили сокровищницы и уничтожили все, что не смогли унести (а среди всего прочего и чудо света - знаменитую статую Зевса работы Фидия). Затем по этой земле прошлись варвары, и пара землетрясений довершили дело разрушения.

bukvasha.ru

Что за "культ тела" был такой у древних греков?? Что это?

В Древней Греции существовал культ здорового, крепкого тела. Древние греки не стыдились обнажаться до определенных пределов. Им было что показать. А что мы имеем сегодня. Затянутых во всевозможные одежды мужчин. Они стараются закрывать свое хилое, изнеженное тело. Им просто нечего показать. а показывать слабость и дряблость не хочется. Вот тогда и начинает свирепствовать болезнь… Тогда- в древности, во времена Гиппократа- вольно или невольно большей части мужской половины населения приходилось укреплять свое тело физически. Хочешь ты или не хочешь, но когда на государство нападают враги, то государство приходится защищать. Защищать с мечом и щитом. А и щит, и мечь весили не мало. Слабый человек их просто не поднимет. А приходилось ведь не просто поднимать- приходилось бегать с этими воинскими принадлежностями. . Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания. Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса» . Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

<a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Культ_предков" target="_blank" >вот туть написано </a> <a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Греция" target="_blank" >а вот туть про Греков</a>

Зарядку они делали и за чистотой тела следили.

Да, действительно, греки очень ценили красивое тело. Есть даже одна история : Однажды в Греции осудили девушку-распутницу, собралось очень много народу. В защиту ничего не было сказано и девушку было решено казнить. И тут на глазах у всего народа она скинула одежду. Ее тело было красиво, прелесно.. . Греки отпустили ее, потому что не могли уничтожить ее красоту. вот такая история.

Все отвечавшие совершенно правы. Правда, на самом деле о том, как в действительности жили др. греки, известно только из поздних римских источников и редких обрывков собственно греческих текстов. Греческая цивилизация была уничтожена сначала стихией, а затем Римом под корень. Полностью.

в здоровом теле - здоровый дух!

touch.otvet.mail.ru