Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии. Неортодоксальная философия древней индии


Неортодоксальные (неведантические) философские системы Древней Индии

Естественное стремление первых философов Древней Индии противопоставить мифологическому и религиозному мировоззрению мировоззрение, основанное на разуме, во многом объясняет, почему первые древнеиндийские философские системы были материалистическими.

Пожалуй, одной из первых философских школ Древней Индии, не признавшей авторитета Вед, была школа червако, основателем которой был Брихаспати (середина 1 тысячелетия до н. э.) и его ученик Червако. Последователи этой школы отвергли учение о майе, брахмане и атмане. Первоосновой всего сущего они объявили четыре стихии: землю, воду, воздух и огонь. Потусторонний мир отрицался. Сознание человека объявлялось реально существующим. Источником знания о мире признавались ощущения. После смерти человека его организм распадается на первичные стихии. Так что цель человеческой жизни - наслаждение. «Наслаждайтесь, пока живете! Когда тело превратится в золу, нет более возврата», - говорил Червако.

К школе червако тесно примыкала школа локаята. Не случайно часто эти две школы отожествляются.

Школа вайшешика придерживалась атомистической гипотезы, а основатель этой школы получил прозвище Канада (Ш век д.н.э.), что значит «пожиратель атомов». Атомы – это мельчайшие частицы мироздания. Из них состоят тела. Но приводят их в движение и в сцепление между собой духовные силы – души. Мир чувственных вещей преходящ. Он периодически возникает из атомов и разрушается, распадаясь на атомы.

Школа санкхья была дуалистической. Ее основателем считается мудрец Капила (12 век д.н.э.). Главное для этой школы – это принцип историзма в рассмотрении всего сущего. В качестве исходного пункта мирового процесса признавалась первичная, бескачественная, однородная, все наполняющая, никем не сотворимая материя. В начале она пребывает в неподвижности и образует недифференцированное единство (или равновесие) массы, энергии и духовного начала. Затем это равновесие нарушается, и эти три начала переходят в самостоятельное существование. С их выделением и начинается бесконечный процесс эволюции. Из недифференцируемой массы образуется множество разнообразных вещей, многообразие видов растений и животных. Процесс эволюции материи заключается в перераспределении массы и энергии, причем их сумма остается постоянной. Духовное же начало, в отличие от материального - косно, абсолютно бездеятельно. Оно распадается на множество индивидуальных человеческих душ, которые являются созерцателями происходящих вокруг них движений. Связь между душой и телом уподобляется сотрудничеству хромого и слепого (слепой несет хромого, который указывает ему дорогу).

Школа йога, основателем которой был Патанджали (1 век д.н.э.), во многом заимствовала натурфилософию и теорию познания санкхья, беспринципно сочетая ее с учением о боге и мистикой. Но широкую известность она приобрела не этими общефилософскими воззрениями, а благодаря учению о самадхи. Наивысшего блаженства человек может добиться полным освобождением своего сознания от влияния внешнего мира. В этом состоянии угасают все желания, мышление сосредотачивается на какой-то внутренней точке или на какой-то функции организма (термин «йога» в переводе означает «напряжение»). В состоянии самадхи человек будто бы способен интуитивно (бездоказательно и неосознанно) схватывать истину вещей, явлений и бытия в целом. Исходя из этого учения, школа йога разработала целую систему психофизических упражнений для достижения самадхи. Эти упражнения до сих пор привлекают внимание людей. Они используются для аутотренинга, в спорте, в космонавтике, медицине и т.д.

studfiles.net

Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии. — КиберПедия

Литература основная:

· Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во МФТУ, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro

· Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009. Стр. 34-61.

Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.

 

Индия –одна из самых загадочных и древнейших цивилизаций мира. Её истоки относятся еще к 3 тысячелетию до н.э. Именно тогда возникла так называемая индская культура.

Индийская философия –как и культура, - одна из самых древних в истории человечества. Это одно из наиболее глубоких и оригинальных явлений человеческой культуры. Философия оказала колоссальное воздействие на все духовное развитие страны, на общественных деятелей в самой Индии – Р.Тагора, М.Ганди, Дж.Неру и пр. Однако её роль и значение выходят далеко за пределы собственно индийского ареала. Её своеобразие, неповторимость оказали мощное воздействие на многих европейских мыслителей, таких как: Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Г.Гегель, А.Шопенгауер, Ф.Ницше, А.Эйнштейн, Л.Толстой, наконец – Е.Блаватская и др. Многие из этих идей проникли и в массовое сознание, и в вульгаризированном виде составляют часть современной массовой культуры. Кому не доводилось слышать о законах «кармы»? Это относится к такой идее как «сансара» или, как обычно её называют в европейской культурной традиции - реинкарнация. Вопрос о том, сколько жизней мы прожили, кем были в прошлом, породил множество произведений массовой культуры.

Обратите внимание:

Веды –древнейший памятник индийской культуры. Веды – это поэтические сборники гимнов, посвященные древнеиндийским богам. Язык священных текстов – санскрит – признавался единственным подлинно человеческим языком, на котором все вещи имеют правильное обозначение.

Веды считаются одной из древнейших книг на земле.. Самые ранние из них создавались за 1500 – 800 лет до нашей эры. Веды передавались устно, индийцы называли их «шрути» – что значит услышанное.

Самые ранние Упанишадыбыли составлены в Северной Индии в VII или VIII веке до н. э. Буквально термин «Упанишады» означает «сидящий рядом», но он приобрел смысл эзотерического учения, поскольку эти тексты содержат тайные доктрины, которые лесные отшельники передавали своим близким ученикам. Упанишады относятся к числу величайших интеллектуальных достижений в истории человечества. Хотя Упанишады не излагают какую-то одну философскую систему, а скорее выражают интеллектуальные искания, часто противоречащие друг другу, их общей темой является онтологическое единство, вера в то, что всё радикальным образом связано между собой.

Индийский философ VIII в. н. э. Шанкара в своих комментариях к первой сутре «Веданта-сутр» говорит, что для изучения философии необходимо:

· знать о различии между вечным и преходящим;

· быть отрешенным от всех мелких желаний, личных мотивов и практических интересов;

· вести достойную человека нравственную и добродетельную жизнь;

· владеть техникой медитации.

 

ВЕДЫ

Самхиты (гимны) Основное содержание
Ригведа Веда гимнов. Собрание 1017 гимнов (самхит). Это обращения к ведическим богам и молитвы. Ригведа была обрядовым руководством для жреца, отвечавшего за исполнение гимнов во время жертвоприношений. В Ригведе уже присутствуют некоторые предфилософские понятия (философские идеи) – Пуруша, рита, сансара, карма,
Самаведа Веда песнопений. Описание правильного произнесения гимнов Ригведы во время жертвоприношения. Использовалась жрецом, отвечавшим за музыкальное сопровождение обряда.
Яджурведа Веда жертвоприношений. Описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы. Руководство для жреца, отвечавшего за обеспечение обряда всем необходимым (например, дровами и «сомой»).
Атхарваведа Веда магических заговоров. Собрание заклинаний, обращенных к богам, демонам, духам. Находилась у брахмана, (главного жреца) или у царского жреца, которые осуществляли общее руководство обрядом.
Система священных текстов
Брахманы Поскольку главный жрец – брахман составлял комментарии к самхитам, то эти книги и получили название Брахманов.
Араньяки Некоторые жрецы уходили в лес и становились лесными отшельниками. В результате их комментариев к Самхитам и Брахманам, появились книги Араньяки (лесные).
Упанишады Когда к отшельникам стали приходить ученики, садились рядом с ними и учились мудрости, появились книги, написанные этими учениками (упанишада – означает сидеть возле, сидение у ног учителя). Именно Упанишады легли в основу классической древнеиндийской философии. В индийской традиции относят к ним 108 книг, создававшихся с VI в. до н.э. – по XVI в. н.э. Говоря о древнеиндийской философии имеют в виду, прежде всего Упанишады, созданные в I тыс. до н.э.
Существует три основных разногласия между ортодоксальными школами:
  1. Хотя все ортодоксальные школы признают авторитет Вед, но каждая из школ придает им свою степень значимости.
  2. Разные школы ищут просветления разными путями. Для одних лучший путь – это знания, для других благие деяния, для третьих – вера.
  3. Разные школы дают неодинаковые ответы на вопрос есть ли Бог. Хотя все ортодоксальные школы рассматривают метафизические вопросы, не все рассматривают Бога как ключевую фигуру в мироздании.

Заполните таблицу.

 

Особенности философии Древней Индии
Автохтонность  
 
 
 
 

Дополнительная литература.

1. Пименов В.А. Возвращение к дхарме. М., 1998.

2. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990.

3. Брнгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

4. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М.,

Основные понятия:брахман, атман, майя, дхарма, сансара, мокша, ахимса, ортодоксальные и неортодоксальные школы, гедонизм, аскеза.

 

ТЕМА: ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. 1. Особенности китайской философии и основные категории. 2. Конфуцианство – этико-социальная философия. 3. Даосизм – основные идеи. 4. Легизм – школа законников.

Учебная литература

1. Алексеев П.В. История философии. М.: «Проспект», 2006.

2. Гриненко Г.В. История философии. М: Юрайт-Издат. 2009. Стр. 34-61.

3. Фролов И. Т. Введение в философию. –– М.: Изд-во МФТУ, 2003. Электронное издание. –– http://www.philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro

Дополнительная литература.

4. Абрамов В.А. История философии Китая. Чита, 1996.

5. Бабаев Г.А. История философии. Курс лекций.М.2006.

6. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1989.

7. Мудрецы Китая. СПб., 1994

8. Стивенсон Джей. Восточная философия. М., 2005.

9. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1996.

10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., Высшая школа, 1991.

 

Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару.

Когда мы произносим «Китай», то перед мысленным взором прежде всего возникает географическая карта мира, где на самом востоке находится удивительная страна, которую сами китайцы называли Тянь-ся, т. е. Поднебесная. Почти со всех сторон Китай естественно ограничен - море и горы, только с севера его территория долго не имела преград. Но это «упущение природы» было ликвидировано в III в. до н. э., когда первый китайский император Цинь Ши-хуанди отдал приказ о строительстве Великой Китайской стены. Эта стена стала своеобразным знаком, символом государственности и культуры Китая. Территориальная обособленность Китая сыграла немалую роль в истории страны: ограниченность пространства перешла в некую культурную замкнутость и сосредоточенность на самой себе. Все, что оставалось за пределами Китая, было жутким и непонятным миром варваров.

Одним из самоназваний Китая - кроме Тянь-ся - стало «Срединные царства», т. е. середина, центр мироздания, а сами китайцы стали ощущать себя единственными носителями культуры, ответственными перед Небом и Землей за правильность космического цикла (чередование весны и осени, движение небесных светил, смена приловов и отливов). Это чувство ответственности получило воплощение в ритуале (знаменитых «китайских церемониях»), пронизавшем и пропитавшем собой все уровни китайского бытия и культуры.

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет. С 2700 г. до н. э. – начало цивилизации Китая. За китайской цивилизацией закрепились эпитеты «великая», «уникальная». Больших успехов китайские ученые достигли в астрономии, математике, географии, медицине, философии и т.д. Народ Древнего Китая изобрел порох, бумагу, компас, книгопечатание. Отдавая должное уникальности, древности и бесспорной оригинальности китайской цивилизации и культуры (особенно архитектуре, литературе, искусству, отдавая дань работоспособности и профессионализму, организованности китайцев) нельзя не отметить такие особенности культуры как восточный деспотизм и вытекающий из этого традиционный культ личности, подавление индивидуальности.

Истоки этого в историческом развитии Китая. Географические и социально-экономические условия древнего Китая требовали коллективных действий, оставляя очень мало места для инициативы личности. Только коллективно можно было справиться с разливами рек, бороться с засухой, построить многие тысячи верст пограничной стены для защиты, создать систему «оповещения» о нападении кочевых племен. Отдельный человек был всегда только частью социальной общности – семьи, рода, клана, государства. Даже общение с умершими предками было коллективное, обряд жертвоприношения умершим предкам совершался всей семьёй или кланом.

Зарождение китайской философии в начале VI века до н. э.относится к периоду войн и распада государственной власти. В силу этого китайская философия всегда носила практический, прикладной характер. Ранняя китайская мысль искала решение насущных общественных проблем, предлагая практичные наставления правителям и гражданам. Древние китайские философы впервые приступили к разработке тех правил, по которым должен жить человек. Философы видели свою основную задачу в теоретическом и практическом осмыслении жизни общества и личной судьбы человека. Доминантными формами творчества в китайской философии стали комментаторство древних классических произведений. Даже самые смелые новаторы стремились выглядеть всего лишь истолкователями старинной идеологической ортодоксии. Теоретическое новаторство, как правило, не только не акцентировалось и не получало явного выражения, но, напротив, намеренно растворялось в массе комментаторского текста.

История китайской философии очень условно может быть разделена на три этапа:

cyberpedia.su

Книга - Неортодоксальные школы древней Индии

О г л а в л е н и е

1 Введение………………………………………………………………..2стр.

2 Буддизм…………………………………………………………………3стр.

3 Джайнизм………………………………………………………………7стр.

4 Чарвака………………………………………………………………..10стр.

5 Адживика……………………………………………………………..14стр.

6 Заключение…………………………………………………………...17стр.

7 Список литературы…………………………………………………..18стр.

Введение

Индийская философия развивалась беспрерывно с древних времен. И многие положения и взгляды остаются актуальными в наше время.

Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства – санскрите. Философия Индии уделяла особое внимание религии и размышлением над познанием. Это было вырожено в Ведах – религиозные писания, под воздействием которых возникли первые элементы философского сознания. Крупнейшим разделом Вед, явлется Упанишады (свыше 200 произведений). В Упанишадах основой всего сущего признается Атман, который состоит из речи, дыхания. Атман – внутренний правитель, духовное начало, душа, Я, который связывает и этот и тот мир, и всё сущее.Помимо Атмана в Упанишадах признается Брахман, который является началом всего остального. Совпадение Атмана и Брахмана открывает человеку путь к высшему блаженству, что является мокшей .

Для древних индийских философов развитие шло в рамках школ. Все они делились 2 группы: Ортодоксальные и Неордоксальные.

Ортодоксальные – те, которые признают ученье Вед и жизнь после смерти.

Неортодоксальные – те, которые не признают ученье Вед.

К ортодоксальным относятся:

1. Миманаса

2. Веданта

3. Санкхья

4. Йога

5. Вайшешика

К неортодоксальным относятся три школы:

1. Буддийская

2. Джайниская

3. Материалестическая(чарвака)

Именно об этих школах и их основателях пойдет речь в данной работе.

БУДДИЗМ.

В 6 в.до н.э. каждый житель Северной Индии мог быть знаком с одной

из трех философских теорий:

— ортодоксальным индуизмом, основанный на ведийских знаниях и строгом соблюдении ритуалов и предписаний;

— аскетической практикой и медитацией, которую проповедовали независимые духовные учителя (отшельники – шраманы),;

-материалистической и гедонистической философией школы локаята.

Эта эпоха характеризовалась развитием торговли, оттоком населения в города и, как результат, ослаблением внутриклановых связей и племенных традиций. Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха

Шакьямуни) (563-483гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Названный в последствии Буддой (буквально пробужденный, просветленный). Прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет, отшельник, мудрец) после чего «прозрел» (527 г. До н.э.)и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними:

-«путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и

морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

-Средний путь – путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать.

Ключевые концепции буддизма

Пратитья Самутпада. Представляет фундаментальную концепцию буддийской философии и может быть переведен трояко.

-зависимое начало;

-обусловленное воспроизводство;

-взаимосвязь.

Общий смысл концепции можно передать следующими словами: «Сущностным является то, что возникает; то что погибает, перестает быть таковым». Т.е. при определенных условиях объект проявляется, а с изменением этих условий – исчезает. Предусматривает три признака проявления вселенной.

— Анигга. Все в мире подвержено постоянному процессу перемен.

— Анатта. Все сущее не только изменчиво, но и попросту не существует само по себе.

— Дукха. Термином дукха обозначают все неприглядные стороны жизни, даже удовольствие, ибо известно, что все рано или поздно кончается.

Четыре благородные (арийские) истины, открытые Буддой

1. Жизнь есть не что иное, как дукха (страдание и неудовлетворенность)

2. Причиной страданий является танха (привязанность к жизни как к

источнику страдания; иллюзорное отношение к реальности, когда желаемое выдается за действительное) .

3. С избавлением (ниродха) от привязанностей исчезает причина страдания.

4. Во избежание привязанностей следует придерживаться срединного пути, называемого маггой.

Этапы «Восьмиричного Пути Освобождения»

1. правильное видение –понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

2. правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей ( с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

3. правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу,

характер;

4. правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми.,

непричинение зла другим;

5. правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;

6. правильное умение – усердие и трудолюбие;

7. правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

8. правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

Тройственный путь

Благородный восьмиступенчатый путь не является единственным способом осуществления Дхармы. Весьма распространенной является доктрина, представляющая следующие аспекты:

— сила (нравственность) – свод заповедей;

— самадхи (медитация) – расширение сознания;

-праджня ( мудрость) – отражение двух предыдущих аспектов в практическом воплощении. Мудрость достижима на трех уровнях:

— шрутамайя-праджня – мудрость, почерпнутая во время чтения сутр;

— чинтамайя-праджня – мудрость, почерпнутая в ходе самосозерцания и

размышления;

— бхаванамайя-праджня – высшая мудрость, обретенная в прцессе духовной практики.

Анатта. Учение Будды стало с одной стороны, творческим развитием

индуистских традиций и понятий с другой – полностью опровергло некоторые религиозно-философские концепции. Индуизм придерживается понятия высшего «Я» (Атмана), которое хоть и присуще физическому телу, но в то же время полностью независимо от него. В учении анатты Будда отрицает концепцию Вечного Атмана. Истинное «Я» — это то, что чувствует, видит, думает и осуществляет жизненный выбор. Иными словами, не существует никакой неуловимой субстанции.

Буддизм никогда не был застывшей и окончательно оформленной

религиозной доктриной. Так что неудивительно, что со временем возникло множество философско-религиозных школ и течений. Более того, в процессе развития буддизм органично впитал в себя многие культурные и религиозные традиции, которые были интерпретированы в русле базовых концептуальных подходов.

ДЖАЙНИЗМ.

Центральной идеей этого религиозно-философского учения является

принцип ахимсы (непричинение вреда). Подобно другим философским школам, ждайнизм не довольствуется чисто умозрительными рассуждениями и главной целью ставит реализацию средств преодоления людских страданий. Адепты учения видят спасение в победе над мирскими страстями, ограничивающими возможности сознания. Само слово джина означает победитель. В джайнской традиции существовало 24 вероучителя, известных как создатели брода, то есть те, кто вел своих последователей через бурный поток мирских невзгод навстречу спасению и покою. Существует исторически достоверное свидетельство о последнем из них Махавире (599 -527гг.до н.э.). Как и Сидхартха Гаутама ушел из дома и в течении нескольких лет вел аскетический

образ жизни. Во время своих скитаний познакомился с основателем

оппозиционной индуистской секты аджавиков –Госалой. Так же есть сведения о его встрече и диспуте с Буддой. В 42 года достиг просветления, с тех пор стал известен как Джина, а его последователи стали называться джайнами –соратниками победителя.

Базовые концепции

Главным трудом по философии джайнизма является «Таттвартха-

сутра».Центральные темы: непричинение вреда, отказ от категоричных

суждений и отказ от собственности.

Анекантавада. Неприятие абсолютных истин. Суть вещей следует воспринимать в зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются. Т.е. любое знание является условным.

Атомизм и анимизм. Джайнизм основан на учении о дискретном, прерывном строении материи и различает четыре вида проявления микрочастиц (атомов): воздух, огонь, воду, землю. Атомарные образования этих первоэлементов объединены в скандхи, из которых в свою очередь формируются феноменальные объекты. Однако мир состоит не только из материальных предметов, но и атрибутов более тонкого плана, реальность которых тем не менее очевидна. К ним относятся радость, печаль и жизнь как таковая, причем последняя обозначается как душа или джива. Т.е. мы имеем дело со вселенной, в которой все находится во взаимодействии физических и не физических структурных

элементов. Феноменальный мир по сути дела вечен, несмотря на условность его земных проявлений.

Атеизм и вечно меняющаяся вселенная. В своей основе джайнизм атеистичен. Не признает конечного слияния Атмана с Брахманом. Вместо этого признается достижение душой конечной реальности. Мир безначален, но находится в постоянном процессе эволюции и инволюции. При этом никаких доказательств не требуется, процесс перемен осуществляется в соответствии с кармическими законами. Следовательно, вселенной управляет не Бог, а карма.

В джайнизме сосуществуют два направления: секта дигамбаров (одетых

сторонами света) и шветамбаров (одетых в белое). С точки зрения крайнего аскетизма монах не должен владеть чем-либо или испытывать привязанность к чему бы то ни было. Поэтому, коль скоро одежда может стать объектом вожделения, джайнский монах должен быть обнаженным. Обе секты признавали справедливость утверждения, но шветамбары пошли на компромисс и позволили своим последователям носить одежду, а дигамбары воплотили монашеский идеал на практике, хотя в наше время на публике их адепты прикрываю свое тело.

Несмотря на аскетическую этику джайнизма, светские адепты учения нередко становятся преуспевающими дельуами. У мирян элемент непривязанности к земным благам принимает форму благотворительности. Так состоятельные последователи традиции финансируют строительство храмов и материально

поддерживают общины.

В заключении можно сказать, что межу философией Буддизма и джайнизма есть много общих аспектов: и Гаутама и Махавира исповедовали атеизм и указывали на изменчивость и непостоянство окружающего мира; оба подчеркивали значимость доктрины ахимсы как ключевого понятия морали и духовного роста; оба указывали на путь от мирского существования к монашеству как наиболее желательный; отрицали авторитет ведийских знаний и культовой практики. Однако между учениями есть существенное различие.

Буддизм не признает ни самости Эго, ни дживы, как некой материальной

субстанции, напротив, «Я» провозглашается лишь как условная концепция. Неменее важно отметить, что джайнизм (как и санкхья) охотно поднимает вселенские вопросы и рассуждает о жизни после смерти, в то время как буддизм считает подобные мудрствования бесплодными и уводящими в сторону.

ЧАРВАКА

Чарвака (чарвака-локаята) — пожалуй, самая неартодоксальная школа древнеиндийской философии. Ее влияние на индийскую культуру нельзя считать очень уж значительным. Более того, она оказалась неконкурентоспособной в исторической борьбе идей на индийской культурной сцене. Учение этой школы со временем потеряло влияние. Все ее произведения погибли или были сознательно уничтожены теми, кого они беспощадно критиковали, сохранились лишь отрывки ее доктрин и высказывания о ней в сочинениях других древнеиндийских авторов. И тем не менее для духовной атмосферы и идейной борьбы Древней Индии она характерна. Кроме того, учение чарваков важно и еще в одном отношении — оно подтверждает генетическое единство ( в т. ч. и примерно одинаковое разнообразие) философских сюжетов в основных культурных центрах мировой цивилизации. Как школа, даршана, т. е. доктрина с последователями, чарваки конституировались приблизительно в середине 1-го тыс. до н. э. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати. Этимология названия неясна.

По одной версии слово “чарвака” происходит от глагола “чарв” — “есть, жевать” и является презрительным прозвищем для древнеиндийских материалистов-гедонистов, якобы проповедовавших: “Ещь! пей! веселись!”. В соответствии с другой версией термин “чарвака” происходит от “чару” — “приятный” и “вак” — “слово”, давая в результате “доходчивое, приятное слово”.

“Локаята” — синоним термина “чарвака”. Он тоже неоднозначен. Санкритское “лока” означает “мир, универсум, место-уровень”, а во множественном числе — “люди, народ, человечество”. Прямая расшифровка термина “локаята” звучит как “ограниченность миром опыта простых людей”. Чарваков отличало резко негативное отношение к ведийским авторитетам, к религиозной догматике в целом. Они утверждали, что Веды “страдают пороками — лживостью, противоречивостью, многословием”. “Мошенники, шуты, бродяги — вот кто составил… Веды”, — говорил сам Брихаспати. Чарваки высмеивали религиозные обряды жрецов-брахманов, показывали нелепость жертвоприношений. Они не верили в реальность Брахмана и Атмана, закона Кармы, рая и ада, вообще любого другого мира. Соответственно отрицали они и существование души после смерти: “Когда тело обратится в прах, разве может оно возродиться вновь? Если то, что покидает тело, уходит в иной мир, почему же не возвращается оно опять, влекомое любовью к своим близким?”. Поминовение усопших, равно как и другие религиозные обряды были в их глазах лишь способом прокормления многочисленной армии брахманов. Единственно реальным чарвака-локаята признавала только этот чувственный материальный мир. Он, полагала она, образовался из спонтанного соединения четырех первоначал (первоначала — махабхуты, “великие сути”): земли, воды, воздуха (ветра), огня (света). В дальнейшем некоторые представители этой школы к четырем названным первоначалам добавляли пятый — эфир. Первоначала изначально активны и самодеятельны. Каждая вещь, по учению чарваков, обладает индивидуальной природой или сущностью — свабхавой. Свабхава делает любую вещь уникальной и самодетерминированной. Внешние воздействия, чуждые природе данной вещи, бессильны изменить ее судьбу, непреложный, каузальный ход ее внутренних изменений. Все, что происходит или случается в этом мире, непременно должно было произойти вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. Душа отождествлялась чарваками с органами чувств и умом. Она, в их понимании, возникает тогда, когда первоэлементы, или махабхуты, должным образом соединяясь между собой, образуют живое тело. В махабхутах самих по себе никакой души, никакого сознания нет. Это — эффект целостности, то новое, что появляется в результате соединения, соответствующей комбинации исходных элементов. К подобному выводу чарваков склоняли простые жизненные наблюдения. Например, такой: при смешении кинвы и некоторых других веществ возникает опьяняющая сила, ранее отсутствовавшая. Вместе со смертью тела, а это не что иное, как распадение его на исходные первоэлементы, исчезает и душа. Все знание чарваки выводили из чувств. В этом смысле они были сенсуалистами. Чарваки разрабатывали также теорию умозаключений. Они различали, в частности, два вида умозаключений:

1) умозаключения, основанные на данных чувственного восприятия — они доказательны, им можно доверять.

2) умозаключения, не опирающиеся на данные чувственного восприятия и потому лишенные доказательной силы, по сути ложные. К таким ложным умозаключениям локаятики относили, в частности, брахманистское доказательство бытия Бога и бессмертия души. Чарваки были гедонистами: смысл жизни в счастье, а счастье в наслаждении. Они прославляли естественные чувства и радости людей. “Мудрость состоит в том, — считали они, — чтобы пользоваться теми удовольствиями, которые нам доступны, и по мере возможности избегать сопровождающих их страданий… Как сказал мудрец, радости, доставляемые человеку чувственными вещами, надо отвергать, поскольку они сопровождаются страданием, — но таково требование глупцов. Но какой человек, желающий себе настоящей пользы, выбросит зерна риса из-за того, что они покрыты шелухой и только?” Зло и добро, по мнению чарваков, — иллюзия, созданная человеческим воображением. Реальны только страдания и наслаждения, из них выткана ткань человеческого бытия. Исключить страдания из человеческой жизни нельзя, но стремиться сделать их минимальными можно и должно. Отрицание аскезы, бывшей одной из главных ценностей древнеиндийской культуры, жесткий материализм и последовательный гедонизм делают учение чарваков заметным явлением в истории индийской философии.

АДЖИВИКА

Адживика — одно из неортодоксальных древнеинд. учений, отрицающее существование души. А. первоначально была связана с буддизмом и, возможно, даже являлась разновидностью последнего, поскольку буддисты древности тоже категорически отрицали понятие «души». Основателем А. по традиции считается живший в 6-8 вв. до н. э. мудрец Маркалидева. Согласно средневековым ведантистским трактатам, в основе адживики лежит атомистическая идея, которая определяет др. идеи и представления этого учения. По учению адживики существуют четыре разновидности атомов, из которых строятся четыре стихии природы:

— земля,

-вода,

-огонь,

-воздух;

Все атомы обладают способностью к сочетанию. Жизнь не есть нечто атомарное, она есть то, что воспринимает, познает сочетания атомов. Разновидности атомов и жизнь образуют пять сущностей, которыми исчерпывается все существуют шее. Сознание — особый агрегат сверхтонких атомов, входящих в конфигурацию «жизни». Атомы вечны, неделимы, никем не сотворены и неунич-тожимы. Адживика выступала как реалистическое и в основном материалистическое учение, которое противостояло древ-неинд. религиям и философии брахманизма (Индийская философия). Адживика отрицала брахманские доктрины кармы, самсары и мокши; это отрицание переходило иногда в проповедь этического релятивизма.

Накануне создания двух социально-организованных реформаторскихсистем (джайнизма и буддизма) появляются проповедники, оказавшиестоль значительное влияние на духовную жизнь, что имена их не былипреданы забвению. Буддистская традиция говорит о «шести учителях», ставших главными оппонентами Будды в религиозно-философских диспутах, и среди них о Госале — основателя движения адживиков, которое просуществовало два тысячелетия, до XVI в.н.э., когда буддизм как таковой практически исчез с территории Индии. Характерно, что слово «адживика» первоначально употреблялось для обозначения аскетов и мудрецов, порвавших с ортодоксальной брахманской традицией и ведущих особый образ жизни «аджива». Большинство шраман отрицали авторитет вед, а отсюда вытекало их категорическое несогласие с притязаниями брахманства на особое положение в обществе и на роль единственных носителей истины.По мысли шраманов, каждый ученик, потрудившийся над ее усвоением, спо-собен овладеть ею. Шраманы, принадлежащие в подавляющем большинстве к другим варнам, отрицали социальные превилегии жречества последовательно и бескомпромисно. Растворение наименований ранее независимых друг от друга антибрахманских доктрин в одном учении адживиков, отражало реальный процесс поглощения различных «еретических» школ самым разработанным течением. Госала в большей степени, чем его оппоненты, старался соединить водном учении взгляды различных шраманских сект. Адживики пользовалисьбольшой популярностью при дворах царей, поскольку многие из них былиастрологами и занимались предсказаниями. Цари строили для них богатыеобители, купцы делали денежные подношения их общинам. Учение о предс-казании составляло существенную часть учения адживиков. Его место вней обуславливалось центральной идеей о признании предопределенностивсех явлений природы и человеческой жизни. В противоположность ведийс-кой религии, утверждавшей всемогущество богов, которые непрестанновмешиваются в естественное течение событий, и магическую силу жре-цов-жертвователей, чьи ритуальные действия давали им власть даже надбогами, адживики выдвигали единый принцип -всеобъемлющую и безличную судьбу. Прошедшее, настоящее и будущее всех существ и вещей заложено в ней. В мире, говорили они, нет ничего сверхестественного, самые сложные процессы так же закономерны, как и самые простые.

Заключение

Прочитав данный доклад я могу с уверенностью сказать, что каждая из неортодоксальных школ серьёзно относилась к своей философии.

Древняя Индия является одним из самых больших очагов древней цивилизации, где зародилась философия.

Индийская философия — это истинно «живые плоды», пpодолжающие питать своими соками миpовую человеческую мысль.Ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Индийская философия — это не только экзотика, а именно та пpитягательность целительных pецептов, котоpые помогают человеку выжить. Главная ценность дpевнеиндийской философии состоит в ее обpащении к внутpеннему миpу человека, она откpывает миp возможностей нpавственной личности, в этом-то, веpоятно, и кpоется тайна ее пpитягательности и живучести.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев.Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

Список используемой литературы

1. Философия древнего мира и средних веков – Зыиревич В.Т. – Москва 2004г.

2. Великие мыслители востока – Ян П. Мак-Грил – Москва 1998г.

3. История философии – Мареев С.Н., Мареева Е.В. – Москва 2004г.

4. Философия: сдаем без проблем(Базовый курс) – Халин К.Е. – Москва 2010г.

5. Учебник для ВУЗов: Итория философии – Ильин В.В. – Москва 2003г.

www.ronl.ru

Курсовая работа - Неортодоксальные школы древней Индии

О г л а в л е н и е

1 Введение………………………………………………………………..2стр.

2 Буддизм…………………………………………………………………3стр.

3 Джайнизм………………………………………………………………7стр.

4 Чарвака………………………………………………………………..10стр.

5 Адживика……………………………………………………………..14стр.

6 Заключение…………………………………………………………...17стр.

7 Список литературы…………………………………………………..18стр.

Введение

Индийская философия развивалась беспрерывно с древних времен. И многие положения и взгляды остаются актуальными в наше время.

Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства – санскрите. Философия Индии уделяла особое внимание религии и размышлением над познанием. Это было вырожено в Ведах – религиозные писания, под воздействием которых возникли первые элементы философского сознания. Крупнейшим разделом Вед, явлется Упанишады (свыше 200 произведений). В Упанишадах основой всего сущего признается Атман, который состоит из речи, дыхания. Атман – внутренний правитель, духовное начало, душа, Я, который связывает и этот и тот мир, и всё сущее.Помимо Атмана в Упанишадах признается Брахман, который является началом всего остального. Совпадение Атмана и Брахмана открывает человеку путь к высшему блаженству, что является мокшей .

Для древних индийских философов развитие шло в рамках школ. Все они делились 2 группы: Ортодоксальные и Неордоксальные.

Ортодоксальные – те, которые признают ученье Вед и жизнь после смерти.

Неортодоксальные – те, которые не признают ученье Вед.

К ортодоксальным относятся:

1. Миманаса

2. Веданта

3. Санкхья

4. Йога

5. Вайшешика

К неортодоксальным относятся три школы:

1. Буддийская

2. Джайниская

3. Материалестическая(чарвака)

Именно об этих школах и их основателях пойдет речь в данной работе.

БУДДИЗМ.

В 6 в.до н.э. каждый житель Северной Индии мог быть знаком с одной

из трех философских теорий:

— ортодоксальным индуизмом, основанный на ведийских знаниях и строгом соблюдении ритуалов и предписаний;

— аскетической практикой и медитацией, которую проповедовали независимые духовные учителя (отшельники – шраманы),;

-материалистической и гедонистической философией школы локаята.

Эта эпоха характеризовалась развитием торговли, оттоком населения в города и, как результат, ослаблением внутриклановых связей и племенных традиций. Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха

Шакьямуни) (563-483гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Названный в последствии Буддой (буквально пробужденный, просветленный). Прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет, отшельник, мудрец) после чего «прозрел» (527 г. До н.э.)и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними:

-«путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и

морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

-Средний путь – путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать.

Ключевые концепции буддизма

Пратитья Самутпада. Представляет фундаментальную концепцию буддийской философии и может быть переведен трояко.

-зависимое начало;

-обусловленное воспроизводство;

-взаимосвязь.

Общий смысл концепции можно передать следующими словами: «Сущностным является то, что возникает; то что погибает, перестает быть таковым». Т.е. при определенных условиях объект проявляется, а с изменением этих условий – исчезает. Предусматривает три признака проявления вселенной.

— Анигга. Все в мире подвержено постоянному процессу перемен.

— Анатта. Все сущее не только изменчиво, но и попросту не существует само по себе.

— Дукха. Термином дукха обозначают все неприглядные стороны жизни, даже удовольствие, ибо известно, что все рано или поздно кончается.

Четыре благородные (арийские) истины, открытые Буддой

1. Жизнь есть не что иное, как дукха (страдание и неудовлетворенность)

2. Причиной страданий является танха (привязанность к жизни как к

источнику страдания; иллюзорное отношение к реальности, когда желаемое выдается за действительное) .

3. С избавлением (ниродха) от привязанностей исчезает причина страдания.

4. Во избежание привязанностей следует придерживаться срединного пути, называемого маггой.

Этапы «Восьмиричного Пути Освобождения»

1. правильное видение –понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

2. правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей ( с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

3. правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу,

характер;

4. правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми.,

непричинение зла другим;

5. правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;

6. правильное умение – усердие и трудолюбие;

7. правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

8. правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

Тройственный путь

Благородный восьмиступенчатый путь не является единственным способом осуществления Дхармы. Весьма распространенной является доктрина, представляющая следующие аспекты:

— сила (нравственность) – свод заповедей;

— самадхи (медитация) – расширение сознания;

-праджня ( мудрость) – отражение двух предыдущих аспектов в практическом воплощении. Мудрость достижима на трех уровнях:

— шрутамайя-праджня – мудрость, почерпнутая во время чтения сутр;

— чинтамайя-праджня – мудрость, почерпнутая в ходе самосозерцания и

размышления;

— бхаванамайя-праджня – высшая мудрость, обретенная в прцессе духовной практики.

Анатта. Учение Будды стало с одной стороны, творческим развитием

индуистских традиций и понятий с другой – полностью опровергло некоторые религиозно-философские концепции. Индуизм придерживается понятия высшего «Я» (Атмана), которое хоть и присуще физическому телу, но в то же время полностью независимо от него. В учении анатты Будда отрицает концепцию Вечного Атмана. Истинное «Я» — это то, что чувствует, видит, думает и осуществляет жизненный выбор. Иными словами, не существует никакой неуловимой субстанции.

Буддизм никогда не был застывшей и окончательно оформленной

религиозной доктриной. Так что неудивительно, что со временем возникло множество философско-религиозных школ и течений. Более того, в процессе развития буддизм органично впитал в себя многие культурные и религиозные традиции, которые были интерпретированы в русле базовых концептуальных подходов.

ДЖАЙНИЗМ.

Центральной идеей этого религиозно-философского учения является

принцип ахимсы (непричинение вреда). Подобно другим философским школам, ждайнизм не довольствуется чисто умозрительными рассуждениями и главной целью ставит реализацию средств преодоления людских страданий. Адепты учения видят спасение в победе над мирскими страстями, ограничивающими возможности сознания. Само слово джина означает победитель. В джайнской традиции существовало 24 вероучителя, известных как создатели брода, то есть те, кто вел своих последователей через бурный поток мирских невзгод навстречу спасению и покою. Существует исторически достоверное свидетельство о последнем из них Махавире (599 -527гг.до н.э.). Как и Сидхартха Гаутама ушел из дома и в течении нескольких лет вел аскетический

образ жизни. Во время своих скитаний познакомился с основателем

оппозиционной индуистской секты аджавиков –Госалой. Так же есть сведения о его встрече и диспуте с Буддой. В 42 года достиг просветления, с тех пор стал известен как Джина, а его последователи стали называться джайнами –соратниками победителя.

Базовые концепции

Главным трудом по философии джайнизма является «Таттвартха-

сутра».Центральные темы: непричинение вреда, отказ от категоричных

суждений и отказ от собственности.

Анекантавада. Неприятие абсолютных истин. Суть вещей следует воспринимать в зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются. Т.е. любое знание является условным.

Атомизм и анимизм. Джайнизм основан на учении о дискретном, прерывном строении материи и различает четыре вида проявления микрочастиц (атомов): воздух, огонь, воду, землю. Атомарные образования этих первоэлементов объединены в скандхи, из которых в свою очередь формируются феноменальные объекты. Однако мир состоит не только из материальных предметов, но и атрибутов более тонкого плана, реальность которых тем не менее очевидна. К ним относятся радость, печаль и жизнь как таковая, причем последняя обозначается как душа или джива. Т.е. мы имеем дело со вселенной, в которой все находится во взаимодействии физических и не физических структурных

элементов. Феноменальный мир по сути дела вечен, несмотря на условность его земных проявлений.

Атеизм и вечно меняющаяся вселенная. В своей основе джайнизм атеистичен. Не признает конечного слияния Атмана с Брахманом. Вместо этого признается достижение душой конечной реальности. Мир безначален, но находится в постоянном процессе эволюции и инволюции. При этом никаких доказательств не требуется, процесс перемен осуществляется в соответствии с кармическими законами. Следовательно, вселенной управляет не Бог, а карма.

В джайнизме сосуществуют два направления: секта дигамбаров (одетых

сторонами света) и шветамбаров (одетых в белое). С точки зрения крайнего аскетизма монах не должен владеть чем-либо или испытывать привязанность к чему бы то ни было. Поэтому, коль скоро одежда может стать объектом вожделения, джайнский монах должен быть обнаженным. Обе секты признавали справедливость утверждения, но шветамбары пошли на компромисс и позволили своим последователям носить одежду, а дигамбары воплотили монашеский идеал на практике, хотя в наше время на публике их адепты прикрываю свое тело.

Несмотря на аскетическую этику джайнизма, светские адепты учения нередко становятся преуспевающими дельуами. У мирян элемент непривязанности к земным благам принимает форму благотворительности. Так состоятельные последователи традиции финансируют строительство храмов и материально

поддерживают общины.

В заключении можно сказать, что межу философией Буддизма и джайнизма есть много общих аспектов: и Гаутама и Махавира исповедовали атеизм и указывали на изменчивость и непостоянство окружающего мира; оба подчеркивали значимость доктрины ахимсы как ключевого понятия морали и духовного роста; оба указывали на путь от мирского существования к монашеству как наиболее желательный; отрицали авторитет ведийских знаний и культовой практики. Однако между учениями есть существенное различие.

Буддизм не признает ни самости Эго, ни дживы, как некой материальной

субстанции, напротив, «Я» провозглашается лишь как условная концепция. Неменее важно отметить, что джайнизм (как и санкхья) охотно поднимает вселенские вопросы и рассуждает о жизни после смерти, в то время как буддизм считает подобные мудрствования бесплодными и уводящими в сторону.

ЧАРВАКА

Чарвака (чарвака-локаята) — пожалуй, самая неартодоксальная школа древнеиндийской философии. Ее влияние на индийскую культуру нельзя считать очень уж значительным. Более того, она оказалась неконкурентоспособной в исторической борьбе идей на индийской культурной сцене. Учение этой школы со временем потеряло влияние. Все ее произведения погибли или были сознательно уничтожены теми, кого они беспощадно критиковали, сохранились лишь отрывки ее доктрин и высказывания о ней в сочинениях других древнеиндийских авторов. И тем не менее для духовной атмосферы и идейной борьбы Древней Индии она характерна. Кроме того, учение чарваков важно и еще в одном отношении — оно подтверждает генетическое единство ( в т. ч. и примерно одинаковое разнообразие) философских сюжетов в основных культурных центрах мировой цивилизации. Как школа, даршана, т. е. доктрина с последователями, чарваки конституировались приблизительно в середине 1-го тыс. до н. э. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати. Этимология названия неясна.

По одной версии слово “чарвака” происходит от глагола “чарв” — “есть, жевать” и является презрительным прозвищем для древнеиндийских материалистов-гедонистов, якобы проповедовавших: “Ещь! пей! веселись!”. В соответствии с другой версией термин “чарвака” происходит от “чару” — “приятный” и “вак” — “слово”, давая в результате “доходчивое, приятное слово”.

“Локаята” — синоним термина “чарвака”. Он тоже неоднозначен. Санкритское “лока” означает “мир, универсум, место-уровень”, а во множественном числе — “люди, народ, человечество”. Прямая расшифровка термина “локаята” звучит как “ограниченность миром опыта простых людей”. Чарваков отличало резко негативное отношение к ведийским авторитетам, к религиозной догматике в целом. Они утверждали, что Веды “страдают пороками — лживостью, противоречивостью, многословием”. “Мошенники, шуты, бродяги — вот кто составил… Веды”, — говорил сам Брихаспати. Чарваки высмеивали религиозные обряды жрецов-брахманов, показывали нелепость жертвоприношений. Они не верили в реальность Брахмана и Атмана, закона Кармы, рая и ада, вообще любого другого мира. Соответственно отрицали они и существование души после смерти: “Когда тело обратится в прах, разве может оно возродиться вновь? Если то, что покидает тело, уходит в иной мир, почему же не возвращается оно опять, влекомое любовью к своим близким?”. Поминовение усопших, равно как и другие религиозные обряды были в их глазах лишь способом прокормления многочисленной армии брахманов. Единственно реальным чарвака-локаята признавала только этот чувственный материальный мир. Он, полагала она, образовался из спонтанного соединения четырех первоначал (первоначала — махабхуты, “великие сути”): земли, воды, воздуха (ветра), огня (света). В дальнейшем некоторые представители этой школы к четырем названным первоначалам добавляли пятый — эфир. Первоначала изначально активны и самодеятельны. Каждая вещь, по учению чарваков, обладает индивидуальной природой или сущностью — свабхавой. Свабхава делает любую вещь уникальной и самодетерминированной. Внешние воздействия, чуждые природе данной вещи, бессильны изменить ее судьбу, непреложный, каузальный ход ее внутренних изменений. Все, что происходит или случается в этом мире, непременно должно было произойти вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. Душа отождествлялась чарваками с органами чувств и умом. Она, в их понимании, возникает тогда, когда первоэлементы, или махабхуты, должным образом соединяясь между собой, образуют живое тело. В махабхутах самих по себе никакой души, никакого сознания нет. Это — эффект целостности, то новое, что появляется в результате соединения, соответствующей комбинации исходных элементов. К подобному выводу чарваков склоняли простые жизненные наблюдения. Например, такой: при смешении кинвы и некоторых других веществ возникает опьяняющая сила, ранее отсутствовавшая. Вместе со смертью тела, а это не что иное, как распадение его на исходные первоэлементы, исчезает и душа. Все знание чарваки выводили из чувств. В этом смысле они были сенсуалистами. Чарваки разрабатывали также теорию умозаключений. Они различали, в частности, два вида умозаключений:

1) умозаключения, основанные на данных чувственного восприятия — они доказательны, им можно доверять.

2) умозаключения, не опирающиеся на данные чувственного восприятия и потому лишенные доказательной силы, по сути ложные. К таким ложным умозаключениям локаятики относили, в частности, брахманистское доказательство бытия Бога и бессмертия души. Чарваки были гедонистами: смысл жизни в счастье, а счастье в наслаждении. Они прославляли естественные чувства и радости людей. “Мудрость состоит в том, — считали они, — чтобы пользоваться теми удовольствиями, которые нам доступны, и по мере возможности избегать сопровождающих их страданий… Как сказал мудрец, радости, доставляемые человеку чувственными вещами, надо отвергать, поскольку они сопровождаются страданием, — но таково требование глупцов. Но какой человек, желающий себе настоящей пользы, выбросит зерна риса из-за того, что они покрыты шелухой и только?” Зло и добро, по мнению чарваков, — иллюзия, созданная человеческим воображением. Реальны только страдания и наслаждения, из них выткана ткань человеческого бытия. Исключить страдания из человеческой жизни нельзя, но стремиться сделать их минимальными можно и должно. Отрицание аскезы, бывшей одной из главных ценностей древнеиндийской культуры, жесткий материализм и последовательный гедонизм делают учение чарваков заметным явлением в истории индийской философии.

АДЖИВИКА

Адживика — одно из неортодоксальных древнеинд. учений, отрицающее существование души. А. первоначально была связана с буддизмом и, возможно, даже являлась разновидностью последнего, поскольку буддисты древности тоже категорически отрицали понятие «души». Основателем А. по традиции считается живший в 6-8 вв. до н. э. мудрец Маркалидева. Согласно средневековым ведантистским трактатам, в основе адживики лежит атомистическая идея, которая определяет др. идеи и представления этого учения. По учению адживики существуют четыре разновидности атомов, из которых строятся четыре стихии природы:

— земля,

-вода,

-огонь,

-воздух;

Все атомы обладают способностью к сочетанию. Жизнь не есть нечто атомарное, она есть то, что воспринимает, познает сочетания атомов. Разновидности атомов и жизнь образуют пять сущностей, которыми исчерпывается все существуют шее. Сознание — особый агрегат сверхтонких атомов, входящих в конфигурацию «жизни». Атомы вечны, неделимы, никем не сотворены и неунич-тожимы. Адживика выступала как реалистическое и в основном материалистическое учение, которое противостояло древ-неинд. религиям и философии брахманизма (Индийская философия). Адживика отрицала брахманские доктрины кармы, самсары и мокши; это отрицание переходило иногда в проповедь этического релятивизма.

Накануне создания двух социально-организованных реформаторскихсистем (джайнизма и буддизма) появляются проповедники, оказавшиестоль значительное влияние на духовную жизнь, что имена их не былипреданы забвению. Буддистская традиция говорит о «шести учителях», ставших главными оппонентами Будды в религиозно-философских диспутах, и среди них о Госале — основателя движения адживиков, которое просуществовало два тысячелетия, до XVI в.н.э., когда буддизм как таковой практически исчез с территории Индии. Характерно, что слово «адживика» первоначально употреблялось для обозначения аскетов и мудрецов, порвавших с ортодоксальной брахманской традицией и ведущих особый образ жизни «аджива». Большинство шраман отрицали авторитет вед, а отсюда вытекало их категорическое несогласие с притязаниями брахманства на особое положение в обществе и на роль единственных носителей истины.По мысли шраманов, каждый ученик, потрудившийся над ее усвоением, спо-собен овладеть ею. Шраманы, принадлежащие в подавляющем большинстве к другим варнам, отрицали социальные превилегии жречества последовательно и бескомпромисно. Растворение наименований ранее независимых друг от друга антибрахманских доктрин в одном учении адживиков, отражало реальный процесс поглощения различных «еретических» школ самым разработанным течением. Госала в большей степени, чем его оппоненты, старался соединить водном учении взгляды различных шраманских сект. Адживики пользовалисьбольшой популярностью при дворах царей, поскольку многие из них былиастрологами и занимались предсказаниями. Цари строили для них богатыеобители, купцы делали денежные подношения их общинам. Учение о предс-казании составляло существенную часть учения адживиков. Его место вней обуславливалось центральной идеей о признании предопределенностивсех явлений природы и человеческой жизни. В противоположность ведийс-кой религии, утверждавшей всемогущество богов, которые непрестанновмешиваются в естественное течение событий, и магическую силу жре-цов-жертвователей, чьи ритуальные действия давали им власть даже надбогами, адживики выдвигали единый принцип -всеобъемлющую и безличную судьбу. Прошедшее, настоящее и будущее всех существ и вещей заложено в ней. В мире, говорили они, нет ничего сверхестественного, самые сложные процессы так же закономерны, как и самые простые.

Заключение

Прочитав данный доклад я могу с уверенностью сказать, что каждая из неортодоксальных школ серьёзно относилась к своей философии.

Древняя Индия является одним из самых больших очагов древней цивилизации, где зародилась философия.

Индийская философия — это истинно «живые плоды», пpодолжающие питать своими соками миpовую человеческую мысль.Ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Индийская философия — это не только экзотика, а именно та пpитягательность целительных pецептов, котоpые помогают человеку выжить. Главная ценность дpевнеиндийской философии состоит в ее обpащении к внутpеннему миpу человека, она откpывает миp возможностей нpавственной личности, в этом-то, веpоятно, и кpоется тайна ее пpитягательности и живучести.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев.Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

Список используемой литературы

1. Философия древнего мира и средних веков – Зыиревич В.Т. – Москва 2004г.

2. Великие мыслители востока – Ян П. Мак-Грил – Москва 1998г.

3. История философии – Мареев С.Н., Мареева Е.В. – Москва 2004г.

4. Философия: сдаем без проблем(Базовый курс) – Халин К.Е. – Москва 2010г.

5. Учебник для ВУЗов: Итория философии – Ильин В.В. – Москва 2003г.

www.ronl.ru