Эллинизм древняя греция. Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Греции периода Эллинизма. Эллинизм древняя греция


Культура Греции периода Эллинизма

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356—323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Термин введён в 1830-х Дройзеном.

Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческих языка и культуры на территориях, вошедших в состав государств диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского на завоёванных им территориях, и взаимопроникновение греческой и восточных — в первую очередь персидской — культур.

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности из Греции в Малую Азию и Египет.

Литература и искусство эпохи эллинизма.

Литература была почти исключительно религиозной, искусство подавля-ло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй, чудовищными образ-ами богов и демонов.

Человек этого времени предпочитал не принимать участия в жизни обще-ства и погрузился в личную жизнь. Объектом изображения эллинистической литературы становится человек как индивидуальность и его внутренний мир.

Появляется новый вид драматургии-новоаттическая комедия. Были попу-лярны и такие жанры, как роман, идиллия, элегия, эпическая поэма.

Эллинистическое искусство глубоко осветило тему человека. Совершен-ство и гармоничность форм, спокойное величие произведений классического периода уступили место искусству эмоциональному, динамичному, страст-ному.

Взаимодействие художественных культур Греции и стран Ближнего Вос-тока выразилось в архитектурной и скульптурной гигантомании. Зодчество теперь во многом связано со стремлением правителей прославить мощь сво-их монархий. В результате в период эллинизма были построены 176 городов, многие из которых носили имена своих основателей. Их планировка обычно отличалась строгой упорядоченностью. Города строились по гипподамовой системе, известной ещё в Греции 5 в. до н. э.: улицы прокладывались под прямыми углами друг к другу, город делился на квадраты-жилые кварталы, выделялась главная площадь-административный и торговый центр. Архи-тектура стала воздействовать более эмоционально сильным средствами на большее количество людей. В архитектуре восточных районов стали приме-няться арки и своды. Появились новые типы сооружений-рыночные площа-ди, торговые ряды, портики, сложные архитектурные ансамбли, придавав-шие новый облик городам. Самым грандиозным архитектурным сооружени-ем эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса, так же при-численный к «семи чудесам света». В тоже время был построен и гигантский Фаросский маяк, также одно из «семи чудес света», расположенный у входа в Александрийскую гавань на острове Фарос. Маяк достигал в высоту при-близительно 135 м. на его вершине была установлена бронзовая статуя бога моря Посейдона высотой около 7 м. сам маяк представлял собой гигантское здание, состоявшее из прямоугольного основания и двухъярусной башни, увенчанной фонарём, где постоянно поддерживался огонь.  Особенности со-циальной и духовной жизни эпохи не могли не сказаться на искусстве скульптуры. В эпоху эллинизма для скульпторов не существовало жестких эстетических норм, они стремились передать чисто человеческие чувства в лице и фигуре. Мастера обратили свой интерес к личности, её эмоциям, что и определило главные черты искусства скульптуры того времени- её дина-мичность, выразительность. Скульпторы могли волновать зрителей своими произведениями и находили для этого соответствующие художественные формы.

Большое развитие в эллинистическом искусстве получила декоративная скульптура. Ею украшали сады и парки, где обычно устанавливались статуи нагих Афродит в кокетливых, жеманных и стыдливых позах.

В скульптуре эллинизма человек впервые был запечатлен не только мо-лодым и красивым, го и дряхлым, непривлекательным. Однако новшество заключалось не только в этом, а и стремлении выразить характер, конкрет-ное состояние духа. В скульптурах такого типа важна не физическая мощь, а сила мудрости, твёрдости характера и убеждённости духа.

Эпоха эллинизма является временем рождения различных скульптурных школ: александрийской, родосской, аттической, пергамской, каждая из кото-рых отличалась своими художественными особенностями. Среди этих школ наиболее широкую известность получила родосская школа скульптуры, произведения которой отличались не только гигантскими размерами, но и натурализмом. При входе в гавань при острове  Родос мастером Харесом была возведена знаменитая статуя бога солнца Гелиоса, высотой более 35 метров и известная как «Колос Родосский», ещё одно из  «семи чудес света».

Мифология по-прежнему занимает значительное место в искусстве. Но и боги изменили свою природу, и отношение к ним стало другим. Художники, создавая образы богов, стремились решить не религиозную, а художественную задачу. Эллинистические боги не рассчитаны на религиозное поклонение зри-теля, в них складывается скорее стремление передать совершенство человече-ского тела и выразить человеческие чувства и страсти.

В эпоху эллинизма в связи с расцветом архитектуры широкое распро-странение получили фрески и особенно мозаики. В мозаиках, украшавших по-лы жилых домов и общественных зданий в Делосе, Приене, Херсонесе (мозаика с моющимися женщинами), дворцов в Пелле, в произведениях мастеров Сосия (не подметенный пол, голуби у чаши) и Диоскуриада с Самоса (уличные музы-канты) мозаичисты обращались к бытовым сценкам из жизни и мифологиче-ским образам, а также сюжетам, почерпнутым из современных им комедий или романов. В мозаиках находили выражение разные тенденции: свободная, живо-писная манера трактовки сюжета или подчеркнуто гармонизированная, тяго-тевшая к классической продуманности композиции и сдержанности в передаче любимых эллинизмом драматических сцен.

В расписной керамике эллинистические мастера преследовали преимуще-ственно декоративные цели, используя не только живопись и рисунок, но чаще рельеф для украшения поверхности. Нарастало в то же время ремесленное от-ношение к форме и росписям. Достоинство видели в усложнении форм (лаги-носы, эпихизисы), в изысканности цветовых решений (черно-лаковые и красно лаковые сосуды), много фигурности мелких рельефных композиций ("мегар-ские чаши").

Эллинистическая наука и философия.

Если в эпоху греческой классики ведущей наукой была философия, то в пе-риод эллинизма на первое место вышли точные науки. Естествознание, матема-тика, астрономия, медицина достигли огромных успехов. Центром математики и естественных наук стал знаменитый Мусейон в Александрии. Здесь создал свой труд «Элементы» (ок. 300г. до н.э.) выдающийся математик Евклид. Ему принадлежат также серьезные работы по астрономии и оптике. В Мусейоне существовала обсерватория для наблюдения за небесными светилами. Астро-ном Гиппарх составил обширный звёздный каталог, географ Эратосфен с уди-вительной точностью (ошибка всего в 80 км) определил окружность Земли. ас-троном Аристарх Самосский на основе наблюдений и вычислений предполо-жил, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца.

Крупнейшим учёным той эпохи был Архимед (ок. 287-212 гг. до н. э.), сде-лавший ряд великих открытий в области математики и физики и заложивший основы теории механики и гидравлики. Интенсивное развитие науки расшири-ло и углубило знания человека о мире, показало ему всю сложность окружаю-щей действительности. Исчезновение городов-полисов, появление монархий с неограниченной властью царя изменили представления человека о его месте в мире. Типичной чертой эллинистического мировоззрения становится индиви-дуализм, что нашло своё отражение в философии, религии и искусстве эллини-стической эпохи.

Философия эллинизма стала идеологией индивидуализма. Наиболее значи-тельным направлением в философии этого периода была материалистическая школа, созданная Эпикуром (341-270гг. до н. э.) ещё в 306 г. до н. э. В основу этого направления легли естественнонаучные взгляды Демокрита (теория ато-мов). Источником познания философы эпикурейской школы считали чувствен-ное восприятие. Они признавали справедливым стремление человека к физиче-ским и духовным радостям и считали, что человек  преодолевая страх перед смертью и Богом, может достичь спокойствия в жизни. Эпикур был также за-чинателем этики и гедонизма. Каждый пришедший в сад Эпикура моги рассчи-тывать на мудрую беседу о смысле жизни, добре и счастье, на лепёшку и круж-ку разбавленного вина.

Стоики-Зенон (ок. 336332-264262 гг. до н. э.) и его школа, видели основ-ную задачу философии в разработке учения о поведении человека. Стоическая этика, в отличие от эпикурейской, была этикой долга. Эпикурейскому принци-пу удовольствия стоики противопоставляли принцип добродетели, презираю-щей удовольствие. Они считали, что потребности заслуживают только презре-ния, а мудрец должен быть выше всяческих волнений и страданий- он должен жить сообразно природе, безоговорочно принимать свою судьбу и не пытаться противостоять ей.

В это же время развивает свою теорию и школа киников, созданная Анти-сфеном ( 450-ок. 360 гг. до н. э.), учеником Сократа. Представители этой школы тоже призывали к пассивности. Они считали, что человеку в результате распада полиса не осталось места в обществе, он должен покинуть несущую гибель ци-вилизацию и вернуться в лоно природы.

Созданная Пирроном (ок. 360-ок.270 гг. до н. э.) школа скептиков придер-живалась мнения, что окружающий мир непостижим и осмыслению не подда-ётся. Поэтому подлинный мудрец должен сохранять спокойствие духа и абст-рагироваться от воздействия внешнего мира.

Несмотря на некоторые различия в философских направлениях, общность взглядов стоиков и скептиков очевидна. Они сводятся к отстранению человека от треволнений жизни, к проповеди пассивности и конформизма.

students-library.com

3. Основные достижения эллинизма. История Древней Греции

3. Основные достижения эллинизма

В целом эллинизм стал более высоким этапом исторического развития народов классической Греции и Древнего Востока, сделавших шаг вперед в экономической жизни, усложнении социально — классовой структуры, государственного строительства, культуры и религии.

Основой прогрессивных изменений в эпоху эллинизма было взаимообогащение древнегреческой и древневосточной цивилизаций как результат их непосредственного взаимодействия.

В чем выразились достижения эллинизма в экономической области? Расширение территориальных рамок эллинистической ойкумены, более тесное взаимодействие различных частей ее, до завоеваний Александра Македонского развивающихся в известной изоляции друг от друга, сказалось благотворно прежде всего в хозяйственной жизни.

От портовых городов Эгеиды и Финикии через Малую Азию, Сирию, Месопотамию и Иран, Среднюю Азию, пересекая всю Переднюю Азию, к Индии шли благоустроенные караванные пути, снабженные караван-сараями, колодцами и охраной, по ним переправлялись сырье и товары. Через порты Финикии и западной части Малой Азии восточные товары и сырье распространялись по всему Средиземноморью и Причерноморью. Был освоен и успешно эксплуатировался торговый путь из Александрии (порта на Средиземном море) по Нилу и Красному морю, через Баб-эль-Мандебский пролив и Аравийское море, который соединял районы отдаленного Средиземноморья и сказочной Индии. Эллинистические цари отказались от традиционной как полисной, так и древневосточной изоляции и принимали энергичные меры к поощрению торговых операций (налоговые льготы для купцов, охрана торговых путей, забота о состоянии дорог и др.). Одной из действенных форм поощрения торговли стала массовая чеканка монет из тех запасов драгоценного металла, который ранее лежал в виде слитков в подвалах персидских царей. От времени эллинизма дошло огромное количество монет самого различного достоинства, которые служили удобным средством разнообразных торговых расчетов.

Показателем нового этапа развития эллинистической экономики является интенсивное градостроительство, основание новых городов. По приблизительным подсчетам древних авторов (подсчетов довольно неточных, хотя многие данные античных авторов подтверждаются современными археологическими раскопками), в эпоху эллинизма было основано свыше 170 больших и малых городов греческого типа. Основание города с новым контингентом населения в благоприятных для хозяйственной жизни местах, приписывание к городам соседних, часто пустующих сельских территорий, на которых возникали процветающие хозяйства мелких и средних землевладельцев, стали мощным толчком для общего экономического развития эллинистических стран. Большая часть вновь основанных городов стали крупными ремесленными, торговыми, культурными центрами и пережили эллинистическую эпоху.

Основание многочисленных городов греческого типа означало вместе с тем проникновение в консервативную экономическую структуру древневосточных стран полисных отношений античного типа, создание крупных частных мастерских в городе, поместий в сельской местности с рациональной организацией рабского производства, которые по своим экономическим показателям были более рентабельными, чем храмовые, царские хозяйства или производство зависимых общинников восточного типа.

С другой стороны, включение полисов и государств собственно Балканской Греции, Македонии, Сицилии, Причерноморья в общую экономическую систему эллинистического мира послужило стимулом хозяйственных успехов и в этих областях.

Новые тенденции в социально — классовых отношениях эллинистического мира по сравнению с предшествующим временем проявились в большей сложности и расчлененности классовых и социальных отношений в целом. В каждой эллинистической стране произошло как бы совмещение отношений развитого рабовладения в его полисной форме (особенно там, где основание городов греческого типа было особенно интенсивным) с традиционной общинной структурой древневосточного типа. Состав основных производителей материальных благ в эллинистическом обществе, таким образом, был двойственным: наряду с классом зависимых работников разных статусов увеличилось общее количество рабов классического типа. В свою очередь, усложнилась структура господствующего класса — в него вошли не только представители местной аристократии, но и иноземцы, греки и македоняне, составившие его верхушку. Такая структура господствующего класса породила новое противоречие между местной и греко-македонской аристократией и тем самым усложнила социальную борьбу в целом. На смену традиционному противоборству между олигархией и демократией в греческих полисах, между военной и жреческой фракциями господствующего класса в древневосточных государствах пришли противоречия иного типа, отражающие более сложные отношения эллинистических обществ.

Много нового внес эллинизм в государственное строительство. На смену традиционным типам суверенного греческого полиса, с одной стороны, и древневосточной деспотии — с другой, пришла форма эллинистической монархии, сочетающей в разных вариациях элементы как полисной государственности, так и древневосточных монархических порядков. Обожествление царствующего династа, его неограниченная власть, постоянный бюрократический аппарат, царская собственность на значительную часть земель, наличие профессиональной армии — все это роднит эллинизм с древневосточными деспотиями. Однако в каждой эллинистической стране существовало большее или меньшее число городов греческого типа и поселений воинов, которым было предоставлено право на внутреннее самоуправление. Они представляли собой своего рода полисы, включенные в состав государства, имели ряд привилегий, на их территорию царская власть распространялась в ограниченном объеме. В этих городах развивались частные хозяйства, признавалась частная собственность на землю, здесь собиралось Народное собрание, избирались совет и магистраты, функционировали некоторые полисные институты.

Царь обязывался соблюдать права на внутреннюю автономию и полисные формы внутренней жизни, а жители города греческого типа, в свою очередь, служили верной опорой эллинистических правителей в их жестокой эксплуатации коренного населения.

Плодотворным было взаимодействие и взаимообогащение греческих и восточных начал в области культуры и религии. В эпоху эллинизма оно проявилось в бурном развитии точных наук: астрономии, математики, физики, биологии, географии, создании сложных философских систем (стоицизма, эпикурейства и кинизма), в создании массовой скульптуры, расцвете градостроительства, архитектуры, литературы, поэзии. Столицы эллинистических государств Александрия Египетская, Антиохия на Оронте, Пергам, Родос, Сиракузы, Афины стали крупными культурными и научными центрами с огромными для того времени библиотеками, научными школами, которые являлись мощными генераторами научных идей и новых направлений культурной жизни, распространяемых по всей тогдашней ойкумене. В области религий взаимодействие греческой олимпийской религии со сложными религиозными системами Египта, Вавилонии, Малой Азии, Сирии, Палестины, Ирана и Средней Азии породили синкретические религиозные системы, множество новых божеств, новых религиозных идей, которые послужили питательной средой для возникновения мировой христианской религии.

В системе эллинистических государств можно выделить две крупнейшие сверхдержавы, самые большие по территории, самые сильные по своему военно-экономическому потенциалу и самые влиятельные во всем мире эллинизма: Египетское царство, где правила династия Птолемеев, и держава Селевкидов (в конце III в. до н. э. стала называться Сирийским царством). Крупными и влиятельными государствами эллинистического мира были Македонское царство, где правила династия Антигонидов, Пергамское царство, где утвердилась династия Аталлидов.

Это были наиболее крупные эллинистические государства. Однако наряду с ними существовали государства более скромных размеров, такие, как Вифиния, Понт, Армения, Сицилийское государство, Боспорское царство, Родос, Этолийский и Ахейский союзы, роль которых в судьбах эллинистической политики хотя и не была такой определяющей, как первых четырех великих держав эллинизма, но вместе с тем достаточно весомой.

Помимо этих государственных образований в эллинистической ойкумене было множество мелких полисов и государств иного типа, которые не играли первых ролей в политике, но принимали участие во многих политических коалициях, являлись культурными центрами, желанными союзниками, т. е. играли свою роль в жизни эллинизма. Афины, Спарта, Фивы, мелкие полисы Балканской Греции и островов Эгейского моря, Гераклея, Синопа, Херсонес, Ольвия, Тарент и многие другие принадлежали к этой категории мелких государств. Сложные отношения между всеми этими крупными, средними и мелкими государственными образованиями и составили конкретную историю эллинистического мира как некоей политической целостности. Однако в этой общей системе взаимоотношений основную роль играли четыре великие державы эллинистического мира: Птолемеевский Египет, держава Селевкидов, Пергам и Македония, к которым тяготели многие другие государства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Эллинизм в Древней Греции - это что такое

Эллинизм – это целая эпоха в истории древности. Многие характеризуют ее, как особый этап в развитии древнегреческой культуры. Существовал эллинизм на протяжении трех столетий и охватывал почти весь цивилизованный мир.

Исторический очерк

Что же означает такой сложный с первого взгляда термин? Эллинизм – это определенный период времени в истории Средиземноморья, который длился с момента кончины Александра Македонского до завоевания этих стран Римом. (4 век до нашей эры – 30 годы нашей эры.)

Также, означает повсеместное распространение греческого языка и культуры в целом в другие части восточного Средиземноморья. Эллинистическое общество разительно отличалось от общества классической Греции.

Подтверждением этому служит ряд причин:

  • Переход от полисной системы власти к монархии.
  • Усовершенствование индивидуализма.
  • Расширение вертикальных политических, а также экономических связей.
  • Отход от возвышенных и прекрасных образов классической Греции в пользу уникального, лиричного и поэтического.

Эпоха эллинизма — это некое соединение восточных и древнегреческих элементов, повлекшее за собой объединение не только политического строя, но и некоторых элементов культуры и религии.

Эллинизм - это что такое

Искусство эпохи эллинизма

Искусство эллинистической эпохи было непосредственно связано с развитием науки и техники. В это время стремительно развивалось градостроительство. Религия и культура того времени также сильно повлияла на искусство и архитектуру стран Средиземноморья.

В этот период непревзойденное внимание уделялось парковой архитектуре. Особым великолепием и грацией славились парки Александрии. В зодчестве этой эпохи размеры сооружений стали значительно увеличиваться. В моду вошло богатое и роскошное внутреннее убранство. Причиной этому послужил интерес к частной жизни рабовладельцев.

Эллинизм - это что такое-2

Как и в классической эпохе скульптура сохраняла лидирующую позицию среди других видов искусства. После смены былой системы, власть обрела деспотический характер монархии. Постоянные войны и восстания разрушили тесную связь человека с коллективом.

Впоследствии этого возникло специфичное мировоззрение, которое в свою очередь привнесло в художественные образы детали диссонанса и трагического надлома как личности, так и общества.

Еще одним отличием от классической эпохи является наделение богов чертами гипертрофированной величественности и грандиозности. Образ обычного человека сильно подавляется.

Греческое общество создало неповторимый идеал, который и восхваляло в своих художественных творениях. Им являлся образ храброго, сильного и доблестного героя, наделенного невероятной красотой. Героя, который спасет общество от любых бед.

Эллинизм - это что такое-4

Особую популярность имеют статуи Зевса, Колоса Родосского и Афродиты. Храм Зевса Олимпийского стал самым крупным сооружением эллинистической эпохи. Второе по важности место в архитектуре занимал портрет.

В Средиземноморской классике не было столь развитого портрета. Если в «классике» скульптор старался выразить черты общности, народа, то в эллинизме, напротив, выделялись характерные черты личности, его индивидуальные особенности и переживания.

Подводя итоги стоит отметить огромный вклад эллинизма в эпоху не только того времени, но и современности. Эллинизм явился неотъемлемой частью в развитии реализма, а его произведения искусства были и остаются бесценным кладом для истории всего человечества.

ctoetotakoe.ru

Греция в эпоху эллинизма | Архитектура Древней Греции

Глава «Греция в эпоху эллинизма» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)

Процесс разложения греческих городов-государств был ускорен завоеванием Греции македонским царем Филиппом в 338 г. до н.э. После завоеваний его сына Александра Македонского и распада созданного им огромного государства, охватившего территорию от Черного моря до Египта и от Дуная до Инда, возникает ряд эллинистических государств. Это были: царство Селевкидов, включавшее почти всю Переднюю Азию, царство Птоломеев, объединившее Египет с Киренаикой и южной Сирией, Македонское, Пергамское, Вифинское, Понтийское и Бактрийское царства в Малой Азии на побережьях Эгейского, Черного и Каспийского морей. «Высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла, высочайший внешний расцвет — с эпохой Александра», — писал Маркс в передовой статье к № 179 Кёльнской газеты». Этот расцвет эллинистических государств и эллинистической культуры относится к III и II вв. до н.э., но, уже начиная со II в. и кончая 30 г. до н. э., когда Египет был присоединен к Риму, эллинистические державы одна за другой становятся жертвами римской агрессии.

Восточные эллинистические государства соединяли в себе черты экономики и общественных отношений, присущих древневосточным централизованным деспотиям, с новыми формами экономики и общественных отношений, зародившихся после крушения общественного строя классического греческого полиса.

В этом соединении греческих и восточных экономических и общественных отношений сама греческая культура приобретает новые качества с того момента, как она, преодолев узкие рамки отдельных полисов, сделалась достоянием народов Ближнего Востока и Средиземноморья. Культура же эллинизированных восточных государств, испытывая влияние высокоразвитой греческой культуры, все же продолжала сохранять сложившийся веками самобытный характер. Стойкость местных культурных традиций объясняется тем, что, даже будучи введены в состав импёрии Александра, страны Востока сохранили свою собственную экономическую базу и многие старые традиции в области культуры и искусства. В этом как раз и кроется сложность эллинизма, имеющего два корня — греческий и восточный.

Особенно ярко сказались указанная двойственность и сложность в религии эллинизма, в которой почитание олимпийских богов, некогда непосредственно связанное с общественной жизнью полиса, смешивается с многочисленными восточными мистическими культами, нередко служившими обожествлению эллинистических правителей. Кругозор грека времени эллинизма чрезвычайно расширился; развитие античной науки и техники пошло быстрыми шагами вперед. Для эпохи эллинизма характерен также расцвет прикладных и декоративных искусств, связанный с возросшей потребностью к роскоши среди зажиточных слоев населения, начиная от придворных кругов.

Изобразительное искусство, скульптура и живопись, обогащаясь тематическим освоением новых жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр) и совершенствуясь в реалистической, а нередко и натуралистической передаче человеческого тела, все более и более утрачивают свойственные классическому искусству спокойствие и обобщенный образ героизированного человека. Достигая замечательной художественной правдивости и совершенства в таких шедеврах, как Венера Милосская, Ника Самофракийская или рельефы алтаря Зевса в Пергаме, эллинистическая скульптура в то же время нередко отходит от идейной содержательности в сторону чисто внешнего эффекта, а иногда и натуралистической трактовки форм, получивших отражение, например, в широко известных скульптурных группах «Лаокоона» и «Фарнезского быка».

antique.totalarch.com

Эллинизм [Эллинистический период] — это, что такое, какие, определение, значение, доклад, реферат, конспект, сообщение, вики — WikiWhat

Эллинистические государства

После смерти Александра Македонского его огромная империя распалась на не­сколько царств, во главе которых стояли диадохи (преемники), осно­вавшие собственные династии. Эти государства, сформировавшиеся на развалинах империи Александра, получили название эллинисти­ческих, а период истории Древней Греции и Ближнего Востока от во­царения Александра Македонского до конца I в. до н. э. — эллинисти­ческого.

Заселение Востока

После походов Александра Македонского на завоёванные тер­ритории стали переселяться греки и македоняне, которые рассчи­тывали стать состоятельными крестьянами, ремесленниками, мо­ряками или воинами-наёмниками, надеялись получить от царей плодородные земли, захватить пленников и богатства. На Востоке возникало множество новых военных поселений, деревень и го­родов.

Архитектура эллинизма

Градостроительство

Основанные царями города возводились с учётом новых прин­ципов градостроительства, разработанных архитектором Гипподамом, жившим ещё в V в. до н. э.: они получали правильную плани­ровку, делились на кварталы, имели удобные широкие улицы и до­роги. В новых городах строились храмы, гимнасии, театры, стадионы, проводились водопроводы, для защиты от врагов возво­дились крепостные стены и ворота. Приморские города обзаводи­лись удобными портовыми сооружениями для развития морской торговли. Многие города назывались в честь царей — Птолемаида в Египте, Антиохия и Селевкия в Сирии, Атталия в Пергамском царстве. Во всех новых, а также старых городах успешно развива­лось ремесленное производство, судостроение, строительство, тор­говля. Города привлекали не только греков и македонян, но и пред­ставителей местных народов — египтян, сирийцев, персов.

Строительство

Заметных успехов достигло строительство: появились грандиозные сооружения, которые требовали сложных архитектурных решений и строи­тельных технологий. Среди таких знаменитых построек выделя­ются маяк в Александрии высотой 120 метров, алтарь бога Зевса в Пергаме.

Хозяйство эллинизма

В эллинистических государствах наметились определённые сдвиги в развитии хозяйственной жизни — на Востоке более ши­роко распространялись товарно-денежные отношения, развива­лась торговля, новые ремесленные технологии.

Культура эллинизма

В эллинистический период изменилось само общество. Многие представители восточных народов восприняли культуру и тради­ции греков, их образ жизни, религию. Особенно активно протека­ла эллинизация в среде местной восточной знати. В городах дети из аристократических семей проходили воспитание и обучение в со­ответствии с греческими традициями, усваивали греческий язык и античную культуру. Значительная часть восточной знати вошла в состав господствующей части общества и заняла важные должно­сти на государственной, военной или храмовой службе. В свою оче­редь, греки также испытывали влияние местных восточных традиций и культуры. Особенно заметным такое влияние оказалось в по­вседневной жизни, быту и религии. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Важным явлением в религиозной жизни эллинистических госу­дарств стало культовое почитание царей: царям при жизни оказы­вались божественные почести, в их честь устраивались религиоз­ные празднества, торжественные процессии, жертвоприношения, строились храмы и алтари. Цари получали от греков культовые имена Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель), Теос (Бог) и др.

Окончание эллинизма

Между эллинистическими государствами складывались сложные отношения, нередко вспыхивали войны. Во II—I вв. до н. э. эллини­стические страны переживали внутренний кризис, который выра­зился в ослаблении власти, внутренних раздорах, обострении социальных противоречий. Этим воспользовалась Римская респуб­лика, которая постепенно завоевала эллинистические государства, присоединив их к своим владениям.

Картинки (фото, рисунки)

  • Распад державы Александра Македонского
  • Пергамский алтарь. Фрагмент
На этой странице материал по темам:
  • Эллинистические государства возникли в результате

  • Хозяйство в эллинизме

  • Какие черты развития греции говорят о её расцвете в классический период

  • Эллинизм итог слияние двух культур

  • Эллинизация востока

Вопросы к этой статье:
  • В чём своеобразие и достижения эллинистического периода истории Древней Греции и Ближнего Востока?

wikiwhat.ru

Древняя Греция. От полиса к эллинистическому миру

«Две вещи делают нас похожими на бога: жизнь для процветания общества и честность». Так говорил древнегреческий мудрец Пифагор.

В ходе урока вам предстоит узнать о культуре классической Греции, кризисе полисного строя, походе Александра Македонского и его итогах, эпохе эллинизма и культуре эллинистического периода.

Культура классической Греции.

Произведения этого периода известны до сих пор, как образцы искусства. Идеалом для греков был гармоничный человек, хорошо развитый физически и являющийся образцовым гражданином. Восхищение красотой тела повлияло на тягу к пластическому искусству. Особенностью ранней скульптуры стало изображение человека, в его идеальном виде. Лицо, как правило, имело спокойное выражение, оно было лишено каких-либо эмоций, так как эмоции могли нарушить гармонию. Наиболее известные скульпторы периода – Мирон, Фидий, Поликлет.

В IV веке скульпторы начали изображать людей, увлечённых сильными эмоциями. Среди них были Скопас и Пракситель.

Свои особенности имела и архитектура. Все здания должны были быть соизмеримы с человеком, не подавлять его. Архитектор Гипподам предложил новую планировку городов. Улицы городов стали пересекаться под прямым углом. Были выделены отдельные зоны – жилых домов, административных зданий и религиозных зданий.

Главным сооружением в любом городе был храм. Наиболее известен находящийся на Акрополе Парфенон, посвящённый богине Афине. В его архитектурную основу легли дорический и ионический ордеры. Парфенон окружён колоннами – такой тип сооружения называется «периптер».

Фриз Парфенона украшен барельефами, созданными Фидием. Он же стал автором статуи Афины. Сделана она была из слоновой кости, одежда и шлем – из золота. В глаза Афины были вставлены сапфиры.

У подножия Акрополя находился театр Диониса. Театры были особыми архитектурными сооружениями. Они состояли из театрона, скены и орхестры.

В Древней Греции существовала особая система воспитания. В первые годы мальчики и девочки росли вместе. В шесть лет мальчики отправлялись в школу, а девочки учились вести хозяйство. В школе обучали чтению, письму, счёту и грамматике. Вместо учебников использовали произведения Гомера. В палестрах и гимнасиях занимались физическими упражнениями.

В V веке появилась идея обучения всему кругу знаний, её называли энциклопедия. Наиболее известные учителя открывали свои школы. Самые известные из них это Академия Платона и Ликей Аристотеля.

В это же время зародилась история как наука. Её отцом называют Геродота. Он написал трактат, посвящённый греко-персидским войнам.

V–IV века до нашей эры стали временем расцвета греческой философии. Сократ уделял внимание познанию человеком самого себя. Он призывал своих учеников искать истину с помощью вопросов. Сократ верил, что каждому дарована способность постичь мудрость.

Платон первопричиной всего называл идею. Именно ему удалось сформулировать принципы идеального государства. Философ утверждал, что человек не может жить вне какой-либо социально-политической системы.

Таким образом культура Древней Греции заложила основы мировой культуры, оказала влияние на все сферы искусства.

Кризис полиса.

В IV веке до нашей эры начался кризис полисного устройства, который наиболее интенсивно проявился в Афинах. Особенностью этого кризиса стало то, что проходил он в период экономического подъёма. Рассмотрим, как это произошло.

Богатство стало накапливаться в руках неграждан полиса. Они занимались ремеслом, были финансистами, ростовщиками и торговцами. Граждане не имели право это делать, работать считалось недостойным. Такая ситуация привела к обнищанию граждан полисов. Они были вынуждены продавать свои земельные владения. Постепенно появлялись крупные земельные хозяйства метеков и вольноотпущенников, способных их скупить. Теперь, владение землёй не было показателем гражданского статуса.

Изначально в полисах существовало разделение населения – на граждан и неграждан, сторонников демократии и олигархии, аристократов и остальных людей. Новшеством стало деление на богатых неграждан и беднеющих граждан. Это привело к нарастанию недовольства в обществе, отражавшемся в нередких столкновениях, иногда даже военных.

В греческих полисах стал устанавливаться режим тирании – это форма государственного устройства, при которой управление полисом оказывалось в руках одного человека. Тиран ограничивал права и свободы людей, под контролем оказалась и частная жизнь.

Гражданское ополчение больше было не в состоянии защищать свой полис. Появилась армия наёмников.

Все эти внутренние противоречия сказались на отношениях между полисами Греции и отразились в серии войн.

В 431 году до нашей эры началась Пелопонесская война между союзами полисов. Во главе союзов стояли давние соперники – Афины и Спарта. К тому же последняя пользовалась поддержкой Персии. В результате войны на некоторый период в Греции установилась гегемония Спарты.

Афины хотели восстановить своё господство, началась Союзническая война. Однако и в ней Афины потерпели поражение.

Увлечённые борьбой между собой полисы не заметили угрозы со стороны Македонского царства.

В 338 году до нашей эры македонский царь Филипп II разгромил греческие войска. Начался период господства Македонии на этой территории.

Поход Александра Македонского.

После убийства Филиппа II, его преемником стал Александр. В 334 году он начал свой знаменитый поход против Персии, который не был легким для македонской армии.

Произошли следующие знаменитые сражения.  В 333 году до нашей эры македонское и персидское войска встретились у Исса. Долгих семь месяцев длилась осада финикийского города Тир.  1 октября 331 года до нашей эры состоялась битва при Гавгамелах.

После длительного похода в 325 году до нашей эры Александр поселился в Вавилоне и оттуда правил своей огромной империей. Итогом похода стало отмщение за покушение персов на греческую свободу.

Под властью Александра оказались огромные территории, включающие в себя разные государства и народы. Каждый из них имел свою культуру, религию, образ жизни и традиции. Именно поэтому империя Александра оказалась довольно непрочной. Привить всем единый образ жизни было сложно.

Александр основал империю полувосточного образца. И сам стал походить на восточного деспота. Он требовал всеобщего поклонения, почитания его как божества. При правителе существовал сложный церемониал.

Главным результатом военного похода стала встреча Западного и Восточного мира. Александром была предпринята попытка синтеза двух разных культур. Так началась эпоха эллинизма.

Эпоха эллинизма.

В этот период возникали новые формы политической и социальной организации.

После смерти Александра Македонского в 323 году до нашей эры его огромная империя распалась на несколько государств, во главе которых стояли диадохи.  В Македонии стал править Кассандр. Во Фракии и большей части Малой Азии – Лисимах. В Египте – Птолемей. А от Сирии до Инда простирались земли Селевка.

Однако эти государства не были стабильными. Между диадохами шла постоянная борьба. Именно так и происходило становление эллинистического мира.

Основной формой государственного устройства стали монархии, имевшие общие черты:

соединение восточных и греческих принципов управления;

сильная власть правителя;

подавление свободы населения;

поддержка торговли и хозяйственного развития;

стремление к увеличению территории;

строительство новых городов.

Крупнейшими государствами эпохи эллинизма стали: Птолемеевский Египет, Парфянское царство и империя Селевкидов.

Таким образом, эллинизм – это такой период в истории стран Средиземноморья, который длился со смерти Александра до завоевания этих земель римлянами.

Культура эллинизма.

Эллинистические культурные достижения широко распространились. В государствах преобладал греческий язык, внедрялась система воспитания эллинов.

Культурными центрами стали такие города как Пергам, Александрия, Антиохия.

Настоящим научным центром стал Александрийский Мусейон. В нем всё было создано для того, чтобы лучшие учёные со всего мира могли здесь жить и работать. Аристарх Самосский был первым, кто предположил, что Земля вращается вокруг Солнца. А ещё он сумел придумать метод, как определить расстояние от Земли до Солнца и Луны.

Выдающимися достижениями Эратосфена стали составление списка созвездий и доказательство того, что Земля имеет форму шара.

Архимед построил в Александрии планетарий. Он открыл многие законы в области физики и математики.

Постепенно наука становилась независимой от философии. Происходило соединений знаний восточных и греческих мудрецов.

В этот период был сделан значительный шаг в изучении истории. Полибий написал сочинение «Всеобщая история», состоящее из сорока книг. Свою историю он начал с покорения Испании Ганнибалом, а закончил разрушением Карфагена.

В эллинистическую эпоху новый вид приобретали города. В них строились красивые храмы и дворцы, разбивались парки, появлялись богатые дома знати. Достижения инженерной мысли позволили создать архитектурные сооружения, ставшие одними из чудес света. Фаросский маяк был высотой в 130 метров, а на его вершине горел костёр, разглядеть который можно было с расстояния в 50 километров.

Статуя бога солнца Гелиоса, находившаяся на острове Родос, известна как Колосс Родосский. Высота статуи составляла 36 метров.

Поражала изысканность архитектурных сооружений. Рассмотрим, например, Пергамский алтарь. Он предназначался для проведения богослужений под открытым небом. Знаменит его Большой фриз, изображающий битву олимпийских богов с гигантами.

В скульптуре также произошли изменения. На место статике пришла динамика. Лица приобрели эмоциональную выразительность. Фигуры изображались в движущихся позах.

Широко известна скульптура Венеры Милосской, созданная около 100 года до нашей эры. Руки скульптура утратила уже после её находки. Вероятно, это произошло во время перевозки статуи во Францию.

Менялась и философия. Мыслители стали тяготеть к космическому обобщению. Произошло это потому, что люди в эпоху эллинизма чувствовали себя гражданами большого мира. Их жизнь больше не была ограничена полисом. Философы утверждали, что жизнь человека зависит от законов космоса, некоей высшей силы.

Произошли изменения и в религии. Здесь стало преобладать восточное мировоззрение. Греческие Деметра и Рея приобрели черты восточной Великой богини-матери. Гермес стал носителем тайного знания.

В это время появилась идея об умирающем и воскресающем боге. Возник образ бога Сераписа, сочетающего в себе черты Зевса и Осириса. Он стал покровителем Александрии.

В Палестине и Египте возникла секта ессеев, которые готовились к пришествию Мессии.

Таким образом, эпоха эллинизма показала возможность сосуществования разных культурных традиций. К людям пришло понимание единства мировой истории.

Давайте подведем итоги. 

Культура Древней Греции заложила основы мировой культуры, оказала влияние на все сферы искусства.

В IV веке до нашей эры начался кризис полисного устройства.

В 338 году до нашей эры македонский царь Филипп II разгромил греческие войска.

Эллинизм – это такой период в истории стран Средиземноморья, который длился со смерти Александра до завоевания этих земель римлянами.

В эпоху эллинизма сосуществовали разные культурные традиции.

videouroki.net

Эллинизм — Юнциклопедия

Эллинизм — эпоха античности, в которую произошел поворот от демократии к монархии. Именно это явилось предпосылкой распространения эллинской цивилизации и культуры далеко за пределы Эллады и придания им мирового значения, а также повлияло на сам характер греческой цивилизованности и культуры. Эпоха началась победой армии Македонии над афинскими и фиванскими войсками в битве при Херонее (338 до н. э.), в результате чего на Коринфском всеэллинском конгрессе (337 до н. э.) была признана гегемония Македонии над Грецией и царю Македонии Филиппу II было поручено возглавить поход против персов. Этот план после гибели Филиппа осуществил его сын Александр (см. Александра Македонского держава), начав в 334 г. до н. э. военные действия против Персидской империи. Но Александр, воспитанник Аристотеля, был выше идеи мести и грубого порабощения народов, населявших империю. Он мечтал о создании мирового государства с этнически однородным населением, объединенного монархической формой правления и греческой культурой. Он сокрушил Персидскую империю, завоевал огромные территории от Нила до Сырдарьи и Инда, но неожиданно умер в расцвете сил и творческих планов. Борьба за наследство Александра продолжалась в течение всей эпохи, вплоть до поглощения восточной его части Парфией и западной части Римом (30 до н. э.). Держава была разделена на три большие монархии, от которых в дальнейшем отделялись небольшие царства. В Македонии и Греции утвердилась династия Антигонидов, наследников Антигона Одноглазого, стратега Великой Фригии при Александре Македонском. В Египте — династия Птолемеев, наследников македонского аристократа, сподвижника Александра — Птолемея I Сотера (Спасителя). В Вавилоне и Сирии царствовали потомки начальника конницы Селевка — Селевкиды.

Эллинистические монархии были объединены единой цивилизованностью и культурой. Во всех государствах был один и тот же язык, на нем велось делопроизводство, производились торговые операции, он был языком межнационального общения. Этот язык назывался общегреческим или просто общим (койне) и был создан на основе аттического диалекта с примесью ионийского и с отдельными дорийскими вкраплениями. Основой государства (как, впрочем, и до конца античности, во времена Римской империи) оставался полис (см. Древняя Греция). По всему пути своего движения Александр основал многочисленные Александрии, города, призванные служить опорными пунктами военного и административного контроля над завоеванными территориями. Такие же города основывали и его преемники (особенно много — Селевкиды). Собственно городская часть строилась по продуманной еще в 5 в. до н. э. гипподамовой модели (по имени ее автора — Гипподама из Милета). Улицы пересекали город под прямым углом; главная площадь — агора по-прежнему служила центром политической и экономической жизни города. К площади примыкали здания для собраний граждан полиса, для заседаний правительства города, храмы божеств — покровителей городской общины. Каждый город обзаводился театром, зданиями для образования подрастающего поколения — гимнасием, палестрой и стадионом. Но города уже не обладали правом самостоятельной внешней политики, поддерживаемым войском из вооруженных граждан. За ними осталась лишь внутренняя автономия, право решения судебных и финансовых вопросов. Часто за городами надзирали царские губернаторы, многие города должны были содержать за свой счет царские гарнизоны. Полисы исконной Греции, и в эллинистическую эпоху время от времени возвращавшие себе независимость, стремились изгнать македонские гарнизоны, способствовавшие установлению олигархии. Вместе с тем граждане полисов оставались лично свободными и при ограничении политической свободы у них сохранялась экономическая свобода, право частной собственности на средства труда и свобода распоряжаться продуктами труда. Монархи, как правило, благоволили к городам, предоставляли разного рода привилегии, помогали во время бедствий, строили на свои средства общественные здания. Города могли себе позволить направлять большую часть своих доходов на городское благоустройство, строились водопроводы, канализация, службы по удалению отходов, богатые общественные постройки, просторные жилища зачастую даже для представителей среднего слоя. В городах, особенно восточных монархий, проживало не только эллинское население, существовали целые кварталы представителей других национальностей. Однако египтяне, сирийцы, евреи, римляне, парфяне писали на греческом языке, применяли методы греческой философии и науки, использовали греческие литературные формы, элементы греческой скульптуры, живописи и архитектуры. Они отдавали своих детей в греческие учебные заведения — гимнасии, которые имелись даже далеко на юге Египта и в Иерусалиме.

На развитии эллинистической культуры сказались общие тенденции, связанные с политическими и общественными процессами эпохи эллинизма. Эллинистический человек, как было сказано выше, уже не участвовал в политической жизни; в обществе возросло имущественное расслоение среди граждан и противоборство между отдельными социальными группами и слоями, ранее сдерживавшееся полисным антимонополистическим законодательством. Появились новые группы — профессиональных чиновников царской администрации и профессиональных военнослужащих царской армии. И наконец, царь и его окружение, двор. В результате перестал действовать основной механизм общества демократического полиса — пондерация, т. е. сбалансированность, уравновешенность: между индивидуальным и общественным, рациональным и иррациональным, между частями, элементами, динамическими и ритмическими силами органически или функционально связанного целого произведений архитектуры, скульптуры, живописи, литературы и т. д. Искусство, не стремящееся к гармонизации интересов государства и личности, идеального и реального, стремилось теперь или к чрезмерной детализации и пышности, или требовало от художников совершенства в украшении обыденной жизни. Никогда ранее не работало столько архитекторов, скулыггуров, художников. Частные лица, города и цари

соперничали в роскоши и удобстве частных домов, гражданских зданий и дворцов. Для эллинизма было характерно создание ансамблей, в которых взаимодействовали живописные и архитектурные элементы, а также скульптура, в изобилии заполнявшая площади и общественные сооружения, царские дворцы и частные дома. Помимо большого количества копий произведений классического времени и подражания классике скульптура и живопись развили тенденции, наблюдавшиеся уже в поздней классике, — уход от уравновешенности и идеализации в направлении патетики (Пергамский алтарь), сентиментальности, чувствительности (многочисленные пасторальные идиллии) и даже чувственности (Афродита Дойдалса из Вифинии), а также реализма («Мальчик с гусем» Боэта из Халкедона) и даже натурализма («Пьяная старуха», шедевр Мирона из Фив). Эпоха эллинизма (3 в.) создала три сооружения, включаемые в число семи чудес света: надгробный памятник царю Мавсолу в Галикарнасе, 36-метровую бронзовую статую Гелиоса, покровителя богатого Родоса, возвышавшуюся у входа в порт («Колосс Родосский»), и, наконец, Фаросский маяк в Александрии — 135-метровую трехъярусную башню. В литературе теряет свое значение ведущий жанр высокой классики — трагедия, место политизированной древней комедии (Аристофан) заняла новая комедия (Менандр), связанная с бытовыми проблемами. Сохраняет свое значение историография, но из-за обилия исторического материала становится кабинетной наукой. Знаменитый ученый того времени Полибий создал жанр рационалистической истории, больше заботящейся об объективности изложения, чем о стилистическом совершенстве. Настоящее возрождение пережила в эпоху эллинизма лирика. Особую популярность приобрела буколическая поэзия, романтизирующая сельскую жизнь с ее медленным ритмом и утонченностью чувств (Феокрит, Бион, Мосх). Большой резонанс среди интеллектуальной элиты получила ученая поэзия, стремящаяся к совершенству формы как таковой (Каллимах, Аполлоний Родосский).

В эллинистическое время продолжали свое развитие философские школы Платона (академия) и Аристотеля (ликей, лицей), но появились и новые, концентрирующие свое внимание только на взаимоотношении личности и общества, человека и государства, т. е. на этике — кинизм (цинизм), стоицизм, эпикуреизм. Из философской физики и параллельно с ней развились самостоятельные научные дисциплины. Античную математику вплоть до открытия новой математики учили по Евклиду (365—300 до н. э.). В математике и еще более в теоретической и практической механике прославился Архимед Сиракузский (287—212 до н. э.). Первую гелиоцентрическую теорию Солнечной системы обосновал Аристарх Самосский (ок. 320—250 до н. э.). Античность создала основы научной медицины и биологии, особенно интенсивно развивавшихся в эпоху эллинизма. Эллинизм создал образец научного центра, исследования которого субсидировались государством, — знаменитый Музей в Александрии Египетской. В нем была крупнейшая библиотека античного мира, проводившая библиографические и текстологические исследования, давшая импульс развитию филологии; кроме того, анатомический театр, зоологический и ботанический сады. С Александрией соперничали Пергам и Родос, сохраняли свое значение философского и университетского центра Афины. Расцвет античной науки прекратился вместе с эпохой эллинизма. Римляне в этой области не смогли сравняться с греками, так что вплоть до нового времени Европа в значительной степени жила за счет достижений эпохи эллинизма.

Влияние эллинизма не прекратилось с падением в 30 в. до н. э. последнего эллинистического государства — Египта. Об этом сказал классический римский поэт Гораций: «Пленная Греция пленила дикого победителя и привила деревенскому Риму цивилизацию и культуру». Поэтому эпоха политического господства Римской империи в качестве одной из эпох античности называется эллинистически-римской.

yunc.org


Смотрите также