Древний письменный источник. Древнерусский письменный исторический источник. Типы исторических источников
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнерусский письменный исторический источник. Типы исторических источников. Древний письменный источник


Древнерусский письменный исторический источник. Типы исторических источников

Образование 14 ноября 2014

Историк обычно имеет дело с явлениями прошлого, вследствие чего возможность непосредственного наблюдения за их ходом у него отсутствует. Тем не менее, исследования должны проводиться объективно, непредвзято, без конъюнктурного подхода к их оценке. Добиться этого позволяет только тщательная работа с историческими источниками. древнерусский письменный исторический источник

Общие сведения

Еще в школе ученики берут в руки некоторые исторические источники (5 класс). По программе детям даются некоторые начальные сведения по рассматриваемому предмету. Изучение исторических источников предполагает не только знакомство с ними. В ходе обучающего процесса ученики оценивают, сравнивают сведения, полученные от разных авторов.

Терминология

По Ключевскому, исторические источники представляют собой определенную категорию памятников. В них отражается угасшая жизнь и целых обществ, и отдельных личностей. Благодаря тем или иным сведениям дополняется история. Исторические источники могут отражать процесс как становления, так и развития общества. Согласно определению, которое дает Тихомиров, можно сказать, что дошедшие в той или другой форме сведения являют собой остатки жизни в прошлом. Согласно одной из научных трактовок исторические источники содержат информацию о реальных явлениях в общественной жизни и человеческой деятельности, которые происходили в предыдущие столетия. Объединяя приведенные определения, можно составить общее понятие. Исторические источники России представляют собой предметы культуры и документы, отражающие непосредственно процессы прошлого. Они зафиксировали свершившиеся события и определенные факты. Далее рассмотрим, какие бывают исторические источники.

Видео по теме

Разновидности

Изучение исторических источников осуществляется в рамках специальной науки. Дисциплина также исследует приемы их выявления, дает оценку. Называется эта наука "источниковедение". В рамках дисциплины выделяется несколько категорий исследуемых сведений. Существуют следующие типы исторических источников:

  • Этнографические.
  • Фоно- и фотодокументы.
  • Вещественные.
  • Письменные.

Это основные исторические источники. Они наиболее доступно отражают события прошлого. Говоря о том, какие бывают исторические источники, следует упомянуть и об изобразительных и поведенческих разновидностях.

Вещественные предметы

Выше была представлена классификация исторических источников. В зависимости от того, к какой категории относится тот или иной предмет, выбирается и метод его исследования. Например, работа с историческими источниками вещественного вида осуществляется в рамках такой науки, как археология. К указанной категории относят любые объекты прошлого, посуду, предметы обихода, ремесленные изделия, орудия труда, одежду, украшения, клады, захоронения, монеты и прочее. Следует сказать еще и о том, что археология исследует и другие типы исторических источников. К ним, в частности, относят фото- и обычные документы. Анализ исторического источника позволяет восстановить тот или другой период прошлого человечества. Исследуя сведения, специалисты реконструируют социально-экономическое развитие общества.

Древнерусский письменный исторический источник

К этой категории относят литературные памятники конкретной эпохи. В качестве примера можно привести берестяные грамоты. Среди найденных документов в Смоленске, Нижнем Новгороде, Пскове и прочих городах присутствуют письма распорядительного характера от феодалов к зависимым людям, жалобы от крестьян, донесения, написанные сельскими старостами, ростовщические и хозяйственные записи, черновики завещаний. Также среди найденных бумаг встречаются сообщения военного и политического содержания, судебные положения, ученические упражнения. работа с историческими источниками

Один из главных документов прошлого

Представленная выше классификация исторических источников считается общей. Каждая категория имеет свои подгруппы. Так, к письменным источникам относят не только берестяные грамоты, но и летописи. Последние считаются одними из главных документов прошлого. Рассматривая древнерусский письменный исторический источник, следует сказать, что в нем сохранились достоверные сведения о жизни людей предыдущих столетий. Произведения имеют текстовую структуру, представленную в виде изложения событий по годам.

Письменности на Руси предшествовало устное творчество. Его хранителем являлся непосредственно народ. Первые летописцы, появившиеся на Руси, смогли собрать информацию о прошлом за несколько столетий. В итоге ими была воссоздана предыдущая хронология событий. Древнерусский исторический источник содержит сведения о походах, основании городов, договорах. В произведениях даны реальные характеристики князьям, рассказано о расселении племен. Знания передавались из поколения в поколение. Проводя анализ исторического источника, исследователи сделали вывод, что все сведения авторы черпали из фольклора. И это вполне объяснимо. Предания, песни, легенды, сказки являлись великой неписаной историей Древней Руси.

Древнерусские летописи как исторический источник

В документах, дошедших до наших дней, сохранились многочисленные остатки преданий, песен и легенд. Используя их, книжники Древней Руси восполняли недостаток материала по истории своей земли. Именно фольклор стал базой для восстановления хронологии событий прошлого. В устном творчестве заключалось самосознание народа, позволившее вырасти и развиться летописанию. Века, примыкавшие непосредственно к деятельности первых авторов IX и X столетий, дали намного больше материала, заимствованного из фольклора, нежели предшествующие.

База знаний

какие бывают исторические источники

Несложно различить основные типы произведений, которые использовались при составлении погодного описания. Одними из главных являлись многочисленные легенды. Эти произведения были связаны с городами, селами, могильниками, урочищами, распространенными по всей русской равнине. Характерно, что наиболее ранние воспоминания очень тесно связаны с дохристианским, языческим культом предков. Однако чем ближе ко времени жизни самих авторов, тем яснее прослеживаются исторические сведения и четче выделяется интерес к прошлому страны. Самосознание народа становится при этом более интенсивным и вводится в хронологические рамки.

Форма произведений

Вид и характер сводов, в которые облекался древнерусский письменный источник, имели свои особенности. Форма сводов, в частности, была тесно связана с сознанием самих авторов. Средневековые произведения составлялись, главным образом, для сохранения исходного текста в качестве базы в новом документе. Читатели в те времена интересовались не реализмом изображения, а самой действительностью. Их привлекали именно события и документальность летописей. Вместе с этим зачастую читатель принимал за реальность рассказы о чудесах, явлениях, знамениях и прочих феноменах.

Особенности изложения

Древнерусские историки давали новые авторские тексты о современных для них событиях. Повествование шло о явлениях, которым автор был свидетелем. Труды постоянно дополнялись, к тексту присоединялись новые записи. Вплоть до XVI столетия история не содержала законченных периодов – она продолжалась до времени, в котором жил летописец. Каждый автор стремился довести произведение до "князя нынешнего". В конечных записях заключался особенно ценный материал. В них автор писал не выдержками из предыдущих произведений, а излагал собственные мысли. Именно поэтому древнерусский письменный исторический источник фактически не имеет завершения. Конец произведения всегда был каким-то ускользающим, плавно переходящим в настоящее. Продолжение истории, "живой итог" можно определить как своеобразное восприятие, которое сказалось и на форме сводов. Этот переход от прошлого к настоящему являлся соединением старого, документально ценного материала и новых записей до событий, современных автору.

Составление описаний

Авторы, создавая произведения, заботились главным образом о том, чтобы в их руки попали труды их предшественников. Немаловажное значение для них имели и различные исторические документы. К ним, в частности, относились послания, договоры, княжеские завещания, жития святых, повести и прочее. После того как весь доступный материал был собран, в некоторых случаях весьма разнообразный и многочисленный, а иногда и два-три произведения, автор составлял погодное описание. Летописи соединялись год с годом. При этом автор стремился избегать повторений. Он располагал изложение под годом своего проживания, житие какого-либо святого – под датой его кончины. В материалах могла быть и историческая повесть, захватывавшая несколько лет. В этом случае автор разбивал ее на периоды, помещая каждый под определенным годом. Такое построение давало возможность летописцу вносить изменения в каждый описанный год.

Эту работу нельзя назвать механической. Автору в некоторых случаях приходилось устранять встречающиеся противоречия, проводить достаточно сложные хронологические исследования для точного размещения сведений по годам. Летописец мог пропустить какие-либо события, исходя, например, из своих политических взглядов, или делал подборку известий. В некоторых произведениях можно встретить краткие комментарии составителя. Но вместе с этим автор не придумывал ничего нового. По завершении работы сводчика летописец приступал к описанию событий, современных ему.

Классовая окраска произведений

Древнерусский письменный исторический источник – это не только свод прошлых повествований. В произведениях были отражены и разнообразные идеологии. С самого начала своего существования летописи получили классовую окраску определенного характера. Произведение было в некотором роде памятником. Документ был составлен в высших слоях древнерусского общества, преимущественно в близких к князю кругах. В связи с этим центральными фигурами в произведениях стали крупные феодалы: епископы и князья. Летописец все время обращает свое внимание в сторону верхов общества. анализ исторического источника

Лаврентьевское описание

Эта летопись датирована 1377 годом. В ее составлении участвовали монах Лаврентий и некоторые другие авторы. Произведение представлено в виде пергаментной рукописи. В ней содержится копия свода от 1305 года. Под руководством монаха группа переписчиков в 1377 году составила данное произведение по заданию князя Дмитрия (Суздальско-Нижегородского). Начинается текст с "Повести временных лет" и завершается 1305 годом. При этом в произведении отсутствуют события некоторых годов. Свод 1305 года содержал сведения о событиях, происходивших в период, когда великим владимирским князем был Михаил Ярославович. В его основу легло повествование 1281 года, дополненное 1282-м. Лаврентьевская летопись была составлена в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода либо во Владимирском Рождественском приходе. В 1792 году она была приобретена А. И. Мусиным-Пушкиным и преподнесена впоследствии Александру Первому. Позже рукопись была передана Публичной библиотеке (сегодня имени Салтыкова-Щедрина). Там она и хранится по сей день.

Ипатьевский свод

Эта рукопись считается древнейшим памятником, одним из ранних летописных произведений. Свое название свод получил по местонахождению списка в Костроме, в Ипатьевском монастыре. В составе рукописи три части. Первой идет "Повесть временных лет", второй – Киевская летопись конца XII века, а третья содержит преимущественно галицко-волынские повествования. Ипатьевский свод считается ценнейшим произведением, в котором собраны описания событий в юго-западной части страны конца XIII столетия. Отличительной чертой летописи является светский стиль некоторых рассказов. Для многих галицко-волынских повествований характерен яркий, образный язык, благодаря которому свод можно поднять до уровня поэтического произведения. классификация исторических источников

Новгородский I сказ

Эта летопись считается важнейшим источником, повествующим об общественно-политической истории русских, а в частности, новгородских земель 11-17-го столетий. Этот свод оказал влияние на общерусские сказы второй половины XV и начала XVI в. В целом в произведениях была выражена идеология господствующих слоев общества. Однако новгородские авторы нередко вставали на сторону трудящегося народа. Весьма интересны записи по периоду формирования единого государства Русского. Они позволяют дополнять и уточнять сведения тверских, московских и прочих авторов. Новгородские летописи в изданиях условно обозначены пятью номерами. Древнейшей частью считается Первый свод. В нем изложены события, доведенные до тридцатых годов 14-го столетия. В составе свода присутствует "Русская правда" в краткой редакции и юридический сборник, в котором содержатся несколько законодательных памятников. В летописи преимущественно встречаются записи со второго десятилетия XII века. Значение Новгородского I свода раскрыто в трудах Шахматова. В ходе исследований было выявлено, что в ранних произведениях был отражен Начальный свод по концу XI столетия. Он предшествовал "Повести временных лет".

Значение сводов

Необходимо отметить, что и в настоящее время летопись не теряет своего не только исторического и познавательного, но и воспитательного смысла. Своды продолжают учить глубокому уважению к славному прошлому народа. Летопись и сегодня способствует воспитанию патриотических благородных идей.

основные исторические источники

Прочие документы

Рассматривая исторические источники России, нельзя не сказать и о воспоминаниях иностранцев, которым приходилось побывать на отечественной земле. Следует отметить, что первым и достаточно крупным научным трудом Ключевского стала кандидатская диссертация по сказаниям иностранцев о государстве Московском. Эта работа была издана в виде монографии. К письменным историческим источникам следует также относить законодательные акты, государственные документы, судебно-следственные и статистические материалы, международные соглашения. Важнейшие сведения о прошлых событиях исследователи почерпнули из частных почтовых сообщений, дневников. В более поздние периоды в группу письменных источников стали входить стенограммы заседанияй руководящих чинов политических партий и общественных движений, брошюры, программы, мемуары, листовки, периодика (журналы и газеты) и прочие документы.

Цель исследования сведений

Собрания документов большого объема о деятельности муниципальных и государственных учреждений и различных общественных организаций и частных лиц сосредоточены в архивах. В них обеспечивается комплектование, хранение и дальнейшее использование сведений. Комплексное применение всех исторических источников дает возможность исследователям реконструировать события прошлого максимально объективно.

Памятники духовной и материальной культуры

древнерусские летописи как исторический источник

Этнографические источники включают в себя элементы традиционной, повседневной жизни и быта народа. В эту категорию входят, в частности, орудия труда, инструменты, приспособления для земледелия, гончарные изделия, посуда, жилище, убранство и обстановка в нем, пища, народная игрушка. Сюда же относят хозяйственные постройки, одежду и ткани, в том числе и национальный костюм, орнамент, вышивку и прочее. В категорию этнографических источников также входят явления народной духовной жизни. К ним относят семейную и календарную обрядность, традиции, народные поверья, фольклор, жанры и формы национальной песни, танцы, пословицы, сказки, легенды, загадки, заговоры, предания.

Прочие памятники прошлого

К изобразительным источникам относят те или иные произведения искусства, в том числе наскальные рисунки, отдельные предметы и коллекции живописи, скульптуры, графики. В группу поведенческих источников включены обряды (воинские, трудовые, праздничные и прочие), мода, обычаи, элементы престижа.

Новые методы документирования

Эти способы сбора и сохранения информации получили достаточно широкое распространение. Новые методы появились в результате научных открытий, развития техники, изобретений, тех или иных исследований. К этим документальным источникам относят, например, кино-, аудио-, фотоматериалы. Такие методы сбора информации называются аудиовизуальными. В них содержатся сведения, для воспроизведения которых необходимо соответствующее оборудование. Как правило, эти источники рассматриваются комплексно. Это обусловлено тем, что они очень схожи по технике воспроизведения и создания, характеру информации, методу кодирования и организации их хранения. В настоящее время многие кино-, фото-, видео- и фонодокументы содержатся на цифровых носителях. Это обеспечивает сохранность сведений и возможность использовать их в исследованиях множество раз различными специалистами.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Лаврентьевская летопись - важнейший исторический источникИскусство и развлечения Лаврентьевская летопись - важнейший исторический источник

В конце четырнадцатого – в начале пятнадцатого столетия на территории современной России летописание развивается очень стремительно. Этим временем датируются многочисленные своды, составителями которых являются ...

Сегментация рынка труда в действииМаркетинг Сегментация рынка труда в действии

На современном этапе развития экономических отношений, как это ни покажется странным некоторым не только обычным людям, но и экспертам, остается, как и прежде, человеческий потенциал исполнителя. Безусловно, огромное ...

Методы и источники изучения истории. Как получают Образование Методы и источники изучения истории. Как получают "исторические факты"?

История – краткий термин для описания событий, случившихся в прошлом в разное время и в разных местах. Также это наука, которая изучает источники прошлого, дабы узнать о событиях, их последовательности, причинах...

Что такое исторические источники: примеры и виды источниковОбразование Что такое исторические источники: примеры и виды источников

Изучая историю, вам следует знать, что между реально произошедшими в прошлом событиями и картиной, описанной в монографиях ученых-историков, существует огромное промежуточное звено. Это исторический источник. Проще го...

Виды исторических источников как элементы, раскрывающее прошлое нашей цивилизацииОбразование Виды исторических источников как элементы, раскрывающее прошлое нашей цивилизации

Почти вся история человечества может быть изучена благодаря дошедшим до нас различным историческим источникам. Сохранившиеся руины древних величественных архитектурных сооружений, расписанные стены пещер, различные пи...

Системы бесперебойного питания: типы, характеристики, монтаж. Источники бесперебойного питанияДомашний уют Системы бесперебойного питания: типы, характеристики, монтаж. Источники бесперебойного питания

Отечественное электроснабжение характеризуется невысокой надежностью и неудовлетворительным качеством электроэнергии. Это связано с устаревшими электрическими сетями, износом оборудования, низкими характеристиками пре...

Софиты - это светильники точечного типа. Установка софитов своими рукамиДомашний уют Софиты - это светильники точечного типа. Установка софитов своими руками

Такой термин, как «софиты», появился в строительной терминологии относительно недавно. Кроме того, это многозначное слово, использующееся в архитектуре и строительстве, поэтому можно говорить, что софиты &...

Кронштейн для полки - тип консольной опорной детали и декоративный элемент интерьераДомашний уют Кронштейн для полки - тип консольной опорной детали и декоративный элемент интерьера

Такие конструктивные элементы, как полки, позволяют эффективно использовать свободное пространство, избежать его перегруженности, делают интерьер дома более стильным. Главное лишь - правильно и функционально их распре...

Исторические типы государства. Типы государства и праваЗакон Исторические типы государства. Типы государства и права

В мире существует порядка 200 независимых государств. Есть теория, что многие из них допустимо объединить в категории, характеризующиеся общностью и единообразием по ключевым аспектам развития. Существует, таким образ...

Основные источники углеводовЗдоровье Основные источники углеводов

Для полноценного развития человеку необходимы не только белки и жиры, но и углеводы. Необходимо умеренное их количество. Чтобы не навредить организму, надо учитывать состояние здоровья, образ жизни, возраст. Тем более...

monateka.com

Древнейшие письменные источники

Фондовая лекция по источниковедению. Тема:

Древнейшие письменные источники (Х-ХI века)План:1. Отражение истории Отечества в письменных источниках X-XI вв.2. Эпиграфические источники по истории Отечества.3. Надписи на воске и дереве как исторические источники.4. Берестяные грамоты – древнейшие письменные источники Древней Руси.1. В древнейшее время на Руси так же, как в других славянских странах, по-видимому, издавна существовала практика записи речи греческими буквами. От Х века сохранились некоторые памятники, свидетельствующие о возможности знакомства славян с письменными записями и византийской нумерацией до принятия христианства в 988 г. Они написаны греческим письмом, письмом типа кириллицы (греческими буквами с добавлением знаков для выражения специфических славянских звуков) и кириллицей. Древнейшей, относящейся к Х веку, считается кириллическая запись одного слова на корчаге из Гнездова, которое читается по-разному, один из вариантов прочтения - "гороухша". Факт употребления кириллицы на Руси до 988 г. подтверждается находкой в Новгороде деревянных цилиндриков (70-е годы Х века и позже) для запирания мешков. На цилиндриках делались краткие буквенные и цифровые записи. Они характеризуют содержание мешков, его стоимость, согласуясь с нормами и юридическими формулами "Русской Правды". Сферой деятельности, породившей надписи на цилиндрах, является существовавшая в Х веке на Руси система государственного (княжеского) фиска, определяющая механизм сбора, хранения и транспортировки материальных и денежных средств, взимаемых в качестве налога, и других сборов. Глаголицу славяне также знали, но она не получила широкого распространения. К этому времени, по-видимому, уже существовала древнерусская практика записи чисел, связанная с употреблением византийской "буквенной" цифровой системы. Следующими по времени являются надписи на золотых и серебряных монетах князя Владимира конца Х - начала XI века, которые стали чеканить сразу после введения христианства. Графика кириллическая, язык болгарский. Формула легенд на монетах однотипна: "Владимир, а се его злато (сребро)". Она отражает атрибутику государственной (княжеской) принадлежности знаков оплаты. Традиция чеканки монет продолжалась недолго, от конца 980-х годов до 1018 г. Еще одна категория надписей представлена легендами на металлических печатях, принадлежавших русским князьям и церковным иерархам. Они привешивались к официальным документам, посланиям (язык греческий, время распространения конец Х-ХI век). Древнейшая печать содержит имя князя Изяслава Владимировича (ум. в 1001 г.). По типу к ней примыкает печать, приписываемая князю Святославу (ум. в 972 г.), но надпись на ней неразборчива (по языку и виду письма). К XI веку принадлежат два устоявшихся массива печатей:

1. Киевских митрополитов (с 1037 г.). Содержат легенду на греческом языке типа: "Господи, помоги Феопемпту, митрополиту России". 2. Русских князей (с сер. XI века). Содержат легенду на греческом языке типа: "Печать Василия, благороднейшего архонта России, Мономаха. Привеска печатей к официальным документам относится к одной из старинных и устойчивых традиций в Европе. Обычай вислой печати и многие особенности ее оформления на Руси были заимствованы из Византии. Сведения об использовании вислых печатей русскими князьями встречаются в договорах Х века Игоря (944 г.) и Святослава (971 г.) с греками. Сохранившиеся древнейшие печати и письменные сведения говорят о том, что печати, как аксессуары письменных посланий, возникли на Руси в дохристианское время и связаны с княжеским (государственным) делопроизводством. С принятием христианства эта традиция расширилась за счет печатей церковных иерархов. Русские печати Х-ХI веков свидетельствуют о существенной роли греческого языка и греческой буквенной графики в ранний период древнерусской письменности. Традиция вислой печати на Руси охватывает период Х-ХV веков. Наиболее устойчивым употребление греческого языка в них было в X-XII веках, включая печати новгородских посадников и епископов различных епархий. Затем греческий язык на печатях даже духовных лиц вытесняется русским. 2. Следующую группу надписей образует эпиграфика (граффити, надписи на камнях и изделиях). Граффити - записи, выцарапанные на стенах сооружений. Самые древние датированные граффити 1052 1054 гг., написанные кириллицей, встречаются в Софии Киевской - кафедральном соборе древнерусской митрополии. К граффити примыкают надписи на камнях и предметах (мечах, утвари). Древнейшей датированной каменной надписью является знаменитая Тмутараканская надпись 1068 г., зафиксировавшая по распоряжению князя Глеба Святославича ширину Керченского пролива. Древнерусская эпиграфика по графике письма - кириллическая. Редко встречаются граффити, выполненные глаголицей, например, в Новгородском Софийском соборе. Сферу деятельности, вызвавшую к жизни древнерусскую эпиграфику, можно подразделить на неофициальную и официальную. Граффити преимущественно относятся к неофициальной деятельности. Их делали священнослужители и грамотные прихожане. Содержание отражает события как местной, так и общерусской жизни. Изучение эпиграфики показывает, как из века в век совершенствовалось и расширялось употребление русского кириллического письма. Встречаются, кстати, и глаголические надписи, но они не были широко распространены. Обилие же кириллических надписей на вещах, на разного рода предметах - вся эта развитая, богатая эпиграфика говорит о высокой степени грамотности и духовной жизни древнерусского народа. 3. К рассмотренным выше памятникам древнерусской письменной культуры примыкают и такие виды, которые не оставили следов. К ним относятся записи по воску. Они недолговечны из-за свойств материала, на котором воспроизводились. Кроме того, сам способ предполагал уничтожение предыдущей записи для нанесения новой на той же поверхности. Археологи находят так называемые церы, представляющие собой небольшие дощечки с бортиками по краям. Углубление до краев бортиков заполнялось воском, две церы (дощечки) соединялись наподобие диптиха и могли закрываться наподобие книжки, восковыми поверхностями внутрь. В открытом состоянии на восковых поверхностях текст наносился писалом. Острой частью писала записывали слова, а плоским концом - лопаточкой затирали написанное, когда надобность в нем проходила, подготавливая восковую поверхность для новых записей. Древнейшие церы, найденные в Новгороде, относятся к концу XI века. Сфера деятельности, которая была связана с восковой письменностью или обусловила ее существование, - обучение детей. Об этом свидетельствует вырезанная на обороте одной из цер кириллическая азбука. К восковым надписям примыкают записи на грифельных дощечках, но относятся они к более позднему времени, возможно, не ранее XVII века. Первоначально они были связаны с обучением в царской семье и аристократических кругах, заимствованы в качестве элемента западноевропейского обучающего средства. Еще одним почти не оставившим следов видом письменной культуры является запись чисел в системе абака. Абаком называется способ счета, при котором числовые "записи" производились посредством раскладывания по особым правилам мелких предметов (камешков, плодовых косточек и пр.) на какой-нибудь ровной поверхности (земле, столе, доске и т.п.). На Руси для счета использовались сливовые и вишневые косточки; древнейшие захоронения, в которых находят счетные косточки, относятся к XI веку. Сферой деятельности, обусловившей существование древнерусской числовой письменности в системе абака, была торговля, финансовые операции и научные занятия. Кроме описанных видов древнерусской письменности, существовали и другие, например, специального назначения надписи на дереве. Так, в древнерусских договорных текстах встречается термин "дъска", который имеет смысл долговой записи. Вероятно, это упоминание о деревянных бирках, которые использовали многие народы. Особыми знаками на небольшом деревянном бруске вырезались данные о величине долга в деньгах или натуре. Брусок раскалывался вдоль надписи на две части: одна оставалась у должника, другая - у взаимодавца. При возвращении долга его величина удостоверялась совпадением надписи на обеих частях при их складывании. Сферой существования этого вида надписей были торгово-финансовые отношения в народной среде. Разновидностью письменности были резные деревянные календари. Они представляли собой многогранные жезлы, на гранях которых зарубками обозначались дни, а особыми знаками - религиозные праздники. Сферой существования этого вида письменности был народный быт. 4. Следующей по времени группой памятников древнерусской книжности являются берестяные грамоты. Древнейшая из них относится к 20-м годам XI века. Берестяные грамоты - уникальные письменные источники, одно из выдающихся открытий науки XX столетия. Первая берестяная грамота была обнаружена в 1951 г. Новгородской археологической экспедицией под руководством А.В. Арциховского. С тех пор каждый год раскопок приносит новые находки. Сейчас известно свыше восьмисот берестяных грамот из различных городов. Новгородские берестяные грамоты - самые древние. Они относятся к ХI-ХV векам. Для получения бересты березовую кору предварительно вываривали, чистили, снимали белую пленку, обрезали и просушивали. Использование бересты для письма обусловлено дороговизной пергамена - основного писчего материала в ХI-ХV веках и отсутствием еще в то время бумаги. Текст наносился с помощью простого инструмента, который назывался писало. С одной стороны оно имело заострение наподобие шила, им царапали текст, с другой стороны писало имело лопаточку вроде отвертки, им буквы продавливали. Писала встречаются в культурном слое Новгорода, датируемом Х веком, берестяных грамот от этого времени пока не найдено. Содержание писем на бересте, главным образом, бытовое, сопоставимое с современной частной перепиской. Только берестяные послания были более краткими, пришлите, купите, сделайте или передайте, попросите того-то. Много записей делового, торгового, финансового, учебного назначения. Они отражают торговые сделки, возвращение долгов, выплату налогов и пошлин, результаты урожая, ремесленную деятельность, обучение грамоте и счету, любовные и семейные отношения и пр. Содержание берестяных грамот - это реальная жизнь человека Древней Руси в его заботах и каждодневном труде. Очень мало среди них текстов религиозного содержания. Берестяная письменность почти не пересекалась с книжной, как бы дополняла ее. Сферой, обеспечивавшей существование берестяной письменности, был сам народ, его высокая грамотность. Об этом свидетельствует большое количество писал, которые находят археологи в новгородских средневековых раскопках на всех хронологических уровнях, начиная с Х века. HYPER13 PAGE HYPER15 3

freedocs.xyz

Древнерусский письменный исторический источник. Типы исторических источников

Историк обычно имеет дело с явлениями прошлого, вследствие чего возможность непосредственного наблюдения за их ходом у него отсутствует. Тем не менее, исследования должны проводиться объективно, непредвзято, без конъюнктурного подхода к их оценке. Добиться этого позволяет только тщательная работа с историческими источниками. древнерусский письменный исторический источник

Общие сведения

Еще в школе ученики берут в руки некоторые исторические источники (5 класс). По программе детям даются некоторые начальные сведения по рассматриваемому предмету. Изучение исторических источников предполагает не только знакомство с ними. В ходе обучающего процесса ученики оценивают, сравнивают сведения, полученные от разных авторов.

Терминология

По Ключевскому, исторические источники представляют собой определенную категорию памятников. В них отражается угасшая жизнь и целых обществ, и отдельных личностей. Благодаря тем или иным сведениям дополняется история. Исторические источники могут отражать процесс как становления, так и развития общества. Согласно определению, которое дает Тихомиров, можно сказать, что дошедшие в той или другой форме сведения являют собой остатки жизни в прошлом. Согласно одной из научных трактовок исторические источники содержат информацию о реальных явлениях в общественной жизни и человеческой деятельности, которые происходили в предыдущие столетия. Объединяя приведенные определения, можно составить общее понятие. Исторические источники России представляют собой предметы культуры и документы, отражающие непосредственно процессы прошлого. Они зафиксировали свершившиеся события и определенные факты. Далее рассмотрим, какие бывают исторические источники.

Разновидности

Изучение исторических источников осуществляется в рамках специальной науки. Дисциплина также исследует приемы их выявления, дает оценку. Называется эта наука "источниковедение". В рамках дисциплины выделяется несколько категорий исследуемых сведений. Существуют следующие типы исторических источников:

  • Этнографические.
  • Фоно- и фотодокументы.
  • Вещественные.
  • Письменные.

Это основные исторические источники. Они наиболее доступно отражают события прошлого. Говоря о том, какие бывают исторические источники, следует упомянуть и об изобразительных и поведенческих разновидностях.

Вещественные предметы

Выше была представлена классификация исторических источников. В зависимости от того, к какой категории относится тот или иной предмет, выбирается и метод его исследования. Например, работа с историческими источниками вещественного вида осуществляется в рамках такой науки, как археология. К указанной категории относят любые объекты прошлого, посуду, предметы обихода, ремесленные изделия, орудия труда, одежду, украшения, клады, захоронения, монеты и прочее. Следует сказать еще и о том, что археология исследует и другие типы исторических источников. К ним, в частности, относят фото- и обычные документы. Анализ исторического источника позволяет восстановить тот или другой период прошлого человечества. Исследуя сведения, специалисты реконструируют социально-экономическое развитие общества.

Древнерусский письменный исторический источник

К этой категории относят литературные памятники конкретной эпохи. В качестве примера можно привести берестяные грамоты. Среди найденных документов в Смоленске, Нижнем Новгороде, Пскове и прочих городах присутствуют письма распорядительного характера от феодалов к зависимым людям, жалобы от крестьян, донесения, написанные сельскими старостами, ростовщические и хозяйственные записи, черновики завещаний. Также среди найденных бумаг встречаются сообщения военного и политического содержания, судебные положения, ученические упражнения. работа с историческими источниками

Один из главных документов прошлого

Представленная выше классификация исторических источников считается общей. Каждая категория имеет свои подгруппы. Так, к письменным источникам относят не только берестяные грамоты, но и летописи. Последние считаются одними из главных документов прошлого. Рассматривая древнерусский письменный исторический источник, следует сказать, что в нем сохранились достоверные сведения о жизни людей предыдущих столетий. Произведения имеют текстовую структуру, представленную в виде изложения событий по годам.

Письменности на Руси предшествовало устное творчество. Его хранителем являлся непосредственно народ. Первые летописцы, появившиеся на Руси, смогли собрать информацию о прошлом за несколько столетий. В итоге ими была воссоздана предыдущая хронология событий. Древнерусский исторический источник содержит сведения о походах, основании городов, договорах. В произведениях даны реальные характеристики князьям, рассказано о расселении племен. Знания передавались из поколения в поколение. Проводя анализ исторического источника, исследователи сделали вывод, что все сведения авторы черпали из фольклора. И это вполне объяснимо. Предания, песни, легенды, сказки являлись великой неписаной историей Древней Руси.

Древнерусские летописи как исторический источник

В документах, дошедших до наших дней, сохранились многочисленные остатки преданий, песен и легенд. Используя их, книжники Древней Руси восполняли недостаток материала по истории своей земли. Именно фольклор стал базой для восстановления хронологии событий прошлого. В устном творчестве заключалось самосознание народа, позволившее вырасти и развиться летописанию. Века, примыкавшие непосредственно к деятельности первых авторов IX и X столетий, дали намного больше материала, заимствованного из фольклора, нежели предшествующие.

База знаний

какие бывают исторические источники

Несложно различить основные типы произведений, которые использовались при составлении погодного описания. Одними из главных являлись многочисленные легенды. Эти произведения были связаны с городами, селами, могильниками, урочищами, распространенными по всей русской равнине. Характерно, что наиболее ранние воспоминания очень тесно связаны с дохристианским, языческим культом предков. Однако чем ближе ко времени жизни самих авторов, тем яснее прослеживаются исторические сведения и четче выделяется интерес к прошлому страны. Самосознание народа становится при этом более интенсивным и вводится в хронологические рамки.

Форма произведений

Вид и характер сводов, в которые облекался древнерусский письменный источник, имели свои особенности. Форма сводов, в частности, была тесно связана с сознанием самих авторов. Средневековые произведения составлялись, главным образом, для сохранения исходного текста в качестве базы в новом документе. Читатели в те времена интересовались не реализмом изображения, а самой действительностью. Их привлекали именно события и документальность летописей. Вместе с этим зачастую читатель принимал за реальность рассказы о чудесах, явлениях, знамениях и прочих феноменах.

Особенности изложения

Древнерусские историки давали новые авторские тексты о современных для них событиях. Повествование шло о явлениях, которым автор был свидетелем. Труды постоянно дополнялись, к тексту присоединялись новые записи. Вплоть до XVI столетия история не содержала законченных периодов – она продолжалась до времени, в котором жил летописец. Каждый автор стремился довести произведение до "князя нынешнего". В конечных записях заключался особенно ценный материал. В них автор писал не выдержками из предыдущих произведений, а излагал собственные мысли. Именно поэтому древнерусский письменный исторический источник фактически не имеет завершения. Конец произведения всегда был каким-то ускользающим, плавно переходящим в настоящее. Продолжение истории, "живой итог" можно определить как своеобразное восприятие, которое сказалось и на форме сводов. Этот переход от прошлого к настоящему являлся соединением старого, документально ценного материала и новых записей до событий, современных автору.

Составление описаний

Авторы, создавая произведения, заботились главным образом о том, чтобы в их руки попали труды их предшественников. Немаловажное значение для них имели и различные исторические документы. К ним, в частности, относились послания, договоры, княжеские завещания, жития святых, повести и прочее. После того как весь доступный материал был собран, в некоторых случаях весьма разнообразный и многочисленный, а иногда и два-три произведения, автор составлял погодное описание. Летописи соединялись год с годом. При этом автор стремился избегать повторений. Он располагал изложение под годом своего проживания, житие какого-либо святого – под датой его кончины. В материалах могла быть и историческая повесть, захватывавшая несколько лет. В этом случае автор разбивал ее на периоды, помещая каждый под определенным годом. Такое построение давало возможность летописцу вносить изменения в каждый описанный год.

Эту работу нельзя назвать механической. Автору в некоторых случаях приходилось устранять встречающиеся противоречия, проводить достаточно сложные хронологические исследования для точного размещения сведений по годам. Летописец мог пропустить какие-либо события, исходя, например, из своих политических взглядов, или делал подборку известий. В некоторых произведениях можно встретить краткие комментарии составителя. Но вместе с этим автор не придумывал ничего нового. По завершении работы сводчика летописец приступал к описанию событий, современных ему.

Классовая окраска произведений

Древнерусский письменный исторический источник – это не только свод прошлых повествований. В произведениях были отражены и разнообразные идеологии. С самого начала своего существования летописи получили классовую окраску определенного характера. Произведение было в некотором роде памятником. Документ был составлен в высших слоях древнерусского общества, преимущественно в близких к князю кругах. В связи с этим центральными фигурами в произведениях стали крупные феодалы: епископы и князья. Летописец все время обращает свое внимание в сторону верхов общества. анализ исторического источника

Лаврентьевское описание

Эта летопись датирована 1377 годом. В ее составлении участвовали монах Лаврентий и некоторые другие авторы. Произведение представлено в виде пергаментной рукописи. В ней содержится копия свода от 1305 года. Под руководством монаха группа переписчиков в 1377 году составила данное произведение по заданию князя Дмитрия (Суздальско-Нижегородского). Начинается текст с "Повести временных лет" и завершается 1305 годом. При этом в произведении отсутствуют события некоторых годов. Свод 1305 года содержал сведения о событиях, происходивших в период, когда великим владимирским князем был Михаил Ярославович. В его основу легло повествование 1281 года, дополненное 1282-м. Лаврентьевская летопись была составлена в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода либо во Владимирском Рождественском приходе. В 1792 году она была приобретена А. И. Мусиным-Пушкиным и преподнесена впоследствии Александру Первому. Позже рукопись была передана Публичной библиотеке (сегодня имени Салтыкова-Щедрина). Там она и хранится по сей день.

Ипатьевский свод

Эта рукопись считается древнейшим памятником, одним из ранних летописных произведений. Свое название свод получил по местонахождению списка в Костроме, в Ипатьевском монастыре. В составе рукописи три части. Первой идет "Повесть временных лет", второй – Киевская летопись конца XII века, а третья содержит преимущественно галицко-волынские повествования. Ипатьевский свод считается ценнейшим произведением, в котором собраны описания событий в юго-западной части страны конца XIII столетия. Отличительной чертой летописи является светский стиль некоторых рассказов. Для многих галицко-волынских повествований характерен яркий, образный язык, благодаря которому свод можно поднять до уровня поэтического произведения. классификация исторических источников

Новгородский I сказ

Эта летопись считается важнейшим источником, повествующим об общественно-политической истории русских, а в частности, новгородских земель 11-17-го столетий. Этот свод оказал влияние на общерусские сказы второй половины XV и начала XVI в. В целом в произведениях была выражена идеология господствующих слоев общества. Однако новгородские авторы нередко вставали на сторону трудящегося народа. Весьма интересны записи по периоду формирования единого государства Русского. Они позволяют дополнять и уточнять сведения тверских, московских и прочих авторов. Новгородские летописи в изданиях условно обозначены пятью номерами. Древнейшей частью считается Первый свод. В нем изложены события, доведенные до тридцатых годов 14-го столетия. В составе свода присутствует "Русская правда" в краткой редакции и юридический сборник, в котором содержатся несколько законодательных памятников. В летописи преимущественно встречаются записи со второго десятилетия XII века. Значение Новгородского I свода раскрыто в трудах Шахматова. В ходе исследований было выявлено, что в ранних произведениях был отражен Начальный свод по концу XI столетия. Он предшествовал "Повести временных лет".

Значение сводов

Необходимо отметить, что и в настоящее время летопись не теряет своего не только исторического и познавательного, но и воспитательного смысла. Своды продолжают учить глубокому уважению к славному прошлому народа. Летопись и сегодня способствует воспитанию патриотических благородных идей.

основные исторические источники

Прочие документы

Рассматривая исторические источники России, нельзя не сказать и о воспоминаниях иностранцев, которым приходилось побывать на отечественной земле. Следует отметить, что первым и достаточно крупным научным трудом Ключевского стала кандидатская диссертация по сказаниям иностранцев о государстве Московском. Эта работа была издана в виде монографии. К письменным историческим источникам следует также относить законодательные акты, государственные документы, судебно-следственные и статистические материалы, международные соглашения. Важнейшие сведения о прошлых событиях исследователи почерпнули из частных почтовых сообщений, дневников. В более поздние периоды в группу письменных источников стали входить стенограммы заседанияй руководящих чинов политических партий и общественных движений, брошюры, программы, мемуары, листовки, периодика (журналы и газеты) и прочие документы.

Цель исследования сведений

Собрания документов большого объема о деятельности муниципальных и государственных учреждений и различных общественных организаций и частных лиц сосредоточены в архивах. В них обеспечивается комплектование, хранение и дальнейшее использование сведений. Комплексное применение всех исторических источников дает возможность исследователям реконструировать события прошлого максимально объективно.

Памятники духовной и материальной культуры

древнерусские летописи как исторический источник

Этнографические источники включают в себя элементы традиционной, повседневной жизни и быта народа. В эту категорию входят, в частности, орудия труда, инструменты, приспособления для земледелия, гончарные изделия, посуда, жилище, убранство и обстановка в нем, пища, народная игрушка. Сюда же относят хозяйственные постройки, одежду и ткани, в том числе и национальный костюм, орнамент, вышивку и прочее. В категорию этнографических источников также входят явления народной духовной жизни. К ним относят семейную и календарную обрядность, традиции, народные поверья, фольклор, жанры и формы национальной песни, танцы, пословицы, сказки, легенды, загадки, заговоры, предания.

Прочие памятники прошлого

К изобразительным источникам относят те или иные произведения искусства, в том числе наскальные рисунки, отдельные предметы и коллекции живописи, скульптуры, графики. В группу поведенческих источников включены обряды (воинские, трудовые, праздничные и прочие), мода, обычаи, элементы престижа.

Новые методы документирования

Эти способы сбора и сохранения информации получили достаточно широкое распространение. Новые методы появились в результате научных открытий, развития техники, изобретений, тех или иных исследований. К этим документальным источникам относят, например, кино-, аудио-, фотоматериалы. Такие методы сбора информации называются аудиовизуальными. В них содержатся сведения, для воспроизведения которых необходимо соответствующее оборудование. Как правило, эти источники рассматриваются комплексно. Это обусловлено тем, что они очень схожи по технике воспроизведения и создания, характеру информации, методу кодирования и организации их хранения. В настоящее время многие кино-, фото-, видео- и фонодокументы содержатся на цифровых носителях. Это обеспечивает сохранность сведений и возможность использовать их в исследованиях множество раз различными специалистами.

загрузка...

worldfb.ru

Письменный источник самого древнего упоминания о русских?

Письменный источник самого древнего упоминания о русских?

  • Как заметил i-peak русские и русы не одно и тоже.

    Письменный источник самого древнего упоминания о русских?

    Происхождение этого этнонима схож с происхождением англичан и болгар. Англы это древнегерманский народ (племя), жили они на юге Дании. В 5-6 вв. захватили юг Британии и переселились туда.

    Письменный источник самого древнего упоминания о русских?

    Так жители Англии начали называть себя англичанами.

    Этноним болгар тоже возник от политэтнонима, т.е. от названия государства Болгария.

    Письменный источник самого древнего упоминания о русских?

    Так и славянский этноним русы возник от политэтнонима. Известно, что викинги начали свои военные походы с 8-века. Они вместе со своими семьями переселялись в захваченные края. Изначально руссами назывались викинги (варяги), которые захватили власть среди восточно-славянских народов.

    Письменный источник самого древнего упоминания о русских?

    Придя в Восточную Европу варяги-русы дали свое название стране. Скоро скандинавы ославянились, поскольку они были среди славян меньшинством. Весь ославянившийся народ, к которым относятся и некоторые тюркские народы назывались соответственно руссами (русскими). По моему, из них 80-90% были славянами, 10-15% скандинавы и тюрки, 1-2% другие народы. Русский народ сформировался после образования Русского царства в XVI-веке.

    Письменный источник самого древнего упоминания о русских?

  • Установить quot;письменный источникquot; самого древнего упоминания quot;о русскихquot; невозможно. Более точно, конечно, говорить о quot;Русской землеquot;, quot;Русиquot;.

    Тем не менее, большинством историков принимается, что одним из самых ранних документально зафиксированных упоминаний quot;народа росquot; являются Бертинские анналы (анналы Пруденция), которые велись в Сен-Бертенском монастыре (ныне г.Сент-Омер, Франция). Запись 839 года говорит о прибытии послов византийского императора Феофила к императору Людовику Благочестивому. Послы просили пропустить через государство франков неких людей из quot;народа росquot;, которых их король, которого зовут хакан (каган), посылал к Феофилу ради дружбы. Людовик Благочестивый, полагая, что это шведские шпионы, решил их задержать у себя до выяснения всех обстоятельств.

    Именно этот документ послужил основой для появляется у историков гипотетического государства quot;Русский каганатquot; (1-я половина IX века), которое предшествовало Древнерусскому государству.

    Другой западно-европейский документ 1-й половины IX века quot;Баварский географquot; перечисляет все племена, которые населяли области восточнее Франкского государства. Среди них есть племя Ruzzi (Руссы, предположительно это русское племя), которое соседствует с Caziri (Казиры, вероятно хазары).

    Существуют также византийские, скандинавские, арабо-персидские и хазарские письменные источники. Информация в них скупа и носит вероятностный характер.

    Древнерусские летописи появились значительно позже. Повесть временных лет была написана Нестором в XII веке. Согласно этой летописи, Древнерусское государство возникло в 862 году с призванием на княжение Рюрика (в Ладоге).

    Об источниках, по которым мы узнам историю до крещения Руси, я писал также тут.

  • Конечно же, самым главным письменным документом является quot;Повесть временных летquot; от 862 года..

    Но данный документ не однократно редактировался в разные времена. Во времена М.В. Ломоносова, немецкие историки значительно quot;пощипалиquot; - омолодили русскую историю. Их целью было создание нового- молодого государства, не имеющего своей истории(кстати именно ими ввелось понятие quot;историяquot;).

    Давайте попробуем посмотреть на другие документы:

    • В Древних Скандинавских документах территория от quot;от Дуная и Карпат до Крыма, Северного Кавказа и Волгиquot; занимало государство quot; Гардарикаquot;. А подвластные ей территориями считались quot;степи заволжские и южноуральскиеquot;. quot;Гардарикаquot;в переводе - страна городов, коих на этой территории были тысячи.
    • Греки, в 4-5 веках Н.Э. описывая народ, живущий между Днепром и Днестром, называли его антами, скифами или сарматами;
    • Готские историки - людей живших на той же территории называли РОСОМАНАМИ(quot;светлыми людьмиquot; или quot;люди со светлыми волосамиquot;)
    • Арабы приблизительно в те же 3-5 века называли племена северные Русами, а территорию Русью.
    • Великий ученый В.М. Ломоносов, в свое время в одиночку боролся с европейскими учеными за историю Руси, доказывал, что существуют сотни документов, датированные от 1 века н.э. в которых упоминается государство Скифия или Русколань.

    Письменный источник самого древнего упоминания о русских?

    Ломоносов писал:

    Письменный источник самого древнего упоминания о русских?

    Сейчас, трудно говорить quot;о том что появилось первым яйцо или курицаquot; в истории России в мировой истории. Этому посвящены огромные многотомные труды великих историков и археологов.

  • Историк Иордан в своем труде О происхождении и деяниях гетов указывал тождество между венедами, антами и склавинами.Самое интересное сходство с Венедами. Память о венедах сохранилась в языках финских народов, которые этим именем по сей день называют русских и Россию. Vene переводится как Русь.

  • info-4all.ru

    ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

    Все памятники письменности являются важнейшими историческими источниками, которые позволяют восстановить ход конкретных событий, узнать, что волновало людей, к чему они стремились, как строились отношения в государстве на общественном и личном уровнях. Письменные источники подразделяются на литературные, или нарративные, и документальные.

    Самыми ранними из дошедших до нас литературных источников являются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», созданные в начале VIII в. до н. э. Гомеровский эпос существенно отличается отмифолого-эпическихпроизведений народов Древнего Востока, так как благодаря наличию светских, рациональных аспектов содержит весьма ценные сведения. Произведения Гомера закладывают основы исторической традиции и исторического миросозерцания. Память о тысячелетней эпохекрито-микенскойцивилизации с ее событиями, и прежде всего с боевыми действиями Троянской войны, переросли рамки мифа и стали историческим ориентиром, определившим в коллективной памяти эллинов не только мифологическое, как у большинства народов, но и историческое время.Поэтому-тообщественный строй, нравы, обычаи и т. д. отражены в художественных образах ярко и достоверно. В то же время у Гомера широко представлена мифологическая картина мира. Изображенный поэтом мир богов (их образы, функции) стал основой для греческой олимпийской религии.

    Важным эпическим источником является дидактическая поэма беотийского поэта Гесиода (рубеж VIII—VIIвв. до н.э.) «Теогония». В повествовании о происхождении богов поэт рисует картину развития мира, отражаярелигиозно-мифологическиепредставления греческого общества эпохи архаики. В этом эпосе мифологические сказания о древнейшем прошлом уже смыкаются с описанием современной автору реальной истории. В поэме «Труды и дни» поэт дает реалистические картины жизни крестьян своего времени. Дидактический эпос Гесиода утверждает, что справедливое устройство необходимо не только миру богов, но и миру людей.

    К VII в. до н. э. интенсивное развитие греческого мира не оставило места для героического эпоса. Наиболее полным отражением эпохи формирования нового, городского общества и появления активной личности становятся различные жанры лирики. В элегиях и ямбе Тиртея из Лакедемона, Солона из Афин, Феогнида из Мегар отразилась сложная жизнь общества, пронизанная острыми политическими конфликтами, в которой человеку трудно найти спокойствие и счастье. Новое самосознание личности отразилось в поэзии Архилоха и особенно в творчестве эолийских поэтов Алкея и Сапфо.

    Помимо художественных произведений, о жизни Древней Греции можно узнать и из исторических сочинений, официальных свидетельств различного характера. Первые документальные записи сделаны еще во ІІ тысячелетии до н. э. в ахейском обществе. С появлением алфавита и утверждением полисов документальных свидетельств становится значительно больше. Так из слияния исторического мироощущения в поэтическом творчестве с официальными документальными записями в античной Греции возникла историческая традиция. Она нашла отражение в особом прозаическом жанре, развитие которого привело в итоге к становлениюистории как науки.

    Возникновение греческой исторической прозы относится к VI в. до н. э. и связано с деятельностью так называемых логографов. Излагая сюжеты далекой мифологической древности, прослеживая генеалогию древних героев и историю городов, основанных ими, они были близки эпическим поэтам. Но это уже были исторические сочинения. Описывая легендарное прошлое, логографы вводили в текст документальные материалы, географические и этнографические сведения. И хотя в их трудах миф и реальность причудливо переплетены между собой, уже отчетливо видна попытка рационалистического переосмысления предания. В целом труды логографов знаменуют собой переходный этап от мифа с его священной историей к логосу с его научным исследованием прошлого.

    Первый исторический труд создал Геродот из Галикартаса (ок. 485—425до н. э.), которого еще в античности назвали «отцом истории». В ходе политической борьбы он был изгнан из родного города. После этого он много путешествовал, посетил греческие полисы на Средиземном и Черном морях, а также ряд стран Древнего Востока. Это позволило Геродоту собрать обширный материал о жизни современного ему мира.

    Геродот Большое влияние на формирование собственной исторической концепции оказало на

    Геродота пребывание в Афинах, где он сблизился с лидером афинской демократии Периклом. В своем труде, который принято называть «Историей», Геродот описал ход войны между греками и персами. Это подлинный научный труд, поскольку уже в первых строках автор формулирует научную проблему, которую пытается исследовать и обосновать: «Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец представляет для того… чтобы не забыта была причина, по которой возникла между ними война». Чтобы вскрыть эту причину, Геродот обращается к предыстории событий. Он рассказывает об истории древневосточных стран и народов, которые вошли в состав персидской державы (Египет, Вавилония, Мидия, скифы), а затем об истории греческих полисов и лишь после этого приступает к описанию военных действий. Чтобы отыскать истину, Геродот критически подходит к отбору и анализу привлеченных источников. И хотя степень достоверности собранных историком сведений различна и некоторые эпизоды в трактате носят характер вымысла, все же большинство сведений из «Истории» подтверждается другими источниками, и прежде всего археологическими открытиями. Однако мышление Геродота еще традиционно: закономерностью в истории у него выступает божественная сила, награждающая добро и карающая зло. Но главная заслуга Геродота в том, что его трудами в руках ученых появился источник, где стержнем описываемых событий является историческое время и осознанно введенный историзм.

    Принцип историзма, впервые использованный Геродотом, развил и сделал

    доминирующим в научном трактате его младший современник – афинянин Фукидид (ок. 460 —396до н. э.). Он родился в знатной семье, принимал участие в Пелопоннесской войне, ноиз-затого, что не смог защитить город Амфиполь от спартанцев, был изгнан из Афин. В изгнании, где он провел почти два десятилетия, Фукидид и задумал описать историю Пелопоннесской войны.

    Историка интересуют все события, современником которых он был. Но для отыскания исторической истины Фукидид проводит строгий критический отбор исторических источников, используя только те, что содержат достоверную информацию: «Я не считаю согласным со своей задачей записывать то, что узнал от первого встречного, или то, что я мог предполагать, но записывал события, очевидцем которых был сам, и то, что слышал от других, после точных, насколько возможно, исследований относительно каждого факта, в отдельности взятого». Для этого он посещал места событий, беседовал с очевидцами, знакомился с документами. Такой подход к фактам позволяет ему в изложении хода истории уже не объяснять происходящие события вмешательством богов, а находить объективные причины событий и поводы, их вызвавшие, что помогает выявить закономерности исторических событий. Для него ясна прямая связь между успехами в ведении военных действий и стабильностью внутренней политической обстановки в государстве. Историю, по Фукидиду, творят люди, действующие в соответствии со своей «природой». Их интересы, устремления и пристрастия оказываются сильнее законов и договоров.

    Фукидид сыграл решающую роль в утверждении научного знания о прошлом. Он выработал критический метод анализа исторических источников и первым выявил закономерности исторического развития. Для всех последующих поколений исследователей Фукидид заложил основу для познания смысла исторического развития и действий людей. Его труд является ценнейшим историческим источником, в котором по возможности объективно освещаются описываемые события.

    Жанр исторического исследования получил дальнейшее развитие в IV в. Не законченную Фукидидом «Историю», обрывавшуюся на описании событий 411 г. до н. э., продолжил буквально с последней фразы в своей «Греческой истории» Ксенофонт из Афин (ок. 445— 355). Но в его изложении материала явственнее, чем у Фукидида, проявляется личная позиция автора, который происходил из богатый семьи, получил аристократическое воспитание и был учеником Сократа. Сторонник спартанского государственного устройства, Ксенофонт критично относился к афинской демократии. Это объясняет определенную тенденциозность в подаче материала. К тому же Ксенофонт недостаточно критично использует привлеченные источники, порой трактуя события в угоду своим пристрастиям, а также уделяя большое внимание отдельным личностям, не пытается вскрыть объективные причины исторических событий. Однако его «Греческая история», описывающая события с 411 по 362 г. до н. э., остается важнейшим источником для изучения сложной эпохи острой борьбы между полисами и кризиса классического греческого полиса.

    Ксенофонт был не только историком. В ряде его трактатов нашли отражение его политические пристрастия. В сочинении «О государственном устройстве лакедемонян» он идеализирует спартанские порядки, а в «Киропедии», посвященной воспитанию основателя персидской державы Кира Старшего, с симпатией относится к идее монархического устройства государства. Интересные сведения о персидском государстве, его наемном войске и жизни народов на территории Малой Азии содержатся в трактате «Анабасис» («Восхождение»). В нем рассказано об участии греческих наемников, в числе которых был и

    Ксенофонт, в междоусобной борьбе за персидский престол на стороне Кира Младшего. Большой интерес с точки зрения развития философской мысли и характеристики

    афинского быта представляет трактат «Воспоминание о Сократе», где записаны беседы знаменитого философа со своими учениками. Взгляды Ксенофонта на наиболее целесообразные методы ведения хозяйства отражены в сочинении «Экономика» (или «Домострой»), а предложения, как улучшить финансовое положение афинского государства, – в труде «О доходах». В целом многочисленные трактаты Ксенофонта содержат многообразную и ценную, но не всегда объективную информацию о самых различных сторонах жизни греческого общества его времени.

    Главной заслугой Геродота, Фукидида и Ксенофонта явилось распространение в греческом обществе интереса к истории и утверждение исторического подхода к событиям прошлого. Некоторые, как Ксенофонт, а также Кратапп, или «оксиринский историк», прямо продолжали исследования Фукидида, с разной степенью успеха подражая великому историку. Другие, как Эфор, Феопомп и Тимей, пришли «в историю» из ораторских школ. Но результатом стало появление большого количества трактатов по истории Афин, Сицилии и Италии, Персии, правления царя Филиппа II и т. д. Они оказали огромное влияние не только на формирование исторического сознания в греческом обществе (этими работами широко пользовались ученые последующих эпох), но и на становление исторической традиции в соседних обществах.

    Важным источником по классической эпохе является древнегреческая драматургия – произведения трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида и комедиографа Аристофана. Как граждане афинского полиса они принимали активное участие в политических событиях своего времени, что нашло непосредственное отражение в их поэтических произведениях. Своеобразие этого вида литературного источника заключается в том, что здесь действительность подается через художественные образы. Но так как в этот период греческий театр активно участвовал в формировании полисной системы ценностей и демократической морали, то литературные образы не были плодом досужего вымысла или интерпретациейлегендарно-мифологическихсюжетов, а являлись выражением господствующего гражданского мировоззрения, объективных оценок и суждений афинского общества.

    Драматург Эсхил (525—456до н. э.) был современником острых внутриполитических столкновений в период становления афинской демократии и борьбы греков за свободу в эпохугреко-персидскихвойн. Участник основных сражений греков с завоевателями, он выразил в трагедии «Персы», написанной о реальных исторических событиях, патриотические настроения эллинов. Даже в произведениях Эсхила на мифологические сюжеты (трилогии «Орестея», «Прикованный Прометей», «Семеро против Фив» и др.) постоянно встречаются намеки на современные события и все поступки персонажей оцениваются с позиции гражданского идеала.

    Образцом честного гражданина выступает поэт и драматург Софокл (496—406до н. э.). В своих трагедиях «Царь Эдип», «Антигона», «Аякс» и др. он поднимает такие важные проблемы, как нравственность власти, место богатства в жизни, отношение к войне. Но, несмотря на объективное выражение общественных настроений, взгляды Софокла во многом традиционны, что сближает его с Геродотом. Он видит в событиях проявление божественной воли, перед которой человек должен смириться. Люди понесут неотвратимое наказание, если осмелятся нарушить миропорядок, установленный богами.

    Трагедии Еврипида (480—406до н. э.) «Медея», «Просительницы», «Электра», «Ифигения в Тавриде» и др. знакомят с общественными настроениями той эпохи, причем не только с демократическими идеалами афинян, возвеличиванием ими дружбы и благородства, но и с негативным отношением к спартанцам, богатству и т. п. Важное место в трагедиях Еврипйда занимает показ повседневного быта античных Афин, в том числе и семейных взаимоотношений, в частности между мужем и женой.

    Софокл Интересным источником по политической истории Афин являются комедии Аристофана

    (ок. 445 – ок. 385 до н. э.). Его творчество приходится на сложный для Афин период Пелопоннесской войны, и в своих пьесах «Ахарняне», «Всадники» и «Мир» он утверждает идею мира, выражая антивоенные настроения афинских крестьян, которые несут наибольшие тяготы войны. Едкой сатире подвергались и недостатки в жизни афинского государства («Осы», «Женщины в народном собрании»), и новомодные научные и философские теории («Облака»). Произведения Аристофана– это отклик на все важные события в жизни афинского полиса. В них весьма точно отражена реальная жизнь и настроения греческого общества, которые по другим источникам прослеживаются слабо.

    Незаменимым историческим источником являются философские и риторские произведения. В конце V – первой половине IV в. до н.э. напряженная политическая жизнь и творческая духовная атмосфера в полисах способствовала развитию науки, стремлению осмыслить все многообразие жизни общества. Выдающимся философом был Платон (427— 347 до н. э.). Для историков большой интерес представляют его трактаты «Государство» и «Законы», где автор в соответствии со своимисоциально-политическимивзглядами предлагает пути справедливого переустройства общества и дает «рецепт» идеального государственного устройства.

    Ученик Платона Аристотель (384—322до н. э.) попытался исследовать историю и политическое устройство свыше 150 государств. Из его трудов сохранилась только «Афинская полития», где систематически описаны история и государственное устройство афинского полиса. Обширная и разнообразная информация почерпнута из многочисленных источников, как дошедших до нас (труды Геродота, Фукидида), так и почти полностью утраченных (как аттиды – афинские хроники).

    Аристотель На основе изучения жизни греческих полисов Аристотель создал обобщающий

    теоретический труд «Политика» – о сущности государства. Его положения, Аристотель опиравшиеся на анализ реальных процессов исторического развития Эллады, предопределили дальнейшее развитие политической мысли в античной Греции.

    Своеобразным историческим источником являются тексты выступлений ораторов. Написанные для произнесения в народном собрании или в суде, они, конечно же, полемически заострены. Политические речи Демосфена, судебные речи Лисия, торжественное красноречие Исократа и др. содержат важные сведения о различных сторонах жизни греческого общества.

    Ораторское искусство оказало огромное влияние как на развитие общественной мысли Греции, так и на стилистические особенности письменных текстов. В угоду законам риторики постепенно главным в речи становится не точность и правдивость изложения, а внешняя привлекательность и полемическая тенденциозность выступления, в котором историческая объективность приносится в жертву красоте формы.

    Незаменимым историческим свидетельством являются эпиграфические источники, т. е. надписи, сделанные на твердой поверхности: камне, керамике, металле. Греческое общество было образованным, и поэтому до нас дошло довольно много разнообразных надписей. Это – государственные декреты, статьи договоров, строительные надписи, надписи на постаментах статуй, посвятительные надписи богам, надгробные надписи, списки должностных лиц, различные хозяйственные документы (счета, договоры об аренде и закладе имущества, актыкупли-продажии т. п.), надписи при голосовании в народном собрании и т. д. (уже найдено свыше 200 тысяч надписей). Огромную ценность имеют и многострочные надписи, и надписи в несколько слов, так как они касаются всех сторон жизни древних греков, в том числе и повседневного быта, который практически не нашел отражения в литературных источниках. Но главное – надписи сделаны в большинстве случаев рядовыми гражданами и выражают их миросозерцание. Первым еще в 1886 г. греческие надписи опубликовал немецкий ученый А. Бёк (A. Bockh). Последнее на сегодняшний день собрание греческих исторических надписей издано в 1989 г. Р. Мейсом и Д. Льюисом (R. Meiggs, D. Lewis).

    studfiles.net


    Смотрите также