Занятие древнего китая. Занятие на тему "Религиозные воззрения Древнего Китая"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок -путешествие по теме: "Культура древнего Китая". Занятие древнего китая


Урок -путешествие по теме: "Культура древнего Китая"

Предмет: Всемирная история Класс: 6

Тема: Культура Древнего Китая

Цель: -проверить знания и умения по теме «Древний Китай», познакомиться с культурными и религиозными достижениями древнего Китая на примере изучения темы «Культура древнего Китая»;

- способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, умений сравнивать, анализировать изученный материал;

- продолжать воспитывать интерес к познанию, уважение к культурным и религиозным воззрениям разных народов, как к пласту мировой культуры; толерантность.

Знать: культурные достижения древнего Китая, историю возникновения и развития конфуцианства; основные идеи и значение конфуцианства.

Уметь: работать с различными информационными источниками, сравнивать, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование: листы-задания (раздаточный материал), компьютер и учебный фильм «Религии Китая»

Ход урока

I. Организационный момент. (3 мин) Проверка готовности класса к уроку, эмоциональный настрой учеников, целеполагание.

Для того, чтобы выполнить нашу задачу, я приглашаю Вас в путешествие, в ходе которого мы найдем ответ на вопрос: Почему культурные достижения древнего Китая сохранили свою актуальность в настоящее время?

Рассказ учителя. Караван знаний – ни с чем не сравнимое богатство, ибо знание – это сила, способная к созиданию и разрушению. Каждый поступает со своими знаниями так, как считает нужным. Тот, кто, готов познавать этот огромный мир, сея в нем зерна добра, получит богатый урожай.

И перед тем как нам отправится в путешествия пополняя наш багаж знания, давайте вспомним что мы знаем о Китае.

«Тот, кто повторяя старое, узнает новое, может быть наставником» Конфуций.

Учащимся объясняется порядок работы с маршрутными листами-заданиями. Учащиеся выполняют задание 1 в маршрутном листе. - Тест

1.Главной отраслью хозяйства Китая было:

A) Скотоводство. B) Земледелие. C) Строительство храмов. Строительство дамб и каналов. Е) Виноделие.

2.В Китае с древнейших времен было развито производство:

A) Пороха. B) Бумаги. C) Шелка. D) Фарфора. E) Хлопка.

3.Основой китайского общества была:

A) Частная собственность на скот. B) Частная собственность на землю. C) Кастовая система.

D) Семья. E) Преданность императору.

4.В конце II в. н.э. в Китае началось:

A) Восстание «красных повязок». B) Строительство Великой китайской стены. C) Возведение дворца для императора Ван Мана. D) Восстание «краснобровых».

Е) Восстание «желтых платков».

5. 10.Первый император Китая:

A) Ван МанB)Фан Чун C) Сыма- Цянь D) Конфуций. Е) Цинь Шихуанди

6.«Исторические записки» в древнем Китае написал:

А) Лао-цзы. В)Сыма-Цянь. D) Конфуций. Е)Чжан.

7. Какая династия сменила династию Цинь

A) Хань B) Чжоу C) Тан. . D) Мин Е) Цин

8.Возникновение китайской цивилизации произошло в басейне каких рек:А) Хуанхе и Янцзы В)Ганг и Инд С)Тигр и Евфрат D) Нил и Тигр Е) Ганг и Тигр

9. Какой путь брал свое начало в Китае

A) меридиальный B) шелковый C) шерстяной D) караванный Е) морской

10. Какое оборонительное сооружение было построено в Китае

A) ров. B) окоп. C) Великая китайская стена D) забор Е) сетка

Вы готовы продолжить наш путь? Тогда вперед!

II. Изучение нового материала.

План

  1. Письменность и литература

  2. Религия. Конфуцианство

  3. Достижение научного знания и искусства

«Добродетель никогда не бывает одинокой» - эти слова принадлежать гениальному Конфуцию (551-479 гг. до н.э.).

Итак, первый запас знаний пополнил наш караван и мы продолжаем путь. Сейчас я предлагаю Вам посмотреть фильм и по ходу просмотра, заполнить в маршрутном листе таблицу в задании 2.

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.   В 30 лет — я обрёл прочную основу.   В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.   В 50 лет — я познал волю Неба.   В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.   В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Мы продолжаем наш путь, и я предлагаю Вам изучить вопрос о конфуцианстве. Древние археологические и письменные источники, касающиеся религии Китая относятся ко второму тысячелетию до н.э. Это была пора зарождения патриархально-рабовладельческого государства. О религии Иньского периода сохранилось небольшое количество сведений (гадальные кости, тотемы, гробницы-захоронения с явно классовыми различиями).

Гораздо больше сведений сохранилось о религии Чжоусского периода (1122-255 гг. до н.э.). Среди памятников культуры можно выделить философские и религиозно-этические системы. Они послужили основанием для развития религиозных учений, ставших в дальнейшем государственными религиями Китая: конфуцианство и даосизм.

Задание 3

«Не печалься, что люди не знают тебя. Печалься, что ещё не проявил свои способности» Конфуций

Прочитать текст и ответить на вопросы

Учение отражало взгляды и интересы служилого чиновничества. Родоначальником религии Китая был Кун-цзы, Конфуций.

Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» (У-цзин) и «Четверокнижие» (Сы-шу). Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Основное содержание учения Конфуция – это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государсвенной службы и о правильном порядке в семейном быту.

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж  — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.

Конфуцианский культ представляет собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейно-родовых обрядов. Важнейшим из культов конфуцианства был культ предков. Он стал главной составной частью китайских религиозных верований и обрядов. Каждая семья имела свой семейный храм или молельню. Каждый род – ши – имел свой родовой храм предков, посвященный родоначальникам. Каждая родовая группа – син(фамилия) – имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старшинами родов.

По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека – это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков.

Вопросы:

  1. Интересы какой социальной группы отражало конфуцианство.

  2. Основные идеи конфуцианства

  3. Каким, по мнению Конфуция, должен быть идеальный правитель?

  4. Что включало в себя понятие человеколюбие?

  5. Важнейший куль конфуцианства.

  6. Главнейшая обязанность человека по Конфуцию.

В Китае в древности появилась письменность – иероглифы. Пишутся они столбцом сверху вниз. В основе учения Конфуция лежат 20 терминов, выраженных отдельным иероглифом..

Задание 4

Продолжить изречение Конфуция

1. Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли _____________________________________________________________________________________

2. Встретив достойного человека, стремись с ним сравняться; встретив недостойного, _____________________________________________________________________________________

3. Для того, чтобы познавать новое, необходимо изучать ____________________________________

4. Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения _____________________________________________________________________________________

В Китае в первые в мире были изобретены вещи без которых мы не можем обойтись в настоящее время: впервые была точно вычислена продолжительность года, создана звездная карта, слово «чай» китайского происхождения, компас, прибор для записи колебаний земной коры – сейсмограф, бумага, порох, фарфор

Задание 5

Сформулируйте мудрый совет Конфуция из предложенных слов

ПОДОБНО УХОДЯЩЕЕ ПОТОКУ ВРЕМЯ ЭТОМУ НИ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ДНЕМ НОЧЬЮ НИ

III. Закрепление: Китайская шкатулка

В шкатулке лежат изобретения китайцев, которыми пользуется весь мир.

  1. Путеводитель, который применяют в туризме, геологии, путешествиях, морских походах, в самолетах и т.д. (компас).

  2. Это любят все, используют каждый день, называется “Тцай-е” (Чай).

  3. натуральный, гладкий, тонкий, легкий, приятный, применяется в быту, в медицине, аэрофлоте, одежде и т.д. (шелк).

  4. “Их изготовляют сотни тысяч предметов каждого образца. Изделия в определенный срок доставляют в столицу, бочонков с круглыми полированными изделиями более 600. Ежегодная норма 16-17 тысяч” (из сочинения Чжу Яня “Тао шо”, “О фарфоре”). Из этого делают посуду. Без этого уже не представляем свою жизнь (фарфор).

  5. Это изобретение любят все люди и готовят почти в каждой национальной кухне (лапша).

  6. Изобретение необходимое для письма ученикам, студентам, политикам всем образованным людям для передачи и хранения знаний (бумага).

  7. По определению Суворова – пуля это “дура”, а в ней изобретение китайцев? (порох).

  8. Эта игра изобретена в Китае и считается интеллектуальной игрой, в нее играли даже императоры (шашки).

Время нашего путешествия подходит к концу. Нам остается ответить на главный вопрос, в поисках ответа на который, мы совершили наш путь.

Задание 6

Ответить на вопросы

Почему культурные достижения древнего Китая сохранили свою актуальность в настоящее время?

Сформулируйте значение вклада китайской культуры в мировую.

  1. Домашнее задание. Параграф 22

№ задания

Максимальное количество баллов за задания

Итоговые оценки

отлично – 25-27

хорошо – 15-24

удовлетворительно – 10-14

неудовлетворительно – 9 и меньше

1

5(10), 4(9-8), 3(7-6)

2

3

3

6

4

7

5

4

6

1

7

1

Итог

27

Мhello_html_m1b7aa58.jpg

аршрутный лист 1 Задание 1

«Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником»

Тест

1.Главной отраслью хозяйства Китая было:

A) Скотоводство. B) Земледелие. C) Строительство храмов. Строительство дамб и каналов. Е) Виноделие.

2.В Китае с древнейших времен было развито производство:

A) Пороха. B) Бумаги. C) Шелка. D) Фарфора. E) Хлопка.

3.Основой китайского общества была:

A) Частная собственность на скот. B) Частная собственность на землю. C) Кастовая система.

D) Семья. E) Преданность императору.

4.В конце II в. н.э. в Китае началось:

A) Восстание «красных повязок». B) Строительство Великой китайской стены. C) Возведение дворца для императора Ван Мана. D) Восстание «краснобровых».

Е) Восстание «желтых платков».

5. 10.Первый император Китая:

A) Ван МанB)Фан Чун C) Сыма- Цянь D) Конфуций. Е) Цинь Шихуанди

6.«Исторические записки» в древнем Китае написал:

А) Лао-цзы. В)Сыма-Цянь. D) Конфуций. Е)Чжан.

7. Какая династия сменила династию Цинь

A) Хань B) Чжоу C) Тан. . D) Мин Е) Цин

8.Возникновение китайской цивилизации произошло в басейне каких рек:А) Хуанхе и Янцзы В)Ганг и Инд С)Тигр и Евфрат D) Нил и Тигр Е) Ганг и Тигр

9. Какой путь брал свое начало в Китае

A) меридиальный B) шелковый C) шерстяной D) караванный Е) морской

10. Какое оборонительное сооружение было построено в Китае

A) ров. B) окоп. C) Великая китайская стена D) забор Е) сетка

Мhello_html_m1b7aa58.jpgаршрутный лист 1 Задание 1

«Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником»

Тест

1.Главной отраслью хозяйства Китая было:

A) Скотоводство. B) Земледелие. C) Строительство храмов. Строительство дамб и каналов. Е) Виноделие.

2.В Китае с древнейших времен было развито производство:

A) Пороха. B) Бумаги. C) Шелка. D) Фарфора. E) Хлопка.

3.Основой китайского общества была:

A) Частная собственность на скот. B) Частная собственность на землю. C) Кастовая система.

D) Семья. E) Преданность императору.

4.В конце II в. н.э. в Китае началось:

A) Восстание «красных повязок». B) Строительство Великой китайской стены. C) Возведение дворца для императора Ван Мана. D) Восстание «краснобровых».

Е) Восстание «желтых платков».

5. 10.Первый император Китая:

A) Ван МанB)Фан Чун C) Сыма- Цянь D) Конфуций. Е) Цинь Шихуанди

6.«Исторические записки» в древнем Китае написал:

А) Лао-цзы. В)Сыма-Цянь. D) Конфуций. Е)Чжан.

7. Какая династия сменила династию Цинь

A) Хань B) Чжоу C) Тан. . D) Мин Е) Цин

8.Возникновение китайской цивилизации произошло в басейне каких рек:А) Хуанхе и Янцзы В)Ганг и Инд С)Тигр и Евфрат D) Нил и Тигр Е) Ганг и Тигр

9. Какой путь брал свое начало в Китае

A) меридиальный B) шелковый C) шерстяной D) караванный Е) морской

10. Какое оборонительное сооружение было построено в Китае

A) ров. B) окоп. C) Великая китайская стена D) забор Е) сетка

Мhello_html_m1b7aa58.jpgаршрутный лист 1 Задание 2

«Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником»

Заполнить таблицу по содержанию учебного фильма «Конфуций»

ЗНАЕМ

ХОТИМ УЗНАТЬ

УЗНАЛИ

Мhello_html_m1b7aa58.jpgаршрутный лист 2

Задание 3

«Не печалься, что люди не знают тебя.

Печалься, что ещё не проявил свои способности»

Прочитать текст и ответить на вопросы

Учение отражало взгляды и интересы служилого чиновничества. Родоначальником религии Китая был Кун-цзы, Конфуций.

Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» (У-цзин) и «Четверокнижие» (Сы-шу). Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Основное содержание учения Конфуция – это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государсвенной службы и о правильном порядке в семейном быту.

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж  — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.

Конфуцианский культ представляет собой простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности, семейно-родовых обрядов. Важнейшим из культов конфуцианства был культ предков. Он стал главной составной частью китайских религиозных верований и обрядов. Каждая семья имела свой семейный храм или молельню. Каждый род – ши – имел свой родовой храм предков, посвященный родоначальникам. Каждая родовая группа – син(фамилия) – имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старшинами родов.

По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека – это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков.

Вопросы:

  1. Интересы какой социальной группы отражало конфуцианство.

  2. Основные идеи конфуцианства

  3. Каким, по мнению Конфуция, должен быть идеальный правитель?

  4. Что включало в себя понятие человеколюбие?

  5. Важнейший культ конфуцианства.

  6. Главнейшая обязанность человека по Конфуцию.

Мhello_html_m1b7aa58.jpgаршрутный лист 3

Задание 4

В основе учения Конфуция лежат 20 терминов, выраженных отдельным иероглифом. Соотнесите название и словарное значение иероглифа с высказыванием Конфуция.

Термин

Словарное значение

1

Жень

Человеколюбие – идеал Конфуция; не выставляемая на показ любовь к человеку, который стремится к справедливости.

2

Дао

Дорога, путь, истина

3

Чжи

Мудрость, знание, благоразумие

4

Сяо

Почтительный; чтить родителей

5

Хэ

Мир, согласие, дружба

6

Цзюнь-цзы

Благородный человек; мудрый и абсолютно доброжелательный человек – идеальный человек по критериям конфуцианства

Высказывание Конфуция

  1. Тот, кто стремиться претворить человеколюбие, не сотворит зла.

  2. В обращении с отцом или матерью проявляй мягкость и учтивость. Если видишь, что твои желания им неугодны, всё равно проявляй почтительность – не противься их воле. И пускай ты устанешь – не смей роптать.

  3. Благородный муж медлителен в словах, но скор в делах.

  4. Я обладаю знаниями не от рождения. Я приобрел их лишь благодаря любви к древности и настойчивости в учебе.

  5. Когда учишься, бойся, что не успеешь обрести, а завершив учебу, бойся, что можешь утратить обретенное.

  6. Стремись к верности и искренности; не дружи с тем, кто тебе не ровня; не бойся исправлять ошибки

  7. Цзы Гунн спросил: «Существует ли одно такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь?» Учитель ответил: «Это слово – снисхождение. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

Мhello_html_m1b7aa58.jpgаршрутный лист 4

Задание 4

Продолжить изречение Конфуция

1. Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли _____________________________________________________________________________________

2. Встретив достойного человека, стремись с ним сравняться; встретив недостойного, _____________________________________________________________________________________

3. Для того, чтобы познавать новое, необходимо изучать ____________________________________

4. Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения _____________________________________________________________________________________

Задание 5

Сформулируйте мудрый совет Конфуция из предложенных слов

ПОДОБНО УХОДЯЩЕЕ ПОТОКУ ВРЕМЯ ЭТОМУ НИ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ДНЕМ НОЧЬЮ НИ

Задание 6

Ответить на вопросы

Почему конфуцианские идеи актуальны в настоящее время?

Сформулируйте значение вклада китайской культуры в мировую.

№ задания

Максимальное количество баллов за задания

Итоговые оценки

отлично – 25-27

хорошо – 15-24

удовлетворительно – 10-14

неудовлетворительно – 9 и меньше

1

5

2

3

3

6

4

7

5

4

6

1

7

1

Итог

27

1. Великий китайский мудрец и философ, основатель религии.

2. Система письма в Китае

3. Этому китайскому изобретению 3000 лет, для его создания использовали листья деревьев или перья птиц, а позже промасленную бумагу, которая не пропускала воду.

4. Изобретение Цай Луня около 2000 лет назад подарило миру…

5. Изобретение придворного астролога китайского императора120 г. до н.э.

Мhello_html_m1b7aa58.jpgаршрутный лист 1

Задание 1

«Тот, кто, повторяя старое, узнает новое,

может быть наставником»

hello_html_m70a56751.gifРешить кроссворд

1. Великий китайский мудрец и философ, основатель религии.

К

И

Т

А

Й

2. Система письма в Китае

3. Этому китайскому изобретению 3000 лет, для его создания

использовали листья деревьев или перья птиц, а позже

промасленную бумагу, которая не пропускала воду.

4. Изобретение Цай Луня около 2000 лет назад подарило миру…

5. Изобретение придворного астролога китайского императора

120 г. до н.э.

www.metod-kopilka.ru

Занятие 2. Философия Древнего Китая

План

  1. Зарождение и основные проблемы Древнекитайской философии.

  2. Конфуцианство и Даосизм – основные направления философии Древнего Китая.

  3. Философия Мо-цзы как оппозиция Конфуцианству.

  4. Китайская медицина как аспект философии.

Цель семинарского занятия: рассмотреть основные проблемы древнекитайской философии, познакомиться со взглядами древнекитайских философов, рассмотреть взаимосвязь философского знания и медицины.

Задачи:

Работая над первым вопросом, необходимо рассмотреть зарождение и развитие философии Древнего Китая, определить основную проблематику.

Основанием китайской философии явился корпус древней предфилософской литературы – «Пятикнижие». К нему относились: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», летопись. К «Пятикнижию» примыкали: комментарий к «Книге перемен», исторические рукописи и др.

Основные вопросы:

1) вопрос о происхождении зла. Авторы «Пятикнижия» считали, что источником зла является человек.

2) проблема первоначала мира. В «Книге истории» говорится о пяти первоначалах (вода, огонь, дерево, металл, земля) и о пяти явлениях природы (дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер). Важная роль в объяснении мироздания отводится двум полярным и вместе с тем взаимозависимым силам (началам) – Ян и Инь. Ян – это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь – женское, тёмное и пассивное начало. Оно управляет землёй. Инь и Янь существуют не сами по себе, а во взаимодействии друг с другом, в соединении своих сил. Чередование Инь и Янь называется путём (Дао), который проходят все вещи.

3) значительное внимание уделяется обоснованию ритуала (ли), который для китайской культуры выступает в качестве определяющего принципа жизнеустройства. Он имеет как религиозный, так и светский характер. С ритуалом связана социальная нравственность, почитание Неба (высшей божественной силы), властей, родителей, старшего брата и умерших.

4) В китайских мифах происхождение мира связывается со сверхъестественным человеком по имени Паньгу, из вздоха которого появились ветер и облака, из головы – гром, из левого глаза – солнце, из правого – луна, из туловища с руками и ногами – четыре стороны света, из крови – реки, из пота – дождь и роса, из блеска глаз – молнии и т. д. А люди появились из паразитов, водившихся на теле Паньгу. Приниженное, подчинённое положение человека характерно для всей китайской философии. Образно говоря, человек – это садовник; его обязанность ухаживать за садом, но ничего не менять. Любые изменения – зло.

Второй задача состоит в раскрытии сущности основных философско-религиозных учений Древнего Китая, рассмотрение значимых понятий для древнекитайского миропонимания.

Одним из господствующих направлений в китайской философии является даосизм, возникший во второй половине 1-го тыс. до н. э., основателем которого считается Лао-Цзы. Центральное понятие даосизма – Дао – невидимый, вездесущий, естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им. Познание Дао тождественно познанию всеобщего, внутреннего закона саморазвития природы и её самоорганизации. Помимо этого познание Дао предполагает и умение соответствовать этому закону.

Человеку в даосизме приписывается двойственная природа. Первое его начало происходит от Дао. Поэтому оно истинное и естественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждениями. Поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную.

Таким образом, этический идеал в даосизме – человек, обладающий Дао и высшим дэ, его отношение к миру определяется принципом недеяния - у вэй. Он следует естественному закону Дао и совершенствует его внутри себя – в своей душе.

Основателем– конфуцианства – был Конфуций (551 – 479 до н. э.). Его мало интересовали проблемы материального мира и космогонии. Дао для Конфуция – это моральный закон, этический принцип, путь поведения, долга. В центре учения Конфуция – проблемы сосуществования человека и общества. Поскольку сам человек рассматривался Конфуцием как функциональный элемент общества, постольку следовало разработать надлежащие правила поведения (ритуал) и следовать этим правилам. Каждый человек должен находиться на своём месте (исполнять свои функции). Конфуций не только отождествлял общество и государство, но и настаивал на том, что государство – это большая семья, в которой интересы коллектива выше интересов личности.

Конфуций разработал модель совершенного человека («благородного мужа»), который для простых смертных, «низших людей» должен выступать этическим идеалом. «Благородный муж» обладает пятью достоинствами (совершенными качествами): гуманностью (жэнь), справедливостью и долгом (и), знанием правильного ритуала (ли), мудростью (чжи), почтительностью (сяо). Общая формула нравственного поведения: «Чего не желаешь себе, то не делай и другим»).

«Благородный муж» – не только этический, но и политический идеал. Совершенный правитель, представитель политической элиты, должен владеть пятью качествами. В этом, по мнению Конфуция, секрет управления государством. Государь своим примером учит подданных должному поведению. «Зачем, управляя государством, – спрашивает китайский мудрец,– убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым».

Дао (букв, «путь») — одно из важнейших многозначных поня­тий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как высшее состояние бытия — начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии.

Дэ— понятие, во многом близкое понятию «дао». В сущ­ности, дэ — это трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции.

Жэнь — основное понятие конфуцианства. Означает «гуман­ность», «милосердие», «человечность». Жэнь — одно из «пяти постоянств», которым должен обладать совершенный человек.

И — «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле и — моральные принципы, которых должен придержи­ваться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели.

Инь — ян — парные понятия, в широком значении выражаю­щие идею двойственности начал бытия. Инь — ян — диалектиче­ская пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизации этой абст­рактной двойственности: тьма — свет, движение — покой, земное — небесное, холод — тепло, женское — мужское начала, смерть — жизнь и т.д.

Ли — «ритуал», «церемония», «этикет». Ли — это всевозмож­ные нормы поведения — религиозного, светского, семейного.

Чжи — мудрость, знание, ум, интеллект.

Сяо — один из этических принципов конфуцианства — «сы­новья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо — значит служить родителям по правилам ли.

Тянъ — Небо, которое воспринималось как некая высшая божест­венная сила.

У син — пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, зем­ля, металл, вода.

Увэй («недеяние») — в даосизме означает следование естест­венным

законам и ненарушение их своей волей.

Ци — букв, «дыхание», «эфир», «жизненная энергия», «сила». Ци — духовно-материальная энергия, жизненная сила. Она имеет раз­личные состояния в зависимости от уровня проявления — космо­логического, антропологического и психологического.

Цзюнь-цзы — «совершенный», «достойный», «благородный че­ловек» («муж»), благодаря которому поддерживается равновесие в мире. Цзюнь-цзы — конфуцианский идеал человека, обладающего пятью постоянствами (совершенными качествами) — жэнь, и, ли, сяо, чжи.

Третья задача состоит в сопостовлении философских взглядов Конфуция и Мо-цзы.

Третьей крупной философской школой Древнего Китая считается моизм, основанный Мо Ди (Мо-цзы) 479-400 гг. до н.э.

Центральное место в этическом учении Мо-цзы занимает идея «всеобщей любви» цзяньай, противостоящая конфуцианскому принципу жэнь. Он считал, что смуты и распри в стране произошли оттого, что люди перестали любить друг друга. По его мнению, образцом правителя является небо, благодаря своему человеколюбию.

Отрицая концепцию судьбы, моисты полагали, что ее принятие обессмысливает все человеческие дела. Люди должны собственными усилиями добиваться благополучия, умножать материальные блага. Рассматривая народ как высшую ценность, они отождествляли волю неба и волю народа. Подражая небу, следуя его воле, правители должны любить народ. Правители должны почитать мудрость, подбирать служилых людей не по их знатности и умению льстить им, а по деловым качествам, почтительно слушать, когда им говорят правду. Моисты советовали критически относится к традиции, выбирая из нее только хорошее. Отвергая конфуцианское пристрастие к традиции, ритуалу, они не фетишизировали и закон. Закон - это подсобное средство управления, поэтому законы должны сообразовываться с волей неба, служить всеобщей любви.

Теория познания Мо-цзы, как и все его учение, противоположна взглядам Конфуция. Во-первых, объектом познания для него является жизнь гражданского общества, деятельность людей, занимающихся земледелием, ремеслом и торговлей, а для Конфуция - зафиксированные в литературных памятниках традиции прошлого. Во-вторых, он считал, что в связи с изменением объективных условий новым социальным явлениям нужно давать новые «имена» (понятия), чтобы новому содержанию соответствовала новая форма. Позиция Конфуция напротив - изменившаяся действительность должна быть приведена в соответствие со старой формой, с прежними «именами». В-третьих, Мо-цзы критически относился к традициям, используя их лишь для объяснения новых явлений. Он утверждал, что из древних традиций нужно использовать все, что полезно в настоящее время и отбрасывать то, что устарело. Рациональным элементом в теории познания Мо-цзы является идея о решающем значении объективного содержания «имен», о возможности познания вещей, о практическом значении знания.

Решая четвертую задачу, необходимо рассмотреть взаимосвязь древнекитайской философии и медицины, определить специфику и особенности восточной мудрости. Подготовить сообщение либо презентацию по теме «Китайская медицина как аспект философии».

studfiles.net

Занятие 2. Философия Древнего Китая

План

1. Зарождение и основные проблемы Древнекитайской философии.

2. Конфуцианство и Даосизм – основные направления философии Древнего Китая.

3. Философия Мо-цзы как оппозиция Конфуцианству.

4. Китайская медицина как аспект философии.

 

Цель семинарского занятия: рассмотреть основные проблемы древнекитайской философии, познакомиться со взглядами древнекитайских философов, рассмотреть взаимосвязь философского знания и медицины.

 

Задачи:

Работая над первым вопросом, необходимо рассмотреть зарождение и развитие философии Древнего Китая, определить основную проблематику.

Основанием китайской философии явился корпус древней предфилософской литературы – «Пятикнижие». К нему относились: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», летопись. К «Пятикнижию» примыкали: комментарий к «Книге перемен», исторические рукописи и др.

 

Основные вопросы:

1) вопрос о происхождении зла. Авторы «Пятикнижия» считали, что источником зла является человек.

2) проблема первоначала мира. В «Книге истории» говорится о пяти первоначалах (вода, огонь, дерево, металл, земля) и о пяти явлениях природы (дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер). Важная роль в объяснении мироздания отводится двум полярным и вместе с тем взаимозависимым силам (началам) – Ян и Инь. Ян – это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь – женское, тёмное и пассивное начало. Оно управляет землёй. Инь и Янь существуют не сами по себе, а во взаимодействии друг с другом, в соединении своих сил. Чередование Инь и Янь называется путём (Дао), который проходят все вещи.

3) значительное внимание уделяется обоснованию ритуала (ли), который для китайской культуры выступает в качестве определяющего принципа жизнеустройства. Он имеет как религиозный, так и светский характер. С ритуалом связана социальная нравственность, почитание Неба (высшей божественной силы), властей, родителей, старшего брата и умерших.

4) В китайских мифах происхождение мира связывается со сверхъестественным человеком по имени Паньгу, из вздоха которого появились ветер и облака, из головы – гром, из левого глаза – солнце, из правого – луна, из туловища с руками и ногами – четыре стороны света, из крови – реки, из пота – дождь и роса, из блеска глаз – молнии и т. д. А люди появились из паразитов, водившихся на теле Паньгу. Приниженное, подчинённое положение человека характерно для всей китайской философии. Образно говоря, человек – это садовник; его обязанность ухаживать за садом, но ничего не менять. Любые изменения – зло.

Второй задача состоит в раскрытии сущности основных философско-религиозных учений Древнего Китая, рассмотрение значимых понятий для древнекитайского миропонимания.

Одним из господствующих направлений в китайской философии является даосизм, возникший во второй половине 1-го тыс. до н. э., основателем которого считается Лао-Цзы. Центральное понятие даосизма – Дао – невидимый, вездесущий, естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им. Познание Дао тождественно познанию всеобщего, внутреннего закона саморазвития природы и её самоорганизации. Помимо этого познание Дао предполагает и умение соответствовать этому закону.

Человеку в даосизме приписывается двойственная природа. Первое его начало происходит от Дао. Поэтому оно истинное и естественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждениями. Поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную.

Таким образом, этический идеал в даосизме – человек, обладающий Дао и высшим дэ, его отношение к миру определяется принципом недеяния - у вэй. Он следует естественному закону Дао и совершенствует его внутри себя – в своей душе.

Основателем– конфуцианства – был Конфуций (551 – 479 до н. э.). Его мало интересовали проблемы материального мира и космогонии. Дао для Конфуция – это моральный закон, этический принцип, путь поведения, долга. В центре учения Конфуция – проблемы сосуществования человека и общества. Поскольку сам человек рассматривался Конфуцием как функциональный элемент общества, постольку следовало разработать надлежащие правила поведения (ритуал) и следовать этим правилам. Каждый человек должен находиться на своём месте (исполнять свои функции). Конфуций не только отождествлял общество и государство, но и настаивал на том, что государство – это большая семья, в которой интересы коллектива выше интересов личности.

Конфуций разработал модель совершенного человека («благородного мужа»), который для простых смертных, «низших людей» должен выступать этическим идеалом. «Благородный муж» обладает пятью достоинствами (совершенными качествами): гуманностью (жэнь), справедливостью и долгом (и), знанием правильного ритуала (ли), мудростью (чжи), почтительностью (сяо). Общая формула нравственного поведения: «Чего не желаешь себе, то не делай и другим»).

«Благородный муж» – не только этический, но и политический идеал. Совершенный правитель, представитель политической элиты, должен владеть пятью качествами. В этом, по мнению Конфуция, секрет управления государством. Государь своим примером учит подданных должному поведению. «Зачем, управляя государством, – спрашивает китайский мудрец,– убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым».

Дао(букв, «путь») — одно из важнейших многозначных поня­тий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как высшее состояние бытия — начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии.

Дэ— понятие, во многом близкое понятию «дао». В сущ­ности, дэ — это трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции.

Жэнь— основное понятие конфуцианства. Означает «гуман­ность», «милосердие», «человечность». Жэнь — одно из «пяти постоянств», которым должен обладать совершенный человек.

И — «чувство долга», «долг-справедливость». В широком смысле и — моральные принципы, которых должен придержи­ваться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели.

Инь— ян — парные понятия, в широком значении выражаю­щие идею двойственности начал бытия. Инь — ян — диалектиче­ская пара, в которой одно начало неизбежно предполагает второе. Существует бесчисленное множество конкретизации этой абст­рактной двойственности: тьма — свет, движение — покой, земное — небесное, холод — тепло, женское — мужское начала, смерть — жизнь и т.д.

Ли — «ритуал», «церемония», «этикет». Ли — это всевозмож­ные нормы поведения — религиозного, светского, семейного.

Чжи — мудрость, знание, ум, интеллект.

Сяо — один из этических принципов конфуцианства — «сы­новья почтительность и почитание старшего брата». Исполнять сяо — значит служить родителям по правилам ли.

Тянъ— Небо, которое воспринималось как некая высшая божест­венная сила.

У син — пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, зем­ля, металл, вода.

Увэй(«недеяние») — в даосизме означает следование естест­венным

законам и ненарушение их своей волей.

Ци — букв, «дыхание», «эфир», «жизненная энергия», «сила». Ци — духовно-материальная энергия, жизненная сила. Она имеет раз­личные состояния в зависимости от уровня проявления — космо­логического, антропологического и психологического.

Цзюнь-цзы— «совершенный», «достойный», «благородный че­ловек» («муж»), благодаря которому поддерживается равновесие в мире. Цзюнь-цзы — конфуцианский идеал человека, обладающего пятью постоянствами (совершенными качествами) — жэнь, и, ли, сяо, чжи.

 

Третья задача состоит в сопостовлении философских взглядов Конфуция и Мо-цзы.

Третьей крупной философской школой Древнего Китая считается моизм, основанный Мо Ди (Мо-цзы) 479-400 гг. до н.э.

Центральное место в этическом учении Мо-цзы занимает идея «всеобщей любви» цзяньай, противостоящая конфуцианскому принципу жэнь. Он считал, что смуты и распри в стране произошли оттого, что люди перестали любить друг друга. По его мнению, образцом правителя является небо, благодаря своему человеколюбию.

Отрицая концепцию судьбы, моисты полагали, что ее принятие обессмысливает все человеческие дела. Люди должны собственными усилиями добиваться благополучия, умножать материальные блага. Рассматривая народ как высшую ценность, они отождествляли волю неба и волю народа. Подражая небу, следуя его воле, правители должны любить народ. Правители должны почитать мудрость, подбирать служилых людей не по их знатности и умению льстить им, а по деловым качествам, почтительно слушать, когда им говорят правду. Моисты советовали критически относится к традиции, выбирая из нее только хорошее. Отвергая конфуцианское пристрастие к традиции, ритуалу, они не фетишизировали и закон. Закон - это подсобное средство управления, поэтому законы должны сообразовываться с волей неба, служить всеобщей любви.

Теория познания Мо-цзы, как и все его учение, противоположна взглядам Конфуция. Во-первых, объектом познания для него является жизнь гражданского общества, деятельность людей, занимающихся земледелием, ремеслом и торговлей, а для Конфуция - зафиксированные в литературных памятниках традиции прошлого. Во-вторых, он считал, что в связи с изменением объективных условий новым социальным явлениям нужно давать новые «имена» (понятия), чтобы новому содержанию соответствовала новая форма. Позиция Конфуция напротив - изменившаяся действительность должна быть приведена в соответствие со старой формой, с прежними «именами». В-третьих, Мо-цзы критически относился к традициям, используя их лишь для объяснения новых явлений. Он утверждал, что из древних традиций нужно использовать все, что полезно в настоящее время и отбрасывать то, что устарело. Рациональным элементом в теории познания Мо-цзы является идея о решающем значении объективного содержания «имен», о возможности познания вещей, о практическом значении знания.

Решая четвертую задачу, необходимо рассмотреть взаимосвязь древнекитайской философии и медицины, определить специфику и особенности восточной мудрости. Подготовить сообщение либо презентацию по теме «Китайская медицина как аспект философии».

Тема 3.Основные проблемы философии Древней Греции (4 часа)



infopedia.su

Древний Китай. - история, уроки

Женискызы Асем

учитель истории школа-лицей «Туран»

г. Алматы

 

              Развитие коммуникативных навыков у учащихся  на уроке всемирной истории в 6 классе.

 

Тема:  Древний Китай.

Класс:  6

Цель урока:

- познакомить учащихся с историей возникновения государства в Китае, с  открытиями и изобретениями  древней цивилизации, отметив, что многие из них до сих пор используются китайцами и всем человечеством.

Задачи урока:

- изучить историю китайского государства; познакомить  с культурным наследием Китая.

- развить навыки самостоятельной работы, работы в группах с использованием материалов учебника и интернет ресурсов.

-  воспитывать чувства интернационализма; интерес к предмету истории.

Тип урока: урок-путешествие

Методы урока: самостоятельная работа, работа в группах, ролевая игра.

Учебное оборудование:

* интерактивная доска

*карта «Древний Восток. Китай 3 тыс. до  н.э. – 3 в. н. э.».

*раздаточный материал опрос Д/З, закрепление

Ход урока.

1.Организационный момент.

Раздать авиабилеты с логотипом Турана. (Приложение 1.)

Здравствуйте. Вас приветствует авиалайнер  компании «Эйр - Туран», мы сегодня совершим рейс  по маршруту Казахстан – Индия – Китай - Казахстан. Пристегните ремни. Взлетаем.

2. Опрос домашнего задания.

Мы находимся на высоте 3000м. Посмотрите в иллюминаторы, мы пролетаем  над не менее  интересной  и загадочной страной Индией, о которой мы говорили на прошлых занятиях. Наш экипаж подготовил вам опросные листы (приложение 2)по истории Индии. Пожалуйста, впишите правильные ответы.

3.Изучению нового материала. 

Будьте наготове, самолет идет на посадку.

Итак, добро пожаловать в Древний Китай! Мы начинаем  путешествие по Великой Китайской земле! Нас ждет знакомство с первым китайским императором, построившим Великую Китайскую стену,  знакомство с  ВШП, с интересными древними изобретениями, которые изменили мир.

 Нас встречает тур агентство Китая, которое  нам в этом поможет.  

Группа туристов изъявила желание, самостоятельно ознакомится с некоторыми  страницами истории Китая. Они пойдут по своему маршруту.

А.  А нам для начала предлагают познакомиться с картой Китая. Раздать карты (приложение 3).

Китай – древнейшая цивилизация, возраст которой насчитывает более 4000 лет. У древних китайцев было много разных мифов о божествах и о том, как был сотворен мир.  Как гласит китайское предание, когда-то существовало только одно огромное яйцо. В нем спало первое живое существо во Вселенной – Пань-гу. Когда оно проснулось, скорлупа раскололась. Легкий яичный белок стал небом, а тяжелый желток – землей. Пань-гу боялся. Что земля и небо склеятся, и встал между ними, отталкивая их руками и ногами. Так он стоял 18.000 лет, с каждым днем вырастая на 3 м. со временем дыхание Пань-гу стало ветром и облаками, голос - Солнцем и Луной. Его кровь превратилась в реки, вены - в дороги и тропинки, из костей возникли горы, а из плоти – почва. Из насекомых на своем теле Пань-гу испек людей: одни из них пригорели и пошли жить в жаркие страны, другие же пропеклись и отправились в холодные, а третьи подрумянились в жару и поселились на равнине Китая.   По-китайски «КИТАЙ» звучит «ЧЖУНГО « («Чжун» – середина, «го» - государство) – Срединное государство. Происхождение этого названия идет из глубины веков, когда древние китайские мыслители представляли себе Вселенную в таком виде: над всем господствовало безграничное круглое небо, внизу же простиралась Земля квадратной формы, а ее центром считалось Срединное государство - КИТАЙ.  Посмотрите на карту и ответьте на вопросы.

- Какие моря омывали Древний Китай?

- Какие реки протекали на территории Древнего Китая?

 

В.  Отлично, первоначальную информацию мы получили. А  дальше сотрудники тур фирмы устроили для вас встречу с представителем  конфуцианского монастыря.  О чем же монах нам расскажет?

(Опережающее задание: презентация о Конфуции, о его учении.)

 

С. Вот и вернулись наши туристы, о чем же расскажут они нам?

Опережающее задание, презентации:

  1. Великий Шелковый путь.
  2. Великая китайская стена.

 

Д.  Ребята мы сейчас ознакомились лишь с некоторыми страницами истории Китая.  Представителям тур фирмы Китая, мы хотели бы уточнить, что вы еще знаете о Китае. Для этого мы подготовили вам черный ящик, в котором находятся разные предметы. Ваша задача определить, какие из них относятся к Китаю.

Черный ящик:

Бумага. В 853 г. китайцы напечатали  первую в мире книгу. (Считается, что бумагу изобрел императорский чиновник  Цай Лунь в 105 г. н.э.  Первые бумажные листы были изготовлены из волокон конопли. Позже для производства бумаги использовали кору шелковицы, бамбук, лен, рисовую солому. В Европе книгопечатание появилось лишь в 1455 году.

Фарфор. Китайские мастера начали изготавливать фарфоровую посуду на 400 лет раньше, чем европейцы.

Бумажные деньги. Пользоваться бумажными деньгами, которые  гораздо легче металлических монет, китайцы  стали на 600 лет раньше жителей Европы.

Магнитный компас – древнее китайское изобретение. Сначала  компасы использовали при планировании городской застройки для правильного расположения новых домов – считалось, что оно должно гармонировать с природой. Позднее компас использовали  в навигации.

Воздушные змеи появились в Китае еще 3.500 лет тому назад. Они служили не только ради забавы. Один китайский полководец запускал воздушного змея, чтобы вычислить расстояние до неприятельского дворца. Строителям воздушные змеи помогали поднимать на крышу черепицу, а рыбакам – ловить рыбу.

Зонт. благодаря китайцам мы можем не бояться дождика! Они изобрели зонтик  более  3.000 лет тому назад. Сначала зонты делали из листьев растений или перьев птиц, а затем –  из промасленной  бумаги, которая не пропускала воду.

Тачка. Около 2.000 лет тому назад китайцам пришла в голову замечательная идея. Они прикрепили к колесу ручки, добавили некоторые детали и изобрели тележку. Теперь люди могли перевозить тяжелые грузы с помощью «деревянного коня»

 Порох. Его придумали  1.200 лет назад. Арабские купцы, которые первыми приобрели это новшество, называли его «китайским снегом». Европейцы научились использовать порох только в 1350 г.

Шахматы -  Индия

Паровая машина – Англия

Глобус – Германия

         Таким образом, мы можем сделать вывод, что трудолюбивый, смекалистый  и талантливый китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой культуры, науки и техники. Жители Древнего Китая были большими изобретателями. Они придумали множество вещей, которые  по Великому Шелковому пути проникли в Европу.

4. Закрепление изученного материала.

К сожалению, наше путешествие завершается.

Займите свои места в самолете.  Взлетаем. 

Экипаж вновь подготовил вам опросные листы (приложение 4) по истории Китая. Выполните тестовые задания.

Спасибо, что были  с нами. Обычно после зарубежной поездки, хочется увести с собой частичку этого государства, в котором побывал. Поэтому на память  мы вам подготовили открытки (приложение 5) с достопримечательностями Китая.

5.  Выставление отметок.

- После проверки двух работ, будет выставлена совокупная отметка за урок всем  ученикам.

- Отметки ученикам за самостоятельную работу.

 

Просмотр содержимого документа «Древний Китай. »

Женискызы Асем

учитель истории школа-лицей «Туран»

г. Алматы

Развитие коммуникативных навыков у учащихся на уроке всемирной истории в 6 классе.

Тема: Древний Китай.

Класс: 6

Цель урока:

- познакомить учащихся с историей возникновения государства в Китае, с открытиями и изобретениями древней цивилизации, отметив, что многие из них до сих пор используются китайцами и всем человечеством.

Задачи урока:

- изучить историю китайского государства; познакомить с культурным наследием Китая.

- развить навыки самостоятельной работы, работы в группах с использованием материалов учебника и интернет ресурсов.

- воспитывать чувства интернационализма; интерес к предмету истории.

Тип урока: урок-путешествие

Методы урока: самостоятельная работа, работа в группах, ролевая игра.

Учебное оборудование:

* интерактивная доска

*карта «Древний Восток. Китай 3 тыс. до н.э. – 3 в. н. э.».

*раздаточный материал опрос Д/З, закрепление

Ход урока.

1.Организационный момент.

Раздать авиабилеты с логотипом Турана. (Приложение 1.)

Здравствуйте. Вас приветствует авиалайнер компании «Эйр - Туран», мы сегодня совершим рейс по маршруту Казахстан – Индия – Китай - Казахстан. Пристегните ремни. Взлетаем.

2. Опрос домашнего задания.

Мы находимся на высоте 3000м. Посмотрите в иллюминаторы, мы пролетаем над не менее интересной и загадочной страной Индией, о которой мы говорили на прошлых занятиях. Наш экипаж подготовил вам опросные листы (приложение 2)по истории Индии. Пожалуйста, впишите правильные ответы.

3.Изучению нового материала.

Будьте наготове, самолет идет на посадку.

Итак, добро пожаловать в Древний Китай! Мы начинаем путешествие по Великой Китайской земле! Нас ждет знакомство с первым китайским императором, построившим Великую Китайскую стену, знакомство с ВШП, с интересными древними изобретениями, которые изменили мир.

Нас встречает тур агентство Китая, которое нам в этом поможет.

Группа туристов изъявила желание, самостоятельно ознакомится с некоторыми страницами истории Китая. Они пойдут по своему маршруту.

А. А нам для начала предлагают познакомиться с картой Китая. Раздать карты (приложение 3).

Китай – древнейшая цивилизация, возраст которой насчитывает более 4000 лет. У древних китайцев было много разных мифов о божествах и о том, как был сотворен мир. Как гласит китайское предание, когда-то существовало только одно огромное яйцо. В нем спало первое живое существо во Вселенной – Пань-гу. Когда оно проснулось, скорлупа раскололась. Легкий яичный белок стал небом, а тяжелый желток – землей. Пань-гу боялся. Что земля и небо склеятся, и встал между ними, отталкивая их руками и ногами. Так он стоял 18.000 лет, с каждым днем вырастая на 3 м. со временем дыхание Пань-гу стало ветром и облаками, голос - Солнцем и Луной. Его кровь превратилась в реки, вены - в дороги и тропинки, из костей возникли горы, а из плоти – почва. Из насекомых на своем теле Пань-гу испек людей: одни из них пригорели и пошли жить в жаркие страны, другие же пропеклись и отправились в холодные, а третьи подрумянились в жару и поселились на равнине Китая. По-китайски «КИТАЙ» звучит «ЧЖУНГО « («Чжун» – середина, «го» - государство) – Срединное государство. Происхождение этого названия идет из глубины веков, когда древние китайские мыслители представляли себе Вселенную в таком виде: над всем господствовало безграничное круглое небо, внизу же простиралась Земля квадратной формы, а ее центром считалось Срединное государство - КИТАЙ. Посмотрите на карту и ответьте на вопросы.

- Какие моря омывали Древний Китай?

- Какие реки протекали на территории Древнего Китая?

В. Отлично, первоначальную информацию мы получили. А дальше сотрудники тур фирмы устроили для вас встречу с представителем конфуцианского монастыря. О чем же монах нам расскажет?

(Опережающее задание: презентация о Конфуции, о его учении.)

С. Вот и вернулись наши туристы, о чем же расскажут они нам?

Опережающее задание, презентации:

  1. Великий Шелковый путь.

  2. Великая китайская стена.

Д. Ребята мы сейчас ознакомились лишь с некоторыми страницами истории Китая. Представителям тур фирмы Китая, мы хотели бы уточнить, что вы еще знаете о Китае. Для этого мы подготовили вам черный ящик, в котором находятся разные предметы. Ваша задача определить, какие из них относятся к Китаю.

Черный ящик:

Бумага. В 853 г. китайцы напечатали первую в мире книгу. (Считается, что бумагу изобрел императорский чиновник Цай Лунь в 105 г. н.э. Первые бумажные листы были изготовлены из волокон конопли. Позже для производства бумаги использовали кору шелковицы, бамбук, лен, рисовую солому. В Европе книгопечатание появилось лишь в 1455 году.

Фарфор. Китайские мастера начали изготавливать фарфоровую посуду на 400 лет раньше, чем европейцы.

Бумажные деньги. Пользоваться бумажными деньгами, которые гораздо легче металлических монет, китайцы стали на 600 лет раньше жителей Европы.

Магнитный компас – древнее китайское изобретение. Сначала компасы использовали при планировании городской застройки для правильного расположения новых домов – считалось, что оно должно гармонировать с природой. Позднее компас использовали в навигации.

Воздушные змеи появились в Китае еще 3.500 лет тому назад. Они служили не только ради забавы. Один китайский полководец запускал воздушного змея, чтобы вычислить расстояние до неприятельского дворца. Строителям воздушные змеи помогали поднимать на крышу черепицу, а рыбакам – ловить рыбу.

Зонт. благодаря китайцам мы можем не бояться дождика! Они изобрели зонтик более 3.000 лет тому назад. Сначала зонты делали из листьев растений или перьев птиц, а затем – из промасленной бумаги, которая не пропускала воду.

Тачка. Около 2.000 лет тому назад китайцам пришла в голову замечательная идея. Они прикрепили к колесу ручки, добавили некоторые детали и изобрели тележку. Теперь люди могли перевозить тяжелые грузы с помощью «деревянного коня»

Порох. Его придумали 1.200 лет назад. Арабские купцы, которые первыми приобрели это новшество, называли его «китайским снегом». Европейцы научились использовать порох только в 1350 г.

Шахматы - Индия

Паровая машина – Англия

Глобус – Германия

Таким образом, мы можем сделать вывод, что трудолюбивый, смекалистый и талантливый китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой культуры, науки и техники. Жители Древнего Китая были большими изобретателями. Они придумали множество вещей, которые по Великому Шелковому пути проникли в Европу.

4. Закрепление изученного материала.

К сожалению, наше путешествие завершается.

Займите свои места в самолете. Взлетаем.

Экипаж вновь подготовил вам опросные листы (приложение 4) по истории Китая. Выполните тестовые задания.

Спасибо, что были с нами. Обычно после зарубежной поездки, хочется увести с собой частичку этого государства, в котором побывал. Поэтому на память мы вам подготовили открытки (приложение 5) с достопримечательностями Китая.

5. Выставление отметок.

- После проверки двух работ, будет выставлена совокупная отметка за урок всем ученикам.

- Отметки ученикам за самостоятельную работу.

Приложение 1.

Авиабилет «Эйр - Туран»

Маршрут: Казахстан – Индия – Китай - Казахстан

Дата: 18 февраля 2014год

Вылет: 11.55

Прилет: 12. 35

Приложение 2.

Вставьте правильный ответ.

  1. Индия расположена на полуострове _______________________.

  2. _____ и _______ - могучие реки в Индостане.

  3. Индия омывается с запада _________________, с юга – ___________________,  с востока – _______________.

  4.  Высшая каста в Индии - _____________.

  5. Кшатрии – это каста ________________.

  6. _______________ и _________________ два произведения, которые являются историческими источниками по истории Индии.

Приложение 3.

Приложение 4.

Тест для закрепления.

1. Китайцы изобрели:

А) шелк и фарфор; Б) ветряные мельницы; В) лимонад.

2. Арабские купцы называли порох:

А) китайским фарфором; Б) китайским снегом; В) китайским пеплом.

3. Первый китайский император был похоронен в гробнице, вместе с армией, из :

А) из стекла; Б) дерева; В) глины.

4. «Шелковый путь» соединял:

А) Запад и Восток; Б) Китай и Великобританию; В) Китай и Казахстан.

5. Великую Китайскую стену построил император:

А) Цинь; Б) Линь; В) Шинь.

6. Какие животные помогали строить Великую Китайскую стену:

А) Слоны; Б) Львы; В) Собаки

Приложение 5.

kopilkaurokov.ru

Занятие на тему "Религиозные воззрения Древнего Китая"

hello_html_4f1bd873.gif

Религиозные воззрения древнего Китая

Задорожняя Ольга Вячеславовна

МБОУ СОШ № 9 г. Бакала

учитель истории и обществознания

Бакал

2015 г.

Задача учителя помочь учащимся овладеть этими ценностями на основе исторического анализа, осмысления событий и явлений прошлого и действительности, приобщить молодежь к многовековым духовным ценностям и созидательному опыту мировых традиционных религий.

Предложенный план-конспект урока способствует пониманию истории возникновения конфуцианства, основных идей и его значения. Через сравнение и анализ учащиеся познают вклад китайской культуры, как части общей культуры Востока, в мировую культуру и актуальность конфуцианских идей в настоящее время.

Тема: Религиозные воззрения древнего Китая. Конфуцианство.

Цель: Знать: историю возникновения и развития конфуцианства; основные идеи и значение конфуцианства.

Уметь: сравнивать, анализировать изученный материал, работать с различными информационными источниками; отстаивать свою точку зрения.

Развивать логическое мышление, речь, память.

Воспитывать интерес к познанию, уважение к религиозным воззрениям разных народов, как к пласту мировой культуры; толерантность.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование: листы-задания (раздаточный материал), интерактивная доска, презентация и учебный фильм «Религии Китая»

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку, эмоциональный настрой учеников, целеполагание.

Познакомиться с новым школьным курсом «Религиоведение» на примере изучения темы «Религиозные воззрения древнего Китая. Конфуцианство»

Для того, чтобы выполнить нашу задачу, я приглашаю Вас в путешествие, в ходе которого мы найдем ответ на вопрос: Почему древние религии сохранили свою актуальность в настоящее время?

II. Изучение нового материала.

Рассказ учителя. Караван знаний – ни с чем не сравнимое богатство, ибо знание – это сила, способная к созиданию и разрушению. Каждый поступает со своими знаниями так, как считает нужным. Тот, кто, готов познавать этот огромный мир, сея в нем зерна добра, получит богатый урожай.

«Добродетель никогда не бывает одинокой» - эти слова принадлежать гениальному Конфуцию (551-479 гг. до н.э.).

Вы готовы продолжить наш путь? Тогда вперед!

Учащимся объясняется порядок работы с маршрутными листами-заданиями.

«Тот, кто повторяя старое, узнает новое, может быть наставником» Конфуций.

Учащиеся выполняют задание 1 в маршрутном листе.

Решить кроссворд

1. Великий китайский мудрец и философ, основатель религии.

2. Система письма в Китае

3. Этому китайскому изобретению 3000 лет, для его создания использовали листья деревьев или перья птиц, а позже промасленную бумагу, которая не пропускала воду.

4. Изобретение Цай Луня около 2000 лет назад подарило миру…

5. Изобретение придворного астролога китайского императора120 г. до н.э.

Итак, первый запас знаний пополнил наш караван и мы продолжаем путь. Сейчас я предлагаю Вам посмотреть фильм и по ходу просмотра, заполнить в маршрутном листе таблицу в задании 2.

infourok.ru


Смотрите также