Урок 5 класс древнейшие люди. План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Разработка урока по истории 5 класс "Древнейшие люди"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: Конспект урока на тему: "Древнейшие люди", 5 класс. Урок 5 класс древнейшие люди


План-конспект урока по истории в 5 классе "Древнейшие люди"

МОУ «СОШ с. Ново - Захаркино Духовницкого района Саратовской области»

План-конспект урока по истории

в 5 классе

Тема:

«Древнейшие люди»

Учитель: Вершкова Л.В.

2017-2018

Тема урока: «Древнейшие люди».

Цель урока:

1.Познокомить с образом жизни и обликом древнейших людей, научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных

2.Продолжить формирование умения работать с учебником и исторической картой.

3.Знать и понимать исторические термины.

Оборудование: учебник «История древнего мира», атласы, компьютер, слайды.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.

Фронтальный опрос.

Вопросы:

    1. Дайте определение истории как науки.

    2. Для чего нужно изучать историю?

Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей.Ваша задача – в течение трех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах(приложений №1).

(После выполнения работы карточки собираются учителем. Карточки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся выставляется отметка).

3.Вступительная беседа учителя.

- откуда мы знаем, как жили наши далекие- далекие предки?

-что это за доказательства?

Как вы думаете, интересно ли изучать жизнь древних людей?

Рассмотрите иллюстрации п.1 учебника, и подумайте какие исторические источники и исторические дисциплины помогают исследовать жизнь древних людей (вещественные источники, археология).

Запись в тетради: Археологи - ученые, восстанавливающие жизнь по вещественным историческим источникам.

Работа археологов трудна и интересна. Самим раскопкам предшествует подготовительный процесс: нужно изучать различную научную литературу, затем изучить место, где планируется провести раскопки. С найденными вещественными источниками нужно обходиться осторожно, чтобы не повредить. Инструменты археологов - лопаты, разные кисточки.

4.Работа над темой урока.

Показ слайда «Облик древнейших людей».

Более 2-х миллионов лет назад на Земле появились первые люди. Они произошли от давно вымерших обезьян.

- где появились древнейшие люди?

(Работа с картой).

- чем древние люди отличаются от современных людей?

(Походили на обезьян, выступающая вперед челюсть, скошенный назад лоб, нависающие надбровные дуги, покрыты шерстью, руки свисают ниже колен.)

Дополнительный материал: древнейшие люди не умели разговаривать, объем мозга меньше, чем у современного человека.

Древнейшие люди научились изготавливать орудия труда: палки- копалки, заостренные камни, рубило.

Запись в тетради: Орудия труда – палка - копалка, заостренные камни, рубило).

-Как можно было применить эти орудия? (Добыть себе пищу).

-Чем питался древнейший человек? (Собирал то, что выросло).

Запись в тетради: Собирательство - сбор того, что дала природа.

-Что можно было собирать и какими орудиями труда?

(Корешки, плоды, ягоды, дикорастущие зерна, яйца птиц. Палкой - копалкой).

Чтобы все были сыты, нужно было всем собирать пропитание целыми днями.

-Достаточно ли было того, что собирали?

(Нет, так как пища малопитательна).

Показ слайда «Охота древнейших людей».

-Пофантазируйте, как мог охотиться древнейший человек?

( После рассказов детей, читаем текст учебника).

-Можно ли было в таких условиях прожить в одиночку?

Древнейшие люди жили человеческими стадами.

Запись в тетради: Человеческое стадо - коллектив древнейших людей.

В стаде было несколько десятков человек.

Родства не знали

Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было.

Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.

Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления  орудий труда из камня и дерева.

Древнейшие люди очень боялись огня. Если разряд молнии попадал в дерево и оно загоралось, начинался пожар! Тогда все живое спасалось бегством.

Но, может быть, какой- то любопытный человек, сунув ветку в огонь, понял, что огонь можно « поймать»! И тогда жизнь людей изменилась.

- Как изменилась жизнь древнейших людей с «приручением» огня?

(Огонь согревал в непогоду, отпугивал зверей, жарили мясо).

5.Закрепление изученного на уроке.

- когда появились первые люди?

- чем они отличались от животных?

- какими орудиями труда пользовались древнейшие люди?

- могли ли древнейшие люди прожить в одиночку?

-почему?

- как назывались группы людей?

-как изменилась жизнь людей с овладением огнем?

6.Подведение итогов.

7.Домашнее задание: п.1. ответы на вопросы на стр. 11 (устно).

Приложение № 1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ РАБОТЫ

ПО ПРОВЕРКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Фамилия, имя ____________________________________________

1.Тарелка 7. Рисунок на стене здания

2. Табличка с символами 8. Остатки пищи

3. Горшок 9. Ковёр

4. Украшение из золота 10. Ложка

5. Угли 11. Пояс из кожи

6. Кости 12. Вышивка

infourok.ru

План-конспект урока по истории в 5 классе "Древнейшие люди"

МОУ «СОШ с. Ново - Захаркино Духовницкого района Саратовской области»

План-конспект урока по истории

в 5 классе

Тема:

«Древнейшие люди»

Учитель: Вершкова Л.В.

2017-2018

Тема урока: «Древнейшие люди».

Цель урока:

1.Познокомить с образом жизни и обликом древнейших людей, научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных

2.Продолжить формирование умения работать с учебником и исторической картой.

3.Знать и понимать исторические термины.

Оборудование: учебник «История древнего мира», атласы, компьютер, слайды.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.

Фронтальный опрос.

Вопросы:

    1. Дайте определение истории как науки.

    2. Для чего нужно изучать историю?

Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей.Ваша задача – в течение трех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах(приложений №1).

(После выполнения работы карточки собираются учителем. Карточки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся выставляется отметка).

3.Вступительная беседа учителя.

- откуда мы знаем, как жили наши далекие- далекие предки?

-что это за доказательства?

Как вы думаете, интересно ли изучать жизнь древних людей?

Рассмотрите иллюстрации п.1 учебника, и подумайте какие исторические источники и исторические дисциплины помогают исследовать жизнь древних людей (вещественные источники, археология).

Запись в тетради: Археологи - ученые, восстанавливающие жизнь по вещественным историческим источникам.

Работа археологов трудна и интересна. Самим раскопкам предшествует подготовительный процесс: нужно изучать различную научную литературу, затем изучить место, где планируется провести раскопки. С найденными вещественными источниками нужно обходиться осторожно, чтобы не повредить. Инструменты археологов - лопаты, разные кисточки.

4.Работа над темой урока.

Показ слайда «Облик древнейших людей».

Более 2-х миллионов лет назад на Земле появились первые люди. Они произошли от давно вымерших обезьян.

- где появились древнейшие люди?

(Работа с картой).

- чем древние люди отличаются от современных людей?

(Походили на обезьян, выступающая вперед челюсть, скошенный назад лоб, нависающие надбровные дуги, покрыты шерстью, руки свисают ниже колен.)

Дополнительный материал: древнейшие люди не умели разговаривать, объем мозга меньше, чем у современного человека.

Древнейшие люди научились изготавливать орудия труда: палки- копалки, заостренные камни, рубило.

Запись в тетради: Орудия труда – палка - копалка, заостренные камни, рубило).

-Как можно было применить эти орудия? (Добыть себе пищу).

-Чем питался древнейший человек? (Собирал то, что выросло).

Запись в тетради: Собирательство - сбор того, что дала природа.

-Что можно было собирать и какими орудиями труда?

(Корешки, плоды, ягоды, дикорастущие зерна, яйца птиц. Палкой - копалкой).

Чтобы все были сыты, нужно было всем собирать пропитание целыми днями.

-Достаточно ли было того, что собирали?

(Нет, так как пища малопитательна).

Показ слайда «Охота древнейших людей».

-Пофантазируйте, как мог охотиться древнейший человек?

( После рассказов детей, читаем текст учебника).

-Можно ли было в таких условиях прожить в одиночку?

Древнейшие люди жили человеческими стадами.

Запись в тетради: Человеческое стадо - коллектив древнейших людей.

В стаде было несколько десятков человек.

Родства не знали

Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было.

Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.

Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления  орудий труда из камня и дерева.

Древнейшие люди очень боялись огня. Если разряд молнии попадал в дерево и оно загоралось, начинался пожар! Тогда все живое спасалось бегством.

Но, может быть, какой- то любопытный человек, сунув ветку в огонь, понял, что огонь можно « поймать»! И тогда жизнь людей изменилась.

- Как изменилась жизнь древнейших людей с «приручением» огня?

(Огонь согревал в непогоду, отпугивал зверей, жарили мясо).

5.Закрепление изученного на уроке.

- когда появились первые люди?

- чем они отличались от животных?

- какими орудиями труда пользовались древнейшие люди?

- могли ли древнейшие люди прожить в одиночку?

-почему?

- как назывались группы людей?

-как изменилась жизнь людей с овладением огнем?

6.Подведение итогов.

7.Домашнее задание: п.1. ответы на вопросы на стр. 11 (устно).

Приложение № 1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ РАБОТЫ

ПО ПРОВЕРКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Фамилия, имя ____________________________________________

1.Тарелка 7. Рисунок на стене здания

2. Табличка с символами 8. Остатки пищи

3. Горшок 9. Ковёр

4. Украшение из золота 10. Ложка

5. Угли 11. Пояс из кожи

6. Кости 12. Вышивка

infourok.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: конспект урока истории. 5 класс. Древнейшие люди | скачать бесплатно

Изучение нового материала

-Какие версии происхождения человека вам известны?

-Как вы думаете, а какой из этих версий придерживаются ученые – историки? (Подвожу учащихся к выводу: человек – потомок обезьяны) 

Учение о постепенном развитии животного мира и о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин.

Ученые не могут точно воссоздать картину жизни наших далеких предков. Этот период таит в себе множество загадок.

-Как вы думаете, почему нам так мало известно об истории первобытного общества?

-Какие из видов исторических источников позволяют историкам узнать о жизни первобытных людей?

-Как называют ученых, которые занимаются поиском и изучением вещественных источников?

Согласно научным данным первобытные люди появились на земле около 2,5 млн лет назад. Где же жили древнейшие люди?

Работа с картой:

Историческая карта, как важный источник информации, нужна нам сегодня на уроке. Откройте страницу № 7 вашего учебника. Перед вами – карта  восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты  поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).

-  На каком материке находится искомая область?

- Какая часть материка включает искомую область?

-  Что такое, по-вашему, прародина?

Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.

(физическая карта Восточного полушария)

    Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).

 - Почему  прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?

 - По каким  признакам  ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?

(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на  наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте) (родиной человечества является Африка).

Именно здесь в Африке были обнаружены останки ближайших предков человека. Их назвали австралопитеками – «южными обезьянами». Они появились на земле около 6 млн лет назад.

-Когда появились первые люди на земле?

Первый человек получил название «человек умелый». Он умел делать простейшие орудия труда, заостряя края камней.

-Что такое орудия труда?

Орудия труда – то, с помощью чего человек осуществляет трудовую деятельность.

Из поколения в поколение предки человека накапливали и передавали опыт, их мозг развивался. Более миллиона лет тому назад возник следующий после человека умелого вид древнейших людей — «человек прямоходящий». Он был выше ростом, имел больший объем головного мозга. Но самое главное — он умел изготовлять и совершенствовать различные орудия труда.

Работа с иллюстрациями:

1.Как выглядел древнейший человек: что у него было общего с животными? чем он похож на современных людей?

2.Чем можно доказать, что на картинках изображены люди, а не животные?

Подводим учащихся к выводу: главным отличием древнейших люде от животных было умение изготавливать орудия труда.

3.Рассмотрите иллюстрации и назовите первые орудия труда древних людей.

Первые орудия труда древних людей: рубило, палка-копалка, копье.

4.Предположите, что древние люди могли делать с помощью этих орудий труда?

-Как же древние люди добывали себе пищу?

Подводим учащихся к выводу: основные занятия древних людей – охота и собирательство.

-Предположите, на кого и как мог охотиться древний человек?

-Проверти свои предположения, прочитав соответствующий пункт параграфа: в чем вы оказались правы, а в чем допустили ошибку?

-Какие продукты могло принести собирательство? (Среди объектов собирательства желательно назвать зерна диких злаков, что в дальнейшем поможет учащимся понять, как из собирательства возникло земледелие.)

Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.

-Как вы думаете, почему?

Подводим учащихся к выводу: древний человек мог выжить только в группе.

Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.

Человеческое стадо – коллектив древнейших людей.

Люди постепенно создавали всё более сложные орудия труда. Их пальцы вытянулись и стали ловкими. Мозг человека развился и увеличился. Все эти перемены заняли много времени. Так появился «человек разумный». Около 40 тысяч лет тому назад в Африке появились наши прямые предки. Их называют кроманьонцами (по месту находки их скелетов — пещеры Кро-Маньон во Франции). Строение тела и внешний вид кроманьонца и современного человека почти совпадали.

Около 40 тысяч лет тому назад появился человек современного вида, «человек разумный».

nsportal.ru

Урок в 5 классе по истории на основе ФГОС "Древнейшие люди"

Тема урока______________________________________________________ Дата ___________________________

  1. Появление первых людейХарактеристика первых людей (занятия, орудия

труда)

Ученые полагают, что родиной человека является_________________. Однако не исключается возможность еше однойпрародины - ________________.

Человек умелый

Человек прямоходящий

  1. Расселение древнейших людей 3. Каменный век

Более ________ началось расселение древнейших людей из ___________________ в _____________. Об этом свидетельствуют найденные там находки останков человека ____________________.

Первобытность

4. Первые орудия и покорение огня

Эволюция человека:

  1. Человек умелый –

около 2,5- 2 млн лет назад

  1. Человек прямоходящий – около 1 млн. лет назад

  2. Человек разумный- около 500-200 тыс. лет назад

Выполните задания:

  1. Тесты:

  1. Предположительно прародиной человека является:

А) Южная и Восточная Африка Б)Австралия В) Европа и Америка Г) Северная Америка

2) Человек появляется на Земле

А) Нового времени Б) Первобытности В) Средних веков Г) Новейшего времени

3) Первого человека ученые называют:

А) человек разумный Б) человек умелый В) человек прямоходящий Г) Человек разумный разумный

  1. Какие орудия труда умел делать человек прямоходящий:

  1. Составьте план пункта «Появление первых людей». Подумайте сколько смысловых частей можно найти в тексте и как их следует озаглавить: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  2. Заполните таблицу

Как у людей появился огонь?

Приведи своё мнение как человек мог получить огонь?

Для чего люди использовали огонь?

  1. Домашнее задание:

    1. параграф 1, вопросы после параграфа

    2. выполнить задания на рабочем листе

infourok.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: Конспект урока на тему: "Древнейшие люди", 5 класс | скачать бесплатно

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент

Самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

Добрый день, мои друзья,

Встречи с вами рада я

Сели ровно, все достали

Вспоминаем все, что знали

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Идут слайды (1,2,3).

-Ребята, как вы думаете: 0 чем у нас пойдет речь сегодня на уроке? Кто из вас догадался?

Тема нашего урока: «Древнейшие люди» (слайд).

Вы совершенно правильно сказали, и мы с вами отправляемся в гости к древнейшим людям.

Речь у нас сегодня пойдет о древнейшем человеке.

3 этап. Актуализация знаний

Форм знакомства с жизнью древнейших людей много: можно отправиться в археологическую экспедицию, можно посмотреть художественный фильм «Миллионы лет до н.э.», можно поработать с источниками и использовать наши знания, приобретенные на других уроках…

А мы с вами давайте будем создавать страницу за страницей что?

Будем создавать книгу

4 этап. Целеполагание и планирование

- Правильно! Сегодня у нас необычный урок – урок написания книги.

- Ребята, а как вы думаете: с чего начинается написание книги?

-Правильно, давайте вместе с вами составим его.

Какой план действий мы должны составить, чтобы в конце нашего путешествия мы имели полное представление о древнейших людях?

План. (На доске)

  1. Наши далекие предки
  2. Орудия труда.
  3. Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой.
  4. Овладение огнем.

Написание книги начинается с составления плана действия

-Мы должны узнать, как выглядели наши далекие предки.

- Какие орудия труда имелись у древнейших людей?

- Как первобытные люди добывали себе пищу?

Что такое собирательство и охота?Как они овладели огнем?

5 этап.  «Открытие нового знания»

-Ребята, представьте, что мы с вами писатели-историки. У каждой книги есть свой автор. Обозначьте, пожалуйста, автора книги, т.е. себя и поставьте свой автограф мне на память.

А теперь я попрошу вас придумать для своей книги название.

-Уважаемые авторы книг, вопрос нашего сегодняшнего исследования – это: почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? В конце урока мы должны ответить на поставленный вопрос.

-Откройте, пожалуйста, первую страницу книги, как она называется?

-Ребята, посмотрите в учебник и дайте определение: кто такие древнейшие, первобытные люди? (Слайд подтверждает сказанное детьми).

-Найдите в учебнике: сколько лет назад, согласно научным данным, появились на Земле люди? (Слайд)

-Откройте, пожалуйста, атласы  и  контурные карты и отметьте территорию расселения первобытных людей. (Слайд –карта).

-Почему именно Африка стала местом расселения и обитания древнейших людей?

А теперь представьте себя в качестве больших ученых. И как ученые, мы должны решить важный вопрос: все мы с вами люди, на тоже окружают люди, но возникает вопрос: откуда же взялись люди? Как появились мы с вами.  Ученые всегда выдвигают какие-то гипотезы, давайте и мы попробуем выдвинуть свои научные предположения. Как вы думаете, откуда же появился человек. Откуда появились мы с вами?

-Правильно, существуют две версии – 1)человек– это Божественное творение, 2) человек произошел от обезьян, но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в Земле.

А теперь посмотрите на рисунки в учебнике и попробуйте описать внешний вид наших предков.

Давайте дополним наши знания сведениями из учебника (чтение в учебнике)

Правильно. Посмотрите на слайд (слайд подтверждает сказанное)

-Ребята, откройте, пожалуйста, вторую страницу нашей рукописной книги и скажите: какой вопрос мы рассмотрим следующий?

-Что такое орудия труда? (Слайд подтверждает сказанное детьми)

-Посмотрите, пожалуйста, слайды и догадайтесь, предположите: для чего можно было использовать данные орудия труда. Где их могли применять? (Слайды с орудиями труда)

- Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку и обтесать дубину.

Прочтите в ней вопрос и дайте на него ответ.

-Ребята, даже ученым, писателям, историкам, которые заняты умственным трудом, надо отдыхать. Отдохнем немного и мы и проведем физкультминутку.

Физкульминутка

А теперь подумайте, какая главная проблема стояла перед людьми в тот период времени?

- Открываем третью страницу нашей книги. Какую?

-Ребята, попробуйте предположить, как люди добывали себе пищу?

Правильно, собирали то, что дает природа, а что такое собирательство? (Слайд)

Как еще наши предки могли добывать себе пищу?

Правильно, еще одним важным занятиям наших предков была охота. А что такое охота? (Слайд)

Ребята, давайте на основе слайдов выясним, как охотились люди много лет назад. (Слайды)

Переходим на четвертую страницу нашей книги. Какую?

Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров. Представьте себе: молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди.

- Ребята, попробуйте предположить. Как же человек смог овладеть огнем? Я вас попрошу потереть ладошки. Тепло? Что-то подобное испытывал человек, когда долго тер кусочки сухого дерева. В результате чего появился огонь. А какие еще способы добывания огня вы можете предложить? Дайте свои варианты ответа

Прочтите в учебнике последний абзац со слов: «…на стоянках людей…      на своих стоянках…»

Выполним задание в нашей рукописной книге.

Итак, почему же древнейший человек не мог прожить в одиночку?

Я назову свою книгу «Древнейшие люди».

Я считаю, что надо назвать книгу «Наши далекие предки»

Я думаю, что моя книга будет называться «Первобытные люди»

Моя книга будет называться «Жизнь первобытных людей».

Первая страница нашей книги называется «Наши далекие предки»

Древнейшие (первобытные) люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и городов.

Согласно научным данным, более 2 млн. лет назад появились на Земле люди.

Дети находят территорию в атласах и обозначают ее в контурных картах.

В Африке не бывает морозов и холодных зим.

В теплых местах богатая и разнообразная растительность и животный мир.

Я думаю, что человека создал Бог.

Я считаю, что человек произошел от обезьяны.

Дети дают описание

Мы будем рассматривать вопрос «Орудия труда»

Орудия труда – это то, чем человек работает.

Я догадался, что это орудие из камня применяли, чтобы заострить палку.

Я думаю, что это палка-копалка, ею копали землю наши предки.

Я считаю, что это дубина для охоты.

Это каменное рубило и копье.

Дети читаю вопрос и дают ответ. Чем древнейший человек отличался от животного?  Умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных. (Запись в тетрадях-книгах).

Физкультминутка

Люди должны были выжить. Они должны были добыть себе пропитание (пищу). Должны были защитить себя от нападений.

Третья страница нашей книги – это «Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой».

Древнейшие люди собирали то. Что дает природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки, рыбу и яйца птиц.

Собирательство – это одна из форм хозяйственной  деятельности человека)

Наши предки охотились.

Охота – это главный способ добычи пищи.

Вместе ходили на охоту. Забивали слабых, больных, отбившихся от стада. (Рассказы  детей). Охотились все вместе, сообща. У наших предков был совместный труд по добыванию пищи.

Четвертая страница нашей книги – это «Овладение огнем»

Тепло.

Это могло быть молнией зажженное дерево, и смельчаки к нему приблизились. Тогда и было сделано открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь!

Горящая лава вулкана.

Дети выполняют задание в книге.

Дети читают текст. Задание. Прочтите отрывок из повести Ж. Рони–Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.

«…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…»

Вопросы:

1. Как сохраняли огонь первобытные люди? (Они поддерживали в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота).

2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем? (Долгое время люди не умели добывать огонь, после потери огня их ждала гибель).

В одиночку человек не мог прожить, так как его ждала гибель. Охотились все вместе, сообща. У наших предков был совместный труд по добыванию пищи.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний

Проверим, ребята, как вы усвоили изученное сегодня на уроках.

Выполните задание на последней странице вашей книги, впишите недостающие слова.

Закрепление: вписать недостающие слова

Древнейшие люди жили на земле более _____________________ лет назад

Главным отличием древнейших людей от животных было_______________

Древнейшими орудиями труда были____

У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_________

Проверяют выполнение работы

Закрепление: вписать недостающие слова

Древнейшие люди жили на земле более более 2 млн. лет назад  лет назад

Главным отличием древнейших людей от животных было Умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных

Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина

У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи – собирательство и охота

7 этап. Рефлексия и оценивание

Напоминаю критерии оценки

Отметка «5»: ответ полный и правильный

Отметка «4»: ответ полный и правильный, но при этом допущены две-три несущественные ошибки

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Я научился…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Я не понял…

Учащиеся оценивают свою работу, считая правильные и неправильные ответы.

8 этап. Домашнее задание

Инвариативная часть: параграф 1, оформить книги.

Вариативная часть: составить рассказ: «Чем бы я помог древнейшим людям, если бы оказался у них в гостях»

nsportal.ru

Методическая разработка по истории (5 класс) по теме: «Обобщающий урок по теме «Древнейшие люди» | скачать бесплатно

Тема: «Обобщающий урок по теме «Древнейшие люди»   (урок-игра)

Задачи  урока:   1. Повторить и обобщить знания учащихся по теме;

                             2. Развивать умения находить исторические ошибки в тексте,  

                              работать с иллюстративным материалом, определять  

                              термины;

                            3. Воспитывать чувства коллективизма, товарищества,                    

                               здорового соревнования; интерес к предмету.

Оборудование:  тестовые задания, иллюстративный материал.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Сообщение темы урока
  3. Основная часть.

1)  Тесты

1.  Чем человек отличается от других животных:

а) он ходит на двух ногах;

б) он одевается;

в) он умеет изготавливать орудия труда;

г) его тело не покрыто шерстью.

2. Как называется специально сделанная человеком вещь для рыхления земли, пошива одежды и т.д.?

а) дубиной;

б) орудием труда;

в) приспособлением;

г) рубилом.

3. Как называется пещера, в которой впервые были обнаружены рисунки древнего человека?

а) Альгамбра;

б) Альтамира;

в) Саутуола;

г) Чжоукоудянь.

4. Что называется религией?

а) жертвоприношения;

б) изготовление фигурок богов;

в) рисунки в пещерах;

г) вера в сверхъестественные силы (душу, оборотней…)

5. Какой вид человеческой деятельности появился позже всех?

а) рыболовство;

б) охота;

в) земледелие;

г) скотоводство.

6. Какое животное было раньше всех приручено?

а) лошадь;

б) корова;

в) собака;

г) кошка.

7. Как называются изображения богов и духов, сделанные из камня, дерева или других материалов?

а) масками;

б) идолами;

в) пугалами;

г) иконами.

8. Как называется ручное изготовление различных изделий, орудий труда?

а) искусство;

б) работа;

в) ремесло;

г) мастерство.

9. В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?

а) в человеческом стаде;

б) в родовой общине;

в) в государстве.

10. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

а) цари;

б) жрецы;

в) старейшины.

2. Составь рассказ по картинке.

1 команда - «Человеческое стадо»

2 команда - «Охота на дикого медведя»

3. Продолжи фразу.

1 команда

1. Где, по предположениям учёных, жили древнейшие люди? (В Восточной Африке)

2. Как назывался первый коллектив древнейших людей?  (Человеческое стадо)

3. 40 тысяч лет назад человек стал называться … («человеком разумным»)

4. Как называется умение изображать окружающий мир в красках? (Живопись)

5. Как называется глава рода?  (Старейшина)

6. Как называется просьба к богу, духу? (Молитва)

7. Первый металл, который научились обрабатывать люди. (Медь)

8. Коллектив, пришедший на смену родовой общине. (Соседская община)

2 команда

1. Главное отличие первобытных людей от животных. (Умение изготовлять орудия труда)

2. Первые занятия людей - это собирательство и…(охота).

3. Для охоты на мелких и быстро бегающих животных человек придумал…(лук и стрелы).

4. Как называется вера в колдовство, душу, в жизнь после смерти? (Религия)

5. Как называются несколько родовых общин? (Племя)

6. Умение из различных материалов изготовлять фигуры людей или животных. (Скульптура)

7.Какое занятие возникло из охоты? (Скотоводство)

8. Кого изображали первобытные художники? (Животных)

4. Физкультминутка (2—3 минуты)

Физкультминутка поможет снять усталость и улучшить внимание учащихся. Упражнения, выполняемые учащимися, перекликаются с темой урока.

Ходьба на месте

Перед началом этого упражнения можно упомянуть о том, что в отличие от животных человек передвигался на двух задних конечностях, то есть ходил.

Упражнение для позвоночника и плеч

Учитель. Древнейший человек ходил сутулясь, а человек разумный — выпрямившись.

Дети продолжают ходьбу на месте, сгибаясь и выпрямляясь.

Упражнение для кисти рук — «Сбор плодов»

Учитель. Одним из первых занятий древних людей было собирательство. Собирая плоды или ягоды с верхних ветвей, человек подтягивался и руками срывал плоды.

Упражнение для шейного позвоночника — человек на охоте

Поворачивать голову из одной стороны в другую, как это делали на охоте.

Упражнение «Стрельба из лука»

Учащиеся представляют, что в их руках лук, и стреляют из него.

Упражнение для глаз

Сильно сжать веки, а потом их открыть.

5. Кроссворд

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1. Металл, из которого первобытные ремесленники изготавливали украшения.

2. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда.

3. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам.

4. Изготовление льняного полотна и шерстяной ткани из нитей.

5. Возникшее  из охоты занятие, надежно обеспечивающее людей мясной пищей.

6. Несколько родовых общин, живущих в одной местности.

6. Соотнеси рисунок.

Овладение огнем

Расставьте в последовательности картинки, рассказывающие о том, как человек подчинил себе огонь.

7. Текст с ошибками

  1. Наступило время жатвы. На поле вышли первые земледельцы. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперёд челюстями они напоминали обезьян. Колосья гречихи земледельцы срезают медными и железными серпами. В загоне рядом с полем тревожно заржали лошади. Людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов.
  1. Наступило время жатвы. На поле вышли первые земледельцы. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперёд челюстями они напоминали обезьян. Колосья гречихи земледельцы срезают медными и железными серпами. В загоне рядом с полем тревожно заржали лошади. Людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов.

8. Найди лишнее.

1 команда

  1. Человек разумный охотился на:

 а) диких лошадей, оленей, бизонов;

 б) шерстистых носорогов, пещерных медведей, мамонтов;

 в) зайцев, диких коз и других мелких животных;

 г) тюленей и моржей.

  1. Чтобы боги или духи выполняли желание первобытного человека, он:

а) обращался к ним с молитвой;

б) приносил им жертвы;

в) делал идолов;

г) угрожал, стараясь их испугать.

2 команда

  1. Орудиями древнейшего человека были:

а) рубило;

б) палка-копалка;

в) деревянное копье с заостренным и обожженным на огне концом;

г) лук и стрелы.

  1. Чтобы боги или духи выполняли желание первобытного человека, он:

а) обращался к ним с молитвой;

б) приносил им жертвы;

в) делал идолов;

г) угрожал, стараясь их испугать.

9.  Орудия труда

Команды должны назвать орудия труда первобытных людей, изображённые на карточках.

1 команда -

Дубина, гарпун, лук и стрелы

2 команда-

Рубило, медный топор, серп

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок

Приложение

Задание

Овладение огнем

Расставьте в последовательности картинки, рассказывающие о том, как человек подчинил себе огонь.

  1. Наступило время жатвы. На поле вышли первые земледельцы. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперёд челюстями они напоминали обезьян. Колосья гречихи земледельцы срезают медными и железными серпами. В загоне рядом с полем тревожно заржали лошади. Людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов.
  1. Наступило время жатвы. На поле вышли первые земледельцы. Своими приплюснутыми носами и выступающими вперёд челюстями они напоминали обезьян. Колосья гречихи земледельцы срезают медными и железными серпами. В загоне рядом с полем тревожно заржали лошади. Людям стало страшно. Прямо на посёлок двигалось стадо мамонтов.

nsportal.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Разработка урока по истории 5 класс "Древнейшие люди" | скачать бесплатно

Тема урока: Древнейшие люди

Цель урока:  1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность

                          трудиться поставила древнейших людей в более выгодное

                          сравнительно с остальным животным миром положение,

                          помогла выжить.

                       2. Продолжить формирование умения работать с учебником,

                          иллюстрациями и исторической картой.

                       3. Правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Основные виды учебной деятельности:

Личностные:

- воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам.  

Метапредтметные:

Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;  формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,

Предметные:  

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.

Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира, иллюстрации,  мультимедийная презентация

Новые понятия: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

1) Работа с классом. Фронтальный опрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?»

Для этого вспомни:

  • Кого называют археологами?
  • Как работают археологи?
  • Как находят археологические памятники?
  • Что называют историческим источником?
  • о каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?
  • Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история». 
  • Как называется первая часть Всемирной истории? 
  • Что изучает история Древнего мира? 

Ответы учащихся: Археологи- ученые, которые восстанавливают жизнь по вещественным историческим источникам.

Прежде чем начать раскопки изучают литературу, проводят разведку местности. Затем начинают раскопки. Работают лопатами, иногда кисточкой. Собранный материал обрабатывают и изучают.

Находки археологов – вещественные памятники истории или исторические источники.

  • «Всемирная или Всеобщая история» - это прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней
  • первая часть Всемирной истории - История Древнего мира.
  • История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима

2)  проверка выполнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

  1. Подготовка к изучению нового материала: сообщение темы, целей и задач урока
  2. Переход к новой теме

Учитель: Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

  • Как жили древнейшие люди?

План (запись в тетрадь)

  1. Облик далеких предков.
  2. Первое орудие труда.
  3. Охота и овладение огнем.

На доске: новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

Рассказ учителя:

Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

Запись в тетрадь:  первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.

       Работа по карте стр.9

  • Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо- восточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)
  • Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Австралии.)
  • Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)

Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями и текстом учебника стр.10-11.

Задание: рассмотрите рисунки стр.10-11 и опишите облик древнейших людей.

Беседа по вопросам.

  • Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древнейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.)
  • Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)
  • Что называется орудием труда? (Орудие труда - это то, чем человек работает.)

Запись в тетрадь:  

Орудие труда - это то, чем человек работает.

  • Предположите, что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, оттачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников...)

Работа с текстом учебника стр.12 и иллюстрациями стр.11 

Задание: выяснить, как древнейший человек добывал себе пищу? как охотились древнейшие люди.

Запись в тетрадь:

 Занятия древнейшего человека: охота и собирательство

Учитель: Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные, ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные.

Эти не поспевают за остальными и отстают,,, Если людям удается отрезать от стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают.

А затем заостренными камнями разделывают тушу.

Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами, кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он предпочтет скрыться.

- Как вы считаете была ли всегда охота удачной?

Ответы детей

Запись в тетрадь:

Собирательство – сбор того, что дала природа

Учитель: Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток, термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков.

Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же собранные плоды    по сравнению с мясной пищей малопитательны.

- Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?

Ответы детей.

Запись в тетрадь:

Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

Рассказ учителя : В стаде было несколько десятков человек. Родства не знали. Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было. Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью. Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления  орудий труда из камня и дерева.

- Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь.

Выслушать доводы детей.

Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь... Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное...

- По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое спасается бегством. Как же человек овладел огнем? Никто не знает.

Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь была страшной потерей для человека.

  1. Закрепление изученного материала
  1. Рабочая тетрадь (часть 1), задание № 2 (с. 3).
  2. Вставьте недостающие слова. (на экране презентация)
  • Древнейшие люди жили на Земле более... лет назад. (Двух миллионов лет назад.)
  • Главным отличием древнейших людей от животных было... (умение трудиться).
  • Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка- копалка).
  • У древнейших людей было два главных способа добывания пищи... (собирательство, охота).

Делаем общий вывод: Нашими далеким предкам предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди.

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок

VII.Информация о домашнем задании:

1) прочитать § 1; стр. 13 рубрика «Проверь себя»; подготовить развернутый ответ по вопросу: «Как жили древнейшие люди?»;

2) знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?

3) нарисовать в тетради первые орудия труда человека: палка-копалка, каменное рубило, дубина

nsportal.ru