Заветы и идеалы древней руси. Тема: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муровских»( 3 урока)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси - чем живёт славянский народ. Заветы и идеалы древней руси


"Нравственные идеалы и заветы древней Руси". Сочинение по литературе в полторы страницы тетради.

"Слово о полку... " возьми и проанализируй! " Повесть временных лет"," повесть о Петре и Февронии". Какие мысли возникают, когда читаешь? ЧТО И КТО, ЧЕМУ учат? От чего предостерегают?

Литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям. Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, умной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны. Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Главная героиня повести, Феврония, беззаветно любит своего мужа Петра. Ее не прельщает ни власть, ни богатство. Когда по наущению бояр рассерженный Петр выгоняет жену, он предлагает ей забрать с собой самое дорогое. Преданная и любящая Феврония забирает с собой самое дорогое – мужа Петра. Никакая зависть и злоба не способны разлучить любящих супругов. Даже после смерти они остаются вместе. По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни. Любовь заставляет Ярославну, героиню «Слова о полку Игореве» , подняться на городскую стену и молить силы природы о спасении любимого князя Игоря. И природа внемлет Ярославне и помогает князю Игорю во время побега. Другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов. Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой. Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа.

touch.otvet.mail.ru

«Нравственность, идеалы и заветы Древней Руси» Помощь школьнику

Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедших до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером последующим поколениям.

На протяжении многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и зле, о честности и подлости, о настоящем герое, который является образцом для подражания. Мужчина в народном представлении, прежде всего, защитник земли русской. Поэтому сказочные богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны. Не менее яркими в русских сказках представляются и женщины. Чего только стоят Елена Прекрасная или Василиса Премудрая, образы которых являются эталоном настоящей русской женщины, верной и умной, красивой и трудолюбивой. Такая женщина — преданная хранительница домашнего очага.

Традиции народного устного творчества продолжаются в различных произведениях древнерусской литературы. Например, Ермолая Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских» посвящена нравственным идеалам русского народа более поздней эпохи. Главная героиня этой повести Феврония отличается беззаветной любовью к своему мужу Петру. Ее не прельщает ни богатство, ни власть. Когда подстрекаемый боярами Петр выгоняет Февронию из дому, он разрешает ей забрать только самое дорогое, что у нее есть....

Любящая и преданная Феврония так и делает — она забирает с собой самого мужа. И никакая злоба, никакая зависть не способна разлучить любящих супругов. Даже после смерти Феврония и Петр остаются вместе.

По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса — исцелять, возвращать к жизни и придавать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения — «Слово о полку Игореве», подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении своего любимого князя Игоря. Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам — она содействует князю во время побега.

Не менее важным нравственным идеалом, который проповедует древнерусская литература, является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя его блага. В том же самом «Слове о полку Игореве» в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и общими силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна сила, верность и смелость ее сынов.

Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого русского человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.

Прислал: Суханова Анна . 2017-10-18 22:12:03

pomosh-shkolniky.iusite.ru

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских» - Литература - Каталог статей

5. Беседа с классом

Цель познания этапа:  В чем особенность изображения человека в повести и в древнерусской литературе в целом?

 

Вопрос: Соответствует ли установившимся правилам (канонам) начло житийной повести? Какие сказочные и религиозные мотивы прослеживаются в этой части текста?

Ответ: Начало повести не соответствует житийным канонам. Начало повести напоминает начало русской народной сказки. В повести задействованы мотивы народной сказки о змее-искусителе.

 

Вопрос: Какие злые силы действуют в начале повести?

Ответ: Змей лукавый-искуситель.

 

 

Вопрос: При каких обстоятельствах мы знакомимся с Петром? Что в образе Петра было от героя житийной литературы? А что от сказочного героя?

Ответ: Петр помогает своему брату Павлу, князю Мурома, погубить змея-искусителя, который приходил к жене Павла. От героя житийной литературы в Петре есть религиозность, мудрость, благочестивость. А от сказочного героя – смелость, бесстрашие.

 

Вопрос: Какие сказочные мотивы связаны с изображением Февронии в эпизоде с дружинником Петра?

Ответ: Повествование о Февронии напоминает сюжет русских народных сказок о мудрой деве. Феврония мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучениям, а прибегает к иносказанию, цель которого – преподать безобидный урок.

 

Вопрос: Найдите в эпизоде детали, отражающие крестьянский быт того времени.

Ответ: Феврония ткет полотно, сидит в простом платье. Отец ее и брат – древолазы, в лесу собирают с деревьев дикий мед. Мать с отцом ушли на похороны плакать. Такими деталями показана народная жизнь, занятия простых людей.

 

Вопрос: Как во взаимоотношениях с Петром показывается необыкновенная мудрость крестьянской девушки?

Ответ: В ответ на просьбу князя сшить из пучка льна сорочку, порты и полотенце, Феврония тоже дает князю невыполнимое задание: сделать из щепки ткацкий станок. Её ответ характеризует ее как мудрую деву.

 

Вопрос: А как вы понимаете, что такое мудрость?

Ответы

Учитель: Вот как определяет это понятие Владимир Даль: «Мудрость – свойство мудрого; премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства». А вот что говорит о мудрости самый мудрый человек на земле, Соломон: «Начало мудрости – страх Господень». «блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею». Мудрость – это не просто умение логически мыслить и размышлять, а нечто, что дается самим богом. Это сочетание человеческого разума и божьего замысла.

  А вот что говорил Соломон о качествах жены: «Добродетельная жена – венец для своего мужа», «Кто нашел добрую жену, тот нашёл благо и получил благодать от господа», «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа».

 

Вопрос: Была ли Феврония для Петра хорошей женой, его опорой?

Ответ: Феврония прославила и возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа Петра. Если бы князю досталась другая жена, глупая и сварливая, ему бы было очень сложно справляться с властью. Петр был очень благодарен  Господу за такую жену. Феврония для мужа была опорой, поддерживала его, помогала советом.

 

Вопрос: Как правили Петр и Феврония в Муроме?

Ответ: Благочестиво и праведно.

 

Вопрос: Какие испытания преодолевают Петр и Феврония после того, как вступили на княжество?

Ответ: Испытания связаны не с дьявольским искушением, а с коварством людей. Испытания героев утверждают земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя Бога.

 

Вопрос: Почему бояре изгнали Петра и Февронию?

Ответ: Каждый из бояр захотел сам стать самодержцем. Их жены клеветали на Февронию, ибо не хотели, чтобы над ними правила неродовитая простая девушка.

 

Вопрос: Как княжили Петр и Феврония, когда их попросили вернуться в Муром?

Ответ: «Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напасти».

 

Вопрос: Какие имена после принятия монашества получили Петр и Феврония?

Ответ: Давыд и Ефросинья.

 

Вопрос: Как закончили свою жизнь Петр и Феврония? Какое чудо неоднократно повторялось после их смерти?

Ответ: Закончили свою жизнь тихо, спокойно. Люди пытались положить их тела в разные гробы, но на утро их тела снова оказывались в одном гробе, рядом.

 

Вопрос: В чем смысл этого чуда? Является ли это чудо символом? То есть действием, служащим условным обозначением какого-либо понятия, идеи?

Ответ: Это чудо является символом огромной любви Петра и Февронии. Она была настолько сильна, что даже после смерти соединяла их навек вместе. Неразумные люди, которые и при жизни хотели разлучить влюбленных,  пренебрегли завещанием похоронить их вместе. Но утром нашли тела Петра и Февронии рядом. То есть и после смерти Петр и Феврония защищают свою чувство от нападок грубых людей.

 

Вопрос: Соответствует ли заключительная часть повести канонам житийной литературы?

Ответ: Соответствует. Петр и Феврония заранее предчувствуют свою смерть, а после их кончины совершаются чудеса.

 

Учитель: Давайте составим небольшой словарик-путеводитель по древнерусскому тексту. Выпишем из текста некоторые устаревшие слова, попробуем объяснить их значение.

 

Искони - испокон веков, издавна

Наветы - клевета, наговор

Чадолюбивый – любящий детей родитель

Преставились – умерли

Пронырство – быть пронырой значит строить козни, быть пройдохой

Лукавый – хитрый, лживый

Поведать - рассказать

 

metodkab.ucoz.ru

нравственные идеалы и заветы Древней Руси. нужно сочинение но не знаю как писать

«Всякому держащемуся благоверия полезно размышлять о распространении добродеяния, более же всего заботиться о любви, ибо она главизна всем добродетелям и всем благим делам мать, от нее же рождаются все добротворения» (Ермолай-Еразм, трактат «Слово о глубокомыслии любви и правды и о побеждении вражды и зла») . Высказывание Д. С. Лихачева: «Я люблю Древнюю Русь. Я эту эпоху очень люблю, потому что вижу в ней борьбу, страдания народные.. . Вот эта сторона древнерусской жизни: борьба за лучшую жизнь, борьба за исправление.. . она меня и притягивает. Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери - Древней Руси. Прошлое должно служить современности... » Произведения древнерусской литературы - это мир нравственных устоев, мудрых советов. Древнерусская литература помогает нам вести разговор о народных взглядах, морали, нравственности, а все это заветы прошлых веков. Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, познаем смысл своего существования и проникаемся глубоким искренним уважением к нашим предкам, оставившим свидетельство высокой морали. легенда «Святые Петр и Феврония Муромские» Князь Петр победил «врага рода человеческого» , появившегося в Муроме в образе страшного «блудного Змия» - оборотня. Святой сразил его легендарным Агриковым мечом, но от ядовитых капель крови дракона Петр тяжело заболел. Спасла его от страшного недуга мудрая дева Феврония из деревни Ласково (под Рязанью) . Князь обвенчался с ней в Муроме, но гордые бояре и завистливые их жены не желали иметь княгиню из простого звания. Раз за трапезой обвинили они княгиню в том, что крошки хлебные собирала она со стола. Но когда святая открыла ладонь, то «...абие посыпался у нее из рукава и фимиам, и ладан, и поиде благоухание по всей палате, и просветися лице ея пачи меры» . Когда же бояре потребовали выгнать Февронию, Петр последовал за своей изгнанной супругой. Утешая печаль супруга, Феврония показала ему, что Бог не оставил их, превратив сухие колышки для костра в цветущие пышные деревья. Вскоре град Муром постиг гнев Божий, многие погибли в боярской междоусобице, и народ потребовал возврата законных правителей. Князь и княгиня жили в любви и согласии, разумно и справедливо управляли подданными. В конце земной жизни благоверные супруги одновременно приняли монашеский постриг, получив новые имена - Давид и Евфросиния, завещали положить их в единой каменной гробнице. Феврония перед кончиной шила золотом «воздух» и хотела закончить работу, но когда третий раз известил брат Давид свою возлюбленную сестру о том, что уже отходит, она обернула нить об иглу и воткнула в свою работу. Перестала тянуться золотая нить, с ней престала и земная жизнь Евфросинии. Муромцы же убоялись положить монашествующих в едином гробе. Наутро святые оказались вместе. И вновь их разлучили. Чудо повторилось. На этот раз люди «положиша их во едином гробе» . «И начаша в той час слепые прозирати, храмыя хождати, немыя глаголати, глухия слышати, больные от недугов многих вси исцелены быша» . Летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским князем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой его никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо. Состарившись, приняли монашество и умерли в 1228 году. Память о них чтилась в Муроме. Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть. Как пишет академик Д. С. Лихачев: «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра»

touch.otvet.mail.ru

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси – это отдалённые истоки развития современного человека. Даже всеми любимый праздник Ивана Купала, который по сей день радует не только ребят, но и взрослых, праздновался тысячу лет назад. Да, культура славянского народа остается неизменной спустя века…

Образование государства. Великие деятели: Рюрик и Вещий Олег

Формирование русского народа происходило под влиянием великого князя Рюрика, объединившего земли. Деятельность правителя началась с простых проповедей, которые он рассказывал жителям европейских земель. Таким образом, праведными и правильными мыслями Рюрик сумел объединить несколько народов в единое княжество, а затем заняться формированием и становлением первого прототипа государства.

Преимущественно идеалы Древней Руси формировались в зависимости от главы государства. Поэтому следующий правитель – Вещий Олег – своими реформами внушал людям то, что они живут в сильном и самостоятельном княжестве. О великих завоеваниях и походах, который совершил сын первого правителя земель русских, до сих пор ходят легенды.

Нравственная сторона души. Религия таит сокровенное

Как известно, истоки нравственного формирования души славянского народа таит в себе такая религия, как язычество. Издавна славянские народы поклонялись многочисленным идолам и богам, заклинающим погоду, урожай, покровительствующим брак и рождение детей. Таким образом, по сей день празднества и события Древней Руси языческого характера отражаются в повседневной жизни современного человека.

Всеми любимая Масленица с проводами зимы и поеданием вкусных блинчиков происходит от языческих обрядов древности. Летом ребятишки с удовольствием чествуют приход Ивана Купалы, заставляя прохожих открываться приветливому солнышку. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси сводились не только к слепому поклонению могучему божеству, но и к весёлому времяпровождению. Однако пришёл момент, полностью изменивший быт славянского народа…

Крещение: реформы, вызывающие благоговение и страх

Большинство князей славянского государства известны реформами, направленными на создание всеобщего общественного блага. Исключением не стал и великий сын княгини Ольги и князя Игоря – Владимир Красное Солнышко.

Достопочтенный правитель Руси понимал, что народ его государства нуждается в укреплении собственного духа, просвещении разума, а также в очищении души. И главное спасение он видел лишь в христианстве.

Принудительно проведённая реформа по крещению населения буквально заставила людей встать на путь принятия радикальных решений: умереть с родной религий либо продолжать жизнь в соответствии с нововведёнными образами. Как показывала практика, многие выбирали последнее…

Под влиянием христианства нравственные идеалы и заветы Древней Руси формировались многими десятилетиями. Реформа, проведённая Владимиром, полностью прижилась в славянском обществе спустя лишь 120 лет. Таким образом, люди начали вести свою жизнь в соответствии с проповедями священников: не убий, не укради, не прелюбодействуй… Нравственная культура населения на тот период характеризуется значительным подъёмом. Теперь человека на путь истинный направлял единый Бог!

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси: какому образу соответствовать?

С приходом на Русь христианства мировоззрение славян постепенно деформировалось в лучшую сторону. С ранних лет сыновья пытались соответствовать образу своего отца. Если же в семье появлялась девочка, она всеми силами заботилась о сильной стороне своего семейства, оказывая значительную помощь матери. Также представительницы прекрасного пола успевали следить за чистотой дома, досыта кормить родных, а также готовить приданое.

Для взрослых людей идеалом чаще всего выступал правящий князь. Достойные поступки и благоприятные реформы правителя вызывали одобрение и поддержку значительной части крестьянского общества.

А самым главным идеалом поведения, поступков и мыслей является образ Божий. Каждый праведный человек старался соблюдать христианские заповеди, помогал ближнему, соблюдал пост и так далее. Жизнь в Древней Руси с приходом христианской религии изменилась в лучшую сторону. Формирование нравственной стороны общества заставило граничащие страны признать Русь в качестве достойного соседа, начав торговые отношения.

Жизнь и воспитание славян

Отдельных школ на Руси не существовало, поэтому основой воспитания и мироздания являлась семья. Кроме того, особую роль в жизни каждого жителя древнерусского государства сыграло народное творчество или, как упоминается во многих источниках, фольклор.

Фольклор представляет собой огромное количество народных произведений, вобравших опыт предыдущих поколений. Таким образом, даже в песнях можно было проследить не только веселящие моменты, уместные на праздничном гулянии, но и жизненные истории, рассказы о походах, а также о значительных жертвах правителей, приносимых во имя своего народа.

autogear.ru

Нравственные идеалы и заветы литературы Древней Руси

ГБОУ СОШ №585Кировского районаСанкт-Петербурга

Проектная работа

Нравственные идеалыи заветы литературыДревней Руси

Выполнил: ученик 7 «Б» классаСтепанов Владимир

Руководитель: Дунаевская Ирина Александровна

Санкт – Петербург2013

Введение

Задачей данной работы является исследование становления и развития древнерусской литературы как источника нравственных национальных идеалов.

Тема представляется актуальной, так как нам выпало жить в то время, когда в нашей стране меняются идеалы, разрушается старый уклад, привычный образ жизни, меняются стереотипы мышления. Древнекитайское проклятие звучало примерно так: "Чтобы тебе жить в век перемен". Россия переживает именно это время. В переходный период, когда старые идеалы разрушены, образуется духовная пустота. Нужна новая идея, толчок к дальнейшему развитию, духовному возрождению. Поэтому снова большой интерес у русских людей вызывает своя древняя история и национальная культура.

Культуру Древней Руси принято называть средневековой или традиционной.

Для неё характерны следующие черты:

Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений, традиции.Локальность, замкнутость, вызванная разобщённостью русских земель.Сильное влияние религии. Совмещение христианской церкви и языческих обрядов. Двоеверие. Господство в идеологии религиозного мировоззрения. Накопление знаний, не имеющих научного обоснования. Важная роль устного народного творчества на Руси. Несмотря на отличие развития Руси от западноевропейских стран, русская культура развивалась в общем русле европейской культуры.

Академик Д.С. Лихачев в «Заметках о русском» отмечал, что в XI-XIII вв. «единство Русской земли крепилось разными путями». Важными и действенными силами, сохранявшими это единство на огромной территории Древнерусского государства, были язык, фольклор и литература.

В XIV-XV вв. эти силы помогли преодолеть тяготы татаро-монгольского ига, затем - создать сильное государство - Московскую Русь, а в XVII в. объединить три братских народа - русских, украинцев и белорусов в единое государство.

Основная часть

2.1. Кирилл и Мефодий. Славянская азбука.

Славянская письменность возникла в ту пору, когда славяне после пребывания на своей прародине и интенсивного переселения на юго-запад, запад и восток (после Великого переселения народов) начали создавать свои государства: Киевскую Русь, Великую Моравию, Польшу, Болгарию, Сербию и Хорватию, - которые в XI в. достигли расцвета. Соседство с новыми народами, непривычный жизненный уклад и иное миропонимание, пришедшее на смену древнему язычеству, требовали развития новых форм духовной культуры, прежде всего - книжной, которая частично замещала бы или дополняла исконную славянскую устную традицию. Нужна была своя письменность, оригинальный славянский книжный язык и книжная образованность.

Создателями славянской письменности были просвещенные братья Кирилл (в миру - Константин) и Мефодий, называемые еще Солунскими братьями. Они были родом из греческого города Салоники (по-славянски Солун). По просьбе моравского князя Ростислава и по поручению византийского императора Михаила III они в 863 г. привезли в Великую Моравию первые книги на славянском языке, предназначенные для богослужения и просвещения славян. Кирилл сам был автором богословских сочинений (например, «Писания о правой вере»), а Мефодий полностью перевел Библию.

Книжный (письменны

univerfiles.com

«Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муровских»( 3 урока)

Тема: « Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муровских»( 3 урока)

Цель: доказать, что любовь-это великое, всеобъемлющее чувство. Любить -значит быть терпимым и чутким, преданным и верным, уметь прощать.

Эпиграф к уроку: « Нравственность едина во все века и для все людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» ( Д.Лихачев)

На изучение данного произведения я отвожу три урока, включающие в себя чтение повести, обсуждение, просмотр мультфильма « Сказание о Петре и Февронии «( 2008г.ВГИК, режиссер Н.Михалков) и фильма « Петр и Феврония Муромские».история вечной любви.( студия «Остров»2008г , режиссер Артур Видемеер)

На первом уроке мы читаем повесть, анализируем текст. В центре внимания вопросы о том, какие человеческие качества являются непреходящими ,какие нравственные идеалы ценны и сегодня.

- Почему заболел Петр? С кем он вступил в неравный бой?

-Насколько важно было Петру вступить в бой со Змеем? (защита чести)

-Всегда ли Петр поступал по совести? Приведите примеры из текста.

-Почему же автор все же делает его главным героем? ( он раскаялся, повинился, исправил свои ошибки)

-Почему главная героиня-девушка-крестьянка?( учит ценить людей по их поступкам)

-Какие главные черты характера Февронии? Докажите примерами из текста.( мудрость, ум, доброта, справедливость)

-Есть ли описание в тексте портретов Петра и Февронии? Почему? ( нет, главное не внешние данные, а внутренняя красота, душевность)

-Как правили Петр и Феврония? Почему бояре невзлюбили Февронью?

-Как удалось ей вселить веру и надежду в сердце мужа?

- Составьте словесный портрет героев с доказательствами из текста.

Февронья Петр
любящая любящий
нежная сильный
добрая добрый
умная смелый
мудрая справедливый
искренняя умный
Сильная духом отважный
прощающая прощающий
понимающая понимающий
неунывающая
-Найдите самые важные точки соприкосновения из характеристик героев( прощение, понимание).Именно благодаря этим чертам характера любовь Петра и Февронии преодолевает все жизненные испытания, они оба готовы к самопожертвованию и преданны друг другу.

Домашнее задание: посмотреть мультфильм « Сказание о Петре и Февронии» Найти различия с текстом повести, сказочные и житийные элементы.

На втором уроке ребята очень активны, они нашли много общего и различного с текстом повести.

- почему Змей прилетел к Марии? Как сумел обмануть ее? ( отравленное яблоко- элемент волшебной сказки)

- Как лечила Петра Феврония7 Как решил отблагодарить ее Петр?( сундуки с золотом)

-Где остался струп у Петра? Случайно ли это? ( у сердца; любят всем сердцем)

-Какой вывод сделал он, когда вновь заболел?( обманул -вот и наказан. Если простит -женюсь).

-Как во время своего княжения принимал решения Петр? ( только советуясь с Февроньей).

-Как были наказаны бояре за свое неуважение к Февронье?

-Как помогает Февронья Петру пережить тяжелое время изгнания?( терпением, верой)

-Как мудро объясняет Февронья лодочнику, что такое верность?

-Найдите элементы волшебных сказок в повести.( змей, меч- кладинец, яблоко, заяц, струп у сердца, выросшие деревья из сухих прутиков, крошки хлеба со стола првращаются в драгоценные камни)

-Почему Петр и Февронья стали святыми покровителями брака? ( их жизнь- образец настоящей любви и верности)

Домашнее задание: сочинение размышление «Над чем заставила меня задуматься повесть? Важно ли учиться терпению и прощению?»

Третий урок посвящен просмотру и обсуждению фильма « Петр и Феврония. История вечной любви»( студия « Остров» 2008г., режиссер А.Видемеер)

Филь вызывает неподдельный интерес, так как в нем переплетаютс сюжет повести и современные события.

-Город Муром. Чем известен? ( сообщение , слайды)

-Почему Змей боролся с людьми? С помощью чего?( хотел истребить добро; ядовитый меч)

-Почему Петр решил сразиться со Змеем? Каким он изображен? О чем он думал во время боя? почему сумел победить? ( бился ради жизни людей)

- Разговор с девушкой из города Мурома. Каким представляет она себе своего будущего суженого? ( обязательно добрым, сильным, сильным, чтобы мог защитить)Вывод: значит, сила, доброта, умение защитить важны и в наше время. Но достаточно ли этого для счастья? Вернемся к событиям повести.

- Почему заболел Петр? Кто оказался лекарем?

-С какой приметой связано появление зайца в доме? ( свадьба)

Как решил Петр отблагодарить Февронью?

-как вы считаете, почему Февронья отказалась от золота?( для настоящей любви это не главное).

-Какой грех совершил Петр после излечения? ( солгал Февронье. Ангел сказал, что ложь – это грех).

- Случайно ли , что главная героиня- девушка из простой семьи? ( любовь настигает независимо от богатства и положения).

Современная деревня Ласково ( под Рязанью)

-Как молодожены отвечают на вопрос о том, что такое любовь, что необходимо для создания семьи? ( первая пара: деньги, муж зарабатывает, жена-хранительница очага, потом дети. Вторая пара: главное-доверие, тогда будет семья, но самое важное между мужем и женой- мораль, вера).

-Как вы считаете, что важнее для настоящей любви создания семьи?

Вывод: деньги нужны, но любовь- это прежде всего семья, дети, полное доверие, соблюдение моральных норм и правил.

- Что такое мораль? (« совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу, нравственность» С.Ожегов)

-Вспомните, какой урок дает Февронья кормчему от соблазна? Как вы считаете, в наше время этот урок актуален? ( Февронья: « Естество женское одинаково. Что же ты о своей забыл, а о чужой помышляешь»?)

-Секрет семьи Зухры и Сергея Цукановых их Мурома, воспитавших 11 детей. Какова в семье роль женщины? Мужчины?

Вывод: настоящая любовь требует постоянной поддержки. Это дело женщины. Любить- значит, быть терпимым и чутким, уметь прощать ; главное-это дети).

-Трудное время в жизни Петра и Февроньи. Как в изгнании жена укрепляла силу духа в муже («Храни достоинство и в горе, и в радости»). Именно об этом и говорит Зухра Цуканова.

-Семья Марии и Василия Вишняковых.( в браке 67 лет) .В чем секрет их любви?( каждая семья имеет свои традиции, конечно, и ссоры есть, и противоречия, но , главное,- поддержка и вера).

« Когда люди живут в любви, то не замечают наступления старости, и ели даже заметят морщинку, то не придадут ей значения: не в этом дело»( М.Пришвин)

Вывод: настоящая любовь преодолевает любые жизненные испытания, если оба готовы к самопожертвованию и преданны друг другу; любовь неоднозначна.

-Как вы думаете. Петр и Февронья – вымышленные герои?

- Как вы понимаете слова игуменьи Кирилла, наместника Муромского Свято-Преображенского монастыря о том, что Россия возродится, когда отношение к браку перестанет быть развлекательным и коммерческим актом.

-Игуменья Талифа, настоятельница Муромского Свято-Троицкого монастыря, говорит также, что в семье все зависит от женщины. Надо помнить: « Жена да убоится мужа своего, а муж почитает жену свою, как самого себя». Как вы понимаете эти слова? ( « убоится» , т.е. умеет слушать и слышать, « почитает» , т.е. уважает)

-« То человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби меня, и я постараюсь быть лучше…»Это цитата из рассказа М.Пришвина « О любви».О чем заставляют задуматься эти слова?

-Почему Петр и Февронья стали святыми?( люди причислили их к лику святых, потому что они были образцом духовных и нравственных ценностей, они предпочли друг друга всем земным благам).

В городе Муроме в Спасо –Преображенском монастыре уже 7 веков покоятся святые Петр и Февронья. К ним приходят и сегодня, просят о покровительстве в любви, исцелении в болезни. Чтобы сохранить семью, многое зависит от женщины, ее мудрости. История Петра и Февронии учит нас, что нет ничего дороже уюта и мира в семье, близкого человека рядом.

8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронью, и именно этот день считается днем влюбленных в православии. В 2008 г этот день объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника.

( Звучит песня М. Тишмана « Петр и Февронья»

Домашнее задание: сочинение-миниатюра « Семья –это трудная радость».Нарисуйте ромашку, на лепестках напишите те качества, которые должны объединять любящих.

ist.na5bal.ru