Карта древнего междуречья и египта. «Древний Египет и Междуречье и математика»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ МЕЖДУРЕЧЬЕ И МАТЕМАТИКА. Карта древнего междуречья и египта


ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ МЕЖДУРЕЧЬЕ И МАТЕМАТИКА

Тема: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, МЕЖДУРЕЧЬЕ И МАТЕМАТИКА

Эпилог к уроку: Учиться нелегко, но интересно

Я.А.Коменский

Учиться можно только весело…

Чтобы переваривать знания, надо поглащать

Их с аппетитом

Анатоль Франс

Наука только тогда достигает совершенства,

Когда ей удается пользоваться математикой .

К.Маркс

Крупное научное открытие дает решение

Крупной проблемы, но и в решении любой

Задачи присутствует крупица открытия.

Дьердь Пойба

Счет и внимание – основы порядка в голове

Песталоцци

История и математика – это две тесно связанные друг с другом науки и сегодня на уроке мы это должны доказать. Ведь история – она не мыслима без цифр, без дат.

Учитель математики: В древнем Египте около 5000 лет назад обозначали число 10 так: ∩

Число 100 – знаком . Из таких цифр составить десятичную запись

Любого числа, например:

124 – это III∩∩

Народы Междуречья сначала обозначали числа с помощью

Кругов и полукругов разной величины, а затем только двумя

Клинописными знаками – «прямым» клином ▼ , обозначали

Единицу, и «лежащим» - ◄ - 10. Например:

23 – это ◄◄▼▼▼

(показ слайда)

Решай, ищи, твори и мысли.

Т.Эдисон

Когда английского ученого Фарадея спрашивали, как и почему он добивался выдающихся успехов в науке, он отвечал: «Потому что, начиная дело, я всегда довожу его до конца».

ЭТАП 1 Развитие вычислительных навыков

Учитель истории: Древний Египет и Междуречье – государства глубокой древности.

(работа с картой)

- Покажите на карте где находится Древний Египет? В какой

Части света? Какая река протекает по территории Египта? Покажите

Дельту.

- Охарактеризуйте природный условия Древнего Египта? Каким

Занятиям благоприятствовали природные условия Египта?

- Когда образовался Древний Египет?

(слайд)

Учитель математики: Решив эти примеры, вы получите слово – город:

Учащиеся устно решают примеры, формируются навыки рационального устного счета *25 – это: 4*100; *125 – это: 8*1000

  1. 347* 23-247*23=

  2. 157*2*5=

  3. 3248-(248+700)=

  4. 16028*25=

  5. (547+389)-247=

  6. 4*189*25=

Е=1570; И=689; М=2300; С= 18900; Ф=400700

(слайд)

Учитель истории: Расскажите и покажите на карте государство, столицей которого был

Этот город.

Учитель математики: 3000 лет до нашей эры образовался Древний Египет. А сколько же

Лет прошло с тех пор до нашего времени? А сколько месяцев?

3000+2007=5007(г)

5007*12+9=60093(г)

А сколько поколений сменилось с тех пор, если считать

Приблизительно одно поколение 60 лет жизни?

5007:60=83,45 если округлить, то получится 83.

Учитель истории: На уроках истории мы часто бывали археологами. Давайте представим,

Что мы идем с вами по безжизненной пустыне в поисках чудесного

Цветущего края, похожего на сад. А приехали мы сюда, чтобы найти

На древних холмах глиняные таблички с бесцветными письменами.

- Что это за страна? (Междуречье)

- Покажите на карте Междуречье, почему это государство получило

Такое название? Какие реки протекают в Междуречье? Столица

Междуречья? Природные условия Междуречья и каким занятиям

Они благоприятствовали?

- Что общего между Древним Египтом и Междуречьем? Почему эти

Цивилизации называют речными?

ЭТАП 2 Решение уравнений. Основные профессии Египта и Междуречья

Учитель математики: решая уравнения вы получите профессии, которые были развиты в

Древнем Египет и Междуречье: (слайд)

1 группа – мальчики:

1)х-18=93

2)50х=350

3)х:40168=125

4)х:25=50

5)471-х=29

6)475+х=526

А=442; Г= 111; Н=5021000; О=7; Р=51; Ч=1250

2 группа – девочки:

1)х+27=115

2)25у=150

3)а:48=2

4)у:125=56168

5)z-64=46

6)585-х=38

В=6; Е=96; И=100; Л=7021000; Р=547; Ю=88

Учитель истории: Что вы знаете о профессиях гончара и ювелира? Какие еще

Профессии были в Древнем Египте и Междуречье? В

Древние времена была развита профессия строителей. Об

Этом свидетельствуют сооружения, построенные в Древнем

Египте, они до сих пор удивляют мир и являются одним из

Чудес света. Что это?

Одним из 7 чудес света являются египетские пирамиды.

Самая первая пирамида – Джосера. Но самая высокая пирамида –

Пирамида Хеопса – ее высота 137 метров = 50 этажному дому.

Построена она была в 2600 г. до н.э. Если обойти пирамиду

Вокруг, то пройдешь почти километр. Пирамида состоит из

Плит, каждая весит около 2 тонн. А таких плит в пирамиде

  1. млн. 300 тысяч штук.

Геродот писал, что египтяне строили эту пирамиду – 20 лет.

Вход в пирамиду охраняет Сфинкс.

- Что вы знаете о пирамидах? Для чего и кем они строились?

-Кто такой Сфинкс?

(слайд)

ЭТАП 3 Профессии Египта и Междуречья и математика

Учитель математики: Итак, ребята, а какие профессии опираются на

Математические знания? Почему гончарам, строителям,

Ювелирам была нужна математика?

Сейчас мы будем решать задачи, вернувшись при

Этом на 5000 лет назад.

  1. По моделям найти S основания, сделав необходимые

Измерения. (учащиеся получают модели пирамид)

  1. S основания пирамиды Хеопса (250*250=625*00(м2))

  2. Во сколько раз S основания пирамиды Хеопса больше

S основания модели.

4. Сборщик налогов принимает от земледельцев оливковое масло и наливает его в большие глиняные сосуды. Сколько земледельцев сдали масло, если каждый должен был сдать по 5 литров, а всего было заполнено 25 сосудов по 20 л. И 15 сосудов по 30 л?

ЭТАП 4 Исторические даты в уравнениях

Учитель истории: Знание истории – это знание основных дат, умение анализировать,

Сопоставлять, делать выводы.

Учитель математики: Все эти качества необходимы и на уроках математики.

Вам необходимо решить уравнения, а корнями этих

Уравнений являются знакомые вам числа из истории

2х-18=182 (100)

(а-50)*10=29500 (3000)

(у+122)*5=25610 (5000)

(а-143):10=160 (1743)

(5+х):5=9001

(слайд)

Учитель истории: А теперь, ребята, давайте отметим полученные числа на ленте

Времени и вспомним, что же это за исторические даты, какие события

Связаны с этими датами?

Какая из этих дат будет лишней? Что она означает?

Учитель математики: учащиеся решают примеры и в ответе получают исторические

Термины: (слайд)

1)16364*25=409100 Ф

2)10412*25=260300 А

3)1616*125=202000 Р

4)2*18*5=180 А

5)832*125=104000 О

6)4*1723*25=172300 Н

1)12032*25=300800 П

2)904*25=5100 А

3)2424*125=30300 П

4)328*125=41000 И

5)4*36*25=3600 Р

6)2*47*5=4700 У

7)10*18*10=1800 С

Учитель истории: Ребята, давайте вспомним, что такое папирус?

Кто такой фараон?

Давайте вспомним еще термины, с которыми мы

Познакомились на уроках истории: дамба, ил, рельеф,

Иероглиф, клинопись?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами действительно смогли доказать, что математика и история тесно связаны между собой. Хочется закончить урок прекрасными словами:

Учиться нелегко, но интересно. (Я.А.Каменский)

Считай несчастным тот день или тот час, в который

Ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил

К своему образованию. (Я.А.Коменский)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: составить чайнворд в виде пирамиды по теме Древний

Египет и Междуречье.

textarchive.ru

Ответы@Mail.Ru: сравнение египта и междуречья

Cравнить Египет и Междуречье по особенностям: состав народов и государств, традиции культуры (религии, искусства, науки), особенности государственной власти, правила отношений между слоями общества, основы хозяйства. Урок: Цивилизация в Междуречье. Цели урока по линиям развития личности. 1-2 Линии: Картина мира в фактах и понятиях. Анализируя факты истории жителей Междуречья, уметь делать выводы об особенностях развития данной цивилизации. Выявляя отличия Древнего Междуречья от Древнего Египта, уметь формулировать понятие цивилизации как общности людей, отличающихся от других рядом особенностей. 3 Линия: Историческое мышление. Характеризуя отрасли хозяйства жителей Междуречья, уметь объяснять, почему именно орошаемое земледелие и ремесло хорошо было развито на данной территории. Обязательный минимум содержания: Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть, клинопись). Второе значение понятия цивилизация (культурная общность). План урока. I. Проблема урока: Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями? II. Поиск решения проблемы. 1) Особенности цивилизации Междуречье как общности людей: а) состав народов и государств Примерный вывод по проблеме: На территории Междуречья в отличии от Египта где проживал один народ существовало несколько народностей (шумеры и семитские племена) и много городов-государств. б) традиции культуры Примерный вывод по проблеме: У шумеров и египтян разная письменность и иное представление о загробном мире, особые достижения в области науки и искусства. Это указывает на то, что цивилизация Междуречья отличается от цивилизации Древнего Египта. в) особенности государственной власти Примерный вывод по проблеме: В отличие от Египта, где фараон считался царь и бог, в Междуречье царь был правитель и жрец, наместник богов. Это позволяет сделать вывод о том, что Египет и Междуречье, разные цивилизации. г) правила отношений между слоями общества и основы хозяйства Примерный вывод по проблеме: В Междуречье, как и в Египте, общество делилось на простых земледельцев и знатных. Хорошо было развито орошаемое земледелие, ремесло и торговля, которая в отличие от Египта была более активной и связана с обменом товаров на строительный лес и медь. В древности природа Южного Междуречья была схожа с природой Египта (см. пособие, табл. 12). Она способствовала развитию земледелия, обладала рядом тех же отрицательных факторов (топи, обилие вредных насекомых, засушливые земли) . Сходны были и пути преобразования природы (осушение болот, орошение) , и те социально-экономические последствия, к которым привел переход к производящему хозяйству (рост излишков, возникновение неравенства и классов) .

Ого! Добавить даже нечего.

В Египте и Двуречье условия жизни были похожи (реки, плодородные долины, необходимость ирригации, раннее формирование государства из-за необходимости организовывать большие массы людей, деспотические черты государства – по принципу пирамиды)., но были и отличия: ■ Двуречье - страна, расположенная в передней Азии, близ рек Тигр и Евфрат. ■ Древний Египет – одна из древнейших мировых цивилизаций, зародившаяся в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. ■ Природные условия способствовали возникновению в Двуречье цивилизации, хотя можно сказать, что это условия были далеко не идеальны, требовали усилий людей по преобразованию природы. ■ В отличие от Египта, в Двуречье конца IV тыс. – пер­вой половины III тыс. до н. э. не сложилось централизо­ванное государство, а существовало несколько поли­тических центров – городов-государств, которых было намного больше, чем в Египте, да и к тому же они об­ладали большей силой. Наиболее крупные из них за­нимали площадь около 20 га с населением около четырех тысяч человек. ■ Жилища, храмы, гробницы... в Египте строили из камня, а в Двуречье из глины. ■ Письменность: в Египте – иероглифы, в Междуречье – клинопись. ■ Египет: был высчитан год – 365 дней, в Междуречье – 60-тиричная система измерени

touch.otvet.mail.ru

«Древний Египет и Междуречье и математика»

Интегрированный урок математики и истории.

Тема урока: «Древний Египет и Междуречье и математика».

Учителя: Никонова Л.И., Акимова Н.А

Цель урока: достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии,

процессе; расширить представления школьников по изучаемой теме;

показать связь математики с разными областями человеческих знаний.

Оборудование: карта Древнего Египта, карточки, модели пирамид, фильм.

Ход урока.

1).Организационная часть.

2). Этап 1. Развитие вычислительных навыков. Древний Египет и Междуречье – государства глубокой древности.

Учитель математики: ( на экран подаются задания по математике на применение свойств арифметических действий ). Решив примеры, вы получите буквы и затем сможете получить слово.

1)2·157∙5 =1570 ; 2)3248 – (248 + 700 ) = 2300; 3)399 + 1000 + 171 = 1570;

4)( 547 + 389 ) – 247 = 689; 5)4∙189∙25 = 18900; 6)93∙8∙125 = 93000.

Е И М С Ф
2300 18900 1570 93000 689
«Мемфис»

Учитель истории: Итак, ребята, какое слово вы получили? (учащиеся называют слово «Мемфис»). Расскажите о государстве, столицей которого был этот город, покажите его на карте. А когда образовался Египет?

Учитель математики: 3000 лет до нашей эры …

1.Сколько лет прошло с тех пор до нашего времени? Сосчитайте, сколько это месяцев? ( 3000 + 2005 = 5005; 5005 ∙12 = 60060 мес.)

2.Скажите, сколько поколений сменилось с тех пор, если считать средний уровень продолжительности жизни равным 60 годам? (5005 : 60 = 83 поколения)

Учитель истории: А теперь расскажите о Междуречье, покажите на карте.

Этап 2. Решение уравнений. Основные профессии Египта и Междуречья.

Учитель математики: А теперь, ребята, решив уравнения, назовите две профессии, которые были распространены в Междуречье. Давайте посоревнуемся. Задания даны отдельно для девочек и мальчиков(через экран подаются задания для девочек «вариант 1», для мальчиков «вариант 2»).

Вариант1. а) х – 18 = 93; х = 93 + 18; х = 111; б) 50∙х = 350; х = 350:50; х = 7; в) 30:х=2; х=30:2; х=15; г) х:25=50; х=50∙25; х= 1250; д)471 – х =29; х=442; е)475 + х = 526; х=51.

А Г Н О Р Ч
442 111 15 7 51 1250
«Гончар»

Вариант 2. а) х + 27 = 115; х=88; б)25∙у=150; у=6; в) а:48=2; а=96; г) 54:у=18; у=3; д) х-64=46; х=110; е) 585-х=38; х=547.

В Е И Л Р Ю
6 96 110 3 547 88
«Ювелир»

Далее учитель истории обращается к учащимся с просьбой рассказать о профессиях гончара и ювелира, назвать ещё профессии, которые были распространены в Междуречье и Египте. Ученики кратко характеризуют эти профессии. Среди названных профессий должна быть профессия строителя: сооружения, построенные в Древнем Египте, удивляют мир до сих пор. Что это за сооружения?

Этап 3. Профессии Египта и Междуречья и математика.

Учитель математики: Итак, ребята, а какие профессии опираются на математические знания? Почему гончарам и строителям была нужна математика? Сейчас мы будем решать задачи, вернувшись при этом на 5000 лет назад.

1.По моделям, которые вы получили (модели пирамид раздаёт учитель математики, пока ученики работают с учителем истории), найдите Р основания пирамид, выполнив необходимые измерения.

2.А теперь вспомним о самой большой пирамиде, пирамиде Хеопса. Назовите высоту и периметр основания её. Далее нужно определить, во сколько раз Р основания пирамиды Хеопса больше Р основания модели пирамиды на столе.

3.Сборщик налогов принимает от земледельцев оливковое масло и наливает его в большие глиняные сосуды. Сколько земледельцев сдали масло, если каждый должен был сдать по 5 л, а всего было заполнено 25 сосудов по 20л и 15 сосудов по 30 л каждый? (25·20 + 15·30) : 5 = 190 земледельцев).

4 этап. Исторические даты в уравнениях.

Учитель истории. Знание истории – это и знание основных дат.

Учитель математики: На доске – три уравнения. Корни этих уравнений – числа, знакомые вам из истории. Решив эти уравнения, ответьте, чем знамениты эти даты (учащиеся решают уравнения по группам).

1. (х + 895)·2=5374 2.(х-811):3=313 3.х:4 + 17=392

Х=1792 х=1750 х=1500

Затем учащиеся отвечают на вопрос учителя истории, что происходило в эти годы.

Этап 5. Порядок выполнения действий и исторические термины.

Учитель истории: А сейчас, ребята, вспомним некоторые термины.

Учитель математики: Решите тесты по вариантам и разгадайте зашифрованные исторические термины.

Вариант 1.

  1. 2·4 + 5·3 = 23 2) 6·6 - 5·5 = 11
27(О), 23(Е), 13(К), 32(Р) 101(А), 11(В). 111(Р), 10(Е)
  1. 9·3 + 24:24 =28 4) 25·5 – 35 =90
21(О), 22(Р), 23(К), 28(Ф) 80(К), 70(Т), 90(Р), 101(И)
  1. 98:(7∙7)=2 6) 8∙8∙100=6400
3(О), 4(К), 2(А), 1(Е) 3600(К), 14100(Р), 6400(Т), 130(Е)

«ЕВФРАТ»

Вариант 2.

1)3∙3 + 4∙8 =41 2)7∙7 - 6∙6 = 13

31(А), 21(В), 41(Ф), 11(Е) 13(А), 12(Е), 10(О), 14(Т)

3)180:9 -4∙4 =4 4)15∙8 – 107 =13

4(Р), 6(Б), 8(Г), 10(Д) 11(И), 12(К), 13(А), 10(М)

5)(3 + 2)∙5 = 25 6)25∙5∙4 = 500

15(Н), 35(П), 25(О), 13(Р) 300(Ф), 200(У), 500(Н), 100(Я)

«ФАРАОН»

Далее ученики объясняют смысл каждого термина.

Этап 6. Подведение итогов. Выводы. Рефлексия «Пейзаж-зеркало настроения».

Этап 7. Задание на дом по уровням.

cat.convdocs.org