Конспект урока архитектура древнего египта. План-конспект урока по МХК (10 класс) по теме: КОНСПЕКТ УРОКА ПО МХК для 10 КЛАССА (УМК Л.Г.Емохоновой) «АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Конспект урока "Культура Древнего Египта". Конспект урока архитектура древнего египта


План-конспект урока по МХК (10 класс) по теме: КОНСПЕКТ УРОКА ПО МХК для 10 КЛАССА (УМК Л.Г.Емохоновой) «АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА» | скачать бесплатно

Раздел

Задача этапа

Материал

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия вызова

Создание атмосферы восприятия и осмысления информации о древней культуре

Стихотворение «Тени прошлого» В.Брюсова

Слайд №1 (текст стихотворения)

Здравствуйте.

Готовясь к сегодняшнему уроку, я просматривала разную литературу. Среди различных произведений я встретила строки, от которых не могла оторваться, и поняла, что обязательно их вам прочту. Послушайте:

Осенний скучный день. От долгого дождя

И камни мостовой, и стены зданий серы;

В туман окутаны безжизненные скверы,

Сливаются в одно и небо и земля.

Близка в такие дни волна небытия,

И нет в моей душе ни дерзости,  ни веры.

Мечте не унестись в живительные сферы,

Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я.

Мне снится прошлое. В виденьях полусонных

Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.

Есть много светлых дум, погибших, погребенных, –

Как странно вновь стоять у темных их гробниц

И мертвых заклинать безумными словами!

О тени прошлого, как властны вы над нами!

(В.Брюсов)

Как вы считаете, что же помогает герою проживать и переживать это состояние? Зачем нужно прошлое? Почему оно властно над нами?

Может ли быть, что прошлое помогает нам в настоящем?.. Быть может, то, что вы узнаете сегодня о прошлом, поможет вам в вашем будущем?..

Ответы: прошлое, его необычность и таинственность; возвращаясь в прошлое, мы обдумываем его и делаем какие-то выводы…

Слайд № 2 («Культура Древнего Египта»)

Я предлагаю вам поразмыслить о далеком прошлом, о Древнем Египте. Запишите в тетрадь число и тему: «Культура Древнего Египта».

Мир начал изучать Древний Египет около 200 лет назад. А вы знаете, чем интересен сегодня миру Древний Египет? –

Работа в тетради

«мозговой штурм»

Запись предположений на доске: пирамиды, древняя наука, связь пирамид с астрономией, с инопланетянами…

Стадия осмысления

формирование представлений об историко-культурных доминантах Древнего Египта;

Слайд №3 (Карта Древнего Египта)

 Слайд № 4 (Периодизация истории культуры)

Слайд № 5, 6, 7(«Анубис бальзамирует тело», Саркофаг, «Суд Осириса»)

Слайд № 8 («Архитектура Древнего Египта»)

Что же за культура все это дала миру? Когда и как началось ее развитие?

На берегах Нила, который на карте выглядит, как цветок лотоса, так почитаемый в этой стране, возникает цивилизация около 4 тысячелетия до нашей эры.

За более чем трехтысячелетнюю историю были периоды расцвета (Древний, Средний, Новый, эллинистический) и упадка. Жизнь египтян полностью зависела от разлива Нила. С этим связана вера в вечное постоянное обновление мира. Каждый вечер солнце Ра умирает на западе и каждое утро возрождается на востоке, пройдя подземный мир и преодолев все препятствия. И душа человека, его астральный двойник КА, также после физической смерти, пройдя в подземном мире суд Осириса (умирающего и воскресающего божества растительности) окажется в полях Иалу (полях Камыша) и будет жить вечно и в лучших условиях. А сам Осирис вместе с двойниками умерших имеет власть над урожаем.

 Эти религиозные представления, эта идея вечной жизни (сначала жизнь на земле, а потом в «благословенных полях Иалу») вызывала стремление сохранить тело, т.е. мумифицировать, сохранить в гробнице и, провести магический ритуал, который защитить астрального двойника от неприятностей  загробного мира.

Гробница должна была быть очень надежной. Пример такой защиты мы увидим в архитектуре эпохи Древнего царства. Это – пирамида…

Слушание лекции

Слайд № 9 (Общий вид Великих пирамид в Гизе)

Слайд №10, 11(вид пирамиды Джосера)

Слайд №12 (Великие пирамиды в Гизе)

Пирамиды – загадочные строения… Их тайны разгадывают до сих пор. Даже то, как они возникли и как были построены, до сегодняшнего дня вызывает много разногласий

Как особая форма гробницы пирамида начала формироваться в эпоху Древнего царства. Сначала все выглядело так: подземная гробница и мастаба над ней. Затем зодчий Имхотеп возводит для фараона Джосера так называемую ступенчатую пирамиду, поместив 6 мастаба, одна на другую.

Затем появляются привычные для нас пирамиды. Самые большие известны как Великие пирамиды в Гизе. Это погребальные сооружения трех фараонов: Хуфу (Хеопса), Хафры (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Строились все некрополи на западном берегу. Ребята, как вы считаете, почему выбран именно запад?  –  

ответы учеников – место захода солнца, место смерти

Закрепление представлений о месопотамской архитектуре;

Развитие умения находить логические связи между новой информацией и ранее полученными знаниями

Слайд №13 (пирамида и зиккурат)

А где мы уже встречались с подобной архитектурной формой?  –

Давайте сравним эти формы, что у них общего и что различного. Оформите в тетради таблицу, на работу 15 минут:

Предполагаемые линии сравнения

Линии сравнения

Зиккурат

Египетская пирамида

Материал

Место постройки

Внешний вид

Предназначение

Подведем итог:

ответы учеников – культура Междуречья, зиккурат

Работа в таблице

 

ответы учеников – предназначение, материал, место постройки

развитие умений анализировать различные информационные источники

Слайд № 14, 15 (Великие пирамиды в Гизе)

Исходя из ваших предложений, пирамида возводилась как строение, воплощающее в себе определенные принципы. А какие это принципы, вам предстоит разобраться самостоятельно: делимся на группы: 1 группа работает по учебнику, 2 группа работает с текстом статьи, 3 группа вносит собственные предположения. Через 10 минут вам нужно ответить на вопрос: какие принципы положены в основу строительства пирамиды?  –

Принципы, лежащие в основе строительства пирамид

Учебник

СМИ

Догадки

работа в группах, затем обсуждение и запись предложений в Т-таблицу:

Ответы представителей групп и запись предложений

Сделайте вывод: какое из ваших предложений наиболее ясно и научно объясняет принципы, на основе которых построена пирамида? В чем именно проявляется этот принцип?

Но эта важная идея проявлялась не только в пирамидах, существовали еще и другие архитектурные ее воплощения – заупокойные храмы. В учебниках эта связь очень хорошо показана, и дома вы самостоятельно с этим материалом познакомитесь и выполните задание № 2 к «Уроку №5»

Ответы: идеи из учебника, отражение идей о вечной жизни, пирамида являет собой соединение горизонтальной и вертикальной мифологической моделей мира.

Стадия рефлексии

Формирование эстетического отношения к памятникам мировой культуры,  связей между искусством прошлых эпох и настоящим.

Вернемся к началу урока. Мы говорили о важности прошлого. Посмотрите, знание одного культурологического момента помогло осмыслить другой. В наше время форма пирамиды не исчезла из искусства: мавзолей на Красной площади, пирамида Лувра, памятные курганы… Все это формы из прошлого. Напомню вам, что пирамидальная форма, Мировая гора, соединяет прошлое и будущее.

И последнее, «Есть много светлых дум» – сказал В. Брюсов, и египтяне считали, что души бессмертны тогда, когда из тьмы подземного мира пробьются к свету. Идея бессмертия, воплощенная в архитектуре – идея путешествия к свету, и мне хочется, чтобы каждый ваш шаг был шагом к свету. Светлых дум вам!

nsportal.ru

Конспект урока по МХК Архитектура страны фараонов 10 класс

МХК 10 класс Урок № _4_

ТЕМА: «Архитектура страны фараонов»  Учебные цели и задачи: приобщить учащихся к ценностям мировой культуры; развивать гуманитарную культуру; повышать уровень их художественного развития; создать условия для развития эмоционально чувственной сферы, познавательного интереса, образного мышления и зрительной памяти.Учебные вопросы:1.Общая характеристика египетской культуры.2.Пирамиды – «жилища вечности» фараонов.3.Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.4.Абу-Симбел – жемчужина египетского зодчества.5.Архитектурные сооружения Позднего царства.Основные понятия: Фараон, пилоны, сфинксы, пирамиды, папирус, колоннада, пандусы.

Ход урока:Организационный моментII. Актуализация знаний по теме: «Художественная культура ДПА»А) Устный опрос с развернутым ответом:- Какое влияние на общий характер развития культуры оказали природные условия и важнейшие исторические события? Каковы выдающиеся достижения культуры народов ДПА?- Как и почему была изобретена шумерская письменность? Каковы ее характерные особенности? Что вам известно о создании первой в мире библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии?- Каковы особенности архитектуры Древнего Междуречья? Расскажите о важнейших достижениях храмового и градостроительного зодчества?Б) Выразительное чтение отрывка из «Эпос о Гильгамеше»В) Работа по пословицамГ) Реферат «Музыкальное искусство»Д) Узнай произведение Слайд 1-8.

Изучение новой темы.

Учитель: Слайд 9. В то время, когда другие народы находились еще на стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством. История архитектуры начинается в Египте. Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий.Слайд 10. Таким образом, архитектуру Древнего Египта можно разделить на 5 периодов: архитектура Раннего царства, архитектура Древнего Царства, архитектура Среднего царства, архитектура Нового царства, архитектура Позднего царства.Т- Культура Древнего Египта

Искусство Египта начинает отсчёт с IV т

weburok.com

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Конспект урока "Культура Древнего Египта" | скачать бесплатно

Наше путешествие в Древний Египет подходит к концу, сегодня у нас последняя тема. На следующем уроке мы с вами проведем игру-викторину. Вам нужно разделиться на 3 команды, выбрать капитана, придумать название и нарисовать эмблему. Ну и, конечно, повторить всю тему «Древний Египет».

Тема урока: «Культура Древнего Египта».

Мы поговорим об архитектуре, письменности и науках Древнего Египта.

1. Пирамиды. Давайте посмотрим на рис. на с. 57 (сл. 2). До наших дней в Египте сохранились каменные гробницы фараонов, имеющие форму пирамид. На фотографии одна из трех самых крупных пирамид. На ее фоне хорошо виден вырубленный из целой скалы Большой сфинкс – фантастическое существо с туловищем льва  и головой человека. Древний мастер представил в образе сфинкса владыку Египта в царском головном уборе.

Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них – египетские пирамиды (сл. 3). Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда ещё не было даже железных орудий труда.

Пирамиду возводили по воле фараона еще при его жизни. На работы сгоняли тысячи земледельцев и ремесленников. Прежде всего, нужно было заготовить множество камней. С этой целью в горах откалывали от скал огромные каменные глыбы. Потом глыбы обтесывали, придавая им правильную прямоугольную форму. Их тщательно шлифовали песком, чтобы поверхность была гладкая и ровная. Но как поднять громадины весом в несколько тонн на высоту?

Давайте посмотрим на рис. на с. 59 «Строительство пирамиды». Сооружали земляную насыпь. Каменную плиту тащили на салазках. На насыпи делали настил – укладывали поперек бревна, их поливали водой, чтобы салазки лучше скользили. Камни укладывали один на другой так плотно, что между ними нельзя просунуть даже иголку. По мере того, как пирамида росла в высоту, насыпь делали все выше и длиннее. Представьте, сколько человеческих сил требовалось для этого. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия.

Каменная громада пирамиды вечно напоминала о могуществе фараона (сл. 4). Особенно ощущается величина пирамиды, если встать посередине одной из ее сторон. Глаз не может охватить все сооружение в целом. Стоящему у подножия пирамиды кажется, что каменная стена наклонно уходит в бесконечную высоту. Углы пирамиды и ее вершина исчезают из поля зрения. Человек, словно песчинка, теряется у основания каменной горы. Можно представить себе, что древние египтяне остро ощущали собственное ничтожество сравнительно с могуществом фараона – сына бога солнца.

Самая высокая пирамида – пирамида фараона Хеопса – была построена около 2600 года до н. э. Её высота почти 150 метров. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти её кругом, нужно прошагать целый километр. Посмотрите на рисунок пирамиды Хеопса в разрезе (слайд 5, с. 57). Можно увидеть узкие коридоры и несколько помещений. Археологи нашли пирамиду пустой, остался только гроб из красного гранита, в котором, по-видимому, и был похоронен фараон Хеопс. Но гроб был пуст. Можно предположить, что это дело рук грабителей. В царскую гробницу клали мебель, обшитую золотом, дорогие сосуды, оружие, украшения. Строители учитывали возможность ограбления, поэтому вход в пирамиду они устраивали высоко над землей и маскировали его. Они делали ложные ходы и тупики, рыли колодцы-ловушки. Но ничего не помогало, большинство гробниц были разграблены еще во времена фараонов самими египтянами. Так что, для историков остается загадкой, для чего предназначены эти пустые комнаты и что в них находилось.

2. Храмы. Наряду с пирамидами, замечательными творениями египетских строителей являются храмы (сл. 6). Посмотрите на рис. на с. 59.

Величественные храмы производили сильное впечатление на египтян. Дорогу к храму охраняли каменные сфинксы. Перед храмом нередко стояли статуи фараона намного выше человеческого роста.

 

3. Статуи. Вспомните, что называется мумией (сл. 8)? Почему из тела умершего делали мумию? Согласно верованиям египтян, душа умершего время от времени возвращается из царства Осириса и вселяется в мумию. Если душа, прилетев в гробницу, не обнаружит мумии, она погибнет, и ее жизнь в царстве мертвых прекратится. Но если мумия не сохранится, душа может вселиться в статую. Поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую его облик.

  1. Давайте посмотрим на статуи вельможи и его жены (с. 57 и 58). Знатный вельможа Рахотеп и его жена Неферт (сл. 9) представлены такими, какими они были в жизни. Вельможа в жару носил только набедренную повязку. Его жена окутана белым покрывалом, на ней парик и красивое ожерелье.

А вот каким правилам следовали художники и скульпторы Египта при изображении человека в росписях и рельефах (сл. 10). Верхняя часть его тела – плечи, руки – выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги – будто мы смотрим сборку. Голова тоже повёрнута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы глядим человеку прямо в лицо.

4. Письменность древних египтян. На земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Одна из них – Двуречье – с ней мы познакомимся позже, а другая – это Египет. Письменность возникла в Двуречье и в Египте примерно в одно время, более 5 тыс. лет назад.

Древнеегипетское письмо было не похоже на наше. Первоначально знаками для письма служили рисунки. Знаки для письма называются иероглифами. Древнеегипетское письмо было очень сложным: в нем было около 750 иероглифов. В Древнем Египте научиться читать и писать было очень трудно: чтобы выучить 700 иероглифов, были нужны долгие годы; было необходимо не только выучить их, но еще и правильно ими пользоваться – любой иероглиф мог обозначать либо слово, либо согласный звук.

5. Египетские папирусы. В Египте впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма. Вспомните, мы уже говорили об этом. Папирус. Египтяне выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под тяжесть: из растения выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям кладки обрезали - получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус - ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки). До наших дней дошло много больших свитков с записями, один из них достигает длины 40 м.

Посмотрите на статую писца (с. 62). Писцы часто занимали особое положение при дворе фараона, они гордились своей образованностью. На с. 64 вы можете увидеть письменные принадлежности. Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения краски и пенал с двумя углублениями для черной и красной краски. Весь текст был черного цвета, но начало новых разделов выделяли красным цветом (отсюда и выражение «красная строка»). Основой черных чернил была сажа, а красных – красная глина. Папирус можно было использовать несколько раз: старые записи смывали и высушивали листок.

6. Школа и научные знания. Многие науки впервые зародились в Египте и в других странах древнего Востока. По мере развития хозяйства появилась потребность в научных знаниях. Например, фараон повелел выстроить для себя дворец. Строители собрались на совет, чтобы высчитать, сколько понадобится кирпичей для дворца его величества; сколько крестьян и рабов надо согнать на строительство: тысячу человек или десять тысяч; сколько дней будет продолжаться строительство. Какая наука для этого нужна? Математика. Система счета и записи чисел была сложной и громоздкой (рис. на с. 64), особенно трудно было умножать и делить. Несмотря на это, египтяне знали все четыре действия арифметики.

Астрономия - древнейшая наряду с математикой наука; она изучает планеты и звезды. Наблюдая за ночным небом, египтяне заметили, что каждый раз перед началом разлива в предутренние часы ярко сияет звезда Сириус. Египетские астрономы высчитали, сколько дней проходит между двумя разливами Нила - двумя появлениями Сириуса на небе. Первыми в истории египтяне определили, что в году 365 дней; они разделили год на 12 месяцев. Многолетние наблюдения за звездами помогли египтянам хорошо ориентироваться по странам света. Египетские пирамиды, например, ориентированы с очень большой точностью, между тем компаса в те времена не было.

Еще в глубокой древности в Египте получила развитие медицина. Как ни странно, способствовал этому религиозный обычай. Вспомните, как и для чего из тела умершего делали мумию. Предположите, как этот обычай влиял на развитие медицины. (При вскрытии мертвого тела египтяне знакомились с внутренними органами: сердцем, печенью, почками, легкими. Они наблюдали за изменениями, происшедшими во внутренних органах под влиянием различных болезней. Обычай делать мумии способствовал развитию медицины.)

В Египте существовала специализация врачей. Были врачи зубные: они, например, отлично закрепляли шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой проволочки, умели сверлить больной зуб, чтобы удалить из него гной. В качестве лекарств египетские врачи использовали настои и отвары трав, различные соли.

Школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Теперь давайте прочитаем «Поучение писцов ученикам» (с. 62). Как учителя поддерживали порядок на занятиях? Чем была привлекательна для египтян должность писца?

Д.з. Повторить тему «Древний Египет».

nsportal.ru

Конспект урока МХК Архитектура Древнего Египта 10 класс

Конспект урокаАттестуемый педагог (ФИО) Хохлова Татьяна АлександровнаГород, район Солонешенский районОбразовательное учреждение МБОУ «Сибирячихинская СОШ»Предмет (или должность) Учитель МХККласс 10Тема урока Архитектура Древнего Египта

Характеристика класса: В классе 5 учеников, все учатся на 4 и 5. Школьники владеют навыками сравнения, обобщения, самоанализа. Понимают искусствоведческие термины и используют их в речи. Самостоятельно осуществляют поиск, отбор и обработку информации в области искусства, умеют отстаивать собственную точку зрения в ходе дискуссии. Умеют выполнять учебные и творческие задания.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, видеосюжет «Великие египетские пирамиды», учебник «Мировая художественная культура». Данилова Г.И. Москва, изд-во «Дрофа», 2011 г.

1. Организационный моментЦели данного этапа урока:Для учащихся: Готовность учащихся на восприятие материала.Для учителя: Организовать учащихся на восприятие урока.

Деятельность учащихсяДеятельность учителяПримечание

Подготовка учащихся к работе на уроке, приветствие учителя.Словесный метод.Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.1 минута.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалуЦели данного этапа урока:Для учащихся: Готовность учащихся к воспроизведению изученного материала.Показать уровень теоретических знаний по теме «Художественная культура Древней Передней Азии».Уметь узнавать изученные произведения.Для учителя: Выявить уровень теоретических знаний по теме «Художественная культура Древней Передней Азии». Выявить умение учащихся узнавать изученные произведения.Следить за логическим построением речи учащихся, наличием в речи специальной терминологии, грамотного и уместного использования терминов, эмоциональным содержанием речи.

Деятельность учащихсяДеятельность учителяПримечание

Отвечают на поставленные вопросы, связанные с изучением произведений архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии.

Узнают и называют изученные произведения.

weburok.com

Конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс. Урок 1 Древнейшие люди

Урок 1. Древнейшие люди (параграф 1, термины)

Планируемые результаты урока1.Предметные:Формулировать отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;Знать основные вехи в истории древнейших людей;Понимать и объяснять основные понятия темы: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо;Понимать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное положение по сравнению с остальным животным миром;Показывать на исторической карте части света и часть света, где впервые появились древнейшие люди.2.Метапредметные:Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке;Извлекать информацию из текста и наглядных источников в соответствии с учебной задачей;Развивать логическое мышление;Грамотно строить свои высказывания, давая полный ответ на поставленный вопрос.3.Личностные:Оборудование: карта мира.Форма урока: урок усвоения новых знаний.

1 этап: актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели урока.Вопросы для беседы с классом:-Что изучает история Древнего мира?-Как вы думаете, с чего мы начнем изучать историю Древнего мира? Каким вопросам будут посвящены наши первые уроки?Подводим учащихся к выводу: первая часть истории Древнего мира посвящена истории наших далеких предков – первобытных людей.Слайд 2 (тема урока)Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых больших городов и государств. (слайд 3)Первобытность была самым долгим периодом в истории, потому что развитие человека и человеческого общества вначале шло очень медленно и трудно.Сегодня на уроки мы узнаем о Слайд 4 (план урока)Учащимся предъявляется план урока на доске или на слайде:Происхождение человека.Облик первобытного человека. Орудия труда.Основные занятия древнейших людей: охота и собирательство. Овладение огнем.

2 этап: изучение нового материала.Изучение новой темы можно начать с беседы:-Какие версии происхождения человека вам известны?(слайд 5)-Как вы думаете, а какой из этих версий придерживаются ученые – историки?Подводим учащихся к выводу: человек – потомок обезьяны.

weburok.com

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МХК для 10 КЛАССА (УМК Л.Г.Емохоновой) «АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИНГИСЕППСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ для 10 КЛАССА(УМК Л.Г.Емохоновой)

«АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»

преподаватель БАБИЙ Е.А.,учитель музыки и МХК

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Цель: выявление связи мифологической идеи вечной жизни с архитектурой Древ него Египта.

Задачи: формирование представлений об историко-культурных доминантах Древнего Египта;развитие умений анализировать и систематизировать информацию; развитие умений анализировать различные информационные источники, формировать эстетическое отношение к памятникам мировой культуры.

Оборудование: презентация,персональный компьютер, мультимедийный проектор, тексты статьи. РазделЗадача этапаМатериал Содержание

Деятельность учителяДеятельность ученика

Стадия вызоваСоздание атмосферы восприятия и осмысления информации о древней культуреСтихотворение «Тени прошлого» В.Брюсова

Слайд №1 (текст стихотворения)Здравствуйте.Готовясь к сегодняшнему уроку, я просматривала разную литературу. Среди различных произведений я встретила строки, от которых не могла оторваться, и поняла, что обязательно их вам прочту. Послушайте: Осенний скучный день. От долгого дождяИ камни мостовой, и стены зданий серы;В туман окутаны безжизненные скверы,Сливаются в одно и небо и земля.

Близка в такие дни волна небытия,И нет в моей душе ни дерзости, ни веры.Мечте не унестись в живительные сферы,Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я.

Мне снится прошлое. В виденьях полусонныхВстает забытый мир и дней, и слов, и лиц.Есть много светлых дум, погибших, погребенных, –

Как странно вновь стоять у темных их гробницИ мертвых заклинать безумными словами!О тени прошлого, как властны вы над нами!(В.Брюсов)

Как вы считаете, что же помогает герою проживать и переживать это состояние? Зачем нужно прошлое? Почему оно властно над нами?Может ли быть, что прошлое помогает нам в настоящем?.. Быть может, то, что вы узнаете сегодня о прошлом, поможет вам в вашем будущем?..

Ответы: прошлое, его необычность и таинственность; возвращаясь в прошлое, мы обдумываем его и делаем какие-то выводы

Слайд № 2 («Культура Древнего Египта»)Я предлагаю вам поразмыслить о далеком прошлом, о Древнем Египте. Запишите в тетрадь число и тему: «Культура Древнего Египта».Мир начал изучать Древний Египет около 200 лет назад. А вы знаете, чем интересен сегодня миру Древний Египет? – Работа в тетради«мозговой штурм»Запись предположений на доске: пирамиды, древняя наука, связь пирамид с астрономией, с инопланетянами

Стадия осмысленияформирование представлений об историко-культурных доминантах Древнего Египта;

Слайд №3 (Карта Древнего Египта)Слайд № 4 (Периодизация истории культуры)

Слайд № 5, 6, 7(«Анубис бальзамирует тело», Саркофаг, «Суд Осириса»)

Слайд № 8 («Архитектура Древнего Египта»)Что же за культура все это дала миру? Когда и как началось ее развитие?На берегах Нила, который на карте выглядит, как цветок лотоса, так почитае

profhelp.net

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Искусство Древнего Египта | скачать бесплатно

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

 г. Байкальск, Слюдянский район.

Конспект урока по истории для 5 класса:

 «Искусство древнего Египта»

Форма: урок-экскурсия

                                        Разработала:

                                                                     учитель истории и обществознания:

                                                             Кулакова Лариса Викторовна

                                                              1 квалификационная категория

г. Байкальск 2014

Тема: Искусство Древнего Египта.

Форма: урок-экскурсия.

Цель:

 Познакомить учащихся с тайнами и загадками пирамид, большогоСфинкса, особенностями египетского искусства.

Задачи: 1.Продолжить формирование навыков работы с картой, применятьполученные знания на практике.

  1. Прививать интерес детей к искусству разных стран.

Оборудование:

  1. Физическая  карта мира.
  2. Карта «Древний Египет»
  3. в/ф «Великие чудеса света» (эпизод)
  4. картины из культуры Древнего Египта, гробницы Тутанхамона.
  5. Карточки- цифры
  6. Схема пирамиды Хеопса

Ход урока:

Вступительное слово.

Мы с вами уже изучили историю Древнего Египта, знаем, как жиливельможи и крестьяне, воевали фараоны, узнали о религии египтян.

  1. Что же есть еще интересного и загадочного в этой стране, о чем неговорили?
  2. Что такое пирамиды?

И сегодня я предлагаю совершить экскурсию в Египет, чтобы ближепознакомиться с тайнами и загадками древних пирамид и гробниц, культуройДревнего Египта.

Тему экскурсии выбрали. Запишем ее в тетрадь. Ставим число - день нашегопутешествия.

Зайдем в турагентство, чтобы выбрать маршрут.

  1. Карта полушарий — найдите, где находится г. Байкальск.
  2. Красные кружки - а где находится Египет (страна, реки)

Показать на карте и обозначить кружками.

Выбираем вид транспорта, чтобы быстро и удобно! (самолет и корабль)Показать на карте.

Когда я спросила, сколько стоит билет, мне дали 2 таких таблички:

1) самолет и 2) корабль.

Что это значит?

- древнеегипетские цифры.

Посчитайте, сколько стоит наш билет.

  Показать (таблички с цифрами) Приложение № 1.

И вот мы уже на корабле из средиземного моря попадаем в дельту Нилаи далее вглубь страны.

Правила поведения: экскурсоводов слушать внимательно, не перебивать,стараться как можно больше запомнить и все вопросы задавать после ихрассказа.

И еще. По гробницам не бегать, не кричать, экспонаты руками не трогать.

Но прежде чем познакомиться с пирамидами, давайте подойдем к одному изсамых загадочных и таинственных сооружений Египта, которое самиегиптяне называли «отец ужаса».в/ф «Великие чудеса света», эпизод о Сфинксе. (1минута)

Ну а теперь пойдем к пирамидам. Но прежде чем подойти поближе, давайтеузнаем о их размерах.

В Египте 3 самых больших пирамиды: Хеопса (хуфу), Хефрена (хафра),Мекерина.

Но самая большая - пирамида Хеопса. Ее построили в 2600г. до н.э.Высота - 147м, сейчас 137м (10 метров находятся под песком). Каждаясторона - 233м, одна относительно другой выше всего на 20 см. Состоитпирамида из 2млн. ЗОО тыс. блоков известняка.

Знаменитый французский полководец Наполеон посчитал, что еслипирамиду разобрать, то каменных блоков хватит, чтобы окружить всюФранцию стеною высотой в 3 метра и шириной в 30 см. Самый легкий блоквесит 2,5 тонны, самый тяжелый - 15 тонн. Между камнями щели ширинойне больше 5 мм.

А теперь посмотрим, как их строили.

в/ф «Великие чудеса света» - (З минуты)

Зачем делали мумий и строили пирамиды?

Фараоны думали, что будут жить вечно, пока хранятся их мумии. Ноони ошибались. Все гробницы и пирамиды были разграблены еще вдревности, т.к. в них хранилось много богатств. И только одна гробницаосталась нетронутой.

Об открытии гробницы Тутанхамона. Рассказ ученика.

Археолог Картер 3 ноября 1922 года.

200 лет строили пирамиды, а потом перестали. Фараонов сталихоронить в гробницах, вырубленных в скале. Долгие 7 лет поиски былибезуспешными, пока 3 ноября 1922 года археологи нашли ступеньки, которая

вела к гробнице. Когда нашли дверь в скале, обрадовались, что за нейсохранилась печать фараона, что означало, что гробница не разграблена.

Когда открыли первую дверь, очистили коридор, обнаружили еще однудверь с печатью, а за ней - комнату, битком набитую разными предметами.Это были и колесницы, у которых даже колеса были обиты золотом,позолоченные троны, драгоценные кувшины, шкатулки и везде золото,драгоценные камни, царские украшения и одежда.

7 недель ученые выносили сокровища из гробницы Тутанхамона. Впоследней комнате стоял каменный саркофаг, его открыли: в нем находилисьсаркофаг из дерева, покрытого золотом, а уже в нем еще один из чистогозолота, в котором лежала мумия фараона Тутанхамона. А ведь ему быловсего 18 лет. Теперь представьте, какие ценности хранились в другихгробницах и пирамидах прославленных фараонов. Это было великоеоткрытие.

Наша экскурсия заканчивается. Пока вы были в гробнице Тутанхамона,я купила несколько древнеегипетских картин. Но мне кажется, что меняобманули - одна из них не египетская.

-Какая?

-Как отличить?

Ученики встают и повторяют действия за учителем.

Художники Египта следовали определенным правилам. По-другомурисовать было нельзя.

Плечи и руки - изображены как будто мы смотрим на человека спереди.

Ноги - смотрим сбоку.

Голова - повернуты к нам боком.

Глаза - нарисованы так, как будто мы смотрим человеку прямо в лицо.

И еще одно событие. 1 мальчик истратил деньги, которые ему дали наэкскурсию (мороженое, пирожное) и, чтобы родители об этом не догадались,решил написать им письмо, как будто он там был, в Египте.

  • Помогите маме. Выведите сына «на чистую воду».
  • Что здесь неправда?
  • Зачитать письмо. Ищем ошибки.

(рабочая тетрадь по истории древнего мира)

Стр. 38 -39, задание № 45

Домашнее задание.

Нарисовать, что больше всего запомнилось из экскурсии.

nsportal.ru