Служитель богов в древнем египте. Контрольная работа по истории древнего мира 5кл по теме «Религия Древнего Египта»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Восток. Древний Египет. 5 класс. История Древнего мира. Служитель богов в древнем египте


Книга Служитель египетских богов читать онлайн Челси Куинн Ярбро

Челси Куинн Ярбро. Служитель египетских богов

Сен-Жермен - 1

 

 ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 Из семи чудес древнего мира мы находим сегодня лишь пирамиды Гизы. Висячие сады Вавилона исчезли, Александрийский маяк разрушен давным-давно, ни Колосса Родосского, ни статуи Зевса работы Фидия больше не существует. Мавзолей в Галикарнасе и храм Артемиды превратились в пыль, зато святилища Луксора и Фив, подобно птице феникс, восстают из руин. Не многие исчезнувшие народы оставили после себя столь внушительное наследие, не многим удалось привлечь к себе мировое внимание, так и не раскрывая до конца своих тайн. Да, пред нами настоящая тайна — молчаливая, непостижимая. На протяжении многих веков египтяне умудрялись оставаться неразрешимой загадкой, вплоть до 1823 года, когда Жану Франсуа Шампольону посчастливилось расшифровать надписи Розеттского камня.

 Фараоны правили Египтом более 2700 лет, создав самую прочную цивилизацию древнего мира, которую в долговечности превзошел лишь Китай. На таком фоне пасует даже практически бессмертный вампир и выглядит в собственном мнении не более чем пигмеем, ибо во времена восемнадцатой династии, о которых он вспоминает, пирамиде Хеопса и Сфинксу перевалило уже за восемь веков. Сен-Жермен прожил в Египте более тысячи лет, и на протяжении всего этого периода страна сохраняла свою целостность и культуру.

 Задолго до того, как археологию признали официальной наукой (а произошло это в 1890 году), еще до раскопок в Греции и Турции Египет манил к себе многих людей. Величественные строения и исполинские статуи вызывали восхищение и восторг. Со времен цезарей римляне пристрастились к путешествиям за море — поглазеть на египетские святилища, пирамиды и изваяния, что положило начало паломничеству в Египет любителей старины. Оно длилось и длилось, несмотря на дорожные трудности, политические распри, войны и эпидемии. Путешественники изучали памятники древней цивилизации, отправлялись на поиски гробниц, замурованных в скалах вдали от полноводного Нила, исследовали развалины, полузасыпанные песком. Эти «коллекционеры», как они себя называли, первыми описали сокровища фараонов, и их записи до сегодняшнего дня не потеряли своей значимости, особенно в тех случаях, когда речь идет о чем-то утраченном или пропавшем.

 Интерес к изучению Древнего Египта резко возрос, как только Шампольон опубликовал свой труд, после которого с уст великой цивилизации прошлого спала печать немоты. Вслед за расшифровкой иероглифов многие «коллекционеры» в течение многих десятилетий пытались создать себе имя на изысканиях в Древнем Египте и присвоить определенные завоевания в области исследования этой страны. Тогда же возникла масса теорий о формировании древней культуры. Они теперь кажутся нам смехотворными, но в те времена их обсуждали с не меньшим жаром, чем нынешние палеонтологи обсуждают природу и нрав динозавров. Сейчас научное понимание египтян значительно обогатилось в сравнении с достижениями ранней египтологии; во много раз увеличились фонды материалов для изучения, улучшилась обработка информации, да и современное правительство Египта уже в большей степени заботится о реставрации и сохранении древних реликвий. Экспедициям же начала XIX века часто приходилось прибегать к подкупу должностных лиц и на каждом шагу сталкиваться с бюрократическими придирками как со стороны европейцев, так и на месте раскопок; к тому же научный аспект представлял в этих экскурсах второстепенную величину.

 На рубеже девятнадцатого столетия Египетский поход Наполеона дал шанс французам внести в египтологию воистину неоценимый вклад. И когда открытие Шампольона привлекло к Египту всеобщее внимание, туда снарядили еще несколько экспедиций. Хотя большинство из них отправились в Каир (откуда легче всего добраться до Гизы, пирамид и Сфинкса), а также в Мемфис, некоторые исследователи все же проделали четырехсотмильный путь вверх по Нилу, к великолепным храмам Фив и Луксора, где они не только занимались толкованием надписей, но и пытались как-то возродить разрушенное из руин.

knijky.ru

Древний Восток. Древний Египет. 5 класс. История Древнего мира. - Религия древних египтян.

Комментарии преподавателя

Древних египтяне были людьми очень религиозными. Они верили, что силами природы, а так же жизнью людей управляли могучие боги. Гнев богов, считали египтяне, может повлечь бедствия – засуху, голод, пустынные бури; а их милость гарантировала стране процветание. Поэтому богов задабривали подарками, строили в их честь храмы.

Исследователям известно около 700 богов древних египтян. Среди них есть местные божества, почитаемые в каждом крупном поселении, и боги общеегипетские, которым поклонялись по всей стране. Каждому божеству посвящался храм. Внутри храмов находились изготовленные из камня, глины или бронзы статуи, изображавшие богов. Считалось, что само божество вселялось в эти статуи, слушая, что говорят люди.

При храмах проживали жрецы - служители богов. Влияние жрецов в Египте было огромно. Многие египтяне верили, что жрецы встречаются с богами и через особые молитвы передают им просьбы людей, а боги через жрецов объявляют людям свою волю. Жрецы распоряжались богатствами храмов и дарами вельмож и фараонов. Им принадлежали земельные участки, драгоценности и рабы.

Среди самых почитаемых богов в Египте были Осирис, бог царства мертвых, Исида, богиня плодородия и семейной верности, а так же их сын Гор, бог неба, царь богов. У египтян существовал миф об Осирисе и Исиде.

Согласно этому мифу первоначально Осирис был царем всего Египта. Но его завистливый младший брат Сет, бог пустынь и песчаных бурь, захотел захватить трон, убив Осириса. Однажды Сет явился на пир в царский дворец. Следом за ним слуги несли красивый гроб. Такой подарок не удивил гостей, ведь каждый египтянин с ранних лет готовил себя к загробной жизни. Сет объявил, что подарит этот гроб тому, кому он придется впору. Гости, друг за другом ложились в гроб, но для всех он был слишком велик. И вот, настала очередь Осириса. Как только он лег на дно ящика, слуги Сета захлопнули крышку и бросили гроб с телом Осириса в Нил, где он и умер.

Его жена Исида, вместе с маленьким сыном Гором была вынуждена скрываться от Сета, разыскивая тело мужа. Постепенно Гор вырос и возмужал. Он мечтал отомстить за убийство отца. Гор вступил в схватку с Сетом и в жестокой битве победил его, став царем богов и покровителем земных фараонов.

Исида долго разыскивала тело своего мужа пока не нашла его в болотах, в дельте Нила. Чудесным образом она оживила Осириса, но тот не захотел остаться на земле. Спустился Осирис в страну мертвых и стал там царем и судьей. Египтяне верили, что Осирис был убит в мае, в период засухи, когда земля как бы скорбела о боге. А ожил Осирис осенью, когда разлился Нил, поля и деревья зазеленели.

Особым местом в религии Египтян считалось «царство мертвых». Полагали, что люди продолжали жить и после смерти. Такой чести удостаивались лишь фараоны, знатные вельможи и жрецы. Для того, что бы попасть в эту страну, по вере египтян, мертвому необходимо было пройти особый ритуал. Начинался он с мумификации мертвого тела. Специально обученные жрецы, наряженные в маски шакалов, удаляли из тела все внутренние органы, пропитывали его специальными бальзамами, предохранявшими от разложения, обматывали белой тканью. После этих процедур тело помещалось в гробницу, где должно было оставаться в неприкосновенности.

Теперь начинается путешествие умершего по царству мертвых, к вечной жизни. Там его встречает Анубис - бог подземного царства. Анубис сопровождает покойного на суд Осириса, где тот рассказывает о своей жизни на земле, клянется, что не совершал ничего запрещенного богами. Правдивость клятвы проверяют взвешиванием сердца, символизирующего душу покойного. На одну чашу весов, помещали сердце, а на другую, страусовое перо с головы богини правды Маат или статуэтку, изображавшую эту богиню.

Если сердце и перо имели одинаковый вес, то покойный получал право жить в «царстве мертвых». Если же сердце оказывалось тяжелее – грешника пожирал Амат - чудовище с телом льва и головой крокодила.

В своей жизни люди постоянно сталкивались с явлениями природы, которые им трудно было объяснить – разливы Нила, сезонная засуха, ежедневный восход и заход солнца. Египтяне объясняли эти явления вмешательством богов. Поэтому в древнеримской мифологии их так много. К наиболее почитаемым можно отнести бога Солнца Ра, Амона - бога пространства и ветров, Пта олицетворявшего землю и воздух, свет и тьму, ночь и день и др.

Вера во множество богов существовала в Древнем Египте почти всю его историю. И лишь однажды, фараон Аменхотеп IV, попытался ввести культ единого бога. Стремясь отстранить от власти жрецов, которые диктовали теперь свою волю фараонам, Аменхотеп IV запретил всех старых богов и потребовал поклоняться богу солнечного диска Атону. Подчеркивая свою связь с этим божеством, фараон стал называть себя Эхнатоном («Полезный Атону»), провозгласил себя главным жрецом этого бога и попытался всех египтян заставить поклоняться Атону. Однако после смерти Эхнатона поклонение Атону прекратилось, а древние боги вновь стали почитаемы.

Религиозные представления древних египтян были очень разнообразны. Существовали боги, которым поклонялись лишь в конкретной местности, городах и деревнях, а так же общеегипетские боги, чье почитание распространялось по всей стране. Наиболее почитаемыми богами считаются Осирис и Исида, а так же их сын Гор. Египтяне верили в загробный мир и стремились туда после смерти попасть.

 

К занятию прикреплены файл  «Боги Древнего Египта.» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время .

Использованные источники:    

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Religiya-drevnikh-egiptyan#synopsis_tab

http://www.youtube.com/watch?v=ZEWXuUzqGac

http://www.youtube.com/watch?v=Kj9q8c3GVbM

http://www.youtube.com/watch?v=o9TIrPA6OQc

www.kursoteka.ru

Контрольная работа по истории древнего мира 5кл по теме «Религия Древнего Египта»

  1. Индивидуальные карточки. «Религия Древнего Египта»

  1. вариант

1.Что называется религией?

А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

В) вера в силы природы

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Сет

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Тутанхамон

1. Саркофаг – это

  1. Бастет – это………………..

  2. Храм – это………………..

  3. Осирис – это………………

  4. Апис – это…………………

2 вариант

1. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

А) с засухой

Б) с разливом Нила

В) с землетрясением

2. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

А) саркофаг

Б) пирамида

В) храм

3. Служители богов в Древнем Египте:

А) фараоны

Б) жрецы-

В) вельможи

1.Мумия – это………………

2.Жрецы – это………………

3.Исида – это……………….

4.Фараон – это………………

5.Анубис – это……………….

  1. Индивидуальные карточки. «Религия Древнего Египта»

  1. вариант

1.Что называется религией?

А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

В) вера в силы природы

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Сет

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Тутанхамон

1. Саркофаг – это

  1. Бастет – это………………..

  2. Храм – это………………..

  3. Осирис – это………………

  4. Апис – это…………………

2 вариант

1. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

А) с засухой

Б) с разливом Нила

В) с землетрясением

2. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

А) саркофаг

Б) пирамида

В) храм

3. Служители богов в Древнем Египте:

А) фараоны

Б) жрецы-

В) вельможи

1.Мумия – это………………

2.Жрецы – это………………

3.Исида – это……………….

4.Фараон – это………………

5.Анубис – это……………….

  1. Индивидуальные карточки. «Религия Древнего Египта»

  1. вариант

1.Что называется религией?

А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

В) вера в силы природы

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Сет

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Тутанхамон

1. Саркофаг – это

  1. Бастет – это………………..

  2. Храм – это………………..

  3. Осирис – это………………

  4. Апис – это…………………

2 вариант

1. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

А) с засухой

Б) с разливом Нила

В) с землетрясением

2. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

А) саркофаг

Б) пирамида

В) храм

3. Служители богов в Древнем Египте:

А) фараоны

Б) жрецы-

В) вельможи

1.Мумия – это………………

2.Жрецы – это………………

3.Исида – это……………….

4.Фараон – это………………

5.Анубис – это……………….

  1. Индивидуальные карточки. «Религия Древнего Египта»

  1. вариант

1.Что называется религией?

А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

В) вера в силы природы

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Сет

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Тутанхамон

1. Саркофаг – это

  1. Бастет – это………………..

  2. Храм – это………………..

  3. Осирис – это………………

  4. Апис – это…………………

2 вариант

1. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

А) с засухой

Б) с разливом Нила

В) с землетрясением

2. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

А) саркофаг

Б) пирамида

В) храм

3. Служители богов в Древнем Египте:

А) фараоны

Б) жрецы-

В) вельможи

1.Мумия – это………………

2.Жрецы – это………………

3.Исида – это……………….

4.Фараон – это………………

5.Анубис – это……………….

  1. Индивидуальные карточки. «Религия Древнего Египта»

  1. вариант

1.Что называется религией?

А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

В) вера в силы природы

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Сет

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Тутанхамон

1. Саркофаг – это

  1. Бастет – это………………..

  2. Храм – это………………..

  3. Осирис – это………………

  4. Апис – это…………………

2 вариант

1. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

А) с засухой

Б) с разливом Нила

В) с землетрясением

2. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

А) саркофаг

Б) пирамида

В) храм

3. Служители богов в Древнем Египте:

А) фараоны

Б) жрецы-

В) вельможи

1.Мумия – это………………

2.Жрецы – это………………

3.Исида – это……………….

4.Фараон – это………………

5.Анубис – это……………….

  1. Индивидуальные карточки. «Религия Древнего Египта»

  1. вариант

1.Что называется религией?

А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

В) вера в силы природы

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Сет

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Тутанхамон

1. Саркофаг – это

  1. Бастет – это………………..

  2. Храм – это………………..

  3. Осирис – это………………

  4. Апис – это…………………

2 вариант

1. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

А) с засухой

Б) с разливом Нила

В) с землетрясением

2. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

А) саркофаг

Б) пирамида

В) храм

3. Служители богов в Древнем Египте:

А) фараоны

Б) жрецы-

В) вельможи

1.Мумия – это………………

2.Жрецы – это………………

3.Исида – это……………….

4.Фараон – это………………

5.Анубис – это……………….

  1. Индивидуальные карточки. «Религия Древнего Египта»

  1. вариант

1.Что называется религией?

А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

В) вера в силы природы

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Сет

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Тутанхамон

1. Саркофаг – это

  1. Бастет – это………………..

  2. Храм – это………………..

  3. Осирис – это………………

  4. Апис – это…………………

2 вариант

1. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

А) с засухой

Б) с разливом Нила

В) с землетрясением

2. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

А) саркофаг

Б) пирамида

В) храм

3. Служители богов в Древнем Египте:

А) фараоны

Б) жрецы-

В) вельможи

1.Мумия – это………………

2.Жрецы – это………………

3.Исида – это……………….

4.Фараон – это………………

5.Анубис – это……………….

  1. Индивидуальные карточки. «Религия Древнего Египта»

  1. вариант

1.Что называется религией?

А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

В) вера в силы природы

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Сет

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Тутанхамон

1. Саркофаг – это

  1. Бастет – это………………..

  2. Храм – это………………..

  3. Осирис – это………………

  4. Апис – это…………………

2 вариант

1. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

А) с засухой

Б) с разливом Нила

В) с землетрясением

2. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

А) саркофаг

Б) пирамида

В) храм

3. Служители богов в Древнем Египте:

А) фараоны

Б) жрецы-

В) вельможи

1.Мумия – это………………

2.Жрецы – это………………

3.Исида – это……………….

4.Фараон – это………………

5.Анубис – это……………….

  1. Индивидуальные карточки. «Религия Древнего Египта»

  1. вариант

1.Что называется религией?

А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

В) вера в силы природы

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Сет

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Тутанхамон

1. Саркофаг – это

  1. Бастет – это………………..

  2. Храм – это………………..

  3. Осирис – это………………

  4. Апис – это…………………

2 вариант

1. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

А) с засухой

Б) с разливом Нила

В) с землетрясением

2. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

А) саркофаг

Б) пирамида

В) храм

3. Служители богов в Древнем Египте:

А) фараоны

Б) жрецы-

В) вельможи

1.Мумия – это………………

2.Жрецы – это………………

3.Исида – это……………….

4.Фараон – это………………

5.Анубис – это……………….

  1. Индивидуальные карточки. «Религия Древнего Египта»

  1. вариант

1.Что называется религией?

А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

В) вера в силы природы

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Сет

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Тутанхамон

1. Саркофаг – это

2.Бастет – это………………..

3.Храм – это………………..

4.Осирис – это………………

5.Апис – это…………………

2 вариант

1. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

А) с засухой

Б) с разливом Нила

В) с землетрясением

2. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

А) саркофаг

Б) пирамида

В) храм

3. Служители богов в Древнем Египте:

А) фараоны

Б) жрецы-

В) вельможи

1.Мумия – это………………

2.Жрецы – это………………

3.Исида – это……………….

4.Фараон – это………………

5.Анубис – это……………….

  1. Индивидуальные карточки. «Религия Древнего Египта»

1вариант

1.Что называется религией?

А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

В) вера в силы природы

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Сет

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Тутанхамон

1. Саркофаг – это

  1. Бастет – это………………..

  2. Храм – это………………..

  3. Осирис – это………………

  4. Апис – это…………………

2 вариант

1. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

А) с засухой

Б) с разливом Нила

В) с землетрясением

2. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

А) саркофаг

Б) пирамида

В) храм

3. Служители богов в Древнем Египте:

А) фараоны

Б) жрецы-

В) вельможи

1.Мумия – это………………

2.Жрецы – это………………

3.Исида – это……………….

4.Фараон – это………………

5.Анубис – это……………….

  1. Индивидуальные карточки. «Религия Древнего Египта»

  1. вариант

1.Что называется религией?

А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

В) вера в силы природы

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Сет

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Тутанхамон

1. Саркофаг – это

  1. Бастет – это………………..

  2. Храм – это………………..

  3. Осирис – это………………

  4. Апис – это…………………

2 вариант

1. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

А) с засухой

Б) с разливом Нила

В) с землетрясением

2. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

А) саркофаг

Б) пирамида

В) храм

3. Служители богов в Древнем Египте:

А) фараоны

Б) жрецы-

В) вельможи

1.Мумия – это………………

2.Жрецы – это………………

3.Исида – это……………….

4.Фараон – это………………

5.Анубис – это……………….

infourok.ru

«Служитель египетских богов», Челси Ярбро

Этот роман составляют две отдельные сюжетные линии, что оправдывает наличие двух обособленных посвящений: несравненному Роджеру Желязны и памяти Джорджа Шевякова. Драгоценным друзьям, обоим

ПРЕДИСЛОВИЕ

Из семи чудес древнего мира мы находим сегодня лишь пирамиды Гизы. Висячие сады Вавилона исчезли, Александрийский маяк разрушен давным-давно, ни Колосса Родосского, ни статуи Зевса работы Фидия больше не существует. Мавзолей в Галикарнасе и храм Артемиды превратились в пыль, зато святилища Луксора и Фив, подобно птице феникс, восстают из руин. Не многие исчезнувшие народы оставили после себя столь внушительное наследие, не многим удалось привлечь к себе мировое внимание, так и не раскрывая до конца своих тайн. Да, пред нами настоящая тайна — молчаливая, непостижимая. На протяжении многих веков египтяне умудрялись оставаться неразрешимой загадкой, вплоть до 1823 года, когда Жану Франсуа Шампольону посчастливилось расшифровать надписи Розеттского камня.

Фараоны правили Египтом более 2700 лет, создав самую прочную цивилизацию древнего мира, которую в долговечности превзошел лишь Китай. На таком фоне пасует даже практически бессмертный вампир и выглядит в собственном мнении не более чем пигмеем, ибо во времена восемнадцатой династии, о которых он вспоминает, пирамиде Хеопса и Сфинксу перевалило уже за восемь веков. Сен-Жермен прожил в Египте более тысячи лет, и на протяжении всего этого периода страна сохраняла свою целостность и культуру.

Задолго до того, как археологию признали официальной наукой (а произошло это в 1890 году), еще до раскопок в Греции и Турции Египет манил к себе многих людей. Величественные строения и исполинские статуи вызывали восхищение и восторг. Со времен цезарей римляне пристрастились к путешествиям за море — поглазеть на египетские святилища, пирамиды и изваяния, что положило начало паломничеству в Египет любителей старины. Оно длилось и длилось, несмотря на дорожные трудности, политические распри, войны и эпидемии. Путешественники изучали памятники древней цивилизации, отправлялись на поиски гробниц, замурованных в скалах вдали от полноводного Нила, исследовали развалины, полузасыпанные песком. Эти «коллекционеры», как они себя называли, первыми описали сокровища фараонов, и их записи до сегодняшнего дня не потеряли своей значимости, особенно в тех случаях, когда речь идет о чем-то утраченном или пропавшем.

Интерес к изучению Древнего Египта резко возрос, как только Шампольон опубликовал свой труд, после которого с уст великой цивилизации прошлого спала печать немоты. Вслед за расшифровкой иероглифов многие «коллекционеры» в течение многих десятилетий пытались создать себе имя на изысканиях в Древнем Египте и присвоить определенные завоевания в области исследования этой страны. Тогда же возникла масса теорий о формировании древней культуры. Они теперь кажутся нам смехотворными, но в те времена их обсуждали с не меньшим жаром, чем нынешние палеонтологи обсуждают природу и нрав динозавров. Сейчас научное понимание египтян значительно обогатилось в сравнении с достижениями ранней египтологии; во много раз увеличились фонды материалов для изучения, улучшилась обработка информации, да и современное правительство Египта уже в большей степени заботится о реставрации и сохранении древних реликвий. Экспедициям же начала XIX века часто приходилось прибегать к подкупу должностных лиц и на каждом шагу сталкиваться с бюрократическими придирками как со стороны европейцев, так и на месте раскопок; к тому же научный аспект представлял в этих экскурсах второстепенную величину.

На рубеже девятнадцатого столетия Египетский поход Наполеона дал шанс французам внести в египтологию воистину неоценимый вклад. И когда открытие Шампольона привлекло к Египту всеобщее внимание, туда снарядили еще несколько экспедиций. Хотя большинство из них отправились в Каир (откуда легче всего добраться до Гизы, пирамид и Сфинкса), а также в Мемфис, некоторые исследователи все же проделали четырехсотмильный путь вверх по Нилу, к великолепным храмам Фив и Луксора, где они не только занимались толкованием надписей, но и пытались как-то возродить разрушенное из руин. Кроме французов в Египте работали и британцы, но их больше интересовали захоронения на западном берегу Нила. В результате этих исследований мир узнал о храме Хатшепсут, а затем и о захоронениях в Долине царей и Долине цариц.

Описывая в романе события 1820-х годов, автор старался придерживаться бытовавшей в то время трактовки египетских царств, которая по современным стандартам весьма неточна и поверхностна. Воспоминания Сен-Жермена основываются на его собственном опыте и субъективном восприятии окружающего, а не на какой-либо научной теории и потому часто идут вразрез как с египтологией того периода, так и с современной научной мыслью.

Автор выражает благодарность Дж. К. Перл и Элани Томас, предоставившим ей сведения о Египте 1820-х годов, а Дейву Ни (как всегда) за обнаружение уникальнейшей информации, о существовании которой в начале работы никто из нас двоих даже не подозревал. Низкий также поклон преподавателям кафедры египтологии Калифорнийского университета в Беркли, терпеливо отвечавшим на десятки моих вопросов, а также добрым жителям Тора за их радушие и неослабевающую любознательность.

Челси Куинн Ярбро.

Беркли. Октябрь 1989 г.

Часть 1

СЕНХ. ДЕМОН

Письмо графа де Сен-Жермена, адресованное Мадлен де Монталье и отправленное в Египет 17 апреля 1825 года по пути из Швейцарии в Голландию — или наоборот.

«Мадлен, сердце мое!

Итак, ты в Каире. Твое описание пирамид всколыхнуло меня, хотя по прошествии последних трех тысяч лет моя ностальгия несколько поутихла. Согласен, сейчас эти чудесные сооружения являют собой печальное зрелище, но, когда я их впервые увидел, они вовсе не походили на горы грубых камней: они были отделаны белейшим известняком и сияли на солнце как огромные драгоценности. Впрочем, в то время меня их красоты совсем не влекли.

Любому другому, поверь, я бы не стал рассказывать о том периоде своей жизни. Я стараюсь не бередить прошлое: слишком тяжела эта ноша. Меня угнетает, и даже более чем угнетает, сознание того, чем я был, хотя в Египте я оказался далеко не в худшей своей ипостаси. К тому моменту я успел впасть в такое оцепенение, что уже не являлся чудовищем, с лютой жадностью терзавшим любую добычу и сеющим вокруг себя ужас. Я уже говорил тебе, что в моей жизни есть нечто, о чем я не люблю вспоминать, а твои расспросы будят во мне эти воспоминания. Очень не хочется раскрывать свои тайны, во-первых, из страха, что ты изменишь свое мнение обо мне, а во-вторых, из трепета перед собственными признаниями, которые, как ни крути, заслуживают лишь отвращения и омерзения. И все же, если ты задалась целью выяснить, как я попал в Египет, то, наверное, я должен обо всем правдиво поведать, надеясь, что ты не станешь меня презирать. Клянусь всеми забытыми богами, я готов с распростертыми объятиями принять истинную смерть, лишь бы снова не превратиться в монстра из своего прошлого.

Итак, начнем. В Ниневии и Вавилоне меня считали демоном, и не без причины. Я сидел в цепях в подземной темнице, скорее похожей на глубокий колодец, и каждое новолуние мне швыряли очередную жертву. Я был один, терпел зловоние, крыс. Бесконечно долгие часы, одиночества тяготили меня, я клялся себе, что не сразу накинусь на новое подношение, но время шло, меня начинал мучить голод, а жертвы, грянувшись оземь, впадали в прострацию, граничащую с безумием, и у меня кончалось терпение. Голод и одиночество причиняли мне страшные муки, лишали сил, сводили с ума, и я жаждал ужаса, который сам порождал, чтобы хоть как-нибудь продержаться. На протяжении приблизительно двух веков жрецы были мной довольны, но потом им показалось опасным соседство с таким существом. Меня вытащили на солнечный свет и связали, а я то вопил, то что-то бессвязное бормотал, вконец ошалев от шока и боли.

Потом я, закованный в цепи, оказался в огромной клети, ибо жрецы меня продали верховному жрецу Иудеи, и тот порешил держать приобретенное чудовище при себе. Но, к сожалению, не в подземелье. Я сидел, опутанный крепкой сетью, на ярком солнце, а мой новый хозяин время от времени пытался со мной заговаривать, чтобы продемонстрировать, как велика его власть над силами тьмы. Многие полагали, что он ужасно рискует, но слышался и шепоток, что верховный жрец вошел с демоном в сговор. Впрочем, всех сковывал страх и дальше перешептываний дело не шло. Спустя какое-то время хозяин мой умер, а его преемник, не желавший якшаться с демонами, решил избавиться от меня. Так я попал к царице Хатшепсут: я был преподнесен ей в качестве дара во время ее пребывания в Иудее. Она сумела очаровать верховного правителя государства, но вызвала недовольство священнослужителей, ибо была чужеземкой и молилась не так, как они. Видимо, жрецы понадеялись, что я найду способ расправиться с ней.

Как странно писать теперь о тех временах. Я не желаю узнавать себя в том алчущем крови бесчеловечном создании, но… ничего не поделать. Я презираю свои воспоминания — и не могу отречься от них. Не знаю, избавит ли меня этот рассказ от отчаяния и отвращения к самому себе. Посмотрим.

Свита Хатшепсут повлекла меня к морю в открытом фургоне. Я выл, не находя возможности укрыться от солнечного света и проклинал свои мечтания о его проблесках в толще вавилонской темницы. Ночью мне кинули козу, и около полудюжины вооруженных охранников окружили клетку, где я пировал. За последние три столетия это был самый добрый поступок по отношению к столь омерзительному, как я, существу. Царица Хатшепсут молча смотрела, как я утоляю жажду, а потом подарила мне скарабея из сердолика. Я и поныне не понял, что означал ее дар. Когда корабль вышел в море, меня бросили связанным в трюм, что было еще одним благом. Нельзя и представить, какую бы муку я испытал, оставшись на палубе с остальными рабами: ведь к воздействию палящего солнца добавился бы вид постоянно бурлящей воды».

fictionbook.in

Представления о богах в Древнем Египте

В мысли египтян о богах соединялись остатки старинных верований и новые догадки и упования людей. В каждом городе или округе чтился свой бог или богиня покровители, были свои обряды для их почитания и свой способ изображать их. Одну черту старины египтяне особенно сохранили: именно — представление, что бог может принимать вид животного, что душа его может вселяться в зверя, птицу и т. д. Вследствие этого в различных областях считали священными, животными крокодилов, кошек, ибисов, змей и т. д. Наибольшим почетом пользовался в Египте черный бык с белым пятном на лбу, содержавшийся в Мемфисе в особом святилище. Боги изображались большей частью в виде животных или людей с головами животных: ястреба, коровы, барана, шакала и др.

Когда области соединились в большие государства, боги главных городов получили особенную силу.

Бог юга, Горус (в виде ястреба), долго был на войне с богом севера, Сетом (чудовище с головой жирафа). Мрачный Сет вырывает у светлого Горуса глаз (солнце), но Горус все-таки побеждает его.

Царь объединенного Египта считался воплощением победившего бога. Еще другие боги получили признание во всей стране: напр. могучий водяной дух, принимающий вид крокодила; лунный бог, Тоут, который установил времена года и порядок вещей на земле, изобрел язык и письмо, обладает всеми тайнами мира, мудро указывает всем богам и людям их дело; Озирис, бог подземный, дающий произрастанье травам и деревьям, через которые выходит из-под земли его дуновение.

В разных местах показывали останки бога Озириса, убитого и растерзанного злым Сетом: богиня Изида (изображаемая с головою коровы или в короне, украшенной рогами), жена Озириса, похоронила его; сын Озириса, Горус, волшебством снова оживил своего отца, но теперь он уже царит над мертвыми. Так и другие боги страдают, умирают, имеют могилы, но также возрождаются, живут и царствуют вечно. Солнце рождается каждый день утром, к полудню достигает зрелости, а к вечеру старится, умирает. В году были большие праздники рождения бога, высшего расцвета его силы и смерти бога. Во время праздников служители храма и люди особенно святой жизни несли в священной процессии изображения бога или катили их по реке в изукрашенной барке. Жрецы и отшельники принимали участие в доле божества, потрясали дубинами в знак готовности отогнать угрожающих ему врагов: плакали о его страданиях, вылечивали жертвами глаз Горуса. Изображения, которые в будни хранились в ковчегах, стоявших внутри храмов, были в старину деревянными или каменными столбиками, перевитыми лентой; впоследствии стали делать статуи из гранита и других крепких пород камня.

Жрецы старались примирить веру в местных богов с верой в богов общих, великих; они говорили: «Наш бог — тот же, что и у других, лишь иначе называется». Везде соединяли они вместе трех богов: бога-отца, под которым разумели землю, богиню-мать, означавшую небо, и их сына, означавшего солнце. После построения больших пирамид на первое место над всеми богами поднялся бог солнца, Ре. Его изображали в торжественном царском облачении; перед ним преклоняется земной фараон. Высоко чтили бога Ре фиванские цари, завладевшие Сирией и Нубией. Один из них, Аменофис IV , хотел провозгласить Ре единым богом всего мира и упразднить всех других богов Египта, обратив их святилища в храмы солнечного бога; всюду он повелел изображать великий светлый круг, испускающий во все стороны благодетельные лучи, которые на концах своих переходят в протянутые, благословляющие людей руки. Жители нильской долины думали, что их страна находится в середине мира; земля плавает в большом океане; небо — плоская крыша, краями покоящаяся на высоких горах и укрепленная четырьмя столбами; с потолка в виде светильников свешиваются звезды.

Смотрите также:

istoriyadrevnegomira.ru

Боги Древнего Египта - Русская историческая библиотека

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

 

Статуя бога Осириса

Ни один фактор в жизни древнего человека не охватывал до такой степени всех ее сторон, как его религиозность. Священные легенды истолковывают ему окружающий мир, священный страх непрерывно повелевает им, религиозная надежда – его постоянный руководитель; религиозные праздники заменяют ему календарь, и внешние религиозные обряды в значительной мере развивают его и двигают вперед постепенную эволюцию искусства, литературы и науки. Как и все другие древние народы, египтяне находили богов в своем непосредственном окружении. Деревья и источники, скалы и горные вершины, птицы и дикие звери были такими же существами, как они сами, или обладали чудесными и таинственными силами, над которыми они были не властны. Среди множества духов, оживлявших все вокруг них, некоторые были их друзьями, готовыми внять их мольбам и оказать им помощь и защиту. Другие, напротив, подстерегали их на пути с хитростью и коварством, выжидая случая поразить их болезнью и поветрием, и не было ни одного тлетворного явления природы, которое не представлялось бы египтянину результатом козней одного из окружавших его злых духов. Все эти духи были прикованы к определенному месту, и каждый из них был известен только жителям данной округи. Стремление тогдашних людей служить им и их умилостивлять носило самый скромный и первобытный характер. О поклонении богам в эпоху Древнего царства мы знаем очень мало или, вернее, ничего, но в эпоху империи мы найдем кое-какие отражения этого наивного и давно позабытого мира. Египтянин населял духами не только все непосредственно окружавшее его. Небо над его головой и земля под его ногами равным образом ждали его истолкования. Многовековое пребывание в узкой и удлиненной долине с ее подчас грандиозными, но всегда монотонными видами, ограничило его воображение; кроме того, он не обладал теми свойствами ума, которые при созерцании явлений природы создают те изысканные легенды, которыми красоты Эллады наполнили представление древних греков. В отдаленные времена древнейшей цивилизации, которую мы вкратце проследили в предыдущей главе, пастухи и земледельцы Нильской долины видели стоявшую поперек неба гигантскую корову с головой, обращенной на запад, причем земля помещалась между ее передними и задними ногами, а ее брюхо, усеянное звездами, представляло собою небесный свод. Но жителям другой местности казалось, что они различают колоссальную женскую фигуру, которая стоит ногами на востоке и склоняется туловищем над землей, упираясь руками на крайнем западе. Для третьих небо было морем, висевшим высоко над землей на четырех столбах. Когда эти измышления распространились за пределы отдельных местностей и пришли друг с другом в соприкосновение, они породили невообразимую путаницу. Солнце рождалось каждое утро, как телец или как дитя, сообразно тому, представляли ли себе небо в виде коровы или в виде женщины, и плыло по нему в небесной барке по направлению к западу, где оно заходило в образе старика, плетущегося к могиле. Наряду с этим, высокий полет ястреба, казавшегося сродни солнцу, навел на мысль, что само солнце – тот же ястреб, ежедневно проносящийся по небу, и солнечный диск с парящими ястребиными крыльями сделался одним из популярнейших символов египетской религии.

Земля, или, поскольку ее знал египтянин, удлиненная долина, являлась его первобытному представлению в виде распростертого человека, на чьей спине произрастала растительность, двигались животные и жили люди. Если небо было морем, по которому ежедневно плыли к западу солнце и небесные светила, то должен был существовать водный путь, по которому они могли вернуться назад, поэтому под землею находился другой Нил, протекавший по длинной темной: долине с рядом мрачных пещер, по которой небесная ладья двигалась ночью, чтобы снова появиться на востоке ранним утром. Этот подземный поток соприкасался с Нилом у первых порогов, где вытекали из двух пещер животворные воды реки. Мы увидим, что для народа, среди которого возник этот миф, мир кончался у первых порогов; все, что лежало за их гранью, представлялось ему как огромное море. Последнее сообщалось с Нилом на юге, и к нему возвращалась река на север, так как море, называвшееся египтянами «Великим Кругом», окружало землю со всех сторон. Это представление было усвоено греками, называвшими мо

rushist.com

А 18. Служители богов в Древнем Египте

А) фараоны Б) жрецы В) вельможи

А 19. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?

А) Израиль Б) Ассирия В) Финикия

А 20. Как назывался совет знати в Афинах?

А) ареопаг Б) демос В) полис

А 21. Что вывозили торговцы из Греции в другие страны?

А) рабов Б) оливковое масло В) хлеб

А 22. Чем занимались спартанцы?

А) ремеслом Б) военным делом В) земледелием

А 23. Что означает греческое слово демократия?

А) "власть народа" Б) "власть знати" В) "власть тирана"

А 24. Сколько архонтов в ареопаге ?

А) 5 Б) 9 В) 2

А 25. Кто в республиканском Риме имел право накладывать "вето" (запрет) на решение сената?

А) консулы Б) императоры В) народные трибуны

Часть В.

В 1. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту:

1. Палестина. а) храм в Иерусалиме;

2. Египет. б) пирамида фараона Хеопса;

в) аллея сфинксов;

г) царский дворец Соломона.

В 2. Укажите, к истории какой страны относится следующий фрагмент: "Торговцы прибыли в город. На шестой день на берегу моря пришла дочь царя Аргоса Ио. Женщины покупали товары… Торговцы захватили и отплыли в Египет…":

а) Палестина; б) Лидия; в) Финикия;

В 3. Приведите в соответствие:

а) человеческое стадо 1) древнейшие занятия людей
б) вождь 2) древнейший коллектив людей
в) собирательство и охота 3) глава племени во время войны

В 4. Приведите в соответствие:

а) Зевс 1) владычествует на море
б) Посейдон 2) владычествует на небе
в) Аид 3) владычествует в царстве мёртвых

Итоговая контрольная работа учени__ 5 класса _____________________________

Вариант. Часть А.

А1.Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

А) гарпун Б) лук В) рубило

А2.Кто управлял родовой общиной?

А) цари Б) жрецы В) старейшины

А3. Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами?

А) демократия Б) диктатура В) республика

А4. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?

А) амулет Б) саркофаг В) мумии

А5. Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака?

А) в 509 г. до н. э. Б) в 74-71 г.дон. э. В) в 313 г. н. э.

А6. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

А) из шкур животных Б) из пальмовых листьев В) из тростника

А7. Как называется река, протекающая по территории Египта?

А) Нил Б) Тигр В) Ефрат

А8. Какое значение имели военные походы фараонов Древнего Египта в другие страны?

А) обогащали фараонов и вельмож Б) ослабляли свою страну В) давали возможность воинам проверить свои силы

А9. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор:

А) Междуречье Б) Египет В) ФиникияА10. Что обозначает понятие "колония"?А) поселения финикийцев в других странах Б) свободная территория В) город-портА11. Народ, почитавший одного бога Яхве:

а) египтяне; б) вавилоняне; в) евреи; г) филистимляне.

А 12. Какими морями омывается территория Греции?

А) Ионическим и Эгейским морями Б) Красным и Желтым морями В) Балтийским и Северным морями

А 13. Что называется полисом?

А) город-государство в Древней Греции Б) город в Древней Греции В) название органа управления городом

А 14. С правления какого императора Римское государство стали называть империей?

А) Октавиана Августа Б) Цезаря В) Нерона

А. 15. Кто, согласно легенде, был первым царем Рима?

А) Рем Б) Ромул В) Нумитор

А 16. В годы своего правления Цезарь:

А) наделил участками земли несколько тысяч солдат-ветеранов; Б) раздал жреческие должности простым гражданам; В) отстроил разрушенные Коринф и Карфаген; Г) отменил привилегии сенаторов.

А 17. Замышляя убийство Цезаря, заговорщики хотели:

А) установить царскую власть; Б) установить империю; В) восстановить республику; Г) утвердить демократию.

А 18. В честь военных побед полководцев в Риме возводились:

А) акведуки Б) термы В) колонны Г) триумфальные арки.

А 19. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии?

А) Тиберий Гракх Б) Катон В) Сципион

А 20. Кто такие колоны?

А) рабы Б) воины В) земледельцы

А 21. Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами?

А) демократия Б) диктатура В) республика

А 22. Расцвет Израильского царства связан с именем:

а) Саула; б) Давида; в) Соломона; г) Креза.

А 23. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?

А) Израиль Б) Ассирия В) Финикия

А 24. Страна Двуречье расположена между реками:

а) Тигр и Евфрат; б) Нил и Тигр; в) Иордан и Евфрат; г) Евфрат и Нил.

А 25. Кто в республиканском Риме имел право накладывать "вето" (запрет) на решение сената?

А) консулы Б) императоры В) народные трибуны

← Предыдущая публикация | Следующая публикация →

libta.ru