Конспект на тему древнейшие государства. План-конспект урока на тему: Конспект повторительно-обобщающего урока по истории на тему "Древнерусское государство в IX- XII веках"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

План-конспект урока по истории на тему: КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ "Образование Древнерусского государства". Конспект на тему древнейшие государства


План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Конспект урока "Древнейшие государства Двуречья" | скачать бесплатно

История Древнего мира ( 5 класс)

Тема: Древнейшие государства Двуречья. Древний Вавилон.

Цель: 1. Образовательная: дать представление о природно-климатических условиях Двуречья, городах-государствах Месопотамии, рассмотреть хозяйственную жизнь Вавилона и его общественный строй.

                2. Воспитательная: способствовать формированию у учеников чувств толерантности, уважения к законам общества.

                3. Развивающая: используя учебный материал, формировать у учеников навыки ориентировки в пространстве(карта) и времени(лента времени), а также аналитических способностей, способностей сравнивать и выявлять причинно-следственные связи.

Тип урока: новых знаний.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала:

                2.1.Природа и население Двуречья. Тигр и Евфрат. Города-государства 3 тс. до н. э.

                2.2.Возвышение Вавилона. Хаммурапи и его законы.

                2.3.Хозяйственныя и повседневная жизнь.

                2.4.Общество.

3.Обобщение и систематизация знаний.

4.Итоги урока.

5.Домашнее задание.

1.Приветствие. Сообщение темы урока.

2..Природа и население Двуречья. Тигр и Евфрат. Города-государства 3 тс. до н. э. Около 7 тыс. лет тому назад на территории, находящейся между реками Тигр и Евфрат начали селиться земледельческие племена. Древние греки называли эту землю Месопотамией - землей между 2 реками или Двуречьем. Она была расположена на территории современного Ирака. Жизнь в Месопотамии была нелегкой из-за сложных климатических условий. На юге поселились племена шумеров, их государство называлось Шумер. Они были невысокого роста, с большими глазами, без бород и усов.

На севере поселились кочевники-аккадцы. Их государство называлось Аккад. Природные условия: на севере засухи. а на юге - болота и частые розливы рек. Только благодаря труду стало возможным выращивание культур. Больше всего использовалась финиковая пальма.(из ее плодов делали хлеб и вино, из волокон коры - веревки и корзины, из косточек - топливо). Здесь не было ни камня. ни песка, зато много глины. поэтому здесь все строили из глины, на ней писали.

Крупные города Шумера -Ур, Урук, Ниппур и др. В каждом городе - храм - зиккурат. Каждый город имел свои законы самоуправления и войско, а значит, был государством. Роль жрецов в государстве. Религия - земледельческие культы. Гробницы царей - с людьми.

Около 2330 года до н. э. с севера на Шумер напал аккадский царь Саргон, захватил все города-государства Шумера и объединил их в 1 аккадское государство.

Возвышение Вавилона. Хаммурапи и его законы. В конце 3 тыс. до н. э. многочисленные семитские племена аморитов захватили запад Месопотамии и создали там несколько государств, которые постоянно враждовали между собой. Постепенно выделилась одна династия аморитов, которая и создала Вавилонское царство и вавилонскую династию. Первым царем был Сумуабум. Но временем расцвета Вавилонского царства стало время правления Хаммурапи - он захватил все территории, граничащие с Вавилоном. Хаммурапи правил в 1792-1750. Он вел многочисленные войны: захватил Ассирию, южную и среднюю Месопотамию. В своем государстве Хаммурапи ограничил долговую кабалу, т. к. превращение крестьян в рабов сокращало количество людей, плативших налоги. В конце его правления был создан сборник законов. Он состоял из пролога, 282 статей и эпилога. Кодекс провозглашал полноправными членами общества только вольных граждан. Таким образом, появление писанных законов обеспечивало дальнейшее развитие государства. Кроме этого, законы Хаммурапи являются ценным историческим источником, благодаря которому мы можем узнать об устройстве и хозяйственной жизни Вавилона.

Хозяйственная и повседневная жизнь. Общество. В Вавилоне было развито оросительное земледелие. Большое внимание уделялось созданию ирригационной системы. Существовало множество ремесленных специальностей. Структура общества: царь - бюрократический аппарат (армия, суд, жрецы, финансовое ведомство) - крупные рабовладельцы - свободные земледельцы, ремесленники - царские слуги - рабы.

3.Какое значение в истории имеют законы Хаммурапи? Какое значение имеют законы в современной жизни? Когда Вавилон достиг расцвета?

4.Итоги урока.

5. §14-15. Стр. 77, вопросы № 2, 3 - письменно в тетради + составить сочинение на 1 стр. на тему: «мифы Двуречья».

Дата проведения:

        

nsportal.ru

Конспект урока по истории на тему "Государства Древнего Востока"

Инфоурок › История › Презентации › Конспект урока по истории на тему "Государства Древнего Востока"

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

Древний Восток — историографический термин для обозначения совокупности очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов, существовавших в период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинизму и христианству.

3 слайд Описание слайда:

К древнему Востоку относят страны: Египет, Месопотамия, Китай, Индия.

4 слайд
Описание слайда:

Заполните таблицу: Древний Египет Древнее Двуречье Восточное Средиземноморье Хронологические рамки Периоды Основные занятия Общественная организация Духовная жизнь

5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Палестина XIII в. до н. э – западно-семитские племена покори-ли ханаанеев, боролись с филистимлянами. Израильско-иудейское царство XII в. до н. э – союз 12 еврейских племен. XI в. до н. э – Израильско-иудейское царство (расцвет -Давид и Соломон) X в. до н. э – распад на Израиль и Иудею. Израиль в древности

8 слайд Описание слайда:

Сирия, Финикия, Палестина III – II тыс. до н. э. – мно-жество соперничающих го-сударств. Финикия Морская торговля. Дуб. Кедр. Стекло. Пурпурные шерстяные ткани. Центр торговли металлами. Пираты и работорговцы. Колонии (Карфаген). Алфа-вит – 22 согласных буквы). Финикия

9 слайд
Описание слайда:

Первые государства возникли в Двуречье в начале III тыс. до н. э. в виде небольших городов-государств с пережитками родоплеменных отношений (Ур, Лагаш и др.). Древнейшее население - шумеры – создало государство Шумер, которое существовало в течение 7 веков.

10 слайд Описание слайда:

Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована письменность древних индийцев. Но сегодня известно, что в III и первой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было единое государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов. Точно не известно, кто управлял государством. Но большую роль играли жрецы. С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность. Появившись в середине II тысячелетия до н. э., арии принесли с собой и свою общественную организацию.

11 слайд Описание слайда: 12 слайд
Описание слайда:

Религии Основатель религии Основные идеи Зороастризм Буддизм Конфуцианство Иудаизм

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1242571

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект по истории России на тему "Формирование Древнерусского государства"

  1. С развитием торговли возникали специальные поселения, куда привозили для продажи купцам местные звероловы свою добычу, а бортники - мед. В дальнейшем эти поселения превращались в города: Киев - у полян, Чернигов - у северян, Смоленск и Полоцк - у кривичей, Любеч - у радимичей, Новгород - у ильменских славян.

  2. В города переселились ремесленники.

  3. Купцы постоянно опасались нападения со стороны печенегов - степных кочевников.

  4. Купцы стали нанимать и вооружать для охраны своих судов и складов специальных людей, которые были объединены в дружины. Во главе дружины стоял военачальник - князь.

  5. Города становились центрами торговли; защиты от внешних врагов.

  6. В городах собирались люди из разных мест, племен, поэтому:

  • в городе нельзя было жить по племенным традициям;

  • постепенно вырабатывались единые для всех правила поведения;

  • право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям;

  • города подчиняли себе близлежащие территории.

Возникали местные княжения, то есть территории, где признавалась власть одного князя, так было у полян, славян, дреговичей, кривичей, древлян, ильменских славян.

Причиной создания Древнерусского государства явилась общая военная угроза.

У восточнославянских племен были опасные соседи:

на юге: низовья Волги занимал Хазарский каганат, ему подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи;

на севере: набеги совершали варяги - «северные люди» Скандинавского полуострова, Дании и Северной Германии. Северные славянские и финно-угорские племена, славяне новгородские, кривичи, чудь, меря были подчинены варягам и обложены данью.

2. Варяги в Восточной Европе.

Учитель раскрывает вопрос в объеме учебника и показывает на карте территорию, где жили «северные люди» или норманны. Они жили в Скандинавии, на севере Европы.

Учащиеся уже знают, что племя чудь и меря платили дань норманнам, также им платили дань кривичи и ильменские славяне.

Учитель отмечает: название «рось», «русь» или «роутси» пошло от финно-угорских племен Прибалтики. Они так называли норманнов, а впоследствии их так стали называть и славяне. Русы -часть норманнов, которая осела в землях восточных славян. Русы постоянно смешивались с местным населением.

Города восточных славян нанимали за плату вооруженные отряды русов с военачальником - князем. Именно славяне стали называть наемных воинов варягами. Варяги были хорошими мореплавателями и имели богатый военный опыт.

Работа с учебником.

Прочитать текст (с. 22ё), ответить на в о п р о с :

=> Чем занимались варяги на землях восточных славян?

3. Два центра восточнославянской государственности Новгород и Киев.

Из руководителей наемных отрядов варяжские князья превращались во властителей. Они обкладывали население высокой данью. Следовательно, перед такой серьезной опасностью складывается мощный военный союз племенных объединений.

Учитель отмечает: в итоге восточные славяне изгнали варягов за моря и перестали платить им дань.

Племена не смогли удержать внутренний мир, они даже начали вооруженные столкновения друг с другом. Одновременно восточные славяне оказались перед новой внешней угрозой с юга -Хазарский каганат стремился взять под свой контроль выход к Балтийскому морю.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что согласно «Повести временных лет» представители всех племен собрались на вече и решили направить послов к варягам с просьбой - прийти и править славянами.

Вопрос № 4 (с. 27):

=> Какую роль в появлении двух государственных центров восточных славян сыграли варяги? Можно ли считать, что они были создателями Древнерусского государства?

На приглашение откликнулся Рюрик - варяжский князь. Он обосновался в г. Ладоге; в северо-западных землях возникло княжество с центром в г. Новгороде - его построил Рюрик.

На юге появились варяжские князья Аскольд и Дир, они шли «на греки». По пути они зашли в город, раскинувшийся на трех холмах, - это был центр полян - Киев, жители его платили дань хазарам. Поляне пригласили в город варягов, которые помогли им - освободили от хазарской зависимости. В Киеве стали княжить Аскольд и Дир.

Работа с картой.

Учащиеся находят на карте два государственных центра - Киев и Новгород. В них правили варяжские князья.

  1. Образование Древнерусского государства.

В 870 году умер Рюрик, власть перешла в руки его родственника Олега.

Учитель отмечает, что в данный период происходит важное событие, которое представляет собой начальную точку истории Киевской Руси.

Работа с документом (с. 28) и вопросами к нему.

В 882 году новгородский князь Олег решил захватить Киев. По пути он взял Смоленск, Любеч и посадил в этих городах своих наместников. Из Киева хитростью Олег выманил князей Аскольда

и Дира и убил их.

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию «Убийство Олегом Аскольда и Дира» (с. 26).

Киев стал «матерью городов русских» - столицей земель Олега. Олег совершает ряд походов на древлян, северян, радимичей, которые платили дань хазарам. Эти племена перестали платить дань хазарам и подчинились Киеву.

Учитель подводит учащихся к выводу: в результате объединения двух центров восточных славян:

южного - во главе с Киевом, северного - во главе с Новгородом, образовалось государство Русь с центром в Киеве - Киевская Русь.

Учащиеся по карте находят и показывают территорию Киевской Руси в конце IX века.

Олег принял титул - киевский великий князь.

Он опирался на дружину:

- князь советовался с дружиной,

- дружинники жили с князем в одном доме.

Племена, признавшие власть Киева, заключили с великим князем договор, по которому они обязались платить дань.

С ноября по апрель киевский князь и дружина объезжали свои земли и собирали дань - полюдье.

В случае войны племена обязаны были предоставлять князю свое ополчение, руководимое воеводой (второе лицо после князя).

В городских центрах важные вопросы решало вече.

Учитель обращает внимание учащихся на в ы в о д (с. 27) и комментирует его: в конце IX века сложилось государство восточных славян - Русь. Процесс формирования государства был закономерным, это результат изменений, происшедших во внутренней жизни восточнославянских племен, ускоренный внешним фактором - нападением варягов на северо-западные земли и хазар на южные.

  1. Норманнская теория в исторической науке.

Этот вопрос рекомендуется осветить в классах с преимущественно сильными учениками или факультативно. Оформить его можно в виде схемы:

Монах Нестор в летописи «Повесть временных лет» сообщает, что после того, как северные славянские и финно-угорские племена разбили варягов, между ними начались разногласия и конфликты.

На общем вече всех племен было решено пригласить варягов княжить. Откликнулся Рюрик, он основал г. Новгород и стал там княжить.

В исторической науке появилась норманнская теория, которая приписывала в заслугу варягам создание государства у славян.

Некоторые историки XVIII - XIX вв. рассматривали этот факт как доказательство отсталости, государственной несостоятельности славян, их неполноценности.

Но значительная часть историков возражает против норманнской теории, указывает рта то, что:

  • Рюрика пригласили княжить, значит, у славян уже сложилась эта форма государственности;

  • варяги находились на такой же ступени развития, что и славяне, значит, не могли дать им более высокой формы государственности;

  • Рюрика пригласили княжить в город, а наличие городов косвенно указывает на наличие государственности

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:

=> Какие предпосылки для создания государства имелись у славян в IX веке?

=> Покажите торговый путь «из варяг в греки».

=> Определите важные задачи государства.

=> Как управлялось Древнерусское государство?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 3, ответить на вопросы. Р/Т №1 – 5.

Подготовить сообщения по темам (примерным):

  1. Деятельность князя Олега (внутренняя и внешняя политика).

  2. Деятельность князя Игоря (внутренняя и внешняя политика).

  3. Деятельность княгини Ольги (внутренняя и внешняя политика).

  4. Деятельность князя Святослава (внутренняя и внешняя политика.)

=> Как появились на землях восточных славян варяги? Чем они занимались?

=> Как были образованы государственные центры Руси?

=> Какое событие произошло в 882 году?

=> Охарактеризуйте управление Древнерусским государством.

=>* Почему появились споры о роли норманнов в истории Руси?

1. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве

Значение периода с VI по IX в. в истории восточного славянства

В истории средневековой Европы до X в. было два момента, когда судьбы славян вошли в особенно тесное соприкосновение с судьбами других европейских народов и государств. Первый раз это произошло в VI в. н. э., в ту бурную эпоху, когда молодые народы Европы, у которых ещё господствовал общинный строй, обрушились на Восточную Римскую империю, ускоряя там процесс развития феодализма. Второй раз славяне вышли на международную арену в IX в., когда Византия уже была феодальным государством, а в Западной Европе сложилась феодальная империя Каролингов. Крупнейшими из славянских государств, образовавшихся в это время, являлись Великоморавская держава (правда, просуществовавшая недолго) и Киевская Русь, в составе которой уже в середине IX в. половина восточнославянских племён была объединена вокруг «матери городов русских», как называет русская летопись Киев.

Русь в конце X - начале XII в. (980-1125 гг.)

Длительная борьба европейских государств против набегов норманнов, авар, венгров и печенегов не могла заслонить от современников рождения в Восточной Европе нового феодального государства — Киевской Руси. О нём заговорили в Константинополе и в Риме, императоры заключали с ним договоры, миссионеры торопились приобщить его к христианству, а купцы — завязать с ним торговые связи. Багдадские халифы интересовались путями на Русь и русскими товарами. Учёные-географы Египта, Средней Азии и Ирана составляли описания Руси.

Время с VI по IX в.— это ещё последняя стадия первобытно-общинного строя, время классообразования и незаметного на первый взгляд, но неуклонного роста предпосылок феодализма. К сожалению, этот период не освещён источниками на всём своём протяжении. Византийские, арабские и др. иноземные источники содержат данные, характеризующие только начало и конец этого процесса — бурное начало, когда славянская племенная знать впервые получила материальную возможность организовать далёкие походы, и время образования раннефеодального государства. Точно так же и русские источники дают материал для характеристики событий тех же двух столетий (VI и IX) русской истории.

Русская земля в VI—VII вв.

Ценнейшим памятником, содержащим сведения о начале Русского государства, является летописный свод «Повесть временных лет, откуда пошла Русская земля и кто в Киеве начал первый княжить и откуда Русская земля стала», составленный, по всей вероятности, киевским монахом Нестором около 1113 г. Нестор использовал более ранние русские летописи, народные сказания, памятники византийской и западнославянской письменности. Он производил и специальные изыскания по некоторым вопросам русской истории.

Дошедшая до нас редакция труда Нестора, в которой имеется ряд позднейших переработок, тенденциозных искажений и наслоений, сохранила и первоначальный текст «Повести временных лет», свидетельствующий об интересной попытке летописца XII в. ответить на вопрос, как возникло Русское государство («как стала Русская земля»). Начав свой рассказ, как и все средневековые историки, со всемирного потопа, Нестор повествует о расселении в древности западных и восточных славян в Европе. Он делит восточнославянские племена на две группы, уровень развития которых, согласно его описанию, был неодинаков. Одни из них жили, по его выражению, «зверинским образом», сохраняя черты родового строя: кровную месть, пережитки матриархата, отсутствие брачных запретов, «умыкание» (похищение) жён и т. д. Этим племенам Нестор противопоставляет полян, в земле которых был построен Киев. Поляне — это «смысленные мужи», у них уже утвердилась патриархальная моногамная семья и, очевидно, изживалась кровная месть (они «отличаются кротким и тихим нравом»).

Археологическая карта II—V вв. н. э. тех земель, которые называет Нестор, позволяет нам поверить рассказу летописца. Во-первых, описанный им погребальный обряд — захоронение остатков сожжённого трупа в урнах и в столпах-домовинах (наземных сооружениях)— находит полное соответствие в обряде захоронения, о котором свидетельствуют так называемые поля погребальных урн. Во-вторых, жившие в лесных областях древляне (на правобережье Днепра), радимичи (по реке Сожу) и вятичи (по реке Оке) действительно обладали в то время более низкой культурой, чем поляне. Земля полян в известной мере совпадает с областью распространения во II—V вв. черняховской культуры, носители которой в своём развитии уже подошли к последней грани первобытно-общинного строя, а, может быть, кое-где и перешагнули через неё.

Далее Нестор повествует о том, как был создан город Киев. Княживший там князь Кий, по рассказу Нестора, приезжал в Константинополь в гости к императору Византии, который принял его с большими почестями. Возвращаясь из Константинополя, Кий построил город на берегу Дуная, предполагая обосноваться здесь надолго. Но местные жители враждебно отнеслись к нему, и Кий вернулся на берега Днепра.

Из сочинения византийского историки Прокопия Косарийского известно, что император Юстиниан I (527—565) пригласил к себе на службу одного антского князя и поручил ему защиту крепости на Дунае. Однако этот пришлый антский князь скоро был вынужден под давлением окрестных племён оставить город. Рассказы Прокопйя и Нестора очень близки между собой.

Таким образом, первым историческим событием на пути создания Древнерусского государства Нестор считал образование княжества полян в Среднем Приднепровье. Сказание о Кии и его двух братьях распространилось далеко на юг и было занесено даже в Армению. Неизвестно, существовал ли действительно князь по имени Кий или это только эпическое имя, образованное от города Киева и относящееся к какому-то князю, жившему приблизительно во времена Юстиниана. Но несомненно, что киевский летописец уловил очень важный рубеж в истории восточного славянства, отметив складывание союзов племён, появление князей, повелевавших значительными массами соплеменников, строительство крепостей — градов, из которых впоследствии развились феодальные замки или города.

Ту же картину рисуют нам и другие византийские писатели VI в. Они отмечают, во-первых, изменение славянских племенных имён, отражавшее перегруппировки племён в период создания их союзов. Во-вторых, византийские авторы говорят о появлении среди антов предводителей вроде Мезамира, сына Идарисия, опасных для Византии тем, что они могли объединить и возглавить «бесчисленные племена» антов. Известен ряд славянских князей, которых византийцы привлекали на свою службу и назначали полководцами, начальниками эскадр и пограничных областей.

В царствование Юстиниана I огромные массы славян продвинулись к северным рубежам Византийской империи. Они переходили Дунай, преодолевали линии пограничных укреплений и отвоёвывали у империи плодородные балканские земли. Византийские историки красочно описывают вторжение в пределы империи славянских войск, уводивших пленных и увозивших богатую добычу, заселение империи славянскими колонистами. Появление на территории Византии славян, у которых господствовали общинные отношения, содействовало изживанию здесь рабовладельческих порядков и развитию Византии по пути от рабовладельческого строя к феодализму.

Успехи славян в борьбе с могущественной Византией свидетельствуют о сравнительно высоком для того времени уровне развития славянского общества: уже появились, очевидно, материальные предпосылки для снаряжения значительных военных экспедиций, а строй военной демократии позволял объединять крупные массы славян. Далёкие походы содействовали усилению власти князей и в коренных славянских землях, где создавались племенные княжения.

Византийские писатели упоминали о славянах лишь в тех случаях, когда они появлялись у границ империи или когда императорские войска выжигали славянские деревни в пограничных землях; жизнь внутренних областей Восточной Европы им была неизвестна. Исключительно важным источником является географическое описание южнорусских степей и более северных областей, сделанное в середине VI в. безымённым сирийским автором. Перечислив ряд кочевых племён, этот сириец упомянул и народ «рос», народ богатырей, который он противопоставил кочевникам. Судя по географическим данным указанного источника, этот «народ» должен быть помещён где-то на север от степей, возможно в Среднем Приднепровье, в бассейне реки Роси, название которой может быть связано с именем рос.

Давно уже замечено, что в русских летописях XII в. слова «Русская земля» употребляются в двух значениях: во-первых, для наименования всех восточнославянских земель, а во-вторых, только применительно к очень ограниченной территории Среднего Приднепровья, включающей в себя Киев, бассейн реки Роси и лесостепную зону на левом берегу Днепра вплоть до Курска. Выделение указанной территории, надо думать, восходит к сравнительно древним временам. Археологические данные показывают, что именно на этой территории в VI—VII вв. были распространены серебряные украшения и поясные наборы особого типа. Полное совпадение основной области распространения этой культуры с Русской землёй, о которой говорят летописцы, позволяет считать её территориальным ядром будущего Древнерусского государства. Во всяком случае эти археологические данные вполне подтверждают слова Нестора о том, что ядро будущей Киевской Руси начало складываться на берегах Днепра тогда, когда славянские князья совершали походы в Византию и на Дунай, во времена, предшествующие нападениям хазар (VII в.).

Очевидно, русь (по Нестору «поляне, ныне называемые русью») стояла во главе племенного союза, сложившегося в Среднем Поднепровье, её имя постепенно вытеснило имена других племён и распространилось уже в VI—VII вв. почти на всю лесостепную полосу Восточной Европы, занятую славянскими земледельческими и оседавшими на земле неславянскими кочевыми племенами.

Создание значительного племенного союза в южных лесостепных областях облегчало продвижение славянских колонистов не только в юго-западном (на Балканы), но и в юго-восточном направлении. Правда, степи были заняты различными кочевниками: болгарами, аварами, хазарами, но славяне Среднего Приднепровья (Русской земли) сумели, очевидно, и оградить свои владения от их вторжений, и проникнуть в глубь плодородных чернозёмных степей. О славянах на Дону сообщают арабские авторы, повествуя о походе одного из Омейядов — арабского полководца Мервана на Хазарию около 737 г. Хазары господствовали на Нижней Волге, на Дону, на Северном Кавказе. Мерван во главе 150-тысячного войска перешёл Кавказские горы и обрушился на хазар. Захватив хазарские города Семендер и Дайду (близ Ергеней), Мерван прошёл на «Славянскую реку» — Нижний Дон — и взял там в плен 20 тыс. оседлых славянских семей.

В VII—IX вв. славяне жили и в восточной части хазарских земель, где-то в Приазовье, участвовали совместно с хазарами в военных походах, нанимались на службу к кагану (хазарскому правителю).

На юге славяне жили, очевидно, островками среди других племён, постепенно ассимилируя их, но в то же время и воспринимая элементы их культуры. Так, от скифо-сарматских племён в русский язык вошли отдельные слова, а в русскую языческую религию — некоторые мифологические образы.

О связях Среднего Приднепровья с Прибалтикой и Поволжьем говорят археологические данные. Предметы одежды и украшения VI—VII вв., характерные главным образом для бассейна Роси, встречаются на Оке в тех местах, где позднее возникли на территории поселения мордвы и муромы города Рязань и Муром. Такие же вещи обнаружены и на Верхнем Днепре близ Смоленска, в земле кривичей, на пути «из варяг в греки». На следующем звене этого пути, на южном берегу Ильменя, в земле новгородских словен, появился город, вошедший в летопись под именем Старая Руса, принадлежавший впоследствии новгородским князьям.

Таким образом, княжество полян-руси, с которого летописец начинает историю русской государственности, не только объединило славян Среднего Приднепровья, но и установило какие-то неясные для нас пока связи с другими славянскими и финно-угорскими племенами.

Социально-экономическое развитие восточных славян в VI — IX вв.

На протяжении VI—IX вв. росли производительные силы, видоизменялись родо-племенные институты, шёл процесс классообразования. В качестве важнейших явлений в жизни восточного славянства на протяжении VI—IX вв. следует отметить развитие пашенного земледелия и выделение ремесла; распад родовой общины как трудового коллектива и выделение из неё индивидуальных крестьянских хозяйств, образующих соседскую общину, рост частной земельной собственности и формирование классов; превращение племенного войска с его оборонительными функциями в дружину, господствующую над соплеменниками; захват князьями и знатью племенной земли в личную наследственную собственность и использование ими родо-племенных органов управления в целях упрочения своей власти над рядовыми общинниками, уже утратившими родовую сплочённость.

Материалы сравнительного языкознания свидетельствуют, что земледелие издавна было основой хозяйства славян. Археологические данные о земледелии пока немногочисленны, но и они подтверждают господство земледелия в экономике восточных славян и знакомят нас с формами земледельческих орудий и видами сельскохозяйственных культур (рожь, пшеница, ячмень, овёс, горох, лён и др.). Первое письменное свидетельство об озимых посевах относится к середине X в. Арабский писатель Ибрахим ибн Якуб говорит: «... они (славяне) сеют в два времени года — летом и весною — и пожинают две жатвы». Общие для славянских языков слова «яр», «ярина» и «озимь», «озимина» позволяют предполагать, что чередование озимых и яровых посевов в сельском хозяйстве славян применялось значительно раньше.

Наряду с земледелием у славян получило развитие скотоводство. В их хозяйстве разводились лошади, коровы, овцы, свиньи и пр. Распространёнными промыслами были охота, рыболовство и бортничество.

К IX в. повсеместно на территории расселения восточных славян (включая и малоплодородную Новгородскую область) образовалась значительная площадь расчищенных от леса старопахотных земель, свидетельствовавшая о дальнейшем развитии производительных сил при феодализме. С каждым столетием сокращалась роль примитивной и трудоёмкой подсечной формы земледелия и неразрывно связанного с ней коллективного труда и хозяйства членов родовых общин.

Объединением небольших родовых общин, для которого характерно известное единство культуры, являлось древнеславянское племя. Таких племён, имена которых уже забыты, было на всей русской равнине, вероятно, 100—200. Каждое из этих племён собирало народное собрание (вече). Постепенно усиливалась власть племенных князей. Развитие межплеменных связей, оборонительные и наступательные союзы, организация совместных походов и, наконец, подчинение сильными племенами своих более слабых соседей — всё это приводило к укрупнению племён, к объединению их в более значительные группы. Русский летописец Нестор не знал мелких восточнославянских племён, а говорил только о крупных их объединениях: радимичах, кривичах, Древлянах, вятичах.

Описывая время, когда происходил переход от родо-племенных отношений к государству, Нестор отмечает, что в различных восточнославянских областях были «свои княжения». Это подтверждается и данными археологии. По особенностям погребального обряда можно судить о границах территорий, которые занимали как небольшие племена, так и обширные племенные союзы.

Образование раннефеодального государства, постепенно подчинившего себе все восточнославянские племена, стало возможным лишь тогда, когда несколько сгладились различия между югом и севером с точки зрения условий ведения сельского хозяйства, когда и на севере оказалось достаточное количество распаханных земельных пространств и потребность в тяжёлом коллективном труде по подсеке и корчёвке леса значительно уменьшилась. Вследствие этого произошло выделение крестьянской семьи как нового производственного коллектива из патриархальной общины.

О сдвигах в социально-экономических отношениях к IX — X вв. свидетельствуют изменения в характере погребальных обрядов и форм поселений, наблюдаемые почти во всех славянских землях. Там, где были коллективные родовые усыпальницы, появляются индивидуальные или парные погребения под небольшой курганной насыпью. Это означает, что отдельные семьи повсеместно выделились как производственные единицы, разорвав древние родовые связи. Этот общий процесс мог быть только отражением новых явлений во внутренней жизни славян — возникновения сельских соседских общин и постепенного перехода к феодализму. Среди археологических памятников IX в. встречаются городища со многими сотнями изб. Это поселения широко разросшихся сельских общин.

Нарушение родовой сплоченности, уход отдельных смердов (крестьян) из общины в неукреплённые починки и заимки, разумеется, ослабляли их сопротивляемость напору дружинников и способствовали прямому подчинению или экономическому закабалению этих смердов.

Возможно, что одним из первых видов эксплуатации у восточных славян, как и у других народов, была эксплуатация рабов. Но, хотя рабы и работали в феодальных усадьбах на Руси, рабовладение не стало здесь основой производственных отношений. Разложение первобытно-общинного строя у восточных славян происходило в то время, когда рабовладельческий строй уже изжил себя во всемирно-историческом масштабе. В процессе классообразования Русь пришла к феодализму, минуя рабовладельческую формацию.

Князь принимающий дань. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в.

В IX—X вв. формируются антагонистические классы феодального общества. Повсеместно увеличивается количество дружинников, усиливается их дифференциация, идёт выделение из их среды знати — бояр и князей.

Известно большое количество дружинных курганов, в которых зарыты оружие и дорогие вещи. Наибольший интерес представляют курганы, находящиеся вокруг больших городов, будущих княжеских столиц — Киева, Чернигова, Смоленска, Суздаля и др. Городские кладбища насчитывают иногда по нескольку тысяч могильных насыпей. По богатству положенных с покойниками вещей и по размерам курганов можно разделить их на три группы: курганы простых дружинников, бояр и князей. В курганах двух последних групп встречаются наборы разнообразного оружия и доспехов, серебряные и золотые вещи, дорогие привозные сосуды, остатки сожжённых рабынь и рабов. Для княжеских курганов характерно наличие предметов языческого культа — жертвенных ножей, идолов, священных турьих рогов. Отсюда видно, что князья совмещали функции светских владык и верховных жрецов. Княжеские и боярские курганы представляли собой огромные земляные холмы, для насыпки которых требовался труд многих тысяч крестьян.

Интересную картину представляют, например, черниговские курганы. В окрестностях древнего города Чернигова имеется несколько отдалённых друг от друга дружинных кладбищ, на которых находятся погребения рядовых воинов, и несколько крупных боярских курганов с захороненными в них ценными вещами. Очевидно, часть дружины и боярства жила в самом городе близ князя, а некоторые бояре со своими воинами проживали в загородных сёлах, возможно, являвшихся их вотчинами.

Таким образом, на основании анализа погребальных памятников IX—X вв. можно сделать вывод о наличии в это время классового расслоения общества и об использовании господствующим классом феодалов труда зависимых крестьян.

К IX в. у славян получило значительное развитие ремесло. Кузнецы научились изготовлять не только железо, но и высококачественную сталь. Появились серебряных дел мастера, гончары и ремесленники ряда других специальностей. Важным в истории возникновения феодализма является вопрос о времени появления на Руси городов, но он не решён ещё в полной мере историками. В условиях родо-племенного строя существовали определённые центры, где собирались племенные веча, выбирался князь, совершалась торговля, производились гадания, решались судебные дела, приносились жертвы богам и отмечались важнейшие даты года. Иногда такой центр становился средоточием важнейших видов производства. В древнем Пскове, например, археологами обнаружено много железоплавильных горнов.

Большинство этих древних центров превратилось позднее в средневековые города. В IX—X вв. феодалы создали ряд новых городов, служивших как целям обороны от кочевников, так и целям господства над закрепощаемым населением. В городах концентрировалось и ремесленное производство. Старое название «град», «город», обозначавшее укрепление, стало применяться уже к настоящему феодальному городу с детинцем-кремлём (крепостью) в центре и обширным ремесленно-торговым посадом.

При всей постепенности и медленности процесса феодализации можно всё же указать определённую грань, начиная с которой имеются основания говорить о феодальных отношениях на Руси. Этой гранью является IX столетие.

Сведения восточных авторов, восходящие в своём большинстве к источникам IX в., дополняют данные археологии. Из арабских, среднеазиатских и персидских сочинений мы узнаём о том, что славяне занимались земледелием, что у них достигло значительных размеров бортничество (у одного владалывд, было до сотни ульев). Особенно интересны данные о социальных отношениях у восточных славян. «У русов существует класс рыцарей»,— сообщает безымённый среднеазиатский географ. Другие авторы говорят о делении славян на простых и знатных, о князе, собирающем дань, творящем суд, имеющем в своём подчинении «правителей отдалённых областей», распоряжающемся конницей.

Часть крестьян, как можно полагать на основании более поздних известий, эксплуатировалась князьями путём взимания дани, часть вносила оброк боярам и дружинникам или выполняла на их землях барщинные работы. Из источников можно вынести совершенно определённое впечатление, что в IX в. у восточных славян уже образовалось феодальное государство.

Образование Древнерусского государства в IX в.

Объединённые в единое государство земли восточнославянских племён получили название Руси. Доводы историков-«норманнистов», пытавшихся объявить создателями Древнерусского государства норманнов, называвшихся тогда на Руси варягами, неубедительны. Эти историки заявляли, что под Русью летописи подразумевали варягов. Но как уже было показано, предпосылки для образования государств у славян складывались на протяжении многих веков и к IX в. дали заметный результат не только в западнославянских землях, куда никогда не проникали норманны и где возникла Великоморавская держава, но и в землях восточнославянских (в Киевской Руси), где норманны появлялись, грабили, уничтожали представителей местных княжеских династий и иногда сами становились князьями. Очевидно, что норманны не могли ни содействовать, ни серьёзно мешать процессу феодализации. Название же Русь стало употребляться в источниках применительно к части славянства за 300 лет до появления варягов.

Известны две формы этого слова — «рос» и «рус». Древнейшие памятники предпочитают первую форму «росские письмена», «Правда росьская»), в византийских источниках сохранились — оба наиболее архаичные названия. Впервые упоминание о народе рос встречается в середине VI в., когда сведения о нём достигли уже Сирии. Поляне, называемые, по словам летописца, русью, становятся основой будущей древнерусской народности, а их земля — ядром территории будущего государства — Киевской Руси. Как протекал процесс объединения славянских и неславянских племён вокруг Руси, в точности не известно. По счастью, в «Повести временных лет», первоначальный текст которой, составленный Нестором, был искажён последующими авторами, среди известий, принадлежащих Нестору, уцелел один отрывок, в котором описывается Русь до появления там варягов. «Вот те славянские области, — пишет Нестор, — которые входят в состав Руси: поляне, древляне, дреговичи, полочане, новгородские словене, северяне...». Этот список включает только половину восточнославянских областей. В состав Руси, следовательно, в то время ещё не входили кривичи, радимичи, вятичи, хорваты, уличи и тиверцы. Датировать известия, содержащиеся в этом исключительно ценном отрывке, можно временем не позднее середины IX в., так как в конце IX и в X в. географические очертания Руси были, согласно той же летописи, уже иными.

Таким образом, имеются основания говорить о нескольких этапах роста территории Руси: в VI в. земля полян-руси была ограничена рамками Среднего Приднепровья, а к середине IX в. она включила целый ряд областей, в которых имелись «свои княжения». В состав Руси теперь вошла широкая полоса славянских земель от реки Роси на юге до озера Ильмень на севере. Нестор упомянул и ряд финно-угорских и балтийских племён, подвластных Руси и обязанных уплачивать ей дань.

Об этом государстве сохранился ряд сведений и в иностранных источниках, относящихся к IX в., подтверждающих и уточняющих данные Нестора.

В 839 г. послы русского «хакана» побывали у императора Людовика Благочестивого. В начале IX в. русское войско-воевало в Крыму «от Сурожа до Корчева» (от Судака до Керчи). Примерно в это же время русы совершили поход на южное побережье Чёрного моря. В середине IX в., по сообщению арабского писателя Ибн Хордадбеха, русы («племя из славян») плавали через Керченский пролив в Азовское море, поднимались Доном до его сближения с Волгой и спускались в Каспийское море, доходя сухим путём до Багдада. Другие восточные авторы различают для этого времени русов и славян, подразумевая, очевидно, под русами дружины государства Руси, а под славянами — другие славянские племена, ещё не вошедшие в состав этого государства. Первым городом Русской державы они называют Куябе — Киев.

Давно начавшаяся колонизация южных областей славянами облегчала утверждение Древнерусского государства на Чёрном море. Здесь русы приходили в столкновение с Византией, хазарами, печенегами. «Русы воюют с окрестными народами и побеждают их»,— пишет упомянутый уже среднеазиатский автор.

В 860 г. русское войско, мстя за нарушение византийцами какого-то договора и за убийство русских, осадило Константинополь и едва не взяло город. Вскоре нападения русов на Византию возобновились. После одного из таких походов византийский император направил на Русь епископа, который крестил часть русов. Степень христианизации славян в IX в. не следует преувеличивать. Тогда, очевидно, только небольшая часть дружинников приняла христианство. Но и в самом язычестве наблюдались новые явления, свидетельствующие о рождении феодального строя. Среди языческих божеств на первое место выдвинулся Перун, бог грозы, превратившийся в бога войны и покровителя дружинников.

В некоторых поздних русских летописях (например, в Никоновском своде XVI в.) сохранился текст, возможно, представляющий собой утраченную часть труда Нестора и посвящённый Руси IX столетия, до того времени, когда туда проникли варяги. В этом интересном отрывке рассказывается о киевском князе Оскольде (Аскольде), или о двух князьях — Аскольде и Дире, которые, как можно предполагать, не были варягами. Славянский князь Дир известен и арабскому автору X в. Масуди. Когда норманны после некоторой борьбы проникли в Новгород (где захватил власть варяжский конунг Рюрик) и стали собирать дань с полочан и кривичей, киевский князь Оскольд (происходивший, вероятно, из династии Кия) организовал два похода — в Полоцкую и Кривичскую земли. Таким образом, летописи сохранили рассказ об организованном отпоре варягам со стороны Киевской Руси.

infourok.ru

Конспект урока по истории на тему " Древнейшие государства Греции: Крит и Микены."(5 КЛАСС)

Тема урока: Древнейшие государства Греции: Крит и Микены.

Тип урока:

Цели:

1.Создатаь представление о древнейших государствах на территории Греции: их устройстве, занятиях жителей и культуре.

2. Начать формирование комплексного умения критически относиться к мифологическим источникам, оценивать достоверность исторической информации в источниках разных видов и систематизировать её по заданной теме.

3. продолжить формирование ценностного отношения у памятникам культуры Древнего мира.

План урока:

1.Географическое расположение древнейших государств Греции.

2. Микены – древнейшее государство Греции.

3. Государство на Крите.

Основные понятия: достоверные и недостоверные сведения, легендарная личность, мифологический герой.

Средства обучения: карта Древней Греции, фотография развалин крепости в Микенах; реконструкция крепости в Микенах и т. д.

Преемственные связи. Межпредметные: литература. Внутрикурсовые: географическое положение Греции.

Слабым ученикам даю работу с изобразительными источниками. Сильным ученикам - обобщение достоверных знаний о Крите и Микенах.

Опрос: 1. Природно - климатические условия Балканского полуострова, используя карту.

Изучение нового материала:

1.Географическое расположение древнейших греческих государств. По карте на стр. 114 ученики определяют регионы Средиземноморья, заселённые греками, отмечают на малой карте и показывают на большой карте, на доске. Нужно разъяснить, что эти города были центрами древнейших государств Греции. Можно дать задание по ленте времени: насколько позже возникли государства в Европе, чем на Востоке?

2. Государство на Крите. Школьники должны при помощи учителя высказать предположение, откуда мы можем черпать знания о государствах древней Греции: вещественные, письменные документы и легенды – мифы. Тогда учитель предлагает, кратко перечислив древнегреческих мифических героев, просмотрев первую главу темы, подумать, все ли сведения из мифов достоверны или нет. Т. Е. есть источники достоверные и недостоверные.

При изучении истории Критского государства ученикам предлагаю достоверные источники: материалы археологических раскопок: развалины крепости, золотые украшения, захоронения. на основе страницы 120, и фото на бумаге.

Далее, ученики могут привести на основе учебника мифологические сведения об основании Критской цивилизации. Ученики, зная уже, что миф – это легенда, сказка, перечисляют персонажей, не могущих, по сути, существовать в реальности, о чем они и говорят. Однако, учитель объясняет, что несмотря на это, в мифах некоторые сведения являются достоверными.

Дать ученикам изображение Кносского дворца и по памятке №9 описать его.

На Крите правили цари, они были сильны и богаты. Государство погибло не от нападения других народов, а от извержения вулкана - природной катаклизмы.

3. Микены – древнейшее государство Греции. Учитель знакомит учеников со сведениями о Микенах.

Вывод: Во II тысячелетии Микены были крупным, хорошо укреплённым городом, с развитым ремеслом и торговлей.

Вопрос: Есть ли сведения о причинах гибели Ахейского государства?

Для закрепления материала необходимо создать таблицу сравнения об источниках мифологического характера.

Вывод о Крите и Микенах, сделанный учениками должны иметь следующий характер:

1. Управление – во главе государства царь, государства сильные, богатые.

2. Криту подвластны другие города, но нет укреплений в городе. У Микен укрепления есть, потому, что город находится на материковой части Балкан.

3. Крит имел сильный флот, но не имел сухопутную армию, Микены имели сильную армию

4. Культура – высокоразвитая.

Д/З §21, рабочая тетрадь - §21

infourok.ru

План-конспект урока по истории на тему: КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ "Образование Древнерусского государства" | скачать бесплатно

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Мотивационная установка

-Добрый день, дорогие ребята! Занимайте свои рабочие места, проверьте наличие учебников и тетрадей на своем столе. Сегодня мы с вами вспомним, что нового вы узнали на прошлом уроке и продолжим знакомиться с историей нашего государства.

Приветствуют учителя; занимают свои рабочие места, проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку

2.Повторение и контроль Д/З

2.2.Работа в парах: разгадывание кроссворда (3 карточки)

Раздаю карточки трем парам обучающихся.

Дети выполняют задание и сдают карточки на проверку (кроссворды по изученной теме «Соседи восточных славян»), остальной класс отвечает на вопросы учителя

2.3. Фронтальный опрос

  1. Опишите быт и хозяйство восточных славян.
  2. Расскажите о верованиях восточных славян.
  3. Охарактеризуйте   общественное   устройство   древних славян.
  4. Дайте характеристику соседям восточных славян.
  5. Чем привлекала восточных славян Византия?

Поднимают руку, с места, по очереди, отвечают на поставленные учителем вопросы. Дополняют ответы своих товарищей.

3. Изучение нового материала

3.1.Организация и мотивация на изучение нового материала

3.1.1. Определение исторической и практической значимости темы и постановка учебных задач

-Вопрос “Откуда есть пошла земля русская?” волновал и волнует и наших предков, и наших современников. Ведь все мы являемся жителями государства, которое имеет свою историю, развитие. И мы не должны быть “Иванами не помнящими своего родства”. Важно каждому гражданину своей страны изучать её историю, знать корни происхождения. Появление государства у восточных славян и было такой важной вехой на пути развития общества.

3.1.2. Видеофрагмент «…Откуда есть и пошла Русская земля» (1мин. 10с.)

Организует просмотр видео. Записывает на доске тему. Ставит цели урока

Просматривают видео. Записывают тему в тетрадь

3.2.Актуализация знаний. Работа с картой.

«Предпосылки создания Древнерусского государства»

- Внешнеполитические (назвать соседей, представляющих опасность для восточных славян- кочевники, варяги; торговля с Византией играла важную роль в установлении и дипломатических отношений между двумя странами)

- Политические (наличие союзов славянских племен, усиление военной знати, появление системы управления)

- Экономические ( развитие торговли, путь «из варяг в греки», Волжский торговый путь, рост городов )

- Социальные (переход от родовой общины к соседской и т.д. (распад родовой общины, в которой люди перестали нуждаться, т.к. каждая семья могла обеспечить себя самостоятельно), возникновение имущественного неравенства (зарождалось право частной собственности, создать определенные излишки), усложнение социальной структуры общества

Отвечают на предложенные вопросы. Выходят к доске. Отмечают на карте маркером для интерактивной доски важнейшие торговые пути восточных славян

3.3.Практикум на основе упреждающего задания

«Теории появления государства у восточных славян»

( слайд + сообщения учащихся)

- Вопрос о становлении Древнерусского государства до сегодняшнего момента вызывает полемику среди ученых, не давая с полной уверенностью сказать, как на самом деле происходил этот процесс. Этот спор между ними будет длиться еще долго, потому что в данный момент не имеется достаточного количества подтверждений для однозначной теории его образования.

Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства:

Делают выводы:

- Русская государственность возникла как закономерное и самостоятельное развитие общества, но не без участия норманнских вождей (центристская теории)

- Рюрика пригласили княжить, значит, у славян уже сложилась эта форма государственности;

- варяги находились на такой же ступени развития, что и славяне, значит, не могли дать им более высокой формы государственности;

- Рюрика пригласили княжить в город, а наличие городов косвенно указывает на наличие государственности

ФИЗМИНУТКА

( 1 мин.)

Говорю о необходимости небольшого отдыха. Прошу детей встать

Под музыку повторяют движения за сказочным персонажем (гимнастика для глаз + разминка)

3.4.Работа с историческим документом

-Вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”, написанной замечательным летописцем монахом Нестором в XII в. в Киево - Печерском монастыре. “ПВЛ” - это и исторический источник, и литературный памятник одновременно.

Задание: Прослушайте отрывок «Повести временных лет» и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.

Документ

«Повесть временных лет»

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.

И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля…

И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.

И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.

И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».

Делают Вывод:

-Древнерусское государство возникло у восточных славян в IX века, как результат длительного развития. Двумя центрами, откуда началось государство, были Киев – на юге и Новгород – на севере.

3.5.Работа со схемами. Рассказ учителя

«Формирование единого Древнерусского государства»

- В 882 году князь Олег вместе с малолетним Игорем двинулся из Новгорода на юг. По пути он захватывал города, облагал данью славянские племена, всюду устанавливал свою власть. Наконец добрался до Киева.

Отряд князя был небольшим, и, чтобы захватить город, Олег пошёл на хитрость. Он спрятал воинов за бортами кораблей, а сам назвался купцом, направляющимся в Византию. Олег пригласил к себе Аскольда и Дира, а когда они пришли, воины выскочили из ладей и по приказу Олега убили их. Аскольда и Дира похоронили в Киеве. Место, где была могила Аскольда, и в наше время сохраняется.

Став князем в Киеве, Олег сказал: «Да будет это мать городам русским!»

882 – поход Олега на Киев. Объединение Северной и Южной Руси.

Государство русов стало называться Русью. По названию столицы его также именуют Киевской Русью. Олег совершает ряд походов на древлян, северян, радимичей, которые платили дань хазарам. Эти племена перестали платить дань хазарам и подчинились Киеву.

Учитель подводит учащихся к выводу.

- Олег принял титул - киевский великий князь.

Племена, признавшие власть Киева, заключили с великим князем договор, по которому они обязались платить дань.

С ноября по апрель киевский князь и дружина объезжали свои земли и собирали дань - полюдье.

В случае войны племена обязаны были предоставлять князю свое ополчение, руководимое воеводой (второе лицо после князя).

В городских центрах важные вопросы решало вече.

Давайте вспомним, какие признаки характеризуют государство?

Делают вывод:

в результате объединения двух центров восточных славян: южного - во главе с Киевом, северного - во главе с Новгородом, образовалось государство Русь с центром в Киеве - Киевская Русь.

Записывают дату в тетрадь.

Записывают в тетрадь новый термин «полюдье»

Называют признаки государства:

1. Единство территории (карта).

2. Власть (князь)

3. Суверенитет (неподчинение власти другого государства).

4. Налоговые сборы (дань, полюдье).

4. Закрепление материала

4.1. Установление последовательности событий (работа с интерактивной доской)

Задание: Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства, используя схему как подсказку

1.Начало неравенства

2.Выделение знати

3.Переход к соседской общине

4.Образование государства

5.Захват земель, грабительские набеги.

6.Усовершенствование обработки земли.

7.Образование излишков.

8.Складывание частной собственности на землю.

9.Господство родовой общины

4.2. работа с ЭОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/50fb91a9-82d9-4bb9-aec3-13773267f26f/%5BIS6IR_2-05%5D_%5BTQ_05%5D.html

Вопросы и задания к уроку по теме «Становление Древнерусского государства»

Выходят к доске и выполняют задания в режиме он-лайн

4.3.Работа с УМК

Выполнение заданий 2.1, 2.2, 2.3 рабочей тетради.

Учитель корректирует правильность выполнения предложенных учащимся заданий.

Каждый учащийся работает в своей тетради индивидуально.

4.4.Работа с документом учебника

Задание: прослушайте фрагмент документа и скажите: о каких событиях периода формирования древнерусского государства идет речь? Какие племена восточных славян приняли в описываемых событиях участие?

С места, подняв руку, предлагают свои варианты ответов.

5. Этап оценивания учащихся. Рефлексия.

Что нового Вы узнали на сегодняшнем уроке?

Оценивание работы учащихся на уроке.

-Познакомились с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.

Выяснили предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

Узнали систему управления Древнерусским государством

6. Домашнее задание (выводится на экран)

§ 3, ответить на вопросы. Подготовить сообщения по темам (по желанию):

1) Деятельность князя Олега (внутренняя и внешняя политика).

2) Деятельность князя Игоря (внутренняя и внешняя политика).

3) Деятельность княгини Ольги (внутренняя и внешняя политика).

4) Деятельность князя Святослава (внутренняя и внешняя политика.)

Записывают д/з в дневники.

nsportal.ru

Конспект урока истории на тему «Формирование Древнерусского государства»

Тема урока: «Формирование Древнерусского государства».

1. Предпосылки создания государства. Прежде всего, давайте вспомним, что такое государство. Это организация жизни общества, для которой характерны следующие признаки: территория, население, войско, законы, правитель.

Образование государства - процесс длительный и закономерный, это результат разложения родоплеменного строя. Мы с вами уже изучали, как создавалось государство у германских народов, норманнов, арабов и др. Теперь узнаем, как этот процесс проходил у восточных славян.

Предпосылки создания государства складывались у восточных славян на протяжении нескольких столетий. Мы проследим этот процесс с помощью логической цепочки. В 9 веке в жизни восточных славян большое значение стала играть торговля. Через их земли проходил торговый путь «из варяг в греки»: по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру, соединивший Варяжское (Балтийское) море с морем Русским (Черным). Конечный пункт – богатая Византия, место прибыльной торговли. Славяне везли меха, мед, воск и другие дары леса на восточные рынки. Они меняли их на шелк, вино, золото, оружие. Таких людей стали называть купцами.

Вдоль этого торгового пути стали создаваться поселения, где купцы могли закупить товары. Постепенно эти поселения укрупнялись, развивались и превращались в города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Смоленск – у кривичей, Новгород – у ильменских словен.

Итак, начнем нашу схему. Развитие торговли повлекло за собой рост городов. Занятие торговлей – дело прибыльное, но опасное. Торговый путь проходил через степные просторы, которые населяли кочевники – печенеги. Они грабили караваны купцов. Для охраны купцы были вынуждены нанимать и вооружать специальных людей, которые объединялись в дружины. Во главе дружины стоял военачальник – князь. Появляются дружины во главе с князьями.

Города также стали огораживать крепкими стенами. В случае вражеского нападения под прикрытие крепостных стен устремлялось сельское население. К тому же в городах земледельцы могли продать излишки продуктов. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории. Подчинение городами окрестных территорий. Они также находились под защитой дружины и князей. Благодарные за защиту своих земель, города отдавали в дар князю продукты, шкуры животных. Эти дары, ставшие постоянными и обязательными, назывались данью. Поэтому возникают княжения – территории, признающие власть того или иного князя.

Города и княжения объединяли людей из разных мест. Неважно, кто он – вятич, радимич или дрегович. Теперь он ремесленник, торговец или дружинник. Т.е. племенные традиции уходят на второй план, и возникают единые для всех правила поведения, из которых потом складываются законы. Племенные традиции заменяются едиными правилами поведения.

Итак, возникли княжения, чтобы создать государство, им необходимо объединиться, но для этого нужен какой-то фактор. Таким фактором стала общая внешняя угроза (кочевники на юге и норманны на севере). Под ее воздействием они объединяются и образуют государство.

Варяги. Кто такие норманны? Северные люди. Они совершали торговые и завоевательные походы в разные страны Европы. Вторглись они и в северо-западные земли восточных славян, обложили данью местные племена, вели активную торговлю из варяг в греки. Норманнов, которые осели в землях восточных славян, стали называть русы. Они постепенно смешивались с местным населением. Как называется такой процесс? Ассимиляция.

Славяне стали приглашать вооруженные отряды руссов на службу в дружины. Они были отличными мореплавателями, имели военный опыт. Таких норманнских воинов стали называть варяги. Варяжских князей приглашали в качестве судей в межплеменных спорах. Постепенно варяжские князья стали превращаться во властителей. За выполнение своих обязанностей они требовали высокую плату – дань.

Недовольные высокой данью славяне прогнали варяг «за море». Но очень скоро племена рассорились, на них начали нападать другие враги. И тогда на вече представители славянских племен решили пригласить из-за моря правителя, который устраивал бы всех. Они послали послов к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». На просьбу откликнулись три брата-варяга: Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик начал княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, и Трувор — в Ладоге. Об этих событиях мы узнаем из ПВЛ. Запишем 862 год – призвание варягов.

Летописный рассказ говорит о том, что в правление Рюрика в Новгороде два его дружинника Аскольд и Дир отпросились у князя в поход на Константинополь. Согласно легенде, спускаясь вниз по Днепру, Аскольд и Дир завладели Киевом, избрав этот город своей базой.

Постепенно князья распространили свою власть на территории, находившиеся намного южнее Новгорода, но также связанные с путем «из варяг в греки».

В 9 веке сложились два крупных восточнославянских объединения, в которых правили варяжские князья. Одно было на севере с центром в Новгороде, другое – на юге, с центром в Киеве.

Образование государства. После смерти Рюрика в 879 году власть в Новгороде захватил один из его старших дружинников Олег (летопись называет его родственником Рюрика). В 882 году он совершил поход на юг и занял Киев, хитростью выманив из города Аскольда и Дира, и расправился с ними под предлогом того, что они не княжеского рода.

Олег объявил Киев «матерью городов русских», столицей своих земель. Т.о., Олег объединил Новгород и Киев. Т.о. было образовано государство, которое историки называют Киевская Русь.

Управление. Главой Руси был Великий князь. Он опирался на свое войско – дружину. Все племена, признавшие власть Киева, заключили с князем договор, по которому они обязались выплачивать дань. С ноября по апрель князь с дружиной объезжал свои земли и собирал дань. Это называлось полюдье.

В случае войны племена были обязаны собирать для князя ополчение, которым руководил воевода. Он был вторым лицом после князя.

В городах все важнейшие вопросы по-прежнему решало вече. В некоторых землях сохранялись свои местные князья и дружина.

Т.о., в конце 9 века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь. Это был закономерный результат изменений, произошедших во внутренней жизни восточнославянских племен.

Д.з. § 3.

doc4web.ru

План-конспект урока на тему: Конспект повторительно-обобщающего урока по истории на тему "Древнерусское государство в IX- XII веках" | скачать бесплатно

Тема: Древняя Русь в IX – XII веках.

            Повторительно-обобщающий урок.

Класс:            6                

Учитель:       Гребенюкова Лариса Николаевна

Место урока в учебном плане:  итоговый урок по теме: "Киевская Русь в IX - XII вв.".

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по периоду Древнерусской истории с  IX по XII века.

Задачи:

Обучающие: 

  • Обобщить и закрепить знания учащихся по теме "Киевская Русь в IX – начале  XII вв";
  • Дать оценку деятельности исторических личностей данного периода истории  Руси.

Развивающие:

  • привлекать учащихся к самостоятельному целеполаганию;
  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа, установление взаимосвязи между историческими явлениями,  самостоятельное оценивание значения различных событий и роль в них исторических персонажей;
  • развивать умение работать в парах, группах;
  • развивать навык самостоятельной работы, объективного оценивания своей деятельности  и деятельности  одноклассников
  • формировать личностный интерес к получению новой информации и ценностное отношения к предмету.

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;
  • воспитание коммуникативных качеств у учащихся, культуры живого

         межиндивидуального общения.

Оборудование урока: 

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийные карты «Образование Древнерусского государства», «Образование Древнерусского государства», «Раздробленность Руси»
  • презентация (Приложение 1).

Учебный материал: 

  • индивидуальные оценочные  листы учащихся;
  • индивидуальные тестовые задания «Древнерусское государство в IX – XII веках»;
  • задания для работы в группах;
  • индивидуальные дифференцированные задания.

Формы и методы:

  • Методы: проблемный, деятельностный
  • Формы: фронтальная, работа в парах, группах,  индивидуальная.

Ход урока

  1. Вводно-мотивационный этап. (3 мин.)

На слайде  эпиграф урока:

"Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить и как русская земля стала развиваться".  Нестор.

- Когда, кем и где эти слова были записаны?

- Какие вопросы вы видите в этих строках?

- Мы знаем на них ответы?

- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?

- Какие вы поставите задачи?

  1. Операционный  этап/ организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/. (35 мин.)

1. Инструктаж по алгоритму действий.

 - У вас на партах лежат оценочные листы. Сегодня в течение урока вы будете набирать баллы на каждом этапе. А в конце – переведете баллы в оценки. Система оценивания 5-балльная. Максимум баллов на каждом этапе «5». Напишите на листочках свои фамилии и отложите пока в сторону. Я оставляю за собой право на бонусные и штрафные  баллы по итогам работы на уроке

         2. Работа в парах с картой.

- Итак, на первом этапе мы как обычно будем работать с картой. Внимательно выслушайте задания: работаем в парах по рядам (поочередно задают вопросы по карте и показывают называемые объекты).

  • 1 ряд – работает с картой атласа «Образование Древнерусского государства»
  • 2 ряд – «Хозяйство и торговля Древней Руси»
  • 3 ряд – «Раздробленность Руси»

Проверка: по одному человеку от ряда по карте на доске отвечают на вопросы.

- В каком веке начался процесс образования Древнерусского государства?

- При каком князе оно достигло наивысшего расцвета?

- Когда начался распад на отдельные княжества?

- Оцените работу своего соседа по парте, будьте объективны. Занесите баллы в оценочные листы.

                             3. Тестирование.

- Самостоятельная работа с вопросами на распечатанных листах (Приложение 2).

- Самопроверка и оценивание по эталону на слайде.

- Занесите  баллы в оценочный лист.

                 Физминутка – игра «Согласен – не согласен»

(если согласны с определением – встают, не согласны – садятся)

Объезд киевскими князьями с дружиной своих земель для сбора дани  называется полюдье

Варягами называли греков

Земля общины называется удел.

Определенные размеры дани – уроки.

Письменный свод законов – это Русская правда.

Название общины в Древней Руси вервь.

Челядью называли свободных общинников.

Огнищанин – управляющий вотчиной.

Холопами называли в Киевской Руси рабов

Место поселения ремесленников и купцов называлось детинец.

Община монахов называлась монастырем

Братчина это народное собрание.

Войско князя - дружина

Народное собрание на Руси называется вече

Узоры, которыми украшали книги назывались миниатюрами.

Материал на котором писали книги назывался пергамент.

                             4. Дифференцированные задания.

На  каждой парте подготовлены распечатки с заданиями разного уровня и выделены разным цветом  (красный – повышенной сложности, синий – средней сложности, зеленый – базовый уровень). Каждый ученик выбирает задание себе по силам.

Кто побывал на княжении в Киеве из названных летописцем Нестором князей?  

Рюрик – Аскольд – Олег - Синеус – Дир – Святослав  - Трувор

(Аскольд, Олег, Дир, Святослав)

Угадай личность

1) Владимир Святой

Этот князь, много сделал для обороны Руси. При нем Русь становится христианской. Женился на византийской принцессе Анне. Имел 12 сыновей.1

2) Ярослав Мудрый

 Этот князь много сделал для распространения христианства,  был образованным человеком, много читал, покупал книги за границей. При нем построен Софийский собор и Золотые ворота в Киеве.

3) Игорь

Этот князь воевал с Византией, но война была неудачной. Был убит древлянами за то, что  пытался второй раз взять с них дань. Его жена жестоко древлянам отомстила.

 Текст с ошибками.

  Найдите 6 исторических ошибок.

«После смерти князя Олега в 911 году власть перешла к его воеводе Игорю. Игорь подчинил уличей и тиверцев. Воевал с Византией и заключил  первый письменный договор с ней. Игорь был убит в Киеве полянами, когда вторично хотел взять с них дань. Княгиня Ольга отомстила за смерть брата.

( 911г, воевода, первый, Киев, поляне, брат).

Проверка выполнения работы. Оценивание: базовый уровень – 3 балла, средний – 4 балла, повышенный – 5 баллов). Занесите оценки в оценочный лист.

                               5. Работа в группах. Индивидуальные задания.

- Каждая группа получает задание поработать с историческим документом и ответить на вопросы по нему.

 Двое учеников получают индивидуальные задания: 1) составить схему династии Рюриковичей с датами правления; 2)  разгадать кроссворд на компьютере.

1 группа.

«В год 6562(1054). Скончался великий князь…Еще при жизни своей он дал завещание сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери…Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и брату вашему Изяславу, слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня. А Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль…» И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять со стола…И так завещал он сыновьям своим жить в любви».          О каком князе идет речь?           Какой след он оставил в истории Древней Руси?

2 группа.

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам…И избрались трое братьев со своими родами…и пришли к славянам, и сел старший…в Новгороде…»

О каком событии идет речь?

Назовите братьев и места их княжения.

3 группа.

В «Повесть временных лет» было включено поучение князя, адресованное его детям. Иногда его рассматривают как самостоятельное произведение, автор которого широко известен своими военными победами и внутренними мероприятиями: «В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите, не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись гости ваши над домом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод: ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну, сторожевую охрану сами наряжайте…Оружия с себя снимать не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености ведь человек внезапно погибает. Лжи остерегайся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы не шли походом по своим землям, не давайте отрокам ни своим, ни чужим причинять вреда ни жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол, если не можете почтить его дарами,- пищей и питьем: ибо они, по пути, прославят человека по всем землям, или добром, или злом. Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны…Жену свою любите, но не давайте ей над собой власти. А вот вам и конец всему: страх божий имейте превыше всего».

Кто автор этого поучения?  

Что вы можете сказать об этом человеке?

4 группа.

«… захотела быть Христианкою и сама отправилась в столицу Империи и Веры Греческой, чтобы почерпнуть его в самом источнике. Там Патриарх был ее наставником и крестителем…Предание нарекло ее Хитрою, церковь Святою, история Мудрою…»

О ком идет речь?

Почему и за что народ дал такие прозвища?

5 группа.

«Дружина его пользуясь, может быть, слабостию князя престарелого также хотела богатства и грабила несчастных данников, усмиренных только победоносным оружием. Уже… вышел из области их, но судьба определила ему погибнуть от своего неблагоразумия. Еще недовольный взятою им данию, он вздумал отпустить войско в Киев и с частию своей дружины возвратиться к древлянам, чтобы требовать новой дани. Послы их встретили на его пути и сказали ему: «Князь, мы все заплатили тебе, для чего же опять идешь к нам?»

О каких событиях рассказывается в тексте?

Кто этот князь и что с ним произошло?

Заслушивание ответов учащихся.

-  Оцените участие в работе каждого члена группы, занесите оценки в оценочный лист.

  1. Контроль и коррекция. (7 мин.)

Общий вывод по теме.

- Когда начало складываться Древнерусское государство?

- Какие действия способствовали его укреплению?

- Когда начался процесс распада на отдельные княжества?

- Как вы думаете, почему это стало происходить?

- Сделайте общий вывод о Древнерусском государстве.

Подведение итогов

- Давайте подведем итоги: посчитайте баллы в ваших оценочных листах.

Если вы набрали:

 18-20 баллов, то поставьте итоговую оценку за урок «5»

15-18 баллов, то поставьте итоговую оценку за урок «4»

10-15 баллов, то поставьте итоговую оценку за урок «3»

Бонусный балл от меня получают…

Домашнее задание:

1. Составить 3 тестовых вопроса по теме «Древнерусское государство»

            2. Составить кроссворд по теме «Древнерусское государство»

            3. выполнить контурную карту №8  «Раздробленность Руси»

                                Приложение 2.

Тест по теме «Древнерусское государство в IX – XII вв.»

  1. Кто правил в Древнерусском государстве позже других?
  1. Святослав
  2.  Игорь
  3.  Олег
  4. Владимир Мономах
  1. Какой князь считается родоначальником династии русских князей
  1. Аскольд
  2. Кий
  3. Дир
  4. Рюрик
  1. Какая задача стояла перед Древнерусским государством?
  1. Прекращение контактов перед другими странами
  2. Представление всем крестьянам-общинникам земельных наделов
  3. Усиление власти старейшин
  4. Обеспечение первенства Руси на важнейших торговых путях

 

  1. Стремление укрепить государственную власть заставило князя Владимира Святославовича:
  1. Учредить погосты и уроки
  2. Принять христианство
  3. Создать русскую правду
  4. Убить киевских князей Аскольда и Дира
  1. Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи

«И собрались в Любече для устранения мира. И обращались к себе, говоря: «зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются. Что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит вотчину свою… и на этом целовали крест6если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все… и принеся клятву, разошлись восвояси»

     1) в 862г.                      

     2) в 882 г

     3) в 988 г.

     4) в 1097 г.

  1. Кто относится к категории зависимого населения Древнерусского государства

  1) вотчинник  

  2) холопы

  3)дружинник

  4) закупы      

  5) рядовичи

     

  1. Соотнесите:

1. Олег

А.  Нанес половцам сокрушительное поражение. Принял новый свод законов «Устав», который облегчил положение зависимого населения на Руси

2. Игорь

Б.  Объединил Киев и Новгород под своей властью, совершил ряд успешных походов против Византии

3. Владимир Мономах

В.  Совершил неудачный поход против Византии, убит древлянами

  1. Соотнесите
  1. Бортничество

А)  сбор дани

  1. Погост

Б)  сбор меда диких пчел

  1. Полюдье

В)  место сбора дани

  1. Расставьте предложенные  слова в места пропусков

А. Владимир Мономах

Б. Владимир Святой

В. Изяслав

Г. печенеги

Д. половцы

С момента образования Древнерусского государства его правителям постоянно приходилось защищать южные границы от набегов кочевников. Князь Святослав погиб на днепровских порогах от рук степняков. Его сын, киевский князь ________ построил на южных границах Руси линию оборонительных сооружений. Только в первой половине 11 века Ярославу Мудрому удалось нанести сокрушительное поражение _______. Однако позже у русских границ появились новые враги _________. В 1068 году на реке Альте они разбили русское войско. Возглавлял войско князь ________. Вдохновителем общерусской борьбы с новой угрозой стал ___________. Весной 1111 года он нанес кочевникам сокрушительный удар.

  1. Соотнесите древнерусский термин и его значение

1.смерд

А) человек, попавший в полную зависимость от господина, раб

2. закуп

Б )человек, заключивший договор о выполнении определенных обязанностей в пользу господина

3.рядович

В) разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу  за ссуду, процент которой он отрабатывал на поле у человека ссудившего ему деньги

4.холоп

Г) человек, выполняющий какие-либо обязанности в пользу князя

nsportal.ru