Гуревич а я древние германцы. Гуревич А. Я. Избранные труды. Т. Древние германцы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Гуревич А. Я. Древние германцы. Предварительные.. Гуревич а я древние германцы


Гуревич А. Я. Древние германцы. Предварительные..

АГРАРНЫЙ СТРОЙ ВАРВАРОВДревние германцы1. Предварительные замечанияРассмотрение социально-экономического строя Поздней Римской империи, ив частности вопроса о предпосылках феодального развития в недрах переживавшегоглубокий и всесторонний кризис рабовладельческого общества, заставило обратитьсяк изучению той силы, которая нанесла смертельный удар империи и тем самымрасчистила путь для генезиса феодализма и феодально-зависимого крестьянства.Такой силой явились варвары. Вторжения германских племен, гуннов, венгров,других степных народов, а также славян, арабов, северных германцев-норманновнаполняют почти весь изучаемый нами период. Они привели к коренной перекройкеэтнической, лингвистической и политической карты Европы, к возникновению новыхгосударственных образований. Невозможно понять начальный этап становленияевропейского крестьянства, не обратив самого пристального внимания наобщественные и хозяйственные порядки, существовавшие у этих народов.Как неоднократно подчеркивали Маркс и Энгельс (см.: Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд., т. 20, с. 643; т. 3, с. 21, 22, 74 и др.), решающую роль в разрушенииРимской империи сыграли германцы (при всей этнической неопределенности этогопонятия, о чем см. ниже), поэтому представляется необходимым особенно подробнообрисовать их аграрные отношения. Целесообразность этого объясняется также итем, что в научной литературе по вопросу о социально-экономическом строегерманцев нет единодушия, и настоятельна потребность разобраться всуществующих контроверзах.Процесс формирования крестьянства как класса раннефеодального общества вЗападной Европе начался после завоевания варварами территории Римской империи.Главную роль в Великих переселениях играли германские племена. Поэтомуизучение их социального строя — необходимая предпосылка анализа историивозникновения крестьянства. В какой мере можно говорить о том, что феодальноеподчинение крестьян было подготовлено в века, предшествовавшие завоеваниям?Имелись ли какие-либо зародыши раннефеодальной системы у германцев? Какнадлежит понимать преемственность между этими двумя этапами истории Европы —до и после варварских вторжений и переселений? Эти вопросы оживленнодебатировались на протяжении двух последних столетий развития историческогознания. Не вдаваясь здесь в рассмотрение споров между «романистами» и«германистами», необходимо подчеркнуть, что, оставляя в стороне политические,национальные и философско-идеологические причины противоборства школисториков, существенную трудность для познания общественно-экономическихотношений у германцев представляло состояние источников. Историкамприходилось строить свои заключения на сообщениях греко-римских писателей, носодержащаяся в их сочинениях информация отрывочна, крайне неполна,тенденциозна и дает основания для неоднозначного и даже предельнопротиворечивого истолкования.В самом деле, общественный строй германцев историки разных направленийхарактеризовали и как первобытное равенство, и как господство аристократии икрупного землевладения, эксплуатировавшего труд подневольных крестьян.Экономический быт германцев понимали то как номадизм, то как переходнуюстадию от кочевничества к примитивному земледелию, то как «кочевое земледелие»,то как переложное земледелие при преобладании скотоводства, наконец как развитоеземледельческое хозяйство (Weber, 1924). Ожесточенные споры вызывал и вопрос обобщине: если одни историки находили в древней Германии общиннородовой быт ивидели в ней колыбель средневекового маркового устройства, то другие, отрицаялюбые намеки на подобное устройство, утверждали, что германцы знали частную

собственность на землю. Теории, согласно которой германцы явились силой,разрушившей Римскую империю и обновившей Европу, противопоставлялась теория,отрицавшая какую бы то ни было катастрофу при переходе от древности ксредневековью: германцы якобы постепенно проникли в империю и приобщились кее цивилизации, близкой к их собственным социальным порядкам (Dopsch, 1923;Коehne, 1928; Kulturbruch oder Kulturkontinuitat.., 1968).Такая полярность суждений об одном и том же предмете поневоле заставляетпризадуматься: существует ли надежда получить сколько-нибудь объективное знаниеоб этом предмете? Ведь сторонники взаимно исключавших точек зрения привлекаливсе тот же фонд источников — неужели состояние последних настолько безнадежно,что и впредь будет давать основания для прямо противоположных заключений?!Поэтому очерк аграрного строя древних германцев приходится начинать срассмотрения вопроса о памятниках, в которых он нашел свое отражение.Как уже сказано, историки в своих суждениях традиционно исходили изанализа сообщений античных писателей. Эти письменные свидетельства появляютсяс тех пор, как представители античной цивилизации вступили в контакты сгерманскими варварами. Но отношения с варварами были по преимуществунемирными: Рим то оборонялся от германских вторжений, то вел против нихнаступательные войны; военные действия перемежались переговорами и обменомпосольствами. В Германии побывали полководцы и воины, купцы и должностныелица, все они смотрели на ее население и его быт настороженно или простовраждебно. Строй жизни народов, живших за Рейном и Дунаем, неизменно виделся впротивостоянии строю римской жизни.Первое крупное столкновение между Римом и германцами — вторжениекимвров и тевтонов, которые около 113 г. до н.э. двинулись из Ютландии в южномнаправлении и в 102 и 101 г. до н.э. были разгромлены Марием. Правда, несуществует достоверных сведений о том, что эти племена вообще были германцами,древние авторы именовали их «кельтами» или «кельто-скифами», и к германцамвпервые их причислил лишь Цезарь.Цезарь, который в ходе завоевания Галлии в середине I в. до н.э. вступил вболее интенсивные отношения с германским племенем свевов, вторгшимся в этустрану, оставил довольно пространные описания германцев (два «германскихэкскурса» в «Записках о Галльской войне»). Но, конечно, Цезарь, политическийдеятель и полководец, был весьма далек от намерения собрать объективнуюинформацию о свевах в чисто познавательных целях — он заботился и обоправдании и превознесении собственных действий в Галлии. Разгром свевов,огромные массы которых перешли Рейн и захватили часть земель галлов, былнелегким делом даже для такого военачальника. Экскурс о свевах в IV книге его«Записок» входил в донесения римскому сенату: «германский экскурс» в VI книге,независимо от того, был ли он присоединен Цезарем при окончательной работе надэтим сочинением или же возник вместе со всеми остальными комментариями, такжеотнюдь не чужд тенденциозности в отборе и истолковании материала. Хотя Цезарьфорсировал Рейн, в глубь Германии он не заходил, и сообщаемые им сведения моглибыть почерпнуты лишь у прирейнских племен или у германцев, переселившихся вГаллию. Это не помешало Цезарю распространить сделанные им локальныенаблюдения на германцев в целом.Приблизительно полтора столетия спустя, в самом конце 1 и начале II в. н.э., огерманцах писал Тацит: помимо повестования о войнах и переговорах римлян сразными германскими племенами (в «Историях» и «Анналах») он сочинил книгу «Опроисхождении и местожительстве германцев» (более известную под названием«Германия»), содержащую разнообразные сведения о них. Частью они были собраныу очевидцев — воинов и купцов, но немалую долю сведений Тацит позаимствовал у

других авторов, и, следовательно, эта информация могла уже устареть ко временисоставления его труда.Кроме произведений Цезаря и Тацита — «коронных свидетельств» огерманцах, сообщения о них сохранились в трудах Страбона, Веллея Патеркула, ГаяПлиния Старшего, Плутарха, Флора, Аппиана, Диона Кассия и других древнихавторов; события более позднего времени рисуются в «Истории» АммианаМарцеллина (IV в.).Значительная часть письменных известий о германцах не принадлежиточевидцам. Но и в тех случаях, когда автор повествования непосредственно общалсяс ними, подобно Цезарю, достоверность его сообщений подчас вызывает самыесерьезные сомнения. Северные варвары были чужды грекам и римлянам и по языку,и по культуре, по всему строю своей жизни — они были выходцами из иного мира,который пугал и настораживал. Иногда этот мир внушал и другие чувства, напримерчувство ностальгии по утраченной чистоте и простоте нравов, и тогда описаниегерманских порядков служило, как у Тацита, средством косвенной морализаторскойкритики римской пресыщенности и испорченности — у древних авторовсуществовала давняя традиция восприятия «примитивного человека», неиспорченного цивилизацией, и связанные с нею штампы они переносили нагерманцев. В этих условиях сообщения античной этнографии и анналистики ожителях заальпийской Европы неизбежно окрашивались в специфические тона.Читая эти сочинения, сталкиваешься в первую очередь с идеологией и психологиейих авторов, с их представлениями о варварах, в большой степени априорными ипредвзятыми, и вычленить из такого рода текстов реальные факты жизни германцевкрайне трудно. Сочинения античных писателей характеризуют прежде всегокультуру самого Рима, культура же германцев выступает в них сильнейшим образомпреломленной и деформированной взглядами и навыками мышления столкнувшихсяс нею носителей совершенно иной культурной традиции. Варварский быт служилантичным писателям своего рода экраном, на который они проецировалисобственные идеи и утопии, и все заслуживающие доверия фактические сведения вих сочинениях надлежит оценивать в именно этом идеологическом контексте.Трудности, встающие перед исследователем, заключаются не столько в том, чтосообщаются неверные сведения о варварах — они могут быть правильными, нооценка их значения, их компоновка в общей картине, рисуемой античным писателем,всецело определяются установками автора.Не отсюда ли обилие научных контроверз в интерпретации данных огерманцах, оставленных греко-римской историографией? Историческая ифилологическая критика давно уже продемонстрировала, на какой шаткой иневерной основе строится картина германского общественного и хозяйственногоустройства (Norden, 1923; Much, 1967). Однако отказаться от привлечения показанийЦезаря и Тацита в качестве главных свидетельств о материальной жизни германцевисторики не решались до тех пор, пока не сложился и не приобрел достаточнойдоказательности комплекс других источников, в меньшей мере подверженныхпроизвольному или субъективному толкованию, — данных археологии и связанных снею новых дисциплин. При этом речь идет не о накоплении разрозненныхвещественных находок (сами по себе они фигурировали в научном обороте давно, ноне могли сколько-нибудь серьезно изменить картины древнегерманской жизни,сложившейся на основе письменных свидетельств; см.: Неусыхин. Общественныйстрой.., 1929, с. 3 и ел.), а о внедрении в науку более точной и объективной методикиисследования.В результате комплексных археологических исследований с привлечениемкартографирования, климатологии, почвоведения, палеоботаники, радиокарбонногоанализа, аэрофотосъемки и иных относительно объективных новых методов, в

особенности же в результате успехов в археологии поселений (Siedlungsarchaologie.См.: Jankuhn, Einfuhrung.., 1977), перед наукой в настоящее время открылисьперспективы, о которых еще недавно даже и не помышляли. Центр тяжести вобсуждении древнегерманского материального быта явственно переместился в сферуархеологии, и в свете собранного ею и обработанного материала неизбежноприходится пересматривать и вопрос о значимости письменных свидетельств огерманских племенах. Если ряд высказываний римских писателей, прежде всегоТацита, высказываний о явлениях, которые легко распознавались даже приповерхностном знакомстве с бытом германцев, находит археологическоеподтверждение (Jankuhn, 1966), то наиболее важные их сообщения о социальнохозяйственной жизни в древней Германии оказываются, как мы далее увидим, вразительном контрасте с новыми данными о полях, поселениях, погребениях икультуре народов заальпийской Европы в первые века нашего летосчисления,данными, многократно подтвержденными и, несомненно, репрезентативными,лишенными элемента случайности.Само собой разумеется, археология не в состоянии ответить на многие извопросов, которые волнуют историка, и сфера ее компетенции должна быть очерченасо всею определенностью. Нам еще предстоит обратиться к этой проблеме. Но сейчасважно вновь подчеркнуть первостепенную значимость недавних археологическихоткрытий в отношении хозяйства германцев: обнаружение остатков поселений иследов древних полей коренным образом меняет всю картину материальной жизниСредней и Северной Европы на рубеже н.э. и в первые ее столетия. Есть основанияутверждать, что упомянутые находки аграрного характера кладут конец длительными продемонстрировавшим свою бесплодность спорам, связанным с истолкованиемвысказываний Цезаря и Тацита о германском земледелии и землепользовании —лишь в свете реконструкции полей и поселений становится вполне ясным, что этивысказывания не имеют под собой реальных оснований. Таким образом, если ещесравнительно недавно казалось, что археология может послужить только известнымдополнением к анализу литературных текстов, то ныне более или менее ясно, чтоэтим ее роль отнюдь не исчерпывается: самым серьезным образом под сомнениепоставлены ключевые цитаты из «Германии» и «Записок о Галльской войне»,касающиеся аграрного строя германцев, — они представляются продуктамириторики или политической спекуляции в большей мере, нежели отражениемдействительного положения дел, и дальнейшие попытки их толкования кажутсябеспредметными.И все же затруднение, которое испытывает исследователь древнегерманскогообщества, остается: он не может игнорировать сообщений античных авторов осоциальной и политической жизни германцев, тем более что археологическиенаходки дают куда меньше данных на этот счет, нежели об их материальной жизни.Но здесь приходится учитывать еще одно обстоятельство.Интерпретация текстов античных авторов осложняется, помимо прочего, ещеи тем, что они характеризовали германские отношения в категориях римскойдействительности и передавали понятия, присущие варварам, на латинском языке.Никакой иной системой понятий и терминов римляне, естественно, не располагали, ивозникает вопрос: не подвергалась ли социальная и культурная жизнь германцев — визображении ее латинскими писателями — существенной деформации уже потому,что последние прилагали к германским институтам лексику, не способную адекватновыразить их специфику? Что означали в реальной жизни варваров rex, dux,magistratus, princeps? Как сами германцы понимали тот комплекс поведения, которыйТацит называет virtus? Каково было действительное содержание понятий nobilitasили dignatio применительно к германцам? Кто такие германские servi? Чтоскрывалось за терминами pagus, civitas, oppidum? Подобные вопросы возникают на

каждом шагу при чтении «Записок» Цезаря и «Германии» Тацита, и точного,однозначного ответа на них нет. Комментаторы этих сочинений нередко указываютна германские термины, которые, по их мнению, должны были обозначатьсоответствующие явления реальной жизни (Much, 1967; Wiihrer, 1959), однакотермины эти зафиксированы много столетий спустя, содержатся в северогерманских,преимущественно скандинавских, средневековых текстах, и привлечение их дляистолкования древнегерманского социального строя подчас рискованно. В отдельныхслучаях обращение к германской лексике кажется оправданным — не для того,чтобы подставить в латинское сочинение какие-либо готские или древнеисландскиеслова, но с целью прояснить возможный смысл понятий, скрытых латинскойтерминологией.Во всяком случае, осознание трудностей, порождаемых необходимостьюперевода — не только чисто филологического, но и перехода из одной системысоциокультурных понятий и представлений в другую, — помогло бы точнее оценитьантичные письменные свидетельства о древних германцах.Археология заставила по-новому подойти и к проблеме этногенеза германцев.«Germani» — не самоназвание, ибо разные племена именовали себя по-разному.Античные авторы применяли термин «германцы» для обозначения группы народов,живших севернее Альп и восточнее Рейна. С точки зрения греческих и римскихписателей, это племена, которые расположены между кельтами на западе исарматами на востоке. Слабое знание их быта и культуры, почти полноенезнакомство с их языком и обычаями делали невозможным для соседей германцевдать им этническую характеристику, которая обладала бы какими-либо позитивнымиотличительными признаками. Первые определенные археологические свидетельствао германцах не ранее середины I тысячелетия до н.э., и лишь тогда «германцы»становятся археологически ощутимы, но и в это время нельзя всю территориюпозднейшего расселения германцев рассматривать как некое археологическоеединство (Монгайт, 1974, с. 325; ср.: Die Germanen, 1978, S. 55 ff.). Мало того, рядплемен, которых древние относили к германцам, по-видимому, таковыми или вовсене являлись, или же представляли собой смешанное кельто-германское население. Вкачестве своеобразной реакции на прежнюю националистическую тенденциювозводить происхождение германцев к глубокой древности и прослеживать ихнепрерывное автохтонное развитие начиная с мезолита ныне раздаются голосаученых о неопределенности этнических границ, отделявших германцев от другихнародов. Резюмируя связанные с проблемой германского этногенеза трудности,видный немецкий археолог вопрошает: «Существовали ли вообще германцы?»(Hachmann, 1971, S. 31; Ср.: Dobler, 1975).В целом можно заключить, что вместе с уточнением исследовательскойметодики и переоценкой разных категорий источников наши знания о социальноэкономическом строе германцев одновременно и расширились, и сузились:расширились благодаря археологическим открытиям, которые дали новые сведения,до недавнего времени вообще не доступные, в результате чего вся картина хозяйствагерманцев выступает в ином свете, нежели прежде; сузились же наши знания осоциальной структуре древних германцев вследствие того, что скептицизм поотношению к письменным свидетельствам античных авторов стал перерастать вполное недоверие к ним — его источником явились, с одной стороны, более ясноепонимание обусловленности их сообщений римской культурой и идеологией, а сдругой — ставшие очевидными в свете находок археологов ошибочность илипроизвольность многих важнейших известий римских писателей.

www.freedocs.xyz

Скачать Гуревич А.Я. - Избранные труды. Древние германцы. Викинги (fb2)

Гуревич А.Я.

Автор Гуревич А.Я.
Издательство Санкт-Петербургского университета
Год 2007
Формат FB2
Рейтинг книги

0.00

(оценок&nbsp&lt&nbsp5)

0 10

В том объединены работы, в которых рассматриваются предпосылки и начальный этап генезиса феодализма в Западной Европе. В очерке о древних германцах охарактеризованы их хозяйство, формы поселений и социальная организация в последние века до н. э. и в период, непосредственно предшествующий Великим переселениям народов в V в. Широкое привлечение данных археологии и истории древних поселений даст возможность по-новому осветить особенности древнегерманского общественного устройства. Центральную часть тома составляет монография "Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе". В ней разрабатывается проблематика экономической антропологии, которая связывает процессы хозяйственного развития с культурой, верованиями, системой ценностей и общественным поведением людей далекой от нас эпохи. Значительную часть тома образует монография "Походы викингов", ибо начальные этапы развития феодализма тесно переплетались с конфликтом западноевропейской цивилизации и цивилизации норманнов.

Пособие написано коллективом молодых ученых в соответствии с современными требованиями программы вступительных экзаменов в вузы страны. Не скованные прежними стереотипами, авторы по-новому подошли к изложению исторического развития нашего Отечества, учли последние достижения российского и зарубежног...

1995 год

13.91 МБ

6.7

скачиваний: 3705

В учебнике члена-корреспондента РАН, директора Института российской истории РАН А.Н. Сахарова дается широкая панорама истории нашего Отечества как полноправного участника мирового и европейского цивилизационного процесса. Автор детально освещает политическую историю страны, рассматривает вопросы ее ...

2003 год

6.36 МБ

7.4

скачиваний: 3304

Учебник, созданный учеными-историками, предназначен для использования в 9 классе по курсу отечествен-ной истории. В нем освещены предусмотренные школьной программой основные проблемы истории России XX века.

1995 год

2.6 МБ

7.4

скачиваний: 3882

Фундаментальный трехтомный труд Фернана Броделя представляет собой всестороннее исследование экономической жизни человечества в переломную для его судеб эпоху становления капиталистических отношений. Первый том, названный "Структуры повседневности: возможное и невозможное", посвящен разли...

1986 год

31.25 МБ

7.5

скачиваний: 3697

Читателю хорошо известны книги Леонида Ивашова, посвященные вопросам геополитики и будущему России: «Битва за Россию», «Я горд, что русский генерал», «Россия и мир в новом тысячелетии. Геополитические проблемы» и другие.

2016 год

2,46 Мб

0.0

скачиваний: 2819

В книге, которую вы держите в руках, известный документалист Игорь Прокопенко собрал самые разные версии и гипотезы современных ученых о том, как на самом деле жили наши предки. Порой эти версии могут показаться фантастическими, но день за днем наука совершает сенсационные открытия, которые меняют к...

2015 год

4.48 МБ

8.8

скачиваний: 5784

Книга известного телеведущего Игоря Прокопенко даст вам возможность по-новому увидеть и, возможно, оценить или переоценить существующие стереотипы, которые сложились вокруг Советского Союза. По какому пути пошла бы наша страна сто лет назад, если бы не было Ленина? Почему великий вождь пролетариат...

2016 год

3.87 МБ

0.0

скачиваний: 3884

«Страна, которую мы называем Древней Русью, так сильно отличалась от России послемонгольской эпохи, что через толщу минувших столетий кажется нам какой-то сгинувшей, легендарной Атлантидой… Был ли на самом деле Рюрик? Приглашали ли славяне варягов? Прибивал ли Олег щит на врата Цареград...

2014 год

1.48 МБ

0.0

скачиваний: 4860

У підручнику поданий систематизований виклад подій історії України, що охоплюють період між двома світовими війнами (1914-1939 рр.). В цей час Україна пройшла складний і важкий шлях від розчленованої між двома імперіями території до об’єднаної, проте лише формально незалежної республіки тоталі...

2003 год

6.43 МБ

7.1

скачиваний: 2985

"Самая известная книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины. «У войны — не женское лицо» переведена на 20 языков, включена в школьную и вузовскую программу.На самой страшной войне XX века женщин...

2004 год

1.33 МБ

7.1

скачиваний: 2869

mexalib.com

Гуревич А. Я. Избранные труды. Т. Древние германцы

   Арон Яковлевич ГуревичПоходы викингов  http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=136227Гуревич А. Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы.Викинги.: Издательство Фонда поддержки науки иобразования «Университетская книга»; Спб.; 1996       Родина викингов Саги  о  древних  скандинавах  рассказывают,  что,когда  норвежцы  покидали  родину  и  отправлялись  вморское плавание на поиски новых земель, они бралина борт своих кораблей вместе со скарбом и резныедеревянные столбы с изображениями древних богов.Эти столбы украшали хозяйское сидение в горнице:языческие боги охраняли дом и его обитателей от беди злых сил – великанов, чудовищ и прочей нечисти.Приближаясь  к  берегам  Исландии,  переселенецбросал  эти  столбы  в  волны  и  высаживался  в  томместе,  куда  их  выбрасывало  прибоем.  Здесь  онстроил  новый  дом  и  устанавливал  старые  столбыподле своей почётной скамьи. Переселяясь на новыеместа не только с домочадцами, рабами и скотом, нотакже и со своими богами, привычками и обычаями,норвежцы  искали  возможность  продолжать  жить  позаконам своих предков.Норвежские  эмигранты,  оказавшись  в  Исландии,на Оркнейских или Фарерских островах, в Ирландииили  Шотландии,  предпочитали  селиться  в  гористойместности,  близ  морского  побережья,  в  бухтах  ифьордах.  Между  тем  датчане,  покидая  равнинныйЮтландский полуостров, переселялись в равнинные   районы  Нормандии  и  Восточной  Англии.  Выходцыиз  Швеции  искали  озёрные  и  речные  края,напоминавшие  их  родной  Меларен  и  другие  озёраЦентральной Швеции.И  это  неудивительно.  В  средние  века  человекзависел  от  природы  несравненно  больше,  чемсейчас.  Она  диктовала  ему,  как  жить,  где  селиться,чем  заниматься.  Люди  должны  были  скорееприспосабливать  её  к  своим  потребностям.  Вотпочему,  не  зная  своеобразных  черт  природыСкандинавии, нельзя понять жизнь её средневековыхобитателей.Скандинавский  полуостров,  вытянувшийся  безмалого  на  2000  км,  –  самый  крупный  в  Европе.Его  рельеф  сложился  при  отступлении  и  таянииледника.  Большая  часть  полуострова  –  гористая.  Сюго-запада на северо-восток простираются массивыСкандинавских  гор.  Гранитные  скалы  обнажены,но  некоторые  из  них  покрыты  вечными  снегамии  ледниками.  В  образованных  древним  ледникомчашах  блещут  синевой  многочисленные  озёра.Горы  круто  обрываются  в  Норвежское  море,врезающееся  в  берега  многочисленными  узкими  иглубокими фьордами. Фьорды – заполненные моремогромные  трещины  в  каменном  теле  полуострова–  тянутся  на  десятки  и  сотни  километров.  Горы   Скандинавии  густой  сетью  прорезаны  короткими,но  многоводными  и  быстрыми  реками  с  частымипорогами  и  водопадами.  У  берегов  Норвегии,тянущейся  длинной  узкой  полосой  в  западной  исеверной  частях  полуострова,  в  общей  сложностинасчитывается  до  полутораста  тысяч  островов.  Навосток Скандинавские горы постепенно понижаются.Возвышенности Северной Швеции наклонены к югу иступенями спускаются к Ботническому заливу.Лишь южная оконечность Скандинавскогополуострова – Сконе – равнинная, с плодороднымипочвами. Её пересекают невысокие скалистые гряды.Рядом островов, крупнейший из которых – Зеландия,Сконе соединяется с полуостровом Ютландией, тожепреимущественно  равнинным.  Берега  Ютландииизрезаны морем и окружены огромным количествомостровов  и  скалистых  островков  –  шхер.Юго-западное  побережье  Ютландии  окаймленопесчаными  косами,  отделёнными  от  полуостроваваттами  –  пространствами,  которые  заливаютсяприливом  и  обнажаются  при  отливе.  На  берегу  онипереходят  в  покрытые  сочными  травами  марши,которые  тоже  иногда  затопляются  морем.  Этонаиболее плодородные земли.В  отличие  от  Ютландии,  ныне  сравнительнонебогатой  лесами,  почти  половину  всей  площади   

kak.znate.ru