Горожане в древней руси это. Пища земледельцев и горожан в древней Руси. Развлечения ГОРОЖАН , не князей,а горожан Семья и воспитание у горожан Это все древняя Русь 60б
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Экскурсии по Москве на автомобилеиндивидуальные. Горожане в древней руси это


Города Древней Руси. Возникновение городов Древней Руси

Города Древней Руси

Зарождение городов в Древней Руси относится к IX—X вв. Их возникновение было связано с формированием классового общества и государственности, начавшимся процессом отделения ремесла от сельского хозяйства и вовлечением древнерусских земель в международную торговлю. Как и во многих странах Европы и Азии, города на Руси возникли из племенных центров, складывались вокруг замков феодалов или стен монастырей, образовывались путем слияния нескольких близлежащих селений, вырастали из сторожевых крепостей или были основаны в качестве форпостов — опорных пунктов — в землях с неславянским населением.

Раннесредневековые русские города выполняли, как правило, сразу несколько социальных функций: административную (были центрами политической власти для сельской округи), военную (за их укрепленными стенами окрестное население искало спасения при вторжении врага), экономическую (именно город становился местом, где охотно селились ремесленники и торговцы, где концентрировались денежные и материальные ресурсы), религиозную и образовательную (являлись центрами духовной и культурной жизни). Устойчивость и долговечность города определялись прежде всего интенсивностью и крепостью его связей с сельской округой. Главное его отличие от деревни — занятия населения преимущественно торговлей и ремеслом. По данным летописей и археологических раскопок, в X в. на Руси было 25 городов, к середине XIII в. — около 300.

Однако монгольское нашествие стало катастрофой для судеб русских городов. Большая часть их была разрушена, при этом многие впоследствии так и не восстановились, а другие влачили жалкое существование. Еще более трагические последствия имело ордынское иго для социального строя русского города. Именно в это время изменился характер отношений между князем и горожанами. В общественном строе городов домонгольской Руси посадное население (купцы и ремесленники) играло такую важную роль, что она позволила некоторым историкам прийти к выводу о существовании в этот период городов-государств, близких по своей социальной природе к полисам Древней Греции. Но в результате установления ордынского ига города, за исключением Новгорода и Пскова, становятся княжескими вотчинами — столицами феодальных княжеств, имеющих относительно небольшие посады, или же пограничными крепостями с малочисленным торгово-ремесленным населением. Посадские общины оказались политически бесправны перед лицом усиливающейся княжеской власти.

Возрождение русских городов относится ко второй половине XIV в. Оно связано с начавшимся объединением русских земель вокруг Москвы и высвобождением от зависимости Золотой Орды. Однако, ослабленные экономически и политически, города оказались не способны противостоять возрастающим самодержавным началам Московского княжества. В отличие от городов Западной Европы русские города не смогли выступить как самостоятельная сила. В разгар борьбы Ивана III с Новгородом псковичи поддержали московского великого князя. Не было единства и среди новгородцев: одни готовы были отстаивать старинные вольности, другие предпочитали перейти под «сильную руку» Москвы или Литвы. В результате 1478 год стал концом Новгородской феодальной республики. Пагубные последствия для судеб города имел опричный террор в царствование Ивана Грозного, разоривший наиболее развитые городские центры, а в Новгороде во время чудовищной карательной экспедиции было истреблено несколько тысяч человек.

Самодержавие установило предельно ограниченные рамки для предпринимательской деятельности, централизовав местные купеческие капиталы и введя государственную монополию на все наиболее прибыльные промыслы. Жесткая правовая регламентация привела в середине XVII в. к фактическому закрепощению горожан. В 1699 г. Петр I ввел в городах посадское самоуправление: были учреждены земские избы (с 1721 г. магистраты), подчинявшиеся центральному органу — бурмистерской палате, переименованной вскоре в ратушу. Эта реформа, призванная несколько облегчить правовое положение посадских людей, способствовала дальнейшему оформлению сословного строя, а также укрепляла статус городов. Заметную роль в истории российского города сыграли реформы Екатерины II в 1775—1785 гг. Задачи административного управления Российской империей привели к тому, что число городов резко увеличилось: к 232 городам, существовавшим ранее, было добавлено 165 новых (более четверти из них не смогли в дальнейшем удержать городской статус). Одновременно был повышен и социальный статус городского гражданства (купцов, мещан, цеховых). Правовая защищенность горожан от произвола бюрократии была более или менее обеспечена.

Доля горожан во второй половине XVIII в. составляла 8—9% общей численности населения, и к концу столетия по этому показателю Россия опережала многие страны Европы, уступая лишь Англии и Франции. Однако основная масса малых городов того времени по своему облику, инфраструктуре, занятиям населения мало чем отличалась от сел. В 1760-е гг. 47% городского населения были заняты в аграрном секторе, в 1790-е — 45%, только в 1850-е эта цифра упала до 12%. Сохранение крепостнических отношений в стране и правовое ограничение сельской миграции сдерживали демографическое и социально-экономическое развитие города. Реформы 60—70-х гг. XIX в. существенно изменили положение города и горожан. Промышленный бум, «пролетаризация» привели к быстрому размыванию мещанства и к классообразованию на новой основе: за 1865—1879 гг. ряды промышленного пролетариата выросли в полтора раза и насчитывали около 1 млн. человек. В соответствии с новой социальной структурой общества были осуществлены и преобразования в сфере городского самоуправления. Положение о городах 1870 г. заменило сословные органы городского управления бессословными. Избирательное право было предоставлено лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы. Но в 1892 г., в эпоху контрреформ, был существенно ограничен круг избирателей и усилен контроль государственной бюрократии за деятельностью органов городского самоуправления.

В 1897 г. в городах проживало 13,4% всего населения Российской империи. При этом лишь 16 городов имели более 50 тыс. жителей: Санкт-Петербург, Москва, Саратов, Казань, Ростов-на-Дону, Астрахань, Тула, Нижний Новгород, Самара, Екатеринодар, Царицын, Екатеринбург, Иваново-Вознесенск, Томск, Новочеркасск, Иркутск.

Расширение сети городов в советское время происходило прежде всего на базе промышленного производства. Характерными чертами урбанизации в годы первых пятилеток были возрастание роли больших городов, формирование городов-спутников вокруг крупнейших городских центров, возникновение новых городов в богатых природными ресурсами районах страны, быстрое формирование столиц национальных автономий. С 1926 по 1939 г. число городов в России выросло с 461 до 574. Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства, сдвиг в размещении производительных сил на Восток и на Север привели к образованию новых городских поселений. Отличительной чертой городообразовательных процессов после войны стало создание вблизи крупнейших городов научных центров (Дубна, Звездный, Новосибирский академгородок), а также возникновение закрытых городов, работавших на оборонные нужды страны. В 1959 г. в России насчитывалось 877 городов, в 1989 г. — 1037.

Начиная с 1926 г., когда была проведена первая в советское время перепись населения, и до начала 90-х гг. городское население пополнялось во многом за счет миграции из села. В эти годы сельские мигранты составили 44% от общего числа горожан. В 1994 г. доля городского населения в России равнялась 74%. Однако уже в 1980-х гг. темпы урбанизации заметно упали, а в начале 90-х гг. в Москве и Санкт-Петербурге — крупнейших городах России — произошло даже небольшое сокращение численности населения в результате неблагоприятных социально-экономических условий и наступления очередной демографической волны, вызванной последствиями Великой Отечественной войны.

Источник: yunc.org

Назад в раздел

www.svastour.ru

Древняя Русь. Как отличалась жизнь сельских жителей от жизни горажан в Древней Руси???

У горожан с сельскими разная жизнь в Сельских- это вроде бы которые живут в деревне а горожани живут в городах. В городе могут быть и богатые с бедными а в деревнях живущие сельские они бедняки но выращивают много еды и продают её.А горожане не выращивают еду они эту еду покупают за свои деньги. Сельские делаю всё своими руками, а горожане покупают её у других людей которые создали вещи заводы. Сельские у них летом очень хорошо на речку можешь пойди, а в городе горожанам тоже можно купаться только вам мешает шум машин, а у сельских нет машин ну только в редких случиях и атм слышен звук природы как кузнечики поют с птицами лягушки квакают.

Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения. Специфика сельскохозяйственного производства такова, что она требует равномерного расселения, чтобы осваивать сельскохозяйственные земли. В результате непродуманной расселенческой политики исчезли сотни тысяч деревень, выпали из оборота миллионы гектаров лугов, пастбищ, пашни... Основой, организующей жизнь городского населения, является производство товаров и услуг. Экономический, культурный и информационный потенциал общества в крупных городских центрах, достижений материальной и духовной деятельности. Вместе с тем, приводит к возникновению серьезных противоречий - неравномерности развития центральных и периферийных городов, загрязнению окружающей среды, росту числа стрессов. .

Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения. Специфика сельскохозяйственного производства такова, что она требует равномерного расселения, чтобы осваивать сельскохозяйственные земли. В результате непродуманной расселенческой политики исчезли сотни тысяч деревень, выпали из оборота миллионы гектаров лугов, пастбищ, пашни... Основой, организующей жизнь городского населения, является производство товаров и услуг. Экономический, культурный и информационный потенциал общества в крупных городских центрах, достижений материальной и духовной деятельности. Вместе с тем, приводит к возникновению серьезных противоречий - неравномерности развития центральных и периферийных городов, загрязнению окружающей среды, росту числа стрессов. .

touch.otvet.mail.ru

Пища земледельцев и горожан в древней Руси. Развлечения...

Как жили в Древней Руси

Жилище в России в X–XVII вв.

Русская изба

Русская изба столетиями не меняла свой облик. Основою избы была клеть — связь бревен на четыре угла. Клеть зимняя отапливалась печью, холодная клеть — это летняя постройка, без печи. Крестьянские избы той поры — полуземляные или наземные, срубные. Для полуземлянок вырывали неглубокую яму, стены которой закрывались деревом. Пол был чаще земляной, плотно утрамбованный, иногда обмазанный глиной. Чтобы войти в такое жилище, нужно было спустится по нескольким ступенькам, вырытым в земле, вниз. Иногда в яму спускали уже готовый сруб, засыпая в образовавшиеся между стенками сруба и ямой пустоты землю. Потолка полуземлянка не имела, его заменяла сама кровля. Основой деревянных наземных построек служил четырехугольный бревенчатый сруб, чаще 4 м на 4 м. Потолок из гладко отесанных досок закрывался двускатной крышей, пол в срубных домах всегда бывал дощатый. Такой дом назывался изба - от "истба", "истопка", поскольку обязательно строился с печью. Был он выше, чем полуземлянка, часто имел второй этаж. Окна прорубались в бревнах и в холодную погоду закрывались - "заволакивались" досками, отчего и назывались волоковыми. Иногда окна закрывали слюдой, которая, однако, плохо пропускала свет. Оконное стекло появится только в XIV в. Вход в дом обычно был ориентирован на юг, чтобы в дом попадало больше тепла и света. Некоторые дома состояли из избы, теплого жилого помещения, и клети - холодного, служившего кладовой. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, именовали горницей. Горницу с окнами, которые пропускали много света, называли светлицей. У наиболее зажиточных людей имелся и третий ярус — терем. В богатых домах полы деревянные, а в княжеских — из дубовых плиток (разновидность паркета) . В каждом богатом доме обязательно была мыльня — русская баня. Источник: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=72228#1

tvoiznaniya.com

Расскажите о жизни горожан в Древнерусском государстве?

KM.RU Реферат: Происхождение и развитие городов древней Руси Подвергается сомнению и жесткое противопоставление города и села в Древней Руси. При этом подчеркивается роль агрикультуры в городе, жители которого (как, впрочем, и западноевропейские горожане) "вели полукрестьянское существование и занимались.. . student.km.ru/ref_show_frame.asp?… сохраненная копия еще с сайта

Основная масса населения занималась землеобработкой, другие же кузнечным делом, гончарным, кожевничеством, ткачеством, бортничеством; Рыболовством, животноводством, охотой.

Происхождение и развитие городов древней Руси Подвергается сомнению и жесткое противопоставление города и села в Древней Руси. При этом подчеркивается роль агрикультуры в городе, жители которого (как, впрочем, и западноевропейские горожане) "вели полукрестьянское существование и занималась землеобработкой, другие же кузнечным делом, гончарным, кожевничеством, ткачеством, бортничеством; Рыболовством, животноводством, охотой.

touch.otvet.mail.ru

Городская община Древней Руси - Славянская Традиция

Древнерусская государственность, сложившаяся в ХI-ХIII вв., носила общинный характер. Общество еще не знало сословного и классового разделения, глубоких социальных антагонизмов, подавляющее большинство его членов составляли лично свободные и полноправные граждане, объединявшиеся в городские и сельские общины. Государство являло собой слаженную систему соподчиненных общин, где можно выделить три основные звена: община старшего города, общины подчиненных ей младших городов или пригородов, сельские общины. Образующаяся на основе этой иерархии территориально-политическая структура в древнерусских источниках именуется "земля" или "волость". Каждая такая земля получает свое название от города: Киев - Киевская земля, Новгород - Новгородская земля, Смоленск - Смоленская земля и т.д. - Поэтому такие образования квалифицируются как города-земли или города-государства, обладающие всеми признаками и атрибутами внутреннего суверенитета. Верховным органом власти общины старшего города, как и волости в целом, было вече - народное собрание, в котором участвовали все свободные и полноправные граждане из числа жителей города и прилегающей сельской округи. Участвовать в вечевых мероприятиях было не обязанностью, а правом граждан, которым они могли пользоваться по своему усмотрению. Этим правом обладали не все свободные жители, а только главы больших семей, "мужи", как их именуют древнерусские источники: на вече они принимали решения за себя и за своих "детей", физически вполне взрослых, но не достигших еще гражданского полноправия. Вечевые постановления принимались консенсусом, хотя и достигавшимся нередко в ходе острой борьбы и столкновения различных мнений. Никакого подсчета отдельных голосов, поданных в пользу того или иного решения, не производилось, необходимо было общее согласие веча для того, чтобы решение вступило в силу. Иначе и быть не могло, ведь при характерной для того времени неразвитости аппарата государственного принуждения любое принятое постановление могло быть исполнено лишь при условии согласия с ним и поддержки подавляющего большинства простых граждан. Важную роль в ходе вечевых прений играли общинные лидеры-бояре, силой личного авторитета и умением убеждать или отстаивать свою правоту, и увлекали за собой рядовых вечников, апеллируя к общим интересам земли, в сознании древнерусских людей стоявшим выше любых индивидуальных или групповых интересов. При этом окончательное решение оставалось за рядовыми участниками вечевого собрания, что указывает на демократический характер древнерусского веча. Народ принимал самое непосредственное и деятельное участие как в приглашении князей на княжение, так и в изгнании их из волости. Решению вече старшего города подчинялись жители пригородов. На вече в старший город прибывали иногда и делегаты из пригородов. Компетенция вече ничем не была ограничена, собравшиеся на нем граждане могли рассматривать и принимать решения по любому вопросу, имеющему общественно-важное значение. Вече ведало вопросами войны и мира, распоряжалось княжескими столами, финансовыми и земельными ресурсами волости, объявляло денежные сборы с волостного населения, входило в обсуждение законодательства, смещало неугодных представителей назначаемой князьями администрации. Вторым институтом государственной власти в Древней Руси был князь. Его общественное положение раскрывается двояко. Князь - представитель знати, в кругу которой он - первый среди равных. Это обстоятельство, разумеется, накладывало свой отпечаток на его правительственную деятельность: князь не был свободен от интересов и запросов социальных верхов. Но бесспорно и другое - в княжеской политике находили выражение нужды простого народа, что объясняется отсутствием антагонистических противоречий, общинным характером социального устройства. Князь и знать еще не превратились в особое сословие, отгороженное от рядовых общинников. Знатные выступали в качестве лидеров и правителей, но власть они пока получали из рук народа. Князь и городская община составляли части единого социально-политического организма. Князь не мог обойтись без общины, как и она без него. Об этом свидетельствуют выполняемые князем общественно необходимые функции. Искони ему принадлежит роль верховного военного предводителя, и в этом качестве его некому заменить, поскольку земское войско, как и любая военная организация, строится на принципе единоначалия, и только князь в глазах простых людей обладает достаточным авторитетом и сакральной силой, чтобы ее возглавить. То же самое следует сказать и о других властных функциях князя - законодательной, судебной, административной, дипломатической, столь же необходимых для нормальной жизнедеятельности общественного организма, требовавших постоянного личного участия правителя. Такой же прочной и неразрывной была обратная связь князя со своими подданными, городской общиной. Приобретение стола и успех правительственной деятельности князя в первую очередь зависели от поддержки общины, обеспечить которую было его важной заботой. Община принимала князя, заключая с ним "ряд" - договор - "на всей своей воле", нарушение условий такого договора со стороны князя влекло к его изгнанию. Другим важнейшим ограничением возможного произвола княжеской власти была военная мощь городской общины, земского войска, объединявшего в своих рядах все боеспособное население волости. Без согласия общины, веча, князь не мог провести мобилизацию войска, что делало его бессильным перед лицом внешне- и внутриполитических угроз. В Древней Руси действовал и институт общенародного (вечевого) суда над князем: допустившим злоупотребления, а тем более совершившим преступные деяния - его могли лишить власти, заключить под стражу и даже предать смертной казни. Как видим, княжеская власть в древнерусский период весьма далека от монархической, князь не монарх, а высший исполнительный орган городской вечевой общины. В своей деятельности он опирается на дружину, объединявшую его ближайших сподвижников и слуг. Из числа дружинников князь производит назначения на военные и административные должности руководимого им аппарата государственного управления. За действия "княжих мужей" последний отвечает, как за свои собственные поступки. Третьим институтом общинной государственности является боярская дума ("совет"), приходящая на смену старейшин родоплеменной эпохи. Боярская дума не имеет четко зафиксированного статуса в писаном праве, однако обычай требовал от князя обязательного согласования своих действий с боярами, "лучшими мужами", отказ от "думы" с которыми вызывал резкое недовольство общины и мог послужить основанием для лишения князя власти. Боярская дума формировалась из наиболее влиятельных представителей городской общины, земских бояр. Вот почему так часто боярские "советы" совпадают с принимаемыми следом вечевыми решениями, а князь, не нашедший поддержки бояр, как правило, не находит ее и на вече. В целом политический строй Древней Руси можно характеризовать как демократический. Города - земли домонгольского периода - это вечевые республики, где в делах государственной власти и управления участвовали самые широкие общественные силы. Древнерусская демократия не знает представительных форм и носит непосредственный характер. Вече - верховный орган власти - не являлось парламентом, состоящим из наделенных соответствующими полномочиями народных представителей. Каждый полноправный гражданин, свободный общинник имел право и возможность непосредственно участвовать в политической жизни и своим голосом на вече оказывать влияние на все важнейшие государственные решения. Последнее, впрочем, нуждается в некотором уточнении. Особенностью древнерусской государственности является тот факт, что носителем публичной власти выступала община старшего города, в ее руках концентрировалась принудительная власть по отношению к жителям пригородов и волости в целом. Решение столичной вечевой общины было обязательным для всех волошан - такой порядок распространялся на все важнейшие сферы общественной жизни - политическую, административную, судебную, финансовую, военную. "Новгородцы же изначала и смоляне, и киевляне, и полочане, и все волости как на думу на веча сходятся, на что же старейшие сдумают, на том пригороды станут", - читаем в летописи. Подчиненное положение пригородов и их административная зависимость от старшего города выражались в том, что пригородам приходилось принимать от города посадников. Посадник принадлежал к числу высших должностных лиц государства, помимо распорядительных функций, он, судя по всему, выполнял еще определенные полицейские обязанности. Являясь людьми пришлыми и не будучи подотчетными местному населению, посадники нередко допускали злоупотребления, произвол и насилие. Доведенные до крайности жители сурово расправлялись с такими правителями, что в свою очередь приводило к обострению отношений пригорода со старшим городом.      Высшими должностными лицами были также тысяцкие и воевода. Их связь с земской общиной гораздо прочнее. Тысяцкий и воевода не только осуществляли руководство военными силами общины, но и являются выразителями политических интересов земли вне зависимости от того, происходили они сами из княжеско-дружинной или земско-общинной среды. Принадлежность к земской военной организации и опора на ее силы обеспечивает названным деятелям высокую степень самостоятельности и независимости в отношениях с князьями как в военной, так и в политической сфере. Если община ("людье") принимает решение заменить неугодного правителя другим, более популярным, то ее лидеры - воевода и тысяцкий, - в конечном счете, действуют в полном соответствии с таким решением: тайно от князя связываются с его соперником, сообщают ему о симпатии горожан. Призывают к решительным действиям и от имени общины обещают поддержку в нужный момент. Положение воеводы и тысяцкого напрямую не зависит от перемен, происходящих на княжеском столе. Они остаются на своих местах даже в тех случаях, когда сменяются князья из враждующих между собой династий при том, что воевода, к примеру, мог участвовать в боевых действиях против тех князей, кто со временем занимал стол в его земле. При всем сходстве статуса и роли тысяцкий и воевода - не одно и тоже. Соотношение между ними можно определить так: если каждый тысяцкий - воевода, то не каждый воевода - тысяцкий. Последний обладает целым рядом дополнительных полномочий и в делах общественной жизни приобретает более важное значение. Прежде всего, привлекает внимание чрезвычайно высокое общественное положение тысяцкого, близкое к положению князя. Иногда источники даже называют тысяцкого князем, распоряжающимся боярами, "сущими под ним". Имеются также данные о том, что не только бояре, но и непосредственно князья могли "держать тысячу". По правлению тысяцких (так же, как и князей) в ряде случаев ведется счет времени летописцем, связывающим с их именами те или иные события. Наряду с князьями тысяцкие участвуют в выработке законов, по которым живет община, им также принадлежит право суда по некоторым делам, разнообразные представительские функции. Власть воеводы и тысяцкого распространялась и на подчиненные старшему городу пригороды. Во время проведенных военных действий, когда земля испытывала непосредственную вражескую угрозу, эта власть приобретала чрезвычайный характер. Столичный воевода своей волей мог отменить решение веча пригорода, если таковое шло вразрез с интересами общины старшего города и ставило под вопрос территориальную целостность земли. Подобно посаднику, воевода и тысяцкий со своей стороны заботятся о сохранении единства земли и всячески пресекают сепаратистские устремления мятежных пригородов. По мере экономического и политического усиления, роста числа жителей, укрепления военной организации, пригороды начинают тяготиться зависимостью от старших городов. С особой силой этот процесс разворачивается, начиная с середины XII в., когда он получает повсеместное распространение. Борьба старших городов с усиливающимися пригородами становится главным содержанием внутри волостной жизни, в ней участвуют самые широкие общественные силы, - по сути дела эта борьба носит характер межобщинного столкновения. Результат может быть двояким: либо единая прежде волость делится на несколько новых самостоятельных городов-государств, либо значение старшего города переходит к взявшему верх пригороду. Описанная нами модель государственного устройства не является чем-то особенным, свойственным лишь древнерусскому обществу механизмом. Как показывают новейшие исследования, она довольно часто встречается в мировой истории и в дальнейшем уступает место иным, более многообразным формам государственной организации, складывающимся в соответствии с конкретно-историческими условиями. Ближайшими историческими аналогами древнерусских городов - государств можно считать древнегреческие полисы и древневосточные номы. 

 

 

 

slavtradition.com