1 урок история древнего мира. План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Конспект и презентация к вводному уроку по истории Древнего мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Знакомство с историей Древнего мира. Урок для 5-го класса. 1 урок история древнего мира


План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Конспект и презентация к вводному уроку по истории Древнего мира | скачать бесплатно

Вводный урок по истории Древнего мира

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: подготовить учащихся к изучению систематического курса истории, заинтересовать учебным предметом.

Задачи урока:

образовательные:

- создать у учащихся представления об истории как науке;

- познакомить учащихся с лентой времени;

- рассказать об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах;

развивающая:

- сформировать умения анализировать, обобщать и делать выводы;

воспитательная:

- формирование мотивации к изучению истории.

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийная доска или проектор;

- учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». М., 2012;

- глобус.

План урока.

I. Изучение нового материала.

1. Что такое история.

2. О чем рассказывает история Древнего мира.

3. Исторические источники.

4. Как устроен учебник.

II. Закрепление изученного.

Ход урока

I. Изучение нового материала

Слайд 1 (тема урока). Презентация

Слайд 2 (цели и задачи урока)

1. Что такое история

Урок начинается с вводного слова учителя:

- Сегодня мы начинаем изучать новый предмет «История». Это слово вам знакомо. Слово «история» многозначно. Своя “история” есть у мира, у государства, и у каждого человека. Мы с вами начинаем изучать историю как науку. Вопрос к ученикам: Если история – это наука, что же она изучает?

На основании сказанного учитель подводит итог:

История – это наука о прошлом, описания и осмысление прошлого.

Запись в тетради: История изучает прошлое человеческого общества, жизнь и деятельность людей в прошлом.

История делится на всемирную и отечественную. 

Вопрос к ученикам: Что же изучает всемирная история, а что отечественная?

Учитель обобщает ответы:

Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная – историю нашей страны.

Давайте вспомним памятные и героические события нашей истории?

Слайды 3-6

Примерные ответы: Ледовое побоище, Куликовская битва, сражения Великой отечественной войны.

Запись в тетрадь:

История – очень важная наука, ее нужно изучать, чтобы лучше понимать события, происходящие с нами сегодня.

Слайд 7

Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: “Народ, не помнящий своего прошлого – не имеет будущего”.

Ребята, как вы думаете, о чем он говорил?

Суммируя ответы, учитель подводит к выводу:

Историю нужно учить, чтобы понимать людей, другие народы, чтобы понять свое место, а возможно, и предназначение в мире, чтобы учиться на чужих ошибках и не повторять их.

2. О чем рассказывает история Древнего мира

Вопрос: Что, по-вашему, означает слово Древний?

Примерные ответы: давний, старый.

Запись в тетради: История Древнего мира – это наука, изучающая далекое прошлое людей, стран, народов.

История Древнего мира является первой частью всеобщей истории.

3. Исторические источники

Как любая наука, история имеет свой материал для изучения, которым являются исторические источники.

Слайд 8-11

Учитель рисует таблицу на доске, ученики в тетрадях.

Исторические источники – все, что дает нам сведения о прошлом.

Вопрос: как люди находят исторические источники?

Слайд 12

Учитель обобщает ответы учащихся: Одним из способов получения источников – являются археологические раскопки.

Археология – это наука, изучающая вещественные исторические источники и восстанавливающая по ним прошлое человеческого общества.

Слайд 13

Истории покровительствует муза, ее зовут Клио. Дословно имя Клио означает – “Дающая славу”.

Вопросы для беседы: Какой предмет Клио держит в руках? (Свиток). Что это означает? (Все человеческие дела помнятся и записываются. От человека зависит, как он войдет в историю – со славой, или бесславно).

4. Как устроен учебник

Знакомство со структурой учебника. Учитель рассказывает о том, что учебник состоит из глав и параграфов. На странице 3. Знакомимся с условными обозначениями.

II. Закрепление изученного на уроке

Задания:

1. Распределите приведенные на слайдах источники в две группы: вещественные и письменные. (Слайды 14–22)

2. Закончите предложения:

Археология изучает…

История изучает…

История Древнего мира – это…

Музу истории зовут…

Подведение итогов.

Итак, на уроках Истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей, историей древнейших цивилизаций Египта, Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые Олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы.

Рефлексия:

  • О чем мы узнали на уроке?
  • Что мы записали в тетради?
  • Что мы увидели в презентации?
  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).

Домашнее задание.

С.6 – читать, выучить записи в тетрадях

nsportal.ru

Знакомство с историей Древнего мира. Урок для 5-го класса

Разделы: История и обществознание

Тип урока: вводный урок.

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества – всемирной истории, и её первой части – истории Древнего мира;
  • способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах;
  • воспитывать уважительное отношение к прошлому человечества, к памятникам истории и культуры;
  • продолжить формирование познавательных умений – умения самостоятельно добывать знания, используя различные источники.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, (если есть возможность – интерактивная доска), наборы раздаточного материала для работы в группах.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний по теме.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление темы.
  5. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы начинаем изучать новый предмет – история. Слово это вам знакомо, оно имеет много значений, может быть очень простым или загадочным. Своя история есть у каждого человека, у каждого государства. Давайте вспомним то, что вы знаете об истории, почему её важно изучать, как её изучают, и какую историю мы будем изучать в пятом классе.

II. Актуализация знаний по теме.

Вопросы:

  1. Что такое история?
  2. Составьте словосочетания или предложения со словом «история».
  3. Почему это слово имеет много значений?
  4. В каком значении мы будем использовать слово «история»?
  5. Что значит «история Древнего мира»?
  6. Что она изучает?
  7. Как люди узнают о прошлом?
  8. Что такое «следы истории»?
  9. Что значит «исторический источник»?

III. Изучение нового материала.

  1. Вводное слово.
  2. Работа в группах.
  3. Проверка работы групп.
  4. Презентация «Исторические источники».
  5. Беседа по теме и записи в тетради.

1. Вводное слово.

Учитель. Чтобы лучше разобраться с основными вопросами нашей темы, познакомиться с учебником, по которому мы будем заниматься, и выполнить задания, класс разделиться на 4 группы, каждая из которых получит свой пакет материалов.

2. Самостоятельная работа в группах.

Учитель делит класс на 4 группы, которые садятся вместе и получают пакеты с заданиями.

Пакет состоит из заданий 2-х видов:

  • первый вид заданий – общие вопросы для всех групп,
  • второй вид заданий – индивидуальные задания для каждой группы.

Общие вопросы для всех групп:

  1. Дайте определение понятия «история» (их может быть несколько) и подчеркните то, которым мы будем пользоваться на уроках.
  2. Познакомьтесь с оглавлением учебника «История Древнего мира».
  3. Что изучает история Древнего мира? Какие страны и народы?
  4. Как мы узнаем о прошлом?
  5. Что такое исторические источники? Их виды?

Индивидуальные задания для 1 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к вещественным историческим источникам.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Индивидуальные задания для 2 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к письменным историческим источникам.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Индивидуальные задания для 3 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к устным историческим источникам.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Индивидуальные задания для 4 группы:

  1. Перед вами карточки, на которых написаны различные виды исторических источников. Выберите те, которые относятся к произведениям искусства.
  2. Объясните свой выбор.
  3. О чем можно узнать, используя этот вид исторических источников?

Во время того, как группы работают, учитель подходит к каждой и дает советы по тому, как лучше выполнить задания, проверяет готовность групп, привлекает к работе каждого ученика.

3. Проверка работы групп.

Выступление групп: сначала ребята отвечают на общие вопросы для всех групп. Каждая группа высказывает свое мнение, отвечая на вопросы первого задания, задает вопросы другим, исправляет ошибки, дополняет ответы. В ходе проверки этого задания, учитель помогает учащимся правильно сформулировать ответы на поставленные вопросы.

4. Беседа по теме и записи в тетради.

Учитель. Все группы справились с вопросами первого задания. Давайте запишем в тетради новые слова и определения.

Записи в тетради:

  • история – наука о развитии общества в прошлом и настоящем.
  • всемирная история – история народов всего мира.
  • история Древнего мира – первая часть всемирной истории, изучающая первобытность, Древний Восток, Древнюю Грецию, Древний Рим.

Учитель. Прежде чем проверить, как вы выполнили второе задание, мы посмотрим презентацию «Исторические источники». По ходу просмотра презентации, проверьте себя, правильно ли вы выполнили задание №2, найдите свои ошибки, если они есть.

5. Просмотр презентации «Исторические источники» (см. приложение)

Показываются слайды с 1 по 10.

Учащиеся проверяют себя, исправляют допущенные ошибки во втором задании. Музыка, которая используется в презентации, расслабляет, снимает напряжение.

В ходе беседы проверяется выполнение второго задания группами: каждая группа выступает по своему виду исторических источников, объясняя, что можно узнать, используя тот или иной вид источников, учитель предлагает продолжить записи в тетради.

Записи в тетради (продолжение):

  • исторические источники – источники знаний по истории.

виды исторических источников:

  • вещественные,
  • письменные,
  • устные,
  • произведения искусства.

IV. Закрепление темы.

Учитель. Выполните задания из презентации (см. приложение)

Показываются слайды с 11 по 14.

При выполнении заданий, возможно, использовать приемы работы с интерактивной доской:  

Задание №1. Определи вид исторического источника (прием - непрозрачный экран).

Задание №2. Подчеркни в тексте вещественные исторические источники (прием – маркер).

Задание №3. Заполни таблицу «Исторические источники» (приемы – шторка, или маркер).

Примечание: при нехватке времени на уроке, задание №3 учащиеся выполняют дома.

V. Итог урока.

Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:

  • О чем мы узнали на уроке?
  • Что мы записали в тетради?
  • Что мы увидели в презентации?
  • Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).
  • Поставим оценки за работу в группах (оценки за подготовку заданий).

Рефлексия: Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Домашнее задание:

  1. Прочитать введение с. 3 (учебник «История Древнего мира», Е.В. Саплина, А.И. Саплин).
  2. Творческое задание – нарисовать различные виды исторических источников.
  3. Заполнить таблицу «Исторические источники» (если не заполнили на уроке).

Материал для подготовки к уроку:

  • Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Методическое пособие к учебнику/Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М., Дрофа, 2002.
  • Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 кл.: Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2002.
  • Данилов Д.Д., Монченко Л.Н. Методические рекомендации к курсу «История первобытного и Древнего мира». 5 кл. – М.: «Баласс», 2002.
  • Интернет-ресурсы: www.google.ru www.yandex.ru
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок истории №1 в 5 классе

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Цели:

- заинтересовать учебным материалом,

- создать у учащихся первичные представления об истории как науке;

- обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»;

- содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории;.

Оборудование: карта мира, учебник Михайловского Ф.А. «История Древнего мира».

Ход урока

I. Организационный момент. Изучение новой темы

План

  1. Что изучает история Древнего мира?

  2. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический источник, история, Всеобщая история.

    1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учебника, название его глав.

    1. Рассказ учителя.

На уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

    1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6-7 учебника Михайловского).

    2. Беседа по прочитанному.

  • Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

  1. Рассказ учителя.

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается случайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

  1. Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

Археология - наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

    1. Закрепление изученного материала

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

  • Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

  • Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

  • Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем знакомиться с тем, как жили древнейшие люди.)

    1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»;

infourok.ru

План конспект по истории 5 класс Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Урок 1. Введение в историю Древнего мира

Цели: заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвое​ние понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Оборудование: карта мира, учебник Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. «История Древнего мира» или Михайловско​го Ф.А. «История Древнего мира».

Информация для учителя

Памятка при работе с исторической картой

-​ Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ее условными обозначениями, с так называемой легендой - таб​личкой у края карты. Она является важной опорой в дейст​виях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, рас​краску и прочитайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно. Она расскажет вам о границах государства, о национальном составе населения, о городах, народных движениях, о крупнейших сражениях в ходе войны, о партизанских движениях и т. д.

-​ Обратите внимание на условность знаков и их несоразмер​ность с масштабом карты. Например, один-два всадника обозначают целое войско, скрещенные мечи - важнейшие события.

-​ При работе с исторической картой вы можете опереться на знания по картографии, приобретенные на уроках природо​ведения и географии; карта как изображение земной поверх​ности Земли; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики страны и т. д.

-​ От класса к классу карты становятся более сложными, насы​щенными условными обозначениями, и работа с ними услож​няется.

-​ Показывать географические и исторические объекты по на​стенной карте нужно стоя с правой стороны.

-​ Для лучшего понимания и запоминания расположения гео​графических и исторических объектов на карте работу надо организовать так, чтобы показ велся и по современной поли​тической карте мира, и по исторической карте.

Ход урока

I. Организационный момент И. Изучение новой темы

План

1)​ Что изучает история Древнего мира?

2)​ Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический

источник, история, Всеобщая история.

1.​ Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Задание: выяснить фамилии авторов учебника, название учеб​ника, название его глав.

2.​ Рассказ учителя.

Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек​сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы...

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив п от учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

3.​ Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 6 учебника Вигасина, с. 6-7 учебника Михайловского).

4.​ Беседа по прочитанному.

-​ Что еще дает информацию ученым о жизни людей в про​шлом? (Надписи на камне и глине, старинные книги, знаме​нитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.)

Как называется наука, изучающая вещественные памятники

истории? (Это наука археология.)

Как работает археологическая экспедиция?

5.​ Рассказ учителя.

Перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу​чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз​мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро​фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим​ских военных лагерей в Сирийской пустыне... Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни​мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско​пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1994. С. 34-35.

6.​ Работа с новыми терминами (письменно в тетрадях).

Археология - наука, изучающая историю по вещественным ос​таткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

III.​ Закрепление изученного материала

-​ Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-​ Что изучает история Древнего мира? (Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их соз​дали, каковы были достижения людей в далекой древности.)

-​ Что изучает археология? (Вещественные памятники истории.)

-​ Что называется историческим источником? (Это то, что дает нам информацию о жизни людей.)

-​ Что изучает история? (История - это наука, изучающая жизнь людей. Поэтому на следующем уроке мы начнем зна​комиться с тем, как жили древнейшие люди.)

IV.​ Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать Введение на с. 6 учебника Вигасина или на с. 5-7 учебника Михайловского; подготовить развер​нутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?»; Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира (вып. 1), задание № 1.

Дополнительный материал

Как находят археологические памятники

В окрестностях села Тарасово, в 30 км от Сарапула, на берегу реки Камы, на высокой горе нефтяники пробурили скважину и от нее через весь мыс проложили траншею под нефтепровод. Один из рабочих, копавших траншею, обратил внимание на странные зеленые предметы, которые он выбросил вместе с землей из траншеи, и человеческие кости черепа, ног, таза, валявшиеся кое-где без всякого порядка. Оказавшись человеком любознательным, он не поленился и позвонил в Сарапуль- ский музей. Коля срочно направился в Тарасово. Стояла глубокая осень, слякоть, грязь, но дождь в какой-то степени и помог - обнажил выброшенные кости и вещи, раскиданные фактически по всей длине траншеи. Все, что мог, он собрал, запаковал и привез.

Да, сомнений нет, это могильник. Судя по материалу, чегандинско- мазунинского времени.

Замечательное открытие!

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших веков. Ижевск,

1996. С. 127-128.

xn----8sbhepth3ca.xn--p1ai

Вводный урок по истории Древнего мира, УМК Вигасин А.А., Годер Г.И. и др., ФГОС

Вводный урок по истории Древнего мира

Цели: 1. Создать условия для формирования представлений об исторической науке, путях и способах изучения прошлого человечества, осознания, что без знания карты и дат нет полноценного знания истории

2. Продолжать развивать навыки самостоятельной работы и развивать познавательный интерес к предмету

План урока:

1. Вступительное слово учителя

2. Что такое история?

3. Исторические источники

4. Вспомогательные исторические дисциплины.

5. Закрепление

Ход урока.

1. Оргмомент (знакомство учителя с детьми, правила ведения тетради)

2. Введение. Что такое истории?

- Что изучает история? Нужна ли эта наука? (История — наука о прошлом (о жизни людей).

Историк В. Б. Кобрин пишет: «Мы прекрасно знаем, что без физики, химии и математики мы ездили бы на лошадях и волах, не имели бы холодильников, не смотрели бы кино и телевидение, пе­реписывали бы от руки книги. Без астрономии и географии невоз­можны ни мореплавание, ни сухопутные путешествия, а без биоло­гии - медицина и сельское хозяйство. А история зачем?».

-Как бы вы ответили на этот вопрос?

-Зачем?: интересно, опыт, независимость.

Полибий (древний историк): «...уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами...»

Диодор Сицилийский (древний историк): «Накоплен­ные на основе исторических трудов знания и понимание причин как успехов, так и неудач других людей приводят к познанию опыта жизни безопасным путем. Ведь это очень хорошо, что мы можем использовать чужие ошибки в качестве поучительных примеров для различных случаев в течение всей нашей жизни и что нам не при­дется самим задумываться над тем, как нам следует поступить, а можно будет только подражать тому, что было правильно сделано».

Гегель (немецкий философ): «единственное, чему мы можем научиться у истории, — это тому, что она никого и ничему не учит».

Есть и еще один ответ на вопрос «Зачем изучать про­шлое?» Человека, не имеющего знаний, своего мнения очень легко обмануть.

- Посмотрите на доску и предположите, какое из этих изображений связано с темой нашего урока, а какое нет и почему? (изображение первобытного человека и динозавра)

 

- Если мы представим время в виде бесконечной ленты, то время, когда Землю населяли динозавры не будет считаться историей и, его называют доисторическим временем, т.к в то время не было человека. Всемирная история начинается со времён появления человека – 2,5 млн. лет назад и делится на несколько периодов. В этом году вы познакомитесь с самым первым и как вы видите самым продолжительным периодом истории – история древнего мира, который и начался 2,5 млн. лет назад и закончился 1500 лет назад с падением огромной Римской империи.

Знакомство с учебником

Помогать нам с вами в этом будет учебник, контурные карты и атлас.

(Учитель знакомит со структурой учебника (приложение, форзац, задания к параграфам).)

Знакомство с атласами

Без карт нельзя изучать историю. Поэтому нам необходимы атласы и контурные карты.

(Учитель знакомит учащихся с картами, атласами, контурными картами.)

3. Исторические источники

- Каким образом мы можно узнать, что происходило много сотен и тысяч лет назад? И что может служить доказательством событий прошлого? (ответы детей)

В этом учёным помогают исторические источники. Исторические источники- памятники прошлого, содержащие сведения об этом прошлом. Они делятся на несколько групп, сейчас вы разделитесь на несколько групп по 4-6 человек и по итогом своей работы заполните пропуски в схеме.

 

Групповая работа

1 группа

1. Изучение вещественных источников

Используются иллюстрации учебника, фрагменты археологических находок, фотографии и т.д., демонстрирующие предметы эпохи древнего мира. Например:

-древнегреческий папирус

-ювелирное украшение

-глиняная статуэтка

-глиняный сосуд

-кинжал из царской гробницы

 

Вопросы для учащихся

1. Из какого материала сделана данная вещь? Можно ли сделать какие-либо выводы о природе места, где она была изготовлена?

2. О какой сфере жизни людей может рассказать нам эта вещь (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)

 

2 группа

2. Изучение письменных источников

Из летописи египетского фараона Тутмоса III:

«Воссиял царь утром. когда было уведомлено все войско…, его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием…

И его величество отдал приказ своему войску в следующих выражениях: «Вы хватайте хорошенько-хорошенько, мое победоносное войско!.. Все владетели всех северных чужеземных стран заперты в нем, и овладеть Мегиддо – это значит взять тысячу городов…»

И вот владетели этой страны приползли на своих животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона (бог солнца египтян) над всеми чужеземными странами…»

Вопросы и задания для учащихся:

1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот текст (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?

2. как автор текста относится к египетскому фараону?

3. Какие сложности могут возникнуть у историков при прочтении документа? Продолжите перечень: плохая сохранность текста, понимание языка, необъективность автора, …

 

3 группа

3. Изучение этнографических источников

Из жизни племени кубу на о. Суматра:

«Он отламывает длинный прямой сук и, подняв с берега ручья камень, бьет им по концу сука, пока тот не расщепится на острые части. Затем он сдирает с дерева кору и, разделив ее на тонкие волокна, обматывает ими расщепленный конец палки-копье для ловли рыбы готово.»

Вопросы для учащихся:

1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот отрывок (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?

 

Из жизни папуасов Новой Гвинеи:

«Приходил Туй с двумя другими туземцами. Все были вооружены копьями, луками со стрелами, и у каждого было по топору на плече…

Я осматривал содержимое одной из сумок… носимых мужчинами на перевязи через левое плечо и болтающихся у них под мышкой. Я нашел в ней много интересного. Кроме двух больших ножей, тут были кости, отточенные на одном конце, служащие как рычаг или нож; в небольшом бамбуковом футляре нашлись четыре заостренные кости, очевидно инструменты, способные заменить ланцет, иглу или шило, затем … раковину… имеющую зубчатый нижний край и служащую у туземцев для выскребывания кокосов. Был также удлиненный кусок скорлупы молодого кокосового ореха, заменяющий ложку…»

Вопросы для учащихся:

1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот отрывок (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?

2. Можем ли мы узнать что-нибудь о природных условиях, в которых жили папуасы?

 

4 группа

Изучение УНТ

Миф североамериканских индейцев

Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.

Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор пока не превратилась в человека – предка рода Черепахи.

Миф древних индийцев

Прародителем мира был Брахма. Люди появились из тела Пуруши - первозданного человека, которого боги принесли в жертву в начале мира. Они бросили его, как жертвенное животное, на солому, облили маслом, обложили дровами. Из этой жертвы, расчлененной на части, родились гимны и напевы, кони, быки, козы и овцы. Из уст его возникли жрецы, руки его стали воинами, из бедра его были созданы земледельцы, а из ног родилось низшее сословие. Из разума Пуруши возник месяц, из ока – солнце, огонь родился из его рта, а из дыхания – ветер. Воздух произошел из его пупа, из головы произошло небо, а из ушей создались страны света, ноги же стали землею. Так извеликой жертвы вечные боги сотворили мир.

Вопросы для учащихся:

1. О какой сфере жизни людей может рассказать нам этот отрывок (хозяйство, занятия, отношения между людьми в обществе, устройства государства, военные походы и т.п.)?

4. Вспомогательные исторические дисциплины.

Некоторые следы ис­кать не надо - они у всех на виду. Это, на­пример, знаменитые египетские пирамиды или Великая китайская стена. Но много сле­дов со временем затерялось. Их поиском за­нимаются ученые археологи. Иногда весть о новом археологическом открытии облетает весь мир. Обычно так происходит, когда ученые находят прекрасные изделия древних мастеров из золота и драгоценных камней. Но опытному историку даже обычный глиняный черепок может помочь вос­становить картину прошлого.

Археология – наука, изучающая прошлое человечества на основании матери­алов раскопок.

Любят раскапывать древние города, могильники, мусорные ямы.

-Как вы думаете, почему?

Обычаи народов изучают ученые - этнографы.

Этнография — наука, изучающая жизнь и обычаи отдельных народов.

Особенно пристально они исследуют жизнь отсталых народов. Мно­гие древние обычаи у них сохранились в не­прикосновенности, потому что эти народы живут в далеких, труднодоступных местах, ни с кем не сообщаясь.

Хронология – наука о времени.

При наличии времени: генеалогия (родословные), геральдика (гербы), метрология (меры длины, веса и т.д.), нумизматика (монеты) и другие ВИД.

5. Закрепление нового материала

1) Почему о такой длительной эпохе в истории человечества, как древний мир, мы знаем гораздо меньше, чем о последующих эпохах?

2) Почему историю более близких к нам эпох мы можем восстановить с точностью до года или даже дня, а историю древнего мира – иногда с точностью до тысячелетия?

Домашнее задание:

1)Нарисуйте в тетради иллюстрации к каждой группе исторических источников, используя не только учебник, но и дополнительную литературу.

2) Запишите название источника, время и место его создания, а также ту информацию, которую можно из него извлечь.

3) Запишите в тетрадь исторические дисциплины, о которых мы сегодня не сказали.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

История древнего мира (1) - Урок

5 класс

История Древнего мира

(70ч в год, 2 ч в неделю)

1.История Древнего мира: учеб. Пособие для 5 кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения: в 2 ч./под ред. В. С. Кошелева. Минск: Народная асвета, 2009.

2.Гісторыя Старажытнага свету: вучэб. Дапам. Для 5 кл. агульнаадукац. Устаноў з беларус. Мовай навучання : у 2 ч. / пад рэд. У.С. Кошелева. Минск: Народная асвета, 2009.

3.Кошелев, В. С. История Древнего мира в 5 классе : Поурачные разработки : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования/ В. С. Кошелев, Н. В. Байдакова. Минск : Аверсэв, 2011.

4. Кошелев, В. С. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения/ В. С. Кошелев, Н. В. Байдакова. Минск : Аверсэв, 2011, 2012.

№ урока

Дата

Тема урока, план изучения нового материала

Понятия

Материал учебного пособия

1

2

3

4

5

Введение 2 ч.

1

Мир Древней истории (1)

1.Что такое история

2.Что изучает История Древнего мира

3Исторические источники

История, всемирная история, Древний мир (древность), первобытность, исторические источники, письменные источники, миф

§ 1-2

(п. 1-3)

2

Счет лет в истории (1)

1.Что такое время и как его понимали древние люди

2.Как мы понимаем историческое время

3. «Лента времени»

Год, век, тысячелетие, наша эра, до нашей эры

§ 1-2

(п. 4)

Раздел I. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ(6 ч.)

3

Древнейшие люди (1)

1.Происхождение человека

2.Способы добывания пищи первобытными людьми

3.Неандертальцы

Орудие труда, первобытное человеческое стадо

§ 3

4

Люди каменного века (1)

1.Изобретения и открытия

2.Укрощения огня

3.Похолодания

Каменный век

§ 4

5

Первые шаги человека современного вида (1)

1.Появления «человека разумного»

2.Родовая община

«Человек разумный», родовая община, старейшина

§ 5

6

Возникновение искусства и религии (1)

1.Возникновение искусства

2.Представления первобытных людей о мире

3.Появление религии

Изобразительное искусство, скульптура, культ, орнамент, бог, идол, молитва, язычество (многобожье)

§ 6

7

Появление земледелия и животноводства (1)

1.Потепление. Новые изобретения людей

2.Превые земледельцы и животноводы

3.Возникновение ремесла

4.Род и племя

Мотыжное земледелие, ремесло, племя, совет старейшин

§ 7

8

Переход от родовой общины к соседской (1)

1.Начало использования металлов

2.Возникновение обмена и торговли

3.Образование союзов и племен

4.Соседская община

Обмен, торговля, союз племен, соседская община, имущественное неравенство, знать

§ 8

9

Урок обобщения и контроля знаний учащихся (1)

Государство, цивилизвция

С. 27-29

Раздел II. ДОЕВНИЙ ВОСТОК И АМЕРИКА (25 ч.)

Тема 1. Древний Египет (6 ч.)

10

Природа и население Древнего Египта (1)

1.Природа Древнего Египта

2.Разливы Нила

3.Древние земледельцы в долине Нила

4.Ремесло, а Древнем Египте

Дельта, папирус, шадуф, орошаемое земледелие

§ 9

11

Государство фараонов (1)

1.Объединение Египта в одно государство

2.Власть фараонов

3.Управление египетской державой

4.Власть жрецов

5.Налоги

Фараон, пирамида, монархия, вельможа, жрец, налог

§ 10

12

Превращение Египта в могущественную державу (1)

1.Усиление Египта

2.Война и завоевания

3.Фараон Эхнатон

4.Упадок власти фараонов

Завоевательные войны, раб, рабство, реформы Эхнатона

§ 11

13

Быт и повседневная жизнь древних египтян (1)

1.Повседневная жизнь

2.В доме знатного египтянина

3.Одежда и внешний облик

4.Египетская семья

5.Питание древних египтян

§ 12

14

Религия древних египтян (1)

1.Верования древних египтян

2.Поклонение богу Озирису

3.Вера в загробную жизнь

4.Обожествление животных и Нила

Храм, сфинкс, мумия, саркофаг

§ 13

15

Культура древних египтян (1)

1.Язык и письменность

2.На чем писали древние египтяне

3.Египетская школа

4.Искусство Древнего Египта

5.Научные занятия: астрономия, медицина, математика

Папирус, иероглифы, календарь

§ 14

16

Урок обобщения (1)

С. 54-55

Тема 2. Передняя Азия в древности (9 ч.)

17

Между Тигром и Евфратом (1)

1.Природные условия Месопотамии

2.Основные занятия населения

Передняя Азия, Месопотамия (Междуречье, Двуречье)

§15

18

Становление государства в Месопотамии (1)

1.Ремесла и торговля

2.Возникновение городов-государств

3.Шумер и Аккад

Товар, город-государство, Шумер, Аккад

§16

19

Государство Хаммурапи (1)

1.Вторжение кочевников

2.Создание государств Хаммурапи

3.Правление Хаммурапи

Вавилонская держава (Вавилония), законы Хаммурапи

§17

20

Ассирия и Вавилония (1)

1.Возвышение Ассирии

2.Расцвет и гибель Ассирии

3.Держава Навуходоносора

Ассирия

§18

21

Культура и религия народов Междуречья (1)

1.Появление клинописи

2.Знания жителей Древнего Междуречья

3.Месопотамский календарь

4.Религия народов Междуречья

Клинопись

§ 19

22

Хеттская держава (1)

1.Происхождение хеттов

2.Образование Хеттского царства в Малой Азии

3.Царь и царская власть

4.Завоевательные походы хеттов

5.Религия хеттов

Хеттская держава, Малая Азия

§ 20

23

Древний Иран (1)

1.Природные условия и населения

2.Государства Древнего Ирана

3.Религия Древнего Ирана

Иран, арии, Элам, Персидская держава, сатрап, сатрапии, зороастризм

§ 21

24

Финикия (1)

1.Страна и люди

2.Финикийские города-государства

3.Торговцы и мореплаватели

4.Финикийский алфавит

Финикия , колония

§ 22

25

Древняя Палестина (1)

1.Природные условия

2.Происхождение евреев

3.Царство Израиль

4.Религия евреев

Палестина, Израиль, Иудея, единобожие, Ветхий Завет, Библия

§ 23

26

Урок обобщения (1)

С. 84

Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч.)

27

Древняя Индия (1)

1.Возникновение государства в Древней Индии

2.Древнеиндийское общество

3.Хозяйственная жизнь в Древней Индии

Индия, варна

§24

28

Культура Древней Индии (1)

1.Языки и письменность Древней Индии

2.Литература

3.Религии Древней Индии

Санскрит, Веды, индуизм, буддизм

§25

29

Возникновение государства в Китае (1)

1.Страна и население

2.Занятия древних китайцев

3.Создание единого китайского государства

4.Династия Хань

Китай, Великая китайская стена

§26

30

Общество и культура Древнего Китая (1)

1.Общество Древнего Китая

2.Конфуции

3.Письменность и литература

4.Научные занятия

Император, конфуцианство, иероглиф

§27

Тема 4. Древняя Америка (2 ч.)

31

Древнейшее население Америки (1)

1.Появление человека в Америке

2.Расселение людей на американском континенте

3.Переход к земледелию

Америка

§ 28

32

Цивилизация ольмеков (1)

1.Ольмеки – создатели древнейшей цивилизации

2.Ла Вента – город ольмеков

3.Религиозные представления и культура

Ольмеки

§29

33

Урок обобщения (1)

С. 105-106

34

Контроль знаний учащихся (1)

Раздел I. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (16 Ч.)

35

Природа и население Древней Греции (1)

1.Происхождение греков

2.Географическое положение и природные условия

3.Занятия древних греков

Античная цивилизация (античность), Эллада, эллин, ахейцы, дорийцы

§ 1

36

Минойский Крит и его культура (1)

1.Формираование критской цивилизации

2.Кноский дворец

3.Расвет критской цивилизации

4.Культура Крита

Критская цивилизация, фреска

§ 2

37

Ахейская Греция (1)

1.Ахейское завоевание Греции

2. «Златообильные Микены»

3.Троянская война

4.Культура ахейской Греции

Микенская цивилизация, Троянская война, «Илиада», «Одиссея»

§ 3

38

Религия древних греков (1)

1.Боги-олимпийцы

2.Культ, или почитание богов

Оракул

§ 4

39

Возникновение греческого полиса (1)

1.Начало эпохи железа и возрождение Греции

2.Города - государства

Полис, гражданин, гоплит, фаланга, аристократия, демос, тирания

§ 5

40

Великая греческая колонизация (1)

1.причины колонизации

2.Путь к новой родине

3.метрополит

4.Последствия колонизации

Великая греческая колонизация, колония, метрополия, варвар

§ 6

41

Древняя Спарта (1)

1.Возникновение Спарты

2.Свободные и рабы

3.Органы власти

4.Спартанский образ жизни

Спарта, спартиат, илот, периэк, олигархия

§ 7

42

Возникновение и развития африканского государства (1)

1.Древние Афины

2.Аристократия и демос в Афинах

3.Законы Солона

Афины, Народные собрания, архонт, реформы Солона, демократия

§ 8

43

Греко-персидские войны и расцвет Афин (1)

1.Походы персов против Греции

2.Побода над персами

3.Власть демоса а Афинах

4.основные черты афинской демократии

Греко-персидские войны, метеки

§ 9

44

Пелопоннесская война и упадок Афин (1)

1.рост вражды между Афинами и Спартой

2.Военные действия

3.Разорение граждан

Пелопоннесская война

§ 10

45

Держава Александра Македонского (1)

1.Борьба греческих полисов с Македонией

2.Завоевния Александра Македонского

3.Держава Александра Македонского и ее распад

Битва при Херонее, Держава Александра Македонского

§ 11

46

Школа научные знания и религии (1)

1.Письменности и школа

2.Научные знания

3.Покровительство богов

4.Религиозные праздники

§ 12

47

Древнегреческое искусство (1)

1.Греческая архитектура

2.Скульптура и керамика

3.Живопись

Дорический храм, ионический храм, коринфский храм, капитель, портик, Афинский Акрополь, Парфенон

§ 13

48

Древнегреческий театр и праздники (1)

1.Театр

2.Олимпийские игры

Трагедия, комедия, театр, Олимпийские игры

§ 14

59

Повседневная жизнь греков (1)

1.Жизнь в городе-полисе

2.Жилище и быт

3.Питание и одежда

Агора, акрополь

§ 15

50

Эллинистическая культура (1)

1.Возникновение эллинистической культуры

2.Александрия Египетская

3.Эллинестическая наука

4. «Чудеса» Древнего мира

Эллинизм, эллинистическая культура, Мусейон

§ 16

51

Урок обобщения (1)

52

Контроль знаний учащихся (1)

Раздел III. ДРЕВНИЙ РИМ (13 ч.)

53

Легендарное начало Рима (1)

1.Где жили и чем занимались древние римляне

2.Ромул – основатель Рима

3.Римские цари после Ромула

Патриции, плебеи, сенат

§ 17

54

Ранняя Римская республика (1)

1.Образование республики

2.Диктаторы

3.Борьба плебеев с патрициями

4.Кому принадлежала власть в Риме

Консул, республика, диктатор, народный трибун, вето

§ 18

55

Завоеванием Римом Италии (1)

1.Войны Рима с соседними племенами

2.Нашествие галлов на Рим

3.Война и Пирром

§ 19

56

Завоевание Римом Средиземноморья (1)

1.войны Рима с Карфагеном

2.Итоги Пунических войн

§ 20

57

Земельная и военная реформа в Риме (1)

1.Рим после Пунических войн

2.Земледельные реформы братьев Гракхов

3.Военная реформа Гая Мария

Земледельные реформы братьев Гракхов, военная реформа Гая Мария

§ 21

58

Рабовладения в Древнем Риме (1)

1.Источники рабства

2.Положение рабов

3.Восстание Спартака

Гладиатор, восстание Спартака

§ 22

59

Падение Римской республики и создание империи (1)

1.Гражданские войны

2.Правление Цезаря

3.Император Октавиан август

Гражданская война, император, империя

§ 23

60

Власть римских императоров (1)

1.Полномочия императоров

2.Римские императоры: дела и судьбы

§ 24

61

Рим – столица империи(1)

1.Рим – столица греков

2.Термы

3.повседневная жизнь простых граждан

Форум, арка, термы

§ 25

62

Культура древних римлян (1)

1.Римляне – ученики греков

2.Художественная литература римлян

3.Основные памятники архитектуры и скульптуры

Меценат, Колизей, Пантеон

§ 26

63

Религия древних римлян (1)

1.боги в частной жизни римлян

2.Боги Римского христианства

3.Пантеон Рима

Гений, пенаты

§ 27

64

Христианство в Римской империи (1)

1.Иисус Христос и его учение

2.Распространение христианства

3.Возникновение церкви

Христианство, епископ, церковь, Евангелие, Новый Завет

§ 28

65

Падение Западной Римской империи (1)

1.Крушение старых порядков

2.Разделение Римской империи на Западную и Восточную

3.Взятие Рима готами и вандалами

4.Распад и гибель Западной римской империи

Колон, Западная римская империя, Восточная Римская империя, вандализм

§ 29

66

Урок обобщения (1)

Раздел III. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ И СЛАВЯНЕ (2 ч.)

67

Древние германцы (1)

1.Прародина и расселение германских племен

2.Германское общество

3.Германцы и Рим

Конунг

§ 30

68

Древние славяне (1)

1.Прародина славян и их расселение

2.Общественные отношения у древних славян

3.Культура и религиозные верования

Восточные славяне, западные славяне, южные славяне, волхв

§ 31

69

Контроль знаний учащихся (1)

70

Итоговое обобщение (1)

textarchive.ru

Что изучает история Древнего мира

Поурочные планы 5 класс

  • Раздел I.

  • Жизнь первобытных людей

  • Урок 1

Тема урока: Что изучает история Древнего мира.

  • План

  • 1) Что изучает история Древнего мира?

  • 2) Как ученые узнают о жизни людей в

  • далеком прошлом?

Памятка при работе с исторической картой

  • Приступая к работе с картой, необходимо ознакомиться с ее условными обозначениями, с так называемой легендой - табличкой у края карты. Она является важной опорой в действиях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотри­те представленные в легенде условные знаки, раскраску и про­читайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно. Она расскажет вам о границах государства, о нацио­нальном составе населения, о городах, народных движениях, о крупнейших сражениях в ходе войны, о партизанских движениях и т.д.

  • Обратите внимание на условность знаков и их несоразмерность с масштабом карты. Например, один-два всадника обозначает целое войско, скрещенные мечи - важнейшие событие.

Памятка при работе с исторической картой

  • При работе с исторической картой вы можете опереться на знания по картографии, приобретенные на уроках природоведения и географии; карта как изображение земной поверхности Земли; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характе­ристики страны и т.д.

  • От класса к классу карты становятся белее сложными, насыщенными условными обозначениями, и работа с ними усложняется.

  • Показывать географические и исторические объекты по настен­ной карте нужно стоя с правой стороны.

  • Для лучшего понимания и запоминания расположения географи­ческих и исторических объектов на карте, работу надо организовать так, чтобы показ велся и по современной политической карте мира, и по исторической карте.

Задание:

  • выяснить фамилии авторов учебника, название учебника, название его глав.

Самостоятельная работа с текстом учебника или электронным учебником

  • — Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом?

  • — Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории?

Новые термины

  • Археология - наука, изучающая историю по вещественным остаткам

  • древних людей.

  • Исторический источник -это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

  • История — наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • — Что изучает история Древнего

  • мира?

  • — Что изучает археология?

  • — Что называется историческим

  • источником?

  • — Что изучает история?

Домашнее задание:

  • I. Прочитать Введение с.6 учебника

  • 2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?».

  • 3. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1. Задание № 1.

hnu.docdat.com