Картинки древнейшие люди 5 класс. Презентация по истории на тему "Древнейшие люди" (5 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок по теме "Древнейшие люди" для 5 класса. Картинки древнейшие люди 5 класс


Древнейшие люди, 5 класс

ФИО : Садреев Равиль Амирович

ОУ: МБОУ Нижнеалькеевская СОШ Алькеевского района Республики Татарстан

Предмет: история

Класс: 5 класс

Базовый учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.

Тема урока: «Древнейшие люди»

Цели урока:

~ дидактическая: формирование представления об отличии древнейших людей от животных;

~ развивающая: развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации;

~ воспитательная: воспитание ценностного отношения к труду и природе.

Задачи:

~ личностные: обсудить вопрос о роли труда в формировании человека; сопоставить отношение к природе древнейших людей и современного человека;

~ метапредметные: развить навыки сравнительного анализа, навыки работы с иллюстрациями, текстом учебника, художественным текстом, видеоматериалом, развить умение работать с картой;

~ предметные: узнать о внешнем облике, занятиях и образе жизни древнейших людей.

Ожидаемые результаты:

~ личностные: учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сравнить отношение к природе в древности и в наши дни;

~ метапредметные: учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий древнейших людей от животных, сформулировать аргументы по проблеме, высказать собственное мнение;

~ предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям охота, собирательство, человеческое стадо, смогут найти и показать на карте прародину человечества, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей, назвать не менее 3-х значений овладения огнём.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

Необходимое оборудование:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Презентация к уроку

  • Раздаточный материал: контурные карты (Приложение 1), задания по теме «Древнейшие люди» (Приложение 2).

План урока:

I Вводная часть

  1. Актуализация имеющихся знаний

  2. Постановка учебных задач

  3. Совместное исследование проблемы

  4. Моделирование

II Основная часть (информационно-аналитический блок)

  1. Формирование новых знаний и умений по вопросам

1. Где и когда появились древнейшие люди?

2. Как выглядели?

3. Чем занимались?

4.Как строились отношения между древнейшими людьми?

5. Чего достигли?

  1. Решение частных задач

III Заключительная часть

  1. Контроль на этапе окончания учебной темы

  2. Инструктаж домашнего задания

  3. Рефлексия

Структура и ход урока:

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Актуализация имеющихся знаний

Цель: закрепление и углубление знаний по предмету

Беседа

Слайд 2

Беседа

Организует проверку домашнего задания

Задание классу: составьте вопросы к предложенным понятиям (история, исторический источник, Всемирная история, история Древнего мира), задайте их одноклассникам и выслушайте ответ.

Задание классу: назовите понятие, которое характеризует всех, изображённых на слайде.

?? Чем рисунок 1 отличается от всех остальных?

?? Можно ли к изображённому на рисунке 3 человеку применить характеристику «старый»? Чем это изображение отличается от всех остальных?

?? Как назвать людей, которые жили до древних людей?

Вот о них мы и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока.

Индивидуальная работа обучающихся по формулировке вопросов. Коллективное обсуждение ответов.

Ожидаемый ответ обучающихся:

люди;

старые люди;

нет: древний;

древнейшие люди.

Формулировка темы: «Древнейшие люди».

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми

2. Постановка учебных задач

Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи

Слайд 3

Беседа

Беседа

Доска

Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Итак, мы вспомнили, что с помощью исторических источников учёные получают научную информацию о жизни людей в далёком прошлом. Но как быть, если не осталось ни памятников архитектуры, ни письменных свидетельств, если события, которые мы исследуем отделены от нас миллионами лет?

Задание классу: рассмотрите иллюстрацию на слайде, кто перед вами?

?? Какой вопрос возникает?

Фиксирует задачу на доске

Ожидаемый ответ обучающихся:

животное: шерсть, грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик; человек: в руках орудие труда?

Обучающиеся формулируют учебную задачу:

В чём отличие древнейших людей от животных?

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного

Личностные

самоопределение себя как представителя человечества как вида

3. Совместное исследование проблемы.

Цель: поиск решения учебной задачи.

Беседа

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

?? Предложите ваши варианты решения учебной задачи.

?? Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы?

?? Для чего нам знать об этом?

Обучающиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний

Ожидаемый ответ обучающихся:

необходимо знать истоки, чтобы лучше понять себя.

Познавательные

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные

оценка – выделение и осознание учащимся того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Личностные

действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность

4. Моделирование

Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Работа в группах

Запись на доске (после обсуждения)

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

?? Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление о древнейших людях?

Фиксирует план на доске

Обучающиеся, работая в группах, с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы:

1. Где и когда появились древнейшие люди?

2. Как выглядели?

3. Чем занимались?

4.Как строились отношения между древнейшими людьми?

5. Чего достигли?

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске информации

Регулятивные:

целеполагание на основе соотнесения известного и ещё неизвестного

Личностные:

самоопределение себя как представителя человечества как вида

5. Формирование новых знаний и умений

Цель: формирование новых знаний и умений.

Слайд 4

Запись

Беседа

Слайд 5

Учебник: с.9

Запись

Слайд 6

Беседа

Слайд 7

§1 п.2, рис. на с. 12, 13

Слайд 8

Беседа

Беседа

Запись

Учебник: рис. на с.10

Слайд 9

Запись

Слайд 10

Беседа

Запись

Запись

Слайд 11

Слайд 12

Беседа

Запись

РМ №1

Работа с ЭОР

Организует учебное исследование для решения учебной задачи.

(1)

Согласно научным данным люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Они произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

?? Какие ещё версии происхождения человека вы знаете?

?? Какие выводы из данного факта можно сделать?

Задание классу: определите по карте учебника и отметьте на контурной карте территорию расселения древнейших людей.

?? Где располагалась прародина древнейших людей?

Сообщает, что в дальнейшем древнейшие люди освоили север материка.

?? Почему именно Африка стала местом появления и обитания древнейших людей?

(2)

Древнейшие люди очень отличались от современных и ещё сильно напоминали животных. Они были покрыты шерстью, имели грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперёд челюсти, уходящий назад лоб, над глазами валик. Походка у них была не вполне прямая, прыгающая, вначале они не умели говорить, только криками устрашали хищников, предупреждали об опасности, звали на помощь. Мозг у них был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у животных.

Но всё-таки это были люди! Главное отличие заключалось в том, что они умели изготавливать орудия труда.

(3)

Задание классу: на основе текста учебника и иллюстраций расскажите о том, какими орудиями труда пользовались древнейшие люди.

Задание классу: какие орудия изображены на слайде?

?? Предположите, каким образом изготовлено рубило?

Организует динамическую паузу

?? Откуда учёные знают, как выглядели древнейшие орудия труда? Оцените возможные варианты решения проблемы.

Обезьяна тоже может использовать камень, чтобы, к примеру, расколоть орех, но только человек может с помощью этого камня заострить палку, обтесать дубину.

Т. обр. умение изготовлять орудия труда явилось главным отличием древнейших людей от животных.

?? Какая главная проблема стояла перед древнейшими людьми?

Задание классу: по рисунку определите, как люди добывали себе пищу.

Ещё одним важным занятием древнейших людей была охота.

Охота и собирательство – древнейшие занятия людей.

Задание классу: на основе видеофрагмента выясните, как охотились древнейшие люди.

Учитель дополняет: забивали слабых, отбившихся от стада животных.

?? Гарантировала ли охота постоянную добычу?

?? Какие выводы можно сделать из этого факта?

(4)

Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, ведущих совместный труд по добыванию пищи.

В человеческом стаде, как и у животных, был вожак. Стадо насчитывало несколько десятков людей разного возраста. Связи между ними были непрочными, семей не было, дети воспитывались сообща. Стада часто распадались и практически не были связаны друг с другом. Единственное, что объединяло людей в стаде – это совместный труд по добыванию пищи.

(5)

Много опасностей подстерегало человеческие стада: дикие звери, наводнения, пожары. Самым большим страхом первобытного человека был огонь. Но человек смог покорить его!

?? Как, по-вашему, человек смог овладеть огнём?

?? Каково было значение овладения огнём?

Велик был страх древних людей перед огнём, но ещё большим был страх потерять его!

Задание классу: прочтите отрывок из повести Ж. Рони Старшего «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы.

«…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мёртв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжёлые времена поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мёртв!.. Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…»

Вопросы:

1. Как сохраняли огонь первобытные люди?

2. Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

Задание классу: работа с ЭОР (задание по типу «верно-неверно»)

Обучающиеся фиксируют дату в тетрадях

Ожидаемый ответ обучающихся:

Божественное творение, вмешательство инопланетян. Вывод: вопрос о происхождении человека до сих пор остаётся открытым.

Обучающиеся работают с картой учебника на с.9 и контурными картами

Ожидаемый ответ обучающихся:

прародина древнейших людей располагалась в Восточной и Юго-Восточной Африке (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

Ожидаемый ответ обучающихся:

люди в те далёкие времена могли жить только в тёплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром

Обучающиеся работают с учебником (§1 п.2, рис. на с. 12, 13)

Ожидаемый ответ обучающихся:

заострённый камень, дубины, палки-копалки, каменные рубила

Обучающиеся работают с иллюстрацией на слайде, называя изображённые орудия труда

Ожидаемый ответ обучающихся:

с помощью обработки граней заострённым камнем

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Ожидаемый ответ обучающихся:

раскопки? – да; рисунки? – нет, т.к. не умели рисовать; кроме того, можно ли найти при раскопках дубины? – нет, т.к. дерево гниёт; откуда же тогда?.. – данные этнографии

Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ обучающихся:

выжить: добывание пропитания и защита от нападений

Обучающиеся работают с учебником (§1 рис. на с. 10)

Ожидаемый ответ обучающихся:

собирали то, что даёт природа – съедобные коренья, улитки, плоды и ягоды, дикорастущие злаки (ячмень, пшеница), рыбу, яйца птиц

Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ обучающихся:

отбирали добычу у хищников

Ожидаемый ответ обучающихся:

гарантий нет, поэтому охота и собирательство одинаково важны. А ещё - человек не мог выжить в одиночку! (обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

Обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях

Ожидаемый ответ обучающихся:

«ветка после пожара»

Ожидаемый ответ обучающихся:

~ тепло и свет;

~ отпугивает животных;

~ пища вкуснее и питательнее

(обучающиеся фиксируют информацию в тетрадях)

Обучающиеся работают с отрывком из художественного произведения, отвечают на поставленные вопросы

Ожидаемые ответы обучающихся:

  1. «…поддерживали они в нём жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…»

  2. «…уламры … поняли, что их потомству угрожает гибель…»

Обучающиеся работают с ЭОР

http://fcior.edu.ru/card/26825/zhizn-i-byt-pervobytnyh-lyudey.html

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи;

показывать на карте места расселения древнейших людей;

рассказывать об условиях жизни первобытных людей;

свободная ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала;

выдвижение гипотез и их обоснование;

построение логической цепи рассуждений;

извлечение необходимой информации из видео-материала;

установление причинно-следственных связей;

извлечение необходимой информации из художественного текста;

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Личностные:

жизненное самоопределение;

формирование представлений о ценности труда;

формирование представлений о ценности человеческой жизни;

формирование представлений о ценностях коллективизма

6. Переход к этапу решения частных задач.

Цель: первичный контроль за усвоением знаний и умений.

Доска

Беседа

Слайд 13

Диагностическая работа, оценивает выполнение каждой операции.

Задание классу: составьте кластер «Отличия древнейших людей от животных»

Фиксирует предложения учащихся на доске, организует самопроверку обучающимися полученных результатов

Обучающиеся коллективно составляют кластер, затем сверяют полученный результат с представленным на слайде

Познавательные:

моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в графическую модель;

умение структурировать знания

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

7. Применение имеющихся знаний для решения частных задач.

Цель: закрепление и углубление знаний

Группы

РМ №2

Слайд 14

Слайд 15

Беседа

Организует самостоятельную практическую работу.

Задание классу: заполните таблицу и установите соответствие между орудиями труда и занятиями древнейших людей

?? Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени? Могли бы мы чему-то у них научиться?

Обучающиеся работают в группах, заполняют таблицу

Ожидаемый ответ обучающихся:

Орудия труда

Занятия

1.Заострённый камень

2. Палка-копалка

3. Дубина

4. Рубило

А.Охота

Б.Собирательство

В. Изготовление орудий труда

Ответ: 1В, 2Б, 3А, 4В.

Ожидаемый ответ обучающихся:

науке выживания в условиях дикой природы, умению чувствовать природу, не навредить природе – не брать «лишнего».

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

формирование представлений о ценности бережного отношения к природе

8. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Цель: контроль.

РМ №3

Проверка в парах

Диагностическая работа: контрольно-оценивающая деятельность.

Тестирование

1. Следы древнейших людей, живших более 2млн. лет назад, были обнаружены археологами в:

1. Восточной Африке

2. Западной Европе

3. Южной Австралии

2. Главное отличие людей от животных - это:

1. умение охотиться на животных;

2. отсутствие шерсти;

3. умение изготовлять орудия труда.

3. Для облика древнейшего человека не характерно:

1. руки, свисающие до колен

2. прыгающая походка

3. прямая походка

4. Первое орудие труда первобытного человека:

1. мотыга

2. заостренный камень

3. плуг

5. Одним из достижений древнейших людей стало:

1. овладение огнём

2. появление письменности

3. умение охотиться

Обучающиеся выполняют тестирование с последующей проверкой в парах

1 – 1

2 – 3

3 – 3

4 – 2

5 – 1

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

оценка – выделение и осознание учащимся того,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

9. Инструктаж домашнего задания Цель: постановка учебных задач.

Слайд 16

Создание условий для дальнейшего углубления и систематизации знаний.

Домашнее задание:

  • Поработайте с вопросами и заданиями к §1

  • Докажите, что труд развивал и сплачивал первобытных людей.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи

Коммуникативные:

умение слушать.

10. Рефлексия.

Цель: создание условий для осмысления обучающимися своих действий

Слайд 17

Создаёт условия для осмысления ребенком своих действий.

Задание классу:

Обучающиеся рефлексируют, оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимся того,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование навыков самооценки

infourok.ru

Древнейшие люди - История - 5 класс

ПЕРВОБЫТНЫЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ

Древнейшие люди

Проверка домашнего задания:

План:

1.Облик далеких предков.

2. Первое орудие труда.

3. Охота и овладение огнем.

Новые понятия: Орудия труда, человеческое стадо, палка- копалка, рубило.

Изучение нового материала:

Откройте учебник на с. 7 «Жизнь первобытных людей». Пер­вобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Поскольку уча­щиеся иногда путают слова «город» и «государство», учитель спра­шивает: Как называется тот город, в котором мы живем? Назовите три любых известных вам города. В каком государстве мы живем? Вспомните названия других известных вам госу­дарств.

В те времена, когда жили первобытные люди, не было ни городов, ни государств. А сами люди еще не изобрели письмо.

1.Где найдены следы жизни древнейших людей.

Откройте карту (с. 7). Какие материки вы видите на карте? Какие материки находятся за ее пределами?

Рассмотрите условные обозначения карты. На каждой карте в специально отведенном месте написано, что означают стрелки, кружочки, тот или иной цвет, например коричневый, зеленый. Все эти пояснения и есть ус­ловные обозначения данной карты. Какая область обозначена на карте светло-коричневым цветом? Теперь рассмотрите саму карту. На каком материке жили древнейшие люди? В какой части этого материка? («Древнейшие люди жили на юго-востоке Африки»).

Черными кружочками на карте обозначены стоянки древнейших людей, то есть места их поселения. Здесь археологи нашли кости людей, живших более 2 млн лет назад, и их орудия труда. Попробуем представить себе, как выглядели и как жили древнейшие люди.

2. Древнейшие люди: среда обитания, собирательство, облик, напа­дения хищников.

Рассмотрите рисунок «Древ­нейшие люди» (с. 8):

Перед вами Африка: открытое пространство, поросшее травой, кое-где растут одиночные деревья. Все люди заняты делом: справа мы видим женщину и ребенка. Они срывают с деревьев сочные плоды. Ведь древней­шие люди не умели выращивать зерно, овощи и фрукты, поэтому они со­бирали дикорастущие плоды, съедобные коренья, грибы, ягоды, яйца птиц, улитки — все, что можно съесть. Один из главных способов добывания пищи в те времена называется собирательство.

Слева на рисунке два древнейших человека разрывают норку какого-то зверька, надеясь поймать его. Вверх по ветке карабкается за птичьими яйцами еще один человек. Рядом с деревом женщина вычесывает насекомых из головы ребенка. В центре изображена ловля рыбы. Длинной палкой древнейший рыболов взбаламутил воду, а дети пытаются схватить и удержать в руках рыбину.

Почему древнейшие люди не могли жить там, где были суровые зи­мы? («Люди не имели одежды и могли жить только в жарких странах»). Вспомните, как древнейшие люди добывали себе пищу. Почему в холодных странах не всегда возможно заниматься собирательством?

В облике первобытных людей преобладали звероподобные черты: лицо было грубым, нос широким и приплюснутым, челюсти выступали вперед, над бровями был валик, под которым глаза скрывались, как мод навесом. Походка у древнейших людей пыла еще не впол­не прямая, прыгающая. Древнейшие люди еще не умели разговаривать, криками звали они друг друга на помощь, разнообразными звуками выражали радость, раздражение, ужас.

Страшные опасности подстерегали людей, бороться с которы­ми они были бессильны,- рас­смотрите рисунок «Нападение саблезубого тифа» (с. 9). — Опас­нейшим хищником в те времена был тигр, обладавший длинными, изогнутыми, острыми, как нож, зубами. Нет сомнения, что древ­нейшие люди часто становились его жертвами.

3. Главное отличие от животных.

Рассмотрите рисунок «Древнейшие люди» (с. 8). Представьте себе, что мы не знаем, люди или обезьяны изображены на рисунке. Подумайте, можно ли с помощью самого рисунка доказать, что изображены именно люди, а не животные.

Привлечь их внимание к фигуре мужчины, изготовляющего орудие труда (на рисунке справа). Одним камнем он ударяет по другому, заостряя сто и превращая в орудие труда.

Изготовление орудии труда было главным отличием древнейших людей от животных. Он предлагает рассмотреть древнейшее орудие труда из камня (с. 9): его легко спутать с таким камнем, форма которого изменена не человеком, а действием сил природы. Однако на рисунке изображен не про­сто камень, а древнейшее орудие, которое не может изготовить ни обезьяна, ни другое животное. Подумайте, какую работу можно выполнить этим орудием. Обобщая предположения учащихся, точного ответа никто не знает, но можно представить себе, что таким орудием вырубали палку, заостряли ее, наносили удар в схватке с диким зверем, разрубали на куски мясо убитого животного, дробили его кости, чтобы высосать вкусный костный мозг.

Древнейшие люди, по-видимому, использовали для изготовления орудий не только камень, но и дерево. «Рассмотрите на ри­сунке, с. 10, как могли выглядеть деревянные орудия. Дерево гни­ет, поэтому при раскопках археологи находят обычно только ка­менные орудия.

4. Древнейшая охота.

Наряду с собирательством важнейшим спо­собом добывания пищи была охота. Никто точно не знает, как добывали мясную пищу пер­вые на Земле люди, об этом можно лишь догадываться. Прочитать (§ 1, п. 3, со слов «Представим себе: большое стадо зебр...»).

? Подумайте, почему древнейшие люди не могли прожить в одиночку. Обобщая ответы, учитель говорит, что небольшие груп­пы древнейших людей во главе со своими вожаками бродили по Восточной Африке в поисках пищи. Они были мало связаны друг с другом, каждая такая группа вела самостоятельную жизнь.

5. Овладение огнем.

Прочитать § 1 п. 4.

По ходу урока делаются записи на доске и в тетради.

Жизнь первобытных людей

Более двух миллионов лет назад...

Собирательство и охота

Первые орудия труда: заостренный камень, дубина, палка-копалка

Домашнее задание: § 1. Вопросы и задание к § 1.

3

multiurok.ru

Презентация по истории на тему "Древнейшие люди" (5 класс)

Инфоурок › История › Презентации › Презентация по истории на тему "Древнейшие люди" (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

История Древнего мира

2 слайд Описание слайда:

Урок Да здравствует Урок !!! Урок

3 слайд Описание слайда:

Повторение «блиц-опрос» Что такое история?

4 слайд Описание слайда:

История – это наука о прошлом человечества

5 слайд Описание слайда:

Что такое исторический источник?

6 слайд Описание слайда:

Исторический источник – это следы жизни человека

7 слайд Описание слайда:

наука о вещественных исторических источниках Археология -

8 слайд Описание слайда:

Исторические источники. Определите к каким историческим источникам относятся эти изображения? Старинная рукопись. Наскальный рисунок древняя посуда и оружие

9 слайд Описание слайда:

ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ Тема урока

10 слайд Описание слайда:

Нашей планете земля более 4,5 миллиардов лет

11 слайд Описание слайда:

вопрос А как и когда на земле появился человек? Где были найдены древнейшие останки человека ?

12 слайд Описание слайда:

вопрос Как ученые называют существо , считающееся предком человека? Можно ли считать австралопитека человеком?

13 слайд Описание слайда:

Запомни Древнейшие люди появились в Восточной Африке 2 миллиона лет назад.

14 слайд Описание слайда:

Запомни Древнейшие люди были очень похожи на обезьян

15 слайд Описание слайда:

Запомни Главное отличие Древнего человека от животных - умение изготавливать орудия труда

16 слайд Описание слайда:

Запомни Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой

17 слайд Описание слайда:

Запомни Одним из величайших открытий Древнего человека стало овладение огнем.

18 слайд Описание слайда:

Разминка

19 слайд Описание слайда:

Аплодисменты Аплодисменты Аплодисменты

20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда:

Домашнее задание П.1, в тетради учить и выполнять задания.

22 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА УРОК!!! СПАСИБО ЗА УРОК!!! СПАСИБО ЗА УРОК!!! СПАСИБО ЗА УРОК!!! СПАСИБО ЗА УРОК!!! СПАСИБО ЗА УРОК!!!

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-028702

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок по теме "Древнейшие люди" для 5 класса - К уроку - История и обществознание

ФИО - Масагутова Галина Михайловна

Должность - Учитель истории

Место работы - МОУ СОШ № 6, г. Лысьва

Урок по теме « Древнейшие люди», 5 класс.

Цель:

  1. Сформировать целостное представление о древнейшем человеке (облик, занятия, орудия труда)

  2. Формировать учение работать с текстом, иллюстрациями, по картинке составлять рассказ.

  3. Воспитывать интерес к изучению истории, умению правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Орг. Момент. Актуализация.

Здравствуйте, садитесь. На прошлом уроке, мы с вами познакомились с такими понятиями, как история, исторический источник. Узнали о том, как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом. Я вам даю 1 минуту для повторения д/з.

Итак, мы с вами выяснили, что с помощью археологии и других наук, ученые получают информацию о жизни людей в далеком прошлом. Сейчас я вам прочитаю текст, а вы мне скажите, о чем я читала и какая у нас будет тема урока. (Любой текст про древнейших людей).

Изучение новой темы

Тема урока…

Сегодня мы с вами познакомимся с древнейшим человеком, чем он занимался, как выглядел, что ел. А главное мы с вами узнаем, чем древнейший человек отличался от обезьяны. Откройте тетрадь и запишите тему урока. Ребята, а кто такие первобытные люди? Это первые люди, которые жили до появления первых государств, до появления письменности.

Согласно научным данным первобытные люди появились на земле более 2 млн. лет назад в восточной Африке. И эти люди произошли от обезьян, но не от тех, которые сейчас прыгают на деревьях, а от давно вымерших обезьян, кости которых находятся в земле.

Сейчас мы с вами рассмотрим рисунки, которые я вам выдам и те, которые находятся на стр. 8-9 и попробуем описать облик древнего человека.

- Чем древнейший человек отличался от обезьяны?

- Что называется орудием труда? – то, чем человек работает

- Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди?

Ф и з и ч е с к а я м и н у т к а (изобразить первобытного человека)

А теперь давайте познакомимся с тем, как охотились древнейшие люди.

Стр. 9 читаем в слух 3 пункт. Разбираем.

Ребята, а как люди могли овладеть огнем?

Я вас попрошу потереть ладошки. Тепло? Что-то подобное испытывал человек, когда долго тер кусочки сухого дерева. В результате чего появился огонь. А какие еще способы существовали добывания огня? – стр. 10, 4 пункт – про себя.

Вывод: так жили наши далекие предки. Им предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать современными людьми.

Закрепление: вписать недостающие слова

Древнейшие люди жили на земле более ________________________ лет назад

Главным отличием древнейших людей от животных было_______________________________________________________________

Древнейшими орудиями труда были____________________________________

У древнейших людей было 2 главных способа добывания пищи_____________

Д/З: & 1 читать, нарисовать первобытного человека. Написать сочинение «Труд создал человека».

pedsovet.su