Читать онлайн "Древняя Русь. События и люди" автора Творогов Олег Викторович - RuLit - Страница 1. Древняя русь читать онлайн


Древняя Русь, IV-XII вв. читать онлайн, Автор неизвестен

Annotation

«Древняя Русь» открывает новую книжную серию «Россия – путь сквозь века». В 24-серийных изданиях будет представлена вся история России – от восточных славян до наших дней.

Предлагаемая читателю книга посвящена древней истории Руси. В ней рассказывается о племенах, населявших территорию нашей страны еще до появления первого Древнерусского государства, о том, как формировалась Киевская Русь, о князьях и княжествах IХ – ХII вв., о событиях тех давних времен. Вы узнаете, почему языческая Русь стала православной страной, какую роль она играла в окружающем мире, с кем торговала и воевала. Мы познакомим вас с древнерусской культурой, которая уже тогда создавала шедевры зодчества и народного творчества. В далекой древности лежат истоки русской красоты и русского духа. Мы возвращаем вас к истокам.

Древняя Русь (IV–XII вв.)

Предисловие

Древнерусское государство

Племена и народы

На рубеже старой и новой эры

Восточнославянские племена

На пограничных землях

Образование государства

На дальних рубежах

Возникновение городов и княжеств

От Киева до Тмутаракани

Торговые пути

Русские князья и общество

Князья или каганы?

Киевские князья

Система управления

Военные походы

Религия и верования

От язычества – к православию

Монашество

Культура Древней Руси

Развитие грамоты и литературные памятники

Архитектура Древней Руси

Хронология

Иллюстрации

Древняя Русь (IV–XII вв.)

Составитель Мария Олеговна Колыванова

Авторы тематических статей

Аксенова Г. (Г. А), Волков В. (В. В.), Воронин В. (Вс. В.), Галкина Е. (Е. Г.), Карев В. (Вл. К.), Колиненко Ю. (Ю. К.), Конюхов К. (К. К), Королев А. (А. К.), Кошелева В. (В.К.), Куксина Е. (Е. К.), Лаушкин А. (А. Л.), Перевезенцев С. (С. П.), Петрова Н. (Н. П.), Щенникова Л. (Л. Щ.)

Предисловие

Древняя Русь – это общее собирательное название восточнославянских княжеств 9–13 веков.

В конце 9 века возникло Древнерусское государство – государство восточных славян. Оно имело все признаки государственности – общую территорию, единую власть великого князя, свою армию – княжескую дружину, общие нормы права, установленные налоги. Правда, складывались эти признаки государственности не сразу и непросто.

Задолго до рождения Древнерусского государства, к середине 1-го тысячелетия до нашей эры, на территориях Среднего и Верхнего Поднепровья, в бассейнах рек Вислы и Одры расселялись древнеславянские племена, которые позже разделились на три ветви: восточные, эападные и южные славяне.

Племена и народы жили и развивались поначалу достаточно обособленно, однако жизнь заставила их искать союзников в борьбе против нападавших недругов, надо было строить мощные оборонительные укрепления, содержать войско. Кроме того, более тесные связи с окружающими племенами требовались для развития ремесел и торговли.

Постепенно складывается общий язык, сходные обычаи, культура. Наконец, появляется единая религия – православие. Все это стало мощными стимулами для объединения разрозненных племен. Родилось Древнерусское государство. Оно образовалось в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян – Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки». Древнерусское государство просуществовало до конца первой трети 12 века.

В книге собраны материалы о рождении, существовании и развитии Древней Руси. В ее основе – статьи известных историков, сотрудников Института всеобщей истории Российской академии наук. Материал разбит на разделы, которые позволяют представить единую картину жизни и развития Древней Руси.

Древнерусское государство

В далеком прошлом предки русских, украинцев, белорусов составляли единый народ. Они происходили из родственных племен, которые называли себя «славянами» или «словенами» и относились к ветви восточных славян.

У них был единый – древнерусский – язык. Территории, на которых расселялись разные племена, то расширялись, то сокращались. Племена мигрировали, на место одних приходили другие.

Племена и народы

Какие же племена населяли Восточно-Европейскую равнину еще до образования Древнерусского государства?

На рубеже старой и новой эры

СКИ́ФЫ (лат. Scythi, Scythae; греч. Skithai) – собирательное название многочисленных ираноязычных племен, родственных савроматам, массагетам и сакам и населявших Северное Причерноморье в 7–3 вв. до н. э. Размещались в районах Средней Азии, затем начали продвижение на Северный Кавказ и оттуда на территорию Северного Причерноморья.

В 7 в. до н. э. скифы воевали с киммерийцами и вытеснили их из Причерноморья. Преследуя киммерийцев, скифы в 70-х гг. 7 в. до н. э. вторглись в Малую Азию и завоевали Сирию, Мидию и Палестину. Но через 30 лет были изгнаны мидийцами.

Основной территорией расселения скифов стали степи от Дуная до Дона, включая Крым.

Наиболее полные сведения о скифах содержатся в трудах древнегреческого историка Геродота (5 в. до н. э.), который долгое время жил в окруженной скифами Ольвии и был хорошо знаком с ними. Согласно Геродоту, скифы утверждали, что ведут происхождение от первого человека – Таргитая, сына Зевса и дочери речного потока, и его сыновей: Липоксая, Арпоксая и младшего – Колоксая. Каждый из братьев стал родоначальником одного из скифских племенных объединений: 1) «царские» скифы (от Колоксая) господствовали над остальными, они жили в степях между Доном и Днепром;

2) скифы-кочевники обитали на правом берегу Нижнего Днепра и в степном Крыму; 3) скифы-пахари – между Ингулом и Днепром (некоторые ученые относят эти племена к славянским). Кроме них Геродот выделяет эллино-скифов в Крыму и скифов-земледельцев, не смешивая их с «пахарями». Еще в одном фрагменте своей «Истории» Геродот отмечает, что греки неверно называют всех живущих в Северном Причерноморье скифами. На Борисфене (Днепре), по Геродоту, жили борисфениты, называвшие себя сколотами.

Но всю территорию от низовий Дуная до Дона, Азовского моря и Керченского пролива в археологическом отношении составляет одна культурно-историческая общность. Основной ее признак – «скифская триада»: оружие, конское снаряжение и «звериный стиль» (т. е. преобладание в произведениях ремесла реалистичных изображений животных; чаще всего встречаются изображения оленя, позже добавились лев и пантера).

Первые скифские курганы были раскопаны еще в 1830 г. Из археологических памятников наиболее известны курганы «царских» скифов в Северном Причерноморье – огромные, богатые золотыми изделиями. «Царские» скифы, видимо, поклонялись коню. Каждый год на поминках по умершему царю приносили в жертву 50 всадников и множество лошадей. В некоторых курганах найдено до 300 костяков лошадей.

Богатые курганные захоронения указывают на существование рабовладельческой знати. Древние греки знали о существовании «Скифского царства», которое до 3 в. до н. э. находилось в причерноморских степях, а после нашествия сарматов переместилось в Крым. Их столица была перенесена с места современного Каменского городища (вблизи Никополя). В кон. 2 в. дон. э. своеобразное скифское государство в Крыму вошло в состав Понтийского царства.

С кон. 1 в. до н. э. не раз разгромленные сарматами скифы не представляли серьезной политической силы. Ослабляли их и постоянные конфликты с греческими городами-колониями в Крыму. Название «скифы» перешло впоследствии на племена сарматов и большинство других кочевников, населявших причерноморские области. В дальнейшем скифы растворились среди других племен Северного Причерноморья. Скифы в Крыму просуществовали вплоть до нашествия готов в 3 в. н. э.

В Раннее Средневековье скифами называли северопричерноморских варваров. Е. Г.

СКОЛО́ТЫ – самоназвание группы скифских племен, обитавших во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. в Северном Причерноморье.

Упоминание сколотов встречается в трудах древнегреческого историка Геродота (5 в. до н. э.): «Всем же скифам сообща – имя сколоты».

Современный историк Б. А. Рыбаков относит сколотов к скифам-пахарям – предкам славян, а сам термин «сколот» считает производным от славянского «коло» (круг). По мнению Рыбакова, древние греки именовали сколотов, живших по берегам Борисфена (греческое название Днепра), борисфенитами.

Геродот приводит легенду о праотце скифов – Таргитае и его потомках Арпоксае, Липоксае и Колоксае, согласно которой от последнего получили свое имя сколоты. В легенде содержится рассказ о падении на скифскую землю священных предметов – плуга, ярма, секиры и чаши. Плуг и ярмо являются орудиями труда не кочевников, а земледельцев. Культовые чаши археологи находят в скифских погребениях. Эти чаши сходны с распространенными в доскифское время в лесостепных археологических культурах – белогрудовской и чернолесской (12–8 вв. до н. э.), которые многие ученые связывают с праславянами. Е. Г.

САВРОМА́ТЫ (лат. Sauromatae) – кочевые иранские племена, жившие в 7–4 вв. до н. э. в степях Поволжья и Приуралья.

По происхождению, культуре и языку савроматы родственны скифам. Древнегреческие писатели (Геродот и др ...

knigogid.ru

Книга Книга про Древнюю Русь читать онлайн бесплатно, автор Виктор Еремин на Fictionbook

Содержание

Святая Русь. Художник М. Нестеров

Введение

Каждый человек однажды родился и был совсем маленьким. О том времени он знает и помнит только по рассказам взрослых. Точно так же каждый народ когда-то родился и был совсем маленьким. О себе тех времён знает он по легендам да преданиям, да по тем обрывочным сведениям, которые сохранились в записях других народов. Истории эти обычно больше похожи на сказки, доказать их правдивость почти невозможно, а потому толкуют их кто как хочет.

Но приходит время, и у народа появляется письменность. Едва она появляется, люди первым делом начинают записывать рассказы о своих деяниях – так зарождается письменная история. Учёные говорят, что о дописьменной истории народа мы можем только догадываться, а письменную историю мы можем доказывать. Чем дольше существует письменность народа, тем точнее, подробнее и познавательнее оказывается его история.

В этой книге читатель узнает историю Русского государства со времёни его образования и до времени рождения Российского царства. Это означает, что начинается она в дописьменные времена и построена на толковании легенд и преданий, а заканчивается за семнадцать лет до появления первой русской печатной книги. Огромный период между 862 г. и 1547 г. – 685 лет.

О событиях, в него уложившихся, в такой книге можно рассказать только очень коротко. Впрочем, краткость – сестра таланта, а современные люди часто требуют, чтобы о большом было рассказано очень мало, причём исключительно самое главное. Самой главной мы посчитали точку зрения на отечественную историю российской академической науки. На неё ориентируются школьные учебники истории, она вобрала в себя наиболее доказательные концепции русских учёных прошлых времён. На предания, легенды, спорные точки зрения мы ссылаемся лишь в некоторых врезах, данных по ходу основного текста.

В целом же наука история – это увлекательнейшая приключенческая повесть, непременно дающая пищу для ума и наслаждение для души. Увлекательного всем чтения!

Об истории

Великий испанский писатель Мигель Сервантес сказал: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

О манкуртах

В народе людей, не знающих своей истории, обычно называли Иванами, родства не помнящими. С недавнего времени их называют манкуртами. Таково прозвание персонажей романа Чингиза Айтматова «Бурный полустанок». Манкурты были пленниками, обращенными в бездушных рабов, полностью подчиненных своим хозяевам и ничего не знающих о своей предыдущей жизни.

Раздел 1. Начало Русского государства

Славяне

Жизнь восточных славян. Художник С. Иванов

Когда точно появился народ славян, наука сказать не может. Известно только, что они некогда отделились от индоевропейской общности племён. Первым о славянах предположительно упомянул в своей «Истории» Геродот (V в. до н. э.). Совершенно точно о них сказано только через тысячу сто лет в VI в. готским историком Иорданом в «Гетике» и византийским историком Прокопием Кессарийским в «Войнах». Оба поведали о славянских народах – венедах, склавинах и антах.

Первоначально венедами древние называли всех славян. Они проживали на огромной территории от реки Вислы до будущих новгородских земель, от моря Балтийского до моря Чёрного. Склавины и анты были венедскими группами племён. Первые обосновались между реками Днестром, Дунаем и Тисой, на землях нынешних Румынии, Молдовы, части Венгрии и части Украины. Анты расселилась между Днестром и Днепром, от верховий этих рек до Чёрного моря, на землях современной Украины.

Ныне наука считает, что венеды представляли северную группу славян, склавины – западную группу, анты – восточную группу. Между собой они ничем не отличались.

В IV в. у антов образовался племенной союз – зачаток государства. Это был союз вождя Божа. Около 375 г. его разгромили готы. Взятых в плен Божа с сыновьями враги распяли. Потом было нашествие гуннов, затем нашествие авар. Так что новый племенной союз выжившие славяне смогли образовать только через двести лет – в VI в.

К тому времени славяне жили общинами (родами), которые состояли из семей – групп близких родственников. Большинство их занимались земледелием и скотоводством. Возделывали пшеницу, просо, рожь, овёс, ячмень. Разводили крупный рогатый скот, свиней, овец, кур и уток.

Имелись у славян и профессиональные воины – вои, которые объединялись в дружины, занимавшиеся грабежом соседних народов и захватом рабов. Они же защищали сородичей в случае набегов чужаков. Дружины возглавляли вожди – князья и воеводы. Власть князей была наследственной.

Киев. Памятник-фонтан основателям города на площади Независимости. Скульптор А. Кущ

В союзе племён не было единственного правителя, все вопросы решали либо совет старейшин, либо общее собрание племени – вече, т. е. была демократия.

На совете старейшин антов главенствовали князья племенных дружин. Предположительно в VII в. среди них выделился князь племени полян Кий, который вместе с младшими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью считается основателем Киева – главного города полян. Учёные договорились считать условную смерть легендарного Кия и его братьев временем конца эпохи антов, распада их союза и покорения разрозненных антских племён хазарами.

Геродот

Отец истории Геродот

Древний грек Геродот жил примерно две с половиной тысячи лет тому назад (в V в. до н. э.). Он написал книгу «История». До Геродота «Истории» писали и другие люди, но их книги погибли во времени. «История» Геродота оказалось самой древней исторической книгой, целиком дошедшей до наших времён. Поэтому учёные во всём мире дали Геродоту прозвание Отец истории.

Иордан

Историк готов Иордан

Гот Иордан жил почти полторы тысячи лет тому назад, в VI в. Он написал книгу «О происхождении и деяниях гетов» (краткое название книги – «Гетика»). В «Гетике» впервые рассказано о славянах.

Прокопий Кессарийский

Прокопий Кесарийский

Сириец Прокопий Кесарийский жил тогда же, когда жил Иордан. Он был историком в Византийской империи и написал книги «Истрия войн» и «Тайная история». Он сам был участником многих описанных им событий.

Племя

Племя – это большая группа людей, объединённых общим происхождением, языком, традициями и обычаями. Члены племени обычно верили в одних и тех же богов. Объединялись они прежде всего для совместной защиты от врагов, завоевательных походов и преодоления стихийных бедствий.

Когда мы впервые узнаём о русских

Учёные начинают историю русского народа с июня 860 г. Под этим временем впервые письменно сказано о появлении русов – об их набеге на предместья столицы Византийской империи города Константинополя.

На Руси. Душа народа. Художник М. Нестеров

Призвание варягов

Варяги. Художник В. Васнецов

Любой рассказ о рождении древнего государства носит легендарный характер, т. е. он близок сказке, но придумана эта сказка на основе действительно случившихся событий. Такова и история о рождении Русского государства. Вот уже четвёртое столетие учёные пытаются по крупицам выявить, где в ней правда, а где выдумка, но к единому мнению пока не пришли.

Из «Повести временных лет» летописца Нестора, которая считается у нас главным источником сведений о древнейшей истории русского народа, а также из Иоакимовской (татищевской) летописи исследователи узнали следующее.

К северу от антов, в бассейне озера Ильмень и в верховьях реки Мологи жило славянское племя словен. В первой половине IX в. правил словенами старейшина Гостомысл. У него были четыре сына и три дочери. Сыновья Гостомысла умерли ещё при его жизни, дочерей же он выдал замуж за соседних князей. Однажды старец увидел во сне, как из чрева его средней дочери Умилы выросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями большой город. Разгадав сон, Гостомысл объявил своим наследником сына Умилы.

После кончины старейшины у словен начался великий раздор. Согласно изысканиям археологов, в 860-х – 870-х гг. в тех местах и в самом деле шла ожесточенная междоусобица. Чтобы пресечь кровопролитие, около 862 г. словене отправили послов к сыну Умилы варяжскому князю Рюрику с призывом: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Иди княжить и владеть нами».

 

Рюрик пришёл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он сел править в Ладоге, Синеус – в Белоозере (у истоков реки Шексна), Трувор – в Изборске (ныне село Старый Изборск близ Пскова).

Что случилось в 864 г., неизвестно, но Синеус и Трувор погибли, а их земли перешли под власть Рюрика. На следующий год князь перебрался жить в основанный им город Новгород.

Рюрик умер в 879 г., причём всю жизнь он правил только Северной Русью. В связи с этим в науке существуют две точки зрения на время образования Русского государства. Одни историки утверждают, что оно возникло около 862 г., когда Рюрик принял княжескую власть у словен. Другие историки настаивают на том, что Рюрик является всего лишь основателем первой династии русских правителей – Рюриковичей, а государство было основано в 882 г., когда Олег, регент при малолетнем сыне Рюрика – князе Игоре, завоевал Киев и объединил Северную и Южную Русь.

Шум-гора под Новгородом. Согласно преданию, здесь похоронены Рюрик и 12 его выдающихся воинов

Страна и государство

Запомните, это должен знать каждый человек.

Страной называются земли (они так же называются другим словом – территория) и их население, объединённые одним государством.

Государством называется созданная людьми организация, которая управляет населением страны, создаёт для него законы, заставляет исполнять эти законы, а так же защищает границы управляемой государством страны от других государств. В государстве работает только часть населения страны: это законодатели, судьи, чиновники, полицейские, военнослужащие.

Страна и государство обычно называются одним именем, но никогда не путайте их – они разные.

Иоакимовская (татищевской) летопись

Так называется пропавшая ещё в XVIII в. летопись, которая была написана предположительно новгородским епископом Иоакимом Корсунянином в самом начале XI в. Летопись эту успел прочитать великий русский историк Василий Татищев, который тогда же переписал, а потом опубликовал часть её в своём труде «История Российская». Многие учёные предполагают, что Татищев сам придумал эту летопись и опубликовал отрывки из неё, как из настоящей.

Амлед

За основу сюжета трагедии «Гамлет» великий английский писатель У. Шекспир взял жизнь реального человека – ютландского принца Амледа. Ютландия – земля на севере Дании. Ряд исследователей утверждают, что Амлед был либо дядей, либо внучатым дедушкой русского князя Рюрика (Рорика).

Рюриковичи

Династия Рюриковичей правила на Руси семьсот тридцать лет: с 862 г., когда стал словенским князем варяг Рюрик, и до 7 января 1592 г., когда умер царь Федор Иоаннович.

Вещий Олег

Смерть Аскольда и Дира. Художник Ф. Бруни

Со времён Рюрика главным врагом Новгорода стал Хазарский каганат. Борьба против него привела к объединению Руси и образованию мощного русского государства.

В 882 г. регент князь Олег предпринял поход на Южную Русь, находившуюся в зависимости от Хазарского каганата. Целью его был Киев. Там правили Аскольд и Дир, талантливые полководцы (возможно, варяги), в 866 г. возглавлявшие успешный поход славян на столицу Византийской империи город Константинополь. Напасть на Киев открыто Олег не решился. Он оставил войско в засаде, а сам с Игорем высадился на берег. Аскольд и Дир приветствовали именитых гостей, но неожиданно их окружили вои. Олег воскликнул, указав на Игоря:

– Вы владеете Киевом, но вы не князья и не княжеского рода; я есть княжеский род, а это – сын Рюрика!

Аскольда и Дира убили, и никто из киевлян этому не возмутился – гибель правителей означала конец хазарского ига.

Объединение Южной и Северной Руси под властью одного князя положило начало Древнерусскому государству. Столицей Олег избрал Киев.

– Это будет матерь городов русских! – сказал он.

В Новгороде же был поставлен посадник.

Вскоре Олег подчинил себе крупнейшие антские племена. В первое же лето правления в Киеве он пошёл войной на древлян и обошёлся с ними сурово: «примучил их» и обложил данью – «по чёрной кунице с дыма». Затем были покорены северяне и радимичи. Поскольку оба племени ранее платили дань хазарам, Олег её значительно уменьшил. Отныне Днепр полностью оказался во власти киевского князя.

Щит на вратах Царьграда. Художник Б. Ольшанский

Современные учёные полагают, что Олег вёл провизантийскую политику и успешно воевал с хазарами. Не войной, а разумной политикой добился он в 911 г. выгодного торгового договора с Византией. Но летописи сохранили рассказ о грандиозном военном походе, который начался в 907 г. У русов было около 2000 кораблей, в каждом размещалось по 40 воев. Когда флот приблизился к Царьграду, византийцы закрыли морской подход к городу железными цепями. Тогда Олег велел вытащить корабли на сушу и поставить их на колеса. Подняли паруса, и при попутном ветре воинство подъехало к городу по суше, как по морю. Осаждённые запросили мира. По заключенному договору, они выплатили огромную дань. Отходя от Царьграда, русы прибили к его воротам свои щиты, что символизировало их победу над кичливыми византийцами. За победу над империей Олегу дали в народе прозвище – Вещий, т. е. Мудрый.

Дальнейшая судьба князя Олег весьма туманна. Не известно даже, вернулся ли он в Киев. Согласно преданию, князь Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа его давно умершего боевого коня. Случилось это в 912 г.

Тризна по Вещему Олегу. Художник В. Васнецов

Хазарский каганат

Так называется государство кочевого народа хазар. В древности каганат занимал огромную территорию от реки Днепр до Аральского моря, от середины реки Волги, до Закавказья. Правил хазарами царь – каган.

Регент

Регентом называется временный управитель делами государства при малолетнем или больном правителе.

О смерти Вещего Олега

Вещий Олег у костей своего коня. Художник В. Васнецов

Некоторые исследователи полагают, что князь Олег был отравлен – либо волхвами, либо людьми князя Игоря.

Великий русский поэт Александр Пушкин посвятил истории Вещего Олега замечательное стихотворение. Прочитайте его, а если сумеете – выучите наизусть.

 Как ныне сбирается вещий ОлегОтмстить неразумным хозарам:Их сёла и нивы за буйный набегОбрёк он мечам и пожарам;С дружиной своей, в цареградской броне,Князь по полю едет на верном коне.  Из тёмного леса навстречу емуИдёт вдохновенный кудесник,Покорный Перуну старик одному,Заветов грядущего вестник,В мольбах и гаданьях проведший весь век.И к мудрому старцу подъехал Олег.  «Скажи мне, кудесник, любимец богов,Что сбудется в жизни со мною?И скоро ль, на радость соседей-врагов,Могильной засыплюсь землёю?Открой мне всю правду, не бойся меня:В награду любого возьмёшь ты коня».  «Волхвы не боятся могучих владык,А княжеский дар им не нужен;Правдив и свободен их вещий языкИ с волей небесною дружен.Грядущие годы таятся во мгле;Но вижу твой жребий на светлом челе,  Запомни же ныне ты слово моё:Воителю слава – отрада;Победой прославлено имя твоё;Твой щит на вратах Цареграда;И волны и суша покорны тебе;Завидует недруг столь дивной судьбе.  И синего моря обманчивый валВ часы роковой непогоды,И пращ, и стрела, и лукавый кинжалЩадят победителя годы…Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;Незримый хранитель могущему дан.  Твой конь не боится опасных трудов:Он, чуя господскую волю,То смирный стоит под стрелами врагов,То мчится по бранному полю,И холод и сеча ему ничего.Но примешь ты смерть от коня своего».  Олег усмехнулся – однако челоИ взор омрачилися думой.В молчанье, рукой опершись на седло,С коня он слезает угрюмый;И верного друга прощальной рукойИ гладит и треплет по шее крутой.  «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,Расстаться настало нам время:Теперь отдыхай! уж не ступит ногаВ твоё позлащённое стремя.Прощай, утешайся – да помни меня.Вы, отроки-други, возьмите коня!  Покройте попоной, мохнатым ковром;В мой луг под уздцы отведите:Купайте, кормите отборным зерном;Водой ключевою поите».И отроки тотчас с конём отошли,А князю другого коня подвели.  Пирует с дружиною вещий ОлегПри звоне весёлом стакана.И кудри их белы, как утренний снегНад славной главою кургана…Они поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они…  «А где мой товарищ? – промолвил Олег, –Скажите, где конь мой ретивый?Здоров ли? всё так же ль легок его бег?Всё тот же ль он бурный, игривый?»И внемлет ответу: на холме крутомДавно уж почил непробудным он сном.  Могучий Олег головою поникИ думает: «Что же гаданье?Кудесник, ты лживый, безумный старик!Презреть бы твоё предсказанье!Мой конь и доныне носил бы меня».И хочет увидеть он кости коня.  Вот едет могучий Олег со двора,С ним Игорь и старые гости,И видят: на холме, у брега Днепра,Лежат благородные кости;Их моют дожди, засыпает их пыль,И ветер волнует над ними ковыль.  Князь тихо на череп коня наступилИ молвил: «Спи, друг одинокий!Твой старый хозяин тебя пережил:На тризне, уже недалёкой,Не ты под секирой ковыль обагришьИ жаркою кровью мой прах напоишь!  Так вот где таилась погибель моя!Мне смертию кость угрожала!»Из мёртвой главы гробовая змияШипя между тем выползала;Как чёрная лента, вкруг ног обвилась:И вскрикнул внезапно ужаленный князь.  Ковши круговые, запенясь, шипятНа тризне плачевной Олега:Князь Игорь и Ольга на холме сидят;Дружина пирует у брега;Бойцы поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они. 

Язычество

Идолы. Художник Н. Рерих

Древняя Русь была языческой, т. е. политеистической. Первое название – религиозное, второе – научное, и оба означают «многобожие». В те времена люди жили в тесной связи с природой и наделяли сверхъестественной силой весь окружавший их мир. Божествами объявлялись и различные предметы, и явления природы, и животные.

В «Повести временных лет» назван пантеон высших богов Древней Руси. Их было шесть. Главным признавался бог-громовержец Перун, покровитель воинов. Далее следовали Хорс (бог Солнца), Дажьбог (бог плодородия), Стрибог (бог ветров), Симаргл (бог смерти и небесного огня) и Макошь (богиня судьбы и ремёсел). Макошь обычно сопровождали две весенние богини-рожаницы – Лада и Леля. Поклонялись также Велесу (Волосу) – скотьему богу, он же бог мёртвых, мудрости и магии, и Роду-Святовиту – создателю всего живого и сущего, покровителю человеческого рода.

Язычники обожествляли животных: ужей (олицетворяли дождь), ящера (владыка подземно-подводного мира), лебедей, уточку и др. Особое место в мифологии занимали волшебные птицы с человеческими головами. Самые знаменитые из них: Алконост – птица радости, Сирин – птица печали и Гамаюн – безногая вещая птица-предсказательница, посланница богов.

Богам приносились жертвы – требы. Самой распространённой требой были венок цветов и свежесорванные ветки берёзы. В голодные годы делались человеческие требы – убивали младенцев или старцев.

Общие моления проводились в святилищах – капищах, где стояли деревянные или каменные изображения божеств. Такие моления назывались «событиями» (совместным бытием). Язычники особо почитали дерево дуб, почему капища нередко устраивались в священных дубравах. Самое почитаемое в народе капище находилось на острове Хортица (на Днепре) – там рос огромный священный дуб.

 

Встреча Вещего Олега с кудесником. Художник В. Васнецов

У язычников имелись свои жрецы – волхвы. Они определяли сроки и места событийных молений, приносили человеческие требы. Люди почитали волхвов как чародеев и вещих провидцев.

Язычеству на Руси посвящены выдающиеся научные исследования, которые желательно прочитать каждому уважающему себя россиянину. Это книга великого русского фольклориста и писателя, составителя знаменитого сборника «Русские народные сказки» А.Н. Афанасьева – «Поэтические воззрения славян на природу», а также двухтомный труд академика Б.А. Рыбакова – «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси». Но эти книги для взрослых, просто знайте, что они есть.

Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. Художник В. Васнецов

Пантеон

Пантеоном называется группа богов, которым поклоняются в одной религии.

О Марене

При погребении покойника славяне-язычники устраивали тризну – боевые состязания, призванные отогнать от домашнего очага богиню смерти Марену (Марину, Кострому, Бабу-Ягу).

Избушка на курьих ножках

Изба смерти. Художник Н. Рерих

Вокруг места погребения знатного человека ставили ограду, за которой устанавливали «столп», т. е. «избушку смерти» – маленький домик на 2-х или 4-х столбиках. В народных сказках «столп» превратился в жилище богини смерти Марены (Бабы-Яги) – избушку на курьих ножках.

Древлянская смута

Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Художник В. Сазонов

Князь Игорь Рюрикович прожил долгую жизнь (ок. 877 – ок. 945). Правителем он был слабым. Как отмечают историки, самым большим его достижением стала женитьба по любви на псковской девице Прекрасе. Князь Олег согласился на этот брак, но велел невесте взять варяжское имя – Ольга.

В дни похода Олега на Царьград Игорь оставался наместником в Киеве, а после его кончины в 912 г. стал независимым правителем. Тогда же против него восстали древлянские князья, чьи земли находились между нынешними городами Ровно, Житомир и Чернобыль. Подавить бунтовщиков удалось с великим трудом.

А в 915 г. на Русь впервые напали печенеги – объединённые племена заволжских кочевников-скотоводов. Война была долгой и неизвестно чем закончилась. Известно только, что Игорь взял себе вторую жену – печенежку, его же наследник Святослав потом всю жизнь равнялся на кочевников.

Казнь князя Игоря. Гравюра Ф. Бруни

В 941 г. и 945 г. Игорь ходил на Царьград, но оба раза вынужденно заключил с византийцами мир и срочно вернулся домой, чтобы подавить бунт древлян. Во второй раз древляне неожиданно напали на лагерь потерявших бдительность киевлян и разгромили их. Игорь бежал, но его конь увяз в болоте, и князь попал в плен. Победители привязали пленника к вершинам двух согнутых берез и отпустили деревья. Выпрямившись, они разорвали князя надвое. «Повесть временных лет» сообщает, будто Игорь пытался второй раз за год собрать с древлян дань, за что и поплатился.

Княгиня Ольга встречает останки князя Игоря. Эскиз художника В. Сурикова

Регентшей при малолетнем Святославе стала княгиня Ольга. Древляне направили в Киев послов с требованием, чтобы Ольга стала женой их князя Мала Нискинича, а Святослав был бы отдан им в рабство. Однако варяги не допустили расправы над княжеской семьей. По приказу Ольги послов либо сожгли, либо живьём закопали в землю. Началась война, которая длилась почти год. Закончилась она победой Киева. Древлянские князья и их семьи стали рабами киевлян.

Месть княгини Ольги. Художник Ф. Бруни

Всё время правления Ольги на Руси был мир. Княгиня повелела поделить всю страну на погосты – административно-хозяйственные территории, с которых стали собирать единую дань. Так были упорядочены финансы государства.

Около 944 г. (по новейшим изысканиям) при императоре Романе I Лакапине или в 955–957 гг. («Повесть временных лет») Ольга побывала в Царьграде, где после крещения приняла имя Елена.

Княгиня Ольга. Крещение. Художник С. Кириллов

Вернувшись домой, в 957 г. она мирно передала власть повзрослевшему сыну Святославу.

Осада Искоростени

Согласно преданию, киевляне осаждали Искоростень почти год. Наконец Ольга потребовала от осаждённых отступное живыми голубями. Получив дань, она приказала привязать к лапкам птиц солому, поджечь её и отпустить голубей на волю. Голуби полетели к родным гнёздам, подожгли город, и древляне сдались на милость победителя.

Сожжение Искоростени княгиней Ольгой. Художник Г. Кондратенко

Святая княгиня Ольга

Первая христианка в великокняжеской семье, св. равноапостольная княгиня Ольга канонизирована русской православной церковью на соборе 1547 г.

Походы Святослава

Предание о Святославе. Художник Б. Ольшанский

Великий князь киевский Святослав Игоревич – прославленный полководец Древней Руси. Если верить летописи, в четырёхлетнем возрасте он вместе с матерью участвовал в осаде древлянской Искоростени. С этого времени Святослав рос князем-воином.

Получив в 957 г. власть от княгини Ольги, он все силы положил на подготовку к военным походам, внутренние же дела страны его мало интересовали. Современники говорили о князе: «Чужой земли ищет, а свою охабив (забросил)».

Великий поход начался в 964 г. Дружина Святослава лесами пробралась на Волгу и Оку к Волжской Болгарии, разгромила её, а заодно покорила племена вятичей. Затем русские спустились по Волге к Итилю – столице Хазарского каганата. В 965 г. произошла генеральная сеча, в которой хазары потерпели сокрушительное поражение, а каган бежал. После такого разгрома Хазария не смогла восстановиться и вскоре прекратила своё существование.

Далее дружина Святослава нанесла тяжкий урон кавказским ясам (предки современных осетин) и касогам (предки нынешних адыгейцев, кабардинцев и черкесов). С этого времени Волга на всём протяжении стала русской рекой.

В 967–968 гг. в союзе с Византией русские воевали против Болгарии за Подунавье. Победы Святослава встревожили императора Никифора Фоку. Он тайно примирился с болгарами, затем подкупил печенегов, которые до того были надёжными союзниками великого князя.

Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев. Художник И. Акимов

Летом 968 г. печенеги осадили Киев. Дружины в городе не было. Престарелая Ольга с малолетними внуками укрылась за крепостными стенами. Некому киевлянину удалось выбраться из города и известить Святослава об измене. Великий князь с дружиной поспешили на помощь и разгромили печенегов. Отныне кочевники стали злейшими врагами киевлян.

Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. Художник А. Иванов

В 971 г. великий князь разделил страну на три удела и роздал их своим сыновьям: старшему Ярополку – Киев, среднему Олегу – Искоростень, младшему Владимиру – Новгород. Сам же он вновь отправился в Болгарию, чтобы отвоевать там город Переслав и сделать его столицей Руси.

Однако в боях с византийцами Святослав потерял большую часть войска и зимой 972 г. вынужден был вернуться домой. На обратном пути у днепровских порогов он попал в засаду печенегов и погиб.

Последняя битва Святослава. Художник А. Клименко

Печенежский князь Куря приказал сделать из черепа Святослава чашу-братину. Кочевники верили, что если пить из такой чаши, то слава и мудрость хозяина черепа перейдет к его победителям.

Сыновья Святослава

У язычника Святослава был гарем. Сыновей Ярополка и Олега ему родила печенежская княжна Предслава. Матерью Владимира была рабыня-ключница Малуша, предположительно пленная древлянская княжна из рода Нискиничей.

Неблагодарный сын

Некоторые историки полагают, что Святослав погиб в результате заговора его сына Ярополка и воеводы Свенельда, не пожелавших направить помощь великому князю, хотя пути к нему из Киева было менее одного дня. Летопись о заговоре умалчивает.

Первая междоусобица. Крещение Руси

Смерть Олега, князя древлянского. Художник Т. Шевченко

После гибели Святослава между его сыновьями началась ожесточённая борьба. Великим князем стал Ярополк, который сразу пошёл войной на брата Олега. Последний погиб странным образом – был сброшен в крепостной ров, когда спасался от воев Ярополка. Он стал первой жертвой междоусобицы в великокняжеской семье Рюриковичей.

В 977 г. Ярополк и Владимир посватались к дочери полоцкого князя Рогнеде. Девушка выбрала Ярополка. Дружина Владимира штурмом захватила Полоцк, перебили всю княжескую семью, а Рогнеду победитель взял силой. В 980 г. всеми покинутый Ярополк бежал к печенегам, но был настигнут погоней и убит близ крепости Родень. Владимир стал великим князем киевским.

Годы княжения Владимира Красное Солнышко называют былинными – временами богатырей. Великий князь оказался чрезвычайно воинственным и любвеобильным. Он возглавлял набеги на поляков, вятичей, ятвягов (предки литовцев), радимичей. Жён же и наложниц у Владимира было более восьмисот. Главной женой долгие годы оставалась Рогнеда.

Великий князь жестоко преследовал христиан и даже совершал человеческие жертвоприношения. Однажды в жертву хотели принести христианского мальчика-варяга Иоанна. Его отец Феодор попытался защитить сына, но оба были разорваны толпой. Святые Иоанн и Феодор считаются первыми мучениками за православную веру в истории Древней Руси.

Крещение великого князя Владимира в Корсуни. Художник А. Иванов

В 988 г. киевская дружина пошла войной на византийский город Корсунь (Херсонес). Владимир требовал себе в жёны Анну, сестру византийских императоров. Византийцы опасались воинства Владимира и вынуждены были отдать царевну за язычника. Житийная литература рассказывает, что едва Анна Византийская ступила на корсунский берег, как Владимир ослеп. Невеста убедила жениха, что вернуть ему зрение может только христианское крещение. Владимир согласился и по ходу обряда прозрел. С 988 г. православие – христианство византийского образца – стало государственной религией русского народа. Крещение шло преимущественно силой и сопровождалось разрушением капищ. Владимир разогнал свой гарем, признал Анну единственной женой, а для Рогнеды основал в городе Изяславле монастырь, где она впоследствии и умерла.

Крещение. Художник В. Назарук

В 992 г. началась война с печенегами. Враги сошлись на берегу реки Трубеж и договорились решить спор поединком богатырей. Владимир приказал испытать силу киевлянина Яна Усмаря. Одним рывком богатырь выдрал бок у свирепого быка. В поединке он насмерть задушил могучего печенега, и степняки бежали. По воле Владимира для защиты от печенегов были вырыты знаменитые Змиевы валы и построены несколько крепостей, в их числе Белгород.

Испытание силы Яна Усмаря. Художник Г. Угрюмов

Великий князь Владимир умер 15 июля 1015 г., во время сборов к военному походу против его сына от Рогнеды – Владимира Мономаха.

Житийная литература. Канонизация святых

Житийной литературой называется церковная литература, в которой рассказывается о жизни святых. Святыми называют уже умерших людей, которых особенно чтят за проявленные ими благочестие, праведность, стойкое исповедание веры. Считается, что святые всегда ходатайствую перед Богом за людей, а потому им молятся о помощи. Чтобы человека признали святым, церковные иерархи (главные священники) совершают обряд его канонизации – причисления к лику святых.

fictionbook.ru

Древняя и средневековая Русь, IX–XVII вв. читать онлайн, Евгений Юрьевич Спицын

Древняя и Средневековая Русь IX—XVII вв.

Полный курс истории для учителей, преподавателей и студентов.

Книга 1

Вместо предисловия

Посвящаю своей маме Спицыной Надежде Николаевне

Эта книга родилась из моих лекций, которые на протяжении всех 1990-х и начала 2000-х гг. я писал к урокам истории для старшеклассников двух московских школ, в которых работал учителем истории, а потом директором одной из этих школ. В первой половине 2000-х гг. ряд лекций были опубликованы в виде трех отдельных книг. Но значительная часть материала осталась необработанной в силу разных причин. Весной прошлого года, когда был объявлен конкурс на создание нового учебника истории на базе нового историко-культурного стандарта, созданного по поручению президента В.В. Путина, я плотно сел за написание полного курса истории России, но так и не был допущен к участию в этом конкурсе...

Более писать ничего не буду и предоставлю слово своим коллегам, но замечу только, что: 1) пусть уважаемого читателя не пугает обилие фактов, событий, имен и т.д., поскольку я хотел дать максимальный объем сведений, чтобы вам не пришлось «лазить» в поисках нужной информации по другим источникам и ресурсам; 2) эта книга, как и предыдущие, вполне сознательно написана через призму историографии, поскольку в современном информационном мире изучать историю можно только историографически, что сразу снимет много проблем, в том числе и пресловутый вопрос о «едином учебнике истории», который в последний год приобрел характер настоящей истерии и разного рода спекуляций.

Е.Ю. Спицын

Данная работа Евгения Юрьевича Спицына — выпускника знаменитого истфака МПГИ им. В.И. Ленина весьма актуальна и очень нужна не только учителям истории, но и преподавателям высших учебных заведений, потому как дает в условиях все более возрастающего объема информации по истории России, в которой много псевдонаучного и политически спекулятивного, по сути, в полном объеме и на высоком научном уровне историографию — дореволюционную, советскую, современную — по всем проблемам отечественной истории, начиная с этногенеза славян и кончая XVII веком. Тем самым представляя собой прекрасный историографический путеводитель, который позволит читателю — и прежде всего учителю, которому скоро придется преподавать по так называемому единому учебнику истории, — быть в курсе основных точек зрения на все аспекты нашей многовековой истории. Следовательно, в какой-то мере он позволит скорректировать и нейтрализовать многие ошибки и просчеты таких учебников.

Подобных, весьма обстоятельных, пособий для учителей у нас никогда не было, хотя учителями всегда обращалось особое внимание на острейший дефицит именно историографической информации. Автор, проработав много лет учителем истории и директором одной из московских школ, в курсе этих проблем, что, видимо, и стало одной из причин его обращения к решению этой весьма непростой задачи, требующей основательных знаний и способности разобраться во всех аспектах мнений по самому широкому спектру проблем отечественной истории. И автор блестяще справился с поставленной задачей: книга написана живо, хорошим языком, все им аккуратно и совершенно по делу разложено «по полочкам».

Доктор исторических наук, профессор В.В. Фомин

Проделанная Евгением Юрьевичем Спицыным работа по написанию фундаментальной книги по истории России XVIII―XX веков заслуживает большого уважения и представляет несомненный интерес не только для специалистов-историков, но и для всех интересующихся прошлым нашего Отечества. Особую ценность данный труд, конечно, имеет для учителей общеобразовательных школ, дезориентируемых наличием на книжном рынке и в сети Интернет обилием самой разнообразной литературы, часто весьма сомнительного содержания, с крайне субъективными оценками и вульгарной трактовкой событий, не имеющей ничего общего с научной интерпретацией фактов. В этих условиях крайне важной видится попытка автора предоставить учителям добротный навигатор, дающий четкие ориентиры в море самых различных изданий, наводнивших за последние десятилетия не только книжные развалы, но и осевшие на стеллажах школьных библиотек. Именно эту роль и призвана выполнить прекрасная работа Е.Ю. Спицына.

К ее безусловным достоинствам следует отнести ясность формулировок, органическое включение историографических сюжетов в канву изложения всех исторических событий, подробную характеристику источников и внятную методологическую позицию автора. Эмоциональная окрашенность текста не портит общего впечатления от изложения. Напротив, она призвана акцентировать внимание читателей на многие проблемы, которые до сих пор не имеют однозначного решения в науке, что требует особой концентрации и включения в процесс познания истории всего внутреннего мира читателя. Ведь без попытки установить сопричастность и неразрывную связь с минувшим, с восстановлением всего культурно-исторического контекста, понять всю сложность и многомерность этих проблем вряд ли удастся.

Доктор исторических наук, профессор А.В. Лубков

Тема: Этногенез славян

План:

1. Краткая классификация источников.

2. Первые упоминания о славянах в письменных источниках.

3. Когда возник славянский этнос.

4. Где была прародина славян.

5. Распад единого славянского этноса.

6. Общественный строй восточных славян.

7. Хозяйственный строй восточных славян.

8. Религиозные верования восточных славян.

1. Краткая классификация источников

При изучении такой чрезвычайно сложной и дискуссионной проблемы, как этногенез славян, огромное значение имеют несколько основных видов источников, в частности письменные, археологические, лингвистические и антропологические. Каждому из них свойственны свои «родовые пороки» и недостатки, которые всегда необходимо учитывать.

1) Практически все письменные источники о славянах можно датировать с максимальной точностью, поскольку многие из них принадлежат перу хорошо известных византийских, римских и арабских авторов. Но при этом надо помнить и о том, что многие из них: а) содержали какой-то объем «легендарной» информации, почерпнутой из других, более ранних и не дошедших до нас источников; б) могли быть подвергнуты значительной редактуре в более поздние века. Поэтому полностью доверять им, конечно, нельзя и необходимо проводить тщательную научную критику всех письменных источников и их разных редакций.

2) Археологические источники, которые также поддаются относительно точной датировке, к большому сожалению, практически не дают неоспоримых сведений о языке, а следовательно, не позволяют этнически идентифицировать многие ранние археологические культуры, которые представляют собой совокупность памятников только материальной культуры, относящихся к одной, относительно локальной, территории и определенной исторической эпохе.

3) Лингвистические источники, прежде всего, топонимика (название географических объектов), ономастика (личные имена) и морфология (основы словообразования), которые наиболее точно могут ответить на вопрос о принадлежности той или иной родоплеменной общности к определенному этносу или этнической общности, напротив, не могут быть сколько-нибудь точно датированы.

4) Антропологические источники, прежде всего, краниологические данные, которые дают возможность довольно точно установить различные антропологические типы людей по особенностям строения их черепной коробки, не всегда удается точно соотнести с конкретной этнической общностью. Кроме того, антропология может быть полезна только там, где у древних этнических групп был обряд трупоположения, но она совершенно бессильна там, где существовал обряд трупосожжения.

Поэтому при изучении ранней истории славянства необходимо очень бережно и, по возможности, точно соотносить между собой все эти виды источников, что, к сожалению, довольно редко делалось ранее, а во многих случаях и сейчас. Именно это обстоятельство значительно затрудняет поиск истины и приводит к тому, что многие ключевые аспекты этногенеза славян до сих пор являются предметом самых ожесточенных споров в науке и околонаучной среде, где на сей счет слишком много различного рода спекуляций, типа мифических «укров», ставших под пером нынешних украинских фантазеров и мракобесов националистического толка прародителями древних египтян, шумеров и других древнейших народов человечества.

2. Первые упоминания о славянах в письменных источниках

До недавнего времени практически все историки, начиная с выдающегося русского историка В.Н. Татищева, идентифицировали (П. Шафарик, Л. Нидерле, Б. Рыбаков), а ряд из них (М. Брайчевский, А. Сахаров) до сих пор продолжают идентифицировать со славянами знаменитых венедов-венетов, о которых впервые на рубеже нашей эры поведали миру знаменитые античные авторы Полибий, Тацит, Плиний Старший и Птолемей, а несколько позднее известный западноевропейский историк готов Иордан. Однако еще в начале XX в. на базе новейших археологических и лингвистических данных, в первую очередь топонимики и гидронимики, ряд крупных ученых того времени, в частности академик А.А. Шахматов, вполне определенно доказали, что венеды-венеты не имели никакого отно ...

knigogid.ru

Читать онлайн "Древняя Русь. События и люди" автора Творогов Олег Викторович - RuLit

Творогов Олег Викторович

Древняя Русь. События и люди

Памяти Александра Александровича ЗИМИНА посвящаю.

Эта книга не для историков. Она обращена к тем, кто интересуется историей своей страны и своего народа, стремится расширить скудные сведения, вынесенные из средней школы.

Мысль о написании этой книги возникла в те годы, когда широко обсуждался вопрос о необходимости увеличения тиражей на издание сочинений Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева и В. О. Ключевского. Желание иметь у себя на полке труды выдающихся историков было совершенно понятно, хотя и несколько наивно: как бы ни относились мы к подвижническому труду Н. М. Карамзина, его «История» все же очень устарела, и не только по концепции, но и по содержащемуся в ней фактическому материалу. А знаменитый С. М. Соловьев, признаемся откровенно, очень труден для непрофессионала. И тем не менее разгоревшиеся страсти свидетельствовали о неуклонно возрастающем в обществе интересе к своей истории.

Правда, в последние десятилетия вышло немало книг, которые с интересом и огромной пользой могут быть прочитаны самым широким кругом читателей: это книги В. И. Буганова, И. Б. Грекова и Ф. Ф. Шахмагонова, А. А. Зимина и А. Л. Хорошкевич, В. В. Каргалова, В. Т. Пашуто, Б. А. Рыбакова, Р. Г. Скрынникова. Но мало кто может похвастаться полным их комплектом в своей домашней библиотеке. К тому же эти книги и в сумме своей не охватывают всей истории Древней Руси.

Вот почему мне захотелось изложить именно всю политическую историю Руси—России за девять веков, сочетая неизбежную лаконичность с возможно большей насыщенностью фактическим материалом. Была избрана непривычная в наше время форма изложения: оно ведется не по темам и проблемам, а следует за хронологией описываемых событий. Оправдывает ли себя эта форма — судить читателю.

Какие же цели ставит перед собой эта книга?

Во-первых, как уже сказано, она содержит изложение политической истории Руси с XI в. до смерти царя Алексея Михайловича.

В центре внимания — события и люди. Автор стремился не задерживаться на общеизвестном, а, напротив, упомянуть возможно больше заслуживающих внимания исторических фактов, назвать и представить читателю как можно больше деятелей отечественной истории, словом, стремился показать всю сложность нашей политической истории, избегая прямолинейных оценок и штампов.

Во-вторых, мне хотелось бы, чтобы читатель смог ощутить свою «территориальную причастность» к истории. Пусть не только москвич или новгородец, киевлянин или тверич, но и житель не обласканного славой небольшого городка найдет здесь упоминание событий, происходивших в далеком прошлом на его «малой родине».

Читатель найдет здесь много нового материала, обычно не находящего себе места в школьных и вузовских учебниках. Чтобы легче было ориентироваться среди сотен малознакомых имен, книгу сопровождают генеалогические таблицы, а по именному и географическому указателям вы сможете быстро навести справку об интересующем вас имени или географическом названии. Карты «Города Южной Руси (XII в.)» и «Города Московской Руси в XV—XVI вв. (центр страны)» позволят читателю перенестись в ту систему географических координат, в которой жили наши предки; найти те небольшие городки и селения, вокруг которых кипели политические страсти в те далекие века: Галич и Углич, Торжок и Старицу, Микулин и Александрову слободу. На картах отсутствуют границы уделов и княжеств, они как бы вневременные, их задача — помочь вам привязать к местности события русской истории на всем ее протяжении от образования государства до конца XVII в.

Эта книга может стать первой ступенькой на вашем пути к углубленному познанию истории Отечества. Поэтому автор отсылает вас к источникам и исследованиям, ориентируясь на книги и издания последних десятилетий, которые могут быть доступны любому читателю.

Если эта книга пополнит ваши сведения об отечественной истории или пробудит интерес к ней, значит, она выполнила свою скромную задачу.

Эта книга посвящена политической истории Древнерусского государства, и поэтому мы не касаемся сложного вопроса о происхождении восточных славян, не приводим гипотез о районе их первоначального обитания — об их «прародине», не рассматриваем взаимоотношений славян с их соседями, словом, не касаемся предыстории Руси. Это особая область знания — удел археологов, историков языка, этнографов.[1]

Непосредственно перед возникновением Древнерусского государства — в IX веке — на Восточно-европейской равнине обитали по преимуществу славянские, балтийские и финно-угорские племена. Земли славянского племени полян находились в среднем течении Днепра, в районе современного Киева. К востоку и к северо-востоку от полян (от современного Новгорода-Северского до Курска) обитали северяне, к западу от Киева — древляне, а западнее их — волыняне (дулебы). На юге современной Белоруссии жили дреговичи, в округе Полоцка и Смоленска — кривичи, между Днепром и Сожью — радимичи, в верховьях Оки — вятичи, в области, окружавшей озеро Ильмень, — словене. К финно-угорским племенам относилась чудь, обитавшая на территории современной Эстонии и прилегавших к ней районов; восточнее, подле озера Белого, жила весь (предки вепсов), а далее, к юго-востоку, между Клязьмой и Волгой, — меря, в низовьях Оки — мурома, южнее от нее — мордва. Балтийские племена — ятвяги, ливы, жмудь — населяли территорию современных Латвии, Литвы и северо-восточные районы Белоруссии. Причерноморские степи являлись местом кочевий печенегов, а затем половцев. В VIII—XI вв. от Северского Донца до Волги, а на юге вплоть до Кавказского хребта простиралась территория могущественного Хазарского каганата.

вернуться

О древнейшей истории восточнославянских племен см.: Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв.: Киевская Русь и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982; Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. М., 1982.

www.rulit.me