Open Library - открытая библиотека учебной информации. Древняя русь политический строй


Политический строй Древней Руси — Славянская культура

Политический строй Древней Руси В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9—11 вв.) - раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период - кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 веке она резко возросла.

Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)

Похожие статьи:

История → Основание Москвы и Юрий Долгорукий

История → В поисках библиотеки Грозного

Традиции → Обряды славян

История → Куликовская битва и Куликово поле

История → Общинное устройство славянских племен

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Политический строй Древней Руси | Гипотезы и факты

В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9—11 вв.) — раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.

Политический строй Древней Руси

Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период — кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 веке она резко возросла.

Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, — «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)

gifakt.ru

Политический строй Древней Руси :: NoNaMe

Политический строй Древней Руси В исторической науке разделились мнения по поводу характера политического строя Древней Руси. Принято считать, что Древняя Русь (9—11 вв.) — раннефеодальное государство, сохранявшее пережитки родоплеменных отношений.Великие князья постепенно утрачивали черты военных вождей (присущие им в 4-7 вв.) и, становясь светскими правителями, принимали участие в разработке законов, организации суда, торговли. В обязанности князя входили функции обороны государства, сбора налогов, судопроизводства, организации военных походов, заключения международных договоров.

----------------------<cut>----------------------

Князь правил при помощи дружины, костяк которой составляла гвардия из наемников (вначале варяги, в киевский период — кочевники). Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.

К 10 в. в руках великого князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем киевской династии, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату. Это приводило к распрям, так как зачастую великий князь пытался передать власть не брату, а сыну. Во второй половине 11 в. важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались на княжеских съездах.

Постепенно племенные сходки превратились в вечевые собрания. Долгое время их роль была незначительна, но в 9 веке она резко возросла.

Русь 9-12 вв. представляла собой федерацию городов-государств во главе с великим киевским князем.

Значительную политическую роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства, земельного устройства, финансов и др. Руководили ими представители знати.

Вечевые собрания, являвшиеся элементом народного самоуправления, свидетельствуют о наличии демократии в древнерусском государстве. 14 великих киевских князей (из 50) были избраны на вече. По мере укрепления княжеской власти роль последних снижалась. К середине 12 в. за вече сохранилась лишь функция комплектования народного ополчения.

В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право.

В суде преобладал обвинительный процесс, применяемый как в гражданских, так и в уголовных делах. Каждая из сторон доказывала свою правоту. Главную роль играли показания свидетелей. Князья и их посадники выполняли функции посредников между сторонами, взимая за это плату.

Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, — «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов.

Документ включал в себя свод уголовных и гражданских законов. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных.

Закон не признавал телесных наказаний и пыток, а смертная казнь выносилась в исключительных случаях. Применялась практика денежных штрафов. «Русская Правда» пополнялась новыми статьями во времена правления Ярославичей (вторая половина 11 в.) и Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)

Статьи по теме:Политический строй Древней РусиОснование Москвы и Юрий ДолгорукийОбщинное устройство славянских племен

txapela.ru

Политический строй Древней Руси

В исторической науке нет единого мнения о характере политического строя в Древней Руси. В. Татищев в XVIII в. и Н. Карамзин в начале XIX в считали, что на Руси была сильная монархическая власть. Историки второй половины XIX в. С. Соловьев и В.Ключевский полагали, что единовластия на Руси не было, поскольку великокняжеская власть принадлежала всему роду князей. По мнению В. Сергеевича, княжеская власть на Руси была ограничена вечевыми собраниями, а престолонаследие регулировалось не кровнородственными принципами, который часто нарушался, а межкняжескими договорами. С точки зрения А. Преснякова, вопросы престолонаследия регулировались нормами семейного права.

Советские историки при характеристике политического строя Древней Руси исходили из учета его классовой природы, связывая его возникновение с развитием феодализма. Они определяли этот строй как раннефеодальную монархию, важнейшим признаком которой, как считал еще в 30-х гг. Б. Греков, было единовластие: великий князь правил, лишь совещаясь со знатью (старшей дружиной).

В советской исторической науке по-разному оценивалась роль и характер вечевых собраний в политическом строе Древней Руси. Некоторые ученые полагали, что долгое время их роль была незначительной и только, начиная со второй половины XI в., когда наметился переход к политической раздробленности, она резко возросла. Что касается характера вечевых собраний, то многие историки считали, что вечевые собрания, хотя и развивались из племенных сходок, но постепенно утрачивали свой демократический характер и в Древней Руси уже отражали интересы главным образом верхов городского населения. Однако, по мнению некоторых современных исследователей политическая роль вече на Руси в IX-ХII вв., напротив, была не меньшей, чем роль княжеской власти. Русь, по их представлениям, являлась федерацией городов-государств во главе с номинальным сувереном – великим киевским князем.

В IX – начале XII в. во главе Древнерусского государства стоял великий князь, в облике которого постепенно утрачивались черты военного вождя. Князь становился светским правителем, принимая активное участие в разработке законодательных актов, становлении княжеского суда, организации торговли.

Князь правил вместе с дружиной, в которой большую роль играла дружинная гвардия из наемников, вначале варягов, а затем в киевский период – племенного объединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников (печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось).

Отношения между князем и дружинниками носили вассальный (лично зависимый) характер, однако в отличие от Западной Европы на Руси они не оформлялись юридическими актами. Эти отношения во многом еще были патриархальными: князь был «первым среди равных», наравне со всеми участвовал в пирах, делил тяготы военных походов.

Государственные функции, которые выполнял князь, были несложными: он ходил на полюдье и собирал дань, судил население, отражал с дружиной нападение врагов, участвовал в военных походах, заключал международные договоры. Дружина, во всем помогавшая князю, проживала на княжеском дворе (гриднице) на полном его содержании. Она состояла из старших и младших дружинников. Старшие назывались боярами («мужами»). Из них назначались наиболее важные чины княжеской администрации. Приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, без которого князь не принимал ни одного решения.

В период расцвета Древней Руси (конец Х – первая половина ХI в.) в руках великого князя как «главы всей земли русской» была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Эта власть целиком принадлежала киевской династии, то есть на Руси существовал родовой сюзеренитет (верховное право княжеского рода). В Киеве сидел князь-отец, его дети и родственники являлись князьями-наместниками в подвластных великому князю русских землях. После смерти великого князя власть по обычаю, введенному князем Владимиром, должна была переходить по старшинству: от брата к брату. Однако на практике генеалогическое старшинство зачастую уходило на второй план, в борьбе за великокняжеский престол верх брали политические амбиции, стремление передать престол не брату, а сыну, что сопровождалось постоянными распрями внутри княжеского дома. Со второй половины ХI в. для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики стали созывались съезды князей.

На местах функции управления долгое время выполняла племенная знать (князья «светлые и великие», «княжье», «старцы градские»), но «под рукою» великого князя. Находясь в Киеве, князь назначал в местные центры своих посадников, которые следили за сохранением порядка, судили местное население, собирали дань и пошлины. Часть собранных средств поступала на содержание посадника и его дружины. В XI в. появляются особые чиновники князя по сбору дани – «данщики» и другие должностные лица: «мытники», взимающие торговые пошлины; «вирники» – денежные штрафы за убийство свободных людей; «пятенщики», бравшие пошлины за продажу лошадей.

В Древнерусском государстве не было еще четкого разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами управления. Слабо были развиты законодательство и суд, широкое распространение имело обычное право, на которое опирались князья в практике управления и судопроизводства.

В суде преобладал обвинительный процесс, который применялся и к гражданским, и к уголовным делам. Он характеризовался активностью сторон, каждая из них старалась доказать свою правоту. Главную роль в судебном разбирательстве играли показания свидетелей и «суд божий» (испытание огнем или водой), а в некоторых делах – поединок («поле») и присяга («крестное целование»). Князья, их посадники и тиуны (должностные лица) выполняли функции посредников в судебном процессе, взимая за это определенную сумму («виру» – штраф за убийство, «продажу» – штраф за другие виды преступлений).

В Древнерусском государстве продолжало действовать народное вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан, на котором решались вопросы войны и мира, финансовые и земельные, законодательные и административные проблемы. В собраниях принимали участие все слои общества, в том числе князья, бояре, богатые купцы, церковные иерархи. Руководство вечевыми сходами осуществлялось городской знатью, однако это не означало, что остальные находились под полным контролем со стороны привилегированной части общества. Вечевые сходы носили демократический характер, и это свидетельствовало о наличии в Древней Руси элементов народного самоуправления. Довольно часто вече избирало князей, так, из 50 князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены народными собраниями.

По мере укрепления княжеской власти и роста административно-управленческого аппарата роль вече в политической жизни Древней Руси заметно снижается. С середины XII в. исчезает практика приглашения вечевыми собраниями князей. За вече сохраняется лишь функция комплектования народного ополчения и выбора его предводителей – тысяцкого, сотских, десятских. Затем, однако, и тысяцкий, возглавлявший народное ополчение, стал назначаться князем. Дольше всех на Руси вече сохранялись в Вятке, Пскове и Новгороде.

По мере укрепления государства формируется и древнерусское законодательство. Древнейшим известным сводом законов является «Русская Правда», составленная при великом киевском князе Ярославе Мудром (1019-1054 гг.). В источниках имеются ссылки на более древний «закон русский», нормы которого с изменениями вошли в «Русскую Правду», которая потом дополнялась в годы правления Ярославичей (вторая половина ХI в.). Затем в нее был включен Устав Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). «Русская Правда» регулировала в первую очередь социально-экономические отношения, сложившиеся в Древнерусском государстве.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Политический, общественный строй Древней Руси

Политический строй Киевской РусиИстория как наука сформировала несколько мнений относительно характеристики политического строя Древней Руси.

Официальная российская историография характеризует Древнюю Русь IX-XI веков как уже вполне сложившееся раннефеодальное государство с сохранением пережитков территориально-соседских отношений.

Во главе государства стоял великий князь. Само государство было разделено на несколько земель, каждая из которых была, по сути, достаточно автономной, особенно в экономическом отношении. Будучи военно-политическим союзом, молодое славянское государство стало не только сильным в политическом и экономическом отношении, но и превратилось в мощного и влиятельного соперника для своих соседей.

Великие князья теперь не только выполняли функции полководцев и военных вождей, но и принимали активное участие в законодательной и судебной деятельности, вмешивались в торговые отношения и развивали их. Великий князь имел право сбора налогов (налоговый контроль), судопроизводства (верховный судья), военачальника (возглавлял оборону государства) и заключал международные договоры. Первыми международными договорами Руси были договоры, регулирующие правила торговли на территории других стран (известны договоры Руси с Византией).

Непосредственно правление князя поддерживалось дружиной, это было то сословие, которое напрямую зависело от милостей князя и поэтому во всем осуществляло его политику. Дружинники как представители военного сословия получали жалованье за свою службу и состояли при дворе великого князя на условиях полного довольствия. Сначала основу дружины составляли варяги, потом их сменили представители кочевых народов. Старшие из дружинников входили в число высших представителей администрации великого князя, то есть разделяли с ним право управления и принятия решений. Их стали называть боярами. Самые родовитые и достойные из них входили в княжеский совет, который принимал самые важные государственные решения.

К XI веку власть великого князя стала неограниченной и передавалась по наследству по прямой линии – от отца к сыну. Так произошло формирование династии русских князей-правителей. Столицей Древнерусского государства стал город Киев, и великий князь, находясь там, стал центром военной, законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Народное вече долгое время сохранялось наряду с властью великого князя, но практически уже утратило свое политическое влияние к XI веку, превратившись в номинальный орган управления.

thiswas.ru

Государственный строй и политическая жизнь Древней Руси в XI в

Древняя Русь X-XII вв. (политический строй, общественные отношения, культура)

Общественный строй

Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных.

Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов).

Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма.

Община.

Основным населением Древней Руси являлись свободные общинники люди. В Древней Руси и в ХI в. земледельческая община составляла экономическую и социальную основу общества. Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти и выдать убийцу), платила штраф - виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей, общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими как верховный собственник всей земли.

На практике даннических отношений основана выдвинутая Л.В. Черепниным концепция государственного феодализма, трактующая дань как зародыш феодальной ренты, поступавшей коллективному феодалу государству. И.Я. Фроянов же видит в ней военную контрибуцию, собираемую князем с покоренных племен.

Князь и дружина.

Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце X в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер (добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей).

С разрастанием рода Рюриковичей и умножением числа дружинников дани-полюдья начинает не хватать, появляется потребность в собственных селах, обеспечивающих необходимым продовольствием княжеско-дружинные верхи общества. Первые боярские владения появились как своеобразное вознаграждение за службу князю. Да и сами князья владели селами постольку, поскольку управляли волостями. Редкие монастырские и боярские вотчины, окруженные еще морем свободных общин, появились не ранее XII в. Поэтому, если мы и можем говорить о раннефеодальном характере древнерусского общества, то лишь с большой долей условности, как о тенденции направления развития, постепенно пробивающем себе дорогу, но не как о реальной ситуации того времени.

Зависимое население.

В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд рабов (холопов или челяди), пополнявшейся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Однако запрещалось обращение в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования их труда был очень широким от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане).

В начале XII в. появляется новая группа зависимых людей закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды купы. Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом он сохранял свое хозяйство. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного (т.е. полного) холопа. Таким образом, по своему социальному статусу закуп ближе всего приближался к феодально-зависимому крестьянину.

Русская Правда не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Скорее всего, это люди, работающие в княжеских селах.

Различные формы и степени зависимости, существующие в древнерусском обществе, значительное преобладание в нем свободных людей свидетельствует о его сложном переходном характере.

Государственный строй и политическая жизнь Древней Руси в XI в

Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально-экономического строя.

И.Я. Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во 2-ой половине XI в. приходят города-государства с республиканским строем правления. Во главе каждого их них стояло народное вече, приглашающее или выбирающее князя для выполнения служебных функций.

Большинство историков определяет Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским - защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.

Особенности древнерусской раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи военной демократии и ограничивающих княжескую власть. К ним относится вече, которое, например, активно действует в Новгороде на протяжении всего XI в. и позднее. В Киеве же о его существовании нам известно меньше, т.к. летописи фиксируют его созывы только в кризисные моменты, когда, видимо, вече было призвано исправить ошибки княжеской власти или компенсировать ее временную слабость.

Двоякую роль играла и княжеская дружина. С одной стороны, она была носительницей принципа государственности, а, с другой, сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Владимир думал с дружиной о строе земленем, и о ратех, т.е. о делах государственных и военных, вынужден был считаться с ее мнением.

В Древней Руси власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. К элементам догосударственных отношений следует отнести и то, что Древняя Русь воспринималась сознанием современников как владение всего рода Рюриковичей. Оно предполагало так называемое лествичное право наследования, т.е. передачу власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роде следующему брату). Таким образом, согласно господствующим вечевым представлениям людей той эпохи, князь имел власть только как представитель всего рода. Складывался не монархический, а родовой или династический сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы Древней Руси.

С другой стороны, продолжается, особенно после принятия христианства, сакрализация личности князя, что создает духовные предпосылки для развития авторитарной тенденции и укрепления княжеской власти. При этом следует учесть, что в средние века поведение людей определялось идеальными факторами не в меньшей мере, чем социально-экономическими и политическими.

Выводы

В Древней Руси развиваются земледелие, ремесла, внешняя торговля, появляются новые города, зарождаются феодальные отношения. Но в целом общество остается еще достаточно примитивным, а земледельческая община и свободные общинники преобладают как в экономической, так и в социальной сферах.

Княжеская власть сосуществует с органами управления вечевого строя, но автократическая тенденция постепенно утверждается, что становится одной из причин разделения Древней Руси на отдельные государства.

Нарастание социальной неоднородности, изменения в социальной, экономической и политической сферах, ухудшения условий жизни вызывало различного рода выступления низов, не потерявших еще свою языческую окраску.

 

studopedya.ru

Политический строй Древней Руси

Военное дело Политический строй Древней Руси

просмотров - 41

Этапы политической истории Древней Руси

I. IX - XI вв. - период формирования территории и границ, основ государственного строя и сохранение политического единства под властью Киева;

II. XII - нач. XIII вв.: период политической раздробленности или удельный. Номинально Великий Киевский (с 1169 ᴦ. - Владимирский) князь оставался главой государства. Киевская Русь не распадается, а преобразуется в своеобразную федерацию самостоятельных русских земель и княжеств, число которых постоянно увеличивалось: в серединœе XII в. их было 15, в начале XIII в. - около 50, в XIV в. - уже 250. Как комментирует летопись: "и разъдрася вся русская земля…"

Главной особенностью государственного строя Древней Руси, по словам В.О. Ключевского, было существование двух параллельных структур власти: одни были княжеские, другие - земские, вечевые.

Центральное место в государственном управлении занимала княжеская власть, зародившаяся в родоплеменном обществе. В X в. межплеменная борьба заканчивается победой Киева, и Святослав принимает титул "великого князя русского". При передаче великокняжеского престола сохранялся родовой принцип старейшинства, ᴛ.ᴇ. великим князем становился старший в роду Рюриковичей, а младшие Рюриковичи становились наместниками. Функции княжеской власти были довольно широкими, они придавали ей характер верховной государственной власти.

  • На князей возлагались задачи военного руководства и дипломатических отношений, они исполняли внутренний "наряд" по охране мира и порядка, руководили внутренней и внешней политикой, ᴛ.ᴇ. возглавляли исполнительную власть. В их облике было много черт прежних племенных князей, главная из которых - непосредственное участие в сражениях, его задача "стояти и боронитеся", храбрость князя на "рати" высоко ценилась в древнерусском обществе. Новгородцы в 1136 ᴦ. изгнали князя Всеволода, обвинив его в том, что он уехал "с полку впереди всœех", ᴛ.ᴇ. бежал с поля битвы.
  • Законодательная власть также была в руках князей. Первые законы Древнерусского государства ("Русская правда") приняты князьями Ярославом Мудрым и его сыновьями, известны церковные уставы князей Владимира, Ярослава, Владимира Мономаха.
  • Князь обладал высшей судебной властью, от его имени осуществляли суд наместники и волостели.
  • Князь выполнял и религиозные функции. Прозвание Олега Вещим может указывать на то, что он был "вещуном", ᴛ.ᴇ. жрецом. Выполняя такие функции, князь Владимир провел в 980 ᴦ. языческую реформу, а в 988 ᴦ. принял православие и сделал его государственной религией.

Власть князя на местах осуществляли наместники великого князя, как правило, его братья, сыновья и другие родичи. Οʜᴎ назначались в центральные и крупные города княжеств, в волостях управляли волостели. Наместники и волостели отвечали за порядок, собирали налоги, были воеводами, боролись с преступниками, были судьями. Часть налогов оставалась на содержание местных управителœей (система "кормления"). Подобная структура управления окончательно оформилась при князе Владимире Святославиче. Княжества, земли и волости сохраняли значительную самостоятельность, что позволяет называть Киевскую Русь своеобразной "федерацией" земель и княжеств.

Дружина (и великого, и удельных князей) делила с ними всœе функции управления. Члены старшей дружины составляли думу князя (Боярскую думу), его государственный совет. Дружина в целом являлась военным и административным аппаратом князя, из числа дружинников назначались посадники, волостели, воеводы, судьи, послы и т.д. Князь опирался на дружину и советовался с ней по всœем вопросам, иначе он мог лишиться ее поддержки, а по выражению летописи, князь без дружины - словно "птица опешена".

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, князь был военным вождем и организатором народного ополчения, главой управления, законодательства и суда, а княжеская власть - необходимым и главным элементом политической организации общества.

Земские органы управления - вече и община также зародились в родоплеменном обществе и продолжали традиции родового самоуправления.

Лаврентьевская летопись под 1176 ᴦ. сообщает: "Новгородци бо изначала и Смолняне, и Кыяне, и Полочане, и вся власти якож на думу на веча сходятся; на что же стареишии сдумають, на том же пригороди стануть". Вече - народное собрание действовало во всœех русских городах до середины XIII в. (в Великом княжестве Литовском, Новгородской и Псковской землях до XV в.). Князь должен был заключать соглашение с вечевой общиной и принимать выдвигаемые условия. В конце XI - серединœе XII вв., когда Русь распадается на уделы, хозяином положения делается вече. Вечевые города приобрели значение "руководящей политической силы, которая соперничала с князьями, а к концу XII века взяла над ними решительный перевес" (В.О. Ключевский). Участие в вече и его созыв было правом всœех свободных взрослых людей. По источникам "люди" наделœены значительной социальной энергией: они принимают участие в приглашении князей на стол и в их сгоне, принимают участие в выборе религии, утверждают международные договоры, собирают ополчение. Новгородское вече с 1136 ᴦ. заключало с князем ряды (договоры) и жестко контролировало его власть. Из 50 князей, занимавших Киевский престол, 14 были приглашены вечем. К примеру, киевское вече ("кияне") в 1151 ᴦ., когда на город напал Ю. Долгорукий, приняло такое решение: "ать же поидуть всœе како может и хлуд в руци взяти, покы ли кто не поидеть, нам даи, ать само побъемы". Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, вече являлось верховным органом законодательной и распорядительной власти на местах, решающим всœе важные вопросы: о войне и мире, приглашении и изгнании князей, распоряжении финансами и земельными фондами и т.д.

Община была формой самоуправления крестьян, ᴛ.ᴇ. большинства населœения страны. Она осуществляла перераспределœение земельных наделов, совместно (вечем) решала налогово-финансовые вопросы, формировала народное ополчение, расследовала преступления и наказывала за них.

Политический строй русских земель поясняет и характер войска. Наиболее боеспособной и хорошо вооруженной частью войска являлась дружина. Учитывая зависимость отстепени военной опасности, в бой вступала или дружина, или народное ополчение (всœе свободные взрослые люди). Каждый свободный человек пользовался правом ношения оружия и был вооружен. Т.е. вече - это и есть народное ополчение каждого города или волости: высокая политическая активность рядового населœения, его полновластие на вече опирались на военную силу народа. Города были устроены по-военному, народное ополчение образовывало полк - тысячу, которая разделялась на сотни и десятки. Тысяцкий, сотские и десятские избирались на вече. Тысяцкие являлись руководителями военных сил округа, кроме того, они имели полицейскую власть и судебную власть. В ополчении были свои командиры - земские воеводы и тысяцкие.

В отечественной историографии утвердилась традиция, рассматривающая древнерусских князей "государями" и "самодержавными монархами", но она требует критического осмысления. Князь не был верховным земельным собственником, общество не носило ярко выраженный классовый характер, основное населœение было свободно и полноправно, княжескую власть контролировали дружина и вече, - в этих условиях великий князь не стал самодержавным монархом. В целом, в древнерусском государстве сложилось "неустойчивое равновесие" двух форм власти, двух тенденций политического развития: княжеской (монархической) и вечевой (демократической). Следует отметить и весомую роль дружины (аристократии) в политическом развитии Руси.

Читайте также

  • - Социально-экономический и общественно-политический строй Древней Руси

    Образованию государства на Руси и складыванию феодаль­ных отношений у восточных славян предшествовал период, получивший название военной демократии. Это была послед­няя стадия родоплеменного строя, когда происходит переход от первобытно-общинного строя к феодализму. В... [читать подробенее]

  • - Язычество в эпохе «Варварство». Политический строй древней Руси.

    Во главе государства стоял великий князь, помогали наместники, удельные князья, помогала дружина. Были заслуженные войны, бояре. Князь был верховным судьей и полководцем, а также собирал налоги и вел внешнюю политику. Дружина за службу получала земли. Вотчина- надел земли,... [читать подробенее]

  • - ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ

    КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ Социально-экономический и политический строй киевской руси К концу 10 века на территории восточных славян образовалось раннее или протогосударство во главе с династией Рюриковичей.... [читать подробенее]

  • - ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ

    КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ Социально-экономический и политический строй киевской руси К концу 10 века на территории восточных славян образовалось раннее или протогосударство во главе с династией Рюриковичей.... [читать подробенее]

  • oplib.ru