Правители на древнем востоке. Последние правители династии Западной Хань
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Политико-правовая мысль древнего востока. Правители на древнем востоке


Последние правители династии Западной Хань. Древний Восток

Последние правители династии Западной Хань

Конец правления династии Западной Хань был омрачен ожесточенной борьбой за престол различных группировок приближенных к императору лиц. Интриги и козни, инициируемые из женской половины дворца ради благополучия семейств императорских жен и наложниц, в какой-то мере касались и престолонаследия. После Чэн-ди царствовал Ай-ди (Лю Ин, 6–1 гг. до н. э.), который известен указом об ограничении земельных владений в одних руках 30 цин (ок. 138 га) и числа рабов, которое зависело от статуса владельца: сановникам позволялось держать до 200 рабов, мелким служащим и «простолюдинам» — несколько десятков. Но попытка провести указ в жизнь встретила решительное сопротивление крупных землевладельцев, и императорским же декретом действие его было приостановлено.

Другой претендент на императорский трон — Лю Син, сын Юань-ди и Фу Чжао-и (ему в 23 г. до н. э. было пожаловано княжество Чжуншань) умер в сентябре 8 г. до н. э., но сын его Лю Цзи-цзы стал через недолгое время императором Пин-ди (1 г. до н. э. — 6 г. н. э.).

На решение государственных дел в правление Чэн-ди все более оказывал влияние род Ван со стороны вдовствующей императрицы Ван-тайхоу, брат которой Ван Фэн в 32 г. до н. э. был назначен главнокомандующим (да сыма), ведающим также императорской канцелярией. В этой функции Ван Фэна по очереди сменили четыре представителя семейства Ван. Последним из них был Ван Ман, племянник императрицы Ван Чжэн-цзюнь, вступивший на высокий пост за несколько месяцев до смерти Чэн-ди.

В отношении направленности внутренней политики следует отметить влияние сановников Куан Хэна, который убеждал вступившего на престол императора подражать лучшим представителям династии Чжоу, и Ши Даня, назначенного в 7 г. до н. э. главнокомандующим. Именно он попытался ввести ограничения на размеры собственности. В том же ключе было предложено сократить промышленное производство на государственных предприятиях.

Что касается внешних отношений, в последние пять десятилетий Ранней эпохи Хань не осуществлялось экспансии. «Сюнну» также не представляли угрозы. Правители соседних и дальних княжеств время от времени навещали Чанъань. Князь Кучи бывал здесь и при Чэн-ди, и при Ай-ди. Вместе с сюннуским шаньюем приезжал к ханьскому двору правитель племен «усуней». Военные поселения в Центральной Азии, однако, сохранялись, так же как и пост коменданта (сяо вэя) в Турфани, открытой для проникновения «сюнну».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Представления о царской власти. Древний Восток

Представления о царской власти

Именно в Старо- и Средневавилонский периоды окончательно сформировались основные политические концепции Месопотамии. Их ключевым понятием еще с III тысячелетия до н. э. была «царственность» (шумер, нам-лугаль, аккад. шарруту), т. е. сам институт царской власти. Важность этого института в Месопотамии связывалась прежде всего с положением царя в системе взаимоотношений богов и людей.

Царская власть не считалась чем-то изначально присущим человеческому обществу. В глубокой древности, по мнению месопотамцев, связи богов и людей поддерживались без царя. Лишь позднее боги изобрели саму «царственность», сочтя ее инструментом наиболее эффективного осуществления этих связей, и она «спустилась с небес» для употребления людьми. Тем самым боги упрощали и централизовывали механизм своего взаимодействия с людьми, концентрируя его отныне вокруг фигуры царя, и снабжали людей лучшим средством обеспечения социального порядка, поддержания культа и храмового строительства.

В одном из текстов верховный бог Ан так описывает обязанности царя: «Пусть царь исполняет безупречно для меня, Ана, обряды, установленные (для) его царственности, пусть он соблюдает установления богов для меня, пусть дарит мне подношения в день новолуния и в праздник нового года; пусть доставляет мне хвалы, обращения и жалобы». В других текстах подчеркивается возложенная богами на царя задача по обеспечению человеческого социального порядка — а сам этот порядок мыслился прежде всего как система, позволяющая как можно полнее удовлетворять основные человеческие желания, обеспечивать довольство людям. По заявлению правителя Иссина: «Меня, Липит-Иштара, для устроения справедливости в стране, для отвращения оружием вражды и насилия, для ублажения плоти Шумера и Аккада Ан и Энлиль избрали возглавлять страну»; по заявлению Хаммурапи: «Меня, Хаммурапи, для того, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злодеев, чтобы сильный не притеснял слабого — призвали Ану и Энлиль для ублаготворения плоти людей… Мардук послал меня для управления людьми и установления благополучия страны…». В надписях вавилонских царей акцент часто делается на том, как усердно они служат богам, в надписях куда более могущественных царей Ассирии — на том, как щедро боги изливают на них свое покровительство.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Ашоки — мудрый правитель. Древний Восток

Ашоки — мудрый правитель

Ашока, сын Биндусары и внук Чандрагупты, стал третьим царем из династии Маурьев. Царствование Ашоки продолжалось особенно долго, как предполагается, с 269 до 232 г. до н. э. Ашока считается одним из самых прославленных правителей индийской истории; о событиях его царствования мы знаем значительно больше, чем об иных Маурьях, — главным образом, по двум причинам.

Во-первых, Ашока был одним из излюбленных персонажей буддийской литературы, а во-вторых, по его приказу во всех областях империи воздвигались каменные колонны с высеченными на них надписями; эти так называемые «эдикты Ашоки» дают ценнейшие сведения о маурийской эпохе: об отношениях центральной и местной властей и т. д. Из этих надписей мы узнаем также и о личных настроениях царя, которые претерпели изменения через несколько лет после начала его царствования.

В надписи, составленной по поводу завоевания царства Калинги, покоренного с большой жестокостью (погибли и были уведены в плен сотни тысяч ее жителей), царь выражает глубокое раскаяние в содеянном. По его словам, именно размышления над этими событиями привели его к чувству сострадания ко всем живым существам, к идее управления миром не силой, а посредством милосердия и справедливости. Ашока не только расширил пределы империи, но и проводил политику укрепления государственной власти, развития хозяйственной жизни и благоустроенности империи путем строительства дорог, гостиниц, колодцев и т. п.

Особую славу Ашоке доставило его покровительство буддизму, что, однако, не мешало ему уважительно относиться к другим вероучениям. Его поддержкой пользовались многие общины буддийских монахов. В буддийской литературе Ашока выступает как великий царь — приверженец буддизма, положивший начало распространению этого учения по всему миру: согласно одной из самых популярных легенд, Ашока повелел вскрыть хранилища мощей Будды, разделил мощи на 84 тысячи частей, чтобы развезти их по разным странам, где для них были бы построены свои святилища. Рассказывается также о том, что брат Ашоки Махендра совершил миссионерскую поездку на Цейлон, положив начало развитию буддизма на острове, который по сей день остается одним из главных буддийских центров. В конце царствования Ашоки происходит ослабление центральной власти, и при его преемниках (конец III — начало

II в. до н. э.) империя Маурьев претерпевает распад.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Политико-правовая мысль древнего востока.

Поиск Лекций

Основная тенденция.

Основная тенденция в истории развития ПП мысли имеющая место на протяжении всей истории её существования это тенденция к рационализации. Рационализация – явление ПП характера, люди начинают объяснять с помощью разума, истолковывая с помощью разума тот опыт, что был ими накоплен в процессе политической деятельности.

Политико-правовая мысль древнего востока.

План:

1. Исторические условия и специфические черты формирования ПП мысли на древнем востоке.

2. ПП мысль Древнего Египта, Междуречья, Ирана.

3. ПП мысль Древней Индии:

1) ПП концепция брахманизма

2) Буддизм.

4. ПП мысль древнего Китая.

1) Кофуцианство

2) Даосизм

3) Моизм

4) Легизм.

ПП мысль зарождается на заре существования классового общества. Общества, где существовали государство, право, а политика выступала в качестве наиболее значимой сферы существования человеческого общества. С географической точки зрения местом, где ПП мысль возникла раньше всего были государства древнего востока. Древний восток представлял собой определенный тип развития. На древнем востоке (в Египте в 4 веке до н.э.) утверждается рабовладельческий строй. Но древневосточное рабовладельческий строй и мело свое неповторимые черты, которые позволило авторам (К. Маркс) говорить о так называемом азиатском способе производства.

Получившем распространение на древнем востоке и определившим характер существующей там идеолога-политической надстройке. Азиатский способ производство характеризовался тем, что рабовладение было относительно не развитым. Основная хоз. деятельность осуществлялась формально свободными крестьянами общинниками. Основной вид деятельности был сельхоз труд, при этом осуществлении его было возможно при условии проведение массовых ирригационных работ. Организатором их выступает государство, власть которого распространялась на многомилионную крестьянскую массу. Значимость работ определяло неограниченность это власти. На древнем востоке государство приобретает огромную роль в жизни людей. Государство становится носителем высших начал, правитель обожествляется, власть правителя основывается многочисленной бюрократии, на армии, правитель пребывает в окружении жречества, знати военной и гражданской, правитель считается собственником всего и вся. Это обстоятельство находит отражение в ПП мысли древнего востока. Здесь мы обнаруживаем многочисленные славословия в адрес государства, царей, существующих порядков. Жестокость гос. власти влияет на содержание ПП мысли тем, что предметом обсуждение становится наказание, применимое к различным нарушителям. Вместе с тем ПП мысль древнего востока обращается и к вопросу, какие методы должны лежать в основе гос. управления. И наряду с необходимостью установления сурового порядка, основанных на суровом законодательства, в ПП мысли мы можем обнаружить положения иного порядка, согласно которым, управление в государстве должно основываться на гуманистических нормах, нормах морального характера. Важной чертой является то что эта мысль насквозь проникнута религиозно-мифологическими положениями, представлениями, образами. ПП мысль древнего востока заметно отличается от мысли запада, где рациональное начало было представлено более отчетливо. Можно отметить: в древнем Египте ПП мысль возникает в 4 веке до н.э. Памятники ПП мысли Д.Е. : книга мертвых поучение героклиоповского царя Акхтоя своему сыну, речение Ипусера, поучение Птахатепа. В книге мертвых мы обнаруживаем картину загробного суда, причисление тех грехов, за которые человек должен нести ответственность перед лицом небожителей. Картина загробного суда несет отражение картин, которые можно было наблюдать и в реальной жизни.

В поучении героклиоповского царя Акхтоя можно найти поучения как править государством. Акхтой утверждает что мудрое правление предполагает к царю придворных, наделения их должностями, богатством. Это сделает правление спокойным.

В речении Ипусера мы обнаруживаем описание народных восстаний. Он сетует на то что дерзкая чернь восстала и низвергла все существующие порядки, при этом он говорит что подобное стало возможно потому что царь не знал как править. Правление должно основываться на мудрости, и это все должно находить отражение в законах. Маах, которая «заведовала вопросами правосудия и справедливости». В соответствии с представлением Вавилонян законы являлись волей бога Мардука, царь Хаммурапи. Свод законов Хаммурапи были выбиты на базальтовой скале и Хаммурапи даруя законы, заявляет что не только выполняет волю богов, но и осуществляет справедливость.

Персы: этот мир представлял собой арену, где шла постоянная борьба между богом Армудзои и Ариманом. Эти положения были представлены в учении Заротустры. Заротустра призывал земных царей организовывать свое правление как в небесном царстве осуществляет армуд.

В Индии ПП мысль получила более отчетливое религиозно-мифологическое выражении. После вторжения после на полуостров Индостан получает строго иерархизированный характер. Получается сословное деление. В ведах и отдельных частях мы обнаруживаем обоснования деления общества на сословия. Согласно учению брахманов (Брахманизм) положение каждой Варны (Брахманы, Кшатрии, Вайшьи, Шудры) определяется тем, из каких частей тела космического человека Пуруши они были созданы. В рекведе обнаруживаем проповедь, что все в этом мире принадлежит брахманам. Кшатрии это воины и правители, но они должны прислушиваться к брахманам. Законах Ману эта идея так же отчетливо просматривается и является центральной в этом сочинении. В брахманизме мы обнаруживаем учение о Данди. Брахманизм убежден, что поддержание порядка немыслим без наказаний.

Буддизм: создателем принц Сидхардха. В соответствии с учением Будды управление в государстве не должно основываться на страхе и наказании. Брахман тот, кто в духовном развитии достиг высот. Истинное стремление – это обретение состояние нирваны (нужно ограничить лишние желания). Со временем Буррдизм при царе Ашоке становится государственной религии.

Если говорить о древнем Китае, то ПП мысль имела с одной стороны которые были типичны для древнего востока, а с другой стороны, можно обнаружить некие отличительные особенности определяемые характерам соц. бытия имевших место в древне китайском обществе. Для Д.К. характерно не столь значимое положение религиозности, а играет политическая жизнь, теории о той ка функционирование гос-во . играет традиция, мораль. В этом отношении примером служит учение Конфуция 6 в до н.э. Он был чиновником, наставником юношества. Конфуций вошел в историю как автор большого кол-ва сентенций, высказываний. Конфуций автор учения патриорхально потерналистское. Конфуций опирается на давнишнюю систему ценностей и в качестве важнейшей из них провозглашается забота правителя о своих подданных. Согласно Конфуцию гос-во произошло от семьи и отношения внутри гос-ва должны быть такими как в семье. Конфуций делает вывод, что основным регулятором должен быть не закон а ритуалы, мораль. Отцом семейства является Император. Он сын неба. Правитель должен быть мудрым, справедливым. Его должны окружать представитель аристократии – чиновники. Благородный муж должен обладать: должен быть строгим, но не жестоким. «Мораль благородного мужа подобно ветру, а простолюдина – трава». В Учении Конфуция есть положение о изменении имен. « каждый человек должен быть тем кем он был провозглашен изначально». Конфуций обосновывает социальной иерархии.

Создателем Даосизма был мудрец Лао-Дзы. Если Конфуций говорит о том что государство большая семья, то учение Лао Дзы определяется Дао (книга о Дао и д) Лао-Дзы высказывает мысль, что существует мировой закон – это Дао. Отклонение от Дао это движение по пути, который ведет к заблуждению ошибкам. Движение по ложному пути, это беда человечества. Следование по истинному пути это жизнь общества по велениям Дао. Лао Дзы выдвигает учение о недеянии. Основная идея – человек должен воздерживаться от тех поступков, которые уводят с Дао. Правитель не должен вмешиваться в гос. дела Правитель должен уметь делать паузу. По Лао-Дзы считал, что обычаи и традиции помогаю человеку жить и им нужно следовать, тогда когда власть оказывается у правителя.

Баизм в 5 веке до н.э. жил мудрец Модзы. Его идея заключается, что взаимоотношения в обществе должны подчиняться тем законам, которые были изначально. Небо в равной мере расположенное всем людям. Государство возникает естественным путем, но идея естественного происхождения гос-ва приходит к тому что люди должны договориться, что бы его создать. Модзы подчеркивает значимость традиций, законы менее значимы, чем традиции и мораль.

Лигизм : у его истоков стоял крупный чиновник Гунь Сунь Ян (Шан Ян) 4 век до н.э. Он был правителем назначаемым императором в провинцию Шан. Учение Шан Яна заключается в том, что наилучшим регулятором человеческого поведения это закон. Закон должен быть суровым, свирепым. Идеальное гос-во – деспотическое гос-во. Всякое государство должно опираться на законы, полицию, армию. Законы должны нести наказания. Закон это приказ. Он не высокого мнения о человеческой природе. Он считает, что жестокое законодательство не должно быть соответствующей представлении добру и злу в сознании людей. Он предлагает вводить коллективную ответственность, примитивные наказания.

ПП мысль древнего востока имела ряд отличительных черт. Они были производными от соц. Жизни этого региона. Невысокий уровень рабовладельческого строе, отсутствие разделения труда наложили отпечаток на ПП мысль.

 



poisk-ru.ru