Развитие общественных отношений в Древней Руси. Социальное развитие древней руси


Особенности социального развития древней Руси — КиберПедия

Экономической основой социального строя Древней Руси было феодальное землевладение. Но земля на Руси не представляла собой ценность, воплощенную в стоимостном выражении, она не была предметом купли-продажи, а выступала как вотчина - общая, коллективная собственность рода. Феодальная вотчина ("отчина") передавалась по наследству от отца к сыну.

Сначала население вотчины состояло из рабов и полусвободных категорий зависимого населения. И только со второй половины XI в. в вотчине появляются феодальные элементы. Эксплуатация крестьян велась с помощью централизованной феодальной ренты (сначала отработочной, затем натурально-оброчной), а частное феодальное землевладение стало развиваться только в XII в.

Анализ социально-политической обстановки в Киевской Руси приводит к выводу о том, что народ являлся активной политической и социальной силой. Посредством веча народ часто решал, кого из князей "посадить на стол", обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы. Что касается знати, то она еще не выделилась в отдельное замкнутое сословие, не превратилась в социальное целое, противостоящее основной части населения.

Основные социальные группы этого периода:

1) высшие классы -- князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах. Князья находились на вершине социальной лестницы

2) средний класс -- купцы и мастера-ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности).

3) С ростом церкви появилась новая социальная группа, так называемый церковный народ. К этой группе принадлежали не только духовенство и члены их семей, но и члены разного рода благотворительных учреждений, поддерживаемых церковью, а также освобожденные рабы. Русское духовенство делилось на две группы: "черное духовенство" (т. е. монахи) и "белое духовенство" (священники и дьяконы).

4) низшие классы -- беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Социальная структура Древней Руси была сложной. Кроме свободных людей, в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники. Свободное население Руси обычно именовалось "люди". Основную его массу составляли крестьяне. В дополнение к землевладельцам-общинникам была еще группа крестьян, сидевших на государственных землях, известных как смерды. Они должны были платить государственный налог (так называемую дань), которую не выплачивали ни жители города, ни землевладельцы среднего класса. Если у смерда не было сына, земля возвращалась князю. К зависимой категории крестьянства относились закупы -- люди, взявшие купу (в долг) и рядовичи(заключившие договор). Самыми бесправными членами общества были холопы и челядь.Сословия еще не сложились

 

Билет 16

Эволюция российской государственности в 10-12 веках

Рюрик, олег, игорь, ольга, святослав, владимир святой, ярослав мудрый, владимир мономах, мстислав! А далее полицентризм.

Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами. Глава государства носил титул великого князя, князя киевского

Дружина в IX—X вв. была наёмной. Значительную её часть составляли пришлые варяги.

Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма.подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты» — крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские управляющие и куда свозилась дань.

В X веке на Руси действовало обычное право, которое в источниках называется «Закон русский». Его нормы отражены в договорах Руси и Византии, в «Правде Ярослава».

Принцип наследования власти в IX—X веках неизвестен. Наследники были зачастую малолетними. В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками).Часто возникали распри, усобицы

Призвание варягов, рюрик обосновался в ладоге. 882 олег объединил Киев и Новгород, создав древнерусское гос-во. Его походы на византию в 907, 911-выгодный торговый договор. Игорь-тоже договор с византией, но менее выгодный.Олбга-уроки, погосты, крещение. Походы святослава—расширение тер-рии. Крещение руси 988году. Ярослав мудрый – русская правда.Любечский съезд князей 1097 год. Смерть мстислава. и в итоге раздробленность.

При распаде Киевской Руси в середине XII века на Руси образовалось около 15 относительно территориально устойчивых княжеств

 

Билет 17

Социально-экономическая и политическая структура русских земель в период раздробленности.

В периодфеодальной раздробленности(12-15вв.) в русских землях выделились три центра:

Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика.В Новгородской земле в отличии о других русских земель установиласьбоярская республика. Это была одна из самых развитых русских земель.Галицко-Волынское княжество с ее плодородными почвами, мягким

климатом, степным пространством, перемежающимся с реками и леснымимассивами, была центром высокоразвитого земледелия и скотоводства. Активнов этой земле развивалось промысловое хозяйство. Следствием дальнейшегоуглубления общественного разделения труда было развитие ремесла, что велоВо Владимиро-Суздальском княжестве стала складываться своя политическая традиция - единовластие. Владимиро-Суздальское княжество повторило судьбу всех русских земель: после смерти Всеволода Большое Гнездо оно распалось на множество мелких. Но в памяти народа осталось, как правили владимиро-суздальские князья и к чему это приводило: правили они единовластно, и это приводило к миру и спокойствию в их землях. В ХIII в. процесс дробления Руси продолжился. Но в Северо-Восточной Руси уже началась встречная тенденция - борьба владимирских князей за объединение русских земель под властью одного общепризнанного князя. экономической - ежегодно русские люди должны были выплачивать дань;политической - монгольские ханы осуществляли жесткий контроль за деятельностью русских князей, не позволяя им консолидироваться; надо получать ярлык, культурной - лучшие русские мастера принудительно использовались для строительства и украшения городов Золотой Орды;военной - русские воины должны были участвовать в военных походах монголов.Социальной -

 

 

 

Билет 18

 

Билет 19

 

Билет 20

 

 

 

Билет 21

 

Билет 22

Билет 23

Ордынское нашествие на Русь. ИГО и его роль в становлении Русского гос-ва.

Монго́льскоенаше́ствие на Русь — вторжения войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237—1240 гг. в ходе Западного похода монголов 1236—1242 гг. под предводительством Батыя.

На курултае (собрание знати) Темучина провозгласили правителем Монгольского гос-ва. Он принял имя ЧИНГИСХАН. ОН поставил перед монголами задачу завоевать весь мир. Создав мощную армию, он приступил к выполнению этой задачи. В короткое время он включил в состав своей державы народы северногокитая, седнейазии, ирана и кавказа.

В 1223 они вторглись в половецкую степь. Половецкий хан обратился в русским князьям за помощью. Откликнулись 15 рус. Князей. 31 мая 1223 год- сражение на реку Калке. Победа монголо-татар. Главная причина поражения наших – отсутствие согласованности в действиях князей.

Далее монголы ринулись на северо-восток в волжскуюбулгарию. Но так как ослабли потерпели ряд поражений и вернулись к себе.

Чингисхан умирает и его место занимает Батый(его внук). В 1237 году он наносит первый удар по Рязанскому княжеству, именно оно больше всех пострадало от этого похода. Итак, Рязань захвачена, очередь за владимирским княжеством. В феврале 1238 года взят Владимир. После этого было захвачено почти все владимиро-суздальское княжество. Выжившие люди пробирались к реке СИТЬ, где находился стан Юрия Всеволодовича, чтобы дать отпор завоевателям. В марте 1238 года монголы неожиданно атаковали наших и разгромили их. После сражения на реке Сить монголы двинулись к Новгороду.Их путь лежал через Торжок - стратегически важный пункт т.к. там находились запасы зерна. Но жилелиторжка сожгли все к черту и монголы ничего не получили. ыыы)))) ослабленные, они не дошли 100 верст до новгорода(хан также учитывал, что новгород был мощно укреплен и имел хорошие войска, а они не «подкрепились» в торжке так что они повернули на юг)

В конце марта они подошли в маленькой крепости КОЗЕЛЬСК. Долго пытались ее взять и долго не могли(2 месяца!!!При том, что это какая-то маленькая крепость). Лишь применив свою любимую хитрость(паническое бегство) они добились того чего хотели. Батый назвал Козельск злым городом и приказал сровнять с землей. Затем монголы ушли отдыхать в придонские степи и провели там все лето, а осенью совершили набеги на муром, нижний новгород и дрдрдрдррдрд.

ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ ПОХОД НА РУСЬ, который не привел к окончательному ее подчинению, хотя разорил ее.

В 1239 г. Батый начал второй поход.его цель-завоевать не только южные русские земли, но и вторгнуться в западную европу.

В сентябре 40года взят Киев. И др города. Весной 41 они двинулись на галицкуюрусь, венгриюпольшу и чехию

В конце 42 года они вернулись на нижнюю волгу. Завещание Чингисхана оказалось невыполненным.

ИГО и его роль в становлении Русского гос-ва.

Русские земли интересовали Орду прежде всего как источник доходов и людских ресурсов. Русские князья утратили свою политическую самостоятельность. Законной считалась власть тех из них, кто получал ханский ЯРЛЫК. Они должны были регулярно посещать орду, для подтверждения своих прав на свои владения. Во многих русских городах появлялись ханские наместники- баскаки. Русь платила дань – (ордынский) ВЫХОД. Для этого монголы даже провели перепись населения и обязали каждого ежегодно платить выход. Сами русские князья нередко использовали орду в своих целях (напр. Междоусобные войны, иван 3 помогал подавить восстание в Твери в 1327 году для того чтобы ослабить Тверь . в рез-те он получил ярлык на великое княжение и право самому собирать дань с русских земель).

Из википедии.

В результате нашествия погибло около половины населения. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, Чернигов, и многие другие города были разрушены. Исключение составили Великий Новгород, Псков, Смоленск, а также города Полоцкого[27] и Турово-Пинского княжеств. Развитая городская культура Древней Руси была уничтожена.

На несколько десятков лет в русских городах практически прекратилось строительство из камня. Исчезли сложные ремёсла, такие как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя»[28].

Южные русские земли потеряли почти всё оседлое население. Уцелевшее население уходило на лесной северо-восток, концентрируясь в междуречье Северной Волги и Оки. Здесь были более бедные почвы и более холодный климат, чем в южных полностью разорённых регионах Руси, а торговые пути находились под контролем монголов. В своём социально-экономическом развитии Русь была значительно отброшена назад.

«Историки военного дела к тому же отмечают тот факт, что процесс дифференциации функций между формированиями стрелков и отрядами тяжёлой кавалерии, специализировавшейся на прямом ударе холодным оружием, на Руси сразу же после нашествия оборвался: произошла унификация этих функций в лице одного и того же воина-феодала, вынужденного и стрелять из лука, и биться копьём и мечом. Таким образом, русское войско, даже в своей отборной, чисто феодальной по составу части (княжеские дружины), было отброшено назад на пару веков: прогресс в военном деле всегда сопровождался расчленением функций и закреплением их за последовательно возникавшими родами войск, их унификация (вернее, реунификация) — явный признак регресса. Как бы то ни было, русские летописи XIV века не содержат и намёка на отдельные отряды стрелков, подобные генуэзским арбалетчикам, английским лучникам эпохи Столетней войны. Это и понятно: такие отряды из „даточных людей“ не сформировать, требовались стрелки-профессионалы, то есть оторвавшиеся от производства люди, продававшие своё искусство и кровь за звонкую монету; Руси же, отброшенной назад и экономически, наёмничество было просто не по карману»[29].

Правда, существуют и возражения против такого мнения. [источник не указан 304 дня] Военная организация и вооружение определялись исторически, прежде всего, состоянием их же у «потенциальных противников», с кем велись (или могли вестись) войны. С этой точки зрения, тяжелая рыцарская кавалерия и пешие арбалетчики не были панацеей в борьбе с конно-стрелковыми армиями кочевых народов, против которых в основном приходилось воевать русско-литовским князьям в 13-15 веках. Это подтверждают и крайне малые успехи этих родов войск европейских стран в борьбе с турками (у которых легкая кавалерия была самой многочисленной частью войск) вплоть до 17 века, когда тяжелая кавалерия и пешие лучники и арбалетчики стали достоянием глубокой истории.

Освобождение от ига. 1380 год куликовская битва. Дмитрий Донской против Мамая. Победа русских. Но еще не конец игу, победа укрепила веру в освобождение среди населения. Через 100 лет произойдет стояние на реке Угре. Иван 3 и Ахмат. Прямо таки сражения никакого не было, просто покидали друг в друга стрелами и все. Конец игу!!!

 

 

Билет № 26

Объединение княжеств северо-восточнойруси вокруг москвы.Временной промежуток: с XIII по начало XVI века

Предпосылки объединения.

Соц-эконом. Политич. Духовные
Возрождение городов, развитие ремесла и торговли. Необходимость освобождения от ига Общими были религия, быт, обычаи, язык.

борьба за первенство развернулась между Москвой, Тверью и Литовским Княжеством(про литовское княжество можешь не говорить). Победила Москва благодаря, прежде всего мудрой политике ее князей. Выгодное географическое положение не играло особо важной роли. Москва и тверь находились на северо-востоке Руси в относительном отдалении от границ с Ордой (и от границ с Литвой, Польшей, Ливонией) и потому были защищены от внезапных нападений. Они стояли на землях, куда после Батыева нашествия бежало население владимирских, рязанских, ростовских и других княжеств, где наблюдался демографический рост. Через оба княжества проходили важные торговые пути, и они умели пользоваться выгодами своего местоположения. Исход борьбы Москвы и Твери определялся личными качествами их правителей

Литовское княжество. 9\10 тер-рии были русскими(прямой захват или добровольный переход, чтобы не платить дань орде). После 1385 г. Не могло добиться успеха в объединении русских земель т.к. литва и польша подписали Кревскую унию в рез-те чего объединились под властью литовского князя Ягайло. Религией в этом гос-ве стало только католичество, православные же оказались под давлением.

Политика тверских князей-противостояния, непокорность орде.

Политика московских князей. 13 век, монголо-татарское иго, набеги, разорения и все такое! ПОКОРНОСТЬ, КОМПРОМИСС И УСТУПКИ. Москва(1147-первое упоминание, год создания москвы в периодв княжение владимиро-суздальского князя Юрия Долгорукого. Однако центром самостоятельного княжества она стала лишь в XIII в. после монголо-татарского нашествия(примерно 70-е гг.).

Иван Данилович Калита (1325 - 1341 гг.).при нем произошли весомые преобразования, изменившие судьбу Московского княжества. Заветной мечтой московских князей было получить ханский ярлык на великое княжиння, а это означало право на взимание дани для Золотой Орды

С первых дней правления Иван III столкнулся с серьезными трудностями: его владения были в окружении врагов (Орда, Литва, Тверь, Рязань и Новгород), да и внутри страны еще были могучие силы, которые отрицали его власть . Но молодой князь твердо продолжил политику, начатую его предшественниками. Сначала он повел борьбу за присоединение Новгорода. Чтобы ускорить решение вопроса в свою пользу, 1471 Иван III двинулся на Новгород. На р.Шелони произошла битва, в которой новгородцы потерпели поражение. Новгород попал в зависимость от Москвы. В 1478 г. московское войско вступило в город, а в 1492 г. новгородский вечевой колокол - символ независимости города были сняты и увезены в Москву с этого момента все новгородские земли окончательно вошли в состав Московского государства. С присоединением Новгорода земли главного соперника Москвы - Твери - оказались в окружении, и в 1485 г. тверичей признали власть Ивана III. Того же года Иван III объявил себя "государем всея Руси", в официальных документах начала появляться название "Россия". К тому же его женитьбы на византийской принцессе Софие Палеолог позволило Москве претендовать на роль центра православия после гибели Византийской империи.Для подтверждения своих претензий Москва позаимствовала государственный герб Византии - двуглавого орла

Объединение Северо-Восточной Руси завершилось в правление Ивана IIIи Василия III. Иван III стал также первымсуверенным правителем России, отказавшись подчиняться ордынскому хану.

Конец XV — начало XVI веков стал своеобразным рубежом, после которого присоединяемые к России земли составляли с ней единое целое. Процесс присоединения остального наследства Древней Руси растянулся ещё на два столетия.

cyberpedia.su

Особенности социально-экономического развития Древней Руси.

Студопедия

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Россия, расположенная территориально в Европе и Азии, подвергалась влиянию соседних западных и восточных стран. Россия как цивилизация и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий,под влиянием которых формировалось наше гос-во. 1.Это неблагоприятные природно-климатические условия. Краткий цикл с/х работ продолжительностью в 4-5 месяцев во многом определил черты национального хар-ра,способность к мобилизационности,крайнему напряжению сил,взаимопомощи. 2.В становлении и развитии Рус,России особая роль принадлежит евразийскому,континентальному геополитическому фактору. Обширная слабозаселенная территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с соседними племенами. Отсутствие естественных преград,гор,морей помогало единению славян в народные ополчения,созданию централизованной государственности,что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников,западных завоевателей. Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель,что вынуждало гос-во усиливать контроль за земледельцами. 3.В сложных природно-климат.и геополитических условиях славяне сравнительно быстро приняли православную религию. Ее коллективистская духовность объединяла народ. Эти факторы обусловили специфичность социальной орг-ции древнерусского, а затем российского общ-ва. Первичной соц-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование,как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте Всемирной истории.

 

Принятие христианства и его историческое значение. Связи Древней Руси с Византией

В 988 г.при князе Владимире было принято христианство,имевшее большое значение для дальнейшего развития Руси. Молодому гос-ву необходима была единая вера,которая служила бы как укреплению гос.власти,так и территориальному единству др.руси. Крещение на руси имело и международное значение,русь становилась равной другим христианским странам,связи с которыми расширились. Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры,испытавшей на себе влияние византийской,а через нее и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, Михаил назначаемый константинопольским патриархом.В отдельных областях Руси были епископы,которым подчинялись священники. Все население было обязано платить налог в пользу церкви-десятину. Некоторые историки придерживаются мнения что распространение христианства проходило мирно,другие-что введение христианства было преждевременным и основная часть славян продолжала верить в языческих богов вплоть до 14в..А в 10в.принятие христианства лишь обострило отношения киевской знати с соседями.Однако именно с этого времени на руси начала распространяться грамотность,появляются школы. В появившихся монастырях получила развитие традиция летописания. Начался активный процесс храмового строительства.Христианство предоставило возможность всем славянам почувствовать себя подданными одной страны,которых объединяют одна религия,язык и духовные отцы. Важными в становлении государственности у славян были отношения с кочевыми народами степи.В конце 4 в.готский племенной союз был разбит гуннами,которые зняли территорию и позже продвинулись в Европу увлекая часть славян. В 6в.тюркоязычные авары создали в южнорусских степях свое гос-во:аварский каганат,который был разбит впоследствии Византией.Крупнейшими гос-вами 7-8 в.в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, в района алтая-тюркский каганат.Это были неустойчивые конгломераты кочевников. В рез-те распада Болгарского царства часть болгар откочевала на Дунай где была ассимилирована с жившими там славянами. Хазарский каганат в течение 3 столетий занимал важные позиции в Восточной Европе.Русские летописи отмечают что хазарам платила дань вся восточная часть русского славянства.В 10в.Русь разгромила каганат. Отношения др.Руси с Византией складывались в войне и мире.Первые сведения о нападении Руси на крымское побережье принадлежавшее Византии относятся к первой четверти 9 века.Однако отношения с Византией не ограничивались только войнами. Русские князья и купцы охотно торговали с Византией. Кроме того,русские князья предоставляли военную помощь императорам во время угроз внешнего вторжения или восстаний. Велико было и культурное влияние византии на славян. Отсюда славяне получили алфавит и первые переводы с греческого на свой родной язык. Русские летописи ведут свое начало,летоисчисление от византийской хронографии. Принятие христианства Русью еще более упрочило отношения с византией.

 

 

Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.

После смерти Ярослава Мудрого начался постепенный переход к территориально-политической раздробленности руси. Умирая,князь разделил территорию державы между пятью своими сыновьями,хотя существовал порядок передачи престола к старшему в роду,получивший название «лестничного». Сложность династических отношений,рост могущества каждого отдельного княжества,личные амбиции неминуемо привели к княжеским междоусобицам. Богатство же отдельных княжеств основывалось прежде всего на богатстве местных землевладельцев-бояр, а также на доходах,собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин. Наиболее популярным на руси в это время был Владимир Всеволодович Мономах. По его инициативе на съезде князей в Любече было принято решение прекратить междоусобицы. Но усобицы продолжались. Усилились половецкие вторжения. В 1113г.в Киеве вспыхнуло восстание против крупных феодалов и ростовщиков.Мономах был призван на великокняжеский престол(1113-1125). «Устав Вл.Мономаха»,ставший еще одной частью «Русской Правды»,упорядочил взимание процентов ростовщиками,улучшил правовое положение купечества,регламентировал переход в холопство, определил состояние закупничества, ставшего распространенным способом закабаления смердов. Вл.Мономаху удалось удержать под своей властью всю русскую землю. При нем была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет». Он вошел в отеч.историю как крупный полит.деятель,полководец и писатель. Сыну Вл.Мономаха Мстиславу удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период получивший название раздробленности.

 



stydopedya.ru

Развитие общественных отношений в Древней Руси

Особенности общественного устройства Древнерусского государства

В Древней Руси $IX-XII$ веков сословия в полном смысле этого слова не сформировались. Дело в том, что сословие должно быть замкнутой группой людей, которые обладают отдельными правами и обязанностями. Кроме того, сословный статус, как правило, передается по наследству, и переход в другую социальную группу крайней затруднен.

В Древнерусском государстве вообще не найти сословных различий. Источники, в первую очередь свод законов Русская Правда, помогают выявить некоторые слои населения. Эти группы разделяются по имущественному, профессиональному или функциональному признаку. Историческая наука для обозначения этого явления, и чтобы не вносить путаницу с использованием термина «сословие», называет их прослойками, группами или категориями населения.

Социальное строительство, таким образом, в Древнерусском государстве не дошло до конца. Отсюда и терминологическое разнообразие, а зачастую и путаница, в обозначении отдельных категорий населения.

Замечание 1

Наиболее корректно в целом поделить население на свободное и несвободное – зависимое. Но при этом, сразу же стоит оговориться, что существовала отдельная особая группа – изгои. Внутри свободного населения находится непосредственно господствующая верхушка, ее положение отличается и в правовом, и в имущественном вопросах. Для этой прослойки источники использовали, как правило, различные хвалебные эпитеты, вроде «лучшие», «нарочитые», «старейшие», «передние». Остальное население именовалось, отталкиваясь от элиты, как «простое», «черное», «меньшее» или «молодшее».

Привилегированные группы населения

Итак, в элиту свободного населения Древнерусского общества входили непосредственно князья, которые вели происхождение от одного общего предка – Рюрика. Кстати, положение людей Древней Руси трактовалось относительно близости к князю.

Верхушка общества формировалась несколькими путями. Это могла быт старая, догосударственная родоплеменная аристократия. Она сохраняла свое привилегированное положение в условиях Древнерусского государства только в том случае, если попадала в расположение князя. Еще элита формировалась из верхушки непосредственно общины. Здесь необходимо пояснить: простые общинники, будучи свободными людьми, могли разбогатеть и войти в круг князя, то же касается и выборных общинных должностных лиц. И отдельно стоит специфический способ вхождения в элиту, когда князь лично мог выбрать совершенно любого человека, если посчитал его достойным. Правитель мог как возвысить любого человека из самых низов, так и низвести свободного до холопа.

Привилегированной частью древнерусского общества являлись люди, которых источники именовали «боярами», «княжими мужами», «огнищанами», а изредка – даже «вельможами», хотя это звучит не на славянский манер. Восточнославянское законодательство определяло несколько привилегий для этой группы людей. Из убийство каралось большим штрафом – вирой – размеров в $80$ гривен. Размер виры за убийство аристократа был вдвое выше, чем в случае убийства просто свободного общинника. А также эта категория населения обладала особыми правами на наследование имущества, здесь, как это ни странно для обществ того времени, женщины обладали правом участвовать в разделе имущества: наследовали дочери, если отсутствовали сыновья.

Замечание 2

Фактически все многообразие терминов, применяемых источниками по отношению к привилегированному населению, обозначало одну категорию. Их положение, как выше уже отмечалось, определялось близостью к князю. Бояре и княжие мужи были дружинниками. Огнищане, применимо к $XI-XIII$ векам, были крупнейшими землевладельцами, использовавшими рабский труд. Хотя некоторые исследователи считают огнищан старшими дружинниками. Вообще слово «огнище» значило изначально «раб», в связи с чем некоторые видят в огнищанах исключительно рабовладельцев. Но если мы посмотрим на данные Пространной Русской Правды, то увидим, что на месте огнищанина Краткой Правды стоит княжий муж или тиун огнищный. Получается, что огнищанина можно посчитать княжим мужем, а конкретнее, тиуном, который управлял княжескими холопами. Любопытно, что хотя положение тиуна при дворе было очень высоко, сами они вполне могли быть холопами.

Бояре и княжие мужи зачастую становились крупными землевладельцами. Бояре стали наиболее влиятельным слоем населения после непосредственно князей. В $XI$ веке в этой группе населения не было однородности ни с точки зрения престижа, ни по имуществу. Существовали бояре князя и его сыновей, «великие» и «меньшие». С течением времени сам термин «бояре» стал переноситься на неслужилую, то есть не участвовавшую в дружине, знать. А вот термин «княжий муж» по-прежнему означал исключительно тех, кто состоял на службе князю. В общем же, бояре на том этапе еще не были отдельным сословием, как уже выше отмечалось. Кроме перечисленных привилегий они не обладали юридическими отличиями от других свободных людей. А сыновьям бояр вовсе не гарантировался наследственно высокий статус.

В привилегированной части населения была отдельная прослойка, состоявшая из купцов и гостей. Внутри купечества выделись «старейшие», они имели большой вес в обществе. Старейшие купцы участвовали в княжеском совете наряду с огнищанами и дружинниками, а также участвовали в дипломатических поездках. В $XII$ веке появляются купеческие организации, например в Новгороде, где на очень высоком уровне стояло развитие торговли. При этом, как и иные фактически аристократические люди, купцы юридическими особенностями не наделялись, а состояли в основной массе свободного населения. Например, вира за купца равнялась 40 гривнам, как и за простого свободного человека. Гостями в Древнерусском государстве называли либо иностранных купцов, либо тех, кто торговал на международных рынках.

Смерды и холопы

Самым многочисленным слоем населения Древней Руси были свободные общинники, смерды. Их имущественные и личные права являются до сих пор предметами острой дискуссии в научной среде, поскольку источники не оставили определенной характеристики на эту группу населения. Смерды были лично свободными, и семьями вели хозяйство. Земля давалась смерду при условии работы на нужды князя, то есть, например, после смерти бездетного смерда его земля возвращалась князю. Смерды платили князю дань за право владения земельными наделами. В случае невозможности выплаты долга смерд мог быть обращен в зависимого закупа. Роль и количество смердов в Древнерусском государстве уменьшалась с развитием феодальных отношений.

Как выше отмечено, по источникам мы мало можем понять о смердах. Определенно можно сказать, что смердами называли сельское население. Что касается свободного населения в целом, включая горожан, то их, как правило, называли «черными людьми». Горожане, «черные люди», могли быть как торговцами, так и земледельцами или ремесленниками. В городах составлялись общины из черных людей – сотни, руководителем каждой сотни был сотник. Необходимо отметить, что положение ремесленников по данным Русской Правды было выше, чем земледельцев: вира за ремесленника была $12$ гривен, а за смерда – $5$.

В Древней Руси в городах шло развитие неравенства внутри ремесленников. Часть выделялась в обеспеченную прослойку, куда входили наиболее умелые мастера, владевшие местом на рынке и лично продававшие товар. А некоторые страдали от феодального гнета и терпели крайнюю нужду, известно, что ремесленниками иногда владели как холопами. Наибольший вред ремесленникам приносили ростовщики, поскольку до восстания в Киеве $1113$ года их деятельность никак не регулировалась властью. После восстания Владимиру Мономаху пришлось издать Устав, охраняющий простое население от ростовщического произвола.

И, наконец, бесправными в древнерусском обществе были холопы. Они были в сущности имуществом своего владельца, никакими правами не обладали. Даже за убийство холопа обычного штрафа не накладывалось. Вообще государство не влезало в отношения между холопом и его хозяином. Хотя хозяин должен был отвечать за действия своего холопа и в случае необходимости обязан был возместить убытки.

Замечание 3

Рабами-холопами становились в двух случаях: против воли человека, либо по личному желанию. В первом случае речь идет, как правило, о военнопленных, либо о тех, кто не смог выплатить долг. По личному желанию холопами становились в случае женитьбы на женщине-холопке, поступлении на службу тиуном или ключником, по рождению, либо при продаже себя при свидетелях.

spravochnick.ru