Ярмарка древней руси. Православный Приход храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость " г. Канаш ЧР Канашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Выставка «Клады Древней Руси в собрании Русского музея». Ярмарка древней руси


Славянские, русские традиции. Вечно живая старина.: Ярмарочные забавы на Руси...

Русская ярмарка

Русская ярмарка

 

Скоморохи, вертеп, Петрушка, балаган – вот чем весел русский человек. Вот она – пёстрая и шумная ярмарка. Это и место народных гуляний, и сцена, на которой разворачивается действие, не подвластное ни одному режиссёру. На ярмарке менялись лавки и товары, однако развлечения традиционно оставались одними и теми же.

 

 

 

Хоровод.

Именно этот простой танец был одним из наиболее древних способов увеселения на ярмарочных гуляниях. В хороводах всегда участвовало большое количество людей. Эта забава обязательно сопровождалась пением и музыкой. Однако, хороводы носили не только увеселительный, но и сакральный характер, и были чем-то сродни ритуалу. Так, на Руси существовали военные хороводы, любовные, урожайные, трудовые, родильные, семейные и множество других. Начинались хороводы, как правило, под песни «наборные», а заканчивались «разборными». Хоровод сопровождался игрой лицедеев, что позднее стали первыми скоморохами. Благодаря хороводам появились и певцы-запевалы.

Русский хоровод

Русский хоровод

 

 

 

Пляски.

О русской пляске говорят, что она разорвала круг хоровода. Пляска на славянских ярмарках была своеобразным соревнованием, в котором молодые парни могли соревноваться друг с другом в удали и прыти. Есть мнение, что это и вовсе – подготовка воина, которая сопоставима с подготовкой самбиста. Например, русская присядка – умение задеть противника ногой в любом положении. Победителя плясок определял народ, который собирался, чтобы поглазеть это мероприятие. Как правило, «голосовали» криками за самого прыткого юношу, который также мог показать необычные и красивые движения. 

Миниатюра «Игрища славян» из Радзивилловской летописи XV в.

Миниатюра «Игрища славян» из Радзивилловской летописи XV в.

 

Скоморохи.

Скоморохи всегда занимали на ярмарках особое место. Согласно историческим письменным источникам, впервые скоморохи появились еще в XI веке, став прародителями первых профессиональных актёров театров, хотя, по сути, скоморохи уже и были теми самыми актерами. Как правило, скоморохами были люди без крыши над головой, бродящие по свету от ярмарки к ярмарке. Традиционно скоморохи занимались лицедейством и шутками, чем вызывали гнев властей и церкви. Так, в царской грамоте 1648 говорится, чтобы «скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми в дом к себе не призывали».

Русские скоморохи

Русские скоморохи 

 

 

Балаган.

Это ярморочное увеселение появилось достаточно поздно, однако быстро приобрел широкую популярность, как среди простого люда, так и среди более знатных сословий. Примечателен тот факт, что именно таким малоприятным названием на Руси обозвали первые народные театры. Играли в балаганах скоморохи, которые развлекали ярморочных зевак не только шутками и песнями, но и театральным действием на специальном помосте. У большинства из них даже был свой владелец. По богатству убранства и оформления балагана, можно было судить и о благосостоянии его хозяина.

А. Попов. Балаганы в Туле на Святой неделе. 1873

А. Попов. Балаганы в Туле на Святой неделе. 1873

 

Вертеп.

Первый кукольный театр под названием вертеп появился на ярмарках лишь с распространением на Руси христианства. Все постановки показывались людям в коробке, с вырезанной стенкой и днищем, а фигурки кукол были нанизаны на деревянные штырьки. Вертеп был известен во всех славянских землях. Наиболее популярными мотивами Вертепа были мотивы на библейскую тематику. Всякая история, рассказанная в вертепе, была проста и поучительна. Все персонажи и действия были понятны каждому посетителю ярмарки. Традиционными участниками вертепа были: мужик, черт, поп, пастух, Богородица, осел, бык, младенец и Царь Ирод.

Медвежьи пляски и спектакли.

Куда в России без медведей. И это вовсе не миф, созданный иностранцами. Медвежьи пляски и медвежьи спектакли действительно были широко распространены на Руси и имели широкую популярность. Как правило, медвежьи выступления разнообразием не отличались, зато их сопровождали язвительные прибаутки медведчика, который веселили публику не меньше, чем сам медведь. Животные выполняли ряд несложных движений, показывая как баба платок завязывает, как мужик портки надевает, как зятя тёща угощает и т.д. Этакие примитивные пародии на людей вызывали особое веселье среди ярмарочной публики.

 

Раёк.

Другим весьма популярным и необычным увеселением на ярмарках был раёк, пришедший в землю русскую из западной Европы. Раёк – это большой ящик, нередко расположенный на колесах и выполненный в виде небольшой избы. На одной из боковых стен была расположена ручка, а на двух других линзы. Через одну из них, в раёк могли смотреть зеваки. Когда владелец начинал вращать ручку, внутри, за линзой происходила смена картинок. Изображения эти могли быть самыми разными: пейзажами заморских краев, рисунками невиданных зверей, картинками в сказкам. При этом, владельца такого «телевизора» можно считать предтечей диджея, поскольку он приговаривал во время демонстрации различные шутки и прибаутки. 

 

Русский раек, гравюры XIX века.

Русский раек, гравюры XIX века.

 

Кукольное представление с Петрушкой.

Петрушка всегда был главным героем ярмарочных увеселений. Первое упоминание о нём относится к 1630 году. Адам Олеария, секретарь голштинского посольства, писал о комедиантах, которые устраивают для «простонародной молодежи представление за деньги» с пальчиковыми куклами. Петрушка - всегда горбатый, носатый, драчливый, озорной и крикливый балагур, который говорил хрипло-писклявым голосом. По сюжету представления Петрушка сватался, устраивался на работу, напивался и попадал в самые разные забавные ситуации. Князь Долгорукий, увидев представление петрушки в 1813 году написал: «Описывать нечего: всякий видел, что это такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кто смотрят. ...Зрители хохочут и очень счастливы».

Вечно молодой Петрушка

Вечно молодой Петрушка

 

Кулачные бои.

Нередко на ярмарках проходили и кулачные бои, которыми Русь славилась с древних времен. 

Бои такие были не только потехой, но и состязанием. Участие в них принимали все желающие мужчины, независимо от возраста и положения в обществе. В кулачных боях, несмотря на кажущуюся простоту, была жесткая система правил, несоблюдение которых приводило к досрочному завершению боя. Бить противника можно было только кулаками. Наиболее распространенными видами кулачного боя, были: один на один, стенка на стенку или «сцеплялка-совалка», которая на самом деле была вовсе не кулачным боем, а самостоятельным русским единоборством, походившим на борьбу при помощи бросков и захватов. В таких боях мужчины проявляли свою удаль и силу, смекалку и проворство, а ещё считалось, что кулачные бои «помогали «выбить» из головы всю дурь», набежавшую за дни рутинных забот.

Сапог на столбе.

Особой популярностью эта простая забава пользовалась среди молодых удальцов, которые хотели произвести впечатление на красных девиц. Заплатив всего медяк, каждый желающий и уверенный в своих силах юноша или мужчина мог попробовать залезть на деревянный столб, вкопанный в землю. Наверху такого столба находились новые сапоги – особая ценность в те времена. Коли удалец добирался до вершины, то мог полноправно забрать свой приз. Впрочем, обычно столб был настолько высок, что добирались до сапог единицы. Но такой герой вместе с сапогами получал и расположение девушек.

Карусель на Нижегородской ярмарке, конец XIX века

Карусель на Нижегородской ярмарке, конец XIX века

 

 

 

 

rustradition.blogspot.com

История ярмарки в России

По мнению историков, ярмарки — это самые древние формы общения между продавцом и покупателем. Когда точно появились ярмарки, доподлинно неизвестно. В исторических документах упоминания о них можно встретить с XVI в., однако многие исследователи приводят доказательства существования ярмарок и в период Киевской Руси. Правдивость последнего утверждения можно также соотнести со следующей поговоркой, известной русскому народу издревле: «Где двое, там рынок, трое — базар, а семеро — ярмарка».

Где и когда проводились ярмарки

Как правило, места для ярмарок носили центральный характер. Так, в XI-XII вв. на северо-западе Древней Руси торговля велась на погостах. Погостом в то время назывался центр сельской общины. Также излюбленными местами проведения ярмарок служили монастырские торжки. Кстати, чаще всего проведение подобных мероприятий было приурочено к церковным праздникам. Безусловно, это не уберегало купцов от грабежей, хотя в такие дни они случались и реже, однако придавало ярмарке торжественность и пышность. Поначалу подобные съезды привлекали ремесленников и купцов из соседних деревень, но впоследствии стали местом сбора торгового люда со всей России. Были и особенно популярные ярмарки, о чём можно прочитать в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона»: «Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки — Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская». Также на слуху были Крещенская (в Киеве), Пермская, Оренбургская, Покровская (в Харькове), Макарьевская (в Костроме), Верхнеудинская, Минусинская, Козьмодемьянская, Барнаульская, Ишимская ярмарки.

Какие цели были у ярмарок

Поскольку ярмарка прежде всего ассоциируется с товарно-денежными отношениями, то главная её цель — это, конечно, продажа и покупка товаров. Тем не менее, на протяжении всей истории своего развития ярмарки служили информационным и культурным центром: здесь происходил обмен новостями, знаниями и опытом среди людей, приехавших из разных регионов страны, проходили разнообразные представления и концерты. Также, если снова возвращаться к древности, когда споры между конфликтующими сторонами разрешались не иначе как военным путём, ярмарки играли миротворческую роль. Известно, что в период проведения данных мероприятий между враждующими сторонами устанавливался так называемый ярмарочный мир, нарушение которого влекло за собой строгое наказание. Действовал даже специальный ярмарочный суд, приводящий приговор в исполнение.

Развитие ярмарок

Изначально на ярмарках торговали продуктами и изделиями ручной работы. С развитием в XVII-XVII вв. мануфактурного производства ассортимент ярмарок значительно расширился. Также несколькими веками раньше такие торговые съезды стали играть большую роль не только во внутренней, но и во внешней торговле. Иностранные купцы доставляли в Россию товары из Восточной и Западной Европы, что положительно влияло на развитие торговых отношений между странами. Чаще всего сшитые одежды, сукно, кожи, топоры и посуду обменивали на ремесленные изделия, пушнину, сырье, мед.

К началу XIX в. ярмарки в России продолжали развиваться, однако уже во 2-й его половине обороты торговли на подобных торговых съездах стали снижаться. Причиной тому стало железнодорожное строительство. С началом революции история ярмарок в России практически закончилась: темпы и товарообороты неумолимо сокращались. В начале 1930-х гг. XX века ярмарки в СССР были упразднены. Как говорится в первом издании Большой Советской Энциклопедии, «по мере усиления планового начала в торговле и с развитием торгового аппарата обобществленного сектора, всесоюзные и республиканские ярмарки утратили свое значение как центры сбыта и закупки товаров». И только лишь в послевоенное время ярмарки постепенно снова стали развиваться.

Ярмарки сегодня

На сегодняшний день на территории России как в больших городах, так и в небольших населённых пунктах проводится множество ярмарок самого различного направления. Есть ярмарки, торгующие всем, а есть узкоспециализированные, например, только ремесленные или продуктовые. 2-го октября вторая «Воскресная ярмарка долины Лефкадия», которая пройдёт в селе Молдаванское Крымского района Краснодарского края, соберёт самых лучших фермеров, производителей высококачественной продукции и handmade-мастеров Кубани в одном месте.

lefkadia.ru

Традиции вербных ярмарок на Руси

Традиции вербных ярмарок на Руси.

Приготовление вербных веток в городах было особым обрядом. Накануне Вербного воскресенья в старину россияне (от царя до простолюдина) отправлялись ломать вербу на берега близко протекающих рек. В Москве, например, в Китай-город и на берега Неглинки.

И КАЧЕЛИ-КАРУСЕЛИ

Вербное воскресенье - светлый праздник за неделю до Пасхи, день весенний и яркий.

На Руси весенние гулянья традиционно начинались за неделю до Пасхи, в субботу перед Вербным воскресеньем. Ещё продолжался Великий пост, поэтому о полномасштабных развлечениях не могло быть и речи. В этот день на площадях городов и крупных сёл открывались ярмарки, проводились массовые катания на площадях, а из развлечений, пожалуй, были только райки, так как балаганы, качели, карусели и различные увеселительные заведения можно было открывать с пасхи.

Традиция вербных гуляний сложилась в середине XVIII века и, практически не изменяясь, просуществовала до начала ХХ столетия. С особым нетерпением этого дня ждали дети, которым родители на "вербу" всегда покупали сладости и игрушки. А основным развлечением для детворы, как и для взрослых, становилось посещение ярмарки.

Яркие описания вербной ярмарки в Москве начала прошлого века оставил Иван Белоусов: "Ещё со средины вербной недели вся площадь заставлялась белыми палатками и заполнялась самыми разнообразными товарами, большей частью подарочного характера: игрушки, цветы, корзинные изделия, галантерея, сласти. Масса воздушных шаров красными гроздьями колебалась над толпой гуляющих... Писк, визг, гудки разнообразных игрушек наполняли площадь, заглушали разговор гуляющих и выкрики торговцев".

Главным товаром на ярмарке, конечно, были ветки вербы, которые из деревень привозили целыми возами. Можно было купить несколько скромных веточек или целый пучок, украшенный тряпичными и бумажными цветами, херувимчиками из воска или папье-маше. А для состоятельных покупателей могли предложить букетики вербы с херувимчиками из расписного фарфора или дутого стекла. Затем на праздничном Всенощном бдении вербы осветят и будут хранить до следующего Вербного воскресенья. Некоторые покупатели приобретали веточки с запасом, чтобы из раскрывающихся почек сварить кашу, которая так и называлась "вербной".

 

На ярмарке всегда было много игрушек, причём некоторые продавались только в "вербные дни". Вот как описывал это в книге "Ушедшая Москва" Белоусов: "Каждый год на вербном базаре появлялись игрушки, которым продавцы придумывали названия лиц, чем-нибудь за последнее время выделившихся в общественной жизни, большей частью в отрицательном смысле, - проворовавшегося общественного деятеля, купца, устроившего крупный скандал, адвоката, проигравшего в суде громкое дело. Во время войны игрушкам давались имена неприятельских генералов проигравших сражения". Подобные игрушки в качестве сувениров с удовольствием покупали для себя и взрослые.

С начала ХХ века обязательным ярмарочным товаром, пользовавшимся повышенным спросом, стали гирлянды разноцветных воздушных шаров.

Обычно на ярмарке было разнообразие сладостей и орехов, которые раскупались в громадном количестве. Ими торговали не только в лавках. Сладости, орехи и различные напитки предлагали разносчики, сновавшие в толпе и оглашавшие площадь своими криками. Ценилось умение рекламировать свой товар стихами. Вокруг торговцев, залихватски выкрикивающих "Кто моих пряничков от пуза наедится, тот ни квартального, ни жены не убоится!", "За хрусткие орешки калёные зацелуют девки ядрёные!", всегда собирались смеющиеся покупатели. Когда потенциальные покупатели привлечены, торговцы старались переходить в стишках на конкретные личности: "А вот скромная девица пряников хочет, аж страсть. Не дайте красотке с голоду пропасть!" Естественно, что у торговцев, привлекших своими незамысловатыми стишками больше народа, и товар продавался быстрее.

Со времён Анны Иоанновны в Москве, а затем и в других городах в эти дни стали устраиваться катания на лошадях. Сохранилось любопытное донесение императрице московского генерал-губернатора графа Чернышёва от 2 марта 1782 года: "В вербную субботу было здесь так называемое вербное гулянье, которое состояло в том, что великое множество обоего пола дворян и купечества в каретах по Красной площади к Спасскому мосту, а оттуда через Кремль во всяком порядке, от полиции устроенном, проезд имели. Что и продолжалось после обеда часа четыре, при несказанном числе зрителей, стоявших по улицам и на площади. Сие гулянье по древности своей памятно в народе от бывших патриарших процессий, и теперь столько занимает его, сколько и другие лучшего вкуса.

В XIX веке маршрут вербного праздника изменился. Через Кремль он уже не проходил, кавалькада богато украшенных экипажей и карет "наматывала круги" по Красной площади вдоль ярмарки и по близлежащим улицам.

ЯРМАРКА НЕВЕСТ

В Москве такие вербные проезды иногда называли "вывозом невест". Выводить в свет девушек, достигших брачного возраста, начинали зимой, когда в первопрестольной проводились ярмарки невест. Но показывать невест потенциальным женихам начинали с вербного выезда, одновременно демонстрируя богатством экипажа и нарядов, что и за приданным дело не станет. В вербном выезде, который неспешной кавалькадой двигался по улицам, холостяки не участвовали, здесь молодецкую удаль и резвость коней не продемонстрируешь, как на Масленице. А вот для показа невест он подходил как нельзя кстати.

Воспоминания о вербном проезде в начале ХХ века оставил москвовед Пётр Сытин: "По восточной половине площади, оберегаемой от простого народа городовыми и жандармами, проезжали в экипажах разодетые в меха, украшенные золотом и брильянтами жёны и дочери московских богачей". По манере изложения чувствуется, что писалось уже в советское время, но от этого картинка стала даже зримее.

ЧУДЕСА НА КОЛЁСАХ

Непременным атрибутом вербных гуляний были райки, у которых всегда собирался народ, чтобы поглазеть на диковинки и послушать весёлые присказки раешников, комментирующих свои картинки. Вытесненные кинематографом, райки практически исчезли с ярмарок в крупных городах ещё на рубеже XIX-XX веков, хотя раньше пользовались громадной популярностью.

Раёк - деревянный ящик на колёсах с одним или несколькими увеличительными стёклами на передней панели. Внутри него между двумя валиками перематывалась длинная лента с картинками. Существовал вариант, когда картинки, обычно это были специально сделанные лубки, раешник поочерёдно вставлял в прорезь сверху или сбоку райка. За небольшую плату зрители смотрели меняющиеся изображения, сопровождаемые весёлыми, в большинстве случаев рифмованными, прибаутками раешника.

Особой популярностью райки пользовались у простого народа. Через стекло незамысловатой ярмарочной панорамы можно было увидеть различные пейзажи и виды городов, известные битвы и портреты полководцев, святые места и лубочные смешные картинки, изображения жителей различных стран и даже новинки моды. В России существовало немало типографий и мастерских, печатавших ленты и картинки для райков. Зачастую раешные картинки выпускали очень оперативно, практически вслед за какими-то событиями, вызвавшими общественный интерес.

Собственно, зрителей привлекали не только сами занимательные картинки, но и острые на язык раешники, умудрявшиеся даже обычные виды городов сопровождать весёлыми прибаутками. Вот как один из раешников комментировал картинки, изображавшие Париж:

"Вот весёлый град Париж

 

Как приедешь, угоришь!

 

А с Рассеи господа

 

Ездят водку пить туда.

 

Едут с денежек мешком,

 

А назад идут пешком".

Чем острее на язык раешник, тем больше у него зрителей. На крупных ярмарках собиралось до десятка раешников, которым поневоле приходилось острить, не переставая, иначе зрители уйдут к конкурентам.

На ярмарочных площадях вербное гулянье стихало во второй половине дня в воскресенье. Народ расходился по домам, исчезали торговцы-разносчики, разбирались временные лавки, свёртывались палатки. Впереди у православных людей была Страстная неделя с её строгим постом. Затем наступит Пасха и начнутся новые гулянья, уже без ограничений.

www.hram.canash.ru

Русская ярмарка | База отдыха Дубки в г. Выкса Нижегородской области

Задолго до появления ярмарок на Руси были распространены так называемые базары, торжки и погосты. Они предназначались в основном для постоянной местной торговли. Но с постепенным укреплением государственности на Руси возникла необходимость торговых отношений между отдаленными регионами. Тогда то и зародились ярмарки на Руси. Главной особенностью ярмарки было то, что она обычно проводилась раз в году, но при этом торговля могла вестись на протяжение 1 и более месяцев.

На ярмарках всегда было большое разнообразие товаров, привезенных со всех концов Руси. Можно сказать, что в основном благодаря ярмаркам некоторые товары получали распространение в других регионах. Так как товаров на продажу везлось много, то для доставки использовались лошади. Нередко на ярмарках торговали и лошадями, которые кстати говоря по больше своей части были краденными. Именно так на просторах Древней Руси начали появляться кони европейских пород.

ya1.jpgya2.jpg

Со стороны государства на ярмарки не оказывалось давления, а многие правители наоборот поощряли русские народные ярмарки, считая их одним из главных инструментов для оборота товаров. Кроме того, ярмарками всегда интересовались иностранные купцы, что несомненно способствовало укреплению торговых и экономических связей с другими странами.

К началу XIX века славянская ярмарка стала настоящим центром оптовой торговли. Наиболее крупной и известной национальной ярмаркой считалась Нижегородская. Ее еще иногда называли «всероссийское торжище», а также «меновый двор Европы и Азии». Она пользовалась популярностью не только у славян. На нее съезжались купцы с Европы, предлагающие европейские товары: ткани, галантерейные изделия, серебряную посуду, сандаловое дерево. Восточные торговцы везли сюда китайский фарфор, чай, специи, табак из Турции, жемчуга. Ну и конечно же большим спросом пользовались товары местных торговцев — мед, хлеб, сельскохозяйственные продукты, а также различные товары и сувениры ремесленников.

Но русская народная ярмарка была не только местом торговли. Это было еще и местом увеселения для людей. Нередко старинные ярмарки сопровождались настоящими народными гуляньями со скоморохами, шутами, дресированными медведями. Нередко их нанимали купцы для зазывания народа и своего рода рекламирования товара.

ya3.jpg

skazka-dubki.ru

Методическая разработка "Славянская ярмарка"

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»

Методическая разработка междворового мероприятия

«Славянская ярмарка»

https://pp.vk.me/c623726/v623726931/40a0d/9Nh4QavWX-A.jpg

Автор: Смирнова С. А.-

куратор дворовой площадки

г. Балахна, 2015г.

Аналитическая записка по итогам участия дворовых площадок Балахнинского района в междворовом мероприятия «Славянская ярмарка»

Междворовое мероприятие «Славянская ярмарка» состоялось 09.07.2015 в 16.00 на базе структурного отделения МБУ ДОД «Центр внешкольной работы», дворовая площадка «Волжский Рейд - 28».

Организатором мероприятия были вожатые дворовой площадки Сокол Виктория, Кокорина Полина и Смирнова Светлана Алексеевна - куратор дворовой площадки.

Целью проведения мероприятия было ознакомление участников дворовых площадок с культурными традициями, обычаями славянского народа, с их играми и развлечениями.

Участниками славянской ярмарки стали дворовые площадки «Центра детского юношеского туризма и экскурсий», «Центра детского творчества», «Дом Москвы», «Центра внешкольной работы».

Всего участие в мероприятии приняли 38 детей и подростков, 9 взрослых (кураторы дворовых площадок и родители).

Для того, чтобы мероприятие прошло ярко, красочно, весело организаторы ярмарки совместно ребятами дворовой площадки «Волжский Рейд-28» провели предварительную работу: подобрали музыкальное сопровождение, игры, подготовили костюмы, празднично оформили место проведения.

Ведущие и зазывали мероприятия, познакомили ребят, как в старину у нас любили проводить народные ярмарки, какие ярмарки были, провели викторину «Древняя Русь», ребята с разных дворовых площадок совместно инсценировали сказку «Репка» на новый лад, дружно водили хороводы, разучили славянские народные игры «Лягушка», «Баня», «Цветущий папоротник», «Водолей», «Пламя костра», «Сбор трав», «Горелки», поучаствовали в массовых развлечениях «Бег в мешках», «Перетягивание каната».

По итогам мероприятия были отмечены положительные моменты:

Положительным моментом было то, что ребята разных дворовых площадок познакомились, подружились, смогли самореализоваться в совместной деятельности.

Проведение данного мероприятия способствовало дальнейшему развитию междворового взаимодействия разновозрастных коллективов площадок района, созданию коммуникативной площадки через досугово-познавательную деятельность.

В игровой форме ребята получили информацию об одних из важнейших периодов в истории нашего государства «Древняя Русь», узнали о быте, событиях, играх и развлечениях тех времён. Данной информацией они смогут поделиться с ребятами своих дворовых площадок, внедрить в работу площадок разученные новые славянские игры и развлечения.

Сценарий «Славянская ярмарка»

Цель: ознакомление участников дворовых площадок с культурными традициями, обычаями славянского народа, с их играми и развлечениями

Направление: досугово-познавательная деятельность

Предварительная работа:

  • подбор музыкального сопровождения;

  • праздничное оформление места проведения;

  • подготовка и изготовление костюмов.

Место проведения: МБУ ДО "ЦВР", дворовая площадка «Волжский Рейд - 28»

Технические средства: музыкальный центр, фотоаппарат

Участники: дворовые площадки «ЦДЮТ и Э », ЦДТ, ЦВР.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Добрый день, гости дорогие! Добро пожаловать на нашу ярмарку!

Ведущий 2: В старину у нас очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарки считалась праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

Ведущий 3: Ярмарки в старину бывали разные – весенние, летние, осенние и зимние. Осенью, в октябре, проводились Покровские ярмарки. Начинались они после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери, поэтому осенние ярмарки прозвали в народе Покровскими.

Ведущий 1: Зимние ярмарки начинались после православного праздника, который назывался Введение во храм Пресвятой Богородицы. Поэтому первые зимние ярмарки назывались Введенскими, за ними следовали Рождественские ярмарки.

Ведущий 2: На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, в игры играли!

Ведущий 3: Хотите побывать на старинной славянской ярмарке?

(Зрители отвечают хором “Да”!)

Ведущий 1: Тогда, Зазывалы – собирайте народ!

Зазывала: Гости желанные, званные и незваные!Худые и тучные, веселые и скучные!Все скорей спешите к нам!Рады всяким мы гостям!

Зазывала: Люди старые и молодые, толстые и худые, милости просим на наш праздник!

Ведущие (вместе): Народ собирается, ярмарка открывается!

Зазывала 1: Есть на ярмарке игрушки,Тряпичные зверюшки!

Зазывала 2: Есть для нашей детворыРазноцветные шары.

Ведущий 2: Ярмарка, ярмаркаВеселая, яркая.

Ведущий 1: Заходи, залетай, Только рот не разевай!

Зазывала 1: Предлагаю свой товар,Не за рубль, не за два!Отдаю за добру сказку,За веселую присказку!

(Вызывают 7 добровольцев, которые хотят поучаствовать в инсценировке сказки. Им раздают роли, слова, также переодевают в костюмы. На сцену выходит ведущий и начинает рассказывать сказку. Мы взяли всеми любимую и знакомую сказку «Репка». Вы можете взять любую, но желательно знакомую с детства сказку. Услышав свою роль, ребёнок выходит на сцену и произносит свои слова. Так происходит в течение всей сказки. Слова для персонажей можно придумать самые разнообразные. Это зависит от вашего воображения, можно добавлять разные смешные реплики, жесты, движения).

Вед: Пока наши актеры готовятся к выступлению, мы предлагаем зрителями и всем руководителям потренироваться в остроумии и находчивости, отвечая на вопросы викторины о нашей древней славянской Руси.

Викторина «Древняя Русь»

  1. Благодаря этим монахам у славян появилась письменность. Кто эти люди? (Кирилл и Мефодий)

  2. Ярополк, Святослав, Владимир. А с кем из них связано принятие православного христианства на Руси? (Владимир Креститель)

  3. Этот князь первый издал на Руси письменные законы, упрочил через браки своих детей международные связи Руси. (Ярослав Мудрый)

  4. С 1112 года на великом княжении был славный своими победами князь Владимир. А как его прозвали, вы должны назвать. Для подсказки - его головной убор - шапка, стал символом власти царей России. (Владимир Мономах)

  5. В Нижнем Новгороде собралось народное ополчение для освобождения страны от польских интервентов, в формировании которого большую роль сыграли торговец мясом и доблестный князь. Кто же эти люди? (Кузьма Минин и Князь Дмитрий Пожарский)

Ведущий 2: А вот посмотрите – знакомый сюжет.

Узнали вы сказку? Узнали иль нет?

Ведущий 1: Вам мамы ее рассказали когда-то,

Сейчас эту сказку напомнят, ребята.

(инсценировка сказки «Репка»)

Ведущий 2: А сейчас веселый честной, народ, собирайся в хоровод!

https://pp.vk.me/c623726/v623726931/409f9/KhlzII8rUkA.jpg

(Все водят хоровод под музыку, игры в кругу. Мы предлагаем игру

«Лягушка». Все дети стоят в кругу. Выбирается одна цапля - водящий. Цапля встаёт в центр круга, а водящий за его пределы. Все закрывают глаза, а водящий ходит по кругу за спинами стоящих и дотрагивается до спины одного из детей. Этот человек теперь лягушка. Все открывают глаза. Лягушка показывает детям язык так, чтобы цапля не заметила. Те, кто увидел лягушку, должны присесть. У цапли есть 2-3 попытки (в зависимости от количества детей). Если все дети сели, кроме лягушки, то цапля проиграла. Лягушка становится водящим, а у цапли есть ещё один шанс найти (уже другую) лягушку. Если цапля поймала лягушку, то лягушка становится цаплей, а цапля водящим. И так далее... Задача цапли: поймать лягушку. Задача лягушки: посадить всех детей и не попасться цапле).

Массовая часть славянской ярмарки

  1. «Бег в мешках»

Для этого необходимо разделиться на 2 команды. Участники по очереди залезают в мешки и прыгают до ориентира, назад бегом. Чья команда справляется с заданием быстрее, та и победитель.

https://pp.vk.me/c623726/v623726931/40a3f/1vWriwmSaS8.jpg

https://pp.vk.me/c623726/v623726931/409db/OWb-2TP1pwQ.jpg

  1. Игра «Перетягивание каната»

Перетягивать канат – трудная работа,Только нашим силачам поиграть охота!Гей! Гей! Силачи! Не сидите на печи!Обнимай канат покрепче – и к себе волочи!

  1. Игра «Баня»

6 июля, на Аграфену Купальницу, обязательной традицией было мытье в бане. Каждая команда выбирает по «банщику», им выдают по два таза. Игрокам предстоит пройти дистанцию, ступая только в тазы, которые переставляют «банщики». Обратно игроки и «банщики» возвращаются бегом. Побеждает команда, завершившая эстафету первой.

  1. Игра «Цветущий папоротник»

 Самая известная легенда купальских праздников повествует о папоротнике, который в эту ночь цветет чудесным огненным цветом, указывая на зарытый клад. Первый игрок команды садится верхом на метлу и по сигналу бежит до конца дистанции, где лежат картонные коробки для каждой команды. В них находится большое количество карточек с изображением папоротника, но лишь на некоторых (по количеству участников в команде) нарисованы цветущие папоротники. Игрок ищет карточку с изображением цветущего папоротника, возвращается с ней назад и передает метлу следующему участнику. Побеждает та команда, которая заканчивает эстафету первой.

5. Игра «Водолей»

В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой. Самый распространенный из обрядов, дошедших до наших дней, - обливание водой прохожих. Рядом со стартом стоят ведра с водой, на финише – пустые. Первый игрок зачерпывает поварешкой воду и бежит до пустого ведра, выливает в него воду, возвращается и передает поварешку следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее заполнит свое ведро или по истечении времени эстафеты (3-5минут) будет иметь большее количество воды в своем ведре.

  1. Игра «Пламя костра»

Главная особенность купальской ночи – костры. Вокруг них танцевали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот и будет счастливее. У каждой команды есть свой «костер» - два игрока со скакалкой. По сигналу они натягивают скакалку перед первым игроком, который перешагивает через нее. «Костры» перебегают вперед и опять натягивают скакалку перед игроком. Таким образом, они движутся до конца дистанции, обратно возвращаясь бегом. Движение начинает следующий участник. Побеждает та команда, которая быстрее закончит эстафету.

  1. Игра «Сбор трав»

Травы и цветы, собранные и высушенные на Ивана Купалу, берегли, считая их более целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривали больных, боролись с нечистой силой, употребляли для любовных приворотов и отворотов. Все игроки выходят на площадку. У каждой команды есть два «сборщика трав». Они, держась за руки и не расцепляя их, «собирают траву» - стараются переловить всех участников команды противника. Побеждают те, кто больше «соберет травы».

  1. «Горелки»

В ночь на Ивана Купалу молодежь, подростки, дети обязательно устраивали бег наперегонки, играли в горелки. Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два шага «горящий» - тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют, выкрикивают:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле – гляди в поле.

Едут там трубачи, да едят калачи.

Погляди на небо – звезды горят,

Журавли кричат – гу, гу, гу – убегу.

Раз, два, не воронь, беги, как огонь.

«Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем задняя пара разъединяется и бежит – один по одну сторону вереницы пар, а другой – по другую, стараясь соединиться впереди «горящего». Если это паре удается, то «горящий 2» продолжает водить, если нет и «горящий» ловит кого-нибудь, то оставшийся без пары водит – становится «горящим».

Новая пара занимает место непосредственно за новым «горящим», и игра продолжается.

Ведущий 1: Хорошо, когда мир и покой на русской земле, когда праздники и ярмарки не переводятся и все на них веселятся!

https://pp.vk.me/c623726/v623726931/40aaa/PwEXVI3cDfA.jpg

Ведущий 2: Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки, которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо пели и плясали! Славянскому роду – нет переводу! А значит, и песня никогда на Руси не смолкнет! (Звучит финальная песня, исполняется всеми участниками представления).

Литература

  1. Кузнецова Э.Г. Игры. Викторины, занимательные уроки в школе. Пособие для учителей и родителей./ М.: Аквариум, 1998. - 128с.

  2. Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. – 98с.

infourok.ru

Ярославль как древний торговый центр. Моложская ярмарка

Ярославль как древний торговый центр. Моложская ярмарка

Ярославль — крупнейший торговый центр на Волге. «Ярославль оказался на пути из Москвы к Белому морю, который смыкался с Волжским путем. Во второй половине XVI века в городе находилось подворье английских купцов, шла бойкая торговля иноземными товарами. Ярославль играл большую роль во внешней торговле России, был крупным складочным местом. Это способствовало его превращению в важнейший торговый центр. В начале XVIII века с перемещением торгового пути из Архангельска в Петербург, Ярославль навсегда потерял свое значение во внешней торговле, но продолжал сохранять заметную роль во внутренней торговле» ([35], с.16–17,24). Глава книги [35], посвященной истории Ярославля XVII века, так и называется: «Третий торговый город страны». Как сообщает Карамзин, оживленная торговля с немцами началась при Иване Калите. По мнению историков, торговля шла через современный Новгород: «Новгород, союзник Ганзы, отправлял в Москву и другие области работу немецких фабрик». Вопрос: из каких же мест отправлял Новгород немецкие товары в Москву? Оказывается, Карамзин определенно указывает, что ОСНОВНОЙ ТОРГ В РОССИИ в то время был недалеко от ЯРОСЛАВЛЯ, в устье реки Мологи ([19], т.4, с.149). Историк XVII века, диакон Тимофей Каменевич-Рвовский в сочинении «О древностях Российских» пишет: «На устье славной Мологи реки древле были торги великие, даже и до дней грозного господаря Василия Васильевича Темного. Приезжали торговать купцы многих государств немецких и польских и литовских и грецких и римских — глаголют же и персидских и иных земель» ([19], т. 4, примеч. 323). Оказывается, далее, в устье Мологи собиралось столько судов, что люди переходили через устье и даже ЧЕРЕЗ ВОЛГУ (!) без моста, переходя с корабля на корабль. Торги происходили на Моложском лугу «великом и прекрасном иже имат воокруг свой семь верст. Сребра же того пошлинного пудового по сто восемьдесят пудов… и больше собираху в казну великого князя» ([19], т.4, с.323). Абсолютно ясно — где находилось основное торжище Древней Руси вплоть до XVI века, если еще в XVII веке о нем так хорошо помнили. Вот — знаменитый исторический «Новгородский торг», откуда товары действительно направлялись непосредственно в Москву и другие русские города.

Как сообщает далее диакон Тимофей, впоследствии «Моложский превеликий и первый старый торг разно разыдеся», т. е. разделился на несколько более мелких торгов. А именно, из этого старой великой Ярославской ярмарки отпочковались, например, следующие крупнейшие ярмарки XVI–XVII веков: Архангельская, Свинская, Желтоводская (Макарьевская), т. е. Нижегородская (!), Ехонская, Тихвинская Новгородская (!) и т. д. Таким образом, Ярославский Торг был не только первым и крупнейшим, но и прародителем практических всех остальных российских ярмарок. Более того, из него произошла и ярмарка в Тихвине, т. е. в окрестностях современного Новгорода на Волхове, которая, как мы видим, являлась всего лишь одним из осколков старого крупнейшего торга на Руси (в Ярославле).

Не произошло ли само слово «ярмарка» от Ярославля? Возможно, ЯР-марка — это соединение ЯР (от Яро-Славля) и МАРКА, от немецкого Markt (что означает — базар, рынок) или английского Market (= рынок, базар). Ведь Ярославский торг посещало много иностранцев — и немцы, и англичане. Само название Яро-Славль, вероятно означало когда-то «Славный Яр». Яр — это название места с определенным рельефом. Это было «Славное Место», где торговали. Естественно, здесь возник крупный город, наследовавший имя «Яро-Славль». Потом это имя связалось с именем основателя этого города — Ивана Калиты = Батыя.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Выставка «Клады Древней Руси в собрании Русского музея»

В Михайловском замке проходит выставка Выставка «Клады Древней Руси в собрании Русского музея»

На выставке представлены уникальные ювелирные изделия XI-XIII веков из золота и серебра, происходящие из 11 наиболее богатых кладов, сокрытых по преимуществу в 1237–1240 годах в период наступления на города Руси монголо-татарских войск. 

Коллекция кладов Русского музея принадлежит к числу наиболее ярких в мире. В нее входят изделия из золота с перегородчатой эмалью и из серебра с гравировкой и чернью, украшения, декорированные мельчайшей зернью — парадные драгоценные уборы князей, членов их семей, бояр и дружинников из Киева, Чернигова, Старой Рязани.

Особенно знамениты украшения киевских кладов: височные подвески-колты с изображением птиц-сиринов и цепи-рясны — лучшие из всех, найденных на Руси, а также золотая диадема с изображением Деисуса, служившая брачным венцом.

Особый раздел выставки составит инструментарий ювелиров, исполнявших украшения, подобные изделиям из кладов.

Узнать подробности можно на сайте организаторов: http://www.rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2015/klady_drevnej_rusi_v_sobranii_russkogo_muzeya/

Фотографии события

Отзывы про событие выставка «Клады Древней Руси в собрании Русского музея»

Смотрите также события

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие выставка «Клады Древней Руси в собрании Русского музея».

Куда-СПБ — это интерактивная афиша самых интересных событий Санкт-Петербурга.

Куда-СПБ в курсе всех событий, которые пройдут в Санкт-Петербурге . Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

kuda-spb.ru