Политеизм древнего востока. Глава 5 ДРЕВНИЙ ПОЛИТЕИЗМ:РЕЛИГИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ Первоначальный монотеизм и возникновение политеизма
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Политеизм как побочный продукт древней глобализации. Политеизм древнего востока


Политеизм древней Месопотамии. Культы и мировые религии

Политеизм древней Месопотамии

Главным образом речь здесь пойдет о Вавилонии и Ассирии. Эти государства граничили друг с другом, и поэтому их религии во многом были схожи.

Верховным богом Месопотамии вначале считался Ану, главный храм которого находился в городе Урук. Но когда правитель соседнего города Ниппур покорил жителей Урука, главным богом стал Энлиль. Некоторые считали его сыном Ану, другие верили, что он был сыном первой божественной четы — Энки и Нинки.

Затем в результате войн главными богами Месопотамии стали: в Вавилонии бог Мардук, а в Ассирии бог Ашур (Ассур). Важным божеством был также Эа. Он считался богом мудрости и морей. В известном эпосе «Гильгамеш», в котором дано описание всемирного потопа, именно он, бог морей Эа, играет важную роль.

Мардук возглавлял пантеон вавилонских богов. Ему посвящали песни и возносили молитвы. В последней главе вавилонского эпоса Мардук восхваляется как бог, «освещающий ночь». Согласно эпосу, Мардук создал небесный купол и покрывало для подземных вод из двух частей разрубленной им пополам Тиамат, дракона женского пола, которая была одним из двух драконов тьмы и хаоса.

Более низкое положение занимали боги Солнца, Луны и других планет, включая Иштар, считавшейся богиней планеты Венера. Супруга главного бога Мардука, Иштар почиталась и как царица неба. Но особенно была известна Иштар как богиня плодородия. Ее культ половой любви был широко распространен по всему Ближнему Востоку, включая Египет, где ее называли Исидой.

Миф о любовных похождениях богини Иштар указывает на связь ее культа с чередованием сезонов года, которые делились на две половины. В первую входили осень и зима, когда природа замирает и растительность перестает приносить плоды, а во второй были весна и лето, когда все оживает и плодоносит.

В мифе рассказывается, что после смерти Таммуза, возлюбленного Иштар, она отправилась в преисподнюю, чтобы найти его. В ее отсутствие на земле исчезла любовь и все перестало расти и приносить плоды. Такое положение очень взволновало земных богов. Бог Эа послал вестника в преисподнюю, чтобы вызвать Иштар. Просьба была удовлетворена. Иштар обрызгали «водой жизни» и послали назад на землю, отдав ей одежду и украшения. Как только она вернулась, вся природа вновь ожила.

Поклонение богине Иштар проникло также и в Иудею. Мы читаем об этом в книгах пророков Иеремии и Иезекииля. Иеремия подтверждает, что люди называли ее богиней неба. Иудейские женщины совершали в ее честь возлияния и пекли пирожки. А Иезекииль говорит об обряде плача иудейских женщин в иерусалимском храме по Фаммузе (он же Таммуз), возлюбленному Иштар, которого она отправилась искать в преисподнюю.

Так как смерть Таммуза и уход Иштар считались причиной неурожая, то нужно было соблюдать плач по нему для обеспечения плодородия. Хуже всего то, что культ Иштар сопровождался половым распутством ее служителей и последователей. Поклонение израильского народа, знавшего истинного и святого Бога, богине Иштар и подобным культам вызывает удивление. В Библии много говорится о Вавилоне — как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Бог использовал могущество Вавилона, чтобы наказать Свой народ. В 586 г. до Р. X. вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим и увел в плен многих иудеев, которые пробыли в Вавилоне семьдесят лет, прежде чем смогли вернуться в свою страну.

Город Вавилон впитал в себя все, что неугодно истинному Богу. Мы читаем о чародействах и волшебствах, которые тут совершались, об астрономах и звездочетах, о вещателях в полнолуние и мудрецах, о тайноведах, гадателях и чародеях. История и археология подтверждают библейские сведения о религии Вавилона и его оккультизме.

Так как Солнце, Луна и другие планеты считались богами, то они были важны для религии. Вавилонские мудрецы изучали движение планет, чтобы по ним предсказывать судьбу людей и будущее. Они верили, что расположение планет в разные времена года имеет значение для различных занятий человека. Таким образом родилась религиозная псевдонаука — астрология. Сначала гороскопы не составляли. Они появились в Вавилоне позднее, в IV веке до Р. X. С тех пор эта оккультная система гадания распространилась по всему миру.

Кроме астрологии, вавилоняне давали советы и предсказывали будущее по печени или легким животных, по родинкам на лице человека, по его походке и речи, а также на основании рождения уродливых младенцев у людей или детенышей у животных. Вавилонские жрецы были не прочь использовать всякого рода предзнаменования. Библия, конечно, осуждает все это и считает оккультизм нечистого происхождения (Откр. 18:2).

Вавилонские оккультные науки широко распространены в настоящее время в Западной Европе, по всей Америке и в Австралии. Как и порнография, сегодня они проникают в страны Восточной Европы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Политеизм как побочный продукт древней глобализации

Мы не можем представить свою жизнь без письменности. А ведь она появилась по историческим меркам не так уж давно. По данным антропологии мы, кроманьонцы, внешне и внутренне не менялись уже 40 тысяч лет. Если взять, например, типичного человека, который жил 35 тысяч лет назад, постричь его, причесать, сбрить бороду и одеть в костюм, то, согласно современной науке, отличия от человека наших дней мы не заметим.

А вот уверенная письменность у нас возникает только около 5 тысяч лет назад на территориях древнейших многонациональных городских «цивилизаций» вокруг крупных рек: в Египте вокруг Нила, в Месопотамии вокруг Тигра и Евфрата и в Индской (Хараппской) вокруг Инда. Первые две письменные системы были расшифрованы, так как сохранили свою опосредованную преемственность с современным письмом. А третья — не расшифрована до сих пор, так как эта традиция была грубо прервана около 3800 лет назад вторжением кочевых племён ариев индоевропейцев с севера, которые письменности не знали и переняли чужую извне только в Средние века.

В случае с Египтом и Месопотамией в ранних текстах мы уже фиксируем наличие политеизма, то есть многобожия. Этот факт ставит несколько вопросов в отношении предыдущих 35 тысяч лет нашей бесписьменной жизни:

  1. Когда возникает многобожие?
  2. Как возникает?
  3. Существовала ли какая-либо иная форма религиозной веры до политеизма?

Попробуем описать наиболее вероятные варианты ответов на эти вопросы.

В современной общественной науке существует две главные гипотезы возникновения многобожия.

Сразу оговоримся, что гипотеза первоначального матриархата отпадает изначально из-за своей исключительной умозрительности, отсутствия научных оснований, археологических подтверждений и явной политической ангажированности её адептов.

Итак, первая гипотеза утверждает, что многобожие возникло из не на шутку разыгравшегося у древних людей воображения. Это многобожие на ранних стадиях выражалось в поклонении силам природы (анимизм) и в отождествлении себя и своего рода с какой-либо внешней сущностью (тотемизм).

Однако эта теория не объясняет, почему отдельные формы обрядов у разных народов в разные доисторические эпохи в разных уголках земли так похожи друг на друга: палеолитические Венеры, фаллические и вульвические образы (включая мегалиты), образы крупных рогатых животных, способы захоронения и т.п.

Очень многие археологические артефакты говорят о том, что некоторые формы религиозных обрядов были крайне инертными и целостными на протяжении огромных периодов и сходными на огромных территориях в те времена, когда не было ни государств, ни почты, ни телефона, ни даже, о ужас!.., интернета.

Племена отделялись друг от друга непроходимыми лесами, пустынями, горами и водными просторами. Было очень много диких зверей, а плотность населения была крайне небольшой. Ведь, если бы религия была бы игрой воображения отдельных племён, то её формы и обряды являли собой причудливое разнообразие. А этого мы не наблюдаем. Наоборот, при глубоком рассмотрении отдельных древнейших верований мы натыкаемся на формы, которые роднят их все между собой. То есть просматривается наличие некоего общего религиозного ядра. Неужели на протяжении тысячелетий существовали какие-то психи-жрецы, которые, рискуя жизнью и здоровьем, бегали по племенам и унифицировали религиозные обряды?

Другая гипотеза говорит о том, что политеизму предшествовал древний бесписьменный монотеизм. Якобы древняя чистая форма веры в Творца была искажена деградацией через грехи и выродилась в систему с многими богами, где отдельные божки являются как бы ипостасями (гранями, сторонами) забытого Единого Бога. И эти ипостаси уже расползались по разным народам, которые постепенно забыли первоисточник, и которые творчески переосмысливали близкие им по духу ипостаси.

Эта гипотеза хорошо объясняет фиксируемое единство культовых форм, но натыкается на затруднение, которое заключается в том, что археология демонстрирует нам как мужские символы (например, фаллические формы, образы быка-самца), так и женские символы (например, палеолитические Венеры). Это значит, что нам нужно либо признать, что политеизм на уровне полового разделения ипостасей вместе с тотемизмим существовал уже 35-40 тысяч лет назад. Например, знаменитые находки из Холе-Фельс (палеолитическая Венера, фаллос и Человеколев) датированы именно этим временем. Не рановато ли?

Третья гипотеза находится между двумя вышеизложенными. Первоначально существовал не моно-, а стереотеизм. Наши предки почитали Отца-Творца и Мать-Материю (материя в смысле земли, воды и других форм материи), в брачном союзе с которой Отец создал наш мир. Эта гипотеза многое объясняет. Становится понятно, почему археология фиксирует схожесть культов во времени и пространстве, почему мужские и женские культовые артефакты имеют подчеркнутую половую идентификацию с помощью гипертрофии детородных органов.

Верования в виде культа предков, по всей видимости, также коренятся в стереотеизме, так как Отец-Творец и Мать-Материя — это первопредки.

Можем ли мы найти какие-то подтверждения этой гипотезе помимо археологических? Остались ли следы стереотеизма в тех крупицах древней политеистической мифологии, которые смогли дойти до нас через искажение переводов и трактовок? По всей видимости, да.

Египтяне и индоевропейцы

Начнём с Египта. Около 3000 года до нашей эры (за 300-400 лет до самой первой неказистой и ещё ступенчатой, как зиккурат, пирамиды Джосера) Верхний и Нижний Египты были объединены в одну страну. Административным центром стал город Мемфис, в котором почитали бога Птаха, который писался как «pth» (гласные в словах не записывались). Эксперты древнеегипетского языка полагают, что звучало имя этого бога как «Pitah», то есть «Питах». Питах был одним из древнейших египетских богов и считался творцом мира.

Имя этого бога включено в современное название Египта. Храм Питаха в Мемфисе назывался Хет-Ка-П(и)тах «дом души П(и)таха». Древние греки на свой лад произносили это Aigiptos (Айгиптос) и также назвали объединенное вокруг Мемфиса государство долины Нила.

Сегодня храм забытого Питаха лежит в развалинах на окраинах Мемфиса.

Реконструкция храма Питаха в Мемфисе

Мы можем предположить, что означает имя этого бога, если посмотрим на имя другого древнейшего бога у другого народа — ариев, которые пришли в Индостан около 1800 года до нашей эры. Древнейший, впоследствии почти вытесненный из ведийской религии бог Небесный Отец назывался Дьяус Пита (Dyaus Pita). Пита — это папа, отец.

Другим аргументом в пользу такой трактовки имени Птах является то, что этот бог отождествлялся (в том числе в Мемфисе) с другим древним египетским богом, которого завали Атум — он также был Творцом мира. Сравните слова Атум и «ата», что означает «отец» по-тюркски. При этом отцом (родителем, источником) Атума считалась тоже очень древняя категория Нун, которую можно рассматривать как одного из египетских богов. Но этот бог НЕ имел мест почитания и храмов. Сравните имя Нун с современным английским словом none (никто), словом no (нет). Возможно, Нун — это древняя категория «Ничто», небытия. Поэтому храмов и мест этот «бог» не имел.

Арии не имели письменности, но их брахманы (варна священников, духовная страта) заучивали свои исключительно объемные своды священных гимнов наизусть так, что в разных отдаленных друг от друга частях Индостана устные тексты, сохраняемые независимо друг от друга, не имели никаких отличий. И длилась эта передача тысячелетиями. Так древнейший и вытесненный позднейшими ведийскими божествами Дьяус Пита дошел до нас.

Арийский Дьяус Пита имеет безусловную связь с римским Юпитером (Ю-пита или Дьюс-пита), а также с греческим Зевсом, который произносится Деус Пита (Зевс Отец), а на самой древней форме греческого языка, на микенском языке, произносится «Дый». Дело в том, что Дьяус — переводится не только как небо, но и как день, белый день (ясное светлое небо). Сравните микенский «дый», английский «дэй» (day) и наш «день». Вы поймёте, что это одно и то же слово. 

Как мы видим, египетское «питах» и арийское «пита» слова 100% идентичные (во многих языках и сейчас написанная буква «х» (h) не произносится) и означают папу (отца).

Характерно, что у арийского ведического Дьяуса Пита была супруга Притхиви Мата (Pṛthvī Mātā), которая переводится как Земля-Мать. Притхиви созвучна с более поздней индуистской категорией «пракрити», которая означает материальную первопричину Вселенной, то есть материю, а также абсолютное женское начало наряду с «пурушей» — мужским началом и духовной первопричиной всего.

Таким образом в древних вытесненных арийских богах Дьяус Пита и Притхиви Мата мы видим Отца-Небо и Мать-Землю, которые, в соответствии с гимнами Вед создали всех богов и весь мир.

Вернемся в Египет и посмотрим на богинь, которые причисляются к супругам нашего египетского папы Питаха. Одну из его супруг зовут Маат (Maat), которая во время творения мира создала порядок из хаоса. Таким образом, мы, возможно, имеем отголосок древней стереотеистической пары: Питах-Отец и Маат-Мать. Как супруги они упоминаются у египтян редко, но на то оно и многобожие, чтобы всё в итоге испортить…

Следует также добавить, что символом Птаха является древнейший, но при этом широко используемый египтянами знак джед, который представляет собой фаллический символ. А символом, сопутствующим Маат, является также древнейший и такой же расхожий знак анх, который является символом вульвы и одновременно матки (утробы) у египтян, фанатов вскрытия и бальзамирования отдельных органов.

Питах-Папа держит свой фаллический джед наготове. Статуя Птаха в туринском музее Египта.Мать-Маат с анхом — древнейшим египетским символом женского начала

Теперь обратимся к территории, которая находится между Египтом и Индостаном. В Месопотамии мы видим шумеров. Около 3000 лет шумеры уже вовсю писали клинописью и современные учёные смогли это расшифровать.

Месопотамия

Шумеро-аккадо-вавилонская религия очень путанная и имеет множество разных вариантов похожих мифов. Видимо, это связано с неспокойной жизнью этого «проходного двора» древнего Ближнего Востока. Разные народы ходили там и разные города Тигра и Евфрата возвышались, победители возвышали имена своих привычных богов, а богов побежденных принижали. Всё это отражалось в запутанной и постоянно меняющейся генеалогии богов. Поэтому мифы как судьбы богов наслаиваются друг на друга и образуют причудливые узоры, в которых нужно специально разбираться. Кто, чей сын и отец, зависело от того, какой народ и какой город победил и возвысился в конкретный древний исторический период Месопотамии.

Во всей этой каше просматривается верховная богиня Намма (Nammа), которая дала рождение всем богам. Она отождествлялась с первоначальным океаном — водной бездной. В имени Намма несложно узнать привычное нам «мама». Это была очень древняя богиня и её супруг, если он был, а скорее всего был, то, видимо, потерялся в бесписьменной шумерской древности. Она дала жизнь верховным богам более привычного для нас образа: богу Ану (переводится с шумерского как небо) и богине Ки (переводится с шумерского как земля). Но они, согласно известным мифам, были пассивными и уступали дорогу молодым — своим сыновьям-богам и дочерям-богиням.

Во времена, когда шумеров потеснили аккадцы, мужское первоначало называлось Апсу (Абзу) и было пассивно и требовало тишины и покоя, и даже пыталось, сговорившись с древней Наммой, уничтожить шумное и надоедливое всё живое. Но бог Энки, сын Апсу, пришел к папе и успокоил его навсегда. А бог Мардук, сын Энки, расправился с Тиамат — женским вавилонским первоначалом, которое отождествлялось с древней Наммой, и также представляло собой водную бездну, принимая вид морского чудовища-змея. 

Хоть Отец-Творец и несколько затерялся в этом политеистическом беспорядке, зато богиня Мать четко просматривается в Намме и отождествляемой с ней позднейшей Тиамат (Тиа-Мат). Однако образ Первоматери здесь отрицательный. В первом случае она хочет уничтожить своих детей, а во втором случае она борется с «хорошим парнем» Мардуком, который её побеждает.

Видимо, наши предки из древней Месопотамии просто решили расправиться с Отцом-Творцом и богиней Матерью, предав их забвению. Мотивы отказа от Отца-Творца просматриваются в убийстве Апсу богом-внуком Энки, и отказа от богини Матери — в умерщвлении Тиа-Мат. Ишь, чего удумали!

Не исключено, что здесь, в Месопотамии, рельефнее, чем в других местах, проступает один из возможных факторов, который привел к возникновению древнего политеизма. В Месопотамии, в Египте и Хараппе возникла письменность. Письменность — это унификация речевых символов, которая в свою очередь означает региональную глобализацию. То есть, сидеть в своём городе и тихо чтить по-своему своих древних привычных богов у тебя уже не получится. Либо признавай других богов, либо соседний город, узнав об этом, обидится. А и как не признать, если соседний город — это центр обширного региона, и твой верховный правитель сидит в этом городе? Вот и получается, что признавать приходилось не только чужие имена богов, но ещё и встраиваться в некую иерархию, которая отражалась в божественной генеалогии — кто, чей сын, кто чей отец. Понятно, что бог-сын находится в подчинении у бога-отца, если, конечно, не станет отцеубийцей.

Возможно, древняя политика в условиях древней местечковой по нашим меркам глобализации и породила многобожие — огромное количество богов с одинаковыми свойствами и функциями. Все они были слабеющим отражением древнейших Творца-Отца и Матери-Материи (земли, воды и других форм материи), которые вне глобализации могли иметь разные имена у разных племен и иметь разные обряды. В условиях древних «империй», которые складывались из племен, проживающих по большим рекам, политика возобладала над богословием и породила политеистическую неразбериху, которую нам теперь приходится разгребать.

Таким образом, всё складывается вполне логично. Было бы хорошо ещё найти какую-нибудь связь между египетским Питахом и небом, чтобы композиция была завершенной. Не исключено, что такую связь найти можно. И одна находится… в Китае. 

Китай

В древнем Китае около 1000 года до нашей эры стала использоваться категория Тьянь-ди (Небо Первопредок), в которой легко угадывается индоевропейский Дьяус Пита (Небесный Отец). Тьянь и Дьяус — равнозначные слова. Это становится понятным, когда сравниваешь наше слово «день» и китайское «тьянь». Похоже, что эта категория была завезена древними индоевропейцами с запада, которые осели в Китае в виде племен жун (хун, хунну), которые были ассимилированы местными племенами и утратили свою протоиндоевропейскую генетику (только светловолосые таримские мумии её помнят). Именно из категории Тянь-ди произошел бог Тенгри, которому молился Чингисхан (на священной горе Бурхан Халдун в отсутствии зиккурата или пирамиды) и другие кочевники Великой евразийской степи.

Категория Тьянь-ди близка до смешения с категорией Шань-ди (Верховный правитель). А слово Шань чрезвычайно близко к общегерманскому shine (сияние, свет, сиять, светить), которое родственно протоиндоевропейскому «скай» skai (сиять светиться), которое в свою очередь родственно английскому «скай» sky (облако, небо, там где облака, небесная облачная завеса). Слово «скиния» (еврейский кочевой передвижной храм), также родственное слово, которое считается происходит от греческого слова «скини» (skiní — шатер, завеса, сцена). Храм — это и завеса (тайна), и сияние (внутри поддерживали огонь), и небеса (общение с Небесным Отцом). А театр (сцена) произошёл именно из храмовых обрядов.

Интересно то, что иероглиф Тьянь (Небо, небеса) записывается так  天

Ничего не напоминает? Египетский джед (фаллический символ Питаха), например?

Возможно существует ещё одна связь. Но она зыбкая, и, если верная, то она связывает не только Питаха с небом, но и вообще категорию отца с категорией неба.

Современное звучание имени бога — Птах чрезвычайно созвучно с нашим словом «птаха», которое произошло от слова «птица», которое в свою очередь родственно древнему индоевропейскому слову «патати» pátati (падать, летать). Если связи реальны и не являются бессмысленными случайностями, то слова «папа» и «небо» родственны.

В итоге теперь мы можем предложить ответы на вопросы статьи.

Выводы

Политеизм как общественное явление, возможно, возник в результате древней региональной глобализации вместе с формированием древних «империй» вокруг крупных рек до возникновения письменности, которая фиксирует уже сложившиеся системы верований, включающие многих богов.

Многобожие возникло в том числе под воздействием политики взаимодействий древних племен, групп племен, городов как мест почитания богов под разными именами.

До политеизма существовал древний бесписьменный стереотеизм Небесного Отца-Творца и Матери-Материи, который со временем под воздействием различных факторов, в том числе политики, деградировал в многобожие.

И деградация зашла так далеко, что монотеизму пришлось возвращать забытого Отца-Творца, предать забвению опошленную Мать-Материю (над образом которой надругались храмовой проституцией и человеческими жертвоприношениями), а всех расплодившихся богов просто отвергать как демонов.

historiosophy.ru

Политеизм Рима и Греции. Культы и мировые религии

Политеизм Рима и Греции

В период анимизма римляне устраивали праздники сатурналии и рогеналии: первый — для успеха в посеве злаков, второй — для защиты от порчи созревающего зерна. Они верили в разных духов, включая Януса — духа двери, Весту — духа очага и пенатов, — хранителей зерна в закромах.

Главным богом считался Юпитер — бог неба. Имя его жены — Юнона. Следующими богами в пантеоне богов были: Марс — вначале бог земледелия, а потом бог войны, Нептун — бог моря, Плутон — бог подземного мира и другие. После завоевания Греции Римом начался процесс отождествления римских богов с греческими. Историки говорят, что Рим одержал над Грецией политическую победу, а Греция победила Рим в области религии, культуры и философии.

Греки считали, что первоначально был бог Хаос. Потом появилась Гея (Земля), которая вышла замуж за Урана (Небо). От них родились боги Кронос (Время), Тетий, Океан, Рея и другие. Рея стала женой Кроноса и родила ему Зевса и других сыновей.

Кронос боялся, что сыновья свергнут его и поэтому решил поглотить их. Когда очередь дошла до Зевса, мать спасла ему жизнь. Возмужав, Зевс сверг своего отца с престола и сам занял положение главного бога неба. Его брат Посейдон стал богом моря, а другой брат Гадес стал во главе преисподней.

Греческая мифология рассказывает о непристойном поведении Зевса. От его незаконной связи родились боги, которые стоят рангом ниже его. Кроме того, Зевс не пренебрегал неестественными половыми сношениями, и мифами, рассказывающими о таком поведении главного своего бога, греки пользовались, чтобы оправдать подобные явления в своем обществе.

В мифологии Древней Греции описывается случай, когда Гадес, брат Зевса, похитил Персефону, дочь Зевса и Деметры, богини плодородия. В горестных поисках дочери Деметра забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Гадесом в Аиде, подземном царстве мертвых. (Кстати, другое имя Гадеса в переводе с греческого — Аид.) Этот миф указывает на смену времен года.

В мифах греческие боги ведут себя, как обычные, земные люди и отличаются от них лишь тем, что обладают сверхъестественной силой.

Как мы уже сказали, после победы Рима над Грецией, римляне стали отождествлять своих богов с греческими богами. Юпитер был уподоблен Зевсу, Нептун и Посейдон оказались одним и тем же лицом, только с двумя именами и т. д. Однако шло время и люди стали разочаровываться в своих богах. Уж слишком аморальными и жалкими оказались они. Поэтому, с одной стороны, греческие философы начали говорить о существовании единого всевышнего Бога; а с другой — люди стали обращаться к тайным восточным культам и мистериям, стараясь найти в них смысл и утешение.

Тайными культами были, так называемые элевсинские мистерии и орфизм. Кроме того с Востока проникли в Грецию и Рим культы Исиды, Осириса, Митры и других богов. Каждый из них обещал человеку бессмертие, чувственное общение с богом, равноправие среди последователей этого вероучения, будь то раб или рабовладелец и другие привилегии. Секретные ритуалы и тайные учения культов давали повод людям думать, что они являются членами избранного братства, которые лучше других понимают смысл жизни. Вступая в тайное общество, кандидаты должны были пройти через процесс приема, во время которого они получали ритуальное очищение, потом им открывали тайны учения, затем им показывали священные объекты поклонения, и перед ними разыгрывалось представление, рассказывающее трагическую историю бога. Только после этой процедуры люди становились полноправными членами тайного общества.

Элевсинские мистерии носили сравнительно уравновешенный характер. Они были основаны на мифе о похищении Персефоны и о ее пребывании в преисподней в плену у бога Гадеса. Возвращение Персефоны на землю, сопровождавшееся оживлением природы, было главной идеей этого мифа. Обычно эта повесть красочно разыгрывалась женщинами, как пьеса.

Орфизм связан с именем бога Диониса — в греческой мифологии бога плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. Он сопровождался буйными оргиями участников, которые в большом количестве употребляли вино. Когда люди пьянели и становились буйными, считалось, что ими овладевал бог Дионис.

В еще большее возбуждение впадали участники оргии от омогафии, т. е. совершения священного ритуала общения с богом, когда разрывали на части и ели сырое мясо и пили кровь козленка или быка, принесенного в жертву. Вся Греция знала о вакханалиях, которые устраивали в честь Диониса. Вакханки — жрицы бога Диониса (Вакха) — в состоянии озверения от обладания богом безумно орали, разрывая священное животное на части. Греки знали о печальной судьбе мифического певца Орфея, основателя мистерий Диониса, который сам стал жертвою омогафии, будучи разорван на части менадами в Трации в тот момент, когда, печалясь по второй потере Эвридики, он не обратил внимания на угрозу со стороны вакханалий, которые участвовали в обряде.

Наряду с верой в богов и участием в мистериях греки и римляне занимались обычными жертвоприношениями, волшебством, гаданием по внутренним органам своих жертв для определения будущего. Они принимали за знаки судьбы затмения солнца и луны, полет метеоритов, вспышки молнии, полет птиц и многое другое. Если же всего этого было недостаточно, римляне и греки ходили гадать к оракулам и занимались астрологией.

Правители Рима, надеясь влиять на религию, постепенно ввели культ поклонения императору. Не отвергая других богов, император был провозглашен богом. Граждане должны были приносить в его честь жертвы и совершать курения. Исключение было сделано только для евреев, т. к. их религия была строго монотеистична. Христианство рассматривалось вначале как разновидность иудейской религии, поэтому христиане до поры до времени тоже пользовались этим исключительным правом.

Подобно могучему ветру, христианское учение пронеслось по всей Римской империи и привлекло великое множество граждан разных сословий, образования и положения. Утомленные бесплодными исканиями смысла жизни в культах своего времени, они были готовы принять весть Христову.

Но наступил момент, когда власти Рима увидели разницу между иудейским исповеданием и христианством. Два фактора содействовали этому: во-первых, вражда против христиан со стороны иудеев, во-вторых, обращение в христианство большого числа римлян и греков. И римские власти стали требовать от христиан нееврейской национальности, чтобы они поклонялись и приносили жертвы императору, как и другие граждане. Христиане отказывались. Это привело к гонениям против них, начиная с конца I в. по Р. X. Однако христианство продолжало набирать силу, и число христиан увеличивалось. Несмотря на гонения, не прошло и трех столетий с начала проповеди Евангелия, как христианство стало государственной религией Римской империи. Следует помнить, что христианство не насаждалось силою меча, как это было с исламом, а распространялось благодаря личному примеру верующих. Защищая свою веру в Господа, христиане не только мужественно переносили гонения, но даже шли на мученическую смерть.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Глава 5 ДРЕВНИЙ ПОЛИТЕИЗМ:РЕЛИГИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ Первоначальный монотеизм и возникновение политеизма

Глава 5

ДРЕВНИЙ ПОЛИТЕИЗМ:РЕЛИГИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ

Первоначальный монотеизм и возникновение политеизма

Было бы ошибкой думать, что в наши дни не существует политеизма (многобожия). Правда, современных политеистов значительно меньше, чем в древности, и их верования представлены не в такой прямолинейной форме, как когда-то, но это не значит, что идеи многобожия не оказывают влияния на некоторых людей. Сегодня получили широкое распространение такие формы политеизма, как астрология, масонство, мормонизм. В них видны характерные черты языческого политеизма. Что касается других культов, трудно сказать, исповедуют ли их последователи монотеизм, пантеизм или политеизм. Поэтому мы кратко рассмотрим те некоторые из них, основа которых политеистична.

В предыдущей главе мы упомянули о том, что последователи некоторых разновидностей анимизма верят в существование Всевышнего Бога-Творца. Это вполне согласуется с монотеистическим учением Библии. Археологические раскопки, исследование путей возникновения различных религий, а также попытки реформ в сторону монотеизма в некоторых политеистических сообществах подтверждают тезис о первичности монотеизма на земле. Даже многие ученые с атеистическими взглядами считают, что существует достаточное число аргументов в пользу монотеистического воззрения на мир. Библия объясняет, что причиной отхода людей от веры в единого Бога является первородный грех и отпадение людей от Бога. Все глубже погружаясь в духовное невежество и опускаясь нравственно, люди стали бояться природы. Стараясь защитить себя, они искали собственные способы, которые оградили бы их от непонятных явлений.

Однако с развитием цивилизации, общественной жизни люди начали создавать более понятную для них систему политеистических взглядов на вещи и явления, отражающую их собственный, человеческий мир. Они стали поклоняться многим богам, которых представляли в виде подобных себе людей и известных им животных.

Первоначальным же знанием единого неограниченного Бога-Творца, люди пренебрегли: идея Всевышнего Бога казалась им несовершенной.

О происхождении политеизма апостол Павел говорит так: «...Они (люди)... осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся...» (Рим. 1:21—23). Апостол Павел не касается вопроса перехода от монотеизма к анимизму и политеизму. Он смотрит на оба эти явления как на одно, потому что в обоих случаях суета и бессмысленность человеческого сердца начались после грехопадения, которое привело людей сначала к анимизму, а с развитием цивилизации — к политеизму.

Если анимизм является результатом духовного падения человека, то политеизм — последствие его суетного мудрствования. Часто человек думает, что, поднимаясь по ступеням цивилизации, он достигает более высокой степени развития. Но не все народы достигли одинаково высокого культурного уровня. У некоторых процесс развития происходил очень медленно. Поэтому более примитивные народы продолжали, а многие и сегодня продолжают придерживаться анимизма.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Политеизм и другие верования древних арабов

Политеизм и другие верования древних арабов

Понятно, что арабы были язычниками. Но вера не занимала в их жизни слишком много места: при кочевой жизни, когда главное – выжить, было порой не до этого. Арабы поклонялись множеству богов, у каждого племени был целый «набор» своих. Одни боги жили в степи, охраняя территории племени, другие, в виде каменных символов (по форме напоминавших лингамы, на арабском «бейт ил» – жилище бога»), путешествовали вместе с племенем, качаясь меж горбов верблюдов. В принципе, бетилы не были уж совсем обезличенными, как символы Вишну, и, присмотревшись, можно было разглядеть в них признаки человека.

Вернее, бога.

Обычно эти камни были созданы ветровой эрозией в степи и имели весьма замысловатый вид.

Свой бог не мог подвести племя, а если оно все-таки проигрывало войну, то что же поделаешь: значит, бог соседнего племени оказался сильнее...

Божествами считались и небесные светила. Луна была божеством мужского пола, Солнце – женского, а звезды вперемежку.

Но, впрочем, все это не мешало арабам почитать и верховного бога. В отличие от богов земных и небесных, персонифицированных, имеющих имена и характеры, верховный бог был без личности, и называли его то «Милосердный», то «Повелитель Богов», то «Повелитель Людей». Впрочем, хотя и существуя в представлениях и верованиях, верховный бог не пользовался особой популярностью: ведь он не сочувствовал конкретному племени, а был «за всех». Понятно, что к «своему» богу молитва доходила гораздо быстрее.

Впрочем, секта ханифов почитала как раз верховного бога. Эти люди считали, что после смерти настает другая жизнь, и потому в этой необходимо вести себя хорошо и совершать добрые поступки: за гробом настает воздаяние.

Появились и первые аскеты, так же соблюдающие ритуальную чистоту и отвергающие мелких богов. Мелкие боги не выдерживали конкуренции со стороны развитых в соседних землях монотеистических религий:

иудаизма и христианства. Количество христиан в Аравии так же возрастало, и их называли «насара». Но все это были, если так можно выразиться, «городские» религии, которые исповедовали жители оазисов и мегаполисов, другой уклад жизни, наверное, диктовал и других богов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Политеизм и монотеизм древних евреев

Евгения Смагина, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Все мы знаем, разумеется, что при редакции библейских книг старательно вычищались и подчищались всякие следы древних политеистических воззрений, всякие следы древнего многобожия. Вообще к политеизму, кстати говоря, и к мистике, учению о потустороннем, ветхозаветные авторы относятся с большой осторожностью.

Хотя бы можно сравнить, скажем лаконичный сухой рассказ о космогонии – о сотворении мира и людей, с пышными подробными пространными космогоническими текстами других народов. Мы увидим, с какой большой опаской они обходились с учениями о потустороннем. Очень мало по сравнению с другими, даже с позднейшими, кстати говоря, книгами, скажем межзаветного периода, очень мало ангелологии, демонологии. О строении мира очень мало сказано. Даже, скажем, в Восьмой книге притчей Соломоновых, где Премудрость рассказывает, как она помогала Господу сотворить мир, больше об этом сказано и больше подробностей, чем в самом рассказе о сотворении мира в Книге Бытия. Очень мало говорится о загробном существовании, ну есть какой-то Шиол – преисподняя, есть какие-то Рафаимы – духи мертвых, духи умерших. Кстати, существовал запрет на некромантию, существовал запрет на вызывание духов умерших, на разговоры с ним. Не случайно, когда, если помните в Книге Царств, Саул решил вызвать тень пророка Самуила, он нашел женщину колдунью, вызывающую духов, но, когда она обнаружила, что к ней Саул пришел, она очень испугалась, ему пришлось ее успокаивать, что ничего с ней за это не будет.

Кстати говоря, к вопросу о загробном существовании и о том, куда девается душа после смерти, хотя и сказано в поздних книгах, что тело возвращается в прах, откуда и взято, а душа возвращается к Богу, откуда она пришла. Но тем не менее, так мало об этом сказано, что уже в I веке саддукеи и фарисеи могли иметь прямо противоположное мнение о бессмертии души и ни те, ни другие еретиками себя не считали и таковыми не были. Только во второй части Книги Даниила, а это самая поздняя из ветхозаветных книг канонических – это уже II век до нашей эры, сказано о воскрешении и о том, что одни воскреснут для вечной гибели, а другие для вечной жизни.

Но все-таки некоторые представления, древние представления, восходящие к политеистической древности можно вычленить в Библии при анализе текста. Прежде всего монотеизм установился как через монолатрию, то есть через учение о поклонении одному Богу. Не случайно первая заповедь гласит: «Я – твой Бог и не будет у тебя других богов, кроме Меня». Не «нет других богов», а «не будет у тебя», то есть возможно, они как все древневосточные люди, считали, что богов много, но поклоняться и служить избранному народу следует только одному Богу. Например, время от времени появляются такие речения, что Господь говорит: «Богов египетских я сокрушу», — я одержу победу над такими-то богами. То есть, предполагается, что это нечто реально существующее.

В библейской экзегезе, скажем, иудаизма, есть даже такие теории, что эти языческие божества произошли от падших ангелов и нечто подобное. Одним словом, что политеизм вторичен. Многие обряды и обычаи евреев носят общий древневосточный характер, даже такой обряд, как обрезание, практиковался не только у евреев. Известно, что у египтян было обрезание, у других народов было что-то вроде этого, кстати, у некоторых арабских племен практикуется обрезание перед свадьбой. Это тоже конечно нечто вроде жертвы, когда крайняя плоть посвящается Божеству. Многие запреты, например, такой запрет, как стричь бороду и как сказано: «края волос». Сейчас это понимают, как запрет стричь волосы на висках и поэтому обычно вы знаете, что у религиозных евреев на висках длинные локоны. Возможно – это тоже желание отмежеваться от соседних народов, которые посвящали состриженные бороду и волосы своим божествам.

Скажем, запрет, делать надрезы на теле, то есть запрет на татуировки. Татуировки тоже имели ритуальный характер. Кстати говоря, «не сотвори себе кумира» — не сотвори изображение, собственно говоря, это означало, что? Что не следует творить изображений божеств прежде всего, разумеется самого единого Бога, которого неизвестно, как изображать, но и других божеств не положено. Так-то вообще запрет на изображения время от времени появлялся вообще, но, например, в эллинистическое время, были даже синагоги с росписями, мозаиками, витражами, бывало даже, что изображались и языческие божества, например, Гелиос, или Селена со знаками зодиака. Правда в синагогах они изображаются на полу – это не бог весть какое почетное место, как вы понимаете, пол, даже и в молитвенном доме, но все-таки изображались, а не полагалось делать изображений ритуальных. Впрочем, нужно оговориться, что в древнем мире редко делали изображения просто так, большей частью – это действительно были талисманы, амулеты, изображение божеств, или духов, или обереги. Так что это тоже восходит к желанию отмежеваться от политеизма – запрет на изображение.

Впрочем, например, как известно, изображения крылатых богов не были запретны и в некотором роде даже были священны. Интересный вопрос, что представляли из себя серафимы и херувимы, вообще херув на Древнем Востоке – это крылатый бык. Быки были олицетворением силы и мощи, были, как вы может быть знаете, божества, даже верховные, которых изображали в виде быка, а вот крылатый бык – это херув. Ну или крылатые львы, или грифоны. Кстати серафимы – сарав, собственно серафим и херувим – это множественное число. А серафимы – это возможно были крылатые змеи. Так что были некоторые представления, которые проявляются, выживают и в Библии.

Конечно обряды, сам облик священников, то есть, пожалуй, что, говоря о Ветхом завете, «коханим» нужно скорее переводить как жрецы, чем как священники, потому что они действительно служили в храме, приносили жертвы, как полагалось. Все это имеет общее ближневосточные корни и вот тем не менее некоторые обряды, ритуалы и обычаи, пожалуй, что сложились для того, чтобы отмежеваться от языческого окружения. Кстати говоря, например, такой вопрос, довольно щекотливый, как блуд и в частности однополый блуд. Дело в том, что проституция на Древнем Ближнем Востоке была храмовой, она была связана с культом плодородия, это все существовало не просто так. не случайно бывает, что блудница в Ветхом завете называется «кедеша», то есть «священная», «священно блудница». Если помните эпизод с жителями Содома, которые потребовали у Лота выдать своих гостей – ангелов, чтобы употребить их во время оргиастического обряда – это тоже не просто разврат, а разврат ритуальный. Может быть еще и поэтому был такой строгий запрет на однополую любовь, потому что это было сопряжено с языческими культами. И блуд – это был не просто блуд, но храмовый обряд.

Представление о ритуальной чистоте тоже, разумеется, обще ближневосточное. Кстати говоря, многообразные и развитые системы пищевых запретов, которая на протяжении истории все более усложнялась и дополнялась – это тоже не случайно. Вообще-то говоря, такие запреты существовали для жрецов, но в какой-то момент, об этом даже прямо сказано в Библии в Книге Исхода, народ Израиля должен был сделаться царством жрецов. И поэтому все эти пищевые и прочие запреты распространялись на весь народ.

В древние обычаи могли вкладывать самые разные содержания. Священническое облачение, кстати говоря, не случайно, стройматериалы для постройки храмов, то же самое кедровое дерево, камень, привозили из финикийского города Тира, и возможно, материалы и камни для священнического облачения, первосвященнического, тоже привозились оттуда. Но надо отметить, что изображения на храмовом убранстве, на храмовых орудиях, на священническом облачении, были главным образом растительные. И кстати на 12 камнях, украшавших облачение первосвященника, были вырезаны имена 12 племен Израиля, то есть имена родоначальников этих 12 племен.

Жреческая каста, которая выделяется из общего населения – это тоже общий ближневосточный обычай, общее явление ближневосточной культурной истории верований. Жрецы, левиты, как особая каста, действительно даже и по происхождению – это были потомки племени Левия. Особое сословие составляли, между прочим, храмовые певцы, музыканты и так далее. Храмовые служители очень строго подразделялись на различные разряды и касты и у них были свои строго определенные обязанности и права.

academy.foma.ru

Религия и мифология - История Древнего Востока Библиотека русских учебников

Религия и органически связана с ней мифология были основой основ мировоззренческой системы древних египтян, которые. Геродот считал наиболее набожным из всех известных ему народов. Высказывалось мнение, что в философии как таковой в. Древнем. Египте не существовало, что египтяне воспринимали окружающий мир исключительно сквозь религиозно-мифологическую призму.

Древнеегипетская религия и мифология - чрезвычайно сложное явление. Они объединили в себе различные, порой полярные верования и представления, сложившиеся в разные времена и в разных уголках страны, постоянно развиваю сражаясь. И усложняясь. Издавна в. Египте сформировалось несколько теологических центров (Гелиололь,. Мемфис,. Гермополь,. Фивы и др.). В каждом из них сформировалась своя космологическая версия, которая провозглашала творцом мира своего бога, других же богов трактовала как созданных им или таких, происходящих от него. Поэтому в. Древнем. Египте вряд существовала целостная религиозная доктрина (такое видение религиозной жизни с тародавних египтян во многом обусловлено также состоянием древнейших источников и противоречивым характером поздних религиозных текстовтів).

Религия древних египтян - это причудливое переплетение фетишизма и тотемизма, политеизма и монотеистических представлений, теогонии и космогонии, культа и противоречивых мифов. С первобытных религиозных представлений осо облил сильным в. Египте был тотемизм. Египтяне считали священного тотема своим первопредком, способным защитить их от всякой напасти или, наоборот, навлечь ее тотемное происхождение имели даже названия окр емих номов (Зайцев,. Антилоповий,. Оксиринхський т.д.). Каждый ном, каждое поселение имели своего тотема-покровителя, который служил существенным подспорьем для местного патриотизма, чтобы не сказать - шовинизма. Эти местные культы просуществовали на протяжении всех суток фараонов. Некоторые из них, в связи с развитием древнеегипетского общества и усложнением его политической структуры, становились общегосударственными и вшанов увались во всех номах общеегипетской признание получили прежде столичные культы и культы, связанные с ирригационным земледелием. Определенную централизацию их свидетельствовал также факт появления одного и того же бога сразу в нескольких ипостасях. Так, солнечное божество в разные часы дня выступало в разных ипостасях ("Я бог. Хепри утром, я бог. Ра полдень, я бог. Атум вечером"). Тенденция к синкретизации многих культов проявилась в. Египте так отчетливо, что, по мнению отдельных исследователей, древнеегипетская религия в своем магистральном развития тяготела к монотеизммонотеїзму.

В воображении древних египтян мир буквально кишел самыми богами и духами, которые олицетворяли священные животные, птицы, рыбы, насекомые. Египтологи насчитали в древнеегипетском пантеоне более двух и тысячи богов ю.

Египтяне обожествляли прежде всего тех представителей фауны, которые были чем-то полезны людям (например, уничтожали вредителей) или поражали их своей силой или странным образом жизни частности, богами стали лев, б ики. Апис,. Мневис и. Бухис, крокодил, гиппопотам, павиан, антилопа, газель, волк, собака, кошка, баран, корова, свинья, коза, ибис, гусь, гадюка, жаба, отдельные виды рыб, скорпион, многоножка, жук к. Скарабей, пчела и др.. Священных животных держали при храмах, по-царски чествовали их. Когда священное животное умирала, ее набальзамовувалы и хоронили на специальном кладбище (обезьян - в. Фивах, крокодиле в и быков - в. Мемфисе, кошек - в. Бубастис и. Саккара, ибисов - в. Гермополе т.п.). В отдельных городах в день гибели священного животного объявлялся общий траур. Даже неумышленное убийство священной т. Варин считалось ужасным святотатством и каралось смертностимертю.

Культ священных животных проявился в зооморфные изображения богов. Так, солнечного бога сначала изображали в виде льва или сокола, богиню. Сохмет - в виде львицы, лунного бога. Тота (его еще считали богом мудрости и письма) - в виде ибиса, охранника подземного царства. Анубиса - в виде шакала, бога войны. Випуата - в виде волка, охранниками лица фараона считали сокола, коршуна, гадюку и б. Джоли, самого же фараона изображали в виде сфинкса. Впоследствии египтяне перешли на антропоморфную иконографию своих богов, часть которых они напиволюднилы (изображали с телом человека и головой животного ч и птицы), других же (Озириса,. Пта,. Амона,. Хонсу,. Мин,. Атум,. Исиду и др.) подвергли полной антропоморфизации. Такие изменения в иконографии египетских богов произошли, по мнению одних исследователей, под влияние ом более совершенных иностранных религий, по мнению же других - вследствие усложнения социальной структуры, рост зависимости индивида от обществства.

В. Древнем. Египте развился культ воды. В воображении египтян сам вселенная возник из первобытного водного хаоса - божества. Нун. Воду египтяне населяли полчищем духов, которыми верховодил крокодилоголовий. Собко реку. Нил они не обожали, но обожали ее разлив -. Хапи (его изображали в виде толстяка с дарами земли для богов). Впрочем, культ воды в. Египте всегда уступал своему значению солярном шаров вые. В этом не было ничего удивительного, ведь для египетского земледельца главной угрозой были не разгул водной стихии, а летняя засуха, горячие ветры пустынистині.

древним солярным культом в стране был. Ра, центральное святилище которого находилось в. Гелиополе. Когда. Гелиополь стал загальноегы петським религиозным центром,. Ра возглавил египетский пантеон, слив ся п постепенно с одним из архаичных египетских богов. Гором в единый культ. Ра-горах из-за преобразования. Фив в столицу. Египта пантеон возглавил фиванский солярный культ. Амона, который затем слился с. Ра в синкретического. Амон-Ра солнцепоклоннические реформа. Эхнатона преподнесла временно солярный культ. Атона на роль вселенского божества. Некоторые ученые высказывали мнение, что. Египет в середине II тыс. до н е с у сих тогдашних ближневосточных цивилизаций был наиболее готов к монотеистической реформы. Все же смелая реформа. Эхнатона натолкнулась на непреодолимое препятствие - свойственный религии консерватизм и сопротивление оп ливов столичного жречества"Вместо идею монотеизма подхватили и развили полукочевые семитские племена древних евреев, на определенный срок судьба свела с великой империей фараонов"в религиозной в жизни страны все вернулось на круги своя - обесславлен фараоном-реформатором. Амон вновь возглавил древнеегипетский пантеонй пантеон .

Особое место в религиозно-мифологической культуре древних египтян занимал цикл мифов и ритуалов, связанных с богом подземного царства. Озирисом. Центральное святилище. Осириса содержалось в. Абидосе, о оте его культ почитался во всех египетских номах и в вассальных странах. Восточного. Средиземноморья 'я.

Мифы о. Озириса запутанные и противоречивые. В них доминируют три темы: политическая (миф о поединке между. Озирисом и. Сетом отражал борьбу между. Верхним и. Нижним. Египтом, следствием которой было создание един ной египетской монархии), земледельческая (египтяне связывали с. Озирисом смену вегетационного и мертвого периодов в жизни природы) и эсхатологическая (Озирис творил посмертный суд, вознаграждая правед рабочих и наказывая грешников). Мифами о. Озириса египтяне объясняли также традицию кровосмешения в царской семьині.

Один из мифов рассказывал, будто. Озирис был зачат богом земли. Гебом в утробе богини неба. Нут, жены. Ра. Когда. Ра узнал об этом, он обалдел от ярости и поклялся, что не будет такого месяца и дня, к если бы неверная. Нут смогла разродиться бы. Нут могла рассчитывать лишь на поддержку. Геба, ей бы после этой клятвы. Ра было несладко, но среди небожителей нашлись и другие, готовы защитить ее от разгневанного. Ра. Бог мудрости. Тот выиграл у лунного бога в кости 1/72 часть суток и составил из этих частиц пять полных суток, включив их в календарного года (таким образом миф, кстати, объяснял ос обливости древнеегипетского календаря). В эти дополнительных суток проклятие. Ра не действовало, и. Нут поспешила родить богов. Осириса,. Гора-старшего,. Сета и богинь. Изиду и. Нефтида. Впоследствии. Изида стала дружи ной. Озириса, а. Нефтида - женой. Сета. Злой. Сет, проникнут черной завистью к. Озириса, коварно убил брата и бросил его изуродованный труп в. Нил. Волны прибили останки. Осириса до финикийского м. Библ где их нашла убитая горем. Изида. Вдова с помощью шакалоголового бога. Анубиса набальзамувала тело. Озириса, магическим способом зачала от него сына. Гора-младшего, которого втайне от. Сета, выглядела в по. РОСТО. Дельты. Когда. Гор подрос, он убил. Сета и оживил отца, которого поставил властелином"западных областей"- царства мертвых. Культ воскресшего. Осириса стал в. Египте основой заупокойного культа и видиг равав в религиозной жизни населения большую роллеабияку роль.

Вера египтян в загробную жизнь была особенно устойчивой. В их воображении воскресала не только душа, но и тело, чтобы на этот раз существовать пожизненно. У каждого человека есть бестелесные души-двойники (Ка,. Ба и другие). Небижч чик воскреснет на том свете, если они сольются со своей телесной оболочкой. Отсюда - обычай набальзамовуваты покойников и строить им монументальное вечное жилище - гробницу всякий случай египтян и ставили в специальной замурованной ниши гробницы статую покойного, в которую, если мумия не сохранится, могли вселиться. Ка и. Ба. Ученые считают, что стойкую веру египтян в воскресение души и тела могло пор одиты превосходную сохранность трупов в раскаленных песках пустыни (археологи нередко находят тела египтян, умерших задолго до изобретения способа бальзамированиявання).

Характерно, что символами вечного посмертного жизни служили в. Древнем. Египте дерево или букет цветов. Существует мнение, что наш обычай дарить цветы имеет древнеегипетское происхождение, хотя египтяне, на в отличие от нас, вкладывали в него глубокий сакральный содержательныет.

Древние египтяне имели смутное представление о потустороннем мире. Он находился где-то на западе, в. Ливийской пустыне, в виде райских полей. Иалу (от них, кстати, происходит название одной из самых красивых х улиц. Парижа -. Елисейские. Поля). На полях. Иалу воскресшие отдыхают душой и телесно, потому что там нет ни врагов, ни соперников, поэтому нет необходимости вести постоянную борьбу за существование. Тот, кто потр. Апля на них, ведет там привычный земной образ жизни-готовит землю под засев, выращивает хлеб и т.д.. Не приходится ему потеть на ирригационных работах, потому поля. Иалу уже застроены каналами и дамбами. Тот, кто н е горит желанием работать физически, может сидеть, сложа руки, только родственники не забыли положить в гробницу ушебти - глиняные статуэтки слуг, которые волшебным способом оживут и выполнять за сиб. Арита покойного всю черную роботоботу.

В воображении древних египтян жизни и смерти - берега одной реки. Умереть - значит переселиться на другой берег реки. Свои жилища египтяне строили на правом берегу. Нила, а гробницы - на левом

В. Древнем. Египте впервые появилась идея о воздаянии по делам человека, которая затем стала стержневой в мировых религиях. В 125-й главе"Книги мертвых", составленной жрецами в эпоху. Нового. Царства, йш. Шлос о суде. Осириса. Озирис взвешивал на специальных весах душу покойника и пропускал ее на поля. Иалу лишь в том случае, если на ней не висел груз ни с 42 смертных грехов, иначе душу грешную ка тут же пожирала страшная уродина. Аммат. Однако высоконравственного идею о воздаянии за дела человека египтяне исповедовали непоследовательно. В"Книге мертвых"находим советы, как можно обмануть. Озириса и сдобу ты вечное блаженство несмотря всю тяжесть земных грехов"Так были уничтожены высокие моральные достижения, - замечал по этому поводу египтолог, - и"Книга мертвых"свидетельствует одновременно и о их наличии, и о их печальную судьбудолю".

Дорого, очень дорого обошелся древним египтянам культ мертвых. Беспримерное в истории каменное строительство пирамид, скальных гробниц и храмов осуществлялось именно для нужд этого культа, о котором ег гиптянин заботился чуть ли не больше, чем о своем земном жизни. В этом, по мнению египтологов, в значительной мере"провинился"географический фактор, ведь"сама природа страны освободила египетский народ от многих с крут, постигших другие народы, она же повлияла и на его религиозные взгляды, которые заключались в том, что пребывание человека на земле мимолетное и преходящее, а настоящее, вечную жизнь наступает лишь после физической й смертиерті".

Конечно, религиозная жизнь в. Древнем. Египте не было безоблачным, свободным от еретических учений, даже элементов религиозного скепсиса. Свидетельством этого было появление таких свободомыслящих произведений, как"Песня я арфиста"и"Беседа разочарованного со своей душой", в которых высказываются сомнения относительно посмертного воскресения и эпикурейские призывы"жить по велению своего сердца", в свое удовольствие. Авторы этих произведений не противопоставляли религиозной мировосприятию свое понимание миропорядка, ограничившись лишь выпадами против отдельных аспектов официального вероученияня.

С развитием египетской государственности религии отводилась специфическая роль - все больше удовлетворять идеологические потребности властных структур, о чем ярко свидетельствует совершенстве разработана жречеством систем ма обожание власти фараона и, разумеется, собственной власти, а также появление у древних египтян идеи о воздаянии по делам человека, было уже бесспорным вмешательством в сферу социальной этик.

В отличие от царя шумерского, вавилонского или ассирийского, египетский фараон считался не представителем богов, а самим богом (при жизни -. Гором, после смерти -. Озирисом):"Через фараона утверждает ется на земле божественный порядок, в нем одном сосредоточены силы, поддерживающие экономический, общественную и политическую жизнь государства. Он поддерживает маат (миропорядок) и делает опасным для жизни подданных, заставляя бежать варваров и утверждая свою власть во всей долине. Нила. Он один имеет сверхъестественную силу, которая неизменно приносит ему победу на поле боя и делает его мудрым в политике. Посвященный в все тайны и наделен высокой культурой фараон посредством искусства и религиозных обрядов поддерживает жизнь богов богів".

Религия и мифология древних египтян существенно повлияли на духовный мир других древних народов. Передней. Азии, прежде восточно средиземноморских частности, жители финикийского м. Библ ушановува али культ. Осириса, а древние евреи устраивали похороны на египетский лад, их племенной бог. Яхве, как и египетский демиург. Пта, создал мир с помощью божественного слова. Античный мир такой же испытал влияние египетской религии, особенно в плане честь культа. Изиды, храмы которой существовали в ряде городов. Греции и. Рима, а также в. Галлии,. Испании и. Британии. Некоторые ученые считают, что и христиан ское учение о воскресении после смерти, о страшном суде, о. Троице т.д. также египетского происхожденияення.

uchebnikirus.com