Древний мир семинар. Дисциплина: «история мировых цивилизаций» Темы семинарских занятий Тема №1 «Цивилизации Древнего мира»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Содержание курса. Древний мир семинар


А. И. Попов

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Методическое пособие

Самара 2012

Печатается по решению редакционно-издательского совета

А. И. Попов. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА.

Методическое пособие для студентов I курса.

Самара, 2012 – 28 с.

Рецензент: доктор исторических наук, профессор И.Г. Гурин

(кафедра всеобщей истории СГУ)

Методическая разработка составлена в соответствии с программой по истории древнего мира для исторических факультетов педагогических университетов. Она содержит вводное разъяснение целей и форм практических занятий, список хрестоматий по истории древнего мира, темы и планы семинарских занятий, списки источников и литературы, методические указания, конкретизирующие задания по каждому пункту плана. Методические рекомендации помогают студентам рационально организовать самостоятельную подготовку к занятиям, способствуют формированию навыков работы с источниками и научной литературой. Разработка может быть использована также в процессе выполнения контрольных работ и при подготовке к экзаменам.

© А. И. Попов, 2006

© Тольятти, 2006

Цель и формы семинарских занятий по истории Древнего мира

Задачей данного пособия является помощь студентам дневного и заочного отделений в подготовке к практическим занятиям, а также при самостоятельном изучении ими источников в процессе выполнения контрольных и курсовых работ, при подготовке к экзаменам. В то же время оно, освобождая преподавателя от затраты учебного времени на методические разъяснения и советы по заданию, позволяет посвятить все занятие непосредственной работе над источниками.

Семинарские занятия являются одной из важнейших форм работы со студентами. Проведение этих занятий имеет следующие цели: - углубление и закрепление знаний по ряду узловых проблем, содержащихся в лекционном курсе по истории древнего мира; - привитие студентам навыков самостоятельной работы с различными видами источников, специальной и учебной литературой; - приобретение ими навыка изложения изученного материала, то есть умения составлять четкий план по теме, систематизировать материал и делать итоговый вывод; - освоение техники цитирования источников и научной литературы, оформления научного аппарата (сносок и ссылок).

Следует сразу сказать о трудностях, с которыми неизбежно столкнется первокурсник на семинарских занятиях. Во-первых, сведения по древней истории, причем самые элементарные, он получил подростком 11-12 лет в 5-6 классе, к тому же, за последующие годы и эти скромные знания в значительной мере забываются. И, наконец, надо учитывать, что история древнего мира преподается на I курсе, когда студенты еще недостаточно знакомы с основами исследовательского подхода к фактам и основными методами исторической науки. В силу этого перед студентами I курса стоят две основные задачи: овладение фактическими знаниями и теоретическая подготовка в области исторических методов исследования.

Специфика исторического познания такова, что сами исторические факты, поскольку они принадлежат к прошлой реальности, можно добыть только из источников. Поэтому основной задачей семинарских занятий является обучение студентов критическому разбору различных по характеру источников, анализу их с позиций исторической методологии. Работа на семинаре предполагает предварительную подготовку студентов.

Подготовку необходимо начать с изучения важнейших теоретических понятий, которыми пользуется историческая наука, как-то типы социальных групп, сословия, эксплуатация, владение, собственность, социальные статусы, этнос, государство, цивилизация, древневосточная деспотия, сельская община и др., в соответствии с характером изучаемой темы. Затемследуетознакомиться с общими сведениями об эпохе и стране, для чего нужно прочитать лекционный материал и соответствующие главы в рекомендованной учебной, научной и справочной литературе. После этого можно приступать к следующему, основному этапу работы, изучению источников по теме. Как следует анализировать источник?

Характеристику источника условно делят на два этапа. Первый, так называемая внешняя критика источника, заключается в описании его внешнего вида, материала, из которого он изготовлен, степени его сохранности, места и времени создания, установлении авторства. Желательно определить ценность источника, указать, какие стороны жизни он отражает (экономику, социальную сферу, сословное деление общества и т.д.), к какому типу источников может быть отнесен, степень его достоверности.

Следующий, более углубленный этап анализа именуется внутренней критикой источника. Необходимо составить представление об авторе изучаемого документа, его сословной принадлежности, мировоззрении, политической ориентации; выяснить цели, поставленные автором при написании данного сочинения, его отношение к изображаемым событиям, степень непосредственного участия в них и т.д. При этом нужно учитывать время, в которое он жил и временной промежуток, отделяющий автора от описываемых им событий. Очень важно выявить тенденциозность автора, каковая может выражаться в одностороннем подборе фактов, в их интерпретации и оценке. В источниках часто содержится мифологический, легендарный материал, который следует отделить от реальных событий и фактов. Если на семинаре используется несколько источников, весьма важно сравнить их, отметив, где они освещают события одинаково, а в чем расходятся. Подумайте о причинах этих расхождений и попытайтесь ответить, какой из источников и почему заслуживает большего доверия.

После характеристики источника приступайте к анализу его по пунктам рекомендованного плана, систематизируя материал отдельных вопросов и делая конкретные выводы. При подготовке ответа по отдельным пунктам плана пользуйтесь конкретными методическими указаниями, приложенными к плану каждого семинара. Они помогут Вам правильно и рационально ставить вопросы к источнику и получать ответы на них. При этом помните, что "половина ответа содержится в вопросе". Очень важно научиться извлекать информацию даже из самых незначительных по объему отрывочных данных, искать не только прямые, но и косвенные свидетельства, памятуя афоризм известного историка В.О. Ключевского: "Торжество исторической критики - из того, что говорят люди известного времени, подслушать то, о чем они умалчивают".

Разумеется, анализ отрывочных сведений очень сложен, но методически полезен, поскольку приучает студента утилизировать даже самые скромные данные. При ответах на частные вопросы документы желательно цитировать, можно пересказывать, но в любом случае необходимо давать точную ссылку. Так, в судебнике Хаммурапи и в других законах надо указывать номер статьи, таблицы, в сочинениях античных авторов - номер книги, главы или параграфа и т.д. Если источник не разделен на параграфы, можно назвать страницу практикума или хрестоматии, где он опубликован.

Практические занятия проводятся в различных формах, которые постепенно усложняются. Вначале это коллективное чтение и комментирование источников, обсуждение отдельных вопросов по заранее заданному материалу. 3адания студентам здесь строго конкретны, невелики по объему, но обязательно требуют самостоятельного поиска. Например, сравнить несколько точек зрения по одному вопросу, уяснив при этом логику рассуждений авторов; показать, какое из мнений представляется наиболее убедительным и почему. После того, как студенты приобрели некоторые навыки работы с источниками и литературой - преимущественно в конце первого семестра - форма занятия меняется. Начинается подготовка, чтение и обсуждение письменных докладов или рефератов, чаще всего по одному из пунктов плана. Каждый студент обязан либо написать доклад, либо выступить оппонентом и принять участие в его обсуждении. Устное выступление докладчика должно быть строго продумано, и занимать не более 10-15 минут. Обычно же нами применяется смешанная форма проведения семинара, когда чтение 1-2 докладов и их обсуждение сочетается с опросом прочих студентов по остальным вопросам.

Предлагаемые темы практических занятий далеко не исчерпывают всего курса истории Древнего Востока. Выбор их определялся методологической и методической значимостью, а также наличием и состоянием источников, доступных для изучения на I курсе. Тематика, предлагаемая в пособии, рассчитана на большее, нежели предусмотрено учебным планом и реально выполнимо, количество часов практических занятий. Это вызвано желанием составителя, предоставить студенту возможность самостоятельно изучить отдельные темы, а преподавателю - варьировать из года в год темы семинаров в зависимости от контингента студентов и меняющейся научной актуальности тех или иных проблем. Большинство тем рассчитано не на одно, а на несколько занятий.

Изучение Раздела I. Древний Восток рекомендуется начинать с первых трех тем, работа над которыми представляет для учащихся меньшую трудность ввиду ограниченного привлечения научной литературы и однотипности изучаемых источников в рамках одного этногеографического региона. После того, как учащиеся получат необходимый начальный опыт работы с источниками и научными трудами, можно переходить к более сложным для изучения темам 4, 5, 7 – на выбор преподавателя. Тема 6 и методические указания к ней сформулированы так, чтобы достичь среднего уровня сложности для студента.

Пособие включает темы практических занятий, их примерные планы, списки источников, литературы и методические указания. Принятые в нём сокращения таковы: ВДИ - Вестник древней истории, ВИ - Вопросы истории, ПИШ – Преподавание истории в школе, УЗ – Учёные записки. Основными (базовыми) хрестоматиями для обоих разделов курса - Древний Восток и античность - являются следующие издания:

Хрестоматия по истории древнего мира. Под ред. В.В. Струве. Т. I-III. М., 1950-1953

Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М., 1963

Хрестоматия по истории древнего Востока.Под ред. М.А. Коростовцева. Ч. 1-2. М., 1980

История Древнего Востока. Тексты и документы. Под ред. В.И. Кузищина. М., 2002

Хрестоматия по истории древней Греции. Под ред. Д.П. Каллистова. М., 1964

Хрестоматия по истории древнего Рима. Под ред. С.Л. Утченко. М., 1962

Хрестоматия по истории древнего Рима. Под ред. В.И. Кузищина. М., 1987

Желательно пользоваться именно этими, базовыми хрестоматиями, как наиболее полными из доступных сборников источников. В случае их отсутствия, можно использовать также хрестоматии и практикумыиз приведенного ниже списка, но в них часть источников приведена неполно, а некоторые и вовсе отсутствуют.

Тематическая хрестоматия по истории древнего мира. Вып. 1. М., 1963.

Практикум по истории древнего мира. Под ред. И.С. Свенцицкой. Вып. 1. Изд. 3-е. М., 1981

Хрестоматия по истории древнего мира. Под ред. В.Г. Боруховича. Саратов. 1973

Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителей. Изд. 2-е. М., 1987

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1973

Хрестоматия по истории древнего мира: Эллинизм. Рим. Под ред. В.Г. Боруховича. М., 1998

studfiles.net

«история мировых цивилизаций» Темы семинарских занятий Тема №1 «Цивилизации Древнего мира»

Вопросы

  1. Возникновение и развитие речных цивилизаций Месопотамии и Древнего Египта. Роль географического фактора в становлении и развитии речных цивилизаций Египта и Месопотамии.

  2. Древневосточная деспотия как первая форма государственности на Древнем Востоке.

  3. Духовный мир человека в начале цивилизационного развития человечества. Культура Древнего Египта (культ фараона, письменность, искусство, наука).

  4. Месопотамия как древнейший очаг человеческой цивилизации. (Шумеро-Аккадская культура, Вавилон, Ассирия)

Литература

Основная:

История мировых цивилизаций. Под научной редакцией доктора философских наук, профессора Г. В. Драча, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.

История и культурология. Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко, «Логос», 2000.Культурология. История мировой культуры / Под ред. Проф. А,Н. Марковой. М., 2010. Васильев Л.С. История Востока. М., 1993. Т. I. Гл. 3, 4, 5, 6. Древние цивилизации. М., 1989. Гл. 2, 3, 5. История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. 2-е изд. М., 1988. История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова. Т. I.

Дополнительная:

Дьяконов И.М. Люди города Ура. М., 1990. Жак К. Египет великих фараонов. М., 1992. Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986. Керам Х. Боги, гробницы, ученые (любое издание). Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1991. Культура Древнего Египта. М., 1976. Опенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М., 1980.

Тема №2 «Античная цивилизация»

Вопросы

  1. Особенности становления и развития Афинского полиса (экономическая жизнь Афинского полиса, социальные отношения в Афинском полисе, политическое устройство полиса)

  2. Мифология как отражение картины мира и античная культура.

  3. Зарождение научного мышления и начала наук.

  4. Художественная культура эллинов в контексте развития мировой культуры.

Литература

Основная

История мировых цивилизаций. Под научной редакцией доктора философских наук, профессора Г. В. Драча, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.

История и культурология. Н.В.Шишова, Т.В.Акулич, М.И.Бойко, «Логос», 2000.

Гребенюк А.В. Цивилизации античного мира и средневековой Европы. М., 1997. Гл. 4, 6. Древние цивилизации. М., 1989. Гл. XVI. История древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1996. Гл. 11-13. История древнего мира / Под ред. М.И. Дьяконова (любое издание). Т. 2. Лекция 9.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.,1990.

Дополнительная

Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. Античность: история и культура. Т. 1. М., 1994. Гл. 8-10. Античность как тип культуры. М., 1988. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.,1988. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М.,1995. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. М.,1994. Гл. 2-4, 14. Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. Античность: история и культура. М., 1994. Т. 1. Гл. V-VI, IX. Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы. СПб., 2000.

studfiles.net

Всеобщая история. Избранные курсы - Содержание курса

ЛЕКЦИИ 

(34 часа)

Представленный ниже план лекций приведён с целью показать студенту общий замысел лекционного курса и помочь легче ориентироваться в материале. Он также может использоваться в качестве плана при самостоятельной подготовке материала для экзамена и как методическое пособие при его сдаче. В случае необходимости в более подробных характеристиках того или иного сюжета, студент может обратиться к специальному методическому пособию: Крих С.Б., Ротермель Л.Р. История древнего мира. Методические указания по подготовке к экзамену (для студентов дневного и заочного отделений исторического факультета направления 030600.62 – «История»). Омск, 2011. 76 с. Основные термины и персоналии указывают на тот круг понятий, который должен быть освоен студентом к моменту сдачи экзамена; без ориентации в указанных понятиях полноценный ответ по той или иной теме может оказаться существенно затруднён.

В случае обнаружения сложностей с подготовкой (например, если лекции были пропущены или плохо законспектированы), студент должен ознакомиться с избранной литературой, приведённой в конце каждой темы. Следует сказать, что точки зрения даже тех авторов, что попали в избранную литературу, могут существенно расходиться по ряду вопросов, и тем не менее их чтение и сопоставление всегда будет полезным.

Общая литература к курсу представлена в первую очередь исходя из принципов доступности, поэтому учебники под ред. В.И. Кузишина указаны в списке, хотя и не могут быть признаны идеальными для подготовки; то же отчасти касается и курса лекций по истории древнего мира под редакцией И.М. Дьяконова и др., которые значительно устарели с фактической и теоретической точек зрения.

Общая литература ко всему курсу:

Вигасин А.А. История древнего Востока. М., 2006.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2007 (или другое издание).

История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2005 (или другое издание).

История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2007 (или другое издание).

История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. М., 1989. Ч. 1-3.

Карпюк С.Г. Лекции по истории древней Греции. М., 1997.

I. Введение в историю древности

II. Эволюция восточных цивилизаций

III. Древняя Греция

IV. Древний Рим

storiamondiale.mozello.ru

История древнего мира - Семинар 3-4

Семинар 3- 4. Особенности доктрины и культа раннего христианства.

 

  1. Проповедь Христа. Смысл слов Христа «Царствие Божие внутри вас». Значение материальных и духовных богатств для христианина. Причины существования правила «Не противься злому».
  2. Апостольский период. Начало миссионерской деятельности первых христиан. Деятельность апостола Павла. Складывание иудео- и языческо-христианских общин на территории Римской империи. Формирование их иерархической структуры.
  3. Характеристика учения основных конкурентов христианской религии (митраизм, неоплатонизм, герметизм, гностицизм, манихейство) и проблема их взаимовлияния.
  4. Складывание христианского богословия (Антиохийская и Александрийская школы) в борьбе с языческими культами и первыми ересями II-III вв. Апологеты и ересиологи II-IV вв. (Ориген, Иустин, Тертуллиан). Одновременно с формированием христианской картины мира (религиозной и мифологической) стала формироваться и христианская религиозная наука – богословие, призванная рационально объяснить иррациональные вещи. Богословие рождалось в полемике с авторами-язычниками или атеистами, защищая право на существование новой религии (апологетика) или стремясь ликвидировать противоречия в формирующейся доктрине и укрепить единство верующих (патристика и ересиология). Необходимо представить круг проблем, которые решало то или иное направление раннехристианского богословия, основные положения учений наиболее известных отцов Церкви, причина эволюции их взглядов (как, например, в случае Тертуллиана).
  5.  Теология Августина Аврелия Блаженного. Вершиной античного христианского богословия, и в то же время началом богословия Средневековья, считается Августин Блаженный, разработавший главные темы и поставивший основные проблемы христианской философии и теологии (триединство Бога, свобода воли, существование греха, благодати и др.).
  6. Складывание христианской догматики. Символы веры (Римский, Апостольский, Никейский). Деятельность раннехристианских богословов способствовала формированию христианской догматики, формулированию основных догматов, определивших дальнейшее развитие христианской религии на многие века. Эти догматы были сведены воедино в так называемых Символах веры (Римском, Апостольском, Никейском). Необходимо объяснить причину существования нескольких символов веры, показать историю их появления и разработки, полемику по их поводу. Сравнив эти символы, необходимо объяснить причины различия в их содержании.
  7. Превращение христианства в государственную религию Римской империи. Деятельность Константина Великого и других христианских императоров. Завершение складывания иерархической структуры христианской церкви. Борьба с донатизмом.

 

Литература:

1. Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. Л., 1964.

 2.   Фрэнкель С. С. Христианство. Путь к спасению // Религиозные традиции мира. – Т. 1. – М., 1996.

3.   Гонсалес Хусто Л. История христианства. – Т. 1-2. – СПб., "Библия для всех", 2001.

4.   Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства (1933). – М., Издательство политической литературы, 1990.

5.   Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. – Т. 1-2. – М., 2000.

6.   Кубланов М. М. Новый завет. Поиски и находки. – М., 1968.

7.   Свенцицкая И. С. Запрещенные евангелия. – М., 1965.

8.   Апокрифы древних христиан. – М., 1989.

9.   Апокрифические апокалипсисы. – СПб, Алетейя, 2000.

10. Кубланов М. М. Иисус Христос – бог, человек, миф? – М., 1964.

11. Крывелев И. А. Что знает история об Иисусе Христе? – М., 1969.

12. Зелинский Ф. Из жизни идей. – Т. 3 – Соперники христианства. – СПб., 1998.

13. Трофимова М. К.. Историко-философские вопросы гностицизма. – М., 1979.

14. Бычков В. В. Эстетика поздней античности. – М., 1981, гл. 2. (об отношении христиан к античной культуре)

15. Луконин В. Г. Культура Сасанидского Ирана. – М., 1969.

16. Робертсон Дж. Евангельские мифы. – М., 1923.

17. Византийские легенды. – Л., 1972.

18. Габинский Г. Критика христианской апологетики. – М., 1967.

19. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – М., 1979.

20. http://www.philosophy.ru/library/origen/index.html (Ориген. О началах)

21. Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. – М , 1992.

22. Федосик В. А. Киприан и античное христианство. – М., 1991.

23. Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – Т. 2. – М., 2001.

24. Андреев Г. Христианство и проблема свободы. – М., 1965.

25. Столяров А. А. Аврелий Августин // Аврелий Августин. Исповедь. – М., 2000.

26. Писания мужей апостольских. – Рига, 1992 («Дидахе»).

27. Бедуелл Ги. История церкви. – М., Издательство «Христианская Россия», 1996.

28. Добшюц Э. фон. Древнейшие христианские общины // Раннее христианство. – Т. 1. – М., 2001.

29. Голубцова. У истоков христианской церкви. – М., 1967.

30. Воропаева К. Л. Кто такие апостолы? – Л., 1973.

31. Аман А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан. – М., 2003.

hcm.ucoz.ru

История древнего мира - Семинар 1

Семинар 1. Доктрина и культ буддизма.

1.  Представление о мире в буддизме. Гора Меру и четыре континента. Мандала – графическая модель вселенной. Закон кармы, или закон воздаяния. Понятие кармы и ее зависимость от образа жизни и мыслей.

2. Священные писания буддизма. Значение образного слова в буддийском учении. Особенности содержания священных буддийских текстов: Дхаммапада, Гирлянда джатак, Алмазная сутра. Притча об отрекшемся от учителя. Трипитака, части Трипитаки, значение Трипитаки в буддийском учении.

3. Священные сооружения буддистов. Ступы, их назначение и внешний вид. Реликвии буддизма. Первые ступы. Ритуал и правила паломничества к ступам. Храмовые сооружения – чайтья. Назначение, внешний вид и внутреннее убранство. Ритуальные обходы вокруг святыни. Пещерные храмы Центральной Азии. Скульптура и живопись.

4. Основные направления буддизма: Махаяна и Хинаяна. Единое и отличное. Спор о сущности Будды и средствах достижения нирваны. Мудрец Нагарджуна и его учение о пустоте и иллюзиях. Притча «В чем разница?».

5. Тибетский буддизм. Особенности тибетского буддизма. Четвертая драгоценность буддизма — учитель. Значение ламы в тибетском буддизме, иерархия лам, ученая степень геше. Красношапочная и желтошапочная школа в тибетском буддизме. Лама Дже Цонка́па.

6. Тибетский буддийский монастырь: архитектура и внешний вид, повседневная жизнь монастыря, соблюдение религиозных традиций, паломничество, молитва.

 

 

Литература:

1.   Ольденбург С. Ф. Культура Индии. – М., 1991.

2.   Радхакришнан С. Индийская философия. – T. I. – M., 1956.

3.   Лестер Р. Ч. Буддизм. Путь к нирване // Религиозные традиции мира – Т. 2. – М., 1996.

4.   Арья Шура. Гирлянда джатак. Пер. О. Волковой. – М., 1962.

5.   Дхаммапада. Пер. В. Топорова. – М., 1960.

6.   Ашвагхоша. Жизнь Будды. – М., 1990.

7.   Бонгард-Левин Г. М. Будда и основы его учения // ННИ, № 4, 1992.

8.   Бонгард-Левин Г. М. Палийский канон как исторический источник // ВДИ, № 2, 1995.

9.   Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. – М., 1994.

10. Индийская культура и буддизм. – М., 1972. (статья Топорова В. о мадхьямиках)

11. Корнев В. И. Буддийская космология // Религии мира, 1983. – М., 1983.

12. Иэнага Сабуро. История японской культуры. М.,1972.

13. Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М.,1980.

14. Сэнсом Дж. Япония. Краткая история культуры. СПб., 1999.

15. Горегляд В. Н. Японская литература VIII-XVI вв. Спб.,1997.

16. Гришелева Л. Д.Формирование японской национальной культуры. Конец XVI-начало XX века. М.,1986.

17. Мещеряков А. Н. Буддизм и синтоизм в древней Японии // Там же.

18. Буддизм в Японии. – М., 1993.

19. Померанц Г. С. Дзэн и его наследие // Народы Азии и Африки, 1964, № 4.

20. Фаченна Д. Проблемы священной буддистской архитектуры // ВДИ, № 2, 1993.

21. http//: buddhism.org.ru

hcm.ucoz.ru

История древнего мира - Семинар 11

Семинар 11. Православие.

1. Человек и Бог в православии. Основы православного вероучения. Святая троица. Учение о спасении.

2. Православное учение об иконопочитании. Почитание икон в Православии. Икона – неотъемлемая часть православного богослужения и Священного Предания. Специфика православной иконографии.

3. Культовая практика Православия. Храм – место церковного богослужения. Символическая связь формы храма с христианским вероучением. Колокола и русский православный звон. Внутреннее устройство храма. Солея. Амвон. Клиросы. Архиерейский амвон. Аналой. Иконы. Иконостас. Алтарь.

4. Таинства. Смысл Таинств в Православии. Отличие православного понимания таинств от католического. Крещение. Миропомазание. Евхаристия. Покаяние. Елеосвящение. Священство. Таинство брака.

5. Церковный год в Православии. Юлианский календарь (старый стиль). Двунадесятые и великие праздники. Культ святых угодников Божиих. Типы святых. Всеправославные, общецерковные и местнопочитаемые святые. Посты – существенный элемент практики духовной жизни. Многодневные посты: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост. Однодневные посты.

6. Организация и управление Православной Церкви. Церковная иерархия. Три иерархические степени: епископы, священники, диаконы. Высшая власть в Церкви и органы церковного управления. Иисус Христос – Верховный Глава Православной Церкви. Поместные (автокефальные) церкви. Автономные церкви. Каноническое достоинство автокефальных церквей.

 

 

Литература:

  1. «Русская Православная Церковь» // Православная энциклопедия. М., 2000 (нулевой том).
  2. Лев Регельсон. Трагедия Русской Церкви. 1917—1953. // Париж, YMCA-Press, 1977. Москва, Крутицкое подворье, 1996, 2006.
  3. Николай Митрохин. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. // Издательство: Новое литературное обозрение, М., 2006.
  4. Митрополит Макарий (Булгаков). «История Русской Церкви». 12 томов. СПб, 1883.

 

 

hcm.ucoz.ru

История древнего мира - Семинар 18

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Форма входа

Семинар 18. Ислам в современном мире.

 

  1. Развитие ислама в первой половине ХХ в. Окончательное формирование трех основных течений в современном исламе: традиционализм, модернизм и фундаментализм. Использование исламскими религиозными авторитетами политических и социально-экономических теорий западных мыслителей. Проблема «исламского социализма» и его первые проявления (иранские революции). Ислам  в  ХХ  веке  пережил  свой  ренессанс,  который  проявился  и  в экономической,  и  в  политической  активизации  исламских  государств  и сообществ,  что  привело  к  активизации  и  идеологической  деятельности, призванной объяснить происходящие динамические процессы в государстве и  обществе  с  точки  зрения  традиционного  ислама.  Так  и  возникают  и развиваются  концепции «мусульманского  социализма»  и «исламской революции»,  связанные  с  национально-освободительным  движением мусульманских  народов  против  колониализма  и  неоколониализма. Необходимо  объяснить  причины  подобного  идеологического  обогащения традиционного  ислама,  проявившееся  в  обращении  к  социально-политическим  теориям и  терминологии  Запада, их  реальное  воплощение  в тех или иных исламских государствах Востока.
  2. Исламский модернизм во второй половине ХХ в. Особенности исламского модернизма. «Белые революции» (в Иране и др.) и проблема «вестернизации» мусульманских обществ. Современные  концепции «исламского  государства»  и «исламской экономики». Обретение мусульманскими  народами  собственной  государственности, попытки ее строительства в условиях отношений с мировым рынком и т. п. породили новые концепции о сущности и задачах «исламского государства» и «исламской экономики». Необходимо, прежде всего на примере Ирана и Пакистана, охарактеризовать основные принципы этих теорий, механизмы их воплощения  в  действительность,  действенность  их  и  результаты  на сегодняшний день.
  3. Современный исламский фундаментализм и проблема «исламского вызова» Западу. Иранская революция 1978 г. и аятолла Хомейни. Ближневосточная проблема с точки зрения религиозного противостояния.
  4. Современные концепции джихада и проблема исламского фанатизма (терроризма). Борьба  за  независимое  и  полноценное  существование  мусульманских народов  вылилась  в ХХ  веке  в  различные формы,  одной  из  которых  стал терроризм,  как  индивидуальный,  так  и  организованный,  вплоть  до государственного  уровня.  В  этих  условиях  идеологами  насильственной борьбы за свои интересы были сформулированы новые концепции джихада, основные  причины  и  принципы  которых  и  необходимо  проанализировать. Прямым результатом их провозглашения и проповеди стал рост исламского фанатизма, приводящего тысячи людей к смерти либо за грехи, либо за веру.

 

Поиск
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

hcm.ucoz.ru