Древний рим базилика. Три великие базилики Рима, христианство - экскурсия в прошлое
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Второе знакомство с романским стилем. Базилика. Древний рим базилика


Второе знакомство с романским стилем. Базилика

РОМАНСКИМ принято называть общеевропейский стиль, сложившийся в архитектуре и искусствесредневековья на рубеже двух тысячелетий. Традиционная датировка - X-XII века,но в настоящее время зарождение стиля иногда относят намного раньше - к VII - VIII вв. Здесь мы не будем углубляться в проблемы датировки, а попробуем выявить наиболее общие черты этого стиля.

Говоря о романской архитектуре мы прежде всего имеем в виду храмы. Уже с первых лет христианства преобладающим типом культовой постройки становится базилика.

Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, VI в. Фасад и интерьер. Это типичная раннехристианская базилика без трансепта.

Базилика - тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (3 или 5)нефов - продольных залов, разделенных столбами или колоннами. Центральный неф выше и шире боковых,освещается окнами второго яруса и завершается апсидой. Базилика в Древнем Риме являлась зданием для торговли и суда.С развитием христианства тип базилики стали широко использовать для строительства храмов. В перекрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции.План и разрез раннехристианской базилики.Перед входом - квадратный двор -  атрий.  В христианской архитектуре апсиды всегда ориентированы на восток.

Романская архитектура Италии в целом сохранила основные принципы раннехристианской базилики.

Это хорошо заметно на примере церкви Сан Систо в  Пизе, XI в.

File:Chiesa di san sisto, pisa interno.JPG

В церкви Сант Амброджо в Милане сохранился даже атрий.

Уже в конце 4 века в восточной части базилики появляется поперечный неф - трансепт.Базилика Св. Петра. Рим. Ок.400 г. Реконструкция.

Базилика приобретает форму латинского креста, в отличие от равноконечного греческого, распространенного в  Византии.1 - центральный НЕФ; 2 - ТРАНСЕПТ ;  3 - СРЕДОКРЕСТИЕ; 4 -    АПСИДАСредокрестие часто  венчает башня  или купол.

Реконструкция английского храма с двумя трансептами и без апсиды.

Деревянные перекрытия заменяются сводами - цилиндрическими или крестовыми,( с типами сводов можно познакомиться в верхнем посте сообщества)соответственно колонны, разделяющие нефы, заменяются мощными столбами.

Здесь центральный неф перекрыт крестовыми сводами.Над арками, разделяющими нефы, хорошо видны окна  трифория.

stilarhitekturi.livejournal.com

Базилика — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Базили́ка (бази́лика; греч. βασιλική — «дом базилевса, царский дом») — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика, являющемуся разновидностью зального храма.

Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения. О религиозном значении термина см. базилика (титул).

Древнеримские базилики

Римляне переняли этот тип строения у греков. Наиболее ранние известные примеры — базилика Порция (184 год до н. э.) и базилика Эмилия (179 г. до н. э.). При Цезаре было начато строительство базилики Юлия (54 год до н. э.), завершенное при Августе. В этих общественных зданиях проводили судебные процессы, решали финансовые вопросы, торговали. Гражданские собрания укрывались в базиликах от непогоды.

Строительство по типу базилики велось также в других городах Италии и римских провинциях. Так, в 120 году до н. э. была воздвигнута монументальная базилика в Помпеях. Она сильно пострадала при землетрясении в 62 году и к моменту извержения Везувия (в 79 году) так и не была восстановлена. Это самая старая базилика, руины которой сохранились до наших дней.

В IV веке базилика, до этого занимавшая в античном зодчестве довольно периферийное место, становится излюбленным типом константиновской архитектуры. Ранние базилики были перекрыты деревянной плоской крышей. Отлично сохранившийся пример — Aula Palatina в Трире (310). Первой базиликой, перекрытой каменным сводом, считается колоссальная базилика Максенция на Римском форуме (306—312 гг.)[1].

Раннехристианские базилики

Наиболее ранние из известных ныне церквей, специально построенных для христианских богослужений, соответствовали типу римской базилики, ибо тот не имел стойких ассоциаций с язычеством[2]. Тип базилики — наиболее распространённый тип христианского храма IV-VI веков и основной тип пространственной композиции продольных христианских храмов в последующие века[1].

После легализации христианства в 313 году началось массовое возведение церквей в Риме и за его пределами. При этом базиликальный тип постройки продолжал противопоставляться традиционному типу языческого храма. Четырехугольная конструкция с ориентацией по сторонам света вполне отражала христианские представления о мироустройстве. С функциональной точки зрения базиликальная постройка отличалась большой вместительностью, с символической точки зрения — напоминала своей протяжённостью корабль спасения (см. неф).

В отличие от своих языческих предшественников, раннехристианские зодчие делали упор на продольной вытянутости базилики от апсиды на востоке до входа (нартекса) на западе. Осевую композицию подчёркивали параллельные ряды колонн между нефами, над которыми надстраивались арки. Потолки, как правило, кессонировались.

В Восточной Римской империи до VII века господствовал тип базилики в три или пять нефов с расположенными на одной оси нартексом, экзотнартексом и атрием. Такие храмы были не так сильно вытянуты, как в Риме, и часто обстраивались с трёх сторон галереями. Примером может служить пятинефная базилика Святого Димитрия (V век).

Дальнейшая эволюция

Со времени Юстиниана в византийской архитектуре начинает преобладать идея купольности, проявившаяся уже в константинопольской базилике Святой Ирины (ок. 530 г.). В качестве основного типа византийского храма утвердилась компактная постройка с центрическим планом (крестово-купольный храм), хотя отдельные базиликальные постройки продолжали строиться в Греции вплоть до падения империи в середине XV века.

На западе Европы базилика продолжала оставаться базовым типом храма и в Средние века. В каролингских базиликах на смену колоннам пришли столбы (пилоны) прямоугольного сечения, были выделены трансепт и контрапсиды, а над средокрестием стали возводиться башни. По мере того, как над базиликами всё чаще надстраивались башни (вестверки), вместо былой протяжённости зодчие стали ценить вертикальную устремлённость храмов.

Это переосмысление эстетических установок получило дальнейшее развитие в романских и готических храмах. Для базилик XI-XII веков характерно членение протяжённого внутреннего пространства на ряд компартиментов. В районе Рейна распространился тип романской базилики с двумя хорами, на востоке и западе, причём вход располагался по сторонам в боковые нефы[1].

Возвращение к идее древней базилики проповедовали некоторые зодчие-эклектики XIX века; примером может служить базилика Святого Мартина в Туре. В США наиболее точным приближением к римской базилике считается Немецкая церковь в пенсильванском городке Маккиспорт, освящённая в 1888 году. На территории России нет ни одного базиликального храма классического типа (хотя в византийскую эпоху такие здания строились в Херсонесе).

Напишите отзыв о статье "Базилика"

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Doc. Ing. arch. Dr. Bohuslav Syrový, CSc. Architektura. — Praha: SNTL - Nakladatelství technické literatury, 1972. — С. 328.
  2. ↑ [www.pravenc.ru/text/77368.html Православная энциклопедия. Том IV. М., 2002. С.264-269]

Ссылки

Отрывок, характеризующий Базилика

– Отчего? – сказала Жюли. – Неужели вы думаете, что есть опасность для Москвы? – Отчего же вы едете? – Я? Вот странно. Я еду, потому… ну потому, что все едут, и потом я не Иоанна д'Арк и не амазонка. – Ну, да, да, дайте мне еще тряпочек. – Ежели он сумеет повести дела, он может заплатить все долги, – продолжал ополченец про Ростова. – Добрый старик, но очень pauvre sire [плох]. И зачем они живут тут так долго? Они давно хотели ехать в деревню. Натали, кажется, здорова теперь? – хитро улыбаясь, спросила Жюли у Пьера. – Они ждут меньшого сына, – сказал Пьер. – Он поступил в казаки Оболенского и поехал в Белую Церковь. Там формируется полк. А теперь они перевели его в мой полк и ждут каждый день. Граф давно хотел ехать, но графиня ни за что не согласна выехать из Москвы, пока не приедет сын. – Я их третьего дня видела у Архаровых. Натали опять похорошела и повеселела. Она пела один романс. Как все легко проходит у некоторых людей! – Что проходит? – недовольно спросил Пьер. Жюли улыбнулась. – Вы знаете, граф, что такие рыцари, как вы, бывают только в романах madame Suza. – Какой рыцарь? Отчего? – краснея, спросил Пьер. – Ну, полноте, милый граф, c'est la fable de tout Moscou. Je vous admire, ma parole d'honneur. [это вся Москва знает. Право, я вам удивляюсь.] – Штраф! Штраф! – сказал ополченец. – Ну, хорошо. Нельзя говорить, как скучно! – Qu'est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер. – Полноте, граф. Вы знаете! – Ничего не знаю, – сказал Пьер. – Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!] – Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость… – Qui s'excuse – s'accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца? – Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер. – Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником. – Ну что она, как? – сказал Пьер. – Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее… – Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая. – Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.] – Штраф! Штраф! Штраф! – Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина. В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась. «Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс. – Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти. – Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие. (Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.) – Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся? – Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней. – Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу. – Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив… – Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать… – Да я сделаю, я сейчас прикажу. Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул. – Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве. – Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила…

wiki-org.ru

Второе знакомство с романским стилем. Базилика: philologist

РОМАНСКИМ принято называть общеевропейский стиль, сложившийся в архитектуре и искусствесредневековья на рубеже двух тысячелетий. Традиционная датировка - X-XII века,но в настоящее время зарождение стиля иногда относят намного раньше - к VII - VIII вв. Здесь мы не будем углубляться в проблемы датировки, а попробуем выявить наиболее общие черты этого стиля.

Говоря о романской архитектуре мы прежде всего имеем в виду храмы. Уже с первых лет христианства преобладающим типом культовой постройки становится базилика.

Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, VI в. Фасад и интерьер. Это типичная раннехристианская базилика без трансепта.

Базилика - тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (3 или 5)нефов - продольных залов, разделенных столбами или колоннами. Центральный неф выше и шире боковых,освещается окнами второго яруса и завершается апсидой. Базилика в Древнем Риме являлась зданием для торговли и суда.С развитием христианства тип базилики стали широко использовать для строительства храмов. В перекрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции.План и разрез раннехристианской базилики.Перед входом - квадратный двор -  атрий.  В христианской архитектуре апсиды всегда ориентированы на восток.

Романская архитектура Италии в целом сохранила основные принципы раннехристианской базилики.

Это хорошо заметно на примере церкви Сан Систо в  Пизе, XI в.

File:Chiesa di san sisto, pisa interno.JPG

В церкви Сант Амброджо в Милане сохранился даже атрий.

Уже в конце 4 века в восточной части базилики появляется поперечный неф - трансепт.Базилика Св. Петра. Рим. Ок.400 г. Реконструкция.

Базилика приобретает форму латинского креста, в отличие от равноконечного греческого, распространенного в  Византии.1 - центральный НЕФ; 2 - ТРАНСЕПТ ;  3 - СРЕДОКРЕСТИЕ; 4 -    АПСИДАСредокрестие часто  венчает башня  или купол.

Реконструкция английского храма с двумя трансептами и без апсиды.

Деревянные перекрытия заменяются сводами - цилиндрическими или крестовыми,( с типами сводов можно познакомиться в верхнем посте сообщества)соответственно колонны, разделяющие нефы, заменяются мощными столбами.

Здесь центральный неф перекрыт крестовыми сводами.Над арками, разделяющими нефы, хорошо видны окна галереи - трифория (нижнее фото).

Трехнефная базилика с трансептом становится основным, наиболее популярным, но не единственным, типом христианского европейского храма.

Аббатство Клюни. Франция. X - XII в. Реконструкция пятинефной базилики с двумя трансептами.

Романские храмы строят чаще из камня.  Исключение составляет Италия, в которой наряду с камнем широко используется кирпич.Грубая кладка толстых стен делает храм похожим на крепость.

Мотив арки - один из наиболее распространенных элементов романской архитектуры.Церковь АпостоловДекоративные аркады украшают фасады храмов Германии, Италии, Франции и Англии.Кафедральный собор в Пизе.Еще одной новой чертой, отличающей романскую базилику от раннехристианской, является  конструкция и внешний облик западного фасада. Во Французской (но не только) архитектуре это часто две мощные башни, фланкирующие вход. Они еще больше роднят храм с оборонительным сооружением. Аббатство Паре-ле-Моньяль. Франция. XI в.

 

Фасад церкви Санкт Панталеоне в Кельне, X в.Особенностью немецких церквей является вестверк. Вестверк - монументальный западный фасад церквей, расположенный перпендикулярно главному нефу. Он состоит, как правило, из основной башни и одной или двух примыкающих башен.В вестверке находится главный портал и хоры. Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения.

Суровый облик романских храмов оживляют рельефы. Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция.  Это один из самых нарядных романских храмов. Его конструкция несколько отличается от базилики. Это так называемый зальный храм, в котором боковые нефы близки по высоте центральному.

боковой порталПерспективный портал кафедрального Собора в Генуе

1 - тимпан портала, 2 - архивольты портала

Аббатство Сен Фортунат в Шарльё, Франция."Страшный суд" - самая популярная тема тимпана главного западного портала. Декор  портала собора в Линкольне, Англия

Вторым по популярности местом расположения рельефов являются капители.

Капители населяют многочисленные животные и фантастические существа.Но библейские сцены тоже не редкость.Романская капитель может быть и без рельефа. Она имеет довольно характерную форму.

В Итальянской архитектуре раннехристианские традиции сохраняются вплоть до Эпохи Возрождения.Базилика здесь часто является частью комплекса, в который включены также баптистерий и кампанилла - колокольня.

Пиза. На первом плане баптистерий, его верхняя часть относится уже к готическому стилю;за баптистерием следует базилика и далее знаменитая пизанская падающая башня - кампанилла.

Первое знакомство здесь http://stilarhitekturi.livejournal.com/336598.html

philologist.livejournal.com

Три великие базилики Рима, христианство - экскурсия в прошлое

Наша экскурсия начнется в одном из самых древних районах Рима – Эсквилине, где  сохранились топографические характеристики древнего Рима. Издавна на Эсквилине проживали в основном простые люди, именно здесь возник знаменитый древнейший квартал Субурра. Он и ныне весьма своеобразен и резко отличается от многих античных кварталов Вечного города.

 

Собор Святой Девы Марии Великой

 

Санта Мария Маджоре - РимСлучилось так, что однажды, в самый разгар лета, 5 августа 356 года, на одной из трех вершин Эсквилинского холма - на Чиспии - выпал снег. Легенда гласит, что в жаркую августовскую ночь Папе римскому Либерию и одному из знатных людей Рима, некоему патрицию Джованни, во сне явилась Мадонна. Она попросила построить церковь на том месте, где на утро выпадет снег…

Чудо свершилось. Там, где лежал необычный августовский снег, построили базилику. И назвали эту папскую базилику Собором Святой Девы Марии Великой, или Санта Мария Маджоре. Базилика сохранила свои первоначальные размеры на протяжении веков. Светлая и торжественная, украшенная первым привезенным из Америки золотом и древними мозаиками V - XIII вв., она как чистая голубиная душа Святой Марии - материнская и женская. Все здесь повествует о Великой Матери и о Сыне. В Конфессии под главным алтарем хранится священная реликвия Собора - Ясли Христа, они состоят из пяти кусочков кормушки, куда был положен после рождения Иисус. Их привезла в Рим Святая Елена, мать императора Константина. Реликвия хранится в дорогой серебряной раке, выполненной по проекту Джузеппе Валадье. Многие века известные мастера украшали прекрасную Базилику: среди них - Фердинандо Фуга, Якопо Торрити и Джулиано да Сангалло, Доменико Фонтана и Джакомо делла Порта, Микеланжело и Арнольфо ди Камбио. Над оформлением работали мастера Космати, создавшие изумительный мозаичный пол Базилики. Но это еще не все. Здесь находится капелла Систина, а рядом с ней место, где покоится прах великого скульптора Бернини. Капелла Паолина поразит обилием и великолепием полихромного мрамора (мы узнаем, откуда он) и драгоценностей вокруг ценнейшего оклада одной из самых почитаемых икон Рима – образа Девы Марии, Salus Populi Romani.

Мы не спеша выйдем из Великой Базилики Святой Марии и направимся к другой, не менее важной и значимой, а вернее сказать, самой важной папской Базилике - Святого Иоанна Крестителя в Латеране.

 

Базилика Святого Иоанна Крестителя в Латеране

 

Базилика Святого Иоанна Крестителя в ЛатеранеОна является  Святейшей Патриаршей архибазиликой и Кафедральным собором города Рима. Здесь находится кафедра Епископа Рима (Папы), а также Папского трона. Эта Базилика главнее всех храмов мира. Об этом мы читаем над входом: “Святейшая церковь в Латерано, всех церквей Рима и мира мать и глава” - Mater et Caput. Базилика была построена императором Константином Великим во втором десятилетии IV века и была посвящена Христу Спасителю за полученную благодать после победы, одержанной над Максенцием.

История застройки этого района тесно переплетается с судьбами его обитателей. Мы узнаем, что находилось на месте, где сооружена Базилика, почему Константин выбрал именно это место для ее постройки и как развивался и изменялся в веках весь комплекс в Латеране.

Фасад современного собора выполнен по проекту знаменитого флорентийского архитектора Алессандро Галилеи. Нынешний облик базилика приобрела после коренной реставрации под руководством одного из выдающихся мастеров эпохи барокко - Франческо Кастелли Борромини. Входные двери Базилики украшают бронзовые створки Курии Остилия аль Форо, привезенные с Римского Форума.

Была сохранена античная форма храма и прекрасный потолок центрального нефа. В центральном нефе помещены статуи двенадцати апостолов, а над ними рельефно изображены эпизоды из Ветхого и Нового завета.

Над папским алтарем, в ажурном псевдоготическом табернакле находятся главные реликвии: в форме серебряных бюстов хранятся головы Святых апостолов Петра и Павла.

Необычайным интересом пользуется Исповедальня. Кто погребен здесь и почему посетители продолжают возлагать денежные пожертвования на гробницу?  Об этом отдельный рассказ.

В трансепте мы увидим прекрасный образец эпохи маньеризма - фрески в виде гобеленов, рассказывающие истории из жизни Константина. Над ними работали выдающиеся мастера Орацио Джентилески, Джузеппе Чезаре, Чезаре Неббья и др.

В южной части трансепта находится прекрасный  алтарь с барочным киворием, под которым расположен реликварий. В нем хранится одна из величайших святынь христианства - Священная трапеза, кусочки Столешницы, за которой, как считается, Иисус совершил Тайную Вечерю вместе с учениками. В апсиде - папский трон, а над ним замечательная мозаика. Необычайной красоты пол работы Космати завершает неповторимость собора.

Кроме Базилики, была построена Крестильня (Баптистерий, важная часть комплекса, ведь в Риме того времени свободно исповедовались разные религии) и епископский Дворец. Мы посетим древний Баптистерий и увидим прекрасные декоративные мозаики.

Мы обязательно посетим Святую лестницу и папскую капеллу. Она реализована архитектором Доменико Фонтана по велению папы Сикста V и включает в себя Скала Санта - собственно памятную античную лестницу, по которой прошел Иисус на суд к Понтию Пилату, прокуратору Иудеи. Ступеньки лестницы окроплены кровью Христа и по сему верующие поднимаются по ним только на коленях. Все 28 мраморных ступеней покрыты ореховыми досками XVI века, а на вершине Скала Санта за оградой открывается античная Папская капелла -  наиболее почитаемое место в Риме - Санкта Санкторум (Святая Святых, как в храме Соломона в Иерусалиме). На архитраве, поддерживаемом четырьмя порфировыми колоннами, написано: “Нет места более святого, чем это”. Вдоль противоположной стены Sancta Sanctorum, находится Нерукотворная Икона Христа Спасителя. Об этой иконе - отдельный рассказ.

 

Базилика Святого Креста Иерусалимского

 

Базилика Святого Креста ИерусалимскогоНесколько сот метров отделяют нас от третьего прекрасного храма – Базилики Святого Креста Иерусалимского. Благодаря Святой Елене, матери императора Константина, Рим стал богатейшим в мире хранилищем христианских святынь, именно для них и был построен этот собор. Первоначально базиликой служила лишь часть императорского дома матери Константина - Елены. Она привезла из Иерусалима часть Животворящего креста, с табличкой на нем и землю с Голгофы. В Соборе хранятся:

 

  • часть Креста Господнего, а также часть креста Благоразумного разбойника.Он исповедал Господа на кресте. Он первым из людей вошел вслед за Ним в рай, а его молитва к Распятому: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем» стала одним из красивейших песнопений православного Великого поста и любимой молитвой христиан. 
  • титло (табличка), на которой Понтий Пилат распорядился написать “Иисус Назарянин Царь Иудейский”
  • перст апостола Фомы,
  • один из гвоздей Креста Господня,
  • два шипа от Тернового Венца,
  • священные камни из Вифлеемской пещеры, из Святого Гроба, от Колонны Бичевания.

Отдельный вход ведет в священное место - капеллу Святой Елены, где сохраняется земля с Голгофы.

Мы закончим эту насыщенную экскурсию на одном из красивейших бульваров Вечного города. В вашей памяти останется навсегда светлый образ христианского Рима, а в вашей душе - мир и покой.

 

Автор: Елена Паламодова - гид по Риму

Закажите экскурсию:

Электронная почта: [email protected]

Мой телефон: + 39 3453346640

Мой канал на YouTube

<На страницу гидов

Галерея изображений по теме экскурсии:

Санта Мария Маджоре

С. Мария Маджоре, неф

С. Мария Маджоре, потолок

Ясли Христа - фрагмент

Ц. Святого Креста - фасад

Санта Кроче - интерьер

С. Джованни ин Латерано

С. Джованни - интерьер

 

www.rivitalia.com

БАЗИЛИКА | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

БАЗИЛИКА (от гр. basilike – царский дом) – тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом. Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс (от гр. «ларчик», «шкатулка») – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов, реже к 3 сторонам храма. В раннехристианских и средневековых храмах нартекс предназначался в для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения, т.н. оглашенных, готовых принять христианство.

В Афинах базиликами называли место заседания архонта – базилея, чей трон располагался в конце среднего нефа, в апсиде.

В Древнем Риме базилики – гражданские здания для торговли, судопроизводства и политических собраний, часто размещавшиеся на Форумах. В центральном нефе располагался зал заседаний, в одном из концов которого в полукруглой апсиде, иногда отделенной от остального зла колоннадой, возвышался трибунал с местами для судейских чиновников, адвокатов. Среднее, более высокое, место принадлежало квестору или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений. Алтарь (лат. altaria, altus – высокий) – жертвенник, поднятый на высокий, украшенный скульптурой цоколь. Вход устраивался с торца или через боковой неф.

Первые христианские храмы воспользовались базиликальной планировкой, а также термином «базилика». В первых церквях в центре апсиды, завершающей неф, располагался алтарь – стол, где совершали богослужения, украшенный скульптурой, золотом, драгоценностями. Алтарем также называлась вся восточная часть храма, отделенная алтарной преградой, а в православном – иконостасом. В католическом храме название алтарь перешло и на воздвигавшуюся на нем или за ним декоративную стенку, обычно украшенную живописью и скульптурой. В глубине апсиды стоял трон епископа, а по полукружью кресла других священнослужителей. Средний неф предназначался для ритуальных процессий, левый боковой первоначально отводился для женщин, правый – для мужчин. В покрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции, уступившее позднее место сводчатым перекрытиям. Христианские базилики часто строились с одним или двумя поперечными нефами– трансептами (лат. transeptum от лат. trans – за, septum – букв., ограда), пересекающими под прямым углом основные (продольные) нефы. Трансепт появился при необходимости увеличить пространство перед алтарем и апсидой, и его расположение преобразовало план храма в латинский крест (в православных храмах – в православный крест).

С развитием христианства базилики становятся основным типом храма и получают дальнейшее развитие в византийской, романской, готической архитектуре, а также используются, как тип здания, в эпоху Возрождения и барокко. Форму базилик могут иметь различные здания общественного назначения.

Самыми древними базиликами считаются базилика Порция (184 до н.э.), базилика Эмилия (179 до н.э.), базилика Юлия (12), базилика Ульпия (113), базилика Максенция-Константина (306–312). Среди известных базилик базилика Сант-Нуово в Равенне (нач. 6 в.), Собор в Пизе (1063–1118), Собор Нотр-Дам де Пари в Париже (1163–1114 в.), Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (1296–1461), Собор Св. Петра в Риме (1506–1612).

Базилика Максенция – Константина

Базилика Максенция – Константина на Римском форуме (306–312) – трехнефное сводчатое здание площадью 6 тыс. кв. м. Колоссальный по ширине средний неф (80–25 м), завершаемый полукруглой апсидой, перекрыт тремя крестовидными сводами, которые опирались на восемь столбов и поддерживались снаружи контрфорсами. Наружные стены прорезаны ярусами арочных пролетов. Первоначально вход располагался на восточной стороне здания, где находился нартекс. Позже вход перенесли на южную сторону здания. Это один из величественнейших образцов античной архитектуры, положивших начало строительству многочисленных христианских храмов последующих столетий.

Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта

Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта (1063–1118). Храм был построен в ознаменование морской победы г.Пизы над г.Палермо. В начале 12 в. его расширили и завершили декорировку фасада. Пятинефный собор, план которого представляет собой форму латинского креста, прорезан трансептом. Апсида украшена двухъярусной колоннадой, а также бронзовыми рельефными вратами Сан Раньери, которые ведут в капеллу.

Нотр-Дам де Пари

Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) – величайшее сооружение ранней готики. Построен на месте древнеримского храма Юпитера, позже замененного христианской базиликой. Строительство велось с 1163 до 1345, однако из-за разрушений, войн собор сильно обветшал и уже в 1793 был под угрозой сноса. В 1802 собор вновь освящен, а с 1844 по 1864 архитектором Виолле-ле-Дюком производилась его реставрация. Фасад собора разделен по вертикали на три яруса, в центральном ярусе которого находится окно-роза (1220–1225) диаметром 10 м. По ширине фасада проходит т.н. «галерея королей». Интерьер собора (длина – 130 м, ширина – 50 м, высота – 35 м) разделен цилиндрическими пятиметровыми столбами на пять нефов, вокруг трансепта проходит двойная галерея.

СОБОР НОТР-ДАМ ДЕ ПАРИ. Фасад

Собор Санта-Мария дель Фьоре

Собор Санта-Мария дель Фьоре (Св. Мария с цветком) во Флоренции построен на месте церкви Санта Репарата. Работы начались в 1296 архитектором Арнольфо ди Камбио (1265–1302) и продолжались зодчими Джотто (1267–1337), Андреа Пизано (1295–1348/49), Франческо Таленти (1300–1369) до 1375. Для возведения купола был объявлен конкурс, победителем которого стал Брунеллески (1377–1446). Строительство восьмигранного купола велось с 1420 по 1434, а завершено в 1461 установкой на нем фонаря в виде небольшого храма с позолоченным шаром наверху. Пустотелый купол высотой 91 м опирается на барабан диаметром 45,52 м. Вместе с фонарем высота купола 107 м. По размерам собор занимает четвертое место в мире (длина – 153 м, ширина – 38 м, ширина в месте трансепта – 90 м).

ФИЛИППО БРУНЕЛЛЕСКИ. Величественный купол флорентийского собора на восьмигранном барабане. IGDA/G. Veggi

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра в Ватикане. На месте мученической смерти и захоронения Святого Петра, апостола Иисуса Христа, была возведена его усыпальница, позже перестроенная в небольшую базилику (324–349). Начавшаяся при папе Николае V (1447–1455) реконструкция старой базилики была приостановлена, но вновь возобновлена в 1506 при папе Юлии II (1503–1513). По плану Донато Браманте (1444–1514) новый храм должен был иметь в плане греческий крест, поэтому большая часть старой базилики была разрушена. Среди знаменитейших архитекторов и художников, работавших над возведением собора, был Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом. Однако позже, при папе Павле V (1605–1621), было принято решение вновь перепланировать базилику и вернуться к идее латинского креста. С этой целью с каждой стороны здания были добавлены по три капеллы и увеличен неф до размеров современного фасада, над которым работали с 1607 по 1612. Это один из величайших соборов мира, построенный в форме базилики.

СОБОР СВ. ПЕТРА. IGDA/W. Buss

Нина Байор

РЕЗНАЯ ДВЕРЬ из базилики св. Сабины в Риме. 425 н.э. IGDA/G. NimatallahБАЗИЛИКА В ГОРОДЕ ЛУРДЕ на юге Франции. Построена в 1876 на том месте, где в 1858 св. Бернадетте было видение Богородицы. IGDA/G. Sioen

www.krugosvet.ru

Раннехистианские базилики Рима - История архитектуры

Текст с сокращениями по книге: Колпакова Г. "Искусство Византии. Ранний и средний периоды", 2004Я отношусь к нему с большим скептицизмом, так как от оригинальных базилик IV века мало что сохранилось.

Римские базилики отличаются наибольшим единообразием. Построены они в

традиционной римской технике "opus puccelana", но декор их выполнялся из самых

роскошных материалов: колонны цветного мрамора, резные мраморные

капители,разноцветная инкрустация полов и мозаики. Это по-прежнему наиболее

крупные сооружения.

Такие базилики являлись частью осуществления новой

общественной роли предстоятелей церкви и возводились на деньги пап, а не императоров. Некоторые сохраняют и старинную пятинефность. Самая древняя из них - знаменитая Санта-Мария-Маджоре, посвященная богоматери после Эфесского собора 431 г.

Огромное пространство выглядит статичным, центральный неф подчеркнуто широк, мерен и спокоен.

Стены клеристория расчленены очень плоскими коринфскими пилястрами, окон в них мало, поэтому мозаики, появившиеся после Эфесского собора, расположились выше антаблемента и впервые украсили не только восточную зону, но и все пространство храма.

Пол базилики Санта-Мария-Маджоре.

Базилика Сан-Пауло-фуоре-ле-Мура ( 381 г., перестроена в 441 г., обновлена в

1823 г.) - последняя базилика, возведенная в Риме на средства императора.

Она, как и предшествующая, еще пятинефная, но колонны в первый раз здесь соединяются арками,поэтому пространство выглядит более легким, динамичным, менее монотонным и тяжеловесным.

Ритмичный строй арок поддержан полукруглыми оконными проемами и находит гармоничное завершениев полукружии триумфальной арки и вписанной в нее апсиды.

stilarhitekturi.livejournal.com

Главные базилики Рима — Ватикан, Италия — Достопримечательности — Зеленый чемодан

Из цикла «О поездке в Рим в мае 2006 года». Часть 4

Чтобы внести некоторую ясность, отмечу, что базиликами в религиозной архитектуре являются церкви, имеющие нечетное количество нефов (один, три или пять), разделенных колоннами. Обычно это трехнефные базилики. Но иногда базиликами также именуются также наиболее значимые церкви.

Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано.

В Риме главных базилик четыре. И все они трехнефные. Одна из них, конечно, ватиканский собор Святого Петра, о котором я уже подробно написал выше. Поэтому вкратце расскажу еще о трех других, в которых нам также посчастливилось побывать.

Вид базилики Сан-Джованни-ин-Латерано от метро San Giovanni. На переднем плане - часть стены Аврелиана.Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано (базилика Святого Иоанна Крестителя, или Латеранская базилика) находится около станции метро San Giovanni, на расстоянии примерно 1 км с небольшим от Колизея. Когда выходишь из метро, то уже над сохранившейся в этом месте высоченной (16 метров!) стеной Аврелиана видишь верх базилики, украшенный статуями Иоанна Крестителя и апостолов. Чтобы попасть к базилике, надо пройти через ворота в стене, называемые Porta San Giovanni.

Базилика является самой главной церковью в мире по католической иерархии. Она главнее даже собора Святого Петра! Это старейший христианский храм в Риме (основан в IV веке при Константине Великом), хотя он многократно горел, перестраивался и принял современный вид в 1735 году.

Целых 1000 лет именно в этом храме проживали римские папы. Главные реликвии в ней: хранящиеся за решеткой над алтарем, в специальных серебряных бюстах, головы Святых Петра и Павла, часть Ризы Богородицы и часть губки, которой касались губы Христа при распятии.

Центральный неф Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано.Капелла Сан-Лоренцо.

И все же главной реликвией считается Святая лестница, которая находится не в здании базилики, а рядом, на той же площади, в так называемой капелле Сан-Лоренцо. Эту лестницу привезла в 326 году из Иерусалима Святая Елена, мать Константина Великого. По ней поднимался Иисус Христос, после бичевания, на суд Пилата.

На лестнице 28 ступенек, и верующие поднимаются по ней исключительно на коленях, читая на каждой ступеньке особую молитву. У подножия лестницы стоят две великолепные статуи Альберто Джакометти — «Суд Пилата» и «Поцелуй Иуды».

Святая лестница в капелле Сан-Лоренцо.Статуя «Поцелуй Иуды» у подножия Святой лестницы.Самый высокий и самый древний обелиск в Риме.

Хочется отметить, что для того, чтобы подняться на коленях по этой лестнице, надо быть хорошо к этому готовым. Надо придти к определенному порядку в голове и к некоторой зрелости в своей душе. Надо знать, что делать, как и для чего. Чтобы это не было сеансом обыкновенной физкультуры. И, наконец, надо поставить это целью.

Наверно, в тот год, когда мы были в Риме, мы еще просто не были к этому готовы. Постояли, посмотрели и просто прошли мимо. Но, думается, сейчас, став постарше, мы уже не прошли бы мимо (только удастся ли теперь когда-нибудь еще?). У каждого человека на склоне лет есть о чем помолиться, о чем в душе обратиться к Господу.

Внутри базилика Святого Иоанна Крестителя кажется огромной. Наибольший интерес, на мой взгляд, представляют огромные статуи двенадцати апостолов, которые красиво встроены, между колоннами, в нишах собора. Великолепны также фрески (одна из которых принадлежит Джотто) и горельефы на религиозные темы. В портике перед входом стоит статуя Константина. В базилике похоронено 6 пап.

Рядом с базиликой находится самый высокий (47 метров!) и самый древний в Риме древнеегипетский обелиск — XV век до н. э.! А всего, говорят, таких обелисков в Риме четырнадцать.

Базилика Санта-Мария-Маджоре и самая высокая в Риме колокольня.Центральный неф базилики Санта-Мария-Маджоре.Фрагмент интерьера базилики Санта-Мария-Маджоре.

Базилика Санта-Мария-Маджоре — еще одна из четырех главных базилик Рима. К ней можно дойти от трех станций метро — Termini, Vittorio Emanuele или Cavour (отовсюду около полукилометра пути).

Она основана в IV веке, но многократно перестраивалась и приняла ныне существующий вид в середине XVIII века. С ней связана очень красивая легенда, рассказывающая о том, что она была построена по указанию явившейся Девы Марии на том месте, где в летнюю августовскую ночь должен был выпасть снег. И снег выпал.

У базилики очень красивый фасад, украшенный колоннами в два яруса. Отличительной чертой является самая высокая в Риме колокольня — 75 метров! Центральный неф поражает объемом, строгостью, подчеркиваемой колоннадой ионического ордера. Говорят, что потолок отделан золотом, привезенным Колумбом из Америки.

В базилике похоронены 4 папы и создатель площади Святого Петра — Джованни Бернини. В реликварии базилики хранятся фрагменты Святых яслей, привезенных Святой Еленой из Палестины.

Статуя Святого Павла перед базиликой Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.Внутри базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.Колокольня базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

И, наконец, базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (от станции метро Basilica San Paolo минут 5 ходьбы). Была заложена императором Константином в IV веке. Она также имеет богатую историю, не раз перестраивалась, а в 1823 году была почти полностью уничтожена пожаром.

Внутри центральный неф очень напоминает базилику Санта-Мария-Маджоре, тоже очень строг и торжественен, только базилика Святого Павла гораздо больше (ее длина 132, ширина 65 и высота 30 метров!) и в ней колоннада коринфского ордера. Над колоннадой, по всему внутреннему периметру, находится галерея всех римских пап, выполненная в виде круглых мозаичных портретов. Считается, что когда места для пап не останется, то наступит конец света.

Имеются достаточно достоверные данные, что в саркофаге под алтарем находятся останки апостола Павла. Еще стоит отметить, что к собору пристроена очень интересная колокольня, которая имеет несколько ярусов разного сечения — четырехугольного, восьмиугольного и круглого, и на каждом ярусе имеются свои колокола.

Фасад базилики украшен мозаикой, изображающей Христа с сидящими около него Святым Петром и Святым Павлом. На мозаике ниже также изображены 12 ягнят, символизирующих апостолов, и четыре ветхозаветных пророка — Исайя, Даниил, Иеремия и Иезекииль. Перед фасадом во внутреннем дворике, огражденном колоннадой, стоит огромная статуя Павла с мечом и книгой в руках.

Несмотря на то, что базилика Святого Павла очень значимая и красивая церковь, туристов, которые скачут «галопом по Европам», туда возят редко, потому что она находится сравнительно далеко от центра. Поэтому там нет ни толпы, ни ажиотажа. И это, конечно, странно.

© Фото: Анатолий Шибаев

Опубликовано: 14.11.2015

Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

greenbag.ru