Вселенная древних славян. Как древние славяне представляли себе вселенную
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Устройство мироздания в славянском язычестве. Вселенная древних славян


Вселенная древних славян — Язычество

Согласно реконструкциям по Збручскому идолу и подобным ему средневековым изображениям славяне делили мир на три яруса. Верхний ярус — небо, мир богов. Средний ярус — мир людей. Нижний, подземный ярус — мир духов, теней. Каждый ярус имел цифровое обозначение (1,2,3)[источник не указан 306 дней] и символизировался птицами (небо), волком и медведем (земля) и змеем (подземный мир). Нижний ярус включал в себя несколько частей, проникнуть под землю и вернуться обратно можно было через колодцы, реки, озёра и моря.[источник не указан 306 дней]

Согласно «Велесовой книге», эти три яруса имели собственные названия: нижний ярус назывался «Навь», средний — «Явь», а верхний — «Правь». Однако данный источник большинством исследователей признан фальшивкой.

Все три яруса объединяло мировое древо, или древо жизни: корнями оно уходило под землю, ствол и дупло в нём — в мире людей, а ветви — в небе.

В «Слове о полку Игореве» (XII в.) даётся образное описание дерева: «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы». Многие видят в слове «мысь» образ белки Рататоск, бегающей по стволу древа перенося перебранку между орлом и драконом, известной в скандинавской мифологии. Однако обычно это слово переводится как «мысль», а древо в тексте называется ещё «мысленным древом» (образное изображение гусель Бояна).

Мировое древо упомянуто также в Иоакимовской летописи.[источник не указан 306 дней] С образом древа связана кириллическая буква «Ж» («живот», «живете» — жизнь). По мнению учёных, у славян мировым древом был дуб.

Солнце, двигаясь вокруг мира людей по своему пути («путь Хорса»), посещает и небо, и подземное царство (ночное Солнце). Особое место занимают моменты восхода и захода Солнца (образы вечерней и утренней Зари).

Славяне выделяли четыре или восемь сторон света. Наиболее значимыми были запад, как ориентация тела усопшего в могиле, и северо-восток, как ориентация храмов на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния.

Элементом, связующим вселенную, для славян был огонь.[источник не указан 306 дней] Его использовали при принесении жертв, на похоронах, на праздниках, в охранительных целях и т. д. Огонь был символом вечности. Персонификацией огня был Сварог. Исследователи называют Сварога богом вселенной. Арабские авторы называют славян и русов огнепоклонниками.

Считается, что у славян были представления о «рае», который в восточнославянском фольклоре называется Ирий (Вырий), это место связано с Солнцем и птицами, находится на юге или под землёй (под водой, в колодце). Туда переселяются души усопших. Также имеются представления об острове Буяне, также отождествляемым с потусторонним миром. В средневековом Новгороде существовало представление о том, что рая можно достичь по морю, и что якобы один из новгородцев сделал это, отправившись на восток. Ибн Фадлан (X век) передаёт воззрения и видение рая во время похорон у русов так:

И был рядом со мной некий муж из русов… и он сказал: «Вы, о арабы, глупы… Воистину, вы берёте самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в прах, и съедают его прах и гнус, и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас».

Происхождение людей восточные славяне связывают с Дажьбогом, сыном Сварога. В «Слове о полку Игореве» (XII в.) он назван предком князей и вообще русских людей, а в «Софийском временнике» (XIII в.) — первым царём славян.

Своей прародиной славяне считали дунайские земли. Прокопий Кесарийский (VI в.) называл прародину славян «страну Спораден», Баварский Географ (IX в.) оставил следующее предание о дунайской области Зарянии: «Зеруяне (Zeriuani), у которых одних есть королевство и от которых все племена славян, как они утверждают, происходят и ведут свой род». В летописях XVII века в сказании о предке Словене среди дунайских прародителей назван Зардан. Некоторые историки отмечают также, что среди славян имелись представления о Карпатах как о Святых горах, где жили их древние предки («праматери»). Персонификацией таких представлений является былинный великан Святогор.

pagandom.ru

Вселенная древних славян. Язычество славян

Похожие главы из других работ:

Древние славянские божества в русских сказках. История и вымысел

· Устройство мира древних славян.

...

Мифология восточных славян

2. Мифологическая картина мира древних славян

...

Мифология древних славян

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Мифологическое сознание любого народа непосредственно связано с его этническими характеристиками - хозяйственными занятиями, общественным устройством, обычаями, языком...

Мифология древних славян

ОБЫЧАИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Что касается нравов и обычаев славян языческих, то они условливаются преимущественно тогдашним народным бытом их. Мы находим...

Мифология древних славян

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МИФ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Однажды Солнце-Даждьбог с братом Перуном вместе путешествовали в Исподней Стране. И вот тут из-за края Вселенной явилась темная звезда без лучей, с длинным кровавым хвостом...

Мифология и верования древних славян

1 Мифология древних славян

...

Основные характеристики индуизма

2.1 Вселенная и наивысшая реальность

Священные книги индуистов содержат несколько разных описаний происхождения и устройства Вселенной. Согласно одной теории, в начале бог-демиург Брахма образовал мир из первичной материи. Согласно другой, мир явился готовым из золотого зародыша...

Основы религии древних славян

1. ОСНОВЫ РЕЛИГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат у начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. Язычество. В каждом классовом обществе следует различать культуру трудящихся и культуру господ-ствующего класса...

Погребальная обрядность восточных славян и русского народа

Представления древних славян о смерти.

Похоронные причитания фиксируют постоянные формулы посмертной персонификации умершего как показатель его "перехода" в иную форму бытия. В причитаниях смерть, персонифицируясь, не получает, как правило...

Языческие верования восточных славян

1. Картина мира древних славян

...

Языческие обряды у современных славянских народов

1. Язычество древних славян

Язычество», как известно,-- крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского...

Язычество древних славян

2. Происхождение славян

Вплоть до первых столетий нашего века трудно найти какие-либо упоминания о славянах. И это не удивительно. Прежде всего, восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи...

Язычество древних славян

3.2 Мир в представлениях древних славян

Мир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух рек...

Язычество древних славян

ГЛАВА 2. МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН, ПАНТЕОН ЯЗЫЧЕСКИХ БОГОВ

Разнообразные явления внешнего мира, равно как и психические состояния, переживаемые человеком, побуждают его разобраться в массе впечатлений, дать себе отчёт, свести всё к единству, найти объяснение явлениям...

Язычество и христианство на Руси, их взаимовлияние

3. Языческая культура древних славян

На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В. О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-европейской равнине...

rel.bobrodobro.ru

Вселенная древних славян. | Наука для всех простыми словами

Ezomir.

О взглядах древних славян на вселенную и окружающий мир мало что известно вследствие практического отсутствия письменных источников. Поэтому получить какое-то представление об этой части мировоззрения древних славян можно лишь по косвенным источникам - по данным археологии, этнографии, косвенным сведениям письменных источников.

Много данных о вселенной древних славян может дать так называемый "Збручский Идол", который из-за этого порой называют даже "энциклопедией славянского язычества". Данное четырёхгранное каменное изваяние по сторонам света ориентировано. Каждая его сторона разделена на три уровня - судя по всему, небесный, земной и подземный. На небесном уровне изображены божества, на земном - люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), а в подземном - некое хтоническое существо, держащее на себе землю.

Отрывочные сведения о мироощущении древних славян можно получить из древнерусской литературы. В частности, в "Поучении Владимира Мономаха" упоминается ирий - далёкая южная страна, в которую улетают на зиму птицы. При помощи этнографических материалов мы можем узнать, что ирий в народной памяти отождествился позже с раем и олицетворял собой "Страну Блаженных", тот свет.

Кое-что о представлениях славян может рассказать древнерусская летописная клятва:

А если выше сказанного не выполним … то пусть будем желты, как это золото.

Данная клятва объясняется тем, что покойники славянами мыслились, как правило, жёлтыми, поэтому в данном случае слова "Будем Желты" имеют прямое значение "пусть умрём". В связи с этим следует отметить, что золотой цвет часто имеют подземный мир или тридесятое царство в русских волшебных сказках, а также жители этого потустороннего мира. Данная мифологема встречается, вероятно, и у других индоевропейских народов (ср. Золотой чертог одина.

Наконец, по мнению некоторых исследователей, сведения о вселенной древних славян можно почерпнуть из "Слова о Полку Игореве". В частности, внимание привлекает данный отрывок.

Вещий Боян, если о ком-либо пропеть замыслил, то разлетается мыслью - белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаком. (Перевод а. к. Югова).

Некоторые исследователи в данном отрывке находят трёхчастное деление мира (небо - воздух - земля) и архетипический образ мирового древа, а белку, которая бегает по этому дереву, сравнивают с белкой рататоск из германо - скандинавской мифологии. В данном случае получается, что Боян, подобно древнегерманским скальдам, путешествовал по мировому древу (у германцев - мировой ясень), соединяя таким образом миры и получая божественное знание и вдохновение из вышнего мира. Кроме того, представления о мировом дереве сохранились в позднейшей традиционной культуре славянских народов - в сказках, заговорах, росписях прялок и т. п. например, в начальной части заговора заговаривающий локализует себя в центре сакрального мира:

На море - океане, на острове буяне стоит дуб карколист, на том дубе сидит сокол, под тем дубом змея ….

То есть видно, каким образом славяне (в данном случае, русские) представляли себе вселенную: в центре мирового океана располагается остров (буян), на котором, в центре мира, лежит камень (Алатырь) или растёт мировое древо (как правило, дуб. На этом дереве, как видно из заговора, сидит птица, а под деревом находится змея. Такая картина весьма схожа с германо - скандинавской и с представленной в "Слове о Полку Игореве".

science.ru-land.com

Устройство мироздания в славянском язычестве

- 2036 Устройство мироздания в славянском язычествеУстройство мироздания в славянском язычестве

1) МИРОЗДАНИЕ ТРОИЧНО И СОЕДИНЕНО МИРОВЫМ ДРЕВОМ. Очень, очень древняя и общая для большинства культур традиция представляет мироздание трёхслойным, причём все эти слои пронизывает Axis Mundi – в случае славян это Мировое Древо, практически наверняка в мифах отражавшееся дубом. Моделью Мирового Древа на капище служил столп, к которому привязывали главное жертвенное животное (у всех индоевропейцев, включая славян, это конь).

Корни Мирового Древа уходят в Нижние миры. Ствол проходит по Среднему миру, где живут (в обычном восприятии) люди. Крона же Древа уходит в Верхние миры, иногда называемые небесными. Вот что сообщает одно из написанных на латыни «Житий Оттона Бамбергского» начала XII в., описывающее язычество полабов (западнославянская ветвь): в городе Щецин (ныне Польша) одна из гор «посвящена верховному богу язычников Триглаву [Trigelawo]; на ней есть трёхглавое изваяние, глаза и уста которого прикрыты золотой повязкой. Как объясняют жрецы идолов, у главного их бога три головы, потому что в его владении находятся три царства, то есть небо, земля и преисподняя, а лицо он закрывает повязкой, поскольку, не видя людских грехов и не слыша о них, он их не замечает» {«Житие» Эбона, III.1, перевод по: Гейштор, с. 134}. Толкование это, вероятно, несёт определённые христианские осмысления, но ключевая их мысль верна: некий трёхглавый Бог, покровительствовавший племенам Щецина и потому считавшийся ими верховным, «присматривал» за всем мирозданием, для чего ему логично требовалось именно три головы (в греческой и индийской традиции ту же символику отражает трезубец). Культ Триглава подтверждается некоторыми другими источниками, хотя и «Жития» являются одним из наиболее надёжных памятников о полабском язычестве; а троичное мироздание и дубовая порода Древа восстанавливаются в основном на фольклоре (но не только). Напротив, концепт «Правь-Явь-Навь» нужно выбросить, поскольку он взят из подделки 1950-х – «Велесовой книги» {Творогов, с. 242–254}.

2) МИРОВОЕ ДРЕВО – ЛЕСТНИЦА ДЛЯ ШАМАНОВ. Что касается повязки Триглава, мне видится в этом скорее не отказ зреть грехи (уж очень христианская идея), а некая шаманская коннотация – известно, что очень часто и повсеместно шаманы закрывают во время камлания глаза повязками. Именно шаманы были древолазами по этому самому Мировому Дубу. Когда в ходе психотехники или под влиянием каких-то веществ шаман менял своё восприятие, одна или несколько из его душ покидали пределы Срединного мира в том или ином направлении. То же самое происходило и в загробье: славяне даже выпекали для умерших печенья с «мостами», лестницами, и это очень старый обычай, находящий выражение также и в постройке обрядовых мостов через ручьи {Мансикка, с. 152–153}. В плане психотехники славянское (как и любое другое североевропейское) язычество было именно шаманизмом, что можно считать совершенно бесспорным {2015 Кутарев, с. 287–290}.

3) У ЧЕЛОВЕКА (И ЗВЕРЕЙ) МНОГО ДУШ. Во многом из этого вытекала и концепция многодушия: странствия по другим мирам были возможны, потому что часть сущности человека оставалась в Срединном мире (что позволяло ему оставаться живым), в то время как другие уходили за его пределы. Схоже с этим было понимание сна. Впрочем, душами мы зовём то, что могло зваться в древности по-иному (ср., например, употребляемое в описании практики здухача южнославянское sjen, «тень» {Гейштор, с. 200} и т.д.). Шаманство влияло и на посмертное бытие человека: души делились на группы. По окончании жизненного пути часть душ уходила на небо, другая – оставалась в Срединном мире (в виде духа предка, Рода, Домового, или, наоборот, заложного покойника типа упыря/вампира), третья – погребалась, четвёртая – могла перерождаться. Перерождения, хотя и нехарактерные изначально для славян, также были представлены в позднем фольклоре. Кстати, загробные миры язычников принимали (в отличие от христианства и ислама) и животных: это подтверждается хотя бы тем, что их предавали погребению вместе с умершим; известна поговорка о девяти жизнях или душах у кошек. В целом о концепции многодушия см. {2013 Кутарев}. Наконец, часть душ, вероятно, улетала на небо.

4) НЕБЕСНЫЕ МИРЫ – ОБИТЕЛИ БОГОВ И ПРЕДКОВ. Я не уверен, что оснований называть небесные миры «Вырий/Ирей» достаточно. Этим словом обозначали некое благое место, где зимуют перелётные птицы и многие «исчезающие» на зиму существа, причём с очень давних пор – фразу «птица небесныя изъ ирья идут» оборонил ещё в XII в. Владимир Мономах {2013 Кутарев, с. 21}. Совершенно точно, что небесные миры славяне НЕ называли Сваргой – это индийское слово, тоже раскрученное поддельной «Велесовой книгой», славяне вовсе не знали, и не надо приплетать сюда Сварога. Впрочем, было бы весьма логично предполагать именно этого Бога-творителя возможным зодчим Небесного мира. Этот мир, слившийся в христианское время с раем (общеславянское понятие, развившееся как раз из «ирья»), представлялся благим задолго до крещения: на его сияние, цветущие сады и пребывание там Богов указывают многие древние источники, сравнительные мифы и фольклор. Возможно, небес было несколько: из этой же древнейшей шаманской космологии, откуда мы знаем о Древе и трёхмирье, известно и о разного рода «седьмых небесах». А буддисты, например, превратили число небесных миров (да и подземных) в неисчислимое – но вряд ли так было у славян.

5) ПОДЗЕМНЫЕ ДЕВЯТЬ МИРОВ И ВОДОЁМОВ. А подземных миров повсюду девять, даже в христианстве столько кругов ада; их девять на Ближнем Востоке, в Китае, и у индейцев обеих Америк. Впрочем, у славян в языческую пору подземье не было «адским», мучительным. В русской народной сказке «Свиной чехол» дочь, столкнувшись с трудностями, приходит на могилу к матери, которая помогает, давая советы из могилы {Кутарев, 2013}. Просто другой мир. Жили там и разного рода бесы. Жила там, вероятно, и «гостеприимная» Хозяйка подземья, первая хранительница многих чудесных вещей типа шапки-невидимки. Жило там и плодородие, которое, словно посаженное зерно, именно оттуда вырастало по весне. С нижними мирами всегда связаны водоёмы – реки или родники, ограждающие их или текущие по этим мирам. Связь с подземьем имеют также земноводные и нелетающие насекомые (и, наоборот, некоторые летающие, типа божьей коровки, и птицы, вроде сокола – они связаны с небом).

6) ДРУГОЕ ДЕЛЕНИЕ МИРА – СВОЙ/ЧУЖОЙ. Но классическое трёхмирье – это удел реконструированной высшей мифологии славян. Фольклор же, испытав некоторое упрощение и христианскую «цензуру», сохранил, вероятно, многие представления о сложной космологии в более примитивном двойном делении «свой/чужой». В частности, многие черты иномирья приобрёл лес. Сказочный Иван пересекает реку и оказывается в лесу, полном духов и разного рода злодеев; там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. В лесу правит Яга-Баба, вероятно, имеющая истоки в той самой Хозяйке подземья. Она не злая и не добрая: логично голодная, она может и помочь Ивану. С другой стороны, фольклор знает и проникновение на небеса. Странно, что эпизода типа «Джек и бобовое зёрнышко», где главный герой по дереву поднимается на небо, я не встречал пока в столь явном виде у славян – но нечто подобное есть наверняка. Поход героя в «чужую землю», «за тридевять морей»; известные русскому эпосу ностальгии типа «о, Русская земля! Уже за холмом ты!» («Слово о полку Игореве», XII в.) – всё это могут быть как осколки языческих мифов об иных мирах, так и сплетающиеся с ними воспоминания об инициациях, не в последнюю очередь шаманских.

7) НАПОСЛЕДОК – КАК ЭТО ПОНИМАТЬ? Ну ладно, древнему человеку можно было бы представить мироздание этаким бутербродом, пронизанным растущим где-то далеко деревом. Но мы-то будто бы умнее, мы-то знаем, что есть Солнечная система, галактика Млечный путь, и кроме неё ещё десятки, а то и сотни миллиардов галактик, растянутых на миллиарды световых лет. Но никакого противоречия нет. Духовные озарения древний человек описывал языком образов и метафор, который понятен и ребёнку. Древо это аллегория, говорящая лишь, что проходы между мирами есть, хотя они и были некоторым образом закрыты после событий в начале времён. Я недаром упомянул, что пребывание сознания в Срединном мире – это во многом вопрос восприятия. Как знать, не существует ли известная народному творчеству БЕЛОЧКА, бегающая по дубу сверху вниз, по-настоящему? И быть может, белая горячка просто добавляет человеку некое шестое/седьмое/тысячное чувство? Впрочем, не сочтите, что я всех призываю искать розовых слоников и общаться с ними. Не должен шаманить тот, кто в шаманстве не смыслит. Однако понимание, что данная в пяти чувствах Вселенная размерами охватывает миллиарды световых лет – не меняет того, что наш мир относительно всего Мироздания по-прежнему не единствен и ничтожно мал.

Источники: Гейштор А. Мифология славян. – М.: Весь Мир, 2014. 2013 Кутарев О.В. Древнеславянские загробные представления и концепция множественности душ. URL: http://dajbojic.livejournal.com/1091.html 2015 Кутарев О.В. Психотехники в старом язычестве Северной Европы. URL: http://dajbojic.livejournal.com/1624.html Мансикка В.Й. Религия восточных славян. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. Творогов О.В. «Влесова книга» // ТОДРЛ 43. URL: http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?filetick.. (разоблачение подделки)

Добавить комментарий

slawa.su

Как древние славяне представляли себе вселенную| EG.RU

Устройство мира в представлении наших далеких предков

То, что Земля вращается вокруг Солнца, в наше время для всех абсолютная истина. А ведь всего несколько веков назад люди были уверены в обратном. Трудно представить, насколько же по-другому представляли себе Землю и вселенную наши еще более древние предки тысячу с лишним лет назад...

 

Как и большая часть древних народов, славяне принимали многоступенчатую модель вселенной, по которой все мироздание разделялось на несколько миров, расположенных один над другим. Такая модель вселенной была во многих культурах и отличалась лишь количеством миров. У славян их было три — в центре располагалась Земля, сверху находились небеса, под Землей же располагался нижний или «исподний» мир — там жили мертвые.

Сбоку Землю со всех сторон окружало бескрайнее море. В славянском фольклоре нередко можно встретить описание края света, где на стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. По мнению ученых, такими были первые впечатления славян от столкновения с Северным Ледовитым океаном и северным сиянием.

Бескрайнее море отделяло Верхний мир от Нижнего, причем переплыть его было практически невозможно. Попасть в мир мертвых, согласно фольклору, можно было и через землю, но даже если прорыть колодец насквозь, то от одного мира до другого камень будет падать 12 дней и 12 ночей.

Именно в Нижний мир, по мнению славян, на ночь уплывало Солнце. Оно опускалось в океан, проходило через подземный мир и поутру всплывало на другом конце Земли. Еще раньше считалось, что Солнце движется по небу не само, а его тянут на себе кони или лебеди. Когда же оно опускается в океан, то его заглатывает подземный ящер и, переплыв с запада на восток, выплевывает его обратно.

Источник: Виктор Корольков

Небо славяне делили на девять частей, именно поэтому мы до сих пор иногда говорим не «небо», а «небеса». Небес не случайно именно девять — это ведь трижды три, а тройка в славянской мифологии, как и во многих других, была священным числом.

Каждое из девяти небес имело собственное назначение — на одном находилось Солнце и звезды, другое предназначалось для Луны, по третьему плавали облака и тучи. Кстати, поскольку славяне не имели представления о процессах испарения, они были уверены, что на одном из небес содержатся неиссякаемые запасы воды, которые иногда проливаются на Землю в виде дождя.

Эти запасы воды, по представлениям наших предков, находились на седьмом по счету небе — прозрачном дне небесного океана, которое называли также «твердью». Отсюда и пошло выражение «на седьмом небе от счастья».

Над небесным океаном же располагалось, пожалуй, главное из небес — остров, называемый в разных источниках то «ирием», то «вирием». Некоторые из славяноведов предполагают, что от слова «ирий» в будущем образовалось слово «рай». На этот остров по легендам попадали души убитых охотниками животных, туда же улетали перелетные птицы. Из людей же туда попадали лишь единицы.

www.eg.ru

Вселенная древних славян.

О взглядах древних славян на Вселенную и окружающий мир мало что известно вследствие практического отсутствия письменных источников. Поэтому получить какое-то представление об этой части мировоззрения древних славян можно лишь по косвенным источникам — по данным археологии, этнографии, косвенным сведениям письменных источников.

Много данных о Вселенной древних славян может дать так называемый "Збручский идол", который из-за этого порой называют даже "энциклопедией славянского язычества". Данное четырёхгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света. Каждая его сторона разделена на три уровня — судя по всему, небесный, земной и подземный. На небесном уровне изображены божества, на земном — люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), а в подземном — некое хтоническое существо, держащее на себе землю.

Отрывочные сведения о мироощущении древних славян можно получить из древнерусской литературы. В частности, в "Поучении Владимира Мономаха" упоминается Ирий — далёкая южная страна, в которую улетают на зиму птицы. При помощи этнографических материалов мы можем узнать, что Ирий в народной памяти отождествился позже с Раем и олицетворял собой "страну блаженных", тот свет.

Кое-что о представлениях славян может рассказать древнерусская летописная клятва:

А если выше сказанного не выполним… то пусть будем желты, как это золото.

Данная клятва объясняется тем, что покойники славянами мыслились, как правило, жёлтыми, поэтому в данном случае слова "будем желты" имеют прямое значение "пусть умрём". В связи с этим следует отметить, что золотой цвет часто имеют подземный мир или тридесятое царство в русских волшебных сказках, а также жители этого потустороннего мира. Данная мифологема встречается, вероятно, и у других индоевропейских народов (ср. золотой чертог Одина).

Наконец, по мнению некоторых исследователей, сведения о Вселенной древних славян можно почерпнуть из "Слова о полку Игореве". В частности, внимание

craft4me.com

Род - создатель вселенной - Язычество древних славян - ИСТОРИЯ - Каталог статей

В древнем мире славян существовали свои божества и духи. Люди того времени поклонялись своим древним богам и предполагали, что именно эти боги помогают им в жизни. Самым главным богом древних славян был Род. Так назывался самый главный бог земли.

Бытовало мнение, что Род создал мир, населил его животными, растениями и людьми. Славяне считали, что этот бог создатель и светлого и темного мира вселенной. До его появления ничего не существовало, только бесконечная тьма. Само слово "род" говорит о том, что это божество породило на свет все остальное, и живое и не живое. Также, считалось, что он создал остальных богов, помогающих людям тех времен.

Славяне поклонялись ему, как самому главному божеству. Ведь, именно он, являлся создателем не только животных и людей, но и гор, морей, рек и озер. Считалось, что Род создал сразу три измерения.

·         Правь - в этом измерении существовали сам Род и все его боги;

·         Явь - здесь жили животные, растения, насекомые и люди;

·         Навь - мир мертвых.

Согласно древним писаниям, Род вырастил огромный дуб или мировое дерево, над кронами, которого существовал мир богов. Ствол служил пристанищем для всего живого населяющего землю, а корни уходили глубоко в  царство мертвых или Пекела.

Существует поверье, что Род создал и других богов. Так, из своего дыхания он воссоздал богиню Лада или по другому, богиню любви. Эта богиня должна была летать по миру и воспевать всему живому повеления Рода.

Для того, чтобы упорядочить все в этом мире, чтобы была цикличность и соблюдались все повеления и законы, Род создал своего сына. Бога Сварога, он по поверью славян, был богом  - кузнецом, который скрепил стальными оковами все цепочки этого мира, для всеобщей гармонии и бытия. После создания Сварога, Род отошел от дел и спокойно дремал на кроне Великого Дуба. А Сварог, на правах его сына, довел творение своего отца до совершенства.

Бога Рода древние славяне почитали, как отца основателя всего мира, именно поэтому все значимые слова связанные с рождением чего - либо прекрасного имеют корень "род". Например, слова Родина, родился, родной, все эти слова произошли от имени этого великого и почитаемого бога.

Интересный факт, слово "урод" у древних славян означало совсем не то, что принято понимать в современном мире. Так называли самого старшего из детей, первенца. Если человек был глуп и поступки его были ужасными, то его называли "выродком".

Известно, что у Рода не было конкретного лика, славяне не могли его представить в человеческом обличии. Считалось, что это сущность, дух всего живого на земле. Символом этого бога является все живое, но бытует мнение, что основным и главным символом является мировой дуб.

wikii.ru


Смотрите также