Древняя византия фото. LJ Magazine
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

LJ Magazine. Древняя византия фото


Мистра: руины Византии - ВИЗАНТИЯ В КАРТИНКАХ

Сегодня Мистра представляет собой живописные руины на склоне гор. Соложно себе представить, что когда-то это был второй по значимости после Константинополя город Византии, что именно там короновался последний византийский император Константин XI, погибший как простой воин во время штурма Константинополя, что и после взятия столицы турками, город еще несколько лет оставался под властью византийцев... Теперь здесь никто не живет и Мистра представляет собой музей под открытым небом. Грустная история, но именно благодаря этому сегодня здесь можно посмотреть не просто "достопримечательности", а увидеть первоначальный рисунок византийских улиц, из-за хаотичной застройки образовывавшихся на основе существовавших горных тропинок, зайти в полуразрушенные дома и "примерить на себя", как здесь было жить в эпоху расцвета Византии...

P1032129

Городу положила начало крепость, построенная в 1249 году недалеко от Спарты. Она должна была контролировать ущелье и защищать древний город, в котором тогда размещалась резиденция Ахейского князя, правившего всем Пелопоннеским полуостровом. Ахейским князем тогда, надо отметить, был Гийом II Виллардуэн, внучатый племянник того самого Жоффруа Виллардуэна, который участвовал в IV Крестовом походе и написал хронику "Завоевание Константинополя" (подробнее о том, что такое "Ахейское княжество", а также краткую историю Мистры в контексте истории Византии можно посмотреть здесь).

Мистра. Общий Вид. Крепость расположенана самой вершине холма.800px-Mystras_general_viewФото из Википедии.

Когда в 1262 году Мистра была передана византийцам, здесь располагался только замок и один или два дома рядом ним, предназначенные для семей гарнизона.

Крепость г. Мистра.P1032210

План крепости г. Мистры.img08_topografiko

А. Цитадель1.  Ворота замка2. Сторожевые башни3. Резервуар для воды4. Штаб-квартира гарнизона5. Строения, предназначенные для нужд солдат гарнизона.Источник: http://www.culture.gr/culture/mystras-edu/history/03.html

На своеобразной террасе под замком было построено достаточно крупное здание – видимо, здесь жил глава гарнизона со своей семьей, когда его присутствие не требовалось в крепости. В последствии это строение будет постоянно расширяться и в конце концов превратится в блестящий дворец.

Руины резиденции главы франкского гарнизона.800px-Mystras_frankish_palaceФото из Википедии.

Реконструкция внешнего вида резиденции главы франкского гарнизона.13E6_picHИсточник: http://www.fhw.gr/choros/mystras/gr/E/13E/13E6.html

С 1262 года, когда Мистра перешла во владение византийцев, начинается массовое заселение холма местными жителями и образование города. Крепость (цитадель) становится резиденцией императорского наместника, здесь же размещается гарнизон. Франкские укрепления были расширены. Вокруг поселения возводится крепостная стена.

Укрепления верхнего города.P1032197

Башня укреплений верхнего города.P1032198

План башни. На первом этаже размещались подсобные помещения, верхний этаж служил для обороны.img11_pyrgoiИсточник: http://www.culture.gr/culture/mystras-edu/history/03.html

Впоследствии, в XIII—XIV веках, была построена ещё одна оборонительная линия, разделившая ещё более разросшийся город на «средний» и «нижний», занимающий две нижние трети холма.

Укрепления среднего города.P1032125

Нижний город, судя по всему, стенами защищен не был.

План Мистры.783PX-~11. Главный вход. 2. Храм Св. Дмитрия Солунского (Митрополия). 3. Евангелистрия. 4. Церковь Свв. Феодоров. 5. Афендико (Одигитрия). 6. Монемвасийские ворота. 7. Церковь Св. Николая. 8. Дворец Палеологов. 9. Нафплионские ворота. 10. Верхний вход в цитадель. 11. Церковь Св. Софии. 12. Малый дворец. 13. Цитадель. 14. Mavroporta. 15. Монастырь Пантанасса. 16. Таксиарха. 17. Дом Франгопулоса. 18. Перивлепта. 19. Церковь Св. Георгия. 20. Krevata House. 21. Мармара (Вход). 22. Aï-Yannakids. 23. Дом Ласкарисов. 24. Церковь Св. Христофора. 25. Руины. 26. Церковь Кириакии Никомидийской.Карта из Википедии.

На вершине холма видно крепость, справа и ниже - верхний город, на переднем плане - укрепления среднего города.P1032131

Греки, которые пришли в Мистру с началом византийского правления, видимо, сначала предпочитали селиться к северо-востоку от замка, немного ниже вершины холма. Здесь располагаются самые древние церкви города.

В 1295 году было завершено строительство церкви Свв. Феодоров, первого крупного храма, построенного в Мистре. Впоследствии эта церковь вошла в состав монастырского комплекса Бронтохион.

Церковь Свв. Феодоров.P1032156

Церковь Свв. Феодоров.Mistra_11Фото из Википедии

Около 1310 года в этом монастыре был построен еще один храм, посвященный иконе Богородицы Одигитрии. Он стал основным храмом комплекса и обычно его называли просто «Главная церковь».

Церковь Одигитрии.P1032165

Церковь Одигитрии.800px-Mystras,_hodigitria_01

Фото из Википедии

Масштабность и сложность нового храма по сравнению с церковью Свв. Феодоров наглядно демонстрирует, насколько увеличилось значение Мистры всего за пару десятков лет. Теперь в город могли пригласить самых модных, возможно, даже столичных, архитекторов и декораторов.

План церкви Свв. Феодоров.Sts Theodor

Взято отсюда: http://www.culture.gr/culture/mystras-edu/index.html

План церкви Одигитрии.HodigitriaВзято отсюда: http://www.culture.gr/culture/mystras-edu/index.html

Дальнейшее храмовое строительство связано с деятельностью митрополита Никифора, присланного в Мистру около 1304 года. Озабоченный противостоянием с митрополитом Монемвасии за управление всей территорией Пелопоннеса, он стремился не только обеспечить политическое влияние своей митрополии, но и придать ей внешний блеск. Одним их первых его начинаний было строительство митрополичьего храма, посвященного Св. Дмитрию Солунскому. Храм был закончен в 1309-1310 гг. (Подробнее о храме можно почитать здесь).

P1032180

К середине XIV века Мистра уже была главным городом всей византийской части Пелопоннеса (часть полуострова все еще оставалась в руках франков). Она стала столицей Морейского деспотата, отданного под управление сыну византийского императора. Переехав в Мистру в 1349 году, принц Мануил Кантакузин счел резиденцию губернатора, построенную еще при франках, слишком маленькой. К северу от нее он построил для себя еще одно здание.

Дворец деспотов. Изначальная франкская постройка - крайняя справа, здание Мануила - в центре под серой крышей.Mystras_palace%201000%2072Взято отсюда: http://www.civilisation.org.uk/greece/mistra.html

Здание, построенное Мануилом - крайнее из тех, что в лесах.Picture1

Взято отсюда: http://www.panoramio.com/photo_explorer#view=photo&position=23&with_photo_id=65759764&order=date_desc&user=805120

План дворца деспотов Мореи. Буквой А (синим цветом) обозначена первоначальная франкская постройка, Д (коричневым цветом) - здание, возведенное Мануилом Кантакузином, Е (фиолетовым цветом) - еще более поздняя пристройка Палеологов).img32_katopsipalatiwnВзято отсюда: http://www.culture.gr/culture/mystras-edu/history/07.html

На нижнем этаже этого здания располагались просторные залы, а на верхнем – покои императора и комнаты придворных.Во дворце было две башни, в одной из которых располагалась часовня. На северную и восточную часть дворца обводила крытая колоннада, с которой открывался прекрасный вид на долину.

Реконструкция первоначального вида здания, построенного Мануилом Кантакузином.14E14_picC

14E14_picD

Источник: http://www.fhw.gr/choros/mystras/gr/E/14E/14E.html

План здания.14E14_picEИсточник: http://www.fhw.gr/choros/mystras/gr/E/14E/14E.html

Помимо расширения дворца, Мануил Кантакузин построил элегантную церковь Св. Софии и основал рядом с ней небольшой монастырь.

Церковь Св. Софии.P1032200

Церковь Св. Софии.P1032209

План церкви Св. Софии.St. Sofia

Если церковь Св. Дмитрия Солунского оставалась митрополичьим храмом, кафедральным собором города, то церковь Св. Софии, видимо, была дворцовой и использовалась морейским деспотом и его придворными. От дворца до церкви Св. Софии, расположенной чуть выше него, можно дойти пешком по достаточно пологому склону, в то время как чтобы попасть в церковь Св. Дмитрия, придворной процессии пришлось бы идти через тесные городские улицы.

В 1383 году Морейский деспотат перешел от Кантакузинов к Палеологам. Новый деспот опять увеличил свою резиденцию. Теперь новая пристройка была добавлена к дворцу с северо-западной стороны.

Дворец деспотов. Крыло Палеологов - крайнее слева.800px-PalaceOfMystras

Она представляла собой прямоугольный блок, размером примерно 33х10 метров. В цокольном этаже были размещены склады, а над ними – восемь больших не связанных друг с другом комнат, видимо, использовавшиеся в качестве кабинетов официальными лицами деспотата. Над кабинетами располагался большой церемониальный зал, который занимал все пространство новой пристройки.

В сегодняшнем разрушенном состоянии строение выглядит очень аскетично. Изначально оно таким не было. Южная стена здания была украшена аркадой, с которой можно было попасть на два нижние этажа. Интерьер был богато декорирован.

Прорисовка "крыла Палеологов".Крыло ПалеологКартинка из интернета, где нашла уже не помню :(

Зал освещался большими окнами, украшенными готическими арками. Восьмь окон было расположено на южной стене и шесть – на северной. Над этими окнами располагались еще круглые окна меньшего размера. Между двумя центральными окнами на южной стене находилась ниша, в которой располагался трон деспота. По всему периметру зала к стене прилегала каменная скамейка, на которой могли сидеть придворные и посетители.

Крыло, пристроенное Палеологами. По цетрумежду окон видна ниша для трона.800px-Paleologoi_palace

Дворец. Интерьер тронного зала.37_10Фото отсюда: http://www.tdpeae.gr/index.php?ID=O7QuUzkzj5WaNDlf

Мистра до самого своего падения под натиском турков управлялась близкими родственниками императора. Когда здесь обосновался великокняжеский двор, в городе начали строить дома и византийская аристократия. Как и в Константинополе, в Мистре не было отдельного аристократического квартала. Богатые резиденции перемежались с домами простых горожан.

В отличие от Константинополя с его огромными площадями, садами и широкими улицами (существовали даже законы, регулировавшие их минимальную широту), в расположенной на крутых склонах Мистре дома тесно прилегали друг к другу. Иногда они даже объединялись проходящими над улицей или под землей пассажами. Форма домов также учитывала особенности местности.

Схемы домов, типичных для Мистры.img24_geomorfologiaИсточник: http://www.culture.gr/culture/mystras-edu/history/06.htmlЧасто дома имели башню.

img29_spitia-pyrgoi

Источник: http://www.culture.gr/culture/mystras-edu/history/06.html

Из-за отсутствия ровной местности в Мистре не было площадей или даже широких улиц. Единственной площадью было пространство перед дворцом, которое использовалось для государственных церемоний. Во времена Морейского деспотата эта площадь была больше, чем сегодня – окружающие ее с запада и юга здания были построены турками. До них здесь был только фонтан, возведенный еще Мануилом Кантакузином.

Площадь перед дворцом. Здания в правом нижнем углу были построены при турках.800px-Mystras_palaceИсточник: http://www.civilisation.org.uk/greece/mistra.htmlВерхний город был заселен не очень плотно. Частично из-за крутизны склона, на единственной террасе которого был построен дворец, частично из-за водоснабжения. Вода подавалась в город из источников, расположенных на дальнем склоне холма и не могла быть поднята выше уровня резиденции деспота. Дома и монастыри, расположенные выше на холме имели собственные цистерны, куда собиралась дождевая вода. Зимой в Мистре выпадает много осадков, поэтому о нехватке воды речь не шла, но, безусловно было куда удобнее получать воду из водопровода.

Руины верхнего города.P1032196

Здания, расположенные вокруг дворца деспота скорее всего принадлежали придворным и официальным лицам. Кроме того, здесь располагались мастерские ремесленников, которые работали на нужды дворца и придворных.

Руины домов, расположенные рядом с дворцом.vue de chateauФото из Википедии.В верхнем городе сохранилась одна крупная частная резиденция. В литературе ее обычно называют «Малым дворцом» (Паталаки). Маленький дворец, скорее всего, был построен в начале XIV века. Изначально он состоял из башни и одного крыла. В конце XIV века к нему было пристроено еще одно крыло, дополненное двумя боковыми крыльями, так, чтобы они окружили небольшой двор.

Маленький дворец.14A7_picCИсточник: http://www.fhw.gr/choros/mystras/gr/images/14A7.picc.html

И его реконструкция.PalatakiВзято отсюда: http://www.culture.gr/culture/mystras-edu/history/07.htmlОформление дворца было достаточно аскетично (богато украшена была только башня), однако количество комнат, чуланов и складских помещений, в нем расположенных, говорит о том, что он принадлежал очень богатой семье.

Руины малого дворца.800px-Mystra,_veduta_rovine_08

Легче всего попасть в верхний город с внешней стороны стен. Главная дорога с севера поднималась по склону холма с внешней стороны фортификационных сооружений и входила в город через хорошо укрепленные Нафплеонские ворота, расположенные несколько выше дворца деспотов. Чуть выше Нафилеонских ворот находились небольшие боковые ворота. С южной стороны город был защищен обрывом и в стене здесь не было необходимости.

Укрепления верхнего города.800px-Mystra,_veduta_rovine_e_castelloФото из Википедии.

Ворота.450px-Mystras_Fortress2Фото из Википедии.Верхний и средний город соединяли единственные ворота, известные как Монемвасийские. К ним вела очень узкая улица, которую было легко заблокировать. Таким образом, верхний город был хорошо защищен и от нападения внешнего врага и от городского бунта, если такой возникнет. Прямо над воротами располагался дом, который принадлежал либо какому-то аристократическому семейству, либо являлся резиденцией префекта Мистры, который должен был управлять горожанами.

Монемвазийские ворота.450px-Monemvasia_gateФото из Википедии.

Как эти ворота могли запираться.

img15_thiresИсточник: http://www.culture.gr/culture/mystras-edu/history/04.html

Северная часть среднего города, судя по всему, была заселена достаточно плотно. Здесь располагалось множество маленьких домов, лавок и мастерских. Они теснились вдоль узких улочек, которые подчас были настолько крутыми, что в них вырубались ступеньки.

Улица Мистры.Picture2Источник: http://www.panoramio.com/photo_explorer#view=photo&position=572&with_photo_id=61762863&order=date_desc&user=713072Южные кварталы были менее скученными. В некоторых крупных резиденциях даже имелись сады, расположенные на горных террасах.

Недалеко от восточной стены среднего города располагается особняк, который традиционно считают принадлежащим семье Ласкарисов. Расположенный на склоне холма дом с восточной стороны был двухэтажным, с западной – его второй этаж оказывался первым. На нижнем этаже было несколько комнат, предназначенных для прислуги и подсобных помещений. На верхнем этаже жили хозяева. С балкона верхнего этажа открывался красивый вид на долину.

Особняк Ласкарисов до начала реставрации.37_7Фото отсюда: http://www.civilisation.org.uk/greece/mistra.htmlСейчас особняк реставрируют.Mistra-05%20Laskaris%20150%201600x900Фото отсюда: http://www.civilisation.org.uk/greece/mistra.html

Реконструкция особняка.Picture31Ссылка, увы, утеряна.Особняк Ласкарисов. Интерьер.37_9Фото отсюда: http://www.tdpeae.gr/index.php?ID=O7QuUzkzj5WaNDlf

Небольшая церковь Св. Христофора, построенная примерно в ста метрах под домом, видимо, была семейной часовней Ласкарисов. От дома к церкви вела дорожка, которая, скорее всего проходила по саду, также бывшему частью этой резиденции.

Церковь Св. Христофора.Picture1Источник: http://www.panoramio.com/photo_explorer#view=photo&position=565&with_photo_id=61763350&order=date_desc&user=713072Немного выше на холме располагался другой особняк, который обычно называют домом Франгопулоса. Он не такой большой, как дом Ласкарисов, но напоминает его по структуре – прижатая к холму постройка с балконом, откуда открывается вид на долину.

Особняк Франгопулоса.filoСсылка, увы, утеряна.

Реконструкция особняка Франгопулоса.Picture21Ссылка, увы, утеряна.

План дома Франгопулоса. На самом нижнем этаже - резервуар для воды. img20_oikiafragkopoulou

Вид на долину.P1032142

Менее значительные дома сейчас настолько разрушены, что не возможно понять, что из них было жилыми постройками, а где располагались лавки и мастерские.

P1032184

Здесь и там попадались фонтанчики, из которых бедные горожане могли набрать себе воды. Дома более зажиточных горожан были оборудованы специальными резервуарами, в которые вода подавалась из водопровода.За пределами стен, в нижнем городе, селились иностранные купцы. Там же располагался и еврейский квартал. Скорее всего, нижний город использовался и для устройства рынков – гнать нагруженный скот по узким улицам среднего города было бы очень проблематично.

Использованная литератураSteven Runciman. Lost capital of Byzantium.http://www.culture.gr/culture/mystras-edu/index.htmlhttp://www.civilisation.org.uk/greece/mistra.htmlhttp://www.panoramio.com/user/713072?with_photo_id=62675626http://www.tdpeae.gr/index.php?ID=O7QuUzkzj5WaNDlfhttp://www.fhw.gr/choros/mystras/gr/images/13,14,15D1.picH.htmlhttp://www.tdpeae.gr/index.php?ID=O7QuUzkzj5WaNDlf

theofilakt.livejournal.com

ВИЗАНТИЯ В КАРТИНКАХ

Цитата записи vladimirdar Айя-София - Собор Святой Софии в Стамбуле – внутренние пространства. Первый уровень. Часть 2.Айя-София. Софийский собор. Стамбул.Всего 106 фото

Обычно считается что интерьеры Айя-Софии более впечатляющи чем её внешний образ. Сразу скажу - это через чур смелое упрощение. Нельзя это всё сравнивать – внешне Айя-София неповторима и мягко побуждает лицезреть её снова и снова. Внутренние же пространства Святой Софии впечатляют, поражают, заставляют трепетать твое сердце и душу. Кроме того, есть нечто такое в образе Айя-Софии чего не описать словами – это то что проникает в тебя всеобъемлюще на бессознательном уровне, и ты это чувствуешь всецело и во всем, а время останавливается и Чудо происходит... Я воспринимаю это всё как ту самую божественную благодать, что целиком и полностью поглощает тебя, окутывает проникновенным золотистым цветом и сияет не побоюсь сказать неугасимым мистическим светом. Или можно сказать попроще – здесь особая энергетика, что чувствуется сразу, везде и всюду. Но это расхожее в наше время слово ничуть не позволяет понять, что же чувствует человек ступивший под своды величайшего и славного храма христианства всех времен и народов, впрочем и не только христианства.

Как мы знаем Айя-София почти тысячу лет была главным христианским собором. Он оставался церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель захватил древний и славный Константинополь. Османский владыка не только восхитился архитектурным шедевром христианства, но и оценил неземное величие собора Святой Софии. Он был так поражен красотой Айя-Софии что повелел преобразовать ее в государственную главную мечеть. И надо отдать должное османам – Айя-София утратив многие свои прежние внешние и внутренние черты тем ни менее основные сохранила до наших дней. Айя-София выполняла роль великой мечети Стамбула в течение почти 500 лет, став основой и образцом для многих будущих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание. В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания Айя-Софии, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков. После падения монархии при Ататюрке в 1931 году начались реставрационные работы византийских мозаик и фресок. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении её в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами - исламской и христианской.

И сейчас в объеме главного нефа одна четверть внутреннего объема собора закрыта строительными конструкциями для реставрации. Но думаю нам это не помешает насладиться величием и красотами Айя-Софии. Давайте же осмотрим эти легендарные внутренние пространства Айя-Софии, что видели множество византийских императоров, султанов Османской империи и бесчисленное количество прихожан и путешественников. Во время обработки этих фото я столкнулся с непреодолимым желанием показать моему читателю как можно больше неповторимых образов Айя-Софии поэтому как-то само собой получилось две статьи о внутренних пространствах Айя-Софии – первого уровня (первого этажа) собора и его второго уровня (второго этажа) с уникальными мозаичными фресками. Надо сказать, что даже для этих двух постов пришлось пожертвовать многими обработанными фото собора. Так что этот материал для тех, кто хочет увидеть Айя-Софию как можно подробней. Этим и будет отличаться этот материал от других подобных.

( Read more...Collapse )

© Vladimir d’Ar, 2017

Часть перваяЧасть третья

theofilakt.livejournal.com

Декоративный рельеф в византийской архитектуре 9 -12 вв. Рluteo

Для многих это прозвучит непривычно, но в декоре византийских храмов как снаружи, так и изнутри применялся декоративный рельеф.  Сейчас эти небольшие плиты с  орнаментом  редко можно встретить на исконном месте, однако они щедро рассеяны по музеям и храмам многих стран. Датируют их 8-10 (реже до 12) веками. В итальянском языке есть специальный термин для подобных плит, являющихся частью алтарной преграды или иного ограждения, разделяющего интерьер церкви на отдельные части - плутео (pluteo) http://it.wikipedia.org/wiki/Pluteo.Самый убедительный пример - Кафоликон монастыря Осиос Лукас в  Греции(11 в.)Здесь рельефами декорированы подкупольный барабан и окна как снаружи, так и изнутри церкви.Самые популярные мотивы орнамента - крест, круг, квадрат, ромб, розетка, крин, плетенка. Плетенка, как правило, состоит из трех или двух валиков, ширина ее постоянная, равномерная, изгибы крутые. Орнамент выполнен в низком рельефе, трактован суховато, статично, композиция симметричная.

В церкви Св. Феодора в Стамбуле (11-12 вв.)  рельефы также расположены в основании окон.

Интересная старая фотография 19 века с фрагментами византийских рельефов, Афины. http://maximus101.livejournal.com/65043.html

Абсолютно уникальный византийский храм - церковь Малая Митрополия, в Афинах (12 век). Ее фасад облицован множеством разновременных плит с рельефом самых разных стилей, но среди них встречаются и знакомые нам ромбы, круги и розетки. Очевидно, что эти рельефы были взяты из более древних разрушенных памятников. Кстати, эта церковь демонстрирует, что интересующий нас декор имеет раннехристианские корни.http://theofilakt.livejournal.com/17309.html

И вот еще одно подтверждение - раннехристианский саркофаг...

... и аналогичный орнамент на рельефе в одной из старых церквей Рима. В обоих случаях редкая для византийского орнамента динамика спиралей.

Иконий (Кония). Фрагменты византийских алтарных преград в местном музееКак уже было сказано, подобные рельефы можно встретить в самых разных местах. Этот образец из турецкого города Конья.«Иконий (Кония). Фрагменты византийских алтарных преград в местном музее»

А эти сполии можно увидеть на фасаде Собора Сан-Марко в Венеции.

Церковь Св. Николая, Демре, Турция.

Характерные примеры pluteo в римских церквях Сан Клементе (сверху) и Санта Сабина(снизу).

В нартексах очень многих римских церквей можно посмотреть целые выставки pluteo, которые сохранились, вероятно,от более древних построек на месте ныне существующих, или были алтарными преградами нынешнего интерьера.http://ornament-i-stil.livejournal.com/308945.htmlhttp://theofilakt.livejournal.com/81655.html

Церковь Св. Апостолов в Афинах. Фрагмент фасада и интерьер http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Agii_Apostoli.jpg

Здесь плитами с рельефом декорирована алтарная преграда, знакомые мотивы прослеживаются даже на таком плохом фото.

Портал Кафедрального Собора Сованы (Собор 8 - 13 вв.), Италия. Рельефы уложены хаотично, что свидетельствует об их повторном использовании.

Иногда на подобных рельефах можно встретить изображения животных и птиц, но это предмет для отдельного рассказа.

theofilakt.livejournal.com

Византийский храм на Сентинской горе

На Кавказе находятся самые древние на территории России храмы. Построены они в раннем Средневековье, в период VI-XIII столетий, расположены в горах, труднодоступны и малоизвестны. Наиболее активно строительство храмов велось в X–XII веках. Оно совпадает с пиком развития Византийской империи, под влиянием которой в те времена и находился этот регион.  Сентинский храм, о котором пойдёт речь, является одним из пяти самых древних храмов Х века на территории Российской Федерации. Он был построен ещё во времена Аланского  государства, что располагалось на этих землях.

Путь к храму начинается у подножия Тебердинского ущелья, возле аула Нижняя Теберда и ведёт высоко-высоко в горы.

С одной стороны тропу ограждают скалистые горы, с другой крутое ущелье.

Сентинский храм расположен на высоком утёсе массива Бурун-Сырт над аулом Нижняя Теберда (бывшее поселение Сынты, в русской транскрипции Сенты - отсюда одноимённое название храма). Нижняя Теберда раскинулась  на правом берегу реки Теберды.Вид на Нижнюю Теберду с горного утёса.

Время постройки храма до недавнего времени было объектом дискуссий.  Большинство ученых сходились во мнении, что храм построен в период расцвета Аланского царства и датируется рубежом Х-XI веков, т.е когда аланы освободились от хазарской зависимости и образовали независимое государство. Лишь совсем недавно ученым-археологам удалось обнаружить под слоем фресок надпись на греческом языке, свидетельствующую о том, что храм был построен в апреле 967 года.Продолжаем свой долгий и "опасный" путь сквозь горные породы и крутые обрывы.

Благо тропа широченная и чтобы упасть с неё не может быть и речи. Но при взгляде вниз дух захватывает однозначно!

Вид на долину реки Теберды.

А вот завиднелся наш конечный пункт - Сентинский храм.

Место для строительства храма было выбрано не случайно. Вспомним, что по ущелью Теберды шло одно из ответвлений Великого шёлкового пути, которое вело из степей Предкавказья к восточному побережью Черного моря. Устанавливая христианский храм на высоком скальном выступе, аланы, а через них и византийцы, сооружали своеобразный опорный пункт - проводник своих экономических и политических интересов.

В IX-XI столетиях в Алании (нынешняя территория Карачаево-Черкесси входила в раннефеодальное Аланское государство) велось широкое строительство каменных храмов. До наших дней из памятников культуры аланов сохранились гробницы и подземные склепы, городища и христианские храмы X-XI веков византийского типа. В то время Аланское государство находилось под влиянием  Византии. Способом  политического влияния Византии на эти земли были:  укрепление позиций христианства и ассимиляция культуры аборигенов в византийскую культуру. Задачи эти решались влиянием Святого Византийского престола и империи на умы местного населения через христианские приходы Аланской епархии.

Науке известно, что в 920 году состоялось массовое крещение ЗИХОВ и в этом же году состоялось массовое крещение АЛАН (то есть, на 68 лет раньше, чем крещение славян Киевской Руси).  К этому времени Восточная Римская империя – Византия со столицей в городе Константинополе  контролировала огромные территории в Южной Европе, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, Закавказье и т.д.. Государственной религией в Византийской империи было христианство. Оно же было воспринято и большинством населения обширных и богатых земель, на всей территории расселения алано-ясских племен в VI-XIII вв.

Как показали исследования ученых-археологов, Сентинская гора являлась культовым местом задолго до постройки на ней храма. Вокруг памятника, также на склоне горы обнаружены многочисленные древние погребения с предметами V-VIII столетий. Сам храм построен на месте древнего языческого святилища. Об этом свидетельствует то, что в его кладке найдены каменные блоки с петроглифическими изображениями змей и геометрических узоров.

Кладка великолепна и отличается чистотой и тщательной подгонкой плит и блоков. Мастерство кладки и скальное основание (было специально выравнено), на котором покоится фундамент, объясняют отличную сохранность сооружения - в нем нет даже трещин.

Зайдём внутрь храма.

Наиболее подробно Сентинский храм и прилегающие территории наиболее полно изучены в 1976-1977 года. В южном притворе храма была обнаружена могила, содержавшая остатки архиерейского облачения, включая митру и золотую византийскую монету эпохи императоров Василия II и Константина. В гробницах около храма были обнаружены свинцовый византийский крест и медный набалдашник посоха в виде пятиконечной звезды и золоченые "дутые" бубенчики-пуговицы от одежды.

Было открыто богатое погребение в храме под его полом. В могиле, содержавшей захоронение двух человек, обнаружено несколько уникальных вещей, в том числе хрустальная шахматная фигура, золотой колт (украшение головного убора) с фигуркой птицы, фрагменты шёлковой красной ткани с золотой вышивкой из "полос чистого золота". Установлено византийское происхождение ткани XI в., известно, что красный цвет для византийцев относился к числу высших цветов. Золотой колт также византийской работы XI в.. Судя по этим археологическим реалиям, статус погребенных в южном рукаве храма был очень высоким.Пожалуй, одна из главных достопримечательностей Сентинского храма - его фрески, покрывавшие весь интерьер. Сейчас от них сохранились незначительные фрагменты, к тому же сильно покрытые "автографами" современных посетителей.

Известно, что в 1897 году в трёх верстах от храма был открыт Спасо-Преображенский женский монастырь. Основательницей женской обители можно считать Евдокию Макарову - сестру милосердия в русско-турецкой войне. Благодаря устройству женского монастыря древний храм впервые был отреставрирован и заново освящен.

Рядом с храмом находится древний каменный мавзолей - "костница".

Это уникальное по архитектуре строение, подобного которому больше нет нигде на Кавказе. Т.к. по местным традициям строились полуподземные и надземные гробницы и склепы, нежели одноэтажные домики с двухскатной крышей. Мавзолей был построен для успокоения представителей местной социальной элиты - светской или духовной. Найденные в нем обрывки парчи, ткани сложно-узорчатой на шёлковой основе и содержащей нити из золота и серебра, подтверждают сказанное: золото-узорная парча производилась византийскими ткачами и была очень дорогой.

Вообще это место было обширным христианским могильником из каменных гробниц и склепов, не только окружавших храм, но и занявших склоны Сентинской горы.Погода совсем портится и мы вынуждены закончить наше исследование этого древнейшего храма...

...и возвращаться для новых путешествий по Тебердинскому заповеднику Карачаево-Черкесской Республики.

theofilakt.livejournal.com


Смотрите также