Древний город сузы. Древнейшие города мира
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сузы. Древний город сузы


Самые древние города часть II

Продолжение, начало

Газиантеп, Турция: 3 650 г до н.э.

Gaziantep Turkey is

Gaziantep Turkey 2 is

Gaziantep Ancient

Газианте́п (тур. Gaziantep) — бостан на Северном Курдистане(Турция). Как ил, так и его одноимённую столицу часто называют Антеп, по названию тянущегося с глубины веков и тысячелетий до начала XX века.

В эпоху Древней Греции и Древнего Рима эта территория относилась к ассирийцам, позднее персам, римлянам, византийцам, аббасидам и сельджукам, Здесь проходили крестовые походы, а в 1183 году султан Салах ад-Дин окончательно завоевал его. Во время расцвета Османской империи наступили благоприятные времена для Газиантепа. В это время массово возводились мечети, постоялые дворя, бани и медресе. Горд также славился как торговый центр Шёлкового Пути.

После Первой мировой город завоевали французы, и после войны Турции за независимость, население города поднялось, но было подавленно. В результате Лозаннской конференции местность отошла к Турции и к названию Антеп, добавили приставку Гази, означающую ветеран войны, за заслуги горожан. Газиантеп знаменит удивительными пейзажами и природными богатствами. Более того, развитая современная инфраструктура делает провинцию настоящим туристическим раем. В городе по переписи 2009 года проживало 1 285 249 человек.

 Пловдив, Болгария: 4000 г д.н.э.

 Plovdiv Bulgaria is

Plovdiv Bulgaria 2 is

Plovdiv

Античный театр

Пло́вдив (болг. Пловдив), в прошлом Филиппополь (греч. Φιλιππούπολη) и Филибе (тур. Filibe) — второй по величине город Болгарии, административный центр Пловдивской области. Расположен в южной части страны. Население — 367 376 жителей (текущий учет 2013 года). Железнодорожный узел, узел шоссейных дорог (автобан в Софию).

Пловдив — один из старейших городов Европы. Он старше Рима, Афин, Карфагена и Константинополя. Первые поселения на его месте датируются свыше 6000 лет назад. Согласно римскому историку Аммиану Марцеллину, первое его имя, данное фракийцами — Эвмолпиада. Филипп Македонский, отец Александра в 342 году до н.э. завоевал город, назвав его Филиппополем в свою честь, тогда его называли ещё Одрисом.

В 72 году до н.э. полководец Марк Теренций Варон Вакула со своими легионами взяли город Пловдив. И в 46 году до н.э. он окончательно стал под влияние Римской империи, став центром провинции Фракия, под именем Тримонтий («Город трех холмов»). Именно тогда город став опорным пунктом Римской империи, в следствии чего достиг апогея расцвета, что подтверждают многочисленные руины сейчас.

Славянские племена в VI веке взяли этот город в своё управление, а в 815 году он оказался в составе Первого Болгарского царства, под названием  Пылдин. В дальнейшие времена он переходил из рук в руки от болгар к Византии, пока не положили этому конец турки Османы. Город грабился четыре раза ордами крестоносцев.

При турках город, переименованный в Филибе, пережил подъём, связанный с всплеском торговли. Впервые город под именем Пловдив стал употребляться в XV веке. Сейчас это город с населением 338 153 человек, по переписи 2011 года.

Сидон, Ливан: 4 000 г до н.э.

Sidon Livan is

Sidon Livan 2 is

Са́йда (араб. صيدا‎‎, Сайда — букв. «рыбный промысел»), в древности Сидо́н (др.-греч. Σιδών) — третий по величине город Ливана. Расположен на побережье Средиземного моря, в 25 милях к северу от Тира и в 30 милях к югу от Бейрута, столицы Ливана.

Древнейший город Сидон был крупнейшим центром торговли в Финикии в X — IX веках до н. э.. Отмечался в Библии как «первенец Ханаана» (Быт. 10:15), брат аморея и хетта.

Сидон был самым значительным из финикийских городов, и, вероятно, древнейшим. В XII веке до н.э. город опустошили филистимляне, однако он скоро восстановился. Будучи одним из портовых городов он вошёл в образованную в те времена великую средиземноморскую торговую империю, что очень повлияло на его развитие. В 677 году до н.э. город был разбит войсками под предводительством ассирийского царя Асархаддона. В эпоху перед христианством город завоёвывали ассирийцы, вавилоняне, египтяне, греки, и, наконец, римляне. Обозначается, что Ирод Великий также посещал Сидон, а также Иисус Христос и Апостол Павел. 

В 351 году до нашей эры, он был завоёван императором Артаксерксом III, а затем Александром Македонским в 333 году до н.э. При продолжателях Александра он был относительно автономным. В нём происходили соревнования при участии известнейших атлетов. Сегодня это город с двухсот тысячным населением.

Эль-Файюм, Египет: 4 000 г до н.э.

El Fayum Egypt is

El Fayum Egypt 2 is

Эль-Файю́м (араб. الفيوم‎‎.) — административный центр одноимённой мустафазы в Среднем Египте, расположен в оазисе Эль-Файюм и окружён со всех сторон Ливийской пустыней.

В Древнем Египте Эль-Файюм был административным центром 21 нома Верхнего Египта. Фараоны 12-й династии часто останавливались в Эль-Файюме, который назывался тогда Шедет, то есть «море». Позже город стал называться Крокодилопалем и ему покровительствовал бог Себек с головой крокодила. Курганы к северу от нынешнего города отмечают расположение древнего Крокодилополя, где жители в водах Меридова озера разводили и поклонялись крокодилам. Это озеро вырыли около 3900 лет назад, для резервуара наполняемого Нилом. В додинастическую эпоху современная территория Эль-Файюма была заболочена. В правление Аменемхета II и Сенусерта II площадь была осушена каналами и дамбами для возделывания почвы.

Здесь находился описанный Геродотом и Страбоном знаменитый Лабиринт, который связывают с именем фараона Аменемхета III из 12 Династии. В Хаваре он выстроил для себя вторую пирамиду, к которой, якобы, вёл лабиринт. В нём было согласно Геродоту 3000 комнат, по Страбону - 1500.

Сегодня в городе проживает 306 393 жителя (2005). Основанный в 4000 г. до н.э. этот город - самый древний в Египте и самый старый из всех древних городов мира. Местность известна преимущественно благодаря обнаруженным некогда в здешних краях Фаюмским портретам.

Современное название города происходит от коптского payom, что переводится "озеро" или "море", пришедшее из ранней формы pA y-m с тем же значением, относящимся к Меридову озеру.

Сузы, Иран: 4 200 г до н.э.

Syzi Iran is

Syzi Iran 2 is

syzi iran

Су́зы (перс. شوش‎ (Šuš) — Шуш, ивр. ‏שושן‏‎‎‎ — Шушан) — один из древнейших городов мира. Расположен на территории современной провинции Хузестан в Иране. В III — I тыс. до н. э. — столица Элама. В VI — IV веках до н. э. — центр Сузианы, одна из столиц в государстве Ахеменидов. В III веке до н. э. — III веке н. э. — одна из столиц в Парфянском царстве. В III — VII веках — одна из столиц в государстве Сасанидов.

Первые признаки проживания людей упоминаются 7 тысяч лет до н.э. Постоянные селения возникли здесь с периода 7 — 5 тыс. лет до н.э. Сузы упомянуты в истории как столица царства Элам.

Город отмечается в ранних шумерских документах. В сочинении Энмеркар и Правитель Аратты (англ.)русск.говорится, что город посвящён богине Инанне, покровительнице Урука. Собственным покровителем Суз был бог Иншушинак.

Царь Аккада Саргон Аккадский включил Сузы (Шушан) в Аккадскую Империю — по оценкам, это произошло в 2330 году до н. э. В 2240 году до н. э. город был провинциальной столицей в Аккаде, пока правитель Элама Кутик-Иншушинак не поднял восстания, освободив Сузы.

В новошумерскую эпоху Сузы были снова заняты третьей династией Ура, в 2004 году до н. э. эламский царь Киндатту разгромил Ур и сделал Сузы своей столицей.

В 1175 году до н. э. эламиты во главе с царём Шутрук-Наххунте ограбили вавилонские храмы и, в частности, доставили в Сузы трофейную вавилонскую стелу с законами царя Хаммурапи. Вавилонский царь Навуходоносор I через 50 лет в отместку разграбил Сузы.

Сузы упоминаются в Книге Юбилеев (8:21 & 9:2) как место, где царил Шем и его старший сын Элам. Сусан упоминается в 8:1 как сын (или дочь) Элама.

Город был полностью разорён и сожжён в 668 году до н.э., тогда царь Ашурбанипала разбил эламитов. В 538 году до н.э. город завоевал Кир Великий. Сын Кира Камбиз II перенёс свою столицу в Сузы. Эламский дворец, на искусственном холме, оказался слишком тесным для Дария I и он его перестроил на свой манер; при Артаксерксе I этот дворец сгорел, а лет сто спустя, при Артаксерксе II, был отстроен заново.

Сузы неоднократно упоминаются в Ветхом Завете, преимущественно в разделе Ктувим (Писания), а также в книгах Есфирь, Неемии и Книге пророка Даниила. Пророки Даниил и Неемия жили в Сузах по окончании Вавилонского пленения в VI веке до н. э. В Сузах Есфирь стала царицей и смогла спасти евреев от геноцида. В местности под названием Шуш-Даниэль находится гробница пророка Даниила, которая была отмечена необычным камнем, не добывавшимся в данной местности.

В 331 году пала Персидская Империя, под натиском Александра Македонского, и город потерял своё значение. Второй раз Сузы разрушили мусульмане.

Сузы (Шуш) сейчас — город с населением около 65 тыс. человек (на 2005 год), в котором живут мусульмане-шииты и персидские евреи — община пророка Даниила. Одним из наиболее заметных сооружений города является французская «археологическая крепость» (англ.)русск., построенная для обеспечения безопасности сотрудников экспедиции Жака де Моргана и сохранности находок.

Похожие материалы:

Социальные сети:

Комментарии в сетях:

inkusto.com

Сузы — википедия фото

Древнейший период

Первые следы обитания датируются 7 тыс. до н. э.. Расписная керамика, найденная при раскопках, датируется 5 тыс. до н. э. Устойчивое поселение возникло между 7 — 4 тыс. до н. э.

Элам

  Фрагмент фриза храма Иншушинака в Сузах, XII в. до н.э. (Лувр)

В истории Сузы получили известность как столица государства Элам. Город упоминается в ранних шумерских документах. В сочинении Энмеркар и Правитель Аратты (англ.)русск.говорится, что город посвящён богине Инанне, покровительнице Урука. Собственным покровителем Суз был бог Иншушинак.

Царь Аккада Саргон Аккадский включил Сузы (Шушан) в Аккадскую Империю — по оценкам, это произошло в 2330 году до н. э. В 2240 году до н. э. город был провинциальной столицей в Аккаде, пока правитель Элама Кутик-Иншушинак не поднял восстания, освободив Сузы.

В новошумерскую эпоху Сузы были снова заняты третьей династией Ура, в 2004 году до н. э. эламский царь Киндатту разгромил Ур и сделал Сузы своей столицей.

В 1175 году до н. э. эламиты во главе с царём Шутрук-Наххунте ограбили вавилонские храмы и, в частности, доставили в Сузы трофейную вавилонскую стелу с законами царя Хаммурапи[1]. Вавилонский царь Навуходоносор I через 50 лет в отместку разграбил Сузы.

Сузы упоминаются в Книге Юбилеев (8:21 & 9:2) как место, где царил Шем и его старший сын Элам. Сусан упоминается в 8:1 как сын (или дочь) Элама.

В 647 году до н. э. состоялась битва при Сузах, в которой царь Ашурбанипал победил эламитов. Город был полностью разграблен и сожжён. Сохранились надписи и стелы Ашурбанипала, в которых он похваляется победами и опустошениями. Элам приходит в упадок и в течение последующего столетия постепенно прекращает существовать как независимое государство.

Держава Ахеменидов

  Капитель из дворца Дария в Сузах (Лувр).   Крылатый сфинкс из дворца Дария в Сузах

Кир Великий занял город в 538 году до н. э. Сын Кира Камбиз II перенёс свою столицу в Сузы. Дарий I нашёл слишком тесным для себя древний дворец эламских царей, построенный на искусственном холме, и перестроил его по своему вкусу; при Артаксерксе I этот дворец сгорел, а лет сто спустя, при Артаксерксе II, был отстроен заново[2].

Сузы неоднократно упоминаются в Ветхом Завете в разделе Ктувим (Писания) в книгах Есфирь, Неемии и Книге пророка Даниила[3]. Пророки Даниил и Неемия жили в Сузах по окончании Вавилонского пленения в VI веке до н. э. В Сузах Есфирь стала царицей и смогла спасти евреев от геноцида. В настоящее время здесь находится гробница пророка Даниила[4], которая была отмечена необычным камнем, не добывавшимся в данной местности.

В 331 году до н. э. Александр Македонский покорил государство Ахеменидов, город в большой степени потерял своё политическое значение.

Парфия и Сасаниды

Парфяне, получив через сотню лет независимость от Селевкидов, вновь сделали Сузы своей столицей (второй столицей был Ктесифон). Римляне пять раз занимали Ктесифон, тогда резиденция парфянских и сасанидских царей перемещалась в Сузы. Обычно Сузы были зимней столицей, а Ктесифон был летней столицей.

В 116 году римский император Траян занял Сузы, но не смог удержать город по причине беспорядков в самой римской империи.

Исламская эпоха

Второй раз город был разрушен мусульманами в 638 году. Третий раз в 1218 году город полностью разрушили монголы. После этого старый город был практически покинут.

Современный период

  Французская крепость в Шуше (Сузы), XIX век

Сузы (Шуш) сейчас — город с населением около 65 тыс. человек (на 2005 год), в котором живут мусульмане-шииты и персидские евреи — община пророка Даниила. Одним из наиболее заметных сооружений города является французская «археологическая крепость» (англ.)русск., построенная для обеспечения безопасности сотрудников экспедиции Жака де Моргана и сохранности находок.

Археологические исследования

Территория древнего города была осмотрена в 1836 г. Генри Роулинсоном и затем Остином Генри Лэйярдом. В 1851 г. небольшие раскопки были произведены Уильямом Лофтусом (англ.)русск., который идентифицировал памятник как известные из исторических источников Сузы. В 1885—1886 гг. Огюст и Жанна Дьелафуа начали первые французские раскопки в Сузах.

Экспедиция Жака де Моргана произвела большие раскопки в 1897—1911 гг. Работы продолжались под руководством Ролана де Мекенема (англ.)русск. до начала Первой мировой войны в 1914 г. Раскопки были возобновлены после войны, вновь под руководством де Мекенема, и продолжались до Второй мировой войны. Результаты работ, относящиеся к этому периоду, остались в значительной степени неопубликованными.

Роман Гиршман возглавил руководство раскопками в 1946 г. и продолжал их до 1967 г.

В 1970-е гг. раскопки возобновились под руководством Жана Перро (англ.)русск. и производились до Исламской революции в Иране.

В последующие десятилетия археологическая зона страдала от нелегальных раскопок и хозяйственной деятельности местных властей[5].

org-wikipediya.ru

Сузы | Vergesso.ru

Земля эламитов

Между низменностями Месопотамии и высоким Иранским нагорьем вырос город Сузы, ставший своего рода перекрестком культур. Здесь сплав искусных жителей равнин с упорными и выносливыми горцами породил блестящую цивилизацию.

КЛАССИЧЕСКИЕ ГРЕКИ ЗНАЛИ СУЗЫ как зимнюю резиденцию персид­ских царей. Несколько раньше составители Ветхого Завета говорили об этом городе как о столице страны Элам. Однако Сузы возникли задолго до Биб­лейских времен — в доисторическую эпоху, еще не знавшую письменности.

Сейчас здесь несколько крупных холмов. Они поднимаются над равни­ной Хузестана, юго-западной области Ирана. Каждый холм состоит из множества культурных слоев с руинами из сырцового кирпича. Этот мате­риал непрочный, и ранние археологические исследова­ния еще не располагали техникой для его идентифика­ци. В 1897 французский геолог Жак де Морган начал грандиозную программу раскопок, решив добраться до истоков эламской цивилизации. Он нашел немало цен­ного, но тонны интереснейшего обломочного материа­ла были просто отправлены в отвал. Остатки не позво­ляют в деталях реконструировать жизнь древних Суз, но несколько удивительных выводов об их эволюции сделать можно.

МЕСОПОТАМИЯ - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ДОЛГОСТРОЙ За тысячелетия эламской истории Суз ее цари не раз затевали монументальное строительство. Величайший из правителей Элама, Унташ-Напириша, заложил эти ступени из сырцового кирпича как часть храмового комплекса, зиккурата, юго-восточнее города, в Чога-Зембиле. Однако воплотить задуманное не удалось - после смерти царя стройплощадку забросили .

 

Сузы выросли на низменности, орошаемой реками, те­кущими с Иранского нагорья. Официально это часть Ирана, однако ландшафтно — окраина Месопотамии, или Двуречья, обширной и плодородной до­лины, образуемой Тигром и Евфратом. Когда в VI тысячелетии до н.э. крестьяне на здешних богатых аллювиальных почвах при­думали оросительные системы и стали контролировать разливы рек, урожаи резко выросли. Излишки продовольствия породили городскую цивилизацию с профессиональными ремесленниками, в частности гончарами. Нараставший обмен продукцией дал раз­витую торговлю. Параллельно развернулось монументальное строительство — прежде всего храмов, говоривших о появлении слоя жрецов. Более 5000 лет назад в Месопотамии (Шумер) изобрели письменность, и началась собственно история — доку­ментальн подтвержденное развитие государств и народов.

СЧЕТОВОДСТВО В СУЗАХ

К 4000 до н.э. древнейшая урбанизация в Месопота­мии была в разгаре, и именно тогда возникают Сузы. Го­род на тысячелетия стал как бы ключом к Иранскому на­горью, скрещением торговых путей, связывающих горы Среднего Востока с равнинами Ближнего.

Первые 300 лет Сузы развивались как центр процвета­ющей сельскохозяйственной области. Погребальный инвен­тарь этой эпохи, раскопанный на огромном кладбище (бо­лее 2000 могил), включает медные топоры, что говорит о развитом импорте этого металла. На равнине месторожде­ни меди нет, ее явно доставляли с Иранского нагорья. Еще в могилах найдена тонкая керамика. В деревнях вокруг Суз лепили изящные горшки, расписанные стилизованными зверями и птицами.

Запутанная бухгалтерия

Древние эламиты создали собственную письменность. Эта табличка, которой около 4900 лет, - накладная: ямками обозначено количество разных товаров..  ..ююю.....мм

В этот период горожане возвели огромную кирпичную террасу, 80 х 80 м, вероятно, основание крупного храма. Сам размер сооружения говорит о сильной экономике, способной прокормить множество работников, оторванных от земледе­лия. Очевидно, существовала и авторитетная центральная власть, хотя о правителях и социальной иерархии еще ничего не известно. Однако находки каменных печатей свидетельст­вют о накоплении в немногих руках частной собственности. Видимо, была своего рода демократия, но точнее сказать по­ка нельзя. Неясно, когда именно, но террасу разрушили.

Следующий этап эволю­ции Суз начался примерно в 3700 до н.э., когда ориги­нальная местная керамика сменилась массовой гончар­ной продукцией, наводнив­шей тогда Ближний Восток. Это связывают со стреми­тельны взлетом шумер­ской цивилизации по сосед­ству, в Южной Месопота­мии, где вслед за экономи­чески подъемом столь же быс тро развивалась культу­ра, появлялись новые фор­мы искусства.

Около 3400 до н.э. в шумерском городе Урук на берегах Евфрата, к юго-за­паду от Суз, началось мону­ментальне строительство. Местные художники той эпохи часто изображают ца­ря-жреца, очевидно, главу централизованной власти. Что еще важнее — появля­ются глиняные таблички с зачатками письменности. Для обозначения товарных запасов и сути торговых сделок используются специальные значки.

Сузы развивались под влиянием Шумера и параллельно ему. Город и его окрестности с тали пользоваться собственной письменностью, тоже на глиняных табличках. 11оявляются и фигурки, похожие на изображения царей. Их вырезают на ка­менных цилиндрах, которые и в Сузах, и в Месопотамии ис­пользуют, как и кольца-печатки, для нанесения на глиняные ярлыки хозяйских оттисков. Хотя это говорит о монархии, экономика вряд ли централизована. Основные богатства со­средоточен в руках жрецов и купцов. Однако этот истори­ческий этап обрывается — видимо, Сузы около 3000 до н.э. были сожжены воинственными горцами Иранского нагорья.

СТОЛКНОВЕНИЯ НАРОДОВ И КУЛЬТУР

Впрочем, мрак скоро рассеялся. Раскопки показывают, что вновь заселенный город вступил в долгую эпоху развития под влиянием сначала суровых, но изобретательных наро­дов Иранского нагорья, а затем искусных шумеров и их на­следников в Месопотамии. Этот союз культур дал государ­ство, которое шумеры называли «Ним», а аккадцы и авто­ры Ветхого Завета — «Элам».

Между 7000 и 6000 до н.э. торговцы Ближнего Востока стали обозначать свои товары символическими глиняными фишками. В принципе, эта система не отличалась от счета на палочках. Однако примерно к 3500 до н.э. на равнинах Месопотамии, включая и Сузиа- ну, произошла настоящая революция в человеческом сознании, толчком к которой послу­жило обслуживающее богатых купцов счетоводство.

В качестве бухгалтерских книг они стали использовать глиняные сферы-копилки, ко­торые заполняли различными фишками (символами товаров). Хозяин копилки удостове­рял ее принадлежность оттиском, оставляемым на сырой глине резным каменным цилин­дром - система, аналогичная нашим печатям на документах. Вскоре додумались дубли­ровать содержимое сфер соответствующим числом насечек на их поверхности. Наконец, кого-то осенило: к чему такая моро­ка, если фишки можно заменить оттиснутым просто на глине соответствующим количеством тех или иных значков. Сначала каждый обозначал свое добро по-своему, но разви­тие торговли потребовало универсальной, понятной всем сим­волики - баран, кувшин и т.д. Появилось множество различных значков, которые соответствовали словам. Товарные накладные превратились в первые написанные человеком тексты 

На память В таких глиняных сферах месопотамские купцы держали фишки, символизировавшие товары овец, мешки зерна и т.п

 

Сначала город контролировался горнами области Ан- шан юга Иранского нагорья (современный Фарс). Образ­цы раннеэламской письменности обнару жены и в Аншане, и в Сузах — характер ные экспрессивные изображения живот ных, оттиснутые на мягкой глине. Элами ты, осуществляя экспансию, от­крывают большую часть Иран­ского нагорья, достигнув, по некоторым данным, Кас­пийского моря, бывают и в Египте, создают торговые колонии.

Около 2350 (или 2316) до н.э. воинст­венный аккадский царь Саргон, дви­нувшись на юго-вос­ток, подчинил Шумер, а затем и Элам. Письменный язык в Эламе сменился на семитский аккадский (во II тысячелетии до н.э. здесь снова пи­шут на эламском). Однако вскоре Элам за ключает договор (с внуком Саргона) уже как равноправный субъект. После разгрома Аккада горцами- гутеями последние были разбиты шумерами. Снова возвы­сившийс шумерский Ур опять подчинил Элам.

Политически и культурно относясь к Месопотамии, Су­зы оставались ключом к Иранскому нагорыо и перекрест­ком торных дорог, по которым металлы и драгоценные кам­ни поступали с гор на равнину.

Эти пути шли не только на запад, но и на восток и на север. По ним вывозились хлоритовые, а позднее алебаст­ровые изделия мастеров с Иранского нагорья. Самым по­пулярным товаром были полированные печати из стеатита (жировика) с вырезанными изображениями креста, орла или мифологического персонажа. Они часто попадали на запад, в Сузы, но найдены также в южнорусских степях и Китае.

Портрет эламита в Сузах много терракотовых статуэток. Одни из них, вероятно, служили игрушками, другие - идолами, обетными приношениями и т.п. Мужчин обычно лепили бородатыми, как эту фигурку, созданную в конце II тысячелетия до н.э 

После долгого подчинения эламиты в 2024 (или ок. 2000) до н.э. свергли власть шумерского Ура, разгромив его совместно с семитами-амореяи. Сузы и Аишан бы­ли объединены, в Эламе правила местная династия. От­дельными областями Элама управляли цари или «отцы» (адда), причем власть наследовалась не от отца к сыну, а от дяди к племяннику (сыну сестры), т.е. по материнской линии. Общую гегемонию над областями Элама осуще­ствлял верховный вождь «суккаль-мах» (по-шумерски

КРАСИВАЯ ЖИЗНЬ

Уровень комфорта в описанном предместье говорит о среднем достатке, однако постепенно простые гробни­цы сменялись богатыми склепами, а дома становились все роскошнее. В XVIII в. до н.э. один из кварталов предместья превратился в резиденцию вельможи, известного как Тем- ти-варташ.

Его жилище было настоящим дворцом. Пройдя через три вестибюля, посетитель попадал во внутренний двор, мощенный дорогими плитами. Парадный вход вел в прием­ную с цилиндрическим сводом на четырех прямоугольных колоннах. Остальная часть здания располагалась вокруг мелких патио.

Были найдены хозяйские записи. Они перечисляют цар­ские дары, имена батраков, огромные объемы зерна, необхо­димые для засевания полей вельможи. Упоминаются кредито­ры, жившие в дальних городах, и даже должник из Лияна — там, где сейчас Бушир, на берегу Персидского залива.

Позднее рядом поселилась и другая знать, в частности царский камергер Рабиби. Его дом, отделанный не хуже, чем у "Темти-варташ, дает хорошее представление о повсе­дневной жизни богатых эламитов. Здесь были классы, где дети учились сложной клинописи. Они копировали слова, написанные учителем, на больших глиняных табличках, ко­торые хранились в специальных ямах, чтобы оставаться хо­лодными и мягкими.

«Великий посланец», бывший в родстве с правителями областей и после смерти сме­нявшийся одним из них (по выбору, в оп­ределенном иерархическом порядке).

Во II тысячелетии севернее Суз вырос пригород — место, детально изученное археологами. Дома здесь группировались в кварталы, разделенные четкими улицами. В каждом был очаг — для готовки и зимнего обогрева. В большинстве домов имелся туалет с выходящей наружу сточ­ной трубой, а многие жители по­зволяли себе даже терракото­вые ванны. В одном доме обнару­жена семейная часовня — крошечный храм с ог­ромным алтарем, ук­рашенным замысло­ватым рельефами. Под жилищами на­ходились захороне­ния с погребальной утварью

Семейные склепы под домами аристократов содержат массу погребальной утвари. Рядом с головой трупа клали

Руины величественных построек Чога-Зембиля, возведен­ных эламским царем Унташ-Напиришей в XIII в. до н.э., представляют собой остатки огромного храма двух бо­гов - сузианского Иншушинака и аншанского Напириши. Союз божеств равнины и нагорья отражал сплав культур, характерный для этой цивилизации.

Храм строили в два этапа - похоже, царь по ходу дела пересмотрел исходный проект. Сначала был огромный внутренний двор (100 х 100 м), мощенный сырцовым кир­пичом и окруженный толстой сте­ной с двумя святилищами и мно­жеством камер - хранилищами зерна, сосудов, стройматериалов. Посередине каждой стороны это­го «тетрагона» располагались во­рота.

ЗИККУРАТ В ЧОГА-ЗЕМБИАЕ

Потом царь решил превратить все это в зиккурат - ступенчатую культовую башню, характерную для Месопотамии. Центральное патио ликвидировали и его кирпи­чами заложили камеры в стене, сохранив только одно святилище. Это стало первым ярусом зикку- рата. На месте двора надстроили еще три - из сырцового кирпича, но облицованные твердым обожженным и засы­панные сверху его крошкой.

Святые места Руины зиккурата в Ал-Унташ-Напирише состоят из двух нижних ярусов и основания третьего. Отсюда его нынешнее название: Чога-Зембиль означает «холм-корзина». Исходно высота башни с венчавшим ее храмом превышала 50 м.

Как это выло Сначала обнесенная дополнительной оградой массивная стена (1) окружала внутренний двор. Потом его застроили, получив три дополнительных яруса (2, 3, 4). Это были концентрические кирпичные стены, стоявшие на земле, а не друг на друге. На самой вершине находился храм.. ....

 

Фасад сиял синими и зелеными изразцами. Внутрен­няя лестница вела к храму на вершине (в 44 м от земли), украшенному мозаикой из стекла и слоновой кости. Кучи кирпича вокруг башни говорят о намечавшемся продол- ! жении строительства, но в 646 и 639 до н.э. Элам был раз­громлен ассирийским царем Ашшурбанипалом.

раскрашенную глиняную маску. Очевидно, ей старались придать сходство с лицом покойника — практика, необыч­ная для Ближнего Востока в эпоху, когда изображения, как правило, соответствовали утвержденным стереотипам. Са­мый известный посмертный портрет принадлежит мужчине с короткой стрижкой и челкой (типичный для Элама стиль). Подобное скорбное выражение и сейчас нередко встречает­ся у готовых ко всему аксакалов местных предгорий.

Женщины на портретах чуть улыбаются, а прически на­поминают диадему. На улицах раскопаны обломки террако­товых статуэток обнаженных женщин того же периода. Ве­роятно, их заводили беременные в качестве амулетов, что­бы после родов выбросить. Найдены также фигурки спле­тенных страстью пар и кормящих матерей. Тематика явно стимулировала демографический рост и, косвенно, урбани­зацию.

СИЛА ТРАДИЦИЙ

В XIII в. до н.э. новая династия из Аншана восстановила единство страны. Ее правители проводили экспансионист­скую политику.

Жилище Бога.

Надписи на кирпичах зиккурата говорят, что он посвящен Иншушинаку, который каждую ночь возносится из своего храма на небо. 

Сотни лет в Сузах официальным (письменным) язы­ком был семитский аккадский. Новые цари уравняли с ним в правах своеобразный (неясно: кавказский или да­же дравидский) разговорный эламский язык. Это было проявлением верности старинным горским традициям.

Царь Унташ-Напириша (ок. 1275—1240 до н.э.) извес­тен в основном как строитель. При нем же Сузы украси­лись металлическими шедеврами. Самая впечатляющая на­ходка — обезглавленная статуя его супруги, царицы Напи- расу, в натуральную величину. Даже без головы это брон­зовое литье весит 1750 кг и остается самым крупным метал­лически изваянием, раскопанным на Ближнем Востоке. Еще более значительный памятник той эпохи — храмово- дворцовый комплекс, возведенный как царская резиденция в 30 км к юго-востоку от Суз. Этот лучший памятник пра­вителю назвали Ал-Унташ-Напириша. Он расположен на краю плато, господствующего над рекой Дез, и сейчас из­вестен как Чога-Зембиль.

К этому комплексу путь шел по реке, а потом через цар­ские врата, служившие и местом судебных заседаний (тра­диция Ближнего Востока). За наружной стеной находи­лись дворцы. Под одним из них устроена усыпальница цар­ской семьи. Погребения сопровождались тризнами, причем тела сжигались. Недалеко от заупокойного дворца стоял храм месопотамского бога света и огня Нуску. Его высокий алтарь открывался небу. Возможно, это было место крема-

ВЕЧНЫЕ ИГРУШКИ 

Эламские цари уважали своих жен и любили детей. Пос­ледним выражением их нежных чувств становились игрушки в могилах малышей - вроде этих, найденных у храма Иншушинака в Сузах. Лев и ежиха, которым 3500-3000 лет, вырезаны из известняка, а тележки под ними из природного битума - обильного в том регионе материала, похожего на эбонит. Ежиху сопровождали ежата, но от них остались лишь следы-углублени. Най­дено также много терракотовых кукольных голов с за- ; бавными лицами. У некоторых в шее есть отверстия, очевидно, для пришивания матерчатого тела. Это игрушки царских детей, но они дают представ­лени о том, во что играли в Эламе за тысячу лет до Рождества Христова.

Новая династия покинула Ал-Унташ-Напиришу и пе­ренесла ряд трофейных монументов непосредственно в Сузы, где возвела храмы в особом стиле. Их стены были облицованы глазурованным и лепным кирпичом, и на них были изображены царственные супруги и духи-хранители зданий. Раскопаны лишь обломки этих кирпичей, однако найдена любопытная бронзовая композиция, демонстри­руюая религиозный обряд. В нем участвуют двое лю­дей, а надпись гласит, что это церемония восхода солнца — Сит-Шамши. Ее проводят между дву­мя храмами в Сузах — вероятно, Иншуши­нака и его супруги. Вокруг более крупного вблизи с высокими камнями раскладывают пожертвования. Деревья рядом наводят на мысль о священной роще. Хотя храмы по стилю эламские, вертикальные камни напоминают идолов, почитавшихся хананеями. Миниатюрная ваза в макете напоминает находки из более позднего иерусалимского храма Соломона (X в. до н.э.), а священные рощи были у многих народов.

За второй стеной комплекса находились храмы мелких эламских божеств, а за третьей — главные святилища, включая зиккурат двух вели­ких богов Иншушинака и Напириши — покровителей, соот­ветствено, Сузианской равнины и горного Аншана.

Свои храмы были и у их божественных жен, к которым относились с не меньшим почтением. Эта традиция соблю­далась и в мире смертных — эламитки играли важную роль как в управлении страной, так и в делах религии.

ТРОФЕИ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ

Вскоре после постройки Ал-Унташ-Напириши Элам пере­жил недолгий кризис. Затем в XII в. до н.э. начинается но­вая серия эламских завоеваний. Захваты эламитов в XIII и XII вв. до н.э. (временно даже Вавилон, Ниппур и Сиппар) способствовали падению власти касситов (с Иранского нагорья), правивших в Месопотамии более 300 лет (1518-1204 до н.э.).

В Сузы эламские цари, особенно Шутрук-Наххунте, возвращались со статуями, стелами и массой других трофе­ев. Эта алчность победителей внесла неоценимый вклад в археологию. Среди добычи оказалась полированная базаль­товая стела из храма Шамаша в Сиппаре, к северо-западу от Суз. На ней выбит самый полный из известных текстов знаменитого свода законов Хаммурапи — наиболее деталь­ного юридического документа, дошедшего до мае из древ­ней Месопотамии. Изображен и сам царь Хаммурапи, сто­ящий в знак почтения перед сидящим Шамашем — вави­лонским богом Солнца и покровителем суда. Вертикальные столбцы под барельефом включают 282 статьи законов, от­носящихся к правовому, имущественному, семейному, уго­ловному праву и т.п.

ЗАГРОБНЫЙ МИР

Подземные склепы рядом с хра­мом Иншушинака в Сузах со­держат кремированные останки царских семей. Рядом найдена обгорелая утварь, но фрагмен­ты золотой и серебряной отделки свидетельству­ют о ее исходном вели­колепии. Обнаружены также статуэтки из дра­гоценных металлов, иг­рушки и фишки для иг­ры, напоминающей ны­нешний пасьянс.

Жертвоприношение.

Найденные в Сузах статуэтки из драгоценных металлов изображают богомольцев с дарами. У этого золотого человечка, несущего козленка, есть серебряный напарник. ...

Тут же находят реликвии былых времен — штамповые и цилиндрические печати, ко­торым уже тогда было за 2000 лет, экзотические топо­ры. Привезенные с Иранско­го нагорья, они, похоже, со­провождали покойных, чтобы подтвердить их монархические претензии на происхож­дени от женщины, известной как Милосердная мать, — жены эламского царя Киндатту, объединившего Аншан и Сузы около 2000 до н.э. Эти предметы пережили гряду­щий разгром Элама благодаря скрывавшему их загробно­му мраку.

СТРАНА ПЕПЛА И ПЫЛИ

Поклонение солнцу

Обнаженный жрец льет воду на вытянутые ладони помощника во время церемонии восхода солнца. Этот бронзовый макет велел изготовить примерно в 1150 до н.э. эламский царь Шилхак-Иншушина.

К концу XII в. вавилоняне восстановили свое господство в Месопотамии и нанесли эламитам тяжелое поражение. Последовал период упадка Элама. В это время Ближний Восток пережил серьезные изменения, не оставившие эла­митам шансов на возрождение.

Примерно к 1000 до н.э. Иранское нагорье заселили ин­доевропейсие (арийские) кочевые племена из Юго- Восточной Европы, давшие название Ирану («Страна ариев») и основавшие ми- дийское и персидское царст­ва. В Месопотамии усили­валась новая Ассирийская империя. В 655 до н.э. на­чалась война с Ассирией. Ассирийцы разбили элами­тов и их арамейских и хал­дейских союзников, взяли Сузы, а царь Теумман был

БОЙНЯ В ПЛАВНЯХ НаЭТОМ рельефе из Ниневии (последняя столица Ассирии вплоть до ее разгрома в 612 до н.э.) эламиты после проигранного сражения спасаются от ассирийцев Ашшурбанипала в тростниках, а река рядом уносит трупы.

обезглавлен на виду у сдав­шегося эламского войска. После ухода ассирийцев эламиты продолжили борь­бу. Однако конец был бли­зок. В 646 до н.э. и, нако­нец, в 639  до н.э. Сузы бы­ли взяты безжалостным ассирийским царем Ашшурбанипа- лом (669 до н.э.— ок. 633 до н.э.). Ассирийцы разграбили все, осквернили царские гробницы и вывезли изображения богов. Цивилизация Элама была уничтожена. В VI в. до н.э. Сузы отстроили персы, сделав одним из центров своей империи Ахеменидов. В 331 до н.э. го­род захватил Александр Македонский. Стены Суз были разрушены арабами в 640-х н.э., неукрепленное поселе­ние постепенно угасло и превратилось в скопление хол­мов над равниной Хузестана. Однако странным образом это место (и небольшой город в наше время) до наших дней сохранило название Шуш, известное из первых, по­явившихся тысячи лет назад письменных упоминаний о Сузах. 

vergesso.ru

Достопримечательности города Сузы

В 40 километрах от древнего города Сузы находится один из красивейших и редчайших памятников древности, занесенных в списке объектов мирового культурного наследия.

Пирамидальный храм или зигурат Чога-Замбил в качестве чудесного творения человеческих рук не перестает интересовать иранских и иностранных исследователей. Чога-Замбил – это крупнейшая известная человеку ступенчатая пирамида, с обнаружением которой исследователи получили новую информацию о старом мире. Это сооружение первым было занесено в список мирового наследия ЮНЕСКО и высоко оценивается на международном уровне. «Зиггурат» на шумерском языке означает многоэтажный храм ступенчатой формы. По итогам современных исследований, Чога-Замбил – это храм, сохранившийся с эламской эпохи, был построен в 1250 г. до н.э. эламитским царем Унташ Галом.

С архитектурной точки зрения, Чога-Замбил похож на пятиэтажную пирамиду. Некогда его высота доходила до 50 метров, но в настоящее время его высота сократилась наполовину. Стены Чога-Замбила построены из сырого кирпича, а наружный фасад стен покрыт кирпичной кладкой. На основе проведённых раскопок, значительная часть здания использовалась для жительства. Его внешняя ограда охватывала около ста гектаров у реки Дез, вход в пирамиду находился на восточной стороне. Большинство комнат, окружающих двор, имеют квадратную форму. Имеются такие удобства, как баня и кухня, каждая из них принадлежала одному лицу или семье. Храм отличается такими интересными и замечательными возможностями, как водопроводная сеть, следы которой сохранились до наших эрей. В этой водопроводной сети особый интерес вызывают точно рассчитанные водоёмы для фильтрования воды и доставки ее в жилые помещения. Чога-Замбил, наподобие другим городам Элама, в 640 г. до н.э. был частично разрушен ассирийцами.

Одним из исторических и религиозных памятников Шуша является гробница мусульманского поэта, литератора, рассказчика хадисов и улема Дабиля ибн Хазаи, находящаяся в северной части древнего города, на старом кладбище, возле гробницы правнука имама Абдуллы ибн Али.Хасан ибн али, известный как Дабил ибн Хазаи (765-863 г.) был великой культурной личностью, поклонником семейства Пророка (мир им), жившим в VIII-IX в. Будучи гением, он внес немалый вклад в возвеличивание мусульман-шиитов. Он жил в условиях, когда Аббасидские халифы правили за счет невиданного гнета, в том числе в Иране. Большинство халифов из династии Аббасидов интересовались лишь хвалебными стихами - панегириками, прославлявших их незаслуженные "добродетели". Многие поэты, воспевая их, получали огромные денежные награды за панегирики. В этих условиях Дабил ибн Хазаи прославился как поэт, воспевавший шиитских имамов, тем самым выражая свой протест против гнета Аббасидов.

Друзья, вторую часть сегодняшней передачи мы посвящаем ознакомлению с округом Дезфул ("Крепостной мост"), который остается в памяти иранского народа в связи с массовой мученической гибелью его мирных жителей под ракетными ударами саддамовского режима. Дезфул в годы войны, помимо артиллерийских атак, более 160 раз подвергался ракетным обстрелам. Поэтому он получил прозвище «Город ракет», а после войны, в знак благодарности за стойкое сопротивление населения удостоился звания образцового города. Сохранившиеся в окрестностях г. Дезфул памятники войны, навязанной иранскому народу мировым империализмом и его ставленником Саддамом Хусейном, напоминают о мужестве и доблести иранской верующей молодежи в восьмилетней священной войне с агрессором.

Округ Дезфул площадью 4,700 квадратных километров расположен в 145 км к северу от г. Ахваз. Этот округ отличается пустынным климатом, жарким летом и умеренной зимой. Округ Дезфул разделяется на две основные части: горную и равнинную. Горный район находится в северной части округа, а равнинная часть в центре и на юге. На территории округа текут две важные реки Дез и Карха. Благодаря этим рекам, плотине Дез и озеру получило значительное развитие местное сельское хозяйство. Следует добавить, что механизация сельского хозяйства и реализация многочисленных строительных проектов существенно благоустроили этот район. Поэтому округ Дезфул считается одним из сельскохозяйственных полюсов провинции Хузистан. Экономика округа Дезфул основано на сельском хозяйстве, скотоводстве и легкой промышленности. Сельское хозяйство с довольно высокими показателями считается главным занятием местного населения. В этом районе выращиваются зерновые, сахарные свёкла, цитрусовые, подсолнечник, капуста, морковь, оливки, виноград, декоративные цветы, сахарная свекла, а также кожсырье, шерсть, молочные продукты и некоторые промышленные продукты. Избыток производства вывозятся в другие районы страны.

Одноименный административный центр округа Дезфул в силу своей исторической структуры известен как "музей кирпичных зданий". Красота города в начале весны удваивается за счет прозрачной реки Дез, протекающей через город, зеленых садов цитрусовых на полях города и необычайного приятного аромата цитрусовых и оранжевых цветов. Поэтому Дезфул в качестве одного из иранских городов с великолепным климатом, особенно весной, притягивает к себе множество туристов. К тому же, Дезфул ввиду своих многочисленных достопримечательностей и древних памятников всегда находился в фокусе внимания иранских и даже иностранных туристов.В связи с предысторией названия Дезфул говорится, что этот город вначале носил название Антаблос, но со временем был несколько раз переименован, и в конце концов за ним закрепилось наименование "Дезфул". Главным доказательством многотысячелетней истории этого города является мост, построенный в 260 г. (во времена правления Сасанидов) и связывающий Дезфул с ближайшим городом Андимешком. Мост имеет 14 пролётов. Это старейший мост в мире, по которому осуществляется транспортное движение. Он подвергался реставрации во времена правления Азад-ад-Даулы Дейлами, а также в эпоху Сефевидов и Каджаров. Вдоль моста, у берега реки сохранются следы старых мельниц.

Другие достопримечательности округа Дезфул - это Соборная мечеть и мечеть Лаб-е Хандак, построенная в красивом архитектурном стиле раннего ислама, а также десятки ценных исторических памятников, в том числе холм Чога-Банут, гробница иранского эмира Якуба Лейса Саффари, священные гробницы Сабз-и Кааба, Мухаммада ибн Джафара, шах Абуль-Касыма, шах Рукн-ад-Дина, которые ежегодно притягивают сюда огромное количество посетителей.Археологические раскопки свидетельствуют о том, что холм Чога-Банут, находящийся в 30 километрах к востоку от города Дезфул, относится к эпохе докерамического неолита, а его история насчитывает не менее 10 тысяч лет. На холме найдены тонкие каменные ножи эпохи палеолита. Стоит добавить, что в красивой структуре старого Дезфула особый интерес вызывает старинный базар города.

Уместно заметить, что главные изделия кустарной промышленности в г. Дезфул составляют ковры, паласы, джаджимы, деревянные и керамические изделия. Наиболее экзотическим кустарным ремеслом Дезфула является "плетение капу", которые ежегодно экспортируют в разные провинции и некоторые зарубежные страны. Капу – это небольшие корзины, фруктовые блюда и небольшие декоративные коробки, изготовляемые из пальмовых листьев, а также листьев местного растения, а иногда для украшения используют и пряжу. Среди других местных промыслов можно выделить мельхиоровые изделия. В округе Дезфул работают также мельхиоровые мастерские, в которых изготавливают чайные принадлежности, самовары, подносы и мангалы (т.е. жаровня). Процветает также ювелирное дело и гравирование на золоте и серебре.

russian.irib.ir

Сузы — википедия орг

Древнейший период

Первые следы обитания датируются 7 тыс. до н. э.. Расписная керамика, найденная при раскопках, датируется 5 тыс. до н. э. Устойчивое поселение возникло между 7 — 4 тыс. до н. э.

Элам

  Фрагмент фриза храма Иншушинака в Сузах, XII в. до н.э. (Лувр)

В истории Сузы получили известность как столица государства Элам. Город упоминается в ранних шумерских документах. В сочинении Энмеркар и Правитель Аратты (англ.)русск.говорится, что город посвящён богине Инанне, покровительнице Урука. Собственным покровителем Суз был бог Иншушинак.

Царь Аккада Саргон Аккадский включил Сузы (Шушан) в Аккадскую Империю — по оценкам, это произошло в 2330 году до н. э. В 2240 году до н. э. город был провинциальной столицей в Аккаде, пока правитель Элама Кутик-Иншушинак не поднял восстания, освободив Сузы.

В новошумерскую эпоху Сузы были снова заняты третьей династией Ура, в 2004 году до н. э. эламский царь Киндатту разгромил Ур и сделал Сузы своей столицей.

В 1175 году до н. э. эламиты во главе с царём Шутрук-Наххунте ограбили вавилонские храмы и, в частности, доставили в Сузы трофейную вавилонскую стелу с законами царя Хаммурапи[1]. Вавилонский царь Навуходоносор I через 50 лет в отместку разграбил Сузы.

Сузы упоминаются в Книге Юбилеев (8:21 & 9:2) как место, где царил Шем и его старший сын Элам. Сусан упоминается в 8:1 как сын (или дочь) Элама.

В 647 году до н. э. состоялась битва при Сузах, в которой царь Ашурбанипал победил эламитов. Город был полностью разграблен и сожжён. Сохранились надписи и стелы Ашурбанипала, в которых он похваляется победами и опустошениями. Элам приходит в упадок и в течение последующего столетия постепенно прекращает существовать как независимое государство.

Держава Ахеменидов

  Капитель из дворца Дария в Сузах (Лувр).   Крылатый сфинкс из дворца Дария в Сузах

Кир Великий занял город в 538 году до н. э. Сын Кира Камбиз II перенёс свою столицу в Сузы. Дарий I нашёл слишком тесным для себя древний дворец эламских царей, построенный на искусственном холме, и перестроил его по своему вкусу; при Артаксерксе I этот дворец сгорел, а лет сто спустя, при Артаксерксе II, был отстроен заново[2].

Сузы неоднократно упоминаются в Ветхом Завете в разделе Ктувим (Писания) в книгах Есфирь, Неемии и Книге пророка Даниила[3]. Пророки Даниил и Неемия жили в Сузах по окончании Вавилонского пленения в VI веке до н. э. В Сузах Есфирь стала царицей и смогла спасти евреев от геноцида. В настоящее время здесь находится гробница пророка Даниила[4], которая была отмечена необычным камнем, не добывавшимся в данной местности.

В 331 году до н. э. Александр Македонский покорил государство Ахеменидов, город в большой степени потерял своё политическое значение.

Парфия и Сасаниды

Парфяне, получив через сотню лет независимость от Селевкидов, вновь сделали Сузы своей столицей (второй столицей был Ктесифон). Римляне пять раз занимали Ктесифон, тогда резиденция парфянских и сасанидских царей перемещалась в Сузы. Обычно Сузы были зимней столицей, а Ктесифон был летней столицей.

В 116 году римский император Траян занял Сузы, но не смог удержать город по причине беспорядков в самой римской империи.

Исламская эпоха

Второй раз город был разрушен мусульманами в 638 году. Третий раз в 1218 году город полностью разрушили монголы. После этого старый город был практически покинут.

Современный период

  Французская крепость в Шуше (Сузы), XIX век

Сузы (Шуш) сейчас — город с населением около 65 тыс. человек (на 2005 год), в котором живут мусульмане-шииты и персидские евреи — община пророка Даниила. Одним из наиболее заметных сооружений города является французская «археологическая крепость» (англ.)русск., построенная для обеспечения безопасности сотрудников экспедиции Жака де Моргана и сохранности находок.

Археологические исследования

Территория древнего города была осмотрена в 1836 г. Генри Роулинсоном и затем Остином Генри Лэйярдом. В 1851 г. небольшие раскопки были произведены Уильямом Лофтусом (англ.)русск., который идентифицировал памятник как известные из исторических источников Сузы. В 1885—1886 гг. Огюст и Жанна Дьелафуа начали первые французские раскопки в Сузах.

Экспедиция Жака де Моргана произвела большие раскопки в 1897—1911 гг. Работы продолжались под руководством Ролана де Мекенема (англ.)русск. до начала Первой мировой войны в 1914 г. Раскопки были возобновлены после войны, вновь под руководством де Мекенема, и продолжались до Второй мировой войны. Результаты работ, относящиеся к этому периоду, остались в значительной степени неопубликованными.

Роман Гиршман возглавил руководство раскопками в 1946 г. и продолжал их до 1967 г.

В 1970-е гг. раскопки возобновились под руководством Жана Перро (англ.)русск. и производились до Исламской революции в Иране.

В последующие десятилетия археологическая зона страдала от нелегальных раскопок и хозяйственной деятельности местных властей[5].

www-wikipediya.ru

Сузы Википедия

Эламское государство (выделено красным) и соседние территории

Шуш (Сузы), вид с французской крепости на гробницу пророка Даниила

Су́зы (перс. شوش‎ (Šuš) — Шуш, ивр. ‏שושן‏‎ — Шушан) — один из древнейших городов мира. Расположен на территории современной провинции Хузестан в Иране. В III — I тыс. до н. э. — столица Элама. В VI — IV веках до н. э. — центр Сузианы, одна из столиц в государстве Ахеменидов. В III веке до н. э. — III веке н. э. — одна из столиц в Парфянском царстве. В III — VII веках — одна из столиц в государстве Сасанидов.

Этимология[ | код]

По одной из версий получили своё название от множества лилий (на эламском — сусан или шушун), которыми изобиловала данная местность.

История[ | код]

Древнейший период[ | код]

Первые следы обитания датируются 7 тыс. до н. э.. Расписная керамика, найденная при раскопках, датируется 5 тыс. до н. э. Устойчивое поселение возникло между 7 — 4 тыс. до н. э.

Элам[ | код]

Фрагмент фриза храма Иншушинака в Сузах, XII в. до н.э. (Лувр)

В истории Сузы получили известность как столица государства Элам. Город упоминается в ранних шумерских документах. В сочинении Энмеркар и Правитель Аратты (англ.)русск.говорится, что город посвящён богине Инанне, покровительнице Урука. Собственным покровителем Суз был бог Иншушинак.

Царь Аккада Саргон Аккадский включил Сузы (Шушан) в Аккадскую Империю — по оценкам, это произошло в 2330 году до н. э. В 2240 году до н. э. город был провинциальной столицей в Аккаде, пока правитель Элама Кутик-Иншушинак не поднял восстания, освободив Сузы.

В новошумерскую эпоху Сузы были снова заняты третьей династией Ура, в 2004 году до н. э. эламский царь Киндатту разгромил Ур и сделал Сузы своей столицей.

В 1175 году до н. э. эламиты во главе с царём Шутрук-Наххунте ограбили вавилонские храмы и, в частности, доставили в Сузы трофейную вавилонскую стелу с законами царя Хаммурапи[1]. Вавилонский царь Навуходоносор I через 50 лет в отместку разграбил Сузы.

Сузы упоминаются в Книге Юбилеев (8:21 & 9:2) как место, где царил Шем и его старший сын Элам. Сусан упоминается в 8:1 как сын (или дочь) Элама.

В 647 году до н. э. состоялась би

ru-wiki.ru

Сузы - Википедия

Эламское государство (выделено красным) и соседние территории

Шуш (Сузы), вид с французской крепости на гробницу пророка Даниила

Су́зы (перс. شوش‎ (Šuš) — Шуш, ивр. ‏שושן‏‎ — Шушан) — один из древнейших городов мира. Расположен на территории современной провинции Хузестан в Иране. В III — I тыс. до н. э. — столица Элама. В VI — IV веках до н. э. — центр Сузианы, одна из столиц в государстве Ахеменидов. В III веке до н. э. — III веке н. э. — одна из столиц в Парфянском царстве. В III — VII веках — одна из столиц в государстве Сасанидов.

Этимология[ | ]

По одной из версий получили своё название от множества лилий (на эламском — сусан или шушун), которыми изобиловала данная местность.

История[ | ]

Древнейший период[ | ]

Первые следы обитания датируются 7 тыс. до н. э.. Керамика с рисунками, найденная при раскопках, датируется 5 тыс. до н. э. Устойчивое поселение возникло между 7 — 4 тыс. до н. э.

Элам[ | ]

Колонна из Суз

В истории Сузы получили известность как столица государства Элам. Город упоминается в ранних шумерских документах. В сочинении Энмеркар и Правитель Аратты (англ.)говорится, что город посвящён богине Инанне, покровительнице Урука. Собственным покровителем Суз был бог Иншушинак.

Царь Аккада Саргон Аккадский включил Сузы (Шушан) в Аккадскую Империю — по оценкам, это произошло в 2330 году до н. э. В 2240 году до н. э. город был провинциальной столицей в Аккаде, пока правитель Элама Кутик-Иншушинак не поднял восстания, освободив Сузы.

В новошумерскую эпоху Сузы были снова заняты третьей династией Ура, в 2004 году до н. э. эламский царь Киндатту разгромил Ур и сделал Сузы своей столицей.

В 1175 году до н. э. эламиты во главе с царём Шутрук-Наххунте ограбили вавилонские храмы и, в частности, доставили в Сузы трофейную вавилонскую стелу с законами царя Хаммурапи[1]. Вавилонский царь Навуходоносор I через 50 лет в отместку разграбил Сузы.

Сузы упоминаются в Книге Юбилеев (8:21 & 9:2) как место, где царил Шем и его старший сын Элам. Сусан упоминается в 8:1 как сын (или дочь) Элама.

Ассирия и Ахемениды[ | ]

В 668 году до н. э. состоялась битва при Сузах, в которой царь Ашурбанипал победил эламитов. Город был полностью разграблен и сожжён. Сохранились надписи и стелы Ашурбанипала, в которых он похваляется победами и опустошениями. Государство Элам через 10 лет прекратило своё существование.

Кир Великий занял город в 538 году до н. э. Сын Кира Камбиз II перенёс свою столицу в Сузы. Дарий I нашёл слишком тесным для себя древний дворец эламских царей, построенный на искусственном холме, и перестроил его по своему вкусу; при Артаксерксе I этот дворец сгорел, а лет сто спустя, при Артаксерксе II, был отстроен заново.

Сузы неоднократно упоминаются в Ветхом Завете, преимущественно в разделе Ктувим (Писания), а также в книгах Есфирь, Неемии и Книге пророка Даниила[2]. Пророки Даниил и Неемия жили в Сузах по окончании Вавилонского пленения в VI веке до н. э. В Сузах Есфирь стала царицей и смогла спасти евреев от геноцида. В местности под названием Шуш-Даниэль находится гробница пророка Даниила[3], которая была отмечена необычным камнем, не добывавшимся в данной местности.

В 331 году до н. э. Александр Македонский ликвидировал Персидскую Империю, город потерял своё значение.

Парфия и Сасаниды[ | ]

Парфяне, получив через сотню лет независимость от Селевкидов, вновь сделали Сузы своей столицей (второй столицей был Ктесифон). Римляне пять раз занимали Ктесифон, тогда резиденция парфянских и сасанидских царей перемещалась в Сузы. Обычно Сузы были зимней столицей, а Ктесифон был летней столицей.

В 116 году римский император Траян занял Сузы, но не смог удержать город по причине беспорядков в самой римской империи.

Исламская эпоха[ | ]

Второй раз город был разрушен мусульманами в 638 году. Третий раз в 1218 году город полностью разрушили монголы. После этого старый город был практически покинут.

Современный период[ | ]

Французская крепость в Шуше (Сузы), XIX век

Сузы (Шуш) сейчас — город с населением около 65 тыс. человек (на 2005 год), в котором живут мусульмане-шииты и персидские евреи — община пророка Даниила. Одним из наиболее заметных сооружений города является французская «археологическая крепость» (англ.), построенная для обеспечения безопасности сотрудников экспедиции Жака де Моргана и сохранности находок.

Археологические исследования[ | ]

Территория древнего города была осмотрена в 1836 г. Генри Роулинсоном и затем Остином Генри Лэйярдом. В 1851 г. небольшие раскопки были произведены Уильямом Лофтусом (англ.), который идентифицировал памятник как известные из исторических источников Сузы. В 1885—1886 гг. Огюст и Жанна Дьелафуа начали первые французские раскопки в Сузах.

Экспедиция Жака де Моргана произвела большие раскопки в 1897—1911 гг. Работы продолжались под руководством Ролана де Мекенема (англ.) до начала Первой мировой войны в 1914 г. Раскопки были возобновлены после войны, вновь под руководством де Мекенема, и продолжались до Второй мировой войны. Результаты работ, относящиеся к этому периоду, остались в значительной степени неопубликованными.

Роман Гиршман возглавил руководство раскопками в 1946 г. и продолжал их до 1967 г.

В 1970-е гг. раскопки возобновились под руководством Жана Перро (англ.) и производились до Исламской революции в Иране.

В последующие десятилетия археологическая зона страдала от нелегальных раскопок и хозяйственной деятельности местных властей[4].

Примечания[ | ]

  1. ↑ Стела была найдена в Сузах в 1901 году в ходе раскопок, проведенных экспедицией Жака де Моргана.
  2. ↑ «По окончании сих дней, сделал царь [Артаксеркс] для народа своего, находившегося в престольном городе Сузах, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского. Белые, бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпуровыми шнурами, [висели] на серебряных кольцах и мраморных столбах. Золотые и серебряные ложа [были] на помосте, устланном камнями зелёного цвета и мрамором, и перламутром, и камнями чёрного цвета. Напитки подаваемы [были] в золотых сосудах и сосудах разнообразных, ценою в тридцать тысяч талантов; и вина царского было множество, по богатству царя» (Книга Есфирь 1:5-8).
  3. ↑ Сооружения, традиционно почитаемые как гробницы пророка Даниила, имеются также в Киркуке и Самарканде.
  4. ↑ Ancientworlds.net news

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также