Культура древней руси таблица. Таблица. Культура Руси с древнейших времен до конца XVII века.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Руси X–XIII вв.: архитектура, литература, зодчество. Культура древней руси таблица


Культура Руси 10-13 века

Культура Руси x-начала XIII веков.

До политической раздробленности культура Руси ориентировалась на Запад, многое было рецептированно из Византии. Культура складывалась как внутри самой Руси, так и под влиянием соседних государств. Как и на сегодняшний день тяжелее всего развивались в культурном плане села и деревни.

Большое влияние на изменение в культуре Руси оказало принятие христианства, но язычество так целиком и не уходило еще долгие годы. Мы помним, что и на сегодня мы отмечаем праздники, которые являются по своей сути языческими.

Быт народа.

Распространена была ювелирная техника по золоту и серебру (браслеты, серьги, пряжки, диадемы, даже посуда отделывалась драгоценными камнями и металлами). Красивейшей была резьба по дереву. Пиры с медом и вином у князей и дружинников. Забавой считалась соколиная, ястребиная, псовая охота. Устраивались скачки.

Русские очень любили баню.

Вид культуры

Дата/имя автора

Основное содержание

Особенности

Письменность, грамотность, школы

XI век, получают распространение переводные сочинения

«Александрия» - жизнь Александра Македонского

«Девгениево деяние» - о подвигах воина Дигениса

Изборник Святослава 1073 г. – сборник народных нравоучительных рассуждений.

Противени – копии документов.

Толмач – переводчик.

Пергамент - обработанная телячья или баранья кожа для письма.

Письменность – Х век

Археолог Д. В. Авдусин в 1949 г. нашел глиняный сосуд Х века с надписью «горушна» - пряность

Находка дает понять, что письменность на Руси была уже в Х веке. В IX веке была составлена кириллица – первая русская азбука (Кирилл и Мефодий).

Грамотность – XI век

Школы открывались при церквях и монастырях уже при Владимире I и Ярославе Мудром.

Сестра Владимира Мономаха – Янка, открыла школу для девочек из богатых семей при женском монастыре.

Распространены школы были только в городах, но на тот период времени в них могли учиться все слои населения.

Граффити – надписи, выцарапанные на стенах церквей. Это были размышления о жизни, жалобы и молитвы.

Летописи

Конец Х века

Первая летопись (от Рюрика до Владимира Святого, не сохранилась)

Летопись – погодное изложение событий.

Летопись – государственное дело, появилась сразу после введения на Руси Христианства. Писали и переписывали летописи, как правило, церковнослужители.

Эпоха Ярослава Мудрого и Софии в Киеве

Вторая летопись (включила первую + некоторые новые материалы, не сохранилась)

60-70-е XI век - Иларион

Писал ее под именем монаха Никона

90-е XI века

Следующий свод появился во времена Святополка

XII век (1113 год) – монах Нестор

«Повесть временных лет» - первая дошедшая до нас летопись, поэтому ее и принято считать первой на Руси.

Была необычной летописью, она приобретала философско-религиозную окраску и включала в себя, помимо красочного описания событий, рассуждения летописца

Архитектура

Х век

Десятинная церковь

Построена греческими мастерами, первая русская церковь. деревянная

XI век

Храм Святой Софии в Киеве

Храм Святой Софии в Новгороде

Храм Святой Софии в Полоцке

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Золотые Ворота в Киеве

Все строения имеют крестово-купольную форму, пришедшую на Русь из Византии после крещения, также как и само каменное строительство.

XII век

Успенский собор во Владимире (1160 г.)

Белокаменный дворец в Боголюбове

Золотые ворота во Владимире

Храм Покрова на Нерли (1165, однокупольный)

Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.)

Церковь Спасо-Нередицы под Новгородом (1198 г.)

Дмитриевский собор во Владимире (1197 г.)

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове

Спасо-Преображенский собор Ефросиньевского монастыря в Полоцке (1159, зодчий Иоанн)

Языческая (деревянное строительство):

1) многоярусность строений;

2) увенчанность строений башенками и теремами;

3) художественная резьба по дереву;

4) наличие пристроек (клетей).

Схема однокупольного, одноярусного храма.

Христианская (каменное строительство) – церкви крестово-купольные:

1) в основе квадрат расчлененный 4-мя столбами;

2) прямоугольные ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, образуют архитектурный крест.

Другой чертой русской архитектуры того времени стало сочетание сооружений с природным ландшафтом.

Зодчество – архитектура.

Литература

40-е XI век , Иларион

«Слово о законе и благодати»

Изложено место Руси в мировой истории. Первый литературный автор.

Фольклор

Слово «О полку Игореве» - неудачный поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году.

«Сказание о Борисе и Глебе»

«Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси»

Фольклор – устное народное творчество.

XI век, монах Иаков

«Память и похвала Владимиру»

Необходимо понимать, что Сказание, Хождение, Чтение, Житие – это жанры Древнерусской литературы.

XI век, монах Нестор

«Чтение о житии Бориса и Глеба»

XII век, Владимир Мономах

«Поучение детям» - книга о том, каким должен быть настоящий князь.

XII век, игумен Даниил

«Хождение игумена Даниила в святые места»

Даниил Заточник

«Слово» и «Моление»

XII век, митрополит Климентий Смолятич

«Послание» священнику Фоме

XII век, епископ Кирилл

«Притча о человеческой душе»

Начало XIII века

Киево-Печерский Патерик

История основания Киево-Печерского монастыря и первых монахах

Живопись

Фресковая и мозаичная живопись

Софийский Собор в Киеве

Михайловский Златоверхий монастырь - мозаика

Фреска – резьба по сырой штукатурке.

Мозаика – изображение, собранное из стеклянных цветных кусочков.

Иконопись XII-XIII

«Ангел златые власы»

«Спас нерукотворный»

«Успение Богородицы»

«Ярославская оранта»

Известен был иконописец Алимпий

К. П. Брюллов (1799-1852 гг.)

«Последний день Помпеи»

«Явление Мессии» - Богородица

узыка

фольклор

Лютни, гусли – инструменты

Скоморохи, певцы, танцоры

Языческие традиции

Песни, сказания, былины, пословицы, поговорки

studfiles.net

Таблица. Культура Руси с древнейших времен до конца XVII века.

КУЛЬТУРА РУСИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII В.

Древняя РусьXIII-XVв.XVI в.XVII в.

Грамотность, письменностьСоздание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, библиотека и школа Ярослава Мудрого1073 – Остромирово Евангелие1076 – Мстиславого Евангелие

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. 14в. – появление бумаги (из Европы). На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав. Конец 15 в. – скоропись.1)Рост потребности в грамотных людях2) образование было начальным, носило церковный характер, малодоступно (получалось в монастырях, домашних условиях, обучались богословским дисциплинам по религиозным произведениям)3) Письменность – на бумаге «скорописью»1553 – книгопечатанье, 1563 – 1-я типография Ивана Федорова, 1564 – первая печатная книга – «Апостол», 1565 – «Часослов», 1574 – 1-й букварь (во Львове)

Быстрое развитие системы образования6 начальные школы, специальные школы. Школа в Немецкой слободе; рост печатной продукции, создание государственных (Польского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве (1687)1634 – букварь В. Бурцева1682 – напечатана таблица умножения1665 – школа в Спасском монастыре1649 – школа при Андреевском монастыре

ЛетописаниеКиево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания1073 – древний свод1060 – Летопись монаха Никона193 – начальный свод (игумен Киево-Печерской лавры Иван)1113- Повесть Временных Лет (Нестор)Центры летописания – Новгород, Москва (началось при Иване Калиите), Тверь.Особенность -общерусский характер, патриотизм, идея единства Руси. Троицкая летопись (начало 15 в.), Московский летописный свод (кон 15в.)

«Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись), «Летописец начала царства, хронографы.30-е – «Новый летописец» (последняя летопись)

Литература«Слово о законе и благодати» (митрополит Илларион, 10в.), «Сказание о Борисе и Глебе»(1015г.), Поучение Владимира Мономаха(12в.), «Слово о полку игореве»(·1185), Моление Даниила Заточника (12в.), Житие Феодосия Печерского (1074г.), Русская Правда (1016,-1072)Повести: "Слово о погибели Русской земли", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Повести о Шавкале", "Задонщина","Сказание о Мамаеве побоище", "Повесть о Петре и Февронии" "Хождение за три моря"Жития: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др.1-й русский хронограф (сер. 15в.)40-е – Великие Четьи-Минеи (митрополит Макарий)Иван Пересветов – «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», програм

weburok.com

Культура Руси X–XIII вв.: архитектура, литература, зодчество

Разделы: История и обществознание

Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Богатейшее культурное наследие восточных славян, их верования, опыт, обычаи и традиции – все это органично соединилось с элементами культуры соседних стран, племен и народов. Русь не копировала и не заимствовала безоглядно чужое наследие, она синтезировала его со своими культурными традициями. Открытость и синтетичность русской культуры во многом определили ее своеобразие и неповторимость.

Устное народное творчество продолжало развиваться и после появления письменной литературы. Русский эпос XI – начала XII в. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича. К середине XII – началу XIII в. относится появление новгородских былин о “госте” Садко, богатом купце, происходящем из древнего боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом которого являлся знаменитый Роман Мстиславич Галицкий.

Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники, такие как договор князя Олега с Византией, и археологические находки. Приблизительно в первой половине I тысячелетия н. э. возникло примитивное пиктографическое письмо (“черты” и “резы”). Позднее для записи сложных текстов славяне использовали так называемую протокириллицу. Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братьев Кирилла (Константина) и Мефодия. Во второй половине IX в. Кириллом была создана глаголица – глаголический алфавит, а на рубеже IX–X вв. на основе греческого письма и элементов глаголицы возникла кириллица – более легкий и удобный алфавит, который и стал единственным у восточных славян.

Крещение Руси в конце X в. способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению, использовался в качестве языка церковной службы, а вследствие этого произошло и его становление как литературного. (В отличие от католических стран Западной Европы, где языком церковной службы была латынь, и поэтому раннесредневековая литература преимущественно была латиноязычной.) Из Византии, Болгарии, Сербии на Русь стали привозить богослужебные книги и религиозную литературу. Появилась переводная греческая литература церковного и светского содержания – византийские исторические сочинения, описания путешествий, жизнеописания святых и др. Первые из дошедших до нас рукописных русских книг относятся к XI в. Древнейшими из них являются “Остромирово евангелие”, написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два “Изборника” князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.

Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности. “Книжными мужами” были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл.

Высокообразованные люди встречались в среде духовенства, в кругу богатых горожан и купечества. Не редкостью была грамотность и в среде простолюдинов. Об этом свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях, стенах церквей (граффити), наконец, берестяные грамоты, впервые обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде в 1951 г., а затем и в других городах (Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Старой Руссе). Широкое распространение писем и других документов на бересте свидетельствует о довольно высоком уровне образованности значительного слоя древнерусского населения, особенно в городах и их пригородах.

На основе богатых традиций устного народного творчества возникла древнерусская литература. Одним из ее основных жанров стало летописание – погодное изложение событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Составление летописей преследовало вполне определенные политические цели, являлось делом государственным. Летописец не только описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.

По мнению ряда ученых, начало летописания относится к концу X в. Но древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113 г. Она вошла в историю под названием “Повесть временных лет” и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы (“Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть”), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в те времена подразумевалась история библейская и римско-византийская). “Повесть” отличается сложностью состава и многообразием включенных в нее материалов, она вобрала в себя тексты договоров, как бы иллюстрирующие записи событий, пересказы народных преданий, исторические повести, жития, богословские трактаты и др. Позднее

Повесть временных лет”, в свою очередь, вошла в состав других летописных сводов. С XII в. в истории русского летописания начинается новый период. Если раньше центрами летописания были Киев и Новгород, то теперь, после раздробления Русской земли на множество разновеликих княжеств, летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный, местный характер.

Одним из древнейших памятников древнерусской литературы является знаменитое “Слово о Законе и Благодати” княжеского священника в Берестове и будущего первого киевского митрополита из русских Илариона (40-е гг. XI в.). Содержанием “Слова” стало обоснование государственно-идеологической концепции Древней Руси, определение места Руси среди других народов и государств, ее вклада в распространение христианства. Идеи произведения Илариона нашли развитие в литературно-публицистическом памятнике второй половины XI в. “Памяти и похвале Владимиру”, написанном монахом Иаковом, а также в “Сказании о Борисе и Глебе” – о первых русских святых и покровителях Руси.

В начале XII столетия в древнерусской культуре формируются новые литературные жанры. Таковыми являются поучения ж хождения (путевые заметки). Наиболее яркими примерами служат “Поучение детям”, составленное на склоне лет киевским великим князем Владимиром Мономахом, а также созданное одним из его сподвижников, игуменом Даниилом, знаменитое “Хождение”, описывающее его путешествие по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим.

В конце XII в. было создано самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. Основой сюжета этого небольшого светского произведения стало описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича (1185). Неизвестный автор “Слова” принадлежал, видимо, к дружинной знати одного из южнорусских удельных княжеств. Главной идеей “Слова” стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. При этом автор не являлся сторонником государственного объединения Русской земли, его призыв направлен к согласию в действиях, к прекращению междоусобий и княжеских распрей. Видимо, эти идеи автора “Слова о полку Игореве” не нашли отклика в тогдашнем обществе. Косвенным свидетельством тому служит судьба рукописи “Слова” – оно сохранилось в единственном списке (который погиб во время пожара 1812 г. в Москве).

Гораздо более распространено на Руси было другое замечательное произведение, сохранившееся в двух основных редакциях, – “Слово”, или “Моление”, Даниила Заточника (конец XII – первая четверть XIII в.). Оно написано в форме обращения к князю от имени автора – обедневшего княжеского слуги, возможно, дружинника, попавшего в опалу. Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил рисует идеальный образ князя – защитника своих подданных, способного оградить их от произвола “сильных людей”, преодолеть внутренние распри и обеспечить безопасность от внешних врагов. Яркость языка, мастерская рифмованная игра словами, обилие пословиц, афористичность, остросатирические выпады против бояр и духовенства обеспечили этому талантливому произведению большую популярность на долгое время.

Высокого уровня достигла на Руси архитектура. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная их часть была разрушена во время Батыева нашествия. Монументальное каменное строительство началось на Руси в конце Хв., после принятия христианства. Принципы каменного строительства были заимствованы русскими зодчими из Византии. Первая каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве (конец X в., разрушена в 1240 г.) была возведена греческими мастерами. Раскопки позволили выяснить, что это было мощное сооружение из тонкого кирпича, украшенное резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками.

При Ярославе Мудром (вероятно, ок. 1037) византийскими и русскими мастерами был возведен в Киеве Софийский собор, сохранившийся до наших дней (правда, не в своем первозданном виде, а значительно перестроенным снаружи). Софийский собор – замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Киевская София уже значительно отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчающих ее куполов, в чем сказались, вероятно, традиции русского деревянного зодчества. Внутренние помещения храма украшены мозаиками и фресками, часть которых, видимо, создана русскими мастерами, или, во всяком случае, написана на русские сюжеты.

Вслед за Киевской Софией был возведен Софийский собор в Новгороде (1045–1050). И хотя существует явная преемственность между этими двумя архитектурными памятниками, в облике Новгородской Софии уже угадываются черты будущего новгородского архитектурного стиля. Храм в Новгороде строже киевского, он увенчан пятью куполами, в интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, более суровые и спокойные.

С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Зодчество XII–XIII вв. отличает меньшая монументальность зданий, поиск новых простых и в то же время изящных форм, строгость, даже скупость отделки. Кроме того, при сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатываются местные стилевые особенности. В целом же для зодчества этого периода характерно сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Особенно интересные постройки этого периода сохранились в Новгороде и в городах Владимиро-Суздальской земли.

В Новгороде сокращается княжеское строительство, заказчиками церквей стали выступать бояре, купцы, жители той или иной улицы. Последняя из княжеских новгородских церквей – скромный и изящный храм Спаса на Нередице (1198), уничтоженный в годы Великой Отечественной войны и затем восстановленный.

Русское средневековое зодчество – одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры. Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Тем не менее за три последних десятилетия в данной области достигнуты очень большие успехи. Они обусловлены несколькими причинами. Прежде всего следует отметить методологический подход, предусматривающий анализ развития зодчества в неразрывной связи с социально-экономической и политической историей Руси, с развитием русской культуры. Не менее важно и то, что благодаря широкому размаху архитектурно-археологических исследований значительно увеличилось количество памятников, привлекаемых к изучению.

Реставрационные работы, проведенные на многих из них, позволили приблизиться к пониманию первоначального облика сооружений, который за долгие годы существования и эксплуатации, как правило, оказывался искаженным. Очень важно также, что памятники зодчества рассматривают теперь комплексно, учитывая в равной степени и исторический, и художественный, и строительно-технический аспекты. В результате достигнутых успехов появилась возможность понять пути развития древнерусского зодчества с гораздо большей, чем ранее, полнотой. Не все в этом процессе еще вполне ясно, многие памятники до сих пор еще не изучены, но общая картина тем не менее вырисовывается сейчас уже достаточно определенно.

Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Культура Древней Руси

АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

Билет № 7. Борьба русского народа с немецко-шведской агрессией в 12-13 веке. Александр Невский.

Первыми попытались воспользоваться ослаблением Руси во время монголо-татарского нашествия шведы, под угрозой захвата оказался Новгород. В июле 1240 г. в Неву вошел шведский флот под командованием герцога Биргера. Пройдя Невой до устья реки Ижоры, рыцарская конница высадилась на берег. В Новгороде тогда княжил 19-летний Александр Ярославич. Русская разведка доложила князю о передвижении шведов, и он действовал быстро и решительно. Князь не стал дожидаться полков великого князя Ярослава, а с небольшой дружиной и новгородскими ратниками двинулся к месту высадки шведов. По дороге к ним примкнули ладожане, а позже — отряд ижорян. Наиболее боеспособная часть шведских войск высадилась на берег и стояла лагерем, остальные остались на кораблях. 15 июля 1240 г., скрытно подойдя к шведскому лагерю, конная дружина Александра обрушилась на центр шведского войска. А пешая рать новгородцев ударила во фланг, отрезая рыцарям отход на корабли. Остатки разбитого шведского войска ушли по Неве в море. Число русских потерь было невелико — 20 человек. Блестящая победа Александра, прозванного Невским, имела большое историческое значение:1) устраняла угрозу с Севера; 2), Русь сохранила берега Финского залива, выход к Балтийскому морю, торговые пути в страны Запада; 3)это был первый военный успех Руси со времен нашествия Батыя.Но вскоре на Северо-западе Руси появились немецкие и датские рыцари-крестоносцы. Они овладели важной псковской крепостью Изборск, а затем с помощью изменника-посадника захватили и Псков. В 1241 г. враги подошли к Новгороду, построили крепость в Копорье, преградили путь Руси к морю, грабили купцов и крестьян. В это время из-за ссоры с новгородскими боярами, которые отказались делать крупные расходы, необходимые для подготовки к войне, Александр Невский вместе с семьей покинул город. Ограды ливонских рыцарей продолжали захватывать новые русские земли. Жители спасались бегством в Новгород. По просьбе новгородского веча Александр вернулся, отбил у немцев Копорье, Псков, взял много пленных.В конце марта 1242 г. Невский получил от разведки известие, что на него надвигаются силы Ливонского ордена во главе с магистром. Князь стянул свои силы к Чудскому озеру и занял позицию на льду, так как лед затруднял маневрирование рыцарской конницы. Впереди русского боевого порядка были поставлены лучники, в центре — народное ополчение (срединный полк), а на флангах — сильные полки правой и левой руки. За левым флангом стоял резерв — часть конницы. Немцы построились в форме клина («свиньей»), на острие которого находился отряд одетых в броню воинов. Немцы намеревались ударом в центр расчленить войска князя и уничтожить их по частям. Битва состоялась 5 апреля 1242 г. и развивалась согласно плану Александра. Немцы врезались в центр русских, но были зажаты фланговыми войсками князя и окружены конницей. Под тяжестью рыцарей лед начал ломаться, многие утонули, другие стали отступать. Русские преследовали врага 7 верст. Новгородская летопись сообщает, что погибло 400 рыцарей, тысячи рядовых воинов, 50 знатных рыцарей были взяты в плен. Битва получила название «Ледовое побоище».

Значение победы заключалось в том, что:

> во-первых, здесь была остановлена экспансия ордена на Восток;

> во-вторых, немцы не смогли поработить наиболее развитую часть Руси — Новгородско-Псковскую землю, навязать ее народам католицизм;

> в-третьих, было подорвано господство немецких феодалов над народами Прибалтики;

> в-четвертых, победа Александра Невского укрепила моральный дух, самосознание русского народа.

Александр Невский выступил как защитник православной Руси от католического Запада. Это сделало его одним из главных героев русской истории.

Культура Древней Руси.

Восточные славяне получили от первобытной эпохи народную, в основе своей языческую, культуру, искусство скоморохов, богатый фольклор — былины, сказки, обрядовые и лирические песни. Культура Киевской Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Она создавалась на основе древнеславянской культуры, отражала жизнь и быт славянских народов, она была связана с расцветом торговли и ремесел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей. Огромное влияние на культуру в целом — на литературу, зодчество, живопись — оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре средневековой Руси долгое время сохранялись языческие духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства на Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако факты неопровержимо свидетельствуют,что славянская письменность существовала еще в начале Х в.: Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма (9в.) После принятия христианства в XI в. на Руси начинает распространяться грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых горожан. В сельской местности население было неграмотным. Появились первые книги, они стоили дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки гусиными или лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами. Большинство из них было церковными. Были открыты первые школы при церквах, монастырях, в городах. Важнейшим памятником древнерусской культуры являются летописи — погодное изложение исторических событий. Летописцы, как правило, грамотные, литературно одаренные монахи, знавшие литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей и делами монастырей. Многие предания вошли в летопись «Повесть временных лет», ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г.

Археологические раскопки показывают, что вплоть до Х в. на Руси строили исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль — башенки, терема, ярусы, переходы, резьба — перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому образцу: квадраты образовывали архитектурный крест. При Ярославе Мудром был построен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются славянские и византийские традиции: на основе крестово-купольного храма стоят 13 куполов. Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Стены собора сложены из розового кирпича, внутри стены и потолок были украшены фресками и мозаикой. В XII в. строились однокупольные храмы, закладывались новые крепости, каменные дворцы. Получила распространение и иконопись. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Славились русские ювелиры и оружейники. Народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, загадках, которые были связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных причитаниях. Древнейший жанр русской музыки — обрядовые и трудовые песни, былины. Музыкальные инструменты — бубны, гусли, трубы, рога. На площадях выступали скоморохи — певцы, танцоры, акробаты, был народный театр кукол. Большим уважением пользовались сказители и певцы былин. Культура народа неразрывно связана с его бытом, нравами. Люди жили в городах, селах, деревнях. Основным типом славянского жилища была усадьба, дом — бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный. Любимая забава богатых —охота. Для простого люда устраивались скачки, кулачные бои,. Очень популярна была баня. Одежда шилась из домотканого холста или сукна. Основой костюма была рубаха, штаны у мужчин заправлялись в сапоги, женская рубаха — до полу, с вышивкой и длинными рукавами. Головные уборы: у князя — шапка, обрамленная яркой материей, женщины голову покрывали платком, украшали подвесками, крестьяне и горожане носили меховые или плетеные шапки. Верхняя одежда —плащ-вотола из толстой льняной ткани. Князья носили на шее бармы — цепи из серебряных или золотых медальонов с эмалевыми украшениями. В пищу употребляли хлеб, мясо, рыбу, овощи. Пили квас, мед, вино. В летописи отмечено пристрастие киевлян к винопитию. Новорожденным давали имена по церковному календарю. В большинстве своем они имеют еврейское или греческое происхождение. У простых людей именем нередко становилось прозвище.

 

Билет № 9. Московское государство в эпоху Ивана Грозного. Судебник 1550 г.

После смерти Василия III, престолонаследником стал его сын Иван, которому было всего 3 года. При малолетнем царе начался долгий и мучительный период боярского правления. Две группы бояр Бельские и Шуйские, боролись за власть, позабыв о государственных интересах, разоряли страну. Возненавидел бояр и молодой князь, с которым они долгое время почти не считались.

В январе 1547г. Иван IV принял новый для Руси титул царя, подчеркивавший исключительность его положения в государстве. Летом того же года в Москве разразился страшный пожар, который закончился стихийным бунтом посадских людей против бояр. Эти события заставили царя задуматься о необходимости проведения серьезных реформ. В 1549г. собирается первый в истории Руси Земский собор – сословно-представительный орган совещательного характера. На этом соборе присутствовали представители бояр, дворян и духовенства. В лице двух последних категорий Иван IV нашел надежную опору своим реформаторским планам. В то же самое время царь создает подобие правительства Избранную раду. Именно Избранная Рада в 1550-е годы подготовила и провела реформы. Охватившие все стороны русской жизни. В это время происходит дальнейшее закрепощение крестьян. Новый судебник (1550г.) не только подтверждал правила перехода в Юрьев день, но и значительно увеличивал пожилое, которое крестьянин должен был заплатить перед переходом своему бывшему хозяину за пользование землей. Избранная рада продолжала раздачу поместий, чтобы увеличить и укрепить дворянское сословие. Серьезные изменения были проведены в сфере государственного управления. Рада ограничила и упорядочила местничество – выгодный для боярства порядок назначения на высшие должности, при котором в расчет брались не личные заслуги и способности, а знатность рода и древность его службы. Были составлены справочники при местнических спорах. На время военных действий местничество отменялось. Создаются приказы – органы, с помощью которых из центра управляли отдельными территориями. В середине 1550г. Рада проводит губную реформу, в ходе которой присылаемые из центра наместники заменялись губными старостами – администрацией из числа местных дворян, выбираемых населением. Создается стрелецкое войско. Реформы позволили Ивану IV вести успешную внешнюю политику, он нанес удар по остаткам Золотой Орды. К Руси были присоединено Казанское и Астраханское ханство, открылся путь в Сибирь. Царь начинает пробиваться к Балтийскому морю, Русь вступает в войну с Ливонией.

В 1560Г. Грозный начал менять систему своего правления. Он распустил Избранную раду, наложив опалу на её руководителей. Обладая талантами, тонко разбираясь в людях, он в то же время отличался непомерным властолюбием и жестокостью. В тяжелую пору боярской вражды и народных волнений он укрылся за Избранной радой, но когда ее реформы стабилизировали ситуацию в стране и дали возможность добиться успехов во внешней политике, советники начали его тяготить. Двое представителей рады были объявлены в чародействе. Неудачи в Ливонской войне царь воспринял как результат измены в своем окружении. Несколько бояр были казнены. В 1565г. Грозный вводит опричнину. Суть новой политики заключается в разделении всей страны на две неравные части. Большая часть населения – земские- поступала под надзор опричников. Власть опричников над земскими была полной, земли раздавались опричникам в пользование, старые хозяева изгонялись. Опираясь на специально отобранных опричников, Грозный развернул в стране жесточайший террор, от которого пострадали все слои населения. Апогеем террора стал погром Новгорода: новгородцы без всяких на то оснований были обвинены в том, что хотят свергнуть Грозного и возвести на престол его двоюродного брата, Старицкого князя Владимира Андреевича. Несчастный князь был отравлен, а Новгород практически стерт с лица земли.

Произвольное разделение населения на мучимых и мучителей, постоянные казни и погромы, разорение – все это ослабляло Русь. К тому же опричники, которые помимо борьбы с врагами царя внутри страны, должны были ещё оборонять его от внешних врагов, оказались никудышными воинами. В 1571г. крымский хан Девлет-Гирей дошел до Москвы и сжег ее. На другой год хан снова пошел на Русь, но был остановлен земскими войсками. После этих событий в 1572г. опричнина была отменена, земли и служилых людей объединили, старым хозяевам возвратили большую часть поместий. Однако репрессии продолжались и позже, до смерти Ивана IV (1584г.). Только теперь бывшие опричники страдали от них не меньше всех прочих. Затяжная (25лет) война, стоившая огромных затрат и потерь, не принесла России ни малейшего успеха.

 

studopedya.ru

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси.

(IХ-первая треть ХIII вв.)

Понятие культура относится к числу наиболее фундаментальных в науках о человеке и обществе. Культура не существует вне человека, она образует его среду обитания и общения, она формируется человеческим обществом и в то же время формирует и развивает это общество. История культуры не есть лишь сумма историй литературы, живописи, архитектуры, музыки, театра и других видов художественного творчества. Это не обособленная часть истории общества, а вся его история с точки зрения развития культуры.

1. КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ,

ЕЕ СТРУКТУРА И ФОРМЫ

1.1. Понятие культура чрезвычайно многозначно. В настоящее время существует около тысячи его определений, отражающих различные концепции. Базисные элементы культуры существуют в двух видах - материальном и духовном.

1.1.1 Материальную культуру составляет совокупность материальных элементов, созданных трудом и гением человека.

1.1.2. Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру, включающую в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, религиозную и другие культуры.

1.1.3. Некоторые виды культуры невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Такие виды культуры, как экономическая, политическая, экологическая или эстетическая, пронизывают всю ее систему.

1.2. Синтез культур различных народов, населяющих нашу планету, составляет мировую культуру. Синтез культур различных социальных слоев и групп какого-либо национального общества образует национальную культуру.

1.3. Поскольку любое общество не однородно, а состоит из множества групп (национальных, возрастных, социальных, профессиональных и т.д.), возникают малые культурные миры - субкультуры (субкультура молодежи, профессиональная, городская, сельская и др. субкультуры).

1.4. Будучи социальным явлением, культура отражает проблемы и противоречия общества.

Марксистско-ленинская философия в соответствии с классовой теорией общества выделяла культуру господствующего класса (феодальную, буржуазную) и культуру угнетенных классов (народную).

Культура того или иного общества дифференцирована, но разделение проходит отнюдь не по линии защиты классовых интересов. В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее уровень, различают три ее формы - элитарную, народную и массовую.

1.4.1. Элитарная, или высокая, культура создается представителями наиболее образованных слоев общества или близкими им профессиональными творцами. Она отражает вкусы, интересы и представления таких слоев и создается прежде всего для их потребления.

Восприятие высокой культуры, как правило, требует определенного образовательного уровня, но широкие социальные слои также могут быть ее потребителями после достижения ими соответствующего уровня образования. Такая культура часто испытывает влияние элитарной культуры других стран, но, в то же время, имеет одним из своих источников народную культуру и может обладать своеобразным народным характером (произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и т.д.).

На развитие высокой культуры значительное влияние оказывает государство, пытающееся иногда регламентировать ее развитие в своих интересах, что почти невозможно в отношении народной культуры.

1.4.2. Народная культура (фольклор) демократична, она создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, при участии всех желающих, опирается на традиции данной местности и отражает основные духовные ценности народа. Она включает мифы, легенды, сказки, песни, танцы и т. п.

1.4.3. Народную культуру не следует путать с массовой. Продукция массовой культуры также предназначена для широких масс и учитывает некоторые их вкусы и запросы. Как и народная, массовая культура общедоступна, но в отличии от нее всегда является авторской. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная, так как призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей. В большинстве случаев создатели таких произведений преследуют лишь коммерческие или пропагандистские цели. Окончательное оформление массовой культуры состоялось в середине XX века и связано с развитием средств массовой информации.

2. Особенности древнерусской культуры

2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации.

2.1.1. Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени т.д.

2.1.3. Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.

2.2. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.

2.3. Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности.

2.4. Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.

2.4.1. Основу этого синтеза составила языческая культура восточно-славянских племен.

2.4.2. Второй важнейшей составляющая явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для развития контактов с Европой, дав таким образом мощный импульс для развития культуры в целом.

3. ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ

3.1. Письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.

3.2. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX века братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках - греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.

Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками глаголицей и кириллицей.

3.2.1. Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет боле раннее происхождение. Вероятно именно она была создана Кириллом Философом, использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо, но и древнееврейский и другие восточные алфавиты, а также буквы собственного изобретения. Памятники, где использована глаголица, написаны более архаичным языком. Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из кожи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встречаются надписи, сделанные кириллицей, и никогда наоборот.

3.2.2. В основу кириллицы было положено только греческое торжественное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены стилизованными под греческие буквы знаками, похожими на глаголицу, откуда они вероятно и были заимствованы. Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славян с конца IX в. и незнакомых Кириллу. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаголица так и не прижилась.

Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Забытая же глаголица вошла в историю под именем, которым древние славяне называли любую азбуку.

3.3. О распространении грамотности среди различных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XI века, содержащие бытовые записи характера, письма и т.д., а также многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий - граффити.

3.4. Первые школы. Несмотря на достаточно широкое распространение грамотности (берестяные грамоты и граффити вышли из-под руки ремесленников, купцов, женщин), образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI века были открыты первые школы. Более трехсот детей обучались в киевской школе, открытой Ярославом Мудрым. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, в котором девушек обучали грамоте. Появились и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной службе. Князья и часть духовенства владели иностранными языками. Монастыри и князья собирали значительные по тем временам библиотеки.

4. Устное народное творчество и становление древнерусской письменности

4.1. Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные особенности. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины (старины), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал ласковый князь Владимир Красное Солнышко.

4.2. Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV века служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью (Остромирово Евангелие XI в. и Мстиславово Евангелие XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.

Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.

4.2.1. Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был обусловлен влиянием церкви на древнерусскую литературу: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов.

Переводились также исторические произведения и хроники.

4.2.2. Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести.

- Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные (по летам) записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.

Древнейшая русская летопись - Повесть временных лет, составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора и датируют 1113 г. Повесть временных лет дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них - Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения - единство и величие русской земли. С ХII в. расцвет получает летописание местных феодальных центров.

- Житие (агиография) представляет собой жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.)

- Слово (поучение, речи) - произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра - торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия - Слово о законе и благодати, которое приписывают первому киевскому митрополиту Иллариону (вторая четверть XI в.). Слово первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором - представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей.

Яркий образец нравоучительного красноречия - Поучение Владимира Мономаха (1096 или 1117г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.

- Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) - разновидность литературы путешествий. Их главное назначение - рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра - Хожение игумена Даниила в Палестину.

- Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является Слово о полку Игореве, (конец ХII в.) призывающее к единству русских земель, выступающее против усобиц, противопоставляющее два состояния человечества - мира и войны. Своеобразие Слова о полку Игореве обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.

К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их. Наличие произведение, стоящих вне жанровых систем (Поучение Владимира Мономаха, Слово о полку Игореве), свидетельствует об интенсивном творческом поиске отечественных авторов.

5. АРХИТЕКТУРА

Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.

5.1. Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.

5.2. Каменное строительство начинается в конце X в.

5.2.1. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых сооружений и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии крестово-купольный храм (см. схему) стал преобладающим типом православного храма на Руси: четыре, шесть или более столбов (столпов, 2 на схеме) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол (1). В восточной части здания (алтарной, 3)) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой (5), украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон - хоры (4), где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.

В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная структуре здания и символике его частей.

В начале XI в. византийскими и русскими строителями в одно время были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве (1037 г.), и Новгороде (1052 г.) и Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.).

5.2.2. Светские постройки. Одновременно с храмами из камня строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости. Выдающимся памятниками гражданского строительства стали Золотые ворота в Киеве (XI в.).

5.3. Особенности русской архитектуры. Русские мастера, позаимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность, башенность. Тенденции творческого переосмысления византийской системы храма и самостоятельного архитектурного поиска усилились в конце XII в. в связи с быстрым развитием древнерусских городов. Вокруг храмов начали сооружать одноэтажные галереи-усыпальницы и устраивать места общественных собраний.

5.4. В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, открывавшие дорогу народному мастерству.

5.4.1. Владимиро-Суздальское зодчество отличается ярко выраженными декоративными тенденциями, усилившимися к XIII в. Его отличительной особенностью является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, который современники сравнивали с драгоценным резным ларцом из слоновой кости. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире.

5.4.2. Отличительными чертами новгородского и псковского архитектурного стиля были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Одно из самых ранних каменных сооружений Пскова - Преображенский собор Мирожского монастыря.

5.4.3. В конце XII-начале XIII вв. наиболее интенсивным было строительство в Смоленска, который по количеству памятников домонгольского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Развитие смоленского зодчества связывают с приглашением на смоленщину черниговских мастеров, организовавших местную строительную артель. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки. Лучше других памятников XII в. сохранилась церковь Петра и Павла.

6. Изобразительное искусство

6.1. Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами.

6.1.1. Фреска - живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. Изучение сохранившихся фрагментов фресок Софийского собора в Киеве, приводит к выводу о влиянии русских мастеров на своих византийских учителей. Основная тематика фресок - изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого) и бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов).

6.1.2. Мозаика (мерцающая живопись) как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в Х-ХI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты - специального стекловидного материала. В Софийском соборе в Киеве сохранилась мозаика с изображением огромной фигуры богоматери Оранты. В отличие от Византии, где мозаичные изображения заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов, на Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, в качестве же разновидности монументального искусства широкого распространения не получила. После ХII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась.

6.1.3. Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появляются в Х в. Они были привезены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках (Владимирская Богоматерь), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI-XII вв. Но уже в XI в. больших успехов добиваются русские мастера-иконописцы: Алимпий, Олисей, Георгий и др., а в ХII в. складываются местные иконописные школы, отличающиеся друг от друга манерой исполнения. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостное изображение, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Главное внимание уделялось изображению лица и рук. Все это должно было способствовать восприятию иконы как божественного изображения.

6.2. Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее рукопись лицевая. Древнейшие русские миниатюры сохранились в Остромировом Евангелии, Изборнике Святослава.

Книжная миниатюра и орнамент имели много сходных черт с мозаикой, фреской и ювелирными изделиями.

6.3. Монументальная скульптура не получила значительного развития в средневековой Руси. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались православной церковью, так как напоминали о языческих идолах. Широкое распространение получила лишь резьба по дереву и камню, использовавшаяся в украшении стен храмов. Первые светские скульптурные памятники были воздвигнуты в России только в XVIII в.

8. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Выдающееся развитие в домонгольское время получило русское художественное ремесло. По подсчетам Б.А. Рыбакова, в русских городах работали ремесленники более 60 специальностей.

Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится и кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное развитие получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины X в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработка кожи и дерева.

Развитие народного прикладного искусства создавало основу для дальнейшего развития архитектуры, живописи.

9. МУЗЫКА.

В средневековой Руси получили развитие три музыкальных направления: народная музыка, богослужебное пение и светское пение.

9.1. Народная музыка. Большое распространение получил на Руси песенный фольклор и языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах. гуслях. В светской музыке еще не произошло выделение элитарных форм, чему способствовала любовь к народным играм и празднествам. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При многих княжеских дворах появились скоморохи - первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта. плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым песенным фольклором.

9.2. Богослужебное пение распространилось после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Постепенно в пении все ярче проявлялись отличительные свойства, присущие только древнерусским народам.

10. ИТОГИ

10.1. Синтез языческой культуры восточных славян и христианской традиции Византии обусловил самобытность русской национальной культуры, способствовал ее развитию.

10.2. Несмотря на то, что Русь позже других европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII веку она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.

10.3. XII-XIII вв. характеризуются расцветом местных стилей летописания, зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национальной культуры.

переход на главную

 

historikoff.net