Мифы древней греции грейвс. trounin.ru
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мифы древней греции грейвс


Р. Грейвс. Мифы Древней Греции

Роберт Грейвс Мифы Древней Греции

Оглавление Введение [5]

Мифы творения

1. Пеласгический миф творения [15]2. Гомеровский и орфический мифы творения [18]3. Олимпийский миф творения [18]4. Два философских мифа творения [20]5. Пять веков человечества [22]

Старшие боги

6. Оскопление Урана [24]7. Свержение Крона [25]

Зевс и его родичи

8. Рождение Афины [30]9. Зевс и Метида [31]10. Мойры [33]11. Рождение Афродиты [34]12. Гера и ее дети [35]13. Зевс и Гера [37]14. Рождение Гермеса, Аполлона, Артемиды и Диониса [38]15. Рождение Эрота [40]16. Происхождение и деяния Посейдона [41]17. Происхождение и деяния Гермеса [44]18. Происхождение и деяния Афродиты [47]19. Происхождение и деяния Ареса [51]20. Происхождение и деяния Гестии [52]21. Происхождение и деяния Аполлона [53]22. Происхождение и деяния Артемиды [58]23. Происхождение и деяния Гефеста [61]24. Происхождение и деяния Деметры [63]25. Происхождение и деяния Афины [68]26. Происхождение и деяния Пана [71]27. Происхождение и деяния Диониса [73]

Орфей, Ганимед и Загрей

28. Орфей [80]29. Ганимед [83]30. Загрей [85]

Боги подземного мира и судьбы

31. Боги преисподней [87]32. Тюхе и Немезида [91]

Чудовища

33. Дети моря [93]34. Дети Ехидны [95]35. Бунт гигантов [96]36. Тифон [98]37. Алоады [100]

Потоп

38. Девкалионов потоп [102]

Титаны, Атлант и Прометей

39. Атлант и Прометей [106]

Небесные боги

40. Эос [112]41. Орион [113]42. Гелиос [116]

Эллин и его потомство

43. Сыновья Эллина [119]44. Ион [122]

Алкиона и Кеик

45. Алкиона и Кеик [124]

Род Афинских царей

46. Терей [126]47. Эрехфей и Эвмолп [128]48. Борей [130]

Алопа

49. Алопа [132]

Асклепий

50. Асклепий [134]

Оракулы

51. Оракулы [138]

Алфавит

52. Алфавит [142]

Демонические существа

53. Дактили [145]54. Тельхины [148]55. Эмпусы [149]

Старшее поколение героев

56. Ио [150]57.Фороней [152]58. Европа и Кадм [153]59. Кадм и Гармония [156]60. Бел и данаиды [157]61. Ламия [161]62. Леда [162]63. Иксион [163]64. Эндимион [165]65. Пигмалион и Галатея [166]66. Эак [166]67. Сисиф [169]68. Салмоней и Тиро [172]69. Алкестида [175]70. Афамант [176]71. Кобылицы Главка [180]72. Меламп [182]73. Персей [185]74. Соперничество близнецов [190]75. Беллерофонт [195]76. Антиопа [197]77. Ниоба [199]78. Кенида и Киней [200]79. Эригона [201]80. Калидонский вепрь [202]81. Теламон и Пелей [206]82. Аристей [212]83. Мидас [215]84. Клеобис и Битон [218]

Превращения

85. Нарцисс [220]86. Филлида и Кария [222]

Арион

87. Арион [224]

Минос и его окружение

88. Минос и его братья [226]89. Возлюбленные Миноса [231]90. Дети Пасифаи [234]91. Скилла и Нис [237]92. Дедал и Талоc [239]93. Катрей и Алтемен [244]

Жизнь и подвиги Тесея

94. Сыновья Пандиона [246]95. Рождение Тесея [248]96. Подвиги Тесея [251]97. Тесей и Медея [254]98. Тесей на Крите [257]99. Объединение Аттики [265]100. Тесей и амазонки [268]101. Федра и Ипполит [270]102. Лапифы и кентавры [273]103. Тесей в Аиде [275]104. СмертьТесея [277]

Фиванский цикл

105. Лай [280]106. Семеро против Фив [284]107. Эпигоны [289]

Род Атридов

108. Тантал [292]109. Пелоп и Эномай [297]110. Дети Пелопа [302]111. Атрей и Фиест [305]112. Агамемнон и Клитемнестра [311]113. Месть Ореста [315]114. Суд над Орестом [320]115. Умиротворение эриний [325]116. Ифигения в Тавриде [327]117. Царствование Ореста [332]

Жизнь и подвиги Геракла

118. Рождение Геракла [336]119. Юность Геракла [340]120. Дочери Феспия [344]121. Эргин [345]122. Безумие Геракла [347]123. Первый подвиг: Немейский лев [349]124. Второй подвиг: Лернейская гидра [352]125. Третий подвиг: Керинейская лань[354]126. Четвертый подвиг: Эриманфский вепрь [356]127. Пятый подвиг: Авгиевы конюшни [358]128. Шестой подвиг: Стимфалийские птицы [360]129. Седьмой подвиг: Критский бык [362]130. Восьмой подвиг: кобылицы Диомеда [363]131. Девятый подвиг: пояс Ипполиты [364]132. Десятый подвиг: коровы Гериона [370]133. Одиннадцатый подвиг: яблоки Гесперид [378]134. Двенадцатый подвиг: пленение Кербера [384]135. Убийство Ифита [388]136. Омфала [391]137. Гесиона [395]138. Завоевание Элиды [400]139. Захват Пилоса [405]140. Сыновья Гиппокоонта [407]141. Авга [409]142. Деянира [411]143. Геракл в Трахине [415]144. Иола [417]145. Апофеоз Геракла [418]146. Дети Геракла [423]147. Лин [426]

Плавание аргонавтов

148. Сбор аргонавтов [429]149. Лемносские женщины и царь Кизика [435]150. Гилас, Амик и Финей [438]151. От Симплегад к Колхиде [442]152. Похищение руна [445]153. Убийство Апсирта [448]154. «Арго» возвращается в Грецию [450]

Судьба Медеи

155. Смерть Пелия [455]156. Медея в Коринфе [457]157. Медея в изгнании [459]

Троянская война

158. Основание Трои [462]159. Парис и Елена [469]160. Первый сбор в Авлиде [475]161. Второй сбор в Авлиде [484]162. Девять лет войны [487]163. Гнев Ахилла [495]164. Гибель Ахилла [501]165. Безумие Аякса [507]166. Оракулы Трои [510]167. Деревянный конь [513]168. Разграбление Трои [517]169. Возвращение домой [524]

Мифы о возвращении

170. Странствия Одиссея [531]171. Возвращение Одиссея [542]

Примечания [548]

Библиография [571]

А. А. Тахо-Годи. Роберт Грейвс — мифолог-поэт (Послесловие) [577]

www.sno.pro1.ru

Р. Грейвс. Мифы Древней Греции

 

Введение [5]

Мифы творения

1. Пеласгический миф творения [15]2. Гомеровский и орфический мифы творения [18]3. Олимпийский миф творения [18]4. Два философских мифа творения [20]5. Пять веков человечества [22]

Старшие боги

6. Оскопление Урана [24]7. Свержение Крона [25]

Зевс и его родичи

8. Рождение Афины [30]9. Зевс и Метида [31]10. Мойры [33]11. Рождение Афродиты [34]12. Гера и ее дети [35]13. Зевс и Гера [37]14. Рождение Гермеса, Аполлона, Артемиды и Диониса [38]15. Рождение Эрота [40]16. Происхождение и деяния Посейдона [41]17. Происхождение и деяния Гермеса [44]18. Происхождение и деяния Афродиты [47]19. Происхождение и деяния Ареса [51]20. Происхождение и деяния Гестии [52]21. Происхождение и деяния Аполлона [53]22. Происхождение и деяния Артемиды [58]23. Происхождение и деяния Гефеста [61]24. Происхождение и деяния Деметры [63]25. Происхождение и деяния Афины [68]26. Происхождение и деяния Пана [71]27. Происхождение и деяния Диониса [73]

Орфей, Ганимед и Загрей

28. Орфей [80]29. Ганимед [83]30. Загрей [85]

Боги подземного мира и судьбы

31. Боги преисподней [87]32. Тюхе и Немезида [91]

Чудовища

33. Дети моря [93]34. Дети Ехидны [95]35. Бунт гигантов [96]36. Тифон [98]37. Алоады [100]

Потоп

38. Девкалионов потоп [102]

Титаны, Атлант и Прометей

39. Атлант и Прометей [106]

Небесные боги

40. Эос [112]41. Орион [113]42. Гелиос [116]

Эллин и его потомство

43. Сыновья Эллина [119]44. Ион [122]

Алкиона и Кеик

45. Алкиона и Кеик [124]

Род Афинских царей

46. Терей [126]47. Эрехфей и Эвмолп [128]48. Борей [130]

Алопа

49. Алопа [132]

Асклепий

50. Асклепий [134]

Оракулы

51. Оракулы [138]

Алфавит

52. Алфавит [142]

Демонические существа

53. Дактили............................................. 14554. Тельхины............................................ 14855. Эмпусы ............................................. 149

Старшее поколение героев

56. Ио .................................................. 15057.Фороней ............................................ 15258. Европа и Кадм ....................................... 15359. Кадм и Гармония ..................................... 15660. Бел и данаиды ....................................... 15761. Ламия ............................................... 16162. Леда ................................................ 16263. Иксион .............................................. 16364. Эндимион ........................................... 16565. Пигмалион и Галатея ................................. 16666. Эак ................................................. 16667. Сисиф .............................................. 16968. Солмоней и Тиро ..................................... 17269. Алкестида ........................................... 17570. Афамант ............................................ 17671. Кобылицы Главка .................................... 18072. Меламп ............................................. 18273. Персей .............................................. 18574. Соперничество близнецов ............................. 19075. Беллерофонт ........................................ 19576. Антиопа ............................................. 19777. Ниоба ............................................... 19978. Кенида и Киней ...................................... 20079. Эригона ............................................. 20180. Калидонский вепрь ................................... 20281. Теламон и Пелей ..................................... 20682. Аристей ............................................. 21283. Мидас.............................................. 21584. Клеобис и Битон ..................................... 218

Превращения

85. Нарцисс ............................................. 22086. Филлида и Кария ..................................... 222

Арион

87. Арион ............................................... 224

Минос и его окружение

88. Минос и его братья ................................... 22689. Возлюбленные Миноса ................................ 23190. Дети Пасифаи ....................................... 23491. Скилла и Нис ........................................ 23792. Дедал и Талое ....................................... 23993. Катрей и Алтемен .................................... 244

Жизнь и подвиги Тесея

94. Сыновья Пандиона ................................... 24695. Рождение Тесея ...................................... 24896. Подвиги Тесея ....................................... 25197. Тесей и Медея ....................................... 25498. Тесей на Крите ....................................... 25799. Объединение Аттики ................................. 265100. Тесей и амазонки .................................... 268101. Федра и Ипполит.................................... 270102. Лапифы и кентавры .................................. 273103. Тесей в Аиде ........................................ 275104. СмертьТесея ....................................... 277

Фиванский цикл

105. Лай ................................................ 280106. Семеро против Фив .................................. 284107. Эпигоны ........................................... 289

Род Атридов

108. Тантал ............................................. 292109. Пелоп и Эномай ...................................... 297110. Дети Пелопа ........................................ 302111. Атрей и Фиест ...................................... 305112. Агамемнон и Клитемнестра ........................... 311113. Месть Ореста ....................................... 314114. Суд над Орестом .................................... 320115. Умиротворение эриний ............................... 325116. Ифигения в Тавриде ................................. 327117. Царствование Ореста ................................ 332

Жизнь и подвиги Геракла

118. Рождение Геракла ................................... 336119. Юность Геракла ..................................... 340120. Дочери Феспия ..................................... 344121. Эргин .............................................. 345122. Безумие Геракла .................................... 347123. Первый подвиг: Немейский лев ....................... 349124. Второй подвиг: Лернейская гидра ..................... 352125. Третий подвиг: Керинейская лань ..................... 354126. Четвертый подвиг: Эриманфский вепрь ................ 356127. Пятый подвиг: Авгиевы конюшни ..................... 358128. Шестой подвиг: Стимфалийские птицы ................ 360129. Седьмой подвиг: Критский бык ....................... 362130. Восьмой подвиг: кобылицы Диомеда ................... 363131. Девятый подвиг: пояс Ипполиты ...................... 364132. Десятый подвиг: коровы Гериона ...................... 370133. Одиннадцатый подвиг: яблоки Гесперид ............... 378134. Двенадцатый подвиг: пленение Кербера................ 384135. Убийство Ифита .................................... 388136. Омфала ............................................ 391137.Гесиона ............................................ 395138. Завоевание Элиды ................................... 400139. Захват Пилоса ...................................... 405140. Сыновья Гиппокоонта ................................ 407141. Авга ............................................... 409142. Деянира ............................................ 411143. Геракл в Трахине .................................... 415144. Иола ............................................... 417145. Апофеоз Геракла .................................... 418146. Дети Геракла ....................................... 423147. Лин ................................................ 426

Плавание аргонавтов

148. Сбор аргонавтов ..................................... 429149. Лемносские женщины и царь Кизика .................. 435150. Гилас, Амик и Финей ................................ 438151. От Симплегад к Колхиде ............................. 442152. Похищение руна ..................................... 445153. Убийство Апсирта ................................... 448154. «Арго» возвращается в Грецию ........................ 450

Судьба Медеи

155. Смерть Пелия ....................................... 455156. Медея в Коринфе.................................... 457157. Медея в изгнании .................................... 459

Троянская война

158. Основание Трои ..................................... 462159. Парис и Елена....................................... 469160. Первый сбор в Авлиде ............................... 475161. Второй сбор в Авлиде ................................ 484162. Девять лет войны .................................... 487163. Гнев Ахилла ........................................ 495164. Гибель Ахилла ...................................... 501165. Безумие Аякса ...................................... 507166. Оракулы Трои ....................................... 510167. Деревянный конь .................................... 513168. Разграбление Трои .................................. 517169. Возвращение домой .................................. 524

Мифы о возвращении

170. Странствия Одиссея 531171. Возвращение Одиссея 542

Примечания 548

Библиография 571

А. А. Тахо-Годи. Роберт Грейвс — мифолог-поэт (Послесловие) 577

 

www.sno.pro1.ru

Роберт Грейвс "Мифы Древней Греции" (1968)

Грейвс Мифы Древней Греции

Роберт Грейвс задался написать комментарии к некоему изданию, скорее всего античного автора, для чего ему понадобилось перетрясти большую часть античных же авторов и немного византийских. Трактуемая им версия мифологических сказаний выглядит логично построенной, практически взаимосвязанной. В тексте нет лишней информации, когда речь касается сведения в единое целое различных версий схожих историй, к тому же Грейвс указывает, на кого он опирался. Исключение составляют введение и комментарии самого Роберта, тщательно им увязываемые с его собственной теорией изначального доминирования матриархата с последующим переходом к патриархату, а также обоснование влияния происходивших на Балканах, особенно на Пелопоннесе, процессов социального толка, возникавших вследствие периодически происходившего вторжения чуждых культур.

Предлагается опустить подробности влияния на мифы определённых событий, как и принятие на веру примеров божественного влияния на жизнь населявших Древнюю Грецию народов. Грейвс старается найти предпосылки возникновения сказаний, для чего углубляется в слишком сложные пониманию материи. Не из-за их трудности, а вследствие тонкой границы между реальностью и вымыслом. Роберт может предполагать, почему Зевс был именно тем, кем был, что зевсами прозывали царей, правивших определённое количество лунных циклов, после чего их каким-либо образом приносили в жертву. Всё это вполне могло быть на самом деле, найти своё отражение в мифах. Грейвс идёт по грани, предлагая и доказывая подобные версии.

Важнее в представленным вниманию читателя мифов сами мифы. Они присутствуют на страницах во всём их многообразии, начиная с версий происхождения бытия. Дальнейшее развитие сюжетов сообщается согласно видению античных авторов, опиравшихся на работы предыдущих поколений. Огромную роль оказали труды древнегреческих драматургов, из которых до нас дошло малое количество. Пробелы теперь заполняются благодаря трудам историков прошлого. Грейвс поступил аналогично, также взяв за основу сохранившиеся свидетельства.

Содержание должно быть знакомо читателю: от свержения Урана Кроном и вплоть до окончания Троянской войны. обозначившей конец четвертого поколения людей и переход к подобию похожих на нас представителей пятого поколения. Обрисованы верховные боги, многочисленное героическое потомство и прописаны главные связующие циклы: Девкалионов потоп, становление критской культуры, возникновение Афин, Фиваида, подвиги Геракла, Атриды, похождения Тесея, плавание Ясона, осада Трои, скитания Одиссея.

Грейвс понимает, он не может быть истинным в предположениях. Предлагаемые им версии развития событий, лишь примерные варианты. Не было единства среди античных авторов, значит и нам никогда не выработать общую позицию. Остаётся остановиться на личной точке зрения, ради которой следует ознакомиться не только с приведёнными в книге выдержками, но и обратиться непосредственно к оригинальным текстам, трактующих одни событий согласно Грейвсу, а другие – иначе.

Опять же, не нужно быть настолько серьёзными, чтобы в дошедших до нас трудах искать всё определяющую истину. Не стоит забывать про вклад древнегреческих драматургов, римских и средневековых переписчиков. Каждый преследовал определённую цель, требуемым образом искажая известные ему истории, после обязанных измениться до искажения первичного варианта. Грейвс скорее серьёзно рассматривает окружающую его информацию, находя её применение в закреплении достигнутых им воззрений.

Если же забыть сказанное ранее, необходимо отметить проделанную Грейвсом работу. Он обработал едва ли не все доступные произведения древности. В том числе он уделял внимание схолиям. Получившийся результат достоин права претендовать на звание одного из полных справочников по мифологии Древней Греции. Есть у него ряд недостатков, но они имеют значение для серьёзно увлечённых темой. Просто любопытствующий читатель удовлетворится и этим.

Дополнительные метки: грейвс мифы древней греции критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Robert Graves, Greek Myths and Legends

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:

Лабиринт | ЛитРес | Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:– “Мифологическая библиотека” Аполлодора

trounin.ru

Р. Грейвс. Мифы Древней Греции : Род Атридов. МЕСТЬ ОРЕСТА

315
МЕСТЬ ОРЕСТА

Орест воспитывался у любивших его Тиндарея и Леды, которым он приходился внуком, и еще мальчиком сопровождал Клитемнестру и Ифигению в Авлиду [1]. Однако одни говорят, что Клитемнестра отправила его в Фокиду накануне возвращения Агамемнона. Другие утверждают, что вечером в день убийства Орест, которому в то время было десять лет, был спасен своей благородной кормилицей Арсиноей, Лаодамией или Килиссой, которая отправила в царскую детскую своего собственного сына, чтобы Эгисф убил его вместо Ореста [2]. Есть и такие, кто считает, что сестра Ореста Электра с помощью старого воспитателя своего отца, завернув ребенка в плащ, на котором своими руками вышила диких зверей, тайком вынесла его из города [3].

b. Скрываясь некоторое время у пастухов с реки Танаос, которая отделяет Арголиду от Лаконии, старый воспитатель отправился вместе с Орестом ко двору Строфия, надежного союзника дома Атрея, который правил Крисой, что расположена у подножия горы Парнас [4]. Этот Строфий был женат на сестре Агамемнона Астиохее, или Анаксибии, а может быть, Киндрагоре. В Крисе Орест нашел себе товарища по играм - сына Строфия проказника Пилада, который был несколькими годами младше. Их дружба впоследствии вошла в поговорку [5]. От старого воспитателя он с горечью узнал, что тело Агамемнона было выброшено из дома и поспешно погребено Клитемнестрой без подобающих жертвенных возлияний и миртовых венков. Кроме того, жителям Микен было запрещено присутствовать на похоронах [6].

с. Эгисф правил в Микенах семь лет, разъезжая в колеснице Агамемнона, пользуясь его троном и скипетром, облачась в его. одеяния, оскверняя его ложе и пуская на ветер его богатства. Однако, несмотря на внешние царские признаки, он оставался всего лишь рабом Клитемнестры — истинной правительницы Микен [7]. Напиваясь пьяным, он прыгал на могилу Агамемнона, швырял камни в надгробие и кричал: "Приди, Орест, и защити то, что принадлежит тебе!" Однако он жил в постоянном страхе перед возмездием. Несмотря на то что он всегда был в окружении чужеземной стражи, он не мог спать спокойно и обещал большую награду тому, кто убьет Ореста [8].

d. Электра была обручена со своим двоюродным братом, спартанцем Кастором, которого после смерти стали считать полубогом. Хотя ее руки в Греции добивались самые родовитые царевичи, Эгисф, боясь, что она родит сына, который отомстит за Агамемнона, объявил, что женихи приняты не будут. Он бы с удовольствием уничтожил Электру (которая, кстати, не скрывала своей ненависти к нему), чтобы та

316

ненароком не родила внебрачного сына от кого-нибудь из дворцовой стражи. Но, хотя Клитемнестра и не испытывала мук совести из-за своей роли в убийстве Агамемнона, она старалась вести себя так, чтобы не навлечь гнева богов, и запретила ему это убийство. Она просто позволила ему выдать Электру замуж за микенского крестьянина, который, опасаясь Ореста и будучи честным человеком, так и не приблизится к своей высокородной жене [9].

е. Так, забытая Клитемнестрой, которая к этому времени родила Эгисфу троих детей - Эригону, Алета и еще одну Елену, — жила Электра в оскорбительной нищете под неусыпным надзором. В конце концов было решено, что если она не смирится со своей судьбой, как сделала ее сестра Хрисофемида, и не перестанет называть принародно Эгисфа и Клитемнестру "убийцами-прелюбодеями", то ее сошлют в далекие края и заключат в темницу. Однако Электра презирала Хрисофемиду за ее покорность, считала, что та изменила памяти покойного отца, и посылала частые напоминания Оресту о том, что отец остался неотмщенным [10].

f. Орест, ставший к этому времени взрослым, посетил Дельфийского оракула и спросил, стоит ли ему уничтожать убийц своего отца. Ответ Аполлона, подтвержденный Зевсом, гласил, что если он не отомстит за смерть Агамемнона, то превратится в отщепенца, для которого будет закрыт вход во все святилища и храмы, а сам он заболеет проказой, которая будет разъедать его плоть, оставляя белые язвы [11]. Ему был дан совет совершить жертвенные возлияния у могилы Агамемнона, положить на нее прядь своих волос и без чьей-либо помощи, проявив всю свою изобретательность, покарать убийц. В то же время пифия предупредила, что эринии не простят убийства матери, и от имени Аполлона вручила Оресту лук из рога, с помощью которого можно отразить их преследования, когда они станут невыносимыми. Выполнив все, как ему было сказано, Орест должен вернуться в Дельфы, где его защитит Аполлон [12].

g. Семь лет спустя, а некоторые утверждают, что по прошествии двадцати лет, Орест тайно вернулся в Микены, посетив по пути Афины, полный решимости убить Эгисфа и собственную мать [13].

Однажды утром, в сопровождении Пилада, он посетил могилу Агамемнона и отрезал прядь своих волос, чем вызвал сочувствие Гермеса — покровителя отцовства. Увидев приближающихся рабынь, перемазанных и растрепанных по причине траура, он спрятался в кустах и стал наблюдать за происходящим. Накануне ночью Клитемнестре приснился сон, что она родила змея, спеленала его и покормила грудью. Неожиданно она закричала во сне, переполошив весь дворец; ей приснилось, будто змей вместе с молоком высасывает у нее из груди кровь. Толкователи снов, к которым она обратилась, в один голос заявили, что она навлекла на себя гнев мертвеца. Вот почему рабыни в трауре пришли от ее имени на могилу Агамемнона, чтобы совершить возлияния и умилостивить дух покойного. Бывшая среди них Электра совершила возлияния от своего собственного имени, а не от имени матери и в обращенных к Агамемнону молитвах взывала к возмездию, а не к прощению. Она умоляла Гермеса, чтобы тот сделал так, чтобы Мать-земля и другие боги потустороннего мира услышали ее мольбы. Заметив на могиле прядь светлых волос, она поняла, что волосы могут принадлежать только Оресту, во-первых, потому, что по цвету они напоминали ее собственные, а во-вторых, никто, кроме него, не осмелился бы совершить такое жертвоприношение [14].

h. Терзаемая надеждой и сомнением, она примерила свой след к следу на глине, оставленному рядом с могилой, и нашла в нем сходство со своим. Затем Орест

317

вышел из своего укрытия, показал, что прядь волос на могиле срезана с его головы, и предъявил ей одеяние, в котором некогда он бежал из Микен.

Электра с радостью приветствовала его, и они вместе обратились к своему предку, отцу-Зевсу, напомнив ему о том, что Агамемнон всегда воздавал ему великие почести и что если дом Атрея вымрет, то в Микенах уже некому будет жертвовать ему традиционные гекатомбы, поскольку Эгисф поклоняегся другим богам [15].

i. Когда рабыни пересказали Оресту сон Клитемнестры, он заявил, что готов превратиться в хитрого змея, чтобы пролить ее кровь. Затем он отправил Электру во дворец, предупредив, чтобы та ничего не говорила Клитемнестре об их встрече. Через некоторое время он и Пилад последуют за ней и попросят приюта, притворившись странниками из Фокиды, говорящими на парнасском диалекте. Если им откажут, такое негостеприимство возмутит весь город, а если их впустят, они не станут мешкать с осуществлением своей мести.

И вот уже Орест стучит в дворцовые ворота и просит, чтобы позвали хозяина или хозяйку. На голос вышла сама Клитемнестра, которая, однако, не признала Ореста. Тот назвался эолийцем из Давлиды и сказал, что пришел с печальным известием от некоего Строфия, которого случайно встретил по дороге в Аргос. Строфий просил передать, что ее сын Орест умер, а прах его хранится в бронзовой урне, поэтому он хотел узнать, стоит ли посылать урну в Микены или лучше предать ее земле в Крисе [16].

j. Клитемнестра не мешкая предложила Оресту войти и, скрывая свою радость от слуг, послала старую кормилицу Килиссу за Эгисфом, который в это время находился в храме рядом с домом. Однако Килисса без труда узнала Ореста и решила передать Эгисфу, чтобы он возрадовался, ибо теперь ему некого бояться и он может идти один и безоружный, чтобы приветствовать тех, кто принес ему хорошую новость: его враг мертв [17].

Ничего не подозревающий Эгисф вошел во дворец, куда, чтобы совсем уже развеять сомнения, пришел Пилад с бронзовой урной в руках. Клитемнестре он сказал, что это прах Ореста, который Строфий все же решился переслать в Микены. Такое подтверждение первого известия лишило Эгисфа последних сомнений, поэтому Оресту не стоило труда выхватить меч и поразить ничего не подозревавшего врага. Клитемнестра тут же узнала Ореста и попыталась смягчить его сердце, обнажив грудь и взывая к его сыновьему долгу. Орест не внял ее словам и тем же мечом отрубил ей голову. Став над трупами, он показал дворцовым слугам сеть, в которой погиб Агамемнон, еще хранившую следы крови. Такое напоминание о подлой измене Клитемнестры без труда оправдывало его в их глазах, и ему осталось лишь добавить, что Эгисф получил то, что предусмотрено для прелюбодеев законом [18].

k. He удовлетворившись убийством Эгисфа и Клитемнестры, Орест разделался с их дочерью, которую также звали Елена, а Пилад отбил нападение сыновей Навплия, пришедших на помощь Эгисфу [19].

l. Некоторые, правда, говорят, что эти события произошли в Аргосе на третий день празднеств в честь Геры, перед началом шествия девственниц. Эгисф устроил угощение для нимф вблизи луга, где паслись кони, и собирал миртовые ветви для венка, готовясь принести в жертву Гере быка. Говорят также, что Электра, встретив Ореста на могиле отца, поначалу не верила, что перед ней ее давно потерянный брат, хотя их волосы действительно были похожи и он показал ей одеяние, в котором бежал из Микен. Окончательно убедил ее шрам на лбу Ореста, оставшийся от удара об острый камень, когда они, еще детьми, охотились на оленя, а

318

Орест оступился и упал.

m. Орест решил поступить так, как ему шепотом подсказала сестра, и тут же отправился к алтарю, где уже лежал заколотый бык. Дождавшись того момента, когда Эгисф склонился над быком, чтобы рассмотреть его внутренности, Орест нанес ему удар по голове жертвенным топором. Тем временем Электра, которой Орест показал отрубленную голову,, выманила Клитемнестру из дворца, сообщив ей, что десять дней назад она родила сына от своего мужа-крестьянина. Когда Клитемнестра, горевшая желанием увидеть своего первого внука, пришла в ее жилище, стоявший у дверей Орест убил ее безжалостной рукой [20].

n. Другие, хотя и соглашаются, что убийство было совершено в Аргосе, утверждают, что Клитемнестра отправила Хрисофемиду на могилу Агамемнона для совершения жертвенных возлияний после того, как ей приснился сон, будто оживший Агамемнон выхватил скипетр из рук Эгисфа и так воткнул его в землю, что на нем появились почки, затем веточки, и, наконец, в тени этого дерева оказались все Микены. А в известии, которому поверили Эгисф и Клитемнестра, сообщалось, что Орест случайно погиб, участвуя в состязаниях колесниц во время Пифийских игр. Говорят также, что на могиле Агамемнона Орест показал Электре не отрезанный локон и не вышитое одеяние, а печать своего отца, сделанную из слоновой кости, которой была заменена лопатка Пелопа [21].

о. Есть и такие, кто отрицает, что Орест сам убил Клитемнестру. По их словам, он привел ее в суд и уже судьи приговорили ее к смерти. Сам он тоже был не прав, не выступив в ее защиту, хотя вряд ли это стоит вменять ему в вину [22].

1 Еврипид. Орест 462 и. Ифигения в Авлиде 622.

2 Эсхил. Агамемнон 877 и cл. и Хоэфоры 732; Еврипид. Электра 14 и cл.; Пиндар. Пифийские оды XI. 22 и схолии.

3 Аполлодор. Эпитома VI. 24; Еврипид. Цит. соч. и 542 и cл.; Эсхил. Хоэфоры 232.

4 Еврипид. Цит. соч. 409-412; Софокл. Электра 11 и cл.; Пиндар. Пифийские оды XI. 34-36.

5 Гигин. Мифы 117; Схолии к "Оресту" Еврипида 33, 765 и 1233; Еврипид. Ифигения в Тавриде 921; Аполлодор. Цит. соч. VI. 24; Овидий. Письма с Понта III.2.95-98.

6 Еврипид. Электра 289 и 323-325; Эсхил. Хоэфоры 431.

7 Гомер. Одиссея III.305; Еврипид. Цит. соч. 320 и cл. и 931 и cл.; Софокл. Электра 267 и cл. и 651.

8 Еврипид. Цит. соч. 33, 320 и cл. и 617 и cл.; Гигин. Цит. соч. 119.

9 Еврипид. Цит. соч. 19 и cл.; 253 и cл.; 312 и cл.

10 Гигин. Цит. соч. 122; Еврипид. Цит. соч. 60-64; Эсхил. Хоэфоры 130 и cл.; Софокл. Цит. соч. 341 и cл.; 379 и cл. и 516 и cл.

11 Аполлодор. Цит. соч. VI. 24; Эсхил. Евмениды 622 и Хоэфоры 269 и сл.

12 Софокл. Цит. соч. 36-37 и 51-52; Еврипид. Орест 268-270; Эсхил. Хоэфоры 1038.

13 Гомер. Цит. соч. III.306 и cл.; Краткое содержание "Электры" Софокла; Аполлодор. Цит. соч. VI. 25.

14 Эсхил. Хоэфоры.

15 Эсхил. Там же.

16 Эсхил. Там же.

17 Эсхил. Там же.

18 Гигин. Цит. соч. 119; Эсхил. Евмениды 592 и Хоэфоры 973 и cл.

19 Павсаний I. 22.6.

20 Еврипид. Электра.

319

21 Софокл. Цит. соч. 326 и 417 и cл.; 47-50 и 1223 и схолии.

22 Сервий. Комментарий к "Энеиде" Вергилия XI. 268.

* * *

1. Это важный миф, имеющий несколько вариантов. Олимпийская религия возникла как компромисс между доэллинским матриархальным и эллинским патриархальным принципами, причем поначалу божественная семья состояла из шести богов и шести богинь. Неустойчивое равновесие сил сохранялось до тех пор, пока Афина не родилась повторно из головы Зевса, а Дионис не родился второй раз из бедра Зевса и не занял место Гестии в Совете богов (см. 27. k); с этих пор при любых спорах богов мужскому полу было гарантировано большинство голосов, причем на земле ситуация была аналогичной, а все изначальные прерогативы богинь оказались под угрозой.

2. Матрилинейное наследование - это одна из аксиом, доставшаяся в наследство от доэллинской религии. Поскольку каждый царь обязательно был пришлым и царствовал благодаря своему браку с наследницей престола, дети в царских семьях воспитывались в духе почитания матери как оплота царства, а матереубийство считалось немыслимым преступлением. Они воспитывались на мифах, где богиня-жена всегда предавала своего мужа-жреца, которого убивал танист и за которого убийце всегда мстил его сын. Они также знали, что сын никогда не наказывает изменницу-мать, имеющую ту же власть,.что и богиня, которой она служит.

3. Древность мифа об Оресте доказывается его дружбой с Пиладом, причем отношения между ними полностью повторяют отношения между Тесеем и Пирифоем. В архаической версии Орест наверняка был фокейским принцем, предающим ритуальной смерти Эгисфа в конце седьмого года правления, и становился новым царем, женясь на Хрисофемиде, дочери Клитемнестры.

4. Другие следы архаической устной традиции можно найти у Эсхила, Софокла и Еврипида. Эгисфа убивают во время праздника в честь богини смерти Геры, когда он срезает миртовые ветви, причем, как и бык Миноса, он погибает от жертвенного топора. То, что на одежде, в которой Килисса спасла Ореста, "были вышиты дикие звери", а также то, что его воспитатель был пастухом с реки Танаос, напоминает известный сюжет о сыне царя, которого, завернутым в царские одеяния, оставляют "на горе" на милость диких зверей. Затем он попадает к пастухам, и в конце концов его узнают по одеждам, как это происходит в мифе об Гиппофое (см. 49. f). Тот факт, что Килисса жертвует своим сыном, чтобы спасти сына царя, свидетельствует о том, что миф принадлежит той эпохе в истории религии, когда ребенок, заменявший царя на жертвеннике, уже не принадлежал царскому роду.

5. Насколько можно верить основным сюжетным элементам, которые дошли до нас в пересказе аттических драматургов? Трудно поверить в то, что эринии случайно появляются в мифе, который, как и миф об Алкмеоне и Эрифиле (см. 107. d), вероятно, служил моральным предостережением сыну против малейшего непослушания, а тем более оскорбления матери словом или поступком, как трудно поверить и в то, что Орест убил Клитемнестру. В противном случае Гомер не преминул бы сообщить об этом и не называл бы его "богоподобным". Однако он сообщает лишь о том, что Орест убил Эгисфа и одновременно справил поминки и по нему, и по своей "преступнице матери" ("Одиссея" III 306 и cл.). В Паросской хронике обвинение Ореста также не содержит упоминания о матереубийстве. Поэтому очень вероятно, что точнее всех в пересказе сюжета оказался Сервий, который пишет, что, убив Эгисфа, Орест передал Клитемнестру на суд афинских старейшин. Так же рекомендовал поступить Тиндарей в "Оресте" Еврипида (496 и cл.). Однако отказ высту-

320

пить на стороне матери, как бы коварно она себя ни вела, по древним представлениям, был достаточным основанием для того, чтобы оказаться преследуемым эриниями.

6. Вероятно, этот миф, имевший широкое хождение, при возникновении семейных ссор, ставил хозяйку очага столь высоко, что жрецы Аполлона и Афины, рожденной Зевсом (и предавшей прежнюю религию), решили выступить против него. В их варианте мифа Орест уже не предает Клитемнестру суду, а собственноручно убивает ее, после чего его оправдывает самый уважаемый суд в Греции. Это происходит благодаря поддержке Зевса и личному вмешательству Аполлона, который в другом случае подстрекал Алкмеона на убийство его матери Эрифилы, совершившей предательство. Жрецы хотели раз и навсегда покончить с религиозной аксиомой, в соответствии с которой материнство ставилось выше, чем отцовство.

7. В измененном варианте мифа эндогамия и патрилинейная система родства воспринимались как нечто само собой разумеющееся, а эринии потеряли свое былое значение. Электра (чье имя "янтарь" свидетельствует о ее принадлежности к патернальному культу гиперборейского Аполлона) выгодно отличается от Хрисофемиды, имя которой напоминает о том, что древнее понимание матриархальных законов было все еще живо повсюду в Греции, и чье "послушание" матери все еще воспринималось как благочестие. Электра, напротив, всем своим существом была на стороне отца, как и Афина, Зевсом рожденная. Более того, эринии всегда выступали только на стороне матери, поэтому Эсхил грешит против правды,когда говорит о вмешательстве эринии в отмщение отцовской крови ("Хоэфоры" 283—284)*. Угроза Аполлона наслать на Ореста проказу, если тот не убьет свою мать, звучала очень смело: до этого считалось, что насылать и лечить проказу было монопольным правом Белой богини Лепреи, или Альфито ("Белая богиня", гл. 24). В результате не все эринии признали решение Аполлона, которое тот объявил через Дельфийского оракула, а Еврипид потрафил женской аудитории, позволив Диоскурам заметить, что решения Аполлона никогда не отличались мудростью ("Электра" 1246).

8. Различные вариации в сцене узнавания Ореста Электрой, а также в том, каким образом Орест замышляет убить Эгисфа и Клитемнестру, интересны лишь в том смысле, что доказывают свободу, с какой драматурги классической эпохи обращались с традицией. Они просто создавали свой вариант древнего мифа, причем и Софокл, и Еврипид пытались улучшить Эсхила, который впервые обратился к этому мифу, и сделать действие более правдоподобным.

Подготовлено по изданию:

Грейвс, Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. - 620 с. © Издательство «Прогресс», 1992.

www.sno.pro1.ru

Фиванский цикл. СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ

284
СЕМЕРО ПРОТИВ ФИВ

В Аргос приходило так много царских детей в надежде жениться на Аргии и Деипиле, дочерях царя Адраста, что царь, боясь нажить себе сильных врагов при выборе зятя,

285

обратился к Дельфийскому оракулу. Аполлон ответил так: "Впряги в колесницу вепря и льва, которые дерутся в твоем дворце".

b. Среди тех, кто неудачно просил руки царских дочерей, были Полиник и Тидей. Полиник и его брат-близнец Этеокл были провозглашены царями-соправителями Фив после изгнания их отца Эдипа. Они договорились царствовать поочередно по году, но Этеокл, которому выпало царствовать первому, по прошествии года отказался уступить трон своему брату. Он обвинил брата в том, что тот замышляет против него что-то недоброе, и изгнал его из города. Тидей, сын Ойнея из Калидона, убил во время охоты своего брата Меланиппа. Хотя он утверждал, что совершил убийство случайно, калидонцы знали, что Меланиппу было предсказано убить своего брата, поэтому они обвинили Тидея в попытке предвосхитить судьбу и изгнали его из города.

с. Теперь вспомним, что символом Фив был лев, а символом Калидона — вепрь, которые красовались на щитах двух женихов-изгнанников. Той же ночью они во дворце Адраста затеяли спор о богатстве и величии своих городов, и могло бы совершиться убийство, если бы Адраст не разнял их и не примирил. После этого, вспомнив о пророчестве, Адраст отдал Аргию в жены Полинику, а Деипилу — в жены Тидею, пообещав зятьям восстановить их на троне и предупредив, что сначала пойдет против Фив, которые были ближе [1].

d. Адраст призвал на помощь аргивских вождей - Капанея, Гиппомедонта, — своего шурина ясновидца Амфиарая и его аркадского союзника Парфенопея, сына Мелеагра и Аталанты, попросил их вооружиться и идти на восток. Из всех только один Амфиарай не спешил идти на помощь, предвидя, что в войне с Фивами погибнут все, кроме Адраста.

е. Случилось так, что когда-то Адраст поссорился с Амфиараем из-за событий в царстве аргивян, и двое разъяренных мужчин наверняка бы убили друг друга, если бы не вмешательство сестры Адраста по имени Эрифила, которая была женой Амфиарая. Схватив прялку, она бросилась между мужчинами, развела их мечи и взяла с них клятву всегда повиноваться ее решению во всех будущих спорах. Прознав про эту клятву, Тидей позвал Полиника и сказал ему: "Эрифила боится, что начала терять свою привлекательность, поэтому, если ты предложишь ей волшебное ожерелье, которое Афродита подарила на свадьбу твоей прародительнице Гармонии, жене Кадма, она тут же все уладит между Амфиараем и Адрастом и убедит своего мужа идти с нами".

f. Было сделано все, как сказано, и войско отправилось в поход, возглавляемое семью военачальниками: Полиником, Тидеем и пятью аргивянами [2]. Некоторые, правда, не считают Полиника и среди семи имен называют аргивянина Этеокла, одного из сыновей Ифиды [3].

g. Поход привел их в Немею, где царем был Ликург. Когда войско испросило разрешения Ликурга пользоваться в его стране водой, тот согласился, а его рабыня по имени Гипсипила отвела всех к ближайшему ручью. Гипсипила была дочерью лемносского царя, но, когда женщины Лемноса поклялись перебить всех мужчин в отместку за нанесенную ими обиду, она спасла жизнь своего отца Фоанта. За это островитянки продали ее в рабство, и сейчас она была кормилицей сына Ликурга по имени Офельт. На какое-то мгновение она оставила мальчика без присмотра, пока показывала, где аргивское войско может напиться, но этого времени оказалось достаточно для того, чтобы змей обвился вокруг ног мальчика и нанес смертельный укус. Шедший от ручья Адраст и его люди смогли только убить змея и предать тело мальчика земле.

286

h. Когда Амфиарай предупредил их, что это плохое предзнаменование, воины учредили Немейские игры в честь погибшего мальчика и назвали его Архемор, что значит "начинатель рока". Каждый из семи героев получил удовлетворение, выиграв по одному из семи видов соревнования. Судьи на Немейских играх (которые стали проводиться раз в три года) с тех пор носят темные одежды в знак траура по Офельту, а в венок победителя вплетается зелень символизировавшей несчастье петрушки [4].

i. Прибыв в Киферон, Адраст отправил Тидея в качестве своего посла к фиванцам с требованием, чтобы Этеокл отрекся от престола в пользу Полиника. Получив отказ, Тидей стал вызывать всех фиванских вождей поочередно на поединок и каждый раз выходил победителем. Скоро уже никто из фиванцев не осмелился принять его вызов. Аргивяне подошли к городским стенам, и каждый из героев расположился у одних из семи городских ворот.

j. Ясновидец Тиресий, к которому обратился Этеокл, предсказал, что фиванцы смогут победить лишь в том случае, если кто-нибудь из принцев царского дома сам принесет себя в жертву Аресу. Узнав об этом, Менекей, сын Креонта, лишил себя жизни у городских ворот, поступив так же, как его тезка и дядя, бросившийся ради спасения города со стены. Предсказание Тиресия сбылось: в завязавшейся схватке фиванцы потерпели поражение и отступили в город, но стоило только Капанею приставить к стене лестницу и начать по ней взбираться, как Зевс поразил его перуном. При виде этого фиванцы воспряли духом, совершили отчаянную вылазку и убили еще троих из семи героев, причем один из нападавших, по имени Меланипп, ранил Тидея в живот. Питавшая к Тидею слабость Афина, увидев его полумертвым, поспешила к Зевсу и выпросила у него живительный эликсир, который бы смог поставить Тидея на ноги. Но Амфиарай, испытывавший к Тидею неприязнь за то, что из-за него аргивяне стали участниками этой войны, быстро сообразил, что надо делать, подбежал к Меланиппу и отрубил ему голову. "Я отомстил! - вскричал он, протягивая голову умирающему Тидею. - Расколи его череп и проглоти мозги!" Тидей так и сделал, и прибывшая в этот момент Афина, увидев ярость и кровожадность Тидея, вылила эликсир и с отвращением удалилась.

k. К этому времени из семи героев в живых остались только Полиник, Амфиарай и Адраст, причем Полиник, чтобы прекратить резню, предложил решить единоборством, кому - ему или Этеоклу - будет принадлежать власть над Фивами. Этеокл принял вызов, и в последовавшей затем жестокой схватке оба воина нанесли друг другу смертельные раны. После этого фиванское войско возглавил Креонт и изгнал растерявшихся аргивян. Амфиарай бежал в колеснице с поля боя вдоль берега реки Йемен, когда какой-то фиванец, преследовавший его, чуть не поразил его копьем между лопаток, но вмешался Зевс: земля от его перуна разверзлась, и Амфиарай провалился туда вместе с колесницей. Теперь он правит мертвыми. Его возничий Батон* последовал за ним [5].

l. Видя, что битва проиграна, Адраст сел верхом на своего крылатого коня Ариона и бежал. Позднее, когда он узнал, что Креонт не дал похоронить своих мертвых врагов, то отправился в Афины и убедил Тесея пойти в поход против Фив, чтобы наказать Креонта за его нечестивость. В результате неожиданного нападения Тесей взял город, заключил Креонта в темницу, а тела погибших передал их родственникам, которые устроили большой погребальный костер. Эвадна, жена Капанея, видя, что тело ее мужа стало священным, так как убил его сам громовержец, не захотела расстаться с ним. Поскольку обычай требовал, чтобы пораженных молнией людей хоронили отдельно в огороженной могиле, она бросилась в общий костер и сгорела заживо [6].

287

m. Еще до появления Тесея в Фивах Антигона, сестра Этеокла и Полиника, не послушалась Креонта и тайно предала труп Полиника огню. Выглянув из окна своего дворца, Креонт заметил вдали дымок, шедший, как ему показалось, от погребального костра. Отправившись узнать, в чем дело, он застал Антигону за совершением запрещенного им погребального обряда. Он призвал своего сына Гемона, помолвленного с Антигоной, и приказал ему закопать свою нареченную живьем в могилу Полиника. Гемон притворился, что готов исполнить все приказания, а сам тайно обручился с Антигоной и отправил ее к пастухам, которые пасли его стада. Она родила ему сына, который через много лет пришел в Фивы, чтобы участвовать в погребальных играх, но Креонт, все еще бывший царем фиванским, догадался, кто стоит перед ним, по родимому пятну в виде змея, которое было у всех потомков Кадма, и приговорил его к смерти. За жизнь юноши вступился Геракл, но Креонт оказался непреклонным, и Гемон в отчаянии убил Антигону, а потом себя [7].

1 Гигин. Мифы 69; Еврипид. Финикиянки 408 и cл. и схолии 409; Просительницы 132 и cл.; Аполлодор III. 6. 1.

2 Эсхил. Семеро против Фив 375 и cл.; Гомер. Одиссея XI. 326 и cл. и XV. 247; Софокл. Электра 836 и cл. и Фрагменты Эрифилы; Гигин. Цит. соч. 73; Павсаний V. 17. 4 и cл. и IX. 41. 2; Диодор Сицилийский IV. 65. 5 и cл.; Аполлодор III. 6. 2-3.

3 Эсхил. Цит. соч. 458 и cл.; Софокл. Эдип в Колоне 1316; Павсаний X. 10 3.

4 Аполлодор I. 9. 17 и III. 6. 4.; Гигин. Мифы 74 и 273; Схолии к содержанию* "Hемейских од" Пиндара.

5 Эсхил. Цит. соч. 375 и cл.; Еврипид. Финикиянки 105 и 1090 и ел.; Диодор Сицилийский IV. 65. 7-9; Аполлодор III. 6. 8; Гигин. Цит. соч. 69 и 70; Схолии к "Немейским одам" Пиндара X. 14 и cл.; Павсаний IX. 18. 1; Овидий. Ибис 427 и cл. и 515 и cл.

6 Гигин. Цит. соч. 273; Аполлодор. Цит. соч.; Еврипид. Просительницы; Плутарх. Тесей 29; Исократ. Панегирик 54-58; Павсаний I. 39. 2.

7 Софокл. Антигона, passim*; Гигин. Цит. соч. 72; Еврипид. Антигона, фрагменты; Эсхил. Цит. соч. 1005 и cл.; Аполлодор III. 7.1.

* * *

1. Первоначально предсказание Аполлона о союзе льва и вепря, вероятно, передавало мудрость организации соправления, предотвращающую политическую борьбу между священным царем и его танистом, результатом которой стало падение Фив (см. 69. 1). Однако, действительно, эмблемой Фив был лев — возможно, из-за львиного тела бывшей богини города Сфинкс, а эмблемой Калидона был вепрь, вероятно, потому, что Арес, чье святилище было в городе, любил представать именно в этом обличье (см. 18. j). Оракул оказался примененным к совершенно иной ситуации. В классическую эпоху часто использовались щиты с гербами в виде животных (см. 160.n).

2. Мифографы обычно обыгрывали слог eri в именах, предпочитая видеть в нем значение eris ("вражда"), а не значение "обильный". Так возникли мифы об Эрихтонии (см. 25.1) и Эригоне (см. 79.3). Имя Эрифила первоначально означало "многолиственнная", а не "родовая вражда". Гесиод ("Работы и дни" 161 и cл.) говорит, что Зевс уничтожил два поколения героев: первый раз под Фивами "из-за Эдиповых стад", а второй раз - под Троей в войне, возникшей по вине "прекрасноволосой" Елены. Что значит "Эдиповы стада", не объясняется, но, без сомнения, Гесиод имеет

288

в виду войну между Этеоклом и Полиником, в которой аргивяне поддержали кандидата-неудачника на фиванский трон. Причиной аналогичного спора между братьями было золотое руно, на обладание которым претендовали Атрей и Фиест (см. 111.c-d); обладатель руна одновременно получал и микенский трон. Кроме того, у Зевса паслись золоторунные бараны на горе Лафистий. Не исключено, что они были символом царской власти в соседнем Орхомене и стали причиной большого кровопролития (см. 70.6).

3. Гипсипила ("высоковратная") - это, вероятно, эпитет луны-богини, чей путь на небе имел форму высокой арки. Немейские игры, как и Олимпийские, очевидно, устраивались в конце срока правления царя-жреца, который царствовал в течение ста лунных месяцев в качестве супруга верховной жрицы. Миф сохранил отголосок традиции, согласно которой ежегодно в жертву богине приносился мальчик, заменявший собой царя, хотя слово Opheltes, означающее просто "благодетель", приобрело несвойственное для него значение "обвитый змеем", как если бы оно происходило от слов ophis ("змей") и eilein ("прижимать друг к другу") . Archemorus также не означает "начинатель рока", а всего лишь "ствол первооливы", что указывает на срезание веток со священной оливы Афины (см. 16. с)*, вероятно, для того, чтобы наградить ими победителей различных соревнований, проводившихся в рамках игр. После событий греко-персидских войн победителей Немейских игр перестали увенчивать оливой, а награждали венком из петрушки, которая была символом траура (схолии к содержанию "Немейских од" Пиндара). Устойчивые мрачные ассоциации с петрушкой объясняются, вероятно, тем, что это растение было повсеместно известно как средство, вызывающее выкидыш. Есть даже английская поговорка: "Пышно растет петрушка в саду рогоносца". Пышно она росла и на острове мертвых - Огигии (см.170.w)*.

4. Рассказ о том, как Тидей проглотил мозги Меланиппа, имеет оттенок морализации. Однако этот древний способ повышения боевых качеств, введенный эллинами и практиковавшийся скифами даже в классическую эпоху (Геродот IV. 64), стал восприниматься как варварский. Утерянный эпос "Семеро против Фив", вероятно, во многом напоминал древнеиндийский эпос "Махабхарата", в котором прославляется каста воителей: в ней звучит та же тема вражды между родственниками, поведение сражающихся показано с большим благородством и трагизмом, нежели в "Илиаде", боги там не совершают проделок, самосожжение вдовы вместе с погибшим мужем приветствуется, а Бхима, подобно Тидею, пьет кровь своего врага.

5. Смерть Амфиарая является еще одним примером гибели царя-жреца в подстроенном крушении колесницы (см. 71.а; 101.g; 105.d; 109.j и т.п.). То, что Батон ("ежевика") спускается вместе с ним в Аид, похоже, свидетельствует о широко распространенном в Европе табу на употребление ежевики, которая ассоциировалась со смертью.

6. Самопожертвование Эвадны напоминает миф об Алкестиде (см. 69. d). Остатки царского погребения с сожженным трупом, обнаруженного в захоронении в Дендре неподалеку от Микен, говорят о том, что в этом конкретном случае царь и царица были погребены одновременно. А.В. Перссон* считает, что царица умерла добровольно. Не исключено, что их вместе убили или что они умерли от одной и той же болезни, Тем не менее второе подобное погребение в Микенах не обнаружено. Самосожжение вдовы, которое, вероятно, было эллинским обычаем, скоро забылось (см. 74. 8). Молния была свидетельством присутствия Зевса, и поскольку "святой" и "ритуально нечистый" в первобытных религиях означают почти то же самое - табуированные

289

животные в книге "Левит" считались ритуально грязными потому, что были святыми, - могила человека, пораженного молнией, огораживалась так же, как огораживают место погребения скота, погибшего от сибирской язвы. Кроме того, в честь такого человека совершались обряды, как в честь героя. Могильник около Элевсина, где, по свидетельству Павсания, были погребены воины, сражавшиеся против Фив, обнаружен стараниями проф. Милонаса* и раскопан. Он вскрыл одно двойное захоронение внутри круглой каменной изгороди и пять одиночных могил. Скелеты, как того требовали обычаи XIII в. до н.э. (которым датируются найденные там же осколки ваз), не имели признаков кремации. Древние грабители могил, как и следовало ожидать, унесли бронзовое оружие и другие металлические предметы, первоначально захороненные вместе с телами. Не исключено, что обнаружение двух скелетов в одной могиле, окруженной каменной изгородью, и необычность самой изгороди убедили элевсинцев в том, что это могила погибшего от удара молнии Капанея и его верной жены Эвадны.

7. Миф об Антигоне, Гемоне и пастухах, вероятно, возник на основе того же сакрального изображения, что и миф об Арне (см. 43. d) или миф об Алопе (см. 49.f). Однако в нашем случае миф лишен традиционного конца, в котором Гемон должен убить своего деда Креонта диском (см. 73. р).

Подготовлено по изданию:

Грейвс, Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. - 620 с. © Издательство «Прогресс», 1992.

www.sno.pro1.ru

Р. Грейвс. Мифы Древней Греции : Старшее поколение героев. ЭАК

166
ЭАК

Речной бог Асоп, которого некоторые считают сыном Океана и Тефии (хотя есть и такие, кто говорит, что он — сын Посейдона и Перо или Зевса и Эвриномы), женился на Метопе, дочери реки Ладон, и от нее родилось у него двое сыновей и двенадцать (а кто говорит двадцать) дочерей [1].

b. Несколько его дочерей в разное время похитили Зевс, Посейдон и Аполлон, но когда исчезла его младшая дочь Эгина, сестра-близнец Фивы — одной из жертв Зевса, Асоп отправился на ее поиски. В Коринфе он узнал, что и на этот раз похитителем оказался Зевс и, пылая жаждой мести, нашел его в лесу обнимающим Эгину. Зевс, будучи невооруженным, постыдно скрылся в зарослях, где, никем не замеченный, превратился в камень и пролежал так, пока Асоп не прошел мимо. И лишь пробравшись на Олимп и почувствовав себя в безопасности, Зевс стал метать в Асопа перуны. Речной бог Асоп все еще еле течет от полученных им ран, а с его дна до сих пор часто достают куски угля [2].

167

с. Расправившись так с отцом Эгины, Зевс тайно переправил ее на остров, который тогда назывался не то Энона, не то Энопия, где и разделил с ней ложе в образе орла или пламени, а над их ложем кружили эроты, ведавшие дарами любви [3]. По прошествии некоторого времени Гера обнаружила, что Эгина родила Зевсу сына по имена Эак, и в приступе ярости решила истребить всех обитателей Эноны, где в это время Эак был царем. В один из ручьев она пустила змея, который осквернил воду, отложил тысячи яиц, и вскоре все поля, ручьи и реки стали кишеть змеями. Густая тьма и сонная жара окутали остров, который Эак переименовал в Эгину, а пагубный южный ветер дул над островом четыре месяца, не переставая. Нивы и пастбища высохли, и пришел голод. Но невыносимей всего для островитян была жажда, и, когда их вино иссякло, они стали ползти к ближайшим источникам и умирали там, испив отравленной воды.

d. Тщетно они взывали к Зевсу: и истощенные просители, и их жертвенные животные падали замертво перед его алтарем до тех пор, пока в живых не осталось почти ни одного теплокровного существа [4].

е. Однажды в ответ на молитвы Эака раздался громи блеснула молния. Воодушевленный этим благоприятным предзнаменованием, Эак стал умолять Зевса заполнить народом опустевшую землю и дать ему столько же подданных, сколько муравьев ползло по стоявшему поблизости дубу. Это дерево, выросшее из додонского желудя, было священным дубом Зевса. От молитвы Эака оно задрожало, ветви его зашелестели, хотя в воздухе даже не чувствовалось дуновения ветерка. Хотя Эак и испугался, но не убежал, а стал целовать ствол и землю под дубом. В ту же ночь во сне он увидел муравьиный дождь, падавший на землю со священного дуба, и, как только муравьи ударялись о землю, они тут же превращались в людей. Когда он проснулся, то решил сразу же избавиться от этого наваждения, но его сын Теламон стал просить его выйти из дома, чтобы посмотреть на приближающуюся толпу людей, и когда Эак вышел, то признал в них людей, виденных во сне. Змеиная напасть кончилась, и пошел сильный дождь.

f. Эак, поблагодарив Зевса, поделил опустевший город и земли среди пришельцев, которых он назвал мирмидоны, то есть муравьями. Их потомки до сих пор выказывают муравьиную бережливость, терпение и упорство. Позднее эти мирмидонцы последовали за Пелеем в изгнание из Эгины и сражались бок о бок с Ахиллом и Патроклом у Трои [5].

g. Однако некоторые утверждают, что союзники Ахилла — мирмидонцы получили свое имя в честь царя Мирмидона, дочь которого Эвримедузу в образе муравья соблазнил Зевс, и что именно поэтому муравьи считаются священными в Фессалии. Другие говорят, что нимфа по имени Мирмекс, узнав, что ее подруга Афина изобрела соху, стала хвастаться, будто это ее изобретение, за что и была превращена в муравья [6].

h. Эак, женившийся на Эндеиде из Мегары, завоевал всеобщую любовь за свое благочестие и был Окружен таким почетом, что мужи считали за радость лицезреть его. Все благороднейшие герои Спарты и Афин наперебой утверждали, что сражались на его стороне, хотя он сделал Эгину самым неприступным островом Эгейского моря, окружив ее подводными скалами и опаснейшими рифами, чтобы обезопасить себя от пиратов [7]. Когда вся Греция страдала от засухи, возникшей из-за того, что Пелоп убил аркадского царя Стимфала или, как считают некоторые, из-за того, что афиняне убили Андрогея, дельфийский оракул посоветовал грекам: "Просите Эака молить о вашем избавлении!" После этого каждый город отправил своего посланца к Эаку, который взошел на гору Панеллений — самую высокую вершину на острове,

168

облаченный в одеяния жреца Зевса. Там он принес жертву богам и стал молить их о прекращении засухи. В ответ на его молитву раздался сильный удар грома, тучи заволокли небо и сильный дождь обрушился на землю Греции. Затем он устроил святилище Зевса на Панеллении, и с тех пор каждый раз, когда вершину горы закрывали тучи, это служило верным признаком дождя [8].

i. Аполлон и Посейдон взяли Эака с собой, когда строили стены Трои, зная, что если смертный не присоединится к ним, то город окажется неприступным, а его жители смогут не подчиниться богам. Не успели они закончить работу, как три сероглазых змея тут же попытались взобраться на стены города. Два змея выбрали часть стены, построенную богами, но рухнули с нее и разбились насмерть. Третий с рыком бросился на ту часть стены, которую сложил Эак и проломил ее. После этого Аполлон предсказал, что Троя падет не однажды и что среди тех, кто захватит ее, будут сыновья Эака в первом и четвертом поколениях, и это пророчество сбылось в лице Теламона и Аякса [9].

j. Эак, Минос и Радамант были тремя сыновьями Зевса, которых он решил спасти от бремени старости. Однако богини судьбы воспротивились этому, и Зевс, милостиво согласившись с их запретом, дал другим Олимпийцам хороший пример для подражания [10].

k. Когда Эак умер, он стал одним из трех судей в Аиде, где издал законы для теней, и его даже приглашали решать споры, возникающие между богами. Некоторые добавляют, что он также хранил ключи от Аида, взимал с усопших дань и проверял, чтобы количество душ, отправляемых Гермесом в преисподнюю, совпадало с количеством, указанным Атропос [11].

1 Аполлодор III.12.6; Диодор Сицилийский IV.72.

2 Диодор Сицилийский. Там же; Пиндар. Истмийские оды VIII.17 и cл.; Каллимах. Гимн к Делосу 78; Аполлодор. Цит. соч.; Лактанций. Схолии к "Фиваиде" Стация VII.215.

3 Аполлодор III.12.6; Пиндар. Цит. соч.; Пиндар. Немейские оды VIII.6; Овидий. Метаморфозы V 1.113.

4 Гигин. Мифы 52; Овидий. Метаморфозы VII.520 и cл.

5 Овидий. Метаморфозы VII.614 и cл.; Гигин. Цит. соч.; Аполлодор. Цит. соч.; Павсаний II.29.2; Страбон VIII.6.16 и IX.5.9.

6 Сервий. Комментарий к "Энеиде" Вергилия II.7 и IV.402; Климент Александрийский. Послание язычникам 11.39.б.

7 Аполлодор III.12.6; Пиндар. Немейские оды VIII.8 и cл.; Павсаний II.29.5.

8 Диодор Сицилийский IV.61.1; Климент Александрийский. Строматы VI.3. 28; Павсаний II.30.4.

9 Пиндар. Олимпийские оды VIII.30 и cл. и схолии.

10 Овидий. Метаморфозы К.35 и cл.

11 Там же XIII.25; Пиндар. Истмийские оды VIII.22 и cл.; Аполлодор III.12.6; Лукиан. Разговоры в царстве мертвых XX.1, Харон 2.

* * *

1. Дочери Асопа, похищенные Аполлоном и Посейдоном, вероятно, входили в коллегию жриц луны-богини в долине реки Асоп на северо-востоке Пелопоннеса, плодородные земли по берегам которой захватили эолийцы. Похищение Эгины, возможно, свидетельствует о последующем завоевании ахейцами Флиунта — города в верховьях Асопа, а также о том, как соседние племена безуспешно обращались за

169

военной помощью к Коринфу.

2. Миф об Эаке касается завоевания Эгины фтиотийскими мирмидонцами, племенным тотемом которых был муравей. Первоначально остров скорее всего принадлежал отправляющим козий культ пеласгам, и их враждебное отношение к пришельцам запечатлелось в отравлении ручьев Герой. Согласно Страбону (который всегда искал разумное объяснение мифа, но ему явно не хватало проницательности), почва Эгины каменистая, и эгинеты называли себя мирмидонцами потому, что они, как муравьи, сначала должны были убрать камни, а уже потом обрабатывать свои поля, и еще потому, что они жили в ямах (Страбон VIII.6.16). Однако фессалийская легенда о Мирмексе — это незамысловатый миф, объясняющий происхождение этого племени: фтиотийские мирмидонцы считали себя автохтонами, как муравьев, и выказывали такую верность законам своей жрицы. Муравьиной царицы, что представитель поклонявшихся Зевсу эллинов, вступавший с ней в брак, сам становился почетным муравьем. Если же Мирмекс — это эпитет матери-богини северной Греции, то она могла утверждать, что изобрела соху, поскольку земледелие туда принесли переселенцы из Малой Азии еще до того, как эллины достигли Афин.

3. Со временем фтиотийские колонисты Эгины объединили свои мифы с мифами ахейцев, пришедших из Флия, что на реке Асоп, и поскольку флиунтцы сохранили свою приверженность дубу-оракулу в Додоне (см. 51.a), муравьи изображены в мифе падающими с дерева, а не возникающими из земли.

4. В первоначальном мифе Эак, вероятно, вызвал ливень не путем обращения молитвы к Зевсу, а с помощью магии, к которой обращался Салмоней (см. 68.1). Установление им законов в Аиде предполагает, что свод законов, выработанный в Эгине, был принят и в других областях Греции. Скорее всего он регулировал коммерческие, а не уголовные дела, поскольку в классическую эпоху в качестве стандартной меры драгоценных металлов был повсеместно принят эгинский талант, имевший критское происхождение и делившийся на сто равных частей.

Подготовлено по изданию:

Грейвс, Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. - 620 с. © Издательство «Прогресс», 1992.

www.sno.pro1.ru

Р. Грейвс. Мифы Древней Греции : Чудовища. ТИФОН

98
ТИФОН

В отместку за избиение гигантов мать-Земля, разделив ложе с Аидом, произвела от него в Корикийской пещере в Киликии своего младшего отпрыска Тифона, которого называли самым большим из когда-либо рожденных чудовищ [1]. Его нижнюю часть тела составляли свернувшиеся кольцами змеи, а когда он простирал руки, они тянулись в обе стороны на сто верст и заканчивались не ладонями, а несчетным количеством змеиных голов. Его ужасная ослиная голова касалась звезд, огромные крылья затмевали солнце, из глаз полыхало пламя, а из глотки летели огненные камни. Когда он бросился на Олимп, все боги в страхе поспешили спрятаться в Египте, приняв вид различных животных. Зевс превратился в барана, Аполлон — в ворона, Дионис — в козла, Гера — в белую корову, Артемида — в кошку, Афродита — в рыбу, Арес — в вепря, Гермес — в ибиса и т.д.

b. Только Афина не проявила трусости и лишь насмехалась над Зевсом до тех пор, пока тот не принял своего истинного обличья и не ударил перуном в Тифона. Не дав ему опомниться, Зевс тут же пустил в ход кремневый серп, которым когда-то оскопил своего отца Урана. Стеная и истекая кровью, Тифон бежал на гору Касий, которая возвышается на севере Сирии, и там снова сошелся в поединке с Зевсом. Ему удалось обвить Зевса мириадами колец, отнять серп, отрезать им сухожилия на руках и ногах громовержца и оттащить его в Корикийскую пещеру. Хотя Зевс был бессмертным, он лежал и не мог пошевелить даже пальцем. Тифон засунул сухожилия в медвежью шкуру и отдал ее на хранение своей сестре змеехвостой Дельфине.

с. Страх охватил богов, когда до них дошла весть о поражении Зевса, но Гермес и Пан тайно отправились в пещеру, где Пан чуть не до смерти перепугал Дельфину своим криком, а Гермес ловко похитил сухожилия и не менее ловко приставил их к конечностям Зевса [2].

d. Некоторые, однако, говорят, что сухожилия у Дельфины лестью выманил Кадм, сказав, что они ему нужны, чтобы сделать струны для лиры, на которой он собирается исполнять для нее сладостную музыку [3].

99

е. Зевс вернулся на Олимп и, сев на колесницу, запряженную крылатыми лошадьми, вновь обрушил на Тифона перуны. Тифон бежал на гору Ниса, где три богини судьбы предложили ему нежные фрукты, заявив, будто с их помощью он сможет восстановить свои силы, хотя на самом деле плоды были смертоносными. Он достиг горы Гем во Фракии и стал швырять в Зевса целые горы, тот отвечал ему перунами, и вскоре на теле чудовища образовались ужасные раны. Потоки крови Тифона были так велики, что от них получила свое название гора Гем ("кровавая"). Он бежал в сторону Сицилии, где Зевс окончательно расправился с ним, придавив его горой под названием Этна, из кратера которой до сих пор вырывается пламя [4].

1 Гесиод. Теогония 819 и cл.; Пиндар. Пифийские оды 1.15 и cл.; Гигин. Мифы 152.

2 Аполлодор. I.6.3.

3 Нонн. Деяния Диониса I.481 и cл.

4 Аполлодор. Цит. соч.; Пиндар. Цит. соч.

* * *

1. Пифон — это персонификация разрушительного Северного ветра, поскольку ветры обычно изображались со змеиными хвостами, причем в Сирии Северным ветром считался такой, который дул с горы Касий, а в Греции — с горы Гем (см. 21.2). Тифон означает "дурманящий дым", а его появление — извержение вулкана. Именно поэтому сообщается, что Зевс похоронил Тифона под горой Этна. Однако имя Тифон также связано с горячим дыханием сирокко, дующего из южной пустыни, опустошающего Ливию и Грецию и несущего с собой вулканический запах. Египтяне изображали его в виде осла пустыни (см. 35.4 и 83.2). Бог Сет, чьим дыханием считался Тифон, изувечил Осириса почти так же, как Пифон изувечил Зевса, и оба в конечном счете потерпели поражение. Эта параллель привела к путанице между Пифоном и Тифоном.

2. Бегство богов в Египет, как подметил Лукиан ("О жертвоприношениях" 14), было придумано, чтобы объяснить поклонение египтян богам в зооморфной форме: Зевс — Аммон в образе барана (см. 133.j), Гермес — Тот в образе ибиса или журавля (см. 52.6), Гера — Исида в образе коровы (см. 56.2), Артемида — Пашт в образе кошки и т.п. Однако с таким же успехом этот сюжет может указывать на вполне историческое событие — массовое бегство жрецов и жриц с островов Эгейского моря, напуганных извержением вулкана, охватившим почти половину большого острова Фера накануне второго тысячелетия до н.э. Одомашненных кошек в классической Греции еще не было. Еще одним источником этой легенды можно считать вавилонский эпос о сотворении мира "Энума элиш", согласно которому, по ранней версии Дамаския, богиня Тиамат, ее возлюбленный Абзу и их сын Мумму напустили Кингу и огромное количество других чудовищ на только что родившуюся триаду богов: Эа, Ану и Бел. Поначалу все три бога бежали, но потом Бел собрал разбежавшихся братьев и, став во главе их, разбил войско Тиамат, а ей самой размозжил голову дубиной и разорвал ее пополам.

3. Миф о Зевсе, Дельфине и медвежьей шкуре — это свидетельство унижения, которому подвергла Зевса Великая богиня. Ей поклонялись в образе медведицы, и ее основное прорицалище находилось в Дельфах. Историческая канва событий неизвестна, однако создается впечатление, что кадмейцы из Беотии прилагали в определенный момент усилия, чтобы сохранить культ Зевса. "Нежные фрукты", которыми угости-

100

ли Тифона богини судьбы, вероятно, были обычными яблоками смерти (см. 18.4; 32.4; 33.7 и т.д.). В протохеттской версии мифа змей Иллиунка побеждает бога грозы и похищает его глаза и сердце, которые побежденному удается вернуть хитростью. Совет богов призывает богиню Инару отомстить за бога грозы. Приглашенный ею на пир Иллиунка наедается так, что его начинает рвать. Это позволяет богине связать его, а подоспевший бог грозы окончательно разделывается со своим противником.

4. Гора Касий (сейчас Джебел-аль-Акра) — это гора Хаззи, фигурирующая в хеттской легенде о каменном гиганте Улликумми, который очень быстро рос и которому его отец Кумарби приказал уничтожить семьдесят богов неба. Бог грозы, бог солнца, богиня красоты и другие боги не смогли убить Улликумми, тогда бог мудрости Эа взял нож, с помощью которого в свое время земля была отделена от неба, и отрезал чудовищу ноги, а потом швырнул его в море. Элементы этой легенды встречаются в мифе о Тифоне, а также в мифе об Алоадах, которые тоже быстро росли и использовали горы как лестницу на небо (см. 37.6). Вполне возможно, что жители Кадма принесли эту легенду в Грецию из Малой Азии (см. 6.1).

Подготовлено по изданию:

Грейвс, Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс; Пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М. : Прогресс, 1992. - 620 с. © Издательство «Прогресс», 1992.

www.sno.pro1.ru