Особенности древнего китая цивилизации. § 5. Китайская цивилизация
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности древнего китая цивилизации


§ 5. Китайская цивилизация

Самой многонаселенной и одной из самых древних стран является Китай. Китайская цивилизация возникла в долине реки Хуанхэ. Здесь, на «великой китайской равнине» около 5-го тысячелетия до н. э. появились земледельческие общины культуры Яншао. Постепенно была освоена также долина реки Янцзы, где с 4-го тысячелетия до н. э. выращивали рис, а к середине следующего тысячелетия стали разводить крупный рогатый скот, кур, овец, коз, а также буйволов для пахоты и перевозки грузов. Территория Южного Китая, гористой страны, была богата медью, оловом, свинцом, ценными породами камня.

У китайцев богатая мифология. По китайским легендам, во вселенском хаосе сначала появился великан по имени Паньгу. Огромным топором он разделил первозданный хаос. Через 18 тыс. лет чистая часть постепенно поднялась вверх и образовала небо, мутная часть постепенно опустилась вниз и образовала землю. Так зародился наш мир.

Историю Китая, подобно истории Древнего Египта, можно представить как череду династических правлений. Древнейшую, полулегендарную династию Ся сменила династия Шан (XVIII–XII вв. до н. э.), с которой принято начинать китайскую государственность.

Следует учесть, что сами китайцы, как и большинство народов, начинают свою историю со значительно более древней эпохи. «Первым богдыханом, еще полумифической личностью, летописи называют мудрого Фу Сишы. Он царствовал за 3468 лет до Рождества Христова. Ему приписывают установление религиозных обрядов, изобретение письменных знаков и 60-летнего астрономического цикла. Он организовал первоначальное устройство гражданской жизни. Желая внушить большее доверие к изданным законам, Фу Сишы сказал, что он списал их со спины дракона, явившегося ему из глубокого озера. Этим он хотел показать, что его законы даны божеством, а потому неповиновение им есть грех перед божеством. Ему же приписывается изобретение двух музыкальных инструментов: кин, род 27-струнной лиры, и ссе – гитара о 36 струнах. Письменный памятник его называется И-Кинг – книга превращений; в ней излагается начало и происхождение всего видимого и превращения существ животного и растительного царств сообразно с временами года. Вслед за Фу Сишы после нескольких богдыханов вступил на престол воинственный Хоан Ти, при котором был изобретен компас. Китайские летописи говорят, что Хоан Ти с успехом пользовался им во время своих походов. При нем государство было разделено на 10 областей и введена децимальная система веса и меры. В военных, а также торговых целях, он повсюду в государстве провел дороги и улучшил способы водяного сообщения. Для поднятия нравственного уровня народа он учредил жертвоприношения Всевышнему духу»[23].

В течение длительного процесса развития сформировался «народ хуася» – так в древности называли себя представители национальности хань[24]. Долгое время китайцы считали свою страну прародиной большинства мировых культурных достижений, а все остальные народы презирали как варварские. Люди археологической культуры Хэмуду в южной части Китая 7 тыс. лет назад выращивали рис. Они изобрели технику соединения паз-шип и каркасно-столбовую конструкцию строительства деревянных домов, которые дошли до наших дней. Западные страны не имели контактов с Китаем вплоть до II в. до н. э. Китай был изолирован в географическом отношении: от остального мира его отрезали пустыни и степи Центральной Азии, а также огромные горные массивы и морские пространства.

Уже в эпоху Шан-Инь в Китае развивается орошаемое земледелие, шелководство, технику которого удалось держать в строжайшем секрете почти 2,5 тыс. лет, мясное скотоводство, рыболовство, ремесло. Китайские мастера работали с камнем (любимый – нефрит), бронзой, золотом. В эту эпоху из рисунчатого письма возникла китайская иероглифическая письменность: известно около 30 тыс. различных знаков. Китайские иероглифы служат символом преемственности и развития китайской цивилизации. Царскую власть ограничивал совет родовых старейшин. Царь также был военачальником и жрецом. Основную массу населения составляли свободные общинники, но значительные земельные богатства и рабы сосредоточивались в руках знати. В патриархальной семье господствовал муж. Многоженство дополнялось узаконенным наложничеством (конкубинат).

В эпоху Чжоу (XII–VIII вв. до н. э.) цари начинают обожествляться (стали именоваться сын Неба, заместитель Неба). Создаются управления для руководства финансами, вооруженными силами, общественными работами, царским хозяйством, судебное ведомство, ведомство культа царских предков. Так возникает централизованное государство.

После распада Чжоу и периода «Борющихся царств» возвышается династия Цинь. В III в. до н. э. при Цинь Шихуанди расширившееся за счет Маньчжурии и Монголии китайское государство разделяется на 36 областей, создается большой чиновничий аппарат, расширяется ирригационная система, строятся дороги, вводятся единая система мер и весов, упрощенное иероглифическое письмо, начинается строительство Великой китайской стены для защиты от набегов кочевников с Севера[25].

Великие дела, как это часто бывало в истории, сопровождались великими злодеяниями. Усилился экономический гнет населения. Были похоронены заживо 460 ученых-конфуцианцев, которые напоминали о прежних, более спокойных царствованиях. Заодно были сожжены и все исторические книги.

Уже к VIII в. до н. э. понятие «человек» в традиционном китайском мировоззрении постепенно стало превосходить понятие «божество», зародилось начальное гуманистическое мышление. Мыслителем, взгляды которого уже на протяжении 2,5 тыс. лет находятся в центре внимания китайского народа, стал мудрец Кун-Цзы (около 551–479 гг. до н. э.), которого на Западе принято называть Конфуцием, а его учение конфуцианством. В соответствии с одним из главных положений конфуцианства, учением о чжэн мин (о выправлении имен), каждый человек должен помнить свое место в обществе. Достойный человек должен быть гуманным (человеколюбивым, справедливым, бескорыстным, скромным, сдержанным и т. д.) и сознавать свою ответственность перед предками, семьей, государством, то есть выше всего ставить чувство долга. Конфуций призывал стремиться к трем правильным отношениям: государя к подданным, отцов к детям, мужей к женам. Основным принципом конфуцианской нравственности являлось полнейшее отсутствие крайностей и увлечений, стремление к середине, к умеренности и сдержанности[26]. Конфуций унаследовал и развил более ранние гуманистические идеи, сделал китайскую культуру глубоко гуманистической. Так считают современные китайцы.

Конфуцианство в отличие от буддизма ориентировало человека на активную посюстороннюю жизнь, в которой высшими ценностями были знания, мудрость, упорный труд и совершенствование в своем мастерстве во славу предков.

Учение Конфуция полностью соответствовало уже сложившемуся народному духу. Он был принципиальным противником коренного обновления жизни, фундаментальных реформ. «Не дай нам бог жить в эпоху великих перемен», – говорят китайцы вслед за своим духовным учителем. Поскольку для китайца главное в жизни – польза, целесообразность, соблюдение сложившихся правил, то и правители, по мнению философа, должны были управлять соответствующим образом. «Будьте всегда прилежны в делах и внимательны, старайтесь отличить ложь от правды и истину от вероятия. Будьте справедливы, бескорыстны, верны самому себе. Правосудие не ведает лицеприятия. Бескорыстие – путь к справедливости: корыстолюбец не может быть справедливым; всякое приношение и всякий дар от низших, под каким бы предлогом они ни были сделаны, есть гнусная кража. Будьте всем доступны. Не показывайте никому мрачного лица, будьте со всеми приветливы, обходительны и ласковы. Решением дела не спешите; обсуждайте его со всех сторон. Ежегодно собирайте четыре раза народ и объясняйте ему его обязанности. Если простой народ не знает, что он должен делать, то виноват ли он, если не исполнит того, что должен? Можно ли взыскивать за нарушение закона с того, кто не ведает о существовании закона? Не отвлекайте простой народ от полевых работ, заставляя трудиться над исправлением дорог и мостов. Всему свое время!»[27]

Другую религиозно-философскую систему создал Лаоцзы. Про него впоследствии рассказывали, что, странствуя в колеснице, запряженной черным быком, он «оплодотворил спящую мать Шакья-Муни, отчего родился Будда в год создания Дао Дэцзин (древнейшего произведения даосской религиозной философии)».

Слово «дао» (или «тао») означало «путь» или «основу мира». Лаоцзы прославился всеведением, молчанием, уединением и созерцанием. Как и Конфуций, он проповедовал смирение, «великое послушание», обожествлял царскую власть. «Кто царь, тот соединяется с небом; кто соединен с небом, тот будет подобен дао, которое существует от вечности. Тело его погибнет (умрет, когда настанет время), но (дух его) никогда не уничтожится». Мудрец видел болезни общества, высказывался против богатства, против отягощения народа налогами и повинностями, против войн[28].

Конфуцианство и даосизм наложили свой отпечаток на китайскую цивилизацию, способствовали консервации многих форм древней культуры и традиций на протяжении тысячелетий.

• Имена. Конфуций

Конфуций (551–479 гг. до н. э.), великий мудрец и философ.

У отца Конфуция, храброго воина, было девять дочерей от первого брака. После смерти жены он вступил в брак и стал отцом великого философа в возрасте 70 лет. По легендам, рождение Конфуция сопровождалось знамениями. В ночь, когда он родился, над холмом все время парили два дракона и стерегли холм справа и слева. Любимыми детскими забавами мальчика была игра в церемонии и жертвоприношения. В высшем училище в 17 лет он был назначен помощником своего учителя.

Государственную службу Конфуций начал с незначительной должности торгового пристава, надзиравшего за свежестью припасов на рынках и в лавках. В 19 лет он женился на девушке из знатной семьи. У него родились сын и дочь. Конфуций блестяще себя проявил на должности инспектора пахотных полей, лесов и стад, жизнь земледельцев княжества, в котором служил Конфуций, изменилась к лучшему.

После смерти матери Конфуций по обычаю ушел со службы и выдерживал трехгодичный траур, на время которого были установлены серьезные ограничения. Он жил в уединении, предаваясь научным занятиям, изучал священные книги древности, постановления древних правителей. В этот трехлетний период сформировалось его учение, распространению которого он посвятил всю свою жизнь. Он много путешествовал, по приглашению гостил у различных князей. У философа появилось множество учеников. Конфуций продолжал изучать древние сочинения и записывал свои мысли.

На 44 году жизни он был назначен правителем резиденции и ее окрестностей в княжестве Лу, затем стал верховным судьей, т. е. вторым лицом в княжестве. Однако через некоторое время Конфуций впал в нежилось князя, поставив его в неловкое положение своим замечанием. Философ вновь отправился в странствия со своими учениками. Правители не принимали его учение, уповая прежде всего на силу.

Число учеников Конфуция достигло трех тысяч. Китайцы считают, что Конфуций создал свою частную школу на 100 лет раньше Платона (427–347 гг. до н. э.), учредившего Академию в пригороде Афин. Конфуций вернулся в родное княжество Лу, пережил жену и сына и скончался на 73 году жизни. Он был похоронен с особыми церемониями. Князь Лу признал его своим учителем. В память мудреца была воздвигнута часовня. Со временем его провозгласили святым и стали поклоняться его памяти. Его изображали в императорской шапке и царских одеждах. Потомки Конфуция были возведены в звание потомственных дворян. Многие тысячи китайцев ведут родословную от своего великого предка и гордятся им.

Творчество китайцев не ограничивалось созданием религиозно-философских и этических систем, которые не только способствовали укреплению деспотической власти, но и обеспечивали устойчивость, необходимую преемственность, гибкость китайскому социуму. Значительное развитие в Китае получила астрономия. Созвездия, расположенные вокруг Полярной звезды, распределялись по «лунным домам», появились карты звездного неба. Китайские астрономы могли предсказывать лунные и солнечные затмения, появление комет. Математики знали свойства прямоугольного треугольника. Уже в VIII в. до н. э. было составлено географическое описание китайского государства: гор, рек, земель и налогов каждой из девяти частей. В X в. до н. э. при дворе чжоуского князя была учреждена должность летописца. Первую историческую хронику, созданную частным лицом, составил Конфуций. Выдающимся произведением стали «Исторические записки» Сыма Цяня (145-90 гг. до н. э.). В Китае были изобретены порох, бумага, компас, сейсмограф. Высокого уровня достигло изобразительное искусство и художественное ремесло – изготовление изделий из фарфора, бронзы, художественная резьба по дереву и слоновой кости.

Уже древнейшая китайская история в сопоставлении с судьбами других древневосточных цивилизаций позволила ряду исследователей установить повторение одних и тех же циклов, характерных для обществ Востока:

1) укрепление централизованной власти в борьбе против децентрализации, укрепление государства;

2) кризис власти, отступление перед центробежными силами;

3) упадок власти, ослабление государства;

4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.

Похоже, что эта схема применима не только к восточным обществам.

• Мужчина и женщина в истории цивилизаций (Конфуций) •

В древности считалось, что наиболее благоприятный возраст для брака не старше 30 лет для мужчины и 20 лет для женщины. По Конфуцию же, самая лучшая пора для женитьбы 20 лет для мужчины и 15 лет для женщины. Брак есть первая обязанность человека и его естественное призвание и назначение. Обязанности супругов делятся на общие и частные. Муж – голова; он повелевает, жена повинуется. Он – небо, она – земля.

Основами супружества должны быть взаимное доверие, честность и уважение, власть и руководство со стороны мужа, повиновение и покорность со стороны жены во всех тех случаях, когда муж не нарушает правил справедливости, приличия и чести. В общественной жизни жена всем обязана мужу. Сын – хранитель вдовой матери от искушений, доброго имени ее от нареканий. Обычай воспрещает женщине вторичное замужество, вдова обязана посвятить себя уединению.

Девица не должна вступать в брак: 1) с членом семьи, замешанной в заговоре против правительства; 2) с членом семьи с расстроенными делами или в которой царствует раздор; 3) с нарушителем закона или бывшим под судом; 4) с одержимым хронической болезнью или каким-либо физическим недостатком; 5) с человеком, на котором лежит забота о многочисленной семье, о братьях, сестрах, тетках и т. д. Муж имеет право отпустить от себя жену, но не иначе, как по уважительной причине. Причин же таковых семь: 1) неповиновение жены свекру или свекрови; 2) бесплодие; 3) непристойное поведение или нарушение супружеской верности; 4) внесение ею в семью мужа вражды и ссор; 5) болезнь жены, внушающая к ней отвращение; 6) болтливость и склонность к мотовству, 7) если жена обкрадет мужа.

studfiles.net

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Новые рефераты:

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.

    Главная » Культурология - курс лекций » 14. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

    ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
      В отличии от Египта и Междуречья, Индия и Китай – самые древние из существующих ныне цивилизаций , сохранили свои черты вплоть до на начала ХХ века. Живя в изоляции от других очагов мировой культуры, древнейшие жители Среднекитайской равнины, а появились они там за 6 тыс. до н.э., создали оригинальную цивилизацию со своим особым способом взаимоотношений человека и природы, прочным и цельным укладом жизни, устойчивыми культурными традициями. В глубокой древности у китайцев сложилось представление о Земле, как одном большом континенте, окруженном со всех сторон морской пучиной. В центре находится единственно цивилизованный мир древних китайцев – « ПОДНЕБЕСНАЯ СТРАНА». Со сравнительно мягким климатом, плодородными почвами, радующим глаз разнообразным рельефом. Найденные археологами на территории Китая остатки поселений древних людей датируются 30 тыс. до н.э.. В долине реки Хуанхэ земледельческие общины появились около 5 тыс. лет до н.э. и назывались Яншао. Они выращивали просо, фрукты, овощи, держали свиней и собак. Земледелие развивалось и в долине реки ЯНЦЗЫ, где уже с 4 тыс. до н.э. стали выращивать рис В эпоху Луньшань (около 2,5 тыс. до н.э.) земледельцы разводили крупнорогатый скот, кур, овец, а также буйволов для пахоты и перевозки грузов.   ПЕРВЫЕ ДИНАСТИИ. Первую династию относят к 2005 году до н.э. – династия СЯ, которой положил начало Великий Юй. В 1766 году до н.э. возникла династия Шан, ее правители контролировали большие земли. В конце Х1 века до н.э. территория царства Шан была завоевана народом Чжоу и разделена на уезды. Эпоха Чжоу – была временем экономического роста и торгового подъема. В 1 веке до н.э. впервые стали производить щелк, который вывозили даже в Римскую империю, а также фарфор, пряности, полудрагоценные камни – нефрит. С VIII века до н.э. влияние династии Чжоу резко пали и началась эпоха «Воюющих царств». Она завершилась победой царства Цинь, первый император которой Шихуандри, объединил все китайские земли, усовершенствовал законодательную и административную систему.   ПИСЬМЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА. Важнейшим условием культурного прогресса Древнего Китая явилась иероглифическая письменность, сложившаяся во 2 тыс. до н.э., и содержащая около 50 тыс. знаков. Используя для письма бамбуковые планки около 1 см. ширины и от 20-40 см. длины, планки складывали справа налево и соединялись шнуром таким образом, чтобы лицевая сторона их была обращена наверх. Для письма также использовали щелк, бумага появилась в Китае во II веке до н.э. - В Древнекитайской цивилизации была высоко развита наука, давшая миру много открытий в геометрии и астрономии. - Ученые в 12 веке до н.э. составили звездный каталог, предсказали появление кометы Галлея, предсказывали лунные и солнечные затмения. - Особенно был значительный прогресс в области культуры в Ханскую эпоху (206 год до н.э. – 220 год н.э.). - Был сконструирован первый в мире сейсмограф, создан небесный глобус с описанием 2500 звезд, разработана теория Земли и безграничности вселенной, открыты пятна на солнце, создана система точного вычисления числа π (пи). - В 214 году до н.э. император Шихуандри начал строительство Великой китайской стены, которая должна была защитить принадлежавшие ему земли от набегов кочевников. В результате была построена колоссальная стена длиной 3000 км., известная теперь как « Великая Китайская стена». - В 5 веке до н.э. китайские математики сформулировали свойства прямоугольного треугольника, ввели понятие отрицательных чисел. В 1 веке н.э. достижения в математики сведены в трактате: «Математика, в девяти главах». - Составлен каталог медицинских книг, в которых собраны рецепты лечения многих болезней. - Появились библиотеки и первые словари. - С конца 2 тыс. и на протяжении всего 1 тыс. до н.э. неизвестные авторы составили Пятикнижие. Древние книги – 1.«Книга истории», 2.«Книга песен и гимнов», 3. « Книга перемен», 4. «Записи об обрядах», 5.«Летопись весны и осени». Знание этих произведений на протяжении веков было обязательно для каждого образованного человека в Китае.

    Развитие духовной культуры Древнего Китая представляет собой длительный процесс формирования родового мифологического сознания, а затем религиозного мировоззрения и философских концепций. - Большое значение имеет Великое учение древних китайцев о пяти материальных стихиях: стихии не порождают, а преодолевают друг друга 1. дерево побеждает землю, 2.земля побеждает воду, 3.вода побеждает огонь, 4. огонь побеждает металл, 5.металл побеждает дерево. В мировоззрении китайцев, главное место традиционно занимает проблема отношения неба и человека. НЕБО – сверхъестественное существо. Вселенная понимается как взаимодействие двух противоположных начал: ИНЬ и ЯНЬ ( это и геометрические фигуры, знаки, цвет, стихия). Инь – пассивное, темное (цвет), отрицательное – женское начало: Земля, четное число. Янь – активное, светло, положительное, мужское начало: Небо, нечетное число, круг. Эти знаки обнаруживаются в узорах на бронзовых зеркалах, в планировке культовых сооружений, в создании садов. Умение читать и понимать эти символы формирует определенный образно-символический уровень мышления. Поэтому главным отличием культуры Китая является его символичность. Стержнем анализа для человека в древнекитайской философии является проблема соотношения знания, действия и нравственности.   В Китае человеческая жизнь признается самоценной, и поэтому здесь не сложилась религия личностного Бога. В 6-5 веке до н.э. появляется религиозно-философское учение даосизм и конфуцианство. В культуре Китая большую роль играло философско-религиозное учение – даосизм (основоположник Лао-Цзы – 6 век до н.э.). Главная категория даосизма – ДАО (путь) понимается как первопричина материального мира и духовной жизни людей – общий путь развития. Согласно концепции даосизма, задача человека состоит в том, чтобы стремиться к ДАО путем слияния с природой , с окружающей жизнью. Основной принцип – принцип «недеяния», который заключается в том, чтобы следовать природе вещей и пути развития мира, не стараясь преображать его. Важно понимать, чувствовать и принимать мир таким, какой он есть. 10 заповедей добродетелей даосизма: выполнять обряды, соблюдать сыновний долг, разводить животных и растений, терпение, любовь, борьба против злых деяний, просвещение глупцов и т.д.   КОНФУЦИАНСТВО Древнекитайская философская школа, основателем которой был Конфуций (551-479 г.до н.э.). Конфуций считал, что человек вписывается в мироздание, он единое целое, и является звеном между Небом и Землей, а с другой стороны человек занимает уникальное место, позволяющее ему соотносить себя как с Небом, так и с Землей. Конфуций считал, что каждый человек должен заниматься своим делом в соответствии со своими знаниями и уровнем культуры. Все люди от рождения одинаковы, отличает их друг от друга только образ жизни. Каждый человек имеет шанс изменить свое положение и только « самые умные и самые глупые не могут перемениться». Изменить свою жизнь человек может, только накапливая знания. «ИЗУЧАТЬ И ПОНИМАТЬ МИР – ВОТ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЧЕЛОВЕКА». В беседах со своими учениками Конфуций формулирует идеал общественного деятеля – «образ благородного мужа», главным качеством которого является «ЖЕНЬ». Жень – главная категория этической концепции Конфуция. Для европейца это гуманность, человечность. Это значить любить людей, причем всегда и во всем выражать любовь: «ко мне добры – добр и я, но с недобрыми я все равно буду добр, чтобы сделать их лучше». Помимо милосердия и чувства долга «благородный муж» , должен обладать и другими качествами: «ВЭНЬ» - образованность, просвещенность, духовность. «ХЭ» - любезность, без льстивости, принципиальность без навязывания другим своих взглядов, способность налаживать вокруг себя добрые человеческие отношения. «ЛИ» - вежливость, предписание поведения (приличия) и ритуал (этикет). Понятие «ЛИ» - важнейший принцип политики, как искусства руководить государством. Основная сущность формулы Конфуция – «УПРАВЛЯТЬ – ЗНАЧИТ ПОСТУПАТЬ ПРАВИЛЬНО».

    В последствии в Китае даосизм и конфуцианство сливаются, а в I тыс. н.э. добавляется буддизм – (три учение) – господствующая идеология Китая до начала ХХ века. Мудрость Китая – это достижение гармонии мира, природы и человека; все течет, все изменяется, и человек должен улавливать эти изменения и соответствовать моменту.    

    Лекция, реферат. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

     

    Похожие работы:
    Характерные признаки древнекитайской культуры

    23.04.2009/реферат

    Уникальность китайской культуры - "китайские церемонии". Религиозно-философские учения: конфуцианство, легизм, даосизм, буддизм. Гармония китайского искусства. Традиции семьи, своеобразие медицины. Научный гений древнего Китая. Великий шелковый путь.

    Культура Древнего Китая

    26.09.2008/реферат

    Уникальность китайской культуры. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и их место в китайской культуре. Древнекитайское общество. Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи.

    Культура Древнего мира

    21.03.2010/реферат

    История духовного развития первобытного человека. Изучение сакрального характера древнеегипетской культуры. Ознакомление с основами индийской мифологии как источника изобразительного искусства. Уникальность древнекитайских традиций, ритуалов и церемоний.

    Культура древнего Китая

    19.11.2010/реферат

    Высшие ценности: государство, ритуал и традиции в древнекитайской цивилизации. Представления китайцев о мире, древние народные культы. Этико-религиозные системы. Письменность, литература, музыка и театр. Зодчество, декоративно-прикладное искусство, мода.

     

referatwork.ru

Цивилизация Древнего Китая, основные признаки и особенности.

Цивилизация Древнего Китая, основные признаки и особенности.

цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек , создавало преимущества для китайского государства, , по сравнению с соседями-горцами. Ещё более укрепило конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма.

Китайская цивилизация (предков государствообразующего этноса  1, ,Мяодигоу (страница отсутствует)" Чжуншаньчжай 2 (страница отсутствует)" Чжуншаньчжай 2, Хоуган 1 и др.)  (ок. 4500-2500 до н. э.) в бассейне реки Хуанхэ, которые традиционно объединяются общим названием Яншао. Представители этих культур выращивали зерновые  и др.) и занимались разведением культура Луншань: появились ближневосточные виды ячмень) и породы домашнего скота (коровы, овцы, козы).

Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Так, за эпохой мифических "пяти императоров" следовало время правления "трех династий" (Ся, Шан-Инь и Чжоу). По традиции эпоха Чжоу делится на две части - Западное Чжоу (XI-VIII вв. до н.э.)и Восточное Чжоу (VIII-III вв. до н. э.), включающее периоды Чуньцю (VIII - начало V в. до н.э.) и Чжаньго (начало V - конец III в. до н.э.). На смену династии Цинь (III в. до н. э.) приходит династия Хань, время правления которой также делится на Западный и Восточный периоды.

Когда и как началось заселение территории Китая неизвестно, но находка останков скелета "пекинского человека" (Homo erectus pekinesis), датируемых 500 000 - 400 000 гг. до н.э., свидетельствует о древнейшем существовании людей на этой территории.

   Эпоха, предшествующая "трем династиям", должна быть отнесена к неолиту, тогда как с шан-иньского времени древнекитайское общество вступает в эпоху бронзы. В конце периода Чуньцю (VIII - V вв. до н.э.) в Древнем Китае получают распространение железные орудия - начинается эпоха железа.

Государство (商殷)( 商,  shāng), возникшее в кон. XIV века до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ в селе Аньян, было первым государственным образованием на территории Китая, существование которого подкреплено сообщениями археологических, нарративных и эпиграфических источников. Согласно современным представлением, у него были предшественники в различных районах бассейна р. Янцзы  и др. и в бассейне р. Хуанхэ  влияние шанских правителей распространилось на территории современных провинций Шаньси, а также часть территорий провинций лунный календарь и использовалась письменность — прообраз современного style="color: black;">иероглифического китайского письма. Иньцы значительно превосходили окружающие их народы с военной точки зрения — у них было профессиональное войско, использовавшее бронзовое оружие, луки, копья и боевые колесницы. Иньцы практиковали человеческие жертвоприношения — чаще всего в жертву приносились пленные.

В  государство Шан было завоёвано коалицией народов во главе с правителем раннего государственного образования Чжоу —

Обширная территория государствакит. 

周, пиньинь Zhōu), охватывавшая практически весь бассейн Хуанхэ, со временем распалась на множество соперничающих между собой самостоятельных государственных образований — изначально, наследственных уделов на территориях, заселённых различными племенами и расположенных на удалении от столиц — Цзунчжоу (западной — около г. Сиань) и Чэнчжоу (восточной — Лои, Эти уделы предоставлялись во владение родственникам и приближённым верховного правителя — обычно чжоусцам. В междоусобной борьбе число первоначальных уделов постепенно сокращалось, а сами уделы укреплялись и становились более самостоятельными.

Население Чжоу было разнородным, причём наиболее крупную и развитую его часть составляли иньцы. В государстве Чжоу значительная часть иньцев была расселена на новых землях на востоке, где была построена новая столица — Чэнчжоу (современная провинция Хэнань).

Для периода Чжоу в целом характерно активное освоение новых земель, расселение и этническое смешивание выходцев из различных районов, уделов (впоследствии — царств), что способствовало созданию фундамента будущей китайской общности.

Период 770 до н. э. под угрозой нашествия варварских племён из Цзунчжоу — первоначальной столицы государства — в Чэнчжоу. Земли в районе старой столицы были отданы одному из союзников правителя государства, который создал здесь новый удел Цинь. Впоследствии именно этот удел станет центром единой китайской империи.

Период Восточное Чжоу, в свою очередь, разделяется на два периода:

В период Восточного Чжоу власть центрального правителя — вана, сына Неба (тянь-цзы), правящего Поднебесной по Мандату Неба (тянь-мин), — постепенно ослабла, а ведущую политическую роль стали играть сильные уделы, превращавшиеся в крупные царства. Большинство из них (за исключением окраинных) именовали себя «срединными государствами» (чжун-го), ведущими своё происхождение от раннечжоуских уделов.

В период конфуцианство (. Расширяются сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, развиваются ремёсла, революционные изменения происходят в военном деле.

В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств — Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточённого соперничества верх стало одерживать самое западное — Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь — будущий император Цинь Ши Хуан — объединил весь Китай под своей властью.

Так в середине  завершился период Восточного Чжоу.

Объединив древнекитайские царства, император  Сяньян и разделил огромную страну на 36 новых областей, которые возглавили назначаемые губернаторы.

При Цинь Шихуанди были соединены оборонительные стены (валы) северных чжоуских царств и создана . Было сооружено несколько стратегических дорог из столицы на окраины империи. В результате успешных войн на севере гунны (сюнну) были оттеснены за Великую стену. На юге к империи были присоединены значительные территории племён , в том числе северная часть современного Вьетнама.

Строительство еликой китайской стены, протянувшейся на более чем 6700 км, было начато в III веке до н. э. для защиты северных районов Китая от набегов кочевников.

Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения — за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта.

Империя Цинь прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди.

shpargalki.ru