Древняя русская литература конспект. План-конспект урока по литературе на тему «Слово о полку Игореве…» как памятник древней русской литературы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Нужен конспект по литературе 9 класс (ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА "о древнерусской литературе") 4-8 страница. Древняя русская литература конспект


Конспект лекций по русской литературе — часть 1

Страница 1 из 27

«Слово о полку Игореве» — выдающееся произведение мировой литературы

«Слова о полку Игореве» было открыто известным собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в. С этого времени и началось интенсивное изучение этого выдающегося памятника древнерусской литературы.

Исследователи анализировали текст «Слова», его художественные Достоинства, язык, рассматривали идейный замысел памятника, исторический кругозор его автора, выясняли обстоятельства обнаружения рукописи «Слова» и принципы его издания. Большинство этих вопросов в настоящее время достаточно глубоко и всесторонне изучено.

Полемика о времени написания «Слова».

В исследовательской литературе о «Слове» существенное место занимает полемика о подлинности памятника или о времени его создания.

Недоверие к древности «Слова» возникло после гибели рукописи в пожаре 1812 г. Поводов для возникновения «скептического взгляда» на древность «Слова» было несколько. Во-первых, в начале XIX в. ученые слишком мало знали о литературе Древней Руси, и поэтому «Слово» казалось им неестественно совершенным для уровня художественной культуры Киевской Руси [21]. Во-вторых, смущали неясные, «темные места» «Слова», обилие в нем непонятных слов, которые на первых порах пытались объяснить на материале других славянских языков. Но основной причиной возникновения недоверия к «Слову» явилось то направление в русской историографии начала XIX в., которое именуется «скептической школой». Сомнение в подлинности «Слова» было лишь частным эпизодом в этой тенденции: «скептики» подвергали сомнению также древность русских летописей, сборника древнерусских законов — «Русской правды», сочинений Кирилла Туровского и т. д. [22].

В середине XIX в. после открытия «Задонщины», старший из известных списков которой датируется концом XV в., сомневаться в древности «Слова» перестали. Однако в 90-х гг. того же века Луи Леже выдвинул гипотезу, что не автор «Задонщины» подражал «Слову», а, наоборот, «Слово» является подражанием «Задонщине». Это предположение Л. Леже было развито в работах французского ученого, академика А. Мазона, а позднее в работах советского историка А. А. Зимина. А. А. Зимин считал, что «Слово» было написано на основании «Задонщины» в XVIII в. и автором его был Иоиль Быковский, ярославский архимандрит, у которого А. И. Мусин-Пушкин приобрел сборник со «Словом»

Последующие исследования всей суммы вопросов, затронутых в гипотезе А. А. Зимина: взаимоотношений «Слова» и «Задонщины», языка и стиля «Слова», истории находки сборника и публикации «Слова» А. И. Мусиным-Пушкиным, характеристики личности и творчества Иоиля Быковского — со всей очевидностью утвердили подлинность и древность «Слова»

«Композиция «Слова».

«Слово» начинается обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна, мудрого и искусного, но тем не менее заявляет, что он не будет в своем произведении следовать этой традиции, он поведет свою «песнь» «по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню».

Определив хронологический диапазон своего повествования («от стараго Владимера до нынешняго Игоря»), автор рассказывает о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомь Дону». Он как бы «примеряет» к своей теме поэтическую манеру Бояна («Не буря соколы занесе чресъ поля широкая — галици стады бежать къ Дону Великому» или: «Комони ржуть за Сулою — звенить слава въ Кыеве») [30].

Жанр «Слова».

Композиция «Слова» необычна для исторической повести. Мы видим, что в центре внимания автора не столько последовательный рассказ о самих событиях похода, сколько рассуждения о нем, оценка поступка Игоря, раздумья о причинах «туги» и печали, охватившей всю Русскую землю в настоящем, обращение к событиям прошлого с его победами и несчастьями. Все эти черты «Слова» подводят нас к вопросу о жанре памятника. Вопрос этот тем более важен, что в древнерусской литературе, с ее строгой системой жанров, «Слово» (как и ряд других памятников) оказывается как бы вне жанровой системы. А. Н. Робинсон и Д. С. Лихачев сопоставляют «Слово» с жанром так называемых «шансон де жест» — «песен о подвигах», аналогиями ему в таком случае является, например, «Песнь о Роланде» или другие подобные произведения западноевропейского феодального эпоса [35].

В «Слове» объединены эпическое и книжное начала. «Эпос полон призывов к защите страны... — пишет Д. С. Лихачев. — Характерно его «направление»: призыв идет как бы от народа (отсюда фольклорное начало), но обращен он к феодалам — золотое слово Святослава, и отсюда книжное начало». [36].

Поэтика «Слова».

Поэтика «Слова» настолько своеобразна, язык и стиль его так красочны и самобытны, что на первый взгляд может показаться, что «Слово» находится совершенно вне сферы литературных традиций русского средневековья.

Вообще стиль монументального историзма проявляется в «Слове» разнообразно и глубоко. Действие «Слова» развертывается на огромном пространстве от Новгорода Великого на севере до Тмуторокани (на Таманском полуострове) на юге, от Волги на востоке до Галича и Карпат на западе. Автор «Слова» упоминает в своих обращениях к князьям многие географические пункты Русской земли, слава Святослава простирается далеко за ее пределы —до немцев, чехов и венецианцев. Действующие лица «Слова» видят Русскую землю как бы «панорамным зрением», словно с большой высоты. Таково, например, обращение Ярославны из Путивля не только к солнцу и ветру, но и к далекому Днепру, который может прилелеять к ней любимого мужа из половецкого плена. Ярослав Осмомысл управляет своим княжеством также в подчеркнуто «пространственных» границах, подпирая горы Угорские, «суды рядя до Дуная». Сама битва с половцами приобретает всесветные масштабы: черные тучи, символизирующие врагов Руси, идут от самого моря.

Уже говорилось об историзме «Слова», также характерной черте монументального историзма. И события, и поступки, и сами качества героев «Слова» оцениваются на фоне всей русской истории, на фоне событий не только XII, но и XI в.

Словом, авторские отступления смещают (и смещают умышленно и нарочито) действительный ход событий, ибо цель автора не столько рассказ о них, хорошо известных современникам, сколько выражение своего отношения к ним и размышления над случившимся. Поняв эти особенности сюжетного построения «Слова», мы увидим, что не имеют смысла рассуждения о том, в какой момент и где именно застало Игоря и Всеволода солнечное затмение и насколько точно фиксирует этот момент «Слово», о том, собирали ли половцы дань «по беле отъ двора», или насколько целесообразно было звать на помощь Игорю князя Всеволода Большое Гнездо, и без того стремившегося вмешаться в южнорусские дела. «Слово» не документально, оно эпично, оно не столько повествует о событиях, сколько размышляет о них.

Природа активно участвует в судьбе Игоря, в судьбе Русской земли: никнет трава от жалости, и, напротив, радостно помогают Игорю, бегущему из плена, Донец и птицы, обитающие в прибрежных рощах.

Это не значит, что в «Слове» нет изображения природы как таковой. Но характерно, что в нем, как и в других древнерусских памятниках, нет статичного пейзажа: окружающий мир предстает перед читателем в движении, в явлениях и процессах. В «Слове» не говорится, что ночь светла или темна, — она «меркнет», не описывается цвет речной воды, но говорится, что «реки мутно текут», Двина «болотом течет», Сула уже более не «течет серебряными струями»; не описываются берега Донца, а говорится, что Донец стелет Игорю зеленую траву на своих серебряных берегах, одевает его теплыми туманами под сенью зеленого древа и т. д. [39].

Время написания «Слова» и вопрос о его авторе.

памятник мог быть создан не позднее 1 октября 1187 г. — времени, когда умер Ярослав Осмомысл, так как в «Слове» он упоминается как живой.

«Слово» в новой русской литературе.

Зато в новое время «Слово» произвело на русских читателей огромное впечатление. Русские поэты буквально с первых же лет после издания «Слова» нашли в нем благодарный материал для подражаний и вариаций на древнерусские темы, начались нескончаемые попытки найти наилучший поэтический эквивалент великому памятнику древности. Из переводов XIX в., безусловно, лучшими являлись переводы В. А. Жуковского (положительно оцененный А. С. Пушкиным), М. Д. Деларю, А. Н. Майкова, Л. Мея; в начале нашего века стихи на мотивы «Слова» создает А. А. Блок, переводит «Слово» К. Д. Бальмонт. Прекрасные переводы принадлежат советским переводчикам и поэтам — С. В. Шервинскому, В. Стеллецкому, Г. Шторму, И. Новикову, Н. Заболоцкому и другим [56]. «Слово о полку Игореве» широко известно и в переводах на языки народов СССР, на украинский язык его переводил М. Рыльский, на белорусский — Я. Купала, на грузинский — С. Чиковани. Существуют переводы «Слова», сделанные за рубежом, памятник переведен на английский, болгарский, венгерский, испанский, немецкий, польский, румынский, сербохорватский, турецкий, финский, французский, японский и другие языки.

mylect.ru

Нужен конспект по литературе 9 класс (ДРЕВНЕРУССКАЯ...

Древняя русская литература - это начальный и исторически закономерный этап  развития русской литературы. Историю  русской литературы принято делить  на две части: древнюю русскую литературу - от начала ее по XVII в. и  новую русскую литературу – начиная с XVIII в.

Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVIIв.  Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства - Киевской Руси. По своим размерам  и значению оно заняло одно из первых мест в Европе. Литература должна была  помочь укреплению этого государства, поэтому её развитие тесно связано с историей Киевской  Руси.

Время появления письменности у русского народа пока  точно не установлено. Долгое время господствовало  убеждение, будто она пришла с христианством  в конце X в. (988г). Постепенно стали накапливаться материалы, опровергающие  такое представление. Древнейшее славянское письмо могло быть  лишь очень  примитивным  в виде простейших знаков. Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.

Это было важное политическое событие, которое позволило молодому государству познакомиться с богатой славяно-византийской культурой. После принятия христианства много книг было  привезено в X-XI вв. из Византии и Болгарии. Болгарским и Византийским священникам, и их русским ученикам надо было перевести и переписать книги, необходимые для молодого государства, а для этого нужна была письменность. Старославянский (древнеболгарский) и древнерусский языки были настолько близки, что Русь  смогла использовать уже готовый старославянский  алфавит-кириллицу. Кириллица была создана братьями Кириллом и Мефодием, болгарскими просветителями. Этот алфавит принят в современном русском языке. Создание письменности также явилось одним из условий, необходимым для возникновения древнерусской литературы.

Огромное влияние на русскую литературу  оказал фольклор. Через него в литературу проникла  народная идеология, народная точка зрения на изображаемые события.

Оцени ответ

napyaterku.com

Конспект урока в 9 классе. Первые семь веков русской литературы

Первый урок литературы в 9 классе

Обзор. Первые семь веков русской литературы.

Цель: Знакомство с периодизацией русской литературы XI-XVII веков.

Развитие навыка конспектирования лекции.

Воспитание чувства гордости за свою страну, за ее культуру.

Ход урока.

1. «Погружение».

Твой читательский выбор.

Презентация произведений, прочитанных учащимися в течение летних каникул.

2. Подготовка к восприятию лекции.

Обучение конспектированию.

Знакомство с памяткой «Как составлять конспект».

Конспект – это краткое письменное изложения содержания текста или лекции.

Не следует стараться записывать лекцию слово в слово.

Слушая лекцию, учитесь выделять в ней основное, существенное и кратко записывайте в тетрадях. Допускается запись «своими словами».

Информацию, имеющую второстепенное значение, сокращайте значительно.

Каждую новую мысль, новый факт оформляйте с красной строки.

Используйте известные вам формы сокращения слов.

Предложения со сложными синтаксическими конструкциями заменяйте короткими простыми предложениями, причастные и деепричастные обороты – однородными членами.

Если какую-либо мысль не дописали до конца, не перебивайте учителя или докладчика, оставьте в конспекте место, чтобы вернуться к пропущенной записи, когда лекция будет закончена.

Оформляйте конспект аккуратно, разборчивым почерком.

План рецензии на конспект лекции

1) Общее впечатление от работы.

2) Удалось ли ученику передать главное, существенное в прослушанной лекции?

3) Нет ли нарушения логичности, последовательности в передаче содержания лекции?

4) Использованы ли цитаты? Оцените уместность их использования.

5) Оцените культуру речи. Есть ли в конспекте речевые и грамматические ошибки?

3. Работа с учебником. (Стр. 9)

Цель: Научиться выделять в тексте главное, существенное.

Прочитать первые два абзаца текста, записать самое главное из прочитанного.

3. Лекция «Первые семь веков русской литературы».

Учащиеся продолжают начатый конспект, слушая лекцию.

Значение древнерусской литературы не только в том, что она создала опору для будущего расцвета классической русской литературы, которая приобрела всемирную славу и влияние. Усилиями древних книжников было сделано великое дело: их творения стали письменным словесным искусством. Иными словами, русская литература, т.е. письменное словесное искусство, возникла на рубеже X-XI веков.

Русскую литературу с X по XVII век принято называть древней, или средневековой.

Успешному развитию древнерусской литературы способствовал богатый опыт устного народного творчества: сказки, былины, предания, легенды, однако энергичным толчком для ее роста послужило принятие христианства на Руси в 988 году при князе Киевском Владимире.

- Как его называли в Киевском цикле былин? (Владимир Ясно Солнышко)

Тогда появилась потребность распространения Христова учения. при монастырях были собраны богатые библиотеки и имелись помещения, где переписывались рукописи – СКРИПТОРИИ (от латинского слова скриптор – писец)

Древние тексты сначала записывались на пергаменте – специально обработанной коже животных. На Руси пергамент выделывали из кожи телят. Называли этот материал харатьей. Это был очень дорогой материал. Простые люди использовали светлый слой березовой коры – берёсту. Пергамент не разрезался на страницы, а сворачивался в свитки. Получалась длинная широкая лента. В 1648 году царь Алексей Михайлович с боярской думой утвердили «Уложение – свод законов российского государства». Они были переписаны в свиток длиной в 310 метров! С того времени пошло выражение «смотри выше», «смотри ниже». Сейчас это выражение стало метафорой.

Старопечатные книги появились на Руси довольно поздно – в середине XVI века.

Сначала в древних книгах тщательно вырисовывалась каждая буква. Такой стиль письма назывался УСТАВОМ. Это был очень медленный процесс письма. Ему на смену пришел ПОЛУУСТАВ – округлый наклонный почерк, а затем и СКОРОПИСЬ. Когда слова сокращались, вверху рисовался особый знак сокращения – ТИТЛ. Для сокращения текста в целях экономии дорогостоящего материала слова в тексте шли сплошь, без разделения на слова и предложения. Но каждую новую мысль вырисовывали особенно тщательно, первую заглавную букву затейливо выписывали и разукрашивали.

- Догадались, о чем идет речь? Конечно, о КРАСНОЙ СТРОКЕ.

Таким образом, одной из особенностей древнерусской литературы является ее рукописный характер. Кроме того, зачастую автор древнерусских текстов оставался неизвестным. Такие тексты называют АНОНИМНЫМИ.

Произведения древней литературы существовали не в виде отдельной книги. а входили в различные сборники. разные тексты тесно переплетались между собой, авторство при этом терялось. Зачастую древнерусские произведения включали в себя рукописи, написанные сто, двести и более лет! Примером может служить «Слово о полку Игореве», написанное в конце 80-х годов XII века, а найденное в списках четыре столетия спустя, в XVI веке, и автор произведения остался неизвестным.

В истории литературы Древней Руси выделяют несколько периодов.

- Литература Киевской Руси (XI-XII века и первая половина XIII века) К этому времени относится создание монахом Киево-Печерского монастыря Нестром «Повести временных лет» (около 1113 года), куда вошли летописи, составленные в 907,945,955. 964-972, 992,997 годы.

(Прочитать отрывки на стр. 14.15 Хрестоматии «от Нестора до Гоголя»).

К этому времени относится зарождение «житийной» литературы.

- Как вы понимаете этот термин?

Произведения первого периода древнерусской литературы:«Житие Феодосия Печерского», «Слово о полку Игореве»», «Сказание о Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха».

Вторым периодом называют литературу периода ордынского ига и борьбы с монголо-татарскими захватчиками, начала становления русского государства и становления великорусской народности (вторая половина XIII века – XV век). К этому времени относят такие произведения, как «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть и житии Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского»

Третий период - литература эпохи становления централизованного Русского государства (конец XV - XVI века). Тогда появляются такие произведения, как «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе», «Сказание о Дракуле», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских, а также «Домострой»

(прочитать отрывки из «Домостроя» на стр. 109,110)

Литература XVII века – преобразование средневековой литературы в литературу нового времени. К этому времени относится появлении сатирических повестей. «Повесть о горе-злосчастии», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

Семнадцатым веком завершилась литература Древней Руси как явление русской и мировой литературы.

4. Проверка конспектов. (Используется памятка)

5. Обобщение.

-Что нового сегодня вы узнали на уроке?

- Чему учились?

Д/з.

Знать содержание «Слова о полку Игореве», быть готовым письменно отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Индивидуальное задание.

Подготовиться к выразительному чтению произведения, прочитать комментарий к произведению, уметь пояснить прочитанный текст.

Памятка

Как писать конспект текста или лекции?

Конспект – это краткое письменное изложения содержания текста или лекции.

Не следует стараться записывать лекцию слово в слово.

Слушая лекцию, учитесь выделять в ней основное, существенное и кратко записывайте в тетрадях.

Информацию, имеющую второстепенное значение, сокращайте значительно.

Каждую новую мысль, новый факт оформляйте с красной строки.

Используйте известные вам формы сокращения слов.

Предложения со сложными синтаксическими конструкциями заменяйте короткими простыми предложениями, причастные и деепричастные обороты - однородными членами.

Если какую-либо мысль не дописали до конца, не перебивайте учителя или докладчика, оставьте в конспекте место, чтобы вернуться к пропущенной записи, когда лекция будет закончена.

Оформляйте конспект аккуратно, разборчивым почерком.

План рецензии на конспект лекции

1) Общее впечатление от работы.

2) Удалось ли ученику передать главное, существенное в прослушанной лекции?

3) Нет ли нарушения логичности, последовательности в передаче содержания лекции?

4) Использованы ли цитаты? Оцените уместность их использования.

5) Оцените культуру речи. Есть ли в конспекте речевые и грамматические ошибки?

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по литературе на тему «Слово о полку Игореве…» как памятник древней русской литературы

Дополнительные сочинения

Цели урока состоят в том, чтобы, ОбъединивМатериалы культуры и истории, литературы, ИЗО искусства и музыки,

· познакомить учащихся с тем, что происходило в Древнем Русском государстве, с историей похода князя Игоря против половцев;

· создать представление об отношениях русских князей в XI – XII вв, междуусобицы, послужившей основой для «Слова…»,

· рассказать, как было создано «Слово»;

· указать жанровые признаки произведения древнерусской литературы.

На данном уроке проводится изучение нового материала и используется проблемно – поисковый метод, индивидуальная и комбинированная формы работы, работа в парах.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки, древнерусский текст произведения и разные переводы.

На доске вывешена карта Древней Руси и записаны слова русского князя Ярослава Мудрого: « Книги – это реки, напояющие Вселенную», являющиеся эпиграфом к уроку.

По ходу занятия учитель постоянно обращает внимание учащихся на то, насколько удивительно «Слово о полку Игореве». Оно содержит такое количество загадок, что уже почти восемь столетий не может быть до конца постигнута его тайна. Исследователи литературы по-прежнему спорят о содержании и смысле произведения и даже сомневаются в его происхождении.

В начале урока педагог ставит перед учащимися Задачу: понять, почему «Слово о полку Игореве» называют выдающимся памятником Древней русской литературы.

1. Опрос.

- Как появилась русская литература?

- Как создавались первые книги?

- Кто сначала писал книги?

- Какие жанры древнерусской литературы вам уже знакомы?

3. Словарная работа. Признаки жанра древнерусской литературы – Слова.

4. Знакомство с книгой.

       

· Перед нами книга «Слово о полку Игореве». Кто её автор, неизвестно до сей поры. Вот уже более двух столетий «Слово» изучают, переводях, создают по нему изображения и музыкальные произведения.

· Видеофрагмент.

· Сообщение учащегося «История возникновения текста».

4. Историческая справка «Древняя Русь XII века». Сообщения учащихся.

5. Чтение отрывка из «Слова о полку Игореве».

Учител читает «Вступление» на древнерусском языке и подготовленный ученик – в переводе Н. Заболоцкого.

6. Фольклорная основа «Слова».

· Плач Ярославны – женский плач.

· Использование преувеличения.

· Образные выражения и сравнения с природнными явлениями.

· Постоянные эпитеты. Задание учащимся – найти постоянные эпитеты.

7. «Слово» в мировой культуре. Рассказ ученика о живописи, музыке, постановках «Слова».

8. Проверочная работа-тест.

9. Итог урока. Дома дочитать текст «Слова …», выучить вступление.

1 star2 stars3 stars4 stars5 starsplan-konspekt-uroka-po-literature-na-temu-slovo-o-polku-igoreve-kak-pamyatnik-drevnej-russkoj-literatury/

dp-adilet.kz