Хронологические рамки древнего двуречья. 9.Искусство Месопотамии. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Приложение. Хронологические таблицы. Хронологические рамки древнего двуречья


9.Искусство Месопотамии. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса.

Первые города-государства образовались в Месопотамии в 4-3 тыс. до н.э. Наиболее крупные: Шумер, Ур, Урук, Лагаш, Аккад, Вавилон. Большинство городов основали шумеры. В 6—5 тысячелетиях до н.э. в Северном и Южном Двуречье существовало племенное общество.

Культура и искусство Двуречья этой ранней эпохи прошли путь развития, который условно определяется следующими наименованиями. Период Халаф (Телль-Халаф), датируемый концом 6—5 тысячелетиями до н.э. За ним следует период Убайд — 4000—3500 гг. до н.э. Наступивший затем период Урук охватывает время с 3500 по 3000 г. до н.э. Завершающим является период Джемдет-Наср с 3000 до 2850 г. до н.э.

В конце 4 — начале 3 тысячелетия до н.э. сельское хозяйство отделилось от ремесла и началось применений рабского труда. К этому времени наиболее крупные и богатые поселения уже превратились в города. Вся власть в них, экономическая, общественная и религиозная, сосредоточилась в руках правителей из числа родовой знати. Свое главенствующее положение они защищали с помощью дружин, состоявших из жителей городов. Однако в эту пору в первых городах-государствах Шумера еще сохраняли значение, (как в сельских общинах), советы старейшин и народные собрания.

Вследствие того, что в Двуречье отсутствовали строительный камень и лес, в течение 4 тысячелетия до н.э. складывались формы архитектуры из сырцового кирпича. Постепенно вырабатывались планы, характер оформления фасадов, конструкции перекрытий, сначала жилищ, а позднее гражданских построек, дворцов и храмов.

Периодические разливы Евфрата и Тигра, часто катастрофические, заставляли выбирать для поселений возвышенные места. Затем из века в век новое строительство осуществляли на утрамбованных руинах старых построек.

В конце первой половины 4 тысячелетия до н.э., в период Убайд, в центральной части древнейших городов были построены первые небольшие храмы из сырцового кирпича с прихрамовыми хозяйственными помещениями. Храм возвышался над окружавшими домами благодаря тому, что был сооружен на высокой платформе, защищавшей его от почвенной влаги. Для подъема на платформу служили лестницы, или пандусы. Прямоугольное здание самого храма располагалось не посредине платформы, а ближе к одному из ее краев. Планировка самого храма была основана на распределении помещений вокруг центрального зала или двора Стены храма снаружи и внутри, а также боковые стороны платформы членили невысокие прямоугольные в плане выступы — лопатки. Это было средство для укрепления сырцовой кладки и одновременно ее декорации.

Расписная керамика. Памятники искусства периода Халаф были найдены в могилах поселений Северного Двуречья. Здесь открыто много расписной многоцветной керамики — бокалов, чаш, блюд, сделанных без помощи гончарного круга, который появился только в конце 4 тысячелетия до н.э. уже у шумерийцев. Сосуды обожжены и имеют тонкую по цвету коричневато-красную, бледно-розовую, желтоватую или желто-зеленую окраску. Схематичные, тонко прорисованные черным, коричневым, красным или желтым, фигуры птиц, рыб, женщин, скорпионов (несомненно, связанные с магическими представлениями, погребальными обрядами) размещены крестообразно — вокруг розетки или свастики — так, что создается ощущение бесконечного их вращения, «полета» по кругу. Не просто оценить архитектуру Древней Месопотамии т. к. все архитектурные сооружения были созданы из глины, которая растекалась под влиянием дождя и времени. Собственно, главным материалом к постройке был кирпич-сырец. (украшали только фасады, ибо дорого).

В древнем Междуречье задача орнамента – разграничивать плоскости. Изготавливались печати из сердолика, кальцедона, оттиски. Божества изображались: - с водой; - в окружении св. дерева; - в окружении св. животных.

Чаша из Самарры – указывает на упрощенность, плоскость, тяготение к орнаменту – условный меандр, священные животные.

Сосуд с изображением козла – священное животное. Изобр.геометризовано.

Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов («зигатти») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг. Развивается декор.

При коренном стилистическом единстве в разных частях Двуречья существовали некоторые отличия в характере исполнения статуй молящихся (так называемых адорантов) и богов. В городах на самом юге господствовали приземистые, укороченные пропорции фигур, круглая, шарообразная форма голов. Для Северного Двуречья были свойственны стройные вытянутые пропорции, более удлиненная форма голов и лиц. В группе скульптур из Южного Двуречья наиболее типичны две: статуя из базальта начальника житниц города Урука по имени Курлиль и открытая в Лагаше известняковая статуя молящейся женщины. Объемы обеих скульптур — сидящего со скрещенными ногами Курлиля и прямо стоящей женщины — чрезвычайно мало расчленены. В стилистическом же отношении подчеркивание только самого основного в силуэте и во всех частях фигур придает им монументальность, несмотря не их небольшую высоту. Спокойствие поз, уравновешенность правой и левой сторон скульптур сообщают им торжественность.

Важно: кинематографический эффект. Изображение развивается.Культ обожествленного правителя. Правитель = раб богов. Скульптуру выполняют по одним и тем же канонам.

  • Дворец Нарам-Суэна 22 в до н.э. (вертикальное членение)

  • Дианитовая статуэтка Гудеа (на одеждах изобр. Чертеж храма в Лагаше) – обращается к богам.

  • Гудеа статуя из дионита (3 метра)

studfiles.net

Система культур - Месопотамия

4.3. Культура Древней Месопотамии

 

Общая характеристика

 

Древние греки называли Месопотамией (Междуречье, или Двуречье) земли, расположенные между реками Тигр и Евфрат. В долине двух рек в IV тыс. до н.э. возник еще один очаг древних цивилизаций – культура столь же великая, как и в долине Нила. В отличие от Египта, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и сложилось одно государство, в Месопотамии сменяли друг друга различные государственные образования – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Здесь ассимилировали разные народы: воевали, торговали, возвышались, низвергались; строили и разрушали храмы и города. История и культура Двуречья более динамична по сравнению с консервативной и стабильной культурой Египта. Независимых городов-государств на территории Месопотамии в IV – III тыс. насчитывалось около 2 десятков. Наиболее значимыми из них были: Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад, а самым молодым Вавилон, культурное и политическое значение которого возросло во II тыс. до н.э. Поскольку культурный фундамент Месопотамии был заложен Шумерами, и большинство городов было основано ими, то древнейший период принято называть шумерским. В XXIV – XX в.в. усиливается мощь и влияние Аккада, народ которого очень многое воспринял у шумеров и с этого периода можно говорить о шумерско-аккадском царстве.

 

Географическое положение

 

Территория, лежащая между реками Тигр и Евфрат, простирается от гор Армении на севере до Персидского залива на юге. Она была наиболее удобной для широкого развития земледельческого хозяйства среди регионов Передней Азии. На западе граничит с сирийско-месопотамской степью, а на востоке – с горными кряжами Западного Ирана. Средняя и южная части Месопотамии представляют собой равнину, созданную наносными отложениями (аллювием) Тигра и Евфрата, рек, которые, периодически разливаясь, удобряют и орошают землю. Тигр берёт своё начало в горах Армении, к югу от Ванского озера. Истоки Евфрата лежат к востоку от Эрзерума на высоте 2 тыс. м. над уровнем моря. Течение Тигра отличается большой быстротой. Несмотря на то, что Тигр на 750 км короче Евфрата, он несёт вдвое больше воды, чем медленно текущий Евфрат, длина которого достигает 2 600 км. Берега Евфрата ниже берегов Тигра, поэтому Евфрат затопляет значительно большую территорию, и разлив его длится дольше, чем разлив Тигра, продолжаясь с середины марта до сентября. Русла обеих рек переместились в течение истекших пяти тысячелетий. Древние города Шумера и Аккада, как, например, Сиппар, Киш, Ниппур, Шуруп-пак, Урук и Ларса, были расположены на берегах Евфрата, как на то указывают сохранившиеся надписи. Ныне же развалины этих городов лежат к востоку от современного русла Евфрата. Тигр также переместил своё русло. Его течение отклонилось к северо-востоку. Таким образом, обе реки были ближе друг к другу, чем ныне. Тем самым и территория равнины, доступная орошению, была несколько меньше. Тигр и Евфрат были главными не только оросительными, но и транспортными магистралями; обе реки связывали Месопотамию с соседними странами, с древней Арменией (Урарту), Ираном, Малой Азией, Сирией.

 

Библейский Эдем

 

Тигр и Евфрат – это еще и библейские реки.

В Книге бытия читаем (2, 8-17): «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни среди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геоан]: он обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хидеккель [Тигр]: она протекает перед Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить. И заповедовал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Из четырех названных рек известны только две – Тигр и Евфрат. О том, что такое Гихон и Фисон, спорят до сих пор.

Периодические разливы Тигра и Евфрата, обусловленные таянием снегов в горах Армении, имели определённое значение для развития земледелия. Шумер, расположенный на юге Двуречья, и Аккад, занимавший среднюю часть, несколько отличались в климатическом отношении. В Шумере зима была сравнительно мягкой, здесь могла расти в диком виде финиковая пальма. По климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии, где зимой выпадает снег, и финиковая пальма не растет в диком виде.

Естественные богатства в Месопотамии не велики. Жирная и вязкая глина аллювиальной почвы была прекрасным сырьем в руках первобытного гончара. Смешивая глину с асфальтом, делали особо прочный материал, который заменял камень, редко встречающийся в южной части Двуречья.

Небогат и растительный мир. Древнейшее население акклиматизировало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение в хозяйственной жизни имели финиковая пальма и тростник. Древние надписи и изображения указывают на то, что здесь были известны различные породы диких и домашних животных. В восточных горах водились овцы (муфлоны) и козы, а в болотистых зарослях юга – дикие свиньи, которые были приручены уже в глубокой древности. Реки были богаты рыбой и птицей. Различные виды домашней птицы были известны как в Шумере, так и в Аккаде.

 

Древнейшие государства

 

Культура Месопотамии, возникшая не позднее IV тысячелетия до н.э. в бассейне рек Тигр и Евфрат, это результат творчества многих народов. Древние государства Месопотамии – Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия. В их городах находились дворцы царей и культовые сооружения, жилища земледельцев и ремесленников. Каждый город имел бога-покровителя, который управлял им опосредованно, через царя, последний был его земным подобием. Если народ одного города  завоевывал другой, то божество покоренного считалось подчиненным божеству завоевателей, а разрушение храма было равносильно политическому уничтожению города. При образовании крупных держав бог-покровитель политического и культурного центра, вокруг которого протекало объединение, становился верховным богом, отцом всех богов. Царь в качестве верховного жреца мог непосредственно общаться с богами, в тайны которых он был посвящен. По представлениям этой культуры царь – исполнитель воли богов, передавших в его руки ме – священные законы. Его долг заключается в установлении на земле порядка и в том, чтобы, согласно таким понятиям, как мудрость, справедливость, доброта, героизм,  вершить правосудие.

 

 

Шумерская цивилизация

 

Шумерская культура (наряду с египетской) – древнейшая культура, дошедшая до нас в памятниках собственной письменности. Она оказала существенное влияние на народы всего библейско-гомеровского мира (Ближний Восток, Средиземноморье, Западная Европа и Россия), и таким образом заложила культурные основы не только Двуречья, но и явилась, в определенном смысле, духовной опорой иудео-христианского типа культуры. Современная цивилизация делит мир на четыре сезона, 12 мес., 12 знаков зодиака, измеряет минуты и секунды шестью десятками. Впервые мы находим это у шумеров. Созвездия имеют шумерские именами, переведенные на греческий или арабский языки. Первая школа, известная из истории, возникла в г. Уре в начале 3 тыс. Иудеи, христиане и мусульмане, обращаясь к тексту Священных писаний, читают истории об Эдеме, грехопадении и потопе, о строителях Вавилонской башни, языки которых смешал господь, восходящие к шумерским источникам, обработанным еврейскими богословами. Известный из вавилонских, ассирийских, еврейских, греческих, сирийских источников царь-герой Гильгамеш – персонаж шумерских эпических поэм, повествующих о его подвигах и походах за бессмертием, почитался как бог и древний правитель. Первые законодательные акты шумеров способствовали развитию правовых отношений во всех частях древнего региона.

 

Хронологические рамки

 

Принятая в настоящее время хронология такова:

-         Протописьменный период (XXX-XXVIII в. до н.э.). Время прихода шумеров, возведение первых храмов и городов и изобретение письменности.

-         Ранннединастический период (XXVIII-XXIV в. до н.э). 1. Формирование государственности первых шумерских городов: Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др.; 2. Становление основных институтов шумерской культуры: храм и школа; 3. Междоусобные войны шумерских правителей за превосходство в регионе.

-         Период династии Аккада (XXIV-XXII в. до н.э). Становление единого государства: царство Шумера и Аккада. Саргон I основал столицу новой державы Аккад, объединившей в себе обе культурных общности: шумеров и семитов. Правление царей семитского происхождения, выходцев из Аккада, Саргонидов.

-         Эпоха кутиев. На шумерскую землю нападают дикие племена, которые управляют страной в течение столетия.

-         Эпоха III династии Ура. Период централизованного управления страной, засилья учетно-бюрократической системы, время расцвета школы и словесно-музыкальных искусств (XXI-XX в. до н.э). 1997 год до н.э  – конец шумерской цивилизации, погибшей под ударами эламитов, но основные институты и традиции продолжают существовать до прихода к власти вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э).

Приблизительно за 15 веков своей истории Шумер создал основу цивилизации в Месопотамии, оставив в наследство письменность, монументальные сооружения, идею справедливости и права, корни великой религиозной традиции.

confliktcultur.ucoz.ru

Приложение. Хронологические таблицы

История Месопотамии времен шумеров, аккадов, Ассирии и Вавилона до сих пор в значительной степени остается малоизученной. Зачастую новые находки, новые тексты или памятники с мемориальными надписями заставляют историков корректировать те или иные даты и периоды в жизни месопотамских государств. Особенно мало сведений по хронологии шумеров — они, как правило, не составляли хронологических списков или летописей. Знаменитый “Царский список”, относящийся ко временам III династии Ура, дает очень неточную хронологию — и за счет плохой сохранности копии списка, доступной древним переписчикам, и из-за того, что часть правителей из списка — чисто мифологические персонажи.

За основную точку отсчета хронологии месопотамских государств обычно берется период правления Хаммурапи в Вавилоне. Датировки более позднего исторического периода значительно более точны, поскольку ассирийские владыки составляли довольно подробные списки своих династий с указанием различных важных событий, происходивших в это время.

На помощь историкам в этом деле приходит и астрономия. В древних летописях и храмовых надписях порой встречаются упоминания о таких событиях, как солнечное затмение или комета, считавшихся божественными предзнаменованиями. С помощью современных методов достаточно легко с большой точностью определить даты этих событий.

Даты Южная Месопотамия (Шумер и Вавилония) Северная Месопотамия (Ассирия)
X-IX тысячелетие до н.э. Первые поселения земледельцев в Месопотамии  
6500 лет до н.э. Докерамическая культура  
Начало IV тысячелетия до н.э. Древнейшая месопотамская керамика и бронза  
1-я пол. IV тысячелетия до н.э. Эриду — первый город шумеров, колыбель шумерской цивилизации  
2-я пол. IV тысячелетия до н.э. Культура Эль-Обейда (дошумерский период)  
3000 — 2800 гг. до н.э. Зарождение шумерской пиктографии, Протописьменный период (культура Урука)  
2800 — 2700 гг. до н.э. Культура Джемдет-Насра (первые памятники шумерской письменности)  
2600 — 2350 гг. до н.э. Раннединастический период в Шумере. В Лагаше — время правления Лугальанды, реформы Уруинимгины. В Уруке — правление Лугальзаггеси, первая серьезная попытка объединения всех городов Шумера в единое царство Регулярные появления первых кочевых скотоводческих племен семитов
2350 — 2284 гг. до н.э. Время правления Саргона Древнего, возникновение Аккадского царства  
2284 — 2150 гг. до н.э. Правление Саргонидов в Шумере. Аккадское царство  
2150 — 2060 гг. до н.э. Нашествие кутиев, завоевание ими северной Месопотамии и северного Шумера (кроме Ура и Урука)  
2060 г. до н.э. Изгнание кутиев из Шумера  
2050-е годы до н.э. Правление Гудеа в Лагаше, последний подъем Лагаша как культурного и политического центра Шумера  
2050 — 1950 гг. до н.э. Правление III династии Ура, объединение Месопотамии под властью Царства Шумера и Аккада  
1950 г. до н.э. Вторжение кочевых племен амореев. Приход ассирийцев на территорию Междуречья.
1950 — 1700 гг. до н.э. Время мелких царств, частичный возврат к эпохе городов-государств Шумера. Образование Ассирийского царства со столицей в г. Ашшуре
1850 г. до н.э. Вавилон становится крупнейшим торговым центром и фактической столицей Южной Месопотамии. Основание I вавилонской династии, начало старовавилонского периода истории Двуречья. Начало староассирийского периода, объединение всей северной Месопотамии
1728 — 1686 гг. до н.э. Время правления Хаммурапи, шестого правителя I вавилонской династии. Конец старовавилонского периода  
1680 — 1530 гг. до н. э. Правление I вавилонской династии, постепенная утрата вавилонскими правителями власти над Месопотамией Рост политического и экономического влияния Ассирии
1530 — 1160 гг. до н.э. Захват Вавилонии кочевниками-касситами. Средневавилонский, или касситский период. Ассирия под властью царей Митанни
Рубеж XV-XIV вв. до н.э.   Ассирия подчиняет себе всю Месопотамию во время правления царя Ашшурубаллита
XIV-XI вв. до н.э.   Среднеассирийское время. Завоевательные походы Тиглатпаласара I (1116 — 1078 г. до н.э.), значительное усиление мощи Ассирии
1128 — 1105 гг. до н.э. Правление Навуходоносора I  
Конец XI в. до н.э.   Ослабление Ассирии под натиском кочевников, перенос столицы страны из Ашшура
900 — 605 гг. до н.э. Вавилон попадает в зависимость от Ассирийского царства, но остается привилегированным городом. Новоассирийское время. Объединение всей Месопотамии
809 — 804 гг. до н.э. Правление царицы Шаммурамат (Семирамиды) Перенос ассирийской столицы в Ниневию
745 — 727 гг. до н.э.   Правление Тиглатпаласара III, захват Ассирией Египта
704 — 680 гг. до н.э. Разрушение Вавилона войсками Синаххериба, потеря политической независимости Вавилонии Правление Синахериба. Отмена всех вольностей древних городов
669 — 633 гг. до н.э.   Правление Ашшурбанипала. Последний подъем политической мощи Ассирии. Культурный расцвет, формирование знаменитой “библиотеки Ашшурбанипала”
626 — 605 гг. до н.э. Восстание покоренных Ассирией вавилонян. Вторжение мидян на территорию Месопотамии
625 г. до н.э. Начало Нововавилонского периода. Последний подъем Вавилонии  
605 г. до н.э. Начало правления Навуходоносора II Поражение последнего ассирийского правителя Ашшурубаллита II. Гибель Ассирии
539 г. до н.э. Завоевание Вавилона персидскими войсками. Полное разрушение Вавилона  

mybiblioteka.su