Древние обряды масленица. Магия праздника «Масленица»: обряды и ритуалы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Праздник масленицы: древние традиции. Древние обряды масленица


Заговоры и ритуалы на Масленицу. Народная магия

Магия праздника «Масленица»: обряды и ритуалыМасленица считается традиционным праздником восточнославянских народов. Её характеризует многовековая история. Существуют поверья, что применение обрядов и ритуалов помогает разбогатеть, оздоровиться и обрести со временем счастье, включая настоящую любовь. Масленицу празднуют семь дней, торжества начинаются с понедельника. По дате это: 12 по 18 февраля 2018 года.

Не забываем при этом печь блины и ходить в гости!

Русский праздник «масленица» история и традиция

Русский праздник "масленица" история и традицияЕсли верить археологическим исследованиям, Масленицу можно считать самым старым сохранившимся славянским праздником. Она берёт своё начало в языческой традиции. В славянской мифологии Масленица — фестиваль Солнца, олицетворяемый древним богом Велесом и празднованием предстоящего окончания зимы. В христианской традиции Масленица — последняя неделя перед наступлением Великого поста.

Во время неё мясо уже запрещено к употреблению христианам православной церкви. Это последние семь дней, в течение которых не запрещается кушать целый спектр молочных продуктов, что привело к другому прозвищу праздника — «сырная неделя». Самой характерной пищей во время Масленицы можно назвать блинчики с начинкой. Такие блины делаются из продуктов, которые по-прежнему разрешены православной традицией — масло, яйца и молоко.

Поскольку Великий пост не включает в себя наличие светской музыки, танцев и других отвлечений от духовной жизни, Масленица представляет собой последний шанс принять участие в общественных мероприятиях.

Традиции Масленицы

Традиции МасленицыМасленичную неделю посторонние люди легко узнают по специальным обрядам. В древние времена славяне провожали холодную зиму и радовались приближению тёплой весны. Торжества сопровождались боями на кулаках, сожжением чучел, пепел которых развеивался на полях для того, чтобы уродил хороший урожай.

Празднуют с понедельника и заканчивают воскресеньем; славяне постепенно для каждого дня недели придумали своё прозвище:

  • первый день именовали «встречей»;
  • второй день — «заигрышем»;
  • третий — «лакомкой»;
  • четвёртый — «широким четвергом»;
  • пятый — «тёщиными вечерками»;
  • шестой — «заловкиными посиделками»;
  • седьмой и последний — «прощеным воскресеньем».

Традиции древних славян можно поделить на три главные категории-поклонения:

  • земледельческое;
  • брачно-семейное;
  • поминальное.

Развлечение в разновозрастной группе масленица, или брачно-семейная традиция

Развлечение в разновозрастной группе масленицаБрачно-семейная традиция относилась к важнейшей традиции во время Масленицы. Особо интересными следовало бы назвать новобрачные посиделки. Для молодых девушки и парня устраивали привселюдный просмотр, когда юная пара много раз целовалась на виду у взрослых. Некоторые крестьянки, замужние женщины более двенадцати месяцев, запрягались в сани и катали своих незамужних подруг, причём езда сопровождалась в обязательном порядке распеванием забавных песен и рассказыванием шуток.

В пятый день недели зять посещал тёщу, которая угощала его блинами. Делалось это для того, чтобы молодой человек не обижал свою жену. С другой стороны, неженатые мужчины носили в районе шей специальные колодки с поленами. Любопытно, что полено означало аллюзию на «вторую половину». Целые сутки холостякам приходилось заслушиваться подколками жителей деревни.

В воскресенье праздновать Масленицу заканчивали. В этот день мирились с родственниками, раздавали пищу бедным и поминали усопших.

Поминальная традиция

Поминальная традиция маленицыЛюбой памятный обряд во время Масленичных дней неразрывно соединён с выпечкой блинов, сожжением чучела или процессом стряпания специальной поминальной еды. Обычно хозяйки кухарили рыбные блюда, ведь мёртвая рыбёшка означала умершую душу.

Древние славяне гадали на снегу, во время готовки в блюдо добавляли талый снег. Ткачеством и прядением заниматься было запрещено. Считалось, что так можно прогневить души умерших родственников. Если не соблюдать подобные традиции, то семью ожидали бы неприятности.

Масленичный костёр также многим напоминает о необходимости почитать мёртвых. Считалось, что пламя приглашает умерших родственников посетить родной дом и сытно поужинать с живыми. Такими способами задабривали духов, чтобы избежать несчастий в будущем и искоренить родовые проклятия.

Земледельческая традиция

Земледельческая традиция в масленицеДревние славяне известны своим трудолюбием, они постоянно работали на полях. Потому первый блин, который спекла хозяйка, выносился из дома и преподносился в дар божествам Ярило и Весне. Ещё горячий блин клали сверху на землю. Считалось, что солнечные лучи так быстрее прогреют земельный покров, прогонят зиму, а красная Весна наступит намного быстрее.

Детвора часто любила кататься с таявших горок, которые пока что были покрыты ледяной коркой. Чем дальше сумеешь скатиться, тем богаче урожай соберут в этом году.

Славяне любили сытно и вкусно покушать во время Масленицы. Традиция гласила: насколько сытым ты ляжешь спать, значит, настолько богатым будет текущий год.

Ритуалы

Ритуалы в масленицуМасленица знаменита своими церемониями, которые насчитывают историю во многие века. Древние славяне верили, что правильно проведённый ритуал может привлечь к семье богатство и процветание. Например, один такой обряд подразумевает следующее: необходимо создать костёр, спалить в нём всё своё давнее имущество и озвучить вслух заговор.

Или после того, как Масленица закончится, нужно в первый день недели побывать там, где гуляет множество людей. Разгуливать между них следует до того момента, пока вам не посчастливится найти монетку. При помощи левой ладони она поднимается, читается специальный заговор, после чего денежка относится в свой дом и хранится двенадцать месяцев. В следующем году стоит возвратиться на место массовых гуляний и выбросить там, где она была найдена.

Незамужние девушки особо любили воскресенье, ведь именно тогда можно привлечь к себе жениха. Обычно юные девчата шли в людные места, читали мысленно слова заговора и трижды крестились. Бабушки часто говорили, что такой метод действует.

zdorovy-obraz.ru

Праздник масленицы: древние традиции



Любознательным на заметку

529

(6 голоса, среднее 4.00 из 5)

Рубрика: Любознательным на заметку

Праздник масленицыС принятием христианства на Руси сохранилось не так уж много языческих празднеств. Один из них, Масленица – праздник проводов зимы, стал, по сути, официальным церковным праздником, получив официальное название Сырная, или же Сыропустная, седмица. На церковнославянском седмицей называется воскресенье, а сама семидневная неделя так и именуется: «неделя».

Отмечают Масленицу за семь недель до Пасхи, перед началом Великого поста. Согласно канонам Православной церкви, Масленичная неделя – подготовка к сорокадневному посту, самому длинному в году. Начинаться Масленица может в промежутке с 3 февраля по 14 марта, а длится праздник семь дней.

По традиции, все семь дней Масленичной недели к столу подаются блины с самыми разнообразными начинками. Ну а церковное название «Сырная» походит от того, что на этой неделе употребляются молочные продукты, яйца и рыба, но мясо уже не едят. В отличие от всех остальных недель, Сырная седмица проходит без постов в среду и пятницу.

С давних времен считалось, что блинов нужно печь как можно больше, так как это способствует быстрейшему наступлению весны. На Масленичной неделе совершалось немало обрядов, основная цель которых – обеспечить в домах достаток, а на полях урожай, ускорить приход весны... Но были и другие обычаи. К примеру, первый блин всегда клали на так называемое «духовое» окошко, так как считалось, что на землю с приходом весны опускаются души уже умерших людей, стремясь помогать живым. Как раз для них – чтобы души не держали обиды – и клался на подоконник первый блин.

К слову, церковь за всю историю существования этого праздника ни разу не запрещала его основной атрибут – блины, несмотря на то, что блин – давний языческий символ солнца.

Блины испокон веков пеклись из дрожжевого теста, однако мука для них далеко не всегда бралась, как сейчас, преимущественно пшеничная. Раньше для выпечки блинов использовали муку самого различного происхождения: пшеничную, овсяную, ячменную, просяную и даже гороховую. Ну а исконно русский рецепт блинов – это блины, выпекаемые из гречишной муки. Они отличаются от пшеничных легким, приятным, кисловатым вкусом, более рыхлой и мягкой структурой.

Праздник масленицы

Во время Масленичной недели принято ходить в гости, помогать пожертвованиями нищим и угощать бедных. Также считается, что приглашение на блины – отличный способ помириться с родными или знакомыми, забыть все обиды и наладить испорченные за год отношения. Ну и, разумеется, Масленица – это бесконечные гуляния. Веселье на Масленицу длится всю неделю, считалось даже, что тем, кто проведет эти семь дней, не навеселившись от души, в течение всего дальнейшего года грозит жизнь в нужде и беде. Потому испокон веков Масленица – самый затяжной, самый веселый, самый шумный праздник в году.

Согласно древним поверьям, Масленица – дочь Мороза, родившаяся на Севере. Однажды, уже под конец зимы, в самую печальную пору года, Масленицу заметил человек. Он и позвал ее помочь людям – развеселить, согреть. И Масленица согласилась. Однако пришла к народу уже не хрупкая маленькая девочка, прятавшаяся в лесу за сугробами, а пышнотелая баба-хохотунья, с крупными, укрытыми румянцем, щеками и задорными, коварными глазами. Пришла и, схватив человека за руки, начала с ним плясать, веселиться чуть ли до потери сознания, разогрела кровь и заставила позабыть о зиме и морозах.

На масленицу на площадях ставили качели и карусели, проводились разные веселые конкурсы и состязания. Самые ловкие пытались снять заветный приз с верхушки высокого гладкого обледеневшего столба, а силачи принимали участие в кулачном бою. Впрочем, угощений и развлечений каждый день было столько, что любой без труда находил себе забаву по душе. Ну а для желающих полакомиться были готовы пряники, калачи, горячий чай из самовара, сбитень, орехи в сахаре и, разумеется, горячие свежие блины. Все это, как и многое другое, в больших количествах можно было найти в палатках или у лотошников.

При этом в развлечениях с одинаковой радостью участвовали как самые маленькие детки, так и взрослые. Все катались на салазках и санках, коньках или лыжах. Кстати, коньки приобрели особую популярность во второй половине XIX века, когда в городах начали сооружать заливные катки, куда приходили люди разных возрастов и разных сословий. Еще одним обязательным развлечением с давних времен были гонки на санях по дорогам и улицам, которые проводились как в деревнях, так и в городах.

Праздник масленицы

Масленица – самый озорной и веселый праздник в году, встреча весны и проводы холодной, морозной зимы. Весна, за ее тепло и оживление природы, воспринималась издревле как начало новой жизни, В честь Солнца, дающего жизнь всему вокруг, пеклись круглые пресные лепешки. Со временем, освоив технологию заквасного теста, народ стал печь румяные блины. Считалось, что вместе с его кусочком человек съедает небольшую частичку солнечного тепла и силы.

Также одним из основных, неизменных атрибутов этого праздника является чучело Масленицы. Его делали из соломы, наряжали в лапти, салоп, шапку, подпоясывали кушаком, а в руки давали сковороду для блинов или круглый, румяный масляный блин, откуда и пошло название для праздника и самого персонажа – Масленица. В последний день Масленичной недели это чучело с весельем и танцами сжигалось, что было своеобразным прощанием с зимой и холодами.

Для каждого дня на масленичной неделе есть свое собственное название.

Понедельник, иначе называющийся «Встречей», проводился в обсуждении мероприятий предстоящей недели. Свекры отправлялись к сватам, где все вместе обсуждали и решали, кого звать в гости, а к кому идти, когда кататься на санях и как вообще проводить эту неделю.

Во вторник, он же «Заигрыш», молодые парни и девушками ходили друг к другу в гости, катались на горках и кушали блины со сметаной. А название этого дня связано с тем, что многие игры, забавы и развлечения среди молодых людей часто сводились к сватовству, и после Великого поста, на Красной горке, игралось немало свадеб.

Среда, самый лакомый день Масленичной недели, так и называется – «Лакомка». В этот день особенно богатые угощения в каждом доме. Вот уж и вправду – ешь, сколько душа пожелает! Ну а к блинам подавались сыры, молоко, сметана и масло. В этот день, по традициям, теща приглашала к себе зятя с женой, у нее же собиралась вся жившая неподалеку родня. Видимо, отсюда и пошла поговорка «Поехать к теще на блины». Особенно трепетно к этому обычаю относились в семьях, где были недавно поженившиеся супруги.

Четверг называется «Разгульным». На этот день припадает основное веселье – частушки и песни, кулачные бои и состязания, множество веселых обрядов, одним из которых является создание своеобразного «поезда» – на привязанный к саням столб крепили колесо, на котором с калачами и вином восседал самый веселый мужик - затейник, юморист и балагур. За ним и этим «поездом» с песнями шли люди.

Пятница имеет второе название «Тещины вечерки». В этот день, в отличие от среды, родителей жены к себе на угощение приглашают уже зять с дочерью. Однако ритуал этого угощения имеет свои особенности – приглашенная теща с вечера присылала сковороды, таган и даже кадку, в которой готовилось тесто для блинов, в дом к супругам, а тесть должен был прислать кадушку сливочного масла и муку. Обычай звать в дом тещу с тестем с давних времен был довольно значимым – о приглашении зачастую знала вся родня и жители соседних домов, этим гордились, и для любых родителей такое приглашение являлось большой честью, в то время как пренебрежение этой традицией довольно строго осуждалось.

Суббота называлась «Золовкины посиделки». В этот день жена, по обычаю, звала к себе на блины родных мужа, устраивая угощение для своих свекрови и свекра.

И, наконец, последний день Масленой недели – «Проводы», или Прощеное воскресенье, день проводов Масленицы. Весь день соломенное чучело Масленицы чествовали особенно щедро. Устраивали яркое празднество, в конце которого приглашали Масленицу вернуться через год, затем увозили чучело за город и с песнями и плясками сжигали на костре.

В проповедях, читающихся в храмах и церквях, преобладает тема взаимного прощения и послушания, а как пример вспоминается библейский сказ об Адаме и Еве, изгнанных из Рая как раз за непослушание. Даже существует такой обычай – совершать чин прощения в храмах. Церковнослужители просят прощения у народа, а люд – друг у друга. По правилам, не простить нельзя, а, наоборот, необходимо всячески стараться простить и прибавлять при этом: «И ты меня прости».

В случае же, если обида слишком велика, можно ответить: «Бог простит», но держать зла в сердце на людей нельзя.

← Вербное воскресенье: традиции и обычаи 8 Марта – что подарить и как сориентироваться в море подарков →
 

Похожие публикации:

Подарки в нашей жизни. Что нельзя дарить и почему? Праздники – это настоящее украшение нашей жизни. Без них она казалась бы серой, скучной и однообразной. А какой праздник обходится без подарков? Будь то юбилей либо просто день рождения, годовщина свадьбы или Новый год, Рождество или Пасха – в эти и другие знаменательные дни, что называется, сам бог велел радовать наших родных, близких, друзей и коллег памятными презентами. Даже если виновник торжества словно отнеки...

А вы знаете, какого цвета любовь? Какие цветы дарить на свадьбу… В каждом цветке есть что-то таинственное, загадочное и волшебное. Нежные и хрупкие лепестки, которые так легко ломаются и облетают, но могут пробиться даже сквозь толщу асфальта. Притягательный завораживающий аромат, который без видимых причин нравится одним, но вызывает полнейшее отторжение у других. Оттенки и краски, которые могут символизировать одновременно и радость, и беду. ...

О грибах начинающему грибнику: как собирать и готовить грибы? Главное правило грибников Грибы - загадка природы, ее щедрый дар и полезный питательный продукт. Вдаваться в биологические подробности, природу и суть грибов, а также во все их разновидности мы не будем, поговорим лишь о тех, что растут в лесу и время от времени появляются на нашем столе, и о тех, что на них очень похожи, но не являются съедобными. Грибной сезон на территории России длится с мая по ноябрь, а в ...

Вербное воскресенье: традиции и обычаи За неделю до Светлого Пасхального воскресенья православные христиане украшают свой дом веточками вербы, ветлы, ивы в знак памяти о пальмовых ветвях, которыми был устлан путь Христа, входящего в Иерусалим. Издавна этот день на Руси носит название Вербного воскресенья. На столах главенствовали праздничные пироги – рыбники, а в сибирских городах и деревнях – икра. Несмотря на то, что праздник приходится на последнюю не...

8 Марта – что подарить и как сориентироваться в море подарков Похоже, лучший из подарков преподнесла всей женской половине человечества Клара Цеткин, которая чуть более ста лет назад предложила объявить 8 марта Днем международной борьбы за женское равноправие. Со временем революционная подоплека этого праздника оказалась утраченной, и ежегодно в этот день все мужчины поздравляют своих дам – жен, матерей, подруг, коллег и т. д. Вопрос, что подарить, сегодня не менее актуален, ч...

  Поделиться ссылкой:

www.xn--80acabqu3b5cza.xn--p1ai

Обряды и традиции масленицы на Руси

Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. Этот праздник считается отголоском дохристианских времен, когда славяне еще были язычниками.

В старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая.

Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам.

В понедельник Масленицу встречали. В этот день из соломы делали чучело Зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.

Вторник назывался «заигрыш». С этого дня по всей деревне начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления скоморохов и кукольных театров во главе с Петрушкой. На улицах расхаживали ряженые, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых санях.Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень. Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут.

Среда – лакомка - открывала угощение во всех домах культовым масленичным блюдом - блинами - и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

На четверг - разгул - приходилась середина игр и веселья. Именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои.

Если в среду зятья угощались блинами в доме у тещи, то в пятницу они устраивали у себя тещины вечера с блинами. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Вообще на Масленицу особое место отводилось теме семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на глазах, забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовальник» — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Традиция требовала, чтобы они нарядные выезжали «в люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно породнившихся семейств.

Суббота в Масленичной неделе была посвящена золовкиным посиделкам. Молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье получило название «Прощенное». В этот день близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими. В последний день Масленичной недели происходит самое интересное действо - проводы Масленицы - с торжественным сжиганием чучела Зимы. В большой костер люди бросали также блины и остатки угощения. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.Прощание с Масленицей

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду, очищая ее от жира и остатков скоромного.

platinym.livejournal.com

Масленица: история, обычаи и традиции

Обновлено: 19 декабря 2016г.

Масленица — шумный и веселый праздник, который любят взрослые и дети, но все ли знают, откуда пошли масленичные традиции? Об этом нам расскажет Тяботова Екатерина.

Древняя Русь — страна язычников. Дома и окрестности русичей всегда населяли множество богов, божеств и духов. Многие из них охраняли и оберегали человека, многие хотели ему навредить. Так или иначе, но человек научился жить со всеми ими в мире и согласии. Помогали ему в этом различные обряды. Масленица относится к одному из них.

Масленица — древний языческий праздник, связанный с движением солнца по небу и весенним солнцестоянием. Именно после масленицы солнце поворачивалось на весну, и зима заканчивалась. Очень долгое время Масленица была еще и празднованием нового года. Ведь до XVI века новый год на Руси начинался именно в марте, когда природа просыпалась ото сна.

Ничто не могло заставить наших предков отказаться от празднования Масленицы. Даже после принятия христианства обряд масленицы остался практически неизменным. Поменялась лишь дата празднования. Отныне она стала зависеть от начала великого поста.

Длится Масленица всю неделю. Считалось, что как проводят Масленицу, как задобрят ее, так и пройдет весь год. Поэтому никто не жалел ни сил, ни средств на эти дни. Такое пышное празднование в народе получило название «широкого», а саму Масленицу стали величать «широкой», «честной», «разорительницей».

Обряд сжигания чучела исходит из обряда жертвоприношения в честь богов Перуна и Ярила. Со временем живая жертва в виде ягненка была заменена на соломенное чучело. Чучелу поклонялись, ублажали. Наряжали в лучшие недели в течение всей недели.

maslenica

В последний день его с обрядовыми песнями сжигали на костре. Чем выше огонь и дым от костра поднимался в небо, тем быстрее до богов доходили просьбы людей о весне, солнце и хорошем урожае.

maslenica

Обязательным спутником масленицы всегда были блины. Блин обязательно должен быть круглой формы, так как символизирует само солнце. Блины делали и сладкими, и солеными, и с начинкой, и без начинки. Но самыми первыми были соленые блины с маслом и сметаной, которые готовили в огромном количестве и ели на протяжении всей недели. Для приготовления блинов брали 2-3 яйца, плошку воды и молока, немного соли. Добавляли муки, чтоб получилось жидкое тесто. Добавляли немного масла и жарили в печи с различными заговорами, чтоб огонь очистил блины. Первый блин никогда не ели, его отдавали домовому. Остальные блины можно было кушать самим и угощать гостей.

Помимо блинов обязательным угощением были сделанные из теста фигурки зверей и птиц. Некоторыми украшали избы, а некоторые можно было и съесть. Таким способом наши предки закликали, зазывали птиц возвращаться домой из чужой стороны, а зверям говорили о близкой весне.

Многие из этих традиций дошли и до наших времен. Каждый русский человек почитает и любит Масленицу. В наше время в православном календаре эта неделя зовется Сырной седмицей.

Понедельник — встреча

Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

Вторник — заигрыши

В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

Среда — лакомка

Другое название: Скоромная середа

В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг — разгул

Другие названия: рус. Разгуляй , Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг, Разгульный четверток.

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

Масленичные гулянья повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни.

Пятница — тёщины вечёрки

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Суббота — золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов.

Воскресенье — проводы

Также называется: Целовальник, Прощёный день, Заговенье, Прощёное воскресенье.Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.

Скоро Масленица, Великий Пост! Разнообразием насыщен, когда на улице мороз.

Неделя праздника шикарна и густа На всякие обычаи богата и чиста.

В прекрасный понедельник нарядим куклу мы, Из снега настроим высокие горы.

Во вторник рядом с белыми горами Возведем снежные крепости с ледяными дворами. И будем радостно вокруг плясать, Веселые частушки распевать.

К любимым тещам в среду Отведать вкусную еду, Приедем дружно семьями Поесть блинов сковороду.

Четверг – самый веселый день недели, Катаемся, поем и не едим, что прежде ели.

Теща к зятю в пятницу пожалует, Теперь и он ее блинами порадует.

Суббота издавна «золовкиными посиделками» нарекается, Тут уж, невестка подарками искренне бросается. А под вечер, под конец, Сжигают чучело-куклу храбрый в семье удалец.

В завершении недели в воскресенье, Попросим мы у всех прощения! Да здравствует Великая Масленица! От грехов избавляет неделя-волшебница!

Олеся Николаевна

А как вы отмечаете Масленицу? Присылайте свои рассказы и фотографии, с радостью опубликуем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите клавиши Ctrl+Enter. Спасибо, что помогаете делать наш портал лучше!

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Еще интересно:

Посмотрите также:
Свежие записи

 РубрикиРубрикиВыберите рубрикуКуклы своими руками  (101)Новости  (92)Поделки своими руками  (1 228)   Плетение из резиночек  (25)   Поделки из бисера и бусин  (35)   Поделки из бумаги  (281)   Поделки из конфет  (28)   Поделки из ниток и шерсти  (46)   Поделки из пластилина, глины, теста  (85)   Поделки из подручных материалов  (294)   Поделки из природных материалов  (125)      Поделки из бересты  (16)   Поделки из ткани  (193)   Рисунки — картинки  (42)Полезные советы  (4)Праздники  (279)   Подарки своими руками  (152)   Поздравления и стихи  (30)   Рецепты и сервировка  (49)   Что подарить  (18)Публикации педагогов  (110)Рукоделие  (626)   Бисероплетение  (29)   Валяние  (31)   Вышивка  (17)   Вязание  (249)      Вязание крючком  (197)         Аксессуары (вязание крючком)  (68)         Игрушки (вязание крючком)  (65)         Одежда (вязание крючком)  (58)      Вязание спицами  (48)         Аксессуары (вязание спицами)  (3)         Игрушки (вязание спицами)  (10)         Одежда (вязание спицами)  (34)   Декупаж  (43)   Канзаши  (31)   Квиллинг  (19)   Поделки из фоамирана  (18)   Полимерная глина и пластик  (11)   Работа с деревом  (10)   Роспись по ткани  (2)   Свит-дизайн  (29)   Скрапбукинг  (13)   Шитье  (115)      Аксессуары и предметы для дома  (37)      Игрушки  (44)      Одежда  (31)Сценарии  (83)   День рождения  (18)   Новогодние  (23)   Свадьба  (5)   Тематические  (28)   Школа и детский сад  (26)Техники рукоделия  (26)Это интересно  (73)

 Болит спина? Как вылечить остеохондроз stopor

podelki-doma.ru

Как на Руси праздновали масленицу

Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века И. М. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: У Власия и борода в масле.Масленица, масленица традиции, масленица обычаи, как на руси праздновали масленицу, празднование масленицы, масленица на руси, Масленица Петр I, блины на Масленицу, Масленица история, как раньше праздновали масленицу, катания на масленицу, катание с ледяных горок на масленицу, скоромохи на масленицу, балаганы на масленицу, взятие снежного городка на масленицу, катание в санях на масленицу, блины на масленицу, масленица на Руси Однако это еще не все о значении масленицы. Для славян Масленица долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называлась Масленица в народе - честной, широкой, обжорной, а то и разорительницей. Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников - отечественных и иностранных.

Как на Руси праздновали Масленицу

Масленица во времена Царя Алексея Михайловича

Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе (перед Великим постом) пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем. По рассказам Коллинса, после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста.

Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал:

В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности. По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется.Даже качели, которые любили устраивать на масленицу россияне, нередко для отчаянных удальцов становились причиной членовредительства, а то и гибели. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися.

Празднование Масленицы во времена Петра I

Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами.

Это подметил и секретарь австрийского посольства И. Г. Корб, приехавший в это время в Россию: На масленице пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие.

К немалому удивлению Корба, сам молодой царь задавал тон этому ниспровержению всяческих авторитетов. Корб стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда. Только что отстроенный Лефортов дворец освящал на масленицу шутовской патриарх, князь-папа, возглавлявший всешутейший и всепьянейший собор. Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а патриарх благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжав шийся двое суток. Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища. Иностранным представи телям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы.

Ф. В. Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году. По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади.

Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда на Масленицу. Тут был и князь-папа со своей шутовской свитой: В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином. За ним следовал Нептун: Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен. Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики (очевидно, ученики навигацкой школы).

Берхгольц рассказывал:

Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль.Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком.

А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась. Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.

Празднование Масленицы на Руси во времена Екатерины II

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием Торжествующая Минерва. Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки - мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Г. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. М. Херасков и А. П. Сумароков. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом.

Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине бриллиантовую масленицу.

Английский посол лорд Гаррис сообщал:

Императрице угодно было устроить в течение масленицы праздник, который своим великолепием и изяществом превзошел все, что можно придумать в этом роде. За ужином десерт подавался на драгоценных блюдах, сверкавших каменьями на сумму до двух миллионов фунтов стерлингов. Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поразивших англичанина своей ценой и редкостной красотой.

Катания с ледяных гор на Масленицу на Руси

Посетивший Россию в XVIII веке датчанин П. Хавен рассказывал: Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым.

Он имел в виду катание с высоких ледяных гор, ставшее неотъемлемой частью масленичных забав. Сначала для этого использовали естественные рельефы местности - высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой.

Ганноверского посланника Ф.-Х. Вебера, побывавшего в России во времена Петра I, это излюбленное развлечение русских привело в содрогание. У крутого, обледеневшего спуска реки уже вовсю шла потеха. Наверху стоял стол с водкой, которой - на дорожку - угощали катающихся. Под горой расположился оркестр, вокруг собрались толпы наблюдающих. Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга, на соломенный коврик. Для благополучного спуска следовало обладать незаурядными акробатическими способностями. Катальщики на огромной скорости неслись с горы, скользя по ледяным ухабам на пятой точке и задрав ноги кверху, чтобы не покалечить их и не приехать вниз нагишом: по свидетельству Вебера, при стремительном спуске от трения брюки, если не были прочны, рвались в клочья. Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся. И я могу на собственном опыте подтвердить, - продолжает Вебер, - что, когда был со всеми остальными принужден также проделать этот спуск и счастливо завершил гонку, я от головокружения почти ничего не слышал и не видел.

Со временем катальная потеха в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Вместо рогожек появились специальные санки, которые вначале напоминали лодки, поставленные на полозья и обитые внутри сукном. Но некоторые лихачи предпочитали спускаться с горок на коньках или просто на собственной подошве. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Катание с городских усовершенствованных гор стало платным и в прошлом веке стоило копейку.

Скоромохи и балаганы на Масленицу

Возле ледяных гор развертывалась на Масленицу бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой - Петрушка.

Вскоре на смену этим представлениям на Масленицу пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке живые картины. Хозяева балаганов чутко улавливали изменения зрелищных потребностей и вкусов публики. Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К. Брюллова Гибель Помпеи, как в одном из балаганов начали показывать живую картину на эту тему. Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот, живописные группы статистов... Правда, полуобнаженные помпеянцы отчаянно дрожали в промерзлом балагане, но невзыскательные зрители истолковывали это как ужас перед грозной стихией.

Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть Битву русских с кабардинцами или Взятие Карса, то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятие снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова?

Суриков В. И. Взятие снежного городка 1891  

Взятие снежного городка на Масленицу

Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.

Кулачные бои на Масленицу

Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. С. В. Максимов в Очерках народного быта рассказывал о традициях одного из уездных городков Пензенской губернии: В последний день масленицы <...> на базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика. Начинается с традиционной стенки, когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья.Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия.

Максимов писал: Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка...

Катание на санях на Масленицу

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу.Б.Кустодиев. Масленица (Масленичное Катание). 1919 Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд - предмет соперничества <...> Прелестная графиня Орлова была единственной женщиной, которая правила упряжкой, исполняя роль кучера своего отца. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня - четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину. Леди Блумфильд так описывала масленицу 1846 года в Петербурге: Все пространство большой Адмиралтейской площади было покрыто временными бараками и деревянными театрами, а также цирками, каруселями, ледяными горами и т. д., устроенными для развлечения народа. Дорога против Зимнего дворца была занята непрерывной линией карет, которые тянулись, точно в процессии, и были преимущественно наполнены детьми. В общем это было красивое и веселое зрелище, словно большая ярмарка. Во время масленицы люди всех классов, казалось, совсем теряли голову, думая только о том, как больше наполнить эту неделю удовольствиями и развлечениями.Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой молодые ездили по улицам казать себя и делали визиты родным и знакомым. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. Новоженов и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись. В Записках А. Т. Болотова есть любопытный эпизод, относящийся к времени правления Екатерины II. Великий князь Константин Павлович, только что женившийся, последовал народному обычаю и, подхватив свою молодую и посадя в открытые сани, один, без кнехта, без всяких дальних сборов и церемоний, ну по городу масленицею ездить и кататься и всем свою молодую показывать; а народу то и любо было. Сказывают, что сие узнала императрица и ей было неугодно, что он нарушил этикет, так что она не приказала ему без своего ведома давать лошадей. Масленица. Художник П.Н.Грузинский, 1889

Блины на Масленицу

Главное угощение на масленице - блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды:
  1. В понедельник - встреча масленицы.
  2. Во вторник - заигрыши.
  3. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины.
  4. В широкий четверг происходили самые людные санные катания.
  5. В пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение.
  6. Суббота отводилась золовкиным посиделкам.
  7. Воскресенье называлось прощеным днем.
Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: Простите меня, прошу вас, - на что отвечают: Бог вас простит, и меня простите тоже.

В XVII веке в этот день цари вместе со своими приближенными приходили прощаться к патриарху. А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал высоких гостей креплеными медами и рейнским вином.

Масленица на Руси

Впрочем, в каждой местности складывались собственные традиции распорядка масленой недели. Так проводы масленицы в одних губерниях начинались уже с пятницы, в других откладывались до воскресного вечера. По деревням с песнями и приговорами двигалась процессия с соломенным чучелом Масленицы, которую чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре. В некоторых местах во время проводов возили сани с укрепленным на столбе колесом; на колесе восседал румяный крепкий мужик, держа в одной руке штоф вина, а в другой - калач. Колесо, вероятно, символизировало круговорот годового солнечного движения. Что касается фигуры мужика с калачом, то исследователи народного быта видели в нем или олицетворение масленицы или воспоминание о языческом божестве, покровителе плодородия и семейных достатков.

Вполне возможно, что масленичные шествия, столь полюбившиеся Петру I, своими истоками были связаны и с этими простонародными традициями. Сам Петр в подобных процессиях старался играть скромную роль, нарядившись то шкипером, то барабанщиком, а его супруга часто была одета голландской крестьянкой. Зато крестьянин на масленой неделе мог превратиться в царя. В конце XVII века тверской помещик Н. Б. Пушкин донес, что его крестьяне в субботу на масленице выбрали себе царя, с великим торжеством водили его по деревням и всполохи чинили с знаменами и с барабанами и с ружьем. Перепуганный помещик усмотрел в игровом действе проводов масленицы политическую крамолу.

Драматург А. Н. Островский, задумав ввести в пьесу Снегурочка сцену проводов масленицы, записывал обрядовые праздничные песни, услышанные в русских деревнях. И в Снегурочке племя берендеев, жившее в доисторические времена, прощалось с масленой неделей так же, как и современники драматурга, как, может быть, и сейчас еще прощаются с ней в русской глубинке:

Прощай, честная Масляна! Коль быть живым, увидимся. Хоть год прождать, Да ведать-знать, Что Масляна придет опять...

Кандидат филологических наук И. Грачева

Ранее на тему Масленица:

www.nexplorer.ru

Масленица обряды

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Где праздновать масленицу? Среди разнообразных масленичных обычаев заметное место занимают   обряды, относящиеся к хозяйственным делам   и, в частности, магические действия, направленные на усиление роста культурных растений. Например, для того, чтобы лен и конопля выросли “ДОЛГИМИ” (ВЫСОКИМИ), в России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели и т. п. Кое-где на Украине и в Белоруссии женщины веселились и гуляли в масленичный четверг (называемый Власием и Волосием), полагая, что от этого скот в хозяйстве будет лучше вестись.

Обрядовая еда

Повсеместно пеклись блины, лепешки, ватрушки, жарились яичницы, варились кисели (клюквенный и овсяный). Готовилась и специальная обрядовая еда - сырница (творог с маслом, переложенные слоями). Со стола не убирали на ночь - оставляли "родителям поесть". С трапезой было связано и ритуальное угощение молодых - "зять к теще на блины" приезжал.

Катание

КАТАЛИСЬ всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей - для того, "чтобы лен долгий, хороший вырос". Праздничная форма катаний - "наперегонки".

Катания РЯЖЕНЫХ - "потешный мужик запрягал лошадь в корыто и ехал, распевая песни"; персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены в сокращенном виде.

Сожжение чучела зимы

СОЖЖЕНИЕ МАСЛЕНИЦЫ - в последний день. "Хлам" и дрова на костер собирали по деревне. Участники обряда: дети, женщины, старухи. Жгли на поле берещенники, солому, веники, корзины с сеном, снопы, бочки, колеса, часто укрепляя на высоких кольях, жердях, стволах сухих деревьев (сосен). "ЧУЧЕЛО" - пук соломы в платке, завязанном "по-бабьи" и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем," и внутри зажигали огонь. С заранее подготов-ленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали (часто также встречается упоминание о пляске на перекрестках). У костра кричали:"Прощай, Маслена ерзовая!", "Гори-гори, Масленца, чтобы не погасла! Куды дым, туды блин, туды Масленка!" и прощались друг с другом. Зажигание костров могло объединяться с катаниями: сооружали ворота, оборачивали их соломой и зажигали, через них проезжали на лошадях. Основные сюжеты песен на Масленицу:

"Дорогая ты наша Масленица, полюбовная наша катаница"

"Дорогая-та наша Масленица да дорогие и гостечки"

"Широкая наша Масляна, дотянися до Петрова дня"

Ритуальные игры

Одна из обрядовых игр в Масленицу - " шелыга "("хохлатая шелёга"). Ритуальные бесчинства - таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали.

Чистый понедельник

С чистым понедельником связано представление о том, что необходимо как можно дольше спать и позже встать утром, чтобы вырос хороший лен.

Проводы масленицы

Кульминационным моментом всего празднества были проводы Масленицы. Они совершались в последний день - "прощеное" воскресенье. Сожжение (похороны) Масленицы происходило за околицей деревни, в поле. В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем - обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия. Об обряде встречи весны у русских напоминали "жаворонки", испеченные из теста в виде птички, с которыми 9 марта (день сорока мучеников по христианскому календарю) дети бегали по улице и выкрикивали стишки о весне:

Кулики, жаворонки, Прилетите к нам, Принесите нам Весну-красну. Нам зима надоела, Весь хлебушек поела, И кормок подобрала, И скотину согнала. 

23 апреля - в Егорьев день (день Св. Георгия, Юрия, покровителя скота) при первом выгоне скота проводились некоторые обрядовые действия - обереги, например, окуривание стада с целью предохранения его от порчи и болезней. Это был праздник пастухов, наиболее уважаемых людей в деревне, и самой скотины. Но в целом после масленицы общественная жизнь замирала и вновь оживлялась с Пасхой.

Карнавал

В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу древний священный образ божества. Сначала ее (т.е. куклу) с почестями водили по деревне, а затем, под хохот и народное веселье "убивали" разрывали на части, жгли на костре, топили в воде. Дикость? Ни в коем случае. И вообще никогда и ничто не стремитесь сразу огульно оговаривать и охаивать. Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение.

Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.

Кстати, вот вам еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье - в последний день праздника (к сожалению этот ритуал праздника почти утрачен).

"Сударыню-Масленицу" взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный "поезд": целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего "Сударыня-Масленица" сжигалась на костре со словами: "Гори, блины, гори, Масленица!" Блинами как бы хоронили Масленицу (блины исстари были, кроме всего прочего, символом поминовения усопших), принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия. Как мы уже говорили, ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

С чем связан обычай печь на масленицу блины

Ее происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. 

Праздник масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет. "Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", писал А. Куприн. Со временем масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.

Игра "в Калашникова"

Есть два варианта. Вариант первый - двое садят друг другу в грудь кулаками по очереди, пока кто-нибудь не сдастся. Вариант второй - на землю кладут две палки. Выигравшим считается тот, кто ударом заставит противника потерять равновесие и отступить (или улететь:) за палку. Наносить удар в область сердца считается неэтичным. По горлу тоже не бьют. Принимая удар, нельзя разворачивать корпус. В живот можно если договорятся. Вперед шагать тоже нельзя.

Играли не только в деревнях, но и в городах - и кадеты, и взрослые. Некоторые обходились с противником весьма вежливо, некоторые били со всей дури. Было сразу видно, умеет человек принимать удар или нет.

Следующую забаву особо представлять не надо. С каждой строны по двое - "Конь и Всадник". Думаю, еще в школе все в неё играли. Цель - свалить противников на землю - хотя бы верхнего. Очень много от "коня" зависит.

 Масленица песни

Хороводные песни

Хороводные песни исполнители отчетливо разделяют на: весенний, летний и осенне-зимний циклы. Бытовало три типа хороводных построений: движение по кругу, взявшись за руки; извилистой линией - змейкой (т.н. "кривой танок") и "стенка на стенку" (Рисунок хоровода, в котором участники встают в два ряда, один против другого, и поочередно, исполняя куплеты песни, подходят к противоположному ряду, кланяются и отступают на свое место. Содержание такого хоровода строится по типу: вопрос-ответ). Если того требовало содержание песни, то внутри круга разыгрывался какой-либо традиционный сюжет.

Протяжные песни

Самыми глубокими и содержательными были протяжные песни. Среди них особенно интересны исторические, рекрутские, а также, особенно любимые в народе лирические песни о безответной любви, которые научно принято называть "жестокими" романсами. 

Самарская Лука, Жигулевские горы издавна были местом, где находила свое убежище так называемая "волжская вольница", а попросту говоря, разбойничьи шайки беглых людей, которые занимались грабежами и наводили страх на местное население. Может быть поэтому, среди протяжных песен так много разбойничьих, тюремных, балладных, которые сами исполнители называют "тревожными". Наиболее известными из них по всей России являются песни "Утес Стеньки Разина" и "Свадьба" (или "Из-за острова на стрежень ...").

Кроме песен народом слагались многочисленные легенды, предания, сказки и т.д.

Встреча масленицы

Понедельник - встреча А мы Масленицу встречали, Повстречали, душа, повстречали, На горушке побывали, Блином гору выстилали, Сыром гору набивали, Маслом гору поливали, Поливали, душа, поливали.

Величальные песни

Вот одна из распространенных величальных песен в честь Масленицы:

Дорогая наша Масленица, Авдотьюшка Изотьевна! Дуня белая, Дуня румяная, Коса длинная, триаршинная, Лента алая, двуполтинная, Платок беленький, новомодненький, Брови черные, наведенные, Шуба синяя, ласткй красные, Лапти частые головастые, Портянки белые, набеленные!

О купце Калашникове

Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву-реку, на кулачный бой, Разгуляться для праздника, потешиться. И приехал царь со дружиною, Со боярами и опричниками, И велел растянуть цепь серебряную, Чистым золотом в кольцах спаянную. Оцепили место в двадцать пять сажен Для охотницкого бою, одиночного. И велел тогда царь Иван Васильевич Клич кликать звонким голосом: LОй, уж где вы, добрые молодцы? Вы потешьте царя нашего батюшку, Выходите-ка в широкий круг; Кто побьет кого, того царь наградит, кто будет побит, того бог простит!¦                                М. Лермонтов

"Снегурочка" А.Н.Островского"

Думая о весне, крестьяне-берендеи пели:

Масленица - мокрохвостка! Приезжай домой со двора, Отошла твоя пора! У нас с гор потоки, Заиграй овражки, Выверни оглобли, Налаживай соху! Весна-красна, Наша ладушка пришла!

Прощальные песни

В прощальных песнях последнего воскресенья Масленицы слышны уже минорные интонации. В них Масленица упрекается в том, что она обманула, разорила их, все поела и посадила на Великий пост. Но основное содержание этих песен легко понять из начальных слов:

Полно, зимушка, зимовать

http://www.maslenitsa.ru/

Широкая Масленица – исторические факты Сценарии Масленицы Масленичная неделя. Сценарии на каждый день Масленица для детей Блины на масленицу

www.nnmama.ru

Обряды на Масленицу

обряды на масленицу

Масленица – любимый праздник христиан, доставшийся им от их языческих предшественников. Появление праздника легко объясняется – это проводы зимы, прощание со всем старым и отжившим, встреча весны и радость, связанная с обновлением природы. Все обряды на Масленицу выполнялись с единой целью – чем громче будет встречена весна, тем лучше будут расти сельскохозяйственные культуры и скот. А для этого существовало масса магических ритуалов и обрядов на масленицу.

Обряды

К примеру, во имя хорошего урожая, чтобы лен и конопля выросли как можно выше, женщины и дети катались с гор, стараясь съехать как можно дальше. Среди женщин были приняты драки, гуляния, и, конечно, песни-пляски.

Для хорошего прироста скота гулять надо было особенно активно в масленичный четверг (на Власия и Волосия).

Среди обрядов и традиций Масленицы огромное внимание уделялось катаниям. Катались с четверга по чистый понедельник. Женщины катали детей на санях (чтобы лен вырос), катались по всей деревне и по озерам. Все катания для повышения азарта и веселия проводились наперегонки.

Ездили на запряженных в корыто лошадях, это называется «катание ряженых». И, в данном случае, этим обрядом занимались мужчины.

Еда

Особое место в традициях и обрядах на Масленицу занимает, конечно, еда. Во-первых, блины – главное блюдо масленичных празднеств, но, отнюдь не единственное. Пекли ватрушки и пироги, лепешки, жарили яичницы, варили овсяные и клюквенные кисели. Одно из коронных блюд – сырница. Сырница – это очень калорийный пирог, состоящий из творога, переложенного слоями с маслом.

Не забывали и об усопших. На ночь, чтобы духи не обиделись, вся еда оставалась на столе, чтобы «родители» тоже могли попраздновать. Духи могли благословить урожай и прирост скота, а могли и свести на нет все старания и громкие гуляния живых.

Чучело

Об обряде сжигания чучела на Масленицу слышали даже самые отдаленные от религии и язычества люди. Чучело – это пук соломы, одетый в кофточку и с платком завязанным «по-бабьи». Это чучело подготавливалось заранее – всю масленичную неделю с ним гоняли по деревне и пугали друг друга.

Костер разводили в последний день Масленицы. Дрова, мусор, старые вещи, ветки собирали по всей деревне. Костер складывали «колодцем» - на его верхушку клали чучело, часто наколотое на кол. На праздничном костре сжигали все «старье»: корзинки, старые вещи, остатки еды, сена, все отжившее. Это были похороны зимы, а значит, нужно было избавиться от всего старого.

Обряд сжигания чучела Масленицы проходил на околице, за пределами деревни. Во время сжигания старухи угощали всех у костра блинами, вокруг костра плясали и пели разные обрядовые песни. Сооружали ворота и поджигали их – через ворота должны были проезжать мужики с конями, запряженными в корыта.

Через костры прыгали, а дети бегали с жаворонками, испеченными из теста, и рассказывали стишки о весне.

А в чистый понедельник нужно было заставить себя встать как можно позже, чтобы лен, как мы уже знаем, вырос повыше.

Магия на Масленицу

Масленица – это старинный языческий праздник с очень сильной и древней энергетикой. Это благоприятное время для проведения различных магических ритуалов, к примеру, ритуала по исполнению желаний.

обряд сжигания чучела масленицы

Произносить слова колдовства следует в масленичное воскресенье перед сном.

«Засветись, звезда ясная по поднебесью,

на радость миру крещенному,

загорись огнем негасимым на утеху православным

Ты заглянь, звезда, в дом раба Божьего (имя).

Ты освяти, звезда ясная, огнем негасимым мой дом.

Желание услышь мое (сказать свое желание). Аминь».

После прочтения заговора на исполнение желаний нужно перекреститься трижды и поклониться.

 

womanadvice.ru