Изображения древних женщин. Шейла-на-Гиг - древний и красноречивый символ Богини-подательницы жизни.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как менялись представления о красотев разные эпохи? Изображения древних женщин


Эволюция идеала женской красоты — Spinoza

Идеал красоты каждой эпохи зависит от главных тенденций века.Как мало существует моральная идея, так мало существуют и абсолютные понятия о красоте.

Эдуард Фукс

Как и по каким причинам изменялось  представление о женской красоте? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно смотреть на идеал эпохи через призму исторически сложившихся общественных отношений, которые выражаются этом идеале.

Венера» из пещеры Холе-Фельс. 35 тыс. лет до нашей эры.

Уже в древние времена люди кроме предметов быта создавали человеческие фигурки. Возраст самой древней женской статуэтки, известной человечеству — 40 тысяч лет. Первые скульптуры олицетворяли именно женщину — это выражение особого положения женщины в обществе организованном по принципу материнского рода. Они имели преимущественно культовый характер. Женщина, которая была главой рода, возносилась до ранга всеобщей матери. Ошибочным было бы считать, что идеал красоты тогда формировался под влиянием желания нравиться мужчинам, которые были ниже по социальному статусу.

Венера из Виллендорфа. 24-22 тыс. лет до нашей эры.

Проще говоря, женщина изображалась только из-за того, что только она и была полноценным и полноправным человеком в обществе, где основной целью производства был человеческий род. Изображение женщины имело ярко выраженные половые признаки, и во многих случаях она была беременна.  Здоровые женщины рождали здоровых детей, а это ценилось очень высоко. В изображения древние люди вкладывали то, что символизировало здорового человека.

Собственно говоря, по скульптурам периода матриархата еще нельзя судить об идеале красивого женского тела. Они являются только несомненным подтверждением того, что женщина занимала в обществе достойное место и еще не была превращена в рабыню, как это случилось в эпоху утверждения частной собственности и неразрывно связанного с ней патриархата.

В Античной Греции изображение людей впервые приобретает признаки искусства. Можно не сомневаться, что известные скульпторы древнегреческих богов носили идеальный характер. Мраморная скульптура богини красоты и любви Афродиты отображает эллинские нормы красоты и представления о гармонии женского тела.

Пракситель. Афродита Книдская (Афродита Браски). Примерно 340 г. до нашей эры. Римская копия I в. до нашей эры.

Знания древних греков избавлялись от мифологической окраски и приобрели характер науки, и, соответственно, красоту они пытались объяснить как форму бытия. Пифагор считал, что красота исходит из гармонии и соотношения размеров. Он даже искал соответствующее числовое соотношение. Аристотель говорил, что красота — в определенном соотношении частей целого, симметрии и упорядоченности, органической целостности. Яркие воплощения идеалов античной красоты — это статуи Аполлона и Артемиды. Их тела молоды и совершенны, мысли — благородны. Типичная черта греческих изображений — это гармония пропорций, природная красота, молодость, частичная или полная оголенность тела. Таким образом, красота женщины в то время выражалась в красоте тела. Но нельзя забывать, что греки изображали не женщин, а богинь. Если же посмотреть на картину реальной жизни греков, то можно говорить о незавидном положении женщины в обществе. Женам отводилась роль деторождения и ведения домашнего хозяйства, которое уже не имело значение ведущей общественной деятельности, как в обществе, базирующемся на материнском роде. Статус человека имели только гетеры — ими восхищались, их воспевали в стихах. Возможно, именно их тела вдохновляли скульпторов. Хотя вернее было бы сказать, что богини достались грекам из матриархата. Полное доминирование отцовского права привело к тому, что женщина жила ради удовлетворения потребностей мужчины.

Рим практически целиком перенял греческую культуру. Но все же римляне чаще изображали реальных людей. Это были и знатные патриции, и плебеи, и гладиаторы, и даже рабы. В целом, одна из главных заслуг римлян — в том, что они сохранили для мира древнегреческую культуру, поскольку следующие поколения, живущие на территории Древней Греции, не стремились защищать плоды греческой культуры.

Св. Мария. XII век

Идеалы женской красоты были отображением половой морали. В Средневековье господствовала религиозная мораль. Нормой морали стал аскетизм; все телесное провозглашалось греховным. Преобладающим видом художественной деятельности была иконопись.  Женским идеалом того времени стала Богоматерь. Ее чаще всего изображали в полностью закрытом одеянии, в темной гамме, худой, с лицом, полным скорби. Плоть стала греховной, половые отношения оправдывались лишь для продолжения рода, поэтому не удивительно, что идеалом красоты того времени стали ангелы, существа, вообще не имеющие пола.

С развитием производства повышалось благосостояние людей, особенно в городах, и Деву Марию стали изображать более полной и с пухленьким младенцем на руках. Тотальная церковная цензура в сфере половой морали нередко приводила к комическим парадоксам. Например, церковь всегда пыталась бороться с проституцией, остатками античности в виде оргий, вакханалий и т. д. Символом этих явлений становились ведьмы, которые на иконах типа «Страшного суда» изображались с распущенными волосами и почти всегда голыми. Таким образом, изображение казни ведьм значительно оживляет перечень скупых женских портретов и образов на иконах. В следующие эпохи ведьмы будут изображаться как символ мистики и свободной любви.

Эпоху Средневековья сменила следующая. Почему феодализм постепенно сдавал позиции? – Усовершенствовались орудия труда, развивалась торговля, были налажены пути сообщения между отдельными провинциями и между разными странами. Совершались великие географические открытия. Местности, которые находились на пересечении путей, стали центрами торговли. В них и начала развиваться новая культура. Общая интеграция дает право вести речь об обобщении идеала красоты для Европы, хотя мы знаем, что она развивались достаточно неоднородно. В любом случае, идеал красоты Ренессанса отличался от идеала красоты предыдущей эпохи. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Красота теперь снова неотрывно связана с превознесением тела, а не умерщвления плоти. Люди вспомнили, что когда-то они это уже видели, и искусство взяло за образец достижения Античности.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1486 г.

В моду вошло стремление к полярной противоположности полов, и это поставило следующее правило: совершенная красота содержится в выражении половых отличий мужчины и женщины.

Вечеллио Тициан. Венера Анадиомена. 1520

Подчеркнутые женские половые признаки стали залогом красоты. С другой стороны, мода на здоровье диктовала женщине иметь все данные для материнства — в первую очередь, большую грудь. Красивыми считали широкие бедра, крепкую талию и толстые ягодицы. Девичья красота постепенно уступала красоте зрелой женщины. Одежда стала более открытой. В эпоху Возрождения не запрещается позировать для картин обнаженными. Среди аристократов даже возникает определенная мода изображать своих любимых в костюме Евы.

Развивающееся производство требовало увеличения количества рабочих рук, то есть рождения большего количества детей. Это обуславливало моду на беременность. Очень часто женщин на портретах изображали беременными.

Развитие новых общественных отношений породило новую половую мораль. В странах Европы правила аристократия, поэтому идеал красоты здесь воплощается в аристократическом идеале. Стремления следующие: женщина — это изысканный источник удовольствия. Это — главные принципы изображения женщины в эпоху абсолютизма. Идеалы красоты дворян и простых людей значительно расходились.

Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет мадемуазель Ривьер. 1805 г.

Для простолюдина главным условием красоты является приспособленность человеческого тела к работе и к продолжению рода. Поэтому крестьяне мечтали о пышной, румяной супруге, которая способна к хорошему труду и к рождению крепких детей. Крестьянка, которая хорошо работает, должна хорошо питаться, а физический труд не даст ей ожиреть. Аристократы были противоположны в своих вкусах. В эпоху абсолютизма для них красивым представлялось лишь то, что оказывается непригодным к труду. Это отображалось в их идеале красоты: тонкие руки, маленькие ножки, нежное тело. В принципе, подобные эстетические тенденции характерны для всех классовых обществ. В Китае ноги девочкам забивали в деревянные колодки, и они не могли не только работать, но и нормально ходить.

Для еще лучшего вида была нужна пикантность. Красота тела уже не связана с наготой — обнаженными становятся лишь некоторые части тела, а одежда дамы активно подчеркивает их. Люди любят теперь больше всего юность и признают только ее красоту. Женщина никогда не становится старше двадцати.

Сергей Зарянко. Портрет кн. М.В. Воронцовой. 1851 г.

Для способа жизни аристократок беременность и кормление ребенка становится неприемлемым. Это не только выбивает женщину на определенное время из придворной жизни, но еще и вредит красоте ее тела. Поэтому среди портретов дворянок того времени трудно найти беременных.

Как известно, в период галантности популярными становятся куртизанство и проституция. Это, в свою очередь, не могло не повлиять на идеал женской красоты. Лицо женщин уже не несет суровости и чистоты, как в Средневековье. Напротив, им присуща некоторая развратность. Пикантна интересная бледность лица — символ хрупкости — а также отпечаток, наложенный на лицо ночами, посвященными любви.

Закономерным результатом развития общественных отношений стала политическая революция, в наиболее чистом виде разразившаяся во Франции.

Главные духовные вдохновители революции — просветители — по-новому описали идеальную для них женщину, и исходили они из идеальных половых отношений. Воспевался честный брак, которому предшествовала романтическая любовь, то есть брак становился вершиной любви. В обществе осознали необходимость крепкого брака: буржуазия в своем начальном состоянии находила в семье надежную опору. Вершиной брака стали дети. Неверность, которая до того была чуть ли не обязательным условием любви, теперь строго осуждалась. Также осуждались обществом куртизанство и проституция, которые, впрочем, никуда не делись. Но красота женщин во многом опять связывалась со способностью рождать. Требовались соответственные физические данные. Полнота указывала на регулярное и обильное питание, что, в свою очередь, свидетельствовало о материальном благосостоянии, привлекавшем теперь больше, чем женщина.

По мере того, как деньги приобретали все большую силу, ломая все сословные и другие непосредственные связи между людьми, утверждался принцип — за деньги можно купить все, в том числе и «любовь». Поэтому проституция не могла не выйти снова из подполья. Новые денежные отношения подчинили себе мораль. В норме морали стали браки по расчету. По приведенному выше принципу человек тоже стал товаром.

Николай Ярошенко. Курсистка. 1883 г.

Все это находит отображение в искусстве. Картины того времени достаточно часто изобличали изъяны общества. Появился такой вид художественного творчества как карикатура. Художественные течения, как правило, шли в ногу с литературой. Литературные течения, отображающие эпоху, показывали ее идеалы. Романтизм, реализм, символизм и другие течения, безусловно, тоже немало повлияли на формирование идеала женской красоты.

Предыдущие идеалы касались женского тела. Фактически это были мужские идеалы женской красоты — сугубо патриархальные идеалы.

Однако в ХIX веке женщину начинают изображать как человека. Художники, которые придерживались передовых демократических взглядов, ищут в женщине не просто телесную красоту, но и душу, ум. На лице, кроме утонченных черт, впервые появляются мысли. Теперь на картинах женщина из объекта удовольствия превращается в субъект человеческих отношений. Как пример можно рассмотреть картину русского художника Ярошенко «Курсистка». Главный «персонаж» этой картины — сверток с книгами и конспектами. Он свидетельствует о духовной красоте девушки, которая идет на учебу (или возвращается). Лишь одно это обстоятельство придает красоту внешнему виду девушки.

К сожалению, это направление в изображении женской (собственно, человеческой) красоты в искусстве не получило должного развития, не считая некоторых направлений, самым ярким из которых был в этом плане так называемый социалистический реализм.

Борис Иогансон. Рабфак идет (Вузовцы). 1928 г.

В начале прошлого века возникло много модернистских течений, которые связаны с разложением художественной формы.

Художники уже не писали целое тело, а стремились изобразить его фрагментарно. Женщину тоже стали писать состоящей из частей. Вместо фигуры — «салат» из ног, рук, бедер, груди, причесок. Это касается искусства.

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы. 1907 г.

С глобализацией и с развитием технических средств набирает обороты так называемая массовая культура и культур индустрия. С появлением массовой культуры грани стираются, а визуальные образы и идеалы становятся общими для людей, имеющих разное социальное положение, которые в массе своей слушают попсу и смотрят попсовые фильмы. В продукте массовой культуры проявляется усредненный идеал эпохи. Не малую роль здесь играет такое элемент массовой культуры как реклама.

Альфонс Муха. Монако Монте-Карло. 1897 г.

Теперь идеалами женской красоты на целые десятилетия становятся киноактрисы.После распространения модернизма, где часто исчезал и разлагался образ, возник кризис в художественном творчестве. Некоторые художники заявили, что искусство умерло, и время перейти от изображения к производству самых вещей. Кто-то оставил занятия живописью, а более рассудительные попробовали использовать новейшее искусство в области рекламы и промышленности.На протяжении прошлого века идеал красоты изменялся несколько раз, но причинами этих изменений были уже не революции в общественной жизни, а появление все большего разнообразия товаров для тела, в которых нужно было сформировать потребность.

Целостного понятия идеала женской красоты уже не существует. Он постепенно исчезает. Последний такой «наиболее популярный» идеал — это эталон красоты, сформированный 25 лет назад владелицей одного модельного агентства в Нью-Йорке. Понятно, что здесь не идеализируют красоту и здоровье тела, а стремятся показать красоту одежды.

Женщина должна быть похожа на манекен. Требования к телу следующие: минимум метр семьдесят роста, шелковые волосы, нежные плечи, длинная шея, узкая талия, тоненькие руки, широко расставленные глаза, не очень большой рот и не очень узкие губы. Об уме и каком-либо совершенстве чувств тут, как видите, не упоминается.

Женская красота сейчас стала растиражированной торговой маркой. Ею занимаются не только отдельные агентства, компании, а целые отрасли промышленности. Под влиянием массовых изображений женщины у современного человека формируется определенный «желаемый» идеал, суть которого состоит в том, что женщина как раз и выступает чистым символом желания — желания владеть всеми вещами, которые рекламируются с помощью женской красоты.

 

Текст: Андрей Самарский

Постер: Дарья Кавелина

spinoza.in

творчество Ланкмы Меру — Интервью — Искусство — Тело и мозг — Эрос и Космос

Картина Ланкмы Меру

В древних культурах эпохи палеолита существовало поклонение детородным органам. Фигурки женщин этой эпохи имеют подчеркнутые половые признаки — большие упругие груди и объемные бедра, и при этом нет черт лица, — их называют «яйцеголовые». Женщина мыслилась проводницей новых душ; душа в наскальных росписях изображается в виде птицы. И я мыслю женщину как дверь между мирами, через которую влетают птицы новых душ, дети, новые вселенные, рождаясь через лоно женщины в этом физическом мире.

Поклонение мужскому началу — началу фаллическому — также присуще древнему миру. Поклонение лингаму (мужскому началу, творящему мир) и йони (женскому началу, дающему силу и энергию для творения) сохранилось в индуизме — в Индии, а также на острове Бали. Можно встретить лингамы в храмах, пещерах, в священных местах, связанных со сказаниями о богах. Например, лингам Шивы — это столб творящей энергии, пронизывающий вселенную насквозь, не имеющий ни начала ни конца. (Существует миф о том, как боги поспорили, кто важнее — Брахма, Вишну или Шива. Брахма превратился в белого лебедя и взмыл вверх, Вишну — в кабана и погрузился вниз, но ни один из них не смог найти начало или конец столба Шивы, пронизывающего всю вселенную, и тогда они признали его главным. Таков миф традиции шиваитов. Обычно же главным в тримурти считается Брахма — верховное божество.) Есть полуторатысячелетняя история «Камасутры»; есть стены индуистских храмов, покрытые рельефами и скульптурами, изображающими мужчин и женщин, предающихся любви в экстатических позах, показанных искусным резцом художника.

Храм Кандарья-Махадева (XI в.)

Храм Кандарья-Махадева (XI в.)

Но что мы видим сейчас в мировоззрении индуистов? С завоеванием Индии Бабуром (XVI в.) ислам вносит запрет на обнаженное женское тело. Женщины закрывают грудь и начинают носить чоли — блузу, прикрывающую плечи и грудь. С завоеванием Индии англичанами этот запрет утвердился еще более строго во всех уголках Индии. Британцы —пуритане, воспитанные на идее греховности физической природы человека и греховности половых органов, — были потрясены сценами камашастры, покрывающими храмы. Итак, женщин закрывают полностью. Хотя в штате Керала в городе Кочин до 1930 г. женщины разных слоев общества, в том числе и из высших каст, носили только повязку на бедрах и украшения на шее и запястьях, оставив грудь открытой.

Керальская наира. Картина написана Рао Бахадуром М. В. Дхурандхаром в 1928.

Керальская наира. Картина написана Рао Бахадуром М. В. Дхурандхаром (1928).

Греховность обнаженного тела настолько вошла в культуру Индии, что женщины до сих пор закрывают плечи и ноги, облачаясь в шесть метров сари и даже вынуждены купаться в океане или реке, не раздеваясь. Но это еще полбеды. Греховность обнаженного тела у индийцев доведена до предела, поэтому у мужчин вызывает нездоровый интерес: индийские мужчины группами ходят по пляжам, созерцая белых женщин в купальниках, фотографируя, обступая лежаки, ожидая выходящих из воды женщин. Купаться же на пустынном, казалось бы, пляже и вовсе опасно: тут же непонято откуда появляются индийские мужчины и, встав стеной на берегу и глядя на белых купающихся женщин, дружно извергают в волны потоки спермы.

Мне нравится, как в произведении «Хождение за три моря» описывает Индию пятнадцатого века тверской купец-путешественник Афанасий Никитин. Он там прожил четыре года и описывает облачения индийских мужчин и женщин следующим образом:

Афанасий НикитинИ тут Индийская страна, и простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку. <…> А у слуг княжеских и боярских одна фата на бедрах обернута, да щит, да меч в руках, иные с дротиками, другие с кинжалами, а иные с саблями, а другие с луками и стрелами; да все наги, да босы, да крепки, а волосы не бреют. А простые женщины ходят — голова не покрыта, а груди голы, а мальчики и девочки нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт.

Для русского человека в XV веке половые органы — «срам», который «надо прикрыть»! Тогда, как на Руси до ее крещения трусов не носили и тело покрывали одеждой, защищая себя от (погодных условий, холода) и воспринимая одежду как отражение космоса — окружающего мира. Но обнаженное тело и половые органы не считались «срамными».

Как рассказывала мне моя бабушка, трусов в ее времена не носили, а парни так любили забавляться — когда девушки в лесу ягоды да грибы собирали, набегут они гурьбой, и давай девок догонять, а как догонят — подол ее подымают вверх и завязывают в узел над головой, руки при этом оказываются внутри кокона рубахи и сарафана, а бедра и причинное место оказываются открытыми. Девушки кричат, бегая по лесу, пытаются развязать одежу и освободиться, а юноши хохочут. При этом парни не совершали надругательств над беззащитными: это была лишь забава.

Немного о корсетах, обнаженном теле и святости половых органов

Крито-микенская культура

Мне нравится создавать корсеты оставляющие грудь открытой, как это было в крито-микенской культуре. Конечно в подобном корсете сейчас из дома не выйдешь, но это не потому что корсет неприличный, это оттого что мышление неприличное, неприлично средневековое до сих пор.

Минойская богиняВ древности обнаженное тело не было связано с понятием греха. Крито-микенская культура донесла до нас изображения женщин в корсетах с обнаженной грудью. Крито-микенские богини плодородия держат в руках змей — символы дождя, сама женщина — плодородная земля, а женская грудь — вскармливающее, дающее жизнь начало. И в Древнем Египте обнаженное тело считалось естественным: ювелирные украшения могли быть единственной одеждой. Открытая грудь и полупрозрачные гофрированные одежды. Cоски любили украшать золотыми цветами, надевавшимися сверху на сосок. Грудь почиталась как вскармливающее начало дающее жизнь. В виде женской груди создавали священные ритуальные сосуды — ситулы. В Древней Греции обнаженное тело все еще считается прекрасным: его воспевают произведения искусства эллинской эпохи.

В Древней Индии обнаженное тело также воспевалось в произведениях искусства: скульптуры и рельефы с изображением обнаженных мужчин и женщин помещали на фасады храмов. Женщины в Индии носили традиционное сари без чоли — верхней блузы, прикрывающей плечи и грудь. В штате Керала женщины (в том числе и знатного сословия) ходили с обнаженной грудью до 1930 г., пока бдительные «нравственные» англичане не объяснили им, что так делать «неприлично», «греховно» и «порочно». В остальных штатах Индии женщины спрятали грудь еще раньше — при могольском завоевании, позже это закрепилось англичанами.

Девушки с острова Бали (1920-е; Tropenmuseum of the Royal Tropical Institute, Amsterdam)На острове Бали еще в 1950 повсюду женщины ходили с открытой грудью. Да и сейчас, стоит выйти за пределы города, можно любоваться женщинами, работающими в поле, будучи облаченными лишь в саронги — обнимающие их бедра, или купающимися прекрасными балийками всех возрастов, — они это делают грациозно и естественно, не прикрывая причинных мест и явно не испытывая стыда от того, что их видят. Мне довелось быть на деревенской свадьбе в 2013 г. Когда я вошла во двор жениха, меня встретила пожилая балийка, бедра которой были обняты саронгом, а тело до пояса обнажено. На территории было еще несколько домов родственников, мужчины совершали приготовления к свадьбе, носили корзины, все были заняты своими делами, обнаженная по пояс женщина воспринималась всеми частью жизни и ни у кого не вызывала повышенный или нездоровый интерес.

Мужчины балийцы также естественно смотрят на обнаженных женщин, как на деревья на ветру, в самом деле сотворенные природой, — они прекрасны в своем естестве. Но их продолжают убеждать, что женщин надо одеть. И сколько веков потом пройдет, чтобы опять вернуться к естественности? Сколько поколений нужно воспитать с чистым взглядом на обнаженное тело человека, чтобы то, что дает жизнь связывалось не с пороком, а святостью? Если вас коробит это слово, замените — естественностью.

И возлюбим же себя обнаженными так, как если бы мы были прекрасно одетыми, ибо тело наше сотворено не нами и никто не вышел из утробы в одежде. И не прогневим же Создателя, давшего нам это прекрасное тело. А если мы не любим его обнаженным, то и одежда мало поможет!

Картины

Тема творящей мужской энергии и вдохновляющей женской проходит сквозь картины «Фаллический портрет». Мне нравится изображать конкретных людей в виде творящих лингамов. Сперма, извергаемая фаллосом, несет зародыши новых людей, новые вселенные. В символическом смысле это и зародыши идей. Гении, оставившие свой след в истории, науке и культуре — мужчины, и то, что они оставляют можно назвать извержением. Я создала картину и скульптуру, которую назвала «Источник от Сваровски», где изобразила Сваровски в виде лингама, покрытого сияющими стразами и извергающего хрустальные стразы в виде птицы, летящей вверх – в небо. Птица – это и душа ребенка, стремящегося воплотиться в нашем мире, это и идеи и творчество мужчины – его птицы, летящие в бесконечность.

Картина Ланкмы Меру

Интервью с Ланкмой Меру

С чего все началось?

К этому жанру и мифу я пришла в Индии, созерцая как люди поклоняются извечному символу. Шивалингам существует практически в каждом храме. Это столб, который творит всю Вселенную, пронизывая ее насквозь, активное творящее начало, а тарелочка внизу, куда стекает жертвенное молоко или вода — йони, женское лоно, Шакти — супруга Шивы, которая дает ему силы быть в активном состоянии, творить этот мир. И она находится внизу, поддерживая его в состоянии активного творения.

В этом нет никакой пошлости, а есть понимание закона жизни, существования Вселенной и почитания этого закона – об активной идее, которая творит этот мир и об энергии, которая дает идее силы материализовываться. В Египте, например, есть аналогичное понятие, что Птах не существует без Хатхо, — и если Хатхор ушла из дерева, из вещи, все рассыпается. Птах рассыпается в прах.

И мое творчество — это гимн мужскому фаллическому началу — энергии, которая помогает творить. Часто в моих картинах женское начало — это лотос, который из глубин вод поднимает мужчину к Солнцу, свету и истине. Сквозь воду и ил они прорастают вместе.

Активное творческое начало живет и в каждой женщине, это можно рассматривать более универсально, когда она проявляет себя как творец. Когда женщина пишет книгу, создает перформансы, что-то придумывает как архитектор, дизайнер, философ. В этот момент энергетически она выступает в мужской ипостаси. Что в этом нового — я считаю, что открыла направление в живописи — «фаллический портрет», когда человек изображается в виде фаллического символа.

Картина Ланкмы Меру

Пока у меня были портреты мужчин или мужчин и женщин вместе, хотя это необязательно портрет мужчины. Например, внутри фаллоса окно, в котором сидит богиня. Любая активность пропадает, если не для кого творить. На уровне идей наш фаллос внутри творит целые миры, это семяизвержение идей. У меня есть картина, где фаллосы извергают смотря по тому, какая женщина внутри, она называется «Город». Один извергает золотые монеты, кто-то – мороженное, потому что там сидит юная девочка, кто-то — прекрасные миры, города, дворцы, храмы, творит, созидает. Кто-то — шубы и тачки, но если женщина понимает для чего действительно мы сюда приходим, их мужчина-фаллос извергает прекрасное, что бы это не было — философия, юриспруденция, спектакли или книги. Если женщина понимает действительное предназначение мужчины и помогает проявиться в нем всему самому лучшему — тогда могут твориться невообразимые, неограниченно прекрасные миры и у него и у нее. А если внутри сидит женщина, которой нужны только шубы — что ж, будут только шубы.

Есть серия портретов, где я запечатлела реальных людей в виде фаллосов, например, портрет Юрия Башмета, творчество которого я глубоко уважаю, ценю, люблю. Здесь без сарказма я показала величие творчества. Он изображен в виде огромного фаллоса, который сверкает и извергает музыку. Спирали, фракталы, которые закручиваются и в каждом фрактале рождается новый. Это бесконечно. Это неостановимо, то есть это творчество, которое рождается, закручивает новые вихри-спирали у слушателя. У кого-то появляются стихи, вдохновение на какой-то поступок.

Картина Ланкмы Меру

В итоге спирали закручиваются в скрипки или альты, похожие на женские формы — груди и лона. На которых играют смычки Юрия Башмета, — метафора игры на женских струнах. Это та энергия, которая помогает ему взметнуться ввысь и излить водопад вдохновения на людей. Внизу картины — сонм раскрытых аплодирующих ладоней, ловящих это вдохновение. И его — его фаллос — я изобразила наподобие той же скрипки или альта со струнами: он играет, дирижирует, вдохновляет и творит новые миры благодаря женскому началу.

Есть портрет саркастический — эзотерика, чье семя извергает эзотерические атрибуты, так как он позиционирует себя духовным учителем и целителем, проповедуя жизнь в чистоте и верности, между тем как через него проходят сонмы женщин. Внизу изображены плавающие в виде лотосов женские части с распростертыми ладошками, которые почитают этот фаллос. Он же и питается этой энергией.

Есть такой же саркастический портрет некоего египтолога, спекулирующего понятиями «истина», «справедливость», «мудрость». Проповедуя от лица истины, он сживает её со света, поэтому я изобразила фаллос с треснувшей истиной. Его истина разрезанная, и то, что он извергает, направлено только на него. Облака злости, направленные на него же самого.

Картина Ланкмы Меру

Также есть изображение Шивы, который сидит на первозданных водах, из которых рождаются лотосы, несущие фаллосы разного цвета — коричневого, голубого, синего, желтого — разных наций и культур. Шива благославляет все, что явилось из океана на поверхность, все творящее. Если человек творит, какой бы он ни был, он проводит идеи и прибавляет свет в этом мире. Шива благословляет все, что несет его творящее начало.

С каким отношением к этому жанру ты сталкиваешься?

Я сталкиваюсь с шоком. Это сразу шокирует и публика делится на две части. Одних это сразу отталкивает, других — притягивает, радует, тех, кто понимает, что я хотела сказать и видит это сразу. И я видела очень много положительных энергий, в том числе смеха.

У людей, видимо, смеховая разрядка такая от шока. А за границей какая реакция была?

Я долгое время прятала свои картины в Индии. Потому что, несмотря на то, что они почитают Шивалингам, там очень строго относятся к тому, какие части тела можно показывать на людях, а какие – категорически нельзя. Свои работы я прятала за шкаф, потому что хозяйка дома, бывает, заходит. Как же я была потрясена, когда столкнулась с полным пониманием моего творчества!

Выставка на о. БалиНа острове Бали я также прятала за шкаф: когда я ухожу, комнату убирают хозяева, чтобы их не шокировать и из уважения к чувствам — мало ли, как это может отозваться. И однажды я не успела. Я сидела и непосредственно писала фаллический портрет, и в этот момент зашли хозяева — семейная пара, и они увидели это. Я застыла в страхе, что же они подумают. Была немая сцена. И я увидела неописуемый восторг в их лицах, мгновенный, который нельзя подделать, который нельзя дежурной улыбкой подменить. Приложив руку к груди, они сказали: как красиво. Они поняли, что это лингам — творящее, всесозидающее начало, без которого невозможен мир. В их культуре есть это понимание. И для них это было красиво.

С такой же реакцией столкнулась: балиец помогал мне перевозить все мои картины на выставку. Он их упаковывал, переносил в машину, любовался ими. Для культуры Индонезии это естественно, и я считаю, что общество наложило печать порочности на обнаженное тело человека и на гениталии, благодаря которым мы все появились на свет. Этого не было в древних культурах. Концепция грехопадения опорочила тело. Возникло понятие о том, что рождение связано с грехом, а значит и половые органы тоже.

Если посмотреть как сперма летит в яйцеклетку: на уровне микрокосмоса происходит атомный взрыв. Во Вселенной темноты, пустоты и вакуума происходит взрыв и начинается творение. Клетки начинают разрастаться. В нашей Вселенной звезды удаляются друг от друга, Галактики расширяются. Так растет и ребенок. Все подобно. В нашем теле есть атомы, вокруг которых крутятся электроны, подобно орбитам вокруг Солнца. И ядра атомов внутри нашего тела подобны звездам. На микроуровне — ребенок, на макроуровне — Вселенная. Это все равно, что сказать, что оргазм Вселенной неприличен, но на мой взгляд, это прекрасно и священно.

Картина Ланкмы Меру

Одна из картин цикла «Фаллический портрет» — «Источник от Сваровски». Она возникла забавным образом. Мы проезжали вдоль побережья Черного Моря и увидели, что люди идут с какого-то источника с бутылями святой воды. Мы решили также сходить к этому источнику. Навстречу нам шли две женщины со Святой Водой, облаченные в платки, длинные одеяния. Мы спросили как называется этот источник и кому он посвящен. И одна из женщин ответила:

— Да, как его, Сваровски.

Мы переспросили:

— Серафиму Саровскому?

— Да, — говорит, — наверное, ему.

На самом деле источник был посвящен Феодосию Кавказскому, но сама тема, что это источник от Сваровски и что стразы похожи на прозрачные капельки воды, срезонировала во мне и у меня родилась работа «Источник от Сваровски» в виде фаллоса, который извергает сияющие кристаллы. Кристаллы добываются под землей. Красота их граней на полотне вылилась в подземные замки. И вот эти кристаллы рассыпаются из фаллоса, в окружении подземных замков, из которых они родились на свет.

Интервью взяла Алёна Михайлова

eroskosmos.org

Как менялись представления о красоте в разные эпохи?

Красота — одна из самых субъективных и переменчивых категорий. То, что всего несколько лет назад было эталоном женской привлекательности, сегодня уже не просто не является таковым, но даже может показаться вызывающим и неуместным. Как менялись представления о красоте в разные эпохи? И что станет эталоном в ближайшем будущем? Попробуем разобраться.

Древний Египет (XIII-XI вв. до н. э.)

Настоящими красавицами в Древнем Египте считались девушки с длинными и прямыми тёмными волосами, обрамляющими лицо. Об этом свидетельствуют и многочисленные изображения египтян, которые дошли до наших дней. Тогда же, кстати, появилось и первое подобие косметики: египтянки первыми научились наносить чёрную краску вокруг глаз, чтобы придать взгляду выразительность.

Что считалось эталоном?

  • Стройная фигура
  • Высокая талия
  • Узкие плечи

Древняя Греция (V-III вв. до н. э.)

Древняя Греция во главу угла ставила всё мужское, и даже женская красота не сталаисключением. Идеальным считалось мужское тело, и поэтому женщины в Древней Греции очень часто стыдились своих форм, а к своему телу относились как к «неудачной копии мужчины». С изменением мышления изменились и эталоны красоты.

Что считалось эталоном?

  • Пышные формы
  • Склонность к полноте
  • Светлый тон кожи

Эпоха Возрождения (II в. н. э.)

В этот период женщины считались воплощением добродетели и часто были отделены от мужчин, как в обществе, так и дома. Поведение и внешний вид женщины отражал статус её мужа. Именно поэтому на первый план в Эпоху Возрождения выходят те черты внешности, которые подчёркивают женственность и утонченность.

Что считалось эталоном?

  • Бледная кожа
  • Пышные бедра и грудь
  • Светлые волосы
  • Высокий лоб

Викторианская эпоха (XIX в.)

В викторианском обществе смена идеалов красоты была тесно связана с изменением ценностей, которые пропагандировались тогда в обществе: хозяйственность, семья и материнство. Эти добродетели воплощала собой королева Виктория, в честь которой и получила название эта эпоха. Тогда в моду вошли корсеты, которые делали талию тонкой, а фигуру женщины — похожей на песочные часы.

Что считалось эталоном?

  • Фигура «песочные часы»

Равноправие двадцатых (1920-е гг.)

В этот период женщины в США, получив право голоса, почувствовали равноправие и свободу. В моду вошла внешность, которая сочетает в себе и мужские, и женские черты — так называемая андрогинность: дамы стремились визуально сделать талию ниже и предпочитали бюстгальтеры, которые сплющивали грудь.

Что считалось эталоном?

  • Мальчишеская фигура
  • Отсутствие пышных форм
  • Маленькая грудь
  • Стрижка «боб»

Золотой век Голливуда (1930-1950 гг.)

В это время в Голливуде был принят этический кодекс, который накладывал ограничения на роли в кино для женщин. Женственность и пышность форм снова вошла в моду: ярчайший пример воплощения женской красоты той эпохи — известная актриса Мерилин Монро.

Что считалось эталоном?

  • Пышные формы
  • Фигура «песочные часы»
  • Тонкая талия

Шестидесятые (1960-е)

За последующие 10 лет стандарты красоты вновь успели перевернуться кардинально. В 60-е годы в обществе зародились феминистические настроения, а в моду вошли мини-юбки и А-силуэты в одежде. Пышные женственные формы отошли на второй план, уступив место худосочности и угловатости.

Что считалось эталоном?

  • Гибкое и стройное тело
  • Длинные и худые ноги
  • Маленькая грудь

Эпоха супермоделей (1980-е)

Модным увлечением многих женщин в 1980-е годы была аэробика. Девушки начали заниматься спортом, чтобы быть в хорошей форме. Вместе с их взглядами менялся и типаж внешности, считавшейся идеальной — все девушки стремились быть похожими на супермоделей. Одним из эталонов красоты того времени стала Синди Кроуфорд: высокая, стройная, спортивная, и при этом полногрудая.

Что считалось эталоном?

  • Спортивное тело
  • Стройные руки, ноги, талия
  • Высокий рост

Современное общество (2000-2016 гг.)

С расцветом телевидения и интернета представления об идеалах красоты стали транслироваться нам с экранов телевизоров и мониторов. Героини рекламных роликов и видеоклипов стали казаться совершенством — девушками без единого недостатка. Но так ли это на самом деле? Большинство фотографий и видеоматериалов проходят несколько стадий обработки, чтобы мы могли восхищаться идеальными формами и внешностью без изъянов. Всё это привело к формированию эталонов красоты современного общества.

Что считается эталоном сегодня?

  • Пышная грудь
  • Округлая попа
  • Плоский живот
  • Идеальная кожа

Какими станут эталоны красоты в ближайшем будущем?

Каноны красоты сменяют друг друга очень быстро. Иногда всего за 10 лет представление об идеальной женской внешности переворачивается с ног на голову. Сегодня так хочется быть похожей на тех стройных красавиц с округлыми формами, но где гарантия, что через пару лет на смену этому стереотипу не придёт новый и в моду не войдет именно твоя внешность? Самая главная задача для каждой из нас — научиться любить себя такими, какие мы есть. Тогда все популярные представления о привлекательности померкнут, и ты заметишь, что с каждым днём ощущаешь всё больше уверенности в себе и внутренней силы.

ad.school.mosreg.ru

Идеалы женской красоты разных эпох и народов

Модницы существовали всегда, как и желание каждой женщины быть красивой и неповторимой. Правда, у разных народов в разные эпохи каноны красоты и понятия о женской красоте весьма разнились.

КрасавицаКрасавица

В древности на женщине лежало много тяжких обязанностей, выполнять которые могла только дама с мощным телом и недюжинной силой. Ведь условия жизни были тяжелые, вести домашнее хозяйство было сложно, к тому же в семье должно быть много детей. Поэтому идеал красоты тех лет - многократно рожавшая женщина с большим рыхлым животом, огромной отвисшей грудью, здоровым задом и руками с развитыми мускулами.

Майя считали, что Всевышний создал женщин непривлекательными, поэтому старались исправить его ошибку. Все женщины с ног до головы замазывали тело специальным раствором, состоящим из глины и краски. Конечно, это было вредно для кожи и организма женщин, однако, мужчины майя считали этот "макияж" восхитительным, а терпкий запах краски и немытого тела - сексуально очень привлекательным.

КлеопатраКлеопатра

Древние египтяне считали красавицами обладательниц огромных блестящих глаз, ярких губ и алых щечек. Но не все рождаются с такими данными, поэтому египтянки были вынуждены закапывать в глаза белладонну для придания блеска и расширения зрачков, а лицо постоянно протирать соком ириса. Это было вредно, вызывало сильнейший кожный зуд, но, как следствие, появлялось желанное покраснение щек, поэтому женщины терпели все неудобства. Тело должно было быть стройным, с небольшой грудью и спортивными длинными ногами.

Лотосовые ножкиЛотосовые ножки

Древнекитайские красавицы должны были быть маленького роста, худенькие, с миниатюрными "лотосовыми ножками". Мы уже рассказывали об этом в статье "Каноны красоты - лотосовые ножки, Китай". Все красотки имели очень сложные прически, которые делались довольно редко. Поэтому, чтобы ночью не испортить укладку, женщины спали, положив голову на специальную дощечку, и не шевелились. Китайских девочек, чтобы приучить к неподвижности во сне, с детства ночью привязывали к кровати, тем самым постепенно вырабатывая у них привычку спать неподвижно. Неизменным атрибутом замужней женщины в Древнем Китае были черные зубы, для этого их красили черным лаком. Так что обладательницам нездоровых желтых зубов повезло - под черной краской были незаметны дефекты. Также мода тех лет позволяла скрывать недостатки женщинам с плохой кожей, ведь все они замазывали лицо и грудь белой краской.

В средние века стали считать, что женщины не должны демонстрировать свои достоинства и красоту. В моду вошли платья-балахоны, под которыми даже не вырисовывались силуэты фигуры, волосы полностью прятались под чепчик, лицо должно быть абсолютно некрашеным, да и мылись женщины редко. Не приукрашенные косметикой, с засаленными волосами и немытым вонючим телом - вот средневековая красотка.

Позже в моду вошла фигура с плоским животом и выпуклой "пятой точкой". Для этого под одежду на живот привязывалась дощечка. Красивой считалась женщина с вытянутым бледным лицом и смиренным, безропотным нравом. Обладательницы румяных полненьких щек были вынуждены сбривать волосы на лбу, чтобы визуально удлинить лицо. Брови также полностью сбривались. А смирение и худоба достигались частыми молитвами, паломничеством и бесконечными постами. Грудь могли иметь только простолюдинки - ее наличие говорило о их приземленности и грубости. А аристократки должны были быть абсолютно плоскими.

Пышные дамыПышные дамы

А во времена Ренессанса стали в почете дамы с пышными формами. Стройные фигурки были не востребованы, бедняжки старались под одежду всюду насовать подушечек, а на платья пришивали многослойные оборки. А вот носителям жировых прослоек и целюлита было настоящее раздолье! Чем мясистей и толще была дама, тем востребованней. Волосы были модны светлые или рыжие, поэтому брюнетки всячески пытались осветляться.

В 17 - 18 веках в моду вошли огромные парики и накладные волосы. На головках парикмахеры создавали целые произведения искусства, что было очень дорогим удовольствием. Кожа должна быть белоснежной, что достигалось толстым слоем пудры. У многих не было средств и терпения, для того чтобы ежедневно умываться, краситься и причесываться заново (да и к тому же мыло стоило баснословно дорого). Поэтому мылись только один - два раза в год. Кожа портилась, появлялись прыщи, которые закрывались вошедшими в моду мушками. В прическах, в грязных волосах заводились вши, которые очень кусались. 

Мода на парикиМода на парики

Чтобы почесаться, были в ходу специальные деревянные тонкие палочки, которые легко проникали в волосы и не портили прическу. Вонь от немытого тела старались заглушить огромным количеством духов, которыми практически поливали себя.

В 19 веке пришла мода на брюнеток с нормальными средними формами. Все стали носить корсеты, которые помогали исправить недостатки фигуры. Тонкая талия, круглые бедра и пышная грудь - вот что радовало мужской глаз.

В начале прошлого века каноны красоты снова изменились. Красавицы должны быть порывистыми, страстными, изящными и спортивными. В моду вошли короткие волосы, которые позволяли продемонстрировать тонкую шейку. И макияж, и фигура, и брови, и цвет кожи - -все должно было подчеркивать драматизм и страстность.

Красота середины прошлого векаКрасота середины прошлого века

В пятидесятых годах 20 века худоба перестала привлекать мужчин. В моду вошли красотки, похожие на Мэрлин Монро.

А в наше время, к сожалению, снова востребованы худышки. К сожалению, потому что это заставляет молоденьких девушек в погоне за сомнительной красотой худосочности и модельной внешностью издеваться над собой. В результате - большое число заболевших анорексией.

morefactov.ru

Эволюция идеала женской красоты

Эволюция идеала женской красоты

2014-08-04  Андрей Самарский Версия для печати

Эволюция идеала женской красоты

Ранее данная статья уже публиковалась на нашем сайте. Редакция решила напомнить читателям о том, как формировалось понятие женской красоты в ту или иную эпоху. Публикуем статью с иллюстрациями, добавленными редакцией сайта Spinoza.

Идеал красоты каждой эпохи зависит от главных тенденций века.

Как мало существует моральная идея, так мало существуют и абсолютные понятия о красоте.

Эдуард Фукс

Как и по каким причинам изменялось представление о женской красоте? Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно смотреть на идеал эпохи через призму исторически сложившихся общественных отношений, которые выражаются этом идеале.

Венера из пещеры Холе-Фельс. 35 тыс. лет до нашей эры.

Уже в древние времена люди кроме предметов быта создавали человеческие фигурки. Возраст самой древней женской статуэтки, известной человечеству — 40 тысяч лет. Первые скульптуры олицетворяли именно женщину — это выражение особого положения женщины в обществе организованном по принципу материнского рода. Они имели преимущественно культовый характер. Женщина, которая была главой рода, возносилась до ранга всеобщей матери. Ошибочным было бы считать, что идеал красоты тогда формировался под влиянием желания нравиться мужчинам, которые были ниже по социальному статусу.

Венера из Виллендорфа. 24–22 тыс. лет до нашей эры.

Проще говоря, женщина изображалась только из-за того, что только она и была полноценным и полноправным человеком в обществе, где основной целью производства был человеческий род. Изображение женщины имело ярко выраженные половые признаки, и во многих случаях она была беременна. Здоровые женщины рождали здоровых детей, а это ценилось очень высоко. В изображения древние люди вкладывали то, что символизировало здорового человека.

Собственно говоря, по скульптурам периода матриархата еще нельзя судить об идеале красивого женского тела. Они являются только несомненным подтверждением того, что женщина занимала в обществе достойное место и еще не была превращена в рабыню, как это случилось в эпоху утверждения частной собственности и неразрывно связанного с ней патриархата.

В Античной Греции изображение людей впервые приобретает признаки искусства. Можно не сомневаться, что известные скульпторы древнегреческих богов носили идеальный характер. Мраморная скульптура богини красоты и любви Афродиты отображает эллинские нормы красоты и представления о гармонии женского тела.

Пракситель. Афродита Книдская (Афродита Браски). Примерно 340 г. до нашей эры. Римская копия I в. до нашей эры.

Знания древних греков избавлялись от мифологической окраски и приобрели характер науки, и, соответственно, красоту они пытались объяснить как форму бытия. Пифагор считал, что красота исходит из гармонии и соотношения размеров. Он даже искал соответствующее числовое соотношение. Аристотель говорил, что красота — в определенном соотношении частей целого, симметрии и упорядоченности, органической целостности. Яркие воплощения идеалов античной красоты — это статуи Аполлона и Артемиды. Их тела молоды и совершенны, мысли — благородны. Типичная черта греческих изображений — это гармония пропорций, природная красота, молодость, частичная или полная оголенность тела. Таким образом, красота женщины в то время выражалась в красоте тела. Но нельзя забывать, что греки изображали не женщин, а богинь. Если же посмотреть на картину реальной жизни греков, то можно говорить о незавидном положении женщины в обществе. Женам отводилась роль деторождения и ведения домашнего хозяйства, которое уже не имело значение ведущей общественной деятельности, как в обществе, базирующемся на материнском роде. Статус человека имели только гетеры — ими восхищались, их воспевали в стихах. Возможно, именно их тела вдохновляли скульпторов. Хотя вернее было бы сказать, что богини достались грекам из матриархата. Полное доминирование отцовского права привело к тому, что женщина жила ради удовлетворения потребностей мужчины.

Рим практически целиком перенял греческую культуру. Но все же римляне чаще изображали реальных людей. Это были и знатные патриции, и плебеи, и гладиаторы, и даже рабы. В целом, одна из главных заслуг римлян — в том, что они сохранили для мира древнегреческую культуру, поскольку следующие поколения, живущие на территории Древней Греции, не стремились защищать плоды греческой культуры.

Св. Мария. XII век

Идеалы женской красоты были отображением половой морали. В Средневековье господствовала религиозная мораль. Нормой морали стал аскетизм; все телесное провозглашалось греховным. Преобладающим видом художественной деятельности была иконопись. Женским идеалом того времени стала Богоматерь. Ее чаще всего изображали в полностью закрытом одеянии, в темной гамме, худой, с лицом, полным скорби. Плоть стала греховной, половые отношения оправдывались лишь для продолжения рода, поэтому не удивительно, что идеалом красоты того времени стали ангелы, существа, вообще не имеющие пола.

С развитием производства повышалось благосостояние людей, особенно в городах, и Деву Марию стали изображать более полной и с пухленьким младенцем на руках. Тотальная церковная цензура в сфере половой морали нередко приводила к комическим парадоксам. Например, церковь всегда пыталась бороться с проституцией, остатками античности в виде оргий, вакханалий и т. д. Символом этих явлений становились ведьмы, которые на иконах типа «Страшного суда» изображались с распущенными волосами и почти всегда голыми. Таким образом, изображение казни ведьм значительно оживляет перечень скупых женских портретов и образов на иконах. В следующие эпохи ведьмы будут изображаться как символ мистики и свободной любви.

Эпоху Средневековья сменила следующая. Почему феодализм постепенно сдавал позиции? — Усовершенствовались орудия труда, развивалась торговля, были налажены пути сообщения между отдельными провинциями и между разными странами. Совершались великие географические открытия. Местности, которые находились на пересечении путей, стали центрами торговли. В них и начала развиваться новая культура. Общая интеграция дает право вести речь об обобщении идеала красоты для Европы, хотя мы знаем, что она развивались достаточно неоднородно. В любом случае, идеал красоты Ренессанса отличался от идеала красоты предыдущей эпохи. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Красота теперь снова неотрывно связана с превознесением тела, а не умерщвления плоти. Люди вспомнили, что когда-то они это уже видели, и искусство взяло за образец достижения Античности.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1486 г.

В моду вошло стремление к полярной противоположности полов, и это поставило следующее правило: совершенная красота содержится в выражении половых отличий мужчины и женщины.

Вечеллио Тициан. Венера Анадиомена. 1520

Подчеркнутые женские половые признаки стали залогом красоты. С другой стороны, мода на здоровье диктовала женщине иметь все данные для материнства — в первую очередь, большую грудь. Красивыми считали широкие бедра, крепкую талию и толстые ягодицы. Девичья красота постепенно уступала красоте зрелой женщины. Одежда стала более открытой. В эпоху Возрождения не запрещается позировать для картин обнаженными. Среди аристократов даже возникает определенная мода изображать своих любимых в костюме Евы.

Развивающееся производство требовало увеличения количества рабочих рук, то есть рождения большего количества детей. Это обуславливало моду на беременность. Очень часто женщин на портретах изображали беременными.

Развитие новых общественных отношений породило новую половую мораль. В странах Европы правила аристократия, поэтому идеал красоты здесь воплощается в аристократическом идеале. Стремления следующие: женщина — это изысканный источник удовольствия. Это — главные принципы изображения женщины в эпоху абсолютизма. Идеалы красоты дворян и простых людей значительно расходились.

Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет мадемуазель Ривьер. 1805 г.

Для простолюдина главным условием красоты является приспособленность человеческого тела к работе и к продолжению рода. Поэтому крестьяне мечтали о пышной, румяной супруге, которая способна к хорошему труду и к рождению крепких детей. Крестьянка, которая хорошо работает, должна хорошо питаться, а физический труд не даст ей ожиреть. Аристократы были противоположны в своих вкусах. В эпоху абсолютизма для них красивым представлялось лишь то, что оказывается непригодным к труду. Это отображалось в их идеале красоты: тонкие руки, маленькие ножки, нежное тело. В принципе, подобные эстетические тенденции характерны для всех классовых обществ. В Китае ноги девочкам забивали в деревянные колодки, и они не могли не только работать, но и нормально ходить.

Для еще лучшего вида была нужна пикантность. Красота тела уже не связана с наготой — обнаженными становятся лишь некоторые части тела, а одежда дамы активно подчеркивает их. Люди любят теперь больше всего юность и признают только ее красоту. Женщина никогда не становится старше двадцати.

Сергей Зарянко. Портрет кн. М. В. Воронцовой. 1851 г.

Для способа жизни аристократок беременность и кормление ребенка становится неприемлемым. Это не только выбивает женщину на определенное время из придворной жизни, но еще и вредит красоте ее тела. Поэтому среди портретов дворянок того времени трудно найти беременных.

Как известно, в период галантности популярными становятся куртизанство и проституция. Это, в свою очередь, не могло не повлиять на идеал женской красоты. Лицо женщин уже не несет суровости и чистоты, как в Средневековье. Напротив, им присуща некоторая развратность. Пикантна интересная бледность лица — символ хрупкости — а также отпечаток, наложенный на лицо ночами, посвященными любви.

Закономерным результатом развития общественных отношений стала политическая революция, в наиболее чистом виде разразившаяся во Франции.

Главные духовные вдохновители революции — просветители — по-новому описали идеальную для них женщину, и исходили они из идеальных половых отношений. Воспевался честный брак, которому предшествовала романтическая любовь, то есть брак становился вершиной любви. В обществе осознали необходимость крепкого брака: буржуазия в своем начальном состоянии находила в семье надежную опору. Вершиной брака стали дети. Неверность, которая до того была чуть ли не обязательным условием любви, теперь строго осуждалась. Также осуждались обществом куртизанство и проституция, которые, впрочем, никуда не делись. Но красота женщин во многом опять связывалась со способностью рождать. Требовались соответственные физические данные. Полнота указывала на регулярное и обильное питание, что, в свою очередь, свидетельствовало о материальном благосостоянии, привлекавшем теперь больше, чем женщина.

По мере того, как деньги приобретали все большую силу, ломая все сословные и другие непосредственные связи между людьми, утверждался принцип — за деньги можно купить все, в том числе и «любовь». Поэтому проституция не могла не выйти снова из подполья. Новые денежные отношения подчинили себе мораль. В норме морали стали браки по расчету. По приведенному выше принципу человек тоже стал товаром.

Николай Ярошенко. Курсистка. 1883 г.

Все это находит отображение в искусстве. Картины того времени достаточно часто изобличали изъяны общества. Появился такой вид художественного творчества как карикатура. Художественные течения, как правило, шли в ногу с литературой. Литературные течения, отображающие эпоху, показывали ее идеалы. Романтизм, реализм, символизм и другие течения, безусловно, тоже немало повлияли на формирование идеала женской красоты.

Предыдущие идеалы касались женского тела. Фактически это были мужские идеалы женской красоты — сугубо патриархальные идеалы.

Однако в ХIX веке женщину начинают изображать как человека. Художники, которые придерживались передовых демократических взглядов, ищут в женщине не просто телесную красоту, но и душу, ум. На лице, кроме утонченных черт, впервые появляются мысли. Теперь на картинах женщина из объекта удовольствия превращается в субъект человеческих отношений. Как пример можно рассмотреть картину русского художника Ярошенко «Курсистка». Главный «персонаж» этой картины — сверток с книгами и конспектами. Он свидетельствует о духовной красоте девушки, которая идет на учебу (или возвращается). Лишь одно это обстоятельство придает красоту внешнему виду девушки.

К сожалению, это направление в изображении женской (собственно, человеческой) красоты в искусстве не получило должного развития, не считая некоторых направлений, самым ярким из которых был в этом плане так называемый социалистический реализм.

Борис Иогансон. Рабфак идет (Вузовцы). 1928 г.

В начале прошлого века возникло много модернистских течений, которые связаны с разложением художественной формы.

Художники уже не писали целое тело, а стремились изобразить его фрагментарно. Женщину тоже стали писать состоящей из частей. Вместо фигуры — «салат» из ног, рук, бедер, груди, причесок. Это касается искусства.

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы. 1907 г.

С глобализацией и с развитием технических средств набирает обороты так называемая массовая культура и культур индустрия. С появлением массовой культуры грани стираются, а визуальные образы и идеалы становятся общими для людей, имеющих разное социальное положение, которые в массе своей слушают попсу и смотрят попсовые фильмы. В продукте массовой культуры проявляется усредненный идеал эпохи. Не малую роль здесь играет такое элемент массовой культуры как реклама.

Альфонс Муха. Монако Монте-Карло. 1897 г.

Теперь идеалами женской красоты на целые десятилетия становятся киноактрисы.После распространения модернизма, где часто исчезал и разлагался образ, возник кризис в художественном творчестве. Некоторые художники заявили, что искусство умерло, и время перейти от изображения к производству самых вещей. Кто-то оставил занятия живописью, а более рассудительные попробовали использовать новейшее искусство в области рекламы и промышленности.

На протяжении прошлого века идеал красоты изменялся несколько раз, но причинами этих изменений были уже не революции в общественной жизни, а появление все большего разнообразия товаров для тела, в которых нужно было сформировать потребность.

Целостного понятия идеала женской красоты уже не существует. Он постепенно исчезает. Последний такой «наиболее популярный» идеал — это эталон красоты, сформированный 25 лет назад владелицей одного модельного агентства в Нью-Йорке. Понятно, что здесь не идеализируют красоту и здоровье тела, а стремятся показать красоту одежды.

Женщина должна быть похожа на манекен. Требования к телу следующие: минимум метр семьдесят роста, шелковые волосы, нежные плечи, длинная шея, узкая талия, тоненькие руки, широко расставленные глаза, не очень большой рот и не очень узкие губы. Об уме и каком-либо совершенстве чувств тут, как видите, не упоминается.

Женская красота сейчас стала растиражированной торговой маркой. Ею занимаются не только отдельные агентства, компании, а целые отрасли промышленности. Под влиянием массовых изображений женщины у современного человека формируется определенный «желаемый» идеал, суть которого состоит в том, что женщина как раз и выступает чистым символом желания — желания владеть всеми вещами, которые рекламируются с помощью женской красоты.

история культура образование

propaganda-journal.net

на-Гиг - древний и красноречивый символ Богини-подательницы жизни. » Перуница

Шейла-на-Гиг - древний и красноречивый символ Богини-подательницы жизни."Неподалеку от монастыря, скрытая в лесу, стояла маленькая каменная часовня. Никому не ведомо, кто ее там построил. Монахи святого Киарана отрицали, что знают о ее происхождении. Это место не имело к ним никакого отношения, и они никогда не ходили туда. Маленькая часовня была заброшенной и пришла в ветхость, и таила в себе, как мы обнаружили, некий соблазн.Кто из послушников первым нашел непристойную статую, я не знаю. Этот первооткрыватель должен был обладать необычайно острым зрением, ибо статуя пряталась среди камней, образующих вход в часовню, и заметить ее было почти невозможно.

Тот, кто нашел ее, поведал о ней своим друзьям, они же в свою очередь сообщили другим послушникам, так что скоро это место стало своего рода местом паломничества. Мы нарекли этот камень Похабной ведьмой, и большинство из нас в свой срок прокрадывалось в часовню, что бы поглазеть на нее. Изваяние было столь же дикообразно, как и любая из тех странных и злобных тварей, что изображаются в книжных миниатюрах.Она представляла собой старую голую женщину с тремя грудями, свисающими с морщинистого торса. Она сидела, расставив ноги и раскрыв колени, лицом к зрителю. руками она раздвигала складки своего сокровенного входа, и на лице у нее была ангельская улыбка. Впечатление было одновременно соблазнительное и демоническое..."Тим Северин, "Викинг: дитя Одина".

Вот с этого описания начался мой поиск оригинала и истории "Похабной Ведьмы", которая разумеется, ведьмой в том смысле, что вкладывали в это слово в средние века, не являлась. А являлась чем-то гораздо большим и весомым, нежели просто изображение для возбуждения фантазии или внушения монахам страха перед женщиной....Разумеется, я нашла :)

ШЕЙЛА-НА-ГИГ (Sheila-na-Gig)

Фигурка кельтской богини плодородия, которая некогда украшала двери всех ирландских и некоторых британских домов в качестве амулета. Шейла-на-Гиг, или "веселая Шейла", представляет собой вырезанную из дерева сидящую на корточках женщину с открытым половым органом. Иногда ее рот открыт, возможно, это должно изображать экстаз рождения ( или просто крик, скажем прозаичнее..:) Поймут все, кто рожал..:))) - D.W.)

Ее влагалище имеет форму "VESICA PICSIS" , или корабля -рыбы, священной геометрической фигуры, которую при строительстве пирамид использовали еще древние египтяне. Так же ее применяли строители мегалитов и масоны. "VESICA PICSIS" состоит из овала, образованного двумя равными пересекающимися окружностями. Эта фигура символизирует равновесие двух сил, взаимопроникновение неба и земли, духа и материи. Ассоциируясь с влагалищем, она была так же символом рождения.( я смеюсь...:)))) на всех найденных изображениях vesica pixis - а они чаще связаны с христианской традицией сейчас - картинка стыдливо повернута по вертикали, чтобы, если оставить ее в ПРАВИЛЬНОЙ горизонтальной позиции, не возникало не дай бог ассоциаций с тем, чем оно на самом деле является...:) Или это только мне везде мерещится? Как говорится, "доктор, я маньяк...":)))) - D.W.)

И тот же мотив прослеживается в символике Триединой Богини, который так часто используют ведьмы сегодня...

( по поводу "VESICA PICSIS" будет отдельный пост, потому что этот символ по разному трактуется в разных эзотерических системах, а в христианстве так же имется своя, отдельная легенда и история, связанная с ним. Что бы не путать все в одну кучу - разграничу эти темы и выложу про "vesica picsis" позже и более детально. Пока же видно яснее ясного, с чего вся эта философия начиналась...:) - D.W.)

До XIX века Шейлу-на-Гиг вырезали над дверьми всех ирландских церквей и в некоторых местностях Британии. Учитывая исторически сложившееся негативное отношение христианства к сексу и женщине, удивительно использование женского полового органа в качестве украшения при входе в церковь. (для меня лично - ничего удивительного: церкви ставились на местах прежних святилищ, или использовали более древние сакральные сооружения, со всей их предыдущей символикой и орнаменталистикой. Или, как описывается в том же "Викинг:дитя Одина" - мастера-камнерезы и строители из местных, привносили в работу традиционные элементы старых верований, которые церкви вытравить было очень трудно. - D.W.) Это является свидетельством того, что христианство и язычество в течение некоторого времени сосуществовали. (как на Руси во времена "двоеверия", а у нас в Карпатах - так и до сих пор..:))) Это явление имело место во всех странах, очевидно. - D.W.) Кельты часто использовали в дверных амулетах изображение женских половых органов. Почти все они были сняты в веке XIX викторианцами.

Шейла-на-Гиг напоминает Маха-деви, или Богиню-Мать, тантрическую фигуру, которой поклоняются как создательнице dcuj сущего, и богиню смерти - одну из ипостасей индийской Кали. Теперь место Шейлы заняла подкова - женский символ, часто используемый в качестве амулеты против неудачи и колдовства. (смешно, если учесть, что колдуньи его и распространяли, этот символ..:)) Надеюсь, все в курсе, что ПРАВИЛЬНОЕ положение подковы на двери - "рожками" кверху, что бы получался как бы "котел" или "чаша"...D.W.)

Розмари Эллен Гуили "Энциклопедия ведьм и колдовства".Почему на дверях? Во-первых, двери - это уже портал, проход в новый мир, что собственно и происходит при рождении. Во-вторых, проходя "под" Шейлой внутрь, или, из храма - каждый словно бы получал ее благословение, обновление и новое рождение, повторяя путь новорожденного, из лона наружу, между ног, к жизни и свету.

Христиане же утверждали, что символ над дверями церкви служит для отпугивания демонов. Поскольку ничем другим они ее объяснить просто не могли...:) А так - расхожая и приемлемая версия получается..:)))Говорят, существовал еще особый королевский ритуал, связанный с Шейлой-на-Гиг : когда претендент на трон должен был доказать свое право на него, к нему являлась Шейла в виде уродливой старухи, которую следовало вполне недвусмысленно полюбить, несмотря на ее безобразие.Если претендент благополучно справлялся с этой задачей - старуха превращалась в прекрасную молодую девушку-богиню, которая даровала человеку и вполне законную королевскую власть, со всеми правами, а так же благословляла его землю и народ, которым предстояло править.В самой позе Шейлы нет ничего удивительного или вульгарного, если учесть, что во многих странах и племенах женщины рожали на корточках, да еще и руки иногда поднимали кверху и привязывали, что бы сильнее тужиться. Лежать в роддоме на мягком кресле - это уже "панськи вытребеньки" двадцатого века..:)))

Но откуда все же пошла традиция изображения и почему так долго сохранялась в сознании? О том, что Шейла - очень древний символ, говорят исследователи неолитических культур Старой Европы. Вот такие изображения находят на алтарях вдоль всего Дуная, в современной Югославии:

" Камень со схематическим изображением влагалища был обнаружен на жертвеннике в Lepenski Вир, где он сохранялся на протяжении 8000 лет, ожидая нас.

Так называемая "Богиня Lepenski Вир" была обнаружена на подобном же алтаре.Lepenski Вир является важным археологическим центром, расположенным на берегу реки Дунай в Югославии. river, a place with many altars. Радиоуглеродное датирование показывает, что Вир Lepenski был заселен между 6000 до н.э. и 4560 до н.э. - уже более тысячи лет люди жили в этих местах. Это был доисторический город, расположенный в нескольких футах от Дуная, со многими алтарями . Сердцем их религиозных обрядов и поклонения была Вселенская утроба" (звыняйте за каламбур, но именно так звучит в оригинале...:))) The heart of their devotions was the womb of the universe. - D.W.)

Обратите внимание, насколько Богиня Lepenski Вир напоминает Шейлу-на-Гиг в Ирландии. Хотя многие тысячелетиях прошли между созданием этих двух образов.

Но это не так трудно понять, если подумать, что странники по реке Дунай могли донести сакральный образ и до Ирландии - в первую очередь в своем сознании, конечно.""Венера Виллиндорф"Неолитическая Богиня на троне из Болгарии...Болгария же, и особенно Румыния - это уже практически наше Триполье, на западе эту культуру называют даже Эрозд - Кукутень - Триполье, подразумевая большую географическую территорию, чем только Украина.Здесь на карте видно, что Старая Европа как раз и доходит до нашего Триполья - это мое любимое занятие в последнее время: ковыряться в трипольских находках и искать параллели с последующими европейскими магическими верованиями...:) Неолитические протогорода :Вот статуэтки Богини из Триполья...как раз видны знаки на ее теле, указующие на плодородие и силу материнства....Интересно, что эти символы и знаки на фигурках, отображающие признаки способности к деторождению - впоследствии стали использоваться как примитивные значки в зачаточной письменности на землях Старой Европы. Почему письменность здесь не развилась так же мощно, как в древних Шумере, Месопотамии, Египте - тому есть множество причин....Но зачатки были и они налицо...вернее - на многочисленных уцелевших образцах керамики, антропоморфной пластики и строительства...

Мария Гимбутас утверждает, что было около тридцати основных простых значков, из которых потом составлялись более сложные - V, /\, X, M, Y, N, а так же крест, треугольник, зигзаг, спираль, квадрат...Использовались они практически до раннего греческого периода. Основные знаки протоевропейской письменности по Гимбутас.

Статуэтка женской фигуры из Mezin - в том, что это женщина, сомневаться не приходится, ведь на это ясно указывает значок в виде перевернутого вершиной вниз треугольника, который трудно трактовать как-то иначе, чем символ женского лона.Некоторые модификации этого значка "V" из работ Haarmann, 1995 г - которые использовались протоевропейцами на керамике и статуэтках.Как видим, у Шейлы были предшественницы, хотя безусловно, ей одной удалось стать наиболее экстравагантной из всех...:))) А символика древних культов жива до сих пор, как и сама Богиня, дающая жизнь всему сущему на Земле...

Источник

Этимологическая прибавка:1. Происхождение имени "Sheila-na-gig" неясно. Некий исследователь пишет, что Gig или giggie значило женские гениталии и может быть связано с ирландским названием танца "jig" (жига), который якобы в дохристианское время был культовым и оргиастическим. Видимо, в древности gig значило "священное Лоно"; известно, что храмовые проститутки назывались nu-gig.

2. Смотрю гэльский словарь.(Написание имени - английская транскрипция, как оно могло писаться на кельтских языках - мы не знаем, а посему ищем похожие по звучанию корни. Всё сугубо гипотетически.)seilbh (sealbha) [читается шель(в), шьалwа]- владение, обладание.na - это предлог вроде "of"ge'ag [гиг] - ветвь (в том числе генеалогическая), отрасль, рукав, разветвляться; орган, член тела.ge'agan [гиган] - прибавление, привесок.Получается значение имени Богини "Хозяйка приплода", "Владычица родового древа всего живого".

3. Мне почему-то кажется созвучным с gig наш корень яг, от которого Баба-Яга...

И еще прибавка:

"Говорят, существовал особый королевский ритуал, связанный с Шейлой-на-Гиг: когда претендент на трон должен был доказать свое право на него, к нему являлась Шейла в виде уродливой старухи, которую следовало вполне недвусмысленно полюбить, несмотря на ее безобразие.

Если претендент благополучно справлялся с этой задачей - старуха превращалась в прекрасную молодую девушку-богиню, которая даровала человеку и вполне законную королевскую власть, со всеми правами, а так же благословляла его землю и народ, которым предстояло править."

Вот вам и Лягушка-царевна! Лягушка-то в нашей культуре - это ходячее лоно.

www.perunica.ru