Право древнего шумера. 2. Государственный строй Древнего Шумера и Вавилонии.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Семейное право древних шумеров. Брак, развод, измена. Право древнего шумера


Государство и право Древнего Шумера



Московский гуманитаро-экономический институт

Чувашский филиал

 

 

 

Реферат

Кафедра: Государственно — правовых дисциплин

Дисциплина : История государства и права зарубежных стран

 

 

 

Государство и право Древнего Шумера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 11юс 4/11д

Полякова Вероника Олеговна

Проверил: к. ю. н. Скуратова И. Н

 

 

Чебоксары 2011г.

Содержание:

1.      Шумеры. Появление шумер.

2.      Государство.

        - Государсвенный строй

        - Общественный строй

3.      Право Древнего Шумера.

          - Право собственности.

          - Семейное право.

          - Наследственное право.

          - Уголовное право.

         - Суд и судебный процесс.

4.      Вывод.

Шумеры. Появление шумер.

Шумеры - древний народ, некогда населявший территорию долины рек Тигра и Евфрата на юге современного государства Ирак (Южная Месопотамия или Южное Двуречье). На юге граница их обитания доходила до берегов Персидского залива, на севере - до широты современного Багдада.

    На протяжении целого тысячелетия шумеры были главными действующими лицами на древнем Ближнем Востоке. Шумерская астрономия и математика считались точнейшими на всем Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках - так, как это впервые стали делать шумеры.

   Шумеры не были однорасовым этносом: встречаются и брахицефалы ("круглоголовые") и долихоцефалы ("длинноголовые" ).Шумеры не были однорасовым этносом: встречаются и брахицефалы ("круглоголовые") и долихоцефалы ( "длинноголовые" ), шумеры- («черноголовые»),которые резко отличались друг от друга как по своему внешнему облику, так и по языку. Впрочем это могло стать и результатом смешения с местным населением.   Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют "прародителем современной цивилизации".

  Мы не знаем откуда пришли Шумеры, но когда они появились в Месопотамии там уже жили люди. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения.

  Надо сказать, что южная Месопотамия не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых. Заболоченность, частые наводнения сопровождаемые изменением русла Евфрата из-за низких берегов и, как следствие, полное отсутствие дорог. Единственное чего там было в достатке это тростника, глины и воды.Из глины лепили сосуды, делали в большом количестве важнейший строительный материал — кирпич, также шумерам были известны металлы: медь, бронза, железо. Население занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и земледелию. Так как сочетание плодородной почвы, удобренной наводнениями, оказалось достаточно чтобы в самом конце III-го тысячелетия до нашей эры там расцвели первые города-государства древнего Шумера.

Государство.

Государственный строй.

  Правителем шумерского города в начальный период истории Шумера был эн ("господин, обладатель"), или энси. Он сочетал в себе функции жреца, военного вождя, градоначальника и председателя парламента. В число его обязанностей входили следующие:

  1. Руководство общинным культом, особенно участие в обряде священного брака.

  2. Руководство строительными работами, особенно храмостроительство и ирригация.

  3. Предводительство войском из лиц, зависящих от храмов и от него лично.

  4. Председательство в народном собрании, особенно в совете старейшин общины.

Эн и его люди по традиции должны были спрашивать разрешения на свои действия у народного собрания, состоявшего из "юношей города" и "старцев города". Впоследствии, по мере концентрации власти в руках одной политической группировки, роль народного собрания совершенно сошла на нет.

  Кроме должности градоправителя, известен из шумерских текстов и титул lugal - "большой человек" или "царь". Первоначально это был титул военного вождя, который  временно занимал положение хозяина страны с полномочиями диктатора. Но впоследствии царями становились не по выбору, а по наследству. хотя при интронизации все еще соблюдали старый ниппурский обряд. Таким образом, один и тот же человек одновременно был и эном какого-то города, и лугалем страны, поэтому борьба за титул лугаля шла во все времена истории Шумера. Также существовали приближенные царя.

Общинный строй.

  В Шумере благодаря теократическому правлению все сословия были ориентированы по иерархической оси. Такое общество удобно для управления, когда каждый человек приписан к своему "цеху",за ним легко вести учет и контроль. Поэтому население шумерского города-государства разделялось следующим образом:

1. Знать: правитель города, начальник храмовой администрации, жрецы, члены совета старейшин общины. Эти люди имели в порядке семейно-общинного или родового, а часто и индивидуального владения десятки и сотни гектаров общинной земли, эксплуатируя клиентов и рабов. Правитель, кроме того, часто пользовался для личного обогащения землей храма.

2. Рядовые общинники, имевшие участки общинной земли в порядке семейно-общинного владения. Они составляли более половины всего населения.

3. Клиенты храма: а) члены храмовой администрации и ремесленники; б) подчиненные им люди. Это бывшие общинники, утратившие общинные связи.

4. Рабы: а) рабы храма, мало отличавшиеся от низших категорий клиентов; б) рабы частных лиц (число этих рабов было сравнительно невелико).

  Таким образом, мы видим, что социальная структура шумерского общества довольно четко распределяется по двум основным экономическим секторам: община и храм. Знатность определяется количеством земли, население либо обрабатывает свой надел, либо трудится на храм и крупных землевладельцев ремесленники прикреплены к храму, а жрецы - к общинной земле.

Право.

Право собственности.

Окружавшие шумерский город земли делились в это время на естественно орошаемые и на высокие поля, требовавшие искусственного орошения. Кроме того, имелись ещё поля на болоте. Часть естественно орошаемых полей была «собственностью» богов и по мере перехода храмового хозяйства в ведение их «заместителя» — царя становилась фактически царской. Очевидно, высокие поля и поля-«болота» до момента своей обработки являлись, наряду со степью, той «землёй, не имеющей хозяина».Обработка высоких полей и полей-«болот» требовала больших затрат труда и средств, поэтому здесь постепенно складывались отношения наследственного владения.  Появление наследственного владения способствовало разрушению изнутри коллективного земледелия сельских общин.

   Не все земли сельских общин были издревле размещены на естественно орошаемой территории. Они имели свои наделы на той земле, на нолях которых ни царь, ни храмы не вели своего собственного хозяйства. Наделы были расчленены на индивидуальные или коллективные. Индивидуальные наделы распределялись между знатью и представителями государственного и храмового аппарата, а коллективные наделы сохранялись за сельскими общинами. Взрослые мужчины общин были организованы в отдельные группы, которые и на войне и на сельскохозяйственных работах выступали совместно, под началом своих старост. Также некоторые общинники привлекались правителем для строительства различных сооружений.

Наделы, передаваемые отдельным лицам или в некоторых случаях и сельским общинам, были небольшими. Даже наделы знати в то время равнялись лишь нескольким десяткам гектаров. Некоторые наделы отдавались безвозмездно, а другие за налог, равнявшийся 1/6 —1/8 урожая.

  Владельцы наделов работали на полях храмовых (позже также царских) хозяйств обычно месяца четыре. Тягловый скот, а также плуг и прочие орудия труда выдавали им из храмового хозяйства. Они обрабатывали и свои поля с помощью храмового скота, так как на своих маленьких участках держать скот не могли. За четыре месяца работы в храмовом или царском хозяйстве они получали ячмень, в небольшом количестве — эммер, шерсть, а в остальное время (т. е. в течение восьми месяцев) кормились урожаем со своего надела

   Рабы работали круглый год. Их труд использовался на строительных и оросительных работах. Они несли охрану полей от птиц и использовались также в садоводстве и отчасти в скотоводческом хозяйстве. Труд их применялся также в рыболовстве, продолжавшем играть значительную роль.

Семейное право.

Значительная часть дошедших до нас судебных документов, «дитилл», была посвящена вопросам брачно-семейных отношений. Это говорит о высоком уровне развития шумерской юриспруденции в области семейного права, основой которого являлось уважение его граждан к общественному порядку и справедливости, четкое осознание своих обязанностей и гарантия прав. Основным звеном общества в Шумере была семья, семейные кланы, поэтому высокоразвитая судебная система стояла на защите семейных ценностей и веками сложившихся порядков.

Уклад жизни в шумерской семье был патриархальный. Отец, мужчина, стоял во главе.Его слово было решающим в наиболее важных семейных и хозяйственных вопросах. Уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры, брак был моногамный, хотя мужчине позволялось завести и наложницу, как правило, из рабынь. Если супруга была бесплодна, она сама могла выбрать мужу вторую жену-наложницу, но та по своему положению занимала ступеньку ниже, и не могла требовать равноправия с законной женой-горожанкой.

Права женщины в Шумере были более ограниченными, чем у ее мужа. В семье она занимала подчиненное положение (мужчина имел право для отработки долга отдать жену в кабалу кредитору),тем не менее, обладала немалыми экономическими и социальными свободами в обществе. Женщина имела возможность самостоятельно, без согласия мужа, совершать торговые сделки и операции, она могла подать жалобу в суд и выступать в качестве свидетеля,она имела право занимать государственные должности,иногда под управлением женщин нередко оказывались целые города. Чаще всего это были вдовы царей или энси, но стал достоянием случай, когда простолюдинка, занимавшаяся торговлей, самовольно заняла трон и успешно управляла городом на протяжении довольно продолжительно времени.

  Шумерское право юридически строго регулировало все имущественные и личные отношения между сторонами в браке и семье. Вопрос о вступлении в брак обычно решался между отцами жениха и невесты. Для обеих сторон это была сделка, в ходе которой достигалось соглашение о сумме выкупа, обычно, не превышающая стоимости рабыни, и сроке вступления в брак. Отец невесты давал дочери приданное и слагал с себя все дальнейшие обязанности по отношению к ней. Дочь уходила в семью мужа, а с ней и дополнительные рабочие руки. Семья невесты несла убытки, так сумма приданного обычно была больше свадебного выкупа, но дочь не имела в дальнейшем прав на долю при разделе отцовского наследства. Договор между семьями о заключения брака считался достигнутым, только после официального подписания всех необходимых документов.Заключение брачного договора между родителями молодых налагало на них определенные обязанности.

  Брак надлежало зафиксировать в официальном акте, заверенном городскими властями.

   Все дары жениха невесте на свадьбу строго фиксировались в брачном контракте, так же как и на все подарки, сделанные мужем в ходе семейной жизни, надлежало составлять дарственные таблички. Если брак расторгался, муж имел право вернуть назад все свои дары. В брачном контракте обычно оговаривалась «вдовья доля», та часть имущества, которая отходила к женщине после смерти мужа. 

  Развод был не редкостью в шумерском обществе, но инициатором бракоразводного процесса в суде мог выступать только мужчина. Наиболее часто причиной для расторжения семейных отношений выступало бесплодие жены. Суд мог согласиться с доводами мужа и расторгнуть брак. При этом женщине обычно полагалась материальная компенсация. Муж должен был вернуть все приданное или выплатить определенную денежную сумму. По закону, если жена возражала против развода, мужчина обязывался после официального расторжения брака в суде обеспечить ее домом и пожизненным содержанием. Муж мог доказать в суде, что женщина повинна в более серьезных грехах, например, растрате или краже хозяйственных денег, или она каким-либо причинам отказывалась выполнять супружеские обязанности. В этом случае он имел право лишить ее крова и выгнать ее на улицу без денежной компенсации, либо бывшая жена становилась рабыней в его доме.

  Особенно суровы были законы Шумера к женщинам, нанесшим оскорбление       и изменившим мужу, но только если их вина доказана.

  Брак считался расторгнутым, если мужчина попадал в плен или рабство во время войны. По законам Шумера, женщина обязана была ожидать мужа в течение пяти лет, затем городская администрация два года выплачивала ей материальное пособие. Если за это время муж не возвращался, только тогда женщина могла вторично выйти замуж. Женщина могла свободно вступать в брак, если ее муж самовольно покидал городскую общину.

Наследственное право.

Главной ценностью шумерской семьи были дети. Шумерские законы налагали на родителей множество обязанностей, но и давали довольно большую власть над детьми, хотя ее и нельзя считать полной и абсолютной.

  Обязанностью отца было полностью обеспечить детей. Денежные средства на свадебный выкуп сыну отец должен был выделить из своего имущества. Он же должен быть обеспечить приданное дочерям в требуемом законом размере. Процесс раздела наследства после умерших родителей проходил строго в соответствии с законами, практически неизменными в большинстве шумерских городов-государств.

Все имущество после смерти главы семейства переходило к сыновьям. Обычно, они не разбивали его на части, вели общее хозяйство и делили полученные с имущества доходы.  Старший сын наделялся привилегированным правом при разделе унаследованного имущества, что выражалось в несколько большой доле в доходах от отцовского наследства. Права остальных братьев были равными.

stud24.ru

Законодательство и право в Древнем Шумере

Законодательство в Древнем Шумере было весьма развитым, однако законы древних шумерских городов сохранились, как правило, во фрагментарном состоянии либо вообще не дошли до нас. Наиболее хорошо сохранился свод законов вавилонского царя Хаммурапи I. В эти законы вошли многие правовые нормы шумерских городов, поэтому законы Хаммурапи являются для нас главным источником знаний о правовой культуре Древнего Шумера и Вавилонского царства.

Следует обратить внимание на то, что право занимало важное место в жизни шумеров. Считалось, что законы установлены богами, среди которых правосудие вершит бог Шамаш (с аккдаского – солнце), выражение преступить стезю Шамаша означало совершить преступление. Именно религиозные основы права задавали направленность развития всей правовой системы древнешумерских городов. Сохранилось множество клинописных текстов юридического характера (договоры, расписки, соглашения, завещания, судебные постановления). В целом право в городах Междуречья было относительно развитым. Однако, к сожалению, смертная казнь была достаточно распространённой. Законы Хаммурапи предполагают, как минимум, тридцать преступлений, за которые виновный карается смертью. В этом сборнике выделялось умышленное и неумышленное убийства. В законодательстве Хаммурапи предполагалось два вида наследования имущества: по закону и по завещанию. Особое отношение у шумеров было к частной собственности. Считалось, что имущество представляет лицо своего владельца. Поэтому-то обычно активная торговля долгое время была возможна лишь внутри рода. Похищение же имущества рассматривалось как попытка похищения души его владельца, а потому каралось смертью. В принципе были и исключения, когда виновный наказывался штрафом. Судебное разбирательство происходило публично на паперти храма.

В сборнике законов Хаммурапи было много родового. Представления о личной ответственности размывались в принципах рода. Очень распространённым был принцип талиона (око за око). Часто дети несли прямую ответственность за провинности своих родителей. Например, если дом, построенный строителем, обвалился, убив при этом сына хозяина дома, то, помимо самого строителя, по закону надобно казнить ещё и его сына. Кроме того, мера правовой ответственности часто зависела от социального положения человека и даже от его половой принадлежности. Так, супружеская измена со стороны жены считалась преступлением, которое каралось казнью женщины, обычно путём утопления. В принципе обманутый муж мог простить её и того, кто её соблазнил. Однако супружеская измена со стороны мужа не рассматривалась в качестве преступления, если совращённая женщина не была женой свободного человека.

Очень важным было то, что законы шумеров распространялись и на должностных государственных лиц. Так, лугаль Лагаша Урукагина (XXIV в. до н.э.) запретил дарственные подношения правителю, несмотря на то, что существовали древние традиции, согласно которым человек, приходящий к повелителю, приносил с собой ему подарок.

Существенное внимание уделялось и защите собственности. Здесь примером могут стать законы Урукагины, законы Шульги (XXI в. до н.э.), законы Билаламы (XX в. до н.э.), Кодекс лугаля Нипура Липит-Иштара (XX в. до н.э.). В Законах Хаммурапи большое внимание уделялось операциям как с недвижимостью (дом, поля, сады и т.д.), так и с движимостью (животные и др.). Так, собственник мог передавать купленную им или унаследованную собственность своей жене или дочери, мог свободно продавать и покупать вышеупомянутую собственность. В законах Хаммурапи фиксировались условия найма на работу, в которых учитывались интересы всех участвующих в найме сторон.

Также в шумерских законах предполагалась ответственность за клевету. Обвинение человека в преступлении, например, в колдовстве, в воровстве, в прелюбодеянии, всегда должно быть доказанным.

Особое внимание шумерское и старовавилонское право уделяет правам женщины и принципам заключения брака. Заключённый брак фиксировался письменно. Мужчина, пожелавший вступить с девушкой в брак, был обязан заплатить её родителям выкуп – на аккадском языке этот выкуп называется терхатумом. Основания для терхатума различные. В целом выделяют несколько причин для выплаты терхатума, среди которых могут быть наиболее существенными такие: 1) демонстрация способности материально обеспечить семью; 2) возмещение за потерю девственности. В случае нарушения женихом договора о браке он не имел право требовать терхатума обратно. Если брачное соглашение нарушается отцом невесты, то терхатум возвращается в двойном размере. В Вавилоне терхатум не всегда платился, поэтому, если уже заключенный брак расторгался по инициативе мужа, он обязан был выплатить жене сумму в размере терхатума. Отец невесты должен был заплатить приданое (по-старовавилонски шериктум, по-нововавилонски — нудунну). В случае смерти жены приданое переходило исключительно к её детям.

Также жених, как правило, подносил невесте брачный подарок библум. В Междуречье традиция поднесения библума сохранялась на протяжении тысячелетий. Акт поднесения библума фиксировался письменно, поскольку всё подаренное жене оставалось в собственности мужа, но в случае смерти жены доставалось её детям.

Вопрос расторжения брака был весьма сложным и решался в судебном порядке. Одной из причин для расторжения брака являлось пленение на войне мужа. Царь Хаммурапи в этом случае допускал прекращение брака, если жена пленного остро нуждалась в материальной поддержке. Впоследствии в Ассирии для жён пленных устанавливался пятилетний срок ожидания мужа. Малообеспеченным жёнам государство в течение этого времени платило материальную помощь. Если муж не возвращался в указанный срок, то женщина имела право выйти замуж повторно.

Также брак распадался автоматически, если муж уходил из общины. Причём женщина в этом случае имела право на новый брак, независимо от того, вернётся её бывший муж или нет.

Согласно законам Билаламы, если отцу не удавалось выдать дочь замуж, то её отдавали в жрицы. Причём жрицы 1-й и 2-й категории обязаны были быть целомудренными, в то время как жрица третьей категории должна была принести свою девственность в жертву, выходить замуж она могла только женщиной. В языческой культуре считалось, что жертва в виде девственности – самая большая, ибо вместе с утратой духовно-телесной чистоты человек лишался возможности быть счастливым в семье и поэтому почти все свои силы отдавал на храмовое служение. Вместе с тем здесь необходимо понимать то, что молитвы девушки особенно сильны и действенны; слово чистота обозначается тем же знаком, что и слово девушка. Стало быть, жрицы первых двух категорий должны быть чистыми. В повседневной жизни большинства людей особое значение придавалось целомудренности невесты. Если мужчина забрал у женщины девственность (в том числе и силой), то он был обязан на ней жениться без права развода в будущем; а если женщина не хотела стать его женой, то мужчина должен был выплатить ей сумму брачного выкупа. В других источниках пишется, что мужчина при таких обстоятельствах обязывался уплатить большую сумму денег отцу женщины и без каких-либо оговорок нерасторжимо на ней жениться (в противном случае ему отрезали гениталии).

Вместе с тем по законам Липит-Иштара даже блудница была защищена законом. Так, если она родит мужчине детей, то он обязан обеспечивать её питанием, а сами дети имеют право наследования. В принципе у сожительницы не было и по закону не могло быть всего набора прав, которыми обладала жена.

Власть отца над своими детьми не была абсолютной, однако сын, публично оскорбивший отца, продавался в рабство. Согласно законам Хаммурапи, сына, ударившего своего отца, карали отсечением руки.

studfiles.net

2. Государственный строй Древнего Шумера и Вавилонии.

Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на терри­тории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей. Наиболее известными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш.

Главой города и области был верховный жрец главного городского хра­ма "энси" ("патеси") титулованный термин. Если власть правителя выходила за границы полномочия городоначальника, правителю присваивался титул "лугаля".

Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали вой­ском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.

А также существовали органы, контролирующие деятельность правителя совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекомендации, производили общий контроль над его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом.

К сожалению общественно-политический строй древних шумеров изучен слабо, так как мало документальных источников. Частично право того периода можно представить по фрагментам законов Эшнуны (XX в. до н.э.). Из этого памятника явствует, что в государстве была борьба между знатью и общинниками, ремесленниками.

Еще ранее правитель Урукагина в 2370 г. ограничил коррупцию чиновников, и провел денежную реформу, вернул общинам и храмам ранее отобранную землю, восстановил справедливость. В истории его реформы временно остановили и защитили бедных от ростовщиков, от злоупотреблений чиновников. По законам городов-государств были наказания лжесвидетелей, ответственность за недоброкачественность обработки земли, его затопление. Законы сохраняли и охраняли семью и достоинство женщин, даже если она была рабыней. Вместе с тем законы фиксируют бесправное положение рабов в качестве вола и осла.

Месопотамия в эпоху древностей пережила многовековую борьбу областей, территориальных объединений, княжеств за политическое господство. Эпос о легендарном Гильгамеше отражает эту борьбу за гегемонию между городом Урука и Кишем. Документы их архива храма богини Бабы находившиеся в городе Лагаше, свидетельствует о наличии рабов и полусвободных. Гильгамешу удалось одолеть сепаратизм, объединить страну.

В конце XXIV в. до н.э. лугаль Загези сумел добиться поставленной цели, создал конфедерацию государств Месопотамии. После Загези первый из аккадских правителей Саргон сумел объединить страну, и при нем действовала единая система водоснабжения. Но так или иначе империя Саргона оказалась также непрочной. Вскоре страну оккупировали племена кутиев. Жители Месопотамии недолго терпели захватчиков управления страны, и в скоре она распалась на мелкие царства. Между мелкими царствами шли бесперебойно война за первое главенствующее место. Это длилось около двух веков.

В конце III тысячелетия до н. э. начинает свое возвышение город под названием Вавилон (врата бога). Его расцвет относится ко времени правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Вавилонский царь Хаммурапи, победив в 1763 году до н.э. царя Ларсы Рим-Сина Первого, создал мощнейшую державу, которая подобно аккадской и урской, стала по форме правления восточной деспотией. При правлении царя Хаммурапи оно достигло наибольших размеров, он завоевал весь Шумер и часть севера Двуречья.

Как и египетские фараоны, царь Вавилонии обладал безграничной властью. Хаммурапи в правлении страной провел много реформ для централизации власти в стране, и этим самым его проведенные реформы повлияли на социально-экономическое устройство государства. Есть все основания, подтверждающие его личность и считать незаурядным, удачливым полководцем, расчетливым, опытным политическим деятелем и дипломатом своего дела. Для сохранения стабильности Хаммурапи пошел на необычные реформы: запретил продажу земли общинников, обуздал ростовщиков, ограничил срок долговой кабалы до трех лет. Впервые установил тарифы оплаты наемного труда, а также восстановил всю ирригационную систему страны. Ростовщики, торговцы принимались на государственную службу, воины профессионалы несли службу пожизненно. Для общества была введена общий вид налога - десятина.

Следуя традиции Хаммурапи вступив на царство, провозгласил справедливость, издал акт благочестия (мишарум). Отказ от выполнения указов царя могла повлечь за собой смертную казнь.

Автономия храмов в административном и хозяйственном отношении была ограничена, и они подчинялись царской администрации. Назначение на важные жреческие должности также перешло в ведение царя. Помощникам царя был нубанды. Нубанды имел свой аппарат, с помощью которого согласовывал и направлял работу ведомств империи по организации общественных работ, строительству дамб, сооружения дворцов и храмов, по управлению войском и комплектованию ополчения, по сбору налогов, организации охраны общественного порядка. Помощник нубанды шапир-нарим отвечал за состояние систем водоснабжения; другой подчиненный - за мобилизацию населения на общественные работы; глава ростовщиков вакиль-тамкар - за сбор царских пошлин и податей. Военное ведомство возглавлял вакиль-амури.

В провинции функции местного правителя и представителя царской власти осуществляли рабианум, шапир-натим и шаган-шакканакум. Рабианум мог быть градоначальником, ему подчинялись квартальные старосты, а в сельской местности – органы общинного управления. Внешняя торговля объявлялась монополией государства, ее вели купцы во главе с вакиль-тамкари.

Превратив купцов, ростовщиков в государственных служащих Хаммурапи поручал им сбор налогов на местах. И очевидно, что со временем случилось схватка между тамкарами и рабианум за влияние закончилось победой денежных единиц. Сын, Хаммурапи Сансуилун не выдержав таких схваток, упразднил должность рабианум.

В целом реформа мало затронула структуру общинного управления. Во главе общины стоял совет старейшин из глав состоятельных семей. В некоторых особо важных ситуациях созывалось народное собрание.

studfiles.net

Хозяйство Древнего Шумера - Государство, право, экономика, история

Месопотамия была одним из первых регионов мира, в котором появилась цивилизация. Наибольшее развитие получает южная часть Месопотамии - Шумер, располагавшийся на территории современного Ирака.

Примерно в середине IV тыс. в Месопотамии возникли первые государственные образования: шумерские государства (ХХVI-ХХIV вв. до н. э.), Аккадское царство (ХХIV-ХХIII вв. до н. э.), государство с центром в Уре (конец XXII - начало XX вв. до н. э.), Древний Вавилон (XIX-XVI вв. до н. э.).

До середины 3240 г. до н. э. в этом регионе существовало два крупных государства - Шумер и Аккад. Объединение этих государств в Шумеро-Аккадское царство оказало положительное влияние на экономическое развитие региона.

В начале IV тыс. до н. э. основными занятиями в Древнем Шумере были земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, развивались ремесла. Основу экономики составляло сельское хозяйство. Развитию земледелия способствовали плодородные почвы, а скотоводству и овцеводству - степные просторы. Основными земледельческими культурами были ячмень, просо, горох, фасоль, чечевица, лен, овощи. Важными отраслями сельского хозяйства были также садоводство и виноградарство.

Быстро развивались различные виды ремесел: гончарное, кирпичное, кожевенное, зарождалось текстильное производство. Развитие металлургии привело к производству медных, бронзовых и железных изделий, совершенствовалось ювелирное искусство. В ранний период шумеры умели выковывать изделия из цельного куска меди, открыли способ литья меди, серебра и золота, научились делать бронзу.

Наряду с каменными и костяными использовались металлические орудия труда. В этом периоде активно велось строительство зданий из необожженного кирпича, а также каналов, плотин и водохранилищ.

В регионе появляется и получает большое развитие клинописное письмо, когда на сырой мягкой глине выдавливались клинообразные черточки. Первоначально эти знаки обозначали предметы, понятия, а затем звуковые комбинации и слоговые значения. С III тыс. до н. э. клинописные таблички стали изготавливаться в огромном количестве.

В первой половине III тыс. до н. э. в связи с развитием сельского хозяйства и ремесла начинается разложение первобытной общины, постепенно развивается рабовладение за счет военнопленных, должников, преступников. Рабовладение носило преимущественно государственный характер, но постепенно развивалось и частное рабовладение. В сельском хозяйстве Древнего Шумера труд рабов широко не применялся. Основными производителями были мелкие земледельцы.

В Шумерском царстве собственность на землю существовала в трех формах:

  • одна часть земли находилась в собственности территориальных общин и в ее рамках передавалась в индивидуальное пользование и владение большим семьям, могла продаваться и покупаться;
  • значительная часть земель находилась в царском владении. Часть царских земель отдавалась государственным чиновникам на "кормление";
  • третья часть земли служила основой храмового хозяйства (рис. 3).

Рис. 3

Большую роль в экономике страны играли храмовые хозяйства, в которых переплетались общинные и рабовладельческие отношения. Сложилась устойчивая административная система управления храмовыми хозяйствами. Храмовые земли делились на три части: одна - использовалась непосредственно для нужд храма, вторая - отдавалась на "кормление" храмовому персоналу в наследственное пользование за выполнение определенных обязанностей, третья - делилась на участки и раздавалась общинникам в аренду за определенную долю урожая.

В храмовом хозяйстве присутствовали практически все виды хозяйственной деятельности - земледелие, скотоводство, ремесло. Наряду с активным использованием труда рабов и общинников, которые обрабатывали раздаваемые им участки храмовой земли за определенную долю урожая, появляются специфические категории работников. К ним можно отнести специальных торговых агентов, которые также получали земельные наделы, и группы людей, "получавших по отдельным табличкам" и выполнявших самую разнообразную работу - слуги, служанки, носильщики, парикмахеры, пастухи и т. д. Обычно в системе храмового хозяйства было занято 30-40% населения города или региона, но и остальное население периодически принудительно привлекалось к общественным работам: строительству храмов, дворцов, городских стен и т. п.

В середине III тыс. до н. э. образовалось Аккадское царство, объединившее города-государства Двуречья. Это дало возможность комплексно регулировать всю ирригационную систему, была введена единая система мер и весов. Происходило расширение царского земельного фонда за счет скупки общинных земель и конфискации различных земель. Храмовые хозяйства также перешли в собственность царей с последующей передачей их в пользование храмам. Царская земля состояла из нескольких частей (рис. 4). Все это заложило основу для развития крупных царских хозяйств. Большие земельные владения имели также богатые государственные чиновники и знать.

Рис. 4

Первыми известными нам экономическими реформами были реформы царя Урукагина (вторая половина XXIV в. до н. э.). Они были направлены на увеличение числа полноправных граждан-воинов, снижение налогов, улучшение государственного управления и ограничение злоупотреблений царских чиновников, уменьшение поборов и повинностей с персонала храмов, более справедливое распределение богатства, упразднение остатков матриархата (в частности, права женщины на развод, имущество мужа и двоемужество).

Возвышение Ура (конец III тыс. до н. э.) привело к объединению под его властью всего Двуречья. В дальнейшем экономическая роль государства усиливалась. Была практически упразднена частная собственность, осуществлялось централизованное планирование экономики вплоть до сбора всего зерна в царские хранилища, с последующим его распределением. Планирование вторгалось даже в сферу семейных отношений - царские чиновники решали, кому можно иметь семью, а кому нет.

Происходит дальнейшее развитие рабовладения. Подавляющая часть населения фактически, а значительная часть и формально была обращена в государственных рабов. Их постоянно перебрасывали из одного района в другой для проведения строительных работ. Государственное рабовладение сохраняется преимущественно в сфере царского хозяйства. Расширение торговли благоприятствовало развитию частного рабовладения.

СОДЕРЖАНИЕ

studentu.info

§ 2. Общественный и государственный строй Древнего Шумера

Общественный и государственный строй Древнего Шумера характеризуется сохранением пережитков родоплеменной организации. Особенности ведения сельского хозяйства, связанные с необходимостью организованного орошения, обусловили существование территориальных общин.

Огромную роль в жизни Шумера играло жречество, составлявшее высшие слои шумерского общества. Храмы были центрами управления сельским хозяйством. Сначала они не имели собственной земли, и каждая деревня выделяла участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный с него урожай отдавали храму. Постепенно храмы присвоили эти земли и стали вести на них самостоятельное хозяйство.

В Шумере довольно рано была разрешена купля-продажа земли, и это стало основой увеличения храмовых земель. Часть земель сдавалась в аренду. Широко применялся на храмовых землях наемный труд безземельных крестьян. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

Более половины населения составляли родовые общинники. Общинные земли являлись исходной точкой для развития частного землевладения и купли-продажи земли.

Рабов в Шумере было мало — в основном пленные либо купленные чужеземцы. Различались рабы храма и рабы частных лиц.

Общинники, потерявшие связь с общиной, имели правовой статус клиента и, обладая личной свободой, находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц.

Шумер не был единым государством. На его территории находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей. Наиболее известными были города Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш.

Во главе города и области стоял правитель, носивший титул «энси» («патеси»). Это был верховный жрец главного городского храма. В случае если власть правителя выходила за рамки города, правителю присваивался титул «лугаля». Функции их были одинаковы и сводились к управлению общественным строительством и ирригацией, храмовым хозяйством; они в

озглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.

Совет старейшин и народное собрание избирали правителя, давали ему рекомендации во всех важнейших делах, проводили общий контроль за его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом. Таким образом, это были органы, ограничивавшие власть правителя.

< Попередня   Наступна >

radnuk.info

Государство и право Древнего Шумера

  Дочери получали свадебное приданное, и не имели в дальнейшем доли при разделе отцовского хозяйства, за исключением случаев, если в доме не было сыновей.

  Шумерское законодательство четко регулировало права и обязанности наследников и чрезвычайно скрупулезно подходило к вопросу справедливого распределения прав и доходов.

  После смерти отца и раздела имущества, сыновья полностью брали на себя заботу о матери, она оставалась в их доме, где ей необходимо было обеспечить тщательный уход, уважение и почитание. Она имела право распоряжаться своим личным имуществом, полученным в виде подарков или «вдовьей долей»,и на свое усмотрение завещать его сыновьям в долях в зависимости от собственных предпочтений.

  Лишение наследства – крайняя мера, на которую отец мог пойти в случае проявления чрезвычайного неуважения или неподчинения родительской воле. В любом случае, окончательное решение оставалось за судом.

Бездетность было величайшим горем для шумерской семьи. Поэтому обычно бездетные супруги пригревали у себя бездомного найденыша или ребенка многодетных соседей. Супруги, после рождения своего ребенка, могли отказаться от приемного сына. По законам при этом полагалось выплатить родным родителям не менее трети доли, причитавшейся усыновленному ребенку как законному наследнику. Приемные дети не имели право самостоятельно решать с кем им жить.

Шумерские законы в области семейного права были справедливыми и достаточно либеральными и решительно становились на сторону пострадавшего или невинного, независимо от социального и имущественного статуса, а зачастую и пола, конфликтующих сторон. Они основывались на уважении граждан к общественному порядку, четком осознание ими своих обязанностей и гарантии прав, на защите которых стояла вся государственная система.

Уголовное право.

Как уже отмечалось, вавилонское право не знало деления на гражданское и уголовное. ЗХ уделяют много внимания наказаниям за различные проступки и преступления — от нарушения обязанностей, связанных со службой, до посягательств на имущество и преступлений против личности. Для ЗХ характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений — от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. За некоторые особо тяжкие, с точки зрения законодателя, преступления ЗХ назначают квалифицированные виды смертной казни: сожжение за инцест с матерью (§ 158), сажание на кол жены за соучастие в убийстве мужа (§ 153). В остальных случаях ЗХ устанавливают либо наказание по принципу талиона («зеркального», т.е. наказания равным за равное, или «символического», когда, например, отсекают «согрешившую» руку), либо денежную компенсацию.

Принцип талиона известен из более ранних месопотамских законодательных источников, но только в ЗХ он проводится столь широко и последовательно. Широко распространено ошибочное представление о талионе как о «пережитке кровной мести». В действительности же кровная месть исходит из принципа коллективной вины и коллективной ответственности, унаследованного от первобытнообщинного строя. В связи с развитием представлений о личности возникает и представление об индивидуальной вине и индивидуальной ответственности. Кроме того, возникшее гражданское общество заинтересовано в том, чтобы распри не длились бесконечно, что практически неизбежно при кровной мести. Поэтому вводится принцип обязательной денежной компенсации, а затем и принцип талиона, представлявшийся наиболее справедливым для правосознания той эпохи. Иначе говоря, развитие ответственности идет по пути индивидуализации, наказание же приобретает все более публичный характер.

Суд и судебный процесс.

  Все правовое и законодательное регулирование в городах-государствах Шумера находилось в руках энзи – местных правителей этих городов. Они были верховными судьями, именно они должны были вершить справедливость и следить за выполнением законов.

   На практике от имени правителя праведный суд осуществляла специально назначенная для этого коллегия судей, которые принимали решения согласно установившимся традициям и действующим законам. Состав суда не был постоянным. Профессиональных судей не существовало, их назначали из представителей городской знати – храмовых чиновников, префектов, морских купцов, писарей, авгуров. Судебный процесс обычно вели три судьи, хотя в некоторых случаях их могло быть один или два. Количество судей определялось социальным статусом сторон, тяжестью дела и еще рядом причин. О способах и критериях назначения судей ничего не известно, не ясно также, на какой срок назначались судьи, и оплачивался ли их труд. Суд «царских судьей» считался высшим.

Машкима выполнял  подготовку дела к судебному рассмотрению и ведение предварительного следствия, также он мог выступать посредником между сторонами процесса при попытках досудебного разрешения конфликта. Должность машкима не была постоянной и профессиональной, на нее назначались горожане из высших социальных слоев.

  Храм не играл практически никакой роли в судебном урегулировании конфликтов и правовом администрировании.

Судебный процесс возбуждался одной из сторон путем подачи жалобы машкиму. Если уладить конфликт не удавалось, то дело передавали в суд на рассмотрение судей.

В присутствии истца и ответчика судьи рассматривали доказательства, в качестве которых могли выступать показания свидетелей или одной из сторон, как правило, под присягой. В качестве свидетельств могли выступать письменные документы, составленные представителями высоких чинов.

   При вынесении решения судьи опирались на действующие правовые нормы либо на существующие прецеденты. После того как вердикт записан никто не вправе был его отменить, судьям грозила за это отставка и общественное порицание. За осужденным сохранялось право аппелировать к высшим инстанциям, кроме тех случаев, когда вердикт суда утверждался верховным судьей - энси. Обычно наказанием для виновного служил денежный штраф или конфискация имущества. За исполнением решения следил сам судья.

   Текст судебного протокола был весьма лаконичен. Это был краткий отчет, в котором без излишних подробностей перечислялась информация о причинах возбуждения судебного дела, содержание претензий истца, показания свидетелей или присяга сторон. Сам вердикт чаще всего формулировался одним предложением.

Вывод.

1. Древний Шумер является государством: сильной властью монарха, властью осуществляемой многочисленным чиновничьим аппаратом, строгой  иерархией общества.

2. В Древнем Шумере существовало огромное  количество прав и обязанностей.

3. Наказание в Древнем Шумере за совершенное преступление было  жестоким (талион, ордалии, объективное вменение), хотя это вполне соответствовало представлениям о справедливости того времени.

4. Древний Шумер был развитым государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

stud24.ru

Семейное право древних шумеров. Брак, развод, измена

Законы шумеров - семейное право

Значительная часть дошедших до нас судебных документов, «дитилл», была посвящена вопросам брачно-семейных отношений. Найденные архивы судов – это тысячи глиняных табличек с записями брачных контрактов, договоров и завещаний, которые по законам городов-государств Шумера требовалось составить в письменной форме и официально заверить. Архивы содержат огромное количество протоколов судебных процессов по бракоразводным делам, по делам о супружеской измене, спорным вопросам при разделе наследства и еще великое разнообразие рассмотренных дел во всех областях семейных отношений. Это говорит о высоком уровне развития шумерской юриспруденции в области семейного права, основой которого являлось уважение его граждан к общественному порядку и справедливости, четкое осознание своих обязанностей и гарантия прав. Основным звеном общества в Шумере была семья, семейные кланы, поэтому высокоразвитая судебная система стояла на защите семейных ценностей и веками сложившихся порядков.

Уклад жизни в шумерской семье был патриархальный. Отец, мужчина, стоял во главе. Его власть была копией власти правителя или энси в пределах одного семейного клана, его слово было решающим в наиболее важных семейных и хозяйственных вопросах. Уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры, брак был моногамный, хотя мужчине позволялось завести и наложницу, как правило, из рабынь. Если супруга была бесплодна, она сама могла выбрать мужу вторую жену-наложницу, но та по своему положению занимала ступеньку ниже, и не могла требовать равноправия с законной женой-горожанкой.

Права женщины в Шумере были более ограниченными, чем у ее мужа. В семье она занимала подчиненное положение, тем не менее, обладала немалыми экономическими и социальными свободами в обществе. Женщина имела возможность самостоятельно, без согласия мужа, совершать торговые сделки и операции, она могла подать жалобу в суд и выступать в качестве свидетеля.

Не ясно, было ли в древнем Шумере за женщиной законодательно закреплено право занимать государственные должности, но точно известно, что под управлением женщин нередко оказывались целые города. Чаще всего это были вдовы царей или энси, но стал достоянием случай, когда простолюдинка, занимавшаяся торговлей, самовольно заняла трон и успешно управляла городом на протяжении довольно продолжительно времени.

Шумерское право юридически строго регулировало все имущественные и личные отношения между сторонами в браке и семье. Вопрос о вступлении в брак обычно решался между отцами жениха и невесты. Для обеих сторон это была сделка, в ходе которой достигалось соглашение о сумме выкупа, обычно, не превышающая стоимости рабыни, и сроке вступления в брак. Отец невесты давал дочери приданное и слагал с себя все дальнейшие обязанности по отношению к ней. Дочь уходила в семью мужа, а с ней и дополнительные рабочие руки. Семья невесты несла убытки, так сумма приданного обычно была больше свадебного выкупа, но дочь не имела в дальнейшем прав на долю при разделе отцовского наследства. Договор между семьями о заключения брака считался достигнутым, только после официального подписания всех необходимых документов.

Заключение брачного договора между родителями молодых налагало на них определенные обязанности. По закону, если жених отказывался соблюдать условия договоренности и отказывался жениться, то он лишался свадебного выкупа. В случае инициативы расторжения брачного договора со стороны семьи невесты, жених получал денежное возмещение в размере двойной суммы выкупа. В случае грубого нарушения договорных обязательств потерпевшая сторона, могла требовать передачи дела в суд. Если в ходе судебного разбирательства вина была доказана, то оскорбленная сторона получала значительную материальную компенсацию, помимо возмещения стоимости всех подарков. Нарушивших условия соглашения принуждали к выполнению взятых на себя обязанностей.

Справедливости ради надо отметить, что хотя при выборе невесты наиболее весомым было слово родителей, тем не менее, юноша мог и самостоятельно выбрать спутницу жизни. При этом отец чаще всего руководствовался материальным положением и социальным статусом семьи девушки, а сын чувствами. В дошедшем до нас эпосе мать советует сыну жениться на девушке, которая ему приглянулась. В другом письменном доказательстве возможности женитьбы сына по собственному выбору отец поучает юношу не брать в жены жрицу. Но в подавляющем большинстве, брак в городах-государствах Шумера рассматривался как имущественное соглашение, в ходе которого происходило объединение семейных кланов.

Брак надлежало зафиксировать в официальном акте, заверенном городскими властями. Без этого он считался недействительным, даже если семейные отношения существовали на протяжении длительного времени.

Свод законов Шумера

Все дары жениха невесте на свадьбу строго фиксировались в брачном контракте, так же как и на все подарки, сделанные мужем в ходе семейной жизни, надлежало составлять дарственные таблички. Только после письменного заверения, украшения и драгоценности становились личной собственностью женщины и не подлежали разделу в общем имуществе после смерти мужа. Если брак расторгался, муж имел право вернуть назад все свои дары. В брачном контракте обычно оговаривалась «вдовья доля», та часть имущества, которая отходила к женщине после смерти мужа. Таким образом, мужчина должен был заранее оговорить достаточное материальное обеспечение жены после своей смерти. Если он этого по каким-то причинам не делал, согласно законам, вдова наследовала имущество в равных долях с сыновьями.

В семье женщина была практически полностью подчинена мужу. Она делила с ним ответственность за все его добрачные долги, в то же время мужчина мог не признать обязательства жены, сделанные ей до свадьбы. Мужчина имел право для отработки долга отдать жену в кабалу кредитору, рассмотрение подобного вопроса в отношении мужа было абсолютно невозможным.

Развод был не редкостью в шумерском обществе, но инициатором бракоразводного процесса в суде мог выступать только мужчина. Наиболее часто причиной для расторжения семейных отношений выступало бесплодие жены. Суд мог согласиться с доводами мужа и расторгнуть брак. При этом женщине обычно полагалась материальная компенсация. Муж должен был вернуть все приданное или выплатить определенную денежную сумму. По закону, если жена возражала против развода, мужчина обязывался после официального расторжения брака в суде обеспечить ее домом и пожизненным содержанием. Муж мог доказать в суде, что женщина повинна в более серьезных грехах, например, растрате или краже хозяйственных денег, или она каким-либо причинам отказывалась выполнять супружеские обязанности. В этом случае он имел право лишить ее крова и выгнать ее на улицу без денежной компенсации, либо бывшая жена становилась рабыней в его доме.

Особенно суровы были законы Шумера к женщинам, нанесшим оскорбление мужу. По законам большинства городов, их топили в реке. Тягчайшим оскорблением считалась супружеская измена. Если муж не даровал прощения прелюбодейке, он имел право требовать ее смерти. Закон был суров к женщине, изменившей мужу, но достаточно либерален и справедлив. Факт супружеской измены считался полностью доказанным, только если мужчина заставал жену с любовником, так сказать, на месте преступления. В случае отсутствия прямых доказательств, жена могла оправдаться, поклявшись в верности супружескому долгу перед богами в храме. Тогда она считалась невиновной.

Брак считался расторгнутым, если мужчина попадал в плен или рабство во время войны. По законам Шумера, женщина обязана была ожидать мужа в течение пяти лет, затем городская администрация два года выплачивала ей материальное пособие. Если за это время муж не возвращался, только тогда женщина могла вторично выйти замуж. Женщина могла свободно вступать в брак, если ее муж самовольно покидал городскую общину.

melma.ru