Древний египет пилон. Архитектура Древнего Египта (стр. 1 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древности Египта. Часть 11. Древний египет пилон


Карнакский храм в Египте | Мировой туризм

Храмовый комплекс в Карнаке или Карнакский храм превосходит все остальные древнеегипетские памятники за исключением пирамид Гизы. Это жилище богов, построенное на гигантской скале, включает в себя три отдельных храмовых комплекса, самым величественным из которых является святилище Амона, принадлежавшее верховному богу Нового царства. На территории этого комплекса могут уместиться десять кафедральных соборов.

Грандиозные размеры и сложность планировки ансамбля – результат строительных работ, продолжавшихся в течение тринадцати столетий. Основное ядро храма Амона сложилось при XII династии, и с того времени он расширялся в двух направлениях – в сторону реки и к храму Мут, в то время как храмовая ограда доходит до святилища Монту. Хотя Эхнатон отрёкся от веры в Амона, уничтожал его изображения и возвёл в Карнаке храм Атона, стараниями жречества статус-кво был восстановлен вскоре после смерти этого правителя.

Храмовый комплекс в Карнаке

В период расцвета Карнака его богатство было фантастическим. Перечень храмового имущества, относящийся ко времени правления Рамсеса III, включает 65 деревень, 433 сада, 421 662 головы скота, поля общей площадью 2395 квадратных километров, 46 строящихся объектов, 83 корабля и 81 322 работника, к которым отнесены также и рабы.

Египтолог Т. Джеймс сравнил храм с индустриальным гигантом, «порождавшим массу деловой активности, второстепенной по отношению к культу, и плодившим огромную армию чиновников и работников». Однако простому люду было запрещено находиться внутри храмовой ограды, и никто, кроме фараона или его представителя, не мог войти в святилище Амона. Древние египтяне называли Карнакский храм Ипет-Исут – «совершеннейшее место».

Посещение храмового комплекса в Карнаке

Храмовый комплекс Карнака находится в 2,5 километрах севернее Луксора, его территория составляет около 100 акров. Легче всего попасть на территорию храма Амона (ежедневно, зимой – 6:00-17:30; летом – 6:00-18:30; 40 фунтов, для студентов – 20 фунтов; фотосъёмка со штативом – 20 фунтов), где по ночам устраивается светозвуковое шоу. Эта часть комплекса занимает площадь в 62 акра: для поверхностного знакомства с храмом потребуется как минимум два часа, а для более внимательного осмотра – три-четыре.

Затенённых мест здесь очень мало, так что обязательно наденьте шляпу и возьмите с собой запас воды. Туристические группы обычно наводняют храм в первой половине дня. К вечеру народу становится значительно меньше, так что, если вы хорошо переносите жару, это лучшее время для посещения памятника. В кафе у Священного озера подают чай и прохладительные напитки, туалеты находятся у зрительских трибун и возле музея. Для посещения музея на открытом воздухе требуется отдельный билет (20 фунтов), который следует купить в билетной кассе за пределами храмовой территории.

Из города в Карнак можно попасть двумя путями: по набережной или по Шария эль-Карнак, трасса которой приблизительно совпадает с Аллеей сфинксов, некогда соединявшей Луксорский и Карнакский храмы, мимо ворот Эвергета II и храмовой ограды. В принципе до Карнака можно дойти пешком или доехать на велосипеде, но лучше поберечь силы для осмотра самого памятника. Самый дешёвый способ добраться в Карнак (и уехать обратно) – поехать на местном микроавтобусе (25 пиастров с человека).

Машины, идущие обратно в Луксор, проезжают по ближайшей к реке дороге. Торгуясь с водителем, ориентируйтесь на официальную стоимость поездок в один конец на такси (10 фунтов) или в коляске (10 фунтов). Если речь идёт о поездке туда и обратно (30 фунтов включая два часа ожидания), сначала договоритесь о цене, а затем запомните номер машины. Поездки на светомузыкальное шоу (55 фунтов, для студентов – 27 фунтов; билеты продаются в кассе Карнака) обойдутся вам немного дороже. Первая часть поездки – это экскурсия с четырьмя остановками по храму, который с ночной подсветкой выглядит гораздо величественнее.

Хотя вторая часть мероприятия, во время которой вы можете полюбоваться руинами со специальных трибун на берегу озера, тянется слишком долго, в целом поездка оставляет незабываемое впечатление. За ночь обычно проводится три-четыре представления, как минимум одно из них – на английском языке. Расписание можно посмотреть в туристическом бюро. Старайтесь попасть на более поздние шоу, поскольку голоса муэдзинов на закате нарушают атмосферу мероприятия.

Храм Амона-Ра в Карнаке

Храм Амона в Карнаке

Кажется, что величественная череда пилонов, колонных залов, обелисков и колоссов храма Амона торжественно уходит в вечность. Т. Джеймс сравнил Карнакский храм с «археологическим универмагом, где найдётся что-нибудь для любого посетителя». Комплекс несёт на себе отпечаток правлений десятков царей, охватывающих в общей сложности тринадцать столетий древней истории. Руины, занесённые песком ещё в древности, были впоследствии заселены феллахами, жившими здесь до середины XIX века – до начала археологических раскопок.

В те времена слово «развалины» подходило к Карнаку гораздо больше, чем сейчас: среди куч камней валялись колонны и статуи, а в заболоченных местах квакали лягушки. После крупномасштабных восстановительных работ XIX столетия в храме идёт медленная, но систематическая реставрация, эпиграфические и – в некоторых местах – археологические исследования. Разобраться в плане храмового комплекса непросто: чем дальше вы продвигаетесь, тем многочисленнее и беспорядочнее становятся руины построек.

Чтобы упростить ориентирование на местности, будем считать, что Нил течёт строго на север, тогда главная ось комплекса будет направлена с востока на запад, а второстепенная – с севера на юг. Обязательно пройдите вдоль главной оси храма до Праздничного зала, а в другом крыле стоит осмотреть по меньшей мере двор, где был найден тайник со статуями. Если ваш маршрут включает в себя посещение музея под открытым небом или храма Хонсу, стоит сделать небольшую остановку у озера и передохнуть.

  • Вход в храм Амона

По дороге от билетной кассы к священному участку Амона, пересекающей высохший ров, вы пройдёте мимо остатков древнего причала, откуда статуя Амона отправлялась в плавание до Луксора во время празднества Опет. В недолгий период правления XXIX династии справа от пристани построили небольшую часовню, где перед перенесением на настоящий корабль стояла священная ладья Амона. На стенах часовни остались рисунки наёмников. Далее проходит короткая дорога Процессий, по бокам которой стоят сфинксы с головами баранов (священных животных Амона), держащие в передних лапах статуи Рамсеса II. В древности дорога соединялась с главной аллеей, связывавшей два храма.

За дорогой Процессий возвышается гигантский первый пилон, в проёме которого видна уходящая вдаль череда других ворот, настолько огромных, что любой проходящий сквозь них кажется карликом. Постройка 43-метровых башен, сложенных из правильных рядов песчаниковых блоков, часто приписывалась эфиопским царям из XXV династии, но они могли быть возведены и намного позднее, при XXX династии (когда Нектанеб I построил внешнюю ограду храма).

Северная башня не закончена, декор отсутствует на обеих, но из-за их 130-метровой ширины этот пилон является самым большим в Египте. Проходя через пилон, вы можете увидеть нанесённые высоко справа надписи: это топографы Наполеона зафиксировали численность населения Карнака и расстояние отсюда до других храмов Верхнего Египта.

Передний двор – ещё одно позднее дополнение, включившее в себя три более древние постройки. В центре стоит единственная колонна с капителью в форме папируса, принадлежавшая колоннаде Тахарки (эфиопского царя XXV династии), называемой также «киоском Тахарки». Считается, что это был открытый павильон, где во время празднования Нового года ставили статую Амона для возрождающего воссоединения с солнцем. Слева находится так называемая «усыпальница Сети», сложенная из серого песчаника и розового гранита: на самом деле сюда ставили священные ладьи Амона, Мут и Хонсу.

  • Амон и фиванская триада

Первоначально Амон был одним из божеств гермопольской Великой восьмёрки. Возвышение его культа началось незадолго до наступления эпохи Среднего царства и было связано, по видимому, с поддержкой со стороны местных правителей, обладавших сильной властью в Первый переходный период. После изгнания гиксосов (около 1567 года до нашей эры) правители XVIII династии возвысили Амона до государственного божества и сделали Карнак его главным культовым центром в Египте.

Будучи «Незримым» (рядом с иероглифом, обозначавшим имя бога, египтяне не ставили обычный знак-детерминатив, а оставляли пустое пространство), Амон ассимилировал образы других богов. В результате сложились такие его ипостаси, как Амон-Ра (верховный бог-творец), Амон Мин («бык, удовлетворяющий коров») или Ауф-Ра с головой барана, оживляющий умерших во время плавания по подземному миру и сам возрождающийся как Хепри. Однако чаще всего Амон изображается в виде человека с рогами барана или короне шуги с двумя высокими перьями.

Мут, супруга Амона, в додинастический период была местной богиней, а впоследствии стала ассоциироваться с Нехбет, покровительницей Верхнего Египта. В начале правления XVIII династии она «сочеталась браком» с Амоном, полностью ассимилировала образ его прежней спутницы Амунет и стала Небесной госпожой.

Обычно её изображали в сложном головном уборе, объединяющем крылья хищной птицы, урей и корону Двух Земель. Сын Амона и Мут Хоксу – «Странствующий» – путешествовал по ночному небу в облике Луны, изрекал пророчества и помогал Тоту, богу-писцу. Его изображали или с головой сокола, или в виде человека с «локоном юности». Карнак был самым крупным из храмов, посвящённых фиванской триаде богов.

Статуя Рамсеса II с дочерью Мерит-Амон

  • От храма Рамсеса III до второго пилона

Первая действительно грандиозная постройка на вашем пути – это храм Рамсеса III, в котором тоже останавливалась процессия со священными ладьями фиванской триады. За его пилоном, украшенным с обеих сторон колоссами, расположен праздничный зал с осирическими пилястрами. За ними видны рельефы со сценами ежегодного празднества в честь Амона-Мина. За гипостилем в полумраке скрыты молельни. В посвятительной надписи можно прочесть следующие слова: «Я построил и одел его песчаником, привезя огромные двери из чистейшего золота; я наполнил его сокровищницы дарами, принесёнными моими руками».

Хотя колосс Рамсеса II из розового гранита, стоящий перед вторым пилоном, сразу притягивает к себе внимание, стоит пройти вдоль боковой стены храма и посмотреть на портик, который был сооружён царями XXII династии, происходившими из города Бубастис в Дельте. По дороге вы увидите несколько углублений в стене второго пилона: именно здесь Анри Кревье в 1820 году нашёл множество кусков рельефов и статуи из разрушенного храма Атона (в том числе и колоссы Эхнатона, теперь находящиеся в музеях Каира и Луксора), которые при Хоремхебе использовались как заполняющий материал для строительства пилона.

Пройдя через портик, поверните налево, к рельефу Шешонка, увековечивающему триумфальные победы этого фараона XXII династии. Учёные традиционно отождествляют его с библейским Сусакимом (III Царств), в 925 год до нашей эры разграбившим Иерусалим, и устанавливают таким образом связь между древнеегипетской и ветхозаветной хронологией. Эта точка зрения была оспорена в книге Дэвида Рола A Test of Time. На рельефе фигура Шешонка практически неразличима, зато хорошо сохранилось изображение Амона, наблюдающего за сценой избиения палестинских пленников. Другие рельефы на стене лучше осмотреть после посещения Большого гипостиля.

Чтобы попасть в него, вернитесь во внутренний двор и пройдите через второй пилон – одно из нескольких весьма халтурных сооружений, начатых при Хоремхебе, последнем правителе XVIII династии. На внутренних стенах, сразу за входом, можно увидеть картуши Сети I, закончившего строительство, и двух Рамсесов – I и II, – которые приходились Сети соответственно отцом и сыном.

  • Большой Гипостиль в Карнаке

Большой гипостиль – гордость Карнака – выглядит как лес огромных колонн площадью в 6 квадратных километров. На этом пространстве уместились бы римский собор Святого Петра и лондонский собор Святого Павла вместе взятые. Величие постройки особенно ощутимо ранним утром или поздним вечером, когда диагональные тени усиливают эффект, производимый колоннами. В древние времена зал был перекрыт плитами из песчаника, полумрак помещения прорезали лучи солнца, проходившие сквозь окна над центральным нефом.

Возможно, гипостиль начинался как дорога для процессий, вдоль которой стояли 12 или 14 колонн высотой 23 метра и 15 метров в обхвате (полностью обхватить ствол колонны могут шесть человек, взявшихся за руки). К этим колоннам Сети I и Рамсес II добавили 122 меньших по размерам колонны, расположенных в несколько рядов, а также стены и крышу. Все колонны состоят из полубарабанов, скрепленных строительным раствором.

Колонны центрального прохода имеют капители в форме раскрывшихся цветов папируса, некогда они поддерживали приподнятую секцию перекрытия с верхним рядом окон (каменные решётки некоторых из них сохранились до сих пор). Колонны боковых крыльев имеют капители в форме бутонов папируса. На некоторых притолоках сохранилась краска, которой они были расписаны в древности. Рельефы изображают царя, приносящего жертвы богам фиванской триады, главным образом Амону. Последний часто изображается в состоянии возбуждения. Некоторые египтологи считают, что храмовые жрицы ублажали статую Амона эротическими ласками, а фараон обеспечивал плодородие египетской земли, изливая семя в воды Нила во время праздника Опет.

Культовые сцены похожего содержания украшают заднюю и боковые стены зала, рельефы демонстрируют два разных стиля в камнерезном искусстве. Сети украсил северное крыло гипостиля барельефами, Рамсес II выбрал для южного крыла менее дорогостоящую технику врезанного рельефа. Сравнить памятники двух типов можно на передней стене зала, где изображены практически симметричные сцены процессии с ладьёй Амона. В северном крыле, построенном при Сети, «рассказ» о процессии начинается на северной стене с изображения ладьи Амона, вначале скрытой под покровом, затем – явленной на обозрение. У дверного проёма изображён Тот, записывающий годы правления Сети на листьях священного дерева – персей.

Пройдя через проём, вы увидите сцены битв Сети I: стёртые временем детали лучше всего разглядывать ранним утром или поздним вечером. Одни рельефы повествуют о взятии сирийского Кадеша (нижние ярусы) и победе Сети над ливийцами (выше). В другом месте изображены походы против шасу в северной Палестине и штурм Па-Ханаана, который египтяне «разграбили, совершив бесчисленные злодеяния».

Вернувшись в гипостиль, в южном крыле вы найдёте похожие рельефы, выполненные по приказу Рамсеса II. На них сохранились следы первоначальной раскраски. За сценами процессии изображён сам Рамсес, сидящий на троне между богинями Уаджит и Нехбет, в то время как Тот и Хор надевают на него царские короны. На внешней стене размещены батальные сцены с участием фараона, которые начинаются с изображения битвы при Кадеше (около 1300 год до нашей эры). Учёные считают, что сражение закончилось вничью, но сам Рамсес заявлял о полной победе над хеттами. Текст заключённого после битвы мирного договора (самый ранний из известных нам документов такого рода) высечен на внешней стене двора, где был найден тайник со статуями.

Этот памятник известен как «стена Аскалона» по одному из рельефов, обрамляющих текст. Второй, возможно, изображает битву с израильтянами. Д. Рол утверждает, что изображения вражеских колесниц в этой сцене противоречат принятой хронологии, поскольку израильтяне не знали их до времён Соломона, а правление Рамсеса, как принято считать, имело место несколькими столетиями раньше, во времена Моисея.

Другие свидетельства «стены Аскалона», рельефы Шешонка и «стела Израиля» легли в основу предположений Д. Рола о том, что библейским Сусакимом был вовсе не Шешонк, а Рамсес II и, следовательно, в соотнесении библейской и древнеегипетской хронологии допущена ошибка на 300 лет из-за переоценки продолжительности Третьего переходного периода (династии ХХI-ХХV).

Гипостиль Карнакского храма

  • Пилоны и обелиски в Карнаке

За Большим гипостилем XIX династии расположен участок храмовой территории, застраивавшийся в правление XVIII династии. Третий пилон, образующий заднюю стену гипостиля, задумывался Аменхотепом III как монументальные ворота храма. Аменхотеп (как и впоследствии, через сорок лет, Хоремхеб) приказал разрушить более ранние постройки, чтобы использовать камень для забутовки пилона. Фрагменты блоков были извлечены из стен археологами, теперь они выставлены в музее под открытым небом. На дальней стене пилона можно увидеть два огромных рельефа с изображением священной ладьи Амона.

На узком пространстве между третьим и четвёртым пилонами некогда стояли четыре обелиска XVIII династии. Каменные основания, сохранившиеся возле третьего пилона, некогда принадлежали двум обелискам Тутмоса III, обломки которых разбросаны вокруг. Один из двух обелисков розового гранита, сооружённых при Тутмосе II, до сих пор стоит на своём месте. Его высота составляет 23 метра, вес предположительно оценивается в 143 тонны. В древности обелиск был украшен навершием из сверкающего электра, его грани покрыты великолепными рельефами, среди которых видны картуши Рамсеса IV и Рамсеса VI, присвоивших себе памятник.

Здесь вам лучше пройти через четвёртый пилон, не сворачивая пока во двор, где был найден тайник со статуями. За пилоном вы увидите множество колонн, которые, возможно, некогда образовывали второй гипостиль. Над ними возвышается высеченный из розового гранита обелиск Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона. В ознаменование шестнадцатого года своего правления Хатшепсут приказала вырубить в каменоломнях Асуана два обелиска и установить их в Карнаке.

Работы были завершены за семь месяцев. Высота стоящего до сих пор обелиска – 27 метров, вес – 320 тонн. По всей его высоте высечена посвятительная надпись. Фрагменты второго обелиска, упавшего и разбившегося на части, разбросаны по территории храма. После смерти Хатшепсут к власти пришёл долго остававшийся в тени Тутмос III. Он приказал обить картуши царицы везде, где только можно, и закрыть стенами нижнюю часть обелисков, что и спасло их от дальнейшего разрушения в Амарнскую эпоху.

Верхнюю часть упавшего обелиска Хатшепсут можно увидеть возле святилища Осириса и Священного озера. По пути сюда вы увидите гранитный барельеф пятого пилона с изображением Аменхотепа II, который натягивает тетиву лука, стоя на колеснице. Постройку этого пилона, сложенного из известняка, приписывают Тутмосу I, отцу Хатшепсут. За ним расположен внутренний двор, украшенный колоннадой и осирическими статуями. Он был сооружён при одном из потомков Тутмоса I и, возможно, являлся частью большого внутреннего двора, окружавшего первоначальный храм эпохи Среднего царства.

Шестой пилон сильно разрушен, но стены по обе стороны от входа сохранились. Именно здесь находятся знаменитые «Анналы» Тутмоса III – списки народов, покорённых им: справа – названия нубийских племён, слева – азиатских. За перечнем азиатских народов следует текст, описывающий победу царя при Мегиддо в 1479 году до нашей эры. Тутмос не уничтожал своих врагов, а облагал их данью. Такой подход даёт нам право назвать его первым в мире империалистом.

  • Вокруг святилища

Территория за шестым пилоном чем дальше, тем больше сбивает посетителя с толку, но кое о чём можно говорить с полной определённостью. В самом начале стоят два квадратных в сечении геральдических столба, на передних гранях которых изображены лотос и папирус, священные растения Двух Земель, а на боковых – Амон, заключающий в объятия Тутмоса III. Слева стоят две колоссальные статуи Амона и Амунет, посвящённые в храм Тутанхамоном (который тоже изображён вместе с богами) после восстановления культа Амона. Здесь же находится статуя Аменхотепа II, сидящего на троне.

Далее расположено гранитное святилище, сооружённое Филиппом Арридеем, сводным братом Александра Македонского, на месте молельни эпохи XVIII династии, предназначенной для священной ладьи Амона (её пьедестал до сих пор находится in situ). Рельефы на внутренних стенах святилища изображают Филиппа, приносящего жертвы Амону в его разнообразных ипостасях, потолок помещения украшен звёздами. Внешние стены оформлены врезанными рельефами со сценами коронации, фигурами Тота, приветствующего правителя, и Амунет, вскармливающего младенца-царя грудью. Некоторые рельефы сохранили яркую раскраску.

Слева от святилища находится стена, на которой вырезан список побед Тутмоса III: этот фараон возвёл её, чтобы скрыть рельефы с изображением Хатшепсут, которые теперь перенесены в другое помещение. После продолжительной реставрации стена Хатшепсут теперь снова открыта. Тутмос заменил фигуры царицы на изображения жертвенных столов или букетов, а вместо её картушей приказал вырезать имена своего отца и деда. За этими памятниками находится центральный двор, расположенный, как принято считать, на месте первоначального храма Амона, построенного при XII династии. Алебастровые плиты его основания до сих пор видны между галькой, покрывающей двор.

Юбилейный храм Тутмоса III

Юбилейный храм Тутмоса III в Карнаке

В задней части этого двора высится юбилейный (хебседный) храм Тутмоса III, персональное культовое помещение на задворках святилища Амона. Подобно правителям Древнего царства, фиванские цари периодически обновляли свою мирскую и духовную власть с помощью ритуалов празднества хеб-сед. По обе стороны от входа в храм сохранились рельефы и повреждённые статуи Тутмоса в ритуальном одеянии.

Повернув налево, вы попадёте в Праздничный зал с его своеобразными колоннами, похожими на шесты для навесов. Капители колонн окрашены в синий и белый цвета, балки с резными изображениями соколов и сов, знаками анх и другими символами тоже имеют яркую раскраску. В христианскую эпоху зал использовался под церковь, поэтому на некоторых столбах сохранились лики святых.

В небольшом помещении, примыкающем к залу с юго-запада, находится копия «Царского списка (оригинал хранится в Лувре), где изображён Тутмос, приносящий жертвы своим предшественникам-царям. Хатшепсут, как и следовало ожидать, из этого списка исключена. От помещений, находящихся за залом, остались в основном одни развалины. Так называемый ботанический сад представляет собой стены с раскрашенными рельефами, изображающими различные растения и животных, которых Тутмос встречал во время военных походов в Сирию.

По другую сторону прохода сохранилось крытое помещение, украшенное изображениями Александра Македонского перед Амоном и другими богами. Святилище Сокара представляет собой миниатюрный храм в честь мемфисского бога мрака, соседствующий со святилищем Солнца (в настоящее время закрытым). Дальше идёт анфилада помещений, посвящённых Тутмосу.

  • Молельни (Внемлющего уха)

Простые жители Фив, которые не могли войти на священную территорию храма Амона и обратиться к богам фиванской триады, возносили молитвы божествам-посредникам. У этих богов более низкого ранга были свои святилища, известные как молельни «Внемлющего уха» (иногда они действительно украшались изображениями ушей). Эти святилища размещались в стене храмового комплекса и одной стороной выходили во внешний мир. Однако в Карнаке они постепенно становились всё менее доступными, а в конце концов оказались внутри существующей по сей день ограды комплекса.

Сразу за хебседным храмом Тутмоса III находится несколько молелен, построенных этим же фараоном. Они сосредоточены вокруг большой алебастровой парной статуи, изображающей царя и Амона. С обеих сторон от неё находятся постаменты ещё одной пары обелисков Хатшепсут, от которых больше ничего не осталось. Дальше к востоку расположены полуразрушенные залы и колоннады храма «Внемлющего уха», построенного Рамсесом II.

За ним находится постамент самого высокого (31 метр) из известных нам обелисков, который при императоре Константине был перевезён в Рим и установлен в Большом цирке. Впоследствии обелиск перевезли на Латеранскую площадь, отсюда его название – Латеранский обелиск. Поскольку египтяне редко воздвигали одиночные обелиски, парой к этому памятнику, по-видимому, должен был служить незаконченный обелиск, который так и остался лежать в каменоломнях Асуана, после того как в камне обнаружилась трещина.

  • Вокруг Священного озера

От обелиска Хатшепсут или двора, где был найден тайник со статуями, можно прогуляться к Священному озеру Карнакского храма, которое выглядит не более святым, чем пруд в городском парке. На его дальнем берегу находятся зрительские трибуны, устроенные специально для светомузыкального шоу. Самая главная местная достопримечательность – затенённое (и дорогое) кафе, где можно передохнуть и попытаться представить, как это место выглядело в древние времена.

На восходе солнца жрецы Амона выпускали священных гусей из птичника, на месте которого теперь находится насыпь с южной стороны озера. Здесь, как и в Гермополе, гусь, или Великий Гоготун почитался как птица, снёсшая космическое яйцо на заре творения. Однако в Карнаке гусь был священной птицей Амона, а не Тота. В Поздний период фараон Тахарка соорудил здесь подземное святилище Осириса, символически объединив возрождение Осириса с восходом солнца. Стоящий поблизости гигантский скарабей – воплощение бога Хепри, возрождающегося солнца.

  • С севера на юг храмового комплекса в Карнаке

Постройки, расположенные на проходящей с севера на юг оси комплекса, не столь разнообразны, поэтому, если у вас мало времени, нет смысла идти дальше восьмого пилона. Попасть в эту часть храма, начинающуюся со двора, где был найден тайник, можно через ворота Рамсеса IX в южной части двора между третьим и четвёртым пилонами. Тайник со статуями был обнаружен в этом внутреннем дворе храма в начале XX столетия. Почти 17 тысяч бронзовых статуй и вотивных рельефов и 800 каменных скульптур, по-видимому, были спрятаны в ходе одной из «чисток» храмовых кладовых в эллинистические времена.

Великолепные скульптуры разных эпох (от Древнего царства до Позднего периода) хранятся теперь в музеях Каира и Луксора. В северо-западном углу двора находится рельеф со сценами военных подвигов Рамсеса и иероглифическим текстом, известным как поэма Пентаура. В противоположном углу двора находится надпись Мернептаха, состоящая из восьмидесяти строк, и копия стелы Израиля, оригинал которой находится в египетском музее Каира. В перечне покорённых народов встречается единственное древнеегипетское упоминание об Израиле – «Израиль пуст, нет семени его». Дэвид Рол утверждает, что текст стелы был неверно прочитан. По его мнению, надпись перечисляет достижения отца и деда Мернептаха – Рамсеса II и Сети I.

Седьмой пилон представляет собой ещё более наглядное доказательство сложности такой науки, как египтология. Он был сооружён Тутмосом III, однако примерно сто лет спустя правители XIX династии приписали строительство себе и приказали перебить царские картуши на косяках дверных проёмов. Перед пилоном стоят семь статуй фараонов Среднего царства, извлечённых из внутренних частей пилона. Дальше видны нижние части двух колоссов Тутмоса III. Восьмой пилон сейчас закрыт на реставрацию. Вы можете либо обойти его вокруг и издали взглянуть на четыре колосса, либо попробовать подойти поближе, заплатив бакшиш. Лучше всего сохранился колосс Аменхотепа I.

Далее, на противоположном конце безликого внутреннего двора, стоит девятый пилон – один из трёх, построенных Хоремхебом. Его внутренняя кладка состоит из фрагментов храма Атона, который сейчас восстанавливается. К восточной стене последнего внутреннего двора примыкает хебседный храм Аменхотепа II, выполнявший те же функции, что и храм Тутмоса III в главной части храма. Кирпичные дома деревни Карнак видны через проём десятого пилона, от которого некогда начиналась Аллея сфинксов, соединявшая храмы Амона и Мут.

Пилон храма Хонсу

Храмы Хонсу и Опет в Карнаке

В юго-западной части комплекса Амона находятся два храма меньшего размера, связанные с культом этого бога. Храм Хонсу был посвящён сыну Амона и Мут. В основной своей части он был сооружён при Рамсесе III и Рамсесе IV, некоторые дополнения были внесены при последующих царях. Храм хорошо сохранился, однако он довольно грубо отделан и плохо освещён внутри. На многих рельефах изображён Херихор, первый из фиванских верховных жрецов, правивших Верхним Египтом, после того как Рамессиды перенесли столицу в Дельту.

Смена власти отразилась также и на рельефах пилонов, где изображён Пинуджем, другой верховный жрец Амона, подносящий богам дары в облике царя. Рядом находится небольшой храм богини Опет, изображавшейся в облике гиппопотама и предположительно считавшейся матерью Осириса. Храм периодически закрывают, но если вам повезло, обязательно осмотрите рельефы, которые более изящны, чем в храме Хонсу. Они относятся к эллинистическому и римскому времени. Высокие ворота Эвергета I с карнизом, украшенным изображениями солнечного диска, были сооружены в эллинистическую эпоху. В настоящее время они закрыты.

  • Музей под открытым небом

В северной части священного участка Амона находится музей под открытым небом. Чтобы попасть в него, нужно купить отдельный билет (20 фунтов) перед входом в Карнакский комплекс. Главные достопримечательности музея – две ранние часовни для священных ладей, их восстановили из блоков, найденных внутри третьего пилона. К эпохе XII династии относится прекрасная Белая молельня, сплошь покрытая рельефами. Среди многочисленных изображений столба джед, знаков анх и прочих символов есть изображения Сенусерта I и Амона-Мина, которого легко узнать по фаллосу.

Более простая с виду Алебастровая молельня Аменхотепа I украшена вполне невинными сценами: фараон приносит дары Амону и его священной ладье. Во время осмотра вы пройдёте мимо блоков из Красной молельни Хатшепсут, которую археологи не смогли восстановить, поскольку каждая плита представляет собой законченный рельеф, а не часть большой композиции.

В восстановлении молельни Тутмоса III египтологи преуспели больше. Обратите внимание также на гранитные статуи Сехмет из небольшого храма Птаха, расположенного у стены Карнакского храма. Сами развалины храма не стоят 300-метрового перехода по пересечённой местности, а лучшие статуи Сехмет перевезены в Луксорский музей.

Facebook

Twitter

Google+

Вконтакте

Одноклассники

Мой мир

LiveJournal

turizm.world

Руины Египта в 19-м веке

01. Александрия. Помпеева колонна01. Александрия. Помпеева колонна

02. Без подписи02. Без подписи

03. Без подписи03. Без подписи

04. Без подписи04. Без подписи

05. Без подписи05. Без подписи

06. Без подписи06. Без подписи

07. Без подписи07. Без подписи

08. Без подписи08. Без подписи

09. Без подписи09. Без подписи

10. Без подписи10. Без подписи

11. Без подписи11. Без подписи

12. Без подписи12. Без подписи

13. Без подписи13. Без подписи

14. Без подписи14. Без подписи

15. Дендера. Храм15. Дендера. Храм

16. Карнак16. Карнак

17. Карнак17. Карнак

18. Карнак18. Карнак

19. Карнак19. Карнак

20. Ком-Омбо Храм Хора и Себека20. Ком-Омбо Храм Хора и Себека

21. Луксор21. Луксор

22. Луксор22. Луксор

23. Мединет-Абу23. Мединет-Абу

24. Игла Клеопатры24. Игла Клеопатры

25. Пилоны храма в Луксоре25. Пилоны храма в Луксоре

26. Пилоны храма26. Пилоны храма

27. Храм Хора в Эдфу27. Храм Хора в Эдфу

28.Храм Хора в Эдфу28.Храм Хора в Эдфу

29. Колоссы Мемнона29. Колоссы Мемнона

30. Колоссы Мемнона30. Колоссы Мемнона

Абу-Симбел. Правая стела храма Хатхор

Мединет-Абу. Храм Рамсеса III, Medinet HabuМединет-Абу. Храм Рамсеса III, Medinet Habu

Филе. Врата Птолемея II и храм ИсидыФиле. Врата Птолемея II и храм Исиды

900-е. Храм Хатхор1900-е. Храм Хатхор

1900. Ворота Траяна1900. Ворота Траяна

1900. Задняя сторона храма1900. Задняя сторона храма

1900. Колонны храма1900. Колонны храма

1905. Фасад храма1905. Фасад храма

1908. Задняя сторона храма1908. Задняя сторона храма

1923. Внутри храма Хатхор1923. Внутри храма Хатхор

1923. Храм Хатхор. Фасад1923. Храм Хатхор. Фасад

1925. Задняя сторона храма1925. Задняя сторона храма

1925. Фрагмент храма1925. Фрагмент храма

Карнак. Пилон, северная сторонаКарнак. Пилон, северная сторона

КарнакКарнакКарнак. Барельеф на стене слева от Царского павильона

Карнак. Разрушенный пилонКарнак. Разрушенный пилон

Карнак. Рухнувший обелискКарнак. Рухнувший обелиск

Карнак. Колонный залКарнак. Колонный зал

Карнак. Аллея сфинксовКарнак. Аллея сфинксов

Карнак (Фивы). Вход. 1858Карнак (Фивы). Вход. 1858

Окрестности Вади-аль-Себуа. Руины храма Дерр. 1856-1860Окрестности Вади-аль-Себуа. Руины храма Дерр. 1856-1860

Абу-Симбел. Колосс Рамзеса IIАбу-Симбел. Колосс Рамзеса II

Обратите внимание на следы шлифовки. Каким огромным должен быть инструмент для такой работы?

Из раннего по теме:

Примеры материализации эфира в вещество

Земля-Рудник: Kings canyon, Австралийский Гранд Каньон / Земля-рудник: Иудейская пустыня. Израильский Гранд Каньон / Земля-рудник. Долина Тимна, гора Содом и пещеры Bet-Guvrin / Земля-рудник: Talampaya, Аргентинский Гранд Каньон / Искусственные пещеры, подземные города и тоннели на физике и тонком плане / Земля рудник: посев и урожай горных пород. Африканская и американская пустыни / Древние и современные карьеры / Наследие прежних цивилизаций и макрохирургия планеты: искусственные водопады и русла рек / Следы древних цивилизаций: шлифованные горы и мегалиты / Остатки древних цивилизаций: катаклизмы прошлого и оплавленные мегалиты

Оплавленные мегалиты и древние карьеры в Юте и Аризоне / Индустриально развитая цивилизация существует на Земле десятки тысяч лет / Древние карьеры или петляющие реки? / Вертикальные пещеры и тоннели многомерности / Оплавленные мегалиты и городища # 2. Как течет камень / Остатки древних цивилизаций: шлифованные горы со следами машинной обработки / Остатки древних цивилизаций: вертикальные пещеры и входы во внутреннюю Землю

Древности Египта. Перенос храма Абу Симбел / Египет на картинах 1800-х годов и сейчас, или как быстро время на самом деле разрушает мегалиты/ Эксперименты Египта или к чему приводит неопытность молодых творцов / Осирис, Изида, Сет и Гор. Экспериментальное противостояние и мономиф / Семья Ра / Строительная магия или геополимерные технологии прошлого / Пластилиновые мегалиты и другие приключения геополимера / Египет — теплица кристаллов

О методике | Обучение | Запись на сеанс | Отзывы о сеансах и курсах | Духовные практики | Книга Памяти Звездного Племени | Психология | Медицина | Питание | Спорт | Как проходят чистки в сеансах | Регрессия в прошлые жизни | Реинкарнация | Карма | Дети звезд | Хранители | Авторские статьи | Творец и творение | Аватары богов | Альтернативная история | Матрица | Животные | Градостроение | Кристаллы

ВКонтактеВКонтакте FacebookFacebook YouTubeYouTube InstagramInstagram TwitterTwitter Telegram

Вам понравилась статья? Поддержите авторов, поделитесь ей у себя на странице:

digitall-angell.livejournal.com

Храм Эдфу – достопримечательность времен Древнего Египта

Содержание:

  • Легенды
  • Архитектура и помещения

Храм Эдфу был построен намного позже остальных храмов Египта, и во многом поэтому сохранил свою архитектуру до наших дней. Кроме того, это культовое сооружение по своей величине занимает второе место в Египте после Карнакского храма. По преданию, храм возведен на месте многолетней тяжбы богов Гора (бога неба, царственности) и Сета (бога ярости).

Песчаная дорога

Легенды

Согласно мифам, Гор (или Хор) – сын богини Изиды и бога Осириса – отомстил Сету за убийство своего отца в битве при городе Эдфу. Легенда гласит, что мать зачала Гора уже от мертвого Осириса для того, чтобы он отомстил за его смерть и возвратил свое законное наследство. В результате длительного разбирательства между богами Сета изгнали, а Гор вступил на престол. Воскрешенный Гором Осирис остался править царством мертвых.

Традиционно Хора изображают в виде человека с головой сокола. Его символ – диск солнца с распростертыми крыльями. Древние египтяне считали этого бога прообразом всех фараонов.

Храм в Эдфу построен в период Птолемеев в III столетии до н.э. Строительство продолжалось в течение 180 лет с большими перерывами. После распада Римской империи храм Гора оказался заброшенным. Его засыпало песком, а сверху возводились другие сооружения. В 1860 году храм был раскопан сотрудником Лувра Огюстом Мариеттом. Святилище, погребенное под песком на несколько столетий, отлично сохранилось.  В начале 21 века здесь появилась автостоянка для туристов, а также хорошее освещение, благодаря которому посещать это место стало возможным в вечернее время.

Тень на руинах

Архитектура и помещения

Попасть в город Эдфу можно на корабле по Нилу: от берега до храма менее километра. Это расстояние можно преодолеть пешком или отправиться на повозках, запряженных лошадьми. Храм в Эдфу начинается с массивных ворот, называемых пилонами. Они покрыты хорошо сохранившимися древними рисунками и надписями. По обеим сторонам от главного входа располагаются ниши для флагов. Перед воротами стоят две статуи бога Гора из черного гранита в виде огромных соколов. Перед соколом, расположенным слева, находится фигура жреца в римском одеянии.

Во внутреннем дворе и в самом храме все посвящено богу Гору и его вражде с Сетом. Например, церемониальная лодка, символизирующая судно, на котором Гор перемещался по Нилу. Лодка управляется двумя фигурами в виде головы сокола.

В восточной стене располагается дверь, ведущая во внутренний проход вокруг храма. С южной стороны – две  необычные палаты: «Дом Утра», где находились одеяния священников, и «Дом Книги», хранящий священные тексты и изображения богини письма Сешат.

Бог в виде сокола

Интересен гипостильный зал. Его крышу поддерживают 12 колонн, венчающие части которых очень сложно оформлены. Рельефы стен зала сходны с рельефами вестибюля. На каждой его стороне – по две небольшие комнатки, ведущие во внутренний проход по храму.

За гипостильным залом располагается праздничный (фестивальный) зал – самая старая часть храма Эдфу. Здесь проходили празднества, в период которых зал украшали травами, цветами, ладаном, фаянсовыми фигурками. Во время фестиваля священники разыгрывали сцены, в которых бог Сет принимает образ бегемота и уходит под лодку своего брата. Неотъемлемым атрибутом празднества был торт в форме бегемота, который разрезали и съедали в конце игры.

В дальнем углу храма Гора располагается не менее интересная комната – лаборатория. На ее стенах можно увидеть древние рецепты мазей и ладана. Напротив находится казна, в которой хранили драгоценные камни и предметы для ритуалов.

Храм в Эдфу можно посещать ежедневно с 9 до 17 часов, экскурсия обойдется примерно в 6,3 евро. Чтобы добраться до города Эдфу, можно воспользоваться паромом, а затем дойти пешком, доехать на такси или карете. Из Луксора и Асуана в Эдфу регулярно курсируют автобусы.

Еще по теме

Долина Цариц и гробница Нефертари Маренмут

О монастыре Святой Екатерины на горе Синай

Загадка древнего Асуанского обелиска

Достопримечательности Рас-Мохаммеда – национального парка Египта

Ком-Омбо – храм двух древнеегипетских божеств

Все о погоде

Подробно о погоде в Египте по месяцам

С полным обзором погоды в Египте можно ознакомиться здесь!

egyptfan.ru

Древности Египта. Часть 11: humus

Древности ЕгиптаДревности Египта. 2Древности Египта. 3Древности Египта. 4Древности Египта. 5Древности Египта. 6Древности Египта. 7Древности Египта. 8Древности Египта. 9Древности Египта. 10

Абидос. Рельеф Сети IАбидос. Рельеф Сети I

Вид на Пирамиды с НилаВид на Пирамиды с Нила

Гиза. Великая Пирамида ХеопсаГиза. Великая Пирамида Хеопса

Гиза. Возле пирамидГиза. Возле пирамид

Гиза. Возле пирамидГиза. Возле пирамид

Гиза. На пирамидеГиза. На пирамиде

Гиза. Пирамиды и СфинксГиза. Пирамиды и Сфинкс

Гиза. СфинксГиза. Сфинкс

Дендера. Храм богини ХатхорДендера. Храм богини Хатхор

Карнак, Деталь колонны Большого Храма Амона-РаКарнак, Деталь колонны Большого Храма Амона-Ра

Карнак, Деталь колонны храмаКарнак, Деталь колонны храма

Карнак, Обелиск Тутмоса IКарнак, Обелиск Тутмоса I

Карнак, ПилонКарнак, Пилон

Карнак.Карнак.

Карнак. Вид с севераКарнак. Вид с севера

Карнак. Гипостильный залКарнак. Гипостильный зал

Карнак. Гипостильный зал. Вид с югаКарнак. Гипостильный зал. Вид с юга

Карнак. ОбелискиКарнак. Обелиски

Карнак. Общий видКарнак. Общий вид

Карнак. Первый двор храмаКарнак. Первый двор храма

Карнак. ПилонКарнак. Пилон

Карнак. Пилон и статуи Тутмоса IV и Тутмоса IIКарнак. Пилон и статуи Тутмоса IV и Тутмоса II

Карнак. Рельеф Сети IКарнак. Рельеф Сети I

Карнак. Священное озероКарнак. Священное озеро

Карнакский храм Амона-Ра. Первый дворКарнакский храм Амона-Ра. Первый двор

Карнакский храм и Священное озероКарнакский храм и Священное озеро

Карнакский храм, Гипостильный залКарнакский храм, Гипостильный зал

Мединет-АбуМединет-Абу

Мединет-АбуМединет-Абу

Мединет-Абу. Погребальный храм Рамсеса IIIМединет-Абу. Погребальный храм Рамсеса III

Мединет-Абу. Врата храмаМединет-Абу. Врата храма

Мединет-Абу. Второй двор Великого Храма Рамсеса IIIМединет-Абу. Второй двор Великого Храма Рамсеса III

Мединет-Абу. Погребальный храм Рамсеса IIIМединет-Абу. Погребальный храм Рамсеса III

Рельеф колосса из района Курны. 1851.Рельеф колосса из района Курны. 1851.

Саккара. ПирамидаСаккара. Пирамида

ФивыФивы

Фивы, Ворота храма ТутмосаФивы, Ворота храма Тутмоса

Фивы. Колонны ХрамаФивы. Колонны Храма

Фивы. Колоссы МемнонаФивы. Колоссы Мемнона

Фивы. Колоссы Мемнона.Фивы. Колоссы Мемнона.

Филе. Киоск императора ТраянаФиле. Киоск императора Траяна

Филе. Колоннада храмаФиле. Колоннада храма

Филе. Колоннада храмаФиле. Колоннада храма

Эдфу. Храм ГораЭдфу. Храм Гора

humus.livejournal.com

ПИЛОН - это... Что такое ПИЛОН?

  • Пилон — в Эдфу …   Википедия

  • Пилон — мощная опора, поддерживающая перекрытия, своды, арки, устои мостов. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов 1. монументальный фасад древнеегипетского храма в виде двух глухих суживающихся кверху «башен» с входным порталом между ними …   Строительный словарь

  • пилон — а, м. pilon m., гр. pylon ворота. 1. Башня в виде усеченной пирамиды, воздвигавшаяся в входа в древний египетский храм. БАС 1. 2. Массивный столб или устой прямоугольного сечения, служащий опорой перекрытий, подвесных мостов или стоящий с каждой… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • пилон — пилона, м. [греч. pylon – сени, портал] (архит.). 1. Колонна, столб, обычно со скульптурными украшениями, в воротах здания, у входа на мост и т. п. 2. В древнем Египте – башня в форме усеченной пирамиды перед храмом (истор.). Большой словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • пилон — башня, устой, колонна, обелиск, столб Словарь русских синонимов. пилон сущ., кол во синонимов: 6 • башня (45) • колонна …   Словарь синонимов

  • ПИЛОН — (от греч. pylon букв. ворота, вход), 1) массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов.2) Башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид, воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пилон —         (греч. pylon ворота, вход), 1) массивные столбы, служащие опорой арок, перекрытий, мостов либо стоящие по сторонам входов или въездов. 2) Башнеобразные сооружения с трапециевидными фасадами (обычно украшенными рельефами), воздвигавшиеся… …   Художественная энциклопедия

  • ПИЛОН — каменная, железобетонная или металл. башня (колонна) на быке висячего моста, служащая для поддержания кабелей моста, перекинутых через ее вершину. На каждом быке устанавливается по два П., к рые по верху соединяются друг с другом при помощи… …   Технический железнодорожный словарь

  • Пилон — (греч. pylon – ворота, вход) 1) массивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов; 2) башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид, воздвигавшиеся по сторонам входов в древнеегипетские храмы. Большой… …   Энциклопедия культурологии

  • Пилон — пилон: несущий элемент конструкции, опора висячего или вантового моста в виде башни стойки или портала, служащий для опирания кабеля, цепи или системы вант. Различают жесткие и качающиеся пилоны... Источник: СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и …   Официальная терминология

  • dic.academic.ru

    Древности Египта. Часть 3: humus

    Древности Египта. Часть 1Древности Египта. Часть 2

    Рамзес IIРамзес II

    Рамзес IIРамзес II

    Абидос. Храм Сети IАбидос. Храм Сети I

    Абидос. Храм Сети IАбидос. Храм Сети I

    Абидос. Храм Сети IАбидос. Храм Сети I

    Абу-СимбелАбу-Симбел

    Абу-СимбелАбу-Симбел

    Абу-СимбелАбу-Симбел

    БарельефБарельеф

    БарельефБарельеф

    Без подписиБез подписи

    Без подписиБез подписи

    В окрестностях ЛуксораВ окрестностях Луксора

    Внешний вид храма в ДендереВнешний вид храма в Дендере

    Внутри гробницы НахтВнутри гробницы Нахт

    Вход в долину ЦарейВход в долину Царей

    Гробница Нахт в ФивахГробница Нахт в Фивах

    Дейр эль-БахриДейр эль-Бахри

    Дейр эль-БахриДейр эль-Бахри

    Исида в ДендереИсида в Дендере

    КарнакКарнак

    КарнакКарнак

    КарнакКарнак

    Карнак

    Абидос. Барельеф храма Сети I  Абидос. Барельеф храма Сети I

    Карнак. Гробница Рамсеса IVКарнак. Гробница Рамсеса IV

    Карнак. Колонны и ОбелискКарнак. Колонны и Обелиск

    Карнак. Сфинкс и ПилонКарнак. Сфинкс и Пилон

    Курна. Храм Сети I Курна. Храм Сети I

    Курна. Храм Сети I Курна. Храм Сети I

    Курна. Храм Сети I Курна. Храм Сети I

    Клеопатра в ДендереКлеопатра в Дендере

    Колоссы МемнонаКолоссы Мемнона

    Колоссы МемнонаКолоссы Мемнона

    Колоссы МемнонаКолоссы Мемнона

    ЛуксорЛуксор

    Луксор. Статуя РамзесаЛуксор. Статуя Рамзеса

    Мединет-АбуМединет-Абу

    Рамзес IIРамзес II

    humus.livejournal.com

    Архитектура Древнего Египта

    Архитектурные направления.

    Архитектура Древнего Египта теснейшим образом связано с заупокойным культом.

    Классическим образцом архитектурных сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

    Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

    Безраздельно господствовала масса всей пирамиды, в то время как сама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля: на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик, от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья, он подводил к верхнему заупокойному храму, расположенному у подножия пирамиды. Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли “отцом страха”. Считается, что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).

    В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе - усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как бы притормаживается вертикальными портиками, идущими по фасаду и по бокам храма. За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой. Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения, вырубленные в скале.

    К этому добавлялся нижний храм и дорога, огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храм с главным заупокойным ансамблем.

    Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие на дороге, и сад с двумя бассейнами.

    Самая главная новация - захоронение отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов, что и храм “соседа”, но с тенденцией к большей грандиозности: три террасы, возвышающиеся одна над другой, имеют большие масштабы; широкое использование скульптур (свыше 250 статуй), обилие колоннад, деревья и искусственные пруды, размещавшиеся и на террасах.

    Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора, посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).

    Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные и пространственные компоненты: молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами. Основным средством архитектурной выразительности была колонна. Колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса.

    Дворцы и храмы Ахетатона.

    Раскопки Ахетатона (город, образованный Аменхотепом IV) дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели и ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Ахетатона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

    Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходим, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами, и даже особые помещения для зверинца.

    Раскопки Ахетатона познакомили нас и с жилищами знати, которые также строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером около 70X55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22X25 м. Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие – приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно отличались от усадеб знати как размерами (10X8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати. Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам. Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69X69,5 м, на котором вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня.

    Храм Амона в Карнаке.

    Глаавным объектом строительства в Фивах был храм Амона в Карнаке, расширение которого имело двойное политическое значение: оно должно было показать торжество Амона т тем удовлетворить жречество, а в то же время и прославить мощь новой династии. Таким образом, в строительстве Карнака были заинтересованы и жрецы и фараоны. Отсюда понятны те размеры, которые приняли работы в Карнаке, начавшиеся сразу же в двух напревлениях от главного храма: к югу, где по дороге к храму Мут были выстроены два новых пилона, и к западу, где перед пилоном Аменхотепа III начали возводить новый гигантский гипостиль.

    Уже на примере Карнака видно то стремление к грандиозным масштабам, которое стало определяющей чертой храмовой архитектуры XIX династии и было продиктовано стремлением новых царей затмить все построенное до них. Никогда еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не достигали таких размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой тяжелой пышностью. Так, новый гипостиль Карнака, являющийся величайшим колонным залом мира, имеет 103 м в ширину и 52 м в длину. В нем сто сорок четыре колонны, из которых двенадцать колонн среднего прохода, высотой в 19,25 м (без абак), имеют капители в виде раскрытых цветов папируса, подымающихся на стволах, каждый из которых не могут обхватить пять человек. Воздвигнутый перед гипостилем новый пилон превзошел все прежние: длина его равнялась 156 м, а стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в высоту. Строителями этого гипостиля были зодчие Иуна и Хатиаи.

    Достаточно велик был и новый пилон с двором, окруженным 74 колоннами, который был выстроен при Рамсесе II зодчим Бекенхонсу перед Луксором, вторым святилищем Амона в Фивах.

    Той же монументальностью отличались и заупокойные царские храмы на западном берегу. Из них следует особо упомянуть храм Рамсеса II, так называемый Рамессеум (зодчий Перна), в первом дворе которого стояла колоссальная статуя царя – величайшая монолитная скульптура, весившая около 1000 тонн и имевшая около 20 м в высоту.

    Основные принципы оформления храмов были также восприняты зодчими XIX династии от их предшественников, но это наследие было ими переработано. Продолжая развивать роль колонн, они создали ставшее впоследствии образцом обрамление средних, более высоких проходов гипостилей колоннами в виде связок нераспустившихся стеблей. Эти гипостили словно воспроизводили нильские заросли, где расцветшие стебли папирусов возвышаются над еще не успевшими распуститься. Такая трактовка гипостиля хорошо сочеталась с общей древней символикой храма, как дома божества, в данном случае – бога солнца, которое по египетскому преданию рождается из цветка лотоса, растущего в речных зарослях. Солнечный крылатый диск обычно и изображался над дверью пилона.

    mirznanii.com