Атеней (Древний Рим и Византия). Византия и древний рим


Рим против Византии | Древний мир

Журнал: Загадки истории №36, сентябрь 2017 годаРубрика: Историческое расследованиеАвтор: Виктор Банев

Как погибла величайшая империя в истории?

Фото: Византия и РимВ 395 году умер император Феодосии I Великий. За свою жизнь он успел совершить многое, но, пожалуй, самым великим деянием было восстановление единства Римской империи. Однако Феодосии был реалистом и понимал, что после его смерти это единство вряд ли удастся сохранить. А потому завещал восточную часть империи старшему сыну Аркадию, а западную — младшему Гонорию. Впрочем, реальное разделение случилось гораздо раньше — в 330 году, когда был достроен и освящён город, который мы знаем как Константинополь. Тогда родилась Восточная империя, которую мы привыкли именовать Византией, и тогда же началось соперничество двух столиц — старой и новой.Соперничество не на жизнь, а на смерть.

Город на Босфоре

Императору Константину Великому в начале IV века за власть пришлось сражаться с целой плеядой конкурентов. Одержав несколько блестящих побед, он удержал государство от распада и приступил к масштабным реформам. К тому времени Рим переживал не лучшие времена. Речь как об империи, так и о самом городе, который уже не был столицей. Государство было истощено бесконечными политическими интригами и гражданскими войнами. А Вечный город утратив прежний блеск, напоминал дряхлого старика, который может лишь вспоминать о былых днях славы.Ещё в конце III века правители империи (после реформ Диоклетиана империей правили четыре человека — два августа и помогавшие им два цезаря) избрали себе новые столицы. Это были молодые (в сравнении с Римом), динамично развивающиеся города — Медиолан (Милан) в Италии, Никомедия (Измит) в Малой Азии, Сирмий (Сремска-Митровица) на Балканах и Августа Треверорум (Трир) в Германии. Из них было легче и эффективнее править, а также реагировать на многочисленные внешние угрозы — варвары наседали со всех сторон.Система из четырёх соправителей продержалась недолго. На её руинах и обрёл власть энергичный и дерзкий Константин, который решил изменить систему ещё раз, причём коренным образом. В 324 году он развернул грандиозное строительство в небольшом городке под названием Византии, стоявшем в месте соединения Мраморного моря, Босфора и залива Золотой Рог. К 330 году Византии преобразился и стал новой столицей империи. Сам Константин официально именовал его не иначе как Новый Рим, подчёркивая, что он не создаёт новое, а преображает старое.Другой великой реформой Константина Великого стало введение христианства. В 325 году он созвал Вселенский собор, на котором был принят и утверждён символ веры новой религии. Собор проходил в городке Никея. Но главными центрами христианства (восточным и западным) в будущем суждено было стать все тем же двум имперским столицам — Риму и Византию-Константинополю.

Время варваров

Императоры менялись, но империя продолжала жить. Точнее, после Феодосия Великого — уже две империи. Между Востоком и Западом с самого начала установились сложные отношения соперничества-союзничества. Формально признавая друг друга как равных, римляне и византийцы при этом всячески стремились указать друг другу на то, кто тут главный на самом деле. За одними были древность и традиция, за другими — сила и энергия.Кто знает, дошло бы когда-нибудь дело до военного столкновения двух империй? Об этом имело бы смысл рассуждать, если бы не существовало самого главного фактора, определяющего политику как Рима, так и Константинополя. Это были варвары. Великое переселение народов шло полным ходом, и племена германцев активно искали себе новое место под солнцем. При этом их равно устраивало солнце Италии и Малой Азии.Варвары не представляли собой организованной силы, но их было много и они вовсе не были дикарями. Удивительно быстро вожди готов научились прекрасно ориентироваться в сложной и запутанной политике двух империй-сестёр. И извлекать из этого выгоду для себя и своих соплеменников. Восточная империя была сильнее (хотя и она не избегла унизительных разгромных поражений от «варварских орд») и смогла устоять перед этим напором. А вот запас прочности Западной, как выяснилось, был уже практически исчерпан.В начале V века Западную империю одно за другим сотрясали варварские нашествия. Впрочем, варвары же к тому времени уже командовали римской армией, так что провести границу между «нашими» и «не нашими» было зачастую очень трудно. Всё это привело к тому, что Рим был несколько раз жестоко разграблен готами и вандалами. А в 476 году произошло символическое низложение последнего западного императора — юного Ромула Августула. Свергший его германец Одоакр не претендовал на то, чтобы именоваться императором, скромно оставив за собой титул короля. Императорские регалии он отослал в Константинополь. Казалось бы, на этом история отношений двух империй должна была закончиться. Новый Рим победил, устояв перед напором перемен, погубивших его старшего брата. Но это было только начало.

Патриарх или папа?

Западная империя прекратила своё существование как государство, но сохранилась как идея. В дальнейшем, на протяжении всей европейской истории все монархи (потомки тех самых варваров) будут так или иначе стараться связать природу своей власти с Римом. В 800 году предводитель франков Карл Великий провозгласил себя императором Запада. А в 962 году король Германии Отгон I объявил о создании Священной Римской империи — символической правопреемницы Древнего Рима.В Византии на все эти варварские игры в античность смотрели с опаской и недоумением. Императорские титулы германцев признавали неохотно и с оговорками. Однако совсем отказываться от диалога не могли себе позволить. Во-первых, варварские королевства давно уже окрепли и представляли собой реальную силу. Во-вторых, утончённых византийцев и грубых германцев уже многие века объединяла христианская вера.Правда, именно в этом таился корень наиболее резких разногласий. За прошедшие века восточное и западное христианство изрядно отдалились друг от друга. Накопилась масса противоречий как в обрядовости, так и в догматике. Но самое главное — ребром встал вопрос о власти: кто главнее в христианском мире — константинопольский патриарх или римский папа? Учитывая неумолимо надвигавшуюся с востока волну мусульманской экспансии, вопрос был далеко не философским или теологическим, а остро-политическим.Для Константинопольской церкви, разумеется, никакого вопроса не было. Византия — прямая наследница Римской империи (по сути — та же самая империя, что и при Константине Великом), а следовательно, имеет все возможные права и привилегии по праву первородства. Однако Римская церковь, набравшая к тому времени огромную силу и авторитет, была не готова с лёгкостью отказаться от первенства. Ведь Рим-то, как-никак, оставался всё тем же Вечным городом. И живущие в нём, хотя и не имели уже никакого отношения к древним римлянам, но претендовали на то, чтобы к ним относились как к обитателям столицы мира. Во всех отношениях.Разумеется, всё это подкреплялось банальными спорами из-за земель и денег, собираемых с приходов, а также прав собственности на храмы. Такой запутанный клубок духовных и светских противоречий просто не мог не привести к открытому конфликту. И в середине XI века гром грянул.

Две анафемы

В 1053 году патриарх Михаил Керуларий приказал закрыть в Константинополе все храмы латинского обряда. База под это была подведена сугубо богословская. На самом деле Керуларий был недоволен тем, что в приходах в Южной Италии, которые традиционно подчинялись Константинополю, греческий обряд стал все сильнее вытесняться латинским. А это означало потерю влияния, власти и денег.В 1054 году для обсуждения возникших разногласий в Константинополь прибыло посольство папских легатов. Но разговора не получилось. На компромисс никто идти не собирался. Папа Лев IX настаивал на том, что всю полноту власти римской церкви завещал лично Константин Великий. При этом он ссылался на документ, вошедший в историю под названием «Константинов дар». То, что это подделка, изготовленная в VIII или IX веке, доказали значительно позже, однако Михаил Керуларий и тогда не захотел ничего слушать о каких-то особенных правах латинян.Всё закончилось тем, что папские легаты возложили на алтарь храма Святой Софии грамоту, в которой сообщалось, что патриарх Константинопольский отлучён от церкви. А Михаил Керуларий в свою очередь торжественно отслужил молебен, в ходе которого предал анафеме легатов. Так произошёл Великий раскол христианской церкви, последствия которого не преодолены до сих пор, хотя Византии давно уже не существует. Несмотря на то, что догматические и богословские разногласия не так уж значительны, а слова «католическая» и «православная» по сути своей значат одно и то же, просто на разных языках, две самые большие в мире христианские церкви всё ещё не могут вступить в полноценный диалог.Возможно, разум смог бы победить и ссору удалось бы уладить без глобальных последствий. Но тут как раз началась эпоха Крестовых походов. И к имевшимся сложностям добавился целый ворох новых политических нюансов. Предводители крестоносцев были людьми не слишком подкованными в богословии и привыкшими всё решать при помощи грубой силы. Тезиса о том, что византийцы — раскольники, им было вполне достаточно. Помощью Константинополя в ходе походов они при этом охотно пользовались. Но не забывали при каждом удобном случае напоминать, чья церковь главнее. После взятия Иерусалима в 1099 году православный патриарх (которого не тронули мусульмане) был изгнан и заменён латинским. То же, с явного одобрения Рима, происходило и в других городах. Шаг за шагом религиозное противостояние Рима и Константинополя превратилось во взаимную ненависть.

Позор крестоносцев

Четвёртый крестовый поход — чёрная страница в истории всего крестоносного движения и позор для европейского рыцарства. Папа римский Иннокентий III в 1198 году приложил огромные усилия, чтобы войско собралось и выступило. Целью провозглашалось очередное освобождение Иерусалима, а участникам сулили свободу от налогов, долгов и, разумеется, грехов.Однако первым «подвигом» крестоносцев стал штурм города Задар на Адриатическом море. Город находился под рукой венгерского короля и был населён христианами (византийского обряда). Однако сильно мешал бизнесу торговцев Венецианской республики. У венецианцев были нужные для переправы в Святую землю корабли, а потому крестоносцы спокойно приняли заказ на истребление «неправильных» братьев по вере.В июне 1203 года крестоносцы оказались под стенами Константинополя и с ходу взяли город в осаду. Формально это было сделано для защиты прав на престол Алексея Ангела, сына недавно свергнутого императора Исаака II. Дворцовые заговоры и перевороты к тому времени стали для Византии унылой обыденностью. Алексей посулил крестоносцам за помощь золотые горы, и те были намерены эти горы получить любыми доступными способами.Крестоносцам удалось посадить Алексея на трон, но ненадолго. Возмутившись тем, что новый император озабочен исключительно сбором денег для латинян, жители Константинополя подняли восстание и свергли его. Вслед за этим последовала новая осада и штурм. 13 апреля 1204 года город был взят и подвергнут чудовищному разграблению.Показательно, что папа Иннокентий III, который отлучил от церкви всех участников штурма Задара (впрочем, отлучение быстро сняли), воспринял разорение столицы христианской империи как нечто само собой разумеющееся. Ещё бы! Ведь теперь вопрос о первенстве в христианском мире был фактически решён.Византия распалась на несколько государств, Константинополь стал столицей Латинской империи, которой правили крестоносцы. Она просуществовала до 1261 года, когда византийцам наконец удалось отвоевать свою страну и свой город у захватчиков. Однако всё же Византии наступил конец. Несмотря на то, что она просуществовала ещё несколько веков, это была лишь бледная тень былого. Теперь Восточная империя напоминала Западную в V веке — слабая, теряющая земли и окружённая врагами. Рим мог праздновать победу.Византия больше не могла диктовать свою волю, ни светскую, ни религиозную, другим государствам. Духовный авторитет, который она за собой сохранила, тоже таял. И ничего удивительного, что никто не пришёл к ней на помощь, когда в XV веке к стенам Константинополя подступило войско турок-османов, чтобы положить конец истории Римской империи как таковой.

www.bagira.guru

Что такое Византия / Православие.Ru

 

Константинополь – в центре мира

 

Константинополь незадолго до захвата

11 мая 330 года от Рождества Христова на европейском берегу Босфора римским императором Константином Великим была торжественно основана новая столица империи – Константинополь (а если быть точным и использовать его официальное название, то – Новый Рим). Император не создавал нового государства: Византия в точном смысле слова не была преемницей Римской империи, она сама и была – Рим. Слово «Византия» появилось лишь на Западе в эпоху Ренессанса. Себя византийцы именовали римлянами (ромеями), свою страну – Римской империей (Империей ромеев). Замыслы Константина соответствовали такому названию. Новый Рим был возведен на главном перекрестье основных торговых путей и изначально спланирован как величайший из городов. Возведенный в VI веке собор Святой Софии более тысячи лет был самым высоким архитектурным сооружением на Земле, а по красоте сравнивался с Небом.

Вплоть до середины XII века Новый Рим был главным торговым узлом планеты. До разорения крестоносцами в 1204 году – это еще и самый населенный город Европы. Позднее, особенно в последние полтора столетия, на земном шаре появились более значимые в экономическом смысле центры. Но и в наше время стратегическое значение этого места трудно было бы переоценить. Владеющий проливами Босфор и Дарданеллы владел всем Ближним и Средним Востоком, а это – сердце Евразии и всего Старого Света. В XIX веке реальным хозяином проливов была Британская империя, оберегавшая это место от России даже ценой открытого военного конфликта (в период Крымской войны 1853–1856 годов, а война могла начаться и в 1836, и в 1878). Для России же это был не просто вопрос «исторического наследия», но возможность контролировать свои южные рубежи и основные торговые потоки. После 1945 года ключи от проливов находились в руках США, а размещение американского ядерного оружия в этом регионе, как известно, сразу вызвало появление советских ракет на Кубе и спровоцировало Карибский кризис. СССР согласился отступить только после сворачивания американского ядерного потенциала в Турции. Ныне же вопросы вхождения Турции в Евросоюз и ее внешней политики в Азии – первостепенные проблемы для Запада.

 

Покой им только снился

 

Новый Рим получил богатое наследство. Однако это стало и его главной «головной болью». В современном ему мире было слишком много претендентов на присвоение этого наследства. Сложно вспомнить хоть один длительный период спокойствия на византийских границах; империя находилась в смертельной опасности не реже, чем раз в столетие. До VII века ромеи по периметру всех своих рубежей вели тяжелейшие войны с персами, готами, вандалами, славянами и аварами, причем в конечном счете противостояние закончилось в пользу Нового Рима. Так бывало очень часто: молодые и пышущие свежестью народы, боровшиеся с империей, уходили в историческое небытие, а сама империя, древняя и чуть было не поверженная, зализывала раны и продолжала жить. Однако затем на смену прежним врагам пришли с юга арабы, с запада – лангобарды, с севера – болгары, с востока – хазары, и началось новое многовековое противостояние. По мере ослабления новых противников их сменяли на севере русы, венгры, печенеги, половцы, на востоке – турки-сельджуки, на западе – норманны.

В борьбе с врагами империя использовала силу, отточенную веками дипломатию, разведку, военную хитрость, иногда – и услуги союзников. Последнее средство было обоюдоострым и крайне опасным. Крестоносцы, воевавшие с сельджуками, были для империи крайне обременительными и опасными союзниками, и закончилось это союзничество первым для Константинополя падением: город, почти тысячу лет успешно отбивавший любые приступы и осады, был жестоко разорен своими «друзьями». Дальнейшее его существование, даже после освобождения от крестоносцев, было лишь тенью предыдущей славы. Но как раз в это время появился последний и самый жестокий враг – турки-османы, которые по своим военным качествам превосходили всех предыдущих. Европейцы по-настоящему опередили османов в военном деле лишь в XVIII веке, причем первыми это сделали русские, а первым полководцем, осмелившимся появиться во внутренних областях султанской империи, был граф Петр Румянцев, за что и получил почетное именование Задунайский.

 

Неуемные подданные

 

Внутреннее состояние Ромейской империи также никогда не было спокойным. Государственная территория ее была крайне неоднородной. В свое время Римская империя поддерживала единство за счет превосходного военного, торгового и культурного потенциала. Правовая система (знаменитое римское право, окончательно кодифицированное именно в Византии) была самой совершенной в мире. Несколько веков (со времен Спартака) Риму, в пределах которого проживало более четверти всего человечества, не угрожала ни одна серьезная опасность, войны шли на дальних границах – в Германии, Армении, Месопотамии (современном Ираке). Лишь внутреннее разложение, кризис армии и ослабление торговли привели к дезинтеграции. Только с конца IV века положение на границах стало критическим. Потребность в отражении варварских нашествий на разных направлениях неизбежно вела к разделению власти в огромной империи между несколькими людьми. Однако это имело и негативные последствия – внутреннее противостояние, дальнейшее ослабление связей и стремление «приватизировать» свой кусок имперской территории. В результате к V веку окончательное разделение Римской империи стало фактом, но не облегчило ситуацию.

Восточная половина Римской империи была более населенной и христианизированной (ко времени Константина Великого христиан, несмотря на гонения, здесь было уже более 10 % населения), но сама по себе не составляла органического целого. В государстве царило удивительное этническое многообразие: здесь проживали греки, сирийцы, копты, арабы, армяне, иллирийцы, вскоре появились славяне, германцы, скандинавы, англосаксы, тюрки, италийцы и многие другие народности, от которых лишь требовалось исповедание истинной веры и подчинение императорской власти. Самые богатые ее провинции – Египет и Сирия – географически были слишком отдалены от столицы, отгорожены горными хребтами и пустынями. Морское сообщение с ними по мере упадка торговли и расцвета пиратства было все более затрудненным. Кроме того, подавляющее большинство населения здесь составляли приверженцы монофизитской ереси. После победы Православия на Халкидонском соборе 451 года в этих провинциях вспыхнуло мощное восстание, с большим трудом подавленное. Менее чем через 200 лет монофизиты радостно встречали арабских «освободителей» и впоследствии относительно безболезненно переходили в ислам. Западные и центральные провинции империи, прежде всего Балканы, но также и Малая Азия, в течение долгих столетий испытывали массовый приток варварских племен – германцев, славян, тюрков. Император Юстиниан Великий в VI веке попытался раздвинуть государственные пределы на западе и восстановить Римскую империю в ее «естественных границах», однако это привело к колоссальным усилиям и затратам. Уже через век Византия вынуждена была ужаться до пределов своего «государственного ядра», преимущественно населенного греками и эллинизированными славянам. Эта территория включала в себя запад Малой Азии, Черноморское побережье, Балканы и Южную Италию. Дальнейшая борьба за существование в основном шла уже на этой территории.

 

Народ и армия – едины

 

Постоянная борьба требовала постоянного поддержания обороноспособности. Ромейская империя вынуждена была возродить характерные для Древнего Рима республиканского периода крестьянское ополчение и тяжеловооруженное конное войско, вновь создать и содержать за государственный счет мощный военно-морской флот. Оборона всегда была главным расходом казны и главным бременем для налогоплательщика. Государство пристально следило за тем, чтобы крестьяне сохраняли свою боеспособность, и потому всячески укрепляло общину, мешая ее распаду. Государство боролось с излишней концентрацией богатств, в том числе и земли, в частных руках. Государственное урегулирование цен было очень важной составной частью политики. Мощный государственный аппарат, конечно, порождал всесилие чиновников и масштабную коррупцию. Активные императоры боролись со злоупотреблениями, инертные – запускали болезнь.

Конечно, замедленное социальное расслоение и ограниченная конкуренция снижали темпы развития экономики, однако в том то и дело, что у империи были более важные задачи. Не от хорошей жизни византийцы оснащали свои вооруженные силы всевозможными техническими новшествами и видами оружия, наиболее известным из которых стал изобретенный в VII веке «греческий огонь», который принес ромеям не одну победу. Армия империи сохраняла свой боевой дух до второй половины XII века, пока не уступила место иностранным наемникам. Казна теперь тратила меньше, однако риск перехода ее в руки врага неизмеримо возрос. Вспомним классическое выражение одного из признанных знатоков вопроса – Наполеона Бонапарта: тот народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. С этого времени империя и стала зависеть от западных «друзей», которые тут же и показали ей, почем дружба.

 

Самодержавие как познанная необходимость

Святые Константин и Елена
Обстоятельства византийской жизни укрепляли осознанную потребность в самодержавной власти императора (василевса ромеев). Но от его личности, характера, способностей зависело слишком многое. Именно поэтому в империи сложилась гибкая система передачи верховной власти. В конкретных обстоятельствах власть могла передаваться не только сыну, но и племяннику, зятю, шурину, мужу, усыновленному преемнику, даже собственному отцу или матери. Передача власти закреплялась решением Сената и армии, народным одобрением, церковным венчанием (с X века была введена заимствованная на Западе практика императорского миропомазания). В результате императорские династии редко переживали свой столетний юбилей, только наиболее талантливой – Македонской – династии удалось продержаться почти два века – с 867 по 1056 годы. На престоле мог оказаться и человек низкого происхождения, выдвинувшийся благодаря тем или иным талантам (например, мясник из Дакии Лев Макелла, простолюдин из Далмации и дядя Великого Юстиниана Юстин I или сын армянского крестьянина Василий Македонянин – основатель той самой Македонской династии). Крайне развитой была традиция соправительства (соправители сидели на византийском троне в целом около двухсот лет). Власть надо было крепко держать в руках: за всю византийскую историю произошло около сорока успешных государственных переворотов, обычно они заканчивались гибелью поверженного властителя или удалением его в монастырь. Своей смертью на троне скончались только половина василевсов.

 

Империя как катехон

Само существование империи было для Византии скорее обязанностью и долгом, чем преимуществом или рациональным выбором. Античный мир, единственным прямым наследником которого и была Империя ромеев, ушел в историческое прошлое. Однако его культурное и политическое наследие стало основанием Византии. Империя со времен Константина была также и оплотом христианской веры. В основу государственной политической доктрины была положена идея об империи как «катехоне» – хранительнице истинной веры. Заполонившие всю западную часть римской ойкумены варвары-германцы принимали христианство, но лишь в арианском еретическом варианте. Единственным крупным «приобретением» Вселенской Церкви на западе вплоть до VIII века были франки. Принявший никейский Символ веры король франков Хлодвиг сразу получил духовную и политическую поддержку Римского патриарха-папы и византийского императора. С этого начался рост могущества франков на западе Европы: Хлодвиг был пожалован титулом византийского патриция, а его дальний наследник Карл Великий через три века уже захотел именоваться императором Запада.

Византийская миссия того периода вполне могла поспорить с западной. Миссионеры Константинопольской Церкви проповедовали на пространстве Центральной и Восточной Европы – от Чехии до Новгорода и Хазарии; тесные контакты с византийской Церковью поддерживали английская и ирландская Поместные Церкви. Однако папский Рим достаточно рано стал ревниво относиться к конкурентам и выдворял их с помощью силы, вскоре и сама миссия на папском Западе приобрела открыто агрессивный характер и преимущественно политические задачи. Первой масштабной акцией после отпадения Рима от Православия было папское благословение Вильгельма Завоевателя на поход в Англию в 1066 году; после этого многие представители православной англосаксонской знати вынуждены были эмигрировать в Константинополь.

Внутри самой Византийской империи на религиозной почве шли острые споры. То в народе, то во власти возникали еретические течения. Под влиянием ислама императоры начали в VIII веке иконоборческие гонения, вызвавшие сопротивление православного народа. В XIII веке из стремления укрепить отношения с католическим миром власть пошла на унию, но опять не получила поддержки. Все попытки «реформировать» Православие исходя из конъюнктурных соображений или подвести его под «земные стандарты» не удавались. Новая уния в XV веке, заключенная под угрозой османского завоевания, уже не могла обеспечить даже политического успеха. Она стала горькой усмешкой истории над суетными амбициями властителей.

 

В чем преимущество Запада?

 

Когда и в чем Запад стал брать верх? Как всегда, в экономике и технике. В сфере культуры и права, науки и образования, литературы и искусства Византия до XII века легко конкурировала или намного опережала западных соседей. Мощное культурное влияние Византии ощущалось на Западе и Востоке далеко за ее пределами – в арабской Испании и нормандской Британии, а в католической Италии оно доминировало до эпохи Ренессанса. Однако в силу самих условий существования империи она не могла похвастаться особенными социально-экономическими успехами. Кроме того, Италия и Южная Франция изначально были более благоприятны для сельскохозяйственной деятельности, чем Балканы и Малая Азия. В XII–XIV веках в Западной Европе происходит быстрый экономический подъем – такой, которого не было с античных времен и не будет потом вплоть до XVIII века. Это был период расцвета феодализма, папства и рыцарства. Именно в это время возникла и утвердилась особая феодальная структура западноевропейского общества с ее сословно-корпоративными правами и договорными отношениями (современный Запад вышел именно из этого).

Западное влияние на византийских императоров из династии Комнинов в XII веке было сильнейшим: они копировали западное военное искусство, западную моду, долгое время выступали союзниками крестоносцев. Византийский флот, столь обременительный для казны, был распущен и сгнил, его место заняли флотилии венецианцев и генуэзцев. Императоры лелеяли надежду на преодоление не столь давно произошедшего отпадения папского Рима. Однако усилившийся Рим уже признавал лишь полное подчинение его воле. Запад удивлялся имперскому блеску и в оправдание своей агрессивности громко возмущался двуличностью и развращенностью греков.

Тонули ли греки в разврате? Грех соседствовал с благодатью. Ужасы дворцов и городских площадей перемежались с подлинной святостью монастырей и искренней набожностью мирян. Свидетельством тому – жития святых, литургические тексты, высокое и никем не превзойденное византийское искусство. Но искушения были очень сильны. После разгрома 1204 года в Византии прозападное течение только усиливается, молодые люди отправляются учиться в Италию, в среде интеллигенции возникает тяга к языческой эллинской традиции. Философский рационализм и европейская схоластика (а в ее основе лежала та же языческая ученость) стали рассматриваться в этой среде как более высокие и утонченные учения, чем святоотеческое аскетическое богословие. Интеллект брал верх над Откровением, индивидуализм – над христианским подвигом. Позднее эти тенденции вместе с переехавшими на Запад греками сильно поспособствуют развитию западноевропейского Ренессанса.

 

Исторические масштабы

Империя выжила в борьбе с крестоносцами: на азиатском берегу Босфора, напротив поверженного Константинополя, ромеи сохранили свою территорию и провозгласили нового императора. Через полвека столица была освобождена и продержалась еще 200 лет. Однако территория возрожденной империи практически сводилась к самому великому городу, нескольким островам в Эгейском море и небольшим территориям в Греции. Но и без этого эпилога Империя ромеев существовала практически целое тысячелетие. Можно в данном случае даже не учитывать то обстоятельство, что Византия прямо продолжает древнеримскую государственность, а своим рождением считала основание Рима в 753 году до Рождества Христова. Даже без этих оговорок другого такого примера в мировой истории нет. Империи существуют годами (империя Наполеона: 1804–1814 гг.), десятилетиями (Германская империя: 1871–1918 гг.), в лучшем случае – столетиями. Империя Хань в Китае просуществовала четыре века, Османская империя и Арабский халифат – немногим больше, но к концу своего жизненного цикла стали лишь фикцией империй. Фикцией на протяжении большей части своего существования была и основанная на Западе Священная Римская империя германской нации. Не так много в мире можно насчитать и тех стран, которые не претендовали на имперский статус и непрерывно просуществовали тысячелетний срок. Наконец, Византия и ее исторический предшественник – Древний Рим – продемонстрировали и «мировой рекорд» выживаемости: любое государство на Земле выдерживало в лучшем случае одно-два глобальных иноплеменных нашествия, Византия – намного больше. Лишь Россию можно было бы сопоставить с Византией.

 

Почему пала Византия?

Господь Вседержитель. Фреска в храме святой Софии в Константинополе.
На этот вопрос ее преемники отвечали по-разному. Псковский старец Филофей в начале XVI века считал, что Византия, приняв унию, изменила Православию, и в этом была причина ее гибели. Однако он утверждал, что кончина Византии была условна: статус православной империи был передан единственному оставшемуся суверенному православному государству – Московскому. В этом, по мысли Филофея, не было заслуги самих русских, такова была Божия воля. Однако от русских отныне зависели судьбы мира: если и на Руси падет Православие, то вместе с ним и мир вскоре закончится. Таким образом, Филофей предупреждал Москву о великой исторической и религиозной ответственности. Унаследованный Россией герб Палеологов – двуглавый орел – символ такой ответственности, тяжкий крест имперского бремени.

Младший современник старца Иван Тимофеев, профессиональный воин, указывал на иные причины падения империи: императоры, доверившись льстивым и безответственным советникам, презрели военное дело и потеряли боеготовность. О печальном византийском примере утраты боевого духа, ставшей причиной гибели великой империи, говорил и Петр Великий: торжественная речь была произнесена в присутствии Сената, Синода и генералитета в Троицком соборе Санкт-Петербурга 22 октября 1721 года, в день Казанской иконы Божией Матери, при принятии царем императорского титула. Как можно заметить, все трое – старец, воин и новопровозглашенный император – имели в виду близкие вещи, лишь в разном аспекте. Мощь Империи ромеев держалась на крепкой власти, сильной армии и верности подданных, но сами они в основании должны были иметь твердую и истинную веру. И в этом смысле империя, точнее все те люди, которые ее составляли, всегда балансировала между Вечностью и погибелью. В неизменной актуальности этого выбора – удивительный и неповторимый привкус византийской истории. Иными словами, эта история во всех ее светлых и темных сторонах – яркое свидетельство правоты речения из чина Торжества Православия: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!»

www.pravoslavie.ru

Атеней (Древний Рим и Византия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Атеней.

Атене́й (Атене́ум, Афине́й, Афине́ум, др.-греч. Ἀθηναῖον, лат. Athenaeum, менее правильно Atheneum; среднего рода в обоих языках) — тип высших учебных заведений в Древнем Риме и Византии.

По содержанию образования атеней больше всего напоминает риторскую школу

Термин «атеней» возводится к названию города Афины как интеллектуального и образовательного центра античного мира или к имени богини Афины как покровительнице мудрости. По одной из версий, образцом римских атенеев послужил афинский Афинейон[1] (высшее учебное заведение общего высшего образования), или афинский тип высшей школы — философской и риторской.

Атеней в Риме

Первый атеней был основан в Риме в 135 году н. э. императором Адрианом. Целью Адринана было взять высшее образование под контроль, придав ему официальный статус и устранив, таким образом, возможность конфликтов между государственной властью и образованными людьми.[источник не указан 332 дня] Атеней и в дальнейшем пользовался покровительством римских императоров.

Античные источники называют Римский атеней «школой изящных искусств» (лат. ludus ingenuarum artium)[2]. В их число входили: грамматика, элоквенция (риторика), философия, диалектика (логика) и юриспруденция.

Поскольку школа имела статус официального учреждения, в ней был постоянный состав профессоров (лат. professores) и учителей (doctores), которые получали значительные оклады. Императоры после Адриана повышали юридический статус сословия учителей особыми законами и устанавливали их штат. При императоре Феодосии числилось 3 преподавателя элоквенции, 5 — диалектики, 2 — юриспруденции, 1 — философии и 10 грамматиков.

Помимо учебной деятельности римский атеней время от времени устраивал публичные чтения новых поэтических произведений и научных сочинений, которые нередко посещались императорами.

Как учебное заведение римский атеней пользовался высоким престижем: молодые люди из обеспеченных слоёв населения римских провинций, получив образование у себя дома, зачастую приезжали в Рим для поступления в римский атеней с целью пополнить в нём своё образование.

Убранство здания римского атенея оценивалось высоко. Его точное местоположение неизвестно: оно находилось или поблизости форума, у подошвы Авентина, или на Капитолии.

Впоследствии римский атеней получил название «Римской школы» (Schola romana), сохраняя своё значение до V века.

Атенеи в Галлии

По образцу римского атенея были созданы атенеи в разных городах Галлии, в частности в Лионе и Ниме.

Атеней в Константинополе

Основная статья: Константинопольский атеней

По образцу римского атенея император Феодосий II в 425 году[3] учредил атеней в Константинополе (Константинопольский атеней, в исторической литературе приняты также осовремененные названия: Константинопольская высшая школа, высшая школа в Константинополе, Константинопольский университет).

В константинопольском атенее изучали медицину, философию, право и ботанику. Он продолжал действовать весь срок существования Византийской империи. В 1054 году структура атенея была реформирована. После падения Константинополя в 1453 году высшее учебное заведение после небольшого перерыва продолжило своё существования под другим именем.

Преподавателями и выпускниками константинопольского атенея были многие видные деятели византийской культуры.

Примечание

  1. ↑ Любкер Ф. Атенеум (Athenaeum) // Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей.
  2. ↑ Аврелий Виктор. О цезарях. 14, 3. Под «изящными искусствами» подразумеваются свободные искусства.
  3. ↑ По другим данным — в 424.

Источники

dic.academic.ru

Атеней (Древний Рим и Византия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Атеней.

Атене́й (Атене́ум, Афине́й, Афине́ум, др.-греч. Ἀθηναῖον, лат. Athenaeum, менее правильно Atheneum; среднего рода в обоих языках) — тип высших учебных заведений в Древнем Риме и Византии.

По содержанию образования атеней больше всего напоминает риторскую школу

Название «атеней» возводится к имени города Афин как интеллектуального и образовательного центра античного мира или к имени богини Афины как покровительнице мудрости. По одной из версий, образцом римских атенеев послужил афинский Афинейон[1] (высшее учебное заведение общего высшего образования), или афинский тип высшей школы — философской и риторской.

Атеней в Риме

Первый атеней был основан в Риме в 135 году н. э. императором Адрианом. Целью Адринана было взять высшее образование под контроль, придав ему официальный статус и устранив, таким образом, возможность конфликтов между государственной властью и образованными людьми. Атеней и в дальнейшем пользовался покровительством римских императоров.

Античные источники называют Римский атеней «школой изящных искусств» (лат. ludus ingenuarum artium)[2]. В их число входили: грамматика, элоквенция (риторика), философия, диалектика (логика) и юриспруденция.

Поскольку школа имела статус официального учреждения, в ней был постоянный состав профессоров (лат. professores) и учителей (doctores), которые получали значительные оклады. Императоры после Адриана повышали юридический статус сословия учителей особыми законами и устанавливали их штат. При императоре Феодосии числилось 3 преподавателя элоквенции, 5 — диалектики, 2 — юриспруденции, 1 — философии и 10 грамматиков.

Помимо учебной деятельности римский атеней время от времени устраивал публичные чтения новых поэтических произведений и научных сочинений, которые нередко посещались императорами.

Как учебное заведение римский атеней пользовался высоким престижем: молодые люди из обеспеченных слоёв населения римских провинций, получив образование у себя дома, зачастую приезжали в Рим для поступления в римский атеней с целью пополнить в нем свое образование.

Убранство здания римского атенея оценивалось высоко. Его точное местоположение неизветсно: оно находилось или поблизости форума, у подошвы Авентина, или на Капитолии.

Впоследствии римский атеней получил название «Римской школы» (Schola romana), сохраняя свое значение до V века.

Атенеи в Галлии

По образцу римского атенея были созданы атенеи в разных городах Галлии, в частности в Лионе и Ниме.

Атеней в Константинополе

По образцу римского атенея император Феодосий II в 425 году[3] учредил Атеней в Константинополе (Константинопольский атеней, в исторической литературе приняты также не вполне официальные названия: Константинопольская высшая школа, высшая школа в Константинополе, Константинопольский университет).

В константинопольском атенее изучали медицину, философию, право и ботанику. Он продолжал действовать весь срок существования Византийской империи. В 1054 году структура атенея была реформирована. После падения Константинополя в 1453 году высшее учебное заведение после небольшого перерыва продолжило своё сущестования под дргуим именем.

Преподавателями и выпускниками константинопольского атенея были многие видные деятели византийской культуры.

Примечание

  1. ↑ Любкер Ф. Атенеум (Athenaeum) // Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей.
  2. ↑ Аврелий Виктор. О цезарях. 14, 3. Под «изящными искусствами» подразумеваются свободные искусства.
  3. ↑ По другим данным — в 424.

Источники

Любкер Ф. Атенеум (Athenaeum) // Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

mediaknowledge.ru

Атеней (Древний Рим и Византия) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Атеней. Раскопки Атенея: Вид коридора между центральным и южным залом.

Атене́й (Атене́ум, Афине́й, Афине́ум, др.-греч. Ἀθηναῖον, лат. Athenaeum, менее правильно Atheneum; среднего рода в обоих языках) — тип высших учебных заведений в Древнем Риме и Византии.

По содержанию образования атеней больше всего напоминает риторскую школу

Термин «атеней» возводится к названию города Афины как интеллектуального и образовательного центра античного мира или к имени богини Афины как покровительнице мудрости. По одной из версий, образцом римских атенеев послужил афинский Афинейон[1] (высшее учебное заведение общего высшего образования), или афинский тип высшей школы — философской и риторской.

Атеней в Риме

Первый атеней был основан в Риме в 135 году н. э. императором Адрианом. Атеней и в дальнейшем пользовался покровительством римских императоров.

Античные источники называют Римский атеней «школой изящных искусств» (лат. ludus ingenuarum artium)[2]. В их число входили: грамматика, элоквенция (риторика), философия, диалектика (логика) и юриспруденция.

Поскольку школа имела статус официального учреждения, в ней был постоянный состав профессоров (лат. professores) и учителей (doctores), которые получали значительные оклады. Императоры после Адриана повышали юридический статус сословия учителей особыми законами и устанавливали их штат. При императоре Феодосии числилось 3 преподавателя элоквенции, 5 — диалектики, 2 — юриспруденции, 1 — философии и 10 грамматиков.

Помимо учебной деятельности римский атеней время от времени устраивал публичные чтения новых поэтических произведений и научных сочинений, которые нередко посещались императорами.

Как учебное заведение римский атеней пользовался высоким престижем: молодые люди из обеспеченных слоёв населения римских провинций, получив образование у себя дома, зачастую приезжали в Рим для поступления в римский атеней с целью пополнить в нём своё образование.

Убранство здания римского атенея оценивалось высоко. Его точное местоположение неизвестно: оно находилось или поблизости форума, у подошвы Авентина, или на Капитолии.

Впоследствии римский атеней получил название «Римской школы» (Schola romana), сохраняя своё значение до V века.

Атенеи в Галлии

По образцу римского атенея были созданы атенеи в разных городах Галлии, в частности в Лионе и Ниме.

Атеней в Константинополе

По образцу римского атенея император Феодосий II в 425 году[3] учредил атеней в Константинополе (Константинопольский атеней, в исторической литературе приняты также осовремененные названия: Константинопольская высшая школа, высшая школа в Константинополе, Константинопольский университет).

В константинопольском атенее изучали медицину, философию, право и ботанику. Он продолжал действовать весь срок существования Византийской империи. В 1054 году структура атенея была реформирована. После падения Константинополя в 1453 году высшее учебное заведение после небольшого перерыва продолжило своё существования под другим именем.

Преподавателями и выпускниками константинопольского атенея были многие видные деятели византийской культуры.

Примечание

Литература

wikiredia.ru

Атеней (Древний Рим и Византия) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Атеней. Раскопки Атенея: Вид коридора между центральным и южным залом.

Атене́й (Атене́ум, Афине́й, Афине́ум, др.-греч. Ἀθηναῖον, лат. Athenaeum, менее правильно Atheneum; среднего рода в обоих языках) — тип высших учебных заведений в Древнем Риме и Византии.

По содержанию образования атеней больше всего напоминает риторскую школу

Термин «атеней» возводится к названию города Афины как интеллектуального и образовательного центра античного мира или к имени богини Афины как покровительнице мудрости. По одной из версий, образцом римских атенеев послужил афинский Афинейон[1] (высшее учебное заведение общего высшего образования), или афинский тип высшей школы — философской и риторской.

Атеней в Риме

Первый атеней был основан в Риме в 135 году н. э. императором Адрианом. Атеней и в дальнейшем пользовался покровительством римских императоров.

Античные источники называют Римский атеней «школой изящных искусств» (лат. ludus ingenuarum artium)[2]. В их число входили: грамматика, элоквенция (риторика), философия, диалектика (логика) и юриспруденция.

Поскольку школа имела статус официального учреждения, в ней был постоянный состав профессоров (лат. professores) и учителей (doctores), которые получали значительные оклады. Императоры после Адриана повышали юридический статус сословия учителей особыми законами и устанавливали их штат. При императоре Феодосии числилось 3 преподавателя элоквенции, 5 — диалектики, 2 — юриспруденции, 1 — философии и 10 грамматиков.

Помимо учебной деятельности римский атеней время от времени устраивал публичные чтения новых поэтических произведений и научных сочинений, которые нередко посещались императорами.

Как учебное заведение римский атеней пользовался высоким престижем: молодые люди из обеспеченных слоёв населения римских провинций, получив образование у себя дома, зачастую приезжали в Рим для поступления в римский атеней с целью пополнить в нём своё образование.

Убранство здания римского атенея оценивалось высоко. Его точное местоположение неизвестно: оно находилось или поблизости форума, у подошвы Авентина, или на Капитолии.

Впоследствии римский атеней получил название «Римской школы» (Schola romana), сохраняя своё значение до V века.

Атенеи в Галлии

По образцу римского атенея были созданы атенеи в разных городах Галлии, в частности в Лионе и Ниме.

Атеней в Константинополе

По образцу римского атенея император Феодосий II в 425 году[3] учредил атеней в Константинополе (Константинопольский атеней, в исторической литературе приняты также осовремененные названия: Константинопольская высшая школа, высшая школа в Константинополе, Константинопольский университет).

В константинопольском атенее изучали медицину, философию, право и ботанику. Он продолжал действовать весь срок существования Византийской империи. В 1054 году структура атенея была реформирована. После падения Константинополя в 1453 году высшее учебное заведение после небольшого перерыва продолжило своё существования под другим именем.

Преподавателями и выпускниками константинопольского атенея были многие видные деятели византийской культуры.

Примечание

Литература

wikipedia.green

Атеней (Древний Рим и Византия) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Атеней.

Атене́й (Атене́ум, Афине́й, Афине́ум, др.-греч. Ἀθηναῖον, лат. Athenaeum, менее правильно Atheneum; среднего рода в обоих языках) — тип высших учебных заведений в Древнем Риме и Византии.

По содержанию образования атеней больше всего напоминает риторскую школу

Термин «атеней» возводится к названию города Афины как интеллектуального и образовательного центра античного мира или к имени богини Афины как покровительнице мудрости. По одной из версий, образцом римских атенеев послужил афинский Афинейон[1] (высшее учебное заведение общего высшего образования), или афинский тип высшей школы — философской и риторской.

Атеней в Риме

Первый атеней был основан в Риме в 135 году н. э. императором Адрианом. Атеней и в дальнейшем пользовался покровительством римских императоров.

Античные источники называют Римский атеней «школой изящных искусств» (лат. ludus ingenuarum artium)[2]. В их число входили: грамматика, элоквенция (риторика), философия, диалектика (логика) и юриспруденция.

Поскольку школа имела статус официального учреждения, в ней был постоянный состав профессоров (лат. professores) и учителей (doctores), которые получали значительные оклады. Императоры после Адриана повышали юридический статус сословия учителей особыми законами и устанавливали их штат. При императоре Феодосии числилось 3 преподавателя элоквенции, 5 — диалектики, 2 — юриспруденции, 1 — философии и 10 грамматиков.

Помимо учебной деятельности римский атеней время от времени устраивал публичные чтения новых поэтических произведений и научных сочинений, которые нередко посещались императорами.

Как учебное заведение римский атеней пользовался высоким престижем: молодые люди из обеспеченных слоёв населения римских провинций, получив образование у себя дома, зачастую приезжали в Рим для поступления в римский атеней с целью пополнить в нём своё образование.

Убранство здания римского атенея оценивалось высоко. Его точное местоположение неизвестно: оно находилось или поблизости форума, у подошвы Авентина, или на Капитолии.

Впоследствии римский атеней получил название «Римской школы» (Schola romana), сохраняя своё значение до V века.

Атенеи в Галлии

По образцу римского атенея были созданы атенеи в разных городах Галлии, в частности в Лионе и Ниме.

Атеней в Константинополе

По образцу римского атенея император Феодосий II в 425 году[3] учредил атеней в Константинополе (Константинопольский атеней, в исторической литературе приняты также осовремененные названия: Константинопольская высшая школа, высшая школа в Константинополе, Константинопольский университет).

В константинопольском атенее изучали медицину, философию, право и ботанику. Он продолжал действовать весь срок существования Византийской империи. В 1054 году структура атенея была реформирована. После падения Константинополя в 1453 году высшее учебное заведение после небольшого перерыва продолжило своё существования под другим именем.

Преподавателями и выпускниками константинопольского атенея были многие видные деятели византийской культуры.

Примечание

  1. ↑ Любкер Ф. Атенеум (Athenaeum) // Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей.
  2. ↑ Аврелий Виктор. [www.ancientrome.ru/antlitr/aur-vict/caesar-f.htm О цезарях]. 14, 3. Под «изящными искусствами» подразумеваются свободные искусства.
  3. ↑ По другим данным — в 424.

Источники

Напишите отзыв о статье "Атеней (Древний Рим и Византия)"

Отрывок, характеризующий Атеней (Древний Рим и Византия)

– Paris la capitale du monde… [Париж – столица мира…] – сказал Пьер, доканчивая его речь. Капитан посмотрел на Пьера. Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть пристально смеющимися, ласковыми глазами. – Eh bien, si vous ne m'aviez pas dit que vous etes Russe, j'aurai parie que vous etes Parisien. Vous avez ce je ne sais, quoi, ce… [Ну, если б вы мне не сказали, что вы русский, я бы побился об заклад, что вы парижанин. В вас что то есть, эта…] – и, сказав этот комплимент, он опять молча посмотрел. – J'ai ete a Paris, j'y ai passe des annees, [Я был в Париже, я провел там целые годы,] – сказал Пьер. – Oh ca se voit bien. Paris!.. Un homme qui ne connait pas Paris, est un sauvage. Un Parisien, ca se sent a deux lieux. Paris, s'est Talma, la Duschenois, Potier, la Sorbonne, les boulevards, – и заметив, что заключение слабее предыдущего, он поспешно прибавил: – Il n'y a qu'un Paris au monde. Vous avez ete a Paris et vous etes reste Busse. Eh bien, je ne vous en estime pas moins. [О, это видно. Париж!.. Человек, который не знает Парижа, – дикарь. Парижанина узнаешь за две мили. Париж – это Тальма, Дюшенуа, Потье, Сорбонна, бульвары… Во всем мире один Париж. Вы были в Париже и остались русским. Ну что же, я вас за то не менее уважаю.] Под влиянием выпитого вина и после дней, проведенных в уединении с своими мрачными мыслями, Пьер испытывал невольное удовольствие в разговоре с этим веселым и добродушным человеком. – Pour en revenir a vos dames, on les dit bien belles. Quelle fichue idee d'aller s'enterrer dans les steppes, quand l'armee francaise est a Moscou. Quelle chance elles ont manque celles la. Vos moujiks c'est autre chose, mais voua autres gens civilises vous devriez nous connaitre mieux que ca. Nous avons pris Vienne, Berlin, Madrid, Naples, Rome, Varsovie, toutes les capitales du monde… On nous craint, mais on nous aime. Nous sommes bons a connaitre. Et puis l'Empereur! [Но воротимся к вашим дамам: говорят, что они очень красивы. Что за дурацкая мысль поехать зарыться в степи, когда французская армия в Москве! Они пропустили чудесный случай. Ваши мужики, я понимаю, но вы – люди образованные – должны бы были знать нас лучше этого. Мы брали Вену, Берлин, Мадрид, Неаполь, Рим, Варшаву, все столицы мира. Нас боятся, но нас любят. Не вредно знать нас поближе. И потом император…] – начал он, но Пьер перебил его. – L'Empereur, – повторил Пьер, и лицо его вдруг привяло грустное и сконфуженное выражение. – Est ce que l'Empereur?.. [Император… Что император?..] – L'Empereur? C'est la generosite, la clemence, la justice, l'ordre, le genie, voila l'Empereur! C'est moi, Ram ball, qui vous le dit. Tel que vous me voyez, j'etais son ennemi il y a encore huit ans. Mon pere a ete comte emigre… Mais il m'a vaincu, cet homme. Il m'a empoigne. Je n'ai pas pu resister au spectacle de grandeur et de gloire dont il couvrait la France. Quand j'ai compris ce qu'il voulait, quand j'ai vu qu'il nous faisait une litiere de lauriers, voyez vous, je me suis dit: voila un souverain, et je me suis donne a lui. Eh voila! Oh, oui, mon cher, c'est le plus grand homme des siecles passes et a venir. [Император? Это великодушие, милосердие, справедливость, порядок, гений – вот что такое император! Это я, Рамбаль, говорю вам. Таким, каким вы меня видите, я был его врагом тому назад восемь лет. Мой отец был граф и эмигрант. Но он победил меня, этот человек. Он завладел мною. Я не мог устоять перед зрелищем величия и славы, которым он покрывал Францию. Когда я понял, чего он хотел, когда я увидал, что он готовит для нас ложе лавров, я сказал себе: вот государь, и я отдался ему. И вот! О да, мой милый, это самый великий человек прошедших и будущих веков.] – Est il a Moscou? [Что, он в Москве?] – замявшись и с преступным лицом сказал Пьер.

wiki-org.ru