Буддизм в древнем востоке. Древняя философия Востока (буддизм, конфуцианство, даосизм).
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

В какой стране Древнего Востока возник буддизм? Буддизм в древнем востоке


Буддизм | Философио.Ру

Буддизм является великой религией и философией Востока и по значению стоит несопоставимо выше джайнизма. Но возник он так же как и джайнизм, в противовес засилью и элитарности брахманизма. Дальнейшая судьба буддизма интересна тем, что он не прижился у себя на родине, а распространился, в основном, по Юго-Восточной Азии и Дальнему Востоку.Появление буддизма окутано мистической тайной, но исследователи полагают, что существовала реальная историческая личность - Гаутама Шакьямуни, который и положил начало этой религии. Согласно легенде Сиддхартха Гаутама родился в VI веке до нашей эры в семье князя из племени шакья. Его матери перед родами приснился сон, будто ей в бок вошёл белый слон. Мальчик, названный Сиддхартхой, родился через кесарево сечение, что является косвенным подтверждением этого сна. Дожив до юношеского возраста, он не знал никаких забот и проблем до тех пор, пока, не поехав на прогулку, не столкнулся с четырьмя событиями, круто изменившими его жизнь. Он увидел покрытого язвами изнеможённого больного, затем согбенного старика, потом похоронную процессию и, наконец, - углублённого в раздумья аскета. Эти четыре встречи, как повествует легенда, настолько потрясли юношу, что он ушёл из дома. Обрив голову, облачившись в грубые одежды, предавая себя самоистязанию и самобичеванию, он стремился искупить вину предыдущей праздной жизни. Так прошло 7 лет. И вот однажды, сидя под деревом Бодхи, предаваясь размышлениям, Сиддхартха внезапно "прозрел": ему открылись четыре священные истины жизни:

* Страдания правят миром.* Причиной страданий является сама жизнь с её страстями и желаниями.* Уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану.* Существует путь, посредством которого можно избавиться от страданий и достичь нирваны.

Познав эти четыре истины, Гаутама стал Буддой. Ещё несколько дней после этого он сидел под деревом, будучи не в силах сдвинуться с места. Всё это время его искушал злой дух Мара, предлагая ему не проповедовать своё учение, а сразу погрузиться в нирвану. Но Будда устоял. Он собрал вокруг себя пятерых аскетов, ставших его первыми учениками и прочёл им первую проповедь, излагающую основные идеи новой религии.

Сущность учения Будды

Жизнь есть страдание. Это страдание происходит из жажды бытия, наслаждений, созидания, власти и т.д. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - значит избавиться от страданий. За этим лежит полной освобождение, нирвана. Развивая своё учение, Будда разработал подробный, восьмиступенчатый путь, метод избавления от страданий и приближения к нирване. Вот ступени этого пути:1. Праведная вера.2. Истинная решимость.3. Праведная речь.4. Праведные дела.5. Праведная жизнь.6. Праведная мысль.7. Праведные помыслы.8. Истинное созерцание.

Основы философии буддизма

Согласно буддизму, человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, однако эти ощущения не являются его субъективной данностью, а есть следствие волнения дхарм - частиц мироздания. Дхарма (закон) - это нечто похожее на атомы-монады духовного начала Пуруши в Упанишадах. Жизнь есть проявление безначального волнения дхарм. Успокоить свои дхармы - значит взять свою жизнь в свои руки и тем самым добиться цели, достичь состояния Будды, погрузиться в нирвану. Буддизм, так же как и предшествующие ему философские системы Индии, выдвигает на первый план карму человека - совокупность его добрых и злых поступков. Хорошая карма существенно приближает человека к нирване. Но больше всего шансов попасть туда у монахов, отказавшихся от всего мирского и сосредоточившихся на духовной жизни. Среди монахов выделялись так называемые "архаты", совсем близко подошедшие к состояниям Будды и нирваны. Простым верующим буддистам было трудно вести такую праведную жизнь в силу чисто житейских обстоятельств. Поэтому буддизм через некоторое время выработал две формы:

Хинаяна - узкий путь к спасению. Это, по сути, учение монахов, ограниченное рамками этого сословия;Махаяна - широкий путь к спасению. Эта форма и получила наибольшее распространение.

Возникнув в Индии, буддизм там не прижился и распространился вовне, в Юго-Восточную Азию. Но внутри Индии буддизм, равно как и джайнизм, сыграл важную роль в критике брахманизма и подготовил почву для возникновения индуизма - религии и философии современных индусов.

www.filosofio.ru

Религия буддизм — Мистические истории. Древний восток — Сайт о мистике

Религия буддизм зародилась в Древней Индии, как попытка дать ответ на вопрос о назначении человеческого существования и выходе за пределы страдания. Буддизм учит, что под влиянием поступков человека его бытие постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость. Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в сансаре (циклическом «существовании», «круговороте» перерождений).

Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра — «колесо жизни» (оно же круговорот бытия или круг сансары). Любое живое существо замкнуто внутри «колеса жизни», с его бесконечной цепью перерождений. Гнев, неведение и вожделение не дают ему возможности вырваться из «колеса жизни». Бхавачакра состоит из 12 нидан, — звеньев, взаимосвязанных причин, порождающих беспрерывный поток жизней: неведение обусловливает появление кармических импульсов; они формируют индивидуальное сознание; сознание определяет характер физического и психического облика человека; это в свою очередь способствует формированию шести чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума. Восприятие окружающего мира порождает само чувство; затем желание в свою очередь порождает привязанность к тому, что чувствует и о чём мыслит человек. Привязанность приводит к вхождению в существование, следствием чего является рождение. А всякое рождение неизбежно влечёт за собой старость и смерть.

Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста — жить так, чтобы как можно меньше оставлять кармических следов. Это значит, что он не должен зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. Высшую цель жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Такое состояние человека, достигшего освобождения, в буддизме называется нирваной. Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана — это смерть. Но это не так. Нирвана — это угасание обычных желаний и страстей. Это не смерть, а жизнь, только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного — выйти за пределы непрерывного круга перевоплощений. Только человек способен «встать на путь» и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды — люди, достигшие Просветления, и бодхисаттвы — те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим существам.

Может сложиться представление, что буддам и бодхисаттвам принадлежит в буддизме то же место, которое в других религиях занимают боги или единый Бог. Но это не совсем так. Будды не могут, как боги других религий, создавать мир, управлять стихиями; они, как правило, не могут карать грешников или награждать праведников. Буддизм — и в этом ещё одно его отличие от других религий — подчёркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой. Поэтому в «Дхаммападе» сказано: «Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя».

Рубрика: Древний восток

allmystic.ru

Буддизм Махаяны. История религий Востока

Буддизм Махаяны

Буддизм как доктрина никогда не был чем-то единым и цельным, вышедшим в почти готовом виде из уст великого учителя, как о том говорят легендарные предания. Даже если с оговорками признать реальность фигуры этого учителя, Гаутамы Шакьямуни (как это было, в частности, с Джиной, Зороастром и с Иисусом), то уж принимать на веру связанные с легендарным основателем предания нет никаких резонов. Как раз напротив: очень многое говорит о том, что генеральные принципы доктрины складывались постепенно, на базе разноречивых компонентов и в различных вариантах, которые; позже сводились к чему-то единому и цельному, хотя при этом всегда оставались разногласия и противоречия внутри уже сложившейся доктрины, что нередко со временем приводило к возникновению полуавтономных и даже вообще независимых направлений и сект.

Буддизм, насколько это известно, всегда раздирали противоречия между различными школами, сектами, направлениями. Сам Ашока вынужден был вмешиваться в эти споры (в частности, на Третьем Всебуддийском соборе) и успокаивать спорящие стороны. Споры продолжались и после Третьего собора, причем наивысшего накала в рамках доктрины они достигли, видимо, на Четвертом соборе, созванном на рубеже 1-Й вв. известным правителем североиндийского Кушанского царства Канишкой, ревностным буддистом и покровителем буддизма. Именно на этом соборе был оформлен раскол между сторонниками разных направлений, причем сторонники одержавшего верх направления во главе с знаменитым буддийским теоретиком Нагарджуной заложили основы самостоятельного существования буддизма Махаяны.

Конечно, буддизм Махаяны возник не на пустом месте. Некоторые специалисты полагают даже, что первые махаянистские сутры ненамного уступают по своей древности хинаянистским, так что их можно считать почти одновременными. Однако дело вовсе не в том, сколь древними были те сутры, которые затем вошли в состав махаянистского канона. Важнее отметить то новое, что вошло в Махаяну именно тогда, когда это направление буддизма окончательно оформилось как самостоятельное учение. Новое же было направлено в сторону сближения учения с миром, большего приобщения к нему поддерживавших религию мирян, наконец, превращения его в близкую и понятную людям религию. Именно религию, а не учение достижений освобождения и спасения для немногих ревностных подвижников. В частности, было признано, что благочестие и подаяние мирянина сопоставимы с заслугами монаха и тоже могут заметно приблизить его, невзирая на карму или, оказывая соответствующее воздействие на нее, к манящему берегу спасения, к нирване. Но главное в Махаяне свелось не просто к дальнейшему усилению заметного в буддизме и ранее подчеркнутого акцента на этическую норму, а к существенному изменению самого характера этой нормы. Из индивидуально-эгоистической этика в Махаяне превращается в до того совершенно не свойственную индийской традиции, но зато весьма характерную для многих иных религий, в частности христианства, альтруистическую этику.

Это нашло свое проявление во введенном в обиход и поставленном очень высоко именно буддизмом Махаяны институте святых подвижников – бодисатв. Бодисатва – это, в конечном счете, все тот же ревностный и стремящийся к нирване буддийский монах. Но в сакральном плане бодисатва поставлен выше хинаянистского архата, уже достигшего или почти достигшего нирваны. Бодисатва практически достиг нирваны. Мало того, он уже почти погрузившийся в эту нирвану будда (далеко не случайно статус некоторых будд, например Майтрейи, подчас как бы колеблется между буддой и бодисатвой – это одновременно и то, и другое). Почему же? Дело в том, что стать буддой и уйти в нирваническое небытие для бодисатвы – лишь последний и логически подготовленный шаг. Но бодисатва сознательно не делает этого шага, не уходит от людей. Он остается с ними в мире сансары с целью помочь им, облегчить их страдания, повести их за собой по пути спасения. И хотя эта задача отнюдь не легка, она облегчается тем, что в Махаяне проблема кармической замутненности сознания отходит на второй план, зато на первый выдвигается принципиальная возможность достижения состояния будды едва ли не для всех, потому что в каждом из живущих имеется изначальная сущность будды.

Другим принципиально важным нововведением Махаяны была разработанная концепция о рае и аде. Что касается ада, то представления о преисподней были достаточно хорошо известны как ближневосточной мифологии, так и индо-иранской. В Индии владыкой ада считался первочеловек Яма (вариант древнеиранского Йимы), оказавшийся первым из умерших и впоследствии обожествленный. Более того, есть основания считать, что именно из индо-иранских и даже в первую очередь ирано-зороастрийских представлений была впоследствии заимствована и концепция ада в Новом завете, которая оказалась у христиан весьма связанной со стихией огня – той самой стихией зороастрийцев, что призвана была одолевать всякую нечисть. И хотя у зороастрийцев огонь не должен был оскверняться соприкосновением с нечистью, в том числе с трупами, у христиан, а позже и в исламе ад – это прежде всего геенна огненная, поджаривание и т. п. Однако в Индии, даже учитывая существование в древнеиндийской мифологии преисподней и Ямы, разработанной концепции ада вплоть до оформления буддизма Махаяны все-таки не было, как не существовало и представления о рае. Обе идеи появились в Махаяне вместе, в рамках единого комплекса мифологических построений. При этом концепция рая (сукхавати, «счастливой земли», обитатели которой становятся бодисатвами и достигают в конечном счете нирваны) оказалась тесно связанной с буддой Амитабой («бесконечный свет»), который и создал этот рай, «поля Амитабы», где-то далеко на западе. Райское блаженство, равно как и муки ада, предназначались в рамках Махаяны для всех кармических существ, включая и богов, а пребывание в аду считалось временным и было лишь передышкой перед очередным кармическим перерождением.

И, наконец, третьим существенным нововведением Махаяны стал культ будды грядущего Майтрейи, своеобразного буддийского мессии. Здесь, в этом пункте, влияние западной иранской мысли проявляется наиболее отчетливо: как о том уже шла речь в главе об иранских религиях, генетические корни Майтрейи совершенно очевидно восходят к Митре и митраизму. Не исключено, что одновременно с этими митраистскими представлениями в Махаяну проникли и разработанный мифологический комплекс о рае и аде, и даже альтруистическая концепция святого подвижника, принявшего в Махаяне облик бодисатвы. Если напомнить, что иконография Махаяны тоже была результатом синтеза древнеиндийского и ближневосточно-эллинского искусства (гандхар-ская скульптура), то идея о западном влиянии в формировании принципиальных нововведений Махаяны не должна показаться слишком неожиданной. Впрочем, одно несомненно: влияния были сильно переработаны и вполне органично влились именно в буддийские представления, что едва ли не наиболее наглядно видно на примере буддийской мифологии и космологии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Ранний буддизм. Древний Восток

Ранний буддизм

Зарождение буддизма произошло в эпоху возвышения Магадхи, в условиях развития городской жизни в государствах, прилегавших к долине Ганга. Странствовавшие из города в город учителя-проповедники «шраманы» привлекали к себе группы учеников, которые становились их слушателями и первыми адептами новых, неортодоксальных религиозно-философских учений, противопоставленных традиционной брахманской религии.

Проповеди Будды Шакьямуни положили начало учению буддизма, которое получило развитие в последующие века, с течением времени разделилось на множество направлений и распространилось на многие страны Востока. Согласно буддийской традиции, время жизни Будды приходится на период правления магадхских царей Бимбисары и Аджаташатру (вторая половина VI — начало V в. до н. э.), однако многие исследователи буддизма склоняются к более поздним датам.

Буддизм — религиозное учение, в основе которого лежат «четыре благородные истины», открытые Буддой в момент «просветления». Началом развития своего вероучения, или «началом вращения колеса учения», буддисты считают произнесение Буддой первой проповеди в Варанаси. Четыре главных события в жизни Будды: рождение, «просветление», первую проповедь и смерть — почитают за великие события в истории мира; места, где они произошли, привлекали паломников из ближних и дальних стран.

«Дерево бодхи», под которым Будде открылась истина, — особый объект почитания; ветви дерева вывозили и высаживали в других местах, создавая новые святыни. Основной же объект почитания в буддизме — ступы.

Культура буддизма раннего периода его развития была связана главным образом с монастырской жизнью. Уход от мира и вступление в монашескую общину считалось важнейшим шагом на пути совершенствования буддиста. Буддийский монах — бхикшу — был обязан соблюдать правила монашеского поведения («виная»). Основной обязанностью буддистов-мирян была помощь общине — главным образом совершение даров. Приверженность мирянина буддизму была обусловлена принятием «трех защит»: Будды, дхармы (учения) и сангхи; эта триада получила также название «трех сокровищ».

По преданию, сразу после смерти Будды произошел Первый буддийский собор в Раджагрихе, и на нем были утверждены главные священные тексты «Трипитаки». Второй собор состоялся через сто лет, и уже тогда обнаружились расхождения среди буддистов — произошел раскол на секты. Представительные соборы созывались также при царе Ашоке и, в более позднюю эпоху, при Канишке. В первые века развития буддизма постепенно формируется и буддийская литература, о чем свидетельствуют, в частности, упоминания буддийских текстов в надписях Ашоки. Однако письменная фиксация текста буддийского канона относится к более позднему времени и произошла примерно на рубеже нашей эры, поэтому тема буддийской литературы будет рассмотрена в следующем разделе, посвященном периоду поздней древности в Индии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

В какой стране Древнего Востока возник буддизм?

+ Индия,

В какой стране Древнего Востока возводились сфинксы?

+ Египет,

В какой стране Древнего Востока построена самая мощная стена

+ Китай.

В какой стране Древнего Востока существовала клинопись?

+ Месопотамия,

В какой стране Древнего Востока находилась крупнейшая библиотека?

+ Месопотамия,

В какой стране была изобретена бумага?

+ Китай,

В какой стране возник буддизм

+Индии

В каком государстве с наибольшей силой проявился кастовый строй:

+ в Индии,

В каком древнем государстве впервые заговорили о культуре

+Древний Рим

В каком словаре впервые слово культура было записано в России

+ в карманном словаре Кириллова

В каком смысле употребляется в научной литературе понятие "вторая природа":

+ культура;

В своем классическом выражении эпоха Возрождения охватывает период:

+ 13-16 вв.,

В сочинениях и художественной литературе Средневековья большое место занимала:

+ куртуазная лирика,

+ героический эпос,

+ лирика вагантов

В структуре культуры можно выделить следующие элементы:

+религия,

+искусство,

+ философия,

В рамках марксисткой теории утверждается, что:

+ результатом материального производства является материальная культура, которая признается «первичной» по отношению к культуре духовной,

В качестве основания типологизации культур могут быть выбраны:

+ существуют различные принципы типологии культуры, т.к. сами исследовательские задачи диктуют необходимые показатели, которые выступают основанием для той или иной типологии культур.

Ведущим искусством во всем средневековье стало:

+ зодчество,

Великий русский ученый-энциклопедист 18 века, распределивший весь словарный состав славяно-российского языка по трем группам – «штилям», закрепив за каждым из них определенные литературные виды:

+ Ломоносов,

Великий итальянский поэт, которого называли "последний поэт средних веков и первый поэт нового времени", автор поэмы "Божественная комедия"

+Данте Алигьери

Вид коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива -.

+ речь,

Выберите верный вариант ответа:

+ научно-техническая революция породила целый ряд новых проблем,

Выберите правильное высказывание:

+ Наука — производительная сила общества, рационально познающая мир

Выберите правильное высказывание:

+ Катарсис — очищение через сострадание и страх.

Выберите национальные религии

+даосизм, конфуцианство, синтоизм

+индуизм, джайнизм, иудаизм

Выберите верный вариант ответа:

+ религиозный фактор иногда может приводить к распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу,

Выберите верный вариант ответа:

+ моральная регуляция отличается от правовой тем, что влияние первой определяется принципами, действующими изнутри человеческого сознания, право контролирует нижнюю границу человеческих отношений, за которой наступает ответственность перед обществом,

Выберите верный вариант ответа:

+ оба ответа верны.

Выберите верный вариант ответа:

+ религия является одной из древнейших форм духовной культуры,

Выберите художественные течения, относящиеся к модернизму:

+ фовизм,

+ сюрреализм,

Выберите правильное высказывание:

+ Кич — синоним псевдоискусства, относящегося к самым нижним пластам массовой культуры;

Выберите черты, относящиеся к культуре Древней Греции:

+ дворцы-лабиринты,

+ чернофигурная и краснофигурная роспись ваз,

+ дорический, ионический и коринфский ордер в архитектуре

Выберите черты, относящиеся к культуре Древнего Рима:

+ пантеон,

+ капитолийская волчица,

Выберите известных представителей культуры Древней Греции:

+ Софокл,

+ Фидий

Выберите общие черты древнейших цивилизаций:

+ раскол общества на классы,

+ расположение в долинах крупных рек,

Выберите памятники культуры Древней Греции:

+ Парфенон.

Выберите архитектурный шедевр Древнего Рима:

+ Колизей,

Выберите верный вариант ответа:

+ в роли обычаев может выступать проведение различных обрядов, праздников, навыков и т.д.,

Выберите определение культуры

+ духовное измерение всякой деятельности людей, в котором формируются мотивы, принципы и признаки этой деятельности

Выберите верный вариант ответа:

+ культура не является жестко фиксированным явлением и претерпевает изменения с течением времени,

Выберите характерные признаки культуры:

+ гуманистический характер,

+ деятельностный.

Выберите характерные признаки культуры:

+ всепроникающий характер,

+ ценностный характер,

+ нормативный характер

Выберите 4 типа культуры по регионально-цивилизационному методу:

+первобытный

+ранних цивилизаций

+европейский

+славянский

Выберите верный вариант ответа:

+ культура является специфически человеческой сферой деятельности,

Выберите элементы в структуре культуры:

+ материальная,

+ духовная,

+художественная

Выберите правильное высказывание:

+ Культурология — интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной жизнедеятельности людей,

Выдающийся философ, родоначальник немецкой классической философии. Его имя связывают с нравственным осознанием феномена культуры. Главной направляющей силой культуры он считал некий «нравственный закон и нравственной свободы.

+ Кант,

Выдающийся мыслитель древнего Китая,

+ Конфуций,

Выдающийся итальянский художник, архитектор, естествоиспытатель, воплотивший в себе возрожденческий идеал универсального человека. Автор полотен: «Мадонна с цветком», «Мадонна в гроте», «Джоконда», «Тайная вечеря».

+ Леонардо да Винчи,

Выдающийся русский ученый, представитель русского космизма – течения в культуре, создатель учения о ноосфере:

+ Вернадский,

Выделите периоды, относящиеся к культуре Древней Греции:

+ крито-микенская культура,

+ классика

+ архаика.

Выделите основные стили русского искусства второй половины 18 века:

+ барокко,

+ классицизм,

Выстроить в правильной последовательности периоды итальянского Возрождения

+проторенессанс, раннее, высокое, позднее

Вычеркните одно племя, не относящееся к кочевникам

+ русичи

 

Глиптика – это:

+ искусство обработки камней,

Готический стиль характеризует:

+ вертикаль,

+ ассиметрия, разнообразие фасадов

+ цветные витражи,

+ стрельчатые арки, своды, окна

Глобальные проблемы человечества связаны с ...

+ взаимодействием общества и природы,

+ взаимодействием социальных общностей людей,

 

Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, называется:

+ творчество,

Для какой культуры характерно следующее: клинопись, цилиндрические печати, крупнейшая библиотека древности?

+ Месопотамия,

Для какой культуры характерны следующие признаки: заупокойный культ, строгий традиционализм и консерватизм в искусстве, мумификация, помещение погребение статуэток, которые должны были работать за умерших?

+ Древний Египет,

Для какой культуры характерно следующее: веды ,буддизм, санскрит, ступа, Махабхарата?

+ Древняя Индия.

Для какой древней культуры характерны амфитеатры, термы, триумфальные арки и колонны?

+ Древний Рим.

Древнегреческий историк, «отец истории»:

+ Геродот,

Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, называется:

+ творчество,

Для какой культуры характерно следующее: клинопись, цилиндрические печати, крупнейшая библиотека древности?

+ Месопотамия,

Для какой культуры характерны следующие признаки: заупокойный культ, строгий традиционализм и консерватизм в искусстве, мумификация, помещение погребение статуэток, которые должны были работать за умерших?

+ Древний Египет,

Для какой культуры характерно следующее: веды ,буддизм, санскрит, ступа, Махабхарата?

+ Древняя Индия.

Для какой древней культуры характерны амфитеатры, термы, триумфальные арки и колонны?

+ Древний Рим.

Древнегреческий историк, «отец истории»:

+ Геродот,

Жизнь людей отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме:

+ художественных образов,

 

Иероглиф – это:

+ древний рисунчатый знак египетского письма,

Изначальным элементом любой религии является:

+ вера,

Читайте также:

lektsia.com

Буддизм в Японии. История религий Востока

Буддизм в Японии

Проникнув в Японию в середине VI в., учение Будды оказалось оружием в острой политической борьбе знатных родов за власть. Уже к концу VI в. эта борьба была выиграна теми, кто сделал ставку на буддизм. Буддизм распространился в Японии в форме Махаяны и немало сделал для становления и упрочения там развитой культуры и государственности. Принеся с собой не только индийскую философскую мысль и буддийскую метафизику, но также и традиции китайской цивилизации (буддизм пришел в основном через Китай), учение Будды способствовало оформлению в Японии административно-бюрократической иерархии и некоторых принципиальных основ системы этики и права. Заслуживает внимания, что в этой сфере не было сделано акцента, как то было в Китае, на безусловный авторитет мудрости древних и на ничтожность отдельной личности перед мнением и традицией коллектива в целом. Напротив, уже в «Законе 17 статей», опубликованном в 604 г., содержалась статья десятая, из которой явствовало, что у каждого человека могут быть свои мнения и убеждения, представления о правильном и мудром, хотя при этом все-таки следует действовать, сообразуясь с волей большинства. В этой статье как бы в зародыше видны важные отличия, предопределившие – вместе с рядом других факторов – иную внутреннюю структуру и иные политические судьбы Японии по сравнению с Китаем, чьей цивилизации она столь многим обязана.

Иными словами, в рамках древнеяпонской цивилизации буддийские нормы, даже подвергшиеся китаизации и конфуциани-зации, оказались более крепкими, и именно они сыграли существенную роль в сложении основ японской культуры. Уже с VIII в. влияние буддизма стало определяющим и в политической жизни страны, чему способствовал институт инке, согласно которому император еще при жизни обязан был отречься в пользу наследника и, став монахом, управлять страной в качестве регента.

Быстро росло количество буддийских храмов: в 623 г. их стало, по данным хроники Нихонги, 46. В конце VII в. был издан специальный указ об установлении алтарей и изображений будд во всех официальных учреждениях. В середине VIII в. было принято решение о строительстве гигантского храма Тодайдзи в столице Нара, причем центральное место в храме заняла 16-метровая фигура будды Вайрочана, золото для покрытия которой собирали по всей Японии. Буддийские храмы стали исчисляться тысячами. В Японии нашли свою вторую родину многие школы-секты буддизма, в том числе и не уцелевшие либо пришедшие в упадок на материке.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древняя философия Востока (буддизм, конфуцианство, даосизм).

Поиск Лекций

Под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются: - Размытость границ между философским и религиозным дискурсами. - Ярко выраженный иррационализм. - Интровертность мышления. - Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании. Классическую форму древневосточная мысль обрела в Индии и КитаеВ основе специфики восточной философии лежит своеобразие Востока как типа культуры. Особенности восточного мышления - Оно более интровертно, чем западное мышление. - Оно скорее эмоционально-образное, чем логическое. - Разум понимается более широко, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила. - Для восточного мышления не характерен антропоцентризм. Религия и философия в Древней Индии Восток неоднороден по своему составу и, несмотря на наличие общих существенных признаков, представлен цивилизациями и культурами, которые часто не просто различаются, а враждебно противостоят друг другу. Свои особенные черты имеет и древнеиндийская цивилизация. Это, прежде всего: - Жесткая кастовая социальная структура. - Интеллектуальная и религиозная пассивность людей. - Интровертный характер религиозности - Приоритет иррационального над рациональным. Цивилизация древней Индии сложилась в результате синтеза культуры местных народов и культуры пришельцев с Севера - ариев. Именно арийская экспансия сыграла выдающуюся роль в становлении философии и религии в Индии. В истории индийской философии выделяют три периода: - Ведийский (1500-500 гг. до н.э.). - Классический (500 г. до н.э. - 1000 г. н.э.). - Индуистский (с 1000 года н.э.). Буддизм Буддизм является великой религией и философией Востока. Он возник в противовес засилью и элитарности брахманизма. Дальнейшая судьба буддизма интересна тем, что он не прижился у себя на родине, а распространился, в основном, по Юго-Восточной Азии и Дальнему Востоку. Появление буддизма окутано мистической тайной, но исследователи полагают, что существовала Четыре священные истины жизни: - Страдания правят миром. - Причиной страданий является сама жизнь с её страстями и желаниями. - Уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану. - Существует путь, посредством которого можно избавиться от страданий и достичь нирваны. Сущность учения Будды Жизнь есть страдание. Это страдание происходит из жажды бытия, наслаждений, созидания, власти и т.д. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - значит избавиться от страданий. За этим лежит полной освобождение, нирвана. Развивая своё учение, Будда разработал подробный, восьмиступенчатый путь, метод избавления от страданий и приближения к нирване. Вот ступени этого пути: 1. Праведная вера. 2. Истинная решимость. 3. Праведная речь. 4. Праведные дела. 5. Праведная жизнь. 6. Праведная мысль. 7. Праведные помыслы. 8. Истинное созерцание. Основы философии буддизма Согласно буддизму, человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, однако эти ощущения не являются его субъективной данностью, а есть следствие волнения дхарм - частиц мироздания. Дхарма (закон) - это нечто похожее на атомы-монады духовного начала Пуруши в Упанишадах. Жизнь есть проявление безначального волнения дхарм. Успокоить свои дхармы - значит взять свою жизнь в свои руки и тем самым добиться цели, достичь состояния Будды, погрузиться в нирвану. Буддизм, так же как и предшествующие ему философские системы Индии, выдвигает на первый план карму человека - совокупность его добрых и злых поступков. Хорошая карма существенно приближает человека к нирване. Но больше всего шансов попасть туда у монахов, отказавшихся от всего мирского и сосредоточившихся на духовной жизни. Среди монахов выделялись так называемые "архаты", совсем близко подошедшие к состояниям Будды и нирваны. Простым верующим буддистам было трудно вести такую праведную жизнь в силу чисто житейских обстоятельств. Поэтому буддизм через некоторое время выработал две формы: Хинаяна - узкий путь к спасению. Это, по сути, учение монахов, ограниченное рамками этого сословия; Махаяна - широкий путь к спасению. Эта форма и получила наибольшее распространение. Возникнув в Индии, буддизм там не прижился и распространился вовне, в Юго-Восточную Азию. Но внутри Индии буддизм, равно как и джайнизм, сыграл важную роль в критике брахманизма и подготовил почву для возникновения индуизма - религии и философии современных индусов. Философско-религиозные системы Древнего Китая Хотя Китай, как и Индия, является восточной цивилизацией, такой же древней, между китайцами и индусами существуют большие различия как в образе жизни, так и в стиле мышления. Прежде всего, эти различия касаются статуса рациональности. Китайцы очень рационалистичны в образе жизни и своих философских построениях. Если для индийской философии был характерен однозначный уклон в духовность, ориентация на общение с Абсолютом и - как идеал - слияние с ним, то для китайцев такое отношение к жизни чуждо. Их можно назвать даже прагматиками, поскольку они предпочитали земное решение своих проблем. И философско-религиозные построения в древнем Китае также носили более конкретный, чем у индусов, характер. Трезво и рационально мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над тайнами бытия и проблемами жизни и смерти, но зато всегда видел перед собой эталон добродетели, которому и стремился подражать. Китаец очень ценил материальную оболочку своей жизни, то есть собственно сами радости жизни. Общепризнанными пророками и святыми в Китае считали тех, кто учил жить достойно. Этически ориентированный рационализм был доминантой, определяющей социально-семейные нормы жизни китайцев. Китай в устах европейцев получил название "Поднебесной империи" из-за того мистически-божественного значения, которое придавалось Небу. Китайское Небо - это высшая духовная абстрактная всеобщность, управляющая всем, что находится под ней. Особенностью Китая является и то, что в его официальных религиях не было профессиональных жрецов по типу индийских. Функцию жрецов в конфуцианстве выполняли чиновники и учёные, пользующиеся наибольшим уважением в обществе.Эти особенности сыграли важную роль в становлении основ традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, а строгий рационализм и государственная польза, умеренность, воспитанность, отказ от личного в пользу общественного обусловили особенности китайского мировоззрения и образа жизни. Главные черты древнекитайской философииКонфуцианство- Утилитарность и практическая направленность философских построений. - Отсутствие строгого категориального каркаса. - Доминирование этической проблематики. Китайская ментальность складывалась в течение тысячелетий, однако главную роль в систематизации древнекитайского мировоззрения сыграло учение Конфуция. Конфуцианство стало основной религией и философией в древнем Китае. Конфуцианство. Это учение неотделимо от личности Конфуция - реальной исторической личности, жившей в 551- 479 годах до нашей эры. Китай во времена Конфуция переживал трудный период внутренних междоусобиц, политической и социальной нестабильности. Для преодоления кризиса требовались новые идеи и идеалы. Конфуций предложил обратиться к опыту предков, использовать их моральный авторитет и героические дела. Он выступил с критикой своего времени и, противопоставляя ему века минувшие, выдвинул свой вариант совершенного человека - цзюнь-цзы. Учение Конфуция о совершенном человеке. Этот идеальный человек, сконструированный Конфуцием, должен обладать двумя фундаментальными характеристиками: гуманностью (жэнь) и чувством долга (и). Гуманность включает в себя такие качества, как скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям. В реальности этот идеал гуманности почти недостижим. Чувство долга - это моральные обязательства, которые гуманный человек налагает на себя сам. Оно продиктовано внутренней убеждённостью, что поступать следует именно так, а не иначе. В понятие "чувства долга" включались такие добродетели, как стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать мудрость предков. Совершенный человек, обладающий набором вышеперечисленных свойств, - это честный и искренний человек, прямодушный и бесстрашный, внимательный в речах и осторожный в делах. Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, материальному комфорту. Он посвящает себя служению высоким идеалам и поиску истины. Социально-политический идеал Конфуция. На основе учения о совершенном человеке Конфуций создает модель идеального социально-политического устройства. Высшей целью социального порядка является благо народа. Именно оно стоит на первом месте, а после него Конфуций помещает божество и лишь после этого - монарха. Другой важной составляющей социального порядка является строгое повиновение старшим, почтительное к ним отношение. Государство - это большая семья, а семья - это малое государство. Государство должно иметь чёткую структуру, где каждому отведено своё место: один повинуется, другой управляет. Критерий принадлежности к сословию управляющих - не знатность происхождения, а образованность. Каждый китаец должен стремиться стать конфуцианцем. Этой цели посвящена система образования и воспитания. Особое место отводилось обучению чтению и письму, что нелегко в китайской письменности. Но статус образованного человека в Китае был очень высоким. Из других механизмов, регулирующих повседневную жизнь китайцев, следует отметить принцип сыновней почтительности - "сяо" - который можно считать конкретизацией принципа почитания предков. Быть почтительным сыном обязан каждый человек, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо в том, чтобы служить родителям в соответствии с правилами, которые изложены в книге "Ли-цзи". Сын обязан угождать родителям, быть готовым на всё, чтобы обеспечить их здоровье, питание, кров и т.д. В китайской литературе есть сборник примеров сыновней почтительности "24 примера сяо", в котором приводятся немыслимые с точки зрения европейца примеры: бедняк продаёт своего сына, чтобы прокормить голодную мать; восьмилетний мальчик в летние ночи не отгоняет от себя комаров - пусть они жалят его, а не родителей. Именно благодаря такому принципу в Китае высок авторитет семьи. Благодаря простым и понятным людям идеям, а также из-за своей прагматичности, конфуцианство стало со временем государственной философией и религией Китая. Даосизм

Рационализм и формализм конфуцианства и легизма не всем были по нраву в Китае. Низы китайского общества, жившие в интимной близости с природой, нуждались в отдушине от чрезмерности рациональных постулатов конфуцианства. Роль этой отдушины сыграл даосизм. Он возник в чжоуском Китае одновременно с учением Конфуция в качестве самостоятельной философской системы. Основателем даосизма считается древнекитайский философ Лао-Цзы. Легенды повествуют о его чудесном рождении: мать вынашивала его несколько десятков лет и он родился с седыми волосами. Его имя переводится как "старик". Основы даосизма содержаться в труде Лао-Цзы: " Дао дэ цзин". Основы философии даосизма Центральное понятие даосизма - "Дао - выступает в качестве всеобъемлющего мировоззренческого понятия. Дао - первоначало всего существующего и происходящего в мире, а также универсальный закон мироздания. В Дао всё сущее находит не только своё начало, но и свой конец, завершение. Дао первично даже по отношению к Богу. Оно имеет двойственный характер и проявляется как: - Дао, обладающее именем. - Дао безымянное. Второе Дао обладает такими свойствами, как бесконечность, невидимость, бестелесность, неизменность. Дао, обладающее именем, напротив, делимо, состоит из мельчайших частиц (ци), каждая из которых содержит образы вещей. Оно связано с первым Дао. В основе всего лежит Дао, которое первично. Его можно уподобить небытию, поскольку оно не имеет имени. Назвав его, мы превращаем его в бытие. Бытие - это Дао, имеющее имя. Даосизм развил учение о гармонии, которая состоит в единстве "инь" и "янь". Гармония вещей состоит в том, что они заключают в себе противоположности и в том, что они переходят в противоположное себе благодаря максимальному возрастанию одной из противоположных сторон. Двум Дао соответствует два вида знания. Знание безымянного Дао обладает статусом, оно мистично: знание есть молчание. Такое знание доступно не всем, а лишь избранным, мудрецам. Дао в конечной форме - это мир вещей, опирающийся на Дао, имеющее имя. У даосов имеется свой этический идеал, который они противопоставляли конфуцианскому этическому идеалу. Этот идеал называется "Шэн-жень" - совершенно-мудрый. Даосы отвергали такие качества, как человеколюбие, справедливость, сыновью почтительность, считая их простыми внешними церемониями, не имеющими духовной подоплёки. Только человек, обладающий дэ, считается нравственным. Свой идеал социального устройства даосы видели в патриархальном образе жизни. Нужно возвратиться к истокам, к неиспорченному знаниями и предписаниями состоянию. Чем невежественнее народ, тем им лучше управлять. Даосы известны также как алхимики, астрологи, геоманты и медики. Они считали, что тело человека есть особый микрокосм, который нужно уподобить макрокосму. Можно достичь человеческого бессмертия, следуя определённым предписаниям и употребляя определённую пищу. Большое значение в достижении бессмертия отводилось правильному дыханию. Даосские монахи пытались создать эликсир бессмертия. Эти попытки оказались тщетными, однако способствовали открытиям в области фармацевтики. Считая человека микрокосмом, даосы внимательно следили за небом, движением светил, их расположением, связывая это с индивидуальной судьбой человека. Они создали геомантию - оккультную дисциплину о сложной системе взаимодействий между космическими и земными силами и символами. Даосизм занимал маргинальное положение в Китае, уступая первенствующую роль конфуцианству. Его отношения с официальной системой китайского общества были вполне нейтральными, однако в кризисные времена отмечался приток в ряды даосов со стороны простых китайцев. Даосизм более мистичен, он предлагает систему хранения и передачи знаний. Эту роль выполняли и выполняют сейчас монахи - даосы.



poisk-ru.ru