Воспитание и образование детей в Древней Руси. Детские в древней руси


Как на Руси давали детям имена? / Малютка

Листопад, Кисель, Сорока, Сахар, Друган, Чулок – думаете, это обычные существительные? А вот и нет: еще в самом недалеком (по историческим меркам) прошлом вы бы могли всерьез рассматривать их как имя для своего будущего малыша.Картина Алексея Ивановича Корзухина «Возвращение из города» В Древней Руси очень серьезно относились к именам. Считалось, что имя, данное при рождении, влияет на дальнейшую судьбу человека. Кстати, некоторые восточные религии и сейчас полностью разделяют это мнение. До принятия христианства восточные славяне (предки русских, белорусов и украинцев) использовали только личные имена, а вот после Крещения Руси каждый ребенок обретал еще и крестильное имя. Но традиции язычества были крепки – в широком употреблении еще долго оставались имена-прозвища, которые нередко вытесняли имя, данное по святцам.

«Сложились судьбы всех детей по-разному, но имя тоже освещало путь»

По какому же принципу наши предки выбирали имена своим наследникам? Мог сыграть свою роль любой из следующих факторов. – По тем жизненным обстоятельствам, при которых ребенок появился на свет. Например, Ждан – это долгожданный ребенок, Вторак и Третьяк – соответственно, второй и третий в семействе, Любава – любимая родителями. По схожим причинам нередко возникали и имена с негативным оттенком – например, Неждан или Ненаш. – По отличительным признакам характера, которые чадо ярко проявляет – Смеяна, Забава, Будияко, Шумило, Бессон. Кстати, даже самые «резкие», на наш взгляд, имена, вовсе не обязательно имели отрицательный смысл. Так, Бессон – это недремлющий и всегда бодрый. От подобных имен впоследствии произошло большое количество распространенных фамилий, таких, как Бессоновы, Шумейко, или Смеховы. – Мальчики нередко получали имена в зависимости от времени, и даже от погоды, во время которой они родились. Так появились Суббота и Мороз. А еще наши предки нередко использовали славянские названия месяцев года: так, апрель – Березень, май – Травень, Август – Зарев и т.д. – Были и сложные имена, в которых родители «зашифровывали» свои пожелания. Самые распространенными элементами таких имен были -слав («славный»), -мир («большой»), и -волод («владеющий», «богатый»). Очень показателен пример имени Ярослав, что означает «яркий», «сильный», «славный своей жизненной силой». Существует и другой вариант перевода – «яр» («сильный», «энергичный», «горячий») + «слав» («слава»). Впоследствии христианская церковь приняла и канонизировала это языческое имя. – Существовали и, наоборот, неблагозвучные имена – дань суевериям. Некоторые верили, что стоит назвать малыша Некрасом, Нелюбом, Неустроем, Злобой или Тугариным, как все болезни и несчастья отступят, а злые духи «не заинтересуются» чадом. Иногда даже производили такой обряд: родственники по мужской линии выносили Милаву или Златослава из избы, а возвращали уже «Сорокой» или «Гнилозубом». И приговаривали: мол, свой, любимый, ребенок выброшен, а его место занял другой, никому не нужный. – Еще имена давали, сообразуясь с профессией отца – Дуло или Шуба, его общественным положением – Барышник или Кузнец, национальностью – Карел или Чудин или просто выбирались «слова силы» – Гроза или Правда. Детям давали также имена языческих богов и богинь – Лада, Ярило и т.д. Среди имен, прочно прижившихся в древней Руси, можно встретить немало заимствованных. Например, варяги, пришедшие в страну в IX веке, обогатили лексикон такими именами как Рюрик («слава» + «сила»), Олег («святой»), Игорь («молодой»). Вообще «чисто славянских» имен сейчас используется не так уж много. В их числе – Глеб, Всеволод, Владимир, Святослав, Ярослав, Ярополк, Изяслав, Ростислав, Мстислав и некоторые другие. Считается, что такой выбор удачен для ребенка, ведь их носили исторические персонажи, известные своими деяниями, и эти имена были впоследствии включены в святцы.

«Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на Небесах»

После того, как страна приняла православие в Х веке н.э., наши предки, во время официальной церемонии крещения, стали получать крестильные имена. Так, инициатор Крещения Руси, князь Владимир Святославич (один из прообразов былинного персонажа князя Владимира Красно Солнышко), получил имя Василий. Его сыновья – Борис и Глеб – получили имена Роман и Давид. А его бабушка княгиня Ольга (считающаяся первой русской христианкой), была наречена Еленой. Как раз в те времена в церкви начинает складываться ономастикон – это набор имен, которые можно давать человеку при крещении. Имя тому или иному младенцу выбирал сам священник по святцам. Это были, как сейчас принято говорить, календарные имена, так как давались они по церковным календарям. Согласно догме, таким образом новорожденный сразу же приобретал своего небесного покровителя – потому что в эти списки вносились только имена святых. Это могли быть имена древнееврейского происхождения, например, Анна и Яков, греческие – Федор и Екатерина, или латинские – Юлий, Галина и даже сирийские и египетские. Постепенно к именам иностранного происхождения начали добавляться и старославянские имена, обладатели которых были канонизированы церковью: например, Святослав, Вячеслав и Ольга. Поначалу список крестильных имен был не слишком разнообразен (например, Иван – Иоанн встречается в святцах 170 раз). И наши предки, чтоб выделить своих детей из огромного числа других, продолжали по доброй старой традиции давать им «мирские» имена или прозвища. При этом они охотно использовали привычные языческие имена, но, как правило, в уменьшительной форме. Например, до XVII очень популярными именами были Добрыня или Добрила (от Доброслава). Такие имена постоянно использовались в повседневной жизни и ни у кого не вызывали вопросов. Но уже на рубеже XVII века в связи с коренными преобразованиями в государстве, этот обычай начал уходить в прошлое. И имена вроде Длинная Сабля, Кречет, Щука, Кольцо или Истома стали восприниматься именно как прозвища, не более того.

Что в имени тебе моем?

До Октябрьского переворота 1917 года официальное имя человеку могла давать только церковь, однако сразу после этого события все ограничения были сняты, и воображение граждан СССР разыгралось не на шутку. Очень скоро родились маленькие Кимы (Коммунистический Интернационал Молодежи), Донары (дочь народа), Вилены и Владлены (от «Владимир Ильич Ленин»), появились и другие «чудесные» девчачьи имена, такие как Сталина, Индустриализация и Энергия, подрастали Трудомиры (труд+мир), Тракторы, и даже Военморы (мальчики, названные в честь военно-морского флота). Этот список можно продолжать еще долго. Чудили наши сограждане и в перестройку – причем самым безобидным и частым именем для новорожденных девочек становилось Мария (в честь героини латиноамериканского культового сериала). Нет-нет, да и сейчас некоторые родители пытаются блеснуть своей креативностью. Например, в прошлом году в одной только Москве родились Принцесса Даниэлла, Заря-Заряница, Ангел Мария, Алеша-Каприна, а еще – Будда-Александр, Христамрирадос, Дмитрий-Аметист, Матвей-Радуга, Ярослав-Лютобор и даже Каспер Ненаглядный.

malyutka.net

Как называли детей в Древней Руси, и что означали эти имена

Когда появляется на свет младенец, родители при выборе его имени руководствуются разными умозаключениями. Одни дают имя деда или бабушки, другие интересуются значением, а третьи просто подбирают красивое по звучанию. Но есть и те, кто переживает о влиянии имени на судьбу ребенка.

Оказывается, таким образом давали имена и наши далекие предки. И не всякое имя у них было приемлемым, а некоторых они вообще избегали.

С глубокой древности

В старину детей называли двояко. Одно имя было известно всем окружающим. Второе же считалось настоящим и хранилось родителями втайне. Особенно боялись говорить свое имя незнакомым людям из опасения, что те могут нанести вред. Его заменяли прозвищами – Невежда, Бедность, Неуч. От этих прозвищ произошли и некоторые фамилии. Теперь становится понятным их происхождение.

А еще считалось опасным, чтобы в семействе одно и то же имя носили два человека. Боялись, что с одним из них могло случиться несчастье, потому что с именем связан ангел, охраняющий человека. И он не мог охранять обоих.

В эпоху христианства

Когда со славянских земель на смену язычеству пришла христианская вера, детям перестали давать имена, связанные с божествами, как, например, Велес и Лада. Привычные славянские имена менялись во время обряда крещения. Из известных личностей на Руси поменяли имена князь Владимир Красное Солнышко (ставший Василием), княгиня Ольга (Елена), Борис и Глеб (Роман и Давид).

Меняли на Руси и имена приемных детей. Считалось, что, давая ребенку новое имя, оставляют в прошлом родовое проклятье. А дарят ему новое и более счастливое будущее.

На христианской Руси появилась традиция давать ребенку имя святого, в день чествования которого он родился. Но некоторые не спешили давать новорожденному имя того, кто умер мученической смертью. Считалось, что и его могла постигнуть подобная судьба. Хотя такие поверья не были распространены повсеместно.

А вот что касалось имен родственников, которые недавно умерли, то ими называть детей очень боялись. Особенно это касалось тех, кто умер неестественной смертью. Еще опасались давать имена людей с несчастливой судьбой, пьяниц или слабоумных. На слуху были рассказы о том, как людей, названных в честь погибших родственников, постигала та же судьба.

  1. Японский замок Мацумото и его загадочная история
  2. Существовали ли монголо-татары и куда они делись?
  3. Самый дорогой манускрипт Леонардо да Винчи – «Лестерский кодекс»

Вообще, что касается чужих имен, то всегда считалось за лучшее давать новое имя, чем то, которое уже принадлежало кому-то из знакомых. Люди были суеверны и боялись повторения чьей-то судьбы.

istorichka.online

Детская одежда в Древней Руси

Одежда русских крестьян была очень практична в изготовлении и носке, как и всякая традиционная одежда. В то же время каждая деталь русского костюма имела мифологическое обоснование и объяснение — например, почему используется тот или иной цвет, форма, размер. А особенности кроя, украшения и выбор материала сообщали о социальном статусе и имущественном положении носившего костюм. В социальном плане ребенок в русской деревне считался существом незрелым, то есть не имеющим прав и обязанностей взрослого члена общины, до момента вступления в брак. Поэтому одежда детей заметно отличалась от одежды взрослых - и тем сильнее, чем младше был ребенок.

Одежда младенцев

При рождении ребенок получал свою самую первую собственную вещь - пояс. Пояс надевался сразу после обрезания пуповины, прямо под пеленки - на голое тело. Символически это понималось как защита от сглаза и злых духов, необходимая ребенку до крещения, потому что пояс образует вокруг тела круг - древнейший защитный символ. Младенческий пояс мог быть просто шерстяной нитью, которую мать выпряла во время беременности. Носить его следовало до тех пор, пока ребенок не начинал ходить. Пеленки же изготовлялись из старой одежды родителей, причем для девочки - из рубахи матери, а для мальчика - из рубахи отца. Это означало продолжение и поддержание той связи, которая была у матери с плодом во время беременности.

 

Нужно отметить, что для крестильной рубашечки требования были особые: холст брался обязательно новый, и рубашечка украшалась цветными детальками и (если позволял достаток семьи) золотым шитьем. Правда, обычная вышивка не допускалась, потому как несла языческую символику. Крестильные рубашечки хранились в семье, но по наследству не передавались.

Одежда малышей

Когда ребенок начинал ходить, ему шили длинную (до колен или середины икры) белую, не украшенную ничем рубаху - конечно же, подпоясаную. В таких рубахах ходили и мальчики, и девочки лет до 6-7.Никакой другой одежды у детей не было: ни штанов у мальчиков, ни юбок-сарафанов у девочек. Детские рубахи шились или перешивались из старой одежды родителей или старших сестер-братьев. С практической стороны удобство такой одежды для маленького ребенка очевидно (особенно при отсутствии памперсов). Символически же белая, без вышивок и оторочек рубаха трактовалась как знак того, что ребенок (точнее, его душа) только недавно пришел на землю из Ирия (Рая), и еще не успел “запачкаться” грехами земной жизни.

Верхней (уличной) одежды у детей этого возраста также не было. Если малышу нужно было зимой перебежать из избы в избу поиграть с друзьями, то он просто накидывал полушубок старших сестер-братьев, на ножки надевал их валенки, и в таком виде перебирался через улицу.

Одежда отроков

По достижении ребенком 7-8 лет он переходил в другую возрастную и социальную категорию - из младенцев в отроки. Отроками считались дети до 14-15 лет. Одежда в этом возрасте приобретала половые различия. Мальчики получали порты (штаны) и картузы. Девочки начинали носить более длинные (до щиколотки) и уже украшенные рубахи. Кроме того, они получали первые бусы, которые тоже являлись оберегом — все тот же круг, как и пояс. Также в этом возрасте девочкам протыкали уши и дарили первые серьги. В качестве верхней одежды девочки и мальчики получали балахоны (мы бы сейчас определили балахон как легкий плащ-пыльник из белого холста или пестрядины).

 

Одежда молодежи

В 15 лет человек считался созревшим для вступления в брак. Одежда молодежи брачного возраста своей пышностью, сложностью и обилием модных деталей отражала избыток жизненной энергии, которым, как считалось, должен обладать молодой человек или девушка, чтобы продолжить род.

Парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи. Рубахи шились из дорогого и модного материала: фабричного кумача или даже шелка. Штаны парней делались из молескина (фабричная хлопчатобумажная ткань с легким начесом), дорогого сукна, а то и плиса (также хлопчатобумажная ткань, но имитирующая бархат). Пояса становились широкими, яркими и украшенными символами плодородия.

Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое : в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).

Кроме того, молодые парни обязаны были включать в свой костюм различные «модные» (читай — городские) детали: жилетки, тросточки, зонтики, «спинжаки с карманАми», часы с цепочками (а иногда и просто цепочки). Шляпы парней были также городскими, а после договоренности о свадьбе их надлежало украшать лентами и искусственными цветами (шляпа, в отличие от картуза, символизировала зрелость и готовность к браку).

Парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи. Рубахи шились из дорогого и модного материала : фабричного кумача или даже шелка. Штаны парней делались из молескина (фабричная хлопчатобумажная ткань с легким начесом), дорогого сукна, а то и плиса (также хлопчатобумажная ткань, но имитирующая бархат). Пояса становились широкими, яркими и украшенными символами плодородия.

Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое: в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).

Кроме того, молодые парни обязаны были включать в свой костюм различные «модные» (читай — городские) детали: жилетки, тросточки, зонтики, «спинжаки с карманАми», часы с цепочками (а иногда и просто цепочки). Шляпы парней были также городскими, а после договоренности о свадьбе их надлежало украшать лентами и искусственными цветами (шляпа, в отличие от картуза, символизировала зрелость и готовность к браку).

Текст отсюда:http://malyutka.net/2017/06/kak-odevali-detey-na-rusi.html

Фото из интернета

subscribe.ru

Воспитание и образование детей в Древней Руси

Воспитание и образование детей в Древней Руси

Т. М. Савельева,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»,

направление статьи: образование

Педагогическая мысль и школа древней Руси зародилась при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним. Идеалы и программа воспитания черпались из «житий святых», поучений и проповедей.

Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей.

Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь Святого Ильи на Подоле в Киеве. Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче  в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств.

Школа, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т. е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существование к тому времени элементарного обучения.

Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием («учили чести»). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Они обучали чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. Сначала учили писать и произносить буквы, потом - читать молитвы по Псалтырю.

За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догматам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям.

Религиозно-нравственное воздействие сочеталось с элементарным обучением - большая часть училищ находилась при приходских храмах.

Связь между образованием и церковью все более укреплялась. Грамота по-прежнему изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги, чтению и письму обучали, как и раньше, по Псалтыри, Часослову, Евангелию. Формировалось представление о том, что школа есть "церковный угол".

В монастырях можно было получить широкое по тем временам образование. Конечно, акцент традиционно делался не столько на усвоении суммы знаний, сколько на нравственно-религиозном воспитании, духовном самосовершенствовании.

Жизнь школ была религиозно-церковной. Обязательно соблюдались все посты, праздники, весь день сопровождался молитвами. В школах основательно изучали церковный устав, церковное чтение, пение, Священное писание, к этому добавлялось изучение греческого и латинского языков и «семи свободных искусств», трактовавшихся с позиций православия.

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям». «Поучение» требует воспитания любви к Богу и страха Божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу.

Главным же очагом воспитания и обучения для всех сословий в Древней Руси была семья. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития.

В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием.

Выражение «семья – малая Церковь» мы встречаем на страницах Священного Писания. В разговоре о Церкви мы почти всегда употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем «отцом», «батюшкой», себя считаем «духовными детьми» своего духовника. Что же так роднит понятия Церкви и семьи?

Церковь – это объединение, единство людей в Боге. И христианскую семью важно понимать как «малую Церковь», то есть единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать примерами христианской жизни и веры.

В настоящее время, в отличие от времен Древней Руси, ценность семьи и брака уступила место свободным отношениям. Но постепенное осознание того, что семья является основой общества, повернуло государственную политику в сфере образования и социальной жизни на укрепление семьи. Однако духовная основа семейных отношений по мере закрытия храмов и воздействия атеистической идеологии постепенно исчезла. Укреплять семью, строить отношения полов можно только на психологической основе, что и выразилось во введении в средних школах курсов психологии семейных отношений. И здесь не ведется речь о сексуальном воспитании, учащихся готовят к семейной жизни на психологическом уровне, за счет уменьшения межличностных конфликтов.

Таким образом, мы можем говорить о том, что во времена Древней Руси центром обучения детей была именно церковь, а религия определяла основы образования и воспитания.

infourok.ru

По каким признакам давали детям эти имена в древней Руси????

Древнерусские (языческие) имена-прозвания представляют особый интерес. Они раскрывают богатства русского народного языка, показывают широту фантазии, наблюдательность и сметливость русского человека, его доброту и общительность, порой грубоватую простоту и язвительность, когда дело касается нравственных пороков или физических недостатков. Древнерусские имена-прозвания разнообразны, например, числовые: Первак, Первой, Вторак, Третьяк, Четвертак, Четвертуня, Пятак, Пятуня; отсюда и фамилии Четвертаков, Третьяк, Третьяков, Семак, Семаков. Имена были популярны данные по цвету волос, кожи: Черныш, Черняй, Чернавка, Бел, Беляй, Беляк, Белуха. Имена присваивались и по другим признакам – росту, телосложению: Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Клоп, Малыш, Малюта, Малой, Малуша, Заяц, Губа, Беспалой, голова, Головач, Лобан, Пузейка, Жмуренок, Пузо. Были имена, которые присваивались в зависимости от характера и поведения ребенка: Бессон, Булгак (Беспокойный) , Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна, Смирной, Ворона (Разиня) . В некоторых именах отличалась желанность или нежелание появления ребенка в семье и другие обстоятельства: Бажен, Голуба, Любим, Любава, Ждан, Неждан, Чаян, Нечай, Милава, Поздей, Поспел, Хотен, Дурак, Дубина, Негодяй. Некоторые имена давались по времени рождения: Вешняк, Зима, Мороз (Зимой) . Были и другие имена, входящие к древним поверьям. Это “плохие имена”, которые якобы отвращали болезни, смерть, злых духов: Гряин, Немил, Некрас, Нелюба, Неустрой, Злоба, Старой, Тугарин (туга – печаль) . По именам можно было узнать соседей, с которыми жили русские: Козарин (хазарин) , Чудин (из финно-угорского племени Чудь) , Карел, Татарин. По общественному положению: Князь, Барышник, Кузнец. Другие: Блоха, Гроза, Правда. По названию ремесел, число которых в Древней Руси было очень много: Дуло, Ложка, Шуба. Были и такие, которые давались вне зависимости от смысла.

Умник-умный, Любим-красивый, Миляй-милый, Молчан-молчаливый, Кудряш-кудрявый, Одинец-один в семье, Весняк-родившийся весной, Забава-забавная, Красава-красивая, Снежанна-родилась зимой, Горслава-славная, Малуша-маленькая

touch.otvet.mail.ru