по истории культуры древнего мира. История культура древнего мира


Культура древнего мира

Культура древнего мира

1. Происхождение и эволюция храмовых комплексов древнего Египта

Египтяне считали, что создание любого храма на земле является воплощением формы некого идеального храма, существовавшего в их представлении так же реально ощутимо, как и его конкретное воспроизведение. Это идеальный храм, или, вернее, его архетип, существовал до начала времён, и сущность построенного двойника была эквивалентна ему.

Свидетельством тому может служить надпись в храме Хора в Эдфу, где от лица бога говорится: «Они заложили мой дом как работу древности и моё святилище как работу предшественников». В этом же храме имеются так называемые «Строительные тексты», раскрывающие смысл древних традиций, согласно которым реальный храм был воздвигнут словом творца и конструкция его является повторением прахрама.

Когда в древнеегипетских текстах речь идёт о происхождении храма, реальная дата его сооружения не принимается во внимание. Возникновение храма уподоблялось рождению мира, а священный прахолм Бен-бен представлялся как некий прахрам. Египетский храм, согласно текстам, возник в том месте, где бог впервые открыл себя.

Планировка храма приписывалась главным богам, которые оказывали магическое покровительство в деле его сооружения. Иногда планировка даже подражала определённому древнему образцу, что легко можно было сделать, поскольку рукописи с описанием святилищ имелись в храмовых архивах.

Среди рукописей храмовых библиотек существовала особая «Книга основания храмов богам первой Девятки», которую якобы написал обожествлённый впоследствии знаменитый зодчий и мудрец Древнего царства Имхотеп. Книга эта, по легенде, была унесена на небо, «когда боги покинули землю», но была сброшена с неба Имхотепом и найдена к северу от Мемфиса. Надпись на птолемеевском храме в Эдфу, например, указывает, что общий план здания храма был сделан именно по предписаниям данной книги.

Церемонию закладки храма египтяне воспринимали как повторение рождения мира, созидательного акта бога-творца. Посредством ритуала не люди, но боги возводят святилище, не мастера, но духи украшают его росписями и драгоценными материалами. Лишь только после выполнения всего комплекса необходимых магических действий божество, которому посвящалась обитель, может войти в своё культовое изображение и ниспослать благодать Вселенной.

Египетская архитектура была многоплановой, её характерной чертой при определении пространства и объёма была галерея (коридор). Даже внутренние дворики были, скорее, расширением и продолжением галерей, чем композиционными центральными местами планировки здания, площадками дальнейшего распределения или сбора. Крытыми колонными галереями эти дворики были окружены со всех сторон довольно редко. Двери комнат и помещений также иногда выходили во двор. Большие колонные дворы и залы были галерейного типа, об этом свидетельствует направление укладки балок и направленность настенной росписи на опорах.

Расположение и смежность отдельных помещений соответствуют этой галерейной планировке, обычно она была линейной. Внутренние комнаты и помещения следовали одно за другим в одном направлении и вдоль одной оси. В архитектуре храмовых сооружений, начиная со святилища, комнаты и залы становились всё более просторными, высота потолков возрастала, увеличивался объём помещений. Здание раскрывалось подобно цветку растения. При строительстве пирамид египтяне пользовались противоположной концепцией: конец погребального пути - пирамида - возвышалась над всеми остальными элементами архитектурного ансамбля. Редкое исключение представляет центральная планировка сооружения. Она встречается только лишь в гробницах Древнего царства (архаичный период) и в святилищах и храмах римских времён.

Внешние формы построек были очень простыми: прямосторонние и наклонные призмы и пирамиды. Встречались постройки, имевшие только внутренние объёмы (они были очень незначительными), как, например, скальные храмы и гробницы. Эти сооружения не имели своей отдельной массы. Были строения, которые не имели своих внутренних объёмов (или же они были очень маленькими), среди них: пирамиды, фасадные башни и пилоны при входе в храм, а также стелы, которые стояли отдельно и служили вертикальным акцентом архитектурного комплекса или композиции.

Истоки храмовой архитектуры древнего Египта берут начало в додинастической эпохе, в то время когда на территорию будущего Египта пришли первые поселенцы.

Период Нового Царства состоял из нескольких крупных этапов, характеризующих сложные пути развития культуры этого времени. Около XVIIв. до н.э. В эпоху Нового царства храмовая архитектура поражает своей пышностью и грандиозностью. Египет был завоеван гиксосами - пришельцами из Передней Азии, спустя столетие иноземные завоеватели были изгнаны, а Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами, превратившими Египет в наиболее могущественную державу середины II тысячелетия до н.э.

Египту была подвластна огромная территория, в том числе частично Передняя Азия и Нубия. Столицей вновь становятся Фивы, где ведется колоссальное строительство. Основное храмовое строительство посвящается заупокойному культу и богу Амону. Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким прямоугольным планом. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену впечатлений у многочисленных участников торжественных религиозных процессий. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм. Аллея сфинксов приводила к входу - каменному пилону - грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посередине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами.

В Фивах были возведены колоссальные посвященные богу Амону Ра храмовые ансамбли Карнака и Луксора. В данном строение впервые была введена в архитектуру колоннада двора. Завершающим звеном ансамбля Карнака был грандиозный (103х52м) Гипостильный зал (XIV - XIII вв. до н.э.), сооруженный зодчими Иупа и Хатиаи. Он представлял собой целый лес мощных колонн. Центральный, более высокий ряд колонн, пропускал солнечный свет, который постепенно поглощался сумраком боковых рядов. Колонны Карнака и Луксора имели мощные капители и уподоблялись гигантским цветам лотоса и папируса, воспроизводя каменный лес, где человек чувствовал себя былинкой.

В то же время благодаря теплому золотистому тону, нежным краскам росписей, красоте рельефов, египетсткие храмы Нового царства не производили ощущения гнетущей мощи камня.

Новый характер приобрели гробницы царей и заупокойные храмы. Гробницы фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а храмы возводились на равнине у подножия гор. Заупокойный храм царицы Хатшепсут (начало XV в.до н.э.), выстроенный близ Фив, в Дейр-эль-Бахри, в той же долине, что и храм Ментухотепов, представлял собой грандиозный ансамбль, состоящий из трех колоссальных террас, объединенных пологими пандусами. Постепенно поднимаясь, храм врастает в толщу скал. Мерный ритм колонн и столбов, окружающих каждую террасу, находит отзвук в изумительной красоте пустынной и дикой природы, дополнившей творение Сенмута - строителя этого ансамбля. Рельефы стен храма царицы Хатшепсут повествуют о путешествиях, иноземных послах, ладьях, пускающихся в плаванье.

Женские статуи и портреты частных лиц становятся более пластичными, мягкими по проработанности объемов. В живописи мастера Нового царства также искали более смелого и сложного изображения окружающего мира. Быт знати, охоты, пиры, выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась композиция, разнообразнее стали движения фигур, колорит обогатился сиреневыми, розовыми оттенками. В раскраску фигур вводится золотисто-розовый цвет. Женщины в прозрачных одеждах представлены танцующими и музицирующими. (Роспись гробницы Нахта в Фивах, конец XVв.до н.э.).

ИСКУССТВО АМАРНЫ - вершина развития египетского реалистического искусства. В начале XIV века до н.э. фараон Аменхотеп IV провел религиозную реформу. Единым божеством было провозглашено вместо символа солнца Амона-Ра само солнце - Атон. Фараон назвал себя Эхнатоном - "Духом Атона". Столица была перенесена из Фив в Ахетатон (современная Тель-эль-Амарна), возведенный заново местными мастерами. Лучшие произведения амарнского периода отличаются проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. Лучшее, что было создано в этот период - скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Солнечный диск бога Атона повсюду простирает к ним свои лучи, благословляя их любовь и деяния. Портрет Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка (нач.XIVв.до н.э., Берлин) стал своего рода олицетворением современного Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством точеных черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок. Утвердившиеся новые идеалы в искусстве вскоре превращаются в своеобразные каноны, порождая определенную манеру. После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Юный преемник Эхнатона Тутанхамон вернулся в Фивы. Роскошь его погребения была призвана показать истинность старых религиозных устоев. Инкрустированные саркофаги Тутанхамона из литого золота с перегородчатой эмалью, воспроизводящие прекрасный лик юного царя, поражают мастерством обработки материала, совершенством пластики. В XIV-XIв.в. до н.э. завоевательные войны способствовали новому притоку богатств в Египет. Помимо Гипостильного зала в Карнаке были созданы заупокойные вырубленные в скалах храмы. Таков храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), целиком вырубленный в скалах. Фасад его представлял собой гигантский пилон, перед которым возвышались 20 метровые статуи сидящих фараонов, наделенные портретными чертами Рамсеса II. Стены храмов по-прежнему покрывались рельефами и росписями. Рельеф из Мемфиса "Плакальщики" (XIVв.до н.э., Москва) пронизан беспокойным ритмом, выраженным в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху. Последний расцвет древнеегипетского искусства в период объединения под властью саисских фараонов (VII в. до н.э.) характеризуется появлением холодного изысканного стиля. Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустацией золотом, нарядны, но лишены внутреннего тепла амарнских портретов. С завоеваниями Александра Македонского в 332 г.до н.э. начался эллинистический период. В 30 г. до н.э. Египет стал провинцией Римской Империи.

2. Древняя Греция в эпоху бронзы

Первый этап истории Древней Греции связан с возникновением, расцветом и падением раннеклассового общества и первых государственных образований Греции (2 тысячелетие до нашей эры) для исторического Крита и Ахейской Греции характеризуется зарождением и развитием раннеклассовых государственных образований, по своему характеру и структуре очень напоминает древневосточные. На острове Крите, где первоначально проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции. История Древнего Крита III-II тысячелетие до нашей эры (Минойская цивилизация) подразделяется на 3 периода. Раннеминойский (XXX-XXIII века до н.э.) характеризуется господством доклассовых родовых отношений, задатками ремесел, становлением обмена и развитием мореплавания. Среднеминойский период (период «старых» или «ранних» дворцов) - это время XXII-XVIII века до н.э. - происходит формирование раннегосударственного образования в разных уголках острова. Появляются монументальные дворцовые комплексы в ряде регионов Крита, возникают различные социальные группы, появляются ранние формы письменности. Позднеминойский период (период «новых» дворцов) XVII-XII века до н.э. - это было время расцвета минойской цивилизации и культуры, объединяется Крит, создается морская держава царя Миноса, размах торговли в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства. Природная катастрофа середины XV века до н.э. стала причиной упадка Минойской цивилизации и позволила ахейцам Балканской Греции легко завоевать ослабленные критские государственные образования и включить Крит в круг развития ахейских государств XV-XII веков.

Долгое время представление о цивилизации ахейской Греции носили легендарно-мифологический характер. Однако, во второй половине XIX века появился исследователь, сумевший опровергнуть это мнение, и доказавший, что «Илиада» и «Одиссея» имеют фактические основания и корни этих произведений лежат в реальной истории.

Генрих Шлиман, с детства мечтавший посетить места, где развертывались события Троянской войны, профессионально занимался коммерцией, и добившись больших успехов на этом поприще, обладая полной материальной независимостью, решает круто изменить свою судьбу, и заняться наукой. В Дрездене он изучает философию, литературу, филологию. После этого он посещает сначала остров Итаку, полуостров Пелопоннес, а затем направляется на поиски легендарной Трои. Используя в качестве путеводителя бессмертное произведение Гомера, он выбирает место своей будущей работы - холм Гиссарлык в Малой Адии. Получив от турецкого правительства разрешение о проведении работ, Генрих Шлиман в 1870 году приступает к раскопкам. Всего он раскопал 7 наслоений со следами архитектурных остатков и различным инвентарем. Трою, описанную Гомером, он отнес ко второму снизу слою, считая, что среди археологических напластований она должна находиться как можно глубже. Однако, это стало роковой ошибкой исследователя. Как показали дальнейшие работы ,осуществленные уже после смерти Шлимана, гомерская Троя находилась значительно выше, в тех археологических слоях, которые азартный Шлиман безнадежно испортил. Исследователь же, посчитав, что самый ранний слой Трои 1 никак нельзя идентифицировать с гомеровской Троей, решил, что следующий слой Трои (Т2) вполне может быть городом Приама и Гектора. Уверенности в этом археологу прибавила сенсационная находка богатейшего клада, т.н., дворца Приама. На самом же деле, он жестоко ошибался, «Клад Приама» принадлежал троянскому владыке, жившему почти за тысячу лет до событий Троянской войны. Сам того не желая, Шлиман открыл одну из археологических культур периода раннего бронзового века, куда более древнюю, чем гомеровская Троя. К 30м годам XX века удалось установить, что холм Гиссарлых состоит не из 7ми, а из 9ти археологических слоев, и гомеровскую Трою следует считать слой Т7, вернее первый период существования этого города (Т7а). Т7 возникла на развалинах Т6, когда части ее населения, избежавшие гибели в ходе грандиозного землетрясения, отстроили новый город, скоро погибший от пожара в XIII веке до н.э. Именно этот город является городом Приама и Гектора.

Артуру Эвансу - первооткрывателю минойской цивилизации, удалось замкнуть тот круг исследований, который начал еще Шлиман. Следствием этого стало появление в науке общего названия исторической эпохи Греции в III-II тысячелетиях до н.э. - Крито-минойский период. В 1893 году британский археолог Артур Эванс купил несколько молочно-белых камней у гречанок, носивших их как амулеты. Его заинтересовали процарапанные на них иероглифы, которые он не мог прочесть ни один ученый. Выяснив, что это камни с Крита, он перебирается туда и обходит остров, собирая образцы того, что он считал древней критской письменностью. В 1895 году он купил часть, а в 1900 - остаток земли, который Шлиман отождествлял с Киоссом. За 9 недель той весны, лихорадочно со 150 рабочими он извлек из-под земли драгоценное сокровище современной исторической науки - дворец Миноса. Ничто, известное нам из античности, не может сравниться с этой громадной, изощренной постройкой. Комплекс взаимосвязанных архитектурных сооружений занимал около 16000 м. Дворец состоит из нескольких этажей. Некоторые насчитывают три-четыре этажа, но большинство ученых полагают, что в основном дворец был двухэтажным. Этажи были связаны лестничными переходами, поддерживаемыми колоннами, которые расширялись к верху. В центре находился большой двор, вокруг которого группировались многочисленные помещения. Они располагались в таком причудливом порядке, и имели такой запутанный план, что Эванс сравнил их с огромным лабиринтом. И заявил, что открыл Дворец легендарного Миноса. Помещения отделялись друг от друга двориками, служившими одновременно свет. Колодцами. Сохранились многие подвалы дворца. Дворцовые комнаты имели различное назначение: караульные, мастеровые, винодавильни, кладовые, канцелярии, помещения для слуг, спальни, гостиные. В Кн. Дворце были обнаружены водопровод, ванные комнаты, канализационные стоки. Канализационная система превосходила все сооружения этого рода, известные нам в древности. В каменных трубопроводах собирали воду, стекавшую с холмов или падающая с неба, направляли ее по шахтам в ванные и уборные, израсходовавшую воду поглощали терракотовые трубы. Есть основания считать, что здесь была горячая и холодная вода. Неплохо была продумана система вентиляции и освещения. Дворцовый комплекс включал часовню, тюрьму, «тронный зал» и «зал двойного топора». Поблизости размещался театр, царская усадьба и кладбище. Особого внимания заслуживает Тронный зал, где в глубине покоев напротив изящно украшенной стены находился каменный трон легендарного Миноса. Центральный участок пола Тронной залы был покрыт красной штукатуркой. Рядом располагался бассейн для совершения очистительных обрядов, к которому вели ступени. Потолок зала поддерживали 3 утолщающиеся к верху колонны. По обе стороны от трона вдоль стен находились гипсовые скамейки. В некоторых дворцовых помещениях в более или менее не поврежденном виде стенная живопись - фрески. Сюжеты этих фресок очень разнообразны: сцены мирной жизни, праздничные процессии, религиозные обряды, акробатические игры, приручение быков. Необычайно реалистичны пейзажи и изображения животных: море, в котором плавают рыбы, сады, тучи, кошка, охотящаяся за птицами, куропатки, львы, быки, зайцы. Особой изящностью знамениты придворные дамы в голубых платьях. Интересна фреска, изображающая воина, который стоит перед бородатым военачальником с пером на голове. Великолепны росписи на стенах «Тронного зала», пострадавшие меньше других. Одним из наиболее значительных произведений стенной живописи княжеского дворца является фреска, украшающая стены «коридора процессий».

Она, вероятно, состоит из двух рядов изображений, из которых сохранился только нижний, шествие девушек и юношей с сосудами, и, по-видимому, музыкальный инструмент. Стены «южных прописей» украшает фреска, известная под названием «Носители кувшинов». На ней изображены юноши, несущие серебряные ритоны. Эти две фрески тематически связаны друг с другом. Комнаты княжеского дворца были украшены многочисленными вазами и статуэтками, гигантскими каменными амфорами и урнами, вещицами из слоновой кости, фаянса и бронзы. О значении религиозного культа свидетельствует святилище с колоннами на центральном дворе, расположенном к югу от дворов, изящная храмовая гробница, где из склепа с колоннами можно попасть в погребальную камеру, дает основание предположить, что в каком-то виде практиковался и культ умерших правителей.

Т. к. Крит беден металлами и совершенно лишен мрамора, создатели кн. Дворца строили из известняка и гипса, используя древесину для актаблементов, крыш и всех колонн верхних этажей. По всей видимости, этот хаотически раскинувшийся дворец и есть знаменитый лабиринт, или, «Святилище двойного топора», возведение которого древние приписывали Дедалу. Особенно интересен тот факт, что эта грандиозная постройка не имела оборонительных сооружений. Находки в Кн. Дворце иноземных предметов и украшений убедили Эванса в том, что его обладатели очень часто путешествовали и торговали с заморскими странами. Только цивилизация, издавна знакомая с порядком и богатством, праздностью и вкусом, могла понимать и творить такую красоту.

Самой сенсационной находкой в Кн. Дворце стали почти 2000 глиняных табличек со значками неизвестного науке письма. Это письмо было названо линейным. Первоначально критяне, как и многие народы древности, передавали отдельные понятия сложными рисунками. Это письмо называется пиктографическим, или рисунчатым. Уже к XVIII веку до н.э. ему на смену приходит линейное письмо. Каждый знак в виде линии означает слог - линейное слоговое письмо. Число памятников, записанных этим видом письма сравнительно невелико - надписи на печатях, различных предметах, пломбах, сосудах, глиняных табличек. Примерно каждый третий знак этого письма явно развился из пиктограмм, но происхождение остальных неизвестно. Знаки писались слева направо, из них расшифрованы лишь те, что обозначали числа. Они свидетельствуют, что минейцы пользовались десятичной системой: 1 изображались вертикальной черточкой, 10 - точкой, а позже - горизонтальной чертой, 100 кружком, 1000 - кружком с четырьмя короткими выступающими черточками, а дробь - знаком L. В науке это письмо получило определение линейного письма А. На первых порах оно использовалось одновременно с рисунком, но затем постепенно вытеснило его. Наиболее поздние подписи линейного письма А относятся к XV веку до н.э. Затем на смену ему приходит письмо Б, широко используемое ахейцами Балканской Греции после гибели Минейской цивилизации. В научных трудах до сих пор дискутируется вопрос о том, на каком языке написаны тексты линейного письма А. Точно то, что язык этой формы письменности не является индоевропейским (в отличие от древнегреческого). Скорее всего это язык исконных жителей Крита и некоторых других регионов Средиземноморья. Установлено твердо лишь то, что таблички, написанные линейным письмом А, являются документами хозяйственной отчетности. В 1936 году в Лондоне на юбилейной археологической выставке, организованной по случаю 50-летия британской археологической школы, с докладом о минейских древностях выступил прославленный А.Эванс. Мог ли он предположить, что среди внимательных слушателей находится будущий дешифровчик загадочных рукописей? Юный Майк Вентрис, столь жадно внимавший научным выкладкам Эванса, еще с детства проявил незаурядные способности к изучению языков. С юных лет зная польский, изучив немецкий, французский, латинский, греческий и шведский, он и не помышлял о профессорской карьере ученого-филолога и лингвиста. Интерес к древним письменам был для Майка своеобразным хобби, которое со временем превратилось в настоящую профессию. И, начавшаяся вторая мировая война не прервала этих занятий. Еще Эванс подразделил линейное письмо на линейное письмо А и Б (модификация линейного письма А, но более поздняя). Таблички с линейным письмом Б были найдены не только на Крите, но и на материке Греции, где господствовали ахейцы. Не греческое ли в своем основании линейное письмо Б? Как только Вентрис обнаружил в текстах ряд греческих слов, и даже сумел перевести несколько фраз, он утвердился в своих предположениях. В своей работе Вентрис нуждался в профессиональном совете. Тогда к нему присоединился известный лингвист, профессор Кембриджского университета, Джон Чэдуик. Так сложился этот знаменитый дуэт - Вентрис-Чэдуик. Вместе в 1953 году они опубликовали в научном журнале итог их совместной деятельности. Время доказало правильность их выводов. Язык линейного письма действительно греческий. Ахейцы материковой Греции, заселившие остров Крит, после падения минейской державы, говорили на греческом. Таким образом, ахейцы, которых знал Гомер, явились одной из волн греков-переселенцев, заселивших остров Крит во втором тысячелетии до нашей эры. Несомненно, дешифровка линейного письма Б стала поворотным пунктом в изучении истории Древней Греции второго тысячелетия до нашей эры. Однако таблички с линейным письмом А пока еще таинственный трактат.

Одной из еще не раскрытых загадок является Фестский диск, обнаруженный в 1908 году во время работ итальянских археологов во дворце в Фесте. Считается, что он относится ко второй половине XVIII века до н.э. Это круг из обожженной глины диаметром около 16 см. На лицевой и оборотной сторонах с помощью штемпеля выдавлены различные рисунки - знаки, расположенные по спирали. Всего на диске 242 знака, скомпонованных по отдельным группам. Значение этих идеограмм интерпретировать несложно - бегущий мужчина, рыба, корабль и др. Употребление различных меток и пиктограмм в третьем тысячелетии до нашей эры засвидетельствовано во многих местах. Первоначально - это геометрические узоры. Но на Крите уже в XXV-XXIII веках до н.э. на печатях стали вырезать фигурки людей и животных, что свидетельствует о развитии пиктографических знаков в идеографические, когда рисунок передает уже вполне определенное понятие.

Рис. 1 - Некоторые знаки минойского пиктографического письма (П), минойского письма (А) и микенского письма (Б), иллюстрирующие центральную роль минойского письма в развитии письменности

микенский письмо минос дворец

Моавский и халкидийский алфавиты (М и Х) произошли от финикийскою алфавита.

Рис. 2 - Реконструкция плана парадных залов дворца ок. 1550-1400 гг.

Примером подобных писем и служит Фестский диск. Попытка расшифровать его текст пока остается безуспешной. Тип письма Фестского диска не связан с минойским письмом. Судя по характеру знаков, этим письмом пользовались народы воинов и мореплавателей, так как некоторые из них изображают корабли, лук, шлем и круглый щит. Возможно это письмо происходит с Эгейских островов или с побережья малой Азии. Язык Фестского диска не греческий, но, вероятнее всего принадлежит доэлленийским средиземноморским племенам. Шансы для дешифровки Фестского диска могут появиться только тогда, когда в распоряжении ученых будет аналогичный вид письма из региона Эгеиды.

Список использованной литературы

1.Замаровский В. Их величества пирамиды./ 2-е изд. Пер. со словацкого О.М. Малевича. Послесл. Н.С. Петровского, И.А. Стучевского. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986.

2.Искусство Древнего Востока / В. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева. Под общ. ред. И. Кацнельсона. - М.: Искусство, 1976. - С.223.

.Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. - Л.-М.: Искусство, 1961.

.Померанцева Н.А. Искусство древнего Египта // Малая история искусств. - М.: Искусство, 1976.

.Солкин В.В. Египет: Вселенная фараонов. - М.: Алетейа, Новый Акрополь, 2001.

.Шмелёв И.П. Золото древнего Египта / Оформление автора. - М.: ИМА-ПРЕСС.,1990.

.Новиков, Селиванов, Стрелков Древняя Греция: Учеб для Вузов.

.Немировский История Древнего мира. Античность: Учеб. для вузов Дюрант Вилл Жизнь Греции.

.Пич С., Миллард Э. Иллюстрированная мировая история. Греки ергеев История Древней Греции.

.Всемирная история. У истоков цивилизации. Бронзовый век.

.Хаммонд. Н. История древней Греции.

Теги: Культура древнего мира  Контрольная работа  КультурологияПросмотров: 21583Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Культура древнего мира

diplomba.ru

по истории культуры древнего мира — МегаЛекции

для студентов I курса заочного отделения

исторического факультета

 

 

Сыктывкар 2002

 

 

Утверждено на заседании учебно-методической комиссии

исторического факультета СыктГУ

21 июня 2002 г. (протокол № 5).

 

 

Кучеренко Л.П., Павлов А.А., Филимонов В.А.

ДРЕВНИЙ ВОСТОК. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ДРЕВНИЙ РИМ.

Учебно-методический комплекс для студентов I курса заочного отделения

исторического факультета. Сыктывкар, 2002. 70 с.

 

 

© Л.П.Кучеренко, А.А.Павлов, В.А.Филимонов, 2002

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

Учебно-методический комплекс составлен с целью оказания помощи студентам заочного отделения исторического факультета в изучении истории древнего мира. Он определяет объем, основное содержание курса, последовательность работы над ним. Комплекс содержит методические указания по всем видам учебной работы и списки основных методических источников, научной и учебной литературы по истории древнего мира.

Работа над курсом в рамках учебного процесса проходит в течение трех сессий. Во время установочной сессии (октябрь) читаются обзорные лекции и проводятся практические занятия по истории древнего Востока, начинается начитка курса по истории культуры древнего мира. Под руководством преподавателя студенты выбирают монографии для написания контрольной работы и тему курсовой работы. По всем видам работы они могут получить консультацию. Контрольная работа должна быть представлена не менее чем за две недели до начала экзаменационной сессии. В противном случае, студент к экзамену не допускается. Над курсовой работой студенты работают в течение года и представляют ее до начала весенней сессии.

На зимней сессии (декабрь) читаются обзорные лекции и проводятся практические занятия по истории древней Греции, завершается чтение курса лекций по истории культуры древнего мира. В эту сессию студенты сдают зачет по истории культуры древнего мира и экзамены по истории древнего Востока и истории древней Греции.

Во время весенней сессии (май) читаются обзорные лекции, проводятся практические занятия и сдается экзамен по истории древнего Рима.

 

КРАТКАЯ ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННых КУРСОВ

ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

 

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

Введение

 

Понятие «история Древнего Востока». Географические и хронологические рамки. Наиболее характерные регионы.

Основные пути политогенеза. Древневосточное общество: экономическая, социальная, политическая характеристика; его отличия от античного общества.

Источники по истории Древнего Востока.

Изучение истории стран Древнего Востока в западноевропейской и отечественной историографии (дореволюционной, советской и постсоветской).

 

Древний Египет

 

Природные условия и географическое положение Египта. Проблема формирования египетской народности. Периодизация истории древнего Египта. Дешифровка древнеегипетской иероглифики.

Древнеегипетский вариант политогенеза.

Раннее царство. Экономическая и политическая история.

Эпоха Древнего царства. Правление III и IV династий. Экономический подъем. Политическая структура. Внешняя политика египетских фараонов в эпоху Древнего царства.

Египет в эпоху Среднего царства. Исторические события первого переходного периода. Изменения в экономике и социальной структуре. Военная политика фараонов.

Великая египетская держава эпохи Нового царства. Борьба египтян против гиксосского владычества. Внешняя политика фараонов XVIII династии и ее результаты. Характеристика экономики и социального строя в период Нового царства. Организация государственного управления. Религиозно-политическая реформа Эхнатона и ее последствия. Правление XIX и XX династий. Ослабление Египта в конце Нового царства.

Ливийско-Саисский Египет. Завоевание Египта ливийцами. Египет под властью эфиопов. Проникновение в Египет ассирийцев, возвышение Саиса и объединение Египта под властью XXVI династии. Особенности экономического и социального развития Позднего Египта. Завоевание Египта персами.

Передняя Азия

Месопотамия

 

Географическое положение страны, природные условия. Население. Периодизация древней истории Месопотамии. Дешифровка клинописи.

Важнейшие археологические культуры в конце V – VI тысячелетий до н. э.

Экономическая, политическая и культурная жизнь Шумера в первой половине III тыс. до н. э. Политическая история шумерских городов-государств. Периодизация истории Шумера. Ур в период правления I династии. Возвышение и упадок Лагаша. Реформы Уруинимгины.

Образование Аккадского государства. Внутренняя и внешняя политика Саргона и его приемников. Упадок Аккадского государства.

Шумеро-Аккадское государство в период правления III династии Ура. Крушение Шумеро-Аккадского царства.

Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонского царства. Социально-экономический и политический строй Вавилона. Законы Хаммурапи.

 

***

Периодизация истории Ассирии. Ассирия в Староассирийский период. Особенности ее экономического развития.

Усиление Ассирии в Среднеассирийсский период. Развитие социально-экономических отношений, политический строй.

Ассирия в Новоассирийский период. Активизация завоевательной политики. Временный упадок Ассирии.

Создание «мировой» Ассирийской державы. Реформы Тиглатпаласара III. Правление Саргонидов. Ассирия в период правления Ашшурбанапала. Упадок Ассирии.

 

***

Вавилония в середине II – первой половине I тыс. до н. э. Касситское завоевание. Борьба за независимость. Создание Нововавилонской державы. Внешняя политика Навуходоносора II. Экономическое и общественное развитие Вавилонии в первой половине I тыс. до н. э.

Малая Азия

Хеттское царство

Периодизация хеттской истории.

Образование Древнехеттского царства. Особенности экономического развития. Характерные черты политической организации.

Хеттское царство в Новохеттский период. Внешняя политика хеттских правителей. Экономика и социальные отношения. Упадок Хеттской державы.

Восточное Средиземноморье

 

Ранние государственные образования III – II тыс. до н. э. в Восточном Средиземноморье: Библ, Алалах, Эбла и др.

Города-государства Восточного средиземноморья во второй половине II тыс. до н. э. Угарит как типичный образец города-государства. Нашествие «народов моря».

Расцвет Финикии и Сирии в I тыс. до н. э. Развитие экономики. Финикийская торговля. Образование Тиро-Сидонского царства. Дамасское царство.

***

Палестина в I тыс. до н. э. Израильско-Иудейское царство и его распад. Социально-экономические отношения в Палестине в I тыс. до н. э. Пророческое движение.

Восточное Средиземноморье под властью Ассирийской, Нововавилонской и Персидской держав.

Иран и Средняя Азия

 

Древнейшая Мидия. Борьба мидян с ассирийкой агрессией. Образование независимого мидийского царства. Расцвет Мидийской державы.

Возвышение Персидского царства. Кир II и его завоевательная политика. Внешняя политика Камбиза. Народные восстания в Персидской державе в последней четверти VI в. до н. э. «Бехистунская надпись». Приход к власти Дария I и его реформы. Внешняя политика Дария I. Экономика и социальные отношения в Персидской державе, причины ее непрочности.

 

Древняя Индия

 

Географическое положение и природные условия. Периодизация истории древней Индии.

Древнейшая (Индская) цивилизация: Экономика и общественные отношения. Упадок Индской цивилизации и ее историческое значение.

«Ведийский период». Арии и проблема их происхождения. Уровень социально-экономического развития. Освоение долины Ганга. Причины подъема сельского хозяйства и ремесла. Социальное развитие. Система варн. Политические образования. Государства в долине Ганга и борьба между ними за политическое преобладание. Образование державы Нандов.

Поход Александра Македонского в Индию. Борьба индийцев против иноземных захватчиков. Основание династии Маурья. Внешняя, внутренняя и религиозная политика Ашоки. Ослабление общеиндийской империи.

 

Древний Китай

 

Природа и население древнего Китая. Периодизация истории.

Разложение родового строя и возникновение древних государственных образований. Проблема Ся. Экономика, общество и государство в эпоху Инь.

Возникновение государства Чжоу. Социально-экономические отношения в X – VIII вв. до н. э. Система социальных рангов, наследственные пожалования и права чжухоу. Проблема рабства.

Период «Восточного Чжоу». Рост политической раздробленности в чжоусском государстве. Вторжения кочевников. Борьба за гегемонию между царствами древнего Китая. Дальнейшее усиление политической раздробленности Китая.

Период Чжаньго. Экономические сдвиги в эпоху Чжаньго. Изменение системы землевладения и землепользования. Реформы Шан Яна в царстве Цинь и их историческое значение.

Идеологическая борьба в Китае в VI – III вв. до н. э. Конфуцианство и легизм.

Империя Цинь. Предпосылки объединения древнекитайских царств. Провозглашение империи. Цинь Шихуан и его реформы. Внешняя политика Цинь Шихуана. Обострение социально-политических противоречий и народная война в конце III в. до н. э. Свержение циньской династии.

Империя Хань в III в. до н. э. – III в. н. э. Преодоление политической раздробленности. Основание империи Хань.

Правление Ранней или Старшей династии Хань. Направленность внутренней и внешней политики ханьских императоров. Обострение социальных противоречий. Реформы Ван Мана и движение «краснобровых».

Возникновение Поздней (Младшей) Хань. Ее внутренняя политика. Внешняя политика империи. Социальные отношения в Восточной Хань. Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань.

 

история древней греции

Введение

 

Понятие «история античности».

Географическое положение и природные условия Балканской Греции и Эгейского бассейна. Население.

Периодизация древнегреческой истории. Источники по истории древней Греции.

Историография истории древней Греции: западноевропейская, отечественная дореволюционная советская и постсоветская наука об основных этапах и проблемах развития древнегреческого общества и государства.

 

История Греции II – нач. I тыс. до н. э.

 

Археологические открытия Г.Шлимана и Э.Эванса. Дешифровка линейного письма «Б».

Возникновение классового общества и государства на Крите. Периодизация истории Крита. Древнейшие царства Крита. Критская морская держава. Социально-экономические отношения. Политическое устройство.

Упадок критского могущества. Легенда об Атлантиде.

Ахейская Греция во II тыс. до н. э. Периодизация. Основные центры микенской цивилизации. Социально-экономические отношения. Международные связи ахейских греков. Преобладание Микен. Троянская война.

Переселение дорийцев, его значение для последующего развития Греции.

Греция в XI – IX вв. до н. э.

 

Поэмы Гомера как исторический источник по истории Греции XI – IX вв. до н. э. Гомеровский вопрос.

Гибель микенской цивилизации. Расселение греческих племен. Производственное освоение железа. Хозяйственный и общественный строй греков по данным гомеровских поэм. Зачатки государственной организации.

 

Архаическая Греция

 

Социально-экономическое развитие Греции в VIII–VI вв. до н. э.

Великая Греческая колонизация. Ее причины, основные направления и значение для социально-экономического развития Греции.

Ранняя греческая тирания и ее роль в формировании полисного строя, развитии рабовладельческих отношений.

Характеристика греческого полиса. Особенности полисной организации. Типы Греческих полисов.

Спарта как пример аграрного полиса. Особенности возникновения государства в Спарте. Хозяйственная жизнь. Классово-сословное деление спартанского общества. Быт и воспитание. Военная организация. Государственный строй Спарты. «Спартанский мираж» в античной и современной историографии. Образование Пелопонесского союза.

Формирование полиса в Аттике. Социально-экономическое развитие Аттики в VIII–VI вв. до н. э. Обострение социальной борьбы. Килонова смута. Законодательство Драконта. Реформы Солона. Тирания Писистрата и Писистратидов. Законодательство Клисфена и его историческое значение.

 

Классическая Греция

Греко-персидские войны. Причины и поводы греко-персидских войн. Ионийское восстание. Первое вторжение персов в Балканскую Грецию. Подготовка к решающему столкновению. Положение в Греции. Политическая борьба в Афинах. Поход Ксеркса. Разгром персов при Платеях и Микале. Изменение характера войны. Образование Делосского союза. Поражение персов при Эвримедонте. Афинская экспедиция в Египет. Каллиев мир. Причины победы греков. Историческое значение победы греков в греко-персидских войнах.

Экономика Греции в V–IV вв. до н. э. Два основных типа греческой экономики, их особенности. Экономическая политика полисов в зависимости от их типов. Сельское хозяйство. Ремесло. Торговля.

Социальная структура Греции в V–IV вв. до. н. э. Понятие «классическое рабство» и его основные особенности. Социальная структура греческого общества. Особенности классово-сословной структуры спартанского общества.

Развитие рабовладельческой демократии в Афинах. Борьба «партий». Реформы Эфиальта и Перикла. Государственный строй Афин. Внутренняя и внешняя политика Перикла. Первый Афинский морской союз. Тенденция его развития.

Пелопоннесская война. Причины и поводы войны. Архидамова война. Основные военные кампании. Ухудшение положения афинского государства. Битва при Амфиполе. Никиев мир. Второй период войны. Сицилийская экспедиция и ее последствия для афинского государства. Вмешательство Персии в греческие дела. Битва при Эгоспотамах. Заключение мирного договора.

Греция в первой половине IV в. до н. э. Последствия Пелопоннесской войны. Кризис полисной системы. Его проявления в экономической, социальной, политической и идеологической областях. Политическая нестабильность в Греции. Потеря гегемонии Спартой. Возникновение и упадок Беотийского союза. Организация Второго Афинского морского союза и его ослабление к середине IV в. до н. э.

Возвышение Македонии и установление македонской гегемонии в Греции. Природные условия, население, социально-экономический строй Македонии в V – первой половине IV вв. до н. э. Реформы Филиппа II. Политика Филиппа II в Греции. Борьба промакедонской и антимакедонской группировок в Афинах. Битва при Херонее. Коринфский конгресс.

 

Греция в эллинистический период

 

Восточный поход Александра Македонского. Причины, основные этапы и результаты похода. Борьба преемников Александра и образование новых государств. Типы эллинистических государств. Сущность эллинизма. Основные особенности эллинистической социально-экономической и политической системы.

Царство Селевкидов – типичное эллинистическое государство. Территория и население. Основные хозяйственно-географические зоны. Экономическая жизнь. Социальная структура. Государственное управление и административное устройство. Основные направления внешней политики.

Эллинистический Египет. Территория и население. Социально-экономическая структура. Особенности рабовладельческих отношений. Организация государственного управления. Внутренняя и внешняя политика Птолемеев.

Пергамское царство, его социально-экономическая структура. Взаимоотношения с соседними эллинистическими государствами.

Македония и Балканская Греция в эллинистический период. Македонское царство. Территория и население. Экономическое положение. Социальная структура. Государственное управление и характер царской власти. Внешняя политика.

Эллинистическая Спарта. Социально-политические реформы царей Агиса IV и Клеомена II. Тирания Набиса.

Разгром Римом Македонского царства и подчинение греческих полисов.

 

История Древнего Рима

Введение

 

Географические и хронологические рамки курса. Периодизация. Природные условия.

Население Италии. Основные племена и народности.

Основные типы источников.

Изучение древнеримской истории в западноевропейской, отечественной дореволюционной и советской историографии.

 

Доримская Италия и древнейший период истории Рима

 

Древнейшие культуры на территории Италии по археологическим данным. Свайные поселения. Культура террамар. Культура Виллановы. Этрурия в VIII в. до н. э. Экономика. Проблемы социально-политической структуры этрусского общества. Культура этрусков. Влияние этрусков на развитие Италии и Рима.

Греческие полисы на юге Италии и Сицилии. Влияние греческой культуры на процесс исторического развития Италии.

Древний Лациум и начало города Рима: легенды и археология. Общественный строй царского периода. Патриции и плебеи, клиенты и патроны.

Патриархальное рабство. Царская власть в Риме. Рим и этруски в VI в. до н. э. Реформы Сервия Туллия.

 

Раннереспубликанский Рим

 

Свержение царской власти и учреждение республики. Начало сословной борьбы. Причины и основные этапы этой борьбы. Учреждение трибуната. Законы Двенадцати таблиц. Законы Валерия-Горация и Канулея.

Обострение сословной борьбы патрициев и плебеев в первой половине V в. до н. э. Деятельность Манлия. Законодательство Лициния-Секстия. Отмена долгового рабства. Завершение борьбы патрициев и плебеев. Ее основные результаты.

Завоевание Римом Италии. Борьба с этрусками. Рим и латинские города. Борьба с эквами и вольсками. Разрушение Вей. Галльское вторжение. Присоединение Кампании. Латинская война. Самнитские войны. Взаимоотношения Рима с греческими городами Южной Италии. Война с Пирром.

Образование римско-италийского союза и его особенности.

Государственное устройство Рима в IV–III вв. до н. э. Римская армия и ее организация.

 

Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье

 

Рабовладельческие государства Средиземноморья в первой половине III в. до н. э. Причин столкновения Рима и Карфагена.

Первая Пуническая война. Повод войны. Начало военных действий. Битва при Милах. Экспедиция Атилия Регула. Завершающий период войны. Организация первых провинций.

Обострение социальных противоречий в римском обществе. Реформы Фламиния.

Международные отношения средиземноморских рабовладельческих держав в конце III в. до н. э. Вторая Пуническая война. Силы и планы воюющих сторон. Поход Ганнибала. Битва при Тицине и Требии. Сражение при Тразименском озере. Тактика Фабия Максима. Битва при Каннах. Вмешательство Македонии в войну Рима с Карфагеном. Завоевание Римом Сицилии. Борьба в Испании. Римская экспедиция в Африку. Результаты Второй Пунической войны.

 

Экспансия Рима в Восточном Средиземноморье. Третья Пуническая война

 

Эллинистические государства к началу II в. до н. э. Успехи римской дипломатии. Вторая македонская война и ее результаты. Сирийская война и ее последствия. Третья Македонская война. Социальная политика Рима в странах Восточного Средиземноморья.

Причины третьей Пунической войны. Падение Карфагена.

Территориальные рамки Римской державы. Римские провинции.

 

Экономика и социальная структура Рима во II – I вв. до н. э.

 

Влияние римских завоеваний на процессы социально-экономического развития Италии.

Влияние классического рабства на развитие экономики. Развитие интенсивных отраслей. Распространение рабовладельческих вилл и их структура. Появление латифундий.

Ремесла. Использование рабского труда. Оффицины. Основные отрасли производства.

Торговля. Развитие товарно-денежных отношений. Основные центры италийской торговли. Морская торговля. Товарные связи Италии с провинциями.

Уровень развития италийской экономики во II–I вв. до н. э.

Социальная структура римского общества II–I вв. до н. э. Основные социальные слои. Сложность социальных противоречий. Основные линии социальной борьбы. Обострение социальных противоречий в римском обществе в конце II–I вв. до н. э.

 

Внутренняя история Рима во II – начале I в. до н. э.

 

Последствия II Пунической войны и борьба внутри римского нобилитета в 190–180-х гг. Политические группировки и борьба между ними. Политическая борьба в середине II в. до н. э.

Первые восстания рабов в Италии. Первое восстание рабов в Сицилии.

Борьба за аграрные реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха. Программа социально-политических реформ Гая Гракха. Результаты классовой и социальной борьбы 130–120-х гг.

Закон Спурия Тория и его роль в развитии частной собственности на землю.

Югуртинская война. Нашествие кимвров и тевтонов. Военно-политические реформы Гая Мария.

Второе восстание рабов в Сицилии. Поражение восстания. Законы Апулея Сатурнина и Главция. Законопроекты Ливия Друза. Союзническая война и ее результаты. Кризис полисных структур.

Обострение социальных противоречий и падение Римской республики

Олигархическая и демократическая группировки в начале 80-х гг. Антиримское движение в восточных провинциях. Первая война с Митридатом VI Евпатором. Политическое соперничество Мария и Суллы в Риме. Сулла на Востоке. Марианский переворот в Риме. Правление Цинны. Гражданская война Италии. Диктатура Суллы. Характер диктатуры Суллы и ее оценка в современной литературе.

Социальная борьба после смерти Суллы. Популяры и оптиматы. Восстание Лепида. Квинт Серторий и его борьба против сулланцев в Испании.

Восстание Спартака. Причины, программа, ход восстания.

Причины поражения восстания. Влияние восстания на социально-политическое развитие римского общества.

Борьба политических группировок в конце 70 – нач. 60-х гг. Возвышение Помпея. Борьба с пиратами и завершение войны с Митридатом. Новые тенденции в провинциальной политике Рима.

Внутриполитическая борьба в Риме в 60-х гг. Борьба вокруг законопроекта Сервия Рулла и заговор Катилины. Политическая деятельность Цицерона.

Первый триумвират. Консульство Цезаря и его социально-политические реформы. Клодий и его политическая деятельность.

Войны Цезаря в Галлии. Политические последствия завоевания Галлии.

Римская политика на Востоке. Поход Красса и его неудача.

Распад первого триумвирата. Кризис республиканских учреждений. Гражданская война между Цезарем и Помпеем.

Диктатура Цезаря. Законодательство Цезаря. Его социальная политика. Оценка диктатуры Цезаря в современной литературе.

Гражданские войны после смерти Цезаря. Цезарианцы и республиканцы, их социальный состав. Второй триумвират. Распад республиканской партии. Усиление политической роли армии. Борьба Антония и Октавиана. Битва при Акции. Социально-политические последствия гражданских войн. Кризис полисной системы и основные причины падения римской республики.

Эпоха ранней Империи (Принципат). Правление Октавиана Августа

 

Историческая необходимость монархической системы. Политическая программа Октавиана. Законодательство Октавиана. Принципат как форма монархической власти. Социальная политика Августа. Укрепление основ рабовладения. Аграрная политика Августа. Внешняя политика Августа. Оценка принципата в современной историографии.

Экономика и социальные отношения в Римской империи эпохи Принципата

 

Экономический расцвет Средиземноморья. Распространение рабовладельческой системы классического типа в римских провинциях.

Состояние сельского хозяйства. Развитие колонатных отношений. Алиментарные учреждения.

Ремесленное производство. Расширение сырьевой базы. Технический прогресс. Основные отрасли. Организация труда.

Торговля и денежное обращение. Развитие товарного производства в сельском хозяйстве и ремесле. Основные предметы торговли. Главные торговые пути. Римские деньги. Безналичные расчеты. Купеческие объединения. Внешняя торговля Рима.

Социально-экономические отношения в римском обществе I–II вв. до н. э. Положение рабов. Рабовладельцы. Мелкие производители. Городской плебс. Вольноотпущенники. Люмпен-пролетариат.

Особенности социально-экономических противоречий в римском обществе.

 

Правление династий Юлиев-Клавдиев и Флавиев

 

Римская империя при преемниках Августа. Правление Тиберия. Калигула. Государственное управление при Клавдии. Правление Нерона. Обострение социальных противоречий. Внешняя политика Юлиев-Клавдиев.

Политический кризис и гражданская война 68–69 гг. Династия Флавиев. Экономическая политика. Расширение социальной опоры. Укрепление центральной власти. Внешняя политика.

«Золотой век» Римской Империи

 

Приход к власти династии Антонинов. Централизация и бюрократизация государственного управления. Романизация провинций.

Экономическая и социальная политика Антонинов.

Социально-политическое содержание понятия «римский мир».

Внешняя политика Антонинов. Падение Антонинов.

 

Кризис римского рабовладельческого общества и государства

 

Политический кризис и гражданская война 193–197 гг. Династия Северов. Военно-политические реформы Септимия Севера. «Сенатская реакция» при Александре Севере. Политический развал империи.

Попытка реставрации империи. Правление Аврелиана.

Кризис римской экономики в III в. Перестройка сельского хозяйства. Упадок городов и городской жизни. Сокращение ремесленного производства в городах. Сокращение обмена и торговли. Расстройство денежного обращения.

Влияние политической нестабильности на обострение социально-экономических противоречий. Повышение налогового обложения и его последствия. Социальные противоречия и формы их проявления.

Преодоление кризиса III в. Реставрация империи в конце III в.

 

Происхождение христианства и его история

 

Религиозная жизнь в Риской империи в I в. н. э. Условия и предпосылки возникновения христианства. Древнейшие христианские общины, их социальный состав.

Христианская литература I–III вв.

Сущность христианского вероучения. Проблема Иисуса Христа в современной литературе.

Развитие древнехристианских общин во II–III вв. Взаимоотношения императорской власти и христианства во II–III вв.

 

Эпоха поздней империи (Доминат)

 

Выход из кризиса III в. Социально-экономические и политические реформы Диоклетиана и Максимина. Религиозная политика Диоклетиана. Внешняя политика Диоклетиана.

Борьба за власть между преемниками Диоклетиана. Победа Константина. Развитие домината при Константине. Религиозная политика Константина. Основание Константинополя.

Стабилизация экономического положения империи в IV в. Начало варварской империи.

Юлиан Отступник, его религиозная и социальная политика. Окончательная победа христианства при его преемниках. Борьба внутри церкви. Арианство. Донатизм. Монашество и его роль. Ереси как форма социально-идеологического протеста.

Начало великого переселения народов. Варваризация римской армии. Феодосий I и его борьба за сохранение единства империи.

 

Падение Западной Римской империи

 

Распад Римской империи на Западную империю и Восточную, его причины. Различие путей их исторического развития.

Положение Западной Римской империи после смерти Феодосия. Внутренняя непрочность государства.

Великое переселение народов.

Активизация объединений германских племен на Рейне. Поход в Италию Алариха.

Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Элементы нового социально-экономического и политического устройства.

Нашествие гуннов. Каталунская битва. Попытка Майориана укрепить Империю. Свержение Ромула Августула и конец Римской империи.

Экономические и социально-политические причины падения античного общества. Значение истории древнего мира как важного этапа всемирной истории.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО

ВОСТОКА

Древний Египет

Более или менее точная датировка событий установлена лишь с эпохи Нового царства. Все даты до нашей эры.

V тыс. – Неолитические культуры (Фаюм, Таса, Бадари).

Середина – вторая половина IV тыс. – Первый додинастический (амратский) период, начало разложения родовых отношений.

XXXI – XXIX вв. – Объединение Верхнего и Нижнего Египта, Раннее царство (I–II династии).

XXVIII – XXIII вв. – Древнее царство (III – VI династии).

XXVIII в. – III династия. Строительство первой пирамиды фараона Джосера.

XVII в. – IV династия. Строительство самых больших пирамид Хуфу (Хеопса), Хафра и Менкаура.

Середина XXIII – середина XXI в. – I Переходный период (VII – X династии). Распад государства на номы. Борьба Гераклеополя и Фив за гегемонию.

Середина XXI – XVIII вв. – Среднее царство (XI – XIII династии).

XX – начало XVIII в. – XII династия, основанная Аменемхетом I. Расцвет Египта в правление Сенусерта III и Аменемхета III.

Конец XVIII – XVII вв. II Переходный период. Вторжение гиксосов. Гиксосские (XV – XVI династии).

XVI – XI вв. – Новое царство (XVIII – XX династии).

1490 – 1436 гг. – Тутмос III, его завоевательные походы.

1365 – 1348 гг. – Правление Аменхотепа IV (Эхнатона), религиозно-политические реформы.

1290 – 1224 гг. – Рамсес II (XIX династия), противоборство с хеттской державой; активное строительство храмов.

1270 – Мирный договор Рамсеса II с хеттским царем Хаттусили III.

XI – середина X в. – Позднее царство (Ливийско-Саисский Египет).

945 –722 гг. – Правление ливийских XXI – XXIII династий.

718 – 712 гг. – Реформы Бокхориса.

712 – 664 гг. – Египет под властью кушитов XXV Эфиопская династия).

671 – 655 гг. Египет под властью Ассирии.

 

664 – 525 – Возрождение Египта (XXVI Саисская династия).

525 – 332 гг. – Египет в составе Персидской державы, борьба за независимость, местные династии (XXVIII – XXX).

332 г. – Завоевание Египта Александром Македонским и начало эллинистического периода в истории страны.

Передняя Азия

Месопотамия

Датировка исторических событий до конца III тысячелетия до н. э. предположительная, со времен вавилонского царя Хаммурапи некоторые события могут быть датированы по годам. Все даты до нашей эры.

VII – V тыс. – Неолитические культуры Северной Месопотамии: Джармо, Хассуна, Халаф.

Середина V – начало IV тыс. – «убейдское тысячелетие», начало разложения родового строя.

Середина – вторая половина IV тысячелетия – Культура Урука. Формирование основ шумерской цивилизации.

Конец IV – начало III тыс. – Культура Джемдет-Наср.

Первая половина XXVIII – XXIV вв. – Раннединастический период. Образование шумерских государств-городов. Создание клинописи.

XXV в. – Возвышение Лагаша.

2318 – 2312 – Правление Уруинимгины

XXIV – XXII вв. – Месопотамия под властью Аккада. Правление Саргона и его преемников.

Конец XXII – XXI вв. – Объединение Шумера и Аккада под властью III династии Ура.

1894 – 1595 гг. – Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонской (Аморейской) династии.

1792 – 1750 гг. – Правление царя Хаммурапи. Составление законов.

1595 – ок. 1150 гг. – Правление касситской династии.

XVI – XIV вв. – расцвет государства Митанни.

XX – XVI вв. – Староассирийский период в истории Ассирии.

1813 – 1781 гг. – Правление Шамшиадада I.

XV – XI вв. – Среднеассирийский период.

XV – XIV вв. – Составление сборника ассирийских законов.

1365 – 1330 гг. – Правление Ашшурубаллита I

1115 – 1077 гг. – Правление Тиглатпаласара I.

X – VII вв. – Новоассирийский период. Ассирийская военная держава.

745 – 727 гг. – Правление Тиглатпаласара III. Реорганизация ассирийской армии.

722 – 705 гг. – Правление Саргона II.

705 – 681 гг. – Правление Синаххериба

689 г. – Захват Вавилона Ассирией.

681 – 669 гг. – Правление Асархаддона. Завоевание Египта. Расцвет ассирийской державы.

671 гг. –

669 – 627 гг. – Правление Ашшурбанапала. Составление ниневийской библиотеки.

614 г. – Взятие и разрушение Ашшура вавилоно-мидийскими войсками.

612 г. – Падение Ниневии.

609 г. – Захат Харрана. Гибель ассирийской державы.

626 – 539 гг. – Возвышение Вавилона. Нововалилонская держава.

605 – 562 гг. – Правление Навуходоносора II.

539 – Захват Вавилона персидским царем Киром II. Падение Нововавилонского царства.

 

Малая Азия

Вторая половина VII – первая половина VI тыс. – Неолитическая культура Чатал-Хююка.

XX – XVIII вв. – Торговые колонии в восточной части Малой Азии.

XVIII – XVI вв. – Древнехеттское царство.

Ок. 1650 – 1625 гг. – Правление Хаттусили I.

Ок. 1620 – 1590 гг. – Правление Мурсили I.

Ок. 1530 – 1500 гг. – Правление Телепину. Указ о престолонаследии.

Первая половина XV в. – Среднехеттское царство. Ослабление Хеттского царства.

Середина XV – начало XII вв. – Новохеттское царство. Создание великой державы.

Ок. 1380 – 1335 гг. – Правление Суппилулиумы I

Ок. 1335 – 1305 гг. – Правление Мурсили II.

1270 г. – Мирный договор между Египтом и Хеттским царством.

Начало XII в. – Вторжение «народов моря». Распад Хеттской державы.

X – VIII вв. – Расцвет Фригийского царства.

VII – VI вв. – Расцвет Лидийского царства.

547 г. – Борьба Креза с персидским царем Киром II. И захват Лидии персами.

 

Восточное Средиземноморье

VIII – VII тыс. – Земледельческо-скотоводческая культура Иерихона.

Вторая половина III тыс. – Государство Эбла.

Вторая половина II тыс. – Государство-город Угарит.

Конец XIII – начало XII в. – Нашествие «народов моря».

X – IX вв. – Расцвет Тиро-Сидонского царства.

969 – 936 гг. – Правление Ахирама (Хирама) в Тире.

X – IX вв. – Возвышение Дамасского царства.

 

* * *

XIV в. – Приход древнееврейских племен в Палестину.

X в. – Образование единого государства. Правление Давида и Соломона. Строительство храма в Иерусалиме.

IX в. – Распад древнееврейского царства на Израиль и Иудею.

VIII – VI вв. – Пророческое движение.

722 г – Падение Самарии. Разгром Израильского царства ассирийцами.

622 г. – Религиозные реформы Иосии в Иудее.

586 г. – Захват Иерусалима вавилонянами. Начало «вавилонского плена».

Вторая половина III тыс. – Редактирование древнееврейской литературы и составление ветхозаветного канона Библии.

 

Иран и Средняя Азия

Конец III – начало II тыс. – Культура Алтын-тепе.

Конец II тыс. – Расселение ираноязычных племен на территории Ирана и Средней Азии.

673 – 672 гг. – Образование независимого Мидийского царства.

625 – 584 гг. – Правление Киаксара и создание Мидийской державы.

558 – 530 гг. – Правление Кира II, основателя Персидской державы Ахеменидов.

550 г. – Захват Мидии.

547 г. – Захват Лидии.

545 – 539 гг. – Завоевания в Средней Азии.

539 г. – Покорение Вавилона.

530 – 522 гг. – Правление Камбиза II.

525 г. – Завоевание Египта.

522 – 486 гг. – Правление Дария I, административно-финансовые реформы.

499 – 449 гг. – Греко-персидские войны.

334 – 329 гг. – Греко-македонский поход на Восток и крушение державы Ахеменидов.

329 – 327 гг. – Покорение Средней Азии Александром Македонским.

305 – 250 гг. – Средняя Азия в составе державы Селевкидов.

 

Древняя Индия

V – IV тыс. – Неолитические культуры Северо-Западной Индии.

megalektsii.ru

Культура и религия Древнего мира - ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА - ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ - История

§ 12. Культура и религия Древнего мира

Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока.

Под культурой понимают лее достижения люден, плоды их деятельности. Это и орудия труда, и умение работать ими. Это и все созданное человеком — поля, города, здания, скульптуры и картины, сказания, сказки и литературные произведения, песни и танцы. В понятие «культура» входят знания людей, их обычаи, привычки, представления об устройстве мира. Религия, наука, искусство являются важнейшими частями культуры.

Культура возникла с появлением человека. Однако культура первобытные людей отличается от культуры цивилизованных народов. Одним из важнейших различит является наличие письменности, которая впервые появилась на Древнем Востоке. Шумерская и египетская системы письма возникли примерно одновременно. Они имели немало общего: знаки письменности передавали как отдельные слова, так и слоги, звуки. Учиться читать и писать приходилось много лет. Значительное влияние на развитие письменности оказал материал для письма — в Египте папирус, в Месопотамии — глина. Египетскую письменность назвали иероглифической, а шумерскую — клинописной. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у многих других пародов Передней Азии. Оригинальные системы письма сложились в Индии и Китае. Китайская иероглифическая письменность стала основой для формирования письменности Японии, Корен.

Письменность первоначально служила для записи священных гимнов в честь богов, затем стали записывать сказания о богах и древних героях. На основе этих сказаний рождалась литература. Одним из наиболее известных и древнейших литературных произведений сталосказание о Гияьгамеше. Предания об этом царе шумерского города Урука много со ген лет существовали в устной форме. Рассказ о подвигах Гильгамеша на благо родного города, о его дружбе с Энкиду, тщетных поисках бессмертия относится к вершинам мировой литературы. Древние сказания арийских племен, переселившихся в Индию. легли в основу великих поэм «Махаихирата» и "Рамаяна». Со временем сорвались произведения, героями которых являлись обычные люди.

Архитектурных памятников Древнего Востока ныне осталось очень немного. Па первом месте здесь, несомненно, находится Египет. Великие пирамиды досих пор поражают своим величием и загадочностью. В Египте сохранились также многие дворцы, храмы, гробницы. В Луксоре (Фивы) находится громадный дворец Аменхотепа III. Здесь же расположены великолепные храмы с множеством колонн в виде пучков папируса. Поражают красотой и остатки архитектурных сооружений Месопотамии. Ворота богини Иштар в Вавилоне высотой 12 м выложены синим глазурованным кирпичом и украшены изображениями животных.

Сохранились скульптурные изображения богов и людей (также больше всего в Египте). На стенах гробниц росписи и рельефы изображали сиены загробной жизни.

Египетские скульптуры и рельеф делались по определенным канонам. Например, лицо человека, локти и ноги изображались в профиль (сбоку), а глаза и плечи в фас (спереди). Фигуры богов и фараонов были по размерам больше фигур простых смертных. Глаза у всех изображали увеличенными. В эпоху фараона Эхнатона произошел отход от многих канонов. Характерные черты конкретных людей не только не скрывались, но и подчеркивались. Всемирную известность имеет бюст жены Эхнатона красавицы Нефертити.

В древневосточных государствах зарождаются научные знания. Они неразрывно связаны с хозяйственной деятельностью. Например, земледельцы должны точно знать, когда начинать сеять, а когда убирать урожай. Для этого надо уметь считать время. Время же невозможно считать без наблюдения за небесными телами Солнцем, Луной, планетами и звездами. Так родилась астрономия — наука о небесных телах. В Месопотамии сохранились сотни клинописных табличек с записями астрономических наблюдений. Жрецы научились предсказывать затмения Солнца и Луны. Многие элементы счета времени, появившиеся в Древней Месопотамии, дожили до наших дней.

Еще одной наукой, хорошо известной древним, была медицина. Здесь особенно преуспели египтяне. Благодаря изготовлению мумий было хорошо изучено строение человека. Предполагается, что в Египте существовали даже медицинские училища. Славились и врачи Древнего Китая. Они открыли методы иглоукалывания, диеты, лечебной гимнастики.

В Шумере разработали способы определения судьбы человека по его знаку зодиака, в Египте предсказывали будущее с помощью гаданий. Эти аспекты древневосточной культуры почти без изменений сохраняются до сих пор, продолжая иногда определять жизнь наших современников.

Искусство Древнего Востока неразрывно связано с религией. Во всех древневосточных государствах существовал сложный пантеон богов, каждый из которых «отвечал» за определенное природное явление или сферу человеческой деятельности. Обычно имелся главный, верховный бог. Были разработаны представления о загробной судьбе человека. Особенно большое значение этому придавали в Египте, где забота о сохранении тела умерших привела к зарождению приемов мумификации.

Развитие древневосточных обществ вело к изменениям в сфере религиозных представлений. Зарождаются первые монотеистические религии, вызванные кардинальной перестройкой представлении человека о мире и своем месте в нем. Одна из попыток утверждения такой религии связана с деятельностью египетского фараона Эхнатона. Он приказал всем своим подданным помигать бога Солнца, которого называли Атоном. Однако утвердить в Египте единобожие не удалось. Лишь религия древних евреев — иудаизм долгое время являлась единственной монотеистической религией. Однако иудаизм, подобно большинству древних верований, остался национальной религией.

Первой мировой религией стал буддизм, зародившийся в Индии в VI—V вв. до н.э. Мировые религии распространились среди разных народов. Некоторые ученые относят к мировым религиям и зороастризм, появившийся у древних индоевропейских народов Средней Азии и Ирана.

Огромную роль играли религиозные верования в истории Древней Индии. Здесь произошла эволюция ведической религии древних ариев в брахманизм, а затем в индуизм.

Оригинальные религиозно-этические учения созданы в Древнем Китае. Великий китайский мудрец Конфуции (551 — 479гг. до н.э.) проповедовал строгий, освященный традицией иерархический порядок, составляющий основу жизни общества. Старший современник Конфуция Лао Цзы стал создателем даосизма.

Особенности культуры и религиозных воззрений Дровней Греции и Древнего Рима.

Древние греки оставили глубочайший след во всех областях культуры. Достаточно сказать, что греческая письменность лежит в основе большинства современных алфавитов.

Огромное воздействие имела древнегреческая архитектура. Самым важным в любом здании, по мнению греков, являлась гармония — согласованность и стройность всех его частей. Архитекторы разработали правила строительства, определили, как должны соотноситься различные части здания, например, высота и толщина колонны с размером крыши. Эти правила называются ордерам— «порядком». Главных ордеров было два — дорический и ионический. Одни из самых красивых в мире зданий находятся в Афинах, на Акрополе. Главные храмы Акрополя — Эрехтеппн и Парфенон. В Парфеноне содержится, по преданию, тайна божественной гармонии, установленная его создателями — архитекторами Иктином и Калликратом.

 Не менее знаменита греческая скульптура. К V в. до н.э. греки научились в совершенстве изображать в скульптуре человеческое тело. Великим скульптором Эллады был афинянин Фидии. Особенно прославили его статуя Афины для Акрополя и статуя Зевса в храме города Олимпии. В Афинах был славен также род скульпторов Праксителей. Одному из Праксителей принадлежит статуя богини любви Афродиты, в Которую юноши влюблялись как в сивую девушку.

В Древней Греции из празднеств в честь Диониса зародился театр. До сих пор на сценах всего мира идут трагедии Эсхила, Софокла. Еврипида и комедии Аристофана. В своих произведениях они поднимали вечные темы, волнующие люден и тысячелетия спустя. Греческая литература представлена также великими поэмами легендарного Гомера «Илиада» и «Одиссея», философскими поэмами Гесиода, лирикой Сафо, Пиндара и др. Древняя Греция стала родиной философии. Основы представлений об общих закономерностях мира заложеныФалесом, Гераклитом, Пифагором, Демокритом, Сократом, Платоном, Аристотелем. Греки же стали родоначальниками многих других паук. Гак, Геродота называют «отцом истории», поскольку в его сочинения впервые поставлен вопрос о закономерностях исторического развития. Дело Геродота продолжили Фукидид и другие историки.

Еще одним вкладом греков в мировую культуру стали Олимпийские игры — спортивные состязания, проводившиеся раз в года 1з честь царя богов Зевса в городе Олимпия.

Культура Греции оказала колоссальное влияние на культуру древнего Рима. Римляне, долгое время бывшие учениками Греков, позднее сами достигли больших высот в этой сфере.

Среди римских поэтов особое место занимали Лукреций Кар, автор философской поэмы «О природе вещей» Катулл, крупнейший мастер римской поэзии. Одним из первых произведений, написанных на латинском языке прозой, стал труд Катона «о сельском хозяйстве». Наиболее выдающимся писателем I в. до н.э. был Варрон. «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Цезаря являются отчетами о войнах и в то же время ярким образцом римской художественной прозы.

Приближенный первого римского императора Октавиана Августа Меценат опекал талантливых поэтов своего времени. Именно тогда творили великие римские поэты Вергилий и Гораций. По желанию Августа Вергилий написал поэму «Энеида», которую считают вершиной латинской поэзии. Гораций был автором нескольких сборников песен — од. В этот же период жил поэт Овидий, мастер любовной лирики. Одним из видных писателей II в, до н.э. был Апулей. Славу ему принес роман «Метаморфозы, иди Золотой осел».

Величайшего мастерства достигли римляне все знания скульптурных портретов. Они стремились не только точно изобразить человека, но и показать его внутренним мир.

Сохранившаяся римская архитектура относится в основном к периоду империи. Амфитеатр в Риме — Колизей смещал около 50 тыс. зрителей. На площадях воздвигались триумфальные арки и конные статуи. Особенно величествен был римский форум Траяна, храм «всем богам» — Пантеон.

Римляне достигли больших успехов во многих науках, в том числе в исторической. Яркими представителями этой науки были Полибип, Тит Ливии, Корнелий Тацит. В римское время создал свои знаменитые «Параллельные жизнеописания» грек Плутарх. Религиозные представления древних греков и римлян были сходными. Они поклонялись многим богам, олицетворявшим различные силы природы, покровительствующим различным видам деятельности людей. Боги были неразрывно связаны с природой и людьми. Главные боги, по мнению греков, жили на горе Олимп, поэтому их религию называют олимпийской. Римляне относились к религии очень практично, поэтому они могли поклоняться и богам других народов, если те приносили им удачу. Так, в первые века нашей эры в Риме распространялся культ восточных богов.

В I в. н.э. на востоке Римской империи возникло новое вероучение — христианство. Оно сложилось как течение в иудаизме, но распространение его связано с глубоким кризисом прежних представлений о мире. Христианство признает лишь одного Бога, который является абсолютным властелином и творцом мира. Этот Бог отделен от мира и от человека. Сам человек создан по образу и подобию Бога и является венцом остального мира. Подобное учение свидетельствовало об окончательном отрыве человека от природы и отделения индивидуума от коллектива. Христианство стало мировой религией. В отличие от иудаизма оно обещало спасение всем людям независимо от национальности и социального происхождения.

Первоначально христианство было верой бедняков, рабов. Римские власти преследовали христиан. Однако их ряды росли. Они объединялись в общины во главе с епископами. Объединение всех общин называлось христианской церковью. Этим же словом обозначали храмы христиан. Ко второй половине III в. христианство превратилось в мощную силу, христиан было много среди воинов, крещение принимали и состоятельные люди, чиновники. В конце IV в. христианство стало государственной религией Римской империи.

С самого начала в христианстве возникло множество течений, представители которых вели яростную борьбу между собой. Так, споры вызывало учение о Троице. Бог представляется христианам в виде единства Бога Отца, Бога Сына (Христа) и Бога Святого Духа. Все три лица Троицы равны и едины. Этот догмат вошел в Символ веры - краткий свод вероучения, принятый на Первом Вселенском соборе в городе Никея в 325 г. Однако борьба внутри христианской церкви продолжалась и после Никейского собора.

Вопросы и задания

1. Каковы современные взгляды на антропогенез человека? Как люди заселяли землю?

2. Опишите основные источники наших знаний о древнейшей истории человечества. Каковы достижения эпохи палеолита? Какова была социальная организации эпохи палеолита?

3. Что такое неолитическая революция? В чем состояли ее последствия 1номике, социальной структуре общества?

4.Какие перемены происходили в жизни первобытных племен в период их перехода к цивилизации? В чем причины зарождении государств?

5. Каковы особенности развития древних государств в Египте, Месопотамии, на восточном побережье Средиземного моря?

6. В чем причины появления великих военных держав древности? Какую роль они сыграли в развитии человечества?

7. Каковы особенности древних государств Индии и Китай?

8. В чем состоял особый путь развитии древнегреческой цивилизация?

9. Что такое полис? Как было организовано управление в полисе?

10. Дайте характеристику основных городов-государств Древней Греции

11. Назовите главные достижения древних греков.

12. Каковы основные этапы развития Римского государства?

13. Что позволило римлянам создать огромную державу?

14. Почему произошел переход от республики к империи? Как было организовано управление в Римской республике и Римской империи?

15. В чем причины гибели Западной Римской империи?

16. Дайте характеристику культуры Древнего Востока. Назовите известные памятники культуры стран Древнего Востока.

17. Каков вклад древних греков и римлян в мировую культуру? Назовите известные вам памятники Древних Греции и Рима.

18. В чем особенности религий Древнего мира?

19. Дайте характеристику христианству как ми репой монотеистической религии.

www.compendium.su