Мифы Древней Греции. Верования древних греков. Цель: расширить кругозор учащихся; познакомить их с Грецией; рассказ. План мифов древней греции


План – конспект внеклассного мероприятия по литературе среди 6-7 классов Мифы древней Греции

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Отдел Образования акимата города Тараза

Государственное учреждение «Средняя школа № 13»

План – конспект

внеклассного мероприятия

по литературе

среди 6-7 классов

Мифы древней Греции

Учителя: Керимбаева И.И.,

I категория ,

Прниязова Р.Ж.

I I категория

Город Тараз.

2014 год

Цель урока: воспитание уважения к духовному наследию народов мира развитие познавательной активности учащихся , повторение и закрепление материала по теме; развитие интереса к мифологии.

Задачи урока: 1. Расширить знания учащихся о героях мифов Древней Греции. 2. Обобщить творческий потенциал учащихся по рассматриваемой теме. 3. Вызвать у учащихся желание самостоятельно продолжить изучение мифов Древней Греции. 

4. Создавать ситуации достижения успеха. 5. Воспитывать корректность к мнению товарищей. 1. Слово учителя (Слайд 1)

Идет двадцать первый век от Рождества Христова, мы используем атомную энергию и летаем в космос. Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы, придуманные в какие-то допотопные времена? Ведь даже языки, на которых дошли до нас эти мифы, называют «мертвыми».

Мифы – это предания о богах, героях и чудесных существах. Предания отличаются от сказок и легенд. Сложены они древними греками в те далекие времена, когда люди только начинали вглядываться в окружающий мир, только приступали к его исследованию и объяснению. Те явления, которые происходили в природе, объясняли действиями сверхъестественных сил - богов. Своих богов древние греки поселили на самой высокой горе Олимпе. Ее вершина всегда, даже в самый ясный день, была затянута облаками и оставалась недоступной для человеческого взора. Вот там-то, за облаками, и жили греческие боги, и с высоты Олимпа следили за делами людей. Отсюда они щедро награждали людей за добрые дела или жестоко наказывали за проступки и грехи.

Мы просто не отдаем себе отчета в том, насколько глубоко проникла культура античности в культуру и язык людей! Литература и искусство зарождались в недрах мифологии. Создавая сказания о богах и героях, человек делал первые шаги к самопознанию и творчеству. Чтобы понять путь, пройденный человеком за два тысячелетия новой эры и много-много веков до нее, надо вернуться к началам его культуры. Как писал А.С. Пушкин: «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности». Поэтому тема урока звучит так «Мифы Древней Греции. Боги, люди и герои Древней Греции». В течение урока мы погрузимся в мир, в котором жили и творили

древние эллины, познакомимся с их богами и героями, снова вернемся в современность для того, чтобы пройти по великолепной картинной галерее, и поучаствуем в малых олимпийских играх. Начинаются Олимпийские интеллектуальные игры, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам. За каждый правильный ответ игрок получает фишку – лавровый листок.Честная борьба выявила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна всем участникам нашей Олимпиады!

Напутствие командам: «Пусть изображения царя всех богов Зевса ,держащего в правой руке –статую богини победы- Ники, в левой руке –скипетр, принесет нашим командам –участницам удачу ,а фортуна благоволит им!

Выход команд: А первый наш конкурс – «Приветствие».

1. Конкурс «Приветствие» Представление названия команды и эмблемы ( до 5 баллов)

1.Команда «Олимпионики» 6 «Б» класс

2.Команда «Кентавры» 6 «Г» класс

3.Команда «Крылатый Пегас» 6 «А» класс

4.Команда «Спартанцы» 7«А» класс

2. Конкурс «Разминка» Вперед ,на Олимп!

1.Как называлась пища богов?(нектар-напиток, амброзия- пища богов)

2.На какой горе жили боги? (Олимп).

3. Кому из богинь Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите).

4.Кто главный на Олимпе?(Зевс)

5. У статуи Зевса в правой руке богиня победы.Как ее зовут?(Ника)

6.Какая война разразилась из-за 3 богинь?

7.Кому может быть известна судьба самого Зевса? (Мойрам-богиням судьбы)

8.Кто подарил людям огонь? (Прометей).

9. Бог, покровитель путников и торговли (Гермес.)

10 .Какой бог некрасивый? Бог огненной стихии и кузнечного мастерства (Гефест.)

11.Какая богиня носит название «пенорожденная»?Богиня любви и красоты (Афродита).

12. Богиня мудрости и справедливой войны (Афины).

3. Конкурс «Крылатые слова» Ведущий 1. Вы, конечно же, знаете, что некоторые выражения имеют название “крылатые”. Многие дошли до наших дней именно из Древней Греции. Предлагаем участникам объяснить значение некоторых известных “крылатых выражений”. Представители команд берут карточки, в которых написаны крылатые выражения, дать смысловое значение. .(2 балла за правильный ответ) Правильный ответ подтверждается соответствующим слайдом презентации. Что означают следующие выражения?Объясни «крылатое выражение»

1.Олимпийское спокойствие.(  "олимпийское спокойствие" - невозмутимое спокойствие. У нас «олимпийское спокойствие» или «величие» - невозмутимое, предельное, как у древнего бога.)

2. Как из рога изобилия. (Множество вкусных вещей, которые никогда не иссякают.)

3. Панический страх.( безотчетный, внезапный, неудержимый страх, охватывающий человека или многих людей, вызывающий смятение. Отсюда же возникло слово "паника". )

4. Канул в лету(Пропал, исчез, забыт.)

5. Авгиевы конюшни.( )

6. Сизифов труд.( )

7. Ахилесова пята(Уязвимое место.)

8. Яблоко раздора(Предмет ссоры.)

4.Конкурс «Мифические животные»

(Командам по очереди задается вопрос, если нет ответа, отвечает другая команда, 1 балл за правильный ответ)

1. Дикие существа, полулюди- полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавры)

2. Страж Аида, трехголовый пёс со змеиным хвостом. На шее у него шипят и извиваются злобные змеи. (Кербер)

3. Полуженщины – полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив их, убивают и пожирают. (Сирены)

4. Дочь тифона и Ехидны с телом змеи и с девятью драконьими головами. Жила в непроходимых топких болотах. (Гидра)

5. Великан с одним глазом во лбу. (Циклоп)

6.. Туловище этого чудовища впереди львиное, в середине – козье, сзади - змеиное; три головы: льва, козы, змеи – изрыгающие из пасти пламя. (Химера)

7.Чудовище с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. (Грифон)

8. Чудовище с лицом и грудью женщины, толом льва и крыльями птицы. В наказание послала Гера на Фивы. Сидело около города и задавало загадку: «Кто утром ходит на 4-х ногах, днем на двух, вечером на трех?» Не сумевшего ответить – душило. (Сфинкс).

9.Отгадайте загадку: ребенок, взрослый, старик. (Человек)

10..Волшебная птица ,похожая на орла в огненном оперении ,живет 500 лет (Феникс)

5.Конкурс «Мифы о Геракле»«12 подвигов Геракла»

Как вы помните, Геракл совершил подвиги в определенной последовательности. Ваша задача, пользуясь рисунками, восстановить последовательность подвигов Геракла.

12 подвигов Геракла.

1. Немейский лев

2. Лернейская Гидра

3. Стимфалийские птицы

4. Керинейская лань

5. Эриманфский вепрь

6.Авгиевы конюшни

7. Критский бык

8. Кони Диомеда

9. Пояс Ипполиты

10. Коровы Гериона

11. Цербер

12. Яблоки Гесперид

Вопросы:

1.Какой подвиг совершил Геракл еще в колыбели? (Он уничтожил подосланных Герой змей).

2.За что Геракл должен был 12 лет служить Эврисфею? (За то, что в припадке безумия, посланного Герой, убил своих детей и племянников).

3.Как Гераклу удалось победить гидру? (С помощью Иолая, который прижигал факелом гидре шеи, и у нее не отрастали отрубленные гераклом головы)

4.В чем особенность стимфалийских птиц? (их перья были бронзовыми стрелами, а ногти и клювы – медными).

5.Какое особое свойство имели яблоки Гесперид? (они давали вечную молодость)

6.Как Геракл перехитрил титана Атласа? (Геракл попросил Атласа снова принять на свои плечи небесный свод «на минутку», чтобы подложить себе на плечи подушку, и, забрав принесенные Атласом яблоки, ушел).

7.Почему Гераклу так долго не удавалось победить великана Антея? (Великан черпал силы у своей матери-земли).

8.Как Гераклу удалось за один день очистить авгиевы конюшни? (Он изменил русла рек и направил их воды через конюшни).

9.Что за кобылицы были у царя Диомеда? (Их кормили человеческим мясом, они были небывалой силы и красоты).

10.Кто такие амазонки? Что должен был добыть у них Геракл? (Амазонки – мифический народ женщин-воительниц; Геракл должен был добыть пояс Ипполиты, дар Ареса,- пояс непобедимости).

6 конкурс. Герои

1.Кто был отцом Ясона?(Эсон)

2.Кто у Эсона отобрал власть?(Пелий, его сводный брат)

3.Кто воспитал Ясона?(Кентавр Хирон)

4.Во дворце у Эета.Эет придумал испытание для Ясона. Найдите лишнее(засеять поле зубами льва)

5.Препятствие для аргонавтов-Симплегады -движущиеся скалы(отрывок из мультфильма)

6.Назовите имя слепого поэта-сказителя, автора эпических поэм «Илиада» и «Одиссея».(Гомер)

7.Кто придумал троянского коня?(Одиссей)7.Конкурс « Музы» Перечислите древнегреческих муз. Эрато – муза любовных песен, Эвтерпа – муза лирики, Каллиопа – муза эпической поэзии и знания, Полигимния – муза торжественного гимна, Клио – муза истории, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Урания – муза астрономии.

8 конкурс – “Замени ”

Самовлюблённый человек

Нарцисс

Люди, сохраняющие невозмутимое спокойствие

Олимпийцы

Долгие странствия, приключения или рассказ о них

Одиссея

Грозный начальник

Зевс

Замечательный музыкант

Орфей

Свирепый, неумолимый страж

Цербер

9 конкурс – “Допиши ”

Задание к конкурсу «Проверь свой кругозор». Вставьте пропущенные слова

1. Греция находится в южной части ___________________ полуострова

2. Автора поэм «Илиада» и «Одиссея» звали _______________________

3. В поэме «Илиада» речь идет о ______________________ войне

4. Уязвимое место человека называют ____________________   _________

10.Конкурс Блиц. Ответы на скорость (кто быстрее поднимет руку, один балл за ответ)

1.Какую войну выиграла одна лошадь? (Троянская)

2.Когда в Древней Греции никто не воевал? (Олимпийские игры)

3.Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода).

4.Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне? (Туника, тога, хитон)

5.Назовите музыкальные инструменты Древней Греции (Кифара, лира).

6.Как называли себя древние греки? (Эллины).

7.Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство? ( Аид – царство мертвых, Посейдон – владыка

8.Кто из богов изображён с крылышками на сандалиях  и перемещается с быстротой мысли? (Гермес)

9.Какая богиня всегда носила за спиной колчан со стрелами, лук, копьё, а её спутницы - нимфы? (Артемида)

10.Какой бог был хромоногим и почему? (Гефест)

11.Кто из богинь имел за спиной крылья? (Ника)

12.Кто из богов лучше всех играл на кифаре или флейте? ( Аполлон)

13.Как называются богини, живущие на Олимпе, в руках которых судьба самого всесильного Зевса? (мойры)

14.Какой бог вооружён трезубцем? (Посейдон)

15.Кто из богинь появился из головы Зевса? ( Афина)

16.Какая богиня родилась из белоснежной пены морских волн? Какое ещё имя она  носила(Афродита, Киприда)

17.Кто из богов рождался дважды: первый- от царской дочери, второй- из бедра своего отца, Зевса? (Дионис)

18.Какая богиня бывает радостной и счастливой 2/3 года, в остальное время она носит тёмные одежды и погружается в печаль? Почему? (Деметра)

19.Этот бог - курчавый мальчик, весёлый, шаловливый, подчас  коварный; у него в руках золотой лук, за плечами колчан со стрелами, которые могут принести страдания не только людям, но и богам (Эрот)

20.Какой бог был нелюбимым сыном Зевса? Почему? (Арес)

21.Этот бог - брат Зевса-царит глубоко под землёй, где над полями носятся бесплотные тени  умерших (Аид)

Задания для конкурса болельщиков1.Много Одиссей страдал,Многих чудищ он познал.Назови-ка ты одно,На змею похожееИ с собачьей головой,Да с шестью, а не одной.И зубов там три ряда.Не погиб герой тогда,Когда та змея чуть былоИх корабль не проглотила. (Сцилла.)2.Скажи-ка, что это за пес,Что царство мертвых охраняет?Кто без Аида вход найдет,Того чудовище съедает. (Цербер.)

3.Есть остров в море-океане,Где злые чудища живут.Они певуньями слывут.Кто к ним на остров заплывет,Назад домой не попадет. (Сирены.)4. Сколько голов было у лернейской гидры? (9 голов) 5. Кто помог одолеть гидру? (Иолай – племянник Геракла) 5. Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде) 6 Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (В бронзовый сосуд) 7.Кто из богов подарил быка царю Крита? (Посейдон) 8 Чем кормил Диомед коней? (Человеческим мясом) 9. Каково значение пояса Ипполиты? (приносил удачу) 10. При помощи каких предметов удалось Гераклу победить стимфалийских птиц? (С помощью тарелок или трещоток) 11.Как называли себя древние греки? (Эллины).

12.Как называлась Древняя Греция (Эллада)

infourok.ru

Мифы Древней Греции. Верования древних греков. Цель: расширить кругозор учащихся; познакомить их с Грецией; рассказ

Тема: Мифы Древней Греции. Верования древних греков.

Цель: расширить кругозор учащихся; познакомить их с Грецией; рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений греков об окружающем их мире;

стимулировать познавательный процесс, развивать коммуникативные способности учащихся; раскрыть потенциальные возможности детей; развивать творческие способности и интерес к литературе;

воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности; формировать умение работать в группе.

Оборудование. Карта Древней Греции, репродукции картин П.Рубенса «Персей и Андромеда», Ван-Дейка «Марс и Венера», М.Врубеля «Пан», Пуссена «Эхо и Нарцисс», Мифологический словарь. Книга для учащихся.– М: Просвещение, 1993;

Ход урока

I.Сообщение целей и задач урока. Ожидаемые результаты.

II.Работа над темой урока.

Cлово учителя.

Миф – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид УНТ. Миф отражает стремление людей уяснить смысл и причины наблюдаемых явлений (войны, смерти, стихийных бедствий) и в то же время беспомощность перед этими явлениями. Поскольку древний человек не отделял себя от природной и социальной сферы, весь мир осознавался им как живой организм. Сегодня мы познакомимся с мифами Древней Греции, которые легли в основу общечеловеческой культуры.

Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной и человека также о происхождении солнца, луны, звезд; мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия).

Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, учение) - совокупность мифов. Также мифология – это наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение).

Чтобы лучше узнать жизнь древних греков, отправимся в экскурсию вместе с нашими гидами.

III.Экскурсия по Древней Греции. (учащиеся выступают с заранее подготовленными докладами).

География Древней Греции - Территориальное ядро — южная часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии.

На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке — с Македонией, на западе омывалась Ионическим, на востоке — Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона — Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.

Самые крупные из греческих островов — Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узким проливом. Многочисленные острова Эгейского моря образуют два больших архипелага — Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значительные из островов у западного побережья Греции — Керкира, Левкада, Кефалления и Закинф.

Природные условия - Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин, если не считать Лаконии, Беотии, Фессалии и на Эвбее. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Богатством и разнообразием отличался как растительный (дуб, дикий орех, кипарис, каштан, пихта, ель, мирт, лавр, олеандр и пр.), так и животный мир (медведи, волки, лисы, вепри, кабаны, лани, олени, косули, зайцы; в древние времена львы), но особенно много давало море. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа, а также серебра, меди, золота, свинца, белого мрамора, темно-синей глины.

Учитель. Как же дошли до нас мифы древних греков? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Их создавали бродячие певцы – аэды, странствующие от одного поселения к другому и останавливающиеся в домах вождей племен. Они декламировали гимны и песни в честь богов, аккомпанируя себе на кифаре.

IV.Давайте обсудим. Миф очень похож на сказку, давайте попробуем найти отличия между ними. Учащиеся заполняют таблицу.

Миф

Сказка

Боги и герои – основные действующие лица

Простые люди, животные

Объяснительная функция

Развлекательная, поучительная

Воспринимается как реальность

Воспринимается как выдумка

Древнегреческий божественный пантеон был основой развития общества не только Древней Греции и Рима, но и отображал историю и развитие одной из первых древних цивилизаций мира. Сейчас мы познакомимся с основными богами, обитавшими на Олимпе.

V. Работа в группах. Класс разбивается на группы. Каждая группа получает конверт с именем древнегреческого бога и готовит рассказ о его деяниях, составляет простой план, рисует иллюстрации. По ходу выступлений учащихся на доске заполняется таблица.

Имя древнегреческого бога

Имя в римской мифологии

Покровителем чего является бог

Атрибут

Выступления оценивает экспертная группа по пунктам:

- логичность, последовательность пересказа;

- грамотность речи;

- близость лексики пересказа к тексту мифа.

Учитель. Жители Древней Греции воплотили свои мечты и надежды в столь совершенных мифах, что они живут уже много веков, кочуют из произведения в произведение, воплощаются в слове, бронзе, мраморе – в произведениях различных видов искусства.

Домашнее задание. Написать отзыв об одном из подвигов Геракла и нарисовать иллюстрацию к нему.

Список использованной литературы.

1.А.Н. Кун. Легенды и мифы Древней Греции – М, 1957.

2.Макаренко Л.А. Литература. 6 класс. – Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2007.

3.Тимофеев Л.И., Тураева С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение,1985.

refdb.ru

Древней Греции «Легенды и мифы Древней Греции» - Документ

Николай Альбертович Кун

Легенды и мифы Древней Греции

«Легенды и мифы Древней Греции»: Народная асвета; 1984

Аннотация

Знание основных сюжетов древнегреческой мифологии необходимо для любого культурного человека.

Книга Н.А. Куна относится к отечественной классике: по ней уже много поколений наших соотечественников открывали для себя мир античных легенд и поверий. Выразительность и ясность изложения, блестящее знание духовного наследия Древней Греции — вот основные черты книги Н.А. Куна.

Николай Кун

Легенды и мифы Древней Греции

Часть первая.

Боги и герои

Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном по поэме Гесиода «Теогония» (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы также из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и поэмы римского поэта Овидия «Метаморфозы» (Превращения).

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак — Эреб и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран — Небо — воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов — было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь — океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце — Гелиоса, Луну — Селену и румяную Зарю — розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов — циклопов с одним глазом во лбу — и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов — сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон [1], хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната — смерть, Эриду — раздор, Апату — обман, Кер — уничтожение, Гипнос — сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду — отмщение за преступления — и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Боги

Картина жизни богов на Олимпе дана по произведениям Гомера — «Илиаде» и «Одиссее», прославляющим родоплеменную аристократию и возглавляющих ее басилевсов как лучших людей, стоящих много выше остальной массы населения. Боги Олимпа отличаются от аристократов и басилевсов лишь тем, что они бессмертны, могущественны и могут творить чудеса.

Зевс [2]
Рождение Зевса

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обретут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию [3], Деметру [4], Геру, Аида (Гадеса) и Посейдона [5].

Рея не хотела потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей, Урана Неба и Геи Земли, удалилась она на остров Крит, а там, в глубокой пещере, родился у нее младший сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что он был обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты [6] ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестер.

Зевс свергает Крона. Борьба богов олимпийцев с титанами

Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей богов, прекрасных и светлых. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми — титан Океан и дочь его Стикс и детьми Рвением, Мощью и Победой. Опасна была эта борьба для богов олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов. Борьба длилась уже десять лет, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец, решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр земли и ринулись в бой. Они отрывали от гор целые скалы и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы.

Зевс метал одну за другой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.

Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

Борьба Зевса с Тифоном

Но не окончилась этим борьба. Гея Земля разгневалась на олимпийца Зевса за то, что он так сурово поступил с ее побежденными детьми титанами. Она вступила в брак с мрачным Тартаром и произвела на свет ужасное стоголовое чудовище Тифона. Громадный, с сотней драконовых голов, поднялся Тифон из недр земли. Диким воем всколебал он воздух. Лай собак, человеческие голоса, рев разъяренного быка, рыканье льва слышались в этом вое. Бурное пламя клубилось вокруг Тифона, и земля колебалась под его тяжкими шагами. Боги содрогнулись от ужаса Но смело ринулся на него Зевс громовержец, и загорелся бой. Опять засверкали молнии в руках Зевса, раздались раскаты грома. Земля и небесный свод потряслись до основания. Ярким пламенем вспыхнула опять земля, как и во время борьбы с титанами. Моря кипели от одного приближения Тифона. Сотнями сыпались огненные стрелы молнии громовержца Зевса; казалось, что от их огня горит самый воздух и горят темные грозовые тучи. Зевс испепелил Тифону все его сто голов. Рухнул Тифон на землю; от тела его исходил такой жар, что плавилось все кругом. Зевс поднял тело Тифона и низверг в мрачный Тартар, породивший его. Но и в Тартаре грозит еще Тифон богам и всему живому. Он вызывает бури и извержения; он породил с Ехидной, полуженщиной полузмеей, ужасного двуглавого пса Орфа, адского пса Кербера, лернейскую гидру и Химеру; часто колеблет Тифон землю.

Победили боги олимпийцы своих врагов. Никто больше не мог противиться их власти. Они могли теперь спокойно править миром. Самый могущественный из них, громовержец Зевс, взял себе небо, Посейдон — море, а Аид — подземное царство душ умерших. Земля же осталась в общем владении. Хотя и поделили сыновья Крона между собой власть над миром, но все же над всеми ними царит повелитель неба Зевс; он правит людьми и богами, он ведает всем в мире.

Олимп

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина [7], и много других богов. Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.

Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом [8]. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, божественно прекрасное лицо Зевса. У трона его — богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Никэ. Вот входит прекрасная, величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену: почетом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, великая Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса. А она, гордая своим могуществом, идет к золотому трону и садится рядом с царем богов и людей — Зевсом. Около трона Геры стоит ее посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях исполнять повеления Геры в самые дальние края земли.

Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои, Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амврозию и нектар — пищу и напиток богов. Прекрасные хариты [9] и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их легкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть — все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом — зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей — удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Не один Зевс хранит законы. У его трона стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на светлом Олимпе народные собрания на земле, наблюдая, чтобы не нарушился порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса, богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ — защитница правды и враг обмана.

Зевс хранит порядок и правду в мире и посылает людям счастье и горе. Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, все же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы — мойры [10], живущие на светлом Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Лишь смиренно склониться можно перед роком и подчиниться ему. Одни мойры знают веления рока. Мойра Клото прядет жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвется нить, и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, все, что назначили в жизни человеку ее сестры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.

Есть и еще на Олимпе богиня судьбы — это богиня Тюхэ [11], богиня счастья а благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен сам Зевс, сошлет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своем жизненном пути богиню счастья Тюхэ; но как редко это бывает, и как несчастлив тот человек, от которого отвернется богиня Тюхэ, только что дававшая ему свои дары!

Так царит окруженный сонмом светлых богов на Олимпе великий царь людей и богов Зевс, охраняя порядок и правду во всем мире.

Посейдон и божества моря

Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Там, в глубине моря, живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую похитил великий властитель морской глубины Посейдон у ее отца. Он увидал однажды, как водила она хоровод со своими сестрами нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин; за эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.

С тех пор живет Амфитрита с мужем своим Посейдоном в подводном дворце. Высоко над дворцом шумят морские волны. Сонм морских божеств окружает Посейдона, послушный его воле. Среди них сын Посейдона Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури. Среди божеств — и прекрасные сестры Амфитриты, нереиды. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, тогда расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Бьются тогда с шумом морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега — синее, беспредельное.

Много божеств окружает великого брата Зевса, Посейдона; среди них вещий морской старец, Нерей, ведающий все сокровенные тайны будущего. Нерею чужды ложь и обман; только правду открывает он богам и смертным. Мудры советы, которые дает вещий старец. Пятьдесят прекрасных дочерей у Нерея. Весело плещутся юные нереиды в волнах моря, сверкая среди них своей божественной красотой. Взявшись за руки, вереницей выплывают они из морской пучины и водят хоровод на берегу под ласковый плеск тихо набегающих на берег волн спокойного моря. Эхо прибрежных скал повторяет тогда звуки их нежного пения, подобного тихому рокоту моря. Нереиды покровительствуют мореходу и дают ему счастливое плавание.

Среди божеств моря — и старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. Он тоже вещий бог, нужно только уметь застигнуть его неожиданно, овладеть им и заставить его открыть тайну будущего. Среди спутников колебателя земли Посейдона и бог Главк, покровитель моряков и рыбаков, и он обладает даром прорицания. Часто, всплывая из глубины моря, открывал он будущее и давал мудрые советы смертным. Могучи боги моря, велика их власть, но властвует над всеми ними великий брат Зевса Посейдон.

Все моря и все земли обтекает седой Океан [12] — бог титан, равный самому Зевсу по почету и славе. Он живет далеко на границах мира, и не тревожат его сердце дела земли. Три тысячи сыновей — речных богов и три тысячи дочерей — океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери великого бога Океана дают благоденствие и радость смертным своей вечнокатящейся живящей водой, они поят ею всю землю и все живое.

Царство мрачного Аида (Плутона) [13]

Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.

Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты [14]. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела [15], носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер [16], на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.

В этом то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших — Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.

Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.

Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.

Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками [17]. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.

Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям [18].

Гера [19]

Великая богиня Гера, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка.

Великую богиню Геру, после того как ее и ее братьев и сестер изверг из своих уст побежденный Зевсом Кров, мать ее Рея отнесла на край земли к седому Океану; там воспитала Геру Фетида. Гера долго жила вдали от Олимпа, в тиши и покое. Великий громовержец Зевс увидал ее, полюбил и похитил у Фетиды. Боги пышно справили свадьбу Зевса и Геры. Ирида и хариты облекли Геру в роскошные одежды, и она сияла своей юной, величественной красотой среди сонма богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с великим царем богов и людей Зевсом. Все боги подносили дары повелительнице Гере, а богиня Земля Гея вырастила из недр своих в дар Гере дивную яблоню с золотыми плодами. Все в природе славило царицу Геру и царя Зевса.

Гера царит на высоком Олимпе. Повелевает она, как и муж ее Зевс, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури.

Прекрасна великая Гера, волоокая, лилейнорукая, из под венца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Боги чтут Геру, чтит ее и муж, тучегонитель Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает Гера Зевсу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене наказаниями. Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как подверг ее Зевс бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелый наковальни.

Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется пред ней, великой царицей Олимпа.

Ио

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».

Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса. Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от жены своей Геры, превратил Ио в корову. Но этим громовержец не спас Ио. Гера увидела белоснежную корову Ио и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать в этом Гере. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргусу [20]. Страдала несчастная Ио, никому не могла она поведать о своих страданиях; обращенная в корову, она была лишена дара речи. Не знающий сна Аргус стерег Ио, не могла она скрыться от него. Зевс видел ее страдания. Призвав своего сына Гермеса, он велел ему похитить Ио.

Быстро примчался Гермес на вершину той горы, где стерег стоокий страж Ио. Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулись его сто очей, как выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио была освобождена. Но и этим Зевс не спас Ио от гнева Геры. Она послала чудовищного овода. Своим жалом овод гнал из страны в страну обезумевшую от мучений несчастную страдалицу Ио. Нигде не находила она себе покоя. В бешеном беге неслась она все дальше и дальше, а овод летел за ней, поминутно вонзая в тело ее свое жало; жало овода жгло Ио, как раскаленное железо. Где только не пробегала Но, в каких только странах не побывала она! Наконец, после долгих скитаний, достигла она в стране скифов, на крайнем севере, скалы, к которой прикован был титан Прометей, Он предсказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио. Много мук перенесла она, много видела опасностей, прежде чем достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее прежний образ, и родился у нее сын Эпаф. Он был первым царем Египта и родоначальником великого поколения героев, к которому принадлежал и величайший герой Греции, Геракл.

Аполлон [21]
Рождение Аполлона

Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнах бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где стоит и до сих пор. Кругом Делоса шумело море. Уныло подымались скалы Делоса, обнаженные без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.

Борьба Аполлона с Пифоном и основание дельфийского оракула

Юный, светозарный Аполлон понесся по лазурному небу с кифарой [22] в руках, с серебряным луком за плечами; золотые стрелы громко звенели в его колчане. Гордый, ликующий, несся Аполлон высоко над землей, грозя всему злому, всему порожденному мраком. Он стремился туда, где жил грозный Пифон, преследовавший его мать Латону; он хотел отомстить ему за все зло, которое тот ей причинил.

gigabaza.ru

Мифы Древней Греции как исторический источник урок

Замятина Н.В.,

учитель истории

МОУ Гимназия г. Моршанска

Мифы Древней Греции как исторический источник

Урок истории в 5 классе

Цель урока - на основе изучаемого мифологического материала формировать умение работать с историческими источниками, развивать критическое и аналитическое мышление, творческие способности, воспитывать культуру речи.

Вид: конференция с элементами беседы.

Метод обучения: эвристический.

Технология: технология развивающего обучения.

План урока

  1. Актуализация темы.

  2. Мифы – исторический вымысел или историческая реальность?

  3. Греческие мифы как исторический источник.

  4. Итог урока.

Ход урока

1.Актуализация темы

- «Интеллектуальная зацепка»: ученица – Клио читает отрывок из «Илиады»:

Там подбежала навстречу ему Андромаха – супруга …

Стиснула руку, и слово сказала, и так говорила:

«Сжалься над нами и в бой не иди, оставайся на башне,

Чтоб сиротою не сделать ребёнка, вдовою – супругу!»

Ей, отвечая, сказал шлемоблещущий Гектор великий:

«Я бы стыдился троянцев и длинноодеждых троянок,

Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя!»

- Учитель сообщает историю открытия Г.Шлиманом Трои и ставит цель - на основании изученных на уроках литературы мифов рассмотреть древнегреческие мифы как исторический источник.

2.Мифы – исторический вымысел или историческая реальность?

- Учитель предлагает «заглянуть» на заседания Учёного совета, тема которого «Троянская война – реальное историческое событие или исторический вымысел?»

- Далее ученики разыгрывают заседание Учёного совета.

Учёный Историк:

- Я поражён, удивлён тем, как вообще можно проводить равенство между сказками человечества и реальными историческими событиями. Поющие птицы – сирены, боги, помогающие героям побеждать, какой-то гигантский троянский конь… Очевидно, что никакого отношения всё это к настоящей истории не имеет. Мифы – это сказки для детей, искать в них исторический смысл бесполезно.

Архивист, демонстрируя «Илиаду»:

- Позволю возразить: ведь Троя была всё-таки найдена Шлиманом. Это – главное доказательство достоверности знаний, содержащихся в мифах.

Учёный Историк:

- Троя… найдена… Такими укреплёнными городками была переполнена вся Малая Азия. Где ни копни – наткнёшься на обломки копий, остатки рвов. Но привязывать найденную в Малой Азии крепость к Троянской войне, выдуманной Гомером, не исторично.

Археолог:

- Коллеги, я, как археолог, подтверждаю: около 1260 года до нашей эры город Троя на самом деле испытал длительную осаду и был разрушен. Именно в этом временном культурном слое был найден ров, шириной 1,5 метра, частокол, к сожалению, не обнаружен. Читайте Гомера!

Клио:

- Мысль безрассудная гнать через ров с колесницами коней.

Он к переходу отнюдь не удобен: на нём непрерывно

Острые колья стоят.

Учёный Историк:

- Может быть, вы будете утверждать, что и конь троянский был?

Геолог:

- Кстати о коне. В это время в районе Трои могло произойти землетрясение, на что указывают изменения в земной коре, обнаруженные моими коллегами – геологами. «Троянский конь», приведший к падению города – это землетрясение. Вам ли не знать, что часто стихийные бедствия и военные напасти древние люди облекали в иносказательную форму: так, образ змея, дракона в славянской мифологии символизировал кочевников, терроризировавших окраины Руси.

Историк:

- Хочу поддержать коллегу. Иносказательность имела место в «Илиаде», как и в любых мифах, ведь в основе «Илиады» лежат древнегреческие легенды. Возьмите миф об Икаре: та же самая иносказательность. Но под ней скрываются реальные события.

Архивист:

- Вот–вот. Нельзя относиться к мифам несерьёзно, воспринимать их «сырыми». Задача историков - отделять реальные факты от вымысла.

3.Греческие мифы как исторический источник

- Учитель предлагает «покинуть» бурное заседание Учёного совета и высказать учащимся своё мнение по теме: «Греческие мифы как исторический источник». Для исследования предлагаются мифы о Дедале и Икаре, встрече спутников Одиссея с циклопами, Харибдой и Сциллой, лабиринте Миноса, Ахиллесовой пяте.

4. Итог урока. Учитель подводит итоги урока.

refdb.ru

Мифы Древней Греции План-конспект проведения урока-игры Олимпийские интеллектуальные игры (по мифам Древней Греции)

План-конспект проведения урока-игры«Олимпийские интеллектуальные игры (по мифам Древней Греции)»

Предмет: литератураКласс: 6Тема урока: Мифы Древней ГрецииИспользуемый УМК: Учебник-хрестоматия «Литература. 6 класс». В 2-х частях. Автор-составитель В. П. Полухин.

Цели урока:1.Обучающие:-обобщение и закрепление знаний по теме «Мифы Древней Греции».2.Развивающие: -развитие целостного отношения к миру и искусству;-формирование эстетического вкуса через приобщение к богатству древнегреческой культуры.3.Воспитательные:-формирование навыков общения в диалоге с учителем, одноклассниками и самим собой;-формирование интереса к изучению мировой литературы.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний по теме «Мифы Древней Греции»

Задачи урока:

- воссоздания целостности восприятия мифов и легенд Древней Греции- развитие логического мышления- контроль уровня усвоения темы- формирование положительного отношения учащихся к изучению литературы в целом

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, экран, мультимедийный проектор

Ход урока с применением ПРЕЗЕНТАЦИИВступительное слово учителя.

Слайд № 1Древней Греции принадлежит честь создания большинства мифов и легенд. До сих пор мифология греков поражает своей красочностью и разнообразием. Греки создали своих богов по образу и подобию людей, наделили их непременными и непреходящими красотой и бессмертием. Божества были очеловечены до такой степени, что обладали теми же качествами и эмоциями, что и люди, судьбами которых они управляли: они одновременно были великодушны и мстительны, добры и жестоки, влюбчивы и ревнивы, судьба их была также зависима от жребия Мойр, как и жизнь людей зависела от олимпийских богов. А результаты сегодняшнего состязания будут зависеть только от вашего упорства, ваших знаний и возможностей.

Слайд № 2Мифы Древней Греции – «сокровищница мировой культуры». Поясните данное высказывание.Эпиграфом нашего урока будут слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва:«Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны»

Слайд № 3Объявляется о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам.

В разминке участвуют все игроки. (Каждый учащийся, ответивший правильно, получает зелёный жетон-листик из лаврового венка)

Слайд № 4Разминка1. Дайте определение слову «мифы».(Мифы – предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев)2. Что является главной отличительной чертой мифа и сказки?(Понятие о происхождении мира и человека)3.Из каких источников стали известны мифы Древней Греции?(Поэмы Гомера, Гесиода)4.Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие?(Нектар-напиток, амброзия-пища)5.Чем отличались олимпийские боги от людей?(Бессмертием)6.Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне? (Туника. Тога. Хитон.)7.Назвать музыкальные инструменты Древней Греции. (Кифара. Лира.)8.У статуи Зевса в правой руке богиня победы. Назовите её.(Ника.)

Слайд № 5Мифологические образы в живописи

9.Три картины из этого ряда созданы на сюжеты а

univerfiles.com